Реферат: Анализ распределения прибыли на примере СПК Ольговский
Название: Анализ распределения прибыли на примере СПК Ольговский Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | |
Анализ распределения и использования прибыли предприятия (СПК «Ольговский») Финансовый результат — обобщающий показатель анализа и оценки эффективности (неэффективности) деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях (этапах) его формирования. В новом плане счетов (действует с 1 января 2000 г.) открывается сопоставляющий синтетический сч. 99 «Прибыли и убытки», предназначенный для выявления конечного финансового результата деятельности любой коммерческой организации. Целью их деятельности является извлечение прибыли для ее капитализации, развития бизнеса, обогащения собственников, акционеров и работников. Счет прибылей и убытков связан с другими синтетическими Валовая прибыль рассчитывается по формуле: P вал = N - S Pвал— прибыль валовая, тыс. руб.; N — объем продаж, тыс. руб. S — себестоимость реализованной продукции. Прибыль от продаж исчисляется по формуле: P ( N ) = N – S – КР – УР , КР – коммерческие расходы; УР –управленческие расходы. Финансовый результат от всех видов обычной деятельности Роб.д = Р до н/обл – Налог на прибыль Действующая с 2000 г. ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и данные сч. 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» (по новому счетному плану) позволяют рассчитать прибыль (убыток) от обычной деятельности как в целом за год, так |и в поквартальном разрезе: i ! i Конечным финансовым результатом деятельности организации является чистая (нераспределенная) прибыль
(Р), которая формируется на сч. 99 «Прибыли и убытки» как Прибыль (убыток) от продаж (плюс, минус) Сальдо доходов и расходов от операционной и Чистая прибыль является основным показателем для объявления дивидендов акционерам, а также источником средств, направляемых на увеличение уставного и резервного капитала, капитализации прибыли организации. Заключительными записями декабря отчетного года чистая прибыль переносится на сч. 84 «Нераспределенная прибыль», которая по существу должна быть равна нераспределенной прибыли, если организация в течение года не использовала в исключительных случаях чистую прибыль на покрытие текущих расходов по внутрихозяйственным программам. Чистая (нераспределенная) прибыль характеризует реальный прирост (наращение) собственного капитала организации. В связи с этим в научной и учебной литературе по финансовому анализу при желании можно найти различные определения понятия «финансовый результат» в зависимости от того, какая сторона деятельности в каждом конкретном случае рассматривается. В целом в понятие «финансовый результат» вкладывается определенный экономический смысл: либо превышение (снижение) стоимости произведенной продукции над затратами на ее производство; либо превышение стоимости реализованной продукции над полными затратами, понесенными в связи с ее производством и реализацией; либо превышение чистой (нераспределенной) прибыли над понесенными убытками, что в конечном итоге является финансово- Таким образом, конечный финансовый результат деятельности коммерческой организации любой организационно-правовой формы хозяйствования выражается так называемой бухгалтерской прибылью (убытком),
выявленной за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех ее хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34 н. Согласно данному Положению конечный финансовый результат отчетного периода теперь отражается в бухгалтерском балансе как нераспределенная прибыль (непокрытый Бухгалтерская (чистая) прибыль слагается из финансового результата от реализации товаров, продукции (работ, услуг); доходов от участия в других организациях; процентов к получению за минусом их к уплате; операционных доходов и расходов; внереализационных доходов и расходов, чрезвычайных доходов и расходов за вычетом налога на прибыль. Прибыль (убыток) от продаж товаров (работ, услуг) определяется как разница между выручкой (нетто) от продаж за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей и затратами на ее производство и реализацию. В течение 1995—1999 гг. были созданы нормативные документы, коренным образом изменившие подход к методике расчета финансовых результатов для их отражения в бухгалтерской отчетности и исчисления выручки от реализации товаров, продукции (работ, услуг). В Постановлении Правительства РФ № 661 указывается, что только для целей налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере ее оплаты (поступления средств за товары, работы, услуги на счета в банках или в кассу организации, либо по мере отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. Метод определения выручки от реализации для целей налогообложения может устанавливаться предприятием на нескольколет из заключенных договоров и контрактов. Избранный метол Для составления бухгалтерской отчетности выручка от продаж продукции и от выполнения работ, услуг устанавливается Далее на основе достоверных данных ф. № 2 следует оценить состав и динамику элементов формирования прибыли от продажи чистой (нераспределенной) прибыли, т.е. конечные финансовые результаты деятельности коммерческой организации, которая стала объектом экономического анализа (табл. 1). Как свидетельствует обобщающая информация табл. 1 о состоянии и динамике всех существенных показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности организации, к которым относятся не только различные виды прибыли, но и такие В отчетном году по сравнению с предыдущим годом выручка от продаж увеличилась в 4,2 раза; себестоимость проданных товаров — в 4,5 раза. При этом валовая прибыль, или еще ее можно назвать «маржинальный доход» (этот термин впервые появился в новой российской бухгалтерской отчетности с 2000 г.), возросла в 3,7 раза; расходы по продажам — в 5,5 раза; прибыль от продаж — в 1,16 раза; прибыль от обычной деятельности — в 1,17 раза; а чистая (нераспределенная) прибыль — в 1,21 раза. Характеризуя изменение абсолютных показателей прибыли, Данные табл. 1 позволяют раскрыть структуру всех основных элементов, формирующих конечные финансовые результаты — чистую (нераспределенную) прибыль (табл. 2). Структурно-динамический анализ, по данным табл. 2, в целом показал, что несмотря на весьма благополучное положение с Сложившиеся обстоятельства требуют более детального подхода к изучению отдельных статей формирования финансовых результатов. По данным аналитического учета можно установить, Следует обратить внимание на тот факт, что согласно данным табл. 2 чистая прибыль в отчетном году по сравнению с Финансовому менеджеру организации совместно с главным В отчетном году наибольший удельный вес в структуре затрат занимают материальные затраты (58,8%), заработная плата (16,2%) ипрочие затраты (12,9%). В сравнении с предыдущим годом возросли затраты на сырье и материалы на 5,7 пункта, прочие затраты — на 5,9 пункта преимущественно за счет налогов, включаемых в затраты. Оценка структуры и динамики производственной себестоимости реализации по статьям калькуляции проводится по данным табл. 5. Расчеты, приведенные в табл. 5 показывают, что структура себестоимости изменилась в сторону увеличения удельного веса таких затрат, как сырье и материалы (0,3 пункта), общепроизводственные расходы (2,4 пункта) и общехозяйственные (управленческие) расходы (2,7 пункта). В связи с этим исходя из данных табл. 5 следует Особое внимание в процессе анализа и оценки динамики В связи с процессом достоянного развития аналитических возможностей бухгалтерской отчетности, в частности «Отчета о прибылях и убытках», создана информационная база проведения анализа изменение (Д) прибыли от продаж под влиянием следующих факторов: • объема выручки (нетто) от реализации товаров, продукции • структуры реализации; • себестоимости проданных товаров, продукции; • коммерческих расходов; • управленческих расходов; • цен на реализацию товаров, продукции (работ и услуг). Для проведения факторного анализа используем необходимую информацию табл. 1 и аналитической табл. 6, исходные данные Методика расчета влияния факторов на прирост прибыли от продаж 1. Методика прироста прибыли от продаж (∆Р): 18658-16117=+2541 т.р. 2. Расчет темпа роста объема продаж в сопоставимых уенах: 349388/112706 х 100= 310%, тогда темп прироста объема продаж составил 210% 3. Расчет прироста прибыли в связи с увеличением объема продаж на 210%: ∆Р (N)=(+210 х 16117) / 100=+33845,7 т.р. Итак, первый фактор - изменение объема продаж привело к приросту прибыли от продаж на +33845,7 т.р. 4. Расчет изменения себестоимости проданных товаров, продукции и услуг: 312771-252034=+60737 т.р. Это означает, что прибыль от продаж уменьшится на эту сумму в связи с увеличением себестоимости товаров, продукции (работ, услуг), т.е. ∆Р (s) составит –60737 т.р. второй фактор – оказал влияние на прибыль на –60737 т.р. 5. Расчет изменения коммерческих расходов при неизменном объеме продаж: 138927-77594 = +61333 т.р. третий фактор уменьшил прибыль от продаж на 61333 т.р., т.е. ∆Р (кр) составил –61333 т.р. 6. Расчет изменения управленческих расходов при неизменном объеме продаж: 3398-2820=+578 т.р. за счет управленческих расходов прибыль от продаж уменьшилась на 578 т.р., т.е. ∆Р (ур) составил –578 т.р.-четвертый фактор 7. Расчет влияния на изменение прибыли от продаж в результате увеличения цен: Сравним два объема продаж отчетного периода, рассчитанные по ценам предыдущего и отчетного года: 473754-349388=124366 т.р. Это свидетельствует о том, что продавали продукцию, товары, услуги по более высоким ценам и получили прибыль ∆Р (ц) +124366 т.р.- пятый фактор 8. Расчет влияния изменения структурных сдвигов в реализации продукции на изменение прибыли от продаж (шестой фактор ): 16940- (16117 х 3,10) =16940-49962,7 = -33022,7 т.р. - ∆Р(стр) –3022,7т.р. ПРОВЕРКА: 2541 т.р. = +33845,7 + (-60737) + (-61333) + (-578) + 124366 + (-33022,7) = +2541т.р. Факторный анализ показал, что прибыль от продаж увеличилась только за счет двух факторов: - изменения объема продаж +33845,7 т.р. - роста цен на товары +124366 т.р. Остальные факторы привели к понижению прибыли на общую сумму 155670,7 т.р. Обобщим результаты факторного анализа прибыли от продаж в таблице 7. Используя данные таблицы 1 , можно рассчитать ряд показателей оценки качественного уровня достижения определенных финансовых результатов: • маржинальный доход (МД); • точка критического объема продаж (г); • запас финансовой прочности (ЗФП). Все показатели и расчеты представлены в таблице 8. Проведенный анализ финансовых результатов деятельности организации за отчетный год создает базу для прогнозирования прибыли от продаж в предстоящем году. В табл. 9 представлен расчет критического объема продаж для заключения договоров на 2006 г. по такой номенклатуре изделий, которая обеспечивает получение максимально высокой прибыли. Как показывают данные этой таблицы, максимальная величина прибыли будет получена, если изделия будут выпускаться по третьему варианту из трех предложенных: АН — 150 шт.; БН — 100 шт.; БН — 174 шт. Такая структура продукции обеспечит получение максимальной прибыли — 14 530 тыс. руб. Эту величину прогнозируемой прибыли следует включить в план будущего года. В табл. 10 излагается (на условном примере) методика расчета выручки от продаж и критического объема продаж, обеспечивающих получение прогнозируемой прибыли и достаточно Далее следует обратить внимание на тот факт, что ф. № 2 Данные табл. 11 показывают, что на увеличение прибыли до И, наконец, общее влияние всех факторов на изменение читой (нераспределенной) прибыли или, как еще ее следует называть, бухгалтерской прибыли, показано в табл. 12. ВЫВОДПредложенные методики факторного анализа распределения прибыли от продаж, экономической и чистой прибыли, позволяют разработать программу повышения прибыльности (рентабельности) производственно-финансовой деятельности, мобилизовав выявленные резервы. ПриложенияСписок литературы: 1. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие / Под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. – М.: Омега-Л, 2004. 2. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2001. 3. Бланк И.А. Управление прибылью. – К.: Ника-Центр, 1998. 4. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2003. 5. Маракьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ. – М.: ПРИОР, 1997. 6. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности. – М.: Дело и сервис, 1998. |