Контрольная работа: Характеристика досуговых услуг

Название: Характеристика досуговых услуг
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: контрольная работа

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина»

Естественно – географический факультет

Кафедра сервиса и туризма

Контрольная работа

«Характеристика досуговых услуг»

Специальность – 230500 – Социально-культурный сервис и туризм

Работу выполнил:

Китижекова Мария Николаевна,

студентка 1 курса ОЗО (в/о)

Научный руководитель:

Ружинская Лариса Васильевна,

к.г.н., доцент

Оценка:______________ _________________(__________________________)

Подпись (расшифровка подписи)

Рязань, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Представление о содержании культурно - досуговой деятельности...5

1.1 Общественный потенциал досуга…………………………………………...5

1.2 Функции досуга в жизнедеятельности человека……………………………8

1.3 Субъекты культурно - досуговой деятельности и их функции…………..10

Глава 2. Туризм как сфера реализации досуговых ценностей………………..15

2.1 Туризм как специфический вид досуговой деятельности………………...15

2.2 Досуговые ценности в сфере туризма……………………………………...19

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованной литературы …………………………………………..35

Введение

В повседневной жизни досуговая активность выполняет множество различных функций рекреационно-оздоровительного и терапевтичес­кого типа. Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни. Кроме того, досуговая активность позволяет личности осознать про­тивоположные векторы своего существования. С одной стороны, до­суговые занятия создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зре­лищ, путешествий и т.п.) и тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом. С другой стороны, человек на досуге нередко стремится остаться один, ощутить умиротворяющий эффект уединения, задуматься над теми сторонами своего бытия, кото­рые в повседневных заботах не попадают в фокус его внимания. Вместе с тем, на отдыхе человек без труда завязывает знакомства, спонтанно и дружески взаимодействует с разными людьми.

Актуальность данной работы - досуг создает для человека возможности ре­ализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседнев­ных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потен­циал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эф­фект, снимающий внутреннее напряжение.

Цель исследования - дать характеристику досуговых услуг России и других странах.

Задачи исследования:

1. Изучить общественный потенциал досуга;

2. Рассмотреть функции досуга в жизнедеятельности человека;

3. Рассмотреть туризм как специфический вид досуговой деятельности;

4. Познакомиться с досуговыми ценностями в сфере туризма.

Объект исследования – досуговые ценности.

Предмет исследования – туризм как сфера реализации досуговых ценностей.

Практическая значимость исследования – использование материалов исследования при организации досуга.

Исходные материалы для исследования – работы таких авторов, как Воронкова Л.П., Зорин И.В., Квартальнов В.А..

Данная работа состоит из 35 страниц: введения, основной части из 2-х глав, заключения, списка литературы из 11 источников .

1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СОДЕРЖАНИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Общественный потенциал досуга

Человечество длительный пе­риод шло к осознанию общественной значимости свободного времени и культуры досуга. В прошлом общественный потенциал досуга неред­ко осмыслялся через религию. Религиозная идеология и картина мира задавали нормы поведения и представлений о человеке, которые приоб­ретали социально-интегративное значение в досуговых занятиях. В куль­турах Древнего мира, в средневековой Европе даже искусство ценилось не само по себе, но как отражение религиозного взгляда на мир, а следо­вательно, как регулятор общественных отношений, включая и отноше­ния в процессе досуга. Вопрос ставился следующим образом: если цель досуга - конструктивные задачи и общественно значимые ценности, он и для личности приобретает позитивный характер.

В эпоху Просвещения в западноевропейской цивилизации начина­ют вырабатываться критерии совершенствования не только общества, но и человека. Вопрос о досуге трактуется иначе: только тот досуг, кото­рый наполнен позитивным содержанием по отношению к личности и окружающим людям, может быть признан положительным для всего общества, т.е. по индивидуальному и семейному досугу можно судить об уровне развитости всей культуры того или иного народа. Представи­тели эпохи Просвещения связывали индивидуальный досуг с представлением об интеллектуальном, эстетическом, творческом развитии личности, о степени освоения человеком достижений предшествующей культуры, нравственных норм.

Ныне очевидно, что западноевропейская культура не смогла сохранить конструктивный характер этих критериев. Эпохи модерна и постмодерна показали, что развитое западноевропейское общество обрати­лось к иным ценностям – к повседневным заботам, потребительским запросам, удовольствиям и развлечениям.

Современный человек чаще рассматривает досуг как личное досто­яние, в рамках которого он реализует свободу действий. Конечно, досу­говая деятельность актуальна для индивида, поскольку позволяет ему восстанавливать работоспособность (спорт, игры на воздухе, оздорови­тельные занятия), расширять самосознание (обращение к искусству, фи­лософии), самореализовываться и снимать стрессы (любительские за­нятия, развлечения). Досуг предоставляет возможность осмыслить ин­дивидуальные особенности: врожденные качества характера, творческий потенциал, уровень интеллектуального развития. В занятиях любимым делом, в уединении человек способен сосредоточиться на своих про­дуктивно-волевых возможностях.

Но на выбор тех или иных занятий в свободное время влияют соци­альные моменты: мода, реклама, социальный статус. Именно на эти под­час скрытые от самого человека аспекты выбора досуга рассчитывают организаторы развлекательных мероприятий. Поэтому вновь обратим­ся к общественной значимости досуговой деятельности.

Когда множество людей решают в досуге одни и те же задачи, свя­занные с сохранением здоровья, развитием личности, умножением и раз­нообразием социальных связей, индивидуальные потребности превра­щаются в массовые, приобретая тем самым общественный характер и резонанс. Кроме того, в ходе досуговых занятий каждый человек осоз­нает свою идентичность с культурной средой, глубже интегрируется в жизненное пространство всего общества. Поэтому особенно важно об­ращение человека к этнонациональным видам досуговых занятий, к рек­реационным традициям (большинство которых носит коллективный ха­рактер), к массовым и зрелищным видам досуга, участию в праздниках, гуляньях. Общественный потенциал досуга - это оборотная сторона его индивидуальной значимости. Обе стороны нельзя отрывать друг от друга, они выступают взаимодополнительными аспектами одного и того же процесса человеческой жизнедеятельности.

Современное общество рассматривает досуговую деятельность как самостоятельную сферу жизнедеятельности, которая тесно пересекает­ся с такими важными сферами, как спорт и путешествия, религия и ис­кусство, семейно-родственные отношения и быт, система социальных коммуникаций и практика массовых зрелищ, индивидуальные пристра­стия и увлечения. По мере развития культуры свободное время и досуг также эволюционировали, интегрируя технические новинки, осваивая более эффективные организационные технологии.

1.2 Функции досуга в жизнедеятельности человека

Человек сравнительно легко способен сформулировать цели и моти­вы своего досуга, но ему сложно говорить о функциях досуга, т.е. о его целостном предназначении и месте в жизни.

Досуг создает для человека возможности ре­ализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседнев­ных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потен­циал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эф­фект, снимающий внутреннее напряжение, и т.п.

Особо следует выделить воспитательные и просветительные фун­кции досуга. На первый взгляд может показаться, что они значимы в основном для детей и юношества. Действительно, в период социализа­ции и индивидуального развития личности досуг приобретает огром­ное воспитательное значение. Вместе с тем эти функции остаются важ­нейшими и в более зрелом возрасте человека. В это время ему в мень­шей степени, но все же необходимо расширять кругозор, сохранять социальные связи, отзываться на требования времени. У взрослых по­добные процессы исследователи называют не воспитанием, а вторич­ной социализацией, что по существу тоже связано с индивидуальным развитием. Досуг располагает широкими возможностями осуществлять эту вторичную социализацию взрослых и пожилых людей с наиболь­шим эффектом.

В повседневной жизни досуговая активность выполняет множество различных функций рекреационно-оздоровительного и терапевтичес­кого типа. Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни.

Кроме того, досуговая активность позволяет личности осознать про­тивоположные векторы своего существования. С одной стороны, до­суговые занятия создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зре­лищ, путешествий и т.п.) и тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом. С другой стороны, человек на досуге нередко стремится остаться один, ощутить умиротворяющий эффект уединения, задуматься над теми сторонами своего бытия, кото­рые в повседневных заботах не попадают в фокус его внимания. Вместе с тем, на отдыхе человек без труда завязывает знакомства, спонтанно и дружески взаимодействует с разными людьми. Но эта свобода позволя­ет глубже понять особую значимость близких людей, осознать роль се­мейно-родственных отношений.

В целом досуговая активность способна выполнять функции оздо­ровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивиду­альной жизненной среды. Таким образом, досуг интегрирует множе­ство разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.

1.3 Субъекты культурно-досуговой деятельности и их функции

Важнейшими ком­понентами культурно-досуговой деятельности выступают люди, социальные группы, организации и фирмы, которые определяются в качестве ее субъектов.

Вначале проанализируем индивидуальных и коллективных субъек­тов досуговой активности , участвующие в ее проведении и организа­ции. Именно они определяют ее цели, задачи, содержание. Под субъек­тами подразумеваются как конкретные люди (индивиды, обладающие досуговыми потребностями, а также предприниматели, специалисты. работники учреждений культуры, помогающие организовать досуг дру­гих людей), так и совокупные субъекты (коллективы фирм, организа­ции и учреждения, представительные и исполнительные органы сферы культуры и др.).

Индивидуальные субъекты культурно-досуговой деятельности под­разделяются на:

1) основных субъектов досуговой деятельности; речь идет об инди­видах, а также дружеских группах и коллективах работников, желающих реализовать свои потребности в досуговых занятиях. Среди основных субъектов выделим:

- самодеятельных субъектов . Они задействованы в самодеятель­но-активных видах досуга (на дому, в дружеских компаниях и др.) и не обращаются к услугам организаторов-профессионалов. Са­модеятельными субъектами выступают многочисленные любите­ли охоты, рыбалки, путешествий автостопом, пеших походов и т.п., которые самостоятельно организуют свои досуговые занятия;

- субъектов, прибегающих к помощи организаторов со стороны (в их качестве выступают как отдельные граждане, так и коллективы работников). В этом случае люди, желающие поохотиться, поры­бачить, отправиться в туристическое путешествие, развлечься, пользуются услугами соответствующих фирм, которые предостав­ляют им такие возможности;

2) организаторов , участвующих в досуговой деятельности на про­фессиональной основе, создающих условия и помогающих основным субъектам деятельности реализовать потребности в отдыхе и развлече­нии. Здесь также выделяется ряд самостоятельных типов работников:

- руководящий состав профессиональных организаторов досуга ­ведущие менеджеры досуговых фирм, режиссеры, руководители учреждений культуры, работающие в разных областях досугово­го и В целом социокультурного сервиса. Представители этой груп­пы - ключевые фигуры в проектировании, организации и реализа­ции основных этапов досуговой деятельности и предоставления услуг потребителям; во многих случаях они несут ответственность за окупаемость и прибыльность области организации досуга;

- профессионально-творческий состав работников искусства и средств массовой информации – представители данной группы осуществляют непосредственный контакт с аудиторией – артис­ты-исполнители, работающие в разных видах и жанрах искусст­ва, ведущие концертов, концертмейстеры, дирижеры, журналис­ты, ведущие радио- и телепрограмм и т.п. Именно их творческие способности, профессиональное мастерство, психологическая подготовка оказываются в центре внимания посетителей указан­ных мероприятий с их участием;

- высококвалифицированные работники и специалисты разных от­раслей производства товаров и продуктов культурного назначения, а также персонал учреждений культуры, организации сферы серви­са (работники печати и издательств, врачи, тренеры, аниматоры рек­реационных центров, мест размещения, руководители туристских групп, экскурсоводы, инженеры, программисты и провайдеры се­тей связи и др.). В большинстве случаев они причастны к реализа­ции основных этапов организации и осуществления досуга, на­прямую взаимодействуя с потребителями культурного продукта;

- рядовые исполнители и производители услуг в области досуга – работники учреждений культуры, досуговых центров и турфирм, не принадлежащие к руководящему составу, к высококвалифици­рованным специалистам и творческим работникам. Это рядовые исполнители, их помощники. Часть из них напрямую взаимодей­ствуют с потребителем (официант ресторана, дежурный гостиницы и др.), другие могут эпизодически контактировать или совсем не сталкиваться с потребителями сервисных продуктов;

- вспомогательный персонал - технические работники учреждений культуры, персонал охранных фирм и др., не вступающие в тесный контакт с потребителями услуг. Оставаясь «в тени», эти работники осуществляют важные функции: предоставляют незри­мые услуги, связанные с поддержанием нормальных условий труда специалистов-организаторов и досуговой деятельности населения. Эти работники обеспечивают безопасность отдыха, наличие теп­ла, бесперебойной подачи электричества в закрытых помещени­ях, надежную работу техники и др.;

- представители исполнительной и законодательной власти в цент­ре и на местах, а также работники культурных, лечебно-санатор­ных, спортивно-туристских учреждений, информационных струк­тур и правовых организаций . Работники этих учреждений и органи­заций реализуют государственную, региональную и муниципальную политику в области рекреационной и культурно-досуговой деятель­ности, контролируют выполнение законодательно-правовых норм в этой сфере;

- лица и структуры, осуществляющие предпринимательские функ­ции, связанные с финансированием , а также предоставляющие до­норскую помощь организаторам досуга (продюсеры, органы вла­сти, общественные фонды, спонсоры, меценаты, и др.), а также партнеры по бизнесу (банковские структуры и др.).

Имеется несколько подходов к классификации коллективных орга­низаторов досуга . Важнейшими критериями их группировки и разделе­ния выступают следующие.

Форма собственности предприятий и учреждений досуга (на при­мере организаций Российской Федерации):

- учреждения федеральной собственности;

- учреждения субъектов РФ;

- учреждения муниципальной собственности;

- организации частной собственности физических или юридиче­ских лиц.

Разновидность деятельности и вид культурно-досугового продукта предприятий и учреждений досуга :

- производящие товары и продукты культурного назначения (поли­графические комбинаты, художественные мастерские, фабрики народ­ных промыслов и сувениров и др.);

- оказывающие разного рода услуги: материальные (реставрацион­ные, видеозаписи, фотосъемка и др.), нематериальные (обучающие, культурно-развивающие, информационные, игровые и др.);

- осуществляющие в основном торговлю культурными товарами, предметами искусства.

Целевая направленность предприятий и учреждений досуга:

-культурное просветительство, художественное творчество, разви­тие эстетических чувств аудитории досуга;

-отдых и развлечение аудитории.

Способ хозяйственной деятельности предприятия щи учреждения досуга :

- коммерческий тип. Ориентир на рыночные принципы деятельнос­ти, получение наибольшей прибыли, достижение экономического эф­фекта - фирмы, оказывающие услуги в разных сферах культуры и досуга, а также частные организации, коммерческие структуры по произ­водству, демонстрации и торговли товарами культурного назначения;

- некоммерческий тип. В иерархии целей преобладают культурно-содержательные аспекты деятельности: сохранение художественных цен­ностей и традиций, эстетическое и нравственное воспитание молодежи, поддержание культурного престижа нации, развитие художественного творчества и др. – общественные каналы СМИ, государственные театры, библиотеки, музеи, клубы;

- смешанный тип. Некоммерческие по своим целям предприятия и учреждения ведут предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие, перераспределяя дополнительные средства внутри своей организации – в условиях недостаточного финансирования в этот тип вливается часть неком­мерческих организаций.

2. ТУРИЗМ КАК СФЕРА РЕАЛИЗАЦИИ ДОСУГОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ

2.1 Туризм как специфический вид досуговой деятельности

Процесс развития культуры раскрывается во взаимодействии человека с природой и в виде общественного производства. Одна из необходимостей этого взаимодействия – восстановление сил, здоровья, запаса энергии, расширения кругозора и познания мира. Этим процессам и целям отвечает туризм.

К исходу XX столетия туризм стал нормой жизни современного человека. В современном мире туризм является одним из эффективных средств удовлетворения досуговых потребностей населения, и в настоящее время приобретает массовый характер. Это произошло благодаря растущей взаимосвязи и взаимозависимости стран в результате открытости границ и увеличения масштабов международной торговли, охватывающей не только обмен товарами и капиталом, но и услугами.

Согласно Р. Ланкуаре, время, которым располагает человек в течение своей жизни, можно классифицировать следующим образом.

1. Время социальное и время личное: социальное время – время, посвящаемое активной работе, общественной и семейной жизни; личное время – это время, посвящаемое заботе о физическом здоровье и культурном развитии.

2. Время активной деятельности и время отдыха: первое время – это время, посвящаемое трудовой, общественной и домашней деятельности, а второе – это время, посвящаемое восстановлению сил.

3. Время производственной деятельности и время, не связанное с получением прибыли.

4. Время структурированное и время неструктурированное: время первое – это время по календарю и четко организованному расписанию, второе – это время не спланированное.[ 6, c. 56 ]

Выражение «свободное время» впервые появилось лишь в начале XX века, когда начинает развиваться оригинальное научно-прикладное социолого-статистическое исследование бюджетов времени. Свободное время является одной из форм социального времени, или, иначе говоря, единицей социального времени. С ним связаны такие виды деятельности, как саморазвитие личности, овладение ею достижениями культуры и создание культурных ценностей.

До сих пор в отечественной и зарубежной литературе вопрос о границах свободного времени и досуга является дискуссионным. Одни исследователи считают понятие «досуг» синонимом слова «свободное время». Другие выделяют досуг как часть свободного времени. Г.И. Минц утверждает, что к «досугу относятся только те часы, которые используются для отдыха и развлечений. Время, отдаваемое учебе, общественной работе, детям и разным творческим занятиям не относятся к досугу, но являются частью свободного времени».[ 7, c. 4]

Досуг - это деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. Досуг - это деятельность, которой люди занимаются просто потому, что она им нравится. Вместе с тем учеными не отрицается, что все же основное предназначение досуга - рекреация. Именно необходимость в восстановлении физических и морально-психологических сил определяет потребность в досуге. Немецкий ученый Г. Клут считает: «Свободное время начинается там, где открывается возможность создать противоположный работе мир, с его собственными ценностями и притязаниями, такой мир, в котором активность человека направлена на отдых, на смягчение напряжения, на самого себя».

Из сказанного выше следует, что свободное время и досуг играют очень значимую роль в жизнедеятельности, как отдельных людей, так и общества в целом.

Итак, существуют разнообразные представления о категориях «свободного времени» и «досуга».

В настоящее время необходимым условием нормальной человеческой жизни, средством компенсации напряжения, восстановления работоспособности, всестороннего развития духовного мира человека, а также условием продолжения самого производства, наряду с досугом, является такой избирательный вид деятельности как рекреация.

В зависимости от выполняемых функций в процессе воспроизводства жизненных сил человека рекреацию можно подразделить на простую (компенсация) и расширенную (развитие сил). В реальной жизни выделить четыре вида рекреационного времени.

1. Инклюзивное – в течение рабочего дня (прикрытие век, микропаузы в работе мышц – психосоматическое расслабление). Это время простого комплексного восстановления сил.

2. Ежедневное – в конце рабочего дня. Компенсаторно-расширенное восстановление сил.

3. Еженедельное (уик-энд) – в конце рабочей недели. Расширенно-компенсаторное восстановление сил.

4. Отпускное – в конце рабочего года. Расширенное восстановление.

Как мы видим, функции этих четырех форм воспроизводства жизненных сил человека различны. Только в своей взаимосвязи они образуют единое целое рекреационной деятельности.

Необходимо отметить, что выделяют разнообразные критерии классификации рекреационной деятельности. Д.В. Николаенко разделяет рекреационную деятельность по следующим параметрам:

- по продолжительности (кратковременные и длительные виды рекреации);

- по месту проведения (рекреация может осуществляться на внутренней территории страны и за рубежом).

Для восстановления физических и психологических сил человека необходима особая социокультурная инфраструктура в сочетании с особыми природно-климатическими особенностями территорий. Совокупность природных и социокультурных предпосылок для организации рекреационной деятельности на определенной территории получило название рекреационный потенциал. В обыденном понимании это – наличие на определенной территории уникальных объектов или ресурсов, например: соли и минералы мертвого моря, грязи, нарзаны, водопады, голубые озера и т.д.

Таким образом, из вышесказанного можно выделить объект и субъект рекреации. Совокупность природно-климатических и социокультурных условий для рекреационной деятельности человека определяют объект рекреации, а рекреанты (люди), ведущие рекреационную деятельность – субъект рекреации.

Одним из эффективных средств удовлетворения досуговых потребностей наряду с рекреацией и отдыхом является туризм.

Туризм как социальный феномен является предметом социологии, которая исследует социальные условия, способствующие перемещению человека и выбора им образа отдыха, направления путешествия, поведение и мотивации людей в различных аспектах: в зависимости от возраста, национальности, социального положения, образования, места проживания, культурных устоев.

2.2 Досуговые ценности в сфере туризма

Туризм представляет собой один из видов досуговой жизнедеятельности, в процессе которой восстановление работоспособности сочетается с культурно-познавательной, духовно-нравственной, развлекательной деятельностью. По мнению С. Е. Щеглова, туризм по своей природе социален, так как это деятельность людей в рамках развитого цивилизационного человеческого общества. Туризм в современных условиях является неотъемлемой частью жизни человека и одним из эффективных средств реализации социокультурных ценностей в сфере досуга.[ 10, c. 175-176] Аксиологический анализ туризма может дать многое для изучения его современного состояния, поскольку ценности входят в число основных компонентов мотивации человеческой деятельности, во многом детерминируют специфику восприятия индивидом окружающей действительности и особенности его поведения.

Сложность определения сущности феномена «ценность» связана с его многозначностью, с его объективными особенностями. В литературе насчитывается более ста дефиниций этого понятия, в которых предлагаются к рассмотрению разнообразные подходы и стороны проблемы ценностей. Можно выделить три основные формы существования ценностей, переходящих одна в другую. [ 3, c. 232 ]

1) Общественные идеалы - выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни.

2) Предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей.

3) Мотивационные структуры личности, побуждающие ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Эти три формы существования переходят одна в другую.

Другим социокультурным основанием для типологии ценностей на уровне индивида может служить их отнесение к соответствующим группам потребностей индивидов. Витальные – относятся к простейшим или первичным потребностям, значимым для сохранения и продолжения жизни (благополучие, комфорт, безопасность). Интеракционистские соответствуют более сложным потребностям в общении, взаимодействии с другими людьми. Социализационные базируются на более сложных потребностях в усвоении ценностей, норм, образцов поведения, одобряемых в данном обществе. Смысложизненные соответствуют высшим по сложности и функциям потребностям в наполнении своей деятельности общим смыслом, значимым для всей жизни.

Потребности, представляя собой форму непосредственных жизненных отношений субъекта с миром, отражают динамику актуальных требований ситуации взаимодействия с миром. Личностные ценности представляют собой устоявшиеся отношения с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы. Ассимилируясь в структуру личности, в дальнейшем своем функционировании они практически не зависят от ситуативных факторов.

Итак, ценности, являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта. Обладая относительной автономностью от потребностей, они являются источниками смыслообразования, формулируются как идеалы, модели должного, задающие спектр желательных преобразований действительности.

Потребность является наиболее важным компонентом мотивации. Она является энергетическим источником, движущей силой процесса трансформации внешнего мира. Потребности – очень подвижные, меняющиеся в пространстве и времени явления, в их дифференциации отражаются важнейшие черты жизнедеятельности индивидов.

Следовательно, потребность – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

Рассмотрение ценностных ориентаций личности при изучении туризма является немаловажным. Основными причинами, по которым люди путешествуют, являются стремление к получению нового духовного опыта, желание соответствовать социальному статусу, оторваться от рутины и культурно обогатиться. Все они, так или иначе, связаны с существующей системой ценностей общества. Преобладающей в современном обществе является так называемая «западная» система ценностей. Для нее характерен следующий набор терминальных ценностей: красивый внешний вид, любимая работа, высокий доход, возможность профессио­наль­ного роста, наслаждение жизнью, самореализация, стремление нравиться другим, самостоятельность. Многие из них могут быть реализованы лишь в условиях качественного и разнообразного досуга.

Современный досуг несет на себе печать постиндустриального общества, черты которого пронизывают всю повседневную жизнь человека. Б. Фаулер, говорит о переориентации ценностного сознания современного человека, благодаря которому происходит сдвиг ценностей труда к самоценности досуга.

Прежде чем приступить к более детальному рассмотрению досуговых ценностей, реализуемых в сфере туризма, уместно будет рассмотреть формы досуговой деятельности. Именно они являются маркерами выделения основополагающих досуговых потребностей. Под формами досуговой деятельности понимается совокупность однотипных действий, имеющих опре­деленную функциональную нагрузку. Среди них можно выделить следующие.

• Отдых, т.е. процесс восстановления пси­хофи­зио­логического баланса человеческого организма. Соответствую­щая реа­билитация физических и умственных сил, восстановление способ­ности че­ловека к трудовой и бытовой жизнедеятельности в данном случае достигается как пассивным расслаблением организма, так и, на­оборот, активной деятельностью: прогулки и дру­гие виды отдыха на воздухе, посещение зрелищных учре­ждений, физи­че­ские упражнения, танцы и т.д.

• Развлечения - эта форма досуговой реабилитации и времяпрепрово­ждения, которая внешне близка к отдыху, но содержательно вполне са­мостоя­тельна. Ж. Дюмазедье так определяет их специфическое функцио­нальное место в системе досуга: если отдых избавляет человека от устало­сти, то развлечения избавляют его от скуки, от рутины повсе­дневно­сти, от недостаточной для мозга информационной насыщенности жизни. Причем, если для работающей части населения в соотноше­нии «уста­лость - скука» приоритетна, как правило, усталость, то для его неработаю­щей части приоритетна, наоборот, скука, что и порождает в соответствую­щих социальных условиях нередкую специфическую соци­ально-психологическую депрессию личности, известную под названиями «сплин», «хандра», «тоска» и т. п. Особенно злободневной эта ситу­ация становится именно сейчас, в условиях быстро растущего массива вынужденного сво­бодного времени у вытесняемой из сферы труда все большей части трудо­способного населения.

• Досуговое общение, т.е. свободное (добровольческое) межлично­ст­ное взаимодействие, осуществляемое с помощью живой или письменной
речи, мимики, и предполагающее, как правило, обратную связь. С пози­ции общаемости все виды досуговой деятельности могут быть подразде­лены на: облигатные, существующие лишь на базе общения (беседы, пере­писка, прием и посещение гостей); факультативные, с возможной, но не обяза­тельной общаемостью (прогулки, просмотр телепередач, по­сещение зрелищ и т.д.); солитарные, не предполагающие или даже прямо исключаю­щие об­щение (чтение, музицирование).

• «Потребление культуры», т.е. восприятие и освоение накопленных человечеством культурных ценностей в ходе чтения, просмотра и прослуши­вания теле-, видео- и радиопередач, посещения зрелищных учреждений, вы­ставок, концертов и т. д.

• Игровая деятельность, т. е. «свободная деятельность, являющаяся фор­мой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение по­треб­ностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений». Ставя
человека в режим соревновательности, нередко имитируя в условнойформе «острые», в том числе и опасные для жизни ситуации, мобили­зуя физические и психологические (интеллектуальные и эмоциональные) ре­сурсы человека, на «грани фола» сочетая нормативно-допустимое и ин­нова­ционное в поведении, игра возбуждает многообразные переживания, спо­соб­ствует смене впечатлений, общей «встряске» как самих играющих, так и на­блюдающих («болеющих») за игрой.

• Досуговый («любительский») труд, т. е. разнообразная трудовая дея­тельность, совершаемая в добровольном порядке и не имеющая товар­ной или бытовой ценности: содержа­ние комнатных животных, разведение цветов, рукоделие, самодеятельное творчество (техническое, художествен­ное, опытническое и т.д.), самообразование, любительский спорт, общест­венная работа и т. д. Своей нетоварностью досуговый труд напоминает домашний труд, но принципи­ально отличен от него фактом заинтересо­ванности человека именно в личном осуществлении данного труда. Иными словами, если любой вид домашнего труда в принципе может быть реализован и на наемно - товар­ной основе (ребенка можно отдать в детсад или пригласить няню и т.д.), то «любительский» труд никому и ничему перепоручен быть, не может.

Таким образом, досуговые ценности - это предметы разнообразной деятельности людей, которые удовлетворяют какие-либо материальные или духовные потребности людей различных социальных групп в сфере досуга. Их, как и все прочие, можно разделить на материальные и духовные. К материальным досуговым ценностям относятся объекты природной и социокультурной среды, обладающие ценностно-смысловой значимостью для досуговой деятельности человека. К духовным досуговым ценностям относится совокупность терминальных ценностей, которые оказывают значимое влияние на реализацию витальных, интеракционистских, социализационных и смысложизненных потребностей в сфере досуга. В качестве этих ценностей выступают здоровье, познание, общение, саморазвитие, развлечения и т.д.

Эти досуговые ценности по-разному реализуются различными социальными субъектами, а характер проведения досуга, в свою очередь, является одним из основных факторов, воздействующих на предпочтение различных видов туризма. В настоящее время туризм является устойчивым элементом досуговой активности личности. Такую популярность туризма можно обосновать тем, что в современном обществе он приобрел массовый характер. Интенсивные международные контакты, как на уровне государств, так и на уровне индивидов, коммуникация посредством сети электронной почты и мобильных телефонов, бронирование отеля, билетов на транспорт, заказ других услуг посредством сети Интернет стали типичными в социальной практике миллионов людей во всем мире. Можно говорить о том, что туризм в современных условиях представляет собой явление глобального транснационального масштаба.

Доминирующее положение туризма в досуговых предпочтениях в сфере духовной жизни поколений связана с многообразием мотивов, которые оказывают влияние на выбор такого вида досуга у различных групп людей.Исследователи по-разному группируют мотивы туристов. Одни исходят из различия видов мотивации (Р. Макинтош, Ф. Пирс), другие – из различия потенциальных туристов (С. Плог). Эти классификации объединены общей целью - изучить и структурировать потребноституриста, его мотивацию, что позволит улучшить качество туристского обслуживания, применять индивидуальный подход к туристам.

На протяжении всей истории существования туризма его потребности трансформировались. Так, в советские временатуризм и путешествия связывались не только с ожиданиями необычного и эмоционально насыщенного культурного опыта, но и с восприятием исторической и природно-эстетической реальности. Можно сказать, что преобладали культурные и психологические мотивы, люди путешествовали, чтобы познакомиться с культурой других стран, посмотреть на мир, отдохнуть от рутины и привычного ритма жизни. Сейчас туристы, помимо знакомства с культурой другой страны, стремятся больше узнать о быте людей, повседневной жизни, привычках, обычаях, традициях. Популярными стали поездки в другие страны во время национальных праздников, карнавалов. Туристов интересует внутренняя сторона жизни людей в других странах. Сегодня туризм в России, как и в остальном мире, превращается в индустрию «квантированных» удовольствий, которые подразумевают не столько культурные, сколько чисто физиологические аспекты потребления. Если прежде туризм ассоциировался с ценностью рискованного, но культурно насыщенного путешествия, то в современных условиях он превращается в систему фокусированного получения физиологических удовольствий (так называемое, «обслуживание», которое занимает первую позицию по значимости в туристической программе).

В связи с этим одним из важных мотивационных факторов туризма, наряду со стремлением приблизиться и постичь мир иной культуры, становится обретение соответствия той культурной реальности, которая создается телевизионной рекламой и статьями в популярных журналах. Именно это и становится реальностью современных путешествий. Иными словами, критерием эффективности туристической программы становится ее соответствие рекламе.

По мнению В.А. Квартального не все туристские мотивы, могут быть четко сформулированы и определены, но их можно систематизировать. Он предложил классификацию туристских мотиваций по двум основаниям: цель путешествия и интересов различных туристских групп. Выделяют следующие цели туризма: развлекательные, рекреационные, познавательные, оздоровительные, лечебные, профессионально-деловые, гостевые и пр. Все эти цели выражают те или иные потребности.

В зависимости от цели путешествия потребности условно можно классифицировать следующим образом.

1. Забота о здоровье.Потребности в лечении могут иметь различную функциональную нагрузку и в экстремальном случае лечение может быть основной целью поездки. Туристическая поездка может быть: оздоровительной – общая цель всех туров (климат, отдых, полезные для здоровья моральные и физические воздействия); предполагать лечение в качестве сопутствующей программы; лечебной по предписанию врача (лечение является основной целью туристского путешествия), включающей посещение курорта, водолечебницы, специализированного санатория, клиники.

2. Занятия спортом. Сюда входят туры, позволяющие заниматься в период отпуска такими видами спорта, которыми большинство людей не имеют возможности заниматься регулярно в течение года. Это горные лыжи, теннис, гольф, планерный спорт, конный, парусный спорт, серфинг, подводное плавание, сплав на байдарках и катамаранах и многое другое.

3. Обучение. Здесь можно выделить, прежде всего, изучение иностранных языков и разговорную практику, предусматривающие ежедневные занятия, а также другие виды рекреационных занятий. Кроме того, сюда входят обучение различным видам спорта и профессиональные программы обучения (менеджмент, маркетинг, экономика). Небольшую группу составляют обучающие туры по интересам (кулинария, экология, астрономия).

4. Возможность самовыражения и самоутверждения. Эти потребности могут реализовываться с помощью паломничества, основной целью которого является празднование культовых обрядов, получение заряда духовной энергии, а также приключенческих туров (сафари, охота, покорение горных вершин).

5. Возможность заняться любимым делом (хобби) в среде единомышленников предполагает специальные туры для автолюбителей, фанатов и спортивных болельщиков на спортивные соревнования, туры для паломников, коллекционеров, гурманов.

6. Развлечение и потребность в общении с людьми. Это в основном путешествия в праздничные дни и туры с развлекательно познавательными программами. Развлекательные потребности могут быть самые различные: посещение аттракционов, аквапарков, известных театров, цирков, казино, кабаре, карнавалов, фестивалей, национальных праздников.

7. Познавательные цели связаны с потреблением культурных ценностей: осмотр достопримечательностей, явлений природы, красивых видов и пейзажей, национальных парков; ознакомление с достижениями культуры, науки и техники (музеи, галереи, культовые сооружения); посещение экологически чистых или, наоборот, очень загрязненных объектов, исторических мест и сооружений.

Во всех вышеперечисленных турах основная потребность заключается в удовлетворении любопытства и повышении культурного уровня туриста.

Второе основание классификации мотивов – это специфические интересы различных туристских групп. Они позволяют выделить четыре категории туристских мотивов, которые различаются в зависимости от принадлежности туриста к той или иной социальной (демографической, возрастной, экономической и т.д.) группе.

1. Природные и климатические мотивы. Рельеф местности, растительность, температура воздуха привлекательны для туриста и играют существенную роль в создании таких форм туризма, как спортивный, водный, горнолыжный. Природно-климатические элементы в мотивации туризма преобладают у населения больших городов.

2. Культурные мотивы – желание человека познакомиться с культурным наследием страны, к которому относят исторические места, музеи, картинные галереи, выставки, археологические памятники, народные ремесла. Особый интерес вызывают также обычаи, одежда, кухня и другие проявления народного творчества. Эти потребности присутствуют практически у всех потенциальных туристов.

3. Экономические мотивы. Стоимость жизни в месте туристского назначения, стоимость путешествия, играют существенную роль в формировании пакет-туров. Данный вид мотивации оказывает существенное дифференцированное влияние на количество туристов со средним доходом.

4. Психологические мотивы различаются в зависимости от индивидуальных особенностей личности туриста. К ним относятся религиозные воззрения человека, его особые интересы и наклонности, отношение к рекламе.

Как правило, при выборе турпродукта турист руководствуется целой гаммой мотивов, из которых лишь определенные имеют существенную значимость. Эти мотивы часто объединяются в многокомпонентные комплексы ощущений и желаний, в значительной мере усиливающих свое влияние на механизмы и результат принятия потребителем окончательного решения.

Наряду с потребностями на формирование, территориальную организацию и географическое распределение туристских потоков и маршрутов оказывают влияние ряд факторов, которые обладают определенной возможностью усиливать свое воздействие на принятие решения о путешествии и выбор турпродукта.

Соглашаясь с мнением В.А. Квартальнова, выделим следующие факторы, влияющие на формирование мотивов в туризме.

Мотивация выбора путешествия в значительной степени зависит от возраста и самостоятельности в принятии решения или возможности влиять на его выбор. Дети в раннем возрасте (до 2-х лет) решений не принимают, а опосредованно оказывают большое влияние на выбор родителями вида отдыха. Дети дошкольного возраста (до 7 лет) путешествуют с родителями (за редким исключением - в организованных группах), решений самостоятельно не принимают, но могут оказывать давление на родителей или лиц их сопровождающих. Отдых в этом случае ориентирован на потребности ребенка. Школьники (до 18 лет) ориентируются на познавательный и активный отдых, они отличаются высокой любознательностью, но финансово зависимы и поэтому обладают ограниченной самостоятельностью. Молодежь, студенты (до 25 лет) имеют достаточное образование, высокую требовательность к удовлетворению познавательных потребностей, активному отдыху, склонны к самостоятельности, индивидуальному или самодеятельному туризму. Туристы в возрасте 25-35 лет - люди в большинстве случаев семейные, с малолетними детьми. Представители этой возрастной категории, как правило, связаны необходимостью закрепления в обществе, служебной карьерой, поэтому на отдых они выделяют мало времени и средств, направляя их в основном на укрепление финансового положения семьи. Исключение составляют туристы из категории «новые русские», потребности которых связаны не столько с получением острых ощущений, сколько с привлечением к себе внимания окружающих. В возрасте 35-45 лет туристы предпочитают спокойный и комфортабельный отдых, адекватный вложенным средствам и жизненному опыту. Туристы 50 лет и старше в основном обладают слабыми физическими возможностями. Предпочитают познавательный отдых вне сезона, а также отдых, связанный с лечением.

Существенное влияние при выборе программ обслуживания оказывает образование, которое позволяет выявлять общность интересов при посещении культурных и развлекательных центров, что упрощает обслуживание и сопровождение групп.

Важным фактором, оказывающим влияние на мотивацию выбора отдыха, оказывает социальная принадлежность. Различают следующие социальные группы:

- Рабочие и служащие. Преобладающее их число стремится к активному отдыху, как правило, из-за монотонной работы и составляют значительный контингент туристов.

- Учащиеся и студенты. Они составляют подавляющую часть групп познавательного туризма, в силу своих возрастных и социальных особенностей.

- Пенсионеры. Очень чувствительны к внешним воздействиям, ограничения климатического характера позволяют им совершать туристские поездки вне сезона.

- Фермеры и работники подсобных хозяйств. Представители данной группы редко могут позволить себе какие-либо путешествия, в связи с тем, что у них отсутствует четко регулируемый отпуск и нет возможности для выделения времени на отдых.

При выборе видов отдыха большое значение имеет менталитет, который определяется в основном уровнем образования, социального статуса, социального положения в обществе. Необходимо отметить, что этот фактор наиболее важен для туристов старше 18 лет, в период становления личности. Во время отдыха имеет стремление к восполнению недостающих эмоций и ощущений.

Влияние конфессии на выбор различных видов туризма проявляется в том, что верующие отвергают развлекательные программы (варьете, стриптиз-шоу, казино). Следовательно, представители религиозных групп совершают туры, которые отвечают их убеждениям, и удовлетворяют их познавательные и духовные интересы, соответственно образу жизни, вероисповеданию, возможностям совершения обрядов или молитв.

Стоит отметить, что в туризме существенную роль играет доход, так как турист выбирает уровень туристского обслуживания и вид путешествия, исходя из его стоимости и своих материальных возможностей. Повышение жизненного уровня оказывает влияние на выбор тех или иных видов туризма и отдыха.

Семейное положение также влияет на мотивацию выбора путешествия. К группам семейной принадлежности относятся: дети и школьники, которые оказывают влияние на родителей в выборе отдыха; свободная от семьи молодежь имеет все предпосылки для активных путешествий; супруги с детьми относительно ограничены в выборе видов отдыха и развлечений, т. к. стремятся главным образом обеспечить отдых ребенка.

На формирование мотивов выбора путешествия оказывает профессиональная принадлежность, так как именно на работе человек проводит большую часть времени, подвержен сильному влиянию умственной и физической активности, а так же трудового коллектива.

Наличие и продолжительность отпуска также влияет на мотивацию путешествия и выбор туристского продукта. Отсутствие отпуска лишает человека возможности совершать длительные туры, оставляя ему лишь маршруты выходного дня.

Здоровье, физическая подготовка, иммунитет, спортивные навыки в значительной степени определяют выбор путешествия. Значительная часть курортов предлагает такие услуги, что существенным образом может влиять на принятие решения о путешествии и покупке турподукта. Семьи, в которых есть люди с физическими недостатками, скрупулезно подходят к планированию и выбору туристской поездки, учитывают возможные трудности и специфику отдыха. Работникам сферы туризма нужно обязательно помнить, что существует ряд не явно выраженных физических недостатков (диабет, фобии), которые ограничивают туристскую активность и могут создать предпосылки для возникновения экстренных ситуаций.

Туризм предполагает активный и пассивный отдых. Потребность в выборе отдыха зависит от возраста, характера, образа жизни, устойчивых принципов, влияния общества и других факторов, но, главное, от здоровья туриста. Человек с активной работой желает пассивного отдыха и, наоборот, умственный труд – необходимость физической нагрузки, эмоциональной встряски. На склонность туриста к пассивному отдыху также может оказывать влияние и сезонность. Таким образом, факторы туристской мотивации обладают определенной возможностью усиливать свое воздействие на принятие решения о путешествии и выбор туристского продукта.

Итак, досуговые ценности- это предметы разнообразной деятельности людей, которые удовлетворяют какие-либо материальные или духовные потребности представителей различных социальных групп в сфере досуга. К материальным досуговым ценностям относятся объекты природной и социокультурной среды, позволяющие осуществлять различные досуговые практики. Духовные досуговые ценности – это совокупность терминальных ценностей, оказывающих значимое влияние на реализацию витальных, интеракционистских, социализационных и смысложизненных потребностей в сфере досуга. Ценности в сфере туризма как вида досуговой деятельности позволяют удовлетворять потребности в лечении, занятии спортом, обучении, познании, развлечении, занятии любимым делом, а также в самовыражении, самоутверждении личности и повышении ее культурного уровня.

Туризм в современных условиях является одним из эффективных средств реализации социокультурных ценностей в сфере досуга. Это происходит благодаря усилению взаимосвязи и взаимозависимости стран, открытости границ и увеличения масштабов международной торговли, а также распространения сети электронной почты, сети Интернет и мобильных телефонов, которые помогают устанавливать международные контакты, бронировать отели, билеты на транспорт.

Заключение

Рост экономического благосостояния России и развитие деловой экономической жизни сформировал спрос на новые виды услуг, повысили требования к качеству обслуживания потребителей.

Развитие НТП породило новые виды услуг, связанные с передачей, обработкой и анализом информации (услуги беспроводной связи, интерактивной связи).

Существенную роль в повышении качества сервиса играют услуги обслуживания, среда в зоне обслуживания: интерьер здания, в котором размещается сервисная организация, его мебелировка, оборудование, микроклимат помещений, внешний вид обслуживания персонала и его профессионализм.

Современный процесс обслуживания основывается на анализе потребностей человека в индивидуальных услугах, диагностике и моделировании процесса обслуживания, материальных объектов и услуг.

Хотя государство с каждым годом старается оказывать всё больше внимания сфере культуры, на многих общественных организациях эти изменения отражаются мало. Экономическая ситуация сегодня такова, что государство обладает ограниченными средствами на развитие и поддержание уровня культуры в стране, поэтому выделяет средства, в основном на самые понятные и привычные населению виды досуга и искусства. Кроме того государство финансирует крупные учреждения, активно занимающиеся общественной деятельностью и контролируемые государством.

Список использованной литературы:

1. Батнасунов А.С. Досуг как сфера жизнедеятельности современной российской молодежи. –Ставрополь, 2004.

2. Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства. – М., 2004.

3. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Досуг: действительность и иллюзия. – Свердловск, 1970.

4. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. – М., 2004.

5. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. – Ростов-на-Дону, 2001.

6. Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география. М.: Айрис-Пресс, 2005.

7. Минц Г.И. Свободное время: желаемое и действительное. - М., 1978. –

8. Николаенко Д.В. Рекреационная география. - М., 2003.

9. Петровский В.С. Туризм как общественное явление // Спутник туриста. - Киев, 1983.

10. Щеглов С.Е. Динамика и тенденции развития туризма в России // Социальная политика и социология. - 2004.

11. Щитова Н.А. География образа жизни: теория и практика регионального исследования. - Ставрополь, 2005.