Курсовая работа: Понятие и виды экологических преступлений

Название: Понятие и виды экологических преступлений
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: курсовая работа

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Филиал в г. Сургуте


Факультет психологии, педагогики и права

Специальность: юриспруденция

Курсовая работа №3

Тема: «Понятие и виды экологических преступлений»

.

«Допущена к защите»

Научный руководитель: к.юр.н.

Гребнева Н.Н. ____________________

(подпись)

«____»_________________ 2009 г.

Студент: 3 курса

Ратикова И.Н.

________________________________

(подпись)

«____»___________________2009 г.

Сургут, 2009 г.

СодержаниеВведение……….……………..…………………………………………………....... 3Глава I. Нарушение действующих правил в области экопользования§ 1. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ ..…………………………………………………………………………...7§ 2. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов…………………………………………………………………………..9§ 3. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами…………………...11§ 4. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений…………………………..........................12Глава II. Нарушение правил охраны неживой природы§ 1. Загрязнение вод …………………………………….…………………..……...14§ 2. Загрязнение атмосферы…………………………………………………..........16§ 3. Загрязнение морской среды……………………………………………….......18§ 4. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации……………...……………………………………………………….20§ 5. Порча земли……………….………………………………………………........21§ 6. Нарушение правил охраны и использования недр…………………………..22Глава III. Нарушение правил охраны живой природы§ 1. Незаконная добыча водных животных и растений……………….……….....24§ 2. Нарушение правил охраны рыбных запасов…………………..……………...26§ 3. Незаконная охота……………………………………………………………….27§ 4. Уничтожение критических мест обитания организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации…………………………………………..29§ 5. Незаконная порубка деревьев и кустарников…………………….………......31§ 6. Уничтожение или повреждение лесов………………………………………...32§ 7. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов…………………………………………………………………………33Заключение……….…………………………………………………………….........34Список использованной литературы…….………………………………………...37Приложение………………………………………………………………………….40 Введение Природа есть объективная реальность, которая изменяется вследствие сознательной деятельности человеческого общества. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство. Наша страна относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны. Экологическая проблема номер один – загрязнение окружающей среды. Последовательно ухудшается здоровье людей. Средний возраст мужчин за последние годы составил всего 68 лет. Каждый десятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие нарушения на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности. По стандартам ВОЗ при ООН народ РФ находится на грани вырождения. Примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. Только 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Список подобных данных довольно обширен. Но и изложенное свидетельствует, что нам всем – жителям необъятной и богатой ресурсами России – пора осознать, что время нерегулируемого безлимитного пользования средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и благополучием будущих поколений, ибо негативное воздействие на природную среду есть не что иное, как уничтожение биологической основы существования человека, современная форма каннибализма. Поэтому в конце 80-х годов заговорили об экологических правахчеловека. В Энциклопедическом юридическом словаре под редакцией В.Е. Крутских дано следующее определение экологических прав человека [2.1]: «Экологические права человека – особая разновидность конституционных прав человека, появление которой вызвано обострением экологического кризиса, как в мировом, так и национальном масштабе…» Первоначально экологические права человека не были закреплены в Конституции РФ. Право на здоровую благоприятную среду было закреплено в статьях закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19 декабря 1991 года [5]. На принятии этого закона законодатель не остановился. Следующим, существенным шагом в области охраны окружающей природной среды, стало принятие всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституции РФ, в которой появилась статья, полностью посвященная экологическим правам граждан РФ. Статья 42 Конституции Российской Федерации декларирует следующие права граждан [1]: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». В дальнейшем был принят еще ряд законов направленных на обеспечение экологически безопасного существования граждан: Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г. [9]; Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. [10] и ряд других законов. Принятие закона - это существенный шаг вперед. Но без четкого механизма исполнения этого закона, закон будет иметь декларативный характер. Поэтому за совершение экологических правонарушений предусмотрена юридическая ответственность, т.е. за экологические правонарушения наступают неблагоприятные последствия для нарушителя. Ответственность за экологические правонарушения может бытьдисциплинарной, материальной, административной, уголовной и гражданско-правовой. Дисциплинарная ответственность – применение к виновному работнику предприятия мер дисциплинарного воздействия. Материальная ответственность – возмещение предприятию причиненного имущественного вреда виновным работником. Административная ответственность наступает в результате примененияспециальным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Гражданско-правовая ответственность предполагает возложение на правонарушителя обязанности возместить причиненный вред (имущественный или материальный) потерпевшей стороне, если этот вред причинен в результате нарушения правовых экологических требований. Курсовая работа посвящена теме уголовной ответственности за экологические преступления. Этой теме посвящена глава 26 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая так и называется «Экологические преступления». Глава «Экологические преступления» содержит 17 составов преступления, которые можно поделить на три вида в зависимости от непосредственного объекта посягательства: - первый вид преступлений образуют преступления совершенные в результате нарушения хозяйствующими субъектами правил экологической безопасности; - второй вид преступлений образуют действия, в результате которых страдают объекты неживой природы; - третий вид преступлений – преступления против живой природы. Каждая глава курсовой работы посвящена одному из видов преступлений и разбита на параграфы. Названия параграфов соответствуют названиям действующих статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а именно статьям 246-262 которые расположены в хронологическом порядке. Цель работы – изучить проблему уголовной ответственности за экологические преступления. Задачи:1) дать определения видам и составам экологических преступлений;2) изучить степень уголовной ответственности за данные преступления с опорой на УК РФ. Глава 1. Нарушение правил экологической безопасности при осуществлении специальных видов деятельности§ 1. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ Объектом преступления, предусмотренного ст. 246 УК, являются отношения в сфере хозяйственной и иной деятельности с целью сохранить природные объекты, оздоровить среду, обеспечить радиационную безопасность населения. При формировании территориально-производственных комплексовпромышленности, сельского хозяйства, строительства и реконструкции городов, населенных пунктов устанавливаются предельно допустимые нормы нагрузки на природную среду с учетом ее потенциальных возможностей, необходимости рационального использования территориальных и природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем. Перечисленные в статье работы по своему характеру всегда связаны с возможностью причинения вреда окружающей среде. Поэтому при проведении работ необходимо пользоваться правилами, направленными на минимизацию рисков, уменьшение потенциальной угрозы и ограничение вынужденных отрицательных последствий. Эти правила и нормы содержатся в экологическом и природоресурсовом законодательстве: - Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. [5]; - Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 февраля 1995 г. [7]; - Федеральном законе «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. [8]; - Федеральном законе «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. [10]; - Водном кодексе РФ от 16 ноября 1995 г. [3]; - Лесном кодексе РФ от 29 января 1997 г. [4] Законодатель устанавливает ответственность за нарушение общих экологических требований, в том числе и по радиационной защите населения. При размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатациюпредприятий и сооружений, прокладке коммуникаций, иных объектов, прямо или косвенно влияющих на состояние окружающей среды, должны выполняться «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередач», утвержденный Правительством РФ от 13 августа 1996 г. № 997. Строительство объектов производится при наличии положительного заключения специально на то уполномоченных государственных органов и решения местных органов самоуправления. В необходимых случаях вопрос о размещении объектов решается по результатам обсуждения или референдума. Объективную сторону данного состава преступления образуют также и нарушения правил охраны окружающей среды при эксплуатации промышленных и иных объектов, которые выражаются в несоблюдении правил нормирования и лимитирования природных ресурсов, а также требований, регламентирующих производственную деятельность. Обязательным признаком преступления являются общественно опасные последствия: существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовая гибель животных либо иные тяжкие последствия. § 2. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов Объектом данного преступления являются отношения в сфере защиты людей и охраны природной среды при осуществлении всех видов деятельности в области использования атомной энергии, уничтожении химического и биологического оружия. Преступлением считается производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение с радиоактивными, бактериологическими веществами и отходами с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. Установление уголовной ответственности за подобные действия обусловлено потенциальной опасностью как прямого, так и опосредованного (через природную среду) воздействия на организм человека, а также выполнением Российской Федерацией международных обязательств в области химического и бактериологического разоружения. Перечень опасных отходов, производство которых запрещено, устанавливается Правительством России. К ним, в частности, относятся взрывчатые вещества, в том числе после утилизации боеприпасов, а также отходов их производства, средств взрывания, порохов промышленного применения и пиротехнических изделий. Основные требования, регламентирующие порядок использования и обращения с радиоактивными веществами и их отходами, установлены Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г. [9]. Запрещаются эксплуатация радиационных источников, пунктов хранения, а также проведение любых работ по использованию ядерных материалов и радиационных веществ, находящихся в любой форме и на любой стадии производства, использования, переработки, транспортировки или хранения, если не приняты нормативно установленные меры по обеспечению физической защиты этих объектов. В соответствии с международной Конвенцией о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 г.), каждое государство-участник обязуется никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать каким-либо иным образом и не сохранять. В 1993 году Российской Федерацией подписана Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении. Разработана Федеральная целевая программа уничтожения запасов химического оружия в Российской Федерации, приоритетом которой являются: безопасность процесса уничтожения химического оружия, защита и оздоровление окружающей среды. Нарушение установленных правил при обращении с веществами, указанными в ч. 1 ст. 247 УК, признается оконченным с момента создания реальной угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. Состав преступления сконструирован законодателем по типу формального. В ч. 2 ст. 247 УК установлена ответственность за те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. § 3. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами Объектом преступления являются отношения в сфере экологической безопасности. Предметом данного преступления являются патогены, опасные для человека, животных и растений (их подробная характеристика приводится при анализе ст. 247 УК). Преступление, предусмотренное ст. 248 УК, заключается в нарушении правил безопасности при обращении с названными микроорганизмами и токсинами: применение и разведение биологических объектов, не свойственных природе соответствующего региона, а также полученных искусственным путем без разработки эффективных мер, предупреждающих их неконтролируемое размножение; превышение нормативов предельно допустимой концентрации в природной среде микробов, грибков, вирусов и иных видов микроорганизмов и биологических веществ, которые утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации. Обязательным признаком экологического преступления являются последствия: вред здоровью человека (любой степени тяжести), распространение эпидемий или эпизоотии, иные тяжкие последствия. К эпидемическим болезням относятся холера, чума, брюшной тиф, дизентерия, грипп и т.п. Другие заразные болезни - тиф, малярия, японский энцефалит и др. Эпизоотия - массовое заболевание животных, К иным тяжким последствиям относится имущественный ущерб, связанный с введением на территории России особых условий и режимов проживания людей и ведения хозяйственной деятельности, направленных на ликвидацию инфекционных, паразитических, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний, отравлений. В качестве особо квалифицирующего обстоятельства ч. 2 ст. 248 УК указывает смерть человека. Преступление считается совершенным с момента наступления последствий.§ 4. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений Объектом преступления является экологическая безопасность в сфереобеспечения защиты от болезней, общих для человека и животных. Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 249 УК, выражается в нарушении ветеринарных правил, повлекших распространение эпизоотии или иные тяжкие последствия. Нежелательные последствия могут наступить в связи с: - невыполнением ветеринарных правил, обязательных при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов животноводства; - нарушением порядка применения в ветеринарии биологических, химических и других препаратов, отказом от специальных мероприятий по защите животных от поражающего воздействия экстремальных факторов, природных и техногенных катастроф; - реализацией и использованием для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя животных, молока, молочных продуктов, яиц, иных продуктов животноводства, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе. Ответственность за данный вид преступлений наступает при наступлении последствия - эпизоотии, или иных тяжких последствий. Характеристика последствий в виде эпизоотии аналогична рассмотренной в составе ст. 248 УК. Частью 2 ст. 249 УК установлена ответственность за нарушение правил по борьбе с болезнями и вредителями растений, повлекшее тяжкие последствия. Под этими понятиями следует понимать полное или частичное уничтожение посевов или насаждений на значительных площадях, гибель собранного урожая,порчу семенного материала и т. п., отравление людей или скота ядохимикатами вследствие нарушения правил их использования. Вопрос о том, являются ли наступившие последствия тяжкими, решается с учетом конкретных обстоятельств дела. Глава II. Нарушение правил охраны неживой природы § 1. Загрязнение вод В статье 250 УК РФ рассматриваются экологические преступления в области водопользования и охраны водных объектов, порядок водопользования, а также общие требования к охране водных объектов предусмотренные Водным кодексом РФ. Предметом преступной деятельности могут быть поверхностные воды; подземные воды; источники питьевого водоснабжения. Поверхностные водные объекты — постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши. К поверхностным водным объектам: водотоки, водоемы, ледники, снежники. Подземные водные объекты - сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима. К подземным водным объектам относятся воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород; бассейн подземных вод; месторождение подземных вод и их естественные выходы. Источниками питьевого водоснабжения являются специально устроенные водохранилища, водозаборные емкости и т.п. Для питьевого водоснабжения используются защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты. Ответственность наступает за действия, в результате которых произошло загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если это повлекло причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Загрязнение водных объектов — это сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также, образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют состояние дна и берегов водных объектов. Засорение водных объектов состоит в сбросе или поступлении иным способом предметов или взвешенных частиц, ухудшающих качество и затрудняющих использование водных объектов. Истощение вод — заключается в устойчивом сокращении запасов и ухудшении качества поверхностных и подземных вод. Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается нормативами предельно допустимых вредных воздействий на водные, объекты. Правила охраны вод содержатся в ряде законодательных и иных нормативно-правовых актах: Водном кодексе РФ, Законе об охране окружающей природной среды, Положении о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах от 23 ноября 1996 г.[16], «О ведении государственного водного кадастра» от 23 ноября 1996 г.[17], а также многочисленных правилах, регулирующих определение и порядок взимания платы, нормативы сброса загрязняющих веществ, предоставление услуг по водоснабжению и канализации: «О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых воздействий на водные объекты» от 19 декабря 1996 г.[18]. В пределах водоохранных зон запрещается проводить авиационно-химические работы; обрабатывать посевы и почву агрохимикатами; строить склады для хранения минеральных удобрений и ядохимикатов, горюче-смазочных материалов; использовать навозные стоки для удобрения почв; заправлять топливом, мыть и ремонтировать машины и механизмы; вырубать растительность в лесах водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Последствия в виде причинения существенного вреда животному ирастительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству являются основанием для уголовного преследования. § 2. Загрязнение атмосферы Данная статья (ст. 251 УК РФ) регулирует отношения в сфере охраны атмосферного воздуха и обеспечения экологической безопасности населения. Статья устанавливает ответственность за любое изменение природных свойств воздуха, вызванное: нарушением правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушением эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха. Согласно Закону об охране окружающей природной среды, устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух. Основными компонентами, загрязняющими атмосферный воздух, являются твердые вещества (пыль), двуокись и окись азота, двуокись серы, окись углерода, формальдегид. Источник вредных выбросов — объект, их производящий. Под выбросами понимается поступление в атмосферу. Предельно допустимые выбросы (ПДВ) устанавливаются для каждого источника загрязнения; при этом учитывается, что выбросы из данного источника в совокупности с другими источниками города или иного населенного пункта (исходя из перспективы развития предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере) не создадут приземную концентрацию, превышающую предельно допустимую (ПДК) для населения, растительного и животного мира. Если в воздухе городов и других населенных пунктов концентрация вредных веществ уже превышает ПДК, а значение ПДВ по причинам объективного характера не могут быть достигнуты, для соответствующих предприятий устанавливаются временно согласованные выбросы вредных веществ (ВСВ), вводится поэтапное снижение их показателей до значений ПДВ. Правила выброса в атмосферу загрязняющих веществ считаются нарушенными при несанкционированном превышении нормативов предельно допустимых концентраций. Нарушение правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов выражается в эксплуатации их без соответствующих фильтровых устройств, с неисправными фильтрами, без контрольно-измерительных приборов и т. п. Ответственность за данный вид преступления наступает при возникновении общественно-опасного последствия, а именно при загрязнении или ином изменение природных свойств воздуха, которое содержит угрозу причинении вреда жизни и здоровью человека, состоянию растительного и животного мира, экологии. § 3. Загрязнение морской среды Цель статьи 252 УК РФ охрана от загрязнения морской среды и живых ресурсов моря. Местом преступления являются внутренние морские воды, территориальное море России и воды открытого моря. Внутренними морскими водами России считаются морские воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря России (статья 14 Водного кодекса РФ). Территориальное море России это прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемые в соответствии с нормами международного права и законодательством РФ [3]. Открытым морем являются все морские пространства, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства. Преступление выражается в загрязнении морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря, либо препятствующих правомерному использованию морской среды выраженное в увеличении предельно допустимого уровня концентрации вредных веществ в воде. Другой вид преступления выражается в нарушение правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря. В ч. 2 ст. 252 УК установлена ответственность за те же деяния, причинившие существенный вред здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим охраняемым законом интересам. Вред окружающей среде может быть признан существенным, если, например, стачные воды сбрасывались в объекты, отнесенные к особо охраняемым территориям, в места нереста, зимовки и массовых скоплений водных и околоводных животных; в местах туризма, спорта и массового отдыха. § 4. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации Континентальный шельф Российской Федерации это: «прибрежное морское (океаническое) мелководье, имеющее аналогичное соседней суше геологическое строение, наиболее продуктивная и производительная для хозяйственного использования, населенная живыми организмами часть акватории» [11]. Ответственность за данный вид экологических преступлений наступает за незаконное возведение сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации; незаконное создание вокруг них зон безопасности; нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства. Для создания искусственного сооружения необходимо разрешение, которое выдается специально уполномоченными на то федеральными органам. Иностранным заявителям определено дополнительное условие: они могут начинать работы только в присутствии и под контролем представителей Российской Федерации, специально уполномоченных на то федеральными органами исполнительной власти, выдавшими разрешение. В VI главе «Создание искусственных сооружений и прокладка подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе» Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г. [11].Четко регламентируются права и обязанности заявителей при создании искусственных островов, установок и сооружений, несоблюдение которых является нарушением правил эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства. Вторая часть ст. 253 УК преследует незаконное (без соответствующего разрешения) исследование, разведку, разработку естественных богатств континентального шельфа Российской Федерации. § 5. Порча земли Статья предусматривает ответственность за преступления, которые ведут к порче, т.е. качественному ухудшению состояния земель в результатехозяйственной или иной деятельности. Порча земли выражается в отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке. Основополагающим нормативным актом, регламентирующим рациональное использование земель, является Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. [2]. § 6. Нарушение правил охраны и использования недр Согласно Закону РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 года в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 г. [6] недра являются частью земнойкоры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - нижеземной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающихся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Недра в пределах территории России, включая подземное пространство, и содержащиеся там полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации. Недра могут предоставлять для геологического изучения, строительства иэксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. В соответствии с лицензией на добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств. Данный вид преступления выражается в нарушении естественных свойств недр, нарушении правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых, если это деяние повлекло причинение значительного ущерба. Нарушение правил охраны и использования недр может состоять в действиях снижающих качество полезных ископаемых и промышленных ценность месторождений. В загрязнении недр. В нарушениях порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых. Застройке площадей залегания полезных ископаемых, а также размещении в местах их залегания подземных сооружений без разрешения соответствующего федерального органа, что снижает возможность извлечения полезных ископаемых. Глава III. Нарушение правил охраны живой природы§ 1. Незаконная добыча водных животных и растений Статья 256 УК РФ ставит своей задачей охрану природных ресурсовстраны средствами уголовного закона. С целью обеспечения условий сохранения и выживания популяций водных животных и растений (водные биоресурсы). В пределах территории России животный мир является государственной собственностью. Юридические лица могут осуществлять охоту и рыболовство на основании долгосрочной лицензии, в которой указаны разрешенные виды пользования; перечень объектов животного мира; границы (площади) территории и акватории, в пределах которых действует лицензия; срок действия лицензии; условия пользования животным миром, а также территориями, акваториями. Граждане вправе пользоваться животным миром на основании именных разовых лицензий (специальное разрешение на одноразовое использование) на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или в конкретный период. Добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу России, производится только на основании разрешения, выдаваемого соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Не требуется разрешения на спортивный и любительский лов рыбы для личного потребления. Незаконной следует признать добычу рыбы, морского зверя, иных водных животных без лицензии (разрешения), с нарушением требований, указанных в лицензии, в запретное время, в запрещенных местах, а также запрещенными орудиями и способами лова. Незаконная добыча объектов животного мира является уголовно наказуемым деянием, если оно совершено: а) с причинением крупного ущерба; б) с применением самоходного транспортного плавающего средства иливзрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массовогоистребления указанных водных животных и растений; в) в местах нереста или на миграционных путях к ним. г) на территории заповедника, заказника либо в зоне экологическогобедствия или чрезвычайной экологической ситуации. Часть 2 ст. 256 УК предусматривает ответственность за незаконнуюдобычу некоторых млекопитающих в открытом море или в запретных местах.Предметом данного преступления являются котики, морские бобры, калан, морская выдра, камчатский бобр. Добыча морских животных разрешается только по специальным промысловым билетам с соблюдением требований, предусмотренных правилами охраны и промысла морских млекопитающих. § 2. Нарушение правил охраны рыбных запасов Статья 257 регламентирует порядок использования водных объектов в процессе производственной деятельности. Такие виды производственной деятельности как: производство лесосплава, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и другой лесной продукции с лесосек, осуществление взрывных и иных работ, эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов могут причинить вред рыбным запасам. Если нарушение правил охраны рыбных запасов, повлекло массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительныхразмерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, то уголовный кодекс РФ предусматривает за эти деяния уголовную ответственность. Водным законодательством запрещена эксплуатация: водозаборных, сборных и гидротехнических сооружений без рыбозащитных устройств и устройств, обеспечивающих учет забираемых и сбрасываемых вод; оросительных, обводнительных и осушительных систем, водохранилищ, плотин, каналов и других гидротехнических сооружений без проведения мероприятий, предотвращающих вредное воздействие на водные объекты. При производстве производственных процессов в целях сохранения среды обитания рыбы и иных водных животных применяются «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. [14] § 3. Незаконная охота Неотъемлемой частью природной среды являются дикие животные (звери и птицы), находящиеся в состоянии естественной свободы. Сохранение популяций животных уголовно-правовыми методами является основной целью статьи 258 УК РФ. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, исходя из их статуса, численности, традиций в использовании, видов и качества получаемой продукции, составляется специально уполномоченным и федеральными органами по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации, и утверждается Правительством. Количество нормативно правовых актов, регулирующих вопросы охоты достаточно велик: постановления Правительства РФ «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации» от 27 декабря 1996 г.; 9мента наступления последствий.,«О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира» от 18 июля 1996 г.; распоряжение Правительства РФ «Об установлении предельных размеров платы за пользование дикими животными по разрешениям (лицензиям) на их добычу от 19 июня 1994 г. и др. Коренные малочисленные народы и этнические общности, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения имеют право на приоритетное пользование животным миром на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности. Охотой признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы. Незаконной признается охота без надлежащего разрешения (лицензии), с нарушением требований, указанных в лицензии; в запрещенных местах; в запрещенные сроки; запрещенными орудиями и способами при наличии обстоятельств, указанных в п. "а", "б", "в", "г" ч. 1 ст. 258 УК. Степень ущерба в зависимости от экологической ценности, стоимости,количества добытого, а также вреда, нанесенного животному миру. Незаконная охота с применением механического транспортного средства или воздушного судна имеет место, когда названные средства использовались в процессе преследования, выслеживания с целью добычи и самой добычи диких животных. Перечень запрещенных орудий и способов охоты содержится в нормативных актах. Помимо указанных в п. "б" ч. 1 ст. 258 УК способов и орудий, запрещено, например, применять малокалиберные и пневматические ружья, общеопасные способы и орудия охоты (ловчие ямы, ногозахватывающие капканы), ядохимикаты, выжигать растительность в местах концентрации животных, выгонять их на гладкий лед и т. п. Незаконным будет также истребление птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена. В соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты, допускается только по разрешениям специально уполномоченных на то государственных органов управления. Незаконной считается и добыча в результате охоты большего количества зверей и птиц, чем это было указано в разрешении. § 4. Уничтожение критических мест обитания организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации В результате жизнедеятельности человека некоторые виды животных и растений оказались на грани гибели. Чтобы предотвратить гибель этих видов и сохранить биологическое разнообразие жизни на земле в тексте УК РФ 1996 года появилась эта новая статья 259. Охрана редких и исчезающих видов животных и растений регламентируется международно-правовыми актами и российским законодательством. В Российской Федерации на основе систематически обновляемых данных о состоянии редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира ведется Красная книга. Она является официальным документом, содержащим свод сведений об обитающих (произрастающих) на территории России, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации представителях животного и растительного мира, а также необходимых мерах по их охране и восстановлению. Критическими местами обитания признаются специально выделяемые защитные участки территорий (акваторий), необходимые для размножения, нагула, отдыха и путей миграции, зимовки объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации. § 5. Незаконная порубка деревьев и кустарников Цель данной статьи предотвращение незаконной порубки и повреждений лесов и иной растительности. Все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд России. В лесной фонд не входят защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов; озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам; деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках. В соответствии с народнохозяйственным и экологическим значениемлесного фонда, его местоположения и выполняемыми функциями лесной фонд относится к одной из трех групп лесов. К первой группе относятся леса, выполняющие преимущество следующие функции и включающие следующие категории защитности: водоохранение - запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; защитные - противоэрозийные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения, государственные лесные полосы, ленточные боры и др. Ко второй группе относятся леса в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, имеющие средообразующие, защитные и ограниченные эксплуатационные функции, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения защитных функций которых, непрерывности и неистощимости требуется ограниченный режим лесопользования. К третьей группе относятся леса (освоенные или резервные) многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Преступление выражается в незаконной порубке, а равно в повреждении до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере. Лесные пользования допускаются на основании специальных разрешительных документов: лицензии, лесорубочного билета (ордера), лесного билета. Незаконной признается порубка без соответствующего разрешения (лицензии, лесорубочного билета, ордера или разрешения органов местного самоуправления); не в том количестве, не на том участке, не тех пород, которые указаны в разрешении. § 6. Уничтожение или повреждение лесов Данная статья 261 предусматривает уголовную ответственность за уничтожение или причинения вреда лесам всех групп лесного фонда, а также насаждениям, не входящим в лесной фонд в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, например, в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами. Уничтожение или повреждение лесной и нелесной растительности может произойти и в результате загрязнения леса неочищенными сточными водами, экологически вредными веществами воздушного бассейна, агрохимикатами. § 7. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. [7] особо охраняемыми территориями являются участки земли, водные поверхности, воздушное пространство над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъяты (полностью или частично) из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Законодатель в качестве особо охраняемых территорий выделил следующие виды территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно оздоровительные местности и курорты. В отношении каждого из перечисленных видов особо охраняемых территорий устанавливается специальный режим охраны. Например, в Положении о государственных природных заповедниках в России установлен примерный перечень запрещенных действий на территории заповедника: строительство зданий и сооружений, дорог, трубопроводов, линий электропередач, изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, все виды лесопользования, заготовка сена, лекарственных трав, цветов, охота и рыболовство, отлов животных, применение химических средств, пролет самолетов ниже 2000 м,проезд и проход посторонних лиц и т.п. Преступлением считается нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других, особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба. Заключение В заключение можно выделить основные особенности ответственности за экологические преступления и выделить общие черты этих преступлений:1. Ответственность за уголовные преступления в сфере экопользования является особой формой защиты общества от экологических преступлений. Так уголовные наказания применяются за умышленные экологические преступления; умышленное уничтожение, разрушение либо порчу природных комплексов и объектов, взятых под охрану государства; за причинение экологическим правонарушением значительного вреда охраняемым природным объектам.2. Ответственность за совершение экологических преступлений наступает после предварительного проведения следствия или дознания специально уполномоченными на то лицами в особом процессуальном порядке. Основанием для назначения уголовного наказания является приговор суда.3. Ответственность для нарушителей совершивших преступления в области экопользования предусматривает более суровые меры наказания. Например, лишение свободы, конфискацию имущества, штраф, лишение права занимать определенные должности и т.д. (ст. 44 УК РФ).4. Ответственность за уголовные преступления в области экопользования несут лишь физические лица, достигшие возраста привлечения к уголовной ответственности и вменяемые (ст. 20, 21 УК РФ). Не привлекаются к уголовной ответственности организации и их структурные подразделения. Граждане иностранных государств так же несут уголовную ответственность за экологические преступления. Уголовная ответственность для иностранных граждан распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 11 УК РФ).5. Действующее законодательство предусматривает 17 составов экологических преступлений, которые различаются в зависимости от объекта преступления. Сегодня, как никогда раньше, необходимы: укрепление авторитета природоохранных прокуратур; создание стабильных правовых основ деятельности и взаимодействия их с территориальными прокуратурами и другими право- и природоохранными и контролирующими органами в сфере экологии; активное участие природоохранных прокуратур в законопроектной работе в области экологии. Надзор природоохранных прокуратур необходимо распространить также на исполнение международных договоров России в области охраны окружающей природной среды, ратифицированных в установленном порядке и имеющих прямое действие, без внесения соответствующих изменений и дополнений в законы и другие нормативно-правовые акты. Осуществление наиболее эффективного надзора за исполнением действующих в сфере экологии (включая природопользование, охрану окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности) нескольких сотен законов и указов нормативного характера Президента РФ, оказание прокуратурой действенной помощи различным ветвям власти в их деятельности в сфере экологии представляются возможными только специализированными природоохранными прокуратурами. Именно эти прокуратуры могут наиболее квалифицированно надзирать за исполнением экологических требований законодательства в пределах территорий (акваторий), занятых объектами федеральной государственной собственности, за соответствием федеральным законам подзаконных нормативных актов, издаваемых в сфере экологии, соблюдением законодательства по вопросам защиты конституционных экологических прав и свобод человека и гражданина и исполнением иных экологических предписаний федерального законодательства. Совершенствуя сеть природоохранных прокуратур, следовало бы не ограничиваться какой-либо одной моделью их организации. В зависимости от сложности решаемых задач, объема надзорной работы в сфере экологии одновременно могли бы функционировать несколько моделей специализированных природоохранных прокуратур. Из выше изложенного следует, что координация усилий всех государственных органов, общественных организаций, будет способствовать комплексному подходу в организации борьбы с правонарушениями в областиприродопользования. Одним из путей комплексного подхода в организации природоохранной деятельности является принятие межведомственных нормативных актов, охватывающих смежные вопросы охраны окружающей среды. Данная работа позволяет сделать вывод, что экологическая функция правоохранительных органов нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании. Необходимо поднимать роль природоохранных прокуратур и создавать новые структуры, прообразом которых может стать экологическая милиция, так как от этого зависит не только наше здоровье, но и здоровье наших потомков. Используемая литератураI. Нормативные акты 1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.//Российская газета, 1993. 25 декабря.2. Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г.// Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 22. Ст. 768.3. Водный кодекс Российской Федерации.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4471.4. Лесной кодекс Российской Федерации.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 5. Ст. 610.5. Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г.// Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 10. Ст. 457.6. Федеральный закон «О недрах» от 21 февраля 1992 года в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 г.// Собрание законодательстваРоссийской Федерации. 1995. № 10. Ст. 823.7. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 февраля 1995 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 12. Ст. 1024.8. Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 17. Ст. 1462.9. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4552.10. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4556.11. Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 49. Ст. 4694.12. Постановление Правительства РФ «Об установлении предельных размеров платы за пользование дикими животными по разрешениям (лицензиям) на их добычу от 19 июня 1994 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 9. Ст. 1072.13. Постановление Правительства РФ «О правилах, сроках и перечняхразрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира» от 18 июля 1996 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 31. Ст. 3750.14. Постановление Правительства РФ «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередач», от 13 августа 1996 г. № 997.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 37. Ст. 4290.15. Постановления Правительства РФ «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации» от 27 декабря 1996 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 2. Ст. 243.16. Положение «О водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах» от 23 ноября 1996 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 49. Ст. 5567.17. Положение «О ведении государственного водного кадастра» от 23 ноября 1996 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 49. Ст. 5566.18. Положение «О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых воздействий на водные объекты» от 19 декабря 1996 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 165. II. Специальная литература 1. Арский Ю. М. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? / Под ред. В. И. Данилова-Данильяна. - М., 1997.2. Волков Г.А. и др. Практикум по экологическому праву России /под ред. А. К. Голиченкова. - М., 1996.3. Дьяков С. В. и др. Уголовное право. Особенная часть / под ред. Б.В.Здравомыслова. - М., 1995.4. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. / М., 1996.5. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации /под редакцией Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М., 2000.6. Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции Российской Федерации. – М., 2000.7. Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20 сентября 2008 года). – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.8. Энциклопедический юридический словарь / под общ. ред. В.Е. Крутских. – М., 1999.9. Regions.ru Приложение

Прокуратура Югры предъявила обвинение главному инженеру "РН-Юганскнефтегаз"

29.08.2007 15:21 | Regions.ru

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа возбудила уголовное дело по факту загрязнения окружающей среды в результате аварийного разлива нефти, произошедшего по вине ООО "РН-Юганскнефтегаз". Об этом говорится в письме прокуратуры, поступившем 28 августа на имя заместителя руководителя Росприроднадзора Олега Митволя.

По итогам проверки было возбуждено уголовное дело по ст. 247 УК России. В том числе главному инженеру управления эксплуатации трубопроводов ООО "РН-Юганскнефтегаз" А.Агафонову предъявлено обвинение. Кроме того, Агафонову предъявлен иск о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду и водным объектам в результате разлива нефти.

Как сообщили корреспонденту REGIONS.RU в пресс-службе Минприроды России, авария произошла 20 мая на нефтепроводе Малобалыкского месторождения нефти, принадлежащем ООО "РН-Юганскнефтегаз". Представители компании своевременно не сообщили о произошедшем инциденте в Управление Росприроднадзора по ХМАО. В результате произошедшей аварии были загрязнены нефтепродуктами большие площади водных объектов и лесного фонда. О выявленных нарушениях природоохранного законодательства компанией ООО "РН-Юганскнефтегаз" заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь сообщил в Генеральную прокуратуру.