Реферат: История возникновения шумерской цивилизации

Название: История возникновения шумерской цивилизации
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат

Содержание:

1. Письменность и научные открытия в древнем шумерском государстве………………………………………………………………………………………..3 стр.

2. Какие общеевропейские стили в художественной культуре возникли в ХУП веке. В чем их особенности?...........................................................................................8 стр.

3. Буддизм…………………………………………………………………………….14 стр.

4. Фидий……………………………………………………………………………....16 стр.

5. Список использованной литературы………………………………………..19 стр.

Письменность и научные открытия в древнем шумерском государстве.

Шумер был первой из трех великих цивилизаций древности. Он возник на равнине между реками Тигр и Евфрат в 3800 году до н. э., две другие - в долине Нила в 3100 году до н. э., и в долине Инда в 2800 году до н. э. Несомненно, эти две цивилизации испытали на себе сильнейшее влияние Шумера, удивительные достижения которого потрясают воображение современного человека и до сих пор могут быть объяснены лишь вмешательством неких внешних сил.

Создатели письменности

Один из крупнейших экспертов по Шумеру, профессор Сэмюел Ноа Крамер, объездил весь свет, изучая шумерские письмена, копировал и переводил их. В своей книге «История начинается в Шумере» он перечислил 39 предметов, ремесел и сфер деятельности, в которых шумеры были первооткрывателями.

В обнаруженной в 1850 году на территории Месопотамии библиотеке Ашшурбанипала было найдено 30 тысяч глиняных табличек, содержащих массу информации, значительная часть которой остается не расшифрованной и по сей день. Между тем, глиняные таблички с записями находили и до обнаружения библиотеки, и потом, причем во многих из них, в частности, в аккадских текстах, указывается, что они скопированы с более ранних шумерских оригиналов.

В течение полутора веков ученые переводят шумерские тексты, но они не обнаружили ни одного «заимствованного слова» и никаких следов предшествовавшей системы письма. Напротив, именно из шумерского языка многие слова были позаимствованы возникшей неподалеку Аккадской империей, а затем вошли в обиход ассирийцев и вавилонян.

Первоначальная система письма в Шумере основывалась на пиктографических знаках, которые впоследствии применялись в Египте, а язык был богат и отнюдь не примитивен. Достаточно, указать на то, что в одном аккадском словаре шумерских слов содержалось 105 обозначений различных типов судов, отличающихся друг от друга по размерам, назначению и видам перевозимого груза.

Первые во всем .

Шумеры изобрели колесо, первыми начали строить школы и создали двухпалатный парламент. Именно тут появились первые историки. Здесь получили хождение первые деньги - серебряные шекели в виде слитков, возникли космогония и космология, впервые стали вводиться налоги, появились медицина и целый ряд институтов, которые «дожили» и до наших дней. В шумерских отелах преподавались различные дисциплины, а законодательная система этого государства была похожа на нашу. Существовали законы, защищавшие работающих и безработных, слабых и беспомощных, существовала система судей и присяжных.

В библиотеке Ашшурбанипала был четкий порядок и работал большой медицинский отдел, в котором насчитывались тысячи глиняных табличек. Все медицинские термины происходили от слов, заимствованных из шумерского языка. Медицинские процедуры описывались в специальных справочниках, где содержались сведения о гигиенических правилах и операциях, например, об удалении катаракты. Указывалось на необходимость применения спирта для дезинфекции при хирургических операциях. Шумерская медицина отличалась продуманным подходом к постановке диагноза и предписанию курса лечения - как терапевтического, так и хирургического.

И столяры, и плотники, и златокузнецы.

В Шумере было хорошо налажено строительное дело, и первую печь для обжига кирпича тоже создали здесь. Такие же печи применялись для выплавки металлов из руды - этот процесс стал необходимым уже на ранних этапах, как только исчерпался запас натуральной самородной меди. Исследователей древней металлургии крайне удивило, как быстро шумеры выучились методам обогащения руды, плавки металла и литья. Эти технологии они освоили всего лишь через несколько столетий после возникновения цивилизации.

Еще более поразительным выглядит то, что шумеры овладели способами получения сплавов. Они первыми научились производить бронзу - твердый, но хорошо поддающийся обработке сплав, который изменил весь ход истории человечества. Умение сплавлять медь с оловом было величайшим достижением. Во-первых, потому что необходимо было подобрать их точное соотношение, и шумеры отыскали оптимальное: 85% меди на 15% олова. Во-вторых, в Месопотамии не было олова, вообще редко встречающегося в природе, его следовало где-то отыскать и привезти. А в-третьих, извлечение олова из руды - оловянного камня - довольно сложный процесс, который не могли открыть случайно.

Астрономы и математики .

В отличие от ученых более поздних веков, шумеры знали, что Земля вращается вокруг Солнца, планеты движутся, а звезды неподвижны. Они знали все планеты Солнечной системы, а ведь Уран, например, был открыт лишь в 1781 году. Более того, в глиняных табличках рассказывается о катастрофе, случившейся с планетой Тиамат, которую в научной и научно-фантастической литературе нынче принято называть Трансплутоном, и существование которой косвенно подтвердили в 1980 году американские космические аппараты «Пионер» и «Вояджер», направленные к границам Солнечной системы.

Были найдены тысячи глиняных табличек, содержащих сотни астрономических терминов, математические, формулы и астрономические таблицы - эфемериды, при помощи которых шумеры предсказывали солнечное затмение, различные фазы Луны и траектории движения планет. Изучая древнюю астрономию современные ученые обнаружили замечательную точность эфемерид, хотя совершенно непонятно, каким образом их рассчитали и для чего это было сделано.

Шумеры измеряли восход и закат видимых планет и звезд относительно земного горизонта, пользуясь той же гелиоцентрической системой, которая применяется и сейчас. Мы переняли от них также разделение небесной сферы на три сегмента - северный, центральный и южный. В сущности, все современные понятия сферической астрономии, включая полную сферическую окружность в 360 градусов, зенит, горизонт, оси небесной сферы, полюса, эклиптику, равноденствие и многие другие, внезапно (!) возникли в Шумере. И это при том, что подобные знания не были нужны людям на заре цивилизации.

Волшебные числа .

Все познания шумеров относительно движения Солнца и Земли объединились в созданном ими первом в мире календаре. Этот солнечно-лунный календарь вступил в силу в 3760 году до н. э. в городе Ниппуре. И был самым точным и сложным из всех последующих. А созданная шумерами шестидесятеричная система счисления позволяла вычислять дроби и перемножать числа до миллионов, извлекать корни и возводить в степень. Деление часа на 60 минут, а минуты на 60 секунд было основано на шестидесятеричной системе. Отголоски шумерской системы счисления сохранились и в делении суток на 24 часа, года на 12 месяцев, фута на 12 дюймов и в существовании дюжины как меры количества.

Ответа не существует.

Зодиак был еще одним изобретением шумеров, которое в дальнейшем усвоили другие цивилизации.. Однако шумеры не пользовались знаками зодиака, привязывая их к каждому месяцу, как делали после них много веков при составлении гороскопов. Они использовали их в чисто астрономическом смысле - в смысле отклонения земной оси, движение которой делит полный цикл прецессии в 25 920 лет на 12 периодов по 2160 лет. Каким образом шумеры, чья цивилизация длилась всего две тысячи лет, могли заметить и зафиксировать цикл небесных движений, продолжающийся 25 920 лет? На этот и, многие другие вопросы, появляющиеся в результате знакомства с шумерской наукой, возникшей как будто на пустом месте и давшей толчок развития всем последующим цивилизациям, внятного ответа не существует.

Этого не может быть! И все же этот невозможный Шумер существовал и обогатил человечество таким количеством знаний, которые не дала ему ни одна другая цивилизация. Более того, загадочным образом зародившаяся шесть тысяч лет назад цивилизация Шумера так же внезапно и таинственно исчезла. На этот счет у ортодоксальных ученых имеется несколько версий. Но называемые ими причины гибели Шумерского царства так же неубедительны, как и версии, которыми они пытаются объяснить его возникновение и поистине фантастический, ни с чем не сравнимый взлет.

Общеевропейские стили в художественной культуре XVII века.

Культура XVII в. представляет особый интерес с точки зрения великих стилей посредством вторых осуществлялось самовыражение основополагающих стилей времени. Речь идёт о барокко и классицизме. Оба стиля сформировались в недрах культуры Ренессанса, но имеют совершенно разную и образную основу.

Эпоха барокко вступила в результате глубокого духовного и религиозного кризиса вызванного Реформацией. Католическая церковь, стремясь с ггоять свои позиции, начинает ещё большее внимание уделять декорированию и храмов, и самой службы. К тому же, всё более популярным и массовым становится театральное искусство. Всеобщее увлечение театром и пристрастие ко всему театральному рождают соответствующее отношение к жизни как к театру. Шекспировские слова: "весь мир - театр, а люди в нём - актёры" из комедии "Как вам это понравится", можно отнести ко многим крупным произведениям европейской литературы и живописи. В Амстердаме в 1638 году был открыт городской театр, над входом в который можно было прочесть строки крупнейшего голландского поэта того времени Вондела: "Наш мир - сцена, у каждого здесь роль своя и каждому воздается по заслугам". Театральность стала моментом, объединяющим барокко и классицизм. На картинах крупнейшего представителя барокко П.- П. Рубенса нередко можно увидеть красный бархатный занавес, гармоничнейшим образом сосуществующий с реалистическим пейзажем. (Картины "Три грации", "Вирсавия"). На полотнах представителя классицизма Н. Пуссена действие уподоблено сцене из спектакля, созданного в традициях классицистской эстетики, где всё и все занимают строго отведенное место на авансцене. Однако, б арокко как стилевое направлению, доминировавшее в к. 16 - середине 18 вв. в изобразительном искусстве, архитектуре и драматургии, присущи торжественность, пышность, динамика, многообразие и причудливость форм. Барокко, при всей очевидности эстетических признаков, на удивление разнообразно и всякий раз неповторимо. Классицизм же, сторого следующий канонам древнегреческой классики как идеальному эталону и образцу, является самым рациональным, идеологизированным, политизированным и теоретически обоснованным стилем. Большого разнообразия внутри этого стилевого направления не подразумевается.

В архитектуре прямые линии уступили место извилистым и ломаным. Украшения приобрели большую роль и изощренность. Пространство помещений иллюзорно расширялось благодаря беспокойной игре светотени. Широко применялись зеркала для создания иллюзии бесконечного пространства. Осуществлялись широкомасштабные проекты, например, ансамбль площади собора св. Петра в Риме, спроектированный Л. Бернини.

Период расцвета фламандского барокко приходится на 1-ю пол. XVII в. и представлен творчеством Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса. Законодателем в новом стиле стал великий мастер европейского барокко П.П. Рубенс (1577-1640). Он пишет портреты, исторические картины на мифологические и библейские темы, оформляет дворцы и церкви. В композициях "Воздвижение креста", "Снятие с креста" художник использует резкие ракурсы фигур, беспокойные пятна света и тени. Открытость композиции, особая чувственность тел, характеризует Рубенса, интерпретирующего греческие и римские легенды; "Похищение дочерей Левкиппа", "Вакханалия", "Персей и Андромеда". Переходом к зрелой фазе творчества художника стал цикл картин "Жизнь Марии Медичи" для Люксембургского дворца во Франции (1622-1625). Картины театральны, манера письма выразительна, непринужденно свободна. Одна из любимых тем художника - тема вакхическая, ("Вакх", "Вакх и Ариадна", "Союз земли и воды"), демонстрирующая откровенно телесное восприятие жизни, языческое и театрально-карнавальное в своей основе.

В скульптуре к барокко относят, прежде всего, итальянца Л. Бернини (1598-1680), чья алтарная скульптурная группа Экстаз св. Терезы (церковь Санта-Мария делла Виттория, Рим) считается образцом воплощения особенностей этого стиля, эталоном барочной скульптуры. Живопись, скульптура, декор, архитектура создают здесь целостный драматический ансамбль. Диапазон дарований Бернини чрезвычайно велик: от архитектора, скульптора, живописца до театрального комедиографа и постановщика.

В музыке барокко характеризуется усилением драматического звучания, стремлением воплотить душевные переживания человека, утверждаются новые музыкальные приёмы и эффекты. Формируется новый музыкальный жанр -опера. Начало было положено "Камератой" - объединением поэтов и музыкантов, стремившихся возродить античную трагедию и воплотить ее черты в новом театрально-музыкальном жанре. Опера - вид театрального искусства, сочетающий инструментальную музыку, сольное и ансамблевое пение с элементами драматического действия и декорациями.

Популярными становятся и две формы инструментальной музыки: концерт и соната. Оркестровое исполнение рассматривается как максимально выигрышная форма передачи типичных для барокко контрастных эмоциональных состояний. В концерте инструменты как бы соревнуются друг с другом. "Большие концерты" - кончерти гросси -писались для оркестра композитором Корелли. Впоследствии Антонио Вивальди (1680-1741) создаёт концерт для солирующего инструмента {чаще всего скрипки) с оркестром. Получилось как бы соревнование солиста с оркестром, или личности с миром.

Первое публичное представление оперы состоялось в дни празднеств по случаю бракосочетания французского короля Генриха IV и Марии Медичи во Флоренции. Это была "Эвридика" Я. Пери и О. Ринуччини. Вскоре по типу "Эвридики" начинает создавать музыкальные драмы Клаудио Монтеверди. В Венеции открывается первый публичный оперный театр, куда может прийти каждый, просто купив билет. Оперы Монтеверди "Орфей", "Ариадна", "Коронация Поппеи" имели в Венеции большой успех. В середине столетия открывается придворная опера в Неаполе. В неаполитанской опере сюжет отступает на второй план. Главным становится бельканто, красивое пение (композитор Скарлатти).

В то же время никого из всех называвшихся выше писателей, композиторов, живописцев - кроме, пожалуй, Бернини, мастера барокко "чистой воды" - нельзя полностью и безоговорочно отнести только к этому стилю. В этом состоит еще одна особенность искусства XVII в. -великих мастеров много и каждый сам по себе целая эпоха и особый стиль.

Для теоретиков и мастеров другого великого стиля XYII века -классицизма, язык барокко казался неправильным. С точки зрения хорошо сформулированных и взвешенных норм классики он отличался запутанностью и неясностью. Один из противников барокко с досадою воскликнул: "Будь проклято то великолепие, в котором нет ясности!"

Возрождение традиций античной классики, предпринятое мастерами Ренессанса, было продолжено художниками, скульпторами, архитекторами XVII-XVIII вв. Следование канонам классики стало для них основой творчества. Принципы стиля, базирующегося на классических образцах, зафиксированы в многочисленных теоретических трактатах. Безусловно, классицизм отразил всю безмерность уважения нового времени к гармоничности и соразмерности искусства Греции, объединил многие искусства -литературу, музыку, театр, живопись, скульптуру, архитектуру - едиными нормами, общим мироощущением, так как важнейшей особенностью любого великого стиля является его способность отражать в целом культуру эпохи. Величие этого стиля более всего представляет культура Франции XVII века.

Чтобы глубже понять закономерность возникновения этой эстетики, несколько слов о мироощущении эпохи. Наука XVII века поставила вопрос о свойствах природы. Все, что не проходило npверено, экспериментально-опытном знании, отвергалось. Философ Рене Декарт не видит другой возможности упорядочения мира, кроме все выверять "языком математики". В основе нового мировоззрения лежала философия рационализма, провозгласившего разум основой познания и поведения людей. Основой всего виделся естественный порядок, связывающий воедино весь мир, и который должно было воспроизводить в своих образах искусство. Новое мировоззрение позволило представить человека как механизм с "чистой доской" сознания, на которую общество должно было вписать идеалы как этические, так и эстетические.

Равновесие сил дворянства и буржуазии порождало веру в государство как "разум нации". Общественные противоречия, казавшиеся неразрешимыми для художников позднего Возрождения, в XVII в. получили известную перспективу положительных решений. На новой основе была восстановлена программа гуманизма. Эстетика классицизма была основана на принципе "облагороженной природы" и отражала стремление к идеализации действительности. Важнейшим звеном, связывающим классицизм с искусством зрелого Ренессанса, было возвращение в искусство, и в первую очередь в театр, сильного, деятельного героя. Этот герой должен был, исполняя долг перед государством, подчинять свои личные страсти разуму, который направлял его волю к соблюдению норм морали и выполнению долга перед государством. Именно эта объективно существующая мораль была той общественной силой, которая должна была стать "разумом" героя, воодушевлять и направлять его поступки. Нормой языка трагедии была возвышенная, поэтическая речь определенного стихотворного размера (так называемый александрийский стих). Согласно традиционной эстетике классицизма комедия была жанром более низкого порядка, чем трагедия. Рассчитанная на изображение повседневной жизни и заурядных людей, она не имела права касаться вопросов высокой идеологии и изображать возвышенные страсти. Трагедия же не должна была спускаться к обыденной тематике и допускать в свои пределы людей низкого происхождения. Реальная жизнь могла быть представлена только через сюжеты из античной, библейской или, в крайнем случае, - средневековой мифологии. Таким образом, сословная иерархия отразилась на иерархии жанров. Но в своем последующем развитии классицизм ознаменовался возникновением высокой комедии - наиболее демократического и реалистического жанра классицистского стиля (комедии Жана-Батиста Мольера) Свое наиболее полное эстетическое обоснование классицизм получил в произведении Н. Буало "Поэтическое искусство".

Классицистская эстетика многим обязанная теоретическим взглядам Аристотеля и Горация, носила нормативный характер: строго придерживалась деления на жанры, требовала соблюдения закона. П. Корнель написал одну из первых и самую популярную трагедию классицизма "Сид". Она имела огромный успех. Но была раскритикована Академией за несоблюдение единств. Тем не менее, Родриго, герой трагедии, до сих пор является образцом чести и долга. Ж. Расин, младший современник Корнеля, отошёл от общественной тематики, перевёл действие в сферу личных проблем героев. В трагедии "Федра", на пример, героиня мучается от любви к собственному пасынку и гибнет, не сумев совладать с чувствами, но высокий стиль и три единства строго соблюдались. Комедии Мольера "Тартюф", "Мещанин во дворянстве", "Плутни Скалена", "Скупой" будут вечно популярны, потому что вряд ли когда-либо исчезнут человеческие пороки, которые высмеиваются автором.

Архитектура классицизма на протяжении XVII, XVIII и 1-й пол. XIX в. диктовала свои четко выверенные нормы. Началом воплощения художественных принципов классицизма стало возведение во 2-й пол. XVII в. ансамбля дворца и парка Во-ле-Виконт. (архитектор Луи Лево). Новые стилистические нормы сказались прежде всего в логичном и строгом планировочном решении ансамбля. Далее последовали такие постройки как Восточный фасад Лувра и Версаль.

Культура XVIII века воспримет и разовьёт каноны как барокко, так и классицизма, но преимущественно в сфере архитектуры. Основные же идеи, интересы и цели культуры последующего столетия будут в значительной мере противостоять тому, что составляло идейную сущность этих двух великих стилей.

Буддизм

Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам - на целых двенадцать столетий. Основное число его последователей живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (Бирма), Таиланде, Лаосе.

В нашей стране буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в Москве, С-Петербурге и во всех крупных городах России. С конца XIX - начала XX в. последователи буддизма появились в странах Европы и в США: на сегодняшний день там представлены практически все сколько-нибудь значительные направления и школы, существующие на Востоке.

Общую численность буддистов в мире определить трудно: такого рода переписи не проводились нигде, да они и противоречат этическим и правовым нормам многих стран. Однако весьма приблизительно можно сказать, что в мире сегодня насчитывается около 400 млн мирян, исповедующих буддизм, и около 1 млн монахов и монахинь.

Две с половиной тысячи лет назад у Будды были уникальные возможности учить: он жил во времена расцвета цивилизации северной Индии и был окружен очень одаренными учениками. Это дало ему возможность на протяжении 45 лет показывать существам пути к полному раскрытию ума, что проявилось в многообразии данных им средств. Кангъюр - собрание собственных слов Будды, записанных после его смерти, - это 108 томов, содержащих 84 тысячи полезных наставлений. Появившиеся позднее комментарии учеников составляют еще 254 тома, каждый толщиной не менее двух сантиметров, они называются Тенгьюр. Именно из богатства методов и следует понимать последние слова Будды, которые он сказал в возрасте 80 лет, перед тем как покинуть тело: "Я могу умереть счастливо: я не оставил ни одного поучения в закрытой ладони. Все, что вам полезно, я уже дал".

Как следует из этого высказывания, он дал то, что можно непосредственно применять в жизни. На вопросы, почему и чему он учит, Будда неизменно отвечал: "Я учу потому, что вы и все существа стремитесь быть счастливыми и хотите избегать боли. Я учу тому, каким все является, - вещам, как они есть". И хотя впоследствии эти поучения стали основой целого ряда школ, эти школы объединяет то, что все они, каждая на своем уровне понимания жизни и учения Будды, нацелены на всестороннее развитие человека - осмысленное использование тела, речи и ума.

Поскольку буддийское учение многогранно и основывается на опыте, а не на вере, недостаточно ограничиться описанием его содержания. Его особенности становятся видны только в сравнении с другими мировоззрениями. В то же время приближаться к учению Будды стоит освободившись от слишком жестких представлений, так как полноту его мудрости невозможно описать как "то, а не это".

Фидий.

Фидий (начало V в. до н. э. - около 432 - 431 гг. до н. э.) - древнегреческий скульптор периода высокой классики. Греческое классическое искусство достигло своего высшего расцвета в середине V в. до н. э.

Целая плеяда скульпторов и живописцев первой половины V в. до н. э. и среди них старшие современники Фидия, знаменитые ваятели Пифагор Регийский, Мирон и другие, утверждали в своем творчестве новый истинно греческий художественный стиль. Изображая воина или атлета, мифологического героя или божество, и Пифагор, и Мирон создавали образы человека - живого, красивого, подвижного и сильного. Но и этим талантливым мастерам, и их современникам еще не удалось достичь раскрытия внутреннего мира человека, его чувств и переживаний. Только Фидий сумел вдохнуть в образы классической красоты полнокровную жизнь, показать большую духовную силу человека, его достоинство, ярко охарактеризовать каждого героя, создать грандиозные динамические композиции, полные глубокого внутреннего смысла. Этот великий художник завершил искания своих предшественников, сделал новый большой шаг в развитии реалистического искусства, заняв первенствующее положение среди мастеров своего времени.

О жизни Фидия сохранилось очень мало сведений; трудно даже установить время создания некоторых его работ. Родился он в Афинах в начале столетия, умер в 431 г. до н. э.; работал в разных местах Греции, но большая часть его творческой биографии связана с Афинами. Детство и юность Фидия прошли в годы греко-персидской войны. Почти всю свою творческую деятельность он посвятил созданию памятников, прославляющих родину и ее героев. С 460 г. до н. э. Фидий начал работать в Афинах. Этот город-государство, передовая греческая рабовладельческая республика, центр греческой культуры, занял во время войны ведущее место и стал в 478 г. до н. э. главой Афинского морского союза. Руководящую роль правительстве Афинского государства играл энергичный и влиятельный политический деятель стратег Пе-рикл. Считая, что Афины вправе благодаря своему положению гегемона греческих государств распоряжаться союзной казной, Перикл решил использовать эти средства на восстановление города и Акрополя. Выступая на народном собрании афинян, он объяснил им: "Город достаточно снабжен необходимым для войны, поэтому излишек в денежных средствах следует употребить на постройки, которые, после своего окончания, доставят гражданам бессмертную славу, во время же производства работ улучшат их материальное положение" (Плутарх, "Перикл", II, 12, перевод Г. Янче-вецкого). Центральный архитектурный комплекс Афин - Акрополь, застроенный до войны культовыми сооружениями, украшенный многими дарственными статуями, теперь лежал в развалинах. Прежде чем начать его реконструкцию, следовало разобрать руины, очистить место для главных построек, на что потребовалось несколько лет. Но и пустынным Акрополь не мог долго оставаться; постепенно на нем афиняне стали устанавливать статуи богов и героев. Одним из первых памятников (около 460 г. до н. э.), воздвигнутых на Акрополе, была бронзовая статуя бога Аполлона работы Фидия. Статуя Аполлона и монументы в Платеях и Дельфах создали Фидию репутацию первоклассного мастера, и Перикл, близким другом и соратником которого впоследствии стал художник, поручил ему большой государственный заказ - изваять для Акрополя колоссальную статую богини Афины - покровительницы города. На площади Акрополя, недалеко от входа, была установлена в 450 г. до н. э. величественная бронзовая скульптора высотою 9 м. Вскоре на Акрополе появилась еще одна статуя работы Фидия. Это был заказ афинян, живших вдали от родины (так называемых клерухов). Поселившись на острове Лемонсе, они пожелали поставить на Акрополе статую Афины, получившей впоследствии прозвище "Лемния". Афина Промахос и Афина Лемния утвердили по всей Греции славу Фидия, и его привлекли теперь к двум самым грандиозным работам того времени: созданию колоссальной статуи бога Зевса в Олимпии и руководству реконструкцией всего ансамбля афинского Акрополя. Руководителем работ по созданию большого и разнообразного скульптурного убранства Парфенона античные литературные источники называют Фидия. В середине 50-х гг. нашего столетия были открыты археологами развалины мастерской Фидия в Олимпии (к востоку от храма Зевса). В руинах, заброшенных и опустошенных, найдено небольшое количество форм из грубой глины для отформовки из тонких пластинок золота частей женской одежды для небольших фигур, мелкие кусочки слоновой кости, крошки золотой фольги, железные, бронзовые и свинцовые пластинки для скрепления форм и частей деревянной основы статуи, кусочки стекла для инкрустации трона, инструменты из кости и бронзовый молоточек для обработки поверхности золота. Среди инструментов найдена маленькая, покрытая лаком чашечка с процарапанной надписью как бы от имени сосуда "я собственность Фидия"..

Кроме всемирно известных статуй Афины на Акрополе и Зевса в Олимпии, Фидий создал и ряд других произведений. Так, он принял участие в конкурсе на статую амазонки для храма Артемиды в Эфесе. В этом состязании выступили знаменитый современник Фидия пелопонесский мастер Поликлет, ученик и сотрудник Фидия Кресилай и скульптор Фрадмон. Лучшей была признана работа Поликлета. Сохранились три различных варианта статуй амазонки в римских мраморных копиях, а недавно опознан и четвертый вариант. Все амазонки изображены ранеными, вероятно, это было условием заказа. Несколько мраморных римских копий повторяют бронзовый оригинал амазонки Фидия, лучшая из которых недавно открыта в раскопках виллы римского императора Адриана (II в. н. э.) в Тиволи близ Рима. Амазонка Фидия высокая стройная девушка-воительница, в коротком хитоне, стоит, склонив голову; она ранена в левое бедро и осторожно выставила вперед ногу. Судя по статуе из Тиволи, правой высоко поднятой рукой она опиралась на копье. Мягкие складки хитона, гибкость фигуры, плавность движения близко напоминают фигуры фриза Парфенона. Другое из известных произведений Фидия - это статуя Афродиты Урании (небесной), опирающейся ногой на черепаху. Оригинал из золота и слоновой кости, стоявший в храме в Элиде (Пелопонес), погиб в древности; его мраморной копией считают теперь фрагмен-тированную статую в Берлинском музее. Сильная молодая, полная грации женская фигура своими пропорциями, пластичностью, живописной игрой складок одежды походит на возлежащую богиню восточного фронта Парфенона.

Во всех творениях Фидия и его школы ярко воплотились прогрессивные черты греческого искусства V в. до н. э. Фидий создал произведениясовершенные в своей художественной форме, полные глубокого гуманизма, величия и вместе с тем простые и понятные всем. Художник кончил свою жизнь трагически. Политические противники Перикла, стремясь скомпрометировать этого государственного деятеля и его ближайших соратников, обвинили Фидия в утайке золота при работе над Афиной Парфенос. Фидий был заключен в тюрьму и не дождавшись оправдания, там он покончил жизнь самоубийством.

Список использованной литературы:

1. www.persones.ru - Знаменитые люди планеты

2. www.wikipedia.ru - Cвободная энциклопедия

3. Культурология. Учеб. Пособие для вузов. Под ред. проф. Марковой А.Н. 1995, 1998, 2000, 2005.

4. Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.