Реферат: Консультационное право в России

Название: Консультационное право в России
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: реферат

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение 3

2. Становление рынка консультирования в России 4

3. Специфика консультационной деятельности в России 5

4. Тенденции в сфере консультационной деятельности 9

Введение

Большое число видов предпринимательской деятельности можно сгруппировать в четыре основных; производственная, коммерческая, финансовая, консультативная. Важнейшим видом предпринимательской деятельности является производственная. Здесь осуществляется основная фаза воспроизводственного цикла - производство продукции и услуг, К этому виду предпринимательства относятся инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно производство продукции. Основное содержание коммерческого предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже, другими словами - перепродаже товаров и услуг. Сферой деятельности финансового (финансово-кредитного) предпринимательства является обращение, обмен стоимостей.

В России на динамику экономического кризиса существенное влияние оказали несовершенство структуры и методов управления предприятиями, отсутствие гибкости поведения руководителей в умении правильно расставлять приоритеты в их деятельности. Следует отметить, что при переходе к рыночной экономике в 90-е гг. для большинства предприятий было ликвидировано, а для остальных существенно ослаблено отраслевое управление в форме министерств и ведомств, которые в прежних условиях осуществляли инжиниринговый, закупочно-сбытовой, организационный и другие виды консалтинга.

В настоящее время особенности российских предприятий предопределяют те обстоятельства, что в сложившихся условиях этим организациям просто не хватает внутренних ресурсов для своевременного и адекватного реагирования на происходящие изменения. В такой непростой ситуации бывает чрезвычайно полезна помощь внешних квалифицированных консультантов, от которых предприниматели ждут таких же квалифицированных решений уже возникших конкретных проблем. Однако рынок консалтинговых услуг в регионах России находится в зачаточном состоянии, и без заинтересованности в его развитии органов власти и бизнес-сообщества ждать квалифицированной помощи предприниматели могут еще очень долго.

Становление рынка консультирования в России

Источник формирования организационного консультирования в России пошел из социологии организаций. В 1976 г. при Советской социологической ассоциации была создана — после трудных переговоров и убеждений — секция по социологии организаций наряду с другими такими же секциями.

В 1991 г. секция по социологии организаций выделилась из Советской социологической ассоциации в самостоятельную Ассоциацию консультантов по управлению и организационному развитию (АКУОР) . В 1992 г. возникла первая школа консультантов по управлению в структуре Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, которая стала на регулярной основе два раза в год выпускать два с небольшим десятка специалистов с дипломом государственной академии. Из всех этих источников постепенно сформировалось такое направление, которое стало вбирать в себя все новые и новые направления, например, организационное консультирование. В эту область стали входить экономисты и юристы. По некоторым оценкам сейчас в России примерно 10 тысяч человек тех, кто себя называет консультантами по управлению.

Организационное консультирование — это творческая профессия, где можно изобретать все новые и новые методы, получать все новые знания.

В этом смысле она сильно отличается от аудита, например, или от консультирования по техническим, финансовым, правовым вопросам Изначально многие компании позиционировали себя на рынке только как аудиторские компании, но, выстраивая определенные отношения со своими клиентами, обнаруживали значительное расширение спектра их потребностей: многие предприятия стали обращаться не только за аудиторской помощью, но и за решением различных бизнес-вопросов. Поэтому в аудиторских компаниях стали создаваться подразделения по организационному консультированию. Но все равно большее предпочтение компании отдают аудиторским услугам — это более стабильный рынок. То есть на нем есть определенное число участников, число клиентов. Консультирование — напротив, быстро растущий рынок.

В России к консультантам компании обращаются уже тогда, когда ситуация становится безвыходной, а, например, в Америке — наоборот, в начале возникновения проблем: гораздо проще и намного эффективней сделать что-то еще до начала проблемы, что ее предотвратит еще до того, как она возникнет, чем бороться с возникшей болезнью. В России же упор делается на развитие «скорой помощи», на развитие хирургии в консультировании. Редки случаи, когда компания прекрасно развивается и вызывает консультанта, и еще реже случаи, когда успешная компания обращается к консультанту за тем, чтобы получить рекомендации о том, как еще больше увеличить достигнутый успех.[1]

Также существует проблема взаимодействия формирующихся российских традиций в консультировании и влияния западной корпоративной культуры на российский рынок. Консультанты стремятся действовать по принципу «не надо изобретать велосипед — уже все на Западе разработано, нам осталось только это освоить». Эту модель можно назвать экстенсивной. Консультанты, имеющие собственные разработки, свой богатый опыт, который интереснее и продуктивнее западных постулатов, корректируют западные ценности в соответствии с собственными представлениями. Здесь просматривается интенсифицированная модель переосмысления западных ценностей. Но так как практика российского бизнеса отличается от практики западного бизнеса, то представляется, что на пересечении этих двух моделей будут возникать уникальные модели консультирования.[2]

Специфика консультационной деятельности в России

В конце 1980-х — начале 1990-х гг. ряд крупнейших западных консультационных и аудиторско-консультационных фирм начал свою деятельность в России, имея весьма немногочисленный персонал и занимаясь в основном экспертным консультированием и аудитом. Их работа поставлена на поток, есть стандартные технологии и процедуры, которые не подгоняются под специфические условия России.

Основным источником заказов для них в этой сфере являются программы международной технической помощи, объем которых имеет тенденцию к сокращению. Частные же клиенты, действующие на территории России, предпочитают обращаться к российским консультантам, многие из которых начинали карьеру в западных компаниях и, проработав несколько лет, организовали свой собственный бизнес. Такие фирмы в основном придерживаются западного стиля в работе с клиентами и международных стандартов качества консультационных услуг. Если крупные зарубежные фирмы нуждаются в российском партнере, то они отдают предпочтение именно таким фирмам.

Для России более привычным является понятие «консультирование» , нежели «консалтинг» . Но под консультированием принято понимать процесс ответа на вопросы, поставленные неспециалистом специалисту. Причем разработка ответов производится по принципу: «Каков вопрос — таков ответ».

В настоящее время отечественные консультационные компании, хотя и не располагают большим опытом в данной области бизнеса, но обеспечены, как правило, штатом квалифицированных сотрудников, которые хорошо разбираются во всех тонкостях российской практики, знают специфические особенности экономики и менталитета, обладают высоким интеллектуальным и образовательным потенциалом. Многие аудиторские фирмы, разобравшись в финансовых проблемах своих клиентов, предлагают услуги по организационному консультированию. В аудиторских командах возникают подразделения специалистов по стратегическому планированию, реорганизации организационных структур, разработке информационных систем поддержки решений.

Консультирование в чистом процессном виде распространено в России в достаточно ограниченном масштабе. К субъектам, занимающимся «чистым» консультированием, можно отнести малые фирмы и индивидуальных консультантов (число как первых, так и вторых достаточно ограничено). В большинстве случаев консультирование в России представляет собой комбинацию определенных экспертных знаний (в области финансов, автоматизации, управления, маркетинга и т.д.) и процессного или обучающего консультирования. Люди, занимающиеся консультированием, чувствуют себя зависимыми от политической и экономической ситуаций в стране, которые практически нельзя предсказать.

В настоящее время рынок организационного консультирования — быстро растущая отрасль в России. Разрабатываются организационные технологии, о которых до сих пор не имеют ни малейшего представления большинство российских компаний.

Но есть ряд проблем, мешающих развитию консультирования в России, даже сейчас, когда вроде бы данный вид деятельности получил достаточное распространение.

Во-первых , не всем понятно, что такое консультирование.

Во-вторых , многие считают, что консультант — синоним слова «мошенник».

В-третьих , это просто нелегкая профессия.

С середины 1990-х гг. российский бизнес шел по накатанной колее и приносил сверхприбыли: к консультантам чаще всего обращались компании по вопросам приватизации, инвестиций, управления финансами, налогообложения, т.е. перед предпринимателями стояла примитивная задача поделить деньги с государством, с акционерами, партнерами по бизнесу. После кризиса 1998 г. вопросы об инвестициях стали неактуальны, так как интерес иностранных инвесторов к России был подорван. Многие компании задумались о стратегии реорганизации бизнеса, о сокращении издержек, об оптимизации деловых процессов и финансовых потоков, о мобилизации внутренних резервов реорганизации.[3]

Тенденции в сфере консультационной деятельности

В настоящее время в сфере консультационной деятельности наметились новые тенденции .

· Изменение отраслевых предпочтений . Вместо финансовых структур категорию клиентов стремительно занимают промышленные предприятия, в первую очередь экспортноориентированные. Кроме того, возобновление передела собственности и покупка-продажа предприятий требуют услуг консультантов-аудиторов. Исходя из этих соображений, некоторые аудиторские фирмы сегодня не берут плату с перспективных промышленных предприятий, расценивая эти затраты как инвестиции.

· Становление проблемы диверсификации . Большие трудности испытывали узкоспециализированные компании. Диверсифицированные компании, которые занимаются аудитом в разных сферах бизнеса, консультированием, оценкой недвижимости, подбором персонала, оказанием юридических услуг и прочими сопутствующими видами деятельности, чувствуют себя более уверенно.

При этом на смену краткосрочных рекомендаций приходит глобальное консультирование, которое заключается в формировании стратегий бизнеса клиентов и прогнозов развития отраслей в целом, а также новая услуга, носящая название «аутсорсинг» , суть которой заключается в том, что консультанты берут на себя ряд функций управления компании-клиента и выполняют работу, до которой у клиента раньше не доходили руки: проводят маркетинговые исследования, занимаются сопровождением инвестиционных проектов, что позволяет консультантам наиболее точно оценить перспективы развития компании-клиента.

Консультирование может быть сегодня реально полезно предприятиям на еще не сформировавшемся консультационном рынке. Нужно результативное консультирование, решающее актуальные задачи, стоящие перед конкретными предприятиями. И в этом смысле профессионально и качественно все, что помогает предприятию переживать кризисы, стабилизироваться и развиваться.

В современной рыночной экономике консультационные услуги являются важнейшим элементом поддерживающей ее функционирование инфраструктуры. Центрами российского консультирования являются Москва и Санкт-Петербург. Эти города представляют собой скопление капитала, предприятий, а следовательно, проблем. Большое количество консультационных фирм обеспечивает постоянную конкуренцию и поэтому запросы руководителей предприятий на порядок выше, равно как и уровень задач и предлагаемых решений. Заказы на консультационные услуги носят глобальный характер, руководители, учитывая более высокую интенсификацию бизнеса, чаще обращаются за помощью к профессионалам. Со стороны московских и петербургских консультационных компаний существует постоянный интерес, направленный на поиск потенциальных клиентов в регионах. В основном речь идет о крупных заказчиках, например, заводах-гигантах, предприятиях топливно-энергетического комплекса, государственных организациях, имеющих свои представительства в городах.

Ориентируясь на карту деловой активности в области консультирования по России в целом, можно сделать вывод, что практически в любом регионе, имеющем промышленные предприятия, существуют свои центры консультационных услуг. Кроме этого, существует еще одна тенденция: чем крупнее город, тем больше его деловой потенциал — тем более широко представлены в нем консалтинг-услуги. Объяснение этому одно — постоянный спрос со стороны региональных предприятий.

Подводя итог, следует отметить, что успех любого предприятия зависит в конечном итоге от развития потенциала команды управления — в этой связи возможности продуктивного партнерства предприятий со специализированными российскими и зарубежными консультационными фирмами совершенно реальны при взаимно ответственном долгосрочном подходе к проводимой работе.[4]

Список использованной литературы

1. «Анализ роли и места малых и средних предприятий России» Статистическая справка. /2002 – 2005/, Москва, 2006 г.

2. Борисов Е.Ф., «Экономическая теория», курс лекций для студентов высших учебных заведений, Москва, «Знание» - 254с.

3. Дороженский О.Л., Толкачев Н.М. «Основы предпринимательства», курс лекций, Н-сибирск, 1999г., 183 с.

4. Ермишин П.Г. «Основы экономической теории» (курс лекций), Киев, 2004 г.- 101с

5. Журавлева Г.П. « Экономика: Учебник.» — М.: Юристъ, 2001. — 574 с.

6. «Курс экономической теории», под ред. М.Н. Чепурина, Е.А.Киселевой, Киров, АСА,-2002 г, 832 с.

7. «Курс предпринимательства» под ред. проф. Швандера В.А., Москва «Финансы», 1997 г.- 439 с.

8. Львов Ю.А. «Основы экономики и организации бизнеса», С-П, ГМП «Формика», 1992 г.- 383 с.

9. Лютиков А.М. «Стимулирование предпринимательской активности», журнал «Финансы», № 9, 2007г.
10. «Малый бизнес процветает» И.Царегородцева, «РБК Дейли» от 2.11.2007
11. Николаева Л.А., Черная И.П. «Экономическая теория», М – 1999г.

12.«Организация предпринимательской деятельности», учебн. пособие, Э.А. Арустамов, А.Н. Пахомкин, Т.П. Митрофанова, Москва, «Дашков и К», 2007г.-373 с.

13.«Предпринимательство», под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Полякова, В.А. Швандера, учебник для вузов, Москва «Юнити» , 1999г. - 476с.
14. Репин Д.Ю. «Отечественное предпринимательство и малые предприятия в современной России» (социоклиническая перспектива), научн.ж-л «Вестник Московского университета», №2 2006 г.
15.«Российская бизнес-газета» №28 от 31 июля 2007 г.
16. «Экономика предприятия», под ред. О.И. Волкова, О.В. Девяткина, М, ИНФРА-М. 2004 г. 600 с.

[1] «Анализ роли и места малых и средних предприятий России» Статистическая справка. /2002 – 2005/, Москва, 2006 г.

[2] «Российская бизнес-газета» №28 от 31 июля 2007 г.

[3] Репин Д.Ю. «Отечественное предпринимательство и малые предприятия в современной России» (социоклиническая перспектива), научн.ж-л «Вестник Московского университета», №2 2006 г.

[4] Репин Д.Ю. «Отечественное предпринимательство и малые предприятия в современной России» (социоклиническая перспектива), научн.ж-л «Вестник Московского университета», №2 2006 г.