Курсовая работа: Проблема экономики США и курс доллара

Название: Проблема экономики США и курс доллара
Раздел: Рефераты по банковскому делу
Тип: курсовая работа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Костромской государственный технологический университет

Кафедра финансов и кредита

КУРСОВАЯ РАБОТА

по ДКБ

на тему: Проблема экономики США и курс доллара

Научный руководитель:

Шумакова Ольга Данииловна

Кострома 2008

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….………………….3

1.Проблема экономики США

1.1.Дефицит бюджета………………………….………………………………………………….......6

1.2.Государственный долг……………….. ……………………………..………………………..….9

1.3.Платёжный баланс…………………………………………………………………………...…...11

2 .Сравнительный анализ валютного фундамента доллара США и евро ……………………………….…………………………… ………..……………………………...15

3.Перспективы курса доллара ………………………………………..…………………………......25

Заключение ………………………………………………………………………………………….......29

Список используемой литературы …………………………………….……………………………..30

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа посвящена проблемам экономики США и курсу доллара. Экономика страны очень важна для любого государства. В настоящее время в США экономическая ситуация является достаточной сложной. Поэтому тема курсовой работы является актуальной, так как именно от того, как США будет выходить из кризиса, насыщать экономику деньгами, возвращая им роль всеобщего средства обращения, платежа и накопления, будет зависеть ее будущее. Проведение соответствующей денежной политики является одной из мер по выходу экономики из кризиса.

На современном этапе лидерство США в мировой экономике обеспечивается главным образом над другими странами по масштабам и богатству рынка, степени развития рыночных структур, уровню научно-технического потенциала, мощной и разветвленной системе мирохозяйственных связей с другими странами по линии торговли, инвестиций и банковского капитала.

Когда XX век называют американским, это имеет свои основания. Уже в начале столетия США выделились как самая мощная в экономическом и политическом отношении держава. В итоге второй мировой войны к этому добавилось и военное доминирование. Сраспадом СССРСША остались единственной сверхдержавой. Сейчас в условиях острого финансового кризиса в Японии, других странах Азии (да и в России) при невысоких темпах роста и большой безработице в Европе вновь высветилась роль США как "локомотива" и "стабилизатора" мировой экономики.

Главной целью курсовой работы является выявление проблем экономики США, и дать характеристику национальной валюте, т.е. доллару. Основными задачами являются:

- раскрытие основных проблем экономики США,

- анализ динамики курса доллара,

Нельзя не отметить, что мнения на перспективы курса доллара в течение длительного времени неоднократно менялись. Таким образом, в данной работе необходимо выявить наиболее актуальные и наиболее действенные мнения о перспективах курса доллара.

Попытаемся выявить основные и важнейшие проблемы, стоящие перед страной на рубеже столетий.

1. Проблемы экономики США

Уже в начале 20 века США выделились как самая мощная в политическом и экономическом плане страна. После второй мировой войны к этому добавилось и военное доминирование. С распадом СССР, США остались единственной сверхдержавой. И, несмотря на то, что экономическая составляющая их лидерства уже не столь внушительна как прежде, на пороге нового тысячелетия американская экономика является главной стабилизатором и локомотивом мировой экономики.

На всем протяжении американской истории социально-экономическому развитию страны способствовали благоприятные географические и природные факторы, такие как

- обширная территория, допускающая постоянную экспансию населения и экономики

- преобладание умеренных зон, благоприятных для сельского хозяйства, богатство ресурсов, полезных ископаемых

- наименьшее среди великих держав, зависимость от импорта сырья, особенно нефти

- свободный доступ к двум незамерзающим океанам

- отсутствие соседей, способных серьезно угрожать безопасности интересам США.

Положительное влияние имело также большее, чем у других развитых стран социально-политическая стабильность США. Почти полтора века в этой стране не было революций, переворотов, неконституционной смены власти, массовых волнений, сопровождавшихся насилием, но быстро увеличивающийся федеральный долг и достигшие огромных размеров дефициты бюджета и платежного баланса сдерживают дальнейшие темпы роста экономики, снижают жизненный уровень населения, ограничивают возможности правительства по финансированию социальных и других программ. Внешний долг правительства США оценивается в размере 1,76 трлн. долл. Как считают зарубежные эксперты, этот долг никогда не будет выплачен, так как у американской администрации отсутствуют политическая воля, экономические возможности и достаточные финансовые средства для его погашения.

Правительство США имеет федеральный долг практически на протяжении всей ис­тории страны. Размер долга меняется в за­висимости от состояния внутренней эконо­мики и геополитической обстановки в мире. Однако если раньше долг рос в основном в военные годы и в периоды экономических депрессий, то, начиная с 1970-х гг., он уве­личивается в основном по причине роста бюджетного дефицита. Особенно быстро отрицательное сальдо бюджета увеличива­лось в последние три года: 2002 г. - 317,5 млрд. долл. (3,1% ВВП), 2003 г. - 538,4 млрд. (5,0% ВВП) и 2004 г. - 567,4 млрд. (4,9% ВВП). (Для сравнения: средний показатель дефицита правительственного бюджета за последние 40 лет равняется 2,2% ВВП.)

Требуемые на покрытие дефицита денеж­ные средства правительство США заимству­ет у американского населения и у иност­ранных инвесторов через выпуск ценных казначейских бумаг. К концу 2004 г. сово­купный объем долговых обязательств, выпущенных министерством финансов США, превысил 4,3 трлн. долл. Это — самый высо­кий показатель в мире для одного эмитен­та. Большинство названных обязательств представляет собой ценные рыночные бу­маги, которые свободно продаются и поку­паются на мировых финансовых рынках. К ценным рыночным бумагам относятся век­селя, ноты и облигации. Сроки их погаше­ния различны: от нескольких дней для не­которых видов краткосрочных векселей до 30 и более лет - для облигаций. С 1997 г. инвесторам предлагается новый вид ценных бумаг - TIPS (TreasuryInflation-ProtectedSecurity), которые защищены от инфляции, т.е. проиндексированы с учетом инфляции, и имеют сроки погашения 20 и 5 лет. Ценные рыночные бумаги продаются на аук­ционах, которые проводятся регулярно не­сколько раз в год. На долю рыночных каз­начейских обязательств приходится 88% всех ценных бумаг, эмитированных феде­ральным правительством.

Министерство финансов США выпускает также ценные нерыночные бумаги, не подлежащие перепродаже: сберегательные об­лигации и ценные специальные бумаги, предназначенные для правительств штатов и для муниципалитетов.

На протяжении последних 10 лет казна­чейские ноты превосходят по объему дру­гие долговые обязательства, а их суммар­ная стоимость составляет примерно 2,1 трлн долл. TIPS - наименее распространенные ценные бумаги, их выпущено на сумму ме­нее 250 млрд долл.

Для долговых обязательств с номиналь­ной стоимостью предусматриваются более высокие процентные ставки, поскольку эти ценные бумаги обладают повышенным ин­фляционным риском.

Следовательно, их обслуживание обходится правительству до­роже по сравнению с краткосрочными каз­начейскими бумагами, имеющими более низкую процентную ставку. Вместе с тем продажа инвесторам долгосрочных обяза­тельств гарантирует правительству США ус­тойчивое поступление платежей на протя­жении длительного промежутка времени.

Для ценных бумаг, защищенных от инфля­ции, даже небольшие колебания ее уровня могут повлечь значительные изменения раз­мера платежей по процентам. Если инфляция выше ожидаемого уровня, то расходы пра­вительства, связанные с обслуживанием TIPS, будут превышать расходы на выплаты про­центов по краткосрочным обязательствам.

На эмиссию рыночных казначейских цен­ных бумаг влияют два основных фактора: дефицит федерального бюджета, требующий дополнительного финансирования, и состо­яние рынка американских долговых обяза­тельств. Поскольку рынок ценных бумаг по­стоянно меняется, министерству финансов достаточно сложно предсказать, какие каз­начейские обязательства будут пользоваться у инвесторов повышенным спросом. Если министерство финансов выпустит слишком много ценных бумаг конкретного типа, то оно может понести более высокие затраты, связанные с привлечением инвесторов. Од­нако если эмитент предложит для продажи недостаточное количество ценных бумаг, этоможет привести к снижению их ликвиднос­ти[1] на вторичном рынке.[3,5,6]

1.1 Дефицит бюджета

Серьезная проблема американской эко­номики связана с огромным дефицитом по счету текущих операций, который прибли­жается к 700 млрд. долл. Основной компо­нент платежного баланса - сальдо внеш­ней торговли. Поданным министерства тор­говли США, в 2004 г. внешнеторговый де­фицит достиг рекордного уровня 617,7 млрд. долл., или 5,3% ВВП. Отрицательное саль­до в торговле с Канадой составило 65,8 млрд. долл., с Японией - 75,3 млрд. и со страна­ми ЕС — 110 млрд. долл. Однако самый вы­сокий дефицит зафиксирован в торговле с Китаем - 124,1 млрд. долл., что на 30,5% больше по сравнению с 2003 г.

Поскольку китайский юань жестко привя­зан к американской валюте, то падение дол­лара автоматически ведет к удешевлению ки­тайской продукции и повышению ее конку­рентоспособности на мировых рынках. Ки­тайцы буквально завалили США своими товарами, в результате чего спрос американ­цев на продукцию местных компаний падает. В этих условиях американские компании вы­нуждены сокращать производство, что ведет к разорению предприятий, увольнениям и росту безработицы. Средства массовой инфор­мации США называют Китай «киллером» аме­риканских производителей. Официальные лица США неоднократно ставили перед пра­вительством Китая вопрос о введении плава­ющего курса юаня, однако оно уклоняется от решения этого вопроса под тем предлогом, что стабильный юань способствует росту эко­номики Китая и оказывает положительное влияние на состояние мировой экономики.

Одна из причин увеличения внешнеторго­вого дефицита США - повышение мировых цен на нефть. Если в 2003 г. средняя цена одного барреля сырой нефти на мировом рынке равнялась 26,98 долл., то в 2004 г. она повысилась до 34,47 долл., а максимальная цена достигала 55 долл. за баррель. Поскольку потребности США в иностранной нефти воз­росли в 2004 г. на 37,5%, то стоимость им­порта нефтепродуктов достигла рекордного показателя 180,7 млрд. долл.

Эксперты полагают, что растущая несба­лансированность американской экономики, дефицит бюджета и текущий дефицит пла­тежного баланса, низкий уровень внутрен­них накоплений и эрозия индустриальной базы достигли той точки, когда неизбежна глубокая рецессия.

По мнению специалистов, экономика и финансовая система США в определенной степени зависят от зарубежных финансовых «доноров», в роли которых выступают официальные иностранные учреждения и бан­ки. Совокупный объем денежных средств, размещенных нерезидентами на счетах аме­риканских банков и других финансовых уч­реждений, составил в декабре 2004 г. 2,9 трлн. долл. Первое место по объему финансовых активов в США занимает Великобритания-437 млрд. долл., далее следуют Япония (169,2 млрд.), Швейцария (101,4 млрд.) и Россия.

За последние четыре года российские финан­совые активы в США возросли в 3,5 раза, с 20,8 млрд. долл. до 70,4 млрд.

Как отмечалось выше, значительные де­нежные средства поступают в США от про­дажи ценных бумаг. Явными лидерами на этом рынке являются страны Азии и Европы. Азиатские страны владеют дол­говыми обязательствами США на сумму 1092 млрд. долл. (37,2% объе­ма рынка), а страны ЕС — 1007 млрд. (34,3%)- Самые крупные держате­ли американских долговых обяза­тельств — Япония и Китай, на долю которых приходится 26% мирово­го рынка этого вида ценных бумаг. Если по каким-либо причинам эти страны решат продать хотя бы часть принадлежащих им американских долговых обязательств, это может привести к резкому ухудшению об­становки не только в США, но и на мировых финансовых рынках.

В последнее время правительство США для привлечения финансовых средств все активнее использует воз­можности зарубежных «стабилизаци­онных фондов». Сама по себе эта идея не нова и уже была успешно оп­робована американцами в ряде стран. Вскоре после нефтяного кризиса 1974 г. министерство финансов США направило экономистов в Саудов­скую Аравию с целью убедить прави­тельство этой страны в целесообраз­ности инвестирования долларов, вы­рученных от продажи нефти, в ценные американские казначейские бумаги. Эта задача была успешно вы­полнена, и доллары, уплаченные аме­риканцами за нефть, благополучно вернулись в США.

Дефицит государственного бюджета[2] в США в феврале 2006 составил 119,20 миллиардов долларов, что является рекордно большим показателем дефицита за месяц. Тем не менее, этот показатель был немного меньше прогноза. Дефицит бюджета федерального правительства США в феврале оказался на 5% больше, чем в том же периоде предыдущего года, говорится в ежемесячном бюджетном отчете министерства. Профицит бюджета за январь не был пересмотрен и составил 20,99 миллиарда долларов. Обычно в феврале правительство США делает крупные расходы, и февральский показатель дефицита обычно бывает большим. Он отражает возврат подоходных налогов и меньшие по сравнению с другими месяцами года поступления в бюджет. Согласно данным министерства, расходы правительства в феврале 2006 составили 232,05 миллиарда долларов, что также является рекордно высоким показателем за месяц. Расходы выросли на 8% по сравнению с тем же периодом предыдущего года и на 11% по сравнению с январем. Министерство сообщило, что поступления в бюджет федерального правительства в феврале 2006 составили 112,85 миллиарда долларов, что на 12% выше по сравнению с тем же периодом предыдущего года, но на 51% ниже по сравнению с предыдущим месяцем. Февральский показатель дефицита был немного ниже оценки Бюджетного управления Конгресса США, которое прогнозировало, что дефицит составит 121 миллиард долларов. Бюджетное управление сообщило, что расходы бюджета росли быстрее доходов по причине увеличения расходов на программы медицинского страхования Medicare и Medicaid и на программу социального страхования, расходов на восстановление регионов, пострадавших от ураганов, а также роста процентных выплат по внешнему долгу страны. Администрация президента США прогнозирует, что дефицит бюджета за 2006 финансовый год составит 423 миллиарда долларов против 318 миллиардов долларов в 2005 финансовом году. В США финансовый год завершается 30 сентября. Согласно прогнозу Бюджетного управления Конгресса США, в 2006 финансовом году дефицит бюджета составит 371 миллиард долларов, или 2,8% от ВВП.

Дефицит федерального бюджета Соединенных Штатов за 6 месяцев 2007 финансового года (октябрь 2006г. - март 2007г.) снизился на 14,7% по сравнению с аналогичным периодом 2006г. За указанный период дефицит бюджета составил 258,43 млрд. долл.

Финансовые показатели улучшились, несмотря на то, что дефицит федерального бюджета в марте 2007г. вырос на 12,9% по сравнению с мартом 2006г. и достиг 96,27 млрд. долл.

В марте 2007г. доходы государства увеличились на 1,2% по сравнению с прошлым годом и достигли 166,49 млрд. долл. По сравнению с предыдущими месяцами это весьма незначительный прирост. В то же время государственные расходы в марте с.г. выросли на 5,2% и достигли рекордного показателя в 262,76 млрд. долл., что отчасти обусловлено досрочным перечислением средств на оказание военной помощи Египту и Израилю.

В проекте бюджета США на 2008 финансовый год, стартующий 1 октября 2007г, прогнозируется снижение бюджетного дефицита страны до 239 млрд. долл. Проект был представлен на рассмотрение Конгресса в феврале. В проекте также указывается, что дефицит бюджета США по итогам 2007 финансового года составит 1,8% от ВВП, в 2008 финансовом году - 1,6%, в 2009 финансовом году - 1,2%.

В то же время, согласно представленному проекту бюджета, Дж.Буш ожидает, что профицит бюджета в 2012 финансовом году может составить 61 млрд. долл. Таким образом, американский президент надеется, что через 5 лет дефицит бюджета США превратится в профицит.

Дефицит государственного бюджетаСША в 2007 года, видимо, будет «ближе к $200 миллиардам», что значительно ниже прогнозировавшегося в феврале, сказал в четверг директор управления по бюджету Администрации президента США Роб Портмен. В феврале Белый дом оценил объем дефицита госбюджета этого года в $244миллиарда. В начале мая независимое управление Конгресса по бюджету сообщило, что дефицит за первые семь месяцев начавшегося 1 октября бюджетного года составил $83 миллиарда, что на $101 миллиард ниже, чем за тот же период предыдущего года. Выручка бюджета выросла примерно на 11 процентов в 2007 году, по сравнению с аналогичным периодом 2006 года, сообщило управление Конгресса. В 2006 финансовом году дефицитбюджетаСША составил $248 миллиардов.

В 2008 году дефицит бюджета США составит около 250 миллиардов долларов. Такую информацию распространило Бюджетное управление Конгресса (Congressional Budget Office). В 2007 году дефицит американского бюджета не превысил 163 миллиардов долларов.

Увеличение дефицита до четверти триллиона долларов возможно в том случае, если будут одобрены все траты на ведение военных действий в Ираке и Афганистане. Без их учета дефицит составит около 219 миллиардов долларов.

Такой прогноз Бюджетное управление объясняет снижением темпов роста экономики и возможной рецессией в стране. Если в последние годы дефицит бюджета постепенно сокращался, то в 2008 год он вырастет.

В октябре сообщалось, что США сумели довести дефицит бюджета до самого низкого уровня за последние пять лет. В администрации президента такой успех объясняли снижением налогового бремени, что дало стимулы к экономическому росту.

Из общей суммы расходов бюджета США значительная часть средств идет на обслуживание государственного долга[3] . В 2007 финансовом году на эти цели было потрачено 430 миллиардов долларов.[5,3]

1.2 Государственный долг

Государственный долг представляет собой стоимость ценных федеральных бумаг, проданных амери­канским и иностранным инвесторам. В чис­ло инвесторов входят: физические лица, бан­ки, корпоративные структуры, пенсионные фонды, Федеральная резервная система США (ФРС), правительства штатов и местные пра­вительства, а также зарубежные предприя­тия, кредитные учреждения и государствен­ные структуры. Покупателей привлекают та­кие качества американских казначейских дол­говых обязательств, как широкий спектр ценных бумаг и различные сроки их погаше­ния, независимость от кредитного риска, возможность свободной покупки и прода­жи на финансовых рынках, освобождение получаемой по ценным бумагам прибыли от налогов штатов и от местных налогов.

В 2004-м финансовом году государствен­ный долг США составил 4,3 трлн долл., уве­личившись почти на 10% по сравнению с предыдущим годом

Предлагаемые на продажу казначейские векселя выпускаются со сроком погашения один год или меньше. Казначейские ноты относятся к кратко- и среднесрочным цен­ным бумагам и имеют сроки погашения от 2 до 10 лет. Облигации являются ценными долгосрочными бумагами со сроками пога­шения свыше 10 лет.

В 2004 г. выпустили следующие ценные нерыночные бумаги: сберегательные сертификаты на сумму 204,2 млрд долл.; ценные бумаги, предназначенные для пра­вительств штатов и местных правительств, на 158,2 млрд; ценные бумаги иностран­ных серий - 5,9 млрд; ценные бумаги американских серий на сумму 30,0 млрд долл. и др.

Точно определить количественный со­став владельцев долговых обязательств до­статочно сложно, поскольку практически невозможно проследить движение ценных бумаг. По оценкам министерства финан­сов США, примерно 63% государственного долга принадлежит американским инвесторам и 37% - иностранным инвес­торам .

Большая часть долговых обязательств, на­ходящихся у американцев, принадлежит крупным инвесторам - депозитарным уч­реждениям, пенсионным фондам, страхо­вым компаниям и др. Однако мелкие инве­сторы также активно покупают казначей­ские ценные бумаги и, следовательно, име­ют право на часть госдолга. Обычно долго­вые обязательства, выпущенные министер­ством финансов, первоначально продают­ся дилерам и брокерам, которые затем раз­мещают их на вторичном рынке. Физичес­кие лица приобретают ценные бумаги через инвестиционные компании или напрямую в Бюро государственного долга министерства финансов США. В последнее время для по­купки ценных бумаг все чаще используют электронные средства связи. Минимальная стоимость казначейского векселя или ноты -1 000 долл., сберегательной облигации -25 долл. за одну ценную бумагу.

Федеральная резервная система, осуще­ствляя операции с ценными казначейскими бумагами, имеет возможность регулировать объем резервных фондов в депозитарных учреждениях и устанавливать краткосрочные процентные ставки. Тем самым она оказы­вает косвенное влияние на занятость насе­ления, объем выпускаемой продукции и на уровень цен. Объемный и активный рынок казначейских ценных бумаг позволяет ФРС покупать и продавать долговые обязатель­ства в больших объемах, не опасаясь подо­рвать рынок.

Правительства штатов и местные прави­тельства приобретают рыночные и нерыноч­ные казначейские обязательства в целях со­здания временных финансовых резервов на случай перебоев с поступлением налоговых сборов или острой необходимости финан­сирования первоочередных проектов.[5]

1.3 Платёжный баланс

Платежный баланс представляет собой соотношение между суммой платежей, поступающих из-за границы, и суммой платежей, идущих за границу. Если поступающие в страну платежи превышают выплаты другим странам и международным организациям, платежный баланс[4] является активным, если же наоборот - то пассивным. Уменьшение величины отрицательного сальдо является благоприятным фактором для роста курса национальной валюты.

Отрицательное сальдо платежного баланса в США по итогам первых трех месяцев 2003г. достигло рекордной отметки в 136,1 млрд. долл. Такие данные приводятся в докладе Минторга США. Одновременно Минторг пересмотрел данные о состоянии платежного баланса в 2002г. По уточенным данным, отрицательное сальдо платежного баланса США по итогам 2002г. составило 480,9 млрд. долл., а не 503,4 млрд. долл., как сообщалось ранее. Данные о состоянии платежного баланса в IV квартале 2002г. также были изменены в сторону понижения. Отрицательное сальдо платежного баланса по итогам IV квартала составило 128,6 млрд. долл., а не 136,9 млрд. долл., как сообщалось ранее. Таким образом, с января по март отрицательное сальдо платежного баланса оказалось на 5,8% выше по сравнению с тем же показателем IV квартала 2002г.

Отрицательное сальдо торговли товарами в период с января по март составило 136 млрд. долл. по сравнению с 132,2 млрд. долл. в IV квартале 2002г. Рост импорта в страну на три четверти обеспечил рост импорта нефтепродуктов. В I квартале 2003г. импорт нефтепродуктов в США составил 309,2 млрд. долл.

Сальдо баланса предоставления услуг в I квартале 2003г. составило 14,4 млрд. долл. по сравнению с 16 млрд. долл. в IV квартале 2002г. Главным образом снижение положительного сальдо предоставления услуг объясняется снижением числа авиа-перелетов из-за войны в Ираке и эпидемии типичной пневмонии в Азии. Сальдо платежного баланса является индикатором экономической ситуации в стране, поскольку данный показатель включает в себя не только сальдо платежного баланса, но и инвестиционные потоки и односторонние платежи, например, финансовую помощь другим странам.

В США отрицательное сальдо платежного баланса по итогам всего 2004г. составило 665,9 млрд долл. Этот показатель стал самым высоким из зафиксированных когда-либо. Такие данные приведены в сообщении Министерства экономики США. Таким образом, отрицательное сальдо платежного баланса в США увеличилось на 25,5% по сравнению с результатом предыдущего года, который составил 530,7 млрд долл. Напомним, что согласно сегодняшнему сообщению Минэкономики США, дефицит платежного баланса в IV квартале 2004г. вырос на 13,26% - до 187,9 млрд долл. По пересмотренным данным, в III квартале 2004г. этот показатель составил 165,9 млрд долл. Аналитики ожидали увеличения дефицита платежного баланса в IV квартале 2004г. до 184,5 млрд. долл. Сальдо платежного баланса является одним из основных индикаторов экономической ситуации в стране. Стоит отметить, что 11 марта комитет по бюджету сената США одобрил предложенный республиканцами проект бюджета на 2006г. в размере 2,6 трлн. долл. Особенностью данного документа явилось сокращение финансирования различных социальных программ. Причем проект бюджета, представленный на рассмотрение американским конгрессменам, не включает в себя те 80 млрд. долл., которые необходимы на продолжение военных операций в Ираке и Афганистане. Теперь проект бюджета должен быть одобрен в палате представителей.
Между тем оппоненты принятого бюджета из Демократической партии утверждают, что он будет мало способствовать сокращению дефицита бюджета, который в 2004г. достиг рекордного уровня в 412 млрд. долл. Согласно одобренному проекту бюджета, в 2006г. его дефицит составит 362 млрд. долл. Причем глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен предупредил, что бюджетный дефицит[5] представляет больший риск для американской экономики, чем рекордные показатели несбалансированности торгового обмена.

В США отрицательное сальдо платежного баланса по итогам 2005 года выросло на 20% и составило 804,9 млрд. долл. Такие данные приведены в сообщении Министерства экономики США.

Отрицательное сальдо платежного баланса США в IV квартале 2005 года составило 224,9 млрд. долл. По пересмотренным данным, в III квартале 2005 года дефицит платежного баланса в США составил 185,4 млрд. долл. Таким образом, показатель за III квартал 2005 года был пересмотрен в сторону понижения - ранее сообщалось, что дефицит платежного баланса США в III квартале 2005 года составил 195,8 млрд. долл.

Отметим, аналитики прогнозировали, что отрицательное сальдо платежного баланса по итогам IV квартала 2005 года в США составит 220 млрд. долл.

Между тем в США отрицательное сальдо платежного баланса по итогам 2004 года составило 668,1 млрд. долл. Тогда отрицательное сальдо платежного баланса увеличилось на 25,5% по сравнению с результатом 2003 года, который составил 530,7 млрд. долл.

Добавим, что объем розничных продаж в США в феврале 2006 года снизился на 1,3% по сравнению с январем 2006 года, когда рост этого показателя составил 2,3%, сообщило Министерство торговли страны.

Значительнее всего - на 4,9% - снизились продажи автомобилей и запчастей, в то время как в январе 2006г. они выросли на 4,6%. Объем продаж в магазинах, торгующих одеждой, снизился на 1,3%. В январе с.г. этот показатель вырос на 2,4%. Продажи в универсальных магазинах в феврале снизились на 1,4%, тогда как в январе объем продаж вырос на те же 1,4%. Снизились объемы продаж мебели и товаров для дома (-4%); продажи в барах и ресторанах увеличились (+1,1%). Наблюдается повышение объема продаж строительных материалов, спортивных товаров, книг и электроники.

В США отрицательное сальдо платежного баланса по итогам 2005 года выросло на 20% и составило $804,9 млрд. Такие данные приведены в сообщении Министерства экономики США.

Отрицательное сальдо платежного баланса США в IV квартале 2005 года составило $224,9 млрд. По пересмотренным данным, в III квартале 2005 года дефицит платежного баланса в США составил $185,4 млрд.

Таким образом, показатель за III квартал 2005 года был пересмотрен в сторону понижения - ранее сообщалось, что дефицит платежного баланса США в III квартале 2005 года составил $195,8 млрд. Отметим, аналитики прогнозировали, что отрицательное сальдо платежного баланса по итогам IV квартала 2005 года в США составит $220 млрд. Между тем в США отрицательное сальдо платежного баланса по итогам 2004 года составило $668,1 млрд.Тогда отрицательное сальдо платежного баланса увеличилось на 25,5% по сравнению с результатом 2003 года, который составил $530,7 млрд.

Добавим, что объем розничных продаж в США в феврале 2006 года снизился на 1,3% по сравнению с январем 2006 года, когда рост этого показателя составил 2,3%, сообщило Министерство торговли страны.

Отрицательное сальдо платежного баланса США по итогам 2006г. составило 856,7 млрд. долл. Такие данные приведены в сообщении Министерства экономики США. По итогам 2005г. этот показатель составлял 791,5 млрд. долл. При этом отрицательное сальдо платежного баланса США по итогам IV квартала 2006г. составило 195,8 млрд. долл. По пересмотренным данным, в III квартале 2006г. дефицит платежного баланса[6] США составил 229,4 млрд. долл. Таким образом, этот показатель за III квартал 2006г. был пересмотрен в сторону повышения. Ранее сообщалось, что дефицит платежного баланса США в III квартале минувшего года составил 225,6 млрд. долл. Аналитики прогнозировали, что отрицательное сальдо платежного баланса США по итогам IV квартала 2006г. составит 203 млрд. долл.

Хотя бюджетный дефицит США в 2007 финансовом году упал до минимального уровня за последние пять лет благодаря рекордным прибылям корпораций и медленному росту расходов, эксперты считают этот успех временным. Согласно среднему прогнозу UBS, отрицательное сальдо в текущем фингоду увеличится до $196 млрд. Выпуска гособлигаций является основным средством финансирования бюджета. По данным исследования Национального бюро экономических исследований 2005 года, увеличение отношения дефицита бюджета к ВВП на 1 процентный пункт, сохраняющееся в течение трех лет, добавляет 0,4-0,5 процентного пункта к доходности десятилетних казначейских обязательств. По расчетам главного экономиста Луиса Кренделла, дефицит за год, завершившийся в апреле, составлял 1,1% ВВП, в сентябре - 1,2% ВВП. Он прогнозирует дефицит в 2008 фингоду на уровне 1,4% ожидаемого ВВП. Минфин сократил продажу гособлигаций в 2007 фингоду до $142 млрд. с пикового объема в $379,5 млрд. в 2004 фингоду. Чистый объем заимствований в июле-сентябре составил порядка $116 млрд. по сравнению с июльским прогнозом министерства в $73 млрд.[3]

2. Сравнительный анализ валютного фундамента доллара США и евро.

Начиная с 1971 г. центром мировой валют­ной системы[7] является доллар США. Но, похоже, что и он утрачивает ли­дирующую роль мировой резервной валюты, о чем свидетельствуют раз­личные факторы и факты.

Определенной угрозой доминированию доллара в мировой экономике яв­ляется евро. Если евро примут все страны ЕС, евро будет выглядеть более стабильным и привлека­тельным, чем доллар. Тогда, чтобы доллар перестал быть глобальной валютой, останется сделать только одно: начать покупать нефть за евро.

За последние три года индекс дол­лара снизился на 30%. И если бы не значительная интервенция центральных иностранных банков, то, как счи­тают специалисты, стоимость долла­ра уменьшилась бы наполовину.

В целом в мире растет недоверие к доллару. Страны - члены ОПЕК пла­нируют перейти на евро при осуще­ствлении расчетов за экспортируе­мую нефть. Северная Корея отказы­вается от доллара при ведении внеш­неторговых операций. Все это может привести к непредсказуемым по­следствиям для американского дол­лара, и международные финансовые аналитики уже сейчас оживленно обсуждают вопрос о том, кто зай­мет место доллара США в мировой валютной системе. Профессор Нью-Йоркского университета Н. Фергюсон полагает, что наиболее высокие шансы имеет евро, и в подтвержде­ние своего мнения приводит следу­ющие факты:

- Совокупный объем ВВП стран, входящих в еврозону, ненамного ус­тупает размеру ВВП США. По данным ОЭСР, в 2003 г. ВВП еврозоны составил 8,0 трлн. долл., или 15,7% мирового производства, а ВВП США - 10,9 трлн. или 21,3% миро­вого ВВП.

- В отличие от США страны ев­розоны имеют положительное саль­до по счету текущих операций пла­тежного баланса.

Проанализируем фундамент доллара США и евро.

Пункт 1. Начнем с того, что валютный фундамент доллара США в качестве ведущей мировой валюты уже очень давно как раз опирается на единую суверенную политическую государственную власть, общую конституцию, единый Федеральный бюджет и независимую Фе­деральную Резервную Систему (ФРС). И, главное: суверенная государственная власть и широкая ав­тономия в 50 штатах Америки, а также независимая ФРС проводят общую либеральную единую эконо­мическую и денежно-кредитную политику (новую, со времен президентства Рональда Рейгана, 1980-х гг.). Она направлена на поддержание единых по всей стране благоприятных условий для свобод­ного развития частного рыночного конкурентного хозяйства и предпринимательской инициативы. Причем при минимальном, главным образом, лишь фискальном (кстати, при постепенном снижении налоговой нагрузки на их прибыль) вмешательстве государственной бюрократии в частный бизнес. Эта единая государственная политика и новая либеральная хозяйственная система США спо­собствовала в течение последних 25 лет успешному развитию исторически весьма зрелой экономи­ческой, социальной и финансовой конъюнктуры страны. А вместе с тем обеспечивалось в целом стабильное развитие покупательной силы доллара на внутреннем рынке страны, а также благоприят­ное изменение соотношения рыночного спроса и предложения доллара на мировом рынке в целях поддержания фазы его твердого международного курса, а при необходимости для преодоления фазы и случаев падения этого курса.

Пункт 2. А в чем же главное отличие? Прежде всего, как уже отмечено, валютный фундамент евро, не может опереться в 12 суверенных государств Ев­розоны, на такую же, как у доллара США, единую и всеохватывающую политическую и законода­тельную государственную власть, а также на общую конституцию и федеральный бюджет. Наконец, в Еврозоне нет такой же, как в США, единой и либе­ральной государственной экономической политики. Другими словами, в Еврозоне, как отмечалось, по существу, мы имеем дело с 12 различными по качес­тву и надежности суверенными государственными основами валютного фундамента той же единой ва­люты евро. Это чрезвычайно качественно ослабляет валютный фундамент евро.

Пункт 3 . Однако вернемся к высококачест­венному валютному фундаменту доллара США, чтобы показать его активное влияние на развитие свободно плавающего его международного валют­ного курса[8] на мировом рынке и относительной пассивности в этом деле ВФ евро.

Как известно, составной частью государствен­ной политики и хозяйственной системы США является также активная деятельность независи­мой ФРС. Она проводит единую по всей стране денежно-кредитную и валютную политику. Причем ФРС США играет исключительно важную актив­ную роль не только в деле укрепления стабильной покупательной силы доллара внутри страны. ФРС проявляет также активную заботу в деле стимули­рования успешного развития конъюнктуры США, считая это важной основой надежного ВФ твердого международного курса доллара.

В среднем за 2005 г. курс доллара соста­вил 1,244 долл. США за 1 евро, и его зигзагообраз­ное развитие в 2005 году укладывалось в пределах этого среднегодового валютного курса.

Однако в начале мая 2005 курс доллара к евро стал стремительно понижаться. И 14 мая курс доллара упал до годового рекорда в 1,2972 долл. США за 1 евро. И тут подействовали несколько причин, причем, как и до сих пор, главным образом, за счет конъюнктурных валютных факторов ВФ доллара США, хотя и с отрицательным результа­том воздействия на международный валютный курс доллара. Во-первых, торговцы валютой стали надеяться, что цикл повышения ведущей ставки Эмиссионного банка США в скором времени дол­жен закончиться. Это, правда, несколько туманно подтвердил в конце апреля новый шеф ФРС США Бен Берданке. Во-вторых, многие экономисты стали прогнозировать ослабление конъюнктуры США во втором полугодии, А рост инфляции продолжался и летом достиг опасного уровня — более чем 4,0% (вместо 2,4% в 2005 г.). В-третьих, валютные стратеги прогнозируют дальнейшие ре­корды дефицита сальдо торгового и текущего счета платежного баланса США в 2006 г., что должно су­щественно понизить международный курс доллара. Уже в четвертом квартале 2005 г. дефицит текущего счета платежного баланса достиг исторического рекорда в (-) 225 млрд. долл. (-7 % от ВВП), а в пер­вом квартале 2006 г. (-) 209 млрд. долл. вместо (-) 185 млрд. в третьем квартале. В-четвертых, на снижение курса доллара в начале года сильно подействовала публикация данных о том, что в четвертом квартале 2005 г. прирост ВВП в годовом исчислении соста­вил только 1,1 % вместо 4,1 % в третьем квартале. А в апреле в стране (без сельского хозяйства) было создано лишь 138тыс. новых рабочих мест вместо ожидаемых 200 тыс. В-пятых, наконец-то, начал несколько активизироваться валютный фундамент евро, поскольку изменение конъюнктурных дан­ных стран Еврозоны за последние месяцы говорило о предстоящем ее подъеме. В четвертом квартале 2005 г. рост ВВП составил 1,8% вместо 1,2% в пер­вом квартале, а в первом квартале 2006 г. рост ВВП достиг 2,0%. Это заставляет ЕЦБ повысить веду­щую учетную ставку рефинансирования, что и было сделано 8 июня — повышена на 0,25 %-ных пункта, до 2,75 % годовых. К концу года предполагается ее повышение до 3,25%. Это также стало давить на понижение курса доллара.

В результате такого ослабления конъюнктурной основы валютного фундамента доллара его курс 31 мая 2006г. упал до 1,2868 долл. США за 1 евро. Поэтому, учитывая появление ряда негативных сторон в развитии американской конъюнктуры, на валютном рынке снизился спрос со стороны трейдеров на доллар США, и они стали закупать более ходовые валюты, в том числе и евро. Дол­лар на валютном рынке сразу стал дешеветь по отношению к ведущим валютам мира, а к евро он снизился до 1,2936 долл. США. И опять, как в зеркальном отражении, соответственно настолько же повысился курс евро. А 29 июня ФРС США еще раз повысила свою ведущую ставку до 5,25%, но инфляция продолжала расти, и доллар тем самым обесценивался, а евро благодаря этому подорожал. Таким образом, именно в этой относительной пас­сивности валютного фундамента евро и качествен­но высокой надежности и активности ВФ доллара, как с положительным, так и отрицательным резуль­татом, проявляется, в частности, роль доллара в качестве первой мировой валюты мира и слабость евро. Кстати, большинство валютных аналитиков ожидают продолжения в 2006 г. периодов как роста курса доллара до 1,22долл. США за 1 евро и более, так и его снижения в конце года до 1,30 долл. США за 1 евро. Однако эти колебания укладываются в пределы прогнозируемого на 2006 г. среднего курса примерно в 1,225 долл. США за 1 евро.

Пункт 4. Вернемся опять к недостачно качес­твенному надежному фундаменту евро, чтобы еще раз более подробно разобраться в причинах его относительно пассивной роли в деле обеспечения стабильности покупательной силы евро, как внутри 12 стран Еврозоны, так и укрепления междуна­родного курса этой единой валюты на мировом рынке.

После введения евро в 1999г., как известно, суверенная верховная власть каждого отдельного государства ЕС-12 и его независимый Эмиссион­ный банк лишаются возможности влиять на свою национальную валюту, пока еще функциониру­ющую рядом с безналичной валютой евро, и тем самым использовать ее в качестве экономического инструмента в своих интересах. В частности, актив­но повлиять на снижение валютного курса своей валюты в целях стимулирования дешевого экспор­та, или, наоборот, на повышение ее курса, чтобы удешевить свой импорт — именно того, чем всегда могут воспользоваться США, Швейцария, Канада или Великобритания и другие ведущие государства мира. Теперь единую валютную, денежную и кре­дитную политику проводит независимый ЕЦБ. Но главной заботой ЕЦБ теперь является обеспечение стабильности покупательной силы евро - денег, лишь в целом и сугубо на среднем уровне по 12 странам Еврозоны. Не вдаваясь в подробности, отметим, что для этого важнейшее направление банковской стратегии ЕЦБ нацелено на то, чтобы не допустить в Еврозоне инфляции выше безо­пасной границы около 2 % в год. Однако ЕЦБ не обладает такой же возможностью, как ФРС США, реально заботиться об экономическом росте каж­дого отдельного государства ЕС, резко отличаю­щегося по уровню зрелости своей экономической, социальной и финансовой конъюнктуры. Причем, для того чтобы тем самым повлиять на благопри­ятное изменение спроса на единую валюту евро на мировом рынке. К тому же, как уже отмечалось, эти существенные конъюнктурные различия на деле искажаются, как в «кривом зеркале», в публикациях среднестатистических данных по 12 государствам, тем более по ЕС-25 почти по всем важнейшим об­щим показателям развития их конъюнктуры.

Следует отметить, что в этом отношении отличи­тельной чертой конъюнктурной основы валютного фундамента доллара США, наоборот, являются про­зрачность и реальность статистических конъюнктур­ных данных, публикуемых в США. Объясняется это тем, что почти все важнейшие среднестатистические экономические показатели в целом по США, хотя, возможно, в определенной степени и отклоняются от данных по отдельным штатам Америки, но ни в коем случае не так резко, как это имеет место в странах Евросоюза. Ведь за многие десятилетия пре­восходящего развития американской конъюнктуры 50 штатов Америки смогли в определенной степени приблизиться по своему уровню конъюнктуры друг к другу, конечно, с учетом природных, географических и других объективных различий.

Как видно, эти различия огромные. Ведь из об­щего объема ВВП в странах ЕС 25, равного 10271,4 млрд СПС, у ведущих четырех стран — Германии, Франции, Великобритании и Италии — сконцен­трировано более 2/3 от этого суммарного объема ВВП. А одна треть совокупного объема ВВП со­здается в остальной 21 стране.

Можно отметить, в определенной степени, конечный результат от всех огромных конъюнктурных различий этой недостаточно качественной основы валютного фундамента единой валюты евро. Все различия(различия по оплате труда)вместе взятые в конечном счете стали важной при­чиной сильно отличающегося в странах ЕС уровня цен на одинаковые и аналогичные товары и услуги, а вместе с тем и неодинаковой покупательной силы единой валюты евро на внутреннем пространстве стран Европейского союза.

Пункт 5. Наконец, следует подчеркнуть, что высококачественная на­дежность и активная роль валютного фундамента доллара особенно подкрепляется самым важным его преимуществом, а именно — опорой этого ВФ доллара на очень солидную основу в виде истори­чески сложившегося в США за многие десятилетия самого высокого в мире уровня экономической и социальной конъюнктуры, передовой науки и про­изводственной технологии. И, наконец, высокого уровня частного и государственного потребления и валовых инвестиционных вложений капитала, высокого уровня жизни и относительно низкой безработицы.

Совершенно ясно, что высокий уровень аме­риканской конъюнктуры, реально отраженный в качестве основы валютного фундамента доллара, имеет решающее значение для стабильности по­купательной силы доллара внутри страны и благо­приятного развития его международного валютного курса в длительные периоды. Но стоит отдельным элементам этого конъюнктурного базиса войти в фазу неблагоприятного периода развития, как сразу валютный фундамент доллара на это реагирует так­же активно, причем с отрицательным результатом, а именно: падает спрос на доллар, потерявший в связи с этим на мировом валютном рынке свою прежнюю престижность, и его международный курс понижается. Кстати, таким качеством обла­дает фундамент любой другой ведущей свободно плавающей национальной валюты, развивающейся по циклу. Однако выше нами подробно изложены причины, почему евро этим качеством не может воспользоваться так активно, как доллар США и другие ведущие валюты мира.

Изложенное выше проиллюстрируем вначале на примере долговременной шестилетней фазы развития среднегодовых курсов дорогого доллара по циклу с 1997 по 2003 г. В то время США пережили период очередного циклического подъема своей экономической и социальной конъюнктуры. В свя­зи с этим, с одной стороны, на мировом валютном рынке спрос на престижный доллар со стороны торговцев и спекулянтов (рейдеров) был высоким. А, с другой стороны, превосходящая конъюнкту­ра США в указанном периоде притягивала, как магнит, в страну иностранные инвестиции пред­принимательского и ссудного капитала. Причем в обмен иностранной валюты на доллары США. К тому же речь идет также о периоде превосходящего экономического развития США по сравнению со странами Еврозоны. Вот некоторые данные. На­пример, в 1998 г. среднегодовой темп роста валового внутреннего продукта (ВВП реального) в США в 4,4% в то же время в 1,6 раза превысил аналогич­ный решающий показатель конъюнктуры в странах Еврозоны (рост ВВП — 2,7 %). А в 2003 г. это пре­вышение было — в 3,8 раза (роста в США — 3,0 %, а ЕС-12 только 0,5 %). А по темпам роста частного потребления — этого мотора экономического роста — превышение в 2003г. — в 3,3 раза (3,3% в США и 1,0% в ЕС-12). И по валовым инвестиционным вложениям капитала — локомотиву экономическо­го роста — превышение было десятикратным: 5,1% в США и (-) 0,5 % в ЕС-12.

Однако постепенно, в конце шестилетнего периода 1997 — 2003 гг., стали проявляться важ­ные негативные стороны конъюнктурного базиса валютного фундамента доллара США, а именно: в условиях необычайно. Поэтому, чтобы избежать опасной инфляции и покрыть рыночный спрос страны, выход был только один: форсирован­ный рост импорта недостающих на рынке товаров и услуг почти из всех стран мира, причем, опережая в среднем на 15 — 20%, темпы товарного экспорта. А это на определенном этапе неизбежно привело к возникновению огромных дыр в финансовой конъюнктуре США, прежде всего в виде рекордно большого дефицита внешнеторгового и текущего счета платежного баланса (в котором торговый дефицит составил 94 %). Тем самым американский экспорт все сильнее «не зарабатывал» достаточной суммы иностранной валюты, чтобы ею покрыть образовавшийся дефицит. В 2005 г. дефицит тор­гового баланса достиг исторического рекорда в (-) 724'млрд долл. США. Это в 4,4 раза больше, чем в 1998 г. А дефицит текущего счета платежного баланса достиг рекорда в 805 млрд. долл. США. Это превышает уровень 1998 г. в 3,7 раза и составляет 6,4% от ВВП. В этих условиях, прежде всего, американские должники-импортеры стараются продать на мировом валютном рынке доллары по более низкому курсу за иностранную валюту для погашения своих внешних обязательств. Ведь США становится все трудней этот свой рекордный дефи­цит платежного баланса покрыть и финансировать. К тому же американские импортеры вынужденные брать за границей огромные кредиты, тем самым опускались в «долговую яму». А в условиях тяжело­го финансового положения страны это во все мень­шей степени может осуществляться за счет притока в США заграничных вложений инвестиционного предпринимательского и ссудного капитала. Прав­да, пока для американцев важнейшим источником иностранных инвестиций за последние годы яв­ляется приток в США иностранного капитала из Китая, Индии и других Юго-восточных азиатских стран. Помогают также проводимые этими страна­ми (а Японией до марта 2005 г.) крупных валютных интервенций (чтобы поддержать низкий курс своей валюты к доллару США), в их же валюте в обмен на доллары. Тем более, что за эти годы 60 — 70% от дефицита торгового баланса США образуется от огромного расширения внешнеторгового оборота с этими странами Юго-восточной Азии, особен­но с Китаем, который наводнил Америку морем дешевых товаров, в том числе и новой техникой (кстати, в 2005 г. Китай занял первое место в мире, впереди США, в экспорте продукции промышлен­ного машиностроения). Поэтому в условиях, когда США все больше импортируют, указанные страны с экспортной ориентацией накопили огромные долларовые резервы. И часть этой выручки от про­дажи в США дешевых товаров экспортеры Китая и других стран с подобными режимами стараются без риска и выгодно инвестировать на бирже в американские акции, и особенно в ценные бумаги (облигации). Ведь курс доходности американских займов значительно повысился и стал очень вы­годным для иностранных инвесторов. И, прежде всего, потому, что с июня 2004 г. ФРС США, как уже отмечалось, повысила свою ведущую учетную ставку кредитования с 1 % годовых до 5,25% в июне 2006 г. В результате всех этих заграничных инвес­тиций и валютных интервенций только в 2005г. ими было закуплено ценных бумаг США почти на 800 млрд. долл., что покрывает значительную долю дефицита платежного баланса США. Тем не менее, так не может долго продолжаться, это представляет большую угрозу для доллара США. Ведь в условиях ухудшения американской конъюнктуры уже теперь доверие к ней падает уже со стороны иностранных инвесторов и торговцев на валютных рынках. Тем более, что согласно прогнозу Института междуна­родной экономики в Вашингтоне в США эконо­мический рост в 2007 г. сократится до 2,0 % вместо 3,5% в 2006 г. А в Еврозоне немецкий Институт мировой экономики прогнозирует рост ВВП в 2006г. на 2,7% и в 2007г. - на 2,0%, что может со временем привести к кризису международного курса доллара. Вопрос лишь в сроках. А США с сугубо импортной ориен­тацией нужен «крепкий доллар», удешевляющий продукцию импорта. В течение последних 12 месяцев с сентября 2005 г. международный курс доллара уже обесценился на 5%. Это немного. И выгодно для иностранных туристов. А иностранным инвесто­рам предпринимательского и ссудного капитала, а также заграничным экспортерам в США это приносит значительные финансовые потери. И они могут принять решение о сокращении своих инвестиций в ценные бумаги США. Естественно, это может резко нарушить нынешнее равновесие торгового и текущего счета платежного баланса США. И падение международного курса доллара США ускорится.

Однако наибольшую угрозу стабильности меж­дународного курса доллара представляет рост до огромных критических размеров дефицита Феде­рального бюджета США. Рост, особенно связанный с войной в Афганистане и в Ираке. Кроме того, президент Дж. Буш с 2001 по 2004 г. снизил налоги в целом на сумму в 1 900 млрд. долл. И в 2004 г. этот дефицит бюджета достиг рекорда в (-) 427 млрд. долл. США, а в 2005 г. почти не сократился и составляет сегодня около (-) 4,2 % от ВВП. Но президент Дж. Буш обещает снизить этот огромный дефицит фе­дерального бюджета в два раза только в 2009 г. Это тяжелое финансовое состояние США усиливается неизбежным ростом также общего федерального долга государства как своим, так и иностранным кредиторам. Он вырос в 2004г. до исторического рекорда в размере 8180 млрд. долл. США, что соста­вило 73,8 % к ВВП. А в 1998 г. задолженность госу­дарства равнялось только 3 233 млрд. долл. США. И тут уже государство США село в «долговую яму».

К тому же в последнее время в США снизились также темпы экономического роста. В 2004 г. рост реального ВВП составил 4,2%, а в 2005 г. — 3,6% и в 2006г. прогнозируется только 3,5 %, а в 2007 г. — 2,0%. Кстати, экономический бум прежних лет утихает во всем мире. В 2004 г. здесь рост совокуп­ного объема ВВП составил 5,3 %, в 2005г. — 4,8 %, в 2006 г. прогнозируется МВФ — 4,9 %, а в 2007г. — 4,7 %. И только в Китае, Индии и в нефтедобываю­щих странах бум в 7 — 9 % в год еще продолжается. А в Еврозоне намечается некоторое оживление: если в 2004г. рост ВВП составил 2,1 %, в 2005 г. он понизился до 1,3%, то на 2006г. прогнозируется — 2,7 %, а в Германии соответственно по этим же годам: 1,6 %; 0,9 % и в 2006 г. - 2,2 % роста ВВП.

И вот, адекватная реакция мирового валют­ного рынка на это тяжелое финансовое состояние США: прежде всего, возросло недоверие в целом к американской конъюнктуре, к способности этой могучей страны в скором времени закрыть дыру всех вышеперечисленных рекордных финансовых дефицитов. А торговцы и спекулянты на мировом рынке стали частенько поворачиваться к ранее столь престижному доллару спиной. Спрос на доллар в последние годы постепенно снизился, а на другую, более стабильную, валюту, наоборот, возрос. Вместе с тем международный курс доллара стал также постепенно с осени 2002 г. снижаться. Это также отражено на рис. 9. Как видно, в нояб­ре 2002 г. курс доллара в среднем достиг отметки своего паритета в 1 долл. США = 1 евро. А в целом за 1996 — 2006 гг. среднемесячный курс доллара к евро изменился так: 1996 - 1,300; 1997 - 1,127; 1998 - 1,112; 1999 - 1,067; 2000 - 0,919; 2001 -0,956; 2002 - 0,946; 2003 -1,132; 2004 -1,244; 2005 -1,244; 2006 (прогноз) - 1,225.

Такое подробное рассмотрение вопроса сдела­но потому, чтобы лишний раз проиллюстрировать превосходящую и активную роль валютного фунда­мента доллара США. И, наоборот, относительную пассивность фундамента единой валюты евро. Ведь, надеюсь, мы убедились, что только потому, что международный курс доллара в рассматрива­емый период падалвниз, в то же время, главным образом, лишь в качестве противовеса снижения спроса на доллар со стороны валютных торговцев и спекулянтов повышался международный курс евро, и никак не наоборот.

На взгляд экспертов, главное, в чем необходимо убе­диться, состоит в следующем. Во-первых, в насто­ящее время, а также в ближайшем будущем, единаявалюта евро в Еврозоне не может обладать таким же, как у доллара США, достаточно качественным, надежным и активным валютным фундаментом. Во-вторых, главная слабость валютного фундамента евро состоит в том, что он опирается не на одну-единственную и всеохватывающую, как в США, высокоразвитую конъюнктурную основу, а на совершенно различ­ные по своей конъюнктурной зрелости основы 12 суверенных государств Еврозоны, к которой очень скоро присоединятся 10 новых валютных фунда­ментов молодых стран ЕС с еще более пестрыми и отсталыми конъюнктурными основами и различ­ным политическим устройством и проводимой в них государственной экономической политикой. В-третьих, именно поэтому, как только появляются слабые стороны в развитии американской эконо­мической, социальной и финансовой конъюнкту­ры, сразу на мировом валютном рынке понижается спрос со стороны торговцев (рейдеров) на доллар США. И они начинают закупать более ходовые ва­люты, в том числе евро и ряд других валют. В резуль­тате падает международный курс доллара и только благодаря этому, настолько же, как в зеркальном отражении, соответственно дорожает евро. И никак не наоборот. А когда конъюнктура США находится на подъеме, международный курс доллара растет, и только в противовес этому понижается опять в данном случае курс европейской валюты евро. В-четвертых, в результате слабой активности ВФ евро ЕЦБ не в силах должным образом воздействовать на желаемое изменение спроса и предложения на свою единую валюту и ее международный курс в интересах всех и каждой отдельной страны ЕС, так как это делают США и другие ведущие страны мира. В-пятых, наверное, не случайно уже с лета 2005 г. в Италии, Германии и Франции дискутиру­ется вопрос о возвращении к старой доброй лире, немецкой марке и французскому франку. Ведь эти валюты, как известно, наряду с долларом, обладали таким же качественно надежным и активным ва­лютным фундаментом. Причем инициатором этой дискуссии был, конечно, неавтор данной статьи, а итальянский министр социальных дел Роберто Марони. В 2005 г. он даже предложил провести в Италии референдум в целях возврата к итальянской лире. Его поддержал тогдашний премьер-министр Сильвио Берлускони. А до введения единой ев­ропейской валюты с начала 1999 г. ее инициатор Бундесканцлер, Гельмут, Коль часто утверждал: «Евро будет такой же сильной валютой, как немецкая марка» Однако многие известные экономисты, кроме того, 155 немецких профессо­ров с этими утверждениями не были согласны, и в 1999 г. они подали жалобу в Бундестаг ФРГ против введения евро. В ней профессора доказывали, что единая валюта евро никогда не сможет стать такой же сильной, как немецкая марка, и Германии евро не нужен. Они ссылались также на постановление Конституционного суда Германии 1993 г., в котором сказано: государства в будущем смогут отказаться от единой европейской валюты, если они убедятся в ее ненужности и вернутся к своей прежней на­циональной валюте. В-шестых, ведь такие страны Евросоюза, как Великобритания, Швеция и Дания, до сих пор евро вводить не собираются. Хотя в общем, на рынке ЕС они в экспортных и импортных операциях принимают участие не менее активно, чем остальные их партнеры. И все-таки они на Общем рынке вполне нормально справляются со своими экспортно-импортными операциями и денежными расчетами, обменивая фунты стерлин­гов, шведские и датские кроны на евро. Причем обратим внимание на вышеприведенные конъ­юнктурные показатели по государствам ЕС-25: по всем этим показателям Великобритания, Швеция и Дания значительно превосходят средний уровень по ЕС-25 и ЕС-15.

Наконец, в условиях, когда валютный фундамент евро не может в настоящее время в 12 странах ЕС, а в будущем — в ЕС-25 укрепиться на одном государс­твенном, как в США, качественно надежном валют­ном фундаменте, возник ряд новых идей о выходе из образовавшихся противоречий. И, в частности, в пос­леднее время дискутируется идея о создании «Европы двух уровней». Сейчас знаменосцем этой идеи стал бельгийский премьер Г Верхофстедт, который опуб­ликовал свой «новый европейский манифест». Так, предлагается в Европейском союзе выделить ядро из самых развитых государств, которые образуют «своего рода Соединенные Штаты Европы (СШЕ)». Причем с общей конституцией и государственным бюджетом, а также экономической, социальной, фискальной, денежной и внешней политикой. И теперь, мол, это ядро поведет за собой остальные менее развитые стра­ны Европейского союза. Кажется, неплохая идея. Тем более и с точки зрения укрепления для таких стран СШЕ такого же, как в США, качественно надежного фундамента их национальных валют. А может быть, и для сохранения в СШЕ единой валюты евро с новым качеством, как у ведущих валют мира.

Таким образом, развитие в целом превосхо­дящей и процветающей (несмотря на временные годовые спады) экономической и социальной ко­нъюнктуры США в данной ситуации обусловило достижение долларом высокого международного курса. А евро, который в этих условиях не поль­зовался на валютном рынке таким же большим спросом, как доллар США, стремительно обесце­нивался. Самый высокий курс евро в 1,1789 долл. США за 1 евро достигнут в первые дни его введения в 1999 г., а самый низкий — 26 октября 2000г. на отметке 0,8252 долл. США за евро., т. е. евро за год и восемь месяцев обесценился к доллару на 30%. [1,4]

3. Перспективы курса доллара

Начавшееся во второй половине 2002 года колебание курса доллара нарушило покой участников рынка и положило начало настроениям, которые существуют на рынке вплоть до сегодняшнего дня. Люди, привыкшие за несколько лет к постоянному росту доллара, стараются угадать лучший способ не потерять свои сбережения.

Интересно, что на самом деле, на российском рынке ничего фатального не происходит. Доллар падает относительно всех мировых валют. А поскольку российская экономика долларонасыщена, то и рубль падает вслед за ним. Однако ничего кардинально, скорее всего, не изменится. Именно потому, что российская экономика долларо (а не евро!) насыщена, дефолта скорее всего не будет. Курс доллара выровняется и будет по-прежнему стабилен - вопрос лишь в том, когда это произойдет. Эксперты в основном едины во мнениях.

Олег Харитонов, директор департамента операций на финансовых рынках БИН-банка, в интервью газете "КоммерсантЪ" говорит: "Нас вряд ли ожидают какие-то резкие движения курса. Состояние цен на нефть во многом зависит от ситуации вокруг Ирака, но, скорее всего высокие цены продержатся еще довольно долго. Исходя из этого, можно предположить либо стагнацию курса на уровне 31,5 рубля за доллар, либо постепенное повышение его до уровня 32,0-32,5 рубля за доллар". Похожего мнения придерживается и Александр Сурин, вице-президент банка "Петрокомерц": "В течение всего года курс доллара к рублю будет достаточно стабильным, и будет находиться в пределах сегодняшних текущих уровней. Колебания по этому году предполагаются на уровне от 30 до 32,5 рубля за доллар". Что касается экономических перспектив, то, по мнению специалистов, к лету доллар стабилизируется и остановится где-то на уровне 32,1. Поэтому накопления можно по-прежнему делать в долларах, либо - для особо недоверчивых - в разных валютах.

Ирина Царицына: « 13 марта ситуация уже начала изменяться в пользу доллара. Курс рубля к доллару США 13 марта достиг максимального уровня с 5 июня 2002 года. После трехдневного перерыва на рынок вышел Банк России, который выставил котировки на покупку долларов на уровне 31,38 руб. - прирост на 5,89 коп. Самый низкий курс доллара в 2003 году был 8 января - 31,88:1. Объем торгов составил $198,6 млн. против $68,9 млн. на предыдущей сессии. После этого начался рост доллара.

"Если банк не будет повышать котировки покупки валюты, в ближайшее время курс доллара останется на уровне 31,38-31,40 рублей",- сказал начальник управления валютно-финансовых операций Альфа-банка Игорь Васильев в интервью ИТАР-ТАСС.

Алексей Улюкаев заявил, чтов ближайшей перспективе курс долларабудет находиться в интервале 30–30,5 руб. за долл. США. Однако если в июне-июле 2003 года на мировом рынке будут наблюдаться стабилизация курса американской валюты и снижение цен на нефть, то можно ожидать укрепления доллара в пределах 31,4–31,5 руб. за долл. США на российском рынке.

Курс американского доллара по отношению к евро 2004 оставался вблизи исторического минимума, совершая колебания в диапазоне 1,3250-1,33 долл/евро. Напомним, что в минувшую пятницу курс доллара к единой валюте падал до 1,3330 долл/евро. Это минимальное значение с тех пор, как евро был введен в обращение в 1999 году. Новый виток падения доллара был вызван сообщениями о том, что спрос на доллары со стороны центральных банков России и Китая может уменьшиться. Китайская пресса сообщила о том, что эта страна планирует сократить долю американских казначейских обязательств в своих активах. Правда, в дальнейшем представитель китайского Центробанка не подтвердил эту информацию. Центробанк РФ, в свою очередь, тоже нанес удар по доллару. В конце прошлой недели стало известно, что ЦБ РФ рассматривает возможность снижения доли долларов в валютных резервах.

Сегодня курс временно стабилизировался. В то же время аналитики пока не замечают пользы для доллара от сообщений о положительных изменениях в экономике США, однако полагают, что если в позитив будет концентрироваться и дальше, он все же найдет свое отражение и в динамике курса доллара. В свою очередь, воздействие на курс евро могут оказать высказывания представителей европейских денежных властей, озабоченных слишком резким ростом курса своей валюты. На российском рынке доллар сегодня продолжает падать. Сегодня его курс по отношению к российскому рублю снизился до минимального уровня почти за 4 года - 29,1496 руб. Единственным фактором, который может сдержать падение курса доллара, является регулирующие действия Банка России. Так, сегодня ЦБ РФ обозначил свою поддержку доллара на уровне 28,14-28,1450 руб.

Что же ждет американскую валюту дальше? Опрошенные ПРАЙМ-ТАСС аналитики рынка не пришли к единому варианту дальнейшей судьбы доллара. По мнению начальника аналитического управления Номос-банка Ильи Бучковского, курс "рубль-доллар" на конец года будет составлять 28-28,3 рубля за доллар.

В то же время, дилер компании "Форекс Клуб" Кирилл Кощеенко считает, что особых шансов у доллара нет.

Дилер "Форекс Клуба" прогнозирует дальнейшее снижение курса доллара[9] в следующем году. Одна из причин этого - рекордный дефицит торгового баланса США. (данные 2004)

Доллар, как, впрочем, и другие валюты, чутко реагирует на изменения кредитных условий в стране. В течение всего 2005 года он активно укреплялся по отношению к основным валютам благодаря перспективам повышения доходности по американским активам. С начала 2006 года доллар падает, так как цикл ужесточения политики ФРС, как ожидается, подходит к концу. В то же время центральные банки Еврозоны, Японии и Швейцарии начинают повышать свои процентные ставки, что увеличивает привлекательность этих валют в глазах участников торгов.
Такая расстановка сил приводит большинство аналитиков к выводу об актуальности нисходящей тенденции по доллару в этом году. Российские же эксперты прогнозируют падение американской валюты и по отношению к рублю до 26,00 — 26,50 за доллар, – сообщает «Чужие деньги 2000-2007».

Эксперты пророчат рост доллара в ближайшей перспективе. Официальный курс доллара США, установленный Центральным банком с 5 февраля 2008 года, составляет 24,4543 руб. Американская валюта немного укрепилась, что дало повод думать о том, что неприятности для нее закончились. Эксперты не замедлили сделать свои выводы и отметили, что последние действия Федеральной резервной системы США (снижение базовой ставки) приведет к завершению двухлетнего цикла падения стоимости американской валюты. По мнению аналитиков, впервые с 2003 года инвесторы уделяют большее внимание относительным перспективам роста, а не разнице процентных ставок.

По мнению специалистов BNP Paribas, которые, по оценкам Bloomberg, наиболее точно прогнозируют колебания валютных курсов, ряд сокращений ставки ФРС поддержит рост экономики США, в то время как темпы подъема европейской экономики начинают замедляться, учитывая, что Европейский центральный банк удерживает ставку на максимальном за семь лет уровне.

Курс доллара к евро, согласно прогнозу UBS, повысится, по крайней мере, на 9 проц. в текущем году. Действия ФРС позволят избежать рецессии, и возможно восстановление экономики позднее в текущем году, отмечают специалисты.

Аналитики BNP Paribas ожидают, что к концу 2008 года курс доллара к евро вырастет до 1,36 долл. за евро, UBS - до 1,35 долл. Средний прогноз экспертов предполагает повышение стоимости американской валюты относительно евро на 5,4 проц. - до 1,4 долл. к концу текущего года и на 6 проц. - до 1,32 долл. - в 2009 году.

В то же время сегодня рынок ждет негативной статистики по сектору услуг США, что может притормозить реализацию прогнозов на данный момент. К 8:54 5 февраля он торговался на уровне 1,4814 долл. за 1 евро.

Кроме того, на позиции доллара может негативно отразиться падение на жилищном рынке, что не замедлит сказаться на экономическом росте США, а также нежелание ЕЦБ ослаблять европейскую валюту - по прогнозу аналитиков, Европейский банк сохранит базовую процентную ставку на уровне 4 проц. годовых. В пользу этого предположения говорит заявление члена совета Европейского ЦБ Клауса Либшера о том, что банк сделает все необходимое, чтобы предотвратить раскручивание спирали роста цен и зарплат. Однако, на российском рынке эти обстоятельства пока не сказываются: 5 февраля 2008 средневзвешенный курс доллара США к российскому рублю со сроком расчетов "завтра" на торгах единой торговой сессии повысился на 3,79 коп. По сравнению с средневзвешенным курсом предыдущего торгового дня с расчетами "завтра" и составил 24,5248 руб. По сравнению с официальным курсом[10] американская валюта повысилась на 7,05 копеек.

Почти 70% мировой резервной валюты - деньги, которые государства ис­пользуют для финансирования мировой торговли, - принимают форму доллара. Доллар используется для этой цели, потому что длительный период времени он был относительно стабилен, выпускался государством, имеющим максималь­ную долю в мировой торговле, и определенные сырьевые товары, в частности нефть, деноминированы в долларах, что означает потребность в долларах для их закупки. Когда сырьевые товары оцениваются в долларах, Соединенным Штатам, чтобы их получить, нужно лишь запустить печатный станок. Од­нажды созданный государственный резерв в долларах должен быть инвестиро­ван опять в американскую экономику. Этот приток денег помогает США фи­нансировать их громадный дефицит.

Озабоченность по поводу валютной устойчивости доллара вполне оправда­на, однако было бы преждевременно делать далеко идущие выводы. Рацио­нальный подход к проблеме валютной стабилизации в условиях мировой эко­номики показывает, что эта проблема может быть решена посредством участия и координации усилий всего мирового сообщества. Но для этого США придет­ся существенно менять свою внутреннюю и внешнюю политику.


Заключение

В заключение своей работы хочется подвести итог по всему вышесказанному и попытаться спрогнозировать развитие экономики США. В следующие 10-15 лет среднегодовой прирост ВВП будет на уровне 2.4-2.85 с возможными колебаниями от небольших минусовых значений (рецессий) до 5-6% (подъемов). Как глубокий экономический кризис (масштаба 30-х годов), так и годовая инфляция 10-12% представляется маловероятными. При таких темпах экономического роста и развитии уже обозначившихся структурных сдвигов безработица не будет особенно острой проблемой, хотя и не уменьшится по сравнению с последними годами (5-6% рабочей силы).

В конечном итоге важно отметить следующее: даже притом, что бюджетный дефицит не является катастрофичными явлениям, его увеличение может вести к серьезным негативным последствиям не только экономического, но и чисто политического характера. Ведь доверие народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет доверие правительству, доверие проводимым реформам. Это доверие невозможно в условиях несбалансированного бюджета - главного финансового документа страны, в условиях растущего внутреннего и внешнего долга.

И, наконец, по моему мнению, перспективы курса доллара зависят от ситуации на мировом валютном рынке. И в данном случае нельзя исключать того, что тенденция к укреплению курса доллара в ближайшее время может смениться закреплением американской валюты на достигнутых уровнях.


Список используемой литературы

  1. Балацкий Е. Модель динамики курса «доллар/евро»//Экономист.-2005.-№9.-с.75-82.
  2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. – Спб.: Питер, 2007. – 240с.: ил. – (Серия «Краткий курс»).
  3. Кириценко Э., Марцинкевич В. Экономика США: Рубежи исследования//Мировая экономика и международные отношения.-2006.-№4.-с.102-105.
  4. Офманин Я. Евро не обладает таким, как доллар, начальным фундаментом//Финансы и кредит.-2006.-№36(240).-с.31-46.
  5. Сердинов Э.М. Выберутся ли США из долговой ямы?// Банковское дело.-2005.-№6.- С.23-30.
  6. Субботина А. Цены на нефть и валютная стабильность//Экономист.-2007.-№3.-с.80-84.
  7. Челноков В.А Банки и банковские операции: Букварь кредитования. Технология банковских ссуд. Околобанковское рыночное пространство: Учеб. для вузов – М.: Высш. шк., 1998.- 272с.
  8. www. Jandex. ru

[1] Ликвидность-это свойство актива быстро и без существенных потерь обращаться в деньги

[2] Имеется ввиду государственный бюджет – представляет собой структуру расходов и доходов, утверждённых в законодательном порядке

[3] Государственный долг – это сумма накопленных за определённый период времени бюджетных дефицитов

[4] Платёжный баланс – балансовый счёт международных операций страны в форме соотношения валютных поступлений из- за границы и платежей, произведённых данной страной другим странам

[5] Превышение расходов государства над его доходами образует бюджетный дефицит

[6] дефицит платёжного баланса – превышение платежей над поступлениями (пассивное сальдо)

[7] Валютная система – государственно – правовая форма организации валютных отношений, регулируемая национальным законодательством или межгосударственным соглашением

[8] Валютный курс представляет собой соотношение между денежными единицами разных стран, определённое их покупательной способностью и рядом других факторов, это «цена» денежной единицы данной страны

[9] Снижение курса национальной валюты обычно выгодно экспортёрам, так как они получают надбавку [9] при обмене

вырученной подорожавшей иностранной валюты. Они стремятся при этом увеличить свои прибыли путём расширения вывоза товаров

[10] Валютный курс определяет пропорции обмена валют в зависимости от соотношения спроса и предложения. Спрос на иностранную валюту предъявляется фирмами – импортёрами, а валютные предложения поступают от фирм- экспортёров