Реферат: Роль инвестиций в развитии макроэкономики 2

Название: Роль инвестиций в развитии макроэкономики 2
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

План

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ.. 6

1.1Сущность, классификация и роль инвестиций в экономике.6

1.2Государственная инвестиционная политика.14

ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН16

2.1Анализ инвестиционного климата РК.. 16

2.2Основные направления инвестиционной политики в Республике Казахстан25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 32

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 33

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 34

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 35

ВВЕДЕНИЕ

Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов.

На современном этапе развития Казахстана как независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.

Для решения этих задач, а также для обеспечения структурных преобразований экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики.

Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику республики является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Казахстана с зарубежными странами. Иностранные инвестиции оказывают существенное воздействие на ход экономических преобразований.

С помощью иностранных инвестиций можно реально улучшить производственную структуру экономики Казахстана, создать новые высокотехнологические производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить многие предприятия, активно задействовать имеющийся потенциал квалифицированных специалистов и рабочих республики, внедрить передовые достижения в области менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны.

Инвестиции сегодня выступают реальным рычагом выхода из кризиса, перехода от затянувшейся депрессии к экономическому подъему. Именно пониманием этого вызваны предпринимаемые Президентом и Правительством последние шаги по активизации инвестиционного процесса в республике. Так, Указом Президента РК образован Государственный Комитет Республики Казахстан по инвестициям.

Импорт международных инвестиций представляет собой один из наиболее эффективных и скорейших путей оживления инвестиционного процесса в республике. Это обусловлено недостаточностью средств для проведения структурно-инвестиционной политики в приоритетных направлениях, таких как топливно-энергетическая, металлургическая, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, золотодобывающая промышленность, транспорт и коммуникации, насыщение внутреннего рынка товарами народного потребления и продовольствием.

Инвестиционная политика является важнейшим элементом экономической стратегии страны и определяется ее целями и задачами. Государственная политика привлечения международного капитала и инвестиций в соответствии с логикой экономических реформ исходит из необходимости максимального ее содействия структурной перестройке производства в условиях кризиса и высокой инфляции, а также развитию рыночных преобразований, существенному повышению инвестиционной активности государственных и частных инвесторов.

Казахстанский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, при этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат РК, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

Актуальность работы. Курсовая работа посвящена актуальной для развивающейся экономики проблеме – инвестиционной политике государства и анализу путей привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций в экономике Республики Казахстан.

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в Казахстане можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов.

Цель работы - изучение и рассмотрение инвестиционного климата РК, проблем в этой области и методов их решения, выявление закономерностей инвестиционной политики Казахстана. Также в данной курсовой работе будут рассмотрены иностранные инвестиции и пути их привлечения в экономику Казахстана, научное обоснование и разработка рекомендаций по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций, формирование предложений по их усовершенствованию для экономики Казахстана.

Для этого были поставлены следующие задачи:

- выявить основные теоретические предпосылки инвестиционной политики государства;

- проанализировать инвестиционную политику Республики Казахстан с помощью определения ее основного направления, анализа деятельности;

- рассмотреть возможности совершенствования инвестиционной политики путем применения опыта зарубежных стран и привлечения иностранных инвестиций;

- обосновать значимость и необходимость иностранных инвестиций для роста экономики Казахстана;

- определить причины недостаточной инвестиционной привлекательности Казахстана для прямых иностранных инвесторов;

- изучить зарубежный опыт стимулирования притока и регулирования прямых иностранных инвестиций, а также возможность его применения в Казахстане;

- разработать научные рекомендации, обеспечивающие стимулирование привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана;

- сформулировать основные направления государственной политики по стимулированию привлечения и использования прямыми иностранными инвестициями.

Степень научной разработанности проблемы. В Казахстане проблемами привлечения и использования иностранных инвестиций (кроме специальных органов) занимаются такие ученные, как Ахметов Бура (д.э.н., профессор, завкафедрой "Экономика предприятия" КазГТУ), Нурланова Н.К.(замдиректора Института Экономики МН и ВО РК, д.э.н.), С. Калмырзаев (к.э.н.), А.Нурсеитов (к.э.н., старший эксперт Агенства РК по инвестициям), Кенжегузин М. (д.э.н., директор ИЭ НАН РК) и др.

Отмеченными авторами произведены исследования эффективности иностранного капитала для казахстанской экономики, изучены проблемы соответствия целей привлечения иностранного капитала, цели и задачи государственной инвестиционной политики.

Объем и структура диссертационной работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка использованных источников.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты инвестирования, сущность, классификация и роль инвестиций в мировой экономике. Анализируется опыт привлечения иностранных инвестиций в экономику зарубежных стран.

Вторая глава носит аналитический характер. В ней проводится анализ инвестиционного климата Республики Казахстан, мониторинг инвестиционных проектов по Республике Казахстан.

Третья глава является конструктивно-практической. В ней разрабатываются предложения по совершенствованию сложившейся ситуации на инвестиционном рынке Казахстана. Выводы и предложения по вопросам привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций в Республике Казахстан вытекают из анализа фактического материала, проведенного во второй главе.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ

1.1 Сущность, классификация и роль инвестиций в экономике.

Понятие “инвестиции” (от лат. invest – “вкладывать”) представляет собой совокупность материальных, трудовых затрат, а также денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство основных фондов всех отраслей народного хозяйства. [1]

В более широкой трактовке инвестиции представляют собой вложения капитала с целью последующего его увеличения. При этом прирост капитала должен быть достаточным для того, чтобы скомпенсировать инвестору отказ от использования имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск, возместить потери от инфляции в предстоящем периоде. Капитальные вложения могут осуществляться в различные отрасли экономики как внутри страны, так и за границей.

Инвестиции относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие “валовые капитальные вложения”, под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт.

Понятие инвестиционных ресурсов охватывает все произведенные средства производства, т.е. все виды инструмента, машины, оборудование, фабрично-заводские, складские, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю. [2]

Процесс же, посредством осуществления которого ресурсы трансформируются в объекты производственной и непроизводственной сфер народного хозяйства, называется инвестированием.

Инвестиционные товары (средства производства) отличаются от потребительских товаров тем, что последние удовлетворяют потребности непосредственно, тогда как первые делают это косвенно, обеспечивая производство потребительских товаров.

Фактически, по своему содержанию, инвестиции представляют тот капитал, при помощи которого умножается национальное богатство. При этом следует иметь в виду, что термин “капитал” не подразумевает деньги. Правда, менеджеры и экономисты часто говорят о “денежном капитале”, имея в виду деньги, которые могут быть использованы для закупки машин, оборудования и других средств производства. Однако, деньги, как таковые, ничего не производят. Следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом. Реальный капитал – инструмент, машины, оборудование, здания и другие производственные мощности – это экономический ресурс, деньги, или финансовый капитал, таким ресурсом не являются.

При помощи инвестиций возникает возможность больше потреблять в будущем. Одна часть инвестиций – это потребительские блага, которые не используются в текущем периоде, а откладываются в запас (инвестиции на увеличение запасов). Другая часть инвестиций – это ресурсы, которые направляются на расширение производства (вложения в здания, машины и сооружения).[3]

Структура инвестиций представлена на рисунке 1:

Рисунок 1. Структура инвестиций

Инвестиции
Расширение или модернизация производства Создание производственной и социальной инфраструктуры Создание товарно-материальных запасов и резервов Подготовка и переподготовка персонала Наука и научное обслуживание

Источник: Жданов В.П. Организация и финансирование инвестиций. - М.: Наука, 2000

В Казахстане статистика инвестиционной деятельности (капитальных вложений) включает только материальные затраты, но не учитывает важнейшие инвестиции в “интеллект”, научные исследования и образование. Подобный подход, при котором в инвестиции включается лишь непосредственно материальные компоненты, не позволяет точно определять действительный объем инвестиций.

Таким образом, под инвестициями понимаются те экономические ресурсы, которые направляются на увеличение реального капитала общества, то есть на расширение или модернизацию производственного аппарата. Это может быть связано с приобретением новых машин, зданий, транспортных средств, а также со строительством дорог, мостов и других инженерных сооружений. Однако в обязательном порядке сюда следует включать и затраты на образование, научные исследования и подготовку кадров. Эти затраты представляют собой инвестиции в “человеческий капитал”, которые на современном этапе развития экономики приобретают все большее и большее значение, так как в конечном счете, именно результатом человеческой деятельности выступают и здания, и сооружения, и машины, и оборудование.[4]

Инвестиции выполняют важнейшую структурообразующую функцию в экономической системе государства. Будущая структура экономики зависит от того, в какие отрасли вкладываются инвестиционные средства. К примеру, большой объем инвестиционных средств может приходиться на производящие металлургическую продукцию заводы, либо, напротив, на расширение производства комбинатов, занимающихся легкой текстильной промышленностью.

Зарубежная и отечественная практика доказывает, что в доминирующих случаях именно прибыльность является важнейшим структурообразующим критерием, определяющим приоритетность инвестиций.

В коммерческой практике принято различать следующие типы инвестиций:

- инвестиции в физические активы;

- инвестиции в денежные активы;

- инвестиции в нематериальные (незримые) активы.

Под физическими активами понимаются производственные здания и сооружения, а также любые виды машин и оборудования со сроком службы более одного года. Под денежными активами понимаются права на получение денежных сумм от других физических и юридических лиц, например депозитов в банке, облигаций, акций и т. п. Под нематериальными (незримыми) активами понимаются ценности, приобретаемые фирмой в результате проведения программ переобучения или повышения квалификации персонала, разработки торговых знаков, приобретения лицензий и т. д.[5]

Инвестиции в ценные бумаги принято называть портфельными инвестициями, а инвестиции в физические активы чаще именуют инвестициями в реальные активы. Эти оба типа инвестиций имеют большое значение в экономике.

Все разновидности инвестиций в реальные активы можно свести к следующим основным группам:

- Инвестиции в повышение эффективности. Их целью является прежде всего создание условий для снижения затрат за счет замены оборудования, обучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства;

- Инвестиции в расширение производства. Задачей такого инвестирования является расширение возможностей выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств;

- Инвестиции в новые производства. Такие инвестиции обеспечивают создание совершенно новых предприятий, которые будут выпускать ранее не изготавливавшиеся товары (или оказывать новый тип услуг) либо позволят, например, фирме предпринять попытку выхода с ранее уже выпускавшимися товарами на новые для нее рынки;

- Инвестиции ради удовлетворения требований государственных органов управления. Эта разновидность инвестиций становится необходимой в том случае, когда фирма оказывается перед необходимостью удовлетворять требования властей в части либо экономических стандартов, либо безопасности продукции, либо иных условий деятельности, которые не могут быть обеспечены за счет только совершенствования менеджмента.

Инвестиции и их классификация.

В условиях рыночной экономики осуществление инвестиций нельзя рассматривать как «произвольную» форму деятельности фирмы в том смысле, что фирма может осуществлять или не осуществлять подобного рода операции. Неосуществление инвестиций неминуемо приводит к потерям конкурентных позиций. Поэтому все возможные инвестиции можно разбить на две группы:

- пассивные инвестиции, т.е. такие, которые обеспечивают в лучшем случае неухудшение показателей прибыльности вложений в операции данной фирмы за счет замены устаревшего оборудования, подготовки нового персонала взамен уволившихся сотрудников и т.д.;

- активные инвестиции, т. е. такие, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности фирмы и ее прибыльности по сравнению с ранее достигнутыми за счет внедрения новой технологии, организации выпуска пользующихся спросом товаров, захвата новых рынков, или поглощения конкурирующих фирм.

Инвестиции в объекты предпринимательской деятельности осуществляются в различных формах. В связи с этим для анализа и планирования инвестиций важной представляется классификация инвестиций по признакам, показанным на рис. 2.[6]

1. В зависимости от объектов вложений средств различают реальные и финансовые инвестиции.

2. По характеру участия в инвестировании выделяют прямые и непрямые инвестиции.

Под прямыми инвестициями понимают непосредственное участие инвестора в выборе объектов инвестирования и вложения средств. Прямое инвестирование осуществляют в основном подготовленные инвесторы, имеющие достаточно точную информацию об объекте инвестирования и хорошо знакомые с механизмом инвестирования.

Под непрямыми инвестициями подразумевают инвестирование, опосредствуемое другими лицами (инвестиционными или иными финансовыми посредниками). Не все инвесторы имеют достаточную квалификацию для эффективного выбора объектов инвестирования и последующего управления ими.

3. По периоду инвестирования различают краткосрочные и долгосрочные инвестиции.

Под краткосрочными инвестициями понимают обычно вложения капитала на период, не более одного года (например, краткосрочные депозитные вклады, покупка краткосрочных сберегательных сертификатов и т. п.), а под долгосрочными инвестициями - вложения капитала на период свыше одного года.

4. По формам собственности инвесторов выделяют частные, государственные, иностранные и совместные инвестиции.

Частные инвестиции - это вложения средств, осуществляемые гражданами, а также предприятиями негосударственных форм собственности, прежде всего коллективной.

Государственные инвестиции осуществляют центральные и местные органы власти и управления за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государственные предприятия и учреждения за счет собственных и заемных средств.

Под иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами.[7]

Совместные инвестиции - это вложения, осуществляемые субъектами данной страны и иностранных государств.

5. По региональному признаку различают инвестиции внутри страны и за рубежом.

Под инвестициями внутри страны (внутренними инвестициями) подразумевают вложения средств в объекты инвестирования, размещенные в территориальных границах данной страны.

Под инвестициями за рубежом (зарубежными инвестициями) понимают вложения средств в объекты инвестирования, размещенные за пределами территориальных границ данной страны (к этим инвестициям относятся также приобретения различных финансовых инструментов других стран – акций зарубежных компаний, облигаций других государств и т.п.).


Рисунок. 2. Классификация инвестиций по разным признакам

Признаки классификации инвестиций
1. По объектам вложения средств 2. По характеру участия в инвестиро-вании

3. По периоду инвестиро-

вания

4. По формам собственности инвестиционных ресурсов 5. По региональному признаку


Источник: Долан Э., Линсдей Д., Рынок: микроэкономическая модель. СПБ, 1997г.

По источникам финансирования инвестиции подразделяются на:

- централизованные (за счет средств республиканского бюджета и бюджетов субъектов РК);

- нецентрализованные (за счет средств юридических и физических лиц - застройщиков).

Источники инвестиций.

Внутренние источники инвестиций.

Прибыль как источник инвестиций .

Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен на свою продукцию. В начале 90-х годов все увеличение прибыли в народном хозяйстве РК определялось ценовым фактором. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства. Это может поставить на грань банкротства многие предприятия.

Правительством принимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня они являются одним из основных источников капиталовложений в экономику. [8]

Амортизационные отчисления .

Амортизационные отчисления - это капитальная стоимость, отделившаяся от своего материального носителя (зданий, сооружений, оборудования, аппаратуры и т.д.) изначально являющуюся капиталом уже находящимся в кругообороте и обороте предприятия. Амортизационные отчисления направлены на восстановление средств производства, которые изнашиваются в процессе использования при производстве товаров. Рост стоимости основных фондов предприятий и их амортизационных отчислений пропорционально темпам инфляции позволяет увеличить источники собственных средств для финансирования капиталовложений.

Бюджетное финансирование.

Дефицит государственного бюджета не позволяет рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Ужесточается контроль за целевым использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кредита внедряется система залога имущества в недвижимости, в частности земли. Государственные централизованные вложения обычно направляют на реализацию ограниченного числа республиканских программ, создание особо эффективных структурообразующих объектов, поддержание республиканской инфраструктуры, преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых социальных и экономических проблем.

Банковский кредит .

Долгосрочное кредитование, особенно в условиях развивающегося предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников инвестиций. Нет необходимости говорить о важности долгосрочных кредитов для развития производства в Казахстане, которое находится в не самом лучшем состоянии. Долгосрочные банковские кредиты в первую очередь направлены на решение стратегических целей в экономике. Они способствуют постепенному увеличению производства и, как следствие, общему подъему экономики страны. Такие кредиты могли бы выдаваться банками в первую очередь на решение социальных программ под гарантии правительства, однако долгосрочные банковские кредиты невыгодны в условиях инфляции.

Средства населения .

Привлечение средств населения в инвестиционную сферу путём продажи акций приватизированных предприятий и инвестиционных фондов, в частности, могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать инвестиционную активность населения можно путем установления в инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств населения на жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение его продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций - инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив строгий государственный контроль за предприятиями, претендующими на привлечение средств населения.

Внешние источники инвестиций.

Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.

Прямые зарубежные инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо Казахстану. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня казахстанских предприятий. Размещая свой капитал в Казахстане, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.[9]

Страна базирования инвестора в целом выигрывает, потому что выгоды для самих инвесторов больше, чем потери рабочих и других категорий лиц в стране базирования. Ну а принимающая страна так же остается в выигрыше, потому что выигрыш для рабочих и других категорий лиц больше, чем потери для инвесторов принимающей страны, вынужденных конкурировать с притоком управленческих и финансовых активов из страны базирования.

Роль инвестиций в экономике.

Инвестиции как экономическая категория выполняют ряд важнейших функций (осуществление политики расширенного воспроизводства; ускорения научно-технического прогресса; структурной перестройки общественного производства и сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства и др.), без которых немыслимо нормальное развитие экономики любого государства. В макроэкономическом масштабе сегодняшнее благосостояние является в значительной мере результатом вчерашних инвестиций, а сегодняшние инвестиции, в свою очередь, закладывают основы завтрашнего роста производительности труда и более высокого благосостояния. Продуманная и в научном плане обоснованная классификация инвестиций позволяет не только их грамотно учитывать, но и анализировать уровень их использования со всех сторон и на этой основе получать объективную информацию для разработки и реализации эффективной инвестиционной политики.

Для придания инвестиционной деятельности характера целенаправленного динамичного процесса главное значение имеет приведение его воспроизводственной сущности в соответствие с целями экономических реформ и со всеми, без исключения, экономическими источниками и регуляторами процесса воспроизводства, кредитно-денежной политики, нормами амортизации, атрибутами рынка ценных бумаг, инструментами внешнеэкономи-ческой деятельности и др. Система этих регуляторов должна быть построена не на принципах их самодовлеющего значения каждой для себя, как сейчас, а служить именно целям обслуживания потребностей инвестиционной сферы.[10]

1.2 Государственная инвестиционная политика.

Принципы и проблемы инвестиционной политики.

В основе политики привлечения и использования иностранного капитала и инвестиций лежат базовые принципы, выполнение которых может осуществляться в разных формах в увязке с особенностями, конкретными экономическими условиями и задачами страны. Рассмотрим эти принципы.

1. Принцип экономической безопасности. Для привлечения и использования международных государственных и банковских кредитов (внешнего заимствования) данный принцип означает, что следует иметь в виду такие параметры экономической безопасности, как влияние их на увеличение внешнего долга и увеличения отрицательного сальдо.

2. Принцип реализации инвестиционных целей государства. Иностранные инвестиции должны регулироваться государством и быть направлены на решение макроэкономических задач, таких как: рост ВВП; оптимизация платежного баланса; сглаживание колебаний производства и занятости стабилизация цен и понижение инфляции; снижение дефицита государственного бюджета и др.

3. Принцип этапности и приоритетности направлений использования зарубежного капитала. Развитие направлений использования иностранного капитала и инвестиций подчиняется общим задачам развития экономики от ее дефицитного и кризисного состояния до уровня высокоразвитого типа. [11]

4. Принцип проектного метода использования кредитов. В целях более эффективной организации использования и контроля внешнего заимствования (международного кредита государства) государство должно разрабатывать перечень приоритетных направлений и проектов.

5. Принцип опережения нормы внутреннего накопления над стоимостью кредита. Экономический эффект от использования кредита будет только в том случае, если в результате страна будет иметь большее финансовое и материальное богатство нежели стоимость кредита, которая будет возвращена кредитору в виде выплат основной суммы и процентов.

6. Принцип предпочтения международного предпринимательства международному кредитованию.

7. Принцип привлечения кредита под проект. Направлен не на использование, а на политику привлечения, означающего реализацию всесторонне проанализированного и радикально необходимого для ускорения роста инвестиционного проекта.

8. Принцип конкурсности при отборе проектов.

9. Принцип сравнительной оценки различных форм внешнего заимствования.

10. Принцип повышения инвестиционного климата. Странам в связи с этим принципом следует уяснить, что привлечь зарубежные инвестиции и капиталы (в том числе кредиты) на более выгодных условиях, нежели это предлагают сегодня МФО и развитые страны можно только повышая инвестиционный рейтинг.

11. Принцип ограниченного доступа иностранного капитала в стратегические и приоритетные отрасли. Как показывает мировая практика, любая развивающаяся страна, имеющая ресурсную или экономическую базу, должна ограничить доступ инвесторов в приоритетные отрасли в целях не только обеспечения экономической безопасности, но и нормального долгосрочного экономического развития.

12. Принцип равноправных условий для иностранных и национальных инвесторов. Иностранный производственный капитал и без дополнительных налоговых льгот имеет достаточно стимулов для своего притока в развивающееся государство (большая емкость рынка реализации, низкая стоимость производственных факторов и т.д.).

13. Принцип временного ограничения на перевод прибылей. Неограниченный перевод за границу с первой же прибыли означает, что страна не получает в этом случае практически никаких выгод.

Главными особенностями государственной инвестиционной политики в условиях перехода к рынку являются:

- селективность и избирательность;

- мобилизация множества источников финансирования капитальных вложений;

- маневренность;

- максимальная возвратность;

- дальнейшая децентрализация капитального строительства;

- более полное использование всех рычагов экономического, правового и организационного воздействия на инвестиционную активность.

Инвестиционная политика находится в сильной зависимости от уровня экономического и технического развития производства. Исходя из целевых параметров развития инвестиции могут быть направлены на организацию новых производств, техническое перевооружение или реконструкцию существующих. В условиях перехода к рыночной экономике целесообразно сосредоточить инвестиции на производстве товаров народного потребления, на оживлении машиностроения и поощрении отечественного производителя. Сегодня отечественное производство покрывает только 40-50% потребности страны в товарах. В результате острой конкуренции со стороны зарубежных товаров отечественные производители потеряли более 70% внутреннего рынка.[12]

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

2.1 Анализ инвестиционного климата РК

Нормативно - правовая база в области инвестиций.

В процессе перехода Республики Казахстан на рыночные отношения параллельно создавалась и нормативно – законодательная база в области инвестиций.

28 февраля 1997 года №75- 1 ЗРК вышел Закон “О государственной поддержке прямых инвестиций”, в котором регулировались отношения, возникающие в процессе поддержке прямых инвестиций в РК, и в котором определялся единственный государственный орган, уполномоченный осуществлять государственную поддержку и представлять РК – “Агентство РК по инвестициям”, председатель которого назначается и освобождается от должности только Правительством РК.[13]

Кроме того, 5 апреля 1997 года №3444 Указом Президента “Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций “, был определен список наиболее приоритетных и важных производств для привлечения инвестиций до 2000 года. В частности, такие отрасли как: производственная инфраструктура, обрабатывающая промышленность, объекты г. Астана, жилье, объекты социальной сферы и туризма, сельское хозяйство.

Указом Президента РК от 6 марта 2000 года №349 были утверждены правила предоставления льгот и преференций при осуществлении инвестиционной деятельности.[14]

Но иностранных предпринимателей не устраивала неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы хозяйственной деятельности, действовавшая система бухгалтерского учета и отчетности, высокий уровень налогообложения (несовершенство налоговой системы в РК) и ее изменчивость, дороговизна кредита, коррупция чиновников и самоуправство местных властей, криминал в экономике, отсутствие гарантий безопасности и несоответствие бухгалтерского учета международным стандартам. Все это сыграло и большую положительную роль.

Так как бухгалтерский учет – это международный учет бизнеса, то его надо было в первую очередь усовершенствовать и привести к международному образцу, так как действующий до 1996 года в РК не соответствовал этому.

Первым и важным этапом реформирования системы бухгалтерского учета было отменено старое положение и Указом Президента, имеющим силу Закона, 26 декабря 1995 года №2732 было введено новое Положение о бухучете и отчетности с 1 января 1996 года, которое регулировало систему бухгалтерского учета и финансовую отчетность. Кроме того, Национальная комиссия по бухучету была преобразована в Департамент бухгалтерского учета и аудита при Министерстве финансов Республики Казахстан. Был принят и введен с 1 января 1997 года новый Генеральный план счетов хозяйственно-финансовой деятельности, на основе разработанных к нему Стандартов и Методических указаний к ним – все это позволило приблизить систему бухгалтерского учета к международному уровню.[15]

Следующим этапом было совершенствование налоговой системы, так как все налоги в конечном итоге отражаются на финансовом результате – чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и которая является одним из источников для осуществления инвестиций.

В РК был принят новый налоговый кодекс, который разработан в области налогообложения с учетом лучших наработок в этой области как в нашей республике так и за рубежом, что несомненно улучшило правовую базу налогообложения.

Закон РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” № 2235 от 24 апреля 1995 года, предусмотрел в основном одинаковые ставки налогов, как для резидентов, так и для нерезидентов и других инвесторов.

На улучшение инвестиционной деятельности влияет также и уровень развития малого и среднего бизнеса в республике, так как экономика любого государства не может нормально функционировать и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса, причем малый бизнес играет все возрастающую роль в экономике республики. Поэтому было принято ряд постановлений, направленных на развитие, улучшение и защиту среднего и малого бизнеса (на поддержку малого предпринимательства).

Но эффективное использование инвестиционных ресурсов не мыслимо без Рынка ценных бумаг и в частности – Фондового Рынка, который в Казахстане, по сути, отсутствует, а значит, это является еще одной проблемой которую необходимо решить.

И вот, в целях реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года, 28 января 1998 года за №3834 был принят Указ Президента РК, в котором была принята программа действий и в том числе в области инвестиционной политики, определены цели и приоритеты. В Указе рассмотрены вопросы по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике в условиях рыночной экономики, (наряду с экономическими и социальными вопросами), а также освещены вопросы, связанные с обеспечением эффективной защиты иностранных инвестиций. В разделе “Благоприятный инвестиционный климат” принято решение об ускоренном развитии Фондового Рынка, защите и поддержке малого бизнеса, и др.[16]

Общее состояние инвестиционного климата.

Создание инвестиционного климата в стране является важнейшим фактором привлечения иностранных инвестиций.

Инвестиционным климатом называется совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов.

Инвестиционное решение о выборе определенной географической зоны определяется четырьмя основными группами показателей:

- Прибыль на инвестируемый капитал;

- Гарантии инвестиционной деятельности;

- Доля в обороте рынка (степень захвата экономической ниши);

- Бюрократия.

Прибыль на инвестиционный капитал в общем случае зависит от следующих шести основных факторов:

- налогообложения;

- экономических стимулов инвестиций;

- затрат, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, общезаводских накладных расходов;

- затрат на социальное обеспечение;

- затрат, связанных с сырьем, расходов на транспортировку и т.д.;

- уровня таможенных, акцизных и пр. сборов и налогов.

Гарантии инвестиционной деятельности определяются следующими пятью факторами:

- наличием всеобъемлющей законодательной базы, регулирующей право собственности, права на землю и прочие активы;

- прежними действами или мерами правительства данной странны в отношении права собственности и активов;

- системой гарантий инвестиций, предусмотренной правительством инвестора в отношении страны, территории или региона, являющегося объектом инвестирования;

- гарантиями инвестирования, предусмотренными правительством странны, являющейся объектом инвестирования;

- политическими условиями и стабильностью/нестабильностью в стране, являющейся объектом инвестирования.

По состоянию на 01.01.2008, прямые иностранные инвестиции в экономику Казахстана составили 70 млрд. долл., а объем внутренних инвестиций вырос до $80 млрд. [17]

По этим показателям Казахстан в расчете на душу населения вышел на передовые позиции среди стран не только СНГ, но и Восточной Европы. В настоящее время казахстанские инвестиции в экономику иностранных государств достигли $26 млрд. Золотовалютный резерв страны составляет $40 млрд.[18]

По данным комитета по инвестициям министерства индустрии и торговли в экономику Казахстана в 1993-2003 годах привлечено 24,5 млрд долларов прямых зарубежных инвестиций. Основными инвесторами стали США, Великобритания, Италия, Республика Корея и Швейцария. В отраслевой структуре прямых иностранных инвестиций основную долю занимает горнодобывающая промышленность. Вместе с тем за последние 5 лет в структуре иностранных инвестиций увеличивается доля обрабатывающей промышленности и других несырьевых отраслей. Казахстанские власти надеются через налоговые послабления привлечь инвесторов в перерабатывающую промышленность, которые пока неохотно вкладываться в нее, предпочитая добычу сырья.[19]

Объем инвестиций в основной капитал экономики Казахстана в январе 2004 года составил 56,9 млрд. тенге (См. приложение Б). По данным пресс-службы Агентства РК по статистике это на 17,2% больше, чем в январе 2003 года (рис. 3). Министерство экономики и бюджетного планирования ранее сообщало, что в 2003 году инвестиции в основной капитал по сравнению с 2002 годом возросли на 10,6%. При этом объем строительных работ увеличился на 9,3%. По мнению экспертов, высокие темпы развития производства товаров, создали предпосылки для развития услуг. Так, услуги связи выросли к 2002 году на 25,4%, розничный товарооборот - на 10%, перевозка грузов всеми видами транспорта - на 9,8%. [20]


Рисунок 3. Динамика изменения объема инвестиций в основной капитал за период 2000 - январь 2008 гг. (млн. тенге)

Источник: Статистический ежегодник Казахстана. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2008.

В январе 2008г. в основной капитал обрабатывающей промышленности вложено 10 млрд. тенге инвестиций, что составило 5,8% в общем объеме инвестиций в основной капитал республики. (См. Приложение В)

Наибольшие объемы инвестиций вложены в развитие обрабатывающей промышленности Алматинской (21,1%), Карагандинской (17,8%), Павлодарской (17,7%), Восточно-Казахстанской (16,2%) областей.[21]

Рисунок 4. Доля регионов в республиканском объеме инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности (в процентах)

Источник: Статистический ежегодник Казахстана. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2008.

По сравнению с январем 2007г. объем инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности уменьшился на 2,4%, в основном за счет сокращения затрат на приобретение машин и оборудования.[22]


Рисунок 5. Индексы физического объема инвестиций в основной капитал обрабатывающей промышленности (в % к соответствующему месяцу прошлого года)

Источник: Статистический ежегодник Казахстана. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2008.

Среди отраслей обрабатывающей промышленности наиболее приоритетные для инвестирования: металлургическая промышленность и производство готовых металлических изделий (45,5% общего объема), производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака (29%), производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов (13,5%).[23]

Таблица 1. Инвестиции в основной капитал по отраслям обрабатывающей промышленности (тыс. тенге)

Инвестиции
в основной
капитал
В % к соответствующему периоду 2007г. в том числе финансируемые за счет средств
собственных иностранных заемных
Обрабатывающая промышленность 10037574 97,6 8062748 914502 1060324
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 2909735 103,4 2380884 296680 232171
Текстильная и швейная промышленность 2216 7,2 2120 - 96
Обработка древесины и производство изделий из дерева 7393 46,9 7393 - -
Целлюлозно-бумажная промышленность;
издательское дело
28850 58,7 28850 - -
Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов 1355624 92,0 1354706 - 918
Химическая промышленность 89765 56,1 21791 11616 56358
Производство резиновых и пластмассовых
изделий
130440 24,4 55440 - 75000
Производство прочих неметаллических
минеральных продуктов
505888 99,0 315947 43000 146941
Металлургическая промышленность и
производство готовых металлических изделий
4570769 105,9 3589035 563206 418528
Производство машин и оборудования 229455 120,5 109757 - 119698
Производство электрооборудования,
электронного и оптического оборудования
84929 77,6 82115 - 2814
Производство транспортных средств
и оборудования
111355 190,0 111355 - -
Прочие отрасли промышленности 11155 37,4 3355 - 7800

Источник: Статистический ежегодник Казахстана. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2008.

Казахстан заинтересован в привлечении в экономику страны новых технологий и нового менеджмента. В частности, в ближайшие годы республика намерена приступить к созданию первого национального спутника связи и вещания, поэтому опыт сингапурской компании в этой сфере оказался бы весьма полезен.

Поскольку сингапурский бизнес является достаточно консервативным и осторожным, приход серьезной сингапурской компании в РК говорит и о том большом внимании к нашей стране, которое проявляют в настоящее время ведущие компании этого региона, и о привлекательности инвестиционного климата Казахстана, созданного в последние годы.

Наибольший потенциал для новых форм инвестиций имеет аэрокосмическая отрасль Казахстана. Инвесторов интересуют приоритеты государства в развитии высокотехнологических производств. Для максимального использования потенциала (аэрокосмической) отрасли необходимо перенести акцент с временных выгод от сдачи в аренду комплекса "Байконур" на реализацию совместных с Россией космических программ и проектов. Также в текущем году Казахстан приступил к реализации проекта по созданию и запуску национального геостационарного спутника связи и вещания.

Конечно же, большую роль играют инвестиции в нефтегазовый сектор, добывающую и обрабатывающую промышленность.

В 2006 году МИТ совместно с МИД РК начали работу по привлечению транснациональных крупных компаний в несырьевые секторы экономики. Для этого Мининдустрии вносит конкретные предложения по созданию специализированной структуры с сетью представительств за рубежом по привлечению иностранных инвестиций в несырьевые секторы экономики и по содействию экспорту товаров казахстанских предприятий на внешние рынки. [24]

Фонд устойчивого развития "Казына".

Госфонд "Казына" образован в марте 2006 года и является управляющей компанией, созданной с целью диверсификации казахстанской экономики путем координации деятельности национальных институтов развития и реализации инвестиционных проектов в несырьевом секторе экономики.

В настоящее время в составе фонда 7 институтов развития Казахстана:

- госбанк развития;

- инвестиционный и инновационный фонды;

- госкорпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций;

- фонд развития малого предпринимательства;

- центр маркетингово - аналитических исследований;

- компания "Казинвест".

В ближайшие три года в несырьевой сектор Казахстана может быть инвестировано более 10 миллиардов долларов. С 2003 по 2005 год в несырьевом секторе страны реализовано около 400 проектов. Общая стоимость проектов в этом секторе, реализованных с участием структур фонда "Казына", составляет 3,3 млрд. долларов.[25] Доля финансирования со стороны институтов развития составила 1 млрд. долларов, которые были направлены на реализацию 136 проектов. В сфере гидроэнергетики, вслед за проектом сооружения Мойнакской гидроэлектростанции, планируется строительство еще 4 ГЭС. Кроме этого, получит развитие и практика северо-казахстанцев по производству биоэтанола.

Начиная с 2008 года фондом "Казына" планируется расширение масштабов поддержки системообразующих проектов, что должно способствовать значительному росту обрабатывающих отраслей и созданию новых отраслей, диверсифицирующих экономику.

Из заложенных в проект бюджета 2008 года в размере 21 миллиарда тенге средств, выделяемых АО "Банк развития Казахстана", 7 миллиардов представляют собой бюджетный кредит для снижения стоимости кредитных ресурсов банка. Остальная сумма предназначена для увеличения уставного капитала банка и его дочерней лизинговой компании.

Бюджетное кредитование необходимо для финансирования Банком развития Казахстана инфраструктурных проектов по приемлемым ставкам вознаграждения. Финансирование инфраструктуры по рыночным ставкам – 10-12 процентов годовых сделает инфраструктуру более дорогой, что соответственно ляжет тяжелым бременем на бизнес-структуры страны. Госбанки Китая, к примеру, финансируют инфраструктурные проекты под 2 процента годовых, а Внешэкономбанк Российской Федерации – от 2 до 5 процентов годовых.

Государственный холдинг «Самрук».

В январе 2006 г президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал Указ о создании госхолдинга "Самрук". В соответствии с указом на первом этапе в госхолдинг, который создан для более эффективного управления государственными долями акций национальных компаний, свои госпакеты передали 5 национальных компаний: "Казахтелеком", АО "Казпочта", компания по управлению электрическими сетями АО "Kegoc", железнодорожная компания АО "Казахстан темир жолы", нефтегазовая компания "КазМунайГаз".

Холдинг по управлению государственными активами "Самрук"

В январе 2008 г. в АО "Казахстанский холдинг по управлению государственными активами "Самрук" переданы госпакеты акций еще 14 предприятий. Передача госпакетов в "Самрук" осуществлена в соответствии с постановлением правительства, приказом министерства экономики и бюджетного планирования и комитета государственного имущества и приватизации министерства финансов.

Обсуждая перспективы развития компании "Самрук", глава правительства поставил руководству холдинга ряд кратко- и долгосрочных задач. В частности обратили внимание на необходимость активного внедрения лучших стандартов корпоративного управления в национальных компаниях страны.

В 2006 году АО "Казахстанский холдинг по управлению государственными активами "Самрук" выплатило в республиканский бюджет 4,4 млрд тенге в качестве дивидендов на государственный пакет акций, сообщили в пресс-службе холдинга. [26]

В управление "Самрук" переданы госпакеты акций АО: "Национальная компания "Казахстан инжиниринг" (100%), "Национальная морская судоходная компания "Казмортрансфлот" (50%), "Майкаинзолото" (25%), "Эйр Астана" (51%), "Шульбинская ГЭС" (92,13%), "Усть-Каменогорская гидроэлектростанция" (89,99%), "Мангистауская распределительная электросетевая компания" (94,25%), "Бухтарминская гидроэлектростанция" (90%), "Казахский научно-исследовательский институт энергетики имени академика Ш.Ч.Чокина" (50%), "КазКуат" (100%), "Экибастузский энергоцентр" (100%), "Казахстанский оператор рынка электрической энергии и мощности" (100%), "Аэропорт Павлодар" (100%) и "Международный аэропорт Актобе" (100%).[27]

С учетом дополнительно переданных компаний цели и задачи госхолдинга "Самрук" остаются неизменными. Это - максимизация долгосрочной ценности компаний путем совершенствования корпоративного управления и оказание поддержки развитию внутреннего фондового рынка.

2.2 Основные направления инвестиционной политики в Республике Казахстан

Важнейшим направлением государственной политики является достижение благоприятного инвестиционного климата в стране и дальнейшее стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в экономику. Казахстан сегодня занимает лидирующее положение по объему привлекаемых иностранных инвестиций на душу населения среди стран СНГ. За период с 1996 г. по 2007 г. в казахстанскую экономику были привлечены прямые иностранные инвестиции на сумму более 25 млрд. долларов США. При этом только за последние 2 года их объем составил около 8 млрд. долларов, что говорит о нарастающей динамике роста иностранных инвестиций в казахстанскую экономику.

Признанием улучшения экономического положения Казахстана и инвестиционного климата в стране стало неоднократное повышение кредитных рейтингов страны ведущими международными рейтинговыми агентствами.

Казахстан сегодня является первой из стран СНГ, которой присвоен инвестиционный рейтинг агентством Moody"s Investors Service.

В настоящее время государственная политика в сфере привлечения иностранных инвестиций определяется Стратегией индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы и приоритетными задачами, поставленными в соответствии с данным документом перед государственными органами республики. Согласно данной стратегии предполагаемые объемы непосредственных затрат инвестиционного характера на реализацию Стратегии составят 1,2 млрд. долл. США в год. При этом стоимость государственных затрат на реализацию Стратегии составит порядка 260 млн. долл. США в год в ценах 2002 года.[28]

Выход на новый уровень реформ позволил приступить к реализации Стратегии развития Казахстана на период до 2030 года, обнародованной в Послании Президента РК Н. Назарбаева. Одними из важнейших приоритетов являются стратегия экономического роста, основанная на построении рыночной экономики, активной роли государства, привлечения иностранных инвестиций, а также стратегия эффективного использования энергетических ресурсов страны и достижение макроэкономической стабилизации.

Республика Казахстан обладает богатейшими ресурсами полезных ископаемых, обширными сельскохозяйственными угодьями, квалифицированными кадрами, а также значительным промышленным потенциалом, но для их дальнейшего эффективного использования не хватает денежных средств. На сегодняшний день ни Правительство Казахстана, ни внутренние инвесторы не в силах обеспечить полностью необходимый объем инвестиций в те или иные отрасли народного хозяйства. Поэтому возникает необходимость в привлечении иностранных инвестиций, особенно в такие стратегически важные отрасли экономики как топливно-энергетическая или минерально-сырьевая.

Таким образом, импорт международного капитала в Республику Казахстан на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных и скорейших путей оживления казахстанской экономики. При чем, необходимо отметить тот факт, что капитал из-за рубежа может быть привлечен по двум основным каналам: портфельные, в частности инвестиционные кредиты, и прямые иностранные инвестиции. В первом канале превалирует форма правительственного кредита, требующая выполнения предоплаты, предоставления правительственной гарантии и возврата с процентами. При скудном бюджете республики эта форма привлечения капитала постоянно держит государство в напряжении, поэтому со временем себя отживает.

Сегодня и в перспективе предпочтение отдается прямым инвестициям, которые имеют ряд существенных преимуществ перед другими формами экономического воздействия:

- являются прямым источником капиталовложений в производство товаров и услуг, обеспечивая привлечение новейших мировых технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга;

- не ложатся бременем на внешний долг страны;

- способствуют интеграции национальной экономики в мировую благодаря разнообразному производственному и научно - техническому сотрудничеству, поднимая деловую и хозяйственную активность.

Таким образом, наиболее приемлемой для Казахстана формой привлечения иностранного капитала являются прямые инвестиции. Для достижения наилучшего результата в данном процессе необходимо создать все условия для иностранных инвесторов. То есть необходимо создать благоприятный инвестиционный климат.

Для создания более благоприятного инвестиционного климата в Казахстане необходим целый ряд различных мер:

- совершенствование законодательной базы;

- либерализация внешней и внутренней торговли;

- формирование частного сектора;

- развитие рыночной инфраструктуры;

- устойчивость банковской системы;

- развитие валютного рынка;

- упорядочение принятия управленческих решений в государственных органах и многие другие факторы.

Таким образом, наиболее важным фактором, которому придают наибольшее значение иностранные инвесторы, является дальнейшее совершенствование законодательной базы, так как это прямой способ поддержки со стороны государства капиталовложений зарубежных инвесторов. В принципе, уже не мало сделано в осуществлении государственной поддержки прямых инвестиций, к примеру, уже закрепленными в нашем законодательстве являются следующие аспекты:

- предоставление государственных гарантий по защите интересов инвесторов;

- свобода репатриации прибыли и вывоза капитала;

- упрощенная процедура регистрации предприятий;

- свободный доступ иностранных предприятий к приватизации объектов, возможность приобретения земли и недвижимости;

- формирование рыночной системы ценообразования;

- свобода предпринимательской деятельности;

- предоставление льгот и преференций инвесторам для реализации проектов в приоритетных секторах экономики.

Основными законодательными актами в формировании общегосударственной системы по поддержке и привлечению иностранных и отечественных прямых инвестиций, помимо Конституции страны, являются:

- Гражданский, Налоговый и Таможенный кодексы;

- законы об иностранных инвестициях, о государственной поддержке прямых инвестиций, о валютном регулировании, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах;

- указы Президента РК, имеющие силу Закона, о недрах и недропользовании, о нефти, о земле, о страховании и другие.

Таким образом, государственная поддержка прямых инвестиций заключается в законодательных гарантиях обеспечения инвестиционной деятельности (необходимые законодательные акты), установлении системы льгот и преференций, наличии единственного государственного органа, уполномоченного представлять Республику Казахстан перед иностранными инвесторами.

Целью государственной поддержки прямых инвестиций является создание благоприятного инвестиционного климата для обеспечения ускоренного развития производства товаров, работ и оказания услуг в приоритетных секторах экономики.

Рассмотрим основные законодательные акты, обеспечивающие инвестиционную деятельность на территории Республики Казахстан.

1. Для эффективной реализации инвестиционного проекта могут предоставляться следующие льготы и преференции:

1) государственные натурные гранды;

2) на срок до 5 лет с момента заключения контракта понижение ставки подоходного налога, земельного налога и налога на имущество до 100 % основной ставки, а также на последующий период до 5 лет понижение ставки подоходного налога, земельного налога и налога на имущество в пределах не более 50 % основной ставки;

3) полное или частичное освобождение от обложения таможенными пошлинами импорта оборудования, сырья и материалов, необходимых для реализации инвестиционного проекта.

2. Размеры льгот и преференций определяются в зависимости от объемов прямых инвестиций, обязательств инвестора по срокам реализации проекта, его окупаемости, приоритетности сектора экономики и других условий.

Если говорить о гарантиях, предоставляемых иностранным инвесторам, то к ним относятся:

1. Неограниченные права утвержденного инвестора на распоряжение своей долей акций хозяйственного товарищества в уставном фонде, на свободный перевод капитала, прибылей и доходов, полученных в результате продажи долевого участия или акций, при условии оплаты налогов и других обязательных платежей;

2. Запрет на создание государственных монополий, контролирующих сбыт товара, произведенного инвестором;

3. Отмена мер контроля или регулирования цен при сбыте сырья или продаже товаров;

4. Беспрепятственное открытие счетов в национальной и иностранной валюте, проведение конвертации валюты в тенге;

5. Осуществление мер таможенного регулирования, направленные на защиту инвесторов и повышение конкурентоспособности выпускаемой ими продукции;

6. Законодательная защита инвестиций, прибылей, дивидендов, прав и законных интересов инвестора;

7. Запрет государственным органам и должностным лицам на создание препятствий инвесторам в управлении имуществом.

Еще одним отрицательным моментом в данном законодательном акте является редакция подпункта 3 статьи 7 пункта 1. В нем говорится об освобождении от таможенных пошлин только оборудования, сырья и материалов, предназначенных только для реализации инвестиционного проекта. То есть, если иностранным инвестором ввозится оборудование, не для инвестиционного проекта, то он не освобождается от уплаты данной пошлины, даже если оборудование предназначалось не для продажи, а для работ выполняемых инвестором самостоятельно, например через свои филиалы и т.д.

Положительной чертой является наличие подробного изложения контракта между инвесторами и Государственным комитетом по инвестициям, который предоставляет все льготы и преференции, что освобождает инвестора от утомительной бюрократической волокиты, существующих в государственных органах. Также необходимо отметить факт наличии нормы, гарантирующей защиту интересов иностранных инвесторов в случае ухудшения их положения изменениями в казахстанском законодательстве.

Необходимо обратить внимание на стратегически важные, приоритетные сектора экономики, развитие которым придается особое значение, а именно:

- производственная инфраструктура;

- обрабатывающая промышленность;

- объекты города Астана;

- жилье, объекты социальной сферы и туризма;

- сельское хозяйство.

Необходимость привлечения в экономику страны крупномасштабных инвестиционных ресурсов, рационального и эффективного использования иностранных и отечественных инвестиций потребовала создания единого государственного органа. В соответствии с Законом РК "О государственной поддержке прямых иностранных инвестиций" был создан Государственный комитет РК по инвестициям, основным предназначением которого является содействие инвестиционной активности в целях динамичного развития экономики и общества. На начало февраля 2008 года было принято 55 заявок для реализации инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 409 058 217 долларов США, из них:[29]

- 44 заявки приняты в конце 2007 года с общим объемом инвестиций 302 083 105 долларов США;

- 11 заявок принято в 2008 году с объемом 106 975 000 долларов США. Структура заявок распределена следующим образом:

- производственная инфраструктура - 9 %;

- обрабатывающая промышленность - 74 %;

- объекты города Астана - 0;

- жилье, объекты социальной сферы и туризма - 11 %;

- сельское хозяйство - 6 %.[30]

Госкоминвестом заключено с инвесторами 15 контрактов на реализацию инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики. Объем предполагаемых инвестиций составляет 64 459 217 долларов США. Контракты распределены следующим образом:

- производственная инфраструктура - 7 %;

- обрабатывающая промышленность - 86 %;

- объекты города Астаны - 0;

- жилье, объекты социальной сферы и туризма - 7 %;

- сельское хозяйство - 0.[31]

Таким образом, процесс государственной поддержки прямых инвестиций в РК, а также взаимодействие государства с различными субъектами экономики выглядит следующим образом:

1. Проведение правовой реформы (в рамках которой ожидается принятие еще ряда законов помимо существующих, а также дальнейшее совершенствование уже существующих законодательных актов);

2. Облегчение бремени налогообложения (предоставление льгот и преференций);

3. Предоставление государственных гарантий;

4. Административная реформа (направленная на четкое определение функций государственного управления и преодоление бюрократизма);

5. Поддержание макроэкономической стабилизации (жесткий контроль со стороны государства денежно-кредитной политики, темпов инфляции, приверженность государства политике экономических реформ);

6. Организационное оформление иностранного и отечественного корпоративного капитала в лице транснациональных и национальных компаний, акционерных обществ и финансово-промышленных групп, составляющих сегодня стержень экономики и тесное сотрудничество которых с государством, становится неизбежным и оправданным;

7. Серьезный капитал заинтересован в поддержке государства в виде прямого содействия государства в продвижении конкурентоспособной продукции на мировые рынки сбыта, в создании благоприятных условий при реализации проектов реконструкции промышленности и производственной инфраструктуры и т.д.;

Правительство Казахстана намерено усилить государственное воздействие на инвестиционные процессы. Речь идет, прежде всего, о согласовании инвестиционного развития ключевых производств. Также предстоит увязать стратегические интересы республики и практические действия государства и капитала, заключение соглашений должно предусматривать взаимные обязательства государства и ведущих вкладчиков капитала в осуществлении крупных, стратегически важных проектов в целях структурно-технологической перестройки экономики, другими словами согласование ценовой, тарифной, таможенной и валютной политики, а также других направлений взаимодействия.

На современном этапе развития Казахстан нуждается не только в зарубежных, но и в отечественных инвестициях, вкладываемых одновременно в различные отрасли экономики. При чем со стороны государства будут приложены все усилия по дальнейшему углублению и расширению экономического сотрудничества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов.

На современном этапе развития Казахстана как независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.

Для решения этих задач, а также для обеспечения структурных преобразований экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики.

Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику республики является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Казахстана с зарубежными странами. Иностранные инвестиции оказывают существенное воздействие на ход экономических преобразований.

Инвестиции сегодня выступают реальным рычагом выхода из кризиса, перехода от затянувшейся депрессии к экономическому подъему. Именно пониманием этого вызваны предпринимаемые Президентом и Правительством последние шаги по активизации инвестиционного процесса в республике. Так, Указом Президента РК образован Государственный Комитет Республики Казахстан по инвестициям.

Казахстанский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, при этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат РК, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Закон РК от 27. 12. 1994 года № 266 – XIII “Об иностранных инвестициях”.

Закон РК от 28. 02. 1997 года № 75 – 1 ЗРК “О государственной поддержке прямых инвестиций”.

Конституция Республики Казахстан – Алматы ,2000 г.

Гражданский Кодекс Республики Казахстан. Общая и особенная часть – Алматы, 2001г.

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы (утверждена Указом Президента РК от 17 мая 2003 года N 1096)

Абрамов С.И. Инвестирование. - М.: ИНФРА-М, 2000.

Вахрин П.И. Организация и финансирование инвестиций: Практикум. - М.: Маркетинг, 2000.

Деловой еженедельник Капитал. Казахстан инвестирует в иностранные проекты, 10 декабря 2007.

Достияров М. Иностранные инвестиции в Республике Казахстан: анализ форм и необходимость привлечения на современном этапе. \\ Вестник КазГУ. Серия экономическая. –2004, №10

Жданов В.П. Организация и финансирование инвестиций. - М.: Наука, 2000.

Казахстан: 1991-2001 годы.: Информационно-аналитический сборник / Под ред. А.А. Смаилова. - Алматы: Агенство Республики Казахстан по статистике, 2001.

Косжанов Т., Атамкулов Б. Промышленная и инвестиционная политика в долгосрочной стратегии развития экономики страны// Транзитная экономика. 2000.

Мамыров Н.К., Ихданов Ж. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана (теория, опыт, проблемы) – Алматы: Экономика, 2003.

Нешитой А.С. Инвестиции. М: 2005г.

Оспанов М.Т., Мухамбетов Т.И. Инвестиционный капитал и инвестиции: вопросы теории, практики привлечения и использования. – Алматы, 2000.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Размеры и динамика предложения инвестиционных капиталов за период 1985-2007 гг. (млрд. USD)*

Развитые страны Развивающиеся страны Страны Центральной и Восточной Европы Всего
Приток Отток Приток Отток Приток Отток Приток Отток
1985 – 1990 гг. 44 53 19 4 0,02 0,01 61 57
1991 – 2001 гг. 142 183 31 12 0,6 0,02 171 195
1998 г. 172 202 29 15 0,3 0,02 200 218
1999 г. 176 226 35 17 0,3 0,04 211 243
2000 г. 115 188 41 11 2,5 0,04 158 199
2001 г. 111 171 55 19 4,4 0,02 170 191
2002 г. 129 193 73 29 6,0 0,08 208 222
2003 г. 135 189 84 33 6,3 0,07 226 222
2004 г. 206 291 96 47 14 317 339
2005 г. 208 295 129 52 12 349 347
2006 г. 273 407 173 65 19 3,0 464 475
2007 г. 460 595 166 52 18 2,0 644 649

* http://www.ukrdzi.com/agro/jornals/2000/agro5ru/09.shtml


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Динамика изменения объема инвестиций в основной капитал за период 2000 - январь 2008 гг. (млн. тенге)

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 январь-декабрь 2007г. январь 2008г.
Республика Казахстан 595664 943398 1099986 1327864 1703684 2420976 2824523 3234193 173815
Акмолинская 3293 11710 14494 15809 24428 38189 44059 96852 2336
Актюбинская 41095 61921 82651 115842 130987 184130 187090 221056 5885
Алматинская 9986 17549 30294 49020 56687 99501 112414 134588 7003
Атырауская 119348 231586 244494 338521 447424 713681 727635 742735 42127
Восточно-Казахстанская 37629 38748 36904 44840 50748 82197 116054 125683 4382
Жамбылская 2338 5242 9350 32675 18062 22182 25553 28034 827
Западно-Казахстанская 131403 167220 198290 125093 89018 91860 106626 157336 4355
Карагандинская 33192 55153 62584 67157 96650 153438 134157 144023 6014
Костанайская 9946 17377 19601 29279 42582 56074 63831 87551 4358
Кызылординская 9973 16411 32434 53093 42900 61471 66455 95513 6535
Мангистауская 36979 56756 59933 75384 100518 143108 229755 206732 12386
Павлодарская 24559 26861 20597 33473 41213 64072 120019 118608 2884
Северо-Казахстанская 7399 6222 8546 12353 18186 37229 34328 39928 268
Южно-Казахстанская 15624 26361 23804 31221 45231 64939 84542 110634 1693
г.Астана 58991 89518 102615 137863 220560 274746 354583 436902 44077
г.Алматы 53909 114763 153395 166241 278490 334159 417421 488018 28685

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Инвестиции в основной капитал обрабатывающей промышленности (тыс. тенге)

Инвестиции
в основной
капитал
В % к соответствующему периоду 2007г. в том числе финансируемые за счет средств
собственных иностранных заемных
Республика Казахстан 10037574 97,6 8062748 914502 1060324
Акмолинская 78247 79,9 65291 - 12956
Актюбинская 161373 24,1 53212 43000 65161
Алматинская 2113752 133,9 2068102 - 45650
Атырауская 1332941 95,0 1332941 - -
Восточно-Казахстанская 1623452 181,7 1464529 47561 111362
Жамбылская 218003 146,2 71506 - 146497
Западно-Казахстанская 68629 439,6 2700 - 65929
Карагандинская 1782611 67,5 956815 803941 21855
Костанайская 185132 321,9 135036 - 50096
Кызылординская 233430 432,6 20354 - 213076
Мангистауская 59041 46,4 39041 20000 -
Павлодарская 1771822 225,0 1457238 - 314584
Северо-Казахстанская 27608 81,4 27608 - -
Южно-Казахстанская 124900 29,0 123135 - 1765
г.Астана 348 0,0 348 - -
г.Алматы 256285 66,1 244892 - 11393

[1] Нешитой А.С. Инвестиции. М: 2005г.

[2] Оспанов М.Т., Мухамбетов Т.И. Инвестиционный капитал и инвестиции: вопросы теории, практики привлечения и использования. – Алматы, 2000.

[3] Нешитой А.С. Инвестиции. М: 2005г.

[4] Жданов В.П. Организация и финансирование инвестиций. - М.: Наука, 2000.

[5] Нешитой А.С. Инвестиции. М: 2005г.

[6] Нешитой А.С. Инвестиции. М: 2005г.

[7] Нешитой А.С. Инвестиции. М: 2005г.

[8] Нешитой А.С. Инвестиции. М: 2005г.

[9] Мамыров Н.К., Ихданов Ж. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана (теория, опыт, проблемы) – Алматы: Экономика, 2003.

[10] Нешитой А.С. Инвестиции. М: 2005г.

[11] Мамыров Н.К., Ихданов Ж. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана (теория, опыт, проблемы) – Алматы: Экономика, 2003.

[12] Нешитой А.С. Инвестиции. М: 2005г.

[13] Закон РК от 27. 12. 1994 года № 266 – XIII “Об иностранных инвестициях”.

[14] Закон РК от 28. 02. 1997 года № 75 – 1 ЗРК “О государственной поддержке прямых инвестиций”.

[15] Мамыров Н.К., Ихданов Ж. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана (теория, опыт, проблемы) – Алматы: Экономика, 2003.

[16] Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы (утверждена Указом Президента РК от 17 мая 2003 года N 1096)

[17] Официальный сайт агентства РК по статистике www.stat.kz

[18] Официальный сайт агентства РК по статистике www.stat.kz

[19] Оспанов М.Т., Мухамбетов Т.И. Инвестиционный капитал и инвестиции: вопросы теории, практики привлечения и использования. – Алматы, 2000.

[20] Официальный сайт агентства РК по статистике www.stat.kz

[21] Официальный сайт агентства РК по статистике www.stat.kz

[22] Официальный сайт агентства РК по статистике www.stat.kz

[23] Официальный сайт агентства РК по статистике www.stat.kz

[24] Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы (утверждена Указом Президента РК от 17 мая 2003 года N 1096)

[25] Статистический ежегодник Казахстана. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2008.

[26] Статистический ежегодник Казахстана. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2008.

[27] Статистический ежегодник Казахстана. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2008.

[28] Статистический ежегодник Казахстана. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2008.

[29] Статистический ежегодник Казахстана. - Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2008.

[30] Оспанов М.Т., Мухамбетов Т.И. Инвестиционный капитал и инвестиции: вопросы теории, практики привлечения и использования. – Алматы, 2000.

[31] Официальный сайт агентства РК по статистике www.stat.kz