Реферат: Анализ деятельности операционного отдела коммерческого банка

Название: Анализ деятельности операционного отдела коммерческого банка
Раздел: Рефераты по банковскому делу
Тип: реферат

ВВЕДЕНИЕ

Развитие российской экономики напрямую зависит от состояния банковской системы, финансирования и обслуживания предприятий коммерческими банками. Необходимой для этого предпосылкой является обеспечение устойчивого положения самих банков.

Российская банковская система пока не в полной мере отвечает требованиям развивающейся экономики и нуждается в укреплении. Развитие экономики России сдерживается неразвитостью и неустойчивостью банковского сектора, а также его ограниченной способностью аккумулировать средства предприятий и населения, столь необходимые для кредитования инвестиций и обновления основных фондов материального производства.

Практически с самого своего основания российские банки функционировали в критических экономических условиях на стихийно развивающемся финансовом рынке. С другой стороны быстрое развитие российского финансового рынка на фоне глобализации и интернационализации финансовых рынков делает его все более цивилизованным и подобным современным западным финансовым рынкам, которым присущи иные риски и кризисные ситуации, опыта, преодоления которых российские банки пока не накопили вследствие своего сравнительно непродолжительного существования.

Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью антикризисного подхода к управлению коммерческими банками и отсутствием комплексных и современных методик профилактики и преодоления кризисных явлений.

Проблема антикризисного управления сравнительно нова для российских банков, которые впервые столкнулись с кризисом ликвидности на межбанковском рынке в августе 1995 г., в результате которого сотни банков лишились лицензий. Наибольший импульс к изучению данной проблемы был дан нынешним кризисом, повлекшим волну банкротств банков, в том числе крупнейших.

Целью написания данной работы является отчет по производственной практике, описание места прохождения практики, анализ его целей, функционирования, экономических результатов и т.д.

Целью прохождения практики является:

· закрепление и углубление теоретических знаний по прослушанным за время обучения в университете дисциплинам;

· знакомство с реальной практической работой предприятия;

· приобретение навыков практической работы.

Задачами практики являются:

· изучение организационной структуры базы практики, особенностей функционирования объекта, представление организационных структур в виде схем;

· анализ функций предприятия;

· изучение конкретной финансовой, производственной и другой деловой документации;

· знакомство с вопросами техники безопасности и охраны окружающей среды.

При написании данной работы я пользовалась различными источниками, такими как конкретная финансовая, производственная и другая деловая документация, средства массовой информации, Интернет и собственные наблюдения в ходе практики.

1. Общая характеристика ОАО «Банк ВТБ»

1.1 История создания Банка внешней торговли

Внешторгбанк был учрежден в 1990 году в форме закрытого акционерного общества с государственным участием в капитале. Он был создан в соответствии с решением Первого съезда народных депутатов РСФСР для обеспечения экономической основы суверенитета России. Внешторгбанк был призван обеспечить эффективное банковское обслуживание внешнеэкономических связей предприятий и организаций Российской Федерации. Датой рождения Внешторгбанка является 17 октября 1990г. - день, когда был зарегистрирован Устав Банка. После непродолжительного организационного периода, получив Генеральную лицензию на право совершения всех видов банковских операций в рублях и иностранной валюте, Внешторгбанк начал свою деятельность. В 1998г. Банк был преобразован в открытое акционерное общество. Главным акционером является Правительство РФ, доля которого составляет 99,9 %.

С юридической точки зрения Внешторгбанк - молодой банк, однако он является хранителем профессиональных традиций банковских работников еще с советских времен. За плечами большинства сотрудников и руководителей Банка не один десяток лет опыта работы в области международных банковских операций в стране и за рубежом. Руководство Банка - это профессиональные банковские управляющие, которые дорожат своим именем и репутацией, как и репутацией Банка. Многие из них начинали свою работу еще во Внешторгбанке СССР, и поэтому Внешторгбанк может с полным основанием считать себя преемником лучших традиций профессиональной школы Банка внешней торговли. Вместе с тем в Банк пришло много других специалистов, имеющих опыт работы в условиях формирования рыночной экономики в России.

В ноябре 2000 года Внешторгбанк стал лауреатом общероссийской премии «Российский национальный олимп», вручаемой ведущим компаниям, выдающимся людям и коллективам в номинации «Финансы. Инвестиции». Это явилось ещё одним подтверждением высокой деловой репутации банка и его заслуг в области развития отечественной экономики.

2006 году для Банка наступил новый этап. В рамках программы стратегического ребрендинга Банк и его дочерние структуры в России, странах СНГ, Европы, Азии и Африки с долей участия Банка более 50% перешли под единый бренд ВТБ.

Сегодня в группу ВТБ входят 29 компаний, которые обслуживают клиентов в 18 странах мира. ВТБ стал ведущей международной финансовой группой российского происхождения и руководствуется единым подходом к работе с клиентами во всех странах своего делового присутствия. Консолидация банковской сети группы ВТБ и открытие новых отделений в мире позволяет конкурировать с крупными иностранными банками на целевых рынках.

Также необходимо отметить, что в настоящее время Банк ВТБ имеет 54 филиала в различных городах Российской Федерации; 31 дополнительный офис в Москве и Московской области; 4 дочерних банка в России: «Новосибирский коммерческий региональный акционерный банк Внешторгбанка» (ЗАО, г.Новосибирск), Банк «Поволжский» (ЗАО, г.Ульяновск), ОАО Банк «Забайкальский» (г.Чита), ЗАО «Коммерческий банк развития предпринимательской деятельности «ГУТА-БАНК» (г.Москва).

По состоянию на начало 2009 года в группу ВТБ за рубежом входили:

1) Банки и финансовые компании: в Лондоне (Великобритания); в Париже (Франция); в Цюрихе (Швейцария); в Берлине и Франкфурте-на-Майне (Германия); в Лимассоле (Кипр); в Вене (Австрия); в Виндхуке (Намибия); в Луанде (Ангола); в Киеве (Украина); в Тбилиси (Грузия); в Минске (Белоруссия); в Ереване (Армения); в Баку (Азербайджан); в Алматы (Казахстан).

2) Филиалы: в Сингапуре, в Нью-Дели (Индия), в Шанхае (Китай).

3) Представительства: в Милане (Италия), в Пекине (Китай), в Бишкеке (Приложение 1).

1.2. Основные направления деятельности Банка внешней торговли

К сферам деятельности ВТБ относятся: обслуживание корпоративных клиентов, инвестиционно-банковские услуги, кредитование малого бизнеса, привлечение вкладов и обслуживание физических лиц, ипотечное и потребительское кредитование, межбанковское сотрудничество, международные расчёты, депозитарные услуги, кассовое обслуживание.

Обслуживание корпоративных клиентов. Предоставление банковских услуг для корпоративных клиентов традиционно является ключевым направлением бизнеса Внешторгбанка, которое продолжает успешно развиваться и в 2008 году – Банк заметно «обгоняет рынок» и улучшает своё позиционирование в сегменте кредитования корпоративных клиентов, уверенно сохраняя третье место по объёму привлекаемых средств нефинансовых предприятий и организаций. В настоящее время создан Корпоративный бизнес-блок Банка, обеспечивающий единую систему управления корпоративными продажами в Москве и регионах, и утверждена стратегия его развития. В рамках Корпоративного блока создан институт управляющих директоров, координирующих развитие бизнеса в ключевых макроотраслях экономики, более организовано обслуживание различных групп клиентов, внедрены процедуры перекрёстных продаж корпоративным клиентам различных продуктов, включая инвестиционные.

Инвестиционно-банковские услуги. Одной из ключевых стратегических задач ВТБ является активное развитие комплекса инвестиционных продуктов и услуг для самого широкого круга клиентов, что позволит Банку поддерживать лидирующие позиции в этой области на российском рынке. В 2008 году Банк внешней торговли добился значительных успехов в достижении поставленных целей – укрепились его конкурентные позиции в ряде ключевых сегментов инвестиционного рынка, завершилась структурная перестройка Инвестиционного блока.

В число крупнейших корпоративных клиентов Банка по данному направлению деятельности в отчётном году входили такие компании, как ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «Газпром», НК «Лукойл», ОАО «Северсталь-Авто», Россельхозбанк и многие другие.

Перспективной составляющей деятельности Инвестиционного блока Внешторгбанка является оказание высокопрофессиональных услуг по финансовому консультированию клиентов с целью последующего привлечения инвестиций в их проекты, а также – дальнейшее укрепление рыночных позиций за счёт наращивания объёмов организации.

Кредитование малого бизнеса. Положенная в основу технологии кредитования международная практика предоставления финансовых услуг в сфере малого бизнеса и максимальная стандартизация кредитного процесса позволяют специалистам Банка обрабатывать кредитные заявки, проводить оценку кредитоспособности и принимать решения о предоставлении кредита в сжатые сроки.

С целью наиболее полного и гибкого удовлетворения потребностей клиентов в рамках реализации Программы кредитования малого бизнеса был разработан ряд кредитных продуктов с различными сроками и суммами ссуд, удобными формами их погашения, включая индивидуальный график, учитывающий специфику и сезонность бизнеса. Среди предлагаемых клиентам продуктов: «микрокредит» в рублях размером до 800 тыс. рублей на срок до 2-х лет, а также «кредит на развитие бизнеса» размером до 1 млн. долларов США, предоставляемый в рублях, долларах США или евро сроком до 3-х лет. Заем может быть предоставлен в виде разовой ссуды, кредитной линии или овердрафта. Условия кредитования предусматривают возможность использования заемных средств практически на любые цели развития бизнеса: пополнение оборотных средств, приобретение автотранспорта, торгового, производственного или офисного оборудования, недвижимости, проведение ремонтных и строительных работ и т.д.

Для повышения конкурентоспособности кредитных продуктов Банка, предназначенных для малых предприятий, наряду с конкурентными процентными ставками, используется достаточно гибкий подход к финансовому анализу кредитоспособности заемщиков, который проводится на основе данных о реальном состоянии бизнеса клиента, а не только на базе официальной отчетности. Одним из ключевых принципов работы в рамках Программы кредитования малого бизнеса является индивидуальный подход, предусматривающий закрепление за клиентом на весь период действия договора - от обращения в Банк до погашения кредита - одного кредитного специалиста, способного оказать необходимые консультации и помощь в оформлении документов.

В перспективных планах предусмотрены расширение Программы кредитования малого бизнеса и предоставление современных кредитных продуктов всеми филиалами Внешторгбанка. Стратегическая цель Банка на дальнейший период – завоевание лидирующих позиций на рынке кредитования малого бизнеса в России и значительное увеличение доли этой категории клиентов в продажах банковских услуг.

Привлечение вкладов и обслуживание физических лиц. В настоящее время ВТБ находится среди лидеров по объемам реализации таких розничных услуг, как привлечение во вклады денежных средств населения, обслуживание клиентов с использованием банковских карт, продажа и покупка дорожных чеков, денежные переводы, валютно­обменные операции и др.

Характерной особенностью развития розничного бизнеса Банка стала его стабильно высокая динамика в течение всего 2008 года (Приложение 2). Это позволило Внешторгбанку существенно укрепить свои рыночные позиции практически по всем ключевым направлениям банковского обслуживания частных клиентов.

Позиционируя себя в качестве универсального участника рынка денежных переводов, ВТБ развивает собственную систему переводов и сотрудничает с лидером мирового рынка переводов Western Union.

Стратегическими задачами Банка на розничном направлении является дальнейшее повышение качества и объема предлагаемых клиентам продуктов и услуг, внедрение современных технологий обслуживания физических лиц в точках продаж, а также существенное повышение экономической эффективности розничного бизнеса.

Ипотечное и потребительское кредитование. Ускоренное развитие операций по кредитованию физических лиц является ключевым элементом рыночной стратегии Банка на розничном направлении. В среднесрочной Концепции развития ВТБ в качестве приоритетных поставлены задачи формирования широкого продуктового перечня и оптимизации технологий предоставления потребительских и ипотечных кредитов, а также развития соответствующей операционной сети, что должно обеспечить в ближайшие годы динамичное усиление позиций Банка практически во всех сегментах рынка розничного кредитования.

Одной из ключевых целей Программы развития жилищного ипотечного кредитования является достижение лидирующих позиций на рынке ипотечного кредитования во всех регионах России, где функционируют территориальные учреждения Банка. В крупнейших городах развитие ипотечных проектов опирается на создаваемые специализированные подразделения Банка: после открытия в сентябре 2003 года первого в России Центра ипотечного и потребительского кредитования в Москве, в январе 2004 года Банком был открыт аналогичный центр в Санкт-Петербурге.

С целью расширения каналов продаж ипотечных кредитных продуктов Внешторгбанк активизирует взаимодействие с корпоративными клиентами, Федеральным агентством по ипотечному жилищному кредитованию, с администрациями регионов и муниципальных образований, а также со строительными и риэлторскими компаниями.

Успешная реализация основных целевых установок Программы развития жилищного ипотечного кредитования позволила ВТБ войти в группу лидеров данного сегмента розничного рынка. За 2006 год Банк увеличил свою долю на национальном банковском рынке ипотечного кредитования с 1,4% до 6%.

Характерная для 2006 года динамика роста кредитного портфеля ВТБ и планы по модернизации существующих и разработке новых кредитных продуктов позволяют уверенно прогнозировать дальнейшее усиление позиций Банка на рынке жилищной ипотеки в России в ближайшие годы.

Межбанковское сотрудничество. Активное и постоянно расширяющееся взаимодействие с широким кругом российских и зарубежных контрагентов из числа финансовых учреждений традиционно является одним из главных конкурентных преимуществ Внешторгбанка, что способствует как укреплению ресурсной базы, так и эффективному развитию всех направлений активных операций Банка, в том числе корпоративного обслуживания и инвестиционно-банковского бизнеса.

Прочная деловая репутация, безупречная кредитная история и наивысшие среди российских банков кредитные рейтинги, присвоенные Банку международными рейтинговыми агентствами, позволили Внешторгбанку в 2004 году существенно укрепить лидирующие позиции на рынке иностранных заимствований. К началу 2005 года доля Внешторгбанка в общем объеме задолженности банковского сектора России перед иностранными кредитными организациями составляла около 19%, что обеспечило Внешторгбанку 1-е место среди российских банков в сегменте трансграничного привлечения ресурсов.

ВТБ постоянно расширяет сотрудничество с экспортными страховыми агентствами и экспортно-импортными банками большинства стран - ведущих торговых партнеров России (Австрии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии и др.).

Международные расчёты. Проведение международных расчетов является важной составляющей широкого комплекса продуктов и услуг, предоставляемых Внешторгбанком в сфере внешнеэкономической деятельности. В 2007 году Банк, включая его филиалы и дополнительные офисы, продолжает развивать обслуживание своих клиентов по международным расчетам и валютному контролю, осуществляемое на традиционно высоком уровне.

2006 год характеризовался дальнейшим усилением рыночных позиций Банка, что нашло свое отражение в увеличении объемов операций и расширении клиентской базы. Благодаря эффективной маркетинговой политике, оптимизации ставок по ряду операций, развитию сотрудничества с иностранными банками и экспортными страховыми агентствами в части финансирования международных операций совокупный размер проведенных Внешторгбанком международных расчетов увеличился более чем в 1,4 раза. Это позволило укрепить позиции на рынке этих банковских услуг и повысить долю Банка в банковском обслуживании годового оборота экспортно-импортных операций российских компаний и организаций почти до 11%.

Основная часть международных расчетов осуществляется в форме переводов, на долю которых приходится около 88% объема операций по данному направлению.

ВТБ выступает агентом валютного контроля и обслуживает внешнеторговые операции таких крупнейших экспортеров страны, как «Рособоронэкспорт», ОАО «Техснабэкспорт», ОАО «Лукойл», ОАО «Тюменская нефтяная компания» и др. Среди клиентов Банка много компаний среднего и малого бизнеса.

Обладая штатом высококвалифицированных специалистов по международным расчетам и многолетним опытом проведения сложных сделок, ВТБ постоянно вводит в практику операций российских банков в этом сегменте рынка новые, нестандартные услуги и инструменты, а также расширяет оказание клиентам консультаций в части анализа сделок.

Депозитарные услуги. В 2008 году продолжился рост бизнеса Внешторгбанка на рынке депозитарных услуг. ВТБ является одним из крупнейших в России банковских депозитариев и проводит полный спектр операций по депозитарному обслуживанию.

Качество и объем предлагаемых Банком депозитарных услуг получили заслуженное признание на международном уровне. ВТБ является первым и пока единственным российским депозитарием, которому присвоен международный депозитарный рейтинг компании Thomas Murray, Великобритания, подтверждающий оказание Банком депозитарных услуг на международном уровне российским и иностранным инвесторам.

Депозитарные услуги предоставляются российским и иностранным юридическим и физическим лицам по всем типам ценных бумаг: российским государственным ценным бумагам, включая еврооблигации, муниципальным облигациям, акциям и корпоративным облигациям российских эмитентов, акциям иностранных эмитентов.

В 2006 году Банк обслуживал в качестве платежного агента крупнейших эмитентов облигаций, в частности, были проведены выплаты по облигациям ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «Седьмой континент», администрации Ярославской области на общую сумму около 85 млн. долларов США (в рублевом выражении - 2,4 млрд. рублей).

В области депозитарной деятельности запланировано наращивание объемов работы с корпоративными ценными бумагами, внедрение комплексного обслуживания управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, привлечение на депозитарное обслуживание глобальных инвесторов, а также физических лиц. Важным направлением станет совершенствование технологий проведения операций.

Кассовое обслуживание. Деятельность ВТБ по кассовому обслуживанию, включающему в себя обеспечение клиентов Банка, его филиалов и дополнительных офисов наличными денежными средствами, проведение с банками контрагентами сделок по покупке/продаже наличной иностранной валюты, предоставление клиентам услуг по инкассации и доставке наличных денежных средств, расчетно-кассовому обслуживанию, характеризовалась положительной динамикой.

Открытие ряда новых операционных подразделений ВТБ в Москве и регионах, рост количества клиентов, находящихся на расчетно-кассовом обслуживании, а также увеличение денежных потоков по клиентским счетам позволили увеличить в отчетном году оборот по кассовым операциям Головного офиса и филиалов Банка более чем в 1,5 раза - до 507 млрд. рублей. Значительно укрепились позиции Внешторгбанка на рынке оптовых поставок в страну наличной иностранной валюты.

За отчетный период в дополнительных офисах и на территории клиентов Банка только в Москве было установлено 79 банкоматов, что позволило увеличить проходящий через них оборот наличных денежных средств в 2,8 раза по рублям.

Банк последовательно расширяет спектр и повышает качество услуг, предоставляемых корпоративным и частным клиентам в области расчетно-кассового обслуживания. В рамках этой работы в 2006 году были введены, в частности, следующие новые виды услуг:

· кассовое обслуживание физических лиц с использованием электронных кассиров;

· развитие сети устройств по обмену наличной иностранной валюты;

· в 16-ти операционных подразделениях Банка в Москве введен расширенный режим обслуживания частных клиентов, предусматривающий в том числе работу по субботам.

Перспективы развития кассового обслуживания клиентов Внешторгбанка связаны с увеличением степени автоматизации кассовых операции, в том числе через дальнейшее расширение сети банкоматов и автоматов по обмену валюты, а также автоматизированных зон самообслуживания. Для повышения качества услуг предприятиям и организациям предусматривается внедрение принципа «одного окна» с совмещением функций кассиров и операционистов, открытие подразделений Банка на территории крупных торговых комплексов, a в Московском регионе - перевод корпоративных клиентов на обслуживание в собственное подразделение инкассации Внешторгбанка.

2. Анализ основных показателей ОАО «Банк ВТБ»

2.1. Анализ собственного капитала и его структуры

Собственный капитал ОАО «Банк ВТБ» складывается из средств, которые поступают из различных источников. К этим источникам относятся: средства акционеров, зарегистрированные обыкновенные акции и доли, эмиссионный доход, переоценка основных средств, расходы будущих периодов и предстоящие выплаты, влияющие на собственные средства, фонды и неиспользованная прибыль прошлых лет в распоряжении кредитной организации (непогашенные убытки прошлых лет), прибыль к распределению (убыток) за отчётный период.

По итогам 2008 года объем собственных средств группы ВТБ увеличился на 21,5% и составил 20641 млн. долларов США. Коэффициент достаточности капитала ВТБ по методике Банка международных расчетов вырос до 17,3% на конец отчетного периода по сравнению с 16,3% на конец 2007 года. Основным фактором укрепления капитальной базы Группы послужило привлечение субординированного кредита от Внешэконом банка в IV квартале 2008 года на сумму 200 млрд. рублей по ставке 8% годовых и по срокам погашения 11 лет.

Коэффициент достаточности капитала первого уровня составил 10,5% по сравнению с 15,0% годом ранее. Помимо роста кредитного портфеля давление на капитал первого уровня оказало обесценение рубля более чем на 20% в течение второго полугодия 2008 года. Негативный эффект этого фактора сократил объем капитала первого уровня в долларовом выражении на 1,8 млрд. долларов США.

2.2. Бухгалтерский баланс ОАО «Банк ВТБ» на 01.01.2009 года

Бухгалтерский баланс Банка внешней торговли представлен в таблице 1.

Таблица 1.

I . АКТИВЫ
№ п/п Наименование статьи Данные на отчётную дату (тыс. руб.)
1. Денежные средства 11302667
2. Средства кредитных организаций в Центральном банке Российской Федерации 214143624
2.1. Обязательные резервы 1920244
3. Средства в кредитных организациях 210134317
4. Чистые вложения в торговые ценные бумаги 75481279
5. Чистая ссудная задолженность 1787587453
6. Чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи

157892162

6.1 Инвестиции в дочерние и зависимые организации 136743362
7. Чистые вложения в ценные бумаги, удерживаемые до погашения 10894006
8. Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы 28277998
9. Прочие активы 55061137
10. Всего активов 2550774643
II . ПАССИВЫ
№ п/п Наименование статьи Данные на отчётную дату (тыс. руб.)
11. Кредиты, депозиты Центрального банка Российской Федерации 510423542
12. Средства кредитных организаций 727659590
13. Средства клиентов (некредитных организаций) 730455916
13.1. Вклады физических лиц 12118192
14 Финансовые обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток 1131417

15.

Выпущенные долговые обязательства

185444779
16. Прочие обязательства 24258874
17. Резервы на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, прочим возможным потерям и по операциям с резидентами оффшорных зон 1840016
18. Всего обязательств 2181214134
III . ИСТОЧНИКИ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
№ п/п Наименование статьи Данные на отчётную дату (тыс. руб.)

19.

Средства акционеров (участников)

67241385

20. Собственные акции, выкупленные у акционеров 0
21. Эмиссионный доход 219170513
22. Резервный фонд 3362069
23. Переоценка по справедливой стоимости ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи -12578481
24. Переоценка основных средств 10599206
25. Нераспределенная прибыль прошлых лет 54871444
26. Неиспользованная прибыль за отчетный период 26894373
27. Всего источников собственных средств 369560509
IV . ВНЕБАЛАНСОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
№ п/п Наименование статьи Данные на отчётную дату (тыс. руб.)
28. Безотзывные обязательства кредитной организации 799821292
29. Гарантии и поручительства, выданные кредитной организацией 182533666

Операции, подлежащие отражению в разделе V «Счета доверительного управления» , не осуществлялись.

Необходимо отметить, что активы Группы за 2008 год выросли на 35,9%, до 125848 млн. долларов США.

Рисунок 1. Динамика активов, млн. долларов США.

Ключевым фактором роста стало увеличение объемов розничного и корпоративного кредитования. Доля кредитов за вычетом резерва под обесценение в структуре активов выросла с 63,2% в конце 2007 года до 69,1% на конец 2008 года. За счет двукратного сокращения портфеля ценных бумаг Банка до 5986 млн. долларов США его доля в активах группы снизилась с 14,6% на конец 2007 года до 7% на конец отчетного года. Кроме того, существенно большой вес в активах ВТБ стали занимать наличные денежные средства и обязательные резервы на счетах в центральных банках – 11,5% на конец 2008 года по сравнению с 6,5% годом ранее. Главным образом это было обусловлено притоком наличности от размещения субординированного займа, полученного от Внешэкономбанка в IV квартале 2008 года. К концу года запас денежных средств Группы составил 14162 млн. долларов США.

ВТБ продолжал улучшать структуру пассивов, в том числе за счет частичного выкупа собственных еврооблигаций. Номинальная стоимость облигаций, выкупленных в IV квартале 2008 года, составила 1,4 млрд. долларов США, доход от данной операции составил 349 млрд. долларов США.

Объем обязательств группы ВТБ за отчетный период увеличился на 47,8%, до 112501 млн. долларов США по сравнению с 76108 млн. долларов США в 2007 году. При этом рост ресурсной базы сопровождался существенным изменением ее структуры. Так, доля средств клиентов в совокупных обязательствах ВТБ сократился с 48,7% до 33,3%, а объем привлеченных внешних долговых обязательств – с 21,7% до 17,0%. В течение года происходило замещение данных ресурсов средствами государственной поддержки. В итоге доля субординированного долга в структуре обязательств Группы возросла с 1,5% до 6,8%, а прочих заемных средств – до 25,7% по сравнению с 6,8% на конец 2007 года. В целом за 2008 год ВТБ привлек средства государственной поддержки в форме субординированного долга, депозитов Банка России и рефинансирования от Внешэкономбанка на сумму около 28 млрд. долларов США.

2.3. Показатели рентабельности, платежеспособности.

Оценкадоходности, прибыльности Банка

Итоги работы в 2008 году убедительно продемонстрировали, что Внешторгбанк продолжает динамично развиваться в качестве общефедерального универсального сетевого банка, имеющего стратегическое значение для банковской системы и экономики России.

Несмотря на резко негативный внешний фон, Банк завершил 2008 год с положительным результатом. Чистая прибыль в отчетном периоде составила 212 млн. долларов США. При этом активы Группы увеличились на 36%, достигнув 126 млрд. долларов США. Все подразделения ВТБ продемонстрировали устойчивый рост, подтвердив статус Группы как одного из ведущих финансовых институтов России.

Группа ВТБ – первая международная финансовая группа российского происхождения, представляющая Россию на международных рынках и осуществляющая профессиональный финансовый сервис.

В таблице 2 представлена динамика основных финансовых показателей на период 2004-2008г.

Таблица 2.

Финансовые показатели (млн долл. США) 2008 2007 2006 2005 2004
Доходы от основной деятельности 5 223 3 056 2 065 1 078 689
Чистая прибыль 212 1 514 1 179 511 208
Активы 125 848 92 609 52 403 36 723 17 810
Кредиты и авансы клиентам 90 208 60 021 30 235 20 533 1 022
- физические лица 13 174 7 682 2 533 851 130
- юридические лица 77 034 52 339 27 702 19 682 10 592
Средства клиентов 37 503 37 098 19 988 12 767 6 024
- физические лица 12 052 10 683 7 326 5 180 2 111
- юридические лица (вкл. гос. органы) 25 451 26 415 12 662 7 587 3 913

На основании этих данных мы можем рассчитать следующие показатели:

1. Чистая процентная маржа – отношение чистого процентного дохода к средним активам, приносящим процентный доход;

2. Рентабельность активов , как отношение чистой прибыли к средним активам;

3. Рентабельность капитала , как отношение чистой прибыли к собственному капиталу (включая долю меньшинства);

4. Отношение расходов к доходам ,включая расходы на создание резерва под обесценение кредитного портфеля, за вычетом доходов от небанковской деятельности;

5. Отношение расходов к доходам от основной деятельности, исключая расходы на оплату депозитарных услуг в размере 57 млн. долларов США во 2 квартале 2007 г.;

Значения рассчитанных показателей представим в виде следующей таблицы:

Таблица 3.

Показатели (млн долл. США)

2008 2007 2006 2005 2004
Чистая процентная маржа 4,8% 4,4% 4,5% 4,7% 4,7%
Рентабельность активов 0,2% 2,2% 2,6% 2,4% 1,5%
Рентабельность капитала 1,3% 12,3% 19,7% 17,7% 8,2%
Отношение расходов к доходам 80,1% 53,6% 50,8% 54,0% 65,2%
Отношение расходов к доходам от основной деятельности 51,9% 63,7% 66,3% 68,6% 74,6%
Размер выплаченных дивидендов, % от чистой прибыли - 20,0 13,2 17,9 17,9

По размеру прибыли и рентабельности активов Банк входит в группу лидеров среди крупнейших банков страны.

Платежеспособность трактуется как способность банка в должные сроки и в полной сумме отвечать по своим обязательствам (перед вкладчиком - по выплате депозитов, акционером - по выплате дивидендов, государством - по уплате налогов, персоналом - по выплате заработной плате). На платежеспособность коммерческого банка оказывают влияние макроэкономические факторы, из которых к числу основных можно отнести: ресурсную базу коммерческого банка, качество инвестиций, уровень менеджмента, а также функциональную структуру и мотивацию деятельности банка. В таблице 3 мы также можем пронаблюдать изменение размера выплаченных дивидендов, в % от чистой прибыли, на основании чего можно сделать вывод о платежеспособности банка.

В условиях ограниченного доступа к ликвидности одной из ключевых задач для Группы стало привлечение средств клиентов для пополнения и расширения базы фондирования. Благодаря сильным рыночным позициям, признанному бренду и целенаправленной работе эта задача была решена: ВТБ зафиксировал по итогам года почти 13%-ный прирост объемов вкладов физических лиц, таким образом, прочно закрепившись на втором месте в этом сегменте на российском рынке.

Мировой финансовый кризис стал причиной существенных изменений рыночных условий ведения бизнеса группы ВТБ – фактически закрылись иностранные рынки капитала, сократилась ликвидность, значительно повысились процентные ставки по заимствованиям, упала стоимость акций российских предприятий, увеличились риски кредитования как в корпоративном, так и в розничном сегменте.

В этих непростых решениях ВТБ сохранил стабильность и приверженность своим стратегическим целям, при этом внеся существенные изменения в свою работу.

По итогам 2008 года валовой процентный доход увеличился на 82,1%, с 5387 млн. долларов США до 9809 млн. долларов США. Основной статьей процентного дохода, составляющей 88,3%, является предоставление займов клиентам группы ВТБ. Доходы от займов клиентам в отчетном году выросли на 101,3%, с 4314 млн. долларов США до 8682 млн. долларов США, что явилось следствием существенного наращивания кредитного портфеля Группы, а также повышение средневзвешенной процентной ставки (с10,4 до 11,3%). В 2008 году темпы роста процентных доходов от займов клиентам более чем в 2 раза опережали динамику роста кредитного портфеля. Прочие процентные доходы, полученные от других видов операций, таких, как обязательства других банков и доходы от ценных бумаг, по итогам года выросли на 5,0% и составили 1127 млн. долларов США.

Доход от основной деятельности , определяемый как сумма чистого процентного дохода до создания резервов и чистого комиссионного дохода за вычетом разовых статей, вырос на 70,9% по сравнению с прошлым годом и составил 5223 млн. долларов США.

Для анализа доходности Банка рассчитаем показатели эффективности и представим их в виде следующей таблицы:

Таблица4

Показатели эффективности 2004 2005 2006 2007 2008
Доходность на средневзвешенные активы 1,5% 2,4% 2,6% 2,2% 0,2%
Доходность на средневзвешенный капитал 8,2% 17,7% 19,7% 12,3% 1,3%
Отношение расходов к операционным доходом 65,2% 54,0% 50,8% 53,6% 80,1%
Отношение расходов к доходам основной деятельности 74,6% 68,6% 66,3% 63,7% 51,9%

Оценка результатов свидетельствует о том, что несмотря на сложные рыночные условия, Банк показал положительный результат и сумел сохранить позиции как в корпоративном, так и в розничном кредитовании.

Чистая прибыль ВТБ по итогам 2008 года составила 212 млн. долларов США по сравнению с 1,5 млрд. долларов США в 2007 году. Основным фактором, повлиявшим на изменение чистой прибыли, стало увеличение отчислений в резервные фонды. Только в IV квартале отчетного года на создание резервов было направлено 1102 млн. долларов США, а всего в течение года эти отчисления составили 2482 млн. долларов США (по сравнению с 526 млн. долларов США в 2007 году).

Рисунок 2. Динамика чистой прибыли, млн. долларов США.

В отчетном периоде группа ВТБ сформировала значительный резерв под обеспечение кредитного портфеля на фоне ожиданий дальнейшего осложнения экономической ситуации и, как следствие, ухудшения ситуации с проблемной задолженностью. На создание резервов для покрытия возможных убытков по кредитам Группа направила 2,5 млрд. долларов, или 3,2% от среднего валового кредитного портфеля по сравнению с 1,3% по итогам 2007 года.

3. Деятельность операционного отдела ОАО «Банк ВТБ» г. Белгороде

3.1 Организационное устройство операционного отдела

ОАО «Банк ВТБ» в г. Белгороде

Операционный отдел (ОО) филиала ОАО «Банк ВТБ» в г. Белгороде осуществляет расчетное обслуживание предприятий и организаций. В каждом его подразделении работает высококвалифицированный персонал: специалисты, ведущие, старшие, главные специалисты. Начальник отдела - Барисова Светлана Алексеевна - принимает непосредственное участие в руководстве персоналом ОО, контролирует деятельность всего отдела, следит за сроками выполнения работ и несёт ответственность за эффективность деятельности отдела.

Благодаря доброжелательной атмосфере, созданной в коллективе, которая основана на взаимопомощи, вежливом отношении друг к другу и взаимоуважении, значительно повышается уровень работоспособности и вероятность достижения наилучших результатов в деятельности данного отдела.

Операционный отдел (клиентский отдел) - отдел, который ведет и обслуживает счета клиентов, принимает от клиентов их поручения на совершение платежей и передает их к исполнению в отдел расчетов.

Операционный отдел занимается первичным учетом совершенных сделок, т.е. сверяет отчеты о сделках с поручениями на покупку-продажу, оформляет сделки, ведет картотеки информации о клиентах; депозитарий отдела осуществляет хранение и учет прав на ценные бумаги, принадлежащих банку и его клиентам, расчеты по сделкам с ценными бумагами и выполняет ряд других видов депозитарной деятельности.

Операционный отдел занимается следующими видами деятельности:

1) операции по открытию и обслуживанию текущих, расчетных счетов клиентов;

2) контроль за осуществлением клиентами операций по кассе и кассовой дисциплиной.

Комплекс услуг по обслуживанию счета предполагает:

1) прием и зачисление поступающих на счет денежных средств;

2) выполнение распоряжения клиента о перечислении соответствующих сумм со счета;

3) прием на счет и выдача со счета наличных денег в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

4) совершение расчетов в формах, установленных законом и банковскими правилами через сети РКЦ или счета своих банков-корреспондентов.

При этом используются следующие формы безналичных расчетов:

1) платежные поручения;

2) платежные поручения-требования;

3) чеки;

4) аккредитивы.

3.2 Открытие и ведение операций по расчетным и текущим счетам

Расчетные, текущие счета открываются юридическим лицам независимо от форм собственности, а также гражданам и физиче­ским лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью.

Для оформления открытия счетов всех видов в кредитную ор­ганизацию предоставляются следующие документы:

- заявление на открытие счета;

- документ о государственной регистрации в исполнительном ко­митете Совета народных депутатов по месту нахождения юриди­ческого лица (свидетельство о регистрации);

- решение (распоряжение, постановление, приказ) о создании, реорганизации или ликвидации юридического лица того органа, которому предоставлено такое право действующим законодатель­ством;

- копии Устава и учредительного договора или договор аренды, в необходимых случаях документы на право пользования землей, заверенные нотариально, прошнурованные и пронумерованные;

- справки из налоговой инспекции, пенсионного фонда о том, что юридическое лицо зарегистрировано в этих органах;

- карточка с образцами подписей и оттиска (кроме граждан) пе­чати, заверенными нотариально.

При открытии текущих счетов религиозным организациям в учреждении банка представляется:

- заявление об открытии счета;

- справка соответствующего уполномоченного Совета по делам религии о регистрации;

- карточка с образцами подписей и оттиска печати.

Ответственный работник бухгалтерии кредитной организации проверяет правильность оформления и полноту представления документов и передает их в юридический отдел для проверки за­конности и достоверности представленных документов.

Счет открывается при наличии на заявлении клиента разре­шительной надписи Председателя Правления или его замести­теля и главного бухгалтера кредитной организации. За откры­тие и ведение счета кредитная организация может взимать оп­ределенную плату. Клиент заполняет заявление на взнос налич­ными и вносит требуемую сумму в кассу кредитной организа­ции. Документы по оформлению счета хранятся в юридичес­ком отделе, в сейфе в порядке возрастания номеров. Карточки с образцами подписей и оттиска печати хранятся в специаль­ной картотеке у операциониста. Клиенту кредитной организа­ции сообщается номер счета и операциониста, с которым будет работать клиент. Номера счетов включают в себя: двадцать знаков счетов второго порядка; три знака кода валюты; два знака отраслевой принадлежности; один знак код; четыре знака номера отдельного лицевого расчетного или те­кущего счета и т.д.

Счета второго порядка открываются в соответствии с новым Планом счетов кредитных организаций в 4-м разделе и строятся в зависимости от юридического статуса лица, открывающего счета:

405 Счета предприятий, находящихся в федеральной собственности

406 Счета предприятий, находящихся в государственной

(кроме федеральной) собственности

407 Счета негосударственных предприятий

Прочие счета открываются в зависимости от типа счета — «Т», «И» и «С»:

40801 Организации банков

40802 Физические лица — предприниматели

40803 Физические лица-предприниматели-нерезиденты

40804 Юридические лица-нерезиденты — счета типа «Т»

40805 Юридические лица-нерезиденты — счета типа «И» 408066

Юридические лица-нерезиденты — счета типа «С»

Существуют особенности открытия счетов «Юридические лица—нерезиденты», включая рублевые счета типа «Т» и «И» «Фи­зические лица предприниматели-нерезиденты (кроме операций по вкладам)».

Открытый счет и все реквизиты по каждому клиенту заносятся в журнал регистрации открытых счетов. Обязательными реквизи­тами журнала являются: номер счета, наименование и адрес кли­ента, дата открытия счета, примечание. Журнал является доку­ментом особой отчетности, он должен быть пронумерован, про­шнурован, скреплен печатью и храниться у главного бухгалтера или его заместителя в сейфе.

Об открытии счета главный бухгалтер учреждения банка на подлинном экземпляре устава делает отметку с указанием номе­ра счета и заверяет его гербовой печатью. Клиенту выдается справ­ка для налоговой инспекции об открытии расчетного или теку­щего счета.

Каждое юридическое лицо может иметь несколько расчетных (те­кущих) счетов в различных кредитных организациях.

3.3 Формы безналичных расчетов

Участники хозяйственной сделки имеют право выбрать лю­бую форму безналичных расчетов с учетом конкретных хозяй­ственных операций. Вся система расчетов строится так, чтобы создавались благоприятные условия для совершения платежей и ускорения кругооборота средств.

В современных условиях рекомендуются следующиеформы безналичных расчетов: платежными поручениями; чеками; аккредитивами; платежными поручениями-требованиями; платежными требованиями.

Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение — это документ, представляющий собой поручение предприятия обслуживающему его коммерческому банку перечислить определенную сумму со своего счета. Поручения действительны в течение 10 дней, не счи­тая дня выписки.

Коммерческий банк принимает платежное поручение от плательщика к исполнению только при наличии денег на его расчетном счете. Если средств для платежа нет и банк не считает возможным выдать предприятию ссуду, то документы возвращаются. При равномерных постоянных поставках расчеты между поставщи­ками и постоянными покупателями совершаются в порядке плановых платежей с использованием расчетов платежными поручениями.

При проведении таких расчетов плательщик сдает поруче­ние в трех экземплярах своему учреждению банка. Документы из банка плательщика направляются в учреждение банка, об­служивающее получателя. При этом с расчетного счета пла­тельщика списываются денежные средства, указанные в пла­тежном поручении, и направляются в банк получателя для за­числения на его расчетный счет. При получении платежного поручения банк получателя перечисляет полученные денежные средства на расчетный счет получателя.

Расчеты чеками. Расчетный чек используется при платежах за товары и оказанные услуги и оплачивается за счет средств, де­понированных (специально отложенных) на отдельном чековом счете. Чеки могут быть оплачены также с расчетного счета чекода­теля, но не выше суммы, гарантированной банком (согласованной с чекодателем при выдаче чековой книжки). В данном случае банк может гарантировать оплату при временном отсутствии средств за счет выделенного кредита. Сумма гарантий банка, в пределах ко­торой могут быть оплачены чеки, учитывается на специальном внебалансовом счете.

Расчеты аккредитивами. Обязательство коммерческого банка, возникаю­щее по поручению клиента, произвести поставщику платеж на основании предоставленных документов, подтверждающих вы­полнение условий договора, называется аккредитивом.

При этой форме расчетов платеж производится не в учреж­дении банка, обслуживающей покупателя, а по месту нахожде­ния поставщика. Для совершения платежа покупатель обраща­ется в учреждение банка с заявлением, содержащим просьбу отложить со своего счета денежные средства для платежа. Сле­довательно, при аккредитиве средства для оплаты приобретае­мых товаров готовятся заранее, депонируются обычно на акк­редитивном счете. Банк, открывший аккредитив (банк-эмитент) по поручению плательщика-покупателя, переводит средства в банк поставщика. Деньги на счет поставщика зачис­ляются только при выполнении всех условий, предусмотренных в аккредитиве.

Исполнение аккредитива производится непосредственно банком, обслуживающим поставщика-получателя денег.

Расчеты платежными требованиями-поручениями. В этой современной форме расчетов поставщик предъявляет требование к покупателю оплатить на основании направленных ему расчетных документов стоимость поставленной продукции или выполненных работ.

Расчеты платежными требованиями. Платежные требо­вания широко применяются при акцептной форме расчетов, когда платежи совершаются не сразу после отгрузки товара и выписки товарных документов. Отгрузив товар, поставщик выписывает в соответствующем количестве экземпляров платежные требования и сдает их на инкассо. Платеж за товар или услугу осуществляется в учреждении банка, обслуживающем покупателя.

Платежное требование содержит все необходимые реквизи­ты, позволяющие определить, какой товар отгружен, каковы его сортность, цена, время отгрузки. Поставщик не сам направляет эти документы плательщику, а поручает своему уч­реждению банка взыскать платеж. Следовательно, составлен­ные документы поставщик передает в свой банк с поручением взыскать средства с плательщика. Это поручение и есть инкас­со. Банк, принимая документы на инкассо, берет на себя обяза­тельство вовремя переслать их в учреждение банка, обслужи­вающее покупателя, взыскать там с него средства и перечис­лить на расчетный счет поставщика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы изучили организационные особенности ОАО «Банк ВТБ», основные направления его деятельности, провели анализ его рентабельности, доходности. Несмотря на сложные рыночные условия и необходимость увеличения расходов на резервирование, ВТБ в 2008 году показал положительный финансовый результат. Чистая прибыль по итогам 2008 года составила 212 млн. долларов США по сравнению с 1,5 млрд. долларов США в 2007 году.

Делая вывод об особенностях ВТБ, можно отметить высокий уровень рисков, присущий всей российской экономике и ее банковскому сектору, а также высокую степень концентрации бизнеса банка на отдельных контрагентах и повышенную долю заемных средств в капитализации. В числе положительных характеристик ВТБ - наличие опытного менеджмента, благодаря которому банк занял позиции, позволяющие ему развивать свой бизнес в условиях ухудшения экономической ситуации.

Но всё же, необходимо отметить, что сегодня Россия находится в условиях экономического кризиса, а это значит, что коммерческие банки должны глубоко пересмотреть свою деятельность, развить новые стратегии, которые были бы более рациональными и приносили бы максимальную прибыль.

ПРИЛОЖЕНИЯ