Реферат: Правовой статус Центрального Банка России

Название: Правовой статус Центрального Банка России
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: реферат

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Правовой статус Центрального Банка России……………………………………………………………………………...5

1.2 Правовое регулирование организации деятельности Центрального Банка

……………………………………………………………………………………...7

Глава 2. Функции Центрального банка………………………………………...10

2.1 Операции Центрального Банка…………………………………………......14

Глава 3. Органы управления Центрального Банка России……………………16

3.1 Председатель Центрального Банка…………………………………………16
3.2 Совет директоров Центрального Банка …………………………………....17
3.3 Национальный банковский совет…………………………………………...21

Глава 4. Взаимоотношения Центрального Банка с коммерческими банками…………………………………………………………………………...24

4.1 Контроль Центрального Банка за коммерческими банками……………...24

4.2 Отзыв лицензии у коммерческих банков…………………………………..25

Заключение……………………………………………………………………….27

Список литературы………………………………………………………………27

Введение.

Банки - это атрибут не отдельно взятого региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ: это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.

Банком является учреждение, созданное для привлечения денежных средств

и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.

Банки принимают и размещают денежные вклады, привлекают и

предоставляют кредиты, осуществляют расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание, совершают иные, не противоречащие законодательству и предусмотренные их уставами операции, начиная от ведения счетов и кончая оказанием консультационных услуг. Эти операции могут проводиться как в рублях, так и в иностранной валюте. В то же время необходимо иметь в виду, что закон запрещает банкам осуществлять деятельность в сфере материального производства, торговли материальными ценностями, всех видов страхования.

Как и в других странах, банки в РФ не отвечают по обязательствам

государства, а государство по обязательствам банков, кроме случаев,

предусмотренных законодательством, или когда банки и государство принимают на себя такую ответственность.

Банковская система состоит их двух блоков. Первый - Государственный

банк РФ. Второй блок - коммерческие банки.

Виды банков

Различают: коммерческие банки, осуществляющие предпринимательскую банковскую деятельность; инвестиционные банки, осуществляющие операции с ценными бумагами.

Центральные банки, осуществляющие государственное регулирование.

Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. Достаточно сказать, что Банк России является регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота, список его функций и задач огромен, однако наиболее важными задачами среди всех прочих является обеспечение устойчивости национальной валюты, снижение темпов инфляции, а также разработка единой государственной денежно-кредитной политики.

В настоящее время деятельность ЦБ РФ приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

Целью данной работы является определение правового статуса Центрального Банка Российской Федерации, рассмотрение функций Банка России и взаимоотношения Центрального Банка с коммерческими банками и иными кредитными организациями.

Глава 1. Правовой статус Центрального банка России.

Центральный банк - регулятор денежно-кредитных отношений. Они имеют сложную структуру, которая включает системно взаимосвязанные элементы:

- предмет регулирования (валюта и валютные ценности);

- субъектов денежных отношений (физических и юридических лиц, в том числе кредитные организации, государство);

- основания денежного обращения (эмиссия наличных денег, сделки, банковские операции);

- нормы, регулирующие денежное обращение и кредит.

Денежно-кредитные отношения регулируются нормами различных отраслей права. Например, сделки регулируются гражданским правом, а порядок осуществления банковских операций - банковским правом.

В гражданском праве Банк России является равноправным субъектом с другими субъектами денежно-кредитных отношений, в частности с кредитными организациями. Ему не предоставлено право регулировать гражданские правоотношения. Он не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Но в банковском праве такого равенства нет.

В банковском праве Банк России обладает властными полномочиями по отношению к кредитным организациям. Его правовые акты (нормативные акты и акты применения права) по вопросам регулирования денежно-кредитных отношений и банковской деятельности обязательны к исполнению.

Банк России обладает общим и отраслевыми правовыми статусами.

В методологическом аспекте общий правовой статус может рассматриваться как категория, которая развертывается в понятиях отраслевых статусов. Соответственно общий правовой статус Банка России как результат системного анализа и обобщения, т.е. как категория, охватывает конкретные отраслевые правовые статусы.

Конституционный статус Банка России - его основной, но не единственный правовой статус. Есть и другие (отраслевые) правовые статусы, которые подчинены его конституционному статусу. Конституция Российской Федерации закрепляет основы правового статуса Центрального банка Российской Федерации. В развитие этих норм правовой статус Банка России регулируется нормами других отраслей российского права, которые конкретизируют конституционный статус применительно к той или иной сфере денежно-кредитных отношений.

Общий (межотраслевой), или, иными словами, комплексный, правовой статус Банка России, рассматриваемый как система, объединяющая все отраслевые статусы, включает следующие элементы:

- организационно-правовую форму;

- компетенцию и полномочия;

- функции и систему (структуру).

Все эти основные составляющие в большей или меньшей степени, но, так или иначе, закреплены законом.

1.2 Правовое регулирование организации деятельности Центрального банка России.

Правовое регулирование организации деятельности Центрального банка Российской Федерации, как и банковской системы в целом, осуществляется нормами различных отраслей российской системы права. Среди них наибольшее значение имеют нормы государственного права, банковского права и гражданского права. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с требованиями Конституции РФ правовое регулирование банковской системы и банковской деятельности осуществляется только на федеральном уровне. В п. "ж" ст. 71 Конституции РФ закреплено, что в ведении Российской Федерации находится "установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки". Валютное регулирование, кредитное регулирование, денежная эмиссия составляют содержание банковской деятельности. Органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления регулировать банковскую деятельность не могут.

Поскольку Центральный банк Российской Федерации - составная часть банковской системы, нормативные акты, регулирующие банковскую систему и банковскую деятельность, в целом исчерпывающие и определены не только в федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", но и в федеральном законе "О банках и банковской деятельности". Конституция Российской Федерации содержит три группы норм, которые имеют непосредственное отношение к организации и деятельности Банка России.

Первая группа - нормы, содержащиеся в ч. 1 ст. 75 Конституции РФ, которая предусматривает, что "денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается". Таким образом, на конституционном уровне закрепляется монопольное право Центрального банка Российской Федерации осуществлять денежную эмиссию.

Вторая группа - нормы, содержащиеся в ч. 2 ст. 75 Конституции РФ, в которой предусмотрено, что "защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти". Здесь две нормы.

Первая норма закрепляет защиту и обеспечение устойчивости рубля. В Конституции РФ говорится об этом как о функции Центрального банка.

Вторая норма ч. 2 ст. 75 Конституции РФ закрепляет независимое осуществление Центральным банком Российской Федерации своей основной функции. Причем, как установлено в данной статье, независимо от других органов государственной власти.

Банк России взаимодействует с Правительством Российской Федерации. Это взаимодействие построено таким образом, что оно само по себе свидетельствует о независимости Банка России и о том, что он не является органом исполнительной власти.

Его нельзя считать и органом государственного управления. Однако в Конституции России этот термин не употребляется, так как он не соответствует принципу разделения властей. Все органы государства объединяются понятием "орган государственной власти". Государственные органы делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Такое деление отражает принцип правового государства - принцип разделения властей. Соответственно термин "орган государственного управления" вообще не применим к Банку России.

Третья группа - нормы, которые закрепляют порядок формирования руководящих органов Центрального Банка Российской Федерации. В п. "в" ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации говориться, что назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации относится к ведению Государственной Думы. При этом п. "г" ст. 83 Конституции России предусматривает, что Президент Российской Федерации представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.

Глава 2. Функции Центрального Банка России.

Согласно закону ЦБ РФ разрабатывает и проводит во взаимодействии с Правительством РФ единую государственную денежно-кре ­дитную политику . При этом он задает основные направления экономической политики Правительства РФ и использует экономические рычаги для регулирования денежной массы в обращении и направления ее в соответствующие сферы экономики.

ЦБ РФ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение . За ним как представителем государства законодательно закреплена монополия на выпуск банкнот в обращение.

ЦБ РФ является кредитором последней инстанции и организует систему рефинансирования коммерческих банков , то есть предоставляет им кредиты в случаях, когда они исчерпали свои ресурсы или не имеют возможности пополнить их из других источников. Они выдаются, как правило, только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, по ставкам рефинансирования, установленным ЦБ РФ.

Согласно закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ЦБ РФ устанавливает правила формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов . Он является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных систем, в том числе клиринговых, в Российской Федерации.

ЦБ РФ разрабатывает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы . Основными из них являются правила кредитования предприятий и хозяйственных организаций коммерческими банками. Они же предусматривают и осуществление контрольных функций за своевременным возвратом предоставленных средств и их расходом по целевому назначению.

Банк публикует свою статистическую и аналитическую информацию о банковской системе РФ.

ЦБ осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций: выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом.

Основными сферами регулирования банковской деятельности ЦБ РФ выступают лицензирование и регистрация банков и кредитных учреждений, а также установление экономических нормативов, которых должны придерживаться коммерческие банки в своей деятельности.

ЦБ РФ осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций , включающий в себя систему мер, с помощью которых государство через нее обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банковской системы и финансовых рынков в целом. Это производится с целью своевременного выявления и предотвращения ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и других кредиторов, и отрицательно влияющих на стабильность банков.

ЦБ РФ устанавливает экономические нормативы для банков и кредитных учреждений . Их назначение состоит в регулировании объемов риска, которые берет на себя банк, и создании системы безопасности на случай возникновения убытков.

Регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами – важная функция ЦБ РФ. Продажа облигаций этих займов осуществляется банками-дилерами, состав которых определяют ЦБ РФ и Министерство финансов. Она производится предприятиям, организациям, учреждениям и населению, коммерческим банкам и собственно ЦБ РФ.

ЦБ РФ осуществляет валютное регулирование, определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами, осуществляет валютный контроль . При этом он определяет:

● режим в отношении иностранной валюты – сферу и порядок обращения ее и ценных бумаг в иностранной валюте;

● правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте;

● порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Россию иностранной валюты и ценных бумаг российскими резидентами;

● условия открытия для российских резидентов счетов в иностранной валюте в банках за пределами России.

В отношении валюты Российской Федерации (рублей) он определяет:

● порядок приобретения и использования рублей нерезидентами на территории РФ;

● правила проведения нерезидентами операций с рублями и рублевыми ценными бумагами;

● порядок вывоза и пересылки из России рублей и рублевых ценных бумаг резидентами и нерезидентами (совместно с Минфином и Государственным таможенным комитетом);

● порядок вывоза и пересылки в Россию рублей и рублевых ценных бумаг резидентами и нерезидентами.

ЦБ РФ наряду с Правительством РФ является органом валютного контроля, которому подотчетны агенты валютного контроля в лице уполномоченных коммерческих банков. Закон также определяет, что ЦБ РФ:

● представляет интересы РФ во взаимоотношениях с центральными банками других стран, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях;

● выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств иностранных кредитных организаций на территории Российской Федерации;

● имеет право открывать свои представительства в иностранных государствах;

● устанавливает и публикует официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

ЦБ РФ составляет платежный баланс страны для осуществления контроля за состоянием внешней торговли, платежей и золотовалютных резервов. Он отражает соотношение платежей и поступлений в страну иностранной валюты, на основе чего рассчитывается сальдо баланса, что имеет большое значение для курса рубля по отношению к иностранным валютам и оказывает воздействие на него.

Все вышеперечисленные функции ЦБ РФ тесно взаимосвязаны. Для их осуществления он проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам.

2.2. Операции Центрального Банка России.

В соответствии с законом функций ЦБ РФ предоставлено право осуществлять следующие операции:

● предоставление кредитов на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами;

● покупка и продажа чеков, векселей, имеющих товарное происхождение, на срок не более 6-ти месяцев;

● покупка и продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, а также облигаций, депозитных сертификатов, иностранной валюты и денежных документов в иностранной валюте;

● покупка, хранение и продажа драгоценных металлов и иных валютных ценностей;

● открытие счетов в российских и иностранных кредитных организациях в России и за границей;

● проведение расчетных, кассовых и депозитных операций;

● выдача гарантий и поручительств;

● выставление чеков и векселей в любой валюте;

● осуществление операций на комиссионной основе.

Обеспечением для кредитов ЦБ РФ могут быть золото и другие драгоценные металлы в различной форме; иностранная валюта; векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев; государственные ценные бумаги. Списки векселей и государственных ценных бумаг, выступающих обеспечением, определяются Советом директоров.

Законом предусмотрено осуществление ЦБ РФ операций по обслуживанию представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного

самоуправления, их учреждений и организаций, государственных и внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих самого банка и других лиц. Вместе с тем закон запрещает ЦБ РФ, если не считать некоторых специально оговоренных исключений, осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами; приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций; осуществлять операции с недвижимостью; заниматься торговой и производственной деятельностью. Он не имеет права выдавать кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Глава 3. Органы управления Центральным Банком России.

3.1. Председатель ЦБ РФ
Назначается на должность Государственной Думой РФ сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депута­тов по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя ЦБ РФ более трех сроков подряд.
Освобождается от должности Государственной Думой РФ по представлению Президента РФ.

Особенности правового статуса Председателя ЦБ РФ заключа­ются в том, что он:
действует от имени ЦБ РФ и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных госу­дарств, международными организациями другими учрежде­ниями и организациями;
председательствует на заседаниях Совета директоров. В случае равенства голосов голос Председателя ЦБ РФ является ре­шающим;
подписывает нормативные акты ЦБ РФ, решения Совета ди­ректоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглаше­ния, заключаемые ЦБ РФ, и вправе делегировать право подпи­сания нормативных актов ЦБ РФ лицу, его замещающему, из числа членов Совета директоров:

назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя ЦБ РФ, распределяет между ними обязанности;
вправе делегировать свои полномочия своим заместителям;
подписывает приказы и дает указания, обязательные для ис­полнения всеми служащими и организациями ЦБ РФ;
несет всю полноту ответственности за деятельность ЦБ РФ;
обеспечивает реализацию функций ЦБ РФ в соответствии с федеральным законодательством и принимает решения по всем вопросам, отнесенным федеральными законами к веде­нию ЦБ РФ, за исключением тех, по которым решения при­нимаются Национальным банковским советом или Советом директоров.

3.2. Совет директоров.

Главный коллегиальный орган управления ЦБ РФ

Члены Совета директоров:
работают на постоянной основе в ЦБ РФ;
назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя ЦБ РФ, согласо­ванному с Президентом Российской Федерации;
освобождаются от должности:
Председателем ЦБ РФ — по истечении срока полномочий;
Государственной Думой — по представлению Председателя

ЦБ РФ до истечения срока полномочий. Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц. Заседания Совета директоров назначаются Председателем ЦБ РФ либо лицом, его замещающим, или по требованию не менее трех членов Совета директоров.
Члены Совета директоров своевременно уведомляются о на­значении заседания Совета директоров. На заседаниях Совета директоров председательствует Предсе­датель ЦБ РФ, а в случае его отсутствия — лицо, его заме­щающее, из числа членов Совета директоров. Решения Совета директоров принимаются большинством голо­сов от числа присутствующих на заседании членов Совета ди­ректоров при кворуме в семь человек и обязательном присут­ствии Председателя ЦБ РФ или лица, его замещающего.
Протокол заседания Совета директоров подписывается предсе­дательствовавшим и одним из членов Совета директоров. При принятии Советом директоров решений по вопросам денежно кредитной политики мнение членов Совета директоров, ока­завшихся в меньшинстве, заносится по их требованию в про­токол заседания Совета директоров. Для участия в заседаниях Совета директоров могут пригла­шаться руководители территориальных учреждений ЦБ РФ.
Совет директоров выполняет следующие функции:
во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно­-кредитной политики и основные направления единой государ­ственной денежно-кредитной политики и представляет эти до­кументы для рассмотрения в Национальный банковский совет, а также Президенту Российской Федерации, в Правительст­во РФ и Государственную Думу;
обеспечивает выполнение основных направлений единой госу­дарственной денежно-кредитной политики;
утверждает годовую финансовую отчетность ЦБ РФ, рассмат­ривает аудиторское заключение по годовой финансовой отчет­ности ЦБ РФ и заключение Счетной палаты Российской Фе­дерации по результатам проверки счетов и операций ЦБ РФ, на которые распространяется действие Закона РФ "О государ­ственной тайне", и представляет указанные материалы в соста­ве годового отчета ЦБ РФ в Национальный банковский совет и Государственную Думу;
утверждает отчет о деятельности ЦБ РФ, готовит анализ со­стояния экономики Российской Федерации и представляет указанные материалы в составе годового отчета ЦБ РФ в На­циональный банковский совет и Государственную Думу;
рассматривает и представляет в Национальный банковский совет на утверждение на очередной год с расчетами и обосно­ваниями не позднее 1 декабря предшествующего года:
общий объем расходов на содержание служащих ЦБ РФ;
общий объем расходов на пенсионное обеспечение, страхо­вание жизни и медицинское страхование служащих ЦБ РФ;
общий объем капитальных вложений ЦБ РФ;
общий объем прочих административно-хозяйственных рас­ходов ЦБ РФ;
• рассматривает и представляет в Национальный банковский совет при необходимости на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями предложения по дополнительным расходам;

утверждает смету расходов ЦБ РФ, исходя из утвержденных Национальным банковским советом общих объемов расходов ЦБ РФ, не позднее 31 декабря предшествующего года;
при необходимости утверждает смету дополнительных расходов ЦБ РФ после утверждения Национальным банковским сове­том дополнительных объемов расходов ЦБ РФ;
устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя ЦБ РФ, членов Совета директоров, заместителей Председателя ЦБ РФ и других служащих ЦБ РФ;
принимает решения:
о создании, реорганизации и ликвидации организаций ЦБ РФ;
величине резервных требований;
установлении обязательных нормативов для кредитных ор­ганизаций и банковских групп;
изменении процентных ставок ЦБ РФ;
определении лимитов операций на открытом рынке;
участии в международных организациях;
участии (о членстве) ЦБ РФ в капиталах организаций (ор­ганизациях), обеспечивающих деятельность ЦБ РФ, его уч­реждений, организаций и служащих;
купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельно­сти ЦБ РФ и его организаций (дает разрешения на цену и иные условия заключения сделки);
применении прямых количественных ограничений;
выпуске банкнот и монеты ЦБ РФ нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты ЦБ РФ старого образца;
порядке формирования резервов кредитными организациями;
об осуществлении выплат Банка России по вкладам физи­ческих лиц в признанных банкротами банках, не участвую­щих в системе обязательного страхования вкладов физиче­ских лиц в банках РФ;
вносит в Государственную Думу предложения об изменении величины уставного капитала ЦБ РФ;
утверждает порядок работы Совета директоров;
представляет в Национальный банковский совет для назначе­ния кандидатуру главного аудитора ЦБ РФ;
утверждает структуру ЦБ РФ, положения о структурных под­разделениях и учреждениях ЦБ РФ, уставы организаций ЦБ РФ, порядок назначения руководителей структурных подразделе­ний и организаций ЦБ РФ;
определяет в соответствии с федеральными законами условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Россий­ской Федерации;
утверждает перечень должностей служащих ЦБ РФ;
устанавливает правила проведения банковских операций для банковской системы Российской Федерации, правила бухгал­терского учета и отчетности для банковской системы Россий­ской Федерации, за исключением ЦБ РФ;
готовит и представляет в Национальный банковский совет на утверждение:
предложения по правилам бухгалтерского учета и отчетно­сти для ЦБ РФ;
предложения по порядку формирования провизии ЦБ РФ и порядку распределения прибыли ЦБ РФ, остающейся в распоряжении ЦБ РФ;
отчет о расходах ЦБ РФ на содержание служащих ЦБ РФ, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицин­ское страхование служащих ЦБ РФ, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды;
выполняет иные функции. Обязательному официальному опубликованию в официальном из­дании ЦБ РФ — "Вестнике ЦБ РФ" в течение 10 дней со дня принятия подлежат решения Совета директоров.

3.3. Национальный банковский совет .

Коллегиальный орган ЦБ РФ. Его численность составляет 12 человек, из которых:
двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации;
трое — Государственной Думой из числа депутатов Государст­венной Думы;
трое — Президентом РФ;
трое — Правительством РФ;
один — Председатель ЦБ РФ. Отзыв членов Национального банковского совета осуществля­ется органом государственной власти, направившим их в со­став Национального банковского совета. Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя ЦБ РФ, не работают в Банке России на постоян­ной основе и не получают оплату за эту деятельность. Председатель Национального банковского совета:
избирается членами Национального банковского совета из их числа большинством голосов от общего числа членов Нацио­нального банковского совета;
осуществляет общее руководство его деятельностью, председа­тельствует на его заседаниях. В случае отсутствия Председателя Национального банковского совета его функции выполняет заместитель, избираемый из числа членов Национального бан­ковского совета большинством голосов от общего числа членов Национального банковского совета. Национальный банковский совет заседает не реже одного раза в квартал. Заседания назначаются Председателем Националь­ного банковского совета либо в случае отсутствия Председате­ля Национального банковского совета его заместителем, а также по требованию Председателя ЦБ РФ или не менее трех членов Национального банковского совета. Члены Национального банковского совета своевременно уве­домляются о заседании Национального банковского совета. Решения Национального банковского совета принимаются боль­шинством голосов от числа присутствующих членов Нацио­нального банковского совета при кворуме в семь человек. При принятии Национальным банковским советом решений мнение членов Национального банковского совета, оказавши­хся в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол заседания Национального банковского совета. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании Национального банковского совета является ре­шающим.

В компетенцию Национального банковского совета входит:
рассмотрение годового отчета ЦБ РФ;
утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год не позднее 15 декабря предшествующего года:
общего объема расходов на содержание служащих ЦБ РФ;
общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхо­вание жизни и медицинское страхование служащих ЦБ РФ;
общего объема капитальных вложений;
общего объема прочих административно-хозяйственных рас­ходов;
утверждение при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительных расходов на содержание служащих ЦБ РФ, дополнительных расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование его служащих, до­полнительных капитальных вложений, а также утверждение про­чих дополнительных административно-хозяйственных расходов;
рассмотрение вопросов совершенствования банковской систе­мы Российской Федерации;
рассмотрение проекта основных направлений единой государ­ственной денежно-кредитной политики и реализации приня­тых основных направлений единой государственной денежно-­кредитной политики;
решение вопросов, связанных с участием ЦБ РФ в капиталах кредитных организаций;
назначение главного аудитора ЦБ РФ и рассмотрение его док­ладов;
ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности ЦБ РФ:
реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
банковского регулирования и банковского надзора;
реализации политики валютного регулирования и валютно­го контроля;
организации системы расчетов в Российской Федерации;
исполнения сметы расходов ЦБ РФ;
подготовки проектов законодательных актов и иных норма­тивных актов в области банковского дела;
определение аудиторской организации — аудитора годовой фи­нансовой отчетности ЦБ РФ;
утверждение по предложению Совета директоров правил бух­галтерского учета и отчетности для ЦБ РФ;
внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной дея­тельности Центрального Банка, его структурных подразделе­ний и учреждений;
утверждение по предложению Совета директоров порядка фор­мирования провизии ЦБ РФ и порядка распределения прибы­ли, остающейся в распоряжении ЦБ РФ;
утверждение по предложению Совета директоров отчета о расхо­дах ЦБ РФ на содержание его служащих, пенсионное обеспече­ние, страхование жизни и медицинское страхование служащих ЦБ РФ, капитальные вложения и прочие административно­ хозяйственные нужды.

Глава 4. Взаимоотношения Центрального Банка с коммерческими банками.

4.1 Контроль Центрального Банка за коммерческими банками.

Особенность функционирования банковской системы в рыночной экономике определяет необходимость организации контроля и надзора за деятельностью коммерческих банков. Банковская система выполняет жизненно важную роль посредника, аккумулируя сбережения частных лиц и предприятий и предоставляя их другим физическим и юридическим лицам, т. е. банки перераспределяют мобилизованные денежные средства для наиболее эффективного и производительного использования. Поскольку банки являются важнейшими элементами инфраструктуры современного общества, то обеспечение их устойчивого функционирования требует постоянного надзора и контроля за их работой.

Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый контроль.

Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений.

Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными и нормативными актами.

Независимый контроль - это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т. е. аудиторскими фирмами.

Правовые основы организации контроля и надзора определены законами РФ "О Центральном банке Российской Федерации" и "О банках и банковской деятельности в Российской Федерации". Закон о Центральном банке Российской Федерации предусматривает необходимость осуществления надзора за соблюдением банками установленных экономических нормативов и контроля за правильным применением ими законодательства о банковской деятельности, назначать и осуществлять проверку выполняемых банками операций, поручать проведение таких проверок аудиторским организациям. В Законе о банках и банковской деятельности в Российской Федерации указывается, что, во-первых, надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляет Банк России, во-вторых, предусматривается обязательная ежегодная аудиторская проверка. Таким образом, законы, регламентирующие деятельность Центрального банка и коммерческих банков, определили органы надзора и обязательный независимый контроль за деятельностью банков.

4.2 Отзыв лицензии у коммерческих банков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведенной мною работы можно сделать следующие выводы: Центральный банк России является главным банком страны. Центральный Банк России выполняет функцию советника правительства по финансовым вопросам и вопросам денежно-кредитного обращения. Все основные полномочия, статус и особенности деятельности Центрального банка России определяются: Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном банке России, федеральными законами, действующими в стране и имеющими отношение к финансовой деятельности.

Список литературы.

Конституция Российской Федерации;

Налоговый кодекс;

Финансовый кодекс;

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации»;

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности» 6 декабря 1990г. - №27.;

Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» 29 декабря 2003г. - №71;

Деньги, кредит, банки, биржевое дело. Часть 1 (учебное пособие). Автор: Терентьева Т.В. редактор: Александрова Л.И.

Банковское дело. Учебник. /Под ред. Лаврушина О.И. 2001г

Правовое регулирование банковской деятельности в РФ. Место ЦБ РФ в банковской системе РФ. Учебное пособие / Авторский коллектив Allpravo.Ru 2007.

газеты METRO №216 (1603) от 13.11.2008 г.