Контрольная работа: Познавательные процессы

Название: Познавательные процессы
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: контрольная работа

Познавательный процесс

Определение Функции Виды и классификация Свойства и качества Примечание

ОЩУЩЕНИЯ

ВОСПРИЯТИЕ

ВНИМАНИЕ

ПАМЯТЬ

МЫШЛЕНИЕ

РЕЧЬ

ВООБРАЖЕНИЕ

Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Осознаваемый или неосознаваемый продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.

Целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.

Направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении всего остального.

Психический процесс, обеспечивающий состояние психической концентрации, повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида

Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком информации.

Способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.

Обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.

Система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

Совокупность произносительных или воспринимаемых звуков.

Способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.

Ощущения являются источником наших знаний о мире и самих себе.

Обеспечивает непосредственную чувственную ориентировку в окружающем мире, позволяет создать интегральную картину действительности в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.

Основными функциями внимания в сенсорных, мнемических и мыслительных процессах, а также в системе межличностных отношений являются следующие:

- отбор значимых ( т.е соответствующих потребностям данной деятельности) воздействий и игнорирование других – несущественных, побочных, конкурирующих;

- удержание данной деятельности, сохранение в сознании образов определенного содержания до момента завершения деятельности, достижения поставленной цели;

- регуляция и контроль за протеканием деятельности.

Обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Нормальное функционирование личности и общества.

Дает возможность понять закономерности материального мира, причинно- следственной связи в природе и в общественно- исторической жизни, а также закономерности психики и людей.

С помощью речи психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. Речь выражает индивидуальное своеобразие психики человека, является носителем информации.

1 Представление деятельности в образах и возможность пользоваться ими. 2 Регулирование эмоциональных состояний. 3 Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека. 4 Формирование внутреннего плана действий. 5 Планирование и программирование деятельности. 6 Управление психофизиологическим состоянием организма.

Зрительные являются отражением как ахроматических (белый, черный и промежуточные между ними оттенки серого), так и хроматических (различные оттенки красного, зеленого, синего) цветов.

Слуховые являются отражением звуков различной высоты (высокие - низкие), силы (громкие – тихие) и различного качества (музыкальные звуки, шумы).

Обонятельные являются отражением запахов.

Вкусовые являются отражением некоторых химических свойств вкусовых веществ, растворенных в воде или слюне.

Осязательные являются отражением механических свойств предметов, которые обнаруживаются при прикосновении к ним, трении о них, ударе.

Указанные называют экстероцептивными и составляют единую группу по типу анализаторов, расположенных на поверхности тела или вблизи нее. Эти ощущения подразделяются на контактные ( вызываются непосредственным прикосновением к поверхности тела – вкус, осязание) и дистантные ( раздражителями действующими на органы чувств на некотором расстоянии- зрение, слух).

Двигательные

( проприоцептивные) отражают положение конечностей, их движения и степени прилагаемого при этом усилия.

Положения ( равновесия), играют важную роль в процессе восприятия ( например, устойчивости).

Внутренние (интероцептивные), отражают внутреннее состояние тела. К ним относятся чувство голода, жажды, тошноты и.т.д.

Восприятия бывают:

· предметов и явлений окружающего мира;

· человека человеком;

· времени;

· движений;

· пространства;

· вида деятельности;

Восприятия времени, движений и пространства – это сложные формы восприятий, имеющие многочисленные характеристики: продолжительный -краткосрочный, большой – маленький, высокий – низкий, быстрый – медленный и т.д.

Восприятие деятельности подразделяется по видам: художественное, техническое, музыкальное и т.д.

· внешненаправленные

(восприятие предметов внешнего мира).

· внутренненаправленные

( восприятие собственных мыслей и чувств).

· ошибочное(иллюзорное)

Иллюзия - искаженное восприятие реально существующей действительности.

Непроизвольное – возникает без намерения человека увидеть или услышать что –либо, без заранее поставленной цели, без усилий воли. Оно может быть вызвано неожиданностью раздражителя, его силой, подвижностью, контрастом между раздражителями.

Произвольное – активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержания уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, необходимыми для борьбы с более сильными воздействиями. Этот вид внимания необходим для усвоения трудовых навыков, от него зависит работоспособность.

Постпроизвольное – оно наступает после произвольного. Когда при решении задачи появляются первые позитивные результаты, возникает интерес, происходит автоматизация деятельности, выполнение ее, уже не требует специальных волевых усилийи ограничена лишь утомлением, хотя цель работы сохраняется. Этот вид внимания имеет большое значение в учебной и трудовой деятельности.

Внешненаправленное (перцептивное) – направлено на окружающие объекты и явления.

Внутреннее – на собственные мысли и переживания.

Природное – врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

Социально обусловленное – складывается в течении жизни субъекта в результате обучения и воспитания. Оно связано с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное – не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует социальным интересам и потребностям человека.

Опосредованное – регулируется с помощью специальных средств, например жестов и слов.

Сенсорное - направлено на восприятие.

Интеллектуальное – направлено на мышление, работу памяти. Моторное - направленона движение.

Генетическая (наследственная) – включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека. Она хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.

Прижизненная – является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти. Подразделяется на: -непроизвольную – автоматическое запоминание и воспроизведение информации, происходящей без усилий со стороны человека и установки на запоминание;

-произвольную – запоминание со специальной установкой запомнить и требующая определенных волевых усилий.

Механическая – основана на повторении материала без его осмысливания.

Смысловая – предполагает осмысливание запоминаемого материала, которая основана на понимании внутренних логических связей между его частями.

Кратковременная – сохраняет не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы.

Оперативная – рассчитанная на хранение информации в течении определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная – способна хранить информацию в течение практически не ограниченного срока. В эту память поступает информация, имеющая для человека стратегическое значение.

Когнитивная – процесс сохранения данных.

Эмоциональная – сохранение в сознании переживаний и чувств.

Личностная – обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути.

Словесно-логическая – тесно связана со словом, мыслью и логикой. Человек, обладающей такой памятью, может быстро и точно запомнить смысл событий, читаемого текста, логику рассуждений.

Зрительная – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая – запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (музыкальных, речевых).

Двигательная – представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведении с достаточной точностью многообразных сложных движений.

Осязательная, обонятельная, вкусовая – играют в жизни человека меньшую роль, которая в основном сводится к обеспечению безопасности и самосохранения организма.

Теоретическое – познание законов, правил, разработка концепций и гипотез.

Практическое – подготовка преобразования действительности.

Аналитическое – носит временной, структурный, осознаваемый характер.

Реалистическое – направлено на внешний мир и регулируется законами логики.

Аутистическое – связано с реализацией желаний человека.

Продуктивное – воссоздающее мышление на основе новизны в мыслительной деятельности, а репродуктивное – воспроизводящее мышление по заданному образу и подобию.

Непроизвольное – предполагает трансформацию образов сновидения, а произвольное – целенаправленное решение мыслительных задач.

Устная – общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.

Монологическая – развернутая речь человека, обращенная к другим людям.

Диалогическая – представляет собой попеременный обмен репликами или развернутыми прениями двух или более людей.

Внутренняя – беззвучна скрытая речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления.

Письменная - в отличие от монологической строится при помощи письменных знаков.

Пассивное преднамеренное – образы и фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей.

Пассивное непреднамеренное – происходит при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.

Активное воссоздающее – имеет в своей основе создание образов, соответствующих описанию.

Активное творческое – самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктов деятельности.

Качество - сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от других ( например, слуховые от зрительных), а также различные вариации ощущений внутри данного вида ( например, по цвету, насыщенности).

Интенсивность - количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Продолжительность - временная характеристика ощущений. Она определяется функциональным состоянием органов чувств, временем воздействия раздражителя и его интенсивностью.

Порог ощущений – ограничения в ощущениях:

1 . относительный (дифференцированный) порог – величина, на которую должен измениться раздражитель, чтобы изменилось ощущение;

2. абсолютный порог – минимальная величина раздражителя, способного вызвать едва заметное ощущение;

3. субъективный порог – величина раздражителя, вызывающего осознаваемое ощущение.

Целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Это свойство проявляется в двух аспектах: а) объединение разных элементов в целое; б) независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.

Предметность – объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое лицо. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.

Обобщенность – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов.

Константность – относительное постоянство восприятия образа. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за параметрами их размеры, форму и цвет независимо от условий восприятия (расстояния до воспринимаемого предмета, условий освещенности, угла восприятия).

Осмысленность – связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления.

Избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.

Сосредоточенность- удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Оно зависит от возраста и опыта работы, а также от состояния нервной системы.

Устойчивость – это длительное сосредоточения на объекте или явлении

Объем – определяется количеством объектов, на которые может быть одновременно направлено внимание в процессе их восприятия. Численная характеристика среднего объема внимания- 5 –7 единиц информации.

Распределение – возможность одновременного выполнения индивидом двух или более видов деятельности.

Переключаемость – способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Подобный процесс может осуществляться как на непроизвольной, так и на произвольной основе.

Запоминание - можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

Сохранение - информации не является пассивным процессом ее удержания, описываемым лишь в терминах количественных показателей забывания.

Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала.

Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти.

Самостоятельность – умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Инициативность – постоянное стремление самому искать и находить пути и средства разрешения задачи.

Глубина – способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности.

Широта – способность видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями.

Быстрота – скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей.

Оригинальность – способность производить новые идеи, отличные от общепринятых.

Пытливость – потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем.

Критичность – объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения.

Торопливость – непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.

Качества: конструктивность,

рефлексивность, альтернативность и единство группового суждения, выделение главного звена, организованность вербального процесса, достаточность в обмене информацией, умелое сочетание вербального и невербального (мимики, жестов рук, поз тела).

Агглютинация – комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ.

Акцентирование или заострение – выделение и подчеркивание какой – либо части, детали в создаваемом образе.

Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение.

Схематизация – сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними.

Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе.

Законы ощущений:

1. Закон адаптации - при длительном воздействии раздражителя происходит приспособление органа чувств, понижая его чувствительность.

2.Закон последствий- под влиянием предыдущего раздражителя изменится чувствительность к последующему.

3.Закон синестезий- способность раздражителя, адресованного природой определенному органу чувств, одновременно вызывать ощущения в другом органе чувств.

4.Закон сенсибилизации - повышение чувствительности органов чувств, когда на них воздействуют определенные раздражители.

Принципы организации восприятия: Принцип заполнения пробелов – возможность воспринимать целое, даже если имеется неполное изображение.

Принцип близости – группировка единичных изображений по близости друг к другу.

Принцип сходства - группировка единичных изображений по сходству.

Принцип непрерывности – в соответствии с этим принципом человек воспринимает геометрическую фигуру непрерывно, несмотря на «препятствие».

Принцип симметрии – человек воспринимает как «правильные» симметричные фигуры.

Связано с сознанием. Характеризует состояние психических процессов и является одной из сторон психической деятельности. Характеризует общественный склад личности, социальную направленность человека.

Законы памяти:

Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти.

Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями.

Закон интереса: интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий.

Закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое.

Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее.

Закон края : лучше запоминается то, что сказано в начале и в конце ряда информации.

Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию.

Закон оптимальной длины запоминаемого ряда : чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается.

Закон усиления первоначального впечатления : чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание.

Основные мыслительные операции:

Анализ- мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы.

Синтез – воссоединение элементов в целостную структуру.

Сравнение – установление отношений сходства и различия.

Абстрагирование – выделение какой – либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют.

Обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства.

Конкретизация – отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного.

Систематизация или классификация – мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.

Три периода развития речи:

Фонетический – по усвоению звукового облика слова (до 2 лет).

Грамматический – по усвоению структурных закономерностей организации высказывания (до 3 лет).

Семантический – по усвоению понятийной отнесенности (до17 лет).

Мечты -отодвинутые во времени желания.

Галлюцинация - фантастическое видение, не имеющее почти никакой связи с действительностью.

Сновидения – разряд пассивных ненамеренных форм воображения.

МПС РФ

СГУПС

Таблица 2

Индивидуально – типологические особенности личности

Выполнила: ст-т гр, БА-111

Василица А.Ю

Проверила: Успенская О.А

Новосибирск 2006г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Общая психология / Под редакцией А.В. Карпова- М., 2002г.
  2. Психология общения / Е.И. Рогов – М., 2001г.
  3. Психология и педагогика: Учебное пособие / В.М. Николаенко и др.- М., 1999г.