Реферат: Механизм применения норм о местном самоуправлении, закрепленных в международных договорах с уча

Название: Механизм применения норм о местном самоуправлении, закрепленных в международных договорах с уча
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

НОУ СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ

Юридический факультет

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Контрольная работа по муниципальному праву

Вариант №2

Выполнила:

Студентка 4 курса

гр. 217 гп

Патрушева Наталья Юрьевна

Зачетная книжка №07-129

Проверил:

к.ю.н., доцент кафедры

ГосПД

Власов В.А.

Красноярск 2010

Задание 1: Раскройте механизм применения норм о местном самоуправлении, закрепленных в международных договорах с участием Российской Федерации.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Одним из актов международного права, важнейшим элементом правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации является подписанная от имени Российской Федерации 28 февраля 1996 года, ратифицированная Федеральным собранием Российской Федерации (Федеральный закон от 11.04.98 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления») и вступившая в силу для Российской Федерации с 01 сентября 1998 года Европейская хартия местного самоуправления, разработанная и принятая Советом Европы 15 октября 1985 года.

Европейская хартия местного самоуправления дает понятие местного самоуправления (ст. 3), устанавливает общие принципы закрепления компетенции самоуправления (ст. 4), закрепляет гарантии защиты территории местным самоуправлением (ст. 5), право местного самоуправления определять свои внутренние административные структуры (ст. 6). Кроме того, она включает положения об условиях осуществления полномочий на местном уровне (ст. 7), об источниках финансирования органов местного самоуправления (ст.9), об административном контроле за деятельностью органов местного самоуправления (ст.8), а также закрепляет право органов местного самоуправления на объединение (ст. 10) и право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий (ст.11).

При этом Европейская хартия местного самоуправления устанавливает обязательства государств, подписавших ее, в том числе Российской Федерации. Так, согласно ст. 2 «принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции государства». Российская Федерация как участник этого договора обязуется соблюдать установленный ст. 12 минимальный уровень гарантий организации и деятельности местного самоуправления на своей территории. Европейская хартия местного самоуправления устанавливает обязанность государств - членов Совета Европы, в том числе Российской Федерации, направлять Генеральному секретарю Совета Европы всю необходимую информацию о законодательных положениях и иных мерах, предпринятых для того, чтобы соответствовать Европейской хартии местного самоуправления.

Таким образом, Европейская хартия местного самоуправления, являясь базовым элементом правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливает не только основные принципы и положения правового регулирования местного самоуправления, но и минимально необходимые рамки по составу и содержанию остальных элементов правовой основы: Конституции Российской Федерации, федеральных законов по вопросам местного самоуправления и др.

Порядок и процедура принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования

Задание 2: Сравните правовые нормы нового Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и правовые нормы, утратившего силу Федерального закона от 28.08.1995г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на предмет их сходства и различий.

Главные принцип их совместного действия состоит в том, что ФЗ 1995гю регулирует вопросы местного самоуправления в части, не противоречащей нормам ФЗ 2003г.

ФЗ 2003г. внес значительные коррективы в правовое регулирование в местное самоуправление РФ:

- более четко регламентировал задачи и функции органов местного самоуправления;

- расширил перечень форм непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления;

- более подробно регламентировал экономические основы осуществления местного самоуправления;

- конкретизировал особенности осуществления местного самоуправления в городах Мосвке и Санкт-Петербурге, ЗАТО, приграничной полосе и наукоградах;

- уделил большое внимание вопросам межмуниципального сотрудничества;

- расширил круг гарантий местного самоуправления, в том числе гарантии прав граждан на осуществление местного самоуправления.

Задание 3. Приведите не менее десяти конкретных примеров муниципальных правовых норм, закрепленных в нормативных правовых актах других отраслей законодательства.

1.Бюджетный кодекс (содержит положения о бюджетном процессе в муниципальных образованиях)

2. Конституция РФ (содержит нормы закрепляющие исходные начала и принципы организации местного самоуправления, гарантии прав местного самоуправления)

3. Федеральный закон от 21.12.2001г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

4. Федеральный закон от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

5. Федеральный закон «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образованиях»

6. Федеральный закон от 18.01.1998г. №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ»

7. Федеральный закон от 26.11.1996г. «138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ»

8. Гражданский кодекс РФ (содержит положение о муниципальной собственности)

9. Налоговый кодекс РФ (содержит положение о местных налогах)

10. Земельный кодекс РФ (определяет полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений).

Задание 4. Охарактеризуйте порядок принятия уставов муниципальных образований и процедуру из государственной регистрации

Порядок принятия уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (далее – муниципальный правовой акт) установлен Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и включает в себя 4 этапа.

1. Разработка проекта муниципального правового акта .

На данном этапе рекомендуется направить указанный проект в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области для проведения его юридической экспертизы.

Данная мера позволит выявить и устранить нарушения действующего законодательства, а также правил юридической техники в муниципальном правовом акте еще на стадии его проекта и, как следствие, существенно снизить возможность последующего отказа в его государственной регистрации.

2. Опубликование (обнародование) проекта муниципального правового акта не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о его принятии с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении .

Таким образом, между датой официального опубликования (обнародования) проекта муниципального правового акта и датой заседания представительного органа муниципального образования на котором планируется рассмотреть вопрос о его принятии должно пройти не менее 30 дней .

Кроме того, одновременно с проектом муниципального правового акта, то есть в случае, если проект публикуется в печатном средстве массовой информации, то в том же номере печатного издания (в той же газете) должны быть опубликованы порядок учета предложений по данному проекту и порядок участия граждан в его обсуждении. При этом следует учитывать, что правом установления указанных порядков обладает исключительно представительный орган муниципального образования.

В этой связи в каждом муниципальном образовании должны быть приняты самостоятельные муниципальные правовые акты в форме решений представительных органов об утверждении порядка учета предложений по проекту устава муниципального образования, проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

3. Проведение публичных слушаний, в случаях установленных федеральным законом .

Публичные слушания проводятся в соответствии с порядком организации и проведения публичных слушаний, определенным уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и предусматривающим заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Проведение публичных слушаний, а также их результаты фиксируются, как правило, в протоколе публичных слушаний.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 года № 230-ФЗ) на публичные слушания не выносятся проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, в случае, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Как следует из вышеприведенной нормы, публичные слушания не проводятся исключительно в случаях, когда изменения в устав вносятся в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Таким образом, проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, не направленные исключительно на приведение закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами подлежат вынесению на публичные слушания.

Проекты муниципальных правовых актов о внесении любых изменений и дополнений в устав муниципального образования, не связанных с вопросами местного значения и полномочиями по их решению, в том числе, направленные на приведение положений устава в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами также подлежат обязательному вынесению на публичные слушания.

Также следует иметь ввиду, что все проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о их принятии подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении, вне зависимости от необходимости проведения по указанным проектам публичных слушаний.

4. Принятие проекта муниципального правового акта представительным органом муниципального образования с соблюдением необходимого кворума депутатов .

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Численность депутатов представительного органа муниципального образования определяется уставом муниципального образования.

В этой связи устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от численности депутатов представительного органа муниципального образования установленной уставом муниципального образования , а не от числа избранных депутатов и не от числа депутатов присутствующих на заседании.

В протоколе заседания представительного органа муниципального образования необходимо четко отразить количество депутатов, проголосовавших за принятие муниципального правового акта (например, «за» - 10, «против» - 3, «воздержалось» - 2).

Принятие муниципального правового акта заканчивается формированием и надлежащим оформлением пакета документов, который необходимо представить на государственную регистрацию.

Порядок представления на государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований установлен Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и включает в себя 4 этапа.

1. В течение 15 дней со дня принятия муниципального правового акта глава муниципального образования с сопроводительным письмом представляет в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области пакет документов, необходимых для государственной регистрации.

1) Для государственной регистрации устава муниципального образования представляются в двух экземплярах, а также на магнитном носителе :

а) Устав муниципального образования.

Устав муниципального образования представляется с прошитыми и пронумерованными страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования.

б) Решение представительного органа муниципального образования о принятии устава муниципального образования.

в) Протокол заседания представительного органа муниципального образования, на котором был принят устав муниципального образования.

г) Сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования.

Данные сведения рекомендуется представлять в виде непосредственно самого источника официального опубликования муниципального правового акта.

д) Сведения о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования.

Данные сведения рекомендуется представлять в виде протокола проведения публичных слушаний, а также источника официального опубликования результатов публичных слушаний.

2) Для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования представляются в двух экземплярах, а также на магнитном носителе :

а) Новая редакция положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями.

Новая редакция представляет собой новую редакцию тех статей устава, в которые решением представительного органа муниципального образования были внесены изменения.

Новая редакция представляется с прошитыми и пронумерованными страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования.

б) Решение представительного органа муниципального образования о принятии муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

Решение представляется с прошитыми и пронумерованными страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования.

в) Протокол заседания представительного органа муниципального образования, на котором был принят муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования.

г) Сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

Данные сведения рекомендуется представлять в виде непосредственно самого источника официального опубликования муниципального правового акта.

д) Сведения о результатах публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом.

Данные сведения рекомендуется представлять в виде протокола проведения публичных слушаний, а также источника официального опубликования результатов публичных слушаний.

Предоставление копий документов, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящего раздела не допускается.

2. После окончания процедуры государственной регистрации главе муниципального образования возвращается один экземпляр документов, представленных на государственную регистрацию.

Следует отметить, что указанные документы вручаются лично главе муниципального образования, либо иному уполномоченному лицу при наличии доверенности.

3. Зарегистрированный муниципальный правовой акт подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в порядке установленном уставом муниципального образования.

4. В течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта глава муниципального образования обязан направить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Указанные сведения направляются в виде письма за подписью главы муниципального образования, либо непосредственно самого источника официального опубликования муниципального правового акта.

Задание 5: Составьте проект устава сельского поселения

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА I. Общие положения
Статья 1. Местное самоуправление
Статья 2. Наименование, статус и территория муниципального образования.
Статья 3. Официальные символы
Глава II . Компетенция органов местного самоуправления ____-___ поселения
Статья 4. Вопросы местного значения _______ поселения
Статья 5. Права органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления
Глава III . Формы, порядок и гарантии участия населения поселения в осуществлении местного самоуправления
Статья 7. Местный референдум
Статья 8. Муниципальные выборы
Статья 9. Голосование по отзыву главы ________сельской территории, депутата ____ сельского Совета народных депутатов, по вопросам изменения границ поселения, преобразования поселения
Статья 10. Правотворческая инициатива граждан
Статья 11. Территориальное общественное самоуправление
Статья 12. Публичные слушания
Статья 13. Собрание граждан
Статья 14. Конференция граждан
Статья 15. Опрос граждан
Статья 16. Обращения граждан в органы местного самоуправления
Статья 17. Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении
Глава IV . Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления поселения
Статья 18. Структура органов местного самоуправления муниципального образования «________»
Статья 19. Представительный орган
Статья 20. Структура ______ сельского Совета народных депутатов
Статья 21. Компетенция и полномочия _____ сельского Совета народных депутатов
Статья 22. Формы работы _____ сельского Совета народных депутатов
Статья 23. Досрочное прекращение полномочий ______ сельского Совета народных депутатов
Статья 24. Депутат _____ сельского Совета народных депутатов
Статья 25. Досрочное прекращение полномочий депутата _____ сельского Совета народных депутатов
Статья 26. Гарантии депутатской деятельности на территории муниципального образования.
Статья 27. Глава ___ сельской территории
Статья 28. Полномочия главы _________ сельской территории
Статья 29. Досрочное прекращение полномочий главы _________ сельской территории
Статья 30. Гарантии осуществления полномочий главы _________ сельской территории
Статья 31. Администрация _______ сельской территории
Статья 32. Полномочия Администрации _________ сельской территории
Статья 33. Избирательная комиссия поселения
Глава V . Муниципальная служба
Статья 34. Муниципальная служба в _____ сельском поселении
Статья 35. Правовая регламентация муниципальной службы в _______ сельском поселении
Статья 36. Должности муниципальной службы
Статья 37. Правовое положение (статус) муниципального служащего
Статья 38. Условия и порядок прохождения муниципальной службы
Статья 39. Расходы на муниципальную службу
Глава VI . Муниципальные правовые акты
Статья 40. Муниципальные правовые акты _____ сельского поселения
Статья 41. Принятие Устава _____ сельского поселения, внесение в него изменений и дополнений
Статья 42. Решения, принятые на местном референдуме
Статья 43. Правовые акты _____ сельского Совета народных депутатов
Статья 44 Правовые акты главы _____ сельской территории
Статья 45. Подготовка муниципальных правовых актов
Статья 46. Вступление в силу муниципальных правовых актов
Статья 47. Отмена и приостановление действия муниципальных правовых актов
Статья 48. Порядок официального обнародования муниципальных правовых актов
Глава VII . Экономическая основа местного самоуправления
Статья 49. Муниципальное имущество
Статья 50. Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных предприятий и учреждений
Статья 51. Местный бюджет
Статья 52. Исполнение бюджета
Статья 53. Формы финансового контроля, осуществляемого _____ сельским Советом народных депутатов
Статья 54. Формы финансового контроля, осуществляемого Администрацией ________ сельской территории
Статья 55. Отчет об исполнении местного бюджета
Статья 56. Муниципальный заказ
Статья 57. Муниципальные заимствования
Глава VIII . Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления поселения
Статья 58. Виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Статья 59. Ответственность органов местного самоуправления, депутатов _____ сельского Совета народных депутатов и главы ________ сельской территории перед населением
Статья 60. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления поселения перед государством
Статья 61. Ответственность представительного органа перед государством
Статья 62. Ответственность главы ________ сельской территории перед государством
Статья 63 Удаление главы муниципального образования в отставку
Статья 64. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления поселения перед физическими и юридическими лицами
Статья 65. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Статья 66. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Глава I Х. Переходные положения
Статья 67. Порядок вступления в действие Устава поселения
Приложение к уставу: Картографическое описание границ муниципального образования «___________»

Задачи:

Задача 1.

Депутаты районного совета решили ликвидировать одну из постоянных комиссий совета и на очередном заседании внесли изменения в устав района в части, касающейся системы постоянных комиссий. На этом же заседании депутат Носов был освобожден от должности председателя одной из постоянных комиссий, в связи с ее ликвидацией. Носов посчитал, что данное решение противоречит законодательству и обратился с жалобой в районную прокуратуру.

Решите дело.

Согласно п.9 ч.10 ст.40 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае:

Досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления.

Из условий задачи видно, что одна из постоянных комиссий была ликвидирована досрочно и, следовательно, действия депутатов районного совета законы.

Задача 2.

Городской совет г. Васюки принял постановление об утверждении правил торговли на территории данного города, в котором указывалось, что графики работы всех магазинов в г. Васюки устанавливаются их руководителями по согласованию с начальником управления торговли администрации г. Васюки, руководителя крупнейших гипермаркетов, супермаркетов, универсамов, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, утверждаются главой городской администрации.

Прокомментируйте данное постановление представительного органа г. Васюки с точки зрения действующего законодательства.

Постановление представительного органа г.Васюки не законно, так как ч.1, 2 ст.11 ФЗ «О защите прав потребителей» режим работы государственных, муниципальных организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей устанавливается по решению соответственно органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей и не указанных в п. 1 указанной статьи, а также индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно.

Задача 3.

Губернатор Кемеровской области издал распоряжение «О принятии чрезвычайных мер по стабилизации социально-экономической ситуации в г. Новокузнецке», которым вводился особый режим управления в данном городе. Сущность особого режима выражалась в том, что персональная ответственность за улучшение положения дел в г. Новокузнецке возлагалось на руководителей департамента служб и управлений областной администрации, курирующих соответствующие направления.

Законно ли данное распоряжение г убернатора Кемеровской области?

Постановление губернатора Кемеровской области законно, так как согласно п.5 ч.4 ст.36 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в пределах полномочий:

Обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Список используемой литературы:

1. Европейская Хартия местного самоуправления // Народный де­путат. -1993. -№11.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Парламентская газета. – 2009. - № 4. - 29 января.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // Российская газета. – 1994. - №238-239. - 8 декабря.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2009) // СЗ РФ. - № 31. – 1998. - Ст. 3824.

5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 17.12.2009) // Российская газета. – 1998. - № 153-154. - 12 августа.

6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // Российская газета. – 2001. - № 211-212. – 30 октября.

7. Федеральный закон от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (утратил силу) // СЗ РФ. –1995. - № 35. - Ст. 3506.

8. Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2009) // СЗ РФ. – 2003. – № 40. - Ст. 3822.

9. Федеральный закон от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (ред. от 18.10.2007) // Парламентская газета. -2005. - № 136-137. - 5 августа.

10. Кокотов, А.Н. Муниципальное право: учебник / А.Н. Кокотов, А.С. Саломаткин. – М.: Юристъ,2005.

11. Колюшин, Е.И. Муниципальное право России: курс лекций / Е.И. Колюшин. – М.: НОРМА, 2008.