Шпаргалка: Шпаргалка по Гражданскому праву 2

Название: Шпаргалка по Гражданскому праву 2
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: шпаргалка

1,2,3. Понятие гражданского права (предмет, метод, принципы, система, источники). Гражданское право - это отрасль права, содержащая совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные общественные отношения. Осуществляя предприн-ую деятельность граждане и организации вступают в общественные отношения, регулируемые гр.пр. Эти отношения возникают между гражданами, гражданами и юрид. лицами, независимо от форм собственности. Гр.пр. имеет дело с имущественными отношениями, которые возникают по поводу различных материальных предметов, услуг, имеющих стоимостное выражение. Имущество употр. в следующих значениях: 1) Совокупность вещей и материальных ценностей, имеющихся в собственности лица или в отношении которых у него есть вещное право; 2) Совокупность имущественных прав на получение вещей или иного имущественного удовлетворения от др. лиц. Личные неимущественные отношения возникающие по поводу таких духовных благ, как честь, достоинство, деловая репутация, имя гражданина, наименование юр. лица, авторское произведение. Участниками гр. правоотношений м.б.: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, юр. и физ. лица. Отношения между субъектами основываются на равенстве сторон. Как учебная дисциплина гр.пр . представляет собой совокупность понятий, суждений, умозаключений, концепций, теорий, а также норм гражд. законод-ва. Особенностью каждой отрасли права состоит в своеобразном методе, способе правового регулирования – это дозволение, запрещение, обязывание совершить те или иные действия. Метод дозволения – гр. право, запрещение – уг. право, обязывание – админ. право. Методы гр.пр.: - юрид. равенство сторон; - совершать любые действия не запрещенные законом; - автономия воли; - имущественная самостоятельность. К принципам относятся: 1) Дозволительная направленность гражд.-правового регулирования; 2) равенство правового режима для всех участников гражд.-правов. отношения; 3) не допустимость произвольного вмешательства в частные дела; 4) неприкосновенность частной собственности; 5) свобода дог.; 6) свободное перемещение товаров, работы, услуг, финансов по территории РФ. Под системой гр.пр. понимают основанную на взаимосвязи совокупность элементов, выступающих по отношению к внешней среде, как определяемая целостность. Гр.пр. представляет собой совокупность взаимосвязанных частей предполагающих их единство и дифференциацию. В зависимости от особенности предмета гр.пр., оказывающих существенное влияние на характер правового регулирования. Внутри гр.пр. выделяют 5 подотраслей: 1) право собственности и др. вещные права; 2) обязательственное право; 3) личные неимущ-ые права; 4) право на результаты творческой деятельности; 5) наследственное право. Под источниками гр.пр. понимают внешние формы выражения правотворческой деятельности гос-ва его компетентных органов, устанавливающих его правовые нормы. Конституция (71 ст.) и ГК (3 ст.). Различают следующие источники гр.пр. : 1) Гражданское законодательство: ГК РФ (21.10.94г.) и принятые в соотв. с ГК иные законы, регулирующие гражд.-правовые отношения; 2) Иные правовые акты, содержащие нормы гр.пр.: Указы Президента, Постановления Правительства, нормативные акты Министерств и иных Федеральных органов исполнительной власти. 3) Нормативные акты СССР и РФ, принятые до введения в действие ГК РФ. 4) Обычаи делового оборота. 5) Нормы международного права и международные дог. РФ. При рассмотрении источников гр.пр. необходимо иметь ввиду, что термин гражд. законод-во употр. как в узком так и в широком значении. В ГК понятие гр. законод-ва используется в уз. значении. ГК включает гр. законод. сам кодекс и принятые в соотв. с ним ФЗ. Ст.71 Конст. использует понятие гр. законод. в шир. смысле включая в него не только законодательные акты, но иные нормативные акты, содержащие нормы гражд. права. Все нормативные акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы составляют основную группу источников гр.пр. и включают в свою систему ГК, а также принятые в соотв. с ним ФЗ.

4.Гражданское правоотношение — следствие действия права как социального и государственного института, общественное отношение , урегулированное нормами права, участники которого, выступая как юридически равные субъекты , свободно приобретают соответствующие права и вынуждены исполнять вытекающие из них обязанности.В зависимости от структуры межсубъектной связи все гражданские правоотношения делятся на относительные и абсолютные.Относительные правоотношения В относительных правоотношениях управомоченному лицу противостоят, как обязанные, строго определённые лица. Это может быть как одно, так и несколько точно определённых лиц. Кроме того, права и обязанности здесь предполагают совершение определенных действий в пользу каждой из сторон.Так, между участниками долевой собственности существует относительное правоотношение, поскольку субъектный состав данного правоотношения строго определён.Абсолютные правоотношения Абсолютные правоотношения - это такие правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит неопределенный круг обязанностей субъектов. Например, правоотношения, имеющие место между собственником и всеми третьими лицами; между обладателем исключительных прав на произведения науки, литературы и искусства и иные результаты интеллектуальной деятельности и всеми третьими лицами. В этих правоотношениях праву собственника, исключительному праву автора результата интеллектуальной деятельности корреспондирует обязанность неопределенного круга лиц не нарушать данные права. Поэтому подобные права именуются абсолютными, а обязанности, противостоящие им, являются общерегулятивными обязанностями каждого правосубъектного лица не нарушать законов. Вместе с тем абсолютному праву коррелируют и обязанности самого управомоченного субъекта, вытекающие из запретов, устанавливающих пределы осуществления абсолютного субъективного права.

5. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений Основанием возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений являются юридические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление юридических последствий. Юридические факты характеризуются следующими моментами:

  • наличие явлений внешнего мира (жизненных обстоятельств) ;
  • признание их государством в качестве таковых .

Примерный перечень и классификация юридических фактов даны в п. 1 ст. 8 ГК РФ. Вместе с тем закон подчеркивает, что этот перечень не является исчерпывающим. Признаются возможности возникновения гражданских прав и обязанностей из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законодательством, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождает гражданские права и обязанности (п. 1 ст. 8 ГК). Важное значение этого положения заключается в том, что уровень развития экономического оборота делает невозможным закрепление в гражданском законодательстве всех без исключения юридических фактов. Не предусмотренные факты порождают юридические последствия в том случае, если они противоречат общим началам и смыслу гражданского законодательства. Традиционно юридические факты подразделяются в зависимости от воли субъектов на действия и события. Действия совершаются по воле физических и юридических лиц. К ним относится большинство юридических фактов. В зависимости от него соответствуют действия требованиям закона, других нормативных актов или условиям договора или нарушают их, они подразделяются на правомерные и неправомерные. К неправомерным относятся: причинение вреда жизни или здоровью гражданина, неисполнение обязательства, совершение сделки заведомо противной основам правопорядка или нравственности. Причем последствием их совершения является наступление гражданско-правовой ответственности, несмотря на то, что воля правонарушителя не была направлена на наступление этих юридических последствий . Они поступают в силу закона. Примером может служить причинение вреда имуществу гражданина или юридического лица, когда этим порождается обязанность применяется вреда возместить причиненный вред в полном объеме (п. 1 ст. 1064 ГК). Правомерные действия обычно подразделяются на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты - правомерные действия, направленные на достижение юридических последствий. К ним относятся: см. сроки (ст. 153), см. административные акты (п. 2 ст. 37, 417 ГК), акты государственных органов и органов местного самоуправления, решения суда (п. 3 ст. 222, п. 1 ст. 977 ГК). Юридический поступок - правомерное действие субъекта гражданского права, совершаемое без цели вызвать определенные гражданско-правовые последствия, но приводящие к ним вследствие достижения результата. Например, обнаружение клада порождает право собственности на него лица, которому принадлежит имущество, где клад был сокрыт, и лица, обнаружившие клад, -в равных долях (п. 1 ст. 233 ГК). Отличие юридического поступка от сделки состоит в следующем:

  • юридический поступок совершается без цели вызвать юридические последствия;
  • при совершении юридического поступка недееспособными, также могут возникнуть юридические последствия.

Гражданское право связывает возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений, т.е. обстоятельствами независимыми от воли людей. Но не во всех случаях события возникают независимо от воли человека, иногда они возникают в результате его действий. В зависимости от этого не принято различать на абсолютные (явления, возникновение и развитие которых не зависят от воли человека: наводнение, землетрясение, ураган, истечение времени) и относительные (явления, которые возникают в результате действий лица, но развиваются независимо от этих действий: наступление смерти в результате причинения телесных повреждений.) Отсюда можно сделать вывод, что события отличаются от действий не столько по характеру их происхождения, сколько по характеру развития процесса этих явлений. События приобретают юридическое значение, потому что с их наступлением закон связывает определенные юридические последствия. Особо хотелось бы обратить внимание на возникновение, изменение и прекращение гражданских правоотношений в зависимости от наступления или истечения срока. Сроками называются отрезки времени, имеющие свое начало, установленную продолжительность течения и окончания. Он не является особым юридическим фактом, наряду с событием или действием. Срок относится к относительным событиям, поскольку, говоря о них, нельзя отрицать деятельности людей. Они являются волевыми по происхождению, поскольку устанавливаются нормами гражданского законодательства, соглашением сторон, судом.

Юридические факты

действия

события

правомерные

1. юридические акты (сделки, судебные решения, административные)

2. юридический поступок (находка, клад )

неправомерные

1. причинение вреда имуществу

2. неосновательное обогащение

абсолютные

1. наводнение

2. пожар

3. землетрясение

относительные

1. сроки

2. смерть

3. рождение

6.Правоспособность и дееспособность гражданина. С момента своего рождения и до смерти любой гражданин признается способным иметь права и нести обязанности. Это качество называется правоспособностью. Правоспособностью наделены все люди, независимо от пола, возраста, физического и психического состояния, социального статуса, уровня образования и т.д. Правоспособностью обладают и юридические лица.Правоспособность гражданина прекращается смертью, в момент, когда возврат к жизни исключен. К правовым последствиям смерти приравнено объявление гражданина умершим судом. Отсутствие гражданина в месте постоянного жительства и отсутствие сведений о месте его пребывания в течение 5 лет является основанием для объявления его умершим. Однако, если объявленный умершим на самом деле жив, он полностью правоспособен, т.к. решение суда не может прекратить правоспособность. Это качество человека неотчуждаемо.Однако не всегда человек может воспользоваться предоставленным ему правом совершать те или иные юридические действия и нести ответственность. Происходит это в силу различных обстоятельств: физическая немощь, неграмотность, нехватка времени, командировка и т.д. Способность гражданина в полном объеме своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя обязанности и исполнять их называется дееспособностью и возникает лишь с наступлением совершеннолетия, то есть с 18 лет. Она может быть достигнута гражданином и ранее: с 14-ти - 16-ти лет - при заключении трудового договора, занятии предпринимательской деятельностью или вступлении в брак. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства (с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителей) или по решению суда.Но может возникнуть обратная ситуация, когда совершеннолетний гражданин ограничивается в своей дееспособности или признается полностью недееспособным. Это происходит по решению суда при наличии доказательств того, что названное лицо злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими средствами, чем ставит свою семью в тяжелое материальное положение; или когда лицо страдает психическим расстройством и не может понимать значение своих действий и руководить ими. См. раздел Медицина - Судебно-психиатрическая экспертиза.В любом из случаев, когда гражданин не является полностью дееспособным, закон полагает, что все юридически важные действия совершаются либо его законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами) от его имени, либо с согласия законных представителей (в том числе и попечителей) самим подопечным (о законных представителях см. ниже). Причем для представления интересов своих подопечных законным представителям не требуется каких-либо специальных полномочий и документов, кроме тех, которые подтверждают их родство или иной законный статус.

7. Предпринимательская деятельность гражданина (по ГК РФ) Прежде чем перейти непосредственно к анализу предпринимательской деятельности гражданина, необходимо назвать основные признаки этой деятельности:

    1. Это самостоятельная деятельность.
    2. Это деятельность, осуществляемая на свой страх и риск.
    3. Это деятельность, направленное на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
    4. Это деятельность, осуществляемая лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в установленном законом порядке.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица только с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При нарушении этого требования в отношении заключенных при этом сделок гражданин не вправе ссылаться на отсутствие статуса индивидуального предпринимателя. Следует учитывать, что к предпринимательской деятельности гражданина применяются правила, установленные для регулирования деятельности юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, других нормативных актов и существа правоотношения. Если индивидуальный предприниматель не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, заявленных в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, то он может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда, с момента вынесения которого утрачивает юридическую силу регистрация его в качестве индивидуального предпринимателя. Необходимо отметить, что при осуществлении процедуры признания индивидуального предпринимателя банкротом его кредиторы вправе предъявить к нему требования, не связанные с осуществлением им своей предпринимательской деятельности. Такие требования кредиторов, не заявленные ими в вышеуказанном порядке, сохраняют силу и после завершения процедуры банкротства индивидуального предпринимателя. В случае признания индивидуального предпринимателя банкротом требования кредиторов удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества в следующей очередности:

    1. требования граждан, перед которыми индивидуальный предприниматель несет ответственность за причинения вреда жизни или здоровью, посредством капитализации повременных платежей, и требования о взыскании алиментов;
    2. выплата выходных пособий и оплата труда лиц, работающих по трудовому договору, в том числе и по контракту, а также вознаграждения по авторским договорам;
    3. требования кредиторов, обеспеченные залогом принадлежащего индивидуальному предпринимателю имущества;
    4. задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
    5. выплата другим кредиторам по закону.

Если индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, завершил расчеты со своими кредиторами, то он освобождается от выполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании его банкротом. Однако, надо иметь в виду, что сохраняют силу требования граждан, перед которыми индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также иные требования личного характера.

8.Опека. Попечительство. Патронаж

Каждый гражданин независимо от возраста и состояния здоровья обладает правоспособностью, т.е. способен иметь права и обязанности. Но не все граждане способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у этих граждан дееспособности и защиты их прав и интересов, используется институт опеки и попечительства, которые являются одной из форм осуществления государственной защиты личности. До 1994 г. вопросы ОиП регулировались семейным законодательством. При этом признавалось, что ОиП тесно связана с институтами ГЗ о правоспособности и дееспособности граждан, в связи с чем должна рассматриваться наукой ГП. ОиП можно считать смешанным институтом ГП, СП и АП (контроль МА за ОиП). Это положение закреплено и в действующем законодательстве: ГК содержит нормы об ОиП (ст.30-40); СК регулирует воспитание несовершеннолетних состоящих под ОиП (п.1 ст.150) и т.д. Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (п.1 ст.32). Сущность О состоит в том, что вместо названных лиц все права и обязанности осуществляет специально назначенное лицо – опекун. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и полностью заменяют подопечных в имущественных отношениях: совершают от их имени и в их интересах сделки; выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с другими лицами, в т.ч. в судах. Опекун действует от имени подопечного (подопечных) без специального полномочия, на основании удостоверения либо решения выданного органом ОиП. Попечительство отличается от опеки содержанием обязанностей, которые закон возлагает на опекунов и попечителей. Попечительство устанавливается над гражданами, которые частично дееспособны – несовершеннолетние в возрасте 14-18 лет и граждане, ограниченные судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или НС (п.1 ст.33). Попечительство состоит в том, что специально назначенное лицо – попечитель, помогает частично дееспособному либо ограниченно дееспособному лицу осуществлять принадлежащие им права и исполнять обязанности своими советами, а также давая свое согласие или запрещая совершение этими лицами сделок и иных юридических действий. Попечитель не заменяет полностью лицо, над которым установлено попечительство, а лишь помогает ему принимать разумные решения и охраняет их от злоупотребления со стороны 3 лиц.
Органы ОиП находятся в ведении ОМСУ. Наиболее важные вопросы решает непосредственно глава районной, городской или районной в городе администрации по МЖ лиц, подлежащих ОиП, или по МЖ опекуна (попечителя). Глава администрации принимает решение об установлении О (П) на основании соответствующего решения суда и издает постановление о назначении конкретного гражданина О (П). Выполнение остальных фуекций в области ОиП возлагается на соответствующие отделы (управления) ОМСУ: О(У)НО, О(У)ЗО, О(У)СЗН. Органы ОиП подбирают лиц для назначения О(П); осуществляют надзор над их деятельностью; оказывают О(П) помощь и содействие; рассматривают жалобы на неправильные действия О(П); дают разрешение ОиП на совершение (дачу согласия) на совершение определенных сделок (по отчуждению имущества подопечного (обмен, дарение, наем (аренда), залог); сделок, влекущих отказ подопечного от принадлежащих ему прав или уменьшение имущества подопечного) и т.д. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние и дееспособные граждане. Не могут назначаться ОиП лица приобретшие полную дееспособность по эмансипации, граждане чья дееспособность ограничена судом, граждане лишенные родительских прав. Повышенные требования предъявляются к О(П) детей, которые устанавливаются СК РФ. При назначении О(П) учитываются отношения между ним и лицом, нуждаемся в О(П), а если это возможно и желание подопечного. ОиП гражданин может быть назначен только с его согласия (принцип добровольности), а также при письменном согласии его супруги и совершеннолетних членов семьи, если обязанности О(П) принимает на себя семейный человек. До назначения (срок 1 месяц) О(П) их функции осуществляет орган ОиП.
Обязанность О(П) почетная и выполняется безвозмездно. Источником расходов на содержание подопечного являются полагающиеся им пенсии, пособия, иные социальные выплаты, алименты, доходы от управления имуществом и т.д. Освобождение О(П) в силу определенных объективных обстоятельств, по достижению малолетним 14 (18 - П) лет, возвращение родителям, усыновление, помещение в специальное учреждение и по иным основаниям. Патронаж (ст.41) – специальная форма обеспечения интересов совершеннолетних и полностью дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои прав и исполнять свои обязанности (больные, не способные передвигаться и обслуживать себя, лица с тяжелыми увечьями, престарелые и т.д.). Орган ОиП может назначить ему помощника, который принимает на себя обязанность оказывать подопечному регулярную помощь.

9.Признание безвестно отсутствующим и объявление умершим Отсутствие гражданина в месте своего постоянного жительства может создать неопределенность в гражданских и иных правоотношениях. Поэтому, если гражданин отсутствует в месте его постоянного жительства и в течение года нет сведений о том, где он пребывает, он может быть признан судом безвестно отсутствующим. Сущность признания лица безвестно отсутствующим состоит в том, что происходит официальная констатация того факта, что в настоящий момент неизвестно, живо данное лицо или нет, где оно находится. Такая констатация осуществляется решением суда. При этом необходимо установить, что:

гражданин отсутствует в месте своего постоянного жительства не менее 1 года;

никто не может сказать, где гражданин находится, и о нем нет никаких сведений;

принимались меры к установлению местонахождения гражданина, но результатов не дали.

Исчисление годового срока производится со дня получения последних сведений об отсутствующем, а если этот день установить невозможно, то с первого числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — с 1 января следующего года. Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет за собой ряд правовых последствий, имеющих целью временно ликвидировать неопределенность в тех гражданских и семейных правоотношениях, участником которых он является. Прежде всего, над имуществом безвестно отсутствующего назначается опека. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего. Оставшийся супруг безвестно отсутствующего вправе требовать расторжения с ним брака в органах загса. В случае явки или обнаружения безвестно отсутствующего суд отменяет свое решение о признании безвестно отсутствующим, на основании этого решения опека отменяется, а брак может быть восстановлен по совместному заявлению супругов. Не восстанавливаются лишь те правоотношения, которые были прекращены на основе ранее вынесенного решения. Суд может объявить гражданина умершим, если в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет. Для объявления лица умершим предварительного признания его безвестно отсутствующим не требуется.

При наличии обстоятельств, дающих основания предполагать гибель отсутствующего от определенного несчастного случая (кораблекрушение, авария самолета и т. п.), гражданин может быть объявлен умершим по истечении шести месяцев со дня несчастного случая. Применение такого сокращенного срока для объявления лица умершим требует веских доказательств. Особые правила установлены для объявления умершими военнослужащих и иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями. Эти лица могут быть объявлены умершими не ранее, чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Случаи объявления лица умершим следует отграничивать от установления факта смерти. В первом случае смерть гражданина предполагается и датой его смерти считается либо день вступления решения суда в законную силу, либо день предполагаемой гибели гражданина. Во втором случае смерть гражданина определенно имела место, но по каким-либо причинам не была зарегистрирована органами загса, и датой смерти его считается день фактической смерти, установленный судом. Объявление безвестно отсутствующего гражданина умершим не влечет за собой прекращения его право и дееспособности, поскольку фактически он может находиться в живых и в месте пребывания совершать всевозможные сделки. Но там, где гражданин объявлен умершим, возникают те же последствия, что и в случае смерти гражданина: открывается наследство, его брак прекращается без специального оформления, прекращаются все личные обязательства объявленного умершим. В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет ранее вынесенное решение. Независимо от того, сколько времени прошло со дня объявления умершим, явившийся гражданин вправе требовать от наследников и других лиц, к которым имущество перешло безвозмездно, возврата всего сохранившегося имущества. Лица, к которым имущество объявленного умершим перешло по возмездным сделкам (например, купли-продажи, мены), обязаны возвратить это имущество, если доказано, что приобретая имущество, они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых. В тех случаях, когда имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по праву наследования к государству и было реализовано, после отмены решения об объявлении гражданина умершим ему возвращается сумма, вырученная от реализации имущества.

10. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

К признакам юридического лица относятся: организационное единство; имущественная обособленность; самостоятельность участия в гражданском обороте; самостоятельность имущественной ответственности; самостоятельное участие в судопроизводстве.

В зависимости от цели деятельности, для достижения которой они созданы, юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие.

Коммерческие организации - юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Перечень коммерческих организаций исчерпывающим образом определен в ГК РФ (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Некоммерческие организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Так, соответствующими федеральными законами предусматривается создание таких некоммерческих организаций, как политические партии, профсоюзы <*>. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Юридические лица классифицируются в зависимости от степени имущественной самостоятельности. Хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения, благотворительные и иные фонды обладают имуществом на праве собственности. Государственным и муниципальным унитарным предприятиям, а также финансируемым собственником учреждениям имущество передается (закрепляется) собственником на ограниченном вещном праве. Государственные и муниципальные унитарные предприятия владеют имуществом на праве хозяйственного ведения, а учреждения и казенные предприятия - на праве оперативного управления.

В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь: обязательственные права в отношении этого юридического лица, вещные права на его имущество либо не иметь прав на имущество юридического лица. Обязательственные права на имущество юридического лица имеют учредители (участники) хозяйственных товариществ и обществ, пайщики производственных и потребительских кооперативов. Правом собственности или иным вещным правом на имущество юридического лица обладают учредители государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также финансируемых собственником учреждений. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью (ст. 49 ГК РФ) и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.

Унитарные предприятия <*>, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ.

Учредительные документы юридических лиц - это уставы, либо учредительные договоры и уставы, либо только учредительные договоры. В случаях, предусмотренных законом, некоммерческие организации могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида (п. 1 ст. 52 ГК РФ).

Устав является учредительным документом для:

1) открытых и закрытых акционерных обществ;

2) обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью, если таковые учреждаются одним лицом;

3) государственных и муниципальных унитарных предприятий;

4) казенных предприятий;

5) учреждений;

6) производственных кооперативов;

7) потребительских кооперативов (в том числе жилищно-строительных);

8) товариществ собственников жилья;

9) общественных организаций;

10) политических партий.

Устав и учредительный договор являются учредительным документом для:

1) обществ с ограниченной ответственностью, если таковые учреждаются двумя и более лицами;

2) обществ с дополнительной ответственностью, если таковые учреждаются двумя и более лицами.

Учредительный договор является учредительным документом для:

1) полных товариществ;

2) товариществ на вере;

3) ассоциаций (союзов).

11.Учредительные документы юридического лица

Юридическое лицо действует на основании учредительных документов, предусмотренных законодательством для организационно-правовой формы, в которой данное юридическое лицо создается. Действующим законодательством предусматривается действие юридических лиц на основании устава либо договора об учреждении (создании) юридического лица и устава, либо только договора об учреждении (создании). В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.Договор об учреждении (создании) юридического лица заключается между его учредителями (участниками), а устав утверждается общим собранием учредителей (участников) организации. Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем и создается на основании единоличного решения единственного учредителя. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида (коммерческие или некоммерческие организации) и соответствующей организационно-правовой формы. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий (а в предусмотренных законом случаях и в учредительных документах других коммерческих организаций) должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным. В договоре об учреждении (создании) юридического лица учредителями прописывается положение о том, что они обязуются создать юридическое лицо, в нем определяется порядок ведения совместной деятельности по созданию юридического лица, условия распоряжения имуществом предприятия и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава. Для отдельных организационно-правовых форм коммерческих организаций новым законодательством, вступившим в силу с 1 июля 2009 года, установлен ряд сведений, которые должен включать в себя договор об учреждении помимо названных пунктов. Так, для Обществ с ограниченной ответственностью с 1 июля 2009 года договор об учреждении ООО включает ряд сведений, ранее содержащихся в уставе ООО и теперь из него исключенных: о размере и номинальной стоимости долей участников в уставном капитале ООО, а также о дате их оплаты участниками. Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, – с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.