Реферат: Анализ финансового состояния коммерческого банка 3

Название: Анализ финансового состояния коммерческого банка 3
Раздел: Рефераты по банковскому делу
Тип: реферат

СОДЕРЖАНИЕ

1. О БАНКЕ .. 2

1.1. Банк сегодня . 2

1.2. История Банка . 3

1.3. Организационная структура . 4

2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ... 5

2.1. Факторы внешнего окружения . 5

2.2. Компоненты непосредственного окружения . 6

3. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ... 8

3.1. Персонал Банка . 8

3.2. Организационная структура . 10

3.3. Маркетинговая стратегия Банка . 10

3.3. Финансовое состояние Банка . 13

4. SWOT-АНАЛИЗ . 14

4.1. SWOT-анализ Сбербанка России . 14

4.2. Рекомендации с учетом SWOT-анализа . 15

5. КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА .. 16

6. АНАЛИЗ 5 КОНКУРЕНТНЫХ СИЛ ПОРТЕРА .. 16

1. О БАНКЕ

1.1. Банк сегодня

Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны, а доля в банковском капитале находится на уровне 30%. По данным журнала The Banker (1 июля 2009 г.), Сбербанк занимал 38 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира.

Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня – современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию на 1 июня 2009 г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 50,5%, а его кредитный портфель соответствовал более 30% всех выданных в стране займов.

Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 17 территориальных банков и более 19 490 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Республике Казахстан и на Украине. Также планируется создание дочерней структуры на территории Республики Беларусь. Сбербанк нацелен занять 5% долю на рынке банковских услуг этих стран. В соответствии с новой стратегией, Сбербанк России планирует расширить свое международное присутствие, выйдя на рынках Китая и Индии. В целом планируется увеличить долю чистой прибыли, полученной за пределами России, до 5% к 2014 г.

Рассматривая международный вектор как важнейшую составляющую стратегии своего развития, Сбербанк России осуществляет казначейские операции на международном рынке и операции торгового финансирования, поддерживает корреспондентские отношения с более чем 220 ведущими банками мира и участвует в деятельности ряда авторитетных международных организаций, представляющих интересы мирового банковского сообщества. Активная позиция и международный авторитет позволяют Сбербанку России наиболее полно удовлетворять внешнеэкономические запросы своих клиентов, привлекать на выгодных условиях ресурсы с мировых финансовых рынков и соответствовать лучшей практике, принятой в международном банковском сообществе.

Акции Сбербанка России котируются на российских биржевых площадках ММВБ и РТС с 1996 г. В марте 2007 г. Банк разместил дополнительный выпуск обыкновенных акций, в результате чего, уставный капитал, увеличившись на 12%, составил 67 760 844 000 руб. Средний дневной объем торгов акциями Сбербанка составляет 40% объема торгов на ММВБ.

Учредитель и основной акционер Банка – Центральный банк Российской Федерации (Банк России) . По состоянию на 8 мая 2009 г., ему принадлежит 60,25 % голосующих акций и 57,58% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 273 тысяч юридических и физических лиц. Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала Сбербанка России (более 24%) свидетельствует о его инвестиционной привлекательности.

Надежность и безупречная репутация Сбербанка России подтверждаются высокими рейтингами ведущих рейтинговых агентств. Агентством Fitch Ratings Сбербанку России присвоен долгосрочный рейтинг дефолта в иностранной валюте “BBB”, агентством Moody’s Investors Service – долгосрочный рейтинг депозитов в иностранной валюте “Baa1”. Кроме того, агентство Moody’s присвоило Банку наивысший рейтинг по национальной шкале.

В октябре 2008 г. Сбербанком была принята новая стратегия развития на период до 2014 г., в рамках которой Банк нацелен на дальнейшее развитие своих конкурентных преимуществ и создание новых областей роста. Совершенствование системы управления рисками, оптимизация расходов и реализация инициатив, направленных на повышение эффективности деятельности, позволят Сбербанку России доказать свою устойчивость в текущих условиях нестабильности на глобальных финансовых рынках, сохранить лидерство в российской финансовой системе и стать одной из лучших мировых кредитных организаций.

1.2. История Банка

ОАО «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации» ведет свою историю с середины XIX века. Годом основания старейшего банка страны считается 1841 год, когда император Николай I одобрил устав сберегательных касс и повелел учредить сберегательные кассы при Петербургской и Московской сохранных казнах. Кассы эти создавались «для приема небольших сумм на сохранение с приращением процентов, для доставления чрез то недостаточным всякого звания людям средств к сбережению, верным и выгодным образом, малых остатков от расходов, в запас на будущие надобности». Уставом был установлен размер вкладов, принимаемых за один раз (от 50 копеек до 10 рублей), процентная ставка по вкладу – 4% годовых. На внесенные деньги вкладчику выдавалась сберегательная книжка – «удостоверение из нескольких листов особо приготовленной бумаги, с внутренними знаками, печатным нумером и штемпелем Сберегательной кассы». За сохранность денег отвечало государство. В 1862г. общее управление сберегательными кассами было возложено на государственный банк под наблюдением Министерства финансов.

После отмены крепостного права в 1861 году и проведения ряда либеральных реформ развитие сберегательного дела в России стало набирать обороты. За 30 лет – с 1865-го по 1895 годы – число касс увеличилось с 47 до 3875, а количество сберегательных книжек – с 70 000 штук до 2 миллионов.

1 июня 1895 года был принят новый устав сберегательных касс, который гарантировал тайну вкладов. Появились новые виды вкладов: на детей до их совершеннолетия, на погребение и другие. Новый устав упростил правила учреждения сберегательных касс, что привело к резкому увеличению их числа.

Бурные потрясения, которые Россия переживала в начале XX века: Первая мировая война, революция, Гражданская война, – не смогли замедлить развитие сберегательного дела.

С переходом к НЭПу началось реформирование сберегательного дела. 26 декабря 1922 года было принято постановление об учреждении государственных трудовых сберегательных касс. Сберкассы начали развивать новые направления деятельности: они выпускали собственные заемные обязательства (сертификаты), проводили операции с процентными бумагами, осуществляли денежные переводы.

Во время Великой Отечественной войны сберегательные кассы занимались размещением государственных займов и организацией денежно-вещевых лотерей. Это позволяло привлечь денежные средства населения и сформировать дополнительный фонд для покрытия военных расходов.

В 50-80-е годы развитие сберегательного дела продолжалось. За 35 послевоенных лет почти вдвое (с 40,4 до 78,8 тысяч) выросла сеть сберегательных учреждений, количество счетов увеличилось в 12 раз, а сумма вкладов – в 100 раз. А в 1987 году в рамках перестроечных реформ система Государственных трудовых сберегательных касс СССР была реорганизована, а вместо нее образован Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР – Сберегательный банк СССР, государственный специализированный банк по обслуживанию населения и юридических лиц.

Так начался новейший этап истории Сбербанка России. Уже в 1989 году в Дзержинском отделении Банка на Олимпийском проспекте в Москве был открыт первый банкомат. В том же году Сбербанк стал членом Всемирного института сберегательных банков. А после распада СССР только Сбербанк России продолжил свою деятельность; сберегательные банки в бывших союзных республиках либо полностью прекратили свое существование, либо заняли второстепенное положение в банковской системе своих стран.

В качестве акционерного общества открытого типа Сберегательный банк РФ (Сбербанк России) был создан 20 июня 1991г. В начале 90-х годов руководство Центрального банка РФ добивалось усиления контроля над Сбербанком. В 90-х гг. сменилось два руководителя Сбербанка: в мае 1993г. глава ЦБ РФ Виктор Геращенко добился отставки председателя правления банка Павла Жихарева, а в январе 1996г ушел Олег Яшин. Руководство Центробанка выдвинуло на освободившийся пост Андрея Казьмина, прежде заместитель министра финансов, который вступил в должность 23 января 1996г и проработал в Сбербанке 12 лет.

В 1997г. Сбербанк впервые привлек крупнейший для российского банковского сектора синдицированный кредит от западных банков на 225 млн долл. Тогда же международное рейтинговое агентство Fitch присвоило ему официальный рейтинг.

По окончании финансового кризиса 1998г. Сбербанк изменил структуру размещения средств, направив свою деятельность в реальный сектор экономики с рынка ГКО. К началу 1999г. 50% средств его кредитного портфеля приходилось на промышленность и строительство. Впоследствии, в посткризисный период доля отраслей реальной экономики в кредитном портфеле Сбербанка повысилась – с 55 до 90%. Объем инвестиционных кредитов к началу 2001г. составил 35 млрд руб. В 2000г. банк провел преобразование своей филиальной сети: 71 территориальный банк Сбербанка был преобразован в 17.

В начале 2000-х годов у Сбербанка возник конфликт с миноритарными акционерами, интересы которых представлял британский инвестиционный фонд Hermitage Capital Management. Проведя исследование эффективности деятельности банка, фонд пришел к выводу о том, что структура затрат банка неконкурентна, а выдаваемые кредиты убыточны. В марте 2001г. и в апреле 2002г. представитель Hermitage в совете директоров Сбербанка Вадим Клейнер пытался инициировать отставку А.Казьмина, однако поставить этот вопрос на собрании акционеров не удалось, и глава Сбербанка вновь переизбирался на свой пост.

В октябре 2007г. на позицию президента банка наблюдательный совет выдвинул Германа Грефа, на тот момент покинувшего пост министра экономического развития и торговли РФ. После выдвижения кандидатуры Г.Грефа А.Казьмин и еще ряд топ-менеджеров продали принадлежащие им акции Сбербанка, выразив таким образом свое нежелание работать с новым руководителем. В конце ноября экс-министр был официально избран президентом собранием акционеров банка. После его избрания пять ключевых топ-менеджеров из команды А.Казьмина (Алла Алешкина, Ирина Бохан, Александр Бринза, Андрей Манойло и Андрей Погодин) ушли из банка. А.Казьмин перешел на работу во ФГУП «Почта России».

1.3. Организационная структура

В марте 2009 г. наблюдательный совет Сбербанка сократил количество членов правления. Теперь в правление Сбербанка входит не 25 человек, а всего 14 человек.

Возглавляет Правление Банка Президент, Председатель Правления Банка – Герман Оскарович Греф.

6 Заместителей Председателя Правления Банка: Говорунов Александр Николаевич, Давыдов Дмитрий Юрьевич, Златкис Белла Ильинична, Карамзин Антон Александрович, Королев Евгений Арефьевич и Салонен Илкка Сеппо.

Должность Члена Правления Банка, старшего вице-президента Банка имеют 4 человека: Бугров Денис Андреевич, Канович Ольга Николаевна, Кузнецов Станислав Константинович и Орловский Виктор Михайлович.

Член Правления Банка, директор Управления корпоративных клиентов – Базаров Александр Владимирович.

Член Правления Банка, директор Казначейства – Голиков Андрей Федорович.

Член Правления Банка, директор Финансового управления – Морозов Александр Владимирович.

2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

2.1. Факторы внешнего окружения

Следует рассматривать следующие факторы или сферы внешней среды:· экономическая;· социальная;· технологическая;· политическая;· правовая.Совокупное действие всех факторов внешней среды формирует уровень ее нестабильности и определяет целесообразность и направленность оперативного вмешательства в происходящие процессы.Социальные факторы непосредственно оказывают влияние на реализацию стратегии развития банковского сектора. Увеличение реальных денежных доходов населения и социальных выплат малообеспеченным слоям населения в конечном итоге определяет динамику развития рынка розничных кредитов и депозитов. Но стоит отметить, что россиянам в принципе чужда западная черта “жить в кредит”. Этот фактор существенно тормозит развитие рынка розничных кредитов. Кроме того, если брать во внимание мировой финансовый кризис, то можно сказать, что доля предоставления банковских продуктов как юридическим, так и физическим лицам существенно снизилась по сравнению с предыдущими годами. Экономические факторы. Прежде всего, стоит отметить острую проблему финансового кризиса и как следствие недостаток ликвидности в экономике и риск увеличения кредитных рисков по мере замедления темпов экономического роста. На этом фоне Сбербанку следует совершенствовать системы управления рисками, а также механизмы и процедуры взыскания проблемной задолженности. Кроме того, стоит отметить усиление конкуренции на российском финансовом рынке. Это связано как с приходом на рынок иностранных банков, которые в итоге принесут с собой новые и более совершенные методы работы, так и с процессом консолидации рынка, которые неизбежно ускорятся в результате финансового кризиса. Сбербанк обязан использовать создаваемую финансовым кризисом “конкурентную передышку”, для того чтобы в среднесрочной перспективе эффективно противостоять интенсивной конкуренции.

Технологические факторы. Банки и высокие технологии – два понятия, неразрывно связанные между собой. Легко формализуемые финансовые операции – идеальная почва для использования ИT-систем. Очевидно, что предела в совершенствовании технологической инфраструктуры банков не существует. В настоящее время развиваются электронные технологии проведения платежей, Интернет-банкинг (управления банковским счетом через Интернет), динамично развивается рынок банковских карт.

Политические факторы. Развитие банковского сектора всецело зависит от стабильности политической обстановки. Правительство РФ в настоящее время предпринимает ряд мер для стабилизации ситуации на финансовом рынке. Стоит отметить, что финансовый сектор в России недостаточно развит. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования - меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными. В настоящее время со стороны правительства РФ предпринимаются шаги по повышению эффективности банковского и финансового регулирования. Это будет способствовать повышению доступности финансово-кредитных услуг, формированию устойчивого финансового рынка. Правительство совместно с Банком России реализует меры по рефинансированию банковской системы с тем, чтобы финансовые средства доходили до конкретных предприятий. Кроме того, предпринимаются меры по развитию промышленности, стимулированию малого и среднего бизнеса, социальная поддержка населения, расширение инвестиционной деятельности – всё это создаёт предпосылки для расширения и совершенствования банковской сектора.

Комплекс мер по поддержке кредитно-финансового сектора, осуществляется на уровне регионов и в целом по стране, что определяет возможности развития банковского сектора.

Правовое регулирование. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом “О банках и банковской деятельности”, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

В настоящее время в связи с кризисной ситуацией усилен контроль за работой органов управления банков, получивших средства государственной поддержки, включая субординированные кредиты.

Банку России предоставлено право заключать с банками соглашения, в соответствии с которыми Банк России компенсирует им часть убытков по кредитам, выданным организациям, у которых отозвана банковская лицензия.

2.2. Компоненты непосредственного окружения

Анализ клиентов.

В Сбербанке наблюдается четкая сегментация клиентов на: частных лиц, малый бизнес, корпоративных клиентов и финансовые организации.

Частным лицам Банк предлагает программы жилищного кредитования, кредиты на покупку автомобиля и получение образования, различные виды потребительских кредитов на удобный срок. Также Банк предлагает частным лицам выгодные условия по срочным вкладам в рублях и иностранной валюте, а также специальные виды вкладов для пенсионеров.

Малому бизнесу Банк предлагает различные виды финансирования: овердрафтное кредитование, а также краткосрочные кредиты на различные цели — пополнение и приобретение основных средств, финансирование расходов компании. Также предлагается широкий спектр банковских услуг: открытие счетов, проведение наличных и безналичных операций по счетам, в том числе с использованием дистанционного обслуживания, сопровождение ВЭД, размещение свободных средств в депозиты и ценные бумаги Банка.

Для корпоративных клиентов Банк предлагает различные виды кредитования, учитывающие особенности бизнеса и финансовые возможности заемщика. Кроме того, Банк предлагает реализацию зарплатных проектов, выпуск и обслуживание корпоративных карт для сотрудников компании, а также организацию эквайринга для предприятий торгово-сервисного обслуживания.

Финансовым организациям предлагается открытие счетов в рублях и иностранной валюте, обезличенных металлических счетов для осуществления клиентских и межбанковских платежей, а также другие услуги в рамках сотрудничества с банками-респондентами. Сбербанк предлагает банкам-резидентам и нерезидентам проведение конверсионных операций. Также предлагается банкам-резидентам и нерезидентам проведение депозитных операций, а также заключение депозитных сделок в режиме бронирования средств на счетах лоро.

Анализ поставщиков.

Сбербанк является крупнейшим и наиболее значимым банком, имеющим надежную репутацию. Соответственно, Банк сотрудничает с лучшими компаниями-поставщиками. Для этого руководство Сбербанка России устраивает множество тендеров на определение лучших и надежных поставщиков на выполнение различных работ. Так, например, в Конкурсе по выбору поставщиков в учреждения Сбербанка России ОАО многофункциональных устройств (МФУ) победили компании ООО «УСП Компьюлинк» (поставщик оборудования Lexmark) и Дистрибьютерская компания МИКС (поставщик оборудования Xerox). Компания ООО «ТЕХСТРОЙ» стала победителем Конкурса по выбору подрядной компании для выполнения работ по ремонту. По итогам Конкурса ЗАО «Би-Эй-Си» теперь предоставляет поставку, монтаж, ввод в эксплуатацию и последующую поддержку оборудования SAN HP Invent для модернизации существующей сети хранения данных (SAN) центрального аппарата Сбербанка России.

Анализ конкурентов.

В этой части речь пойдёт о конкурентах Сбербанка, в числе которых мы выделили ВТБ, Банк Сосьете Женераль Восток и Кредит Европа Банк. Последние 2 банка нельзя назвать сильными конкурентами Сбербанка в России, но они представляют конкурентную опасность в перспективе, так как имеют огромную поддержку со стороны Запада и вероятность вливания финансовых средств и дальнейшего развития. По нашему мнению, дочерние банки крупнейших иностранных кредитных организаций, да и сами материнские банки, которые активно кредитуют крупнейшую российскую клиентуру, представляют конкурентную угрозу Сбербанку.

Что касается Банка Сосьете Женераль Восток, он входит в группу Сосьете Женераль, которая является одной из крупнейших финансовых групп в Еврозоне. С 1993 года BSGV работал как инвестиционный банк и обслуживал корпоративных клиентов, в число которых вошли представительства, совместные предприятия французских и других европейских компаний, работающих в России, а также крупные международные корпорации. За время своей работы в России BSGV существенно расширил свой портфель клиентов, установив тесное сотрудничество с крупнейшими российскими предприятиями-экспортерами. В 2003 году BSGV начал обслуживать частных клиентов, став, таким образом, универсальным банком. В эти же годы было создано дочернее предприятие BSGV Leasing. BSGV входит в Топ 20 крупнейших российских банков (по данным РБК Рейтинг на 1 марта 2009 г.) и занимает 9 место в рейтинге самых надежных российских банков по версии Forbes (март 2009 г.). Размер активов банка - 220,4 млрд. рублей, капитала - 8,5 млрд. рублей (по данным на 1 января 2009 г.). Данный банк представляет конкурентную угрозу Сбербанку, так как наблюдается положительная динамика развития банка – за 15 лет успешной работы BSGV занял прочное место на российском рынке, завоевав доверие многочисленных клиентов, по достоинству оценивших профессионализм и качество предоставляемых Банком услуг. На сегодняшний день в BSGV работает около 2300 сотрудников. Банк представлен в 17 городах России и имеет 70 отделений. Материнская для банка французская финансовая группа Сосьете Женераль, по данным журнала The Banker, занимает 11-е место в мире по размеру активов и 27-е по капиталу первого уровня. По итогам 2008 года ее активы составляли 1,578 трлн долларов, капитал первого уровня — 31,821 млрд долларов.

Что касается банка Кредит Европа Банк, он занял 5е место в рейтинге РБК “Топ 500 прибыльных банков в 1м полугодии 2009”. Сбербанк в данном рейтинге занимает 3е место. Кредит Европа Банк входит в Международную финансовую группу FIBA Group, основанную в 1987 г. Группа представлена сетью кредитных и финансовых учреждений в странах Западной и Восточной Европы: Турция, Мальта, Россия, Голландия, Германия, Бельгия, Швейцария, Румыния, Китай, Дубаи, Украина, Франция и Ирландия. Кредит Европа Банк работает на российском рынке более 12 лет, динамично растет и развивается. На сегодняшний день количество корпоративных клиентов, обслуживающихся в банке, превышает 1.500, предприятий малого и среднего бизнеса – 6000, а число физических лиц более 2.5 млн. человек. Если рассматривать материнскую для банка финансовую группу FIBA, капитал Группы достиг 4 млрд. долларов США, Чистая прибыль составила 178 млн. долларов США (по итогам 2008 г.).

Что касается банка ВТБ, он входит в финансовую группу ВТБ, предоставляют широкий диапазон финансовых услуг и продуктов в 18 странах трех частей света (Европа, Азия и Африка). ВТБ – один из ведущих кредиторов российской экономики. Размер корпоративного кредитного портфеля банка на 1 июля 2009 года превысил 1 476 млрд рублей. Кредитные вложения в предприятия строительной отрасли, металлургии, машиностроения и торговли, а также топливно-энергетического комплекса занимают наибольший удельный вес в портфеле Банка. На 1 июля 2009 года размер собственных средств ВТБ составил 365 млрд рублей, объем активов – 2 688 млрд рублей. Стратегическая задача банка ВТБ – его преобразование в универсальный банк европейского уровня и укрепление конкурентных позиций на российском рынке банковских услуг. ВТБ уделяет много внимания развитию комплекса розничного обслуживания. В этих целях в августе 2005 года начал свою работу дочерний банк группы ВТБ – ВТБ24, который осуществляет обслуживание населения и предприятий малого бизнеса. ВТБ24 предлагает полный спектр розничных услуг. Он продолжает реализацию важнейших и социально значимых программ ВТБ: ипотечное жилищное кредитование и поддержка малого бизнеса.

Анализ рынка рабочей силы.

Если говорить о тенденциях на рынке труда в банковской сфере, то процессы, протекающие в конце 2008 – начале 2009 года, а именно резкий спад спроса на банковских сотрудников, был обусловлен двумя факторами: с одной стороны – существенным сокращением операций в таком секторе, как потребительское кредитование, что связано с экономической ситуацией, с другой – сокращением неэффективных подразделений банков, реструктуризацией или санкцией банков, оказавшихся неспособными эффективно работать в новых условиях. Большинство банков осуществило политику оптимизации кадрового состава за счет сокращения ненужных в данной экономической ситуации функций и направлений работы банка. Наблюдалось резкое перенасыщение рынка рабочей силы в данном секторе.

Сейчас ситуация в банковском секторе немного стабилизировалась и соответственно ситуация на рынке труда банковских работников тоже. Но ужесточились критерии найма банковских служащих. В условиях, переизбытка кадров, работу получают высококвалифицированные специалисты, люди, способные к самообучению и адаптации в новой ситуации. Главным критерием сегодня является высокий уровень квалификации персонала – опыт работы, опыт общения с клиентами, опыт результативных продаж банковских продуктов.

  1. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ

3.1. Персонал Банка

Как уже отмечалось, на сегодняшний день Сбербанк является абсолютным лидером российской банковской системы. По своим рыночным позициям, по объему активов и капитала, по своим финансовым результатам и масштабам инфраструктуры Банк в несколько раз превосходит своих ближайших конкурентов. Но в то же время работа Банка на сегодняшний день имеет и ряд недостатков, связанных в основном с недостаточной налаженностью работы сотрудников, а иногда и недостаточной квалифицированностью.

К недостаткам можно отнести:

· низкая эффективность использования двух важнейших конкурентных преимуществ Банка: сбытовой сети и клиентской базы, что связано с недостаточной организацией клиентской работы и неразвитыми навыками и системами продаж и обслуживания.

· низкое качество обслуживания с точки зрения скорости принятия решений, сложности процессов и процедур, уровня общения и взаимодействия между Банком и клиентом, а также удобства и функциональности филиалов Банка. По мнению клиентов, Банк существенно отстает по уровню обслуживания от основных конкурентов;

· исключительно низкий уровень производительности труда. Основные причины этого: излишняя громоздкость и сложность бизнес-процессов, низкий уровень специализации и разделения труда; отсутствие унификации бизнес-процессов в масштабе Банка, что делает невозможным использование экономии на масштабах и внедрение современных информационных технологий; низкий уровень автоматизации и большое количество ручного труда; децентрализация операций и функций поддержки;

· слабые стороны корпоративной культуры Банка, прежде всего избыточный бюрократизм, недостаточная ответственность за итоговый результат работы Банка и качество клиентской работы, недостаточное стремление к совершенствованию и развитию.

Для устранения данных проблем руководство Банка запланировала ряд проектов, направленных на приобретение коллективом новых навыков, а также изменения менталитета, ценностных установок и корпоративной культуры.

Навыки, обучение и профессиональное развитие

Для решения вышеуказанных проблем, Банку потребуется большое количество сотрудников, обладающих навыками продаж и культурой общения с клиентами на массовом рынке, и персонал, обладающий специфическими знаниями, навыками и культурой индивидуального обслуживания (в частности, в связи с введением института клиентских менеджеров и расширением продуктовой линейки). Другим аспектом этого процесса станет усиление требований Банка к управленческим навыкам руководителей различных уровней.

Ключевой задачей является создание современной системы управления человеческими ресурсами, включающей обучение, карьерный рост, развитие навыков и самосовершенствование. Для этого Банк планирует выстроить эффективные системы планирования карьеры и профессионального роста, ротации сотрудников и управления кадровым потенциалом . Формализация перспектив, а также развитие системы оценки персонала для всех категорий сотрудников, обеспечит возможность для их самореализации, максимального использования их знаний и опыта, повышения собственного профессионального уровня и ценности на рынке труда.

Важной задачей является развитие внутри Банка существующих и формирование новых профессиональных сообществ , объединяющих специалистов разных уровней в рамках одного функционального направления (например, операционного блока), в рамках которых будут созданы возможности для профессионального общения и обмена опытом. Это создаст условия для более эффективного использования института наставничества, укрепит чувство причастности к общему делу, а также повысит престиж работы в Банке.

Следующая задача – модернизация и развитие системы обучения персонала . Будет продолжено развитие института мультипликаторов и существующей системы массового дистанционного обучения, которая будет технически модернизирована, станет комплексной и всеобъемлющей. Программы обучения будут дополнены курсами, обеспечивающими развитие не только технических, но и поведенческих навыков (например, продажи и обслуживание). Также будут подготовлены специализированные программы, поддерживающие отдельные направления преобразований (например, ПСС). Помимо системы массового обучения существенное развитие получит система обучения и профессионального развития руководителей различных уровней, реализуемая как на базе внутренних ресурсов и технологий Банка, так и с привлечением ведущих учебных заведений.

Также в 2009 году начинается реализация Сбербанком России совместно с ГУ-ВШЭ обучение целевой группы для студентов российских технических вузов по направлению «Экономика»: программы «Финансовые рынки и финансовые институты», «Корпоративные финансы», «Фондовый рынок и инвестиции». Выпускники целевой группы будут рассматриваться как приоритетные кандидаты на замещение вакантных должностей в Сбербанке России.

Система мотивации и оплаты труда

Система мотивации является важнейшим рычагом решения стоящих перед Банком задач. Ее изменения будут направлены на рост прозрачности и объективности системы оплаты труда, усиление зависимости вознаграждения от результатов работы конкретного сотрудника и углубление дифференциации в зависимости от категорий сотрудников и их личных показателей , унификации принципов материального стимулирования по всей системе Банка.

Важнейшей задачей Банка является обеспечение конкурентоспособного уровня заработной платы , который будет подкреплен постоянным ростом производительности труда сотрудников и позволит обеспечить их достойный материальный достаток.

Управление численностью персонала

Результатом предполагаемых изменений технологий и организации работы Банка станет существенный рост производительности труда и эффективности систем управления, который создаст возможности для высвобождения значительных трудовых ресурсов . Эти ресурсы будут задействованы в первую очередь для обеспечения обработки большего объема операций Банка без увеличения численности персонала, а также для улучшения качественных характеристик работы, в частности улучшения качества обслуживания и повышения объема продаж. Во многих случаях увеличение производительности труда также даст возможность оптимизировать численность персонала Банка.

3.2. Организационная структура

Как уже говорилось выше, в марте 2009 г. произошло изменение организационной структуры Банка. Данная идея была предложена руководителем Сбербанка России - Германом Грефом. После реорганизации в правление Сбербанка входит 14 человек.

Итак, президенту Банка напрямую будут подчиняться управление внутреннего контроля, ревизий и аудита, юридическое управление и управление общественных связей, в то время как ранее эти подразделения подчинялись центральному аппарату. Кроме того, новая структура предполагает подчинение Заместителям Председателя Правления Банка 11 блоков, в каждый входит по несколько управлений, находящихся прежде в подчинении у центрального аппарата. Также, Заместители Председателя Правления Банка будут курировать комитеты по предоставлению кредитов и инвестиций, по процентным ставкам и лимитам, по работе с клиентами, по информационным технологиям, по стратегии и корпоративному развитию, а также коллегию руководителей территориальных банков.

Если сравнивать эту структуру с прежней, то из нее исчезло управление учета и контроля банковских операций, появилось управление учета и контроля корпоративных операций. В блок «Стратегия и развитие» входят два новых управления: стратегического корпоративного развития и маркетинга. Появился блок «Розница и малый бизнес», куда помимо существующих управлений по работе с розничными клиентами вошло новое управление по работе с малым бизнесом и отдел развития платежной системы «Сберкарт».

Ведется постоянная работа над блоком «Международные отношения и дочерние банки». В настоящее время Сбербанк имеет дочерние банки в Казахстане и на Украине. Также планируется создание дочерней структуры на территории Республики Беларусь.

3.3. Маркетинговая стратегия Банка

Сбербанк России сегодня – современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Так, Банк сегментировал своих клиентов на четыре основные группы: частные лица, малый бизнес, корпоративные клиенты и финансовые организации.

Частным лицам Банк предлагает выгодные условия по срочным вкладам в рублях и иностранной валюте, а также специальные виды вкладов для пенсионеров. Большое количество вкладов Сбербанка России, рассчитанных на абсолютно разные группы физических лиц, говорит о том, что Банку важен каждый клиент. Банк предоставляет вклады «Депозит Сбербанка России », «Пополняемый депозит Сбербанка России » с первоначальным взносом, равным 1000 руб., 300 долл. США или 300 евро. Эти вклады имеют высокие годовые % ставки. Отличаются они возможностью пополнения вклада и увеличения процентной ставки во втором вкладе. Мультивалютный вклад имеет минимальный взнос, равный 5 рублям (5 долларов США, 5 евро), и предоставляет возможность переводить денежные средства из одного вида валют в другую (конверсия) без потери начисленного дохода. Универсальный вклад – долгосрочный вклад (5 лет) с возможностью совершения расходных операций по счету с минимальным взносом 10 руб на 0,01% годовых. Также банк предлагает и другие вклады.

Предоставление банком пенсионных вкладов, обусловлено тем, что Сбербанк России является приоритетным банком не только для Пенсионного Фонда Российской Федерации, но и для большинства частных пенсионных фондов. Кроме того, многим людям старшего возраста еще с советских времен знакомы сберкассы и сберкнижки, и они выбирают Сбербанк как безопасное место для сбережения своих накоплений. Таким образом, на сегодняшний момент Сбербанк России имеет три вида пенсионных вкладов. «Пенсионный депозит » и «Пополняемый пенсионный депозит » принимается в рублях (от 1000 рублей) на срок до 3 и до 2 лет, соответственно. По вкладу начисляется до 11,55% годовых и до 10%, соответственно. В первом случае вклад не пополняется, а во втором – пополняется, а частичное снятие денег в обоих случаях невозможно. Третий пенсионный вклад «Пенсионный-плюс Сбербанка России » – вклад под 4% годовых, по которому могут производиться любые операции, возможные по вкладам до востребования. Минимальная сумма остатка – 1 рубль.

Кредитование населения – также один из ключевых видов деятельности Сбербанка России. Ипотечный кредит Сбербанка России пользуются у клиентов большой популярностью, потому что банк постоянно развивает это кредитное направление, делая его более доступным для многих. Ипотека в Сбербанке возможна по самым различным программам, таких как: «Ипотечный», «Ипотечный+», «На недвижимость» и «Молодая семья». По программе «Молодая семья» Сбербанк предоставляет ипотечный кредит супругам, не достигшим возраста 35 лет, даже если одному из супругов до 35 лет, а другому больше. Если же у молодой семьи есть еще и ребенок, то кредит становится просто замечательным: поскольку первый взнос в этом случае может быть не 10%, а всего 5% от стоимости квартиры. Данная программа очень полезна для молодых супружеских пар, заинтересованных в приобретении недвижимости.

Также хочется отметить, что Сбербанк России занимает лидирующее положение и на рынке автокредитования. На сегодняшний день, Сбербанк предлагает довольно интересные по своим условиям и требованиям к заемщикам программы автокредитования. Связанная программа позволяет приобрести автомобиль в кредит (автокредит) непосредственно у продавца, который заключил с Банком соответствующий договор, позволяющий от своего имени оформлять клиенту кредит на покупку транспортного средства. На любую программу автокредитования Сбербанка России, срок кредитования не превышает пять лет, кроме программы с государственным субсидированием, она рассчитана на 3 года. Автокредит можно получить как в рублях, так и иностранной валюте на любой удобный срок. Дополнительное условие при получении кредита –выплата кредит должна быть осуществлена до наступления заемщика 75 лет. Автокредит с государственным субсидированием позволяет получить субсидию на оплату части процентных платежей по «Автокредиту». Кредиты предоставляются на покупку новых автомобилей отечественных и иностранных марок, произведенных на территории Российской Федерации, стоимость которых на дату заключения кредитного договора составляет не более 600 000 рублей.

Также Сбербанк предоставляет кредиты на оплату обучения на дневном, вечернем или заочном отделении среднего специального или высшего учебного заведения сроком до 11 лет.

Сбербанк России также предоставляет своим клиентам - организациям любых форм собственности, индивидуальным предпринимателям широкий спектр услуг в сфере финансирования. Так, например, Банк предлагает различные виды кредитования юридическим лицам и предпринимателям (заключившим с Банком договоры ведения банковского счета) как в рублях, так и в иностранной валюте.

Также Банк предлагает юридическим лицам услуги с использованием банковских карт международных платежных систем VISA International и MasterCard International, а также микропроцессорных карт СБЕРКАРТ, выпускаемых Сбербанком России.

Миссия Банка определяет смысл и содержание деятельности Банка, подчеркивая его важнейшую роль в экономике России. Клиенты Банка, их потребности, мечты и цели есть основа всей деятельности Банка как организации. Миссия Банка также устанавливает амбициозную цель – стать одной из лучших финансовых компаний мира - и подчеркивает, насколько важны для Сбербанка его сотрудники, и насколько реализация его целей невозможна без реализации их личных и профессиональных целей.

Высокие цели Банка достигаются командой единомышленников, которых объединяет
общая система ценностей.

Ценности Банка определяют тот набор правил, критериев и требований, которые предъявляются к каждому человеку, который является или хочет стать членом команды Банка. Эти ценности лежат в основе взаимоотношений между сотрудниками, системы управления внутри Банка, а также взаимоотношений Банка с клиентами, обществом, акционерами и инвесторами. Осознание и разделение философии и ценностей Банка принципиально важно для перехода Банка на новый качественный уровень развития.

Сбербанк для клиентов:

  • Банк, которому ценен каждый клиент
  • Банк-партнер, который ежедневно готов помочь каждому клиенту во всем, что связано с финансами
  • Банк, которому можно доверять: он финансово устойчив, в нем не обманут, в нем справедливые условия, в нем быстро и удобно обслужат, он поможет выбрать и принять оптимальное финансовое решение, исходя из интересов клиента
  • Банк, который постоянно работает и совершенствуется, чтобы радовать своих клиентов и улучшать свою работу
  • Лучший банк на рынке

Сбербанк для акционеров и инвесторов:

  • Банк, который является лидером в стране по рентабельности капитала и доходности для акционеров
  • Банк, приверженный высоким стандартам корпоративного управления, строящий свою работу на принципах открытости, прозрачности и предсказуемости
  • Банк, последовательно проводящий взвешенный, разумный и профессиональный подход к рискам
  • Банк, активно внедряющий высокие стандарты социальной ответственности

Сбербанк для общества:

  • Ведущий банк, опора финансовой системы страны, основа ее роста и благополучия
  • Активный участник экономического и социального развития каждого региона и города
  • Российский банк, активно участвующий в развитии мировой финансовой системы
  • Ответственный банк, осознающий последствия своих решений и активно инвестирующий в рост финансовой грамотности и культуры
  • Банк, в котором работают люди, с активной жизненной позицией

Для еще более продуктивного выполнения своей миссии, руководство Банка ставит перед собой новые задачи по существенному улучшению модели ведения бизнеса, формированию качественно новой технологической базы, изменению менталитета сотрудников и внедрению новых управленческих и мотивационных механизмов.

Для достижения этих целей дальнейшее развитие Банка будет сфокусировано на четырех основных направлениях преобразований, которые предполагают значимые изменения во всех областях его деятельности:

  1. Максимальная ориентация на клиента. Банк будет стремиться удовлетворить максимальный объем потребностей в финансовых услугах каждого своего клиента и тем самым максимизировать свои доходы от каждого набора клиентских отношений.
  2. Перестройка процессов и систем и их перевод на новую «промышленную» основу с целью повышения уровня управляемости и масштабируемости, снижения затраты, улучшения качества обслуживания клиентов и более эффективного управления кредитными и другими видами рисков.
  3. Повышение эффективности, управляемости и качества работы посредством вовлечения, как рядовых сотрудников, так и руководителей Банка в каждодневный процесс улучшения его работы, дать сотрудникам почувствовать себя активными участниками процесса развития Банка, а не просто пассивными исполнителями.
  4. Осознавая важность и приоритет российского рынка банковских услуг для развития бизнеса, Банк ставит перед собой задачу стать значимым участником мировой финансовой системы, поэтому выделяет развитие операций на международных рынках как одно из приоритетных направлений.

3.3. Финансовое состояние Банка

Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны, а доля в банковском капитале находится на уровне 30%. По данным журнала The Banker (1 июля 2009 г.), Сбербанк занимал 38 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира.

По состоянию на 30 января 2009 капитал банка составлял 1157 млрд руб. Кредитный портфель – 5561 млрд руб., в том числе кредитование юридических лиц (без межбанковских кредитов) – 3973 млрд руб.; остаток средств на счетах физических лиц – 3089 млрд руб.

Размер активов на 1 июля 2009 составлял 6,56 трлн руб. Чистая прибыль в 2008 – 108,2 млрд руб.

Сбербанк – крупнейший в России банк по объёмам операций с физическими лицами. Доля банка в общем остатке вкладов физических лиц во всех коммерческих банках на 1 декабря 2008 составила 52,5 %.

В 2009 году банк продолжает активно кредитовать реальный сектор экономики – за 7 месяцев российским предприятиям было выдано кредитов на сумму около 2 700 млрд руб. В результате, размер кредитного портфеля юридических лиц увеличился на 7,2% до 4 268 млрд руб. Продолжился рост привлеченных средств физических лиц – за 7 месяцев т.г. их объем увеличился на 256 млрд руб. до 3 380 млрд руб. Это позволило полностью компенсировать отток средств юридических лиц, остаток которых сократился за этот же период на 186 млрд руб. до 1 615 млрд руб.

Сбербанк России осуществляет казначейские операции на международном рынке и операции торгового финансирования, поддерживает корреспондентские отношения с более чем 220 ведущими банками мира и участвует в деятельности ряда авторитетных международных организаций, представляющих интересы мирового банковского сообщества. Стоит отметить, что в структуре капитала Сбербанка высока доля иностранных инвесторов (более 24%),что свидетельствует о его инвестиционной привлекательности.

Что касается позиций банка в рейтингах, то агентством Fitch Ratings Сбербанку России присвоен долгосрочный рейтинг дефолта в иностранной валюте “BBB”, агентством Moody’s Investors Service - долгосрочный рейтинг депозитов в иностранной валюте “Baa1”. Кроме того, агентство Moody’s присвоило Банку наивысший рейтинг по национальной шкале. Также Сбербанк занимает 1е место в рейтингах РБК «Крупнейшие ипотечные банки в I полугодии 2009 года», «Крупнейшие банки на рынке кредитования малого и среднего бизнеса в I полугодии 2009 года», «Крупнейшие банки России в I полугодии 2009 года», «Самые автокредитные банки в I полугодии 2009 года», «Самые филиальные банки в I полугодии 2009 года», «Крупнейшие банки России в I квартале 2009 года», «Рейтинг банков по собственному капиталу».

  1. SWOT-АНАЛИЗ

4.1. SWOT-анализ Сбербанка России

Сильные стороны:

  1. Единая разветвленная филиальная сеть, охватывающая всю территорию страны, создает уникальное конкурентное преимущество Сбербанка в ритейловом обслуживании.
  2. Высокий темп роста привлеченных средств физических лиц. Так, за 7 месяцев текущего года их объем увеличился на 256 млрд руб.
  3. Работа с клиентами: опыт массового обслуживания клиентов, значительная клиентская база во всех сегментах (корпоративные и розничные, крупные и мелкие клиенты) и во всех регионах страны.
  4. Большое количество опытных квалифицированных специалистов, огромный управленческий опыт.
  5. Сильный бренд и надёжная репутация Банка, в первую очередь связанные с огромным ресурсом доверия Банку со стороны всех категорий клиентов.
  6. Сохранение позиций крупнейшего банка РФ и единственной «голубой фишки» банковского сектора, представленной на фондовом рынке РФ.
  7. Высокая доля банка на рынке потребительского кредитования.
  8. Банк имеет высокие рейтинги, как в российских, так и в международных рейтинговых агентствах.
  9. Контрольный пакет акций банка принадлежит государству. В случае возникновения проблем у банка, он может рассчитывать на помощь основного акционера.
  10. Большая прозрачность деятельности банка, о чём свидетельствует публикация ежеквартальной отчетности по международным стандартам.
  11. Обладает высокой ликвидностью своих ценных бумаг.

Слабые стороны:

  1. Слабые стороны корпоративной культуры Банка, прежде всего избыточный бюрократизм, недостаточная ответственность за итоговый результат работы Банка и недостаточное стремление к совершенствованию и развитию.
  2. Организационная структура: масштабность, громоздкость структуры. Невозможность принимать оперативные решения в филиалах.
  3. Кадровая политика: текучесть кадров на низших должностях.
  4. Высокий темп роста операционных расходов.
  5. Низкая эффективность использования сбытовой сети и клиентской базы, что связано с недостаточной организацией клиентской работы и неразвитыми навыками и системами продаж.
  6. Низкое качество обслуживания с точки зрения скорости принятия решений, сложности процессов и процедур.
  7. Низкий уровень специализации и разделения труда.
  8. Низкий уровень автоматизации и большое количество ручного труда.
  9. Низкий уровень мотивационных программ персонала.

Возможности:

  1. Расширение рынка потребительских кредитов.
  2. Расширение рынка кредитования юридических лиц.
  3. Перспективы работы на расширяющемся РЦБ.
  4. Использование современного программного обеспечения, обеспечивающего ускорение основных банковских бизнес процессов.
  5. Увеличение доли присутствия на рынках стран СНГ.
  6. Возможность выхода на рынки Восточной Европы и Азии.

Угрозы:

  1. Риск увеличения кредитных рисков по мере замедления темпов экономического роста в связи с экономическим кризисом.
  2. Усиление конкуренции на рынке оказания банковских услуг.
  3. Риск опережающего роста затрат по отношению к доходам Банка, вызванный низкой производительностью труда, низкой масштабируемостью систем Банка.
  4. Угроза оказания давления со стороны поставщиков (повышение цен, снижение качества товаров, услуг).
  5. Угроза увеличения товаров-заменителей банковских продуктов (ПИФы, фонды доверительного управления, инвестиции в реальный сектор экономики).

4.2. Рекомендации с учетом SWOT-анализа

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

1. Расширение рынка потребительских кредитов и рынка кредитования юридических лиц посредствам регионального присутствия и быстрого реагирования на возникающий спрос.

2. Повышение доступности и надежности финансово-кредитных услуг за счет надежной репутации и государственной поддержки.

3. Ускорение банковских бизнес-процессов за счет наличия опытных квалифицированных специалистов.

4. Увеличение доли присутствия на рынках стран СНГ и возможность выхода на рынки Восточной Европы и Азии за счет ресурсов Банка и его динамичного развития.

5. Повышение ликвидности ценных бумаг для успешного функционирования на РЦБ.

1. Сбербанку следует использовать создаваемую финансовым кризисом «конкурентную передышку» и использовать свои конкурентные преимущества для противостояния интенсивной конкуренции в среднесрочной перспективе.

2. Повышать производительность труда за счет огромного управленческого опыта и квалифицированных кадров.

Слабые стороны

1. Использование современного программного обеспечения, обеспечивающего ускорение банковских бизнес-процессов для улучшения качества обслуживания, организации клиентской работы и системы продаж.

1. Совершенствование обучающих и мотивационных программ персонала для более эффективной и конкурентоспособной деятельности Банка.

2. Повышение уровня автоматизации и качества обслуживания для увеличения конкурентных преимуществ.

3. Внести изменения в организационную структуру банка для эффективной работы и принятия оперативных решений в филиалах.

  1. КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны. По данным журнала The Banker (1 июля 2009 г.), Сбербанк занимал 38 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира.

Сбербанк России сегодня – современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов, а именно частных лиц, малый бизнес, корпоративных клиентов и финансовых организаций, в широком спектре банковских услуг, учитывающих особенности каждой группы клиентов. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики.

Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 17 территориальных банков и более 19 490 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Республике Казахстан и на Украине.

Финансовые показатели Сбербанка России на данный момент относительно стабильны и имеют тенденцию к положительному росту. Так, например, в 2009 году наблюдается рост привлеченных средств физических лиц – за 7 месяцев т.г. их объем увеличился на 256 млрд руб. до 3 380 млрд руб.

Сбербанк России – сильный бренд и надёжная репутация Банка, в первую очередь связанные с огромным ресурсом доверия ему со стороны всех категорий клиентов. Удерживание лидирующей позиции стимулируется за счет выбора Банком компаний-поставщиков, обеспечивающих лучший сервис, как для клиентов компании, так и для её сотрудников.

Банк за годы существования на финансовом рынке России имеет значительную клиентскую базу во всех сегментах (корпоративные и розничные, крупные и мелкие клиенты) и во всех регионах страны, огромный опыт массового обслуживания клиентов и, соответственно, большое количество опытных квалифицированных специалистов. Но, несмотря на это Банк сталкивается с проблемой недовольства клиентов в качестве и оперативности обслуживания. Так, например, в «Народном рейтинге», описывающем уровень обслуживания и качество услуг банков, Сбербанк России занимает 51 место, что говорит о том, что его клиенты не удовлетворены уровнем качества обслуживания.

СТУПОР ДАЛЬШЕ!!!!!!!!!

  1. АНАЛИЗ 5 КОНКУРЕНТНЫХ СИЛ ПОРТЕРА

М. Портер выделил три вида типовых стратегий, направленных на повышение конкурентоспособности: 1) стратегия лидерства в снижении издержек; 2) стратегия дифференциации; 3) стратегия фокусирования (концентрации).

Стратегия лидерства в снижении издержек предполагает, что фирма ориентируется на широкий рынок и производит товары в большом количестве. Массовое производство помогает минимизировать средние издержки. Это позволяет привлекать потребителей, ориентирующихся на уровень цен. В банковском секторе такая стратегия применима в сфере массовых (стандартизированных) услуг для населения.

Стратегия дифференциации продукта означает, что фирма нацеливается на большой рынок, предлагая товар, который является в своем роде уникальным, выделяющимся (в силу его дизайна, надежности, доступности или каких-то других характеристик). Это позволяет сформировать потребительские предпочтения, не являющиеся сильно зависимыми от цены. Эта стратегия может применяться банками в сфере услуг для предприятий и индивидуализированных услуг для населения, при введении на рынок новых услуг и т.д.

Стратегия фокусирования предполагает, что фирма сосредотачивает (фокусирует) свое внимание на узком рынке или рыночном сегменте (на определенной группе покупателей, определенном виде продукции или услуг, на определенном регионе). Если первые две стратегии могут быть использованы в первую очередь универсальными банками, то эта стратегия приемлема для специализированных кредитно-финансовых институтов, например, для банка с ориентацией на оказание услуг населению.

Сбербанк, по нашему мнению, должен придерживаться стратегии дифференциации продукта. Это позволит влиять на потребительскую психологию, делая акцент на предложение разнообразных банковских услуг, подходящих именно этому клиенту.

Теперь рассмотрим модель 5 конкурентных сил Портера.

Первая конкурентная сила: угроза появления сильных новых конкурентов

Конкуренция между кредитными организациями происходит в условиях беспрецедентно широкого и жесткого по сравнению с иными финансовыми рынками регулирующего воздействия со стороны государства, в том числе в условиях более жесткого банковского надзора. Уже само создание кредитной организации обставлено таким значительным количеством формальностей и требований, которые по сравнению с иными рынками финансовых услуг можно рассматривать как непреодолимые барьеры для входа на банковский рынок, под которыми понимаются действия, затрудняющие доступ на рынок банковских услуг другим организациям - потенциальным конкурентам. В этом случае будет нарастать тенденция к укрупнению банков, что будет проявляться в поглощении мелких и средних банков более крупными финансовыми институтами. Таким образом, на рынке могут появиться сильные игроки.

Вторая конкурентная сила : внутриотраслевая конкуренция

Ближайшими конкурентами Сбербанка можно назвать ВТБ и Банк Москвы. Наряду со Сбербанком они входят в первую пятёрку рейтинга по активам-нетто за 2008 г., составленного “Интерфакс-ЦЭА”. (Сбербанк-1е место, ВТБ-2е место, Банк Москвы-5е место).

Стоит отметить, что недавно Сбербанк опубликовал результаты работы банка с пластиковыми картами за шесть месяцев 2009 года. Согласно этим результатам Сбербанк не выполнил план эмиссии кредиток и на треть, а объем эмиссии кредитных карт ближайшего конкурента Сбербанка — ВТБ оказался в 2,5 раза больше.

Говоря о конкурентах Сбербанка, стоит отметить, что Банку стоит опасаться также конкурентной угрозы со стороны дочерних банков крупнейших иностранных кредитных организаций, да и самих материнских банков, которые активно кредитуют крупнейшую российскую клиентуру. Среди иностранных банков, которые занимают лидирующие позиции в рейтингах и отличаются динамичным развитием можно назвать, например, Банк Сосьете Женераль Восток, Райффайзенбанк.

Третья конкурентная сила: угроза со стороны клиентов

На банковском рынке появляется всё больше и больше банковских продуктов, нацеленных на различные аудитории клиентов. Клиенты становятся более требовательными в выборе Банка. Выбор банка все в большей степени определяется с учетом комбинации процентной политики и его надежности, так же немаловажен фактор качества обслуживания. Что касается Сбербанка, то на сегодняшний день можно говорить о низком качестве обслуживания с точки зрения скорости принятия решений, сложности процессов и процедур, уровня общения и взаимодействия между Банком и клиентом, а также удобства и функциональности филиалов Банка. По мнению клиентов, Банк существенно отстает по уровню обслуживания от основных конкурентов. Чтобы удержать существующих клиентов и привлечь новых, Банк должен придерживаться стратегии максимальной ориентации на клиента, стремиться удовлетворить максимальный объем потребностей в финансовых услугах каждого своего клиента и тем самым максимизировать свои доходы от каждого набора клиентских отношений.

Четвёртая конкурентная сила: угроза со стороны поставщиков

Поставщики могут оказать давление, угрожая поднять цену или снизить качество товаров и услуг. Поставщики, имеющие сильные позиции, могут снизить прибыльность отрасли, которая не в состоянии покрыть рост издержек путем повышения цен. Система банковских производственных ресурсов включает: финансовые ресурсы;
трудовые ресурсы; информационные ресурсы; технологические ресурсы;
материальные ресурсы. Поставщиками финансовых ресурсов могут быть различные юридические и физические лица, являющиеся клиентами банка по сберегательным, инвестиционным и расчетно-кассовым услугам, а также центральный банк и другие кредитные учреждения, являющиеся продавцами кредитных ресурсов. Важнейшим фактором банковского производства наряду с финансовыми ресурсами являются трудовые ресурсы — банковские служащие и менеджеры и т.д. Одними из важнейших ресурсов являются также технологические и информационные ресурсы. В условиях усиливающейся конкуренции достижение успеха в банковских отраслях невозможно без тщательного исследования рынка с использованием самой разнообразной информации о спросе, предложении, ценах и т.д.

Среди поставщиков Банка следует отдельно выделить компании, обслуживающие банкоматы, компании-поставщики аппаратных и технологических решений для автоматизации банковской деятельности, компании-арендодатели, предоставляющие для банка здание в аренду. Банкам важно тщательно выбирать своих поставщиков. Часто банку приходится вытеснять конкурентов, которые пользуются услугами тех же поставщиков, но на менее выгодных условиях.

Что касается Сбербанка, то Банк сотрудничает с лучшими компаниями-поставщика-ми. Для этого руководство Сбербанка России устраивает множество тендеров на определение лучших и надежных поставщиков на выполнение различных работ. Так, например, в Конкурсе по выбору поставщиков в учреждения Сбербанка России ОАО многофункциональных устройств (МФУ) победили компании ООО «УСП Компьюлинк» (поставщик оборудования Lexmark) и Дистрибьютерская компания МИКС (поставщик оборудования Xerox).

Пятая конкурентная сила: угроза появления товаров-заменителей

Взаимозаменяемыми продуктами могут выступать продукты разных банковских отраслей. Например, заменителем внесения денежных средств на срочный вклад может быть отдача банку поручения вложить их в ценные бумаги. Так же заменителями вкладов могут быть ПИФы, фонды доверительного управления, инвестиции в реальный сектор экономики. Что касается заменителей кредитования – его небанковским заменителем может выступать товарный кредит. В этом случае в роли кредитора могут выступать как специализированные кредитные организации, так и любые юридические лица, осуществляющие реализацию товаров или услуг. В денежной форме предоставляется как банковская ссуда физическому лицу для приобретения недвижимости, оплаты дорогостоящего лечения и т.п., в товарной — в процессе розничной продажи товаров с отсрочкой платежа.