Контрольная работа: Экономическая характеристика Индии 2

Название: Экономическая характеристика Индии 2
Раздел: Рефераты по географии
Тип: контрольная работа

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Факультет непрерывного профессионального образования.

Экономическая характеристика Индии

Контрольная работа по дисциплине:

«Мировая экономика»

Проверил: доцент кафедры экономики АПК С.Ю. Ильин

Выполнила: студент 1 курса

Нуреева Р.Р., группа 107

(специальность 060500-«БУиА)

Ижевск 2009г.

Содержание

1. Общие сведения……………….................................................................3

2. Сельское хозяйство…………………………...……………………..…...5

3. Производственный сектор………………………..………………….….5

4. Финансовый сектор ……...……………………………….………….….6

5. Сектор услуг…………………………………….………….……….……7

6. Развитие инфраструктуры……………………..…………………….…..8

7. Внешний сектор …………………………………………………….……8

8. Характеристика потребительского рынка…….……………………….9

9. Прогноз развития индийской экономики……………………………..12

Список литературы………………………………………….………………15

1.Общие сведения

1. Географическое положение: Республика Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан, омываемом водами Индийского океанами и на большей части Индо-Гангской низменности. На севере граничит с Афганистаном, Китаем, Непалом и Бутаном, на востоке – с Бангладеш и Бирмой (Мьянма), на западе – с Пакистаном. На востоке омывается Бенгальским заливом, на юге - Полкским проливом, отделяющим ее от острова Шри-Ланка , и Индийским океаном, на западе Аравийским морем. Столица - Нью-Дели.

2. Площадь - 3,287,000 кв.км. Население – свыше 1,2 млрд. человек. Национальная валюта - индийская рупия.

3. Управление: Страна разделена на 18 провинций, состоящих из 163 муниципальных районов. Исполнительную власть осуществляют президент, вице-президент и правительство во главе с премьер-министром. Президент избирается на пятилетний срок коллегией выборщиков, состоящей из членов обеих палат парламента и членов законодательных собраний штатов. Вице-президент выбирается коллегией выборщиков на пятилетний период членами обеих палат парламента. Вице-президент является также председателем Совета штатов (верхней палаты парламента). Правительство образует Совет министров, на котором лежит ответственность за работу административной машины и определение государственной политики. Парламент состоит из двух палат – верхней Раджья Сабха, или Совета штатов, и нижней Лок Сабха, или Народной палаты. Депутаты Лок Сабха.

4. Экономические показатели: Внутренний Валовый Продукт по текущим ценам:
692 млрд. $ США (2004 - 05), Средний рост Внутренного Валового Продукта: 7.5 % (2004 – 05), Размер инфляции по оценкам ВПИ: 4.5 % (декабрь 2005)

5. Основной экспорт: Традиционный экспорт включает в себя хлопковую пряжу, текстильные изделия, одежды, кожевенные товары, драгоценные камни и ювелирные изделия, а также сельскохозяйственные продукты. Однако, орехи кешью, транспортное оборудование, програмное обеспечение, электроника и металлоизделия составляют наиболее быстро растущие статьи экспорта. Основные рынки экспорта: США, Канада, Соединенное Королевство, Германия, Япония и Бельгия в ОЕСД, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия в ОПЕК, Чили, Аргентина, Бразилия и Мексика в Латинской Америке, Китай, Гонконг, Сингапур, Таиланд, Малайзия и Шри Ланка в Азиатском регионе.
Импорт: 107.9 млрд.$ США (2004 – 05) апрель-декабрь (FY 2005-06: 96.26 млрд.$ США).

6. Основной импорт:Средства производства, бензин, нефть и смазочные материалы, драгоценные и полудрагоценные камни, химикаты, пищевое растительное масло и удобрения. Основные рынки импорта: США, Соединенное Королевство, Япония, Германия в ОЕСД, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия в ОПЕК, Бразилия, Чили в Латинской Америке, Египет, Гана, Южно – Африканская Республика в Африке, Китай, Гонконг, Малайзия и Таиланд в Азиатском регионе.

Индия вошла в новое тысячелетие с сильными и прочными финансовыми перспективами. Надежность индийской экономики очевидна благодаря стабильности в азиатском рынке. На внешнем фронте экспорт повысился благодаря либерализации торговли, понижению тарифов и большей открытости зарубежным инвестициям в таких секторах интенсивного экспорта, как информационные технологии. Прямые зарубежные инвестиции составили 5.3 млрд. $ США, а 2005 году. Зарубежные непрямые инвестиции (FII) cоставили 10 млрд..$ США Валютный резерв в декабре 2005 года составляет 143 млрд.$ США. Десятилетние реформы являются успешными в очевидном высоком росте внутреннего валового продукта, значительном валютном резерве, умеренной инфляции и растущем экспорте.

2. Сельское хозяйство

Сельскохозяйственный сектор, который так долго был оплотом индийской экономики, теперь составляет только приблизительно 20 процентов от валового национального продукта, тем не менее, обеспечивает занятость более 50% населения. В течение нескольких лет после обретения независимости, в удовлетворении своих потребностей в продовольствии Индия зависела от иностранной помощи. В последние 35 лет пищевая промышленность неуклонно растет, главным образом из-за увеличения числа орошаемых земельи широко распространенном использовании высокопродуктивных семян, удобрений и пестицидов. Страна имеет большие запасы зерна (около 45 миллионов тонн) и является мировым экспортером зерна. Товарные культуры, особенно чай и кофе приносят главный экспортный доход. Индия - крупнейший в мире производитель чая, ежегодно производящий около 470 миллионов тонн, из которых 200 миллионов тонн экспортируется. Индия также занимает около 30% мирового рынка специй, экспорт которых составляет около 120,000 тонн в год.

Рост ВВП для сельского хозяйства и связанной с ним экономической деятельности в 2000-01 гг. значительно сократился и упал до 0.9%. С целью к укреплению сектора, формированию инфраструктуры для обработки, транспортировки и хранения зерна и продовольствия был предоставлен статус инфраструктуры, что предполагает освобождение от налогов. К тому же, производители продовольствия и овощей освобожденны от режима акциза.

Лесное хозяйство. Леса, преимущественно в горных и холмистых районах, занимают площадь ок. 650 тыс. кв. км, или ок. 19% территории страны, причем лишь на 55% этих земель сохранились густые древостои. 3/4 лесных массивов доступны для эксплуатации и служат источником доходов. Половина всех лесов сосредоточена в центральных штатах, еще треть на севере и пятая часть на юге Индии. 95% лесов находится в собственности государства. Леса обеспечивают внутренние потребности в смоле и канифоли, бамбуке и тростнике, кормах для скота, дровах и строевой древесине. Некоторые древесные породы заготавливают в расчете на зарубежный спрос. Экспортируются также фанера и шеллак.

3. Производственный сектор

После десятилетия реформ производственный сектор готовится удовлетворять потребности нового тысячелетия. Инвестиции в индийские компании к 1994 году достигли рекордного уровня, и множество транснациональных корпораций решили открывать свои магазины в Индиис целью использования преимущества улучшенного финансового климата. С целью дальнейшего роста промышленного производственного сектора были разрешены прямые иностранные инвестиции по автоматическиому маршруту почти во всех отраслях промышленности с некоторыми ограничениями. Структурные реформы были предприняты в режиме акциза с целью введения единой ставки и упрощаения процедур и правил. Индийским филиалам транснациональных корпораций разрешили платить лицензионный платеж родительской компании для регистрации международных торговых марок, и т.д.

За период с 1992-93 гг до 1999-2000 гг., производственный сектор показал среднегодовой рост в 6.3%, а в 1999-2000, рост составил 7.1% процентов по сравнению с 4.4% в 1998-99. Компании в производственном секторе объединились в области их основной компетентности, налаживая связи с иностранными компаниями с целью приобретения новых технологий, экспертизы менеджмента и доступа к иностранным рынкам. Выгодно низкие затраты, связанные с производством в Индии, зарекомендовали Индию как привлекательный сектор для производства и источник для мировых рынков.

Индия является восьмым по величине потребителем нефти в мире и владеет 3.12 млн.кв.км. земель осадочных бассейнов. Спрос на сырую нефть возрастет вдвое, от 91 млн. метрических тонн в 2003-04 до 190 млн. метрических тонн в год к 2011 – 2012 гг. Внутреннее производство, однако, составляет только 34 млн. тонн. Мощность переработки сырой нефти близка к 170 млн. метрических тонн в год. Общая протяжённость газовых и нефтяных трубопроводов в Индии составляет около 9,000 км. Потребности в газе в Индии составляют 65 млрд.куб.м при собственном производстве только 23 млрд.куб.м. Однако, открытие огромных газовых запасов в бассейне Кришна-Годавари в прошлом году имеет огромное значение. В последнее время Индия делает всё от неё зависящее, чтобы сберечь свои энергетические запасы. Чтобы удовлетворить необходимые потребности в следующие 10 – 15 лет, понадобятся инвестиции в размере 100 – 150 млрд.$ США. ONGC, Правительственное предприятие инвестирует почти 5 млрд.долларов США в год для разведки/производства нефти в России, Австралии, Египте, Катаре, Иране,Кубе, Сирии, Судане, Берега Слоновой Кости, Мьянмара и Вьетнама.

4. Финансовый Сектор

Обширный финансовый и банковский сектор способствует быстрому росту экономики Индии. Индия может гордиться широкой и хорошо развитой банковской сетью. Сектор располагает также рядом национальных и государственных финансовых институтов. Они включают иностранных и институционных инвесторов, инвестиционные фонды, лизинговые компании , предприятия рискового капитала и пр. К тому же, страна имеет развитый фондовый рынок, включающий 23 фондовых биржи, с более чем 9,000 зарегистрированных компаний. Общая рыночная капитализация, на двух доминирующих фондовых биржах, Фондовой Бирже Бомбея (BSE) и Национальной Фондовой Биржа (NSE), в конце декабря составила в 6,926 миллиарда рупий и 7,604 миллиарда рупий соответственно, в конце декабря, 2000.

Индийские фондовые рынки быстро трансформируются в сторону рынка, который является современным в отношении инфраструктуры в соответствии с мировой практикой, типа производной торговли на фьючерсах, особые условия торгов для екоторых акций, торги через интернет и т.д.

Прошлый год ознаменовался выходом нескольких индийских компаний на мировoй рынок путем мобилизации ресурсов через ADR/GDR. Для улучшения ликвидности на рынке ADR/GDR и возможности индийским компания извлечь инвестиции из ADR/GDR, размещенных за границей, были предприняты некоторые меры, такие , как введение двусторонней взаимозаменяемости ADR/ GDR . В дополнение к вышеупомянутому, было разрешено 26% участие иностранных активов в секторе страхования, а также облегчена процедура вложения и извлесения инвестиций для предприятий и компаний, зарегистрированных в SEBI. FII притоки составили USD 2.34 миллиарда (с января 2001 по июнь 2001) по сравнению с USD 1.5 миллиардом в течение 2000 г., что демонстрирует тенденцию роста, несмотря на пониженные индексы рынка. Совокупные FII притоки преодолели отметку в USD 14 миллиардов ( на июнь 2001).

5. Сектор Услуг

Главный толчок к промышленному росту исходил из сектора услуг. Услуги составляют 41% от валового национального продукта. Быстрота, качество и сложность типа выставляемых на продажу услуг повышаются и стремятся соответствовать международным стандартам. Финансовые услуги, программными услугами или бухгалтeрские услуги, этот сектор высоко профессионален и является главным стимулом к экономическому развитию. Интересно, этот сектор заполнен участниками, каждый из которых занимает определенную нишу на рынке.

Индия быстро становится главной силой в секторе информационных технологий. Согласно Национальной Ассоциации Программных и Сервисных Компаний (NASSCOM), более чем 185 компаний Fortune 500 компаний пользуются индийскими программными услугами. Этот потенциал все более и более выявляется всемирными программными гигантами типа Microsoft, Hughes, и Computer Associates, которые сделали существенные вложения в Индии. Ряд транснациональных корпораций пользуются относительным преимуществом стоимости и высоко квалифицированным персоналом, доступными в Индии, и открыли центры услуг и центры обработки заказов в Индии с целью удовлетворения потребностей своих клиентов во всем мире.

6. Развитие инфраструктуры

Развитие инфраструктуры в Индии традиционно было заботой государственного сектора. После осознания потребности в быстром росте и усовершенствовании качества основных средств инфраструктуры, частное и иностранное участие было поощрено через пакет привлекательных стимулов и льгот. Индия сегодня раполагает большой инфраструктурой в виде развитой гражданской авиации, железных дорог, дорожной сети, отгрузки, передачи данных, выработки и распределения энергии. Индия имеет одну из самых больших дорожных сетей в мире. Страна делает большие успехи в области космических технологий и ракетостроения. Первый пробный запуск спутника Satellite Launch Vehicle, GSLV-D1 был успешно выполнен 18 апреля, 2001 Центром SHAR, Sriharikota. Правительство постепенно сняла с него роль единственного проводника средств инфраструктуры. Это выражается в прогрессивном инкорпорировании системных служб государственного сектора в области телекоммуникаций и портов, прекращении регулирования внутреннего обслуживания длинного расстояния, предложенное извлечение государственных инвестиций в авиакомпании (Air India и Индийские Авиалинии) и предложение по аренде аэропортов в Хайдарабаде, Ахмедабаде, Гоа, Кочи и Амритсаре. Следуя политике частного участия в дорожном секторе, Министерство Дорожного Транспорта представило 20 проектов общей стоимостью 10 млрд рупий. Из этих 20 проектов, 6 – по строительству окружных дорог, а остальные 14 – по строительству мостов и туннелей.

7. Внешний Сектор

Несмотря на существенный экономический спад, затронувший всю Азию в конце 1998, индийская экономика демонстрировала силу и стабильность. В году 1999-2000, иностранные валютные активы были зарегистрированы в размере US$ 35,058 миллионов, в то время как в 1998-99гг. они составляли US$ 29,522 миллионов, что отражает существенное увеличение на 18.8 процентов. Рынки Forex засвидетельствовали значительную стабильности с девальвацией рупии против доллара США в размере лишь 2.9 процентов в течение 1999-2000 гг. Высоко успешный запуск схемы Депозитов Тысячелетия Индии (IMD) Госбанком Индии, привлекший депозиты в размере $ 5.5 миллиардов укрепили уверенность мировых рынков в состоянии индийской экономики. Также, количественные ограничения (QRs) были сняты по 714 тарифным линиям, включая 58 зарезервированных для SSI сектора в соответствии с инструкциями ВТО. Экспорт также демонстрирует хорошие показатели в течение года со средним ростом (в US$) в 20.1% в первой половине года и 16.3% во второй половине (до февраля 2001).

Отношение внешнего долга к Валовому Национальному Продукуту (ВНП) снизилось от 38.7 % в конце марта 1992 г. до 21.9 % к концу марта 2000 года. Коэффициент обслуживания внешнего долга, который составлял 35.3 % в 1990-91, постоянно снижался и к 2000 году составил 20%. Кроме того, Индия пользуется преимуществом коэффициента выплаты по внешнему долгу в 4%, самым низким среди других стран должников.

8. Характеристика потребительского рынка

Один из важных факторов, определяющих интерес иностранных инвесторов в Индии - размер и потенциал роста внутреннего рынка. Радикальные социальные перемены были вызваны быстрой урбанизацией, прорывом электронных средств информации, образования и ростом внутреннего и иностранного туризма и сменой характера и состава расходов, со все возрастающим вниманием к торговым маркам, качеству изделий, их свойствам и комфорту.

Обширный и постоянно растущий индийский рынок - нынешняя действительность. Увеличение числа домашних хозяйств, обеспечиваемых работающими, профессионалами и деловыми людьми и появлением процветающего потребительского финансового бизнеса, как ожидается, будет способствовать развитию вопроса о защите прав потребителей.
Расходы на потребительские товары длительного пользования, такие как стиральные машины, холодильники, цветные телевизоры значительно возросли в течение 1990-ых годов. В 1993-94 гг. домашние хозяйства располагали 586 миллионами таких товаров, число которых увеличилось до 705 миллионов к 1995-96 гг., то есть приблизительно на 20.3 процента за два года. Даже принимая во внимание прирост населения, средний уровень собственности в домашних хозяйствах вырос от 3.72 процентов в 1993-94 до 4.27 процентов в 1995-96 гг. Некоторые из секторов, которые показали рост в размере вышеупомянутых 20 процентов в год с 1992 по 96 в области частных потребительских расходов - на услуги типа гостиниц, ресторанов, мебель и обстановку, потребительские товары длительного пользования типа холодильников, бытовые приборы и кухонные принадлежности и персональные транспортные средства.

Индия является одним из самых больших рынков в мире, предлагающим продукты массового потребления типа одежды, обуви, моющих средств, масла и т.д.

Сельские районы, где живет почти 70 процентов от населения страны, тоже столкнулись с быстрым ростом рынка в последние годы, в значительной степени благодаря сельскохозяйственному росту, перераспределению дохода, и наплывом аудиовизуальных средств информации. Доля сельскохозяйственного рынка в производстве товаров длительного потребления устойчиво увеличивалась в последнее время с 54.2 процентов в 1989-90 гг. до 57.9 процентов в 1995-96 гг. В отношении таких товаров, как велосипеды, механические наручные часы, радио / транзисторы, и т.д. доля сельского рынка составляла более 75 процентов.

Инфраструктура маркетинга

Индия имеет обширную коммерческую и дистрибутивную сеть. По некоторым оценкам, в Индии действуют более 1 миллиона оптовых торговцев, посредников, оптовиков, транспортеров и розничных продавцов. Торговцы используют эту сеть, для распространения своих товаров в более чем 3,800 городах и более чем половине миллиона деревень. В то время как городские области имеют сеть распространителей товаров от больших универсамов и супермаркетов до небольших складов и магазинов розничной продажи, почти каждая деревня в Индии имеет маленькие магазины, которые являются частью локальной сети.

Финансы

Широкую коммерческую и дистрибутивнаую сеть обслуживает не менее развитая банковская сеть. Финансирование потребителя - принятая форма маркетинга потребительских товаров в Индии. Присутствие нескольких небанковских финансовых компаний, занимающихся арендой и продажей в рассрочку дали стимул продажам потребительских товаров. Также в последние годы значительно возросли операции с кредитными картами. Число владельцев кредитных карт утроилось к концу 1998 с 3.4 миллионов в 1994 году. Карты таких международных компаний как Diners Club, Visa International, Master Card и American Express Bank широко используются в стране наряду с картами, предлагаемыми различными внутренними банками.

Индустриальный рынок

Среднегодовой темп роста промышленного производства в 6 процентов за период с 1992-93 до 1999-2000 гг. стимулировал быстрый рост рынка машиностроения и оборудования, химикатов, пластмасс, приборов, запчастей, металлических конструкций, транспортного оборудования, и т.д.
В течение этого периода, производство средств производства увеличивалось на 5.9 процентов ежегодно, в то время как производство первичных товаров и полуфабрикатов росло на 6.1 процента и 9.1 процентов соответственно. В 1998-99 гг, производство средств производства показало рост в 6.9 процентов, в то время как первичные товары и полуфабрикаты выросли на 1.6 процент и 8.8 процентов соответственно. В текущем году, несмотря на более высокий рост первичных товаров, полуфабрикатов и товаров длительного пользования, средства производства также продолжают демонстрировать устойчивый рост. Несмотря на некоторый спад в экономике Индии ожидается, что рынок промышленных товаров продолжит быстро развиваться в будущем. Шаги, принятые для увеличения роста и поощрения текущей экономической политики, как ожидается, в ближайшее время приведут к еще большему росту ВВП страны.

Размер и глубина рынка.

Глубина и масштабы индийского фондового рынка превышают размеры рынков таких конкурирующих тигров как Индонезия, Сингапур, Таиланд, Малайзия, Филлипины. Однако, при сравнении с другими развитыми рынками типа Tайваня, Гонконга, Кореи и т.д, виден масштаб, который может быть достигнут. Акции индийских компаний, стимулируемые феноменальным ростом технологического сектора и отраслей, основанных на знании также достигли существенных позиций на основных американских рынках. Это привело к увеличению инвестиций на основных индийских рынках как иностранными, так и внутренними инвесторами.

Структура индийского рынка таблица №1.
Группа потребителей Доход семьи Количество семей (млн.)
Очень богатые более 215 тыс. рупий 1,2
Класс потребителей 45001-215000 рупий 32,5
Начинающие 22001-45000 54,1
Учащиеся 16001-45000 44
Нуждающиеся менее 16000 33

Индийский рынок отражает различия в уровнях доходов и образе жизни, которые являются очевидными в Индии (таб. №1). Слои населения с самым низким доходом (Учащиеся и Нуждающиеся) - потребители, которые пользуются необходимыми для жизни предметами потребления и основными товарами длительного пользования. На другом конце таблицы (очень богатые и Класс потребителей) размещается относительно небольшой, но быстро растущий сегмент, потребляющий товары международных торговых марок от автомобилей и электроники до косметики и предметов одежды, часто по международным ценам. Средний сегмент (большинство из Класса Потребителей Растущие) сам по себе высоко дифференцирован, в зависимости от товара, и зависит от цены, и для оценки их покупательской способности требуется дифференциированный подход. Между 1993-94 и 1995-96 гг. число домашних хозяйств в стране увеличилось примерно на 4 миллиона. Количество Нуждающихся и Учащихся резко снизилось с 83 миллионов до 77 миллионов, с 7 % до 3 %, в то время как другие три класса возросли на приблизительно 13 %. С течением времени малоимущий класс будет все уменьшаться, в то время как верхний уровень должен расшириться.

9. Прогноз развития индийской экономики

В 2007 году ВВП Индии превысил отметку 1 трлн долл., благодаря чему страна вошла в клуб государств-триллионеров, став его двенадцатым участником. Такие данные приводятся в исследовании, проведенном швейцарским банком Credit Suisse. Преодолению барьера способствовало укрепление национальной валюты Индии, рупии, по отношению к доллару. Однако аналитики подчеркивают, что экономика страны перегрета, а столь стремительное укрепление рупии сыграет против индийских экспортеров.
В Индии же уверены в продолжении экономического роста. Так, в апреле 2007 года Центробанк страны объявил, что в 2006/07 финансовом году рост ВВП составил 9,2% и превысил показатель предыдущего года (9%). По словам экспертов, столь стремительное увеличение ВВП было достигнуто благодаря рекордным иностранным и национальным инвестициям в экономику страны. «Индия была крайне привлекательной для иностранных инвесторов в прошлом году. То, что ВВП страны преодолел отметку в 1 трлн долл., стало еще одним индикатором, который будет способствовать привлечению инвестиций и в будущем», — сказал РБК daily эксперт Economist Intelligence Unit Джералд Уолш.
Десятилетиями Индия шла по экономическому пути, радикально отличному от выбранных такими странами, как Япония, Южная Корея и Китай. В то время как ее конкуренты в Азии делали ставку на производство и экспорт, Индия сосредотачивала силы на внутреннем рынке и рынке услуг. Развивалась она медленнее, чем соседи. Но вот начались перемены. Годовой рост производства в Индии в настоящее время составляет более 9 процентов и догоняет рост в сфере услуг (10 процентов). Экспорт готовых изделий в США растет быстрее, чем у Китая, хотя по абсолютным показателям он значительно ниже. В прошлом году более двух третей иностранных инвестиций были направлены в производящие отрасли.

"Когда нас называют бэкофисом, а Китай - заводом, это звучит как двусмысленный комплимент, - сообщил министр торговли и промышленности Индии Камаль Натх. - На самом деле это неправильно".
Действительно, из интервью, взятых на 18 индийских предприятиях в десяти городах и поселках в разных уголках Индии, складывается картина страны, экономический рост которой во многом обусловлен именно производством. Основная причина, по которой Индия вскоре может стать второй экономикой в мире, состоит в том, что многие международные компании уже предвидят серьезный демографический кризис, который наступит в Китае. Из-за проводимой в стране политики "одна семья - один ребенок" там скоро возникнет дефицит молодых рабочих рук.

По прогнозам Всемирной организации труда, к 2020 году в Индии будет 116 миллионов трудоспособных лиц этого возраста, а в Китае - 94 миллиона.
Хотя в Индии по-прежнему трудно заниматься бизнесом, некоторые транснациональные компании сделали на нее большую ставку в надежде извлечь выгоду из упомянутых глобальных перемен. General Motors и Motorola собираются строить заводы на западе и юге Индии. Южно-корейская Posco и голландская Mittal Steel объявили о планах основать мощные металлургические комбинаты на востоке страны, где индийская компания Reliance скоро построит одну из крупнейших в мире электростанций.

После того как экономика Индии была дерегулирована, темпы ее роста ускорились и достигли 9 процентов в год. Кое-кто здесь даже надеется догнать Китай с его 10 процентами. Но остается множество препятствий, прежде всего слабая инфраструктура. Китай вкладывает в строительство дорог, портов, электростанций и других объектов инфраструктуры в семь раз больше, чем Индия, и это заметно. Индийские порты с трудом справляются с перевалкой множащихся экспортных грузов, электричество часто отключают, а грунтовые дороги сохранились даже в Бангалоре, индийском центре программирования.
Всепроникающая коррупция тормозит решение этих проблем. Трудовое законодательство Индии претерпело немного изменений с момента его введения сразу после обретения независимости в 1947 году. Это также не стимулирует компании нанимать работников, поскольку уволить их очень трудно, даже если экономика идет на спад.

Несмотря на это, в Индии царит оптимизм, иногда граничащий с эйфорией. "Китайцы хорошо умеют копировать, а индийцы - качественно выполнять работу, соблюдать нормы охраны окружающей среды, - говорит заместитель генерального директора мотоциклетного завода Hero Honda С.С. Патания. - Думаю, что очень скоро Индия обгонит Китай".
Хоть и с запозданием, но дороги и порты в Индии стали приводить в порядок. Всего четыре года назад компания Sona Koyo Steering Systems, выпускающая комплектующие изделия для автомобилей, несла большие затраты на поддержание месячного запаса деталей на случай задержек с поставками. Сейчас компания шесть раз в день поставляет комплектующие на сборочный завод, находящийся в 13 километрах. Дорога занимает до часа из-за пробок, но все-таки детали доставляются. "Не отрицаю, что инфраструктура плохая, - говорит президент и управляющий директор Sona Суриндер Капур. - Но многие из наших поставщиков и клиентов находятся поблизости".
Несмотря на эти препятствия, производство в Индии нацелено на дальнейший рост. В стране, символом которой был бюрократ за старинным письменным столом, а теперь стал программист, наверное, скоро главным станет инженер с лэптопом в заводском цеху.

Список литературы

1. Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник / В.М. Кудров. - Москва: Дело, 2004. - 515 с.

2. Павлов К.В. Мировая экономика: Учебное пособие / К.В. Павлов., М.И. Шишкин, Ф.Ф. Шишкин. - Ижевск: Удмуртия, 1997. - 216 с.

3. Интернет ресурс:www.ereport.ru

4. Интернет ресурс:http://www.india.ru/business/review.shtml

5. Интернет ресурс:http://www.indianembassy-tm.com/economics_branch.htm