Курсовая работа: Аудит учета расчетов с подотчетными лицами 3

Название: Аудит учета расчетов с подотчетными лицами 3
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: курсовая работа

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Курсовая работа

по дисциплине «Аудит»

на тему:

«Методика аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами»

Выполнил:
Проверил: Минаева Таисия Петровна

Калуга 2010

Содержание

Введение ………………………………………………………..……….… 3

Глава 1. Методика организации аудиторской проверки учета расчетов с подотчетными лицами………………….…………………………………...…... 5

1.1. Формирование плана и программы проверки учета расчетов с подотчетными лицами….......……………………………………………….…….… 5

1.2. Методы получения аудиторских доказательств …..............….….... 8

1.3. Методика оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля ……………………………………………………..........................…. 11

Глава 2. Организация бухгалтерского учета и внутреннего контроля по учету расчетов с подотчетными лицами……..……………………………….. 16

2.1. Краткая характеристика предприятия ……………………..……… 16

2.2. Организация бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами............................................................................................................................18

2.3. Организация внутреннего контроля …………………………….… 19

Глава 3. Оценка системы организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля по учету расчетов с подотчетными лицами …………….…... 24

3.1. Оценка системы внутреннего контроля расчетов с подотчетными лицами ……………………………...…............................................................ ...24

3.2. Аудит расчетов с подотчетными лицами на ООО «Интер»................30

3.3. Совершенствование аудита расчетов с подотчетными лицами...34

Заключение …………………………………………………………….... 36

Список литературы ………………………………………………….….. 38

Приложения ……………………………………………………………... 40

Введение.

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организации часто возникает необходимость приобретения материальных ценностей, а также различных работ, услуг не только по безналичному расчету, но и за наличные деньги. В таких случаях работнику выдаются наличные денежные средства под отчет для выполнения определенных действий по поручению организации.

Расчеты с подотчетными лицами имеют место практически на каждом предприятии и весьма разнообразны, т.к. включают в себя: приобретение за наличный расчет запасных частей, материалов, топлива, канцелярских товаров; оплату мелкого ремонта оргтехники, транспортных средств; расходы на командировки по территории Российской Федерации и за границу; представительские расходы.

Тем не менее, практика аудиторских проверок показывает, что из всех проверяемых объектов наибольшее количество ошибок и нарушений допускается при расчетах с подотчетными лицами вследствие небрежного ведения бухгалтерского учета и отсутствия контроля за расчетами с работниками. Нередко ошибки допускают сами руководители организаций.

Актуальность данной темы заключается в необходимости изучения аудита расчетов с подотчетными лицами, с целью выяснения типичных ошибок при учете таких расчетов. Изучение выбранной темы также дает возможность оценить способы избегания ошибок, допускаемых при учете расчетов с подотчетными лицами.

Объектом настоящего исследования является ООО «Интер».

Предметом изучения является политика предприятия по организации и ведению учета расчетов с подотчетными лицами.

Изучение выбранной темы предполагает достижение следующей цели – рассмотреть аудит расчетов с подотчетными лицами и определить его роль в деятельности организации.

Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:

- определить цель, задачи и источники информации аудита расчетов с подотчетными лицами;

- определить нормативные и законодательные документы учета расчетов с подотчетными лицами;

- оценить уровень существенности, внутренний контроль и аудиторский риск;

- составить план и программу аудита;

- рассмотреть аудит расчетов с подотчетными лицами;

- проанализировать полученный материал и сделать выводы.

В качестве теоретической основы изучения применялись труды и учебные пособия российских авторов по проблемам учета и аудита расчетов с подотчетными лицами на предприятиях в условиях рыночной экономики.

Официальной базой выработки основных направлений по аудиту расчетов с подотчетными лицами явились законодательные и нормативные документы (Федеральные законы, кодексы, Положения, ПБУ, Методические указания, План счетов и др.).


Глава 1. Методика организации аудиторской проверки учета расчетов с подотчетными лицами .

1.1. Формирование плана и программы проверки учета расчетов с подотчетными лицами.

Разработка общего плана и программы аудита основывается на предварительных данных об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур. Проведением аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Аудиторская организация должна сформировать мнение о деятельности внутреннего аудита, необходимое для планирования предстоящей проверки. Содержание общего плана аудита оформляется в виде таблицы. В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита.

Таблица 1

Общий план аудита

Аудиторская организация ЗАО «Маркетинг, Консалтинг, Дизайн»
Проверяемая организация ООО «Интер»
Период аудита С 01.03.10 по 20.03.10
Руководитель аудиторской группы Воронов Ю.Н.
Состав аудиторской группы Воронов Ю.Н., Васильеа А.В.
Аудиторский риск 3%
Уровень существенности, тыс.руб. 5000

Перед началом основной проверки расчетов с подотчетными лицами аудитор должен составить примерную программу изучения документов в зависимости от состояния данного раздела учета на предприятии. При составлении программы аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами можно использовать за основу план.

Аудиторскую программу составляют в виде программы аудиторских процедур по существу.

Таблица 2

Программа аудита

Перечень аудиторских процедур

Период

проведения

Исполнитель Источники информации
Наличие приказа руководителя об определении круга подотчетных лиц, сроков отчетности и подотчетных сумм. 01.03-02.03 Воронов Ю.Н., ВасильевА.В. Приказы руководителя, учетная политика организации для целей бухгалтерского учета
Своевременность сдачи авансовых отчетов в бухгалтерию организации. 03.02-05.03 Васильев А.В. Авансовые отчеты
Проверка авансовых отчетов по формальным признакам и по существу отраженных операций, осуществляется ли арифметическая проверка авансовых отчетов и прилагаемых к ним документов. 06.03-08.03 ВороновЮ.Н., Васильев А.В. Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета, положение о документах и документообороте организации, должностные инструкции работников бухгалтерии
Проверка использования унифицированных форм первичных документов. 09.03 Васильев А.В. Авансовые отчеты
Применяются ли компьютерные программы для расчетов с подотчетными лицами. 10.03 Васильев А.В. Учетная политика организации, авансовые отчеты, ведомости аналитического учета расчетов с подотчетными лицами
Выдаются ли деньги сотрудникам, которые еще не отчитались по предыдущему авансу 11.03-14.03 Воронов Ю.Н., Васильев А.В. Авансовые отчеты, отчеты кассира
Правильность отражения на счетах бухгалтерского учета операции с подотчетными лицами. 15.03-17.03 Воронов Ю.Н., Васильев А.В. Ведомости, карточки аналитического учета расчетов с подотчетными лицами, журналы-ордера, анализы счетов, оборотно-сальдовые ведомости
Сверяются ли записи аналитического и синтетического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами», а также записи в Главной книге. 17.03-20.03 Воронов Ю.Н., Васильев А.В. Ведомости, карточки аналитического учета расчетов с подотчетными лицами, журналы-ордера, анализы счетов, оборотно-сальдовые ведомости, Главная книга организации

Разработка программы проведения аудита включает этапы, аналогичные тем, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур.

1.2.Методы получения аудиторских доказательств

Применяемые в настоящее время методы организации проведения аудита подразделяются:

- по степени охвата проверяемых данных (сплошная, выборочная, комбинированная проверки);

- в зависимости от метода проведения проверки (документальная или камеральная, фактическая проверки).

Сплошная проверка состоит в изучении всей совокупности первичных документов, регистров аналитического и синтетического учета, а также бухгалтерской отчетности

Выборочная проверка основывается на законах теории вероятностей, в соответствии с которыми можно получить достаточно объективные данные о проверяемой совокупности по ее относительно малой части. Согласно требованиям Федерального правила (стандарта) № 16 «Аудиторская выборка», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.10.02 № 532, все элементы изучаемой совокупности должны иметь равную вероятность быть отобранными в выборку.

Комбинированная проверка использует методы сплошной и выборочной проверки.

Документальная (камеральная) проверка базируется на изучении первичных и сводных документов, финансовой и налоговой отчетности, не предполагает проведения инвентаризаций, устных опросов персонала и руководства проверяемых экономических субъектов. Она чаще всего осуществляется без выезда на проверяемый объект.

Фактическая проверка осуществляется, как правило, с выездом на проверяемый объект, в процессе ее проведения могут использоваться подходы, характерные как для сплошной, так и для выборочной проверок.

Процедуры получения аудиторских доказательств.

Процедуры получения аудиторских доказательств являются важным элементом методологии аудиторской деятельности.

Предусмотрены следующие процедуры получения аудиторских доказательств: инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет и аналитические процедуры.

Инспектирование представляет собой проверку записей, документов и материальных активов. При этом считается, что в ходе инспектирования записей и документов аудиторы получают аудиторские доказательства различной степени надежности в зависимости от их характера и источника получения, а также от эффективности средств внутреннего контроля за процессом их обработки.

Наблюдение состоит в изучении процесса или процедур, выполняемых другими лицами. Так, например, аудитор может наблюдать за проведением подсчета товарно-материальных ценностей работниками аудируемой организации, за осуществлением контрольных процедур, правильность которых можно проверить только при непосредственном присутствии.

Документальные аудиторские доказательства включают в себя:

- документальные аудиторские доказательства, созданные третьими лицами и находящиеся у них;

- документальные аудиторские доказательства, созданные третьими лицами, но находящиеся у аудируемого лица;

- документальные аудиторские доказательства, созданные субъектом аудита и находящиеся у него.

Запрос направлен на получение информации от осведомленных лиц как в пределах, так и за пределами субъекта аудита. Запросы могут быть различными: от официальных письменных обращений, адресованных третьим сторонам, до неофициальных устных запросов, адресованных работникам субъекта аудита. Ответы на запросы обеспечат аудитора сведениями, которыми он ранее не располагал или которые подтвердят аудиторские доказательства.

Подтверждение представляет собой ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях (например, подтверждение остатка средств на счете, величины дебиторской задолженности и т.д.).

Пересчет - проверка точности арифметических подсчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо проведение аудитором самостоятельных подсчетов или расчетов.

Аналитические процедуры состоят в изучении значимых показателей и тенденций, включая вытекающие из них взаимосвязи и отклонения, а также в выявлении причин возможных отклонений. Под аналитическими процедурами подразумевают исследование и оценку данных путем их сравнения с другой информацией, которая имеет отношение к объекту аудита. Их применяют в тех случаях, когда обнаруживается определенная взаимосвязь между отдельными показателями. К наиболее распространенным аналитическим процедурам относят общую проверку на достоверность, анализ тенденций, зависимостей, коэффициентов, проверку физического наличия, повторное проведение операций и др.

1.3. Методика оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

При оценке эффективности и надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля руководствуются правилом (стандартом) Знакомство с системой бухгалтерского учета включает в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта:

1) учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учета;

2) организационная структура подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности;

3) распределение обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовки отчетности;

4) организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;

5) порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных таких регистров;

6) порядок подготовки периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета;

7) критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок;

Средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета.

Аудиторы в ходе проверки обязаны указать соответствие организации системы б/у действующим нормативным документам и отразить это в рабочей документации.

Система бухгалтерского учета экономического субъекта может считаться эффективной, если в ходе фиксации хозяйственных операций выполняются следующие требования:

а) операции в учете правильно отражают временной период их осуществления;

б) операции в учете зафиксированы в правильных суммах;

в) операции правильно и в соответствии с действующим законодательством и учетной политикой отражены на счетах бухгалтерского учета;

г) зафиксированы детали операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности;

д) ограничена возможность появления злоупотреблений.

В ходе проверки следует ознакомиться с внутренними документами проверяемого эк.субъекта, которые касаются организации, постановки и ведения б/у и определить в какой мере реальное состояние дел соответствует положениям вышеперечисленных документов.

Масштаб системы внутреннего контроля и ее особенности, а также степень их формализации должны соответствовать размерам экономического субъекта и особенностям его деятельности. Система внутреннего контроля – совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для эффективного ведения хозяйственной деятельности.

Система включает следующие элементы:

- систему бухучета;

- контрольную среду;

- процедуры контроля.

Система бухучета – совокупность конкретных форм и методов, зафиксированных в учетной политике предприятия, обеспечивающих возможность для данной организации вести учет своего имущества, обязательств и хозяйственных операций в денежном выражении путем сплошного, непрерывного документального и взаимосвязанного их отражения в учетных регистрах на основании первичных документов.

Контрольная среда – осведомленность и практические действия руководства экономического субъекта, направленные на поддержание системы внутреннего контроля.

Процедуры контроля – проверки, выполняемые должностными лицами и работниками предприятия.

При оценке системы внутреннего контроля аудитор должен использовать не менее трех градаций: низкая, средняя и высокая.

Порядок оценки системы внутреннего контроля:

Аудитор обязан оценивать систему внутреннего контроля экономического субъекта не менее чем в следующие три этапа:

1) общее знакомство с системой внутреннего контроля;

Аудиторской организации в начале работы следует получить общее представление о специфике и масштабе деятельности экономического субъекта и системе его бухгалтерского учета. По итогам первоначального знакомства аудиторская организация должна принять решение о том, может ли она в своей работе вообще полагаться на систему внутреннего контроля экономического субъекта, подлежащего проверке.

2) первичная оценка надежности системы внутреннего контроля;

Процедура первичной оценки надежности системы внутреннего контроля осуществляется на основе методики и приемов, которые аудиторские организации разрабатывают самостоятельно.

По итогам процедуры первичной оценки надежности аудиторская организация может оценить надежность всей системы внутреннего контроля и (или) отдельных средств контроля как "среднюю" или как "высокую". В этом случае аудиторская организация должна планировать аудиторские процедуры исходя из этого предположения, но не должна доверять данной системе абсолютно.

3) подтверждение достоверности оценки системы внутреннего контроля.

Аудиторская организация, принявшая по итогам процедуры первичной оценки решение о доверии системе внутреннего контроля и (или) отдельным средствам контроля, обязана в ходе аудиторской проверки осуществлять процедуры подтверждения достоверности этой системы. Процедуры подтверждения достоверности системы внутреннего контроля и (или) отдельных средств контроля осуществляются на основе методики и приемов, которые разрабатываются аудиторской организацией самостоятельно.

Требования, предъявляемые к изучению и оценке системы внутреннего контроля.

Контрольная среда включает в себя:

1) стиль и основные принципы управления данным экономическим субъектом;

2) организационную структуру экономического субъекта;

3) распределение ответственности и полномочий;

4) осуществляемую кадровую политику;

5) порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей;

6) порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей;

7) соответствие хозяйственной деятельности экономического субъекта в целом требованиям действующего законодательства.

Руководство экономического субъекта несет ответственность за разработку и фактическое воплощение системы внутреннего контроля, которая должна соответствовать размерам и специфике деятельности экономического субъекта. В экономическом субъекте в соответствии с его учредительными документами или правилами внутреннего распорядка может быть назначен ревизор, создана ревизионная комиссия или организован отдел "внутреннего аудита", которым может быть передана часть функций по поддержанию системы внутреннего контроля.

Аудитор обязан принимать во внимание, что система внутреннего контроля может не с абсолютной уверенностью, но лишь с определенной степенью вероятности подтвердить, что цели, ради которых она была создана, достигнуты. Аудитору необходимо убедиться, что средства контроля проверяемого экономического субъекта достигают следующих целей:

- хозяйственные операции выполняются с одобрения руководства как в целом, так и в конкретных случаях;

- все операции фиксируются в бухгалтерском учете в правильных суммах, на надлежащих счетах, в правильном периоде, в соответствии с принятой учетной политикой и обеспечивают возможность подготовки достоверной отчетности;

- доступ к активам возможен только с разрешения соответствующего руководства;

- соответствие зафиксированных в учете и фактически имеющихся в наличии активов определяется руководством с установленной периодичностью и в случае расхождений руководством предпринимаются надлежащие действия.

Эффективная организационная структура экономического субъекта предполагает оправданное разделение ответственности и полномочий сотрудников. Она должна по возможности препятствовать попыткам отдельных лиц нарушать требования контроля и обеспечивать разделение несовместимых функций.


Глава 2. Организация бухгалтерского учета и внутреннего контроля по учету расчетов с подотчетными лицами.

2.1. Краткая характеристика предприятия.

ООО «Интер» образовано в 2006г., основная сфера деятельности сдача в аренду помещений для розничной торговли.

ООО «Интер» сдает в аренду широкий ассортимент зданий, лотков, столов.

Основными клиентами предприятия являются организации любой формы собственности, а также индивидуальные предприниматели.

Штат предприятия состоит из директора, заместителя директора, главного бухгалтера, экономиста, кассира, администратора, 4-х контролеров и заведующим хозяйственной части.

Оценку деловой активности и конкурентоспособности предприятия на рынке можно осуществить на основе расчета показателей деловой активности ООО «Интер» за 2007 – 2009 гг. в таблице 1

Таблица 2

Анализ деловой активности ООО «Интер» за 2007-2009 гг.

2007 2008 2009 Изменения за 2009г.
абсолютные Темпы прироста, %
1 2 3 4 5 6
Выручка от реализации продукции, тыс.руб. 13858 16553 20205 3652 22,06
Прибыль до налогообложения, тыс.руб. 1315 1071 1610 539 50,32
Фондоотдача 5,98 7,13 9,11 1,98 27,77
Оборачиваемость средств в расчетах. 25,90 37,88 41,75 3,87 10,22
Коэффициент текущей ликвидности 0,47 0,24 0,49 0,25 104,17
Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности 25,90 37,88 41,75 3,87 10,22
Оборачиваемость собственного капитала 6,03 10,95 9,77 -1,18 -10,78
Рентабельность основной деятельности 0,10 0,07 0,09 0,02 28,57
Устойчивость экономического роста 0,58 0,71 0,78 0,07 1,30

Анализ деловой активности показал, что за 2009 г., выручка от реализации продукции выросла на 22,06%, прибыль до налогообложения - на 50,32%. Фондоотдача на 27,77%. Несмотря на некоторое снижение показателей рентабельности и текущей ликвидности значения достаточно велики, т.е. на предприятие высокая скорость оборачиваемости активов. Расчет показателя устойчивого экономического роста показал, что за исследуемый период прибыль до налогообложения практически всегда превышала величину вложенного собственного капитала. Таким образом, можно сделать вывод о высоком уровне деловой активности на исследуемом предприятии.

Анализ деловой активности показал, что за 2008 г., выручка от реализации продукции выросла на 11,8%, прибыль до налогообложения - на 14,8%. Производительность труда - на 11,8%. Фондоотдача на 6,6% Несмотря на некоторое снижение показателей оборачиваемости из значения достаточно велики, т.е. на предприятие высокая скорость оборачиваемости активов. Расчет показателя устойчивого экономического роста показал, что за исследуемый период прибыль до налогообложения практически всегда превышала величину вложенного собственного капитала.

Таким образом, можно сделать вывод о высоком уровне деловой активности на исследуемом предприятии.

2.2. Организация бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами.

Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером.

Главный бухгалтер назначается и освобождается от должности руководителем и подчиняется непосредственно директору ООО «Интер».

Главный бухгалтер действует на основании Федерального Закона РФ от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Главный бухгалтер руководствуется действующими нормативными актами, утвержденные в установленном порядке, и несет ответственность за соблюдение содержащихся в них требований и правил ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным приказом МФ РФ от 06.05.99г. №32н (в ред. приказа МФ РФ от 30.12.99г. №107н; от 30.03.01г. №27н) доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и погашения обязательств, приводящие к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Доходами организации в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности организации подразделяются на: доходы от обычных видов деятельности (сч. 90-1 «Выручка»); прочие поступления: операционные доходы (сч. 91-1 «Прочие доходы»); внереализационные доходы (сч. 91-1 «Прочие доходы»); чрезвычайные доходы (сч. 99-1 «Прибыли и убытки»).

В соответствии с положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденный приказом МФ РФ от 06.05.99г. №33н (в ред. приказа МФ РФ от 30.12.99г. №107н; от 30.03.01г. №27н), расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и возникновения обязательств, приводящие к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

сумма расходов может быть определена;

имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Для формирования конечного финансового состояния предприятия ООО «Рынок» использует балансовый счет 99 «Прибыли и убытки».

В течении отчетного года на счете 99 «Прибыли и убытки» отражаются:

прибыль или убыток от видов деятельности за отчетный месяц Дт 90-9 (99) - Кт 99 (90-9);

сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц Дт 91-9(99) - Кт 99 (91-9); потери, расходы и доходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности, в корреспонденции со счетами учета ТМЦ, расчетов по оплате труда, денежных средств и т.п.;

начисленные платежи налога на прибыль и суммы причитающихся налоговых санкций Дт 99 – Кт 68.

По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается заключительной записью декабря: Дт 99(84) – Кт 84 (99).Расчеты с клиентами осуществляются как в безналичной, так и в наличной форме. Для постоянных клиентов, допускается рассрочка платежа.

2.3. Организация внутреннего контроля.

Система внутреннего контроля включает в себя надлежащую систему бухгалтерского учета. А именно:

1) в бухгалтерии находятся документы, регламентирующие создание и порядок ведения бухгалтерского учета

2) документы оформляются в соответствии с требованиями законодательства. Они последовательно пронумерованы, оформляются в момент или непосредственно после совершения операции.

3) поступление и движение материальных ценностей ведется не только в стоимостных, но и в натуральных измерителях, что позволяет говорить об эффективности и достоверности бухгалтерского учета материальных ценностей.

Хозяйственная деятельность предприятия в целом соответствует требованиям действующего законодательства.

Организационная структура предприятия не предполагает четкого разделения обязанностей, однако предусмотрено, чтобы работники не выполняли несовместимые функции, т.е. существует разделение выполнения функций управления и учета активов, осуществления хозяйственных и бухгалтерских операций. Приняты мере по обеспечению сохранности активов и бухгалтерских записей, а именно: создание запасных копий, защита компьютерных программ.

Также контрольная среда включает в себя и эффективную кадровую политику. На ООО «Интер» кадровая политика проводится устаревшими способами. При подборе кадров не используются тестирование, анкетирование. Однако существуют и эффективные методы. Например, предприятие отправляет на стажировку за рубеж молодых специалистов с целью их дальнейшего трудоустройства. Это говорит о том, что предприятие готовит себе необходимые кадры, компетентных и надежных работников.

Система внутреннего контроля выходит за рамки тех вопросов, которые относятся непосредст­венно к функциям системы бухгалтерского учета, и включает:

а) контрольную среду, в которой происходят действия, отражающие общее отношение руково­дства, Совета директоров и акционеров предприятия к контролю. К факторам контрольной среды относят­ся:

•политика и методы управления,

•организационная структура предприятия,

•деятельность Совета Директоров,

•деятельность внутреннего аудита,

•методы распределения функций управления, от­ветственности и контроля,

•кадровая политика и практика, разделение обя­занностей,

•внешние воздействия (проверка со стороны гос. органов);

б) систему учета - учетную политику и проце­дуры предприятия, касающиеся адекватности запи­сей хозяйственных операций в соответствующих ре­гистрах;

в) процедуры контроля - специальные про­верки, выполняемые должностными лицами и работ­никами предприятия.

Процедуры контроля на предприятии опреде­ляются компетентностью руководителей, менедже­ров, специалистов и работников предприятия, раз­делением функциональных обязанностей, контролем доступа к активам, документам и осуществлением периодических сравнений учетных данных.

Эти три составляющие системы внутреннего контроля во взаимосвязи должны обеспечивать пре­дотвращение, выявление и исправление существен­ных ошибок и искажения учетной информации при подготовке бухгалтерской отчетности.

Руководство предприятия ООО «Интер», разрабатывая эф­фективную систему внутреннего контроля, учитыва­ет самые различные обстоятельства, в том числе те обстоятельства, которые входят в задачу аудитора по оценке системы внутреннего контроля предпри­ятия. Управленческий учет требует различной ин­формации о всех сторонах планирования и ведения бизнеса. Бухгалтерский учет, о котором аудитор представляет заключение руководству предприятия, ограничен правовыми рамками Законов и Положе­ний, содержащих требования о целях, системе, ме­тодах, сроках и формах бухгалтерской отчетности предприятия.

При разработке эффективной системы внут­реннего контроля руководство предприятия, как пра­вило, преследует следующие цели:

1. Обеспечение надежной информацией для успешного руководства предприятием и принятием эффективных управленческих решений.

Например: при появлении фактов уменьшения спроса на произ­водимую продукцию необходимо своевременно обеспечить руководство информацией о причинах падения спроса для принятия управленческих реше­ний о способах учета пожеланий покупателей и коор­динации деятельности в целях снижения расходов.

2. Обеспечение сохранности активов, доку­ментов и регистров предприятия.

Материальные активы предприятия должны быть защищены надежной системой контроля в це­лях предупреждения их хищения, использования в неподобающих целях или случайного уничтожения.

Серьёзной защиты и контроля требуют и не­осязаемые активы (дебиторская задолженность), важные документы (договора и контракты) и регист­ры бухгалтерского учета (Главная книга и журналы).

В связи с развитием компьютерных систем требуют должных мер к обеспечению сохранности объемы информации, хранящиеся на компьютерных носителях.

3. Обеспечение эффективности хозяйственной деятельности в целях избежания непроизвольных затрат во всех областях хозяйственной деятельности, а также для предотвращения неэффективного ис­пользования всех прочих ресурсов. (Иногда затраты на выполнение задач, указанных в первых двух пунк­тах в цифровом выражении превышают ту возмож­ную прибыль, которая может быть получена в резуль­тате проведения предлагаемых мероприятий. Сле­довательно, на первый взгляд, мероприятия, указан­ные в пунктах 1,2 могут казаться неэффективными. Но отказ от выполнения мероприятий по обес­печению надежной информацией и сохранности ак­тивов и регистров может привести к непоправимым потерям. При утрате или хищении заинтересованны­ми лицами данных о количестве и ценах поставляе­мого сырья возможно снижение конкурентоспособ­ности производимой продукции.)

4. Обеспечение соответствия предписанным учетным принципам. Система внутреннего контроля должна обеспечить необходимую степень уверенно­сти в том, что должностные лица и работники пред­приятия следуют требованиям и правилам, закреп­ленным внутренними документами предприятия:

• положениями об отделе, службе, иных подразде­лениях предприятия.

• должностными инструкциями руководителей, менеджеров и специалистов предприятия,

• приказом об учетной политике предприятия,

• приказами и распоряжениями генерального ди­ректора (директора), иных руководителей, из­данными в соответствии с их компетенцией.

5. Обеспечение выполнения требований фе­деральных законов и иных правовых актов Россий­ской Федерации и местных органов власти при осу­ществлении финансово-хозяйственных операций.


Глава 3. Оценка системы организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля по учету расчетов с подотчетными лицами.

3.1 Оценка системы внутреннего контроля расчетов с подотчетными лицами.

Подготовительная деятельность до начала проверки предполагает получение аудитором материалов заседаний акционеров и отчетности по хозяйственной деятельности, выяснение направления и масштаба работы, проведение беседы с администрацией и персоналом бухгалтерии, получение необходимой информации от банков, налоговой службы и других организаций, с которыми клиент имеет деловую связь.

В результате предварительного ознакомления аудитор делает вывод о степени деловой безупречности клиента и принимает решение о проведении аудиторской проверки или отказе от нее.

После принятия решения о проведение аудиторской проверки, перед началом основной проверки расчетов с подотчетными лицами аудитор должен составить примерную программу изучения документов в зависимости от состояния данного раздела учета на предприятии. Для сбора информации при составлении программы аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами можно использовать вопросник.


Таблица 3

Вопросник для сбора информации при составлении программы аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами

№ п/п Вопрос

Ва-риант

Ответа

Информация или документ, который следует запросить Назначаемая аудиторская процедура Но-мер вы-вода

1

Имеется ли на предприятии список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды

Нет 1
Да Список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды Проц. 1.1.1

2

Выдаются ли новые авансы лицам, не отчитавшимся по ранее полученным под отчет суммам

Нет 2
Да Журнал-ордер № 7 Проц. 1.1.2

3

Оформляются ли письменные распоряжения руководителя предприятия по направлении работников в командировки

Нет 3
Да Письменные распоряжения руководителя Проц. 2.1.2

4

Облагаются ли подоходным налогом суточные сверх норм, возмещаемые по решению руководителя предприятия

Нет 4
Да Приказ руководителя о возмещении Проц. 2.2.1

5

Организован ли аналитический учет командировочных расходов в пределах норм и сверх норм для целей налогообложения

Нет 5
Да Проц. 2.1.4

6

Имеются ли утвержденные руководителем предприятия сметы представительских расходов

Нет 6
Да Письменное распоряжение руководителя Проц. 4.1.1

7

Организован ли аналитический учет представительских расходов в пределах норм и сверх норм для целей налогообложения

Нет 7
Да Проц. 4.1.2

8

Производится ли расчет сумм, причитающихся работнику на командировки

Нет 8
Да

По результатам опроса ответственных работников проверяемого предприятия по вышеназванному вопроснику аудитор может сделать следующие выводы:

1. Внутренний контроль за расходованием и целевым использованием денежных средств из кассы предприятия ослаблен отсутствием на предприятии установленного приказом руководителя круга лиц, которым могут быть выданы деньги на хозяйственные нужды.

2. В нарушение п. 11 Порядка ведения кассовых операций в РФ (Утвержден Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40) лицам, не отчитавшимся за полученные ранее подотчетные суммы, выдаются новые авансы.

3. Приказы о направлении работников в командировку не оформляются — следует проверить не допускается ли под видом командировочных расходов скрытое авансирование работников предприятия.

4. В нарушение Порядка ведения кассовых операций суточные, возмещаемые сверх норм работникам предприятия, не облагаются подоходным налогом. Кроме того, со сверхнормативных суточных необходимо начислить взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения.

5. В нарушение Главы 21 Налогового Кодекса РФ «О налоге на добавленную стоимость» для целей налогообложения учет командировочных сумм в пределах норм и сверх норм не ведется.

6. В нарушение Главы 25 Налогового Кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» сметы представительских расходов не разрабатываются и не утверждаются руководителем предприятия.

7. В нарушение Главы 25 НК РФ «О налоге на прибыль организаций» и Главы 21 НК РФ «О налоге на добавленную стоимость» для целей налогообложения учет представительских расходов в пределах норм и сверх норм не ведется.

8. В нарушение Порядка ведения кассовых операций выдача денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в суммах, превышающих необходимые.

По результатам проведенного опроса у аудитора должно сложиться определенное мнение о состоянии расчетов с подотчетными лицами на предприятии. Представленный вопросник позволяет сделать аудитору целый ряд промежуточных выводов, на основании которых он в последствии определит достоверность отчетных данных.

Для выявления каждого из возможных нарушений или злоупотреблений разработан определенный набор контрольных процедур. Основными контрольными процедурами являются:

Процедура 1.1.1 — проверка соответствия подотчетных лиц, получающих наличные деньги из кассы на хозяйственные расходы, списку лиц, имеющих на это право, утвержденному руководителем предприятия.

Процедура 1.1.2 — проверка получения подотчетных сумм денежных средств лицам, не отчитавшимся по ранее полученным авансам.

Процедура 1.1.3. — проверка соответствия фактического расходования подотчетных сумм целям, на которые они выданы.

Процедура 1.1.4. — наличие подотчетных лиц в штате предприятия.

Процедура 1.1.5. — проверка правильности списания подотчетных сумм за счет чистой прибыли предприятия. В случаях, когда решением руководителя предприятия сумма, выданная под отчет, не возвращена и списывается за счет чистой прибыли, аудитору необходимо удостовериться в том, что, во-первых, решение о списании действительно существует, во-вторых, что с подотчетных сумм удержан подоходный налог, а также начислены все соц. фонды.

Процедура 2.1.1 — проверка полноты оправдательных документов по командировкам, приложенных к авансовым отчетам.

Процедура 2.1.2. — проверка наличия приказов о направлении работников в командировку.

Процедура 2.1.3 — проверка правильности возмещения командировочных расходов. Нормы возмещения командировочных расходов определяются в соответствие с нормативными документами, действующими на период действия командировки.

Процедура 2.1.4. — проверка правильности ведения учета командировочных расходов в пределах норм и сверх норм.

Процедура 2.2.1 — проверка удержания подоходного налога с сумм превышения командировочных расходов сверх установленных норм.

Процедура 3.1.1 — проверка правильности отражения в учете НДС по приобретенным подотчетными лицами материальным ценностям. НДС выделяется и относится на счет 19 лишь при покупке ТМЦ у организаций оптовой торговли при наличии приходного кассового ордера, накладной и счета-фактуры с выделенной отдельной строкой НДС. При покупке ТМЦ в розничной торговой сети суммы НДС не выделяются и относятся на себестоимость вместе с их стоимостью.

Процедура 4.1.1 — проверка соответствия фактических размеров представительских расходов сметам. Представительские расходы — это затраты предприятия по приему и обслуживанию представителей других предприятий, организаций и учреждений (включая иностранных), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета (правления) предприятия и ревизионной комиссии. К представительским расходамотносятся затраты, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия.

Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) производится в пределах смет, утвержденных руководителем предприятия, которые не должны превышать нормативно-утвержденных норм, и только при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны дата, место, программа проведения деловой встречи (приема), список приглашенных с обеих сторон.

Процедура 4.1.2 — проверка правильности ведения аналитического учета представительских расходов в пределах и сверх норм.

Процедура 5.1.1 — проверка правильности выведения остатков на конец отчетного периода по расчетам с подотчетными лицами. Задолженность подотчетных лиц предприятию и предприятия подотчетным лицам должна быть показана в регистрах учета развернуто.

Процедура 6.1.1 — проверка соответствия записей в авансовых отчетах и журнале-ордере № 7.

При тестировании документов на наличие ошибок аудитору достаточно выявить пять одинаковых нарушений, чтобы сделать вывод о значительном распространении данной ошибки. Дальнейший поиск таких несоответствий можно опустить.

При проверке расчетов по содержанию аудитору следует помнить следующие ключевые моменты:

1. Соответствие дат и сумм, указанных в документах, относящихся к одной командировке или одному авансовому отчету.

2. Соответствие предоставленных документов правилам оформления, установленным действующими законодательными актами.

3. Правильность отнесения проверяемых сумм на бухгалтерские счета.

2.2. Аудит расчетов с подотчетными лицами на ООО «Интер»

Планируя аудиторскую проверку необходимо установить существенность – максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может быть показана в публикуемых финансовых отчетах и рассматриваться как несущественная, т.е. не вводящая пользователей в заблуждение. Аудиторский риск – риск, который берет на себя аудитор, давая заключение о полной достоверности данных внешней отчетности, в то время как возможны ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора.

Определим уровень существенности на основании данных 2009 года ООО «Интер» (таблица 4).


Таблица 4

Определение уровня существенности

Наименование базового показателя Значение базового показателя бухгалтерской отчетности ООО «Интер», тыс. руб. Доля, % Значение для нахождения уровня существенности, тыс.руб.
1 2 3 4
1. Балансовая прибыль (форма 2, стр. 190) 715 5 35,75
2. Валовый объем реализации без НДС (форма 2, стр. 010) 20205 2 404,1
3. Сумма собственного капитала (форма 1, стр. 490) 1511 10 151,1
4. Валюта баланса (форма 1, стр. 300) 3558 2 71,16
5. Общие затраты организации (форма 2, стр. 020) 18616 2 372,32

Расчет уровня существенности показателей составляет: средние арифметические показатели уровня существенности: (35,75 + 404,1 + 151,1 + 71,16 + 372,32) : 5 = 206,886 тыс. руб.;

наименьшее значение от среднего отличается на: (206,886 – 35,75) : 206,886 × 100% = 82,72%;

наибольшее значение от среднего отличается на: (404,1 – 206,886) : 206,886 × 100% = 95,32%.

Поскольку значение 404,1 тыс.руб. отличается от среднего значительно, а значение 35,75 тыс.руб. не так сильно, то аудитор может принять решение отбросить при дальнейших расчетах наибольшее значение, а наименьшее оставить (35,75 тыс.руб.).

Новая средняя арифметическая составит: (35,75 + 151,1 + 71,16 + 372,32) : 4 = 157,58 тыс.руб.

Полученную величину допустимо округлить до 158 тыс. руб. и использовать количественный показатель в качестве значения материальности (существенности).

Различие между значениями уровня существенности до и после округления составляет:

(158 – 157,58) : 157,58 × 100% = 0,27%, что находится в пределах 2% (единого показателя уровня существенности, который может использовать аудитор в своей работе).

Теперь, используя формулу факторной модели аудиторского риска, определим чему равен приемлемый аудиторский риск (ПАР).

Формула факторной модели: ВР × РК × РН = ПАР, где

будем считать что: внутрихозяйственный риск (ВР) - 60%

риск контроля (РК) – 50%

риск не обнаружения (РН) – 10%

0,6 × 0,5 × 0,1 = 0,03 или 3%.

Так как аудиторский риск не высок, то аудитор может считать план приемлемым.

Предварительная оценка состояния расчетов с подотчетными лицами в ООО «Интер» за 2009 год производилась на основании вопросника, приведенного в таблице 3.

В ООО «Интер» аналитический учет командировочных расходов ведется, но на данный период таких расходов не было предусмотрено.

По результатам опроса ответственных работников проверяемого предприятия по вышеназванному вопроснику можно сделать следующие выводы:

1. Внутренний контроль за расходованием и целевым использованием денежных средств из кассы предприятия соответствует действующим законодательным нормам

2. Пункт 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации лицам, не отчитавшимся за полученные ранее подотчетные суммы, выдаются новые авансы, не нарушается;

3. Приказы о направлении работников в командировку не оформлялись, так как на данный период не предусмотрено командировочных расходов.

Проверки документов (расходных кассовых ордеров, приходных кассовых ордеров, авансовых отчетов) по расчетам с подотчетными лицами не выявила нарушений.

В вязи с небольшим объемом расчетов с подотчетными лицами в ООО «Интер» в 2009 году: 5-6 авансовых отчета в месяц по средствам, выданным на хозяйственный нужды, проводилась сплошная аудиторская проверка предоставленных предприятием документов

Таким образом, в результате аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами можно сказать, что

1. Был проведен аудит правильности отражения в бухгалтерском учете ООО «Интер» расчетов с подотчетными лицами за 2010 финансовый год. Документы для проверки подготовлены исполнительным органом ООО «Интер» в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и «Порядком ведения кассовых операций»;

2. Ответственность за подготовку прилагаемой бухгалтерской отчетности несет исполнительный орган ООО «Интер». Обязанность аудитора заключается в том, чтобы высказать мнение о достоверности во всех существенных аспектах данной отчетности на основании данных проведенного аудита;

3. Проверка была проведена в соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности». Проверка планировалась и проводилась таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами в ООО «Интер» соответствует действующему в 2010 году законодательству и не содержит существенных искажений. Проверка включала проверку на сплошной основе первичных документов и регистров бухгалтерского учета в разрезе расчетов с подотчетными лицами за 2010 г. Проведенная проверка дает достаточные основания для того, чтобы высказать мнение о достоверности предоставленных документов, отражающих учет на предприятии расчетов с подотчетными лицами.

4. В результате проведенной проверки можно сделать вывод о том, что бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами соответствует нормам действующего законодательства, регламентирующего данных раздел учета, по состоянию на 1 января 2010 г.

3.4. Совершенствование аудита расчетов с подотчетными лицами

В качестве рекомендации ООО «Интер» можно предложить тщательно следить за сроками выдачи подотчет денежных средств, а также более детально проверять авансовые отчеты подотчетных лиц. Проверять детально все прикладываемые документы, обращать внимание на даты этих документов. Для этого можно предложить выделить человека именно для расчетов с подотчетными лицами, чтобы он один следил за этим учетом.

Хорошо было бы конкретизировать или изменить приказ «О выдаче денежных средств в подотчет», на каждого человека, чтобы на одного человека приходился один вид расхода. А не на одного возлагать ответственность за понесенные расходы. На ООО «Интер» в штате работает достаточное количество работников, чтобы эту идею воплотить. В таком бы случае снизилась бы нагрузка, возложенная на одного человека.

Предприятие полностью компьютеризировано в связи с этим есть возможность внедрения программы, более детального отслеживания выдачи и расхода подотчетных сумм.

В результате совершенствования бухгалтерского учета при расчетах с подотчетными лицами уточняется и убыстряется порядок учета подотчетных сумм.

Если раньше подотчетное лицо могло забыть о том, что ему нужно отчитаться по подотчетным сумма, то теперь данная программа оповестит, о том, что остался один день или сегодня необходимо сдать авансовый отчет, со всеми приложенными к ним документам. А при установлении правовой системы, бухгалтер в любое время и без ошибочно сможет найти ту или иную информацию, связанную с выдачей денежных средств подотчет.

Но, так как организация не большая, то целесообразно сохранение существующего состояния учета в будущем году, для повышения оперативности получения информации об изменениях в законодательстве приобрести электронную правовую систему и если позволяют средства, то не одну, для более точного выяснения того или иного вопроса.


Заключение

Аудит – это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска, аудит способствует уменьшению до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли.

В результате проделанной работы была раскрыта тема аудита расчетов с подотчетными лицами. Аудит расчетов с подотчетными лицами проводится на основе первичных документов по расчетам с подотчетными лицами. Основными документами, которые необходимо подвергнуть изучению при проверке расчетов с подотчетными лицами, являются: авансовые отчеты, приказы о направлении сотрудников в командировки, командировочные удостоверения, сметы представительских расходов, приказы об утверждении смет представительских расходов, оправдательные первичные документы.

В работе также были проанализированы различные методы получения аудиторских доказательств при аудиторской проверке расчетов с подотчетными лицами для выявления типичных ошибок, допускаемых в данной области бухгалтерского учета. К таким методам относятся: наблюдение или участие в инвентаризации, наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций, устный опрос, получение письменных подтверждений, проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц, проверка документов, подготовленных на предприятии клиента, проверка арифметических расчетов, анализ.

Изучение типичных ошибок, допускаемых на предприятиях при расчетах с подотчетными лицами позволяет утверждать, что большниство таких ошибок происходит не из-за сложности в их бухгалтерском учете, а в результате небрежного его ведения и отсутствия контроля за расчетами с работниками. Основными ошибками являются несоблюдение порядка выдачи денег под отчет, отсутствие инвентаризаций расчетов с подотчетными лицами, приложение к авансовым отчетам не имеющих всех обязательных реквизитов первичных документов, расчет с другими юридическими лицами выданными под отчет наличными деньгами в размерах, превышающих установленные лимиты и другие.Зачастую в результате указанных нарушений на затраты списываются необоснованные суммы, занижается налогооблагаемый доход, происходит скрытие платежей по социальному страхованию и обеспечению, транспортному налогу.


Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, правовая система «Гарант», по состоянию на 01 апреля 2008 г.

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации, Часть 2 от 5 августа 2000 г., правовая система «Гарант», по состоянию на 01 апреля 2008 г.

3. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ, правовая система «Гарант», по состоянию на 01 февраля 2008 г.

4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г., правовая система «Консультант-Плюс».

5. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон № 119-ФЗ от 07 августа 2001 г., правовая система «Консультант-Плюс».

6. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт: Федеральный закон № 54-ФЗ от 22 мая 2003 г., правовая система «Гарант».

7. Доходы организации: положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина РФ № 32н от 06 мая 1999 г., правовая система «Консультант-Плюс».

8. План счетов бухгалтерского учета финансово-экономической деятельности организаций и инструкции по его применению № 94н от 31 октября 2000 г. (ред. от 18 сентября 2006 г.), правовая система «Консультант-Плюс», по состоянию на 18 сентября 2006 г.

9. Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, № 14-п от 05 января 1998 г., утвержденное Советом директоров Банка России от 19 декабря 1997 г., правовая система «Консультант-Плюс».

10. Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации: Постановление Госкомстата Российской Федерации № 20 от 24 марта 1999 г., правовая система «Консультант-Плюс».

11. Расходы организации: Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина Российской Федерации № 33н от 6 мая 1999 г., правовая система «Консультант-Плюс».

12. Учетная политика организации: положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/98) № 60н от 09 декабря 1998 г. Утверждено приказом Минфина РФ от 30 декабря 1999 г №107н, правовая система «Гарант».

13. Алборов Р.А. Аудит в организациях, промышленности, торговли и АПК: Учебное пособие./ Р.А. Алборов – 3-е изд., перераб. И доп.- М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003. – 464с.

14. Андреев В.Д. Практикум по аудиту: Учеб. пособие./ В.Д. Андреев, Т.И. Киселевич, И.В. Атаманюк – М.: Финансы и статистика, 2003.

15. Ареис Э.А. Аудит/ Э.А.Ареис, Дж.К. Лоббек, 2003. – 560.

16. Аудит: Учебник для вузов./ В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотников и др.; под ред. проф. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, Аудит, 2003. – 583 с.

17. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита./ Н.П. Барышников — 4 изд., перераб. и доп. — М.: ФИЛИНЪ, 2003. — 528 с.

18. Глушков И. Е. Бухгалтерский (налоговый, финансовый, управленческий) учет на современном предприятии./ И.Е. Глушков. – 12-е изд. Эффективная настольная книга бухгалтера. М.: «КноРус»; Новосибирск «Экор-книга», 2005. – 1056 с.

19. Дробышевский Н.П. Ревизия и аудит: Учеб. пособие./ Н.П. Дробышевский. – Мн.: ООО «Мисанта», 2004. – 265 с.

20. Кадры. Зарплата. Отпуска/ Под ред. А.В. Соколовой. – М.: Эксмо, 2008. – 288 с. (Проверено. Гарант. Правильные ответы).

21. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту./ П.И. Камышанов. — 2-е изд. М.: ИНФРА, 2004.

22. Киселева Г.В. Бухгалтерский финансовый учет: Учеб. пособие./ Г.В. Киселева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 524с.

Приложение 1

Утверждена

приказом ____

от 01.12.2008г. № 1

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА

ООО ЧОП «АВАНГАРД»

на 2009 год

Учетная политика ООО ЧОП «АВАНГАРД» разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации .

Общие положения

Ответственность за организацию бухгалтерского и налогового учета в ООО ЧОП «АВАНГАРД», соблюдение законодательства при выполнении и документировании хозяйственных операций несет руководитель предприятия.

Главный бухгалтер ООО «АВАНГАРД» подчиняется руководителю и обеспечивает организацию бухгалтерского и налогового учета в соответствии с действующим законодательством и настоящим положением.

Руководитель и главный бухгалтер несут ответственность за нарушение правил ведения бухгалтерского и налогового учета и представления бухгалтерской, статистической, налоговой отчетности в государственные органы.

12. Организация бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет ООО «АВАНГАРД» осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете”, Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности (с учетом всех последующих изменений и дополнений), другими законодательными и нормативными актами.

Бухгалтерский учет вести по журнально-ордерной форме с применением вычислительной техники.

3. Учет основных средств

Учет объектов основных средств осуществлять в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и ПБУ 6/01 от 30.03.01г. № 26н “ Учет основных средств ”.

В составе основных средств учитывать объекты со сроком полезного использования более 12 месяцев.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости без НДС.

Расходы, связанные с приобретением основных средств относятся на увеличение стоимости основных средств.

Объектами основных средств, находящимися в эксплуатации, признаются объекты основных средств, принятые к бухгалтерскому учету на основании акта приемки-передачи основных средств (форма № ОС – 1).

При зачислении в состав основных средств объектов стоимостью менее 10000 рублей в форме № ОС – 1 (оборотная сторона) заполняются только реквизиты, предусмотренные предпоследним и последним абзацами.

Начисление амортизации по всем объектам амортизационного имущества производится с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия данного объекта к бухгалтерскому учету.

По приобретенным основным средствам, бывших в употреблении норма амортизации определяется с учетом срока эксплуатации у предыдущих собственников.

Затраты на ремонт основных средств списываются на себестоимость по мере выполнения ремонта и признаются для целей налогообложения в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

При выбытии объектов основных средств доходы и расходы, связанные с этим выбытием отражаются на счете № 91 “Прочие доходы и расходы”.

4.Учет нематериальных активов

Учет объектов нематериальных активов осуществляется в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и ПБУ 14/00 “Учет нематериальных активов”.

В составе нематериальных активов учитываются объекты со сроком полезного использования более 12 месяцев.

Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости без НДС.

Объектами нематериальных активов, находящихся в эксплуатации, признаются объекты, принятые к бухгалтерскому учету на основании акта приемки нематериальных активов (форма, утвержденная предприятием).

Начисление амортизации по объектам нематериальных активов производится линейным способом как в бухгалтерском так и в налоговом учете и начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия данного объекта к бухгалтерскому учету.

При выбытии объектов нематериальных активов доходы и расходы, связанные с этим выбытием отражаются на счете № 91 “Прочие доходы и расходы”.

12. Учет материально-производственных запасов

Учет материально-производственных запасов осуществлять в соответствии с ПБУ 5/01 “Учет материально-производственных запасов”, утвержденным приказом Минфина РФ от 09.06.01г. № 44н.

Материально-производственных запасы приходуются независимо от того, когда они поступили – до или после получения платежных документов или оплаты.

Материальные ценности принимаются к бухгалтерскому учету на счете № 10 “Материалы” по фактической себестоимости приобретения (без НДС) без использования счета № 16 “Отклонения в стоимости материальных ценностей”. Расходы, связанные с оказанием услуг по снабжению материально-производственными запасами (командировочные, транспортные расходы) относятся на увеличение стоимости материально производственных запасов.

В целях обеспечения сохранности материальных ценностей по статье “Инвентарь и хозяйственные принадлежности” ведется аналитический учет (в количественном измерении) до момента их выбытия по причине физического (морального) износа.

При отпуске материальных запасов в производство их оценка производится методом фактической себестоимости за единицу.

При отпуске материальных запасов в производство их оценка производится по полной стоимости (с НДС).

Для осуществления налогового учета ведется регистр материально-производственных запасов, относящихся к прямым расходам.

6. Учет доходов предприятия

Доходы предприятия формируются в бухгалтерском учете в соответствии с ПБУ “Доходы организации”, утвержденным Приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. № 32 н.

Доходы от обычных видов деятельности или выручка от результатов выполненных работ, оказанных услуг отражаются на кредите счета № 90 “Продажи”, субсчет № 90/1 “Выручка” (по видам деятельности).

Прочие доходы отражаются на кредите счета № 91 “Прочие доходы и расходы”. В состав прочих доходов включаются операционные и внереализационные доходы.

7. Учет расходов предприятия

Расходы предприятия формируются в бухгалтерском учете в соответствии с ПБУ10/99 от 06.05.99г. № 33 н и другими нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Расходы на производство и реализацию, осуществляемые в течении отчетного периода, подразделяются на прямые расходы (материальные расходы, расходы на оплату труда работникам и ЕСН, амортизационные отчисления по основным средствам) и косвенные расходы (все суммы расходов, за исключением внереализационных расходов).

Прямые расходы учитывать на счете № 20 “Основное производство”, а косвенные на счетах № 25 “Общепроизводственные расходы” и № 26 “Общехозяйственные расходы”, а затем списывать в дебет счета № 20.

Выпущенную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) учитывать по полной производственной себестоимости.

Бухгалтерский учет прочих расходов (операционных и внереализационных) осуществляются на счете № 91 “Прочие доходы и расходы”.

Расходы по обычным видам деятельности, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, списываются с кредита счета № 20 в дебет счета № 90.

Расходы в бухгалтерском учете признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место.

8. Учет расходов будущих периодов

Расходами будущих периодов признаются расходы, произведенные ГУП НИИ в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, в том числе ремонт основных средств (если не создается соответствующий резерв или фонд).

9. Учет финансовых результатов

Финансовый результат деятельности предприятия формируется на счете № 99 “Прибыль и убытки”. Сумма чистой прибыли (убытка) по итогу отчетного года списывается заключительной записью со счета № 99 в кредит (дебет) счета № 84 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)”, к которому открываются два субсчета:

01 – нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года;

02 – нераспределенная прибыль (убыток) прошлых лет.

Остающаяся в распоряжении предприятия часть чистой прибыли может быть использована на:

-обновление основных фондов;

-покупку материальных ценностей;

-материальное стимулирование, обучение и повышение квалификации сотрудников предприятия.

10. Особенности начисления налога на прибыль

Для расчета налога на прибыль доходы и расходы ООО «АВАНГАРД» определяются по методу начисления.

В целях исчисления налога на прибыль доход предприятия признается в том отчетном периоде, в котором он имел место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав.

Для признания доходов от выполнения работ (Услуг) датой получения дохода признается дата подписания сторонами акта приемки-передачи работ (услуг).

11. Особенности исчисления НДС. Выбор момента реализации (определение даты реализации (передачи товаров (работ, услуг)))

Для целей налогообложения ООО «АВАНГАРД» выбрал вариант признания операций по реализации товаров (работ, услуг), по отгрузке.

Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащих вычету формируются в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ. Налоговый период – месяц.

12. Организация налогового учета

Налоговый учет в ООО «АВАНГАРД» осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Налоговым учетом в ООО «ВАНГАРД» признается система обобщения информации для определения налоговой базы по каждому виду налога на основе данных регистров бухгалтерского учета с учетом отклонений между бухгалтерским и налоговым учетом.


Приложение 2