Контрольная работа: Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях

Название: Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: контрольная работа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ДВПИ имени В.В. Куйбышева)

ТИХООКЕАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Контрольная работа по дисциплине

«Муниципальное право»

Тема:

«Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях»

Выполнил:

Студент V курса гр. ЗП-6211

Андреев Анатолий Александрович

Проверил :

Владивосток 20 1 1


Содержание

Введение. 3

1. Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях 4

1.1 Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения. 4

1.2 Особенности организации местного самоуправления в наукоградах. 8

1.3 Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях. 10

1.4 Особенности организации местного самоуправления на приграничных территориях. 14

Заключение. 16

Список литературы.. 17

Список нормативно-правовых актов. 17


Введение

Местное самоуправление занимает значительное место в Конституции. Оно относится к числу важнейших элементов государственного устройства Российской Федерации. Основной закон России содержит ряд концептуальных положений, принципиально отличающих настоящее государственное устройство России от ранее существовавшего в части вопросов осуществления местного самоуправления.

Президент России Д. А. Медведев обозначил работу по развитию местного самоуправления в качестве одной из приоритетных задач государства. В своем Послании Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 г. он отметил, что работа по совершенствованию муниципального законодательства будет продолжаться. В настоящее время российское местное самоуправление находится на пороге важного рубежа в своем развитии.

Местное самоуправление в РФ - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. В свою очередь на отдельных территориях существуют определенные особенности организации местного самоуправления.

Целью контрольной работы является изучение особенностей организации местного самоуправления на отдельных территориях, а именно: в городах федерального значения, наукоградах, закрытых административно-территориальных образованиях, приграничных территориях.

1. Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях

1.1 Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения

6 ноября 2002 г. был принят Закон № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве». Согласно рассматриваемому Закону местное самоуправление в г. Москве осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований, создаваемых на территории районов г. Москвы, включая районы г. Зеленограда. Муниципальные образования имеют собственный бюджет, муниципальную собственность и выборные органы управления. Органами управления муниципальных образований являются муниципальное Собрание (представительный орган), муниципалитет (исполнительно-распорядительный орган) и иные органы местного самоуправления, образованные в соответствии с уставом муниципального образования. Муниципальные образования должны утвердить устав, который в обязательном порядке подлежит государственной регистрации.[1]

Параллельно с перерегистрацией муниципальных образований в соответствии с новым законодательством Москвы на уровне районов создаются районные Управы, являющиеся территориальными органами исполнительной власти правительства Москвы. Оперативное руководство, координацию и контроль за деятельностью Управ района осуществляет префект соответствующего административного округа. При этом Управам передана большая часть полномочий бывших районных Управ, им же передается в оперативное управление городская собственность. У муниципальных властей осталась возможность принятия самостоятельных решений лишь по таким вопросам, как снижение брачного возраста, организация опеки и попечительства, охрана прав несовершеннолетних, организация местных праздничных мероприятий, организация первичных мер в области пожарной безопасности. В других сферах допускается лишь внесение предложений в органы исполнительной власти города.

На уровне районов были созданы органы городского управления, во многом дублирующие действия муниципальных образований.

В результате в г. Москве в 2002-2003 гг. была создана система, которая включает три уровня органов государственной власти и сеть органов местного самоуправления на уровне районов. Органами государственной власти города являются:

1. на уровне города: московская городская Дума и правительство Москвы под руководством мэра Москвы;

2. на уровне административных округов: префектуры - территориальные органы исполнительной власти г. Москвы, подведомственные правительству Москвы и возглавляемые префектами административных округов в ранге министров правительства Москвы, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности указом мэра Москвы;

3. на уровне районов города - районные Управы как территориальные органы исполнительной власти.

В городе образованы 123 Управы районов г. Москвы с общей численностью сотрудников 4396 человек. Государственную перерегистрацию прошли и 123 из 125 органов местного самоуправления, общая численность муниципальных служащих в городе в результате составила 1208 человек.[2]

Особенности местного самоуправления в Москве заключаются в том, что перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов, состав муниципального имущества устанавливаются законами города Москвы, исходя из необходимости сохранения единого городского хозяйства.

Закон «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге» был принят в июне 1997 г.. В результате в городе была сформирована трехуровневая система управления. На общегородском уровне органами власти города стали Законодательное собрание и администрация Санкт-Петербурга под руководством губернатора. На уровне административных районов было создано 24 территориальных органа исполнительной власти (районные администрации), низший уровень управления – уровень отдельных территориальных единиц составили 111 муниципальных образований. Необходимо отметить, что административные районы существенно различаются как по численности населения, так и по числу муниципальных образований, расположенных на их территории. Численность населения может колебаться от 23,4 тыс. человек в Павловском районе до 456 тыс. жителей в Калининском районе. В границах административного района могут располагаться от 1 (Кронштадтский район) до 11 муниципальных образований (Курортный район).[3]

В 1998 г. распоряжением губернатора Санкт-Петербурга был создан Совет по местному самоуправлению. Целью создания Совета была координация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам, касающимся процесса становления местного самоуправления в городе. В состав Совета вошли губернатор, вице-губернатор, главы нескольких муниципальных образований, председатели ряда отраслевых комитетов и руководители администраций отдельных районов. Необходимо отметить, что в Санкт-Петербурге много внимания уделяется проблемам взаимодействия между органами муниципальной и государственной власти. В городе утвержден порядок взаимодействия отраслевых и территориальных органов администрации города с органами местного самоуправления, принято временное положение об информационном взаимодействии между различными органами власти.

В отдельных районах города созданы координационные советы по местному самоуправлению - совещательные органы при администрации района, которые принимают участие в обсуждении программ развития района, рассмотрении основных вопросов жизнедеятельности населения, решение которых требует координации действий государственной и муниципальной власти, разрабатывают заключения на проекты законов, касающихся местного самоуправления. Такие советы действуют, в частности, в Московском, Невском, Адмиралтейском, Павловском, Пушкинском, Кировском, Курортном, Выборгском и Василеостровском административных районах города.[4]

Установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований и их преобразование в Москве и Санкт-Петербурге осуществляются законами городов федерального значения с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий.

Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами субъектов Российской Федерации, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяется законами субъектов Российской Федерации.[5]

1.2 Особенности организации местного самоуправления в наукоградах

В соответствии со статьей 81 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наукограды являются городскими округами.[6] Особенности осуществления местного самоуправления в наукоградах устанавливаются Федеральным законом «О статусе наукограда Российской Федерации».[7]

Наукоград - муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом, представляющим совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники.

Большинство подобных муниципальных образований традиционно занимаются определенной научной деятельностью. В частности, в Московской области статус наукоградов имеют города Жуковский - авиацией, г. Пущино - биологией, г. Протвино, г. Обнинск и г. Дубна - физикой высоких энергий.

Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством РФ с установлением срока этого статуса. При присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Правительство РФ утверждает приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Статус наукограда по истечении срока, установленного Правительством РФ, может быть сохранен муниципальному образованию в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда не изменяет форму собственности и организационно-правовые формы организаций научно-производственного комплекса наукограда.

Наукограды - очень разные по своей структуре образования. Это проявляется не только в их происхождении, широком диапазоне численности населения статусе, но и в особенностях направлений их деятельности.

Правительство РФ вправе досрочно прекратить статус наукограда в случае исключения из числа государственных приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации установленных для данного наукограда направлений деятельности, но не ранее чем по истечении пяти лет с момента присвоения статуса наукограда. В случае досрочного прекращения статуса наукограда либо в случае отказа в сохранении статуса наукограда городское поселение, имевшее статус наукограда, сохраняет статус городского округа.

Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации является основанием для финансирования из федерального бюджета в виде субвенций дополнительных расходов наукоградов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Субвенции из федерального бюджета и расходы наукоградов Российской Федерации, осуществляемые за счет данных субвенций, не учитываются при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.[8]

1.3 Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях

В соответствии со статьей 80 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрытые административно-территориальные образования являются городскими округами. Особенности осуществления местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях устанавливаются федеральным законом.[9]

В соответствии с Федеральным законом «О закрытом административно-территориальном образовании» закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа.[10]

Закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам: установления административной подчиненности, границ указанного образования и земель, отводимых предприятиям и объектам; определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанного образования; обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности.

Решение о создании и об упразднении закрытого административно-территориального образования принимается Президентом РФ. Предложение о создании и об упразднении закрытого административно-территориального образования вносится Правительством РФ.

На территории закрытого административно-территориального образования может быть введен особый режим безопасного функционирования предприятий и объектов, который включает:

1. установление контролируемых и запретных зон по границе и в пределах указанного образования;

2. ограничения, на въезд и постоянное проживание граждан на его территории;

3. ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией;

4. ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и постоянное проживание.

Органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования обладают следующими полномочиями:

- координируют деятельность предприятий и объектов, подразделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

- разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на предприятиях и объектах либо при их угрозе. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья населения закрытого административно-территориального образования в результате аварии на предприятии и объекте глава местной администрации совместно с руководителями предприятия и объекта осуществляет меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей, а при необходимости до начала работы соответствующих органов, образуемых Правительством РФ,

- принимает решение об эвакуации населения;

- выступают заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия юридических лиц, расположенных на его территории;

- участвуют совместно с руководителями предприятий и объектов, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, и органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, в определении пропускного режима в закрытом административно-территориальном образовании, за исключением режимных территорий предприятий и объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и запретных зон;

Органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования по согласованию с органами Федеральной службы безопасности имеют право давать разрешение на въезд граждан в закрытое административно-территориальное образование и выезд из него, за исключением режимных территорий предприятий и объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и запретных зон.

Органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования осуществляют контроль за санитарно-эпидемиологическим, радиационным и экологическим состоянием территорий закрытого административно-территориального образования, за исключением режимных территорий предприятий и объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и запретных зон, которые подлежат ведению уполномоченных на то государственных контрольных и надзорных органов. Органы местного самоуправления информируются о результатах проверок.

Органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования вносят предложения в соответствующие органы государственного и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для защиты населения закрытого административно-территориального образования от воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность.

Органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования получают отчисления части ассигнований, направляемых из федерального бюджета на строительство предприятий и объектов, а также их реконструкцию, с сохранением оборонной направленности производства.

К участию в приватизации недвижимого имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью и находящегося на территории закрытого административно-территориального образования, и совершению сделок с ним допускаются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на данной территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на данной территории.

Создание на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями допускается по решению органов местного самоуправления, согласованному с Правительством РФ.[11]

1.4 Особенности организации местного самоуправления на приграничных территориях

В соответствии с Законом РФ «О государственной границе Российской Федерации» пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, и в пределах территорий островов на указанных водоемах. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки.[12]

Пределы пограничной зоны определяются и изменяются, предупреждающие знаки устанавливаются решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по представлениям старших должностных лиц пограничных органов на территориях субъектов Российской Федерации.

В Законе РФ «О государственной границе Российской Федерации» установлены дополнительные полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц:

- предоставляют в соответствии с законодательством Российской Федерации земельные участки для нужд защиты Государственной границы, осуществляют контроль за использованием земли и соблюдением на этих участках законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды;

- оказывают помощь пограничным органам, Войскам противовоздушной обороны, Военно-морскому флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполняют их законные предписания, предоставляют необходимую для их деятельности информацию;

- создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории.

Уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам.

Особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне регулируются федеральными законами, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.[13]

Заключение

Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и - в этом качестве - составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти, инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами и элементом рыночной экономической системы, восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности.

Отличие городов федерального значения их от других субъектов заключается в особой форме организации местного самоуправления. Внутри городов федерального значения образованы внутригородские муниципальные образования, сами города муниципальными образованиями не являются. В целях сохранения единства городского хозяйства часть полномочий, закрепленных законом за органами местного самоуправления, сохраняется за органами государственной власти субъекта федерации.

Закрытые административно-территориальные образования являются городскими округами. Особенности осуществления местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях устанавливаются федеральным законом.

Наукограды являются городскими округами. Особенности осуществления местного самоуправления в наукоградах устанавливаются федеральным законом.

Особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях устанавливаются федеральным законом, определяющим режим приграничной территории.

Список литературы

1. Стародубровская, И.Н., Славгородская, М.Ф., Жаворонков, С.С, Организация местного самоуправления в городах федерального значения. – М.: ИЭПП, 2004. С.151.

2. Шугрина, Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 672 с.

Список нормативно-правовых актов

1. Закон г. Москвы от 06.11.2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве»

2. Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 30.12.2008) «О Государственной границе Российской Федерации»

3. Закон Санкт-Петербурга от 23.06.1997 № 111-35. (ред. от 01.07.2005) «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге»

4. Федеральный закон РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

5. Федеральный закон от 07.04.1999 г. № 70-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О статусе наукограда Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 15. Ст. 1750.

6. Федеральный закон от 14.07.1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (в ред. от 22 августа 2004 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. №33. Ст. 1915.


[1] Закон г. Москвы от 6.11.2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве»

[2] Закон г. Москвы от 6.11.2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве»

[3] Закон Санкт-Петербурга от 23.06.1997 № 111-35. (ред. от 01.07.2005) «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге»

[4] Стародубровская И., Славгородская М., Жаворонков С., Организация местного самоуправления в городах федерального значения. – М.: ИЭПП, 2004. С.151.

[5] Федеральный закон РФ от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

[6] Федеральный закон РФ от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

[7] Федеральный закон от 7.04.1999 г. № 70-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О статусе наукограда Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 15. Ст. 1750.

[8] Шугрина, Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 672 с.

[9] Федеральный закон РФ от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

[10] Федеральный закон от 14 .07.1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (в ред. от 22 августа 2004 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. №33. Ст. 1915.

[11] Шугрина, Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 672 с.

[12] Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 30.12.2008) «О Государственной границе Российской Федерации»

[13] Шугрина, Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 672 с.