Реферат: Гражданство понятие и условия получения

Название: Гражданство понятие и условия получения
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

Введение

Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные последствия для человека: объем его прав, свобод, обязанностей.

В конституционном праве, институт гражданства является одним из наиболее значимых государственно-правовых институтов, так как определяет правовой статус гражданина, подчеркивает правовую связь между гражданином и государством.

История показывает, что по разным причинам, и прежде всего, вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки. Такие передвижения - индивидуальные и групповые, а так же браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблему приобретения и изменения гражданства, весьма актуальную не только для многонациональной Российской Федерации, но и для практики международных отношений. Поэтому законодательство об иммиграции и гражданстве весьма развиты, и значительная часть практических вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью норм международного права. В то же время основы гражданства чаще всего закрепляются в конституциях; другие, более частные вопросы гражданства регулируются специальными законами о гражданстве, а процессуальные вопросы признания, приобретения, утраты и пр. гражданства - соответствующими подзаконными актами.

В Российской Федерации вопросы гражданства регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее Закон "О гражданстве РФ"), а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В законе "О гражданстве РФ", содержатся принципы гражданства РФ и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством РФ, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ. В то же время, со дня вступления в силу данного закона утратили силу ряд нормативных правовых актов, регулирующих вопросы гражданства в РФ, в том числе и одноименный Закон РФ от 28 ноября 1991 года 1948-I. Вопросы гражданства всегда были в центре внимания теоретиков права и законодателей государства, поэтому теоретические работы по этим вопросам весьма обширны. Вопросы гражданства в международном праве рассматривали в своих работах такие авторы как, М.В. Баглай, М.М Богуславский, А.А. Мишин, Г.В. Барабашев, В.Н Дубровин, Б.А Страшун и др. В отечественном конституционном праве данной тематике посвящены работы таких авторов, как Р.В. Енгибарян, Э.В. Тадевосян, С.А Хмелевской, С.В Хмелевского, В.Д. Карповича, В.В. Лазарева и др. Комментарии Конституции РФ, российского законодательства, охватывающего вопросы граждан-ства таких авторов как, В.Д. Карповича, Я.Л. Ванюшина, В.В. Коряковцева , А. В Мицкевича, М. Гавришина и др. позволяют простым гражданам разобраться в труд-ных вопросах рассматриваемой темы.
Для Российской Федерации наиболее актуальной проблемой института граж-данства является приобретение статуса России лицами, родившимися в и проживавшими на территории бывшего СССР. Далеко не все нормы законов о гражданстве 1991 и 2002 года просты в применении по отношению к данному кругу лиц. Эта проблема породила большое количество судебных дел, по которым люди вынуждены доказывать факты, свидетельствующие о возможности их приема в российское гражданство. В связи со всем вышеизложенным важно знать, что представляет из себя институт гражданства, его принципы и основные положения, как можно приобрести гражданство России. Рассмотрению данных вопросов и посвящена данная работа.
Целью данной работы является раскрытие механизма реализации института гражданства в новейшем законодательстве РФ, основанном на положениях Конституции РФ, и Федеральных законах.

Важнейшим документом защищающим, права людей в любом демократическом государстве является Конституция! В действующей Конституции РФ установлены права граждан, которыми они могут пользоваться. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.[1] Основы правового статуса человека и гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения государства и личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и регулирование отношений по поводу него. Действующая Конституция закрепляет право на гражданство, закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным Законом.[2]

Но как было упомянуто выше это взаимоотношения между человеком и государством значит, он имеет обязанности перед государством и должен жить, соблюдая законы, и требования предъявляемые государством независимо является ли он гражданином этого государства, на территории которого находится или нет.

До 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия - гражданин России. Жители России были подданными. При этом поданные делились на несколько разрядов с особым правом статусом.

Законодательство признавало:

1. Природных подданных, которые в свою очередь делились на дворянство (потомственное и личное), духовенство (делилось по вероисповеданию), городских обывателей (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые) и сельских обывателей.

2. Инородцев (евреи и восточные народы), финляндских обывателей. Кроме того, законодательство делило четыре группы природных подданных на два сословия - лица податного состояния и лица неподатного состояния. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма значительное различие в правах и обязанностях.

Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал и не основывалось на юридическом равенстве граждан, как уже было в значительном количестве развитых европейских стран.

Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения и в правовом регулировании отношений гражданства. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 ноября 1917 года не только отменил ранее существовавшее деление жителей России на сословия и связанные с этим делением сословные привилегии и ограничения, но и ввел общее для всех наименование - гражданин Российской Федерации.

Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 года "О приобретении прав российского гражданства" установил право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам лишь регистрировал принятых в российское гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения. Но уже Конституция РСФСР 1918 года за местными Советами оставила право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые, проживая в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству. Эта тенденция повышения уровня органов правомочных принимать в российское, а с 1924 года, в гражданство СССР, получила свое закрепление в дальнейшем развитии законодательства о гражданстве. Очевидно, это было связано с политической линией на дальнейшую централизацию власти. Политическими мотивами следует объяснить также появление в законодательстве возможности лишить человека гражданства, в том числе решением суда.

Положение о гражданстве Союза ССР от 1931 года установило, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Это Положение также закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, на территории которой он постоянно проживает. Если он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой республики.

Конституция СССР 1936 года вновь подтвердила принцип единства союзного гражданства и сохранила отнесение к ведению Союза ССР решение вопросов о союзном гражданстве и о правах иностранцев. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве Союза ССР от 19 августа 1938 года закрепил ряд новых положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в подданстве Российской империи и не утративши советского гражданства, а также лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Все лица, не отвечающие данным условиям и проживающие на территории СССР, признавались лицами без гражданства.

В дальнейшем, изменения в положении СССР (например, присоединение к Советскому Союзу Латвии, Эстонии, Литвы, Бессарабии, Северной Буковины и т.д.) повлекли за собой принятие ряда нормативных актов регулирующих отдельные вопросы приобретения советского гражданства.

Конституция СССР 1977 года выразила важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.

Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве СССР 1978 года по новому сформулировал условия принадлежности к гражданству СССР. Теперь основным принципом, по которому определялось принадлежность к советскому гражданству, становилось наличие советского гражданства на день вступления в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи. Этот же закон впервые закреплял законодательные права республик в вопросах гражданства.

Последним законом, советских времен регулирующим отношения гражданства был Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 года.

Распад Советского Союза, провозглашение государственного суверенитета России, появление новых независимых и суверенных государств, взамен союзных республик потребовал в корне иного законодательства о гражданстве.

Вопрос этот чрезвычайно важен и в практическом смысле для миллионов граждан бывшего Советского Союза волей судеб оказавшихся за пределами Российской Федерации.

Гражданство Российской Федерации

Гражданство РФ - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.[3] В этой дефиниции выделены главные, сущностные черты, характеризующие гражданство. Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства. Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство.

Паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на ее территории. Паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на ее территории.[4]

Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они делятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.[5] Наряду с обычным состоянием гражданства в России возможно почетное гражданство. Оно может быть предоставлено только лицу, не являющемуся гражданином РФ, за выдающиеся заслуги перед Россией и мировым сообществом. Российский гражданин может приобрести гражданство и иного государства и одновременно иметь два, и более гражданства - двойное и множественное гражданство. Такая ситуация может сложиться как автоматически (при вступлении в брак с иностранцем), так и по желанию гражданина. Однако это не означает, что в России такой гражданин будет признан лицом с двойным или множественным гражданством.

Главным же достоинством РФ как демократической страны, на мой взгляд, является то что права всех граждан РФ равны и защищены действующей Конституцией РФ.[6]


Основные принципы гражданства

Конституция и Закон о гражданстве устанавливает, прежде всего, те общие принципы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства, т.е. принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства.

1. Гражданство РФ является единым.

В силу федеративного устройства этот принцип важнейший.[7]

2. Гражданство в РФ является равным независимо от оснований приобретения.

Законодательством не предусмотрены какие-либо отличия и особенности в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и т.д. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

3. Гражданство РФ имеет свободный характер.

Это означает, что гражданин РФ вправе изменить свое гражданство, выйдя из российского гражданства. Право на выход связано с тем, что гражданство - это не принадлежность лица государству, а двусторонняя связь, подразумевающее расторжение ее по взаимному согласию.[8]

4. Гражданство РФ экстерриториально.

Проживание гражданина за пределами РФ не прекращает его гражданства. Российский гражданин вправе жить в том месте, которое он избирает.[9]

5. Гражданство РФ неотъемлемо.

Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве. Лишение - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина. Раньше это широко применялось.

6. В основе изменения гражданства РФ лежит волеизъявление лица. Автоматический характер приобретения или утраты гражданства исключается.[10]

7. Российское гражданство, как и гражданство других стран, предполагает, с одной стороны, защиту и покровительство государства на его территории и за его пределами, с другой - обязанности гражданина по отношению к государству. Гражданам могут предоставляться более благоприятные условия, социальные пособия со стороны государства, льготы которых не имеют иностранцы и лица без гражданства.[11]

8. Гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству.

За преступления, совершенные российским гражданином за пределами своей страны, он подлежит уголовной ответственности по ее законам (если деяния, совершенные за границей, в России также считаются преступлениями). Однако административную ответственность (например, штраф за нарушение правил общественного порядка), гражданин может нести и за границей.[12]


2. Основания и способы приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

Россия достаточно гуманное государство по части приобретения гражданства, оно поощряет приобретение гражданства лицами без гражданства проживающими на территории РФ, но при этом необходимо доказать факт безгражданства, как и иностранное гражданство.

Практическая работа дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации на участке гражданства осуществляется в соответствии с Административным регламентомисполнения государственной функции по вопросам гражданства![13]

Основания для приобретения гражданства:

1. По рождению – данное основание является наиболее важнейшим в буквальном смысле.[14] Положение данного пункта распространяется только на лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, однако оно подлежит применению в системной связи с другими законоположениями, касающимися определения наличия у лица гражданства Российской Федерации, и с учетом следующей правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в сохраняющих свою силу Постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П по делу о проверке конституционности пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации".

Лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации. Из названного положения вытекает, что такие лица состоят в российском гражданстве уже с момента рождения.[15] И не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению.[16] Следовательно выражение "считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации" означает, что такие лица считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, но и после этого они продолжали и продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления. Они не утрачивают российское гражданство в силу одного только факта проживания за пределами Российской Федерации на момент вступления закона, так как в его статье 4 установлено, что проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает российского гражданства.

1. В результате приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке;

2. В результате приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке;

3. В результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

а также по иным основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.

Одним из традиционных оснований приобретения российского гражданства является восстановление в гражданстве.[17]

Это основание предполагает восстановление в гражданстве в качестве одного из оснований приобретения гражданства Российской Федерации. В ст. 15 названного Закона указывается, что иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в порядке, аналогичном общему порядку приема в российское гражданство.[18] В этом случае срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Необходимо отметить, что под иностранными гражданами и лицами без гражданства, ранее имевшими гражданство Российской Федерации, Закон понимает не бывших граждан РСФСР, а бывших граждан именно Российской Федерации.

Кроме этого, ст. 16 Закона о гражданстве 2002 г. устанавливает основания, по которым отклоняются заявления о восстановлении в гражданстве Российской Федерации. Так, могут быть отклонены заявления о восстановлении в гражданстве лиц, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

Приобретение российского гражданства возможно также по основаниям, предусмотренным международными договорами России. Одним из таких оснований является оптация, т.е. выбор гражданства при изменении Государственной границы России.

В связи с тем что оптация означает выбор гражданства, в конечном счете ее можно рассматривать и как способ приобретения гражданства, и как способ выхода из гражданства. Вследствие этого способом приобретения российского гражданства оптация является только в тех случаях, когда заинтересованные в приобретении гражданства лица выбирают именно российское гражданство.

Действующий Закон о гражданстве 2002 г. в некоторой степени изменил указанную статью. В ст. 17 установлено, что при изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором РФ лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором РФ. Эта норма согласуется с международной практикой и ст. 19 Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. об урегулировании вопросов гражданства путем заключения международных соглашений.

Общий и упрощенный порядки отличаются основаниями, условиями, сроками рассмотрения материалов (в общем порядке — в течение 1 года, а в упрощенном — до 6 месяцев, со дня подачи всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов) и компетенцией принятия решения. В общем порядке решение принимает Президент Российской Федерации, в упрощенном — руководители территориальных органов ФМС России по субъектам Российской Федерации. Никаких квот на приобретение российского гражданства нет. Преимущественного права приобретения гражданства Российской Федерации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности не установлено.[19]

Условия приема в российское гражданство в общем порядке установлены статьей 13 Федерального закона. Одним из основных условий является постоянное проживание на территории России (т.е. по виду на жительство) в течение 5 лет непрерывно. Срок проживания сокращается до 1 года или это условие снимается вообще для отдельных категорий иностранцев.

Прием в российское гражданство в упрощенном порядке

Осуществляется при наличии оснований, установленных для некоторых категорий лиц. При этом для них снято требование о сроке постоянного проживания в России (но не условие иметь вид на жительство, за исключением лиц, указанных в части 5 данной статьи, для которых достаточно иметь регистрацию по месту жительства на 1 июля 2002 или разрешение на временное проживание). В соответствии со статьей 14 в упрощенном порядке могут быть приняты в российское гражданство лица:

Имеющие хотя бы одного родителя, имеющего российское гражданство и проживающего на территории Российской Федерации (пункт «а» части 1 статьи 14).

Проживавшие и проживающие, в государствах, входивших в состав СССР, не получившие гражданства этих государств лица без гражданства, бывшие граждане СССР (пункт «б» части 1 статьи 14).

Получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование после 1 июля 2002 года в российских образовательных учреждениях граждане государств, входивших в состав СССР (пункт «в» части 1 статьи 14).

Родившиеся на территории РСФСР, и имевшие гражданство бывшего СССР (пункт «а» части 2 статьи 14).

Проживающие в Российской Федерации и состоящие в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет (пункт «б» части 2 статьи 14).

Являющиеся нетрудоспособными и имеющие совершеннолетних дееспособных детей — граждан Российской Федерации (пункт «в» части 2 статьи 14).

Имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, - в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах (пункт «г» части 2 статьи14).

Имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах (пункт «д» части 2 статьи 14).

Нетрудоспособные лица, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. (часть 3 статьи 14).

Ветераны Великой Отечественной войны (часть 5 статьи 14).

Дети и недееспособные лица (часть 6 статьи 14).

Кроме того, граждане Казахстана, Киргизии и Белоруссии могут приобретать гражданство Российской Федерации также в упрощенном порядке в соответствии с международными договорами, заключенными Российской Федерацией с указанными государствами. Процедура рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации сокращена и составляет три месяца со дня подачи всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов.

Прием заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляется в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом. Заявления по вопросам гражданства от лиц, проживающих на территории России, принимают территориальные органы ФМС России по месту жительства заявителя.[20]

Особо следует отметить требование пункта «г» части 1 статьи 13 об обращении в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у лиц иного гражданства (за исключением только некоторых случаев). Кроме того, о решении по заявлению о приобретении российского гражданства территориальный орган ФМС России информирует дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства.

Соответствующие конкретным основаниям приобретения российского гражданства формы бланков заявлений, правила и порядок их оформления, подачи и рассмотрения, а также перечни прилагаемых к ним документов, установлены Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

За рассмотрение заявлений по вопросам гражданства уплачивается государственная пошлина в размере 1000 рублей. Государственная пошлина не уплачивается только при приеме в российское гражданство лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, проживавших и проживающих в государствах, входивших в состав СССР, но не получивших гражданства этих государств.[21]

Прекращение гражданства

С принятием Закона 2002 г. изменений в перечне возможных форм прекращения российского гражданства не произошло. Как и в Законе 1991 г., предусматриваются выход из гражданства РФ, формы его прекращения (которые прямо не названы), но предполагаются утрата и лишение гражданства, а также иные формы прекращения гражданства, которые возможны на основании международных договоров Российской Федерации (например, оптация). При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.[22]

Выход из гражданства (экспатриация) - это прекращение гражданства по волеизъявлению лица или его представителей (для несовершеннолетних). В Законах о гражданстве 1991 и 2002 гг. реализован разрешительный вид экспатриации, который заключается в прекращении гражданства на основе постановления компетентного государственного органа по просьбе заявителя.

Основания прекращения гражданства Российской Федерации

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации.

При территориальных преобразованиях сказанных выше.

б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

В таком случае это решение может быть отменено:

1. Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение.

2. Решение по вопросам гражданства Российской Федерации в случае отмены считается недействительным со дня принятия такого решения.[23]

Изменение гражданства ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации его родителей

1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство Российской Федерации.

2. Гражданство Российской Федерации ребенка прекращается при прекращении гражданства Российской Федерации обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.[24]

Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей:

1. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий на территории Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.

2. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий за пределами Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.

3. Если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.

4. Если один из родителей, приобретающий гражданство Российской Федерации, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.

5. Если гражданство Российской Федерации одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином Российской Федерации, их ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства Российской Федерации одного из родителей при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации

Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.[25]

Я считаю, на самом деле вопрос о гражданстве носит весьма двойственный характер, совсем недавно РФ принимала большое количество людей, основной массой получавших гражданство и временную регистрацию были граждане бывшего СССР, но в нынешнем времени все это оборачивается плачевно:

- возросла преступность со стороны иностранных граждан

- появились конфликты между теми же иностранными гражданами и гражданами РФ

Эти факторы можно перечислять достаточно долго именно по этому, и необходимо ужесточать институты приобретения гражданства, как это сделали ряд европейских стран таких как Германия, дабы не накалять и без того горячую обстановку вокруг этого вопроса.

3. Органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации.

Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:

1. Президент Российской Федерации

2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы.

В целях реализации своих полномочий по вопросам гражданства и предварительного рассмотрения заявлений Президент РФ образует совещательный и консультативный орган – Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.[26]

Эта Комиссия обеспечивает реализацию конституционным полномочий главы государства по решению вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища.
Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», иными федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также Положением о Комиссии по вопросам, о гражданстве при Президенте РФ.

Полномочия Президента Российской Федерации:

Президент Российской Федерации решает вопросы:

а) приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке;

б) восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке;

в) выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке;

г) отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации.[27]

Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Устанавливаются порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации.

Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, в связи с исполнением настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации.

Указ нормативного характера является правоустановительным актом, источником права. Он рассчитан на многократное применение и касается неограниченного круга лиц, оказавшихся в сфере действия этого акта.

Указы индивидуального характера по вопросам гражданства являются правоприменительными актами и не содержат норм права. Они касаются интересов конкретных лиц.

При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами "б" - "ж" статьи 16 настоящего Федерального закона, Президент Российской Федерации вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации или восстановлении в гражданстве Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.[28]

Полномочия федеральных органов

Полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.

2. Полномочия органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, определяются настоящим Федеральным законом.

а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

б) принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;

в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;

г) направляют Президенту Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;

д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации;

е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке;

ж) ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;

з) оформляют гражданство Российской Федерации;[29] в соответствии с частью второй статьи 12 и частями второй и четвертой статьи 26 настоящего Федерального закона;

и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации.[30]

Исполнение государственной функции по вопросам гражданства осуществляется Министерством иностранных дел Российской Федерации, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации.

В процессе исполнения данной государственной функции МИД России и загранучреждения взаимодействуют с Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, Федеральной миграционной службой и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

На МИД РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения
России за рубежом возлагается обязанность довести до сведения заявителя, проживающего за рубежом, принятые Президентом РФ решения по вопросам гражданства.

МИД РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения
России за рубежом сами принимают решения по вопросам приема в гражданство в упрощенном порядке лиц, которые имеют право на льготный прием в гражданство.

МИД РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения
России за рубежом ведут учет лиц, находящихся за пределами России, которые изменили свое гражданство.

Производство по делам о гражданстве Российской Федерации

Процедура принятия решений по любым вопросам, в том числе по вопросам гражданства, имеет исключительно важное значение. Все лица, которые намерены решать вопросы гражданства, обязаны строго следовать указанным правилам. Поэтому нужно четко знать, куда подается заявление по вопросам гражданства и как оно должно быть оформлено.

Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства РФ регулируется
Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденным
Указом Президента РФ 14 ноября 2002 г.

Полномочия федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, и дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации:

а) определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;

б) принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;

в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;

г) направляют Президенту Российской Федерации заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;[31]

д) исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;

е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке;[32]

ж) ведут учет лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации, приняты решения об изменении гражданства;

з) оформляют гражданство Российской Федерации;

и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации.

Таким образом, действие органов занимающихся вопросами гражданства достаточно хорошо регламентировано в правовом отношении, и это позитивно отражается на работе всего механизма гражданства.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что вопросы о гражданстве Российской Федерации отнесены к исключительному ведению Российской Федерации. Высшим законом, регулирующим вопросы гражданства, является Конституция Российской Федерации. Также в Российской Федерации действует специальный закон – Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 11.11.2003 № 151-ФЗ. В нем закреплены основные принципы гражданства, основания и способы приобретения гражданства, основания прекращения гражданства, полномочия органов государственной власти в этой сфере. Гражданство в Российской Федерации может регулироваться и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Переходя к основным вопросам гражданства в РФ следует сказать, что в законе дан неисчерпывающий перечень оснований приема в гражданство РФ. Это такие основания приобретения гражданства как:

приобретение гражданства по рождению; в результате приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке; в результате приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке; в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; а также по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О гражданстве РФ» или международными договорами Российской Федерации. Нужно понимать, что наше законодательство в сфере гражданства должно усовершенствоваться. Гражданство включает в себя и институт права, правоотношение, и правовое состояние, и субъективное право. Для того чтобы лицо могло считаться гражданином какого-либо государства, необходимо документальное подтверждение гражданства.

Нужно гордиться тем что гражданство РФ нельзя купить, этот фактор является подтверждением того что государство имеет хорошую правовую основу, и поддержку граждан.

Список используемой литературы

1. Конституция Р.Ф. от 12 декабря 1993 года.

2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России Проспект,2007

3. Налоговый кодекс Российской Федерации № 127-ФЗ

4. Приказ МИД России от 16.06.2008 г. № 7491

5. Указ Президента Российской Федерации. № 1325.

6. Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. №1318

7. Федеральный Закон «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ


[1] Конституция Р.Ф. ст. 2.

[2] Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации"

[3] Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации ст.3"

[4] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России Проспект,2007 стр. 200.

[5] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России Проспект,2007 стр.201.

[6] Конституция РФ ст.19.

[7] Конституция РФ ст.6.

[8] Там же ст.6.

[9] Там же ст.27.

[10] Конституция РФ ст.6.

[11] Там же ст.7.

[12] Там же ст.62.

[13] Приказ МИД России № 7491.

[14] Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» ст.12 и ст.3

[15] Федеральный Закон "О гражданстве Российской Федерации»ч.2 ст.13

[16] Конституции Российской Федерации ч.3 ст. 6

[17] Федеральный Закон о гражданстве 2002 г. п."в" ст. 11

[18] Федеральный Закон о гражданстве ч. 1 ст. 13

[19] Указ Президента Российской Федерации. № 1325.

[20] Федеральный Закон «О гражданстве» №62-ФЗ ст.32

[21] Налоговый кодекс Российской Федерации № 127-ФЗ

[22] Федеральный Закон «О гражданстве РФ» ст.21

[23] Федеральный Закон «О гражданстве РФ» ст.22

[24] Федеральный Закон «О гражданстве РФ» ст.24

[25] Федеральный Закон «О гражданстве РФ» ст.20

[26] Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. №1318

[27] Федеральный Закон «О гражданстве РФ» ст.29

[28] Федеральный Закон «О гражданстве РФ» ст.13-15 от 31.05.2002 г.

[29] Федеральный Закон «О гражданстве РФ» ч.2 ст.12 и ч.2-4 ст.26

[30] Федеральный Закон «О гражданстве РФ» ст.23

[31] Федеральный Закон «О гражданстве РФ» ч.1 ст.29

[32] Федеральный Закон «О гражданстве РФ» ст.19 и ч.3 ст.26