Курсовая работа: Психологические особенности общения у старшеклассников
Название: Психологические особенности общения у старшеклассников Раздел: Рефераты по психологии Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное агентство по образованию РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кафедра Молодежной политики Курсовая работа Психологические особенности общения у старшеклассников Тула, 2010 Содержание Глава 1. Психологические особенности старшего школьного возраста. 3 1.1.Возрастной портрет старшеклассника. 3 1.2.Межличностные отношения в старшем школьном возрасте.3 1.3.Психолого-педагогические особенности работы с детьми старшего школьного возраста.3 Глава 2. Изучение психологических особенностей общения старшеклассников3 2.1. Диагностика межличностных отношений старшеклассников. 3 2.2. Программа организации деятельности дискуссионного клуба для старшеклассников. 3 ВведениеОбщение играет важнейшую роль в жизни человека, особо важным является изучение особенностей общения на разных этапах онтогенетического развития и учёт их в своей деятельности организатора работы с молодежью. Общение относится к числу важнейших сфер жизнедеятельности старшеклассника. Значения процесса общения в формировании личности в юношеском возрасте весьма существенно. Это время весьма значительно для формирования основных компонентов личности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому исследование особенностей общения в старшем школьном возрасте является актуальной темой для изучения. Значимость общения в возрастной психологии рассматривались, как зарубежными, так и отечественными авторами. А.Н. Леонтьев считает, что общение – определенная сторона деятельности, так как оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что особой и главной характеристикой общения, как вида деятельности, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Представитель гештальпсихологии К. Левин рассматривал общение юношеском возрасте с точки зрения социально - психологического явления. Левин отмечал, что в этом возрасте происходит расширение жизненного мира юноши, круга его общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых он ориентируется. Д.Б. Эльконин раскрывал роль общения в старшем школьном возрасте с позиции культурно-исторической теории. Ученый отмечал, что в подростковом возрасте общение является ведущим видом деятельности, но и в юношеском возрасте оно не теряет своего значения. Благодаря общению, старшие школьники строят отношения, включаются в различные виды деятельности. Все исследователи (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, И.С. Кон) и психологи юности, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для старших школьников общение со сверстниками. Отношения с товарищами находится в центре жизни подростка и старшеклассника, во многом определяя все остальные стороны их поведения и деятельности. При некоторых различиях в подходах авторов к проблеме общения, в исследованиях есть много общего и главное – это признание роли общения в формировании личности, признание общения как вида деятельности в ранней юности. Изучение данных теоретических положений позволяет выделить следующую гипотезу: выявление особенностей общения старшеклассников позволит разработать программу организации деятельности дискуссионного клуба для старшеклассников. Таким образом, учитывая все вышесказанное, можно определить цель, объект, предмет исследования курсовой работы. Цель: изучение особенностей общения старших школьников, разработка программы организации деятельности дискуссионного клуба для старшеклассников. Объект: процесс общения в старшем школьном возрасте. Предмет: психологические особенности общения в старшем школьном возрасте. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряда задач исследования : 1. Анализ литературы по проблеме психологических особенностей общения у старшеклассников. 2. Изучить представления современных подростков и старших школьников о значимости общения. 3. Проанализировать полученные в ходе исследования результаты и подобрать необходимые упражнения для оптимизации общения у старшеклассников. 4. Выявить психологические особенности общения старшеклассников. В исследовании были использованы следующие методы: 1) теоретические: анализ литературы по поставленному вопросу; 2) эмпирические: анкетирование, методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №15 г. Новомосковска Тульской области, среди учащихся 11 классов в возрасте от 16 – 17 лет. В исследовании приняли участие старшеклассники в количестве 38 человек. Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе организатора работы с молодежью, практического психолога, учителей и родителей при решении задач формирования личности. Глава 1. Психологические особенности старшего школьного возраста1.1. Возрастной портрет старшеклассникаРанняя юность, старший школьный возраст – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 15-16 до 21-25 лет, ранняя юность – до 18-19 лет). В этом возрасте у молодого человека появляется проблема выбора жизненных ценностей. Старшеклассник стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, к другим людям, также к моральным ценностям. Что касается когнитивных изменений в юности, то отвлеченно – философская направленность юношеского мышления обусловлена развитием формально-логических операций и особенностями эмоционального мира ранней юности. Развитие внимания характеризуется противоречивыми тенденциями. Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличивается. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности[1] . В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для личности побуждений. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Старший школьный возраст — это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Юноши начинают понимать значение слова «мужчина», а девушки – слово «женщина». Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность, пытаются это подчеркнуть всеми возможными средствами. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Происходит существенное изменение самосознания – повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. Человек осознает себя принадлежностью мира[2] . Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего[3] . В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. Старшие школьники предъявляют очень высокие требования к моральному облику человека. Это связано с тем, что в старшем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей. Ранняя юность — это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается контроль за движением и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки. Таким образом, к достижению данного возраста школьник достигает физической зрелости, должен приобретать духовную зрелость, быть готовым к самостоятельной жизни. Ведущим видом деятельности является учебно-профессиональная. Выбор профессии становится центром социальной ситуации развития старшеклассника. Выбор профессии формируется под влиянием родителей, сверстников, запросов общества, престижа. В 10-11 классе стоит проблема профессионального самоопределения, подготовки к экзаменам. Происходят изменения в развитии личности, изменение положения ученика в школе, в системе общественных отношений. Старшеклассник старается воспитать в себе качества личности. «Чувство взрослости» переходит в чувство самоуверенности и самоуважения, проявляющееся в своей самоиндивидуальности. В этот период жизни складывается «образ Я», который включает 3 основных компонента: познавательный, эмоциональный, поведенческий. Образ я складывается в процессе общения, и в первую очередь общения со сверстниками. Из основных новообразований старшего школьного возраста можно выделить – мировоззрение, самостоятельность суждений, формирование собственной самооценки, стремление к самовоспитанию, индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, профессиональное и личностное самоопределение. 1.2. Межличностные отношения в старшем школьном возрасте.С возрастом неуклонно усиливается потребность в общении со сверстниками. Общение – это канал информации, по которому юноша узнает многие необходимые вещи, вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права. Формируются коммуникативные качества. И, наконец, общение – это специфический вид эмоциональных контактов. Осознание групповой принадлежности формирует у молодежи чувство эмоционального благополучия и устойчивости[4] . Для старшеклассников характерно эмоционально-личностное отношение к коллективу. Особенно большое значение придается его сплоченности, причем требование это бывает максималистским. С возрастом межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число внеклассных и внешкольных друзей, с другой – происходит заметное разделение общения в самом классном коллективе. В юношеском возрасте очень велика потребность в свободном общении. Свободное общение не просто способ проведения досуга, но средство самовыражения личности, установления новых контактов, новых знакомств. Структура групп общения и степень их сплоченности во многом зависит от уровня развития взаимоотношений между юношами и девушками. Первичными ячейками общения являются однополые группы мальчиков и девочек. Две такие группы, не теряя своей внутренней общности постепенно могут образовывать смешанную компанию. Позже внутри этой компании складываются пары из юношей и девушек. В жизни мужчин однополая группа занимает гораздо больше, чем в жизни женщины. Привязанность к ней сохраняется и поддерживается даже после возникновения смешанной компании. Оценку мужских качеств личности юноши дает коллектив сверстников. Разные виды общения могут сосуществовать, выполняя разные функции. Однако их удельный вес и значимость с возрастом меняются. Разные формы и места общения, сменяя друг друга, сосуществуют в зависимости от психологических потребностей. Юноша всегда ждет новых знакомств, приключений, переживаний – «ожидаемые общения». Неосознаваемое, внутреннее беспокойство иногда гонит его из дома. Он стремится туда, где люди, ожидает чего-то нового, неожиданного. Но часто эти ожидания не сбываются. И тем не менее он опять стремится к людям. Наряду с возрастающей значимостью групповой жизни, в ранней юности резко усиливается потребность в индивидуальной интимной дружбе. Самое важное в юношеской дружбе – ее глубина, устойчивость и интимность. Психологическая ценность юношеской дружбы в том, что она является школой самораскрытия и понимания другого человека. От друга старшеклассник ждет оценок, не только близких к своим, но и превышающих их, более критических. Это значит, что дружба выполняет специальную функцию поддержания самоуважения личности. Однако в дружбе старшеклассников отчетливо проявляются и противоречия этого возраста. Юность одновременно самая искренняя и самая неискренняя пора. В юности сильна потребность быть в согласии с самим собой, бескомпромиссность, полное самораскрытие. Но собственное «Я» - неустойчивое и расплывчатое, что порождает желание проверить себя путем разыгрывания ролей, самоотрицания. Прежде всего, дружба является эмоциональной привязанностью. Личная близость в этот период важнее, чем общность предметных интересов. Дружба важна для старшеклассников, потому что в общении с друзьями они встречают поощрение самостоятельности и взрослости[5] . Подлинная интимность наблюдается при совмещении жизненных целей двух индивидов и сохранении индивидуальности. Если этого нет, то в отношениях с друзьями существует напряженность. Юноша мечется между желанием активно общаться с другом и боится потерять себя в этом общении. Юношеский эгоцентризм сужает общение, когда друзья, находясь рядом, не слышат друг друга. Потребность в самовыражении часто перевешивает интерес к собеседнику. Психология юношеской дружбы тесно связана с особенностями личности. Ранее созревание девушек способствует раннему появлению сложных форм самосознания, а следовательно, и потребности в интимной дружбе. Потребность в глубокой интимной дружбе возникает у девушек на 1,5 – 2 года раньше, чем у юношей. Девушки чаще испытывают дефицит интимности, их дружба более эмоциональна. Для юношей важнейшей референтной группой еще остаются сверстники своего пола. Разнополая дружба в юности существенно отличается от однополой. В слове «друг», как правило, завуалирована зарождающаяся любовь. Глубокая индивидуальная привязанность не только предвосхищает любовь, но отчасти включает ее[6] . Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости и много позже сексуальной близости. 1.3. Психолого-педагогические особенности работы с детьми старшего школьного возраста.Одна из главных особенностей раннего юношеского возраста – смена значимых лиц и перестройка отношений со взрослыми. Важность для юноши его общения со сверстниками нередко скрывает, отодвигает на дальний план проблемы его взаимоотношений с взрослыми, прежде всего с родителями и педагогами. Что же в сегодняшней социальной ситуации развития старшеклассника порождает те проблемы, с которыми приходится сталкиваться родителям и учителям? Один из источников этих проблем – непонимание взрослыми внутреннего мира старшего школьника, их ложные или примитивные представления об их переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях и т.п. Взрослые явно недооценивают значение сферы общения со сверстниками для ребят этого возраста. Чем старше становится подросток, тем меньше понимания он находит у взрослых. Представления родителей и учителей о субъективном мире подростка и старшего школьника становятся все более непохожими на реальности этого мира[7] . В то время как для ребят переживания по поводу общения со сверстниками оказывается наиболее значимыми, наиболее типичными, родители и учителя полагают, что в центре переживаний подростков и старшеклассников оказываются переживания по поводу общения с родителями. Неудовлетворенность потребностей юношей и девушек в общении с близкими при высокой выраженности этой потребности заставляет задуматься над тем, что же практически означает «доверительность» в реальном взаимодействии взрослых и старшеклассников. Тут приходится признать, что роль взрослых рассматривается в возрастной психологии преимущественно в одном ракурсе – как проводник знаний – и в этом своем значении почти не меняется со сменой возрастов ребенка. Между тем, при первой попытке взглянуть на нее, не отрываясь от почвы совместной жизнедеятельности взрослого и ребенка, их событие становится очевидным, что по мере того как в ходе роста школьника меняются формы и самая мера его активности, должна меняться и роль взрослого. Для старших школьников невыносимо принуждение, вмешательство в их дела извне, но это не значит, что они не будут благодарны за тактичную помощь. Доверие взрослых к развитию личности школьников, вера в его потенциальное «я» – лучшее условие доверительности в общении с ним. Невнимание к новым особенностям и стремлениям старшего школьника опасно. Нельзя упускать время. Взаимное непонимание может превратиться в явление необратимое. Благополучие в личных отношениях родителей и детей, контакт и понимание между ними совершенно необходимо. Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль наиболее способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально: - в ребенке ценится как послушание, так и независимость; - родитель устанавливает правила и проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым; - он прислушивается к мнению ребенка, но не исходит из его желаний[8] . Чтобы понять взаимоотношения старшеклассника с родителями, надо знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними представления. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких ролях: - источник эмоционального тепла и поддержки; - власть, распорядитель благ, поощрений и наказаний; - образец, пример для подражания, воплощение лучших человеческих качеств; - старший друг и советчик. Рост самостоятельности ограничивает функции родительской власти. К старшим классам поведенческая автономия уже весьма велика: старшеклассник самостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей, способы досуга и т.д. Те же трудности, что и родители, переживают учителя. Статус современного старшеклассника в школе неоднозначен. С одной стороны, положение старшего накладывает на юношу дополнительную ответственность, перед ним ставятся более сложные задачи, с него больше спрашивают. С другой стороны, по своим правам он целиком зависит от учителей и школьной администрации. Он обязан беспрекословно выполнять все требования учителей, не имеет права критиковать их, ученические организации функционируют под контролем и руководством классного руководителя и школьной администрации, и это руководство часто перерастает в мелочную опеку. Внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе складывается из его отношения к школе как учреждению, к процессу обучения и знаниям, к учителям, к соученикам. В хорошей школе, педагогический коллектив которой опирается на самодеятельность учащихся, поощряя и развивая их общественную активность и инициативу, внешкольные интересы свободно вливаются в школьные и обогащают школьную жизнь[9] . Значительно более сложными становятся в юношеском возрасте отношения к учителям и с учителями. Подобно родителям, учитель имеет в сознании ребенка ряд ролей, соответствующих выполняемым им функциям: - замена родителей; - власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями; - авторитетный источник знаний в определенной области; - старший товарищ и друг. Старшеклассник уже не видит в учителе воплощение отца и матери. Учительская власть также невелика, она даже меньше, чем власть спортивного тренера. В образе «идеального учителя» на первый план выходят его индивидуальные человеческие качества - способность к пониманию, эмоциональному отклику, т.е. в учителе хотят видеть старшего друга. Главное препятствие взаимопониманию учителей и учеников – абсолютизация ролевых отношений. Учитель, озабоченный прежде всего учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося. Юношеская личность всегда противоречива и изменчива. Самая распространенная ошибка учителей – неумение разглядеть глубинные свойства, ядро личности старшеклассника, оценка его по каким-то усредненным, формальным показателям. Важнейшая предпосылка душевного контакта – чуткость и открытость самого воспитателя, его готовность понять и принять нечто новое и непривычное. Отношения между учителем и учеником никогда не бывают и не могут быть абсолютно равными – сказываются и возрастные различия, и неодинаковость жизненного опыта, и ассиметричность социальных ролей. В одном отражении равенство между ними обязательно - в степени искренности. Раскрываясь навстречу ученику и получая доступ в его внутренний мир, учитель тем самым раздвигает границы и обогащает содержание собственного «Я». Таким образом, можно сказать, что: - в старшем школьном возрасте наиболее значимыми являются отношения со сверстниками; - в старшем школьном возрасте прослеживаются некоторые сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями и учителями), связанные с возрастными особенностями ребят. Однако, при всей тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Вывод по Главе 1 К старшему школьному возрасту юноша достигает физической зрелости, должен приобретать духовную зрелость. Ведущим видом деятельности является учебно-профессиональная. Происходят изменения в развитии личности, изменение положения ученика в школе, в системе общественных отношений. Основными новообразованиями старшего школьного возраста являются мировоззрение, самостоятельность суждений, формирование собственной самооценки, стремление к самовоспитанию, индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, профессиональное и личностное самоопределение. С возрастом неуклонно усиливается потребность в общении со сверстниками. Происходит развитие потребности участия в общественной жизни, формальных и неформальных организациях. Очень большое значение имеет дружба в юности. Усиливается половая идентификация. Значимость для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентациях. При всей их тяге к самостоятельности, юноши «остро» нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. С возрастом значимость взрослых для подростков и юношей возрастает. Глава 2. Изучение психологических особенностей общения старшеклассников2.1. Диагностика межличностных отношений старшеклассниковИсследование проводилось на базе МОУ СОШ №15 г. Новомосковска Тульской области, среди учащихся 11 классов в возрасте от 16 – 17 лет. В исследовании приняли участие старшеклассники в количестве 38 человек. Были использованы следующие методики: 1) методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко. Цель: изучение особенностей межличностного общения, оценки трудностей, с которыми сталкивается старшеклассник при установлении эмоциональных контактов[10] (см. Приложение 1); 2) анкетирование. Цель: выявить умение учащихся общаться, а также круг их общения (см. Приложение 2). Анкета состоит из 13 вопросов, которые можно условно разделить на блока: 1) 1-5 вопросы посвящены общему представлению учащихся об общении; 2) 6-10 вопросы посвящены выяснению, умеют ли учащиеся вступать в контакт и поддерживать его, а также, трудности, связанные с этим; 3) 11-13 вопросы позволяют выяснить круг общения. Проанализируем полученные данные первого блока вопросов, представленные в таблице 1.
Таблица 1 Анализ ответов вопросов по анкете показывает, что на вопрос: «Умеете ли вы общаться?», - отвечают положительно 25 из 38 учащихся, 1 – «нет», 1 – «не очень» и 11 – «не знают». Что касается круга общения, то на вопрос «С кем вы предпочитаете общаться?» на первое место все ребята поставили друзей (сверстников, друзей постарше), на втором месте - родители, 7 человек ответили, что общаются со всеми. Большинство опрошенных старшеклассников видят в общении развлечение – 15человек, 10 – обмен информацией, 17 учащихся общаются для участия в разговоре, беседе. Из второго блока вопросов анкеты видно, что практически у всех ребят возникают проблемы в общении, особенно с взрослыми – родителями и учителями. 32 опрошенных ответили, что трудности в общении возникают; у 20 человек трудности проявляются в общении со взрослыми (11 учащихся ответили что трудности есть в общении с родителями, 9 – с учителями); не менее проблем в общении со сверстниками, особенно с представителями противоположного пола (5 человек – трудности в общении со сверстниками, 7 человек испытывают сложности в общении со сверстниками противоположного пола). Неправильное построение межличностных отношений между двумя полами, непонимание и разочарование очень сильно беспокоят опрашиваемых. Почти все испытуемые столкнулись хоть раз с проблемой непонимания в процессе общения[11] . Это связано с различными причинами: возрастными, половыми, этническими. Последний, третий, блок анкеты позволяет выяснить, с кем подростки предпочитают делиться своими радостями и горестями, проводить свободное время. Результаты представлены в виде таблицы 2.
Таблица 2 Полученные данные показывают, что друзья вне школы и одноклассники по-прежнему на первом месте, родители на втором. Когда стоит вопрос «С кем бы вы пошли к зубному?» или «С кем бы вы поделились волнующими вас вещами?», большинство учащихся отвечает «с друзьями вне школы» (10 - 15 человек) или « с родителями, с мамой» (8 -10 человек). Полученные факты можно объяснить особенностями возраста. Современным подросткам свойственно утверждать свою независимость, самостоятельность в глазах взрослых. Данный возрастной период характеризуется особой конфликтностью учащихся с взрослыми, прежде всего с родителями и учителями. Проанализировав данные методики диагностики «помех» в установлении контактов В.В. Бойко можно отметить, что в большинстве случаев старшеклассники уже научились контролировать эмоции, дозировать их и сближаться с людьми. Результаты методики представлены в таблице 3.
Таблица 3 Так у 20 человек из 38 тестируемых нет эмоциональных проблем в общении. Всего у 10 старшеклассников наблюдается нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе, возможно, это связано с особенностями возраста и растущей избирательностью в общении. Ниже, в таблице 4, приведены обобщенные результаты по методике диагностики «помех» В.В. Бойко.
Таблица 4 Таким образом, каких-либо конкретных, ярко выраженных эмоциональных «помех» у тестируемых учащихся нет, все данные находятся в пределах нормы, среднего показателя. В результате чего можно говорить о устойчивом, стабильном эмоциональном состоянии каждого учащегося и коллектива старшеклассников в целом. Следовательно, несмотря на то, что по итогам проведенных исследований, у старшеклассников ярких и острых проблем и сложностей в общении нет, им необходима помощь специалиста по организации работы с молодежью для организации и проведения мероприятий, направленных на улучшение уже имеющихся коммуникативных навыков и усвоение новых, на оптимизацию межличностных отношений в коллективе и взаимодействия с преподавателями и родителями. 2.2. Программа организации деятельности дискуссионного клуба для старшеклассниковДля успешного усвоения и оптимизации навыков общения у учащихся старших классов целесообразно организовать дискуссионный клуб для старшеклассников на базе школы, в которой они обучаются. Главные принципы организации деятельности клуба: · интересы и добровольность · единство цели · самоуправление · совместная деятельность · сочетание различных видов деятельности (познавательной, информационной, коммуникативной, рекреационной, практической, игровой) · личный комфорт и доброжелательность · открытость системы деятельности Цель программы: помочь юношам и девушкам определить свои жизненные планы, научиться грамотно выражать свою точку зрения, слушать других, продвинуться в плане своего личностного развития и самовыражения, самоопределение, в обретении собственной идентичности. Задача - создать условия для реализации потребностей старшеклассников: · самопознание · самоопределение · самоутверждения · самосовершенствования · реализация потребности в общении, как главной ведущей деятельности. Реализация целей и задач осуществляется следующими формами работы: 1. Материальные условия: · наличие помещения · технические средства (проектор, персональный компьютер, цифровая камера). 2. Организационные условия: · организация самоуправления с помощью инициативной группы учащихся (волонтерское движение). · создание коллектива единомышленников (на основе общих интересов). 3. Психологические условия: · создания отношений сотрудничества, доверия и взаимоуважения. · восприятие событий по принципу 'здесь и теперь'. Искренностью, доброжелательностью оказывать влияние на эмоциональное восприятие жизни. Алгоритм клуба: · Заседание клуба готовиться инициативной группой и проводится в форме ток-шоу, где каждый может высказаться по затронувшему вопросу. · Инициативная группа имеет меняющийся состав. · Инициативная группа принимает почетных гостей. Участниками могут стать все, кто заинтересовался предложенной темой заседания. · Заседания клуба проводятся раз в учебную четверть в рамках внеклассных занятий. · Темами ток-шоу выбираются наиболее актуальные вопросы, интересующие старшеклассников ( в I– II учебной четвертях это могут быть темы, касающиеся моральных и нравственных аспектов, школьной жизни в целом; в III– IV четвертях могут проводится ток-шоу на тему формы сдачи экзаменов, выбора будущей профессии, выбора ВУЗа). Примерный сценарий проведения ток-шоу на тему «Карманные деньги школьника». Цель: · развитие у учащихся умений отстаивать свою точку зрения; · воспитание культуры ведения дискуссии, умения терпимо относиться к различным точкам зрения; · воспитание уважения к людям независимо от их позиций и мнений; · уметь слушать и аргументировано отстаивать свою точку зрения; · воспитание чувства ответственности за свою семью и своих близких; · воспитание чувства ответственности за дело, которым занимаешься, выбор жизненной перспективы; · развитие умений смотреть на проблему с различных точек зрения, видеть диалектическую взаимосвязь между явлениями, находить причинно-следственные связи. Оборудование: результаты анализа анкет в виде столбчатых диаграмм; на стене большими буквами «Большая перемена», плакаты по теме, секретная комната, мягкий уголок для приглашенных, мультимедийный проектор. Ход ток-шоу ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, уважаемые родители, гости, ребята! В нашем зале впервые «Большая перемена». И тему ее определила сама жизнь. Сценка. ВЕДУЩИЙ: Итак, тема нашей программы «Карманные деньги школьника». Нам интересно услышать мнение родителей. Нужны ли старшекласснику деньги в кармане и в каком количестве? Выступление родителей. ВЕДУЩИЙ: А теперь узнаем мнение старшеклассников. Ведущий подводит итоги анкетирования, анализирует некоторые анкеты. ВЕДУЩИЙ: А вот автора этих строк я хочу пригласить к нам в зал. Входит первая участница ток-шоу. Ведущий приглашает ее занять место на диване. ВЕДУЩИЙ: Как ты думаешь, почему сложилась такая ситуация в твоей семье: а) родители хотели показать, что твое желание не главное; б) они не видели в этом необходимости; в) хотели сэкономить; г) были другие планы; д) не было денег; Диалог с Таней. ВЕДУЩИЙ: У нас есть возможность выслушать одного из родителей, потому что мама Тани в нашей секретной комнате. Валентина Ивановна. Выход мамы. Диалог с мамой Тани. ВЕДУЩИЙ: А вот еще анкета: (зачитывает ) «Когда мне очень хотелось себе купить вещь (не будем уточнять, какую), я долго и упорно объясняла маме, что она мне очень нужна. Мама послушала, сначала сказала, что не хочет покупать. Но потом, обсудив с папой, они решили удовлетворить мое желание. И вообще, мама знает, если мне что-то нужно, она старается выполнить это». Я приглашаю автора этих строк в зал. Выход следующего участника ток-шоу. ВЕДУЩИЙ: Непонятно, почему мама изменила мнение? Из-за твоих слез? Почему родители сразу не согласились? Чтобы помучить? Ты, как единственный ребенок, имеешь больше, чем двое, трое или четверо детей? В нашей секретной комнате – папа. Пройдите к нам, пожалуйста. Выход гостя. Ответы, вопросы, реплики из зала. ВЕДУЩИЙ: Ваше мнение по поводу этой ситуации. Вы боитесь разбаловать единственного ребенка? Может, вы хотели удержать дочь от ненужных покупок? Ведь как говорил Гоголь: «Вещи, как и их создатели, не терпят одиночества. Им требуется достойное общество». Если купил нежданно-негаданно сверхмодный плащ, к нему нужны туфли, а к ним сумочку, а к ней зонт и т.д. То есть Вы хотите, чтобы дочь обдумывала покупки? ВЕДУЩИЙ: Вечная проблема отцов и детей. Как ее разрешить? Позволить говорить произволу своих желаний «да» или научить сказать им «нет»? как отнесется к этому ребенок? Послушаем по этому поводу точку зрения нашего эксперта. У нас в зале психолог А.А. Диалог с психологом. Сценка. ВЕДУЩИЙ: В анкете на вопросы: «Считаете ли вы, что торговать своим телом - это способ зарабатывания денег?» и «Как вы относитесь к рэкету?» было много разных мнений. ВЕДУЩИЙ: В нашем городе есть дети, и это не секрет, которые добывают себе кусок хлеба попрошайничеством. Мне хочется спросить: «Это что, тоже вид заработка?» Какие возможности есть у детей заработать себе на жизнь, если родители это сделать не в состоянии? Давайте послушаем еще одного эксперта нашей программы – Р. Б. ВЕДУЩИЙ: Какие еще возможности зарабатывать деньги есть у ребенка? (Ответы детей) Ребята, кто из вас пробовал оценить свой домашний труд? например, помыть полы – 50 рублей, посуду – 20 рублей. А сколько стоит тогда работа мамы-домохозяйки? Как вы будете рассчитываться с ней? (Ответы детей) Ребята, есть в зале такие, кто зарабатывает на мелкие расходы сам? В нашей секретной комнате сидит человек, который занимается распространением продукции «Oriflame» Е. Л. Е.Л., я приглашаю Вас пройти в зал. Вы слышали, о чем мы здесь говорили, скажите, пожалуйста, можно ли старшекласснику стать, как Вы, распространителем продукции «Oriflame»? Нужен ли для этого стартовый капитал? Будет ли возможность у юношей или девушки, работая в данной фирме, иметь карманные деньги? Сможет ли каждый работать в фирме, ведь говорят: «По одежке встречают…»? ВЕДУЩИЙ: Ребята, кажите, какова, по вашему мнению, роль прессы в освещении негативных вопросов, касающихся жизни молодежи? ВЕДУЩИЙ: Я хочу подвести итоги и увидеть мнение зала. Если вы на заданный вопрос отвечаете «да», то поворачиваете жетон красной стороной ко мне, если «нет» - то черной. Итак, 1. Как вы считаете, стоит ли давать деньги детям? 2. Стоит ли контролировать их расходы? 3. Надо ли давать определенную сумму? Подведение итогов. Анкетирование зала. ВЕДУЩИЙ: «Хочу», «могу», «должен» - какое содержание мы вкладываем в эти понятия, таков будет и наше отношение к доходам и расходам. Всем присутствующим хочу сказать спасибо. Спасибо тем, кто затеял эту «Большую стирку». Особо хочу поблагодарить тех, кто помог организовать это ток-шоу (перечисляет имена) Спасибо всем. Предлагайте темы и мы снова затеем «Большую перемену». Вывод по Главе 2 Полученные факты по результатам анкетирования и методики диагностики «помех» в установлении контактов В.В. Бойко, проведенных среди учащихся старших классов, можно объяснить особенностями возраста. Современным старшеклассникам свойственно утверждать свою независимость, самостоятельность в глазах взрослых. Данный возрастной период характеризуется особой конфликтностью учащихся с взрослыми, прежде всего с родителями и учителями. Очень важным фактором выступает социальная среда. Социальные условия в наше время приводят к изменению личностных параметров современных юношей. Таким образом, несмотря на изменившиеся социальные условия, по предпочтительности на первом месте остаются сверстники. На втором месте – родители, так как сложности во взаимоотношениях с взрослыми по-прежнему актуальны. Отсутствуют проблемы с установлением эмоциональных контактов, эмоции не мешают учащимся общаться и взаимодействовать в повседневной жизни, развивать межличностные отношения. Для успешного усвоения и оптимизации навыков общения у учащихся старших классов была разработана программа работы дискуссионного клуба для старшеклассников на базе школы, в которой они обучаются. ЗаключениеАнализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы: 1. Большинство опрашиваемых учащихся считают общение неотъемлемой частью своей жизни (общение ведущий вид деятельности у подростков и остается значимым у старшеклассников). Оно позволяет им поддерживать отношения, обмениваться информацией и узнавать новое. На первом месте по предпочтительности в общении стоят сверстники, на втором – взрослые (родители, учителя). Однако с возрастом значимость общения с взрослыми увеличивается. 2. Сегодня взаимопонимание со сверстниками осложняется целым рядом поведенческих факторов, а также личностными особенностями ровесников, которые, обусловлены изменившимися социальными условиями – приоритет материальных ценностей, разделение общество (на богатых и бедных), изменение межличностных отношений и т.д. ребята все чаще сталкиваются с безразличием, грубостью, злостью. Между тем, общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста продолжает быть значимым. 3. Каких-либо конкретных, ярко выраженных эмоциональных «помех» , мешающих построению общения, у старшеклассников нет. В результате чего можно отметить устойчивое, стабильное эмоциональное состояние каждого учащегося и коллектива старшеклассников в целом. 4. Проведенный анализ особенностей общения со сверстниками показал огромное значение, которое имеет для старшеклассников общение со сверстниками. Общение со взрослыми уже не может целиком заменить общения со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни юноши, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Следовательно, специалисты по организации работы с молодежью, школьные педагоги, психологи, а также родители должны уделять большое внимание этой стороне жизни старшеклассника, исходя из особенностей его общения со сверстниками, строить воспитательную и учебную работу, выбирать оптимальные пути к установлению контакта с ним, методы воспитательного воздействия на него и т. д. 5. Разработана программа организации деятельности дискуссионного клуба для старшеклассников, позволяющая оптимизировать межличностные отношения, улучшить навыки конструктивного общения у старшеклассников. Участие в деятельности этого клуба дает возможность учащимся старших классов научиться выражать себя, формировать свою точку зрения, делится ей с окружающими, отстаивать свою позицию. Список литературы1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов/ Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008.-363с. 2. Батаршев, А.В. диагностика способностей к общению/ А.В. Батаршев. – СПб: Питер, 2006. – 176 с. 3. Бочаров, В.В. Антропология возраста / В.В. Бочаров. - СПб.: Питер,2001.-576с. 4. Вачков, И.В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников / И.В. Вачков, М.Р. Битянова. – СПб. : Питер, 2009. – 192с. 5. Волков, Б.С. Психология юности и молодости: учеб. пособие / Б.С. Волков. – М. : Академический проект: Трикста, 2006. – 256 с. 6. Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста // Собр.соч.: В 6 т. – М., 2004. – т. 3, 4. 7. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов/ М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова.- М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с. 8. Гривцов, А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов/ А.Г. Гривцов – СПб: Питер, 2007. – 208 с. 9. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология/ О.Б. Дарвиш. - М.: Владос, 2003. – 200с. 10. Дубровина, И. В. Практическая психология образования: учеб. пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2004. - 592 с. 11. Кон , И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М. : Просвещение, 2000. – 256 с. 12. Крайг, Г.Психология развития/Г. Крайг, Д. Бокум 9-е изд.- СПб.: Питер, 2005 – 940с. 13. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М. : Сфера, 2005. - 464 с. 14. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания : учебное пособие / О.В. Лишин. – М.: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2006. – 300 с. 15. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология /под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с. 16. Мудрик А. Самые трудные годы.- М.: Академия, 2002.- 256с. 17. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. М.: Академия, 2003, - 199с. 18. Рабочая книга школьного психолога/ И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 2004.- с. 131. 19. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты/ Д.Я. Райгородский. – Самара: «Бахрах-м», 2001. – 672с. 20. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн. Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 384 с. 21. Самоукина, Н.В. Практическая психология в школе: лекции, консультирование, тренинги / Н.В. Самоукина. – М. : Академия развития, 2002. 22. Суховершина, Ю.В. Тренинги коммуникативной компетентности / Ю.В. Суховершина, Е.П. Тихомирова, Ю.Е Скоромная. – М. : Академический проект, Фонд «Мир» , 2009. – 111 с. 23. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко.-М.: Гардарики,2005. — 349 с. 24. Шевцова, Ж.В. Навыки конструктивного взаимодействия с ребенком / Ж.В. Шевцова // Воспитание школьников. – 2009. - №7.- С. 70 – 71. 25. Эльконин, Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. Вузов/ Д.Б. Эльконин.- М.:ВЛАДОС, 2001. – 357с. Приложение 1Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В.В. Бойко. Инструкция. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». 1. Обычно к концу учебного дня на моем лице заметна усталость. 2. Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более благоприятное впечатление на партнеров (теряюсь, волнуюсь, много говорю, замыкаюсь). 3. В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности. 4. Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим. 5. Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется 6. Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций. 7. Часто в общении с одноклассниками я продолжаю думать о чем-то своем. 8. Бывает, я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку. Но он этого не чувствует, не воспринимает. 9. Чаще всего в моих глазах видна озабоченность. 10. Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице. 11. Пожалуй, я несколько скован, зажат. 12. Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения. 13. Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатиями в деловой обстановке. 14. Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы и т.д. 15. Разговаривая, излишне жестикулирую. 16. Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным. 17. Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно. 18. Мне сложно смотреть в глаза в общении с малознакомым человеком. 19. Если я хочу, то мне всегда удается скрыть неприязнь к плохому человеку. 20. Мне часто бывает весело без всякой причины. 21. Мне очень просто сделать по собственному желанию разные выражения лица: печаль, радость, испуг и т.д. 22. Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать. 23. Мне часто что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю эти чувства к нему. Итоги:
Сумма набранных балов может колебаться от 0 до 23. Чем больше баллов, тем очевиднее эмоциональная проблема в повседневном общении. Однако если набрано очень мало (0-2). Либо ответы были не искренни, либо плохое видение себя со стороны. Если набрано не более 5 баллов – эмоции обычно не мешают общаться с партнерами: 6-8 баллов – некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении. 9-12 баллов - свидетельство того, что эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми. Обратите внимание нет ли помех, которые отчетливо возникают у – это пункты, по которым набрано 3 и более баллов. Приложение 2Анкета для учащихся 11-х классов. На каждый вопрос анкеты предлагается ответить расширенно( 3-4 предложения), или по возможности написать мини-сочинение, раскрыв свое отношение к вопросу. Блок I. 1. Умеете ли Вы общаться? 2. С кем Вы предпочитаете общаться? 3. Что такое общение? 4. Для чего Вы общаетесь? 5. Нужно ли учиться общению? Блок II 6. Возникают ли у Вас трудности в общении и с кем? 7. Легко ли Вы устанавливаете контакты с новыми людьми?? 8. Вы считаете себя интересным собеседником? 9. Кто виноват в трудностях во время общения? 10. Кто первым начинает разговор, если возникла напряженная ситуация? Блок III. 11. С кем Вы хотели поехать отдыхать? 12. С кем бы Вы пошли к зубному? 13. Кому Вы доверитесь рассказать о важном событии, вещах которые вас очень волнуют? [1] Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней юности/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий.-Сфера, 2006. –С.89 [2] Кулагина , И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М. : Сфера, 2005. - с.123 [3] Волков, Б.С. Психология юности и молодости: учеб. пособие / Б.С. Волков. – М. : Академический проект: Трикста, 2006. – С. 78 [4] Волков, Б.С. Психология юности и молодости: учеб. пособие / Б.С. Волков. – М. : Академический проект: Трикста, 2006. –С.63 [5] Вачков, И.В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников / И.В. Вачков, М.Р. Битянова. – СПб. : Питер, 2009. –с.56 [6] Волков, Б.С. Психология юности и молодости: учеб. пособие / Б.С. Волков. – М. : Академический проект: Трикста, 2006. –С.81 [7] Шевцова, Ж.В. Навыки конструктивного взаимодействия с ребенком / Ж.В. Шевцова // Воспитание школьников. – 2009. - №7.- С. 70 – 71. [8] Кон , И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М. : Просвещение, 2000. – С.110 [9] Кон , И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М. : Просвещение, 2000. – С.110 [10] Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты/ Д.Я. Райгородский. –Самара: «Бахрах – м», 2001. –с.346 [11] Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. М. : Академия, 2003, - с.199. |