Контрольная работа: Невербальные способы общения

Название: Невербальные способы общения
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: контрольная работа

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУВПО Сыктывкарский Государственный Университет

Исторический факультет

Секция по связям с общественностью

Контрольная работа

Невербальные способы общения

Преподаватель доцент кафедры психологии, к.п.н. Н.В. Ильчукова

Исполнитель студент 515 группы М.А. Гилева

Сыктывкар 2008

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Введение. Общее представление о языке телодвижений Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать их с вербальными сигналами. Другими словами, когда мы говорим, что у нас предчувствие или что "шестое чувство" подсказывает нам, что кто-то сказал неправду, мы в действительности имеем в виду, что заметили разногласие между языком тела и сказанными словами. Лекторы называют это чувством аудитории. Например, если слушающие сидят глубоко в креслах с опущенными подбородками и скрещенными на груди руками, восприимчивого человека появится предчувствие, что его сообщение не имеет успеха. Он поймет, что нужно что-то изменить, чтобы заинтересовать аудиторию. А невосприимчивый человек, соответственно, не обратит на это внимание и усугубит свою ошибку. Женщины обычно более чувствительны, чем мужчины, и этим объясняется существование такого понятия как женская интуиция. Женщины обладают рожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы, фиксировать самые мельчайшие подробности. Поэтому мало кто из мужей могут обмануть своих жен, и большинство женщин могут узнать тайну мужчины по лазам, о чем он даже может не подозревать. Эта женская интуиция особенно хорошо развита у женщин, занимающихся воспитанием маленьких детей. Первые несколько лет мать полагается только на невербальные каналы коммуникаций со своим ребенком, и считается, что благодаря своей интуиции женщины больше подходят для ведения переговоров, чем мужчины. Попытаемся понять значение жестов людей при их общении друг с другом. Врожденные, генетические, приобретенные и культурно обусловленные сигналы. Несмотря на то, что проделано много исследований, ведутся горячие дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или приобретаются другим путем. Доказательства были получены через наблюдение за слепыми, глухими и глухонемыми людьми, которые не могли бы обучиться невербалике благодаря слуховым или зрительным рецепторам. Проводились также наблюдения за жестикулярным поведением различных наций, и изучалось поведение наших ближайших антропологических родственников - обезьян. Немецкий ученый Айбль-Айлесфельт установил, что способность улыбаться у глухих или слепых от рождения детей появляется безо всякого обучения или копирования, что подтверждает гипотезу о врожденных жестах. Экман, Фризен и Зорензан подтвердили некоторые высказанные Дарвином предположения о врожденных жестах, когда они изучали выражение лица у людей, представителей пяти глубоко отличных друг от друга культур. Они установили, что представители различных культур использовали одинаковое выражение лица при появлении определенных эмоций, что позволило заключить, что эти жесты должны быть врожденными. Существуют также разногласия по поводу того, являются ли некоторые жесты приобретенными и культурно обусловленными или генетическими. Например, большинство мужчин надевают свое пальто начиная с правого рукава, а большинство женщин - с левого. Когда мужчина пропускает женщину на многолюдной улице, он, проходя, обычно разворачивает тело к женщине; женщина же наоборот, проходит, отвернувшись от него. Основные коммуникационные жесты и их происхождение. Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны - хмурятся, когда сердятся - у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире обозначает "да". Похоже, это врожденный жест, так как он также используется глухими и немыми людьми. Покачивание головой для обозначения отрицания или несогласия является также универсальным и может быть одним из жестов, изобретенных в детстве. Когда ребенок наелся, он крутит головой из стороны в сторону, чтобы увильнуть от ложки. Тем самым он очень быстро приучается использовать покачивание головой для выражения своего несогласия или отрицательного отношения. Жест "пожимание плечами" является хорошим примером универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем речь. Это комплексный жест, состоящий из трех компонентов: развернутые ладони, поднятые плечи и брови. Зоны и территории. Много книг и статей было написано на тему о том, как животные, птицы и рыбы устанавливают свою сферу обитания и охраняют ее, и у человека тоже имеются свои охранные зоны и территории. Американский антрополог Эдуард Т. Холл был одним из родоначальников в области изучения пространственных потребностей человека, и в начале 60-х годов он ввел термин «проксимика» (от слова proximity – близость). Его исследования в этой области привели к новому пониманию наших взаимоотношений друг с другом. Итак, каждый человек имеет свою территорию. Под территорией понимается также пространство, которое человек считает своим, как будто это пространство является продолжением его физического тела. Каждый человек имеет свою собственную личную территорию, которая включает пространство, окружающее его собственность, например, его дом, окруженный забором, машину во дворе, его спальню, стул, и, как обнаружил доктор Холл, он имеет также четко обозначенное воздушное пространство вокруг своего тела.Зональные пространства. Размеры личной пространственной территории человека среднеобеспеченного социального уровня в принципе одинаковы независимо от того, в какой стране он проживает. Ее можно разделить на четыре четкие пространственные зоны 1. Интимная зона (от 15 до 46 см.) Из всех зон эта самая главная, поскольку именно эту зону человек охраняет так, как будто бы это его собственность. Разрешается проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. В этой зоне имеется еще подзона радиусом в 15 см., в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. Это сверхинтимная зона. 2.Личная зона (46см – 1,2 м.) Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на вечеринках или официальных приемах. 3. Социальная зона (1,2 м. – 3,6 м.) На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, например от водопроводчика, пришедшего заняться ремонтом в нашем доме, нового служащего на работе или людей, которых не очень хорошо знаем.4. Общественная зона (более 3,6 м.) Когда мы адресуемся к большой группе людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории.Ладони. Честность и открытость. Испокон веков открытая ладонь ассоциировалась с искренностью, честностью, преданностью и доверчивостью. В повседневной жизни люди используют два положения ладони. Первое – это когда ладонь протягивается лодочкой и означает жест нищего, просящего милостыню. Второе положение – ладонь развернута вниз, и это сдерживающий или успокаивающий жест. Самый лучший способ узнать, откровенен ли с тобой в данный момент собеседник - это понаблюдать за положением его ладоней. Если собака проявляет покорность и подчинение победителю, подставляя свою шею, то человек делает это с помощью своих ладоней. Когда человек начинает откровенничать, он обычно раскрывает перед собеседником ладони полностью или частично. Это полностью бессознательный жест, он подсказывает Вам, что собеседник говорит в данный момент правду. Когда ребенок обманывает или что-то скрывает, он прячет ладони за спиной. Различные виды рукопожатий. Доминантное рукопожатие – наиболее агрессивный вид рукопожатия, т.к. оно дает человеку мало шансов для установления отношений равнопартнерства. Существует несколько способов обращения с доминантным рукопожатием. Можно использовать вышеуказанный способ, но иногда его трудно применять, т.к. обычно рука автора жеста бывает жесткой и напряженной. Очень простой способ – обхватить руку человека сверху на запястье и затем встряхнуть ее. При таком способе Вы становитесь хозяином положения, т.к. берете верх над рукой другого человека, а поскольку это может сбить с толку человека с властными намерениями, рекомендуется использовать эторукопожатие с определенными мерами предосторожности. Следующий обхватывающий жест называется «перчатка». Этот жест должен применятся только по отношению к хорошо знакомым Вам людям. Крепкое рукопожатие вплоть до хруста пальцев является отличительной чертой агрессивного, жесткого человека. Пожатие не согнутой, а прямой рукой, как и доминантное, является признаком агрессивного человека. Это рукопожатие так же используется с целью защиты своей личной территории. Пожатие кончиков пальцев напоминает пожатие прямой, не согнутой рукой, не выполненное до конца: вместо руки в ладонь заключаются только пальцы. Даже если инициатор приветствия дружелюбно настроен по отношению к реципиенту, фактически он неуверен в себе. Если левая рука инициатора берется за локоть партнера, то это выражает большие чувство, чем, например, обхват запястья. Если рука кладется на плечо, то это выражает большие чувства, чем когда она находится на предплечье. Поведение левой руки инициатора означает нарушение интимной и особо интимной зон реципиента. В общем, обхватывание запястья и плеча возможно лишь между близкими друзьями, родственниками и лишь в том случае, если левая рука инициатора проникает только в интимную зону, не затрагивая особо интимной зоны. Жесты рук и кистей Потирание ладоней. С помощью потирания ладоней люди невербально передают свои положительные ожидания. Скорость, с которой выполняется этот жест сигнализирует о человеке, предполагающем получить положительные результаты в данной ситуации. Например, Вы хотите купить дом и обращаетесь к агенту по недвижимости. После того как Вы описали ему дом, который хотите купить, он быстро потирает ладони и говорит: «У меня есть как раз такой дом для Вас!» Тем самым агент просигнализировал Вам, что сделка будет выгодна для Вас. А если он будет медленно потирая ладони говорить о том, что у него есть идеальное место для Вас, он покажется Вам хитрым или нечестным, и у Вас появится чувство, что предстоящая сделка будет скорее выгодна для него. Сцепленные пальцы рук. На первый взгляд это может показаться доверительным жестом, поскольку когда люди прибегают к нему, они улыбаются, но на самом деле через этот жест выражаются разочарование и враждебность. Исследования, проведенные Ниренбергом и Калеро по изучению жеста сцепленных пальцев рук, позволили им заключить, что этот жест обозначает желание человека скрыть свое отрицательное отношение. Этот жест имеет три варианта: скрещенные пальцы рук лежат на столе, на коленях в сидячем положении, подняты на уровне лица или находятся внизу перед собой в стоячем положении. Закладывание рук за спину. Этот жест считается жестом уверенного в себе человека с чувством превосходства над другими. Он позволяет человеку с бессознательным бесстрашием открывать свои ранимые части тела, такие как желудок, сердце, горло. Жест «руки в замок за спиной» отличается от жеста «закладывание рук за спину с захватом запястья», который говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки. В этом случае одна рука захватывает запястье так крепко, как будто она пытается удержать вторую от нанесения удара. Интересно, что чем более сердит человек, тем выше передвигается его рука по спине. Именно от этого жеста пошло выражение «Возьми себя в руки!». Если этот жест заменить на жест «руки в замок за спиной», то появляется чувство успокоения и уверенности в себе. Акцентирование больших пальцев. Выставление больших пальцев рук говорит о властности, превосходстве и даже агрессивности человека. Открытые большие пальцы являются положительным сигналом. Ухаживающий за женщиной мужчина использует этот жест в ее присутствии, а наиболее типичен он для людей, одетых в официальные и престижные одежды. Большие пальцы рук часто выглядывают из карманов человека, иногда даже из задних карманов брюк , чтобы скрыть доминантность человека в данной ситуации. Женщины тоже прибегают к этому жесту. Другой популярный жест – скрещенные на груди руки с вертикально выставленными большими пальцами. Этот жест передает двойной сигнал: о негативном или оборонном отношении (скрещенные руки) плюс чувство превосходства. Жест с акцентированием больших пальцев используется также в качестве выражения насмешки или неуважительного отношения к человеку, на которого указывают большим пальцем. Например, если муж, обращаясь к своему другу, указывает на свою жену большим пальцем собранной в кулак руки и говорит: «Эти женщины… они все одинаковы», то он провоцирует ссору со своей женой. В этом случае жест используется для того, чтобы выставить на посмешище женщину. Значение жестов, связанных с прикосновением рук к различным частям лица. Защита рта рукой. Защита рта рукой является одним из немногих жестов взрослого человека и имеет тот же смысл, что и детский жест. Некоторые люди пытаются притворно покашливать, чтобы замаскировать этот жест. Если этот жест используется человеком в момент речи, это свидетельствует о том, что он говорит неправду. Однако если он прикрывает рот рукой в тот момент, когда говорите Вы, а он слушает – это означает, что он чувствует, как Вы лжете. Прикосновение к носу. В сущности, прикосновение к носу является утонченным, замаскированным вариантом предыдущего жеста. Он выражается в нескольких легких прикосновениях к ямочке под носом или одним быстрым, почти незаметным прикосновением. Как и прикосновение к рту, прикосновение к носу может использоваться и говорящим для маскировки его собственного обмана, и слушающим, сомневающимся в искренности слов говорящего. Почесывание и потирание уха. Этот жест вызван желанием слушающего отгородиться от слов, положив одну руку около или сверху уха. Другим вариантом прикосновения к уху является потирание ушной раковины, потягивание мочки уха или сгибание уха в попытке прикрыть им ушное отверстие. Этот последний жест говорит о том, что человек наслушался вдоволь и хочет высказаться.Почесывание шеи. В этом случае человек почесывает указательным пальцем правой руки место под мочкой уха или же боковую часть шеи. Этот жест свидетельствует о сомнении и неуверенности человека. Пальцы во рту. Моррис дает такое объяснение этому жесту: человек кладет пальцы в рот в состоянии сильного угнетения. Этот жест говорит о потребности человека в одобрении и поддержке. Скука. Когда слушатель начинает подставлять руку для того, чтобы опереть на нее голову – это верный признак того, что ему стало скучно. Предельная скука и отсутствие интереса видны, когда голова полностью лежит на руке. Постукивание пальцами по столу и постоянный топот ног по полу часто интерпретируются как признаки скуки в аудитории, но на самом деле они свидетельствуют о нетерпении. Оценочные отношения. Человек принимает оценочную позу, если он подпирает щеку сжатыми в кулак пальцами, а указательный палец упирается в висок. Настоящий интерес проявляется, когда рука, находясь под щекой, не служит опорой для головы. Когда указательный палец направлен вертикально к виску, а большой палец поддерживает подбородок – это указывает на то, что слушатель негативно или критически относится к лектору или к предмету его сообщения. Чем дольше сохраняет человек эти жесты, тем дольше хранится его критическое отношение. Жест критической оценки часто путают с сигналом заинтересованности, при критическом отношении обязательно будет присутствовать подпирание подбородка большим пальцем руки.Поглаживание подбородка. Этот жест означает, что человек пытается принять решение. Когда Вы попросите слушателей высказать свое мнение, их жесты сменятся из оценочных на жесты принятия решения, а следующие сигналы укажут Вам на то, будет ли их решение положительным или отрицательным.Потирание затылка и хлопок по лбу. Если человек проделывает жест «потирание шеи» во время произнесения лжи, он отводит глаза и смотрит в пол. Этот жест является также признаком расстройства или гнева, но в этом случае рука вначале хлопает по шее, а потом начинает потирать ее. Человек шлепает себя по лбу и тем самым сигналит Вам, что не напуган тем, что проявил перед Вами свою забывчивость. Но когда он хлопает себя по шее, он таким образом невербально сообщает Вам, что ему ужасно неприятно, что Вы показали ему на этот промах. Руки в качестве барьеров Руки на груди. Укрытие за какой-нибудь перегородкой – естественная реакция человека для самосохранения. Если человек нервничает или принимает критичную или защитную позу, он скрещивает руки у себя на груди. Это является явным сигналом того, что он чувствует опасность или угрозу. Многие люди утверждают, что скрещивание рук на груди является удобной позой. Любой жест будет удобным, если он соответствует настроению. Скрещенные руки – самый распространенный жест. Руки в замок на груди выражают попытку спрятаться от неприятной ситуации. Когда при беседе с глазу на глаз Вы видите, что Ваш собеседник скрещивает руки на груди, следует вывод, что он с чем-то не согласен. Несмотря на то, что на словах он будет выражать полное согласие с Вами.Неполный барьер, образуемый руками. Если использовать полный жест скрещивания рук, то окружающим становится очевидно, что Вы испытываете чувство страха. Иногда мы заменяем его частичным, неполным скрещиванием, при котором одна рука помещается поперек тела, закрепившись за другую руку. Другим распространенным вариантом неполного барьера является Жест, при котором человек держит самого себя за руки.Замаскированные жесты, связанные со скрещиванием рук. Эти жесты являются очень утонченными, усовершенствованными жестами, к которым прибегают люди, постоянно находящиеся в центре внимания. Для проделывания этого жеста рука держится поперек тела по направлению к другой руке, но вместо того, чтобы ухватиться за эту руку, она прикасается к сумочке, браслету, часам, запонкам или др. предмету. Образуется барьер и утверждается состояние безопасности. Защитный барьер, сформулированный с помощью ног Перекрещивание ног. Этот жест является Признаком негативного или оборонного отношения человека. Существуют две основные позы со скрещенными ногами в сидячем положении – классическое заложение ноги на ногу и поза, когда закинутая нога напоминает цифру «4». Классическая поза выражает взволнованное состояние или сдержанную, защитную позицию. Эта поза популярна у женщин во всем мире, особенно если они хотят выразить свое недовольство мужем или другом. Поза закидывания ноги на ногу с образованием угла свидетельствует о том, что здесь присутствует дух противоречия.Перекрещенные ноги в положении стоя. На приеме обратите внимание на группу людей, стоящих со скрещенными ногами и сложенными на груди руками. При наблюдении Вы увидите, что они стоят на значительно большем расстоянии друг от друга, чем это принято. Можно заключить, что эти люди не знакомы друг с другом, или среди них находится один незнакомец.Стадии расслабления напряженной позы. Как только люди начнут чувствовать себя уютно и сближаться с другими, они меняют свою позу на открытую, ненапряженную. Стадия 1. защитная поза, руки и ноги скрещены Стадия 2. ноги уже не скрещены, а ступни стоят в нейтральном положении. Стадия 3. рука, находящаяся сверху выныривает из замка рук, ладонь мелькает в ходе беседы, но назад в замок уже не возвращается. Стадия 4. руки уже разомкнуты, и одна рука свободно жестикулирует. Стадия 5. один человек отставляет ногу назад, а другую вперед так, что она носком указывает на человека, который ему интересенЗащищается или замерзла? Многие люди утверждают, что они скрещивают руки и ноги не потому, что существует потребность защищаться, а потому, что им холодно. Это явный предлог, и интересно заметить, что существует разница между человеком в оборонной позе и замерзшим. Если человек хочет согреть свои руки, он обычно толкает их себе под мышки, а не под локти, как это бывает в случае оборонной позы. Когда человек замерзает, он может обхватить себя руками, а если ноги скрещены, они прямые и тесно прижаты друг к другу.Прижатые друг к другу лодыжки. Прижатые лодыжки обычно выражают оборонное или негативное состояние человека. У мужчин прижатие лодыжек обычно сочетается с крепко стиснутыми кулаками или руки впиваются в подлокотники стула. У женщин колени сведены вместе, ноги могут быть наклонно отведены в сторону. Некоторые люди утверждают, что имеют привычку сидеть с прижатыми лодыжками, потому что чувствуют так себя уютно. Им можно посоветовать научиться применять открытые и положительные жесты, чтобы укрепить свою самоуверенность и улучшить взаимоотношения с людьми.Фиксирование ступни одной ноги на голени другой. Этот жест используется почти только женщинами. Ступня одной ноги обвивается вокруг голени другой, чтобы усилить оборонную позицию. Такое поведение характерно для застенчивых и скромных женщин Другие известные жесты и движения. Манера сидеть верхом на стуле. В данном случае человек защищается спинкой стула от негативных эмоций. Большинство людей, любящих сидеть на стуле является Людьми доминирующего типа. Самый простой способ обезоружить «седока» - встать или сесть у него за спиной.Стартовая поза Жесты готовности, сигнализирующие о желании закончить разговор выражаются подачей корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула. Сигналы глаз На протяжении веков человечество задумывалось над значением взгляда и го влиянием на поведение человека. Зрачки глаз могут расширяться и сужаться при дневном свете в зависимости от того, как меняется настроение или отношение людей. Когда человек возбужден, его зрачки расширяются в 4 раза против нормального состояния. Глаза играют большую роль при ухаживании. Когда Вы разговариваете с людьми или ведете переговоры, научитесь смотреть в зрачок, и он расскажет вам правду о мыслях человека.Деловой взгляд. Ведя деловые переговоры, представьте, что у Вашего собеседника на лбу находится треугольник. При условии, что Ваш взгляд не опускается ниже глаз собеседника, вы можете контролировать ход переговоров с помощью взглядаСоциальный взгляд. Если Ваш взгляд опускается ниже уровня глаз др. человека, создается атмосфера социального общенияИнтимный взгляд. Этот взгляд проходит через линию глаз и опускается ниже подбородка на другие части тела собеседника.Взгляд искоса. Используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается улыбкой, то означает заинтересованность и часто используется для завлекания.Как контролировать взгляд собеседника. Исследования показывают, что 87% информации поступает в человеческий мозг через зрительные рецепторы, 9% через слуховые и 4% через др. органы чувств. Поэтому чтобы максимально установить контроль над вниманием человека надо использовать ручку или указку, чтобы показывать на наглядном средстве и описывать то, что изображено. Вывод Овладение приемами определения различных жестов требует определенных навыков и умений и нуждается в долгой практике, но вскоре это может стать естественным способом узнавания мыслей другого человека по отношению к Вам. И в нашей повседневной жизни станет меньше проблем, связанных с недопониманием друг друга, т.к. невербальный способ общения подчас оказывается правдивее вербального. Умение распознавать жесты пригодится Вам и в повседневном разговоре и в деловом общении. Вы сможете лучше понимать собеседника и контролировать свое поведение, чтобы Ваши невербальные «слова» не расходились со словами, которые Вы произносите. Вам легче будет распознать ложь своего партнера, даже если он старательно пытается утаить от Вас какие-либо факты – их можно будет прочитать буквально по глазам. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Для проведения данной практической части, я провела психологический тест у десяти желающих. Им был предложен следующий тест: Конструктивный рисунок человека из фигур, по выявлению типа личности. ( Е.С. Романова, Я.Ф.Потемкина «Графические методы психологической диагностики»)

Назначение теста:

Выявление индивидуально-типологических различий.

Инструкция к тесту:

Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишнее, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие. Выполните рисунок по данной инструкции.

Материал: испытуемым предлагается три листа бумаги размером 10×10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе № 1 выполняется первый пробный рисунок; далее, соответственно, на листе № 2 – второй, на листе № 3 – третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции материал не обрабатывается.

Обработка результатов теста:

Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где

  • сотни обозначают количество треугольников,
  • десятки – количество кругов,
  • единицы – количество квадратов.

Эти трехзначные цифры составляют так называемую «формулу рисунка», по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам, которые представлены в таблице.

Интерпретация результатов теста:

Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к «острой», «наступательной» фигуре, связанной с мужским началом. Круг – фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем из других, поэтому квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, «технический модуль».

Типы личности:

I тип – «руководитель». Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.

Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.

Подтипы:

  • Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820;
  • ситуативно 703, 712, 721, 730;
  • при воздействии речью на людей – вербальный руководитель или «преподавательский подтип» - 604, 613, 622, 631, 640.

Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития индивидуальные черты развиты, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне развития могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.

II тип – «ответственный исполнитель» обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания.

Данный тип людей более ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.

Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

III тип – «тревожно-мнительный» -характеризуется разнообразием способностей и одаренности – от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460.

Подтипы:

  • 415 – «поэтический подтип» – обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью;
  • 424 – подтип людей, узнаваемых по фразе: «Как это можно плохо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо работать». Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе.

IV тип – «ученый». Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.

Подтипы:

  • 316 характеризуется способностями создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу;
  • 325 – подтип, характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.

Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.

V тип – «интуитивный». Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью.

Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества.

Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.

Подтипы:

  • 235 – часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей;
  • 244 – обладает способностью литературного творчества,
  • 217 – обладает способностью к изобретательской деятельности;
  • 226 – большая потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.

VI тип – «изобретатель, конструктор, художник». Часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интравертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме само контроля.

Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.

Подтипы:

  • 019 – встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией;
  • 118 – тип с наиболее сильно выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.

VII тип – «эмотивный». Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживают жестокие кадры фильма, могут надолго быть выбитыми из колеи и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят у них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.

Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

VIII тип - «нечувствительный к переживаниям других». Обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием и даже усиливает давление на людей.

Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна «черствость», которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.

Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.

Комментарий к тесту:

Несмотря на относительную ненадежность диагностики, данная методика может служить хорошим посредником в процессе общения психолога-консультанта с консультируемым. Сообщая индивидуально-типовую характеристику, можно на основании особенностей построения изображения задать следующие вопросы (на которые обычно следует утвердительный ответ):

  • при наличии шеи: «Являетесь ли вы ранимым человеком; случается так, что вас слишком легко обидеть?»
  • ушей: «Вас считают человеком, умеющим слушать?»
  • кармашка на теле человека: «У вас есть дети?»
  • на голове шляпы в виде квадрата или треугольника водном рисунке: «Вы, по-видимому, сделали вынужденную уступку и досадуете на это?»;
  • при наличии «шляпы» во всех трех изображениях: «Можно ли сказать, что сейчас вы переживаете «полосу скованного положения»?
  • полностью прорисованного лица: «Считаете ли вы себя общительным человеком?»
  • одного рта на лице: «Любите ли вы поговорить?»
  • одного лишь носа: «Чутко ли вы улавливаете запахи, любите ли духи?»
Результаты показали:

Таким образом, после прохождения данного теста, результаты были таковыми:

· У пяти из десяти опрошенных в рисунках преобладали круги, что означает: чувственность, эмоциональность, дружеское отношение к окружающим, жизнерадостность;

· У трех – треугольник, что означит: активные, подвижные люди, которые ставят успех выше, агрессивны;

· У одного – квадрат: ощущение безопасности, преобладание в характере логики, деловой человек, практик.

· И последнего – преобладание двух фигур ондовременно, что значит: равноценное содержание двух качеств.

Список использованной литературы:

1. Аллан Пиз., - «Язык жестов»., М., - 1995г. 2. М.Гоулстон, Ф. Голдберг., Психологические ловушки., - СПб., - 1997 3. В.Н. Лавриненко., «Социология»., М., - 1998 г. 4. В.И. Максимова., «Русский язык и культура речи»., - М., - 2002г. 5. Е.И. Рогов., «Настольная книг практического психолога»., - М., - 2002

Содержание

Теоретическая часть:

1. Введение. Общее представление о языке телодвижений…………………….………..3-4

- Врожденные, генетические, приобретенные и культурно обусловленные

сигналы……………………………………………………………………………………..3

- Основные коммуникационные жесты и их происхождение…………………….....4

2. Зоны и территории………….………………………………………………………..…...4-5

- Зональные пространства……………………………………………………………...4

3. Ладони………………………………………………………………………………..…....5-6

- Честность и открытость………………………………………………………………5

- Различные виды рукопожатий…………………………………………………….....5

4. Жесты рук и кистей………………………………………………………............….........6-7

-Потирание ладоней…………………..……………………………..…………………6

- Сцепленные пальцы рук……...……………………………………………………….6

- Закладывание рук за спину…………………………………………………………...6

- Акцентирование больших пальцев………………………………………………......7

5. Значение жестов, связанных с прикосновением рук к различным частям лица……...7-8

6. Руки в качестве барьеров………………….……………………………………………...8-9

7. Защитный барьер, сформулированный с помощью ног………………………………..9-10

8. Другие известные жесты и движения……………………………………………………10

9. Сигналы глаз………………………………………………………………………………10-11

10. Вывод………………………………………………………………………………………11

Практическая часть:

1. Конструктивный рисунок человека из фигур по выявлению типа личности…………12-15

2. Результаты теста…………………………………………………………………………...15

3. Список использованной литературы……………………………………………………..16