Реферат: Малый бизнес в системе социально-экономических преобразований в России

Название: Малый бизнес в системе социально-экономических преобразований в России
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Реферат

по дисциплине «Экономика малого бизнеса»

на тему: «Малый бизнес в системе социально-экономических преобразований в России»

Санкт-Петербург

2009

Содержание

Введение ..........................................................................................................................стр. 3

Основная часть

Понятие малого бизнеса……………………………………………..…………………стр. 4

Исторические аспекты развития малого бизнеса в России………….………………стр. 5

Роль малого бизнеса в экономике………………………………………………..……стр. 9

Правовые основы деятельности малых предприятий………………………………стр. 11

Необходимость развития малого бизнеса в России

Малый бизнес в системе социально-экономических преобразований в России….стр. 12

Заключение ………………………………………………………………………….стр. 18

Список используемой литературы ………………………………………………..стр. 20

Введение

В условиях трансформации мировой экономики, перехода цивилизации на постиндустриальный путь развитие малых предприятий становятся неотъемлемым звеном в структуре общественного воспроизводственного процесса, без которого невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие общества и рост эффективности производства .

Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
В тоже время субъектам малого бизнеса свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высок уровень риска, поэтому высока степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получения кредитов и др. Конечно недостатки и неудачи субъектов малого бизнеса связаны как с внутренними, так и с внешними причинами, а также с условиями формирования.

Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
В условиях России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.
Возрождение России невозможно осуществить без развития данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие страны.

Качественные характеристики малого предприятия в рыночной экономике в целом присущи ему и в российских условиях. Совокупность качественных характеристик малого предприятия трансформируется в специфическую роль малого бизнеса как сектора экономики, определяя его экономическую и социальную значимость. Они - основа сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным малым бизнесом.

Понятие малого бизнеса

Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

1) численность персонала;

2) размер уставного капитала;

3) величина активов;

4) объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г. Последние изменения были приняты 14 июня 2007 года . В этот день был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ. Под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней:

1) в промышленности - 100 человек;

2) в строительстве - 100 человек;

3) на транспорте - 100 человек;

4) в сельском хозяйстве - 60 человек;

5) в научно технической сфере - 60 человек;

6) в оптовой торговле - 50 человек;

7) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

8) в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Исторические аспекты развития малого бизнеса в России

Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

Экономические реформы в нашей стране положили начало интенсивному возникновению малых предприятий. В странах западной экономики это процесс начался задолго до этого. 70-80 ее годы ознаменовались пристальным вниманием экономистов к проблемам развития малого бизнеса. Этот интерес не был случайным. Кризисные явления (особенно начала 80-х годов) наглядно показали: малые предприятия, обладая большей мобильностью, чем крупные корпорации способны быстрее реагировать на колебания потребительского спроса. Мировая практика убеждает: прорыв к рынку может быть осуществлен прежде всего, через активное развитие малого бизнеса. Он является сегодня становым хребтом экономики развитых стран. Это подтверждается количественным соотношением предприятий «малой экономики» к общему числу фирм, действующих на рынке той или иной страны. В России этот сектор практически не создан. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает наличие 10-12 миллионов малых предприятий, а фактически насчитывается 300-400 тысяч, многие из которых пока что далеки от рыночных «кондиций».

В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.

Для первого этапа (1985 - 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство . Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений , которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства , появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

Тем на менее заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов . Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.

Следует заметить, что наблюдавшийся до 2002 года бурный рост малых предприятий в 2003 году резко замедлился. И сейчас у нас занято в малом частном бизнесе менее 1 млн. чел.

В 2006 году в России проводилась массовая Программа по поддержке и становлению малого бизнеса. Это комплекс мер, выработанных правительством и поддерживаемых на всех уровнях. Общий объем финансирования Программы в 2006 году должен был составить 883,35 млрд. рублей. Основным источником финансирования Программы планировались 5 процентов средств, получаемых от приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности, что составило 707 млрд. рублей. Основная часть средств для выполнения региональных инвестиционных программ и проектов должна была быть изыскана субъектами Российской Федерации, в том числе за счет внутренних резервов развивающихся финансовых институтов - фондов, компаний, банков и самих малых предприятий. Для выполнения Программы были привлечены также средства банков и международных финансовых организаций, финансовые ресурсы по линии технической и консультативной помощи. В качестве приоритетных защищенных статей расходования средств на реализацию мероприятий Программы выделялись: развитие инвестиционной деятельности в сфере малого предпринимательства, создание новых рабочих мест и формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий. Значительную часть всех расходов предполагалось направить на создание механизмов гарантий малым предприятиям, развитие лизинга, формирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства, поддержку наиболее эффективных видов производственной деятельности, научно-методическое и кадровое обеспечение Программы.

В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры

Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте.

Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на несколько десятков торгово-закупочных.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Но главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей гибнет именно в «коридорах власти», так и не получив «добро» на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно связана со взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами субъекты будут продолжать такую политику. Им выгодно это, потому что это способ губить на корню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам.

К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.

По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

1) нормативно-правовое;

2) финансово-кредитное;

3) обеспечение безопасности;

4) информационно-техническое;

5) организационное;

6) кадровое и консультационное обеспечение;

7) внешнеэкономическая деятельность.

Роль малого бизнеса в экономике

Во-первых малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в мелких фирмах в 2000 году было сосредоточено40%, а в Германии 49% всей рабочей силы. В этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства.

Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений.

Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.

Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.

Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.

Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

Правовые основы деятельности малых предприятий

По мере развития мелкого предпринимательства образуются различные формы организации частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства и корпорации.

Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя. Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип - корпорации. Это организационная форма наиболее характерна для крупного и среднего бизнеса, хотя из общего числа всех корпораций, например в США, 98% - небольшие семейные фирмы. И хотя формально управление корпорацией должно быть отделено от ее владения, нередко бывают случаи, когда корпорацией владеет и руководит один собственник при помощи подставных лиц, которые реально не вкладывают в нее средства и не принимают участия в управление ею.

Правовые основы деятельности малых предприятий в Российской Федерации будут описаны в следующих пунктах.

Нормативной базой для создания и ликвидации МП является закон РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности", его глава IY.

Предприятие может быть учреждено либо по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия в случаях и порядке, предусмотренном Законом. Предприятие может быть учреждено в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений с сохранением за ними существующих обязательств перед предприятием. Предприятие может быть учреждено в результате принудительного разделения в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.

Учредительными документами предприятия являются устав предприятия, а также решение о его создании или договор учредителей. В уставе предприятия определяются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав предприятия утверждается его учредителем. На государственном и муниципальном предприятии, а также на предприятии смешанной формы собственности, в имуществе которого доля государства или местного Совета составляет более 50%, устав утверждается учредителем совместно с трудовым коллективом.

Предприятие считается утвержденным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.

Государственная регистрация предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется местным Советом по месту учреждения предприятия. Данные государственной регистрации предприятия в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РФ для включения в Государственный реестр. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.

Для регистрации предприятия учредитель представляет следующие документы:

1) заявление учредителя,

2) устав предприятия,

3) решение о создании предприятия или договор учредителей,

4) свидетельство об уплате государственной пошлины.

Решение о регистрации или отказ в регистрации предприятия должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента выдачи заявления учредителя, устава, договора учредителей и свидетельства об уплате госпошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.

Отказ в государственной регистрации предприятия возможен в случае нарушения установленного Законом порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства РФ. Отказ в регистрации предприятия по другим мотивам является незаконным. О решении отказать в регистрации предприятия соответствующий орган обязан сообщить в 3-хдневный срок в письменной форме учредителю предприятия. Отказ в регистрации предприятия может быть обжалован в судебном порядке. Предприниматель может взыскать через суд убытки, нанесенные в результате незаконного отказа в регистрации предприятия.

Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация и реорганизация предприятия производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда.

Предприятия ликвидируются в случаях:

1) признания банкротом,

2) принятия решения о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством РФ, если в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности,

3) признания судом недействительными учредительных документов и решения о создании предприятия,

4) по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами РФ и входящих в его состав республик.

Необходимость развития малого бизнеса в России

Малый бизнес в системе социально-экономических преобразований в России

Малый бизнес - важнейшая составляющая современного предпринимательства во всей мировой экономике. Он, вместе с тем, выступает в качестве материальной базы расширения места и усиления роли производственного и территориального самоуправления во всех странах, где он занимает прочные позиции. И такое его положение и роль вполне объяснимы, ибо его экономической основой является индивидуальная (семейная) или коллективная (кооперативная) собственность на средства производства. А эти формы собственности не могут реализоваться иначе как через производственное самоуправление. Но, как уже отмечалось выше, чем больше развито производственное самоуправление, тем шире базы для территориального самоуправления.

Во всем мире развитие сектора малых предприятий рассматривается не как самоцель, а как важное стратегическое направление оптимальной структуризации производства, его размещения и эффективности. К сожалению, мы до такого понимания в России не доросли. В результате хода радикальных экономических реформ так и не удалось мобилизовать и привести в действие тот колоссальный созидательный потенциал, который заключает в себе малый бизнес. Число малых предприятий на 1 тыс. жителей в странах ЕС и Японии составляет 45-40, в США - более 79, а в России - 6. Доля работающих на малых предприятиях в общем числе занятых в европейских странах равняется 70%, в России - 11%, доля вклада малых предприятий в ВВП, соответственно, более 50% и менее 10%. Таким образом, уровень развития малого предпринимательства в нашей стране по всем параметрам недостаточен, так же, как и его влияние на формирование рациональной структуры рыночной экономики и решение задач обеспечения занятости.

В то же время, мировой опыт свидетельствует о том, что в системе предпринимательства малый бизнес является динамичным элементом преобразования современной рыночной экономики, определяющим ее гибкость и адаптивность. От умелого сочетания малого, среднего и крупного корпорационного бизнеса зависят как эффективность функционирования экономической системы, так и экономический рост, структура и качество ВВП.

Малый бизнес (МБ) в России, переживающий системный кризис, связанный с преобразованием централизованно планируемой экономики в рыночную, имеет особое значение. Малый бизнес может активно участвовать в разрешении целого комплекса экономических и социальных проблем. Он активизирует структурную перестройку экономики, насыщает рынок товарами и услугами, формирует конкурентную среду, содействует развитию регионов, рыночной инфраструктуры, решению проблем занятости, выравниванию условий и повышению уровня жизни населения, формированию новых субъектов собственности и становлению среднего класса общества.

Особая роль МБ определяется в снижении социальной напряженности, преодолении привычного социального иждивенчества за счет государства. В конечном итоге развитие малого бизнеса является серьезным фактором преодоления кризиса: спада производства, роста безработицы, снижения потребительского спроса, замедления научно-технического прогресса. В условиях России малый бизнес - основа социально-экономических преобразований, нацеленных на создание рыночной экономики, в основе которой лежит критерий социальности. Именно это предопределило поиски новой парадигмы, новых социально-экономических моделей для этапа постиндустриального развития мировой системы в XXI в. Пересмотру подлежит не только научное наследие многих столетий, но и догматическая, унифицированная трактовка законов, закономерностей, моделей и механизмов развития отдельных стран, континентов и человеческого сообщества в целом. При этом предстоит понять и новое содержание, новые роль и функции предпринимательства в жизнедеятельности человека и общества, включая и малое предпринимательство, малый бизнес, которые охватывают собой в ряде стран более 50% занятого населения и существенно влияют на социальную структуризацию общества и экономики, а также на внешнеэкономические и межрегиональные связи.

Опыт показывает, что наиболее распространенным критерием малого предприятия является численность занятых. При этом и 10, и 100 человек - это все малое предприятие. Есть с числом занятых 5-10 человек. Их можно отнести к микропредприятиям семейного типа. Такая категория малых предприятий в условиях переходной экономики формируется ускоренными темпами, образуя наиболее массовый сектор малого бизнеса, поскольку их создание не требует существенных капиталовложений и в основном направлено на обеспечение выживания их участников. Они более уязвимы в социальном, правовом и финансово-экономическом отношениях и поэтому нуждаются в особой государственной поддержке. Значимость и проблемы таких предприятий рассматриваются на примере двух его основных форм: семейного бизнеса и ремесленного предпринимательства. Это то, что особенно важно для России традиционно.

Для семейного бизнеса на региональном и местном уровнях следует создавать специальные целевые фонды его поддержки с привлечением частного капитала. При фондах целесообразно организовывать информационно-методические центры, оказывающие консалтинговые, обучающие, организационные и другие услуги.

Не менее важное значение для российской экономики имеет развитие ремесленного производства, определяемого как вид предпринимательской деятельности, которому присущи такие черты, как: собственность ремесленника (мастера) на средства производства; личное участие ремесленника-собственника в процессе труда по изготовлению продукта и оказанию услуг с использованием ограниченного законодательством числа наемных работников и учеников; высокая доля ручного труда; низкий уровень функционального и производственного разделения труда на предприятии; создание в единичном экземпляре или мелкими партиями продуктов, имеющих особенности индивидуального изготовления, свойственные мастеру или ремесленному коллективу.

Для развития ремесленного дела в России необходимо в рамках федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства предусмотреть комплекс мер, включающий разработку и принятие закона о ремесленничестве, активизацию деятельности местных органов власти по формированию инфраструктуры ремесленничества, в том числе центров ремесел, различных объединений субъектов ремесленничества (палаты, цехи, гильдии).

Особую значимость имеют социальные функции малого бизнеса в условиях переходной экономики. Усиление социальной ориентации экономики является важнейшей характерной чертой стратегии социально-экономического развития России, в которой социальное измерение должно пронизывать все элементы экономических структур и экономической политики. Главным аргументом в пользу такой стратегии является нынешний кризис, который во многом стал результатом недостаточного внимания или игнорирования социальной сферы и потребительского сектора экономики, систематически приносившихся в жертву потребностям экстенсивной и расточительной экономики. Немалую роль в процессах социально-экономического возрождения России может и должен сыграть малый бизнес, социальная роль которого сводится к решению таких важных задач, как:

1. возрождение объектов социальной защиты, оздоровление населения и прежде всего детей;

2. снижение социальной напряженности благодаря созданию новых рабочих мест и расширению занятости, повышению уровня жизни населения и сокращению на этой основе значительных и неоправданных различий в уровнях доходов, разрешению социально-трудовых конфликтов, где они происходят на неформальном уровне и не приводят к текучести рабочей силы;

3. преодоление «социального иждивенчества», развитие предпринимательских и творческих способностей не только предпринимателей и бизнесменов, но и рядовых работников, которые в рамках малого предприятия осваивают рыночное мышление и обучаются законам рыночной экономики;

4. формирование нового слоя собственников и предпринимателей, составляющего основу зарождающегося среднего класса, который выполняет роль социального стабилизатора и является естественной опорой социально ориентированного рыночного хозяйства и демократического общества.

Уникальность нынешнего положения России состоит в том, что малый бизнес в ней развивается не эволюционным путем, как это было в странах с традиционной рыночной экономикой, а в результате довольно стремительной ломки централизованно планируемой системы. На конец 1996 г. общая численность малых предприятий достигла 842,08 тыс., а численность занятых на них - 6266,2 тыс. человек Хотя этот рост весьма значителен, согласно экспертным оценкам, экономика такой страны, как Россия, начнет нормально функционировать в рамках рыночной системы только тогда, когда в ней будут действовать не менее 3-6 млн. малых предприятий. Необходимость развития малого бизнеса требует, чтобы государственная политика поддержки малого бизнеса и малого предпринимательства рассматривалась как одно из важнейших направлений экономической реформы. Речь должна вестись не просто о разовой поддержке, а о системной организационной опеке.

В странах с развитой рыночной экономикой малые и средние предприятия, которые обладают значительной структурой и организационной гибкостью, повышенной восприимчивостью к различным нововведениям и являются важнейшим резервом развития хозяйства, сталкиваются с немалыми трудностями. Среди них: недостаток собственных средств, осложненный доступ к финансовому рынку и банковскому кредитованию, ограниченность организационного и управленческого опыта, невозможность использовать фактор «экономии на масштабах» и т.д. Это реальный опыт.

В условиях России эти трудности усугубляются многочисленными негативными факторами внешней среды, среди которых: несовершенство и несбалансированность нормативно-правовой базы и механизма ее реализации; административные барьеры; недостатки налоговой политики; неразвитость ресурсных рынков, в том числе рынков недвижимости и капитала, и, как следствие, дефицит стартового капитала; низкая инвестиционная активность; слаборазвитая инфраструктура; сужение внутреннего рынка сбыта вследствие сокращения государственного заказа; ухудшение финансового положения предприятий; снижение уровня жизни населения; недобросовестная конкуренция; чрезмерная криминализация экономики и т.д. Все эти факторы, безусловно, сдерживают развитие малого бизнеса и препятствуют полноценной реализации его социальных функций.

Для решения этих и других проблем, а также для ограничения воздействия негативных факторов необходимо создать особые государственные институты поддержки малого бизнеса. Главными их целями и задачами на современном этапе станут: развитие финансовой, информационной и сервисной инфраструктуры; более широкое привлечение малых предприятий к поставкам продукции и выполнению работ в рамках госзаказа; содействие модернизации производственных фондов малых предприятий; стимулирование приоритетных направлений деятельности малого бизнеса; усиление государственного контроля за соблюдением норм трудового законодательства и охраны труда на малых предприятиях.

Основными направлениями государственной политики поддержки малого бизнеса должны стать: совершенствование нормативно-правовой базы становления и развития малого бизнеса и малого предпринимательства; обеспечение условий более легкого доступа малых предприятий к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к новым технологиям и результатам научно-технических разработок; предоставление налоговых льгот; меры по привлечению частных инвестиций; расширение поддержки занятости и самозанятости в сфере малого бизнеса; помощь в подготовке предпринимателей и менеджеров; оказание консультационных и экспертных услуг.

В качестве одной из мер по совершенствованию налоговой системы и льгот в отношении малого бизнеса важно установить предельную величину единого налога для малых предприятий всех отраслей без ограничения численности занятых на уровне, не превышающем 15% объема валового дохода, а также освободить малые предприятия, действующие в сфере производства и инноваций, от налогов на срок до трех лет, кроме налога на фонд оплаты труда. Эти меры связаны с тем, что в настоящее время малые предприятия платят, помимо федеральных, десятки раз­ичных налогов, которые поглощают до 90% их доходов.

Оживление и подъем производственной сферы невозможны без развития малого инновационного предпринимательства, в котором сегодня сосредоточено 20% научного потенциала России. Между тем действие негативных факторов переходной экономики привело к сокращению численности малых наукоемких предприятий и увеличению разрыва между научными разработками и их внедрением.

Для поддержки и развития малого предпринимательства в сфере НИОКР рекомендуется предоставить физическим и юридическим лицам налоговую льготу в форме скидки или освобождения от налога на доходы, получаемые от вложений в действующие Российский фонд технологического развития, Федеральный фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций или от инвестиций непосредственно в развитие малых наукоемких предприятий. Малым предприятиям предлагается выделять налоговый кредит, представляющий собой освобождение от налогов 20% прибыли, полученной от прироста капиталовложений в НИОКР текущего периода по сравнению с базовым (по опыту США).

В рамках развития финансовой инфраструктуры целесообразно создание региональных обществ взаимного поручительства и ассоциаций гарантирования кредита. Их деятельность могла бы управляться региональными отделениями Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. Общества взаимного поручительства создаются в форме акционерных об­ществ на государственно-частной основе. Ассоциации гарантирования кредита действуют как добровольные общества на коммерческой основе и имеют двухступенчатую систему страхования кредитов для малого бизнеса: половина суммы гарантии может предоставляться из страхового фонда ассоциаций, а другая - из регионального отделения Федерального фонда поддержки малого предпринимательства.

Еще одним перспективным направлением работы с малым бизнесом, способным повысить его жизнестойкость, является разработка нормативной базы и специальных программ развития межфирменного сотрудничества. Примером этого может служить проводящаяся с 1987 г. политика стимулирования сотрудничества малых и средних предприятий стран-членов Европейского союза, включающая разработку законодательных основ межфирменного сотрудничества, создание информационных центров, предоставление финансовой помощи и беспроцентных займов, проведение специальных акций «Европартнерство», в ходе которых даже в условиях экономических трудностей регионов ЕС проводится работа по кооперации деловых партнеров.

Для решения проблемы финансирования малого бизнеса в современных условиях необходимо создание в регионах на государственно-частной основе специальных кредитно-финансовых учреждений в форме инвестиционных и ипотечных банков. Чтобы привлечь средства коммерческих банков в эти учреждения в виде ценных бумаг, предлагаются такие меры, как: размещение Центральным Банком РФ части резервных фондов коммерческих банков; дифференциация нормативов отчислений коммерческих банков в обязательный резервный фонд ЦБ РФ в зависимости от суммы средств, помещаемых в предлагаемые банки; предоставление последним права выходить на мировой рынок капитала для проведения аукциона инвестиционных проектов малых предприятий.

На федеральном уровне контроль за деятельностью инвестиционных и ипотечных банков должно осуществлять Министерство финансов РФ, на региональном уровне - местные органы власти.

Развитие малых сервисных предприятий может стать важным ускорителем выхода РФ из кризиса.

Заключение

Социальная значимость МП определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:

· развитие МП способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;

· занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;

· объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;

· сектор МП способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Надо заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Общие выводы следующие:

1. без активизации реформ по эффективному и широкому развитию малого бизнеса невозможны в современных условиях России высокие темпы экономического развития страны;

2. при этом особую роль будут играть функции малых предприятий в создании конкурентной среды, высокой степени выживаемости, создании условий для оптимизации структуры производства, его кооперации, развития производственного самоуправления и стратегической направленности на повышение благосостояния основной массы населения страны;

3. надо постоянно совершенствовать модель взаимодействия малого предпринимательства с развитием производственного и местного самоуправления и упрочения социально-экономической базы региона на основе комплексного решения проблем по обеспечению жизнедеятельности местного населения.

Список используемой литературы

    Аборнева О. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства (региональный аспект) / О. Аборнева / / Проблемы теории и практики управления. - 2004.- №2. - С.111-113.
    Валигурский Д.И. Предпринимательство: развитие, государственное регулирование, перспективы: учебное пособие / Д.И. Валигурский. - М.: Дашков и К' , 2002. - 331 с.
    Волконский В.А. О роли малого и среднего бизнеса в России и мире / В.А. Волконский, Ю.К. Крюков // Экономика и математические методы. - 2005. - Т.41, №1. - С. 20-36.
    Константинова Л.Ф. Проблемы малого бизнеса: учебное пособие.- Иркутск: издательство БГУЭП, 2004.- 123 с.
    Лапуста М.Г. Малое предпринимательство: Учебник / Ю.Л. Старостин. - М.: ИНФРА - М, 2004. - 453 с.
    Лысаковская Е.В. Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Право и образование, № 5, 2006, с. 261 – 266
    Малое предпринимательство в России прошлое, настоящее и будущее. Фонд “Либеральная миссия”; под ред. Ясина Е.Г.-М.:Либер. миссия, 2003. - 220 с.
    Предпринимательство: учебник для вузов / М. Г. Лапуста, [и др.]. - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 533 с.
    Чуриков Г. Возможно ли ускоренное развитие малого бизнеса в России? / Г. Чуриков // Предпринимательство. - 2003. - №3. - С.70-77.