Реферат: Общество как система 4

Название: Общество как система 4
Раздел: Рефераты по философии
Тип: реферат

Оглавление

Введение.

Глава 1. Некоторые основополагающие методологические подходы к изучению общества как системы.

Глава 2. Основные сферы жизни общества.

Заключение.

Список использованной литературы.

Тема работы - «Общество как система».

Данная тема актуальна и достаточно исследована в научной литературе.

Целью работы является исследование общества как системы.

Задачами работы является: исследование основополагающих методологических подходов к изучению общества; определение и исследование основных сфер жизни общества.

В работе были использованы исследования Кириленко Г.Г., Шевцова Е.В., Бучило Н.Ф., Чумакова А.Н., Кузнецова В.Г. и др.

1. Некоторые основополагающие методологические подходы к изучению общества как системы.

Представители разных направлений социальной философии исходят из понимания общества как определенной социальной системы («социального организма»).

Общество — это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих мёжду собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений.

Эти отношения носят во многом объективный характер, поскольку возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Они развиваются вместе с развитием условий их жизни и деятельности. Система общественных отношений не обязательно жестко и однозначно определяет каждый шаг поведения человека. Однако, в конечном счете она прямо или косвенно обусловливает основное содержание и направленность его деятельности и поведения. Даже самая выдающаяся, творчески активная личность действует под влиянием сложившихся общественных отношений, в том числе социально-классовых, национальных, семейно-бытовых и других.

Таким образом, в качестве системообразующих факторов существования и развития общества выступают деятельность людей (социальных групп и отдельных личностей) и их общественные отношения.

Все, что существует в обществе (производство материальных и духовных ценностей, их потребление, созидание необходимых условий жизни людей, равно как и их разрушение), происходит в процессе соответствующей деятельности — созидательной или же разрушительной. В этом смысле деятельность выступает как основа всего социального и специфического способов его существования.

Деятельность людей и их общественные отношения составляют основное содержание их общественного бытия как реального процесса их общественной жизни. Речь идет об их производственной, семейно-бытовой, политической, правовой, нравственной, эстетической, религиозной и других видах деятельности и соответствующих им общественных отношениях, а также о результатах этой деятельности, воплощенных в предметах материальной культуры, социально-политическом строе общества, духовных ценностях и т.д. Значение всех этих факторов определяется тем, насколько они способствуют удовлетворению разнообразных потребностей людей, созданию условий для их развития, проявления их творческих способностей.

Без развития материального производства общество существовать не может: оно погибнет, если не будут удовлетворяться жизненно необходимые потреб­ности людей в пище, одежде, жилище, средствах передвиже­ния и т.д. Поэтому любое современное общество придает раз­витию материального производства первостепенное значение. Именно на этой основе решаются проблемы повышения уровня жизни людей, что означает не только достаточное удовлетворение вышеуказанных потребностей, но также решение проблем здравоохранения, образования, быта и отдыха, соци­ального обеспечения и развития духовной культуры. Матери­альное производство создает необходимее условия материаль­ного обеспечения функционирования социальной и духовной сфер жизни общества.

Таким образом, благодаря материальному производству развивается материальная база существования общества, ре­шения его многочисленных проблем. Уже одно это указывает на его фундаментальную роль в общественном развитии, исто­рическом процессе.

Однако дело не ограничивается этим. Материальное произ­водство непосредственно обусловливает развитие социальной структуры общества, т.е. существование определенных клас­сов, других социальных групп и слоев общества. Их наличие обусловлено общественным разделением труда, а также эконо­мическими отношениями собственности на средства произ­водства и распределения создаваемых в обществе материаль­ных благ. Этим обусловлено деление людей на различные про­фессиональные и социальные группы, по видам деятельности. получаемым доходам и т.д.

Способ производства как прямо, так и косвенно, в том числечерез существующую социальную структуру, обусловливает содержание и направленность происходящих в обществе поли­тических процессов. Ведь их субъектами выступают те самые классы и другие социальные группы, которые существуют на базе данного способа производства. Политическими средства­ми они решают многие свои социально-экономические, собственно политические и идеологические проблемы.

Наконец, способ производства влияет на развитие духовной жизни общества как в плане ее материального обеспечения (строительство зданий библиотек, театров, филармоний, про­изводство бумаги и создание полиграфической базы для вы­пуска книг, журналов, газет, радио, телевидения и т.д.), так и в том смысле, что существующие экономические отношения воз­действуют определенным образом на развитие морали, науки, искусства, религии и других сторон духовной жизни общества.

Как видно, способ производства материальных благ воздей­ствует (прямо или косвенно) на все стороны жизни общества. Исходя из этого, можно сказать, что в конечном счете общество развивается по объективным законам общественного произ­водства. Именно в конечном счете, потому что на развитие любого со­циально-политического и духовного явления оказывают влия­ние не только производственно-экономические, но многие дру­гие объективные и субъективные обстоятельства.

Способ производства материальных благ имеет две сторо­ны: производительные силы и производственные отношения. Производительные силы — это прежде всего люди с их знания­ми, умениями и навыками к труду, а также средства производ­ства, включающие в себя орудия труда, сырье и материалы, транспорт, здания, сооружения, с помощью которых осущест­вляется производство.

Производственные отношения есть отношения между людь­ми в процессе производства. Это в первую очередь отношения собственности на средства производства. Их собственники яв­ляются, по сути, хозяевами заводов, фабрик, шахт и других крупных, средних и мелких предприятий, функционирующих в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания и т.д. И, как хозяева, они нанимают для работы на своих пред­приятиях рабочих, инженеров и служащих на тех или иных ус­ловиях. В зависимости от характера собственности — частной, коллективной, государственной — хозяевами предприятий могут являться отдельные люди, различные коллективы и государство.

Производственные отношения — это также отношения об­мена деятельностью между людьми на базе сложившегося раз­деления труда. Их суть заключается в том, что один человек, например инженер, как бы отдает другим людям и обществу свой труд, но при этом пользуется результатами труда и услугами других людей.

Таким образом осуществляется обмен деятельнос­тью между представителями разных профессий и видов труда.

Наконец, к производственным отношениям относятся отно­шения распределения созданных в обществе материальных благ, которые распределяются между участниками производ­ства, исходя из отношений собственности на средства произ­водства и его продукты, а также из условий оплаты труда рабо­тающих, зафиксированных в трудовом соглашении или кон­тракте. Итак, производственные отношения выступают как отношения между людьми по поводу производства, распределе­ния, обмена и потребления материальных благ.

Производственные отношения складываются, исходя из объективных потребностей людей и потребностей самого про­изводства. Данные потребности заставляют людей находить наиболее рациональные формы производственной деятельнос­ти, чтобы эффективнее использовать имеющиеся в их распоря­жении производительные силы, прежде всего способности про­изводителей (их знания, навыки, умения), а также возможнос­ти средств производства, в том числе техники и технологии. В любом обществе люди постоянно решают эту фундаменталь­ную проблему. От того, каким образом и насколько она реша­ется, зависит подъем производства и рост общественного бо­гатства, что создает возможности решения экономических, со­циальных и иных проблем.

Главным звеном производственных отношений являются отношения собственности на средства производства и его продукты. Они определяют социальный характер и направленность общественного производства. Смена или же преобразо­вание отношений собственности неизбежно влекут за собой смену и преобразование других звеньев производственных от­ношений. Это ведет и к изменению социального характера спо­соба производства, и в конечном счете к изменению облика всего общества.

Общественное производство в самом широком его понимании (как не только материального, но и духовного производства, производства всех форм общения между людьми и самого человека) не тождественно всему обществу. Ведь в об­ществе осуществляются не только производственная, но и другие виды деятельности, различного рода общественные отно­шения (политические, нравственные, религиозные и другие), а также многочисленные формы межличностного общения людей. Наконец, общество — это определенный предметный мир материальной и духовной культуры. Все эти явления зани­мают свое место в обществе как неком социальном организ­ме — социуме и играют свою роль в его функционировании и развитии.

Подход к обществу как к со­циальной системе имеет место в социальной философии О.Конта и Г.Спенсера. Определенные взгляды на этот счет вы­сказаны М.Вебером, П.Сорокиным. Т. Парсонсом и А.Тойнби. Свое толкование общества как системы дано в учении К. Марк­са об общественно-экономической формации. Это учение имеет своих сторонников и оппонентов.

Исходя из работ Маркса и Энгельса, общественно-экономическую формацию можно истолковать как общество на определенном этапе его развития с характерными для него способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью. Выделяются такие общественно-экономические формации, как первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Каждая из них характеризуется, во-первых, как качественно определенный тип общества, во-вторых, как ступень общественного прогресса. В то же время Маркс не настаивал на том, что все страны должны пройти поочередно указанные формации. Напротив, он указывал, в частности, на особенности развития некоторых стран Востока, прошедших через так называемый азиатский способ производства, отличный от тех, которые существовали в странах Европы. Другие страны прошли не через все, а через три или четыре из названных формаций. Все это показывает неодномерность и многовариантность исторического процесса, его разнообразие и сложность.

Важно, однако, что понятие «общественно-экономическая формация» позволило представить общество как целостную социальную систему, каковым оно является в действительности. Названные выше общественно-экономические формации показывают, скорее, объективную тенденцию мирового исторического процесса, а не развитие каждой отдельной страны. Они появлялись на разных этапах развития человечества. При этом каждая последующая из них представляет собой, по Марксу, новый и качественно более высокий тип общества. Методология формационного анализа ориентирует на изучение довольно сложного процесса перехода общества от одной формации к другой, путей и способов этого перехода, взаимодействия объективных и субъективных факторов данного процесса.

Таким образом, для социальной философии марксизма общество оказывается системой, где процесс производства рассматривается как первооснова всех вторичных (политических, правовых, нравственных, религиозных и др.) процессов.

Формационный подход к изучению общества может соче­таться с так называемым цивилизационным подходом, на­правленным прежде всего на изучение культуры того или иного общества, тенденций развития современной цивилиза­ции. Выделяют так называемые западную и восточную циви­лизации, христианскую и исламскую цивилизации, современ­ную индустриальную цивилизацию и т.д. Важно выявить общие черты материальной и духовной культуры народов раз­ных стран и континентов, а также ее региональные, нацио­нальные и другие особенности. Сочетание формационного и цивилизационного подходов к анализу общественного разви­тия позволяет выработать более конкретные представления о нем, как о весьма сложном, противоречивом и многовариант­ном процессе.

Попытку создать интегральную теорию общества как системы предпринял американский философ и социолог Питирим Сорокин (1889-1968). С его точки зрения общество всегда включает три компонента: идеологический (основной), материальный (он вторичен, является воплощением идеологии) и социальный.

Социальный компонент – люди с их страстями – всегда неизменен, люди лишь меняют системы духовной ориентации.

Идеологический компонент иначе можно назвать «суперкультурой», определяющей системой ценностных ориентаций. Суперкультура запредельна, трансцендентна.

Люди действуют, подчиняясь трём факторам: бессознательным (рефлексы), биосознательным (человеческие потребности: голод, жажда, половое влечение) и социосознательным (нормы, ценности). Только действия на основе норм и ценностей связывают людей в единое целое, что открывает возможности теоретического исследования общества.

Своеобразным развитием идей П.Сорокина является структурный функционализм американского исследователя Т. Парсонса (1902-1979). Для Парсона важна прежде всего идея «социального порядка», стабильности всей сложной социальной системы. Любая социальная система, по мнению Парсона, должна успешно справляться с выполнением четырёх функций.

Первая функция – адаптационная. Любая социальная система должна обеспечить получение ресурсов извне и распределить их.

Вторая функция – функция целедостижения. Система должна установить иерархию социальных целей и мобилизовать усилия для их достижения.

Третья функция – функция интеграции, все отношения внутри системы должны координироваться.

Четвёртая функция – функция удержания ценностного образца. Необходимо, чтобы индивидуальная мотивация соответствовала целям общественной системы.

Таким образом, в социальной философии существуют самые разнообразные взгляды на общество как на систему. Основными из них являются теории К. Маркса, П. Сорокина, М. Вебера, Г. Спенсера, О.Конта, Т. Парсонса, А. Тойнби.

2. Основные сферы жизни общества.

Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неодно­родных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различ­ные по своему характеру и содержанию виды общественной де­ятельности: производственно-экономическая, социально-бы­товая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, ко­торые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отноше­ний, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них — экономическая, социаль­ная, политическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, рас­пределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического про­гресса, реализации всей совокупности производственных от­ношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределе­ния материальных благ.

Экономическая сфера выступает как экономическое про­странство, в котором организуется хозяйственная жизнь стра­ны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое созна­ние людей, их материальная заинтересованность в результа­тах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осущест­вляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

Социальная сфера — это сфера взаимоотношений имею­щихся в обществе социальных групп, в том числе классов, про­фессиональных и социально-демографических слоев населе­ния (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохра­нения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каж­дым человеком своего права на труд, а также при распределе­нии и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соот­ветствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отно­шений, касающихся условий труда, быта, образования и уров­ня жизни людей.

Как видно, функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Воз­можности их удовлетворения обусловлены социальным поло­жением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетво­рения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т.д. Это — обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства. В любом современном обществе функционируют социаль­ные группы и слои населения, а также национальные общнос­ти. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отно­шения. Их связи и отношения образуют социальную структуру общества.

В основе социальной структуры общества лежат обществен­ное разделение труда и отношение собственности на средства производства и его продукты. На базе общественного разделе­ния труда появляются такие социальные группы, как классы, профессиональные группы, а также большие группы людей го­рода и деревни, умственного и физического труда. Отношения собственности экономически закрепляют эту внутреннюю рас­члененность общества, складывающуюся внутри него социаль­ную структуру.

К основным элементам социальной структуры общества от­носятся: классы: люди города и деревни: представители физи­ческого и умственного труда; сословия (т.е. социальные группы, место в обществе которых определяется не только их поло­жением в системе социально-экономических отношений, но также сложившимися традициями и правовыми актами): со­циально-демографические группы — молодежь, женщины, мужчины, старшее поколение людей: национальные общнос­ти — нации, этнические группы и др.

Почти все эти социальные группы и национальные общнос­ти неоднородны по составу и, в свою очередь, делятся на от­дельные слои и группы с их собственными экономическими,. социальными, политическими и другими интересами. На это обращает внимание распространенная в западной социологии теория стратификации, делящая общество на различные слои («страты») по самым разным основаниям: уровень доходов, про­фессия, вид деятельности, политические взгляды, ценностные ориентации и т.д.

Усилия многих западных социологов направлены на изуче­ние так называемых малых групп, складывающихся на основе более или менее постоянных и тесных контактов между не­сколькими людьми. Такие группы складываются часто внутри больших социальных групп и слоев общества, в том числе клас­сов, профессиональных групп и этнических слоев населения. Нередко они трансформируют в себе действия всей социальной структуры общества и оказывают существенное влияние на формирование мотивов поведения входящих в них людей.

Взаимосвязь существующих в обществе социальных групп и национальных общностей отнюдь не статическая, а, скорее, динамическая и проявляется в их взаимодействии, порой весь­ма активном, по поводу удовлетворения их потребностей и ре­ализации их интересов. При этом они вступают между собой в определенные отношения. Речь идет о социальных отношени­ях как стороне функционирования социальной структуры. Они складываются между субъектами по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, потреблении материальных благ, улучшении их быта и отдыха, получении образования, доступе к предметам духовной культуры и т.д. Речь идет об удовлетворении потребностей, относящихся к со­циальной сфере общественной жизни, о самоутверждении в этой сфере той или иной социальной группы или общности людей.

В настоящее время вполне определенно заявляют о своих потребностях и интересах не только значительная часть рабо­чих, крестьян, интеллигенции и предпринимателей, но и пред­ставители таких социально-демографических групп, как моло­дежь, женщины, старшее поколение людей. То же можно сказать и о национальных общностях. В условиях обновления общества каждая нация, народность, этническая группа стремится полнее реализовать свои экономические, политические и духовные интересы, получить возможно более прочные гарантии в этом отношении.

Важной стороной функционирования социальной структуры общества является социальная мобильность. Речь идет о переходе людей из одних социальных групп и слоев в другие. Так, например, когда крестьянин переезжает в город и становится рабочим завода, он переходит не только из сельского слоя общества в городской, но становится представителем другого класса и профессиональной группы.

Изучение социальной мобильности имеет государственное значение. Необходимо иметь полные представления о происхо­дящих в обществе социальных перемещениях, знать их причи­ны и основные направления, чтобы контролировать эти процессы, сознательно воздействовать на них в интересах сохранения не только целесообразной социальной динамики, но и стабильности общества.

Проблемы функционирования социальной структуры, взаи­модействия различных социальных групп самым непосредст­венным образом связаны с проблемами гражданского общест­ва. В свое время эту проблему ставил и решал Гегель. Он оха­рактеризовал гражданское общество как относительно независимую от государства сферу реализации частных потребностей и интересов на базе частной собственности и всеобщего формального равенства людей.

Гражданское общество предстает как система отношений между личностями и сословиями, покоящаяся на частной собственности и праве. Гегель исходил из того, что «собственность и личность обладают в гражданском обществе признанием закона и значимостью», а право, выступающее «в форме закона», должно обладать значением «как всеобщее». Выраженная здесь идея общезначимости права есть, по сути, идея правового государства.

Гегель четко ставит вопрос о взаимосвязи социально-эконо­мической и правовой сторон гражданского общества.

О гражданском обществе писал Маркс. Он исходил из того, что в гражданском обществе следует искать ключ к пониманию исторического процесса. Это не случайно, ибо, по логике марк­сизма, основополагающей сферой жизни общества является социально-экономическая. Данная сфера, в том числе осу­ществляющиеся в ней отношения собственности, характери­зуется как основное звено развития гражданского общества.

Можно отметить две основные тенденции в развитии социальной структуры современного общества. Первая из них заключается в активном процессе дифференциации общества, появлении новых социальных групп. Вторая обусловлена идущими в мире интеграционными процессами в экономике, ко­торые воздействуют на развитие социальной структуры обще­ства. Сближаются условия труда, его характер и содержание у представителей различных социальных групп. Это ведет к сближению других условий их жизни, а также структуры их по­требностей и интересов.

Политическая сфера есть пространство политической дея­тельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.

Эти их интересы касаются прежде всего политической влас­ти, а также реализации их политических прав и свобод. В ин­тересах одних субъектов — упрочение существующей полити­ческой власти. Других — ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъек­тами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать вли­яние на политические процессы в собственных интересах.

Для этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или же отдель­ная личность, стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятель­ности, создает большие возможности для реализации их поли­тических интересов и воплощения их политической воли.

Современные политические процессы существенно поли­тизируют сознание многих людей и повышают их политичес­кую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.

Большую роль в жизни общества играет формирующаяся внутри него политическая система. Она направлена на регули­рование существующих в нем политических отношений и про­исходящих политических процессов.

Политическая система общества представляет собой сово­купность учреждений и организаций, деятельность которых носит политический характер, она направлена на осуществле­ние политических интересов классов, других социальных групп, а также национальных общностей. Их политические ин­тересы представляют собой проявления существующих в об­ществе политических отношений и направлены на решение проблем политической власти: ее завоевание, осуществление и защиту, а также на реализацию политических прав и свобод граждан.

Данные интересы реализуются посредством тех или иных элементов политической системы. К ним относятся: государст­венные органы законодательной и исполнительной власти; армия, правоохранительные органы, прежде всего суд, проку­ратура, милиция или полиция: государственный арбитраж: по­литические партии и движения: общественные организа­ции — профсоюзные, молодежные и др., защищающие интере­сы определенных социальных и профессиональных групп, в том числе их политические интересы, связанные с реализа­цией их политических прав и свобод. Все эти государственные органы, другие политические учреждения и организации взаимoдeйcтвyют между собой и образуют более или менее целост­ную политическую систему. J

К наиболее важным институтам политической системы об­щества можно отнести институты политической власти, права и идеологии. Это некие узловые механизмы функционирова­ния политического строя общества, которые должны обеспечи­вать его стабильность и развитие. Они проявляются в деятель­ности отдельных органов государственной законодательной и исполнительной власти — парламента, правительства, мест­ных органов власти, правоохранительных органов, а также в деятельности политических партий, движений и средств мас­совой информации, прежде всего печати, радио и телевидения.

Каждый из названных институтов политической системы выполняет свои функции. Их деятельность может быть направ­лена на регулирование политических процессов, носящих самый разный характер: борьбы за политическое обновление общества, приспособления к тем или иным политическим реалиям, сотрудничества политических сил или же их соперничества. Система данных политических институтов призвана обеспечить нормальное функционирование всей политической жизни общества и тем самым осуществление политических интересов всех его социальных групп и национальных общностей. Для этого необходима гибкая деятельность самих политических институтов, способность обеспечивать сочетание политических интересов всех членов общества, решать полити­ческие проблемы на основе компромиссов различных политических сил (кроме преступных) и, когда надо, проявлять необходимую твердость в отстаивании интересов всего общества. Если этого не происходит, то социальные процессы становятся неуправляемыми, стихийными и потому непредсказуемы­ми, — разрушительными, наносящими ущерб интересам большинства членов общества и разрушающими государственность, что ведет к необратимым деформациям не только в политической, но и в социально-экономической и духовной жизни общества.

Указанные выше элементы политической системы общества прямо или косвенно отражают существующие звенья его социально-классовой структуры, функционирующей на основе определенных; экономических отношений. Политическая система общества развивается под влиянием всей совокупности присущих ему социально-экономических и идеологических (нравственных, религиозных и др.) отношений и в свою очередь может весьма существенно воздействовать на них. Сила этого воздействия зависит от совершенства данной политической системы, а также от сложившегося механизма ее взаимодействия со всеми социальными институтами данного общества. Ведущим звеном политической системы общества является государство. Это не случайно. Ведь главное в политических отношениях — вопрос о власти, прежде всего государственной. Используя рычаги этой власти, органы государства могут воздействовать на все другие звенья политической системы общества. Государство выступает, прежде всего, как некий аппарат законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющий свою деятельность в интересах господствующих в обществе социально-классовых сил. С помощью аппарата государственной власти данные силы закрепляют свое господство в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества.

Сущность и назначение государства проявляется в его функциях. К ним относятся: функция обеспечения политичес­кой власти тех или иных социально-классовых сил: функция защиты страны от нападения извне; хозяйственно-организа­торская функция; функция развития духовной культуры; идео­логическая функция; функция внешних сношений. Называют­ся еще и такие функции государства, как формирование наций и регулирование национальных отношений, поскольку госу­дарство выступает в качестве важного фактора национальной консолидации, а также субъекта экономических, политических и других отношений между нациями. Ha это стоит обра­тить внимание, особенно в свете оценки роли государства в ре­гулировании современных отношений между нациями. Неко­торые авторы указывают и на специфическую социальную функцию государства, связанную с решением многих проблем социальной сферы жизни общества и социальной защиты на­селения.

Неверно подходить к истолкованию данных функций госу­дарства только с классовых позиций. Многие действия государ­ства совершаются в интересах всех или же подавляющего боль­шинства членов общества. Это касается обороны страны, ре­шения на государственном уровне экологических проблем, развития общенациональных традиций и других элементов ду­ховной культуры и т.д. К тому же имеет место «взаимопроникновение классовых и общенациональных аспектов государства в рамках каждой из его функций».

В настоящее время в России весьма остро стоит вопрос о со­вершенствовании деятельности органов государственной власти. Речь идет о повышении эффективности их воздействия на происходящие в обществе процессы в интересах большин­ства населения. Для этого требуется, в частности, повысить уровень компетентности и профессионализма работников го­сударственного аппарата, преодолеть бюрократические мето­ды руководства и управления делами общества на всех его уровнях. Главное же заключается в развитии подлинного демо­кратизма в деятельности всех органов государства, чтобы они на деле защищали интересы самых широких слоев населения страны. Стоит задача — совершенствовать взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей, демократизировать, т.е. подчинить интересам народа, деятельность средств массовой информации, олицетворяющих, как не без основания говорят, четвертую власть в обществе, наряду с указанными выше. Необходимо постоянно улучшать работу правоохранительных органов, призванных защищать жизнь, честь и достоинство граждан, их имущество и права, а также работу других звеньев государственного механизма. Все это направлено на развитие правового государства, в котором высшая власть принадлежит Закону. Верховенство демократически принятых законов, подчинение им деятельности всех государственных органов, политических партий и движений, хозяйственных предприятий, каждого человека — такова суть правового государства, выступающего гарантом сохранения и развития демократии.

Борьба различных тенденций в экономике и в социально-политической сфере современного российского общества сущест­венно сказывается на функционировании его политической системы. Она порождает неустойчивость в деятельности политических институтов, подверженных постоянным воздействиям то одних, то других политических сил. В этом заключается одна из главных причин нестабильности в обществе. Преодолеть ее можно лишь путем нахождения разумных компромиссов и сотрудничества различных политических сил в их собственных и интересах, интересах России и ее народов. В этих целях и надо использовать механизм политической системы общества.

Духовная сфера — это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распростране­ния и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовны­ми ценностями подразумеваются не только предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т.д., сло­вом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Духовная сфера общественной жизни складывается истори­чески. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило свой отпечаток в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного ду­ховного общения людей и из таких направлений их деятельнос­ти, как познание, в том числе научное, образование и воспитание. Все это со­ставляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.

Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания — от начальных школ до университетов, а также атмосфе­ра семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людь­ми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное — театр, музыка, кино, живопись, архитек­тура и т.д.

Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значе­ние духовной сферы в развитии современного общества, для его настоящего и будущего, трудно переоценить. К исследова­нию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее об­ращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры.

Важной стороной функционирования и развития общества является его духовная жизнь. Она может быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший морально-психологический климат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловыразительной, а иногда в нем царит настоящая бездуховность. В содержании духовной жизни общества прояв­ляется его подлинно человеческая сущность. Ведь духовное (или духовность) присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром.

Духовная жизнь общества весьма сложна. Она не ограничивается раз­личными проявлениями сознания людей, их мыслей и чувств, хотя с полным основанием можно сказать, что их сознание есть стержень, ядро их личной духовной жизни и духовной жизни общества.

К основным элементам духовной жизни общества можно от­нести духовные потребности людей, направленные на созда­ние и потребление соответствующих духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную дея­тельность по их созданию и в целом духовное производство, к элементам духовной жизни следует отнести также духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные от­ношения между людьми, а также проявления их межличност­ного духовного общения.

Основу духовной жизни общества составляет духовная дея­тельность. Ее можно рассматривать как деятельность созна­ния, в процессе которой возникают определенные мысли и чув­ства людей, их образы и представления о природных и соци­альных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они во­площаются в моральных принципах и нормах поведения, про­изведениях народного и профессионального искусства, рели­гиозных обрядах, ритуалах и т.д.

Все это принимает вид и значение соответствующих духов­ных ценностей, в качестве которых могут выступать те или иные взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, худо­жественные произведения, моральное и религиозное сознание, наконец, само духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат, скажем, в семье, про­изводственном и ином коллективе, в межнациональном обще­нии и в обществе в целом.

Особым видом духовной деятельности является распростра­нение духовных ценностей с целью их усвоения возможно боль­шим числом людей. Это имеет решающее значение для по­вышения их грамотности и духовной культуры. Важную роль в этом играет деятельность, связанная с функционированием многих учреждений науки и культуры, с образованием и воспитанием, осуществляется ли она в семье, школе, институте или же в производственном коллективе и т.д. Результатом такой де­ятельности является формирование духовного мира многих людей, а значит, обогащение духовной жизни общества.

Основными побудительными силами духовной деятельнос­ти выступают духовные потребности. Последние предстают как внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духов­ному общению. Духовные потребности объективны по содер­жанию. Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную необходимость духов­ного освоения ими окружающего их природного и социального мира. В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их общественного и индивидуального сознания и само­сознания.

Разумеется, духовные потребности имеют ту или иную соци­альную направленность. Последняя определяется характером существующих общественных отношений, в том числе нравст­венных, эстетических, религиозных и других, уровнем духовной культуры людей, их социальными идеалами, пониманием ими смысла собственной жизни. Помноженные на волю людей, духовные потребности выступают как мощные побудительные силы их социальной активности во всех сферах жизни общества.

Существенной стороной духовной жизни общества является духовное потребление. Речь идет о потреблении духовных благ, т.е. тех духовных ценностей, о которых упоминалось выше. Их потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Предметы духовного потребления, будь то про­изведения искусства, моральные, религиозные ценности и т.д. формируют соответствующие потребности. Тем самым богат­ство предметов и явлений духовной культуры общества высту­пает как важная предпосылка формирования разнообразных духовных потребностей человека.

Духовное потребление может быть в какой-то мере стихий­ным, когда оно никем не направляется и человек на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности. К ним он приобщается самостоятельно, хотя это происходит под влиянием всего уклада жизни данного общества. В других случаях духовное по­требление может навязываться людям рекламой, средствами массовой культуры и т.д. Происходит манипулирование их сознанием. Это приводит к некому усреднению и стандартизации потребностей и вкусов многих людей.

Отвергая всякое манипулирование личностным и групповым сознанием, надо признать целесообразным и в принципе прогрессивным сознательное формирование потребностей в подлинных духовных ценностях — познавательных, художест­венных, нравственных и других. В этом случае потребление ду­ховных ценностей будет выступать как целенаправленное со­зидание и обогащение духовного мира людей.

Встает задача повышения уровня культуры духовного по­требления. В данном случае потребителя нужно воспитывать путем приобщения к настоящей духовной культуре. Для этого надо развивать и обогащать духовную культуру общества, сде­лать ее доступной и интересной для каждого человека.

Производство и потребление духовных ценностей опосредуется духовными отношениями. Они реально существуют как отношения человека непосредственно к тем или иным духов­ным ценностям (одобряет он их или отвергает), а также как его отношения к другим людям по поводу этих ценностей — их про­изводства, распространения, потребления, защиты.

Любая духовная деятельность опосредуется духовными от­ношениями. Исходя из этого, можно выделить такие виды ду­ховных отношений, как познавательные, нравственные, эсте­тические. религиозные, а также духовные отношения, возни­кающие между учителем и учеником, воспитателем и тем, кого он воспитывает.

Духовные отношения — это прежде всего отношения интел­лекта и чувств человека к тем или иным духовным ценностям и в конечном счете — ко всей действительности. Они пронизы­вают духовную жизнь общества от начала до конца.

Установившиеся в обществе духовные отношения проявля­ются в повседневном межличностном общении людей, в том числе семейном, производственном, межнациональном и т.д. Они создают как бы интеллектуальный и эмоционально-психо­логический фон межличностного общения и во многом обу­славливают его содержание.

Центральным моментом духовной жизни общества (ее ядром) выступает общественное сознание людей. Так, напри­мер, духовная потребность представляет собой не что иное как определенное состояние сознания и проявляется как осознан­ное побуждение человека к духовному творчеству, к созданию и потреблению духовных ценностей. Последние же есть воплощение ума и чувств людей. Духовное производство есть производство определенных взглядов, идей, теорий, моральных норм и духовных ценностей. Все эти духовные образования выступают в качестве предметов духовного потребления. Духовные отношения между людьми есть отношения по поводу духовных ценностей, в которых воплощено их сознание.

Общественное сознание представляет собой совокупность чувств, настроений, художественных и религиозных образов, и разнообразных взглядов, идей и теорий, отражающих те или иные стороны общественной жизни. В общественном сознании отражаются не только внешние, но и внутренние стороны жизни общества, их сущность и содержание. Общественное сознание имеет социальную природу. Оно возникает из общественной практики людей как результат их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности. Именно в ходе совместной практической деятельности люди осмысливают окружающий их мир на предмет его использования в своих интересах. Различные общественные явления и их отражения в образах и понятиях, идеях и теориях — это две стороны практической деятельности людей.

Будучи отражением явлений общественной жизни, различ­ного рода образы, взгляды, теории направлены на более глубокое познание людьми данных явлений в своих практических целях, в том числе в целях их непосредственного потребления или же иного их использования, скажем, в целях эстетического наслаждения ими и т.д. В конечном счете содержание общественной практики, всей социальной действительности, осмысленное людьми, становится содержанием их общественного сознания.

Таким образом, общественное сознание можно истолковать как результат совместного осмысления социальной действительности практически взаимодействующими между собой людьми. В этом заключается социальная природа общественного сознания и его основная особенность

Усваивая в той или иной степени духовное богатство своего народа и человечества, овладевая языком, включаясь в различ­ные виды деятельности и общественных отношений, отдель­ный индивид овладевает навыками и формами мышления, становится мыслящим социальным субъектом.

Правомерно ли говорить об индивидуальном сознании чело­века, если его сознание прямо или косвенно обусловлено обще­ством и культурой всего человечества? Да, правомерно. Ведь не приходится сомневаться в том, что одни и те же условия общественной жизни воспринимаются отдельными людьми в чем-то более или менее одинаково, а в чем-то по-разному. В силу этого у них появляются как общие, так и индивидуальные взгляды на те или иные общественные явления, иногда суще­ственные расхождения в их понимании.

Индивидуальное сознание отдельных людей — это прежде всего индивидуальные особенности восприятия ими различ­ных явлений общественной жизни. В конечном счете — это ин­дивидуальные особенности их взглядов, интересов и ценност­ных ориентации. Все это порождает определенные особеннос­ти в их действиях и поведении.

В индивидуальном сознании человека проявляются особен­ности его жизни и деятельности в обществе, его личный жиз­ненный опыт, а также особенности его характера, темперамен­та, уровень его духовной культуры и другие объективные и субъективные обстоятельства его социального существования. Все это формирует неповторимый духовный мир отдельных людей, проявлением которого выступает их индивидуальное сознание.

Следует учитывать, что индивидуальное сознание функционирует не автономно от общественно­го сознания, не является абсолютно независимым от него. Надо видеть его взаимодействие с общественным сознанием. Верно, что индивидуальное сознание многих людей существенно обо­гащает общественное сознание яркими образами, переживаниями и идеями, вносит вклад в развитие науки, искусства и т.д. В то же время индивидуальное сознание любого человека формируется и развивается на основе общественного сознания.

В сознании отдельных людей чаще всего присутствуют представления, взгляды и предрассудки, которые они усвоили, пусть в особом индивидуальном преломлении, живя в обществе. И личность тем богаче в духовном отношении, чем больше она усвоила от духовной культуры своего народа и всего челове­чества.

Как общественное, так и индивидуальное сознание, будучи отражением общественного бытия людей, не слепо копируют его, а обладают относительной самостоятельностью, порой 'весьма значительной.

Прежде всего, общественное сознание не просто следует за общественным бытием, а осмысливает его, раскрывает суть об­щественных процессов. Поэтому оно нередко отстает от их развития. Ведь более глубокое осмысление их возможно лишь тогда, когда они приняли зрелые формы и проявили себя в наибольшей степени. В то же время общественное сознание может опережать общественное бытие. Опираясь на анализ тех или иных общественных явлений, можно обнаружить наиболее важные тенденции их развития и тем самым предвидеть ход событий.

Относительная самостоятельность общественного созна­ния проявляется и в том отношении, что оно в своем развитии опирается на достижения человеческой мысли, науки, искус­ства и т.д., исходит из этих достижений. Это называется пре­емственностью в развитии общественного сознания, благодаря которой сохраняется и развивается далее духовное наследие поколений, накопленное в разных областях общественной жизни. Все это показывает, что общественное сознание не только отражает общественную жизнь людей, но имеет свою внутреннюю логику развития, свои принципы и свои тради­ции. Это хорошо видно на примере развития науки, искусства, морали, религии, философии.

Наконец, относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в его активном воздействии на общест­венную жизнь. Разного рода идеи, теоретические концепции, политические доктрины, моральные принципы, направления в области искусства и религии могут играть прогрессивную или. напротив, реакционную роль в развитии общества. Это определяется тем, способствуют ли они его духовному обогаще­нию, упрочению и развитию или же они ведут к разрушению и деградации личности и общества.

Важно учитывать, насколько те или иные взгляды, научные теории, моральные принципы, произведения искусства и дру­гие проявления общественного сознания отвечают подлинным интересам народов той или иной страны и интересам ее буду­щего. Прогрессивные идеи во всех областях общественной жизни являются мощным фактором развития, ибо они способ­ствуют глубокому пониманию настоящего и предвидению будущего, вселяют уверенность в действия людей, улучшают их социальное самочувствие, вдохновляют на новые творческие действия. Они формируют ту самую духовность, без которой общество и отдельные люди нормально жить и действовать не могут. Все говорит о том, что роль общественного сознания в жизни современного общества является весьма существенной и постоянно повышается.

Своеобразными структурными элементами общественного сознания выступают общественная психология и идеология. В них выражается не только сам по себе уровень понимания существующей социаль­ной действительности, но и отношение к ней со стороны различ­ных социальных групп и национально-этнических общностей. Данное отношение выражается прежде всего в потребностях людей, т.е. в их внутренних побуждениях к освоению действи­тельности, к утверждению одних условий общественной жизни и к устранению других, к производству тех или иных материаль­ных и духовных ценностей и их потреблению.

Заключенное в общественной психологии отношение к явле­ниям общественной жизни находит свое выражение не только в потребностях и интересах людей, но и в их разнообразных чувствах, настроениях, обычаях, нравах, традициях, проявле­ниях моды, а также в их стремлениях, целях и идеалах. Речь идет об определенном настрое чувств и умов, в котором сочета­ются некое понимание происходящих в обществе процессов и духовное отношение к ним субъектов.

Общественная психология выступает как единство эмоцио­нальных и интеллектуальных отношений людей к условиям их жизни, к их общественному бытию. Ее можно охарактеризовать как проявление психического склада социальных групп и национальных общностей. Такова, например, социально-классовая и национальная психология. Последняя может воплощаться в национальном характере народа. Психический склад классов и других социальных групп также находит выражение в их социально-классовом характере, во многом определяющем их деятельность и поведение. В конечном счете общественная психология проявляется «в форме убеждений, верований, социальных установок на восприятие действительности и отношения к ней».

Общественная психология, как и обыденное сознание, представляет собой проявление сознания больших масс людей, в том числе классов, наций и целых народов. В этом смысле она выступает как массовое сознание, ей присущи все его свойства. Можно указать на некоторые основные функции общественной, или социальной, психологии. Одну из них назовем ценностно-ориентировочной.

Она заключается в том, что сложившаяся социальная психология классов, наций, народов формирует ценностные ориентации людей, а также установки их поведения, исходя из оценки социальными группами тех или иных явлений общественной жизни.

Другую функцию общественной (социальной) психологии можно охарактеризовать как мотивационно-побудительную. поскольку она побуждает массы людей, отдельные социальные группы действовать в определенном направлении, т.е. порождает соответствующую мотивацию их деятельности. В этом смысле воздействовать на общественную психологию — значит способствовать появлению определенных мотивов деятельности и поведения людей, их волевых усилий, направленных на реализацию их социальных интересов. Многие из этих мотивов возникают стихийно в процессе постоянного воздействия на сознание людей объективных условий их жизни.

Все говорит за то, что в ходе осуществления государственной политики, касается ли она всего общества или какой-то его сферы, необходимо учитывать общественную психологию различных социальных групп и слоев населения. Ведь социально-психологические мотивы их действий являются весьма существенным фактором, способствующим или же, напротив, пре­пятствующим осуществлению этой политики.

В механизме мотивации социальной деятельности людей большую роль играет идеология. В ней, как и в общественной психологии, выражаются объективные потребности и интере­сы различных социальных групп, прежде всего классов, а также национальных общностей. Однако в идеологии эти по­требности и интересы осознаются на более высоком, теорети­ческом уровне.

Сама идеология выступает как система взглядов и устано­вок, теоретически отражающих социально-политический строй общества, его социальную структуру, потребности и ин­тересы различных социальных сил. В ней может быть четко выражено отношение тех или иных классов, политических партий и движений к существующей политической системе об­щества, государственному строю, отдельным политическим институтам.

Тот факт, что идеология выступает в виде теоретических концепций, свидетельствует о том, что она должна научно ос­вещать процесс общественного развития, обнаруживать сущ­ность политических, правовых и иных явлений и закономер­ности их развития. Однако это случается не всегда.

В большей степени научным содержанием наполняется идеология тех социальных субъектов, интересы которых соот­ветствуют основным тенденциям развития общества и совпа­дают с интересами общественного прогресса. В этом случае их интересы совпадают с подлинными интересами большинства членов общества. Поэтому у них нет необходимости скрывать свои интересы, в то же время есть потребность понять закономерности развития общества, взаимодействие объективных и субъективных условий его функционирования. Отсюда заин­тересованность в научном анализе общественных явлений, в постижении истины. Так что если движущей силой идеологии выступает социальный интерес, то ее познавательным ориен­тиром, в данном случае, является истина.

Не всякая идеология научна. В ряде случаев в идеологии тех или иных классов скрываются их настоящие интересы, по­скольку они расходятся с интересами прогрессивного развития общества. Создается идеология, цель которой заключается в том, чтобы нарисовать заведомо ложную Картину происходя­щих в обществе процессов, расстановки социально-классовых сил, исказить цели их деятельности и т.д. Другими словами, происходит сознательная мистификация действительности, появляются один за другим социальные мифы, а то и множество таковых, чтобы затемнить сознание масс и в этих условиях реализовать интересы тех сил, которым служит данная идеология.

Идеология имеет социально-классовую природу. Это, однако, не означает, что она всегда выражает только узкую систему взглядов определенного класса. Во-первых, в идеологии того ли иного класса могут существовать положения, разделяемые представителями других классов и слоев общества. В силу этого она становится в какой-то мере их общей идеологией. Тем самым расширяется ее социальная база. Во-вторых, идеология выражает не только социально-классовые, но и национальные, а также и общечеловеческие интересы, скажем, интересы со­хранения всеобщего мира, защиты природной среды на нашей планете и т.д.

Тем не менее сердцевиной идеологии выступают те ее положения, которые выражают интересы того или иного класса, со­гласующиеся или расходящиеся с интересами других классов. Идеология может быть научной и ненаучной, прогрессивной и реакционной, радикальной и консервативной. Все зависит от ее социально-классового содержания, форм и способов ее во­площения в жизнь.

В отличие от общественной психологии, которая формиру­ется больше стихийно, чем сознательно, идеология создается идеологами вполне сознательно. В роли идеологов выступают те или иные теоретики, мыслители, политики. Затем через со­ответствующие механизмы (различные системы образования и воспитания, средства массовой информации и др.) идеология внедряется в сознание больших масс людей. Таким образом, процесс создания идеологии и ее распространения в обществе является от начала до конца осознанным и целенаправленным. Можно считать нормальным, если большее распростране­ние имеет та идеология, которая отвечает интересам большей части общества. Бывает, однако, что идеология навязывается массам, даже если она чужда их подлинным интересам. Многие индивиды и группы людей могут впадать в заблуждение и ру­ководствоваться объективно чуждой им идеологией. Тем самым они переходят на позиции иных сил нередко в ущерб собственным интересам.

Сила влияния той или иной идеологии определяется поло­жением в обществе тех классов и социальных групп, интересы которых она выражает, а также глубиной ее разработки, фор­мами и способами ее воздействия на массы. Ее влияние явля­ется нередко более глубоким и устойчивым, чем общественной психологии. Выражая не только текущие, но и коренные инте­ресы классов и более широких масс людей, идеология способна оказывать долговременное воздействие на характер их соци­альной активности.

Разумеется, идеология формируется под влиянием всех объ­ективных и субъективных условий развития общества, в том числе и общественной психологии. В то же время она оказыва­ет существенное влияние на общественную психологию.

Под влиянием идеологии может значительно меняться эмо­циональный настрой тех или иных социальных групп и их умо­настроение, словом, вся система социально-психологических мотивов их действий. Установки идеологии могут вписываться в социально-психологические мотивации действий социаль­ных групп и придавать им определенную направленность. Как правило, идеологические установки побуждают людей к серьезным социальным преобразованиям. Отдельные исклю­чения из этого лишь подтверждают общее правило.

В современной социальной философии выделяют такие формы общественного сознания, как политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, научное и философское сознание. Каждая из них отражает соответствующие стороны общественной жизни и как бы воспроизводит их духовно. При этом сохраняется относительная самостоятельность всех форм общественного сознания, которые в той или иной мере воздей­ствуют на происходящие в обществе политические, экономи­ческие и другие процессы.

Каковы же критерии выделения и разграничения между собой форм общественного сознания?

Прежде всего они различаются по объекту отражения. В каж­дой из них преимущественно отражается та или иная сторона общественной жизни. Это и положено в основу их разграниче­ния. Так, в политическом сознании более полно, чем в каком-либо другом, отражается политическая жизнь общества, глав­ными сторонами которой является политическая деятельность людей и возникающие при этом политические отношения между ними. В правовом сознании отражаются различные мо­менты правовой жизни общества, связанные с разработкой и практическим применением тех или иных правовых норм и законодательных актов. Моральное сознание отражает существующие в обществе нравственные отношения. А эстетическое сознание, одним из проявлений которого является искусство, отражает эстетическое отношение людей к окружающему их миру. Разумеется, каждая из форм общественного сознания отражает. прямо или косвенно, другие стороны жизни общества, ибо все они тесно взаимосвязаны. Однако «свой» объект она отражает и духовно осваивает более полно, чем другие.

Формы общественного сознания различаются и, следовательно, разграничиваются между собой также по формам и способам отражения соответствующих сторон социальной действительности. Наука, например, отражает мир в форме понятий, гипотез, теорий, разного рода учений. При этом она прибегает к таким способам познания, как опыт, моделирование, мыслительный эксперимент и др. Искусство, как проявление эстетического сознания, отражает мир в форме художественных образов. Различные жанры искусства — живопись, театр — используют свои специфические средства и способы эстетического освоения мира. Моральное сознание отражает существующие в обществе нравственные отношения в форме моральных переживаний и взглядов, находящих свое выражение в моральных нормах и принципах поведения, а также в обычаях, традициях и т.д. По-своему отражается общественная жизнь в политических и религиозных взглядах.

Наконец, формы общественного сознания различаются по их роли и значению в жизни общества. Это определяется теми и функциями, которые выполняет каждая из них. Речь идет о познавательной, эстетической, воспитательной и идеологической функциях различных форм общественного сознания, а также о функциях морального, политического и правового регулирования поведения людей и их общественных отношений. Следует сказать и о такой функции, как сохранение духовного наследия общества в науке, искусстве, морали, политическом, религиозном и философском сознании, а также о прогностической функции науки, философии и других форм общественного сознания, их способности предвидеть будущее, прогнозировать развитие общества в ближайшей и отдаленной перспективе. Каждая форма общественного сознания характеризуется определенным набором указанных выше функций. В реализации этих функций проявляется ее роль и значение в жизни общества.

Все формы общественного сознания — политическое, пра­вовое, моральное, эстетическое, религиозное и другие — взаи­мосвязаны и взаимодействуют между собой, ибо взаимодейст­вуют друг с другом те стороны жизни общества, которые в них непосредственно отражаются; Тем самым общественное созна­ние выступает как некая целостность, воспроизводящая це­лостность самой социальной жизни, заключающуюся в нераз­рывной связи всех ее сторон.

В рамках данной структурной целостности общественного сознания взаимодействуют между собой обыденное и теорети­ческое сознание людей, их общественная психология и идеология, а также указанные выше формы общественного сознания. В зависимости от характера сложившихся общественных отношений в то или иное время и решаемых в обществе задач на первый план могут выходить то одна, то другая формы об­щественного сознания — политическое, правовое, моральное, научное или религиозное.

В настоящее время в России в связи с реформой полити­ческой системы возросла роль политического сознания не только государственных и иных политических деятелей, но и широких масс народа. Повысилась также роль правового со­знания в связи с активным процессом правотворчества при переходе к новым общественным отношениям и общим стрем­лением народа построить правовое государство. Заметно рас­пространяется в массах людей религиозное сознание, растет его миротворческая роль и значение в достижении духовного единства народа. Объективно возрастает значение морально­го и эстетического сознаний, соответствующих нравственных и эстетических ценностей, призванных обогащать духовность народа и гуманизировать отношения между людьми.

Таким образом, основными сферами жизни общества являются экономическая, социаль­ная, политическая, духовная. Каждая из этих сфер играет важную роль в развитии и существовании человеческого общества и является его неотъемлемой составляющей.

Заключение.

Таким образом, общество представляет собой систему со сложной структурой. В социальной философии существуют различные взгляды и подходы к изучению общества как системы. Основными из них являются теории К. Маркса, П. Сорокина, М. Вебера, Г. Спенсера, О.Конта, Т. Парсонса.

Основными сферами жизни общества являются экономическая, социаль­ная, политическая, духовная. Каждая из этих сфер играет важную роль в развитии и существовании человеческого общества и является его неотъемлемой составляющей.

Литература

  1. Горелов А.А. Философия. М., 2003.
  2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. М., 2001.
  3. Философия. Ростов-на-Дону. 1996.
  4. Кузнецов В.Г. и др. Философия. М., 1999.
  5. Основы философии в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, Москва, 1997.
  6. Философия: Справочник студента. М., 2002.
  7. Канке В.А. Основы философии. М., 2001.
  8. Мир философии: Книга для чтения. М., 1991.
  9. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. М., 2004.
  10. Философия. Основные идеи и принципы. М., 1990.