Реферат: Государственное регулирование цен 4

Название: Государственное регулирование цен 4
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

ВВЕДЕНИЕ

Государство ставит перед собой множество целей в политике регулирования экономики. Прежде всего, это поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного воспроизводства. Эти цели перед государством стоят всегда. Также главными целями государственной экономической политики могут быть: поддержание сбалансированного общественного производства; стимулирование роста производства; обеспечение полной занятости; повышение эффективности общественного производства; справедливое распределение дохода; стабильность цен, следовательно, не допущение инфляции; сохранение природной и окружающей среды и т.д.

Но эти цели могут быть достижимы лишь в сопряжении. Например, стимулирование роста производства и повышение его эффективности хотя и можно ставить в качестве цели, но второе не обязательно предполагает первое. С другой стороны, между целями могут возникнуть конфликты. Например, между повышением эффективности производства и сохранением окружающей среды. Возникает ещё одна цель государственного регулирования - сглаживание противоречий между целями экономической политики, снятие конфликтов между ними.

Во многих странах особенностью рыночной экономики является спонтанность экономических процессов. В условиях, отсутствия институциональной структуры такая хозяйственная система подвержена колебаниям, приводящим к кризисам. Экономические реформы рыночной направленности, начатые в 1991 году, не смогли вывести экономику ни одной из стран СНГ из сложного экономического положения. Создаваемая модель переходной экономики, утратив черты централизованно управляемого государства, не обрела органичных признаков рыночной экономики.

Переход России к рыночной экономике требует переосмысления многих теоретических и методологических основ ценообразования, тщательного анализа проведенных преобразований и разностороннего изучения мирового опыта в этой области. Рынок и цены — это устойчивые, повторяющиеся связи во всех областях (производственных, технологических, финансовых и др.), но обязательно опосредованные товарно-денежными отношениями.[1]

Рыночное ценообразование радикальным образом меняет представления о стоимости товара и цене как экономических категориях.

Следовательно, задача науки в настоящее время — познать одну из важнейших экономических категорий - цену, систему ценообразования, механизм цен в целом, условия их существования; определиться в понятиях — государственное регулирование цен и ценовое регулирование, понять законы существования и фактическую реализацию их в настоящее время, разработать подходы к формированию рационального, экономически обоснованного и неискаженного рынка.

Неоднозначный характер многих проблемных вопросов политики ценообразования в системе государственного регулирования экономики в условиях современных экономических реформ, большая народнохозяйственная значимость качественно нового механизма регулирования таких приоритетных отраслей, как топливно-энергетический комплекс (ТЭК), агропромышленный комплекс (АПК), а также недостаточная разработанность стратегии и тактики формирования системы государственного регулирования цен в России определили актуальность темы курсовой работы.

В отечественной экономической литературе ценам уделяется большое внимание, однако вопросы регулирования цен в условиях изменения экономики освещены недостаточно. Все работы ученых-экономистов, заостряют внимание на решении проблем одного какого-либо экономического направления, не делая попыток их увязки, не давая четких рекомендаций по конкретному использованию цен в решении проблем регулирования экономики.

Цель курсовой работы - анализ отечественной и зарубежной теории и практики ценообразования, оценка системы государственного регулирования национальной экономики.

В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи:

· теоретически обосновать необходимость и методы государственного регулирования цен;

· проанализировать экономические реформы и ценообразование в России и зарубежных странах;

· проанализировать задачи и функции государственных служб по управлению ценами;

· проанализировать работу Федеральной службы по тарифам;

· исследовать отраслевые аспекты государственной политики ценообразования в ТЭК и АПК ;

Теоретико-методологической основой исследования послужили теоретические разработки отечественных и зарубежных ученых, посвященные тематике данного исследования - как общетеоретических вопросов функционирования рыночных отношений, так и проблем государственного регулирования ценообразования в рыночных условиях.

Объектом исследования является политика ценообразования в системе государственного регулирования национальной экономики.

Предмет исследования - процессы совершенствования политики ценообразования в важных отраслях экономики.

Научная новизна состоит в разработке теоретических основ и практического механизма государственного регулирования в контексте создания общей экономической теории, одинаково приемлемой для стран разного уровня социально-экономического развития.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1 Необходимость и методы государственного регулирования цен

1.1 Теоретические основы государственного регулирования рыночной экономики

В мировой экономической литературе накоплен богатый опыт исследования закономерностей развития экономики рыночного типа и ее регулирования. Теоретические исследования макрорегулирования восходят к работам А. Смита, Д. Рикардо и других экономистов-классиков. Теории регулирования эволюционировали с развитием рынка. Можно выделить три основных направления разработки регулирования рыночной экономики: классическая, кейнсианская и монетаристская теории.

Классическая теория. Большую роль сыграла работа А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов". В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли. [4]

Кейнсианская теория. В 30-е года XX века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг, взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной", так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров.

Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. XX века произошел поворот к неоклассической теории, связанный с определенной дискредитацией кейнсианства вследствие развития таких процессов, как “стагфляция”, т.е. одновременный рост безработицы и уровня цен, что не могло быть объяснено в рамках экономической теории Кейнса. Современный вариант неоклассической теории представлен в виде теории монетаризма, которая опирается на количественную теорию денег.

Монетаризм рассматривает явления хозяйственной жизни преимущественно под углом зрения процессов, протекающих в сфере денежного обращения. Термин «монетаризм» был введен Карлом Бруннером в 1968 г.Представители монетаризма - М. Фридмен, А.У. Филлипс, Д.Ф. Мут, Ф.А. Хайек и др. Монетаристский вариант количественной теории можно свести к следующим положениям:

· количественная теория есть, прежде всего, теория спроса на деньги, она не является теорией производства, денежного дохода или уровня цен;

· для экономических агентов и владельцев собственности деньги являются одним из видов активов, формой владения богатством;

· анализ спроса на деньги со стороны экономических агентов формально идентичен анализу спроса на потребительские услуги.

Такая трактовка свидетельствует о том, что монетаристы не проводят различий между деньгами как капиталом и деньгами как таковыми. Капитал рассматривается как совокупность денежных активов. [2]

1.2 Основные задачи, функции и права государственного контроля и регулирования

Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика и другие.

К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая - с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие как: оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию.

Любое государство проводит социальную политику. Функцию перераспределения доходов государство выполняет через государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины, и т.д. [10]

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, также является одним из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами, государство может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы - оказывать влияние на экспорт и импорт и т.д.

Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие.


Рисунок 1.1 - Функции государственного регулирования в РФ

Современная рыночная экономика невозможна без государственных подпорок, хотя значение последних не должно выходить за рамки необходимого. Соотношение между рынком и государственным вмешательством изменяется применительно к ситуации. [6]

1.3 Государственное воздействие на цены. Меры, методы и способы воздействия государства на цены

Государственное вмешательство в ценообразование осуществляется путем санкционированного правительственными органами завышения издержек производства через включение в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчислений в другие фонды. В результате этого в отраслях возникает ситуация, когда «издержки подпирают цену», т.е. расчетные (а не действительные) издержки производства вследствие объявленных правительством льгот оказываются на всех предприятиях настолько высокими, что повышение цен становится само собой разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.

Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары.

Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые - предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю.

Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например в военных отраслях промышленности, в ряде под отраслей строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами «контрактные цены», которые затем становятся базовыми для отрасли. Эффективным средством регулирования цен является НДС. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.

Особым направлением государственной экономической политики является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке. [3]

В настоящее время используется достаточно широкий набор форм и методов государственного регулирования цен, которые можно разделить на прямые и косвенные.


Рисунок 1.2 - Государственные методы воздействия на цены в РФ

Государственное регулирование цен осуществляется в различных формах на основе «социального партнерства». Одной из таких форм является контроль за ценами на потребительские товары, входящие в базовую корзину. Розничная цена на эти товары должна быть стабильной и не может повышаться предприятиями розничной торговли. Государство же субсидирует эти товары, обеспечивая производителям и торговле среднюю норму прибыли.

Наблюдение за ценами является первичной формой государственной активности в этой области. В настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные мероприятия в этой области. Наблюдением за ценами занимаются специальные статистические управления.

Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и социальных партнеров – изменение роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налогами, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они не служили. [5]

Таблица 1.1 - Способы воздействия государства на цены

Виды цен

Роль государства

Формы государственного воздействия

Фиксированные государством цены

Цены устанавливает само государство

Государственные прейскурантные цены; «замораживание» свободных рыночных мест; фиксирование монопольных цен

Регулируемые государством цены

Государство устанавливает правила для предприятия, а оно уже само устанавливает цены

установление предельного уровня цен; установление предельных значений элементов розничной цены:

установление предельного уровня разового повышения цен; государственный контроль за монопольными ценами; регулирование рыночных цен путем установления цен государственным предприятием

Свободная (договорная) цена

Государство устанавливает «правила игры» на рынке, вводя ряд запретов на недобросовестную конкуренцию

запрет на горизонтальное фиксирование цен; запрет на вертикальное фиксирование цен; запрет на ценовую дискриминацию; запрет на демпинг, на недобросовестную ценовую рекламу

Установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственных шахтах, на электроэнергию, производимую на государственных электростанциях, железнодорожных тарифов – пример фиксации цен на товары и услуги государственного сектора.

Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или дефицитности этих объектов государственной собственности.

Фиксирование цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе – средство административно-хозяйственного регулирования. Оно применяется редко в условиях рыночного хозяйства. Фиксирование цен используется в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности.

От контроля над ценами кто-то выигрывает, а кто-то и проигрывает. Проигрывают производители - они получают низкую цену и некоторые прекращают деятельность в рамках отрасли промышленности. Некоторые потребители выигрывают.

В двух случаях государственное вмешательство может увеличить общее благосостояние производителей и потребителей на конкурентном рынке. Во-первых, когда действия потребителей либо производителей приводят к издержкам или выгоде, не являющимся частью рыночной цены. Такие издержки или выгоды называют внерыночными эффектами, потому что они являются внешними по отношению к рынку. Примером внерыночного эффекта служат издержки общества в связи с загрязнением окружающей среды производителями промышленных химикатов. Без государственного вмешательства у такого производителя не будет стимула учитывать социальные последствия и общественные издержки от загрязнения окружающей среды.

Трудности рынка – второй случай, когда государственное вмешательство может благоприятно сказаться на состоянии свободно функционирующего конкурентного рынка. Трудности рынка означают, что рыночные цены не отражают истинного положения потребителей и производителей. Например, трудности на рынке могут возникнуть, когда потребители не получают достаточной информации о качестве или происхождении товара и, следовательно, не могут правильно принять максимизирующие полезность решения о покупке. В таком случае государственное вмешательство может оказаться желательным. [7]

Без внерыночных эффектов или трудностей рынка рынок, несомненно, ведет к установлению цены и объема производства, максимизмрующих благосостояние. Таким образом, можно сказать, что государственное вмешательство не всегда плохая вещь.

1.4 Ответственность за нарушение государственной дисциплины цен

Ответственность за нарушение государственной дисциплины цен регулируется статьей 146.6. «Кодекса РСФСР об административных правонарушениях» (утв. ВС РСФСР 20.06.84) (ред. от 19.07.97), «Порядком применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен» ( Письмо Комитета РФ по политике цен № 01-17/030-23 от 1 декабря 1992 г.).

К нарушениям государственной дисциплины цен относятся:

· завышение государственных регулируемых цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги (фиксированных цен (тарифов), предельных цен (тарифов), предельных коэффициентов изменения цен (тарифов), предельных уровней рентабельности и др.);

· завышение оптовых (отпускных) цен, зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования;

· завышение или занижение цен на продукцию, поставляемую предприятиями по межправительственным соглашениям со странами СНГ и другими государствами;

· завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), начисление непредусмотренных надбавок (наценок), непредоставление или предоставление покупателю в уменьшенном размере установленных скидок;

· включение в стоимость услуг фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимости этих услуг, а также применение цен, согласованных на комплектную продукцию при поставке некомплектной продукции;

· применение регулируемых цен, наценок, тарифов предприятиями общественного питания, коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, уровень обслуживания которых не соответствует характеристикам, предусмотренным при установлении этих цен и тарифов;

· завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня (при наличии заключения органов стандартизации);

· нарушение предприятиями - монополистами порядка декларирования свободных цен и тарифов;

· не перечисление в бюджет сумм, полученных за счет превышения предельного уровня рентабельности и несвоевременное снижение цен (тарифов, надбавок) на продукцию (товары, услуги) предприятиями-монополистами (по продукции, включенной в Реестр предприятий-монополистов), а также другими предприятиями, на продукцию (товары, услуги) которых установлены предельные уровни рентабельности;

· применение незарегистрированных в Комитете Российской Федерации по политике цен оптовых цен на важнейшие виды вооружения, военной техники и основные комплектующие изделия;

· применение свободных оптовых (отпускных) цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке.

Экономические санкции применяются к предприятиям, допустившим при реализации продукции, товаров, услуг нарушения государственной дисциплины цен и получившим в результате этого излишние суммы, которые в бесспорном порядке изымаются из прибыли в доход бюджета. В таком же размере с предприятия дополнительно взыскивается штраф.

Суммы, подлежащие изъятию, изымаются за весь период нарушения. Изъятие указанных сумм и взыскание штрафа производятся из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, независимо от финансового состояния предприятия и взаимоотношений с бюджетом.

Применение экономических санкций к предприятиям не освобождает от персональной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении государственной дисциплины цен. [9]

1.5 Контроль соблюдения порядка применения регулируемых цен

Государство не только определяет перечень продукции, цены на которую подлежат регулированию, сферы применения такого регулирования, но и определяет органы государственной власти, осуществляющие этот контроль.

К органам контроля цен относятся: на федеральном уровне — Министерство экономики РФ, на уровне субъектов РФ — орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий контроль за ценами в пределах своей компетенции, на местном уровне — орган местного самоуправления. Кроме того, финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы, государственные торговые инспекции и другие имеют право осуществлять контроль за соблюдением порядка применения цен и тарифов.

Нарушение порядка применения цен и тарифов — это несоблюдение субъектом предпринимательской деятельности установленных цен или условий, их ограничивающих, непредставление в срок по требованию органа контроля цен документов и иной информации, необходимой для проведения проверки.

Органам контроля цен предоставлены достаточные полномочия для осуществления своих контрольных функций. Они проверяют все субъекты предпринимательской деятельности в отношении соблюдения ими порядка применения цен и тарифов; принимают решения о финансовых санкциях и взыскании сумм штрафа; в ходе проверки или после нее дают предписания, обязательные для исполнения, об устранении нарушений порядка при­менения цен и тарифов; привлекают к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей предприятий, виновных в нарушении порядка применения цен и тарифов.

Полномочия органов контроля цен местного самоуправления распространя­ются только на субъекты предпринимательской деятельности, находящиеся в муниципальной собственности.

Проверяемые предприятия обязаны представить всю необходимую инфор­мацию органам контроля. Сведения, составляющие коммерческую тайну и по­лученные органами, осуществляющими контроль за соблюдением порядка при­менения цен, не подлежат разглашению.

При выявлении нарушений порядка применения цен и тарифов размер фи­нансовых санкций определяется как разница между фактически применен­ной ценой и ценой, сформированной в соответствии с действующим законо­дательством и нормативными актами, в пересчете на объем реализованной продукции. [12]

По итогам проверки составляются акты проверки, которые, в свою очередь, являются основанием для принятия органами контроля решений о примене­нии финансовых санкций и взыскании сумм штрафа. Взыскание названных санкций и штрафа по решению органов контроля цен осуществляют налоговые органы. Решения органов контроля цен могут быть обжалованы предприятиями в суде или арбитражном суде.

Глава 2 Политика ценообразования в структуре экономических функций современного государства

2.1 Экономические реформы и ценообразование в России

Изучение истории ценообразования в России позволяет сделать вывод о главной тенденции динамики цен: с момента своего возникновения цены по объективным причинам растут, хотя в отдельные периоды времени и наблюдается их снижение.

С 1890г. по 1893 г. цены выросли на 4,6%. В период 1894-1897 гг. они снизились на 3%, за 1898-1901 гг. начался активный рост цен и их индекс составил 114,9% по отношению к 1890 г. В 1902-1903 гг. цены по сравнению с предыдущими двумя годами снизились на 8%, но с 1904 г. в связи с русско-японской войной они интенсивно растут и в 1904 г. индекс роста составил 4% по сравнению с 1903 г. Особенно быстрыми темпами цены росли в 1905-1907 гг. - на 21,5 % по сравнению с 1904 г. и на 31,6% по сравнению с 1890 г., что объясняется острыми политическими событиями в России. В 1908 г. цены упали на 5,8% по сравнению с 1907 годом, но уже в 1909 г. начинается их рост, и к 1914 году индекс по сравнению с 1890 г. составил 146,2%, а в 1915 году - 236,7%.

После 1915 г. и Февральской революции продолжался неудержимый рост цен. К 1917 г. системы цен не существовало. Вместе с разрушением ценообразования было нарушено и денежное обращение и торговый аппарат.

В период "военного коммунизма" торговля была запрещена, что завершило процесс развала ценообразования и денежной системы. Хотя следует помнить, что объективные экономические законы действуют всегда, в своей практической деятельности люди иногда не подчиняются их требованиям и за это жестоко расплачиваются.

В 1921 г. был совершен поворот от прежней политики "военного коммунизма" к новой экономической политике - НЭПу. Для нее нужны были устойчивая денежная система и обоснованная политика цен. Денежная реформа была проведена в 1922-24 гг. Основы ее оказались настолько прочными, что ее влияние сохранялось при всех последующих мерах по урегулированию денежного обращения.

В 1923 г. сразу после начала денежной реформы, произошел существенный рост оптовых (в 2,8 раза) и розничных (в 2,7 раза) цен на промышленные товары, в то время как сельскохозяйственные продукты подешевели.

К середине 20-х годов были приняты меры по снижению себестоимости и ограничению прибылей в государственной промышленности, тарифов на грузовые перевозки и наценок с бытовых и торговых организаций. Были установлены стабильные цены в отраслях тяжелой промышленности, снижены оптовые и розничные цены на ряд товаров.

После 1926-1927 гг. начался рост розничных цен. В 1931 г. была организована коммерческая торговля по повышенным ценам, а общая торговля была ограничена введением карточной системы и системы закрытых распределителей, в которых действовали относительно низкие пайковые цены.

В 1932-1935 гг. происходило дальнейшее повышение розничных цен.

В 1936 г. была проведена реформа оптовых цен в промышленности. В основу цены были положены текущие затраты на производство, а прибыль определялась в размере 3-4 % к себестоимости. Налог с оборота на средства производства был сведен до минимума (0,5-1 %). Общий уровень цен значительно повысился. Однако рост оптовых и розничных цен остановить не удалось. В 1940 г. оптовые цены промышленности были выше цен 1926-1927 гг. в 2,2 раза, государственные розничные цены - в 6,5 раза, заготовительные цены - в 3,3 раза. В 1935 г. была отменена карточная система распределения товаров, ликвидирована множественность цен и установлены новые цены.

Для обеспечения финансового маневра в ценообразовании и гибкости цен была введена система двух прейскурантов на товары народного потребления. Это было осуществлено в ходе реформы цен на продукцию легкой промышленности в 1939 г. Механизм ценообразования в годы первых пятилеток широко использовался для перераспределения национального дохода в пользу тяжелой промышленности за счет сельского хозяйства, на продукцию которого цены были относительно низкими.

Во время Великой Отечественной войны общий уровень оптовых цен повысился не намного. Снова была организована коммерческая торговля по ценам значительно меньше пайковых. Так продолжалось до 1947 г.

В 1947 и 1949 гг. были проведены две крупные реформы цен, а с 16 декабря 1947 г. и денежная реформа. Были отменены высокие коммерческие и повышены низкие пайковые цены. С 1 января 1949 г. была проведена реформа оптовых цен на средства производства, отменена государственная дотация промышленности и транспорту. Новые оптовые цены были установлены на базе плановой себестоимости 1950 г. Была поставлена задача снижать себестоимость с тем, чтобы в 1952 г. снизить цены до уровня 1948 г. Уже в 1950 г. оптовые цены 1949 г. доведены до уровня 1948 г.

Уровень закупочных цен послевоенные годы был самым низким - всего на 18 % выше довоенного уровня. В то время, как оптовые цены были выше цен 1940 г. в 1,8 раза. Розничные цены 1948 г. превысили 1940 г. в 2,5 раза. С 1949 г. началось планомерное снижение розничных цен и в 1950 г. он составил 75 % по отношению к уровню 1950 г.

В 1950 г. были повышены в 2 раза заготовительные цены на технические и некоторые другие культуры. С 1952 г. улучшаются соотношения между оптовыми, розничными и заготовительными ценами. С 1953 г. происходит систематическое повышение закупочных и заготовительных цен. В 1963 г. закупочные цены превышали уровень 1927 г. в 20 раз, розничные цены - в 9 раз, оптовые - в 2,8 раза. В 1965 г. закупочные цены выросли по сравнению с 1964 г. на 17 %.

В 1955 г. был проведен пересмотр оптовых цен, в результате которого эти цены стали ниже уровня 1948 г. на 3 %.

Таким образом, до 60-х гг. наша страна развивалась в условиях острой нехватки практически всех видов ресурсов. Медленно, но верно по различным регионам и отдельным видам продукции достигалось насыщение, что обнаруживалось во все возрастающих трудностях по реализации продукта с учетом возмещения издержек всех видов, именуемых «общественно необходимыми затратами труда».

Изменившиеся условия общественного производства стали диктовать необходимость перехода от стиля административного управления к экономическим методам хозяйствования. Это объяснялась тем, что увеличение выпуска массовой продукции становится оправданным лишь на рентабельных предприятиях и предполагает одновременное свертывание производства на убыточных. Последние, с учетом организационно-правовой формы их деятельности, необходимо быстро переориентировать на выпуск нужной рынку продукции, а это предполагает гибкость в системе управления, что в условиях жесткой централизации достигается с большим опозданием или не достигается вовсе.

В послевоенный период политика цен на предметы первой необходимости претерпела известные изменения. С 1949 по 1954 гг. осуществлялось систематическое снижение розничных цен. Подобная практика подорвала экономику сельского хозяйства и способствовала утверждению псевдооптимизма по поводу неисчерпаемости природных ресурсов. Кроме того послевоенное снижение розничных цен нейтрализовалось обязательностью участия населения в подписке на государственные займы развития народного хозяйства страны.

В 1966-1967 гг. была проведена реформа оптовых цен. В результате ее в целом оптовые цены были повышены на 7 %, в том числе в тяжелой промышленности - на 15 %.

С середины 60-х гг. произошло сохранение цен на прежнем уровне при росте заработной платы. В основе изменения политики цен лежали соображения о необходимости поднятия сельскохозяйственного производства и усиления стимулов по привлечению к производительному труду в отраслях, где создавалась товарная масса. Но постепенно начали проявлять свое действие тенденции, ведущие к скрытому обесценению того продукта, ярлыки цен на который не изменялись.

Очередной пересмотр оптовых цен был в 1973 г. Он был вызван повышением закупочных цен на продукцию сельского хозяйства и ростом затрат на производство в добывающих отраслях промышленности. Поэтому были повышены цены на коксующиеся угли и руды черных металлов - на 9 %, а с 1976 г. были повышены цены на прокат черных металлов на 4 %.

В 1976-1977 гг. существенно снижены оптовые цены на продукцию электронной и радиотехнической промышленности.

Пересмотр оптовых цен был в 1982 г. Он был вызван необходимостью обеспечить рентабельность добывающих отраслей, где продолжали расти затраты, и подготовить базу для проведения реформы финансирования промышленности. Общий уровень оптовых цен не уменьшился, но повысились цены в добывающих отраслях.

Последний пересмотр оптовых цен был подготовлен к 1991 году, но не был осуществлен в связи с либерализацией цен, которая коренным образом перестроила и систему цен, и методологию ценообразования.

Ситуация же с потребительскими ценами в период с 1991г. по 2009г. складывалась следующим образом.

Таблица 2.1 - Индексы потребительских цен по Российской Федерации в 1991-1998гг., на конец периода, в %

Индексы потребительских цен 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
на товары и услуги населению 260,4 2608,8 939,9 315,1 231,3 121,8 111,0 184,4
на продовольственные товары 236,1 2626,2 904,9 314,1 223,4 117,7 109,1 196,0
на непродовольственные товары 310,7 2673,4 741,8 269,0 216,3 117,8 108,1 199,5
на услуги 178,8 2220,5 2411,2 622,4 332,2 148,4 122,5 118,3

Проанализировав таблицу 2.1, можно сказать, что с 1991 г. по 1992 г. индексы потребительских цен выросли в среднем на 2348,4 %, из - за наступившего пика инфляции. А с 1992 г. по 1993 г., индекс потребительских цен на товары и услуги населению, на продовольственные и непродовольственные товары снизился, в среднем, на 1668%, с 1993 г. по 1994 г. на 635,3%, с 1994 г. по 1995 г. на 83,7%, с 1995 г. по 1996 г. на 109,7%, с 1996 г. по 1997 г. на 11,2%.

Индекс потребительских цен на услуги в период с 1992 г. по 1993г. вырос на 190,7%, с 1993 г. по 1994 г. снизился на 1788,8%, с 1994 г. по 1995 г. на 290,2%, с 1995 г. по 1996 г. на 183,9%, с 1996 г. по 1997 г. на 25,9%.

В 1998 году произошел финансовый кризис, который привел к увеличению потребительских цен, и индекс потребительских цен на товары и услуги населению, на продовольственные и непродовольственные товары увеличился, в среднем, на 87,5%. Индекс потребительских цен на услуги снизился на 4,2%.

Таблица 2.2 - Индексы потребительских цен по Российской Федерации в 1999-2009гг., на конец периода, в %

Индексы потребительских цен 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
на товары и услуги населению 136,5 120,2 118,6 115,1 112,0 111,7 110,9 109,0 111,9 113,3 108,8
на продовольственные товары 135,9 117,9 117,1 111,0 110,2 112,3 109,6 108,7 115,6 116,5 106,1
на непродовольственные товары 139,2 118,5 112,7 110,9 109,2 107,4 106,4 106,0 106,5 108,0 109,7
на услуги 134,0 133,7 136,9 136,2 122,3 117,7 121,0 113,9 113,3 115,9 111,6

Проанализировав таблицу 2.2, можно сказать, что с 1999 г. по 2000 г. индексы потребительских цен снизились, в среднем, на 16,8%. С 2000г. по 2006 г. с проведением последовательной политики по сдерживанию роста цен индекс потребительских цен снизился, в среднем, на 8,7%, с 2007 г. по 2008 г. вырос на 2,3%, с 2008 г. по 2009 г. снизился на 3,5%.

Проанализировав таблицы 2.1 и 2.2 можно сказать, что в России цены растут и снижаются по разным причинам. Это и изменение курса рубля к доллару и евро, и увеличение издержек производства и обращения, тарифов естественных монополий, бюджетной заработной платы, пенсий, рост мировых цен на топливо, а также инфляционные ожидания.

2.2 Зарубежный опыт государственной ценовой политики

Опыт зарубежных стран показывает, что наряду с прямым установлением и регулированием цен, государственные органы осуществляют и контроль за ценами. В развитых странах со смешанной экономикой сфера контролируемого государством ценообразования составляет 10-30% общего объема выпускаемой продукции.

Государственное регулирование заключается в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма производителей, способствовать созданию условий для нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов.

Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми (путем установления определенных правил ценообразования), так и косвенными (через такие экономические рычаги, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогобложение и др.).

На способы и методы государственного регулирования цен оказывают влияние национальные и климатические факторы, сырьевые и политические условия, место страны в мировом разделении труда.

Рассмотрим, с помощью, каких мер и какими методами осуществляется государственное регулирование цен в странах с рыночной экономикой.

США. Заметное ускорение темпов роста оптовых и розничных цен на внутреннем рынке в 70-х годах, перерастание умеренной инфляции в галопирующую привели к необходимости модификации экономической стратегии страны. Первой наиболее естественной реакцией государства стала попытка победить инфляцию с помощью методов прямого регулирования цен. В августе 1971 года по инициативе администрации р. Никсона в США впервые за послевоенные годы был установлен централизованный контроль над ценами.

Не имея альтернативной программы косвенного регулирования экономики, президент был вынужден пойти на замораживание цен и заработной платы.

В краткосрочном плане прямое регулирование цен способствовало определенной стабилизации экономики страны: к осени 1972 года снизились темпы повышения оптовых и розничных цен на 13,2%, несколько увеличилась занятость, стал быстро расти ВНП. Однако довольно скоро выявились негативные последствия централизованного регулирования. Замораживание цен и заработной платы ограничивало межотраслевой перелив капиталов, тормозило инвестиционную политику, снижало уровень деловой активности, сдерживало рост доходов. Уже в мае 1974 года администрация Д. Форда отказалась от прямого контроля над ценами.

Попытки прямого регулирования цен предпринимались и в последующие годы. Они затрагивали внутренние цены на энергоносители, которые, отражая рост импортных цен на нефть, нефтепродукты и природный газ, росли в 1974-1981 гг. высокими темпами, стимулируя раскручивание инфляционной спирали. В 1974 году цены выросли на 12.2%, а в 1981 - на 8.94%

Замораживание внутренних оптовых цен на нефть, нефтепродукты и природный газ, сдерживая развитие инфляционных тенденций, привело к ряду негативных последствий в экономике. Недостаток инвестиций в энергетическое хозяйство, отсутствие заинтересованности у добывающих корпораций в разработке новых месторождений нефти и природного газа ввиду контроля над уровнем цен привели к тому, что импорт нефти в США, несмотря на рост мировых цен, продолжал вплоть до 1981 года увеличиваться высокими темпами.

Рисунок 2.1 – Рост индекса потребительских цен в США, изменение год к году, в 1980-1988 гг., в %

Р. Рейган в январе 1981 года отменил контроль над внутренними ценами на нефть и нефтепродукты.

Американская администрация, ограничивая государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам, делает упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, способствующих общему оздоровлению экономического положения в стране. В целом такой подход оказал стабилизирующее воздействие на развитие инфляционных процессов, то можно, заметить из рисунка 2.1. Среди основных направлений косвенного регулирования цен можно выделить следующие:

· рестриктивная кредитно-денежная политика, регулирование учетной ставки федеральных резервных банков;

· сокращение дефицита государственного бюджета;

· федеральные закупки товаров и услуг;

· налоговая политика.

Эти направления государственной макроэкономической политики оказывают влияние на изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке США и таким образом определяют базовые пропорции обмена и уровня цен. Всего в США государством регулируется от 5 до 10% цен. [18]

В 1986 году быстрый восстановительный рост экономики США стал сменяться более медленной экспансией, приведшей к «мягкому падению» и снижению инфляции. 19 октября 1987 года произошло самое большое падение промышленного индекса Доу-Джонса за всю его историю — 22,6%. Это событие затронуло не только США, а быстро распространилось по всему миру. Это событие также повлияло на рост потребительских цен, которые увеличились с 1986 г. по 1990 г. на 4,8%

Рисунок 2.2 – Рост потребительских цен в США, изменение год к году, в 1987-1996 гг., %

С 1990 г. по 1997 г. цены снижались, благодаря мерам, принятым правительством США.

Но в 1998 г. разразился новый финансовый кризис, цены взлетели вверх.

Рисунок 2.3 – Рост потребительских цен в США, изменение год к году, в 1997-2002 гг., %

Проанализировав рисунок 2.3, можно сказать, что потребительские цены в США выросли с 1997 г. по 2000 г. на 0,7%. С 2000 г. цены снижались, в среднем, на 0,5 %.

Рисунок 2.4 – Рост потребительских цен в США, изменение год к году, в 2003-2009 гг., %.

В 2008 году наступившая в США рецессия еще более усугубила состояние финансового рынка. Предшественником финансового кризиса 2008 года был ипотечный кризис, первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов. Постепенно кризис из ипотечного стал трансформироваться в финансовый и затрагивать не только США. К началу 2008 года кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы.

Япония. В отличие от других государств в Японии в последние годы наблюдается дефляция потребительских цен, а цены производителей снижаются с 1991 г. Государством регулируется около 20 % потребительских цен, в том числе на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду, тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, стоимость образования и медицинского обслуживания. Несмотря на то, что прямое вмешательство государства в ценообразование минимально и проводится курс на ограничение любых форм контроля над ценами, правительство все же воздействует на цены отдельных товаров в интересах ведущих промышленных и торговых компаний, фермеров и их объединений.

Функции регулирования экономики и цен в Японии осуществляют министерства и ведомства, которые в известных пределах наделены не только исполнительной, но и законодательной властью. Прямое регулирование цен осуществляется через систему общественных предприятий, в первую очередь, в базовых отраслях — угольной промышленности, атомной энергетике, черной металлургии, а также в сфере коммунальных услуг, на транспорте и на предприятиях связи; в финансовой сфере; в сельском хозяйстве; в области здравоохранения и системе образования.

Финансовый кризис 2008 года существенно повлиял на цены и ситуацию в стране. Курс иены сильно вырос к евро и доллару, из-за этого товары Японии не покупают за границей. Другим существенным фактором является сокращение внутреннего и мирового спроса на японскую продукцию. Кризис пришел извне и неизвестно, когда он закончится. Объемы экспорта снижаются, а объемы импорта растут. Финансовый кризис так сильно ударил по Японии, что японцы протестую против повышения пошлин на ввоз их автомобилей в Россию.

В Японии в октябре 2009 г. индекс потребительских цен снизился на 2,2% по сравнению с октябрем 2008 года. Это поддерживает опасения о том, что продолжительная дефляция может оказать давление на восстановления японской экономики. Годовые темпы снижения индекса в октябре 2009г. замедляются второй месяц подряд, но данные подкрепляют другие свидетельства того, что дефляция в Японии может сохраниться в следующие несколько лет. Дефляция обычно приводит к сокращению дохода компаний, что способствует снижению их деятельности и сокращению рабочих мест, а это, в свою очередь, увеличивает риски возобновления рецессии в Японии. Аналитики также полагают, что наблюдаемое в последнее время укрепление японской иены может привести к снижению цен на импорт нефти, продуктов питания, металлов и других сырьевых товаров, которые Япония покупает за рубежом, что может ускорить продолжающуюся дефляцию в Японии. Правительство может усилить давление на Банк Японии с тем, чтобы он принял дополнительные меры смягчения для борьбы с дефляцией. Базовый индекс потребительских цен района Токио, который считается опережающим индикатором национальных ценовых тенденций, в ноябре 2009 г.упал на 1,9% по сравнению с ноябрем 2008 года после падения на 2,2% в октябре.

Экономика Японии, по меньшей мере, 3 года будет переживать период дефляции, постепенно восстанавливаясь после удара мирового финансового кризиса. Японский Центробанк прогнозирует что цены на потребительские товары в 2011 г упадут в Японии на 0,4 % по сравнению с показателями 2010 г.

Экономический кризис в Японии и США приблизился к дефляции. Это еще больше затормозит экономический рост. Дефляция – падение цен, вызванные спадом деловой активности. Банки при этом сворачивают кредитование, производители – производство, поскольку не надеются на высокие прибыли, а потребители снижают текущие расходы, в особенности на товары длительного спроса, поскольку понимают, что в будущем смогут всё купить дешевле. И американская, и японская экономики могут получить себе такое «счастье» уже в ближайшем будущем. В этих странах уже наблюдается тенденция к отрицательному росту производственных и потребительских цен.

Центробанки США и Японии борются сейчас с замедлением экономического роста путём понижения ставок рефинансирования с целью удешевления кредитных ресурсов в экономике и стимулирования тем самым производственной и потребительской активности. Это лекарство могло бы помочь в ситуации, когда экономический спад будет поддержан снижением цен. Но проблема в том, что Федеральная резервная система (ФРС) США и Банк Японии уже и так значительно снизили свои ставки. Ставка ФРС равна 1%, в Японии она составляет 0,3%. Борьба с дефляцией при нулевой базовой ставке уже имела место в истории. Глава Банка Японии Масааки Сиракава вспоминает, что массовые вливания ликвидности в банковскую систему помогли Стране Восходящего Солнца выйти из периода десятилетней дефляции, которая началась в конце 1990-х годов. Но не факт, что это лекарство поможет Японии и США на этот раз.

2.3 Задачи и функции государственных служб по управлению ценами

Государство призвано с помощью антимонопольного законодательства и других мер ограничивать своекорыстие монополистов, обеспечивать примерно равные условия для конкуренции, ограждать интересы слабых. Государство несет ответственность за функционирование таких организаций, за сохранение и воспроизводство (в экономическом смысле) природных ресурсов. Оно устанавливает или регулирует цены на продукцию государственных предприятий и организаций, уровень рентных платежей, ставки налогов и платежей, которые в конечном счете включаются в цены, влияют на их уровни и соотношения.

К основным задачам федерального антимонопольного органа, непосредственно указанным в Законе, относятся:

· содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

· предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

· государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Федеральный антимонопольный орган выполняет следующие основные функции, прямо перечисленные в Законе:

· направляет в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения о проектах законов и других нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции;

· дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления о проведении мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;

· разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения;

· контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

· контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции.

Полномочия федерального антимонопольного органа, а также его задачи предусмотрены несколькими федеральными законами, связанными с функционированием и развитием товарного рынка. Они различаются сферой применения, регулируемыми отношениями и методом регулирования. В связи с этим представляется целесообразным раздельное рассмотрение полномочий, определенных Законом о конкуренции, Законом о естественных монополиях, Законом о рекламе, Законом о защите конкуренции, т.е. законами, составляющими конкурентное законодательство. [13]

2.4 Итоги работы Федеральной службы по тарифам

Федеральная служба по тарифам - федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Каждый год проходит Всероссийский семинар совещание
«Итоги тарифного регулирования». В 2009 г. состоялся Всероссийский семинар, краткие итоги:

1) Электроэнергетика. Были установлены предельные уровни тарифов на электрическую энергию на 2010 год. Предельный максимальный уровень тарифа на электрическую энергию в среднем по Российской Федерации на 2010 год составил 171 коп/кВтч, (рост 108%). Предельный максимальный уровень тарифа на электрическую энергию на 2010 год для населения в среднем по Российской Федерации составил 236 коп/кВтч.


Рисунок 2.6 - Тарифы на электрическую энергию для населения по федеральным округам (коп/кВтч с НДС), в 2008-2010 гг.

В рамках развития правого государственного регулирования в сфере электроэнергетики, в том числе, с учетом той аварии, которая произошла на Саяно-Шушенской электростанции. Страна потеряла 13% или 14% установленной мощности. Для того чтобы предотвратить возможность резкого ценового колебания на оптовом рынке были разработаны соответствующие меры:

· постоянный ценовой мониторинг на оптовом рынке электроэнергии;

· механизм сглаживания цен в случае превышения установленных темпов их роста;

· введение государственного регулирования цен на оптовом энергорынке в случаях, предусмотренных ст. 27 Федерального закона «Об электроэнергетике»: при временном дефиците мощностей в отдельных регионах, при отсутствии конкуренции между поставщиками из-за технологических причин, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций; при введении государственного регулирования применяются особые процедуры ведения мониторинга и ценового сглаживания. В случае если предпринятые меры по сглаживанию роста цен оказались недостаточными, Правительственная комиссия по вопросам развития электроэнергетики вправе по предложению Федеральной службы по тарифам ввести прямое ценовое регулирование. Прямое ценовое регулирование представляет собой установление предельных параметров ценовых заявок на рынке на сутки вперед и расчет равновесных цен без формирования маржинальной цены. Прямое ценовое регулирование предлагается вводить на срок не более 30 дней. По истечению указанного срока расчеты на оптовом рынке будут производиться в обычном порядке.

2) Коммунальный комплекс. Основной метод регулирования – метод индексации тарифов. Верхняя граница роста тарифов в размере 115 % определена с учетом обязательств по ликвидации субсидий организациям коммунального комплекса на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с содержанием объектов, используемых в сфере теплоснабжения, в связи с реализаций Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Рост тарифов на тепловую энергию в среднем по федеральным округам с учетом различий в структуре себестоимости производства и распределения тепловой энергии, а также региональных особенностей отдельных субъектов Российской Федерации составит:

Таблица 2.1 - Рост тарифов на тепловую энергию в 2010 г.

Федеральные округа Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
Уровень роста тарифов, % 113,4 112,1 112,2 113,3 113,1 108,1 110,5

Для совершенствования тарифного регулирования в сфере теплоснабжения были предложены меры:

· Разработка концепции развития сектора теплоснабжения;

· Институциональное и кадровое развитие системы органов ценового и тарифного регулирования субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

· Разработка проекта Федерального закона «О теплоснабжении» ;

Газовая отрасль. По газовой отрасли была принята жесткая траектория по росту цен:

· Единовременная индексация цен на газ для промышленных потребителей с 01.01.2010 г. (в среднем) на 15%;

· Диапазон изменения цен на газ для промышленных потребителей по различным регионам (январь к декабрю) 13,5% - 15,5%;

· Изменение оптовых цен для населения в 2 этапа: с 1 января 2010 года на 5% и с апреля 2010 года на 15%;


Рисунок 2.7 – Цены на природный газ для конечных потребителей, в 2006 -2009 гг.

Основные направления развития государственного регулирования цен и тарифов на газ:

· Поэтапное доведение оптовых цен на газ до уровня равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки;

· Совершенствование положения о формуле цены;

· Возможность перехода к либерализации цен на газ в 2011 году;

· Возможность перехода к тарифообразованию в газовой отрасли с использованием метода, основанного на заявленном потребителем объеме услуг по транспортировке газа и метода RAB;

· Введение единой зависимости изменения оптовых цен на газ и тарифов на его транспортировку по магистральным газопровода от расстояния транспортировки;

· Поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования на всех уровнях ценообразования;

· Разработка подходов по формированию цен на газ в новых районах газификации на Дальнем Востоке.

4) Транспорт. 5 августа 2009 г. было подписано 643-е постановление правительства «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок». В связи с ним было сделано:

· Регламентация общих принципов и методов регулирования тарифов, сборов и платы на работы и услуги, выполняемые субъектом естественных монополий на железнодорожном транспорте общего пользования;

· Систематизация тарифов, сборов и плат на работы, выполняемые субъектами естественных монополий на железнодорожном транспорте общего пользования;

· Осуществление индексации тарифов, сборов и платы с учетом изменения макроэкономических показателей, обеспечения финансовой сбалансированности деятельности субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте, оптимизации ценообразования по отдельным видам деятельности и отдельным видам перевозок за счет общего финансового результата деятельности субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте общего пользования;

· Повышение инвестиционной привлекательности организаций железнодорожного транспорта общего пользования за счет учета в тарифах, сборах и плате необходимой нормы прибыли на капитал;

· Стимулирование субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте к экономии эксплуатационных расходов;

· Регламентация взаимодействия субъекта естественной монополии и регулирующего органа;

· Развитие конкуренции.

С принятием данного постановления создаются необходимые условия для дальнейшего совершенствования системы государственного регулирования и развития конкуренции в железнодорожной отрасли. [15]

Глава 3 Отраслевые аспекты совершенствования государственной ценовой политики в приоритетных отраслях экономики Российской федерации

3.1 Государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий ( на примере ТЭК)

Регулирование цен и тарифов на продукцию естественных монополий является одной из достаточно хорошо оформившихся ниш в сфере нормативно-правового регулирования ценообразования.

К естественным монополиям относятся:

· транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

· транспортировка газа по трубопроводам;

· услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

· железнодорожные перевозки;

· услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

· услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Цены на продукцию отраслей естественных монополистов, учитывая их основополагающее место в хозяйстве, во многом играют определяющую роль в ценообразовании всей экономики. Отсутствие действенного механизма государственного регулирования цен в естественных монополиях стало одной из основных причин высокой инфляции, источником макроэкономических диспропорций. Поэтому повышение эффективности ценообразования в отраслях, относящихся к естественным монополиям, является сегодня одной из ключевых задач российской экономики.

Отсутствие системного подхода со стороны государства в области ценообразования привело к тому, что все последнее десятилетие продолжается рост цен на все виды топлива и электроэнергию по всем группам потребителей и сохраняется устойчивая диспропорция между уровнем тарифов для промышленности и потребителей, имеющих более льготные тарифы, в первую очередь, населения и сельского хозяйства. Предпринятые в последние годы шаги по развитию оптового рынка энергоресурсов не привели к ожидаемому снижению тарифов, а, напротив, к их дальнейшему повышению. [20]

Эффективность государственного регулирования ценовых условий на продукцию и услуги естественных монополий оказывает значительное влияние на функционирование предприятий реального сектора. C начала 90-х цены на топливно-энергетические ресурсы выросли на 60%, но с принятиемправительством РФ в 1998 г. решения о временном замораживании цен рост цен стал регулироваться. [23]

Рисунок 3.1 – Прирост цен (тарифов) на газ и электроэнергию для населения, в 2007 – 2009 гг., %

Проанализировав рисунок 3.1, можно сказать, что прирост цен на электроэнергию с 2007 г. по 2008 г. составил 15%, а с 2008 г. по 2009 г. – 14%, на газ в 2008 г. прирост цен составил 21%, в 2009 г. – 11%.

Рост цен на электроэнергию и газ в 2008 году обусловлен мировым кризисом, но, несмотря на возникший кризис, фактические показатели не превышают или адекватны соответствующим прогнозным оценкам Энергетической Стратегии -2020 .

Итак, естественные монополии стараются диктовать свои условия.

Считаю, что на уровне правительства РФ должны быть приняты меры для того, чтобы развивалась, в первую очередь, конкурентная среда (особенно в нефтяном секторе экономики). Обязательно нужно предотвращать «ценовые сговоры» производителей.

Необходима разработка и документов, типа балансов, на 3-5 лет. Из них будет виден уровень производства и потребления топливно-энергетических ресурсов по всей стране и по районам. Ориентируясь на такие документы, можно определять государственную политику в отношении развития ТЭК.

Считаю также, что государство должно постепенно увеличивать цены на газ, т.к. газовое топливо является наиболее дешевым. К примеру. Уголь просто не может с ним конкурировать. А деньги, полученные за этот счет, можно направить на поддержку социально незащищенных граждан.

Не уйти и от того, что добыча топливно-энергоресурсов падает, старые месторождения истощаются. Поэтому цены будут расти.

Возможно, через 5 лет цены приблизятся к мировым.

В связи с этим, необходимо обеспечить равную эффективность внутренего и внешних рынков топливно-энергетических ресурсов. Этого можно достигнуть при помощи налогового и таможенного регулирования ( должны работать экспортные пошлины).

В результате цены будут расти, но ведь это заставит искать способы, чтобы экономить, т.е. сберегать ресурсы.

Энергоемкость экономики может уменьшиться на 25 – 30%.

Нужно преодолевать и кризис неплатежей. Можно перейти на предварительную оплату услуг, или частично их авансировать, ввести льготы для тех, кто платит вперед.

Государство также должно требовать максимальной прозрачности в финансовой отчетности по ТЭКу. Всем известно, к чему ведет «нецелевое» расходование средств в этой области.

Все эти меры, конечно, быстрого эффекта не дадут. Поэтому, для начала, нужно реализовать меры, направленные в первую очередь на энергосбережение, а так же, как можно эффективнее использовать уже имеющиеся ресурсы. Это позволит, в какой - то мере, держать цены под контролем и сдерживать их неуправляемый рост.

3.2 Государственное регулирование цен на продукцию агропромышленного комплекса

Агропромышленный комплекс (АПК) имеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяй­ственных комплексов, определяющих условия поддержания жизне­деятельности общества. Значение его не только в обеспечении по­требностей людей в продуктах питания, но в том, что он сущест­венно влияет на занятость населения и эффективность всего на­ционального производства. [16]

АПК — самый крупный из основных (базовых) комплексов в экономике страны. В АПК России в настоящее время занято око­ло 35% всех работающих в сфере материального производства. Здесь сосредоточено более четверти всех производственных фондов и создается почти 15% ВВП. Около 30% отраслей народнохозяйст­венного комплекса включено в воспроизводственные связи с аграр­ным сектором. Из сельскохозяйственного сырья производится при­мерно 70% всего набора производимых в стране предметов по­требления. В розничном товарообороте продовольственные товары составляют примерно половину.

К агропромышленному комплексу относятся все виды производств и производственного обслуживания, создание и разви­тие которых подчинены производству конечной потребительской продукции из сельскохозяйственного сырья.

Государственное регулирование цен в АПК предполагает введение или отмену ценовых и других лимитов по различным товарам, непосредственное изменение уровня отдельных цен и нормативов налоговых и кредитных ставок и платежей, фиксирование цен на определенный период и т.п.

Цели государственного регулирования цен заключаются в следующем:

· не допустить инфляционного роста цен в результате монополизма производителей;

· способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на снижение затрат, не допустить разрушительной конкуренции;

· обеспечить относительный паритет цен во всех звеньях экономики;

Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики. [1]

С 2006 года реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Его основные направления: ускоренное развитие животноводства; стимулирование развития малых форм хозяйствования; обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе. Также принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», который определил основные направления государственной аграрной политики, в 2007 году принята программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы".[21]

Из государственного бюджета каждый год выделяются значительные финансовые средства, в результате чего наметилась положительная динамика индексов объема продукции сельского хозяйства. [22]

Рисунок 3.2 – Динамика индексов физического объема продукции сельского хозяйства (в хозяйствах всех категорий), в 2007-2009 гг.,в % к 2006 г.

Проанализировав рисунок 3.2 можно сказать, что рост с 2007 г. по 2008 г. составил 12%, с 2008 г. по 2009 г. – 3,5 %.

С 2000 г. по 2009 г. в аграрной сфере удалось переломить ситуацию к лучшему и обеспечить заметный рост производства продукции, но по-прежнему сохраняются риски для надежного обеспечения населения страны продовольствием по доступным для него ценам.

Считаю, что следует стремиться к дальнейшему улучшению ситуации в АПК.

Понятно, что сделать это не просто.

Во всех развитых странах производство с/х продукции дотируется государством. В СМИ мы часто видим стихийные митинги протеста организованные фермерами. Думаю, что главное – не допустить резкого роста цен в результате монополизма производителей ( как в ТЭКе),за этим должно следить государство.

Следует способствовать созданию нормальной конкуренции, чтобы снижались затраты и цены.

Сейчас рост цен во многом обусловлен повышением мировых цен на продукты питания, а также ростом тарифов в торговле. А ведь сами с/х товаропроизводители не могут повышать цены соответственно росту затрат на производство своей продукции.

Разрыв цен на с/х продукцию и к примеру, на горюче – смазочные материалы также впечатляющий.

Конечно же, всемерно следует поддерживать отечественного товаропроизводителя ( доля импорта продовольственных товаров у нас очень высока). Уровень господдержки с/х в России – один из самых низких среди экономикически развитых стран.

Выход видится не только в развитии малых форм хозяйствования, привлечения молодых специалистов на село обеспечив их, в первую очередь, доступным жильем, но и в создании крупных агропредприятий включающих и переработку производимой продукции, и даже ее продажу.

В конечном итоге, выиграет потребитель; цены станут более приемлемыми.

Жестко регулировать цены в этом секторе экономики опасно, т.к. производитель реагирует на это болезненно, а вот за конечными ценами контроль необходим.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства.

Цены являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров.

Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности.

Воздействие государственной экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, которые могут в данный конкретный момент не совпадать с другими целями, но они всегда служат генеральной цели государственного регулирования – оптимизации темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы.

В настоящее время сложилась не вполне определенная ситуация с регулированием цен. Необходим более жесткий вариант законодательного решения данного вопроса. Пока существуют лишь отдельные нормы, регулирующие ценообразование, которые необходимо учитывать в практической деятельности.

Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации предполагает развитие навыков отбора всего лучшего, что накоплено в области теории и практики ценообразования мировым хозяйством, и творческое использование их для перестройки отечественного ценообразования.

Большинство стран с экономикой смешанного типа в качестве общей тактики используют определенные правила ценообразования. Они оформляются в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен.

Понятно, что государственное регулирование цен играет большую роль в функционировании как российской, так и зарубежных экономик. Среди прямых методов государственного регулирования необходимо назвать, прежде всего, административное установление цен. Косвенные меры направлены на изменение конъюнктуры, создание определенного режима в области финансирования, валютных и налоговых операций, а, в конечном счете, – на установление оптимального соотношения между спросом и предложением на рынке.

Государственное регулирование цен в странах с рыночной экономикой является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены уравнивать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.

Практика подтвердила неэффективность как монополизированной, так и чисто рыночной экономики, отдав предпочтение экономике смешанного типа.

Особенность последней состоит в том, что она представляет собой систему, объединяющую на условиях равноправия государственный и негосударственный секторы, причем государственные органы создают эффективную систему регулирования экономики, не нарушая при этом механизмов рыночного саморегулирования.

В систему регулирования экономических отношений входят подсистемы финансово-валютного, бюджетного, кредитного налогового и ценового регулирования, главная цель которого состоит в поддержании баланса спроса и предложения, потребления и накопления, товарной и денежной массы.

Одной из важнейших задач государства является обеспечение такого соотношения монополии и конкуренции, которое не приводит к разрушительным последствиям в экономике. Эта задача решается с помощью антимонопольного законодательства, впервые принятого в США в конце прошлого столетия.

Антимонопольными считаются законы, запрещающие соглашения и действия, направленные на ограничение конкуренции: раздел рынка, вертикальное или горизонтальное фиксирование цен, дискриминацию в торговле и т.д.

Конечно, необходимо совершенствование государственной ценовой политики в приоритетных отраслях экономики Российской Федерации.

Очень важно государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий, таких, как ТЭК. Необходимо дальнейшее совершенствование законодательства в сфере государственного регулирования,

нужен переход на долгосрочное ценовое регулирование, в том числе для повышения инвестиционный привлекательности, с учетом достижения заданного уровня качества и надежности регулируемых услуг, использование в государственном регулировании механизмов, стимулирующих снижение издержек производства товаров и услуг.

Для привлечения дополнительных инвестиций в ТЭК необходимо:

· существенное реформирование налоговой системы;

· совершенствование практики применения соглашений о разделе продукции;

· создание равных, конкурентных условий для всех участников рынка;

· переход к конкурентным, рыночным механизмам ценообразования с сохранением государственного регулирования цен и тарифов на услуги естественных монополий.

В России - высокая энергоемкость экономики, в 3,5 раза превышающая удельную энергоемкость экономики развитых стран Запада, поэтому стратегия развития ТЭК должна быть направлена на снижение энергоемкости производства и, в целом, затрат общества на свое энергообеспечение, уменьшение вредного воздействия на окружающую среду и реализацию концепции устойчивого развития на основе совершенствования производительных сил, повышения эффективность использования топлива и энергии.

Что же касается проблем развития и регулирования цен на продукцию АПК, то здесь, в первую очередь, нужно заботиться о продовольственной безопасности страны.

Необходим переход АПК на инновационную модель развития, предусмотрены и новые формы господдержки отрасли. Хотя, в основном, сохраняются действующие экономические условия для сельского хозяйства и выделенных ресурсов явно недостаточно.

Требуется повышение уровня господдержки сельского хозяйства в России, т.к. он - один из самых низких среди экономически развитых стран.

Целесообразно разработать государственную программу "Возрождение потребительской кооперации", установить для нее льготы по налогообложению и кредитованию. Необходимо также укрепить институциональные основы деятельности потребительской кооперации.

Ситуация еще более осложнится после вступления России в ВТО. Поэтому целесообразно ускорить принятие Федерального закона "О продовольственной безопасности Российской Федерации" и разработать специальную программу адаптации сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности к деятельности в условиях присоединения страны к ВТО.

Также очень важно не допускать инфляционного роста цен в результате монополизации производителей, создавать нормальную конкуренцию, снижать влияние резких колебаний цен на продукцию сельского хозяйства, сырье и продовольствие, уменьшать долю импорта товаров и т.д.

Все эти меры должны способствовать оздоровлению российской экономики.