Реферат: Организация Объединенных Наций 3

Название: Организация Объединенных Наций 3
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

План

Стр.

Введение…………………………………………………………………….3

1. Задачи и цели ООН………………………………………………………4

2. Главные органы ООН и их компетенция………………………………6

3. Юридическое значение устава ООН. Декларация

принципов международного права 1970 г……………………………….10

4. Основные направления и итоги деятельности ООН…………………..13

Заключение………………………………………………………………….15

Список использованной литературы………………………………………16

Введение

Сегодня сфера взаимодействия государства на международной арене постоянно расширяется; все новые отношения становятся предметом международно-правового регулирования. Одной из организационно-правовых форм межгосударственного сотрудничества являются международные организации.

Международные организации как правовой феномен возникли сравнительно недавно, в конце 19 – начале 20 вв., когда потребности международного общения обусловили необходимость создания постоянно действующих межгосударственных структур. Так, в 1874 г. был создан Всемирный почтовый союз, в 1919 г. – Международная организация труда и т.д.

После Второй мировой войны были учреждены сотни международных организаций, обеспечивающих организационную основу межгосударственного взаимодействия в различных сферах международных отношений. В их числе ООН, ЮНЕСКО, ЛАГ, НАТО, ОВД и др. И поскольку юридически создание любой международной организации оформляется заключением международного договора, в международном праве сформировался достаточно большой массив норм, регулирующих порядок образования и деятельности международных организаций. Качество о объем международно-правовой регламентации позволяют сделать вывод о существовании в самостоятельной отрасли международного права – права международных организаций.

Задачи и цели ООН

Организация Объединенных Наций преследует цели:

1. Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;

2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;

3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии,

4. Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей. (Ст. 1 Устава ООН).

Для достижения указанных целей ООН и ее члены действуют в соответствии со следующими принципами:

1. Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов;

2. Все члены ООН добросовестно выполняют принятые на себя по Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов Организации;

3. Все члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость;

4. Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций;

5. Все члены ООН оказывают ей всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с Уставом, и воздерживаются от оказания помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера;

6. Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности;

7. Устав ООН ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от членов ООН представлять такие дела на разрешение в порядке Устава; однако этот принцип не затрагивает применения принудительных мер. (Ст. 2 Устава ООН).

Главные органы ООН и их компетенция

Существует 6 главных органов ООН: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат.

Генеральная Ассамблея состоит из всех Членов Организации. Каждый Член Организации имеет не более пяти представителей в Генеральной Ассамблее.

Генеральная Ассамблея уполномочивается обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава ООН за исключением находящихся на рассмотрении Совета Безопасности ООН, делать рекомендации членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам.

Генеральная Ассамблея, в частности:

рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности;

избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета;

по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН;

совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда ОНН;

координирует ме6ждународное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарных сферах;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом ООН.

Совет Безопасности является одним из главных органов ООН и играет основную роль в поддержании международного мира и безопасности. Он состоит из 15 членов: пяти постоянных (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай) и десяти непостоянных, избираемых в соответствии с Уставом ООН на 2 года без права немедленного переизбрания.

Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Совет в любой стадии такого спора или ситуации подобного же характера может рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования.

Стороны спора, продолжение которого может угрожать международному миру или безопасности, вправе самостоятельно принять решение о передаче спора на разрешение Совета Безопасности. Однако если Совет Безопасности считает, что продолжение данного спора может угрожать поддержанию международного мира и безопасности, он может рекомендовать такие условия разрешения спора, какие найдет подходящими. Кроме того Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации сторонам или решает, какие меры следует принять для восстановления международного мира и безопасности. Решения Совета Безопасности являются обязательными для всех членов ООН. Совет также уполномочен решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и требовать от членов организации осуществления этих мер.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) состоит из 54 членов ООН, избираемых Генеральной Ассамблеей. 18 ЭКОСОС избираются ежегодно сроком на 3 года.

Экономический и Социальный Совет уполномочивается предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобным вопросам или побуждать к этому других, а также делать по любому из этих вопросов рекомендации Генеральному Ассамблее, Членам Организации и заинтересованным специализированным учреждениям.

Совет уполномочивается:

делать рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех;

подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций по вопросам, входящим в его компетенцию;

заключать соглашения с различными специализированными учреждениями системы ООН и других международных организаций;

созывать, в соответствии с правилами, предписанными Организацией, международные конференции по вопросам, входящим в его компетенцию;

осуществлять иные действия, предусмотренные уставом ООН.

Совет по опеке состоит из следующих членов ООН:

а) тех членов Организации, которые управляют территориями под опекой;

b) тех членов Организации, которые не управляют территориями под опекой;

c) такого числа других членов Организации, избранных Генеральной Ассамблеей на трехгодичный срок, какое может оказаться необходимым для обеспечения того, чтобы общее число членов Совета по Опеке распределялось поровну между членами Организации, управляющими и не управляющими территориями под опекой.

Совет по Опеке, при выполнении своих функций, уполномочен:

a) рассматривать отчеты, представляемые управляющей властью;

b) принимать петиции и рассматривать их, консультируясь с управляющей властью;

c) устраивать периодические посещения соответствующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки;

d) предпринимать упомянутые и другие действия в соответствии с условиями соглашений об опеке.

Международный Суд ООН является главным судебным органом ООН. Он действует в соответствии с Уставом ООН и прилагаемым Статутом, который основан на Статуте Постоянной Палаты Международного Правосудия. Суд состоит из 15 независимых судей, избранных из числа лиц высоких моральных качеств, удостоверяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. При этом в составе суда не может быть двух граждан одного и того же государства. Срок полномочий судей – 10 лет, при этом каждые 3 года переизбираются 5 судей.

К ведению суда относятся все дела, передаваемые ему сторонами, и вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими конвенциями. Суд вправе рассматривать конкретные споры с участием того или иного государства только с его согласия

На Секретариате ООН лежит ответственность за обеспечение нормального функционирования других главных и вспомогательных органов ООН, обслуживание их деятельности, выполнение их решений, претворения в жизнь программ и политики ООН. Секретариат состоит из Генерального Секретаря и такого персонала, который может потребоваться для Организации. Генеральный Секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Он является главным административным должностным лицом Организации. Генеральный Секретарь ООН:

осуществляет общее руководство подразделениями Секретариата;

представляет Генеральной Ассамблее доклад о работе ООН;

участвует в работе международных конференций, проводимых под эгидой ООН;

назначает персонал Секретариата и руководит его работой.

При исполнении своих обязанностей Генеральный секретарь и персонал не должны запрашивать или получать указаний от каких-либо правительств.

Юридическое значение Устава ООН.

Декларация принципов международного права 1970 г.

Устав ООН был принят на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. и вступил в силу 24 октября 1945 г. Этот день с 1947 г. отмечается как День Объединенных Наций. Учредительный документ ООН (Устав ООН) является универсальным международным договором и закрепляет основы современного международного правопорядка. Значение Устава ООН состоит в том, что он не только является конституционным документом, регулирующим жизнедеятельность международной организации безопасности, но и призван играть исключительную роль в качестве фундамента формирования системы коллективной безопасности, равной для всех государств, и выработки своеобразного кодекса поведения государств в военной, политической, экономической, экологической, гуманитарной и иных областях.

Декларация принципов международного права 1970 г. торжественно провозглашает следующие принципы.

1. Принцип, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Организации Объединенных Наций.

Каждое государство в своих международных отношениях обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Организации Объединенных Наций. Такая угроза силой или ее применение являются нарушением международного права и Устава Организации Объединенных Наций; они никогда не должны применяться в качестве средств урегулирования международных вопросов.

2. Принцип, согласно которому государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость.

Государства должны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. В поисках такого урегулирования стороны должны согласовывать такие мирные средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора.

3. Принцип, касающийся обязанности в соответствии с Уставом не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

Ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.

4. Обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом.

Государства обязаны сотрудничать друг с другом, независимо от различий их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, имеющей в своей основе такие различия.

5. Принцип равноправия и самоопределения народов.

В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава.

6. Принцип суверенного равенства государств.

Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

7. Принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом.

Каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

Изложенные выше принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

Основные направления и итоги деятельности ООН

Организация Объединенных Наций продолжает использовать целый ряд средств, включая превентивную дипломатию, установление мира, поддержание мира и миростроительство, для оказания государствам-членам содействия в урегулировании внутренних, а также более традиционных межгосударственных конфликтов.

Организация Объединенных Наций продолжала активизировать свои партнерские связи с региональными организациями в усилиях по достижению совместных целей мира, стабильности и развития в рамках демократического управления и уважения прав человека и верховенства права.

За последнее десятилетие увеличилось количество просьб к Организации Объединенных Наций об оказании технической помощи в повышении качества выборов и уменьшении возможности возникновения связанных с выборами конфликтов.

Несколько связанных с оружием массового уничтожения вопросов по‑прежнему вызывают большую обеспокоенность у международного сообщества. К ним относятся медленные темпы разоружения с точки зрения оружия массового уничтожения, нарушения обязательств в области нераспространения, свидетельства существования подпольной ядерной сети и угроза терроризма с использованием оружия массового уничтожения. Такие явления подрывают международный мир и безопасность и могут усиливать угрозу новых случаев одностороннего или упреждающего применения силы. Данное направление деятельности ООН является одним из самых главных.

Сектор по предупреждению терроризма Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности оказал помощь в законодательной области более чем 70 странам в связи с ратификацией и осуществлением 12 универсальных конвенций по борьбе с терроризмом.

В основные направления деятельности ООН также входят: выполнение гуманитарных обязательств, защита беженцев и оказание им помощи, финансирование деятельности в контексте чрезвычайных гуманитарных ситуаций, ликвидация последствий стихийных бедствий, защита гражданского населения в вооруженных конфликтах, сотрудничество в целях развития, борьба с ВИЧ/СПИДом, поддержание международного правопорядка и прав человека и др.

Заключение

Организация Объединенных Наций в нынешнее нелегкое время продолжает осуществлять широкий круг мероприятий в соответствии с принципами и целями Устава. В этой деятельности находят отражение все основные международные проблемы и вопросы, вызывающие обеспокоенность, и она является частью борьбы за создание более справедливого мира.

Авторы Устава ООН руководствовались центральной идеей о том, что прочный международный мир может быть построен только на принципах взаимозависимости. Эта идея опиралась на верховенство права и многосторонность как на единственную рациональную основу для цивилизованного общения между нациями. Принцип совместной ответственности был стержневым элементом Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятой в сентябре 2000 года. Со времени проведения Саммита тысячелетия в мире изменилось многое, со времени принятия Устава — еще больше. Тем не менее такие ценности, как взаимозависимость и совместная ответственность, остаются незыблемыми.

Список использованной литературы

1. Декларация принципов международного права 1970 г.

2. Доклад Генерального секретаря ООН о работе организации в 2004 г.

3. Устав ООН.

4. Бирюков П.Н. Международное право: Учебное пособие. – М.: 1999. – 416 с.

5. международное право: Учебник. / Под. ред. Колосова Ю.М., Кузнецова В.И. – М.: 1998ю – 624 с.