Реферат: Рынок его структура и инфраструктура

Название: Рынок его структура и инфраструктура
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра экономических дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

На тему: «Рынок: его структура и инфраструктура»

Выполнил: студент II курса ОЗО (6 ЛЕТ)

« Бухгалтерский учет и аудит» группа № 21,

г. Салават ул. Бочкарева 12-262, 36-97-88

Богданова Марьям Шамилевна

Проверил: Киреев А. А.

Стерлитамак 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1.СУЩНОСТЬ РЫНКА И ЕГО ФУНКЦИИ.……………......……………...5

1.1.Понятие определение «рынок»……………………………...............................5

1.2.Виды и типы рынка ………………………………………………………........15

1.3. Роль государства в формировании рыночной экономики………………….22

Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА В РОСИИ………………….26

2.1. История развития рынка в России……………...…………………………….26

2.2. Особенности регулирования рыночных отношений в современных условиях……………………………………………………………………………. 28

2.3. Социальное современное рыночное хозяйство……………………………...30

3.Заключение………………………………………………………………………..34

4.Список литературы……………………………………………………………….35

Введение

Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие

производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества

реализуемых товаров и производимых услуг, техники, технологии. Все это требует глубоких экономических знаний.

В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала. Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира, в том числе и в России. Актуальностью данной темы является появление частной собственности, предпринимательства как следствий перехода России к рыночной экономики. Целью данной работы является изучить рынок, его структуру, инфраструктуру. В соответствии с целью можно определить следующие задачи:

-изучить виды и типы рынков

-рассмотреть сущность рынка, его функции; охарактеризовать роль рынка в общественном производстве

-определить роль государства в регулировании рыночной экономики

-обобщить материал.

В процессе работы над курсовой использовались различные учебные пособия по экономической теории, основам рыночной экономике, истории экономической мысли, таких авторов как: Абрамова М.А., Александрова Л.С., Баликаева В.З, Колтунова В.М., Майбурд Е. М.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ РЫНКА И ЕГО ФУНКЦИИ

1.1. Понятие определение «рынок»

Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Это самое упрощенное, узкое понимание рынка.

В современной экономической литературе встречается несколько определений понятия рынка:

Рынок – это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег;

- рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;

- рынок – это система отношений по поводу обмена результатами производства и услугами, принимающими форму товара;

- рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

- рынок - представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

- рынок- это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления.

Важнейшими историческими условиями возникновения рынка являются следующие.

Первое условие – общественное разделение труда и специализация. В любом многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производительными ресурсами, всеми экономическими благами. Отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т.е. специализируются на производстве тех или иных товаров и услуг. В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например, автомобильные, тракторные заводы), подетальную (например, завод шарикоподшипников), технологическую — стадийную (например, прядильная фабрика). Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Специализация достигла ныне такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.

Второе условие – экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным

участием, и т.д.). Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности не наделены правами собственности, то рынок существовать не может. «Рынки могут существовать только для продуктов, права собственности, на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться». [3.Борисов Е.Ф., Экономическая теория, Киров 2001 г., ст.156]

Третье условие – разрешение проблемы трансакционных * издержек– издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по изменению свойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т.д. Если расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан. Для эффективного функционирования рынка необходимо и четвертое условие – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности.

Рынок включает:

- отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;

- обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;

- процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;

- кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент

- процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.

Понятие «рынок» многогранно, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно. По мере развития общественного производства и обращения это понятие неоднократно менялось. Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова. По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие «рынок» приобретает все более сложное толкование.

С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно – денежных отношений возникает возможность разрыва купли – продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства – сфера обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно – денежного обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в нашей экономической литературе. Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения. Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то появляются новые определения рынка как совокупность покупателей или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара . С появлением товара рабочая сила рынок приобретает всеобщий характер, он все более проникает в само производство: покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства. Воспроизводственный аспект характеристики рынка весьма важен. Рынок рассматривают также как систему или тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. [20.Нуреев Р.М. Основы экономических теорий. М., Высшая школа,2002 г., ст. 112]

Существуют два типа хозяйственных связей:

1.Натурально – вещественные, безвозмездные, соответствующие объему и структуре потребностей.

2.Товарные связи, осуществляемые посредством рынка.

Характерными чертами последнего типа отношений являются взаимные

соглашения обменивающихся сторон, эквивалентная возмездность, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, очень важную роль играют не только прямые (производство – рынок – потребитель), но и обратные (потребитель – рынок–производство) хозяйственные связи.[24.Симионов Ю.Ф., Экономическая теория, Москва 2004 г., ст.35]

Таким образом, можно выделить еще одно понимание рынка – как общественной формы организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей, прямое и обратное воздействие на производство и потребление. Рынок включает не только отношения по купле – продаже (его иногда определяют как сферу купли – продажи товаров и услуг), но и социально – экономические отношения (собственности, производства, распределения, потребления и т.д.), а также организационно – экономические отношения (различные конкретные формы организации рынка и т.д.).

Рынок является экономической категорией и как таковая тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами. В чем же единство и различия связанных с рынком категорий? Обмен можно рассматривать с двух сторон:

- как процесс движения товаров и услуг, как процесс общественного обмена веществ;

- как процесс создания определенных общественных отношений, в которые вступают индивидуумы при этом обмене веществ.

Как экономическая категория обмен выражает вторую сторону, т.е. представляет собой экономические связи между людьми, как производителями и потребителями, по поводу движения результатов труда, полученных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты.

Товарное обращение – более развитая форма товарного обмена. Это товарный обмен, осуществляемый при посредстве денег на основе взаимной возмездности и эквивалентности, взаимного соглашения участников данного процесса. Торговые сделки товаровладельцев – продажа (обмен товара на деньги), купля (обмен денег на товар), единство обоих этих актов и заключение таких сделок составляют суть торговой деятельности. Торговые услуги – отношения посреднической деятельности людей, осуществляющих куплю – продажу товаров. К основным торговым услугам относятся такие торговые операции, как изучение покупательского спроса, товарных источников торговцами, реклама, организация различных выставок, заключение хозяйственных договоров, разовых сделок, показ товаров, оказание квалифицированной консультации, создание благоприятных условий для реализации товаров: прием, выдача и хранение денег, связанных с реализацией товаров, оформление различных документов, учет и контроль за движением товарной массы и многие другие. К дополнительным торговым услугам относятся услуги, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, упаковка, хранение и т.д.), существование которого обусловлено полным обособлением производства от сферы обращения. [8.Камаев В.Д., Экономическая теория, Владос, Москва, 2000 г.,ст.23]

Рынок – это конкретная форма проявления товарного обмена и обращения, где функционирует торговый капитал и не только он. Отсюда рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда. Единство всех вышеназванных категорий заключается в том, что они выражают единую сущность – экономические связи между людьми в процессе движения товаров. Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Но так как рынок функционирует в определенной экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не обусловить специфику форм его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования рынка). Наличие специфических черт у рынка (ассортимент товаров, организация рынка, традиции) позволяет говорить о московском, российском, американском, японском и других рынках.

Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих ее сущность. Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев – посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности. Регулирующая функция – самая важная. Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает

согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики. Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена- это сигнал к сокращению производства, падает - сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.

На рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

[9.Колтунова В. М. Основы рыночной экономики. Ч.2. Новгород, 2002 г.,ст.17]

Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно – технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. «Без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей», а в результате произойдет падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния. Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг. Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно

развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя. Информационная функция дает участниками рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка. Санирующая функции – рыночный механизм-это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился. Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой. Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А.Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…».[13.Е.М. Майбурд «Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров», Москва 2000г., ст.94] Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.Функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними).Функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов, и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.

Роль рынкав общественном производстве сводится к следующему:

1. Выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить.

2. Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики.

3. Дифференцировать доходы товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса.

4. «Санитарная» роль рынка сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств.

5. Распределения и обмена. Обеспечивается распределение и обмен междугруппами общества.6. Функция пропорциональности. Рынок способствует установлению соответствия между производством и потреблением.

1.2 Виды и типы рынков

Характеристику рынка как совокупности или арены купли – продажи можно раскрыть через его структуры, систему и инфраструктуру. Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками любой структуры являются:

- тесная связь между ее элементами;

- определенная устойчивость этих связей;

- целостность, совокупность данных элементов.

Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы

экономики. Экономическая структура определяется:

1. формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);

2. структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;

3. особенностями сферы товарного обращения;

4. уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;

5. видами торговли, используемыми в стране.

Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.

По объектам:

-Потребительский рынок

- Рынок потребительских товаров и услуг.

В свою очередь рынок подразделяется:

-рынок продовольственных товаров (продукты питания, продовольствие);

- рынок непродовольственных товаров, предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, лекарства, отдельные виды строительных материалов и многое другое;

- рынок услуг охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения, коммунальные услуги и на информационные услуги (справки, реклама, нотариат) и другие.

Рынок недвижимости представлен, прежде всего, в виде

двух основных товаров:

- рынок жилья распространяет свои действия на жилые помещения;

- особой категорией рынка недвижимости выступает земля; под землей в данном случае понимаются не только земельные участки для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, но и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому на рынке земли встречаются представители и сельского хозяйства, и строительной индустрии, и промышленности, прежде всего добывающих отраслей, и государственных структур. Большинство сделок на данном рынке связано не с куплей – продажей земли, а лишь с передачей земли на определенный срок в аренду.

Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, и промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям. Субъектами рынка факторов производства выступают производители, являющиеся покупателями факторов производства, и домохозяйства, выступающие продавцами.

Рынок труда, или рабочей силы (входит в рынок факторов производства) это свободная продажа каждым трудоспособным человекам своих трудовых возможностей и свободный наем работников. Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируется спрос и предложение рабочей силы.

Рынок реального капитала (входит в рынок факторов производства) – к нему следует отнести, прежде всего, товары и услуги производственного назначения или те товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость

производственных связей, крупномасштабность коммерческих операций

и долгосрочный характер отношений между партнерами. К разновидности данного типа рынка можно отнести продукцию научного производства, которая определяет совершенствование технологий, техники, систем организации и управления хозяйственными и социально – экономическими процессами. Это тот рынок, для которого характерны самый высокоинтеллектуальный и творческий труд, сверхсовременные инвестиционные товары и материалы, а также с которым связана высокая степень риска, особенно в области фундаментальных и прикладных исследований. Объекты купли – продажи – патенты, лицензии.

Денежный рынок - это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений. На этом рынке деньги становятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги.

Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности – акциях, облигациях, векселях. На рынке ценных бумаг существует две организационные формы торговли ценными бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (в основном акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.

Рынок информации. Товаром на подобном рынке выступает специфический продукт - информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за последние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации. Рынок инноваций - это специфическая область купли - продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты (рынок лицензий – здесь объектом купли – продажи служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов, использование товарных знаков).

Рынок духовных благ – рынок распространяется и на духовную сферу, превращая в объект купли-продажи технологию и духовные идеи стимулируя материально их рождение, распространение, использование.

1.По субъектам:

- Рынок покупателей – предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и отдает предпочтение тому или иному товару.

- Рынок продавцов – значительное превышение спроса над предложением. Главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание.

- Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли–продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.

- Рынок промежуточных продавцов–совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

2.По формам контакта различают:

- рынки на личном контакте;

- рынки на безличностном контакте.

3.По общественному разделению труда:

- Местный (локальный) рынок, который ограничивается

- одним или несколькими районами страны;

- Региональный рынок

- Национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию;

- Мировой рынок, охватывающий все страны мира.

4.По уровню насыщения:

- Равновесный рынок - спрос и предложение примерно совпадают;

- Дефицитный рынок - спрос превышает предложение;

- Избыточный рынок - предложение превышает спрос;

5.По степени зрелости:

- Неразвитый рынок;

- Развитый рынок;

- Формирующийся рынок;

6. По степени ограниченности конкуренции:

- Свободный рынок - регулируется на основе свободной

- конкуренции независимых товаропроизводителей;

- Монополистический рынок - условия производства и

- обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется

- монополистическая конкуренция;

- Олигополистический рынок - это такой рынок, на котором

- большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных

- фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы

- оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями;

- Смешанный рынок;

7. По соответствию действующему законодательству:

- Легальный рынок (открытый, узаконенный);

- Нелегальный рынок («черный» и «серый») - возникает

- чаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография), либо как область торговли любыми товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли (в неположенном месте, при отсутствии лицензий, неуплате сборов, налогов, пошлин).

8. По организации рыночного обмена:

- Оптовый рынок;

- Розничный рынок;

- Экспортный рынок;

- Импортный рынок;

9. С учетом ассортимента товаров:

- Замкнутый рынок, где товары только первого производителя;

- Насыщенный рынок, где множество сходных товаров многих

- производителей;

- Рынок широкого ассортимента, где есть ряд видов

- товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение

- одной или нескольких связанных между собой потребностей;

- Смешанный рынок, на котором обращаются разнообразные

- товары, не связанные между собой;

4 Типа структуры рынка:1) Совершенная конкуренция характеризуется:а) Множеством мелких фирмб) Однородностью продукциив) Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли)г) Равным доступом ко всем видам информации2) Монополистическая конкуренция характеризуется:а) Множеством мелких фирмб) Неоднородностью продукциив) Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли)г) Несколько ограниченным доступом к информации3) Олигополия (дуополия) характеризуется:а) Небольшим числом крупных фирмб) Неоднородностью (или однородностью) продукциив) Возможными затруднениями при входе (из отрасли)г) Несколько ограниченным доступом к информации4) Монополия характеризуется:а) Одной фирмойб) Уникальностью продукциив) Практически не преодолимыми барьерами на входг) Несколько ограниченным доступом к информацииРазнообразие видов Закрытая монополия–монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию.Естественная монополия - отрасль, в которой долго срочные средниеиздержки минимальны, только когда одна фирма обслуживает весь рынок.Открытая монополия - Монополия, при которой одна по крайней мере нанекоторое время становится единственным поставщиком продукта, но неимеет специальной защиты от конкуренции.

1.3 Роль государства в регулировании рыночной экономики

Прежде всего необходимо определить, что включает в себя понятие государственное регулирование:

Государственное регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение гене­ральной цели - блага человека, его нравственного и физического благо­получия, максимальной правовой и социальной защищенности лично­сти.

Можно выделить четыре группы регулирующих функций государства:

1. Функции обеспечения правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде; Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д.;

Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательств и коммерции, защиту прав потребителей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наёмными работниками, борьбу с теневой экономикой и др. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».

Антимонопольная политика включает административные и экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:

- жесткий контроль над ценами предприятий монополистов;

- поддержку конкуренции (в т.ч. и посредством контролируемого доступа на отечественный рынок иностранных производителей)

- антимонопольную экспертизу принимаемых законов

Столь же актуальна и дефляционная политика (стабилизация уровня цен) государства, поскольку современной рыночной экономике присущи деформирующие её инфляционные процессы. Дефляционная политика ограничена выбором:

- или стабилизация совокупного платежеспособного спроса, что требует ограничения прироста денежных доходов населения;

- или переход к «равновесным» (свободным) рыночным ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен;

- или увеличение предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.

2. стабилизация экономики. Правительство, используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы; Функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности, экономического роста.

Эта функция предполагает обеспечение сохранности рыночного механизма и условий его нормальной работы. Во всех странах с давними рыночными традициями это достигается путём осуществления комплекса мер по борьбе с монополизацией, инфляцией и безработицей. Чтобы снизить монополизацию рыночной экономики государство должно проводить антимонопольную политику, а именно: 1) разработать и принять специальное антимонопольное законодательство; 2) сформировать системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства, используя административно-организационные методы.

1. В целях стабилизации экономики государство должно иметь свою чрезвычайную программу выхода из кризиса, которая была бы нетривиальной и специфичной, как, например, программа «Новый курс» Ф. Рузвельта.[27.Чепурина М.Н., Курс экономической теории Киров, 2000г., ст.201]

2. Также государство должно решать такие задачи, как: создание рынка и его инфраструктуры, рыночных механизмов саморегулирования; формирование эффективно работающего негосударственного сектора экономики; создание самого государственного сектора, использующего принципы рыночного механизма, вместо тотально огосударствлённой рыночной экономики, действующей в административно-командном режиме.

3. социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения;

Среди функций, выполняемых государством во всех без исключения странах с рыночной экономикой, большое место занимает распределительная функция. Она направлена на ликвидацию большого разрыва в доходах различных социальных групп населения, который может возникать, и возникает в результате действия механизмов саморегуляции, присущих рыночной экономике. Для обеспечения всем членам общества достойной жизни, а тем самым для поддержания в обществе атмосферы спокойствия и равновесия и недопущения социальных конфликтов и потрясений государство выполняет распределительную функцию. Изымая часть доходов различными, достаточно хорошо отработанными методами, государство затем распределяет их в пользу нуждающихся.

4. обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т. д.

Особым направлением в государственном регулировании рыночной экономики является защита отдельных социальных групп. В такой защите нуждаются почти все рыночные субъекты, включая предпринимателей, которым должна быть, гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное распоряжение доходами и возможность предпринимательства в любой сфере рыночной экономики.

В развитой рыночной экономике приоритетами являются следующие направления социальной защиты:

1. Гарантия минимума заработной платы. Такая гарантия имеет исключительно социальное значение, поскольку образует базу оплаты труда во всех сферах и пересчёта уровня пенсий и пособий.

2. Обеспечение занятости. Главной целью правительства в сфере занятости является удержание безработицы на «естественном уровне» (не более 4-5% от всего экономически активного населения).

3. Индексация фиксированных доходов, т.е. частичное возмещение государством денежных потерь населения в результате инфляционного роста цен на потребительские товары.

Экономическая роль государства в социальной рыночной экономике направлена на устранение несовершенств рынка, придание ему социальной направленности, а не на ликвидацию рыночных отношений как таковых.

ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА В РОССИИ

2.1. История развития рынка в России

Достигнутые в СССР к 60-70-м годам достаточно высокие уровни развития производительных сил и жизни населения привели к существенной дифференциации потребностей людей, их быстрой изменчивости. Производительные силы для своего дальнейшего развития требовали совершения технологического переворота во всей системе производства. Между тем существовавшие общественные отношения сдерживали развертывание качественных преобразований системы «наука техника производство». Объективно назревшая задача отхода от единой административно-командной системы неизбежно приняла форму задачи формирования рыночной системы хозяйствования. Ослабление, а затем и падение союзных структур власти позволили российскому руководству энергичнее взяться за реализацию социально-экономических реформ. В октябре 1991 г. правительство России представило первую программу радикальных реформ. Она предусматривала экономическую стабилизацию в течение года с последующим подъемом производства. Главным звеном программы стала реформа ценообразования, автором которой выступал Е. Гайдар. С 1 января 1992 г. намечалось отпустить цены на большинство продуктов. В декабре того же года Россия объявила себя правопреемницей Союза и унаследовала всю союзную собственность, расположенную на ее территории, включая остатки золотого запаса. После этого правительство России дополнило программу реформ мерами по приватизации государственной собственности. Реформа Гайдара исходила из того, что вначале произойдет либерализация цен, а уже затем начнется приватизация. В результате освобождения цен с 1 января 1992 г. денежные средства населения были, по существу, конфискованы. Соответственно покупать акции приватизируемых предприятий оказалось не на что. В этих условиях летом 1992 г. была утверждена программа приватизации, согласно которой с 1 октября 1992.г. началась выдача приватизационных чеков (ваучеров) всем россиянам. С 1993 г. было разрешено вложение этих ценных бумаг в акции предприятий, которые в перспективе должны были обеспечить получение прибылей. Однако одновременно с выдачей ваучеров началась их неконтролируемая скупка у населения новыми предпринимателями, банкирами, иностранцами.

В результате главная задача первого года реформ макроэкономическая стабилизация - так и не была решена. Правда, из 250 тыс. государственных и муниципальных предприятий за 1992 г. в частную собственность перешло около 47 тыс., а 5631 предприятие было преобразовано в акционерные общества. Значительно расширился рынок продовольственных и промышленных товаров. В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов России оценил деятельность правительства как неудовлетворительную и добился отставки Е. Гайдара с поста и. о. премьер-министра* *. Новым главой правительства был избран бывший руководитель газовой промышленности СССР В. С. Черномырдин. В рыночные реформы были внесены коррективы. Новый премьер сделал ставку на поддержку государственных (в том числе убыточных) предприятий. Особое внимание было уделено топливно-энергетическому и оборонному комплексам, получившим от правительства значительные кредиты. Все это потребовало новых средств и привело в итоге к усилению инфляции. В этих условиях Президент Б. Ельцин назначил вице-премьером Гайдара, который вместе с министром финансов Б. Федоровым путем возобновления жесткой финансовой политики сумел снизить темпы инфляции. Первые годы реформ привели к демонтажу основных элементов отжившей административной системы и переходу к экономическим методам регулирования. Завершилась первая стадия приватизация, в результате чего почти полностью истребленная прежде частная собственность вновь стала реальностью. Произошла определенная адаптация производителей и потребителей к рынку. Либерализация хозяйственной деятельности, цен и внешней торговли привела к тому, что заработал потребительский рынок. Центр деловой активности переместился в негосударственный сектор. Удалось обеспечить, внутреннюю конвертируемость рубля, пополнить золотой и валютный запасы. Россия постепенно интегрируется в мировое хозяйство.

2.2 Регулирование рыночных отношений в современных условиях.

Существуют семь направлений регулирования рыночных отношений в современных условиях:

1. Достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ экономики. Страна достигает конкурентного преимущества благодаря экономическим факторам и наличию, уникальным институциональных механизмов, способных непрерывно повышать уровень использования факторов производства: ресурсов, рабочей силы, капитала, предпринимательств* **.

2. Новым является использование различных инструментов и прежде всего контрактной системы- совокупности разных форм в организации системы государственных заказов и закупок с целью вовлечения частного бизнеса в решение приоритетных проблем общества, реализацию государственных программ.

3. Активизируется деятельность государства по расширению возможностей обеспечения конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках путем создания благоприятных условий хозяйствования национальных предпринимателей, стимулирования использования негосударственной поддержки частного бизнеса, конкурентоспособности фирм в тех сферах, где частные инвестиции способствуют решению крупномасштабных стратегических задач и связаны с высоким риском либо не обеспечивают достаточной прибыли.

4. Существенно значимой функцией регулирования становится общая координация экономических процессов, стимулирование развития экономики в соответствии с выбранными правительством ориентирами.

5. Для достижения конъюнктурных преимуществ государство проектирует динамику личного и производственного спроса в стране. Правительство манипулирует государственными расходами, налогами, стоимостью кредита, регламентирует конкуренцию, развивает государственный сектор.

6. В области социальной стратегии и реализующей ее социальной политики сферой государственного регулирования становятся доходы, цены, занятость, трудовые отношения, охрана труда, качество товаров и услуг. Это ведет к смягчению социального неравенства, подержанию балансов интересов, достижения общего консенсуса, стимулирования экономической активности различных групп населения.

7. Адаптация экономического регулирования к изменяющимся условиям хозяйствования выражается в диверсификации деятельности государства по регулированию экономики. В современной экономике развитых индустриальных стран одновременно идут процессы дерегулирования и децентрализации. Дерегулирование означает сокращение масштабов прямого государственного вмешательства в процессы общественного производства. Процесс децентрализации состоит в переносе решения многих проблем с макроуровня на мегауровень отдельных регионов и микроуровень отдельных фирм. Характерно, что субъектами государственного регулирования становятся региональные, муниципальные и коммунальные органы управления. Снижается роль прямых форм административного регулирования и повышается значение различных рычагов косвенного воздействия государства. Экономическое регулирование на уровне территории уменьшает неравномерности социально-экономического развития регионов, снимает социальную напряженность в депрессивных регионах, стимулирует эффективное использование экономического потенциала территории.

2.3 Социальное современное рыночное хозяйство. Социальное рыночное хозяйство - это хозяйство базирующееся на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы раскрытия и процветания личности. Оно обеспечивает стремление к рационализации капиталовложения, готовность к расширению потребления.Социальный смысл рыночного хозяйства заключается в том, чтобы любой успех экономики служит лучшему удовлетворению нужд и потребностей общества. Социальное рыночное хозяйство как концепция политики государства нацелена на свободное, экономически эффективное, прочное, социальное и справедливое устройство экономики и общества.Для социального рыночного хозяйства характерен подход к рынку как элементу регулирования и управления экономикой. В системе социального - рыночного хозяйства термин рыночное хозяйство означает как можно более полную децентрализацию организации управления производством и потреблением через рынок сбыта, равенство шансов, эффективность и экономическую свободу. Экономическая мощь рыночного механизма опирается на децентрализованном и свободном выборе профессии, на возможности свободного принятия решений в отношении потребления и производства товаров, на самостоятельном принятии решений об использовании доходов и собственности. Открытость по отношению к нововведениям и эффективность информационной системы рынка сбыта, характеризуемого постоянной конкурентной борьбой, быстрее и лучше всего позволяет нащупать новые потребности, а также обеспечить решения стратегических задач. Координация отдельных решений осуществляется посредством регулирования цен, которые образуются под влиянием спроса и предложения, механизм цен оказался высокоэффективным инструментом координации управления. Расширение процесса принятия решений производителями в целях приспособления к рыночнымусловиям не гарантирует ошибок. Однако оно мешает принятию крупномасштабных решений. Решающей предпосылкой для функционирования механизма цен является конкурентная борьба. Информация, предоставленная в рыночном процессе, по своему содержанию и объему намного шире и полнее чем в условиях централизованного управления. Для социально-рыночного хозяйства характерна конкуренция.Главная цель конкурентной борьбы состоит в том, чтобы продуктыэкономической деятельности не оставались в руках производителей слишком долго. Результаты НТП должны передаваться всем потребителям.Вследствие конкурентной борьбы прибыль субъектов, разработавших новые технологии, ограничена во времени. Субъекты, догоняющие пионеров, в ходе конкурентной борьбы лишают пионеров их преимуществ. Поэтому прочная прибыль в условиях непрерывной конкуренции достижима у тех, кто стремится к инновациям. Большой вред рыночной экономике наносят ограничения конкурентной борьбы. В чем состоит социальный аспект рыночного хозяйства.Он состоит: 1. в полной ответственности каждого человека за семью, коллектив и общество; 2. в равенстве интересов, обеспечиваемом государством, в том числе за счет бесплатного образования в школах, средних, высших и специальных учебных заведениях; 3. в многочисленных правах населения в управлении различными органами самоуправления; 4. в наличии многочисленных защищенных прав в случае аварии на производстве и в наличии трудового законодательства; 5. в выполнении государством социальных функций посредством обеспечения деятельности механизма перераспределения доходов в рамках пенсионного страхования, страхования по болезни, а также существует множество мер в пользу наименее обеспеченных людей и людей попавших в беду. Рыночное хозяйство имеет социальный эффект постольку, поскольку оно за счет своей эффективности само по себе создает необходимые предпосылки для максимально возможного уровня общего благосостояния.Эффективность рыночного хозяйства повышается, если государство проводит политику его регулирования. Задачи государства при регулировании социально-экономических процессов. 1. Создание надежного правопорядка, в рамках которого возможно принятие децентрализованных решений, то есть урегулирование возможностей вступления в договорные отношения и порядок распоряжения и пользования собственностью. 2. Обеспечение внутренней и внешней безопасности. 3. Обеспечение стабильности национальной валюты. 4. Развитие социальной инфраструктуры, в частности: образования, здравоохранения, науки, транспорта и т.д. 5. Обеспечение конкурентной борьбы и недопущение образования картелей власти на рынке сбыта. 6. Обеспечение социальных гарантий и гарантий в области трудового права для более слабых членов общества. 7. Разработка и реализация требований, запретов и использование рыночно-хозяйственных стимулов для охраны среды. 8. Определение общепризнанных правил в области налогового и социального права и внешнеэкономических отношений. 9. Макроэкономическое управление социально- экономическими процессами в рамках возможностей рыночного хозяйства. Цели средства социально-экономического хозяйства в области экономической и социальной политики. 1. Повышение жизненного уровня населения. 2. Стабильный уровень цен. 3. Социальное обеспечение и справедливость.Инструментами для повышения уровня жизни служит следующая система мер:а) Сохранение и усиление нормально функционирующей конкурентной борьбы.б) Проведение политики, гарантирующей нормальный и надлежащийэкономический прирост в условиях высокого уровня занятости, стабильностицен и сбалансированности внешнеэкономических связей. в) Обеспечениемаксимально свободного международного обмена. г) Обеспечение свободной конвертируемости валюты. д) Развертывание международного разделения труда в экономике* ***. Необходимо иметь в виду, что повышение уровня жизни является самоцелью. Так как, во-первых, человек стремится к более качественным решениям какой- либо проблемы за счет получения прибыли и повышения зарплаты, во-вторых, экономический рост создает новые рабочие места, в-третьих, экономический рост облегчает структурные изменения в народном хозяйстве и содействует НТП, в-четвертых, экономический рост служит гарантией социального обеспечения. Стабильный уровень цен. Обеспечение стабильного уровня цен является одним из основных инструментов решения задачи. Обеспечение стабильного уровня цен осуществляется за счет независимого от правительства центрального эмиссионного банка, за счет надежной финансовой системы государства и за счет обеспечения сбалансированности внешнеэкономических связей. Стабильность денежной системы является предпосылкой функционирования механизма цен, а стабильные цены являются выражением социальной справедливости на практике. Высокий уровень занятости. Стремление к высокому уровню занятости существует не только по экономическим причинам, но и по социальным и политическим причинам. В результате каждый трудоспособный гражданин может вступить в трудовую жизнь и зарабатывать средства для существования. При потери места он имеет право требовать пособие по безработице. Порядок на рынке труда характеризуется прежде всего тарифной автономией. Тарифная автономия позволяет работодателям или профсоюзам и на основе собственной ответственности договариваться о заработках и условиях труда. Вместе с тем тарифная автономия требует учета и общественного блага. Социальное обеспечение и справедливость. Цель социального обеспечения и справедливости и справедливого распределения доходов и имущества достигается путем регулирования тарифных договоров и за счет системы социального законодательства. Первоначальное распределение доходов, свободно формирующееся на рынке, по социальным причинам исправляется государством за счет дополнительного налогового обложения или за счет распределения дополнительных средств. Однако речь идет не просто о выравнивание доходов. В системе рыночного хозяйства равенство доходов не является положительной целью. Различие доходов является существенной движущей целью для экономической динамики. Выравнивание доходов означает направление ситуации в пользу тех, кто не в состоянии идти в ногу с рыночным прогрессом.

Заключение

Список использованной литературы

1.Абрамова М.А., Александрова Л.С., Экономическая теория учебное пособие-М.: ИНФРА-М, 2004 г.;

2.Баликаев В.З., Экономическая теория, Москва 2003 г.;

3.Борисов Е.Ф., Экономическая теория, Киров 2001 г.;

4.Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С., Экономическая теория-М.: ИНФРА-М, 2006;

5.Войтов А.Г., Экономика, Таганрог, 2002г.;

3. Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. Микроэкономика - 1.

Первый уровень. Программа курса и методические материалы. - СПБ.:

Издательство СПб УЭФ, 2003;

4. Елецкий Н.Д., Корниенко О.В., Экономическая теория, Москва «БЕК» 2003г.;

5. Камаев В.Д., Экономическая теория, Владос, Москва,2000 г.;

6. Колтунова В. М. Основы рыночной экономики. Ч.2. Новгород, 2002 г.;

7. Ларионов И.К., Экономическая теория, Москва Владос 2000 г.;

8. Львов Ю. А. Основы экономики и организации бизнеса. - ГПМ “Формика”, СПБ, 2002;

9. Луссе А. Микроэкономика. Краткий курс. С.-П.: «Питер», 2001г.;

10. Е.М. Майбурд Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров, Москва 2000г.;

11. К. Р. Макконел, С. Л. Брю, Экономикс, Таллинн, 1999г.;

12. Мамедов О. Ю. Современная экономика. - “Феникс”, Ростов - на - Дону, 2004;

13. Маневич В.А. О закономерностях становления рынка. Вопросы экономики, 2001г.;

14. Микульский К. Формирование новой модели занятости. Экономист, №3, 2001г.;

15. Москатов Е. А. Основы экономики. - Таганрог, 2003 г.;

16. Носова С.С., Экономическая теория, С-пб, 2000 г.;

17. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. М.: НОРМА, 2000 г.;

18. Одинец В. П. Рынок, спрос, цены: стратификация, анализ, прогноз

С-Пб. – 2000г.;

19. Рывкина Р. В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России. М., Наука, 2000ог.;

20. Сажина М.А., Чибрикова Г.Г., Экономическая теория Ростов - на –Дону 1998г.;

21. Симионов Ю.Ф., Экономическая теория, Москва 2004 г.;

22. Табачникас Б.И., Лузина И.А., Малых О.Е. «Экономическая теория». Уфа, 2000г.;

23. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р., Экономика, Москва Дело, 1998 г.;

24. Чепурина М.Н., Курс экономической теории Киров, 2000г.,

25. Четвернина Т. Рыночная экономика.Вопросы экономики, 2002г..;

26. Основы рыночной экономики. Терминологический словарь. Москва,

издательство МАИ. – 2002г.;

30. Интернет - ресурсы: http: // bankreferatov.ru .


* Понятие трансакционных издержек было введено в экономическую теорию Р.Коузом в статье «Природа фирмы» (1937). Он доказал, что удельный вес трансакционных издержек особенно велик в обществе, где права собственности определены слабо. Это характерно для стран с переходной экономикой. Снижение этих издержек возможно на пути совершенствования юридических норм, честности, ответственности.

* * Маневич В. А. О закономерностях становления рынка. Вопросы экономики, 2001г.

* ** В.И. Видяпин, А.И. Добрынин, Г.П. Журавлева, Л.С.Тарасевич « Экономическая теория», М.:ИНФРА-М,2007

* ***Одинец В. П. «Рынок, спрос, цены: стратификация, анализ, прогноз» С-Пб. – 2000г.;