Реферат: Гражданская служба как социальный институт

Название: Гражданская служба как социальный институт
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Понятие, содержание и особенности государственной службы………………..5

2 Основные принципы государственной службы………………………………..10

3 Особенности государственной службы как социального института…………17

Заключение………………………………………………………………………….21

Библиографический список………………………………………………………..22

Введение

Социальный институт или общественный институт — это постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения людей (например: институт брака, институт семьи, институты государственного администрирования), это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций; строится эта деятельность на основе определенных норм, правил (например, семья, государство, учреждения образования, здравоохранения).

Различают 4 сферы жизнедеятельности общества, в каждую из которых входят различные общественные институты и возникают различные общественные отношения.

Экономическая — отношения в процессе материального производства (производство, распределение, потребление материальных благ). Институты, относящиеся к экономической сфере: заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы.

Социальная — отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга.

Политическая — отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии, СМИ.

Духовная — отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. Институты, относящиеся к духовной сфере: учреждения системы образования, науки, театры, музеи.

Цель данной контрольной работы – рассмотреть государственную службу как социальный институт.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) дать понятие, содержание и особенности государственной службы;

2) рассмотреть основные принципы государственной службы;

3) выявить особенности государственной службы как социального института.

Содержанием государственной службы является обеспечение исполнения полномочий государственных органов, оборона страны, охрана правопорядка. Государственные служащие выполняют государственные функции. Необходимо отметить, что государственную службу закон связывает с исполнением полномочий, а значит, с осуществлением исполнительной власти.

Задачи, стоящие перед государством, решаются именно государственной службой. В своей работе госслужащие используют определенные технические средства, но в основном их достижения, эффективность деятельности всего аппарата, зависят от организации труда, умения, добросовестности, активности служащих.

В данной работе пойдет речь, как о государственных служащих, так и вообще об институте государственной службы и социально-правовых аспектах его функционирования.

1 Понятие, содержание и особенности государственной службы

Общепринятого определения понятия «государственная служба» в научной юридической литературе нет. Наиболее характерны определения государственной службы:

- как формы участия граждан в осуществлении целей и функций государства;

- как формы реализации «связи отношений государства, общества, закона и гражданина;

- как механизма формирования, реализации и совершенствования институтов государственной власти и государственного управления;

- как единства правовых институтов, регулирующих осуществление государственной власти и государственного управления, и социального института - сообщества, профессиональной корпорации, лиц, практически исполняющих эти функции в соответствии со своим правовым статусом;

- как системы государственных органов, имеющих своих служащих для выполнения государственных задач и функций;

- как особого вида управленческой деятельности — государственной административной (аппаратной деятельности).

Указанные подходы к определению понятия «государственная служба» не нашли поддержки у законодателя.

В п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации » (далее ФЗ-119) давалось краткое и строгое определение понятия «государственная служба». В нем государственная служба определяется как профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

А в ст. 1 ФЗ-58 «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 г. это определение звучит следующим образом: государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

В определении понятия «государственная служба» в качестве ведущего признака выделяется прилагательное «государственная». Это означает, что сущность и назначение государственной службы определяются сущностью и назначением государства. Государственная служба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но призвана обеспечивать их практическое осуществление. Поэтому государственный служащий в рамках полномочий по замещаемой должности всегда выступает от имени и по поручению государства.

Следующий существенный признак понятия государственной службы - профессиональная деятельность. Под профессиональной деятельностью имеется в виду деятельность, осуществляемая на основе специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате подготовки.

Государственная служба — это профессия для государственных служащих, которая требует специальной подготовки, получения специального образования. Поэтому они принимаются «на постоянную работу», им присваиваются квалификационные разряды, звания, ранги.

По ФЗ от 27 мая 2003 г. государственная служба - особый вид профессиональной деятельности, и заниматься этой деятельностью можно лишь в государственных органах; только государственные органы «наделены» правом иметь государственных служащих. Под государственным органом понимается составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти. Поэтому государственная служба - это профессиональная деятельность публичного характера и осуществляется она в государственных органах, имеющих публичный характер.

Лицо, состоящее на государственной службе, служит государству, выполняет по его поручению и за плату от него работу по реализации задач и функций государства, подпадая под специальный правовой режим. Поэтому, хотя профессионалы-служащие и занимают государственные должности в конкретных государственных органах и реализуют полномочия (компетенцию) именно тех государственных органов, в которых они в данный момент состоят на службе, тем не менее, государственную службу нельзя понимать как службу конкретным «государственным органам» или «должностным лицам». В ст. 1 ФЗ - 58 государственная служба в Российской Федерации представляет собой профессиональную деятельность по выполнению государственных задач и функций, осуществляемую лицами, находящимися на штатных государственных должностях в государственных органах, и оплачиваемую из федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.

В ст. 1 ФЗ-58 от 27.05.2003 г. указывается, что государственной службой признается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, т.е. информационное, интеллектуальное, организационное, прогностическое, контрольное и т.п. обеспечение исполнения полномочий государственных органов.

Каждый государственный орган уполномочен Российским государством осуществлять строго определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы властными полномочиями. Сущность этих полномочий состоит в том, что государственные органы имеют право принимать общеобязательные решения. Властные полномочия государственных органов находят свое воплощение в компетенции, закрепленной в соответствующем нормативно-правовом акте и производной непосредственно от государства.

Государственная служба осуществляется в аппаратах органов представительной и судебной властей, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных органах, реализующих от имени государства его цели и функции и отнесенных актами законодательства Российской Федерации и ее субъектов к государственной службе. Поскольку в соответствии со ст. 1 ФЗ - 58 государственной службой является только служба в государственных органах, постольку не является государственной службой профессиональная деятельность по реализации компетенции государственных организаций, предприятий, учреждений. Не является государственной службой и работа в государственных органах на должностях, не относящихся к государственным должностям государственной службы.

Таким образом, согласно действующему законодательству государственная служба осуществляется в государственных органах, правовой статус которых определяется Конституцией РФ и законом, государственными служащими, правовой статус и властная деятельность которых также детально регламентируется законом и иными нормативными актами. Все это придает государственной службе параметры крупнейшего публично-правового института, имеющего решающее значение для формирования государственности, осуществления государственной власти и воплощения социальной роли государства в обществе.

Оценивая государственную службу, следует иметь в виду ее двойственную природу, назначение, содержание.

С одной стороны, с точки зрения ее функций, государственная служба — это определенная совокупность органов, структур, звеньев и подразделений, выполняющих задачи и функции государственно-служебного характера в системе, представляющие единое целое, некую сложную и комплексную государственную институцию.

С другой точки зрения, — ее направленности и содержания, — государственная служба — служение обществу, государству в осуществлении его многообразных и сложных задач и функций.

Правовой основой государственной службы и служебного права выступает значительная совокупность федеральных законов, иных нормативно-правовых актов, касающихся этой проблематики. О Конституции РФ в этом качестве уже говорилось выше. Государственная служба включает в себя:

1) федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;

2) государственную службу субъектов РФ, находящуюся в их ведении. Как федеральная государственная служба, так и государственная служба субъектов РФ характеризуются особенностями, которые накладывают отпечаток на каждый вид государственной службы. При характеристике не только названных, но и других видов государственной службы могут быть положены в основу различные критерии: территориальный масштаб деятельности; специфика и многообразие государственных органов, их статусов, регулируемых сфер и отраслей, выполняемых функций и др.

Характеризуя федеральную государственную службу, следует иметь в виду, что федеральная государственная служба, согласно ст. 71 Конституции РФ, относится к исключительному ведению Российской Федерации, т. е. ее правовое положение, а также положение федеральных государственных служащих может быть определено только федеральным законодательством.

Федеральная государственная служба получила юридическое закрепление и развитие в Положении о федеральной государственной службе, утвержденном Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. (утратил силу в соответствии с Указом и. о. Президента РФ от 19 января 2000 г. № 72).

В названном Положении от 22 декабря 1993 г. было предусмотрено, что федеральная государственная служба (далее — государственная служба) осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации на государственных должностях в Администрации Президента РФ, Аппарате Правительства РФ, в аппаратах палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, в федеральных государственных органах, подведомственных Президенту РФ и Правительству РФ, а также на иных должностях в соответствии с законодательством РФ.

Государственная служба субъектов Российской Федерации — это второй основной вид государственной службы. Статус государственной службы субъектов РФ устанавливается законодательством каждого субъекта Федерации (республики в составе Федерации, края, области, городов федерального значениями и др.) и имеет сходные черты и особенности.

Как представляется, в связи с возрастанием роли и публичного характера государственной службы и расширением в связи с этим взаимосвязей с административным законодательством можно признать обоснованным отнесение правового регулирования государственной службы субъектов к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации.

2 Основные принципы государственной службы

В ст. 5 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» провозглашено, что государственная служба основана на принципах:

1) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

3) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;

5) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

6) обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и их руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;

8) профессионализма и компетентности государственных служащих;

9) гласности в осуществлении государственной службы;

10) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

11) внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства;

12) стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.

Внимательное изучение текста статьи позволяет сделать вывод о том, что она детализирует три основных принципа государственной службы:

- законность (п. 1, 2, 3, 6, 7);

- демократизм (п. 4, 6, 9);

- профессионализм (п. 8, 10, 11, 12).

Законность и демократизм - общие принципы организации и функционирования исполнительной власти, которые своеобразно проявляются в организации государственной службы. А профессионализм - это ее специфический принцип.

Анализ всего массива правовых актов, образующих институт государственной службы, позволяет сделать вывод о том, что еще одним основным и специальным принципом государственной службы можно считать принцип социально-правовой защищенности служащих.

Все принципы службы являются проявлениями важнейшего начала исполнительной власти - эффективности.

Принцип законности означает признание:

а) верховенства Конституции, федеральных законов над иными правовыми актами;

б) обязательности законных решений вышестоящих органов и должностных лиц;

в) приоритета прав и свобод человека и гражданина. Государственный служащий обязан строго соблюдать правовые акты, права граждан, делать все необходимое для их реализации и защиты. Можно назвать такие направления реализации идеи законности: служащий должен добиваться выполнения законов гражданами и организациями, он должен сам соблюдать законы, его права должны быть защищены.

Важнейшие проявления принципа демократизма:

а) полное и постоянное соответствие деятельности служащих интересам граждан, общества, государства. Служащий действует в «чужих» интересах. При возникновении конфликта личных и публичных интересов он обязан руководствоваться последними;

б) общедоступность государственной службы. Ст. 32 Конституции гласит: «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе». Из этого правила есть ряд исключений, которые не искажают, а наоборот, подтверждают его ценность. Общие ограничения связаны с наличием гражданства, владением государственным языком, с возрастом поступления на службу, совместной службой родственников, совместительством, применением такого уголовного наказания, как лишение права занимать должности. Специальные ограничения обусловлены спецификой отдельных должностей. В их числе: установление более высокого возраста для занятия должности, предельного возраста и срока пребывания на ней, требований определенного стажа, образования, здоровья. Так, на службу в милицию принимаются лица, достигшие 18 лет, годные по состоянию здоровья, имеющие среднее образование;

в) гласность в осуществлении государственной службы. Она связана с реализацией ст. 29 Конституции, закрепляющей право каждого свободно искать, получать информацию любым законным способом, гарантирующей свободу массовой информации; статьи 42, провозглашающей право гражданина на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, с конституционными запретами вводить цензуру, скрывать факты и обстоятельства, создающие угрозу для жизни и здоровья людей. Гласность должна быть и в отношениях с различными организациями, и в рамках самого государственного аппарата. Законодательством закреплено и право служащих получать информацию, необходимую для работы, знакомиться с личными делами и т. д.;

г) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную. Это важнейшее проявление демократизма всей государственной деятельности, всего государственного механизма. Оно создает условия для повышения эффективности работы государственных служащих, усиления защиты их прав.

Таким образом, демократизм проявляется в содержании службы (забота о правах и свободах граждан, общем благе), в ее народности и в формах ее осуществления (разделение труда, гласность, общедоступность).

Исполнять обязанности врача или учителя необходимо на профессиональной основе, то есть постоянно, в течение определенного времени, в рамках определенного коллектива и за регулярно получаемое вознаграждение.

Профессионализма требует и административная деятельность. Во-первых, для нее нужна компетентность, а она тем выше, чем больше знания и опыт работника. Профессионализм стимулирует приобретение знаний, их повышение, накапливание опыта работы. Во-вторых, осуществление исполнительной власти требует организаторских способностей. Обществу выгодно, чтобы лица, обладающие такими качествами, использовали их для решения общих дел, развивали их. В-третьих, оперативный, повседневный, созидательный характер административной власти предполагает, что ею должны заниматься непрерывно, уделяя ей значительное время, а значит, за плату, профессионально. В-четвертых, административная деятельность требует высокой четкости, дисциплинированности, своевременного выполнения приказов вышестоящих органов. Профессиональные начала позволяют обеспечить более высокий уровень дисциплины, так как служащий за работу получает заработную плату, с нею связывает карьеру и др.

Принцип профессионализма государственной службы предполагает:

а) компетентность работников, то есть знание ими дела, наличие необходимого образования, стажа, навыков, системы повышения квалификации. Кстати, у военнослужащих, работников милиции физическая и служебная подготовка проводятся в обязательном порядке в рабочее время. Одна из основных обязанностей служащего - поддерживать уровень своей квалификации;

б) систематическое, регулярное выполнение функций, операций, оформление, решение дел, стабильность служебных отношений. Это позволяет работнику глубже познать стоящие перед ним проблемы, людей, овладеть необходимыми навыками, методами руководства; к тому же ощущение устойчивости психологически раскрепощает служащего и благоприятно влияет на профессиональную деятельность. Отсутствие же гарантий, как известно, вызывает неуверенность, которая в свою очередь порождает приверженность к существующему в организации порядку вещей, снижает инициативу, принципиальность;

в) регулярное получение оплаты за свой труд не ниже заранее обусловленных размеров;

г) политическую нейтральность. Служащий должен действовать в соответствии с правовыми актами, но не партийными установками; вопросы партийности не должны иметь большого значения при подборе кадров; служебное положение нельзя использовать в интересах политических партий, в государственных органах нельзя создавать партийные организации.

Нужно учитывать, что «практически все развитые в экономико-правовом отношении государства всегда стремятся формировать государственный аппарат так, чтобы он и его служащие были бы свободны от политического влияния каких-либо партий, движений»;

д) лояльность государственного служащего. Независимо от партийных и иных пристрастий он должен держаться в рамках законности, служебного долга, быть корректным, внимательным с людьми, как положено относиться ко всем, кто зависит от него, обращается к нему;

е) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, за качество подготавливаемых и принимаемых решений. За свою деятельность служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную, материальную ответственность. А политические лидеры могут быть субъектами политической ответственности (отрешение от должности, выражение недоверия, отставка).

Важнейшее средство обеспечения профессионализма - номенклатура - отлаженная система подбора и выдвижения кадров. Правильно организованная - она необходимый элемент профессиональной службы. Без цивилизованной, контролируемой, законопослушной, ответственной номенклатуры демократия как система власти невозможна.

Заботу о социальной, правовой защите служащих, их экономическом обеспечении тоже можно рассматривать как средство повышения профессионализма, а значит, и эффективности службы. Защита служащих, их обеспечение осуществляются с учетом качества, стажа, важности работы. Значение, которое придается в последние годы этому аспекту службы, объем соответствующего правового массива позволяют говорить о специальном принципе государственной службы: социально-правовой защиты служащих.

Реализация этого принципа означает, прежде всего, создание необходимых условий для нормальной деятельности, принятие мер к устранению препятствий осуществления служебных обязанностей. Государственный служащий не должен нести юридической ответственности перед гражданами за ненадлежащее выполнение своей работы.

В науке различают четыре вида ориентации служащих: на характер работы, условия работы, вознаграждение, карьеру.

На практике эти ориентации сочетаются в различных пропорциях. Выбирая работу, определяя свое отношение к ней, гражданин оценивает ее с названных позиций, отдавая предпочтение некоторым из них. А государство обязано использовать эти ориентации, чтобы создать стимулы для добросовестной, полезной для общества работы служащих.

Социальная и правовая защищенность служащих предполагает:

а) повышение престижа их труда. Госаппарат необходим, и его служащие должны не стыдиться, а гордиться своей принадлежностью к категории «государственных слуг»;

б) достаточно высокую, регулярно выплачиваемую, заработную плату, размеры которой должны повышаться вместе с ростом квалификации, с увеличением стажа, снижением реальной стоимости рубля, развитием экономики;

в) создание нормальных условий труда: обеспечение хорошо отапливаемыми, освещенными помещениями, транспортом; телефонизация, компьютеризация, правильная организация труда и т. д.;

г) государственное страхование, гарантированное высокое пенсионное обеспечение;

д) обеспечение служебной перспективы. Общество заинтересовано в том, чтобы служащие работали лучше. Значит, их нужно заинтересовать, стимулировать повышение ими знаний, накопление опыта, появление инициативы, добросовестное выполнение обязанностей, развитие чувства ответственности. Служебная перспектива реализуется такими путями:

- стабильностью служебных отношений;

- повышением уровня квалификации, что влечет за собой увеличение заработной платы, повышение в звании, категории, предоставление льгот за длительную службу и т. д.;

- продвижением по службе (перевод на более высокую должность в этой же организации или в другой).

В условиях правильной организации работы государственной администрации карьера (продвижение по службе) работника прежде всего зависит от его добросовестности, квалификации, идейной зрелости и личных качеств. В таких условиях стремление делать карьеру так же нормально, как стремление стать мастером спорта, доктором наук, хорошим художником, музыкантом и т. д., поскольку при этом гражданин старается работать лучше, повышать свою квалификацию, то есть делает очень нужную и для себя, и для общества работу. А карьеризм расцветает там, где не объективные обстоятельства (соответствие качества работника более высокой должности), а субъективное мнение вышестоящих должностных лиц является решающим.

К сожалению, идея служебной перспективы не везде осуществляется последовательно. Заслуживают поддержки мероприятия по введению рангов, званий, категорий, разрядов для всех служащих государственных и муниципальных организаций и установлению окладов в зависимости от них. Необходимо совершенствовать системы оплаты труда специалистов с тем, чтобы они могли повышать свой заработок, не только двигаясь «вверх» по служебной лестнице, но и оставаясь на своем рабочем месте по мере роста знаний, стажа и отдачи (профессионального роста).

3 Особенности государственной службы как социального института

В развитых общественных системах элементом социальной структуры являются институты гражданского общества. Гражданским обществом считается, как правило, социально неоднородна (стратифицированная) общество, что является относительно независимым от государства. Вместе с тем, гражданское общество - это общность свободных и равноправных людей, каждому из которых государство обеспечивает юридические возможности быть собственником и принимать активное и всестороннее участие в политической жизни.

Основными чертами гражданского общества, в частности, являются: признание человека, его интересов, прав и свобод главной социальной ценностью общества; равноправие и защищенность всех форм собственности; экономическая свобода граждан и их объединений в выборе форм и осуществлении предпринимательской деятельности; свобода и добровольность труда на основе свободного выбора форм и видов трудовой деятельности; надежная и эффективная система социальной защиты человека; политическая и идеологическая свобода, наличие демократических институтов, обеспечивающих каждому человеку возможность влиять на формирование и осуществление государственной политики и т.д.

Они отражают потребность населения в самоорганизации, саморегулирования общественных связей и отношений. Государство обязано создавать нормативно-правовую базу функционирования институтов гражданского общества и через государственную службу контролировать выполнение законодательства всеми институтами. В свою очередь, институты гражданского общества призваны выполнять функцию социального контроля за деятельностью государства и его органов. Такое взаимодействие государства и институтов гражданского общества обеспечивает демократический характер построения и функционирования общественного организма.

В реальной жизни люди, группы людей, которые занимают разное положение в обществе и принимают неодинаковую участие в экономической, политической, духовной сферах жизнедеятельности, вступают между собой в разнообразные отношения. Чтобы обеспечить устойчивость социальных отношений, общество выработало своеобразную систему, которая согласовывает взаимодействие его элементов. В этой системе особенно важную роль выполняют социальные институты - достаточно устойчивые формы организации и регулирования совместной деятельности людей.

Социальный институт создает возможность членам общества удовлетворять различные потребности, регулирует действия людей в рамках социальных отношений, т.е. обеспечивает выполнение желаемых действий и осуществляет репрессии относительно нежелательных действий, обеспечивает постоянство общественной жизни, интегрирует намерения, действия, отношения индивидов, обеспечивает внутреннюю сплоченность сообщества. В современном обществе каждый человек принадлежит к множеству различных институтов.

Социальный институт - это форма закрепления и способ осуществления специализированной деятельности, которая обеспечивает стабильное функционирование общественных отношений.

Социальные институты классифицируют на основе содержания, функций, которые они выполняют, - экономические, политические, воспитательные, культурные, религиозные, социальные институты в узком смысле этого слова. Социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля. С помощью них поддерживается социальный порядок или определенное равновесие в процессе общественной жизни. Стабильность в обществе зависит от удовлетворения потребностей в рамках, определенных системой социальных институтов.

Как социальный институт государственная служба представляет собой исторически устойчивую форму организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе государства.

В специальной литературе служба рассматривается как общественно-полезная деятельность по осуществлению управления, его обеспечение, обслуживание людей.

Государственная служба тесно связана со всеми другими институтами общества. Она только тогда выполняет социальную функцию, когда строится на правовой основе, являясь, по сути, не только социальным, но и правовым институтом, который придает ей особого правового характера.

Выступая элементом общественной структуры, государственная служба имеет ряд особенностей, присущих ей как социального института.

Во-первых, она представляет собой только свойственную ей сферу профессиональной деятельности. Всем своим содержанием, формами и методами эта деятельность направлена на обеспечение исполнения полномочий государственных органов.

Во-вторых, как связующее звено между государством и гражданином государственная служба призвана защищать права и интересы граждан. Конституция Российской Федерации провозглашает, что человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства.

В-третьих, государственная служба как общественное явление есть нечто большее, чем деятельность государственных служащих и органов управления. Это и своеобразная форма отражения общественных отношений, показатель степени гуманности, человечности существующих в обществе порядков.

В-четвертых, государственная служба не просто отражает общественные связи и отношения. Она имеет социальную ориентацию, направленную на приближение конституционного идеала правового, демократического государства к объективной реальности.

В-пятых, государственная служба не только правовая, но и нравственная система. Формируя правосознание граждан, она, вместе с тем, выступает носителем должной морали, нравственных ценностей, ориентирует государственных служащих и граждан на соблюдение нравственных норм, правил человеческого сосуществования.

Как социальный институт государственная служба имеет свою объективную историю. Она свидетельствует о причастности его представителей к славных деяний нашего народа. К сожалению, на протяжении столетий общественная мысль недооценивала роль чиновников, тогда как чиновничество призвано быть своеобразным двигателем общественного прогресса. Все изложенное выше демонстрирует институциональный характер государственной службы.

Следует отметить, что государственная служба представляет собой профессиональную сферу деятельности государственных служащих как особой социальной группы общества. Она является одним из важнейших социальных институтов, имеет ряд свойств, позволяющих ей быть стержнем обеспечения полномочий органов государственной власти.

Заключение

В развитых общественных системах элементом социальной структуры являются институты гражданского общества. Гражданским обществом считается, как правило, социально неоднородна (стратифицированная) общество, что является относительно независимым от государства. Вместе с тем, гражданское общество - это общность свободных и равноправных людей, каждому из которых государство обеспечивает юридические возможности быть собственником и принимать активное и всестороннее участие в политической жизни.

Государство обязано создавать нормативно-правовую базу функционирования институтов гражданского общества и через государственную службу контролировать выполнение законодательства всеми институтами. В свою очередь, институты гражданского общества призваны выполнять функцию социального контроля за деятельностью государства и его органов. Такое взаимодействие государства и институтов гражданского общества обеспечивает демократический характер построения и функционирования общественного организма.

Государственная служба как система социальных институтов включает организационно-управленческий, социально-экономический, социально-правовой, государственных социальных услуг, информационно-коммуникативный, интеллектуально-духовный институты. В качестве системы социальных институтов государственная служба взаимодействует с важнейшими институтами общества и во многом воспринимает их влияние через уточнение целей и задач, а также условий своей деятельности.

Система федеральной государственной службы основана на Конституции Российской Федерации. Ее особенность выражается в полномочиях федеральных государственных органов, исполнение которых обеспечивается данной службой.

Основные принципы организации государственной службы определены в ст. 5 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации – М. : Айрис пресс, 2004. – 64 с.

2. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ. СПС «Гарант».

3. Анисимов В. М. Кадровая служба и управление персоналом организации : Практическое пособие кадровика / В. М. Анисимов - М. : Альфа-пресс, 2006. - 182 с.

4. Анисимов В. М. Федеральное законодательство о государственной гражданской службе : проблемы и механизмы реализации / В. М. Анисимов - М. : РАГС, 2007. - 76 с.

5. Гришковец А. А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в РФ / А. А. Гришковец - М. : Юрист, 2007. - 200 с.

6. Звоненко Д. П., Малумов А. Ю., Малумов Г. Ю. Административное право: учебник / Д. П. Звоненко, А. Ю. Малумов, Г. Ю. Малумов - М. : Юстицинформ, 2007. - с. 237;

7. Комментарий к Федеральному Закону «О государственной гражданской службе РФ» / Под ред. В. А. Козбаненко. - СПб. : ООО «Питер Пресс», 2008. - 284 с.

8. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и законодательству о гражданской службе зарубежных государств / А. Ф. Ноздрачев, А. Ф. Нуртдинова, Л. А. Чиканова и др. - М. : Юрист, 2005. - 240 с.

9. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. Э. Г. Липатова, Е. В. Масленникова, М. В. Преснякова. - М. : Юрист, 2007. -236 с.

10. Старилов Ю. Н. Государственная служба в Российской Федерации : Теоретико-правовое исследование / Ю. Н. Старилов – Воронеж : Издательство Воронежского университета, 2007. - 149 с.