Реферат: Сравнение регионов России по различным показателям

Название: Сравнение регионов России по различным показателям
Раздел: Рефераты по географии
Тип: реферат

МИНИСТЕРСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)»

ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Доклад

НА ТЕМУ:

Выполнил студент курса, группы

Фамилия, имя, отчество

Принял

Должность, звание Фамилия, имя, отчество

Работа принята « » г.

Подпись

Новочеркасск 20….г.

Содержание.

Введение …………….….…….…….…….…….….….….….…….….….….…....3

Глава 1. Анализ инвестиционной привлекательности России. …….……..5

1.1 Исследование инвестиционного климата России на основе основных показателей …………………………………….……….……..……....….……....5

1.2 Инвестиционная карта России.......……………..................................…….11

Глава 2. Сравнительный анализ основных показателей Ростовской и Мурманской области и их влияние на инвестиционную привлекательность регионов …….……….…………….……………….……16

2.1. Анализ основных показателей Ростовской области и их влияние на инвестиционную привлекательность региона.…….……….……….……........16

2.2.Анализ инвестиционной привлекательности и основных показателей Мурманской области………………………………..…………………………...21

Глава 3. Стратегия привлечения иностранных инвестиций в Ростовскую область ………………….…………….………………………………………….25

Заключение ……………………………………………………………………...28

Список литературы …………………………………………………………….30

Введение

Россия переходит на рыночные отношения и осуществляет реформирование во всех сферах жизни общества, прежде всего, в экономике.

Решающим условием быстрого подъёма российской экономики на данном этапе развития является восстановление и рост инвестиций в различных отраслях производства и регионах страны.

Инвестиции служат "архимедовым рычагом" поступательного развития и позитивного функционирования экономики. Они создают новые предприятия и дополнительные рабочие места, позволяют осваивать передовые технологии и обновлять основной капитал, способствуют интенсификации производства, обеспечивают выход на рынок новых видов товаров и услуг. Это приносит благо потребителям и производителям, инвесторам и государству в целом.

Существующая в настоящее время проблема активизации инвестиционной деятельности в России может решаться успешно, но при условии выработки собственной и более эффективной инвестиционной политики.

Речь идёт как о политике правительства в области создания благоприятного инвестиционного климата в стране, так и об инвестиционной деятельности на уровне отдельных отраслей, регионов и субъектов хозяйствования.

Поэтому подготовка и переподготовка специалистов в сфере инвестиций сейчас для российской экономики приобретает особую актуальность.

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.


Глава 1. Анализ инвестиционной привлекательности России

1.1 Исследование инвестиционного климата России на основе основных показателей

Приток иностранного капитала в любую страну, а также эффективность капиталовложений определяются преимуществами инвестиционного климата в данной стране.

В качестве основных составляющих инвестиционной привлекательности выступают инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.

Таблица 1 – Инвестиционные потенциалы и риски.

Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики и складывается из следующих потенциалов: Инвестиционный риск показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Существуют следующие виды риска:

ресурсно-сырьевого (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами

основных видов природных ресурсов);

трудового (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);

производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности населения);

инновационного (уровень внедрений достижения научно-технического прогресса);

инфраструктурного (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);

финансового (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона);

институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной эконо-

мики);

потребительского (совокупная покупательная способность населения);

экономический (тенденции в экономическом развитии региона);

финансовый (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятия).

политический (поляризация политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов);

социальный (уровень социальной напряженности);

экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);

криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений);

законодательный (юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства). Все законодательные акты делятся на федеральные и региональные (субъектов федерации). В свою очередь и федеральное и региональное законодательство делится на прямое (непосредственно регулирующее инвестиционную деятельность) и косвенное (связанное с условиями функционирования сфер деятельности или типов предприятий – потенциальных объектов инвестирования);

Россия хорошо обеспечена собственными естественными богатствами, сырьём и энергией. Её территория (17 млн. кв. км) более чем в 7 раз превышает территорию, которую занимают все страны ЕС. Общая протяженность границ России составляет 58,6 тыс. км, при этом морские границы почти вдвое больше сухопутных (около 40 тыс. км).

Российская Федерация граничит с 18 странами (самый большой показатель в мире), из них по суше со следующими государствами: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Абхазия[3], Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, Северная Корея; только по морю граничит с Японией и США. Современное положение России благоприятствует укреплению внешнеэкономических связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, что позволит усилить позиции страны и в Европе. В торгово-экономических взаимоотношениях России со странами СНГ основными партнерами остаются Украина, Казахстан, Белоруссия. Внешнеэкономические отношения с Японией осложняются непростыми межгосударственными политическими отношениями, связанными с претензией со стороны Японии на ряд российских островов Курильской гряды.

Россия имеет мощный и разнообразный природно-ресурсный потенциал, способный обеспечить необходимые объемы собственного потребления и экспорта. В стране открыто и разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. Она находится на одном из первых мест в мире по запасам природного газа, каменного угля, железных руд, ряда цветных и редких металлов, апатитов, торфа, а также занимает ведущее место по запасам земельных, водных и лесных ресурсов.

Россия располагает значительными водными и растительными ресурсами, в частности, она лидирует в обладании наиболее ценными в хозяйственном отношении лесными богатствами. На её территории сосредоточены занимающие одно из первых мест в мире запасы промысловых рыб и охотничьих животных.

Рекреационный потенциал России велик. Природные рекреационные ресурсы (моря, реки, озера, минеральные воды, живописные ландшафты и т. д.) очень разнообразны. Но климатические условия, экологические проблемы, неразвитость инфраструктуры значительно снижают возможность их полноценного использования. Вместе с тем в России большие территории фактически не затронуты цивилизацией. Спрос на такие территории во всем мире постоянно растет. Крупнейшими рекреационными районами России являются Северо-Кавказский, Центральный и Северо-Западный.

Россия является крупнейшим производителем сырой нефти и природного газа.

Однако состояние инфраструктуры можно оценить лишь как весьма неудовлетворительное.

В России крайне низка плотность железных и шоссейных дорог (в 25 раз ниже, чем в Германии, в 10 раз ниже, чем в Польше).

Россия значительно отстает от западных и многих восточноевропейских стран по уровню развития телекоммуникаций.

По количеству компьютеров, подключенных к сетям связи, Россия отстает от США примерно в 300 раз.

Привлекательными для иностранных инвесторов в РФ являются добыча и переработка природных ископаемых. По оценке российских экспертов, в расчете на душу населения запасы российских природных богатств в 2 – 2,5 раза превосходят потенциал США, в 6 раз – ФРГ, в 18 – 20 раз – Японии. Хотя Россия и обладает богатым ресурсным потенциалом, реализация имеющихся здесь возможностей прямо связана с протеканием экономических реформ, законодательной базой и политическим климатом для инвестиций.

Основными препятствиями для притока иностранного капитала в Россию являются: неотработанность законодательства, чрезмерные налоги, отсутствие механизма защиты иностранных инвестиций, криминогенность обстановки, распространение коррупции. Многие иностранные предприниматели называют последние причины в качестве основных, а также подчёркивают нестабильность ''правил игры''.

Необходимым условием для привлечения иностранных капиталов в Россию является борьба с криминальными элементами. В международной экономике всё больше возрастает роль мелких и средних инвесторов, а они и являются основными объектами криминальных структур. Важнейшей причиной недостатка капиталовложений является именно криминальность нашего общества.

За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали:

• высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России;

• сложные и запутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия;

• неуступчивость российских партнёров, а также их неадекватная оценка вклада российской стороны;

• резкое расхождение между словами и делами российских руководителей и чиновников (почти все компании жалуются на то, что на встречах с российскими руководителями высокого уровня – членами правительства, министрами, руководителями субъектов Российской Федерации – их заверяют в том, что им предоставят помощь в решении возникших проблем, но когда дело доходит до непосредственных исполнителей, движение полностью останавливается);

• неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.

Крайне острой проблемой стало регулирование таможенного режима в России. В настоящее время ряд иностранных компаний, реализующих импортозамещающие проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырьё, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным. В западной прессе это явление уже получило название ''синдром IBM''. Компания IBM была вынуждена свернуть сборку компьютеров в России в связи с тем, что ставки импортных пошлин на комплектующие были выше, чем на ввозимые персональные компьютеры.

Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие недополучения значительных инвестиций и низкой эффективности «работающих» капиталовложений.

Для потенциальных инвесторов в России при анализе политической ситуации решающую роль играет политика государства в отношении иностранных инвестиций, вероятность национализации иностранного имущества, участие страны в системах международных договоров по различным вопросам, прочность государственных институтов, преемственность политической власти, степень государственного вмешательства в экономику и т.д.

На инвестиционном климате отрицательно сказываются не только прямые ограничения деятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве, но и нечёткость и особенно нестабильность законодательства принимающей стороны, поскольку эта нестабильность лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий, что снижает рентабельность вложений.

Среди экономических параметров основное внимание при оценке инвестиционного климата уделяется общему состоянию экономики, положению в валютной, финансовой и кредитной системах, таможенному режиму, возможностям использования рабочей силы (стоимость рабочей силы и её соотношение со средним уровнем квалификации работников и производительности труда).

Большую роль в оценке социальной среды для инвестиций играют показатели отношения к иностранным инвестициям в обществе, степень его расслоения, наличие или отсутствие согласия по основным вопросам экономического и социального развития страны, уровень безработицы, возможность забастовок.

1.2 Инвестиционная карта России

Социально-экономические процессы в России протекают настолько бурно, что оценить инвестиционную привлекательность отдельного региона по какому-либо одному показателю затруднительно. Картина в плоскости риск-потенциал более информативна. С одной стороны, она позволяет оценить масштабы бизнеса, к которым готов регион; с другой - насколько рискованно этот бизнес разворачивать.

Оценка инвестиционного климата регионов состоит из следующих этапов:

- На первом этапе оценки инвестиционной привлекательности рассчитываются доли каждого региона в России по 9 видам инвестиционного потенциала и индексы 7 видов частных инвестиционных рисков.

- На втором этапе все регионы ранжируются по величине совокупного инвестиционного потенциала или интегрального инвестиционного риска.

- На третьем этапе сравнительной оценки инвестиционной привлекательности каждому региону присваивается рейтинг инвестиционной привлекательности - индекс, определяющий соотношение между уровнем интегрального инвестиционного риска и величиной совокупного инвестиционного потенциала региона. По соотношению величины совокупного потенциала и интегрального риска каждый регион России относится к одной из 12 рейтинговых категорий.

Инвестиционный рейтинг регионов России составлен по материалам РА "Эксперт" за 2008-2009г.

Таблица 2 – Расположение регионов России по рискам и потенциалам

Потенциал /

Риск

Минимальный

(А)

Умеренный (B)

Высокий

(С)

Экстремальный (D)
Высокий (1)

Московская область

Москва

Санкт-Петербург

Краснодарский край

Свердловская область

Средний (2)

Белгородская область

Волгоградская область

Ростовская область

Республика Башкортостан

Республика Татарстан

Пермский край

Нижегородская область

Самарская область

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Челябинская область

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Красноярский край
Пониженный (3.1)

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Калужская область

Курская область

Рязанская область

Смоленская область

Тульская область

Ярославская область

Республика Коми

Архангельская область

Вологодская область

Калинингpадская область

Ленинградская область

Мурманская область

Ставропольский край

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Кировская область

Оренбургская область

Пензенская область

Саратовская область

Ульяновская область

Тюменская область

Ямало-Ненецкий автономный округ

Алтайский край

Омская область

Томская область

Республика Саха (Якутия)

Приморский край

Хабаровский край

Тверская область

Республика Дагестан

Забайкальский край

Низкий (3.2) Липецкая область

Костромская область

Орловская область

Тамбовская область

Республика Карелия

Новгородская область

Псковская область

Республика Адыгея

Кабардино-Балкарская Республика

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Курганская область

Республика Алтай

Республика Бурятия

Республика Хакасия

Амурская область

Ивановская область

Ненецкий автономный округ

Республика Калмыкия

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия — Алания

Астраханская область

Камчатский край

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская автономная область

Чукотский автономный округ

Республика Ингушетия

Чеченская Республика

Республика Тыва

Рисунок 1 - Инвестиционная карта России (на основании данных таблицы 2)

За последний год инвестиционный рейтинг регионов стабилизировался. Подвижек было гораздо меньше, чем в прошлые годы.

Основные изменения произошли в сфере инвестиционного риска.

Девять регионов улучшили рейтинг за счет снижения риска. Подтвердила свой статус региона с минимальным риском Белгородская область (осталась в категории 2B). Кроме того, улучшили свои рейтинги следующие регионы:

- Рязанская область, Смоленская область, Тульская область (переход из категории 3C1 в 3В1);

- Костромская область, Орловская область, Тамбовская область (переход из категории 3C2 в 3В2);

- Астраханская область (переход из категории 3D в 3C2).

Ухудшили рейтинги за счет роста риска всего три региона: Тверская область

(переход из категории 3В1 в 3C1), Ивановская область (переход из категории 3В2 в 3C2).

Из 89 российских регионов лишь Свердловская область продвинулась вверх в рейтинге за счет инвестиционного потенциала, она перешла из категории 2В в категорию 1B.

По-прежнему "лихорадит" Красноярский край, который практически ежегодно и резко "по диагонали" меняет свой инвестиционный рейтинг. На этот раз регион вновь поднял риск, но одновременно и потенциал (переход из категории 3B1 в 2С).

К сожалению, ни Самарская, ни Пермская области, ни другие регионы - потенциальные лидеры, которые должны вытягивать нашу экономику (группа 2B), не смогли повысить свой инвестиционный потенциал.

Наиболее существенным результатом изменения рейтинга отдельных регионов за последний год стало увеличение (с 24 до 31) количества регионов в самой многочисленной категории 3В1 и небольшое увеличение в категории 3C2 (с 15 до 16).

Глава 2. Сравнительный анализ основных показателей Ростовской и Калининградской области и их влияние на инвестиционную привлекательность регионов.

2.1. Анализ основных показателей Ростовской области и их влияние на инвестиционную привлекательность региона.

Ростовская область – один из крупнейших и наиболее экономически развитых регионов России, со значительным числом крупных промышленных центров. Запасы топливно-энергетических ресурсов (угля, нефти и газа) особенно велики. На территории Ростовской области расположена часть Донецкого угольного бассейна. Область располагает благоприятными условиями для ведения зернового хозяйства. Недостатком является дефицит электроэнергии. Серьезные проблемы связаны с нерентабельностью угольной промышленности.

Производственный потенциал области имеет высокий уровень диверсификации. Более 84 % в объеме отгруженной продукции собственного производства занимает продукция обрабатывающих производств. По уровню развития и разнообразию видов экономической деятельности Ростовская область выделяется среди регионов Российской Федерации. Наибольший удельный вес занимают обрабатывающие производства (95%): металлургическое, производство машин и оборудования. Доля промышленности в валовом региональном продукте области составляет порядка 25 % .

Реализация масштабных инвестиционных проектов в машиностроении в последние годы привела к созданию в Ростовской области новой под - отрасли – автомобилестроения. Таганрогский автомобильный завод является единственным в Южном федеральном округе производителем автомобилей, выпуск которых ежегодно растет. За 10 лет работы для внутреннего рынка произведено свыше 300 000 автомобилей. На территории области действуют Новочеркасская ГРЭС, Цимлянская ГЭС, Ростовская АЭС. Ростовская область является монополистом в России по производству 12 видов промышленной продукции, в том числе магистральных электровозов, зерноуборочных комбайнов, свекловичных культиваторов, гидравлических прессов и т. п. На выпуске тяжелых вертолётов Ми-26 и Ми-26Т специализируется РВПК ОАО «Роствертол». Данные модели идут на экспорт (детали, комплектующие) в 20 стран мира.

Область располагает огромной по европейским меркам территорией, при этом она вобрала в себя все инвестиционные преимущества России плюс более мягкий и теплый климат, чем в большинстве других районов страны.

Выгодное географическое положение Ростовской области является ее очевидным конкурентным преимуществом. Например, на территории области расположено пять портов (Ростовский международный речной порт, Таганрогский международный морской торговый порт, Азовский международный морской порт, Волгодонский порт, и Усть-Донецкий порт.

Большое значение имеет тот факт, что Ростовская область является приграничным регионом, имея государственную границу с Украиной.

Ростовская область является регионом, где динамично развиваются внешнеторговые связи со 142 странами мира, из которых 117 стран - это страны импортеры ее продукции. Традиционно, область занимает лидирующие позиции по уровню внешнеторгового оборота среди регионов ЮФО.

Oт иностранных инвесторов в Ростовскую область за 2009 год поступило инвестиций - 742,020 млн.долларов или 67,1% к уровню 2008 года.

Основными странами-инвесторами в 2009 году были: Люксембург, Нидерланды, Кипр, Виргинские острова, помимо них: Германия, Великобритания, Франция и США.

Приоритетными в международном сотрудничестве являются отношения с приграничными регионами и странами СНГ. Заключены соглашения о сотрудничестве с Республикой Белоруссией. Донецкой и Луганской областями Украины, внешнеторговый оборот с которыми составляет 25% общих показателей ВЭД.

Крупнейшими странами-потребителями продукции Ростовской области являются Турция, Египет, Иран, Казахстан, Израиль, Италия и Украина, обеспечивающие более 55% всего экспорта области.

Основными товарными группами экспорта являются продовольственные товары и сырье для их производства; машины, оборудование и транспортные средства; а также металлы и изделия из них.

Основу импорта составляет продукция машиностроения, черные и цветные металлы, продукции химической отрасли.

Ростовская область поддерживает межрегиональные экономические и гуманитарные связи со странами дальнего зарубежья. Наиболее тесные связи установлены с Германией, в частности с землей Северный Рейн-Вестфалия, с которой подписан Совместный протокол о сотрудничестве. Реализуются совместные проекты с Францией и Финляндией.

Ростовская область по-прежнему остается привлекательной для иностранных партнеров как стабильный и перспективный регион на юге России и является членом Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.

Экономическое развитие региона естественным образом стимулируется тем, что через Ростовскую область проходит большой поток грузов. Но состояние транспортной системы ростовской области нельзя назвать безупречным. Например, почти половина автодорог требует реконструкции. Экономика Ростовской области по ряду параметров также отстает от среднероссийских показателей. Например, валовой региональный продукт на душу населения составляет около 95 тыс. руб., что более чем в 2 раза меньше аналогичного показателя по России.

Ростовская область обладает рядом конкурентных преимуществ, которые создают предпосылки для привлечения инвестиций и успешного поступательного развития. Основными из них являются: выгодное географическое положение, обеспечивающее области название «ворот» России в страны Черноморского, Средиземноморского и Прикаспийского бассейнов; важнейшее геополитическое значение области для России; развитая транспортная инфраструктура, представленная железнодорожными и автомобильными магистралями федерального значения, морскими и речными портами, международным аэропортом в г. Ростове-на-Дону; высокий природно-ресурсный потенциал (умеренно-континентальный климат, 65% земельных ресурсов составляют черноземы); высокоразвитая промышленность, и, прежде всего, машиностроительный комплекс; богатая сырьевая база для перерабатывающей промышленности; широкий спектр минерально-сырьевых ресурсов; наличие высококвалифицированной и активной рабочей силы и так далее.

Всё это в совокупности формирует в регионе благоприятный инвестиционный климат, позволяет развивать в Ростовской области существующие индустрии и создавать новые.

Ростовская область благодаря портфелю ресурсов, основанному на естественных преимуществах и сформированному на предыдущих этапах развития, является одним из регионов, обеспечивающих включение России в глобальную экономику. Ростовская область до начала мирового финансового кризиса являлась одним из наиболее инвестиционно привлекательных регионов ЮФО и России, в целом. Рейтинговое агентство «Эксперт-РА» в 2009 году отнесло Ростовскую область к регионам с инвестиционным рейтингом 2В: «средний потенциал – умеренный риск». В инвестиционном рейтинге регионов область занимает 3-е место по инвестиционному риску и 11-е по инвестиционному потенциалу. Наименьший инвестиционный риск – законодательный, наибольший – криминальный. Наибольший инвестиционный потенциал – трудовой. В течение последних лет Ростовская область признается одним из самых открытых для внешних инвестиций российских регионов. Но, не смотря на это, анализ инвестиционной деятельности в области показывает, что на сегодняшний день уровень активности инвесторов в области ниже, чем в ведущих регионах России. Эффективность работы по данному направлению требует формирования региональной инвестиционной политики, ориентированной на общероссийские и мировые тенденции развития экономики.

Прогрессивное инвестиционное законодательство, предполагающее целый набор преференций для потенциальных инвесторов, стимулирующее привлечение отечественных и иностранных инвестиций в экономику, стабильная социально-политическая ситуация и высокая заинтересованность администрации региона в его инвестиционном развитии способствуют созданию в области комфортного предпринимательского климата, что находит отражение в позитивной динамике инвестиций. Иностранные инвестиции на территории области пользуются полной и безусловной правовой защитой. Основу инвестиционного законодательства области составляют областные законы: "Об инвестициях в Ростовской области", "Об инвестиционном налоговом кредите в Ростовской области", "О приоритетном развитии шахтерских территорий Ростовской области".

Основной целью инвестиционной политики Ростовской области является создание механизмов и конкретных мер, обеспечивающих формирование инвестиционной инфраструктуры и развития инвестиционного потенциала, создание системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие государственных органов управления со всеми участниками инвестиционной сферы в интересах интенсивного социально-экономического развития территории. Прежде всего, это создание на территории Ростовской области условий, позволяющих предприятиям региона приобрести конкурентные преимущества в различных отраслях и сферах экономики, жителям области повысить качество и уровень жизни, а региону в целом повысить конкурентоспособность по сравнению с другими регионами России.

2.2.Анализ инвестиционной привлекательности и основных показателей Мурманской области.

Мурманская область - один из наиболее крупных и экономически развитых развитых регионов европейского Севера России. Область расположена на Кольском полуострове. Почти вся ее территория находится за Полярным Кругом. Имея площадь в 145 тысяч квадратных километров, область представляет собой уникальное соединение богатейшего природного ландшафта, культурно-исторической среды и развитой экономической инфраструктуры. Выгодное географическое положение области, наличие значимого природно-ресурсного потенциала, незамерзающий морской порт, близость границ со странами Европейского Союза определяют факторы социально-экономического развития региона.

Природные условия Мурмаской области отличаются от Ростовской области . Она получает значительно меньше тепла и света. Зимой солнце вообще не показывается над горизонтом, и над Кольскими тундрами висит долгая полярная ночь. Зато летом солнце не заходит круглые сутки. В связи с этим времена года не совпадают с общепринятыми календарными сезонами. Особенности климата Мурманской области обусловлены также ее положением между морем на севере и материком на юге. Это определяет высокую влажность воздуха, частые туманы, облачность, штормы. Климат здесь умеренно холодный, морской, со сравнительно мягкой зимой и прохладным летом. Несмотря на суровые природно-климатические условия Заполярья, Мурманская область располагает собственным сельскохозяйственным производством, что позволяет частично решать проблему снабжения северян свежими продуктами питания. Развито животноводство, оленеводство. Разводят крупный рогатый скот (молочно-мясные породы), оленей, птицу, свиней.

Важнейшие отрасли экономики: цветная металлургия, горнодобывающая (добыча и переработка апатито-нефелиновых руд, добыча и обогащение медно-никелевых и железных руд), химическая, рыбная, судоремонтная, деревообрабатывающая промышленности. Активно ведутся лесоразработки. На шельфе Баренцева моря открыты богатые залежи нефти и газа. Среди ведущих промышленных предприятий: ОАО «Апатит», Кандалакшский алюминиевый завод, ОАО «ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер», объединение «Никель» (Мончегорск), Ководорский горно-обогатительный комбинат (железорудный концентрат), ПО «Мурманрыбпром ». Кольская АЭС. Кислогубская ПЭС. Каскады ГЭС на реках Нива, Тулома, Паз, Ковда, Воронья. Ведущая отрасль сельского хозяйства -- животноводство. Разводят крупный рогатый скот (молочно-мясные породы), оленей, птицу, свиней. Морской транспорт (главный порт - Мурманск).

Наиболее перспективным в Мурманской области считается бизнес связанный с рыболовством, так же не отстает горнодобывающая промышленность, пароходство и АЭС.

Экономика и промышленность Мурманской области ориентирована в основном на использование природных ресурсов. Область обеспечивает 100% российского производства апатитового и 12% железорудного концентратов, 14% рафинированной меди, 43% никеля, 14% пищевой рыбной продукции.

Мурманский регион интенсивно развивается как центр международного туризма. Богатства Кольского полуострова, с его неповторимой по красоте тундровой и лесотундровой зоной, тысячами озер, рек, сопками и горами, побережьем Баренцева и Белого морей имеют для туризма мировое значение.

В Мурманской области осуществляются внешнеэкономические связи с 60 странами мира. По сравнению с Ростовской областью это почти в 2,5 раза меньше. Крупнейшим экономическим партнером из стран дальнего зарубежья являются Нидерланды - почти 60% от общего объёма внешнеторговых поставок.

Экономика Мурманской области привлекательна для инвестирования. В основе этой привлекательности - богатейшие природные ресурсы Кольского полуострова, омывающих его морей, перспективы освоения углеводородов шельфа Западной Арктики, расширение Мурманского транспортного узла и открывающиеся возможности трансконтинентальных маршрутов по Северному морскому пути.

Мурманская, как и Ростовская область имеет развитую транспортную инфраструктуру. Область является крупным транспортным узлом, имеющим федеральное значение, который включает незамерзающий глубоководный порт, торговый, рыбодобывающий флота и атомный ледокольный флот, осуществляющий навигацию по Северному морскому пути, высокую обеспеченность железнодорожными и автомобильными магистралями, аэропорты, в том числе международный, а также транспортные коридоры в Европу, Азию и Америку. Кроме того, Мурманская область достаточно обеспечена электроэнергией, имеет неплохие перспективы развития этой отрасли.

Что же касается инвестиционной привлекательности, то «Эксперт РА» Инвестиционный рейтинг области – 3B1, что означает пониженный потенциал, умеренный риск. В инвестиционном рейтинге регионов область занимает 42-е место по инвестиционному риску и 33-е по инвестиционному потенциалу. Наименьший инвестиционный риск – социальный, наибольший – экологический. Наибольший инвестиционный потенциал – природно-ресурсный.

Динамика основных показателей инвестиционной деятельности в Мурманской области - «Инвестиции в основной капитал» и «Иностранные инвестиции» свидетельствует об эффективности реализуемой в регионе инвестиционной политике.Oт иностранных инвесторов в Мурманскую область за 2009 год поступило инвестиций - 62,270 млн.долларов или 113.1% к уровню 2008 года. Мурманская область привлекла в 12 раз меньше инвестиций, чем Ростовская область.

Основные странами-инвесторами 2009 года были Швеция (50,7% от общего объема инвестиций), Кипр (30,3%), Бельгия (9,3%), Вергинские острова (Британия) (4,7%) и Норвегия (2,9%).

Мурманская область уже в ближайшей перспективе может стать базовым регионом освоения углеводородных ресурсов Арктического шельфа. С 2010 г. прогнозируется активная добыча углеводородного сырья на шельфе Арктических морей и, в перспективе, обеспечение России углеводородным сырьем в значительной мере будет достигаться за счет освоения месторождений ее морской периферии, причем значение «морской» компоненты по мере исчерпания возможностей суши будет непрерывно возрастать.

Наиболее перспективным на нефть и газ является шельф Западной Арктики, занимающий более 2,6 млн км2 под водами Баренцева, Печорского и Карского морей. Он содержит около 75% всех запасов углеводородов шельфа России и может рассматриваться как регион долговременной стратегической перспективы развития нефтегазовой отрасли.</SPAN>

Глава 3. Стратегия привлечения иностранных инвестиций в Ростовскую область.

Привлечение в экономику Ростовской области иностранных инвестиций является одним из ключевых направлений, так как инвестиции рассматриваются как важный катализатор роста экономики, поскольку являются не только источником новых капиталовложений, но и открывают доступ к новым технологиям, эффективным способам управления и маркетинга.

Ростовская область заинтересована в привлечении прямых инвестиций, которые ориентированы на развитие потенциала местной промышленности, создание кластеров и технологических цепочек.

Преимуществами региона являются:

-транспортно-инфраструктурный потенциал;

-стоимость и надежность энергообеспечения;

-высокий уровень развития финансовой и страховой инфраструктуры;

-высокий научно-технический потенциал;

-высоким потребительским потенциалом;

-благоприятными климатическими условиями.

Ключевыми проблемами региона являются:

-низкий уровень административной поддержки инвестора;

-отсутствие прямого инвестиционного маркетинга региона;

-уровень развития бизнес-инфраструктуры.

В настоящее время наиболее подготовленными для получения прямых инвестиций являются отрасли: легкая промышленность; торговые сети; строительство бизнес – инфраструктуры; кластер, основывающийся на производстве пива и безалкогольных напитков; кластер, основывающийся на производстве плодоовощной продукции; мясной кластер организация дистрибьюторского и сервисного центра автомобильных концернов на юге России; организация сборочного производства международных автомобильных компаний.

В результате анализа основных тенденций развития ведущих отраслей экономики региона, а также в соответствии с программными документами, регламентирующими экономическое развитие региона, были выделены перспективные направления развития региона.

Ростовская область как место размещения инвестиций обладает значительными преимуществами по сравнению с регионами-конкурентами. Для достижение поставленных целей - повышения инвестиционной привлекательности и создания благоприятных условий для ведения инвестиционной деятельности, необходимо решение следующих основных задач:

• разработка и реализация коммуникационной стратегии;

• развитие инновационной деятельности;

• совершенствование системы управления инвестиционным процессом;

• совершенствование инвестиционного законодательства;

• функционирование Акционерного Инвестиционного Фонда развития;

• формирование системы прямого инвестиционного маркетинга;

• развитие бизнес-инфраструктуры;

• реконструкция жилищно-коммунального хозяйства;

• кадровое обеспечение приоритетных инвестиционных проектов.

Указанные меры должны позволить Ростовской области существенно повысить инвестиционную привлекательность, добиться более высоких экономических и социальных результатов работы.

Результатом принятия данных мер, а, следовательно, нового подхода к формированию общих принципов построения инвестиционной политики региона, станет создание и обеспечение эффективного функционирования в Ростовской области целостной, адекватной общемировым тенденциям развития, региональной инвестиционной системы, способной обеспечить выполнение поставленных целей общеэкономического и социального развития региона, а также интеграцию Ростовской области в общероссийскую, а затем и общемировую среду.

Реализация вышеупомянутых мер позволит обеспечить качественное улучшение инвестиционного климата региона посредством:

· Формирования прогрессивного по международным стандартам инвестиционного законодательства и благоприятного налогового режима;

· Проведения последовательной региональной имиджевой политики, направленной на создание у потенциальных инвесторов образа области как места, привлекательного для размещения инвестиций;

· Создания инфраструктуры, на высоком профессиональном уровне способной обеспечить потребности потенциальных и существующих инвесторов, бизнеса и власти Ростовской области.

Заключение

Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала – необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги.

Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы.

В работе дана комплексная оценка инвестиционной привлекательности Ростовской и Мурманской областей. Основное внимание уделено анализу инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков, являющихся главными критериями, формирующими инвестиционный климат региона. На основе статистических данных и рейтингов показан относительно высокий уровень привлекательности Ростовской области для отечественных и иностранных инвесторов и средний уровень привлекательности для Мурманской области.

Рейтинг указанных областей определяется относительно высоким экономическим потенциалом и развитой транспортной инфраструктурой, позитивной динамикой ключевых индикаторов, низким уровнем долговой нагрузки, профицитным исполнением бюджета, высоким качеством управления финансами, хорошей кредитной историей, информационной открытостью.

Для улучшения своего инвестиционного рейтинга среди других регионов России в Ростовской и Мурманской областях разрабатываются специальные меры, направленные на увеличение объема привлекаемых иностранных инвестиций.

Из всего вышесказанного следует главный вывод: Ростовская область являются одними из лидирующих регионов РФ. Рейтинг Мурманской области относительно Ростовской области отстает. Но по сравнению с другими 89 регионами России они обладают конкурентными преимуществами и большим экономическим потенциалом, что создает реальные возможности притока иностранных инвестиций и заинтересованность иностранных инвесторов в этих регионах.

Список литературы.

1. Климова, Н.И. Инвестиционный потенциал региона / Н.И. Климова. – Екатеринбург: УрО РАН, 2007

2. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 239 с.

3. Хазанович Э.С. Иностранные инвестиции: учеб. пособие Э.С. Хазанович - М.: КНОРУС,2009

4. ru.wikipedia.org

5. http://dpr.ru/journal/journal_31_11.htm

6. http://spb.rbc.ru/freenews/20100825121630.shtml?print

7. http://www.donexport.ru/

8. http://www.donland.ru/

9. http://lawru.info/legal2/se19/pravo1903/page17.htm

10. www.gks.ru

11. www.rostov.net/oblstat