Реферат: Учёт расчётов по соц страхованию и обеспечению

Название: Учёт расчётов по соц страхованию и обеспечению
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: реферат

ВВЕДЕНИЕ

В условиях становления рыночных отношений значительно возрастает роль бухгалтерского учета как важнейшего средства получения полной и достоверной информации об имуществе предприятия и его обязательств и своевременное доведения этих сведений до пользователей. Четко организованный учет позволяет предупредить злоупотребления и нарушения.

Для осуществления своей деятельности предприятия должны иметь необходимое, производить расчеты по социальному страхованию и обеспечению, налогу на доходы физических лиц.

План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятия называет перечень синтетических счетов бухгалтерского учёта, определяющий построение всей системы бухгалтерского учета и является обязательным для исполнения. В инструкции по применению плана счетов раскрыто краткое экономическое содержание и назначение каждого счёта, определён порядок ведения синтетического учёта, приведена типовая схема корреспонденции того или иного счёта с другими синтетическими счетами.

Целью написания данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению, налогу на доходы физических лиц.

Предметом исследования является изучение расчётов по социальному страхованию и обеспечению, налогу на доходы физических лиц.

Задачи исследования:

1. Изучение учёта расчётов по социальному страхованию и обеспечению, налогу на доходы физических лиц.

2. Рассмотрение вышеупомянутых статей на примере ООО «Ромашка».

Объектом исследования является московское предприятие ООО «Ромашка». Предметом исследования явились расчёты по социально страхованию и обеспечению, налогу на доходы физических лиц организации ООО «Ромашка».

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЁТОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ, НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.1.Экономическая сущность учёта расчётов по социальному страхованию и обеспечению, налогу на доходы физических лиц

Особенности учета отчислений в фонды социального страхования и обеспечения заключаются в том, что за основу берутся все виды денежных и натуральных выплат работникам, исходя их которых по законодательству начисляют в дальнейшем государственные пенсии. Регулярно постановлением Правительства устанавливают перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд. В настоящее время этот перечень охватывает следующие выплаты:

• выходные пособия, денежная компенсация за неиспользованный отпуск и средний заработок на период трудоустройства увольняемого работника;

• государственные пособия на детей, пособия по временной нетрудоспособности и другие социальные пособия, в том числе компенсации матерям по уходу за ребенком;

• суммы вреда, причиненного работнику в связи с увечьем или профессиональным заболеванием, связанным с исполнением трудовых обязанностей;

• льготы, компенсации и материальная помощь работникам в связи с чрезвычайными ситуациями и стихийными бедствиями;

• единовременные выплаты работникам в связи с уходом на пенсию;

• суммы компенсаций командировочных расходов в пределах норм, установленных законодательством;

• стоимость специальной и фирменной одежды, специальной обуви, а также средств защиты и специального поддерживающего питания согласно законодательству;

• стоимость льгот по проезду на работу и обратно, а также проезда в отпуск и обратно в соответствии с законодательством;

• стоимость бесплатного жилья, суммы оплаты коммунальных услуг, предоставленных работнику по законодательству;

• стипендии, выплачиваемые за период обучения;

• доходы по акциям предприятий;

• суммы платежей по обязательному страхованию работников в связи с законодательством;

• стоимость оплачиваемых работодателями путевок на санитарно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей;

• прочие выплаты.

В РФ образованы внебюджетные фонды, которые являются составной частью финансовой системы России и созданы с целью обеспечения чрезвычайно важных для общества социальных расходов самостоятельными источниками покрытия.

Для обобщения информации о расчетах по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское страхование персонала предприятия, а также в фонд занятости используется счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». К счету 69 могут быть открыты следующие субсчета:

69-1 Расчеты по социальному страхованию;

69-2 Расчеты по пенсионному обеспечению;

69-3 Расчеты по обязательному медицинскому страхованию.

Перечисление страховых взносов производятся ежемесячно отдельными платёжными поручениями, согласно разбивки по процентам:

1)2,9%- фонд социального страхования;

2)до 1996 года рождения страховая часть 14% в пенсионный фонд;

А) с 1967 года рождения и моложе страховая часть 8%, накопительная 6%;

Б)6% в пенсионный фонд страховые взносы

Итого в пенсионный фонд 20%;

3)2% территориальный фонд медицинского страхования, 1,1% в федеральный фонд медицинского страхования.

Объект обложения - выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателем в пользу работников по всем основаниям. Объект налогообложения зависит от категории плательщика ЕСН.

При расчете налогооблагаемой базы, учитываются начисленные работнику суммы независимо от источника их финансирования и размеров, за исключением сумм, не подлежащих налогообложению в соответствии со статьей 238 2 части НК РФ и с учетом налоговых льгот установленных статьей 239 НК РФ.

Ставки налога зависят от налоговой базы на каждого работника, исчисленных нарастающим итогом с начала года. Основной особенностью является регрессивная шкала ставок налога.

Порядок расчета отчислений во внебюджетные фонды аналогичны. Однако имеется особенность по Фонду социального страхования. Плательщики перечисляют ежемесячно в этот фонд не всю сумму взносов, а лишь остаток от начисленных страховых взносов за вычетом фактически произведенных расходов на санаторно-курортное обслуживание трудящихся и членов их семей и выплату всех видов пособий по социальному страхованию.

С 2001 г. в России вводится совершенно новая система налогообложения доходов физических лиц, которая в значительной степени отличается от действующей до этого. Отличие состоит не только в новом названии налога, но в самой концепции налогообложения.

Можно говорить о двух направлениях совершенствования Российского законодательства:

· значительное снижение налогового бремени для каждого физического лица - налогоплательщика и повышение на этой основе уровня его жизни.

· приближение принципов законодательства по налогообложению к принципам международного права.

Первое направление. Основное, радикальное нововведение - единая ставка налога по так называемым трудовым доходам в размере 13% независимо от величины дохода и в размерах 9%, 30% и 35% по так называемым нетрудовым доходам, т.е. по существу отказ от понятия "совокупный годовой облагаемый доход".

Итак, любые доходы, кроме перечисленных ниже, законодателем отнесены к трудовым. Доходы, полученные в виде: дивидендов (ставка налога 9%), выигрышей по лотереям, тотализаторам и другим рисковым играм, призов, выигрышей на конкурсах; страховых выплат по добровольному страхованию в части, превышающей внесенные взносы; проценты по вкладам в банках и суммы экономии на процентах по заемным средствам (ставка налога 35%) в части превышения % ставки рефинансирования Банка России - отнесены к нетрудовым доходам.

Второе направление. Как известно в международной практике существует несколько подходов к исчислению подоходного налога.

Как и во всех цивилизованных странах, в России с 2001 г. облагаемые доходы физических лиц уменьшаются на суммы расходов, понесенных в связи с лечением, приобретением медикаментов, а также на получение налогоплательщиком и его детьми образования.

Синхронная реформа подоходного и социального налогообложения не только не уменьшит размеры поступлений в бюджет, но и приведет к их росту. Что и показала практика применения нового налогового законодательства.

1.2.Нормативно-правовое регулирование учетарасчётов по социальному страхованию и обеспечению, налогу на доходы физических лиц

В настоящее время ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно-правовых актов.

Первый уровень - законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».

Второй уровень - Положения по бухгалтерскому учету (российские стандарты), утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, Правительством РФ.

Третий уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные документы. Подготавливаются и утверждаются они федеральными органами, министерствами, другими органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Сюда относятся Планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению.

Четвертый уровень - документы по организации и ведению бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям, которые носят обязательный характер для конкретных организаций. Это рабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организаций в рамках принятой учетной политики. Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.

В последние годы в системе нормативного регулирования и ведения бухгалтерского учета в России произошли значительные изменения, дополнения и уточнения. Поэтому при разработке учетной политики организации должны исходить из Федерального закона о бухгалтерском учете, иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и положений, приказов, Плана счетов бухгалтерского учета, инструкций и писем Министерства финансов РФ и других нормативных документов.

Налоговый кодекс РФ регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Данный кодекс основывается на признании всеобщности и равенстве налогообложения, а при установлении налогов учитываются экономические основания налогов, целостность единого экономического пространства, недопущение ограничения свободного перемещения в пределах территории Российской Федерации товаров, работ, услуг или финансовых ресурсов, иные ограничения, не предусмотренные законодательством, фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

В Налоговом кодексе РФ установлена система налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов в стране, в том числе:

- виды налогов и сборов, взимаемые в Российской Федерации;

- основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;

- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

- формы и методы налогового контроля;

- ответственность за совершение налоговых правонарушений;

- порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Система налогообложения оказывает существенное влияние на методику бухгалтерского учета, поскольку суммы рассчитанных налогов и сборов за отчетный налоговый период отражаются в первичных учетных документах, регистрах аналитического и синтетического учетов, бухгалтерской отчетности.

ΙΙ. УЧЕТ РАСЧЁТОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ, ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «РОМАШКА»

2.1. Краткая характеристика предприятия и экономические показатели деятельности организации

ООО "Ромашка" в соответствии с действующим законодательством представляет собой организацию, уставной капитал которой разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Число участников общества не превышает предела установленного законодательством для обществ с ограниченной ответственностью.

Учредительными документами ООО "Ромашка" являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Учредительные документы содержат условия о размере уставного капитала общества; о размере долей каждого из участников; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов; о составе и компетенции органов управления общества и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Высшим органом ООО "Ромашка" является общее собрание его участников, а его исполнительным органом является директор ООО "Ромашка" назначенный общим собранием.

Опубликование сведений о результатах ведения дел ООО "Ромашка" не требуется. Как и любое юридическое лицо, общество имеет в собственности обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, печать со своим наименованием. Общество действует на основании устава, утвержденного учредителями, в котором определены цели деятельности, уставной фонд общества, права и обязанности участников общества, порядок управления деятельностью и другие вопросы.

ООО "Ромашка" с момента его регистрации получило статус юридического лица. За счет чистой прибыли Общество формирует:

– Фонд развития производства;

– Фонд социального развития и материального поощрения;

– Резервный фонд;

– Фонд отчислений учредителям Общества.

Упрощенная система налогообложения применяется ООО "Ромашка" наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения осуществлен в добровольном порядке. Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. ООО "Ромашка", применяя упрощенную систему налогообложения, не признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, за исключением случаев, когда организация признается налоговым агентом по уплате этого налога.

ООО "Ромашка" производит уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иные налоги уплачиваются организацией в соответствии с общим режимом налогообложения.

Объектом налогообложения ООО "Ромашка" признаются доходы организации, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществился самим обществом и не может меняться в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод). Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Так как объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговая ставка устанавливается в размере 15 %. Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Так как ООО "Ромашка" выбрало в качестве налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, то по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.

Сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. Уплата налога и квартальных авансовых платежей по налогу производится по месту

нахождения организации. Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Бухгалтерский учет на предприятии ООО «Ромашка» ведется на основании принятой учетной политики (Приложение 1).

ООО "Ромашка" ведет налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов. Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операции утвержден Министерством финансов Российской Федерации.

Основным видом деятельности ООО “Ромашка” является производство одноразовых средств в виде влажных стерильных салфеток для обработки мелких травм кожи, дезинфекции, профилактики грибковых заболеваний; гигиенических средств в виде влажных салфеток для ухода за кожей лица и рук. Для изготовления продукции используется как российское, так и импортное сырье. Имеется патент на изобретение.

Таблица 1- Структурно-динамический анализ основных элементов формирования конечных финансовых результатов ООО “Ромашка”

Показатель структуры элементов чистой прибыли в выручке от продаж 2008 г. 2009 г.

% Изменение структуры, в пунктах

Выручка от продаж

100,00 100,00 0
Себестоимость проданных товаров,
продукции, работ, услуг
88,15 87,92

0,22

Валовая прибыль 11,85 12,08

-0,22

Коммерческие расходы

1,67 0,58 1,09

Управленческие расходы

1,26 0,91 0,35
Прибыль от продаж 8,92 10,59

-1,67

Прочие операционные расходы

0,12 0,12 0,00

Прибыль до налогообложения

8,80 10,46 -1,66
Налог на прибыль 2,64 3,14

-0,50

Прибыль от обычной деятельности

6,16 7,33 -1,16

Структурно-динамический анализ по данным таблицы 1 показывает, что имеют место отрицательно складывающиеся в отчетном году по сравнению с предыдущим тенденции, выразившиеся в ухудшении финансовых результатов почти по всем позициям: увеличился удельный вес затрат и коммерческих
расходов соответственно на 0,22 и 1,09 пункта, уменьшился удельный вес прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и прибыли от обычной деятельности (на 1,67, 1,66 и 1,16 пункта соответственно).

Поэтому организация должна изыскивать возможности и усиливать контроль в целях оптимизации структуры расходуемых средств и повышения эффективности их использования.

2.2.Документальное оформление и бухгалтерский учет расчетов по оплате труда

Трудовые отношения – отношения на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Если принимаемый на работу не имел трудового стажа, трудовая книжка, а также пенсионное свидетельство оформляются организацией – работодателем.

На основании заключенного трудового договора (Приложение 2) с работником ООО “Ромашка” оформляет приказ (распоряжение) по предприятию о его приеме на работу в соответствии с условиями договора. Содержание приказа объявляется работнику в течении трех дней с момента подписания договора, а также выдается второй экземпляр, а по требованию – копия приказа о приеме, заверенная руководителем.Оформление приказа о приеме на работу осуществляется при помощи формы №Т1 и №Т-1а (Приложение 3). Далее на основании приказа о приеме на работу открывается личная карточка работника, оформляемая по форме №Т-2 (Приложение 4). На основании личной карточки работник бухгалтерии заполняет лицевой счет, который составляется для отражения сведений о заработной плате за прошлые периоды. В него заносятся записи обо всех видах начислений и удержаний из заработной платы на основании первичных документов по учету выработки и выполненных работ, отработанного времени и документов на различные виды выплат. Исходя из лицевого счета вычисляется средний заработок, необходимый для проведения начислений при оплате отпуска, по больничным листкам и т. д.

Каждый год на каждого работника открывается новый лицевой счет. Кроме этого, должна заводиться налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц по форме 1-НДФЛ (приложение 5). По окончании года лицевые счета и налоговые карточки персонала предприятия сдаются в архив. В случае если руководство ООО “Ромашка” считает необходимым, то вновь принимаемым работникам устанавливается испытательный срок, что фиксируется в трудовом договоре и приказе о приеме на работу.

Для закрепления трудовых обязанностей за конкретным работником используется должностная инструкция, которая утверждается приказом директора ООО “Ромашка” и после подробного изучения заверяется подписью

работника. Должностные обязанности кассира определены Порядком ведения кассовых операций в РФ, а должностные обязанности главного бухгалтера определяются ст.7 Федерального закона от 21.11.1996 г. №129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Полное наименование должности, профессии и специальности в трудовом договоре указывается в соответствии со штатным расписанием ООО “Ромашка”. Штатное расписание ООО “Ромашка” представляет собой организационно-распорядительный документ. В его состав входит информация о должностях, численном составе и фонде заработной платы работников предприятия. Штатное расписание заверяется подписями главного бухгалтера и ректора, утверждается директором ООО “Ромашка” посредством издания соответствующего приказа. Также в трудовом договоре указывается на каких условиях принимается работник: по основному месту работы или по совместительству.

Ведение и хранение трудовых книжек осуществляется бухгалтером ООО “Ромашка” в соответствии законодательством РФ. Трудовые книжки являются бланками строгой отчетности, поэтому хранятся в сейфе и учитываются в следующей документации:

– приходно-расходной книге по учету бланков трудовых книжек и вкладышей к ним;

– книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним.

Расходы на трудовые книжки учитывают на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности" по цене приобретения (на основании соответствующих товарных и кассовых чеков, накладных). Аналитический учет по счету 006 ведется по каждому виду бланков строгой отчетности и местам их хранения. Испорченные при заполнении бланки трудовых книжек отражают в акте на их списание. В настоящее время в ООО “Ромашка” широко применяется практика, когда работники приобретают трудовые книжки самостоятельно. В этом случае бухгалтерский учет бланков трудовых книжек не ведется. В случае перевода работника на другую работу эта процедура оформляется приказом директора ООО “Ромашка” по форме №Т-5 (Приложение 6).

Для оформления и учета отпусков, предоставляемых работнику (работникам) в соответствии с законодательством, нормативными актами организации, трудовым договором, бухгалтером или уполномоченным лицом ООО “Ромашка” составляется приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникупо форме №Т-6 (Приложение 7) и утверждается директором организации. Этот приказ объявляется работнику под расписку. На его основании делаются отметки в личной карточке, лицевом счете, производится расчет заработной платы, причитающейся за отпуск.

Для оформления и учета направлений работника в командировку, бухгалтером заполняется, а директором ООО “Ромашка” утверждается приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку.

В ООО “Ромашка” ведется учет фактически отработанного каждым работником предприятия. Продолжительность рабочей недели ООО “Ромашка” пять рабочих дней с выходными субботой и воскресеньем и составляет 40 часов для всех работников организации, что соответствует законодательству РФ. Выполнение работ сверхурочно допускается с письменного согласия работника. Рабочее время всех категорий работающих накануне нерабочих праздничных дней уменьшается на один час.

Директор ООО “Ромашка” приказом назначает лицо, ответственное за ведение табельного учета. Табель заполняется на списочный состав работников

предприятия, принятых на постоянную, временную и сезонную работу сроком на 1 день и более (кроме работников, с которыми заключен договор подряда). Бланки этого табеля ООО “Ромашка” формируются с использованием средств вычислительной техники с частично заполненными реквизитами.

Для определения суммы заработной платы, подлежащей выдаче на руки работникам определяется сумма заработка работников за месяц и производятся необходимые удержания. Эти расчеты производятся в Расчетно-платежной ведомости, которая к тому же служит документом для выплаты заработной платы за месяц. На каждого работника в ведомости отводят одну строку. Для выплаты используется платежная, в ней указываются фамилии и инициалы работников, их табельные номера, суммы к выдаче и расписку в получении заработной платы.

Для получения денежных средств на выплату заработной платы в банк предоставляется чек, платежные поручения на перечисления денежных средств в бюджет по удержанным налогам, на перечисление сумм, удержанных по исполнительным документам и личным обязательствам, а также на перечисление платежей на социальные нужды (в фонды - пенсионный и социального страхования). На основании чека банк выдает организации необходимую сумму денежных средств, а бухгалтерией ООО “Ромашка” на эту сумму составляется приходный кассовый ордер. Заработная плата выдается из кассы в течение трех дней. По истечении этого срока кассир против фамилий работников, не получивших заработную плату, делает отметку "Депонировано", составляет реестр не выданной заработной платы и на титульном листе ведомости указывает фактически выплаченную и не полученную работниками сумму заработной платы. Суммы, не выплаченные в срок заработной платы, по истечении трех дней сдают в банк на расчетный счет.

На выданную сумму заработной платы составляется расходный кассовые ордера, по одному на каждую платежную ведомость, номера и даты которых проставляются на последней странице ведомости. Для учета и регистрации платежных ведомостей по произведенным выплатам работникам организации работником бухгалтерии, ответственным за начисление и расчет заработной платы, ведется Журнал регистрации платежных ведомостей.

Выплаты, не совпадающие со временем выдачи заработной платы (внеплановые авансы, отпускные суммы и т.п.), производят по расходным кассовым ордерам, на которых делают пометку "Разовый расчет по заработной плате". Для учета и расчета причитающейся заработной платы и других выплат работнику при прекращении действия трудового договора работником бухгалтерии составляется Записка - расчет при прекращении действия трудового договора (контракта) с работником.

2.3. Порядок отражения в учете отчислений в различные фонды и удержаний производимых с заработной платы

Расчет сумм, причитающихся к выплате работникам по заработной плате, условно состоит из нескольких этапов:

1. начисление сумм оплаты труда и других выплат работникам предприятия; отражение указанных сумм на счетах бухгалтерского учета;

2. расчет удержаний из заработной платы;

3. расчет сумм начислений страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ на фонд заработной платы;

4. получение наличных денег на заработную плату в отделение банка;

5. выдача заработной платы;

6. депонирование заработной платы.

В этой части проведем анализ как производится работниками бухгалтерии ООО “Ромашка”: расчет различных удержаний из заработной платы; расчет сумм начислений страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ на фонд заработной платы (отчисления на травматизм 0,9%); расчет больничных листов и отпусков.

По общему правилу средний заработок начисляют в том случае, если сотрудник на предприятии не находится, но работодатель обязан оплачивать это время в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.

Для расчета суммы среднего заработка определяется время, за которое его нужно начислить. Для этого ведется табель учета использования рабочего времени. Число дней, за которые положена такая выплата, и войдет в расчет.

Во всех случаях, кроме отпусков, средний заработок рассчитывается одинаково. Складываются суммы, которые были начислены сотруднику за предыдущие 12 месяцев (календарных или фактических), результат делится на число дней, отработанных за этот период. Это правило распространяется на всех: штатных работников, совместителей, сотрудников с неполным рабочим днем. Главное, определить какие именно дни и выплаты расчетного периода нужно включать в расчет, а какие нет.

Из начисленной работникам организации заработной платы производят различные удержания, которые можно разделить на две группы: обязательные

и по инициативе организации.

Обязательными удержаниями являются налог на доходы физических лиц, по исполнительным листам и надписям нотариальных контор в пользу юридических и физических лиц. В ООО “Ромашка” по инициативе организации имеют место следующие вычеты: долг за работником; ранее выданные плановый аванс и выплаты, сделанные в меж расчётный период; в погашение задолженности по подотчетным суммам; за ущерб, нанесенный производству; за порчу, недостачу или утерю материальных ценностей; за брак.

Из числа обязательных удержаний в ООО “Ромашка” имеют место удержания в виде налога на доходы физических лиц и удержаний по исполнительным листам в пользу физических лиц в виде алиментов.

Налог на доходы физических лиц удерживается со всех сотрудников, признаваемых в соответствии с законодательством налогоплательщиками данного налога.

Базой для исчисления налога являются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной так и в натуральной формах, и определяется бухгалтером в соответствии с законодательством. К наиболее распространенным из них в данной организации являются: начисленная заработная плата, материальная помощь, суммы государственных пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за ребенком), отпускные, авансы в счет заработной платы, дивиденды. Налоговым периодом признается календарный год.

Дата фактического получения дохода налогоплательщиком определяется бухгалтером согласно статье 223 гл.23 Налогового Кодекса РФ.

Наиболее часто в ООО “Ромашка” применяется такая налоговая ставка как 13% . Работником бухгалтерии определяется общая сумма налога по каждому сотруднику, что указывается в лицевом счете, а затем определяется общая сумма налога по различным ставкам. На каждую общую сумму налога по конкретной ставке ответственным бухгалтером составляется платежное поручение для перечисления налога в бюджет. Деление общей суммы налога по ставкам необходимо в связи с разными кодами бюджетной классификации, которые необходимо указывать в платежном поручении, а также для более полного аналитического учета данного налога. По окончании налогового периода ответственным бухгалтером составляется декларация по налогу на доходы физических лиц в целом по предприятию, которая представляется в налоговый орган по месту регистрации организации не позднее 01 апреля года,

следующего за истекшим налоговым периодом.

Расчет удержаний по исполнительным листам осуществляется в соответствии с Семейным кодексом РФ и временной инструкцией о порядке удержания алиментов.

База для удержания алиментов равна: начисленный доход минус удержанный налог на доходы физических лиц. К базе применяются такие проценты:

1)25%- удержаний на одного ребёнка;

2)33%- на двоих детей;

3)не более 50% на троих детей и более.

Алименты не взыскиваются с сумм материальной помощи, единовременных пособий, компенсационных выплат за работу во вредных и экстремальных условиях и иных выплат, не носящих постоянного характера.

Базой для исчисления алиментов берется сумма заработка (дохода) за вычетом налога на доходы с физических лиц. На сумму удержанных алиментов работником бухгалтерии составляется платежное поручение и перечисляется получателю указанному в исполнительном листе.

Расчет сумм начислений страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ на фонд заработной платы. Согласно статье 346 главы 26 Налогового кодекса РФ, ООО "Ромашка" освобождена от уплаты Единого социального налога, так как он заменен уплатой Единого налога. Но, несмотря на это ООО "Ромашка" является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и фонд социального страхования на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Уплата авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей ООО "Ромашка" отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган.

Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) в ПФРФ на страховую и накопительную части трудовой пенсии, а также задолженности по страховым взносам, включая пени и штрафы, производится ООО "Ромашка" отдельными платежными поручениями.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний исчисляются и уплачиваются ООО "Ромашка" независимо от применяемой ей системы налогообложения.

Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:

– физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;

– физические лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к труду страхователем;

– физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Страховым тарифом в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходов) застрахованных ООО "Ромашка" считает 0,9%.

Ежемесячно на общую сумму страховых взносов по всем сотрудникам ООО "Ромашка" бухгалтером составляется платежное поручение, и перечисляется до 15 числа, месяца следующего за расчетным.

III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА «РАСЧЁТОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ, НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ» НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «РОМАШКА»

3.1.Предложения по совершенствованию проблем ООО «Ромашка»

Рассмотрев принципы и особенности ведения учета расчетов с бюджетом, предлагаю на предприятии со­ставлять для контроля за полным и до­стоверным начислением всех на­логовых платежей за каждый от­четный период накопительную сводную ведомость.

Таблица 2- Накопительная сводная ведомость

№ п\п Наиме-нование налого-вых пла-тежей Источ-ник ин- форма-ции о нало-гообла-гаемой базе

Налого-облага-емая база нарас-тающим итогом с начала года, тыс. руб.

Ставка налога, % Начис-лен на-лог на-раста-ющим итогом с начала года, тыс. руб. Налог из гр.6 пред-шес-тву-ющей нако-питель- ной ве-домос-ти Зачтён и пере-числен НДС за пред-шес-тву-ющие отчёт-ные пе-риоды года Налог, подле-жащий начис-лению за от-чётный период (гр.6-гр.7) Ис-точ-ник пок-рытия нало-гово-го пла-тежа Кор- рес-пон-ден-ция сче-тов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Такая накопительная ведо­мость представляет собой своеоб­разный свод налоговых деклара­ций. Только по двум видам плате­жей (НДС и налогу на рекламу) декларации построены не по на­копительному принципу - в них нет нарастающих итогов с начала года. Целесообраз­но унифицировать формы налого­вых деклараций. Их нужно составлять по дан­ным накопительной сводной ве­домости начисления налогов, можно и наоборот.

Чтобы прове­рить полноту и достоверность на­числения налогов, надо сравнить данные налоговых деклараций и накопительной сводной ведомо­сти, а затем сопоставить показате­ли гр. 9 сводной ведомости по каждому налогу с показателями начисления налогов в оборотной ведомости. По оборотной ведомости можно проанализировать и своевременность погашения задолженности по каждому налогу.

Сопоставление данных о начис­ленных налогах в декларациях, накопительной ведомости, оборотной ведомости по аналитическим счетам по расчетам с бюджетом характеризует степень соответствия данных бухгалтерского учета и налоговой отчетности в виде деклараций (расчетов).

Графа 8 накопительной свод­ной ведомости предназначена для контроля за соответствием начис­ленного НДС сумме зачтенного и своевременно перечисленного платежа. В идеале данные гр. 8 и гр. 7 должны совпадать. Если сум­ма в гр. 8 больше, чем в гр. 7, это свидетельствует о переплате нало­га; если же меньше, то о просро­ченной задолженности по НДС.

О хорошем состоянии расче­тов по другим налогам (на при­быль, имущество, рекламу и др.) будет свидетельствовать равенство сумм в трех смежных графах обо­ротной ведомости - кредитовый оборот, кредитовый остаток и де­бетовый оборот.

Показатели оборотного баланса по расчетам предприятия с бюджетом нужно хотя бы раз в год сверять с данными бухгалтерии налоговой инспекции для устранения возможных расхождений в учете поступления платежей предприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Действующая в России уже девять с половиной лет налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков.

Организацию работы с налогоплательщиками по выполнению этой задачи ведет Министерство по налогам и сборам РФ. Качество ее работы предопределяет формирование бюджета страны и развитие предпринимательства в России. Однако, обилие налогов, сборов, пошлин не всегда поддерживает баланс интересов предпринимателей и государства и не способствуют эффективному пополнению государственной казны. Сейчас в РФ собирается 60-65 % всех подлежащих уплате налогов, что ниже уровня в других странах. Громадные размеры неплатежей в бюджет говорят о том, что налоговые ставки воспринимаются предпринимателями как непомерные и несправедливые.

Сказывается и сложность, запутанность, нестабильность налогового законодательства. Никаких трудностей в учете налогов нет, если сама система налогообложения построена логично, рационально, без многочисленных усложнений, дополнительных расчетов и корректировок, к которым бухгалтерский учет не очень приспособлен. Но, к сожалению, именно такие усложнения в последние годы получают все большее распространение.

Таким образом при совершенствовании учета и налогообложения необходимо:

- максимально снизить корректировки налогооблагаемой базы там, где они делаются в значительных размерах (в первую очередь, по налогу на прибыль);

- система налогообложения должна исключать возможность разного толкования определения налогооблагаемой базы налогоплательщиками и налоговыми органами, а это возможно лишь в условиях, когда налоговые расчеты строятся полностью или в максимальной степени на базе системы бухгалтерского учета;

- в свою очередь, реформирование бухгалтерского учета должно быть также максимально направлено на то, чтобы учесть все особенности построения системы налогообложения;

- не менее важно формировать у налогоплательщика сознательного отношения к его обязательствам перед государством и это достигается не только продуманным законодательством, но и качеством деятельности налоговых органов, компетентностью их сотрудников, работой средств массовой информации.

Все эти вопросы постоянно обсуждаются в Государственной Думе РФ, принят Налоговый кодекс РФ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.98г., - М.: ИНФРА-М,2009.

2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утвержден приказом Министерства финансов от 31.10.2000 г., №94н.

3. Федеральный закон от 21.11.96 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

4. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. Издание 6-е, перераб. и доп. – Москва: ИКЦ «Март»; Ростов н/д: Издательский центр «МарТ», 2008.

5. Богомолец С.Р., Бухгалтерский учет, 2007г.

6. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. И пер. – М.: ИКЦ Омега-Л: Высш. Шк., 2009.

7. Касьянова Г.Ю., Кредиты и займы: учёт, налоги и правовые вопрсы, 2009г.

8. Касьянова Г.Ю., Бухгалтерский и налоговый учёт для практиков, 2008г.

9. Кондраков Н.П., Бухгалтерский учёт, учебное пособие, 2009г.

10. Морозова Ж.А. Заработная плата. Налоги – М.:НалогИнформ, 2007.

11. Нитецкий В.В., Зайнетдинов Ф.В., Суглобов А.Е. Практикум аудита в организациях:

12. Новодворский В.Д. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. пособие. – М.,2007. – /Серия "Высшее образование"/.

13. Перминова О.В. Расчет больничных: новые разъяснения, сложные вопросы, особенности расчетов для фирм на "упрощенке" и ЕНВД, отчетность. – М.: Главбух, 2007. 11.

14. Радченко И.С., Все кредиты, 2007г.

15. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009.

16. Самохвалова Ю.Н., Бухгалтерский учет, практикум, 2009г.

17. Сапожников Н.Г., Бухгалтерский учет, 2009г.

18. Солтык Т.Г., Учет налоговых разниц по расходам на оплату труда и прочим выплатам в пользу работников , 2007г.

19. Тумасян Р.З., Бухгалтерский учет, учебно-практическое пособие, 2009г.

20. Шапорова С.П., Ханенко О.А., Ковалева М.Е., Суворова А.М., Бухгалтерский учёт, учебное пособие, 2007г.

21. Чая В.Т., Бухгалтерский учёт, 2008г.

22. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит, ИНФА-М, 2008 г.

23. Шишкоедова Н.Н. Учет расчетов с персоналом: расчеты по оплате труда. – М.: ООО «Вершина», 2007.

24. Щербакова М.А., Учет расходов на оплату труда, 2009г.

25. Огиренко Е.А. «Что изменилось в учете и налогообложении»//Журнал «Главбух», №8, 2007 г.