Реферат: Внешнеторговая политика ВТП понятие, сущность и основные типы - на примере США, Японии и РФ

Название: Внешнеторговая политика ВТП понятие, сущность и основные типы - на примере США, Японии и РФ
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО – ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА»

Комплексная междисциплинарная курсовая работа

на тему: «Внешнеторговая политика (ВТП): понятие, сущность и основные типы - на примере США, Японии и РФ».

Проверили: Выполнила:

к.э.н студент

доцент

д.э.н.

профессор

Москва – 2010

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВТП.5

1.1.Понятие, сущность и основные типы ВТП.5

1.2 Основные методы осуществления ВТП.7

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВТП НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ.12

2.1 ВТП США.12

2.2 ВТП Японии.16

2.3 ВТП РФ.19

ГЛАВА 3. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 33

Список литературы... 34


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что даже самый общий взгляд на процессы, протекающие в мировой экономике и во внешней торговле России, позволяет увидеть, насколько они сложны и противоречивы, и понять необходимость диалектического подхода к ним, который представляет всякое явление как единство двух противоположных тенденций. По отношению к внешней торговле эти тенденции упрощенно можно выразить следующим образом: объединение, интеграция, унификация, рост открытости и либерализация, с одной стороны, и регионализация, специализация, социально- экономическая дифференциация, диверсификация, сепаратизм и протекционизм с другой.

Заявления российских политиков высокого ранга о том, что Россия – полноправный член «Большой восьмерки», что Россию признали страной с рыночной экономикой, что она готова вступить в ВТО, произносятся с гордостью.

Между тем гордиться особенно нечем, потому что Россия не стала полноправным членом международного экономического сообщества с полновесным правом голоса по всем наиболее важным проблемам. Россию насильно «втащили» в мировую экономику, обременив всеми присущими ей проблемами и не предоставив никаких инструментов для их решения. Этот факт, с наибольшей очевидностью проявившийся в кризисном, 1998 г., когда события на валютных и фондовых рынках далекой Юго-Восточной Азии оказывали на экономику страны гораздо большее влияние, чем российское правительство, сейчас, после 4-х лет экономического роста по-прежнему воспринимается как проблема, как потенциальная угроза макроэкономической стабильности. И если тогда основной проблемой были потоки капитала, «горячих денег», то сейчас во все большей мере – потоки товаров, т. е. зависимость страны от сырьевого экспорта, а, следовательно, от конъюнктуры мировых товарных рынков.

Действительно, экономика России, как отмечают многие эксперты, стала довольно открытой: по соотношению торгового оборота и ВВП (60%) Россия в 2007 г. превзошла такие страны, как Франция (47%), Германия (56%), Япония (18%) и США (21%). Внешняя торговля оказывает определяющее воздействие на экономическое развитие страны. Так, вклад экспорта в рост производства равнялся в 1999 г. 87%, в 2007 г. – 66%. Ряд стратегически важных отраслей опирается в своем развитии на экспортные поставки. В 2003 г. выручка от экспорта составила в цветной металлургии 80%, нефтегазовой промышленности – 62, черной металлургии – 56%. На экспортно-ориентированные отрасли приходится 70-75% прибыли экономики и примерно столько же инвестиций, 50-60% налоговых поступлений, 25-30% доходов населения, вся валютная выручка, необходимая для выплат по внешнему долгу и поддержания курса рубля. В то же время за счет импорта обеспечивается до половины розничного товарооборота и инвестиций в машины и оборудование.

Представляется целесообразным обратить более пристальное внимание на общие тенденции развития внешней торговли как одного из видов международных экономических отношений (МЭО), которые в свою очередь являются частью целостности более высокого порядка – мировой экономики. Именно такой системный взгляд на проблему позволяет отобразить процессы развития во всей их полноте, а не ограничиться описанием количественных сдвигов в структуре внешней торговли.

Основной целью этого исследования является анализ понятия внешнеторговой политики и условий ее формирования в России, США и Японии.

Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:

- Изучить понятие внешнеторговой политики, ее сущность и основные типы; - теоретически обосновать экономическое содержание внешнеторговой политики; - систематизировать опыт внешнеторговой политики России, США и Японии. Предметом исследования является внешнеторговая политика. Объектом исследования явились США, Россия, Япония.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВТП.

1.1. Понятие, сущность и основные типы ВТП .

Внешнеторговая политика (ВТП) государства – это комплекс мер, направленных на регулирование и развитие экспортоориентированного и импортозамещающего промышленного производства, активизирующих экспорт и сдерживающих импорт.

В зависимости от того входит ли государство в какие-нибудь интеграционные экономические образования ее ВТП может быть:

- Автономной (самостоятельной, односторонней);

- Конвенционной (выработанной совместно с рядом государств);

- Автономно-конвенционной

В зоне свободной торговли государства обычно разрабатывают конвенционную ВТП, но по отношению к третьим странам она может быть и другой.

В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику, политику свободной торговли и умеренную, сочетающую элементы той и другой в различных пропорциях.

Свобода торговли (free trade) — политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения. Впервые возникла в Англии в VXIII веке.

Протекционизм (protectionism) — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Он может быть полностью закрытым, жестким, нежестким и либеральным. Жесткость определяется как показатель, учитывающий средний уровень таможенных пошлин, и средний уровень и интенсивность количественных ограничений.

Относительно открытым признается режим страны, у которой средний уровень таможенных пошлин импорта не превышает 10%, количественными ограничениями охвачено не более 25% импорта и при этом количественные ограничения используются не интенсивно и носят преимущественно регистрационный характер.

Средний уровень таможенных пошлин рассчитывается только для тех товаров, импорт которых подлежит таможенному обложению. Он рассчитывается как средняя ставка импортной пошлины, взвешенной по стоимостному объему импорта, на который она накладывается.

Средний уровень нетарифных ограничений рассчитывается как стоимостная доля импорта/экспорта, подпадающая под эти ограничения, с учетом интенсивности их применения.

В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, однако никогда не принимала ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция — страны стали «отгораживаться» друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции. Современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися — экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой — товары традиционного экспорта.

В рамках международных экономических отношений на ВТП влияют:

1. геополитическиеи

2. экономические изменения в динамике и структуре мирового хозяйства;

3. колебания валютных курсов, особенно по отношению к мировым валютам доллару и евро;

4. различия в уровне жизни стран, особенно приграничных;

5. миграция населения

6. кризисы в МЭ:

- циклические,

- структурные,

- финансовые.

ВТП, являясь составной частью экономической политики государства, может рассматриваться как вполне самостоятельный фактор, влияющий на экономический рост страны, ее стран – партнеров и, следовательно, мировую экономику в целом.

В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, политические, административные, организационные, правовые и иные вопросы. Международная экономика изучает преимущественно экономические предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики.

1.2 Основные методы осуществления ВТП.

Политика государства в области внешней торговли осуществляется с помощью тарифных и нетарифных методов регулирования.

1. тарифные - основанные на использовании таможенного тарифа

2. нетарифные - все прочие методы.

Тарифные методы регулирования

Таможенные тарифы – систематизированный перечень таможенных пошлин, применяемый данной страной к импорту и экспорту, транзитным товарам.

Таможенная пошлина – это форма налога, взимаемого в государственный бюджет с товара, перевозимого через границу (разница между внешне мировой ценой и внутренней ценой).

Таможенный тариф содержит:

· наименование;

· код товара;

· ставка таможенной пошлины;

· способ обложения;

· перечень беспошлинных товаров;

· перечень товаров запрещенных к вывозу, ввозу и транзиту через страну;

Тариф – основной инструмент протекционизма; система пошлин и правил, каждая страна в своем тарифе имеет режим наиболее благоприятный (РНБ).

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

•фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

•протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

•балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Классификация пошлины:

1) по объекту взимания:

· транзитные пошлины (налог на использование транспортных средств);

· ввозные пошлины (протекционизм, сдерживать ввоз товара в страну);

2) по способу взимания:

· адвалорные (устанавливается в виде фиксированного % с таможенной цены товара, около 80-90% всех пошлин в мире);

· специфические (взимается фиксированная сумма с веса, объема, количества товаров, применяемая во всех странах);

· смешанные или комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1г);

3) по размерам взимания выделяются ставки: номинальные, льготные, минимальные, максимальные;

4) по происхождению:

·автономные — пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

·конвенционные (договорные) — пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашений о таможенном союзе;

·преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин — поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.

Нетарифные методы регулирования

Для измерения нетарифных методов обычно используют один из следующих индексов:

•Индекс частотности (frequency index) — индекс, показывающий долю тарифных позиций, покрытых нетарифными ограничениями. Обычно используется для определения уровня нетарифных ограничений, но не показывает относительную важность ограничения отдельных статей импорта и их эффективность для экономики.

•Индекс покрытия торговли (trade coverage ratio) — показывает стоимостную долю экспорта или импорта, покрытую нетарифными ограничениями. Слабостью этого индекса является то, что он недооценивает влияние наиболее интенсивных нетарифных барьеров.

•Индекс воздействия на цены (price impact index) — соотношение цены мирового рынка и внутренней цены на товар, импорт или экспорт которого подвергается нетарифным ограничениям. Недостатком индекса является то, что далеко не вся разница между внутренней и мировой ценой на товар зависит от нетарифных ограничений.

Нетарифные методы регулирования подразделяются на:

- количественные методы – административная форма государственного регулирования ВТ, по средствам которого устанавливается количество и номенклатура товаров, разрешенных к ввозу и вывозу, включая квотирование, лицензирование, добровольное ограничение.

Квота — количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности их действия квоты разделяются на:

•экспортные — вводятся для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке;

•импортные — вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке.

По охвату квоты делятся на:

•глобальные—устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребления товара;

•индивидуальные — установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы.

Лицензирование— регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Формы лицензии:

• разовая лицензия — письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

• генеральная лицензия — разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;

• глобальная лицензия — разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

• автоматическая лицензия — разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

«Добровольное» ограничение экспорта— количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

- методы скрытого протекционизма.

· Технические барьеры — скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров изза рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера — требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарногигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды и т.д.

· Внутренние налоги и сборы — скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке.

· Политика в рамках государственных закупок — скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

· Требование о содержании местных компонентов — скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке

- финансовые методы – субсидии, кредитование, демпинг. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости ограничить импорт либо форсировать экспорт.

Основная задача государства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке.

Государство не только разрабатывает ВТП, но и участвует в ее реализации, так как только оно может установить таможенный, валютный и налоговый режим. Кроме того, оно заключает межправительственные торговые соглашения и договора и устанавливает режим взаимной торговли. Государство в мировой торговле может выступать как продавцом, так и покупателем. В зависимости от этого оно может проводить политику протекционизма методами, недоступными другим субъектам. Таким образом, государство играет важную роль по внедрению ВТП.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВТП НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВ.

2.1 ВТП США.

Более чем за два столетия существования Соединенных Штатов в качестве страны их внешняя торговля и глобальная экономическая политика резко изменили свою направленность. В первые годы истории США их государственная власть и деловое сообщество основное внимание уделяли развитию внутренней экономики, независимо от того, что происходило за рубежом. Однако со времени Великой депрессии тридцатых годов XX века и Второй мировой войны страна, в общем и целом, стремилась к снижению торговых барьеров и координации мировой экономической системы. Подобная приверженность свободной торговле имеет экономические и политические корни. Соединенные Штаты все больше стали рассматривать открытую торговлю не только как средство продвижения своих экономических интересов, но и как верный путь к налаживанию мирных отношений между странами.

Несмотря на некоторые успехи, усилия по либерализации мировой торговли связаны с огромными трудностями. Торговые барьеры остаются высокими, особенно в таких секторах, как производство услуг и сельское хозяйство, в которых американские производители обладают особенно большой конкурентоспособностью. Во время Уругвайского раунда предпринимались попытки решения некоторых вопросов, относящихся к предоставлению услуг и торговле. Однако в результате все же остались торговые барьеры, затрагивающие приблизительно 20 сегментов сектора услуг. Переговоры по этим торговым барьерам состоятся позднее. Тем временем, быстрые перемены в науке и технологии приводят к возникновению новых проблем в области торговли. Так, например, американские экспортеры сельскохозяйственной продукции проявляют растущее беспокойство по поводу того, что европейские правила запрещают использование генетически модифицированных организмов.

Появление электронной торговли также поднимает целый ряд новых проблем. В 1998 г. министры стран-членов Всемирной торговой организации обнародовали заявление о том, что страны не должны мешать ведению электронной торговли посредством наложения пошлин на электронные пересылки товаров и услуг. Однако многие вопросы остаются нерешенными. Соединенные Штаты хотели бы превратить Интернет в бестарифную зону, обеспечить во всем мире наличие конкурирующих телекоммуникационных рынков и утвердить глобальные средства защиты интеллектуальной собственности на цифровые продукты.

Президент Клинтон призвал к проведению нового раунда переговоров по вопросам мировой торговли, несмотря на то, что его надежды не оправдались, когда участникам переговоров не удалось достичь договоренности относительно идеи проведения подобного раунда на встрече, состоявшейся в конце 1999 г. в Сиэтле, штат Вашингтон. Соединенные Штаты все же сохраняют надежду на заключение нового международного соглашения, которое укрепило бы Всемирную торговую организацию, сделав ее процедуры более прозрачными. Американское правительство также стремится к проведению переговоров о дальнейшем снижении торговых барьеров, мешающих торговле сельскохозяйственной продукцией. В настоящее время Соединенные Штаты экспортируют продукцию, получаемую с каждого третьего гектара своих пахотных земель. Другие американские цели включают в себя еще большую либерализацию торговли услугами, введение более надежных средств охраны интеллектуальной собственности, проведение нового раунда снижений тарифных и нетарифных торговых барьеров в торговле промышленными товарами и достижение успехов на пути к установлению признаваемых во всем мире стандартов трудовых отношений.

Даже возлагая большие надежды на новый раунд многосторонних торговых переговоров, Соединенные Штаты стремятся к заключению новых региональных торговых соглашений. Одним из первых стоит на повестке дня торговли США вопрос о заключении соглашения о свободной торговле между Северной и Южной Америками, которое превратило бы все Западное полушарие (за исключением Кубы) в зону свободной торговли. Переговоры о заключении подобного соглашения начались в 1994 г., и на них была поставлена цель завершения этих переговоров к 2008 г. Соединенные Штаты также стремятся к заключению соглашений о либерализации торговли с азиатскими странами посредством форума Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В конце девяностых годов прошлого столетия члены АТЭС достигли договоренности относительно информационной технологии.

Отдельно американцы в настоящее время обсуждают проблемы торговли, имеющиеся между США и Европой, в рамках Трансатлантического экономического партнерства. Кроме того, Соединенные Штаты надеются расширить свою торговлю и с Африкой. Разработанная в 1997 г. программа под названием «Партнерство по обеспечению экономического роста Африки и созданию для нее благоприятных возможностей» нацелена на расширение доступа на рынок США импортных товаров из стран, расположенных к югу от Сахары, оказание поддержки со стороны США развитию частного сектора в Африке, налаживание практического содействия региональной экономической интеграции в африканских странах и придание институционального характера диалогу между правительствами отдельных стран по вопросам торговли в рамках ежегодного форума «США - Африка».

Тем временем, Соединенные Штаты продолжают предпринимать попытки решения конкретных вопросов торговли, касающиеся отдельных стран. Уже, по крайней мере, с семидесятых годов прошлого столетия вызывают беспокойство торговые отношения США с Японией, и в конце девяностых годов XX века американцы продолжали уделять повышенное внимание барьерам, поставленным Японией на пути американского импорта в эту страну, включая товары сельскохозяйственного производства, автомобили и запчасти к ним. Американцы также жаловались на то, что Япония экспортирует сталь в Соединенные Штаты по ценам ниже мировых (практика, известная как демпинг), и американское правительство продолжает оказывать давление на Японию с целью проведения ею дерегулирования различных секторов ее экономики, включая телекоммуникации, жилищное строительство, финансовые услуги, медицинское оборудование и продукция фармацевтической промышленности.

Кроме того, американцы продолжали решать конкретные проблемы, имеющиеся у них в торговле с другими странами, включая Канаду, Мексику и Китай. В девяностых годах прошлого столетия увеличился дефицит торгового баланса США с Китаем. Этот дефицит даже превысил дефицит торгового баланса Соединенных Штатов с Японией. С точки зрения американцев, Китай представляет собой огромный потенциальный экспортный рынок, но на него чрезвычайно трудно попасть. В ноябре 1999 г. обе страны предприняли то, что американские должностные лица расценивают как серьезный шаг на пути установления более тесных торговых отношений. Говоря конкретно, эти страны достигли торгового соглашения, которое позволит Китаю быть формально принятым в ВТО. В качестве части этого соглашения, переговоры о заключении которого велись более 13 лет, Китай дал согласие на принятие ряда мер по проведению реформ и приданию своему рынку более открытого характера. Впоследствии, в 2007 г., Соединенные Штаты согласились нормализовать торговые отношения с Китаем, отменив продиктованное политическими мотивами требование о том, чтобы Конгресс ежегодно проводил голосование по вопросу о том, следует ли предоставлять Пекину благоприятные условия торговли.

Несмотря на эти крупномасштабные усилия по либерализации торговли, в конце века в Конгрессе росла политическая оппозиция либерализации торговой сферы. Несмотря на то, что Конгресс ратифицировал НАФТА, это соглашение продолжало вызывать критику со стороны отдельных отраслей и политиков, которые считали его несправедливым.

Более того, Конгресс отказался предоставить президенту особые полномочия на ведение переговоров, которые считаются крайне необходимыми для достижения новых торговых соглашений. Переговоры по таким торговым соглашениям, как НАФТА велись в условиях соблюдения процедуры быстрого принятия решений, при которой Конгресс отказывался от части своих прав и полномочий, обещая проголосовать по вопросу о ратификации в течение строго определенного периода времени и принимая на себя обязательство воздерживаться от попыток внесения поправок в предлагаемый договор. В условиях отсутствия процедуры быстрого принятия решений в Соединенных Штатах должностные лица других стран, отвечающие за торговлю, неохотно шли на переговоры с США и не хотели подвергать себя риску вызвать нападки со стороны политической оппозиции своих стран. В отсутствие процедуры быстрого принятия решений стали не столь активными усилия американцев по продвижению вперед в деле заключения Соглашения о свободной торговле между Северной и Южной Америками и расширения рамок НАФТА путем включения в него Чили. В результате, достижение дальнейшего прогресса в принятии других мер по либерализации торговли представлялось сомнительным.

Дефицит баланса внешней торговли США в ноябре 2009 года увеличился на 9,7% относительно предыдущего месяца. По данным министерства торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса составило $36,4 млрд. Согласно пересмотренным данным, в октябре показатель равнялся $33,2 млрд, а не $32,9 млрд, как сообщалось ранее.

Аналитики ожидали повышения дефицита в ноябре до $34,6 млрд. Объем импорта в США увеличился в ноябре на 2,6%, что отражает, главным образом, рост цен на энергоносители. Повышение экспорта было менее значительным - 0,9%, однако его объем, составивший $138,2 млрд, стал максимальным за год. Рост экспорта обусловлен, в частности, высоким спросом на производимые в США автомобили и полупроводники.

Увеличение расходов американских компаний и потребителей позволяет предположить, что спрос на иностранные товары в США продолжит расти в ближайшие месяцы. В то же время слабость доллара США и экономический подъем в зарубежных странах могут привести к увеличению объемов экспортируемой американскими компаниями продукции, что окажет поддержку промышленному производству и экономике страны в целом, отмечают эксперты.

Значительную роль в показателях внешнеторгового баланса играет рост цен на нефть. В будущем экспорт, вероятно, будет увеличиваться быстрее, чем импорт. Мы видим реальный экономический рост в ряде стран мира, особенно в Азии, и доллар США является слабым.

Курс доллара США к корзине валют основных торговых партнеров страны упал на 12% после достижения максимального за пять лет уровня в марте прошлого года. Спрос на американские товары в Китае вырос в ноябре до рекордных $7,3 млрд, в связи с чем отрицательное сальдо внешнеторговых операций США с КНР сократилось на 11% - до $20,2 млрд.

2.2 ВТП Японии.

Для структуры внешней торговли характерна такая особенность — довольно слабое развитие у японских компаний специализации, и прежде всего кооперирова­ния производства с зарубежными партнерами. Одним из показателей указанного отставания является небольшая доля в импорте машин и оборудования — менее 10 %. Вместе с тем запасные части, комплектующие детали и узлы составляют в японском экспорте около 21 % — су­щественно меньше, чем у других развитых капиталисти­ческих стран. Это означает, что Япония практически не имеет возможностей экономить сырье за счет своих парт­неров по специализированным и кооперационным постав­кам, перекладывая на них часть сырьевых издержек. Кроме того, в случае кризисных ситуаций их последст­вия ложатся почти целиком на те или иные отрасли японской экономики. На протяжении 60-70-х годов роль лидеров как в промышленной структуре, так и в экспорте выполняли черная металлургия, судо — и автомобилестро­ение, электротехника. Это привело к возрастанию кон­центрации экспорта на ограниченном числе товаров, сте­пень обработки которых повышалась[1]

В результате этих сдвигов в структуре экспорта Япо­ния по вывозу ряда товаров заняла первые места в ка­питалистическом мире. В 1976 г. ее доля в экспорте раз­личных видов продукции странами — членами ОЭСР составила: мотоциклы — 49,9; суда — 43,4; счет­но-решающие машины — 42,3; черные металлы — 28,3; текстильные изделия — 26,4; автомобили — 19,3 и т. д. Преобладание в японском экспорте готовых изделий, из­готовляемых ташке и в других капиталистических стра­нах, обусловливает исключительную остроту конкурент­ной борьбы между Японией и ее основными торговыми партнерами — США и странами ЕЭС.

Относительно быстрому росту японского экспорта спо­собствует и то обстоятельство, что его главные товары рассчитаны, как правило, на массового потребителя и в связи с этим спрос на них меньше подвержен колебаниям экономической конъюнктуры. Правда, экспорт такого рода продукции требует постоянного обновления ее ха­рактеристик, моделей и т. п. для максимально быстрого приспособления к потребительским вкусам. Высокая мо­бильность и конкурентоспособность промышленности, тщательное изучение спроса и условий реализации поз­воляют японским монополиям успешно проникать на за­рубежные рынки.

Японский экспорт черных и цветных металлов и руды в 2007 резко вырос. Японский экспорт цветных металлов вырос на 69,7% до 1,96 млн тонн, в основном благодаря резко возросшей (на 227,9%)отгрузке в Китай. В целом, отгрузки в Азию выросли на 86,2% до 1,79 млн тонн, в том числе в Китай - до 1,04 млн тонн. Отгрузки в страны NIES (Тайвань, Сингапур, Гонконг, Южная Корея) выросли на 6,4% до 410 713 тн, в то время как в страны АСЕАН рост составил 14,4% до 370 882 т. Отгрузка цветных металлов в большинство стран, включая США выросла на 4,9%, в ЕС – на 15,2%, в Россию - на 46,2%, Ближний Восток - на 25%. Рост стального экспорта был более скромным - 4,7% до 36,48 млн тонн. Огрузки в Азию увеличились на 7,9% до 30,25 млн т. Сильный спрос со стороны NIES, включая рынки Tайваня и Южной Кореи, привел к увеличению поставок на 6,1% до 14,63 млн тонн. Экспорт в страны АСЕАН в прошлом году вырос на 14,9% до 8,9 млн тонн. Экспорт в Китай вырос на 2% до 6,27 млн тонн. Экспорт в ЕС вырос на 9,8%; в Россию - на 32,8%, при этом отгрузки в США снизились на 17,5%, а на Ближний Восток - на 6,1%. Сильный спрос повлек за собой рост импорта сырья. Так, импорт концентратов вырос на 3,5% до 138,92 млн тонн, что в денежном выражении составило 3,110 млрд йен (на 25% больше показателя прошлого года). Стальной импорт вырос на 7,4% до 8,40 млн тонн. Однако, импорт цветных металлов, снизился на 0,3% до 3,65 млн тонн. При этом отгрузки из Азии снизились на 7,6% до 960 964 тн., но в то же время, импорт цветных металлов из России вырос на 2,2% до 745 381 тн[2] .

Положительное сальдо внешней торговли Японии за 2009 год выросло по сравнению с предыдущим годом на 36,1% и составило 2,81 трлн иен (31,37 млрд долларов); рост внешнеторгового сальдо отмечается впервые за два года. Такие данные обнародовало в статистическом отчете по внешней торговле Министерство финансов Японии в среду.

Объем экспорта в 2009 году сократился на 33,1% и составил 54,18 трлн иен (605,39 млрд долларов). Импорт уменьшился на 34,9% — до 51,37 трлн иен (574,02 млрд долларов).

Впервые за всю послевоенную историю самым крупным импортером товаров из Японии стал континентальный Китай, обогнав США. Объемы экспорта в эту страну товаров из Японии составили рекордную с 1979 года сумму — 10,24 трлн иен (114,4 млрд долларов).

Согласно опубликованным в этом же отчете данным за декабрь 2009 года, впервые с сентября 2008 года, который считается отправной точкой мирового экономического кризиса, экспорт увеличился по сравнению с тем же месяцем предыдущего года на 12,1% и составил 5,41 трлн иен (60,48 млрд долларов). Импорт сократился на 5,5% и составил 4,87 трлн иен (54,39 млрд долларов). Положительное сальдо внешнеторгового баланса страны составило 545,3 млрд иен (6,09 млрд долларов).

Представитель японского министерства финансов заявил, что объем внешней торговли Японии снижается третий месяц подряд. По сравнению с тем тем же периодом год назад, он уменьшился на 23,5%.

По имеющимся данным, в июне 2007 года объем внешней торговли Японии составлял один триллион 140 миллиардов иен (около $11 миллиардов), однако в июне нынешнего года он опустился до 873 миллиардов 100 миллионов иен (около $8 миллиардов 500 миллионов), отметил чиновник.

В то же время, представитель японского министерства финансов привел цифры, согласно которым, за год объем торговли Японии с США увеличился на 11,2%, а с азиатскими странами снизился на 16,1%.

Правительственные аналитики в Японии считают причиной подобного общего снижения неуклонный рост цен на сырую нефть. При этом объем внешней торговли уменьшился менее, чем на 36%, как прогнозировали специалисты экономической служб "Никкэй" и "Доу Джонс".

Министерство финансов Японии 22 апреля обнародовало данные о том, что в связи со значительным уменьшением экспорта в 2008 финансовом году, закончившемся 31 марта этого года, во внешней торговле Японии впервые за 28 лет было зарегистрировано пассивное сальдо на уровне 725,3 млрд японских иен.

Согласно данным, в 2008 финансовом году объем экспорта Японии составил 71,1435 трлн иен, что на 16,4 проц меньше, чем в предыдущем финансовом году, а объем импорта -- 71,8688 трлн иен, сократившись на 4,1 проц против 2007 финансового года. Таким образом, в экспорте и импорте Японии впервые за 7 лет было зарегистрировано сокращение.

При этом активное сальдо торговли Японии с США составило 4,7124 трлн иен, что на 4,3 проц меньше, чем в предыдущем финансовом году, а активное сальдо торговли с ЕС - 2,9621 трлн иен, сократившись на 39,7 проц по сравнению с 2007 финансовым годом.

Согласно статистическим данным о ежемесячной торговле, в марте этого года активное сальдо Японии составило около 11 млрд иен и уменьшилось на 99 проц против того же периода прошлого года, экспорт - 4,1823 трлн иен, сократившись на 45,6 проц по сравнению с мартом минувшего года, а импорт - 4,1714 трлн иен, уменьшившись на 36,7 проц против марта прошлого года[3] .

Как сообщил источник в министерстве финансов Японии, под влиянием международного финансового кризиса экспорт автобилей, полупроводников и других электронных компонентов из Японии значительно снизился, что стало главной причиной пассивного сальдо во внешней торговле страны в 2008 финансовом году.

Японо-российские внешнеторговые и экономические отношения в последнее время находятся в стадии расширения. Например, остававшийся на одном и том же уровне с 2006 года объём внешней торговли резко вырос в 2008 году. Общая сумма внешней торговли выросла примерно на 31,5% по сравнению с предыдущим годом и составила 694,2 млрд.иен. Объём импорта из России вырос в сравнении с предыдущим годом на 19,6% и составил примерно 490,2 млрд.иен, а экспорт товаров в Россию вырос на 72,6% и составил 204 млрд.иен.

Что касается товарной структуры внешней торговли между Японией и Россией, то она ассиметрична. С одной стороны, большую часть экспорта в Россию составляет техника, в том числе автомобили, тогда как основной составляющей импорта из России является сырьё.

2.3 ВТП РФ.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации являются:

1) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации;

2) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

3) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;

4) единство таможенной территории Российской Федерации;

5) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

6) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация;

7) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

8) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Страна сама формирует концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов внешнеторговой политики, обеспечивает экономическую безопасность, защиту экономического суверенитета и экономических интересов.

В ведении страны находятся государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом.

В настоящее время участником внешней торговли в РФ может быть любое российское предприятие, получившее статус индивидуального частного предпринимателя. Более 6 млн. хозяйствующих субъектов и физических лиц являются на сегодня субъектами ВТД РФ.

ВТП РФ на сегодняшний день является политикой либерализации. Основной регламент, регулирующий ВТД РФ – Федеральный закон о государственном регулировании ВТД, где определены цели ВТП:

1. защита экономического суверенитета;

2. обеспечение экономической безопасности;

3. стимулирование развития национальной экономики;

4. обеспечение условий эффективной интеграции РФ в МЭ.

Для этого следует соблюдать принципы:

- единства ВТП с внешней политикой РФ;

- единства системы регулирования ВТД и контроля за ее осуществлением;

- единства политики экспортного контроля для достижения целей ВТП и неуклонного выполнения международных обязательств в части недопущения вывоза оружия массового уничтожения и др. мидов ружия;

- единство таможенной территории страны. Приоритет экономических мер регулирования перед административными;

- равенство участников ВТД и их недискриминация;

- исключение неоправданного вмешательства государства во ВТД.

Только экспорт товаров обеспечивает от одной до двух третей прироста ВВП, то есть 2,1-4,2 процентных пункта прироста в среднем в год.[4]

Позитивное влияние внешнеэкономических связей ощущают на себе сегодня практически все сектора и отрасли экономики, включая сектор домашних хозяйств. Оно во многом обусловлено в целом благоприятной для российских внешнеэкономических операторов конъюнктурой на мировых рынках. Повышение цен на товары отечественного экспорта, равно как и их понижение на импортируемую продукцию, т.е. изменение условий торговли, в прошедшие годы позволяло экспортерам и импортерам получать дополнительные доходы – своеобразные субсидии мировых рынков.

Если рассматривать внешнюю торговлю товарами как совокупный результат торговли со странами дальнего зарубежья и странами СНГ, то в 2007-2008 гг. можно отметить тенденцию к увеличению товарооборота со странами дальнего зарубежья, причем темпы роста экспорта в 2008 году в страны дальнего зарубежья значительно опережают темпы роста экспорта в страны СНГ. В импорте, начиная с 2008 года, отмечается тенденция переориентации импорта со стран СНГ на страны дальнего зарубежья[5] .

Таким образом, доля дальнего зарубежья во внешнеторговом обороте России увеличивается, а стран СНГ уменьшается.

Ведущее место в товарной структуре экспорта за период 2003-2008 гг. продолжали занимать минеральные продукты (57,3%-64,7%), металлы, драгоценные камни и изделия из них (17,8%-16,1%), машины, оборудования и транспортные средства (9,0%-5,6%), продукция химической промышленности, каучук (6,9%-5,9%), а также древесина и целлюлозно-бумажные изделия (4,2%-3,5%)[6] .

Суммарный удельный вес данных товаров в стоимостном объеме экспорта в 2003-2008 гг. варьировал в пределах 95,2% - 95,9%.

Таким образом, доля остальных товаров (продукции легкой, пищевой промышленности, промышленности строительных материалов и сельского хозяйства) составляет 4,8-4,1% от стоимостного объема экспорта страны. Экспорт сырьевых неэнергетических товаров, машин и оборудования увеличился в 2,3 раза и в 1,6 раза соответственно, несмотря на снижение доли этих групп товаров. Экспорт потребительских товаров в стоимостном выражении увеличился в 2,2 раза[7] .

Без учета ценового фактора экспорт машин и оборудования рос почти в три раза быстрее, чем экспорт топливно-энергетических товаров, и вдвое опережал среднегодовые темпы роста экспорта в целом. Это свидетельствует о том, что осуществление стратегической задачи диверсификации российского экспорта и экономики в целом началось, если учесть, что наиболее динамично растущие отрасли российской промышленности отнюдь не нефть и газ, а производство машин и электрооборудования.

Динамика структурных сдвигов показывает, что основными причинами имеющих место изменений в товарной структуре стоимостного объема являются колебания цен на продукцию топливно-энергетического комплекса. Более низкие цены на нефть, природный газ и нефтепродукты приводили к сокращению удельного веса топливно-энергетических товаров и увеличению продукции других отраслей (в первую очередь долю продукции черной и цветной металлургии).

В международной торговле сохраняется тенденция повышения удельного веса готовых изделий (на них приходится три четверти мирового товарного экспорта) при понижательной тенденции доли сырьевых и продовольственных товаров, что объективно способствует усилению позиций в мировом товарообороте стран-экспортеров высокотехнологичной и наукоемкой продукции машиностроения, приборостроения и электроники и ослаблению позиций стран, поставляющим на мировой рынок преимущественно сырьевые товары.

Расширение импорта в Россию в отсутствие достаточного числа конкурентоспособных отечественных поставщиков сопровождалось усилением позиций зарубежной продукции на внутреннем рынке, в том числе по многим чувствительным для страны позициям. Значительное увеличение физических объемов импорта в условиях устойчивого расширения внутреннего спроса, изменения структуры потребления в пользу импортной продукции, снижения средних контрактных цен и реального удорожания рубля.

Улучшение мировой общехозяйственной конъюнктуры в 2007 году дало дополнительный импульс для развития внешнеэкономического комплекса России. В результате значительного роста цен по основным товарным позициям российского экспорта и существенного увеличения по сравнению с 2007 годом физических объемов импорта темпы роста стоимостных объемов внешнеторгового оборота в минувшем году еще более ускорились. Масштабы внешнеэкономической деятельности России достигли максимальных значений за весь пореформенный период. Экспорт и импорт товаров достигли рекордных значений. Чрезвычайно благоприятная для российских экспортеров конъюнктура на мировых товарных рынках способствовала росту объемов торговли. Прирост мировых цен на основные товары российского экспорта в 2008 г. по сравнению с 2007 г. оценивается в 21%. Цены на экспортируемые товары росли быстрее, чем на импортируемые. Это привело к улучшению условий торговли России с зарубежными странами в 2007 году. Значительный рост контрактных цен на все основные товары российского экспорта сопровождался увеличением физических объемов вывоза товаров на внешние рынки.

Рост импорта в 2008 г. относительно 2007 г. был связан главным образом с увеличением физических объемов ввозимой продукции. При этом контрактные цены на отдельные импортируемые товары (преимущественно на потребительские и отдельные сырьевые товары) повысились. Основная доля прироста стоимости импорта была обеспечена увеличением закупок товаров инвестиционного назначения, стоимость которых по сравнению с 2007 г. возросла в 1,4 раза[8] .

Благоприятная ценовая конъюнктура на внешних рынках в 2008 году способствовала существенному росту экспорта товаров. Значительное повышение контрактных цен практически на все основные товары российского экспорта сопровождалось увеличением физических объемов вывоза большинства товаров на внешние рынки. Дальнейшее повышение внутреннего спроса на товары зарубежного производства, связанное с ростом экономики и увеличением доходов населения, способствовало значительному росту импорта товаров. Рост импорта был обусловлен главным образом увеличением физических объемов ввозимой продукции. Вместе с тем отмечалось повышение контрактных цен на отдельные импортируемые товары (преимущественно на потребительские и отдельные сырьевые товары). Условия торговли России с зарубежными странами в 2008 году по сравнению с 2007 годом улучшились за счет опережающего роста цен на экспортируемые товары.

В 2008 году высокими темпами росли как экспорт, так импорт товаров, причем стоимость импорта росла быстрее, так как улучшение внешнеэкономической конъюнктуры, явившейся основным фактором быстрого роста экспорта, к концу года замедлилось – в основном из-за того, что цены на нефть вернулись к значениям осени 2008 года[9] .

В то же время, импорт наращивался в основном за счет роста физических объемов, под влиянием роста доходов в экономике, укрепления рубля, усиления инвестиционной активности. Тогда как рост стоимости экспорта был обусловлен большей частью ценовым фактором.

Экспорт товаров, в 2008 году составил 354,4 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2007 года на 16,8% (в 2006 году на 24,5 процента) . Главным фактором увеличения объемов экспорта в 2007 году стала благоприятная мировая конъюнктура. Рост цен на нефть возобновившийся во второй половине января 2007 г., продолжался до конца года. Также прирост стоимости экспорта был обеспечен за счет расширения поставок неэнергетических товаров: за счет цветных металлов, а также древесины и целлюлозно-бумажных изделий, черных металлов, продукции машиностроения и продукции химической промышленности.

Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме экспорта России в 2008 году уменьшилась с 85,7% до 84,8 %, стран СНГ увеличилась соответственно с 14,3 % до 15,1 процента. Высокие темпы роста экспорта в страны СНГ, значительно опережают темпы роста экспорта в страны дальнего зарубежья (124,1% против 115,5%)[10] .

Анализ товарной структуры экспорта в январе-ноябре 2008 г. показывает, что наибольшими темпами рос экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного). Рост экспорта продовольствия определялся значительным увеличением экспорта важнейшего товара этой группы – пшеницы. Удельный вес основной экспортной группы – топливно-энергетических товаров снизился. Сокращение произошло за счет снижения экспорта физических объемов природного газа, что объясняется снижением его потребления в условиях теплой зимы.

Высокими темпами увеличивались также стоимости экспорта по товарным группам – металлов и изделий из них, древесины и целлюлозно-бумажных изделий, продукции химической промышленности – и неплохими темпами рос экспорт машин, оборудования и транспортных средств, направляемый в основном в страны СНГ.

Импорт товаров в 2008 году составил 223,5 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с 2006 годом на 36% (в 2006 году – на 31,3%). Доля стран дальнего зарубежья и СНГ в общем объеме импорта России в 2008 году увеличилась с 85,1% до 84,8%, стран СНГ уменьшилась с 14,9% до 14,2 процента.

Основными факторами, обеспечивающими рост импорта, являлись высокие темпы роста российской экономики, рост доходов населения, продолжающееся укрепление рубля. Наблюдалось увеличение физических объемов ввозимой продукции, а также повышение контрактных цен на отдельные импортируемые товары.

Таким образом, в заключение можно сделать ряд следующих важных выводов.

В течение последних двух лет (2007-2008 гг.) прослеживается тенденция к увеличению объемов импорта в условиях укрепления реального курса рубля и недостаточной конкурентоспособности российских товаров.

В структуре российского импорта в январе-ноябре 2008 г. по сравнению с январем-ноябрем 2007 г. увеличилась доля машин, оборудования и транспортных средств, металлов и изделий из них, текстиля, текстильных изделий и обуви. Снизилась доля продукции химической промышленности и каучука, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, древесины и целлюлозно-бумажных изделий, минеральных продуктов.

Наиболее динамично развивался импорт машин, оборудования и транспортных средств, рост по данной группе товаров был стимулирован усилением в стране инвестиционной активности, а также отменой импортных пошлин на технологическое оборудование, не производимое в Российской Федерации.

Сальдо торгового баланса в 2008 году составило, по оценке, 130,9 млрд. долларов США и снизилось по сравнению с 2007 годом на 9,4 процента.

В течение всего 2008 года сохранялась тенденция к сокращению экспорта и росту импорта, что предопределило уменьшение торгового баланса 8,4 млрд. долларов США.

Сокращение сальдо торгового баланса произошло за счет опережающих темпов роста импорта над темпами роста экспорта. При этом со странами дальнего зарубежья сальдо торгового баланса снизилось на 9,2%, со странами СНГ – увеличилось на 13,9 процента.

Увеличивается количество стран, с которыми Россия имеет отрицательный баланс по вывозимым и ввозимым товарам. Если в 2006 году их было 20, а доля товарооборота с этими странами в общем товарообороте России составила 9,1% , то 2008 году их количество увеличилось до 26, а доля в общем товарообороте России – 32,8 процента.

Развитие внешней торговли в 2007 году и в 2008 году наглядно продемонстрировало принципиальные отличия, в механизмах формирования динамики экспорта и импорта. В текущих экономических условиях, когда загрузка производственных мощностей по выпуску основных топливно-энергетических и сырьевых товаров близка к максимальной, а спрос на внутреннем рынке продолжает расширяться, рост стоимостного объема экспорта определяется главным образом состоянием мировой конъюнктуры товарных рынков.

Однако, с другой стороны, эти, безусловно, позитивные сдвиги сопровождаются массой негативных последствий, которые ставят под сомнение саму возможность и целесообразность дальнейшего развития в том же направлении. Оказывается, что либерализация внешней торговли для России несет, скорее, отрицательные результаты в виде изъятия свободных финансовых ресурсов и деградации производств. Вместо повышения эффективности экономики фактически происходит извлечение финансовых ресурсов. Кроме того, все явственнее проступают минусы экспортно-ориентированной стратегии развития: чем большее число стран становится на этот путь, тем меньше у них шансов достичь успеха по причине перепроизводства сырьевых и продовольственных товаров. Все это вместе взятое несет в себе угрозу мировой экономике в целом, так как рикошетом отражается и на развитых странах, благополучие которых в известной мере базируется на источниках дешевого сырья и рабочей силы и рынках сбыта третьих стран. Все более явной становится угроза классического кейнсианского кризиса перепроизводства из-за ограниченного спроса в мировом масштабе.

Поэтому возникают и укрепляются противоположные тенденции, направленные в конечном итоге на то, чтобы ограничить влияние международных связей и внешней торговли России на экономическое развитие стран, сгладить негативные последствия, выражающиеся, прежде всего, в перераспределении добавленной стоимости в пользу развитых стран с технологически продвинутой структурой экспорта.

Остановимся подробнее на анализе вышеназванных тенденций и противоречий.

Одна тенденция – мировая экономика становится все более цельной, единой, связной, взаимозависимой, – медленно, но верно идет формирование единого правового, культурно-информационного и экономического пространства, где свободно распространяются идеи и передвигаются их носители, перемещаются капиталы, товары и услуги, создаются возможности для оперативного управления огромными финансово-промышленными империями, части которых разбросаны по всему миру. Этому, как отмечают многие исследователи, способствуют следующие факторы:

- масштаб – рост объемов производства, концентрации и централизации капитала и как следствие появление организационных форм, деятельность которых выходит за рамки национальных границ, приобретая международный характер и способствуя формированию единого мирового рынка;

- организационно-технологический – качественно новый уровень средств транспорта и связи, обеспечивающий быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей с приложением их в наиболее благоприятных условиях, а также радикальное изменение средств делового общения, ускорение обмена экономической, финансовой информацией, создающее возможности для оперативного, своевременного и эффективного решения производственных, научно-технических, коммерческих задач на международном уровне;

- научно-технологический – определяемый экономическими выгодами использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровней ведущих специалистов для ускоренного внедрения новых решений при относительно малых затратах;

- социологический – проявляющийся в преодолении национальной ограниченности, ослаблении роли привычек и традиций, социальных связей и обычаев, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствуя международной миграции;

- политический – выражающийся в ослаблении жесткости государственных границ, облегчении свободы передвижения граждан, товаров и услуг, капиталов, а также в усилении «политического единства» мира после крушения СССР.

Все эти тенденции проявляются в развитии внешней торговли России.

Во-первых, происходит ее либерализация, выражающаяся, прежде всего, в уменьшении препятствий для свободного перемещения товаров и услуг.

Так, с конца 40-х по 2007 год тарифы на ввоз России промышленных товаров в развитые страны снизились на 90% – в среднем до 4%.

Во-вторых, нарастают процессы международной интеграции, проявляющейся в создании и укреплении межгосударственных торгово-экономических блоков – ЕЭС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, Андской группы.

В-третьих, усиливаются интернационализация, глобализация мирового хозяйства, под которыми большинство экспертов понимают процесс возникновения и развития транснациональных форм хозяйствования, в их рамках определенная доля производства, потребления, экспорта, импорта и дохода стран зависит от решений международных центров, находящихся за их пределами.

В-четвертых, происходит углубление международного разделения труда, межстрановая специализация.

В-пятых, происходящие процессы универсализации, унификации, стандартизации распространяются на всю экономическую и политическую жизнь, стандарты производства и потребления, системы ценностей и законодательные нормы, научно-технический прогресс, что в итоге приведет к формированию единой зоны, единого правового и культурно-информационного поля.


ГЛАВА 3. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

Экспорт товаров, млн.долл. США, 2000-2012гг. Таблица №1

ГОД 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
РФ 105565 101884 107301 135929 183207 243799 303926 354403 471765 450040,1 495431,1 540822,1 586213,1
США 781918 729100 693103 724771 818520 907158 1038270 1162980 1301110 1260585 1331437 1402289 1473141
Япония 479249 403496 416726 471817 565675 594905 649931 700538 786430 788977 834133 879289 924445

Источник: http://stats.unctad.org/Handbook/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=2065

Рисунок 1 Экспорт товаров, млн.долл., 2000-2008 гг.

Источник: составлено автором по данным UNCTADhandbookofstatistics: http://stats.unctad.org/Handbook/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=2065

В Таблице №1 приведены данные по экспорту товаров Японии, США и России. Мы видим значительное отстование России посравнению с другими странами. С помощью линии тренда (Рисунок 1) я составила приблизительный прогноз на период 2009-2012гг., основываясь на данные 2000-2008гг. В 2012г. США привысет свой показатель приблизительно в 1,8 раза посравнению с 2000г., Япония в 1,9 раза и только Россия увеличит свой экспорт в 5 раз, но она попрежнему будет оставать от Японии и США.

Импорт товаров,млн.долл. США, 2000-2012 гг. Таблица №2

ГОД 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
РФ 49124,9 59140,4 67062,6 83677 107120 137977 181161 245837 321170 300034 332213 364392 396571
США 1259300 1179180 1200230 1303050 1525680 1732350 1919430 2016980 2165240 2256117 2389531 2522945 2656359
Япония 379511 349089 337194 382930 454542 514922 579574 619829 762592 733462 782817 832172 881527

Источник: http://stats.unctad.org/Handbook/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=2065

Рисунок 2 Импорт товаров, млн.долл.США, 2000-2008гг.

Источник: составлено автором по данным UNCTADhandbookofstatistics:

http://stats.unctad.org/Handbook/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=2065

По Таблице №2 и Рисунку 2 можно предположить, что в 2012г. посравнению с 2000г. импорт товаров в США увеличится в 2,1 раза, в Японии в 2,2, а в России в 8 раз.

Импорт в России резко вырастет несмотря на экспорт , однако экспорт все же будет превышать импорт.

Экспорт услуг, млн.долл.США, 2000- 2012гг. Таблица №3

ГОД 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
РФ 9564,57 11441,5 13987,2 16228,6 20594,7 24970,1 31102,2 39416,4 51306 48778,65 53676,35 58574,05 63471,75
США 295965 283054 288788 301053 349576 385295 430159 493157 544414 540533 573718 606903 640088
Япония 69238,1 64516,2 65712 77620,8 97611,2 110210 117298 129117 150805 152672 163603 174534 185465

Источник: http://stats.unctad.org/Handbook/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=2076

Рисунок 3 Экспорт услуг, млн.долл.США, 2000-2008гг.

Источник: составлено автором по данным UNCTADhandbookofstatistics:

http://stats.unctad.org/Handbook/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=2076

Основываясь на Таблицу №3 и Рисунок 3, в 2012г. экспорт услуг США превысет тот же самый показатель 2000г. в в 2,2 раза, Японии в 2,7, а России в 6,6 раз.

Импорт услуг,млн.долл.США,2000-2012гг. Таблица №4

ГОД 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
РФ 16229,7 20572,2 23936,8 27122,2 33287,3 38864,5 44839 59187,5 76349 71977,1 78808,3 85639,5 92470,7
США 223739 221764 231049 250328 291191 313511 348889 378114 404719 420243 445107 469971 494835
Япония 116864 108249 107940 111528 135514 134256 135556 150367 173168 166176 173334,8 180493,6 187652,4

Источник: http://stats.unctad.org/Handbook/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=2076

Рисунок 4 Импорт услуг,млн.долл.США, 2000-2008гг.

Источник: составлено автором по данным UNCTADhandbookofstatistics:

http://stats.unctad.org/Handbook/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=2076

По Таблице №4 и Рисунку 4 видно, что импорт услуг США 2012г. превышает тот же самый показатель 2000г. в 2,2 раза, Японии в 1,6 раза, России в 5,7. США и Япония имеют тенденцию к не очень высокому росту своих показателей, что нельзя сказать про Россию, хотя она попрежнему отстает.

Таблица №5

Страна Темп прироста ВВП 2008 Коэффициент прироста (сравн. с США) ВВП в 2008 г, млн $ США Количество лет с коэффициентом
1 United States 0,004 0 14610000
2 Japan -0,012 -0,016 4912000 -118,9434039
3 Russia 0,056 0,052 2298000 100,1037692

Источник: составлена автором на основе данных ЦРУ (www.cia.gov)

По методу «Догоним и Перегоним» в Таблице№5 видно, что при неизменных темпах прироста ВВП 2008 года Россия догонит США по объёму ВВП через 100лет, а Япония будет отставать.

Таблица №6

Страна Темп прироста ВВП 2009 Коэффициент прироста (сравн. с США) ВВП в 2009 г, млн $ США Количество лет с коэффициентом
1 United States -0,024 0 14260000
2 Japan -0,053 -0,029 4137000 -84,37731823
3 Russia -0,079 -0,055 2116000 -104,3478261

Источник: составлена автором на основе данных ЦРУ (www.cia.gov)

В Таблице №6, при неизменных темпах прироста ВВП 2009 года Россия и Япония будут отставать от США, но разрыв Японии сократится по сравнению с предыдущим годом.

Рис.№5 ВВП,млн.долл.США, 2007-2009гг.

Источник: составлено автором по данным ЦРУ ( https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/fields/2001.html?countryName=Japan&countryCode=ja&regionCode=eas&#ja)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате, можно сделать вывод о том, что современная ситуация в мире, и в частности в России характеризуется типичным кейнсианским кризисом перепроизводства из-за ограниченного спроса. С одной стороны, спрос со стороны развитых стран на сырье и продовольствие России ограничен темпами их экономического роста (2-3% в год), он отстает от роста предложения со стороны развивающихся стран, которые стремятся догнать развитые страны, обеспечив себе более высокие темпы роста производства и ВВП (5-10%). Кроме того, спрос на сырье ограничен технологическими факторами: ростом энергосбережения, снижением материалоемкости, а спрос на продовольствие – политикой развитых стран (особенно ЕС) по защите местных производителей из соображений национальной безопасности. С другой стороны, спрос со стороны развивающихся стран на продукт внешней торговли ограничен в силу низкой платежеспособности населения, бизнеса и государства в этих странах. Еще одним признаком кризиса может служить рост числа слияний и поглощений: фактически укрупнение, консолидация, интеграция и кооперирование – эффективный способ снижения издержек в условиях жесткой конкуренции и ограниченного спроса.

Соединенные Штаты традиционно следовали на торговой арене, является многосторонний подход. На протяжении многих лет этот принцип составлял основу участия и лидерства США в целом ряде следовавших один за другим раундов международных торговых переговоров. Несмотря на свою приверженность многостороннему подходу, в последние годы Соединенные Штаты также стремились к заключению региональных и двусторонних соглашений. Это частично объясняется тем, что легче бывает оговаривать условия более узких соглашений, а также тем, что с их помощью часто удается подготовить почву для новых, более масштабных договоров.

Относительно быстрому росту японского экспорта спо­собствует и то обстоятельство, что его главные товары рассчитаны, как правило, на массового потребителя и в связи с этим спрос на них меньше подвержен колебаниям экономической конъюнктуры. Правда, экспорт такого рода продукции требует постоянного обновления ее ха­рактеристик, моделей и т. п. для максимально быстрого приспособления к потребительским вкусам. Высокая мо­бильность и конкурентоспособность промышленности, тщательное изучение спроса и условий реализации поз­воляют японским монополиям успешно проникать на за­рубежные рынки.

Список литературы

1. Батманова, Е. С., Томилов П. С., Мировая экономика и международные экономические отношения/ Е. С. Батманова, П. С. Томилов – Екатеринбург: УГТУ, 2008.- 111с.

2. Колесов, В. П., Кулаков, М. В.Международная экономика: Учебник/В. П. Колесов, М. В. Кулаков.- М.: Инфра – М, 2007.- 474с.

3. Ломакин, В. К. Мировая экономика: Учебник/ В. К. Ломакин.- 3-е изд. Стереотип. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.- 672с.

4. Мировая экономика/Под ред. Ю. А. Щербинина.- М.: Юнити – Дана, 2007.- 318с.

5. Михайлушкин, А. И., Шимко, П. Д., Международная экономика: Учебник/ А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко.- М.: Высшая школа, 2007.- 336с.

6. Стрыгин, А. В. Мировая экономика: Учебник – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2007.- 512с.

7. Хмелев, И. Б., Логвинова И. Л., Мировая экономика: Учебное пособие/ И. Л. Логвинова, И. Б. Хмелев.- М.: ММИЭИФП, 2007.- 127с.

8. А.С. Булатов, учебник "Мировая экономика", "Юристъ" 2008 г.

9. М. Корнилов, "Япония, Южная Корея, Китай - особенности модернизации // Зарубежный опыт" 2008 г.

10. Международный журнал “Проблемы теории и практики управления” № 09 2007 г.

11. Акио КАВАТО "Ответ Японии на "Глобализацию экономики" ”, 2007

12. "Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны" Под редакцией С.Б. Лаврова и Н.В. Каледина. Издательство "Гардарики", 2008 год.

13. "Япония, японцы и японоведы". Автор И. Латышев. Издательство "Алгоритм". 2007 год.

14. Ломакин В.К., Мировая экономика. М., 2008.

15. Япония. Статистический справочник Страны Мира. 2008.

16. Японский парадокс: Реальности и противоречия капиталистического управления / Б.З. Мильнер, И.С. Олейник, С.А. Рогинко. - М: Мысль. 2008

17. Япония. Региональная структура экономики. /Под ред. В.Я. Выборнова. - М.: Наука, 2007.

18. http://stats.unctad.org/Handbook (ЮНКТАД)

19. https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook (ЦРУ)


[1] "Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны" Под редакцией С.Б. Лаврова и Н.В. Каледина. Издательство "Гардарики", 2008 год.

[2] "Япония, японцы и японоведы". Автор И. Латышев. Издательство "Алгоритм". 2007 год.

[3] Японский парадокс: Реальности и противоречия капиталистического управления / Б.З. Мильнер, И.С. Олейник, С.А. Рогинко. - М: Мысль. 2008

[4] Батманова, Е. С., Томилов П. С., Мировая экономика и международные экономические отношения/ Е. С. Батманова, П. С. Томилов – Екатеринбург: УГТУ, 2008.- 111с.

[5] Мировая экономика/Под ред. Ю. А. Щербинина.- М.: Юнити – Дана, 2007.- 318с.

[6] Мировая экономика/Под ред. Ю. А. Щербинина.- М.: Юнити – Дана, 2007.- 318с.

[7] Ломакин, В. К. Мировая экономика: Учебник/ В. К. Ломакин.- 3-е изд. Стереотип. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.- 672с.

[8] Ломакин, В. К. Мировая экономика: Учебник/ В. К. Ломакин.- 3-е изд. Стереотип. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.- 672с.

[9] Мировая экономика/Под ред. Ю. А. Щербинина.- М.: Юнити – Дана, 2007.- 318с

[10] Ломакин, В. К. Мировая экономика: Учебник/ В. К. Ломакин.- 3-е изд. Стереотип. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.- 672с.