Реферат: История становления и развития психологии управления как науки
Название: История становления и развития психологии управления как науки Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат |
Тема 2. История становления и развития психологии управления как науки. Человечество для удовлетворения тех или иных потребностей использовало следующие способы: 1) Сделать желаемое собственными руками; 2) Заставить другого сделать то что необходимо; 3) Убедить другого отдать желанное добровольно, используя не носильные гуманные средства. Мощный импульс для своего развития психология управления как наука получила с появлением на рубеже 19 -20 веков общей теории менеджмента, утверждавших что управленческая деятельность неизменно порождает соответствующую профессиональную психологию. Вопросы психологии были подняты и первым основателем Фредериком Тейлором, который на основе своих наблюдений привёл, что хороший мастер должен обладать следующими качествами: 1. Ум; 2. Образование; 3. Опыт; 4. Такт; 5. Энергия; 6. Сообразительность; 7. Четкость; 8. Здравый смысл; 9. Здоровье. Тейлор отмечал, что для эффективно организационной работы должны быть системно моральные факторы в виде налаживания доверительных отношений. Значительный вклад в развитие административной и бюрократической психологии внес (Макс Вебер, Фаель. ) Макс Вебер пытаясь настроит идеальную модель организации выделил следующие её признаки : 1. Четкое разделение труда, при котором каждая разновидность трудовой активности обеспечивается высококвалифицированным специалистами в узкой области; 2. Жестокая субординация, жестокая судебная дисциплина; 3. Неукоснительное соблюдение членами организации стандартов, правил, должностных инструкций. Тем не менее Вебер отметил, что межличностные отношения в организации могут быть дозволенны если они не мешают производству. Значительный вклад в развитие науки внёс американский социолог и психолог Джорд Меой обосновав теорию человеческих отношений, основными положениями являются: 1) Важными факторами повышения трудовой активности является не только организационно – технические, но и такие психологические факторы, как мысли, чувства, настроение работника; 2) В формировании этих психологических факторов значительную роль играют психологические явления, относящиеся к сфере подсознание, инстинктов и смутных влечений, которые так же нудно учитывать в управленческой активности; 3) Сознание и подсознание человека являются не только продуктом его индивидуальной психики, но и взаимоотнашениями с другими людьми, влияние групповой нормативной психологией и морально – психологической атмосферой, существующей в организации(заложили такие учёные как Маслоу, Терезбергер, Портер, Тоулеке); 4) Психологические основы изучения и основы человека заложили так же учёные: Маслоу, Герзбергер, Портер. Становление психологии управления в РФ. Основы психологии управления были заложены в работах Сеченова, Дегтярёва. Значительный вклад внес в Алексей Гостев (1882 - 1941), основавший в 1921г. Центральный институт труда. В своей книге «как надо работать» писал, что поскольку человек проводит на работе лучшую часть свое жизни. Платон Корженцев (1881 - 1990), в своих работах писал, что самое главное в жизни приучать себя работать добросовестно, производительно, творчески проявляя инициативу в деле, улучшения результатов труда, а не быть простым исполнителем воли начальника. С 30-х годов исследования психологии труда и управления было свёрнуто и за политических событий. Развитие науки началось с 1960 года, основными направлениями становятся исследования проблем мотивации трудового процесса и управления трудовой деятельностью. Современные подходы управления психологии. Основными поступками являются следующие: · Человека на работе мотивируют не только деньги; · Важнейшими условиями хорошего психологического климата является информирование людей и командная работа; · Формирующиеся в организациях нормы поведения, корпоративная культура является важнейшим резервом повышения эффективности производства; · Руководящая деятельность требует не только технических, но и психологических знаний и навыков. Современные подходы к управлению строятся в основном не теории человеческих отношений, разработанную американским социологом и психологом Джорджем Мейо (1880 – 1949г.) которая реализуется в двух вариантах: 1. Японский вариант – специфика его составляет формирование у работника фирмы чувство единой семьи (опора на групповую психологию) 2. Американский – на основе подхода к каждому отдельному работнику. |