Реферат: Лондонский клуб кредиторов

Название: Лондонский клуб кредиторов
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Содержание

Введение____________________________________________________2

2.1. Принципы работы Лондонского клуба____________________11

2.2.Отношения Лондонского клуба со своими должниками______19

Заключение_________________________________________________34

Список литературы__________________________________________36

Приложения________________________________________________38

Введение

Внешние заимствования в современном мире являются прочной составляющей мировой экономики. Кредитование позволяет быстро получить необходимые деньги в кризисных ситуациях. Для стран, идущих по пути преобразований и реформ, заимствования стали одним из основных источников финансовых ресурсов. В случае внешнего государственного долга кредиторами правительства выступают: иностранные государства, иностранные юридические лица и международные финансовые институты. Однако кредиты даются на определённое время и должны быть выплачены к определённому сроку. Не всем государствам удаётся найти деньги для выплат, так трудности с выплатой внешней задолженности испытывают большинство из 182 стран-членов МВФ (главным образом развивающиеся страны). Возникла потребность в организациях, созданных для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьёзными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу. Одной из таких организаций и является Лондонский клуб кредиторов. В рамках этого клуба страны, испытывающие сложности с погашением внешних обязательств другим государствам и частным учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей. Клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Он не является международной организацией. Его "членский состав" нестабилен, и он не имеют официального мандата. Клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру долга.

Актуальность темы заключается в том, что на данный момент практически все государства вступают в международные отношения на рынке ссудных капиталов: либо в качестве заёмщика, либо в качестве кредитора.

В экономической теории ссудный капитал традиционно рассматривается как совокупность денежных средств, на возвратной основе передаваемых во временное пользование за плату в виде процента. На рынке капиталов ссудный капитал занимает особое место, удовлетворяя потребности национальной экономики в лице государства, юридических и физических лиц в свободных финансовых ресурсах.

Международный кредит - разновидность экономической категории "кредит". Это - движение ссудного капитала в сфере Международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные финансовые институты. Условия международного кредита отражают его связь с экономическими законами рынка и используются для решения задач экономических агентов рынка и государства.

Ведущими участниками международных кредитных отношений являются Лондонский и Парижский клубы кредиторов. Эти организации ведут обширную деятельность со странами всего мира, но обе они нацелены на помощь странам, столкнувшимся с серьезными финансовыми проблемами.

В первой главе работы рассмотрена объективная необходимость создания и история возникновения Лондонского клуба кредиторов. Во второй главе дается характеристика деятельности Лондонского кредитного клуба и его принципы в наши дни. В третьей главе рассматривается взаимоотношения Российской Федерации с этой организацией.

В настоящее время состояние экономики страны характеризуется не только основными общеэкономическими показателями, но и, в том числе, состоянием и размером внешнего долга. Внешний государственный долг России на 1 января 2007 года составил 52 млрд. долларов или 39,5 млрд. евро, сообщил Минфин РФ, внешний государственный долг формируется за счет кредитов, выдаваемых различными кредитными организациями. Данная работа посвящена Лондонскому Клубу Кредиторов, характеристике и сущности его деятельности. Тема является достаточно актуальной, так как Лондонский Клуб – не только крупное кредитное объединение, но один из основных кредиторов нашей страны. В о же время, тема и вопросы касательно взаимоотношений с Лондонским Клубом в том числе и России разработана достаточно слабо. Весьма проблематично найти требуемую информацию в книжных изданиях и периодических публикациях. В литературе вопрос освещен такими авторами, как Белотелова Н.П. и Машковец А. Данные о Лондонском Клубе преимущественно можно найти в сети Интернет на официальных сайтах, а также в упоминаниях в новостных блоках на ТВ. Соответственно, достаточно сложно привести в пример конкретных авторов, работающих над рассматриваемой мной темой.

Главная цель работы заключается в анализе деятельности Лондонского клуба кредиторов на современном этапе развития. В ходе достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:

1. определить причины создания Лондонского клуба кредиторов;

2. описать сущность и функции клуба;

3. охарактеризовать его принципы работы и рассмотреть:

· процесс пересмотра погашения коммерческого долга;

· этапы реструктуризации долга;

4. определить проблемы и перспективы взаимоотношений России с Лондонским клубом кредиторов.

При этом объектом исследования является сам Лондонский клуб кредиторов, а предметом – его деятельность и взаимоотношения со своими должниками.

При написании работы был использован метод сравнительного анализа учебной литературы и научных статей, сопоставление различных источников и на их основе заключение собственных выводов.

I. Причины создания и история возникновения Лондонского клуба кредиторов.

Лондонский клуб кредиторов - крупная (около 1 тыс. членов) неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьёзными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу. Предметом переговоров с Лондонским клубом являются не покрытые гарантиями государства долги частным банкам. Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 году в связи с платёжными проблемами Заира, а к середине 80-х годов клубом было подписано уже около 50 соглашений о пересмотре условий погашения задолженности с широким кругом развивающихся стран. Лондонский клуб работает в тесном контакте с Парижским клубом, «большой восьмеркой» и другими международными финансовыми организациями.

Клуб был сформирован в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать внешнюю задолженность. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой государственных гарантий или страхования.

Всего в 1981-1983 годах заключено 14 соглашений на 10 миллиардов долларов Меморандум 1982 года о долге Мексики оказался этапным событием в практике ведения переговоров о погашении задолженности. В последующие два года, после разразившегося мирового долгового кризиса 1982 многие страны должники обратились в Лондонский клуб с просьбой о пересмотре сроков погашения своих коммерческих обязательств. В результате было заключено 47 соглашений на 130 млрд. долл США.

В конце 1985 года начала применять новая стратегия урегулирования долга стран со средним доходом (План Бейкера), который предполагал проведение анализа программы финансового выравнивания страны-должника, в результате чего возрос объем банковских кредитов в поддержку программной деятельности.*

Дальнейший, еще более фундаментальный шаг было сделано в 1989 г. в контексте плана Брейди, в котором признавалась необходимость облегчения совокупного долгового бремени с помощью мероприятий с сокращение долга и его обслуживание. «Облигации Брейди» - это ценные бумаги, которые выпускаются путем обмена займов коммерческих банков на новые облигации, обеспеченные залогом. Преимуществом плана Брейди было то, что при решении вопроса реструктуризации долга он предлагал так называемое «меню вариантов», что предоставляло кредиторам большую гибкость для эффективного управления своими портфелями суверенных долгов. Тем не менее не поняло, какие преимущества получает заемщик от сокращения долга и использование «меню вариантов». Преимущества возможностей из финансирования, которые открывает урегулирование его долговых проблем, полученные ценой превращения долга в ценные бумаги, которые могут стать предметом купли-продажи. Изменение формы долга означает, что заемщик имеет меньше информации и меньше возможностей влиять на действии своих кредиторов.

Соглашения о реструктуризации долгов коммерческими банками под эгидой Лондонского клуба основаны на трех главных положениях:

Положение об общем доступе. При выплате задолженности не припускается дискриминация ни одного из кредиторов;

Положение о равноправии. Все займы рассматриваются на равноправной основе, которая предусматривает одинаковые права на платеже и залог, которые зависят от фактического объема риска банка;*

Положение об обязательной подписке. В случае досрочных платежей в счет погашения долга их распределение между кредиторами проводится на равной основе.

Лондонский клуб обычно проводит свои заседания по просьбе должника, которому или угрожает дефолт, как в последние годы, или который уже предположил неплатежи и находится под угрозой серьезного накопления долга. Должник, как правило, обращается в банк, от которого ожидает сочувственного отношения к своему запросу; в большинстве случаев это банк с максимальной суммой предоставленных кредитов. После этого составляется перечень всех кредиторов, и банки назначают координационный комитет своим, на который приходится максимальная сумма предоставленных кредитов. Этому комитету предоставляются полномочие действовать от лица всех банков-кредиторов.

Следующий шаг координационного комитета состоит в назначении разных подкомитетов. Важнейшим из них есть экономический подкомитет, в обязанности которого входит оценка положения с задолженностью и общих экономических перспектив страны с целью информировать другие коммерческие банки-кредиторы о возможностях должника из погашение своих долговых обязательств.

В 1994-1996 годах Лондонский клуб осуществил реструктуризацию внешней задолженности Польши, Болгарии, Румынии, Венгрии, а также некоторых развивающихся стран (например, Бразилии и Габона).

В клуб сегодня входит около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран мира.

Лондонского клуб от не имеет постоянного председателя или секретариата, и его процедуры и организация носят свободный характер. Поэтому правила, регулирующие проведение заседаний Лондонского клуба, значительно различаются в зависимости от страны. При отсутствии формальных рамок пересмотра сроков погашения долга в Лондонском клубе коммерческие банки, несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, образуют руководящий комитет под названием Банковский консультативный комитет (БКК) для зашиты интересов коммерческих банков, предоставляющих займы той или иной стране.

В разные периоды в состав БКК входили следующие банки:

Германия: Deutshe Bank AG, Frankfurt (председатель БКК), Dresdner Bank, Commerzbank AG

Италия: Banca Nazionale del Lavoro S.p.a., Banca Commerciale Italiana, Mediocredito Centrale

США: Bank of America NA, JP Morgan

Великобритания: MidlandBankp.l.c.

Япония: Bank of Tokyo-Mitsubishi (сопредседательБКК), Dai-Ichi Kangyo Bank, Industrial Bank of Japan

Франция: Credit Lyonnais SA (сопредседательБКК), Banque Nationale de Paris SA

Австрия: Bank Austria AG, Creditanstalt-Bankverein

Несмотря на то, что в реструктуризации долга Лондонским клубом может участвовать множество банков, в состав руководящего комитета входят представители не более 15 банков. Соглашение между страной-должником и руководящим комитетом должно получить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непогашенных обязательств должника. Только после этого данное соглашение может быть официально подписано. Так реструктуризация долга в Лондонском клубе может стать утомительной, длительной и дорогостоящей процедурой для страны-должника. В отличие от Лондонского клуба.

Лондонский клуб обычно не пересматривает процентные платежи. Вместо этого коммерческие банки предоставляют стране новый заем в качестве части пакета мер по реструктуризации. Но в последние годы банки проявляют все большее нежелание предоставлять дополнительные средства основной части должников. В нынешних соглашениях о пересмотре долга содержится набор альтернативных финансовых возможностей, который включает инструменты сокращения долга. Лондонский клуб может пересмотреть сроки погашения долга, без заключения страны-должника с МВФ соглашения о резервных кредитах. Лондонский клуб предпочитает, чтобы периоды консолидации составляли свыше 2-3 лет и не проявляет гибкости в этом вопросе.

Во вторую группу попадают межбанковские кредиты, предоставленные какому-либо банку от объединения коммерческих банков в рамках Лондонского Клуба. При этом если рассматривать, например, случай с Россией, то это, прежде всего, кредиты предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использовавшиеся во внешнеторговых расчетах и изначально предназначавшиеся для операций а-форфэ (учет векселей). Интересы этой группы кредиторов и представляет Лондонский Клуб, объединяющий по разным данным более 600-1000 коммерческих банков. При этом Лондонский Клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования. Именно на данном рынке проводились достаточно активные спекулятивные операции, которые заключались в скупке российскими коммерческими банками задолженности по сниженным ценам и последующему резком сбросу долгов.*

После распада СССР только Россия могла обслуживать свои обязательства, поэтому по взаимному согласию было объявлено, что Россия [1] обмен на отказ бывших союзных республик от причитающейся им доли активов, принимает на себя все их долги. Отчасти этот шаг поднял престиж России в глазах международных кредиторов.

При этом интересно, что после этого шага Россия оказалась четвертой в списке должников Лондонскому Клубу, который, кстати, кредитовал в основном развивающиеся и коммунистические страны. По размеру долга Россию превышала лишь Бразилия, Мозамбик и Аргентина.

II. Деятельность клуба на современном этапе развития

2.1. Принципы работы Лондонского клуба

Лондонский клуб - это форум для пересмотра сроков погашения кредитов, предоставленных коммерческими банками (без гарантии правительства-кредитора). Поскольку такие переговоры между суверенными должниками и коммерческими кредиторами часто проходят в Лондоне, этот клуб получил название "Лондонского клуба". Данный "клуб" является неофициальным органом, включающим в себя коммерческие банки, перед которыми имеют задолженность страны "третьего мира".

Лондонский клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Ни один их этих клубов не является международной организацией. Их "членский состав" нестабилен, и они не имеют официального мандата. Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру долга. В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет консультативный комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. Руководящие принципы Лондонского клуба в отношении неизбежного невыполнения долговых обязательств, условий кредитования и совместного участия в облегчении долгового бремени. Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам

Лондонский клуб - международное объединение частных коммерческих банков - сформирован в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать внешнюю задолженность. Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой госгарантий или страхования. Основные методы решения долговых проблем: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов.

Лондонский клуб - это форум для пересмотра сроков погашения кредитов, предоставленных коммерческими банками (без гарантии правительства-кредитора). Поскольку такие переговоры между суверенными должниками и коммерческими кредиторами часто проходят в Лондоне, этот клуб получил название "Лондонского клуба". Данный "клуб" является неофициальным органом, включающим в себя коммерческие банки, перед которыми имеют задолженность страны "третьего мира.

Процесс пересмотра погашения коммерческого долга. Реструктуризация долга в Лондонском клубе осуществляется в семь этапов. Сначала должник объявляет мораторий на платежи и составляет Информационный меморандум. Параллельно с этим кредиторы формируют Банковский консультативный комитет. Стороны созывают совещание по изучению положения. Затем они согласовывают основные условия и наконец документально оформляют соглашение о пересмотре долга.

Процесс реструктуризации начинается тогда, когда страна-должник объявляет конкретную предельную дату, с которой она предлагает приостановить платежи по своим обязательствам. Такое заявление о моратории означает неспособность заемщика обслуживать весь или часть его непогашенного долга и призывает к началу переговоров о пересмотре сроков погашения этого долга. Не имея никакой юридической силы, заявление тем не менее на первых порах действует на кредиторов как гипноз: оно препятствует любым их попыткам возбудить в одностороннем порядке судебный иск (с требованием лишения права выкупа заложенного имущества, возбуждения судебного процесса, выплаты компенсации и т. д.), на который они обычно имеют право по первоначальному соглашению о предоставлении кредита. Объяснение простое - любое одностороннее движение какого-либо кредитора вынудит всех других кредиторов принять меры для возвращения своих долгов и, таким образом, внеся сумятицу, может оставить их вообще без какого-либо возмещения. Вот почему в течение длительного периода после объявления 17 августа 1998г. моратория Россией банки-кредиторы не предъявляли к ней официальных требований (исключение составил лишь Lehman Brothers, однако, его требования так и не были никем поддержаны).

После начала подготовительной работы, включающей в себя разработку стратегического планирования урегулирования долга, страна-должник проводит консультации со своими главными кредиторами с целью образования руководящего комитета. Обычно страна-должник выбирает банки, с пониманием относящиеся к выдвигаемым ею условиям работы в составе БКК и представляющие ос новные географические регионы, перед которыми страна имеет долговые обязательства. В БКК по реструктуризации российского внешнего долга в последние годы входили: Deutsche Bank, Credit Lyonnais, BNP, Commerzbank, BNL, Bank of Tokyo-Mitsubishi, Bank Austria, Dresdner Bank.*

Многолетний опыт работы позволил Банковским консультативным комитетам стать достаточно компетентными органами для детальной оценки экономических перспектив страны и построения схемы рефинансирования на более реалистичной основе при содействии МВФ (и его Института международных финансов, расположенного в Вашингтоне, округ Колумбия). В частности, сейчас банки ведут переговоры о долгосрочных схемах кредитования, в рамках которых они рефинансируют платежи в счет покрытия капитальной суммы долга, причитающиеся в течение ряда последующих лет. По этим схемам рефинансирование в каждом году зависит от ряда факторов, включая поддержание хорошей репутации в МВФ. Допуская долгосрочное рефинансирование, банки проявили гораздо больше воображения, чем официальные кредиторы. Кроме того, они снизили величину гарантийных взносов до реалистичного уровня и в большинстве случаев устранили разовую комиссию.

Однако точное соотношение интересов кредиторов зависит от состава каждой группы, в любой конкретной группе кредиторов можно найти определенные "группы с особыми интересами".

Самой важной группой кредиторов является та, на которую приходятся основные риски заемщика. Этими кредиторами вполне могут быть крупнейшие банки мира. На ранних этапах кризиса суверенного долга размер долгов суверенных государств-заемщиков банкам превышал стоимость их капитала. Поэтому этим банкам грозили достаточно большие убытки, которые могли поставить их на грань банкротства, и они были вынуждены заключать такие соглашения со своими суверенными должниками, защищавшие стоимость их непогашенных активов. Для этого они должны были обеспечить, чтобы должники не только признали свое обязательство по возмещению долга, но и осуществляли выплату процентов по долгу на текущей основе. Интересы крупных кредиторов не обязательно совпадали с интересами тех, чьи относительно небольшие риски не угрожали их существованию. Мелких кредиторов больше беспокоили расходы, которые они понесут при пересмотре условий погашения долга, и прецеденты, которые они создадут, заключив с заемщиком "щедрое" соглашение, нежели убытки, которые они понесут, если будут добиваться соблюдения своих прав против должника или если переговоры сорвутся и они не смогут взыскать деньги с должника. Однако у этих банков есть интерес в недопущении банкротства крупных банков в результате невыполнения суверенным государством своих обязательств. Такие банкротства могут поставить под угрозу стабильность и устойчивость международной финансовой системы, что явно не отвечает интересам более мелких банков.

После подготовки информационного меморандума первым официальным контактом между страной-должником и БКК является организация совещания по изучению положения должника, после которого данный меморандум распространяется среди всех банков-кредиторов.

Согласование основных условий начинается с отбора участников со стороны кредиторов и должника, причем со стороны последнего такой отбор произвести достаточно сложно. Это объясняется тем, что внутреннее законодательство должника может затруднить принятие на себя центральным банком государственного долга. При рефинансировании долгов по аккредитивам, когда центральный банк не смог перевести валюту в счет хранящихся в нем вкладов коммерческих банков, внесенных от имени их клиентов, кредиторы признают центральный банк надлежащим кандидатом в участники. Но споры могут возникнуть тогда, когда центральный банк используется для реструктуризации средне- и/или долгосрочных долгов правительства, его ведомств, учреждении или полугосударственных предприятии, или же долгов, гарантированных правительством. Прежде всего следует отметить, что с юридической и конституционной точек зрения только суверенное государство может принять на себя долги своих ведомств или субъектов. Следовательно, центральный банк не может нести ответственность за долги, например, правительств республик, штатов, центрального правительства или любого правительственного органа. На практике, однако, банки не стремятся вступать в договорные отношения с правительством или государством. Именно центральный банк, а не государство обычно является держателем валютных активов страны. И опять же, центральный банк как государственный орган не может быть гарантом государства. Поэтому банки, как правило, настаивают на том, чтобы государство подписывало соглашение о пересмотре долга в качестве заемщика, а центральный банк обязывался делать валютные платежи по этому соглашению. В случае с Россией агентом правительства по внешнему долгу страны с самого начала был выбран Внешэкономбанк.

Далее определяется, какие долги подлежат и какие не подлежат реструктуризации. Например, внутренний долг не подлежит реструктуризации, поскольку суверенные государства редко положительно воспринимают попытки кредиторов вмешаться в процедуры обслуживания внутреннего долга, выплачиваемого в местной валюте. Они могут также не согласиться с определением в качестве внешнего такого долга, который относится к валютным обязательствам, выплачиваемым физическим и юридическим лицам страны, поскольку такие выплаты сами по себе не ведут к оттоку иностранной валюты.

После согласования перечня разрешенных валют, процентов и процентных периодов, комиссионных, условий использования кредита и процедуры контроля подписывается соглашение о пересмотре долга

Пересмотр условий погашения долга. Для понимания главных особенностей процесса пересмотра долга необходимо помнить о состоянии отношений между должником и кредитором в тот момент, когда страна-заемщик объявляет, что она не сможет выполнить своих долговых обязательств при наступлении срока их погашения. В число должников в стране-заемщике может входить не только само суверенное государство, но и такие юридически самостоятельные заемщики из государственного сектора, как центральный банк и государственные предприятия со своими полномочиями в области получения займов. Одни из этих юридических лиц самостоятельно получают займы, а у других долги гарантируются суверенным государством. Кроме того, возможно и наличие заемщиков из частного сектора, долг которых может гарантироваться, а может и не гарантироваться официальными властями, но которые пострадают, если суверенное государство попытается вмешаться в управление валютными ресурсами страны.

В целом, эти долги имеют неодинаковые сроки погашения, могут выражаться в разных валютах, иметь различное целевое назначение и регулироваться различными юридическими нормами, включая действующее законодательство. Кроме того, держателями долгов может быть множество кредиторов. Даже в случае стран с небольшим долгом общее число банков может приближаться к ста.

Хотя разнообразие долгов усложняет процесс пересмотра долга суверенного государства, громоздким его делает большое число затронутых сторон. Кроме того, банки могут проявлять подозрительность друг к другу и не идти на уступки, которые могут дать преимущества другим кредиторам за их счет.

Для упорядочения этого процесса и создаются банковские консультативные или руководящие комитеты. Комитеты состоят из представительной группы банков-кредиторов, которая ведет переговоры с должником от имени всей группы кредиторов.

Руководящий и консультативный комитеты не имеют юридических полномочий заключать с заемщиком такое соглашение, которое будет обязательным для других кредиторов, поскольку процедуры внесения поправок в первоначальные соглашения о займах и включения изъятий основаны на первоначальных соглашениях. Обычно эти соглашения требуют единогласия или большинства голосов всех членов кредитного синдиката. В кредитных соглашениях не предусматривается какая-либо роль для консультативных или руководящих комитетов, а кредиторы не принимают на себя обязательство подчиняться решениям таких комитетов. Таким образом, кредитор, который не согласен с основными условиями нового соглашения, всегда имеет возможность добиваться через суд выполнения первоначальных долговых обязательств, которые несет перед ним должник.

Одним из обстоятельств, определяющих юридический статус руководящего или консультативного комитета, является то, что он должен максимально представлять банковскую и географическую структуру группы кредиторов.

Международные финансовые учреждения разделяли заинтересованность кредиторов в обеспечении выживания крупных банков и финансовой системы в целом. Эти стороны смогли также апеллировать к заинтересованности самих должников в сохранении международной финансовой системы и убедить их в том, что главной целью переговоров должно быть сохранение стоимости активов кредиторов.

Трудное положение банков-кредиторов усилило переговорную позицию крупнейших стран-должников. Все банки, включая крупнейшие, имели меньшие и следовательно менее опасные риски в более мелких странах-должниках. Поэтому они не могли позволить себе нести прямые убытки из-за этих должников. Однако банки беспокоились по поводу того, что любое соглашение с этими странами будет рассматриваться, как прецедент другими странами и будет служить предметом постоянных ссылок на других переговорах по пересмотру долга. Кроме того, совокупный эффект этих более мелких переговоров по пересмотру долга мог весьма дорого обойтись кредиторам и подорвать их позицию в отношениях с важнейшими должниками.

Перед лицом такого развития событий кредиторы не разделяли озабоченность должников по поводу социально-экономического положения их граждан. Более того, кредиторы утверждали, что должники добровольно влезли в долги и несут ответственность за выполнение своих обязательств.

Из сохранения стоимости активов банков как главного принципа переговоров вытекает ряд важных выводов. Этот принцип обязательно вынуждает правительство страны-должника отдавать приоритет обслуживанию своего долга. Данный приоритет делает весьма спорным следующий вопрос: следует ли суверенному должнику уделять охране здоровья и образованию своих граждан большее внимание, чем долговым обязательствам. Кредиторы смотрят на любого должника, добивающегося обсуждения таких вопросов, как на наивного или прибегающего к тактике отвлечения внимания.

На ранних этапах кризиса долга кредиторы рассматривали все вопросы, помимо непосредственно связанных с сохранением активов, как второстепенные, выходящие за рамки переговоров. Поэтому концентрация внимания на сохранении активов "деполитизировала" переговоры по пересмотру долгов и превратила их в упражнение для технократов, при котором круг обсуждаемых вопросов ограничивался теми, которые прямо затрагивали возможности заемщика по обслуживанию его долга.*

2.2.Отношения Лондонского клуба со своими должниками

К середине 90-х годов стала очевидной недостаточность мер мирового сообщества по уменьшению долга наиболее бедных развивающихся стран. Вопрос об регулировании внешнего долга стал практически постоянным в повестке дня встреч «Группы 7», а затем «Группы 8». На этих встречах были выработаны Торонтские (1988 г.), Тринидадские (1990 г.), Неапольские (1995 г.), Лионские условия (1997 г.) и другие рекомендации.

Рост внешнего долга развивающихся стран и стран с переходной экономикой оставался источником неустойчивости мировой экономики. В 1995 г. общая величина внешнего долга этих двух групп превысила 1700 млрд долл, что вызвало опасение нового долгового кризиса. Особую тревогу мировым кредиторам внушало положение наименее развитых стран. Поэтому они создали специальные программы по урегулированию этого вопроса. Страна должник может претендовать на участие в инициативе, если удовлетворяет определенным критериям. Так, она должна быть признана официально беднейшей страной, внешний долг должен превышать 150% стоимости годового экспорта (или 250% доходов бюджета) и другие.

По состоянию на декабрь 2007 г. в рамках этой деятельности 21 страна – Бенин, Боливия, Буркина-Фасо, Гайана, Гана, Гондурас, Замбия, Камерун, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Нигер, Никарагуа, Руанда, Сенегал, Сьерра-Леоне, Танзания, Уганда, Эфиопия – достигли этапа завершения данной программы, при участии Лондонского клуба. Общая величина списанного долга составила 41.6 млрд долл. Еще 9 стран – Бурунди, Гаити, Гвинея, Гвинея-Бисау, Конго (Демократическая Республика), Конго (Республика), Сан-Томе и Принсипи, Чад получили частичную помощь в виде облегчения долгового бремени, а 10 стран – Киргизия, Коморские Острова, Кот-д’Ивуар, Либерия, Непал, Сомали, Судан, Того, Центральная Африканская Республика, Эритрея – могут участвовать в этой программе.*[2]

Можно отметить следующие действия Лондонского клуба кредиторов.

После нескольких лет переговоров с иностранными коммерческими банками (2002-2004), общее соглашение с Лондонским клубом кредиторов было подписано 7 июля 2004 г. - "Меморандум о взаимопонимании по реструктуризации долгов Под NFA и TDFA между Республикой Сербия и Международный координационный комитет ", который предусматривает списание около 62% долга, а срок погашения 20 лет, а льготный период в 5 лет. Меморандум был утвержден 24 июля 2004.

В соответствии с положениями Генерального соглашения, в начале апреля 2005 года, после того, сопровождающих правовые документы были подписаны, долг в Республике Сербии было обменять на облигации на сумму около $ 1020 млн. и облигации были перечислены на Люксембург Фондовые биржи.

После завершения юридических и технических мероприятий, связанных с обменом Республики Сербия задолженности, в отношении остальных Лондонский клуб кредиторов, в конце сентября 2005 года, дополнительный выпуск облигаций на сумму около 57 млн. долл. США имели место на тех же условиях, как в ранее выпущенных облигаций.

Облигации были выпущены в соответствии с Законом о реструктуризации задолженности по NFA и TDFA. Выдавая Республики Сербия облигации, при условии, что общая проблема Республики Сербия облигациям была предусмотрена в размере до 1080 млн. долл. США.

Подписывая соглашение с Лондонским клубом кредиторов, Республика Сербия впервые достигли договоренности о списании долга этой категории кредиторов и получения кредитных рейтингов по облигациям - 'B +' (S И P) и "BB - "(Fitch).

Это результат двух месяцев тайных переговоров, которые велись с Лондонским клубом вместе с председателем Народного банка Сербии Радованом Елашичем, пишет агентство со ссылкой на заявление министра финансов Сербии Младжана Динкича.

Динкич подчеркнул, что после ратификации договора с Лондонским клубом общий долг Сербии сократится до 11 миллиардов евро, что составляет всего 60% ВВП страны. Это является одним из условий вступления Сербии в Европейский союз.

"Мы вошли в финансовую систему Европы, - сказал Динкич. - Это последний оставшийся с прошлых времен большой долг, который нам удалось реструктуризовать. После урегулирования отношений с Парижским клубом и РФ мы разрешили наши долговые проблемы с международными кредиторами".

Бывают случаи, когда развивающиеся страны погашают свои долги. Например, выплата Нигерии Лондонскому клубу кредиторов.

Абуджийское-президент Олусегун Обасанджо сообщил Сенату правительства о готовности погасить Нигерии последней партии выдающихся долгов Лондонским клубом на сумму $ 2.15.

Председателя Сената от 24 мая 2006 года президент Обасанджо заявил, что его администрация следит свои недавние действия в погашения долгов страны в рамках Парижского клуба по урегулированию задолженности с Лондонским клубом кредиторов.

Как сообщил вам по различным поводам, эти средства были получены от избыточного сырьевых сбережения, которые накапливаются в 2005 году с полного согласия всех заинтересованных сторон. Государства, заинтересованные возмещаются их части баланса, которая должна выплачиваться клубу кредиторов.

Нужно принять к сведению, что в долларовом эквиваленте платежей, упомянутых выше, в рамках трех этапов составила $ 12.09 млрд., сэкономлено около 306 млн. долл. США.

Эта экономия была реализована за счет активного обмена курс по управлению рисками, проводимых Центральным банком Нигерии и управлению долгом. В дополнение к экономии, получаемой от инициативной обменный курс по управлению рисками, проценты начисляются на счет в течение периода, составил около $ 605,000.00.

Следует, однако, отметить, что эта сумма не включает в себя процентные доходы, полученные денежные средства на хранение в BIS открыли специальные счета для кредиторов до подписания двусторонних соглашений.

Лондонская клуб частных кредиторов подписал соглашение с Республикой Конго, в ноябрь 2007 четверг 80 процент списания долгов, причитающихся ему в нефтедобывающие страны Центральной Африки, в Лондоне заявил представитель клуба.

Эта цифра была коснуться превышает 77 процентов долга страны, Министерство финансов в среду объявило, что будет применен самый последний шаг к облегчению Конго несколько миллиардов долларов задолженности после суверенных кредиторов простил большинство долгов.

«Это списание позволяет Конго иметь задолженности, поскольку она является чрезмерной задолженности, которая мешает развитию страны», Тьерри Desjardins, председатель Координационного комитета Конго частных банков-кредиторов, заявил после подписания соглашения в Браззавиле.

Министерство финансов Конго заявил о погашении задолженности перед Лондонским клубом было 288 млрд. франков КФА задолженности ($ 643,6 млн.) до прощения.

Отказ является плодом более чем на один год переговоры, которые начались после Конго обеспеченных Международного валютного фонда программы и квалификацией для беднейших стран (БСКЗ) по облегчению долгового бремени схеме в прошлом году.

Средства, высвобождаемые за счет отказа от этой задолженности будет подана в центральном банке для финансирования в интересах малоимущих слоев: водоснабжения, здравоохранения, электроснабжения, инфраструктуры и образования", сказал министра финансов Конго. Бывшая французская колония долги становятся юридически и политически чувствительным ввиду строку иностранных юридических исков.

III. Взаимоотношения Российской Федерации с Лондонским клубом

Фактические результаты урегулирования, объявленные 11 февраля 2000 г. во Франкфурте-на-Майне (ФРГ) по завершении седьмого раунда переговоров делегации РФ во главе с первым заместителем председателя Правительства РФ, министром финансов РФ М. Касьяновым с Консультативным комитетом Лондонского клуба во главе с В. Вендтом (Дойче Банк), выглядели следующим образом:

Долг Внешэкономбанка СССР переоформляется (обменивается с определенным дисконтом) в суверенный долг Российской Федерации в форме еврооблигаций.

Предметом обмена являются обязательства PRINs и IANs, задолженность бывшего СССР по торговым соглашениям будет переоформляться в соответствии с отдельным предложением при аналогичных условиях.

Общая величина задолженности перед Лондонским клубом составляет 31,8 млрд. долл. Эта сумма состоит из 22,2 млрд. задолженности по реструктуризированным кредитам (PRINs), 6,8 млрд. долл. задолженности по процентным облигациям ВЭБ (IANs) и 2,8 млрд. задолженности по просроченным процентным платежам (PDI) по PRINs и IANs (включая проценты на проценты), рассчитанной на 31 марта 2000 г.

Обмен должен был начаться 31 марта 2000 г., и первоначально его предполагается завершить в течение II кв. текущего года. По имеющимся на сегодня данным, правительству и Внешэкономбанку не удастся произвести все необходимые действия и предусмотреть все формальности, чтобы сделка по обмену вступила в юридическую силу к 31 марту 2000 г.

Российская Федерация предлагает обменять обязательства PRINs на 30-лет-ние еврооблигации с дисконтом 37,5% от номинала. Облигации IANs будут также обмениваться на 30-летние еврооблигации, но с дисконтом 33% от номинала. Новые еврооблигации будут иметь переменную величину купона, который будет выплачиваться 2 раза в год период амортизации - 47 полугодовых купонов после 7 лет льготного периода.

Российская Федерация одновременно предлагает обменять требования по просроченным процентам PDI на новые российские еврооблигации (по номиналу, без дисконта), погашаемые в течение 10 лет (6-летний льготный период) и купоном, равным 8,25% годовых. На дату юридического вступления в силу сделки по обмену будет произведен наличный платеж в сумме около 9,5% от номинала (270 млн. долл.) этих 10-летних еврооблигаций.*[3]

Можно сделать следующие выводы. Во-первых, после переоформления долга России будет необходимо выплатить кредиторам в течение 30 лет сумму в размере 43,27 млрд. долл., что на 26% меньше, чем по первоначальным договоренностям. Во-вторых, с учетом сложившейся доходности на российские еврооблигации, которая колеблется в настоящий момент от 16 до 18% годовых, реальное списание долга составило более 50%. В случае если 2,8 млрд. пришлось погашать живыми деньгами, расчетная величина списания долга была бы на 3-4% выше. В-третьих, дюрация долга увеличилась на 21%, что также является положительным результатом. В-четвертых, на 33% снизилась общая величина требований кредиторов. В совместном пресс-релизе России и Лондонского клуба отмечалось снижение объема обязательств на 36,5%, однако эта цифра указана без учета требований PDI. Помимо этого уменьшилась величина ежегодного обслуживания долга с 7,2 до 6,2%. Все вышесказанное, с одной стороны, действительно подтверждает заявления правительства о значительном снижении долговой нагрузки по Лондонскому клубу. График платежей стал более равномерным и выполнимым, ежегодные платежи в период с 2002 до 2022 г. колеблются от 1 до 2,5 млрд. долл. Пик платежей приходится на 2009 г. - более 2,7 млрд. долл. Это несопоставимо с первоначальным графиком, по которому в 2008-2011 гг. пришлось бы выплачивать более чем по 5 млрд. долл. С другой стороны, необходимо отметить, что при переоформлении не удастся значительно удлинить период заимствований. Можно было бы говорить о большем успехе реструктуризации, если бы основные объемы амортизации долга приходились на более поздние сроки. Как уже отмечалось, не совсем удачно выбраны сроки заключения окончательных договоренностей. По всей видимости, наиболее благоприятный момент для форсирования переговоров с кредиторами приходился на послекризисный период, вплоть до конца лета 1999 г., когда экономика России находилась в гораздо более ослабленном состоянии, не сложилась устойчивая тенденция роста цен на энергоносители, не начались боевые действия на Северном Кавказе и все оценки перспективы развития российской экономики были более пессимистичными.

Несмотря на дефолт по советским долгам, Россия и после 1991года кое-что продолжала платить Западу. Платили по евробондам, которые выпустил ВЭБ. Еще совершали обязательные платежи по кредитным линиям за поставки зерна. Дело в том, что зерно приходило в основном из США, а там такой закон: если страна прекращает обслуживать кредит, ExImBank США должен публично объявить, что страна в дефолте, и прекратить всякие поставки по этому кредиту. Разумной политикой это назвать трудно - любой связанный кредит предполагает, что Россия в конечном итоге потратит свои бюджетные деньги на закупку иностранных товаров, поддержав чужого производителя.*

Все заемщики делают это: залезают в долги, а потом выпрашивают у кредитора отсрочку или списание на любых условиях. На излете существования СССР нахватал у Запада десятки миллиардов долларов. Потом Россия занимала «под реформы». Расплачивалась, как могла, а когда была не в силах, реструктурировала советские долги под еще более тяжелый процент. В июле 2000 г. Москва договорилась с Лондонским клубом и на 10–30 лет реструктурировала $28 млрд долга. Треть (36,5%) его удалось списать, и это считалось огромной победой.

Олег Вьюгин, бывший первый заместитель министра финансов РФ, исполнительный вице-президент, главный экономист инвестиционной компании "Тройка-диалог" так отозвался об этом событии: «Я расцениваю это, прежде всего, как технический успех. Это успех переговорщиков. Почему я так говорю? Когда говорят о долгах, то обычно говорят о том, способна ли страна выплачивать эти долги, и о конкретных решениях по облегчению долгового бремени, несут они в будущем возможность выплачивать такие долги или нет. С этой точки зрения решение техническое. Сможет ли Россия платить долг в будущем (а я напомню, что внешний долг - 150 млрд. долларов сейчас, списание составило десять с небольшим миллиардов долларов)? Если Парижский клуб, предположим, пойдет по примерно такому же пути, т.е. примет условия реструктуризации Лондонского клуба, то он спишет еще 15 миллиардов. Значит, останется 125 млрд. долларов - сумма, сопоставимая со 150-тью. Т.е. вопрос о том, будет ли Россия способна обслуживать такой долг, зависит уже не от переговоров, а от того, как будет развиваться экономика. Если экономика будет развиваться так же медленно, то, конечно, Россия не сможет платить долги, понадобится еще одна реструктуризация, еще одни переговоры. Если структурные перемены все-таки произойдут и экономика России будет расти, то тогда, наверное, она с таким долговым бременем справится. Очевидно, что в ближайшие годы Россия не справилась бы с тем объемом требований, которые к ней предъявлялись, и с точки зрения краткосрочной перспективы решение очень удачное: на несколько лет вперед Россия почти сможет обслуживать долги. Я говорю "почти", потому что, по нашим расчетам, небольшое внешнее финансирование понадобится.»

Все это может привести к тому, что в случае, если Российская Федерация не способна платить или не платит именно по этим обязательствам, то все остальные кредиторы имеют право предъявить к немедленному погашению все остальные суверенные обязательства Российской Федерации. По-моему, в этом случае, в этих переговорах новые еврооблигации будут обладать статусом кросс-дефолта только на новые выпуски еврооблигаций. Не на старые, а на новые, т.е. на все будущие выпуски еврооблигаций Российской Федерации будет распространяться правило кросс-дефолта. Это довольно логично, и это тоже некая уступка со стороны кредиторов в пользу России. То есть не только списали часть долга, но снизили процентные ставки и дали грейс-период. В результате весь пакет решений тянет на 50-процентное облегчение долгового бремени. Т.е. если просчитать всю сумму платежей, которая получается, привести ее к сегодняшней дате и сравнить с оригинальными требованиями, то на 50% долг срезан.

Известно, что российская делегация во Франкфурте-на-Майне вела переговоры с банковским консультативным комитетом Лондонского клуба. Механизм такой, что, действительно, примерно шестьсот членов Лондонского клуба делегировали свои полномочия этому консультативному комитету. Когда консультативный комитет принимает решения, он тоже имеет определенный мандат, как и российская делегация. Может быть, не столь четко сформулированный и не подписанный премьер-министром, но мандат имеет. Консультативный комитет согласился с российской делегацией, не принимая во внимание этот мандат. Поэтому практически можно считать, что вопрос закрыт.

Российский рынок акций уже заранее купил информацию о договоренности с Лондонским клубом. Рынки вообще всегда покупают будущее, особенно такие рискованные, как Российская Федерация на сегодняшний день. Поэтому в доходность уже было заложено ожидание решения. Кроме того, всегда есть инсайд. Лондонский клуб это банки, возможно, была утечка, поэтому до переговоров активно покупал Лондон, активно покупал Нью-Йорк, и у России активно покупали.

К тому же изменился рейтинг Российской Федерации в связи с тем, что удалось договориться с Лондонским клубом. У России был рейтинг selected default, т.е. выборочный дефолт. Это правильно, потому что по Лондонскому клубу Россия не проводила платежей. Теперь, после закрытия Лондонского клуба, принимая во внимание, что Парижский клуб реструктурирован рейтинговые агентства могут поднять рейтинг на следующий уровень, т.е. от selected default до очень рискованного рейтинга. В некоторой степени, это означает приток инвестиций. То есть это означает, что автоматически у большинства зарубежных инвесторов открытая позиция на Россию, т.е. те суммы, которые им разрешено вложить в Россию в текущем году, будут увеличены. Это значит, что будет несколько больше денег.

Например, Россия и Великобритания развивают сотрудничество во многих сферах, оценивая нынешнее взаимодействие двух стран, можно с уверенностью сказать, что оно носит стратегический и коммерческий характер. Дополнительным фактором, стимулирующим расширение двустороннего сотрудничества, является взаимопонимание правительств России и Великобритании в вопросе развития экономических отношений. Подписанная два года назад Декларация по вопросам инвестиционного сотрудничества, стала для деловых кругов обеих стран важным индикатором намерений правительств содействовать улучшению инвестиционного климата. По данным 2003 года, Великобритания является самым крупным прямым иностранным инвестором в России. В 2000-2004 годах действует двусторонняя программа технической помощи на сумму 90 миллионов фунтов с целью содействия для вступления во Всемирную торговую организацию, реформам государственной службы и судебной, а также для выявления инфекции ВИЧ-СПИД.

В 2004 году Великобритания заняла третье место среди стран-инвесторов по объему текущих инвестиций в Россию (после Германии и Кипра). Они увеличились на 56,2% и составили 3,3 млрд.долл. Удельный вес Великобритании в общем объеме иностранных инвестиций, привлеченных в российскую экономику, повысился до 11,5% против 10,9% в 2001 году. Мы высказали свои оценки на будущие перспективы и вызовы времени, предстоящие разным странам в недавно вышедшем документе «Долговременные глобальные экономические вызовы времени и возможности развития для Великобритании».

Министр Финансов - Канцлер Казначейства Великобритании Гордон Браун отмечает, что государственное казначейство работает в тесном контакте с финансовым сектором Лондона и органами общественного управления Великобритании. Происходят беспрецедентные, по сравнению с другими странами, консультации и дискуссии по вопросам финансового регулирования. Другие страны Европы, а также США должны следовать этому примеру.

К тому же, поддержав решение Парижского клуба о списании 80% внешнего долга Ирака, Россия надеется на понимание со стороны государств-членов Клуба в части урегулирования своих долгов. Если мы ведём себя цивилизованно, то можно надеяться, что в части наших долгов будем встречать взаимопонимание. Ранее, Министр Кудрин заявлял, что Россия намерена провести переговоры с Лондонским клубом о переоформлении своей задолженности в рыночные бумаги.

Диалог с Россией с этими странами будет работать на то, чтобы было более четкое и адекватное понимание возможностей изменения структуры экономики на основе опыта высокоразвитой страны. И, во-вторых, этот диалог будет работать в целом на стабильность энергетических рынков. А через это и на международную политическую стабильность, поскольку всем известно, что стабильная или нестабильная цена нефти (а с ней корректируется и цена на газ) - это вопрос высших интересов международной и национальной безопасности.

Выигрыш России, несмотря на то, что соглашение с Лондонским клубом о долгосрочной отсрочке платежей сумму долга увеличивает за счет платы за реструктуризацию, трудно переоценить. Причем как с финансовой точки зрения — выплаты по основному долгу начнутся в XXI веке, так и с политической. Дело в том, что в 1996 году Россия должна была вернуть банкам-кредиторам $26 млрд: $19 млрд просроченных сумм по основному долгу и $7 млрд по просроченным процентам (данные Минфина). У России таких денег нет — по проекту госбюджета на 1996 год на обслуживание внешней задолженности выделено $6,3 млрд. Кроме того, важен сам принцип. По мнению замминистра финансов Михаила Касьянова, "долг бывшего СССР — это не просто финансово-экономическая проблема, это острая политическая, в том числе и внутриполитическая проблема". Поэтому высвобождающиеся валютные ресурсы должны быть направлены не только на погашение внешней задолженности, но и на финансирование экономических реформ и социальной сферы. В свою очередь, банкиры-кредиторы первыми поняли (по сравнению с членами Парижского клуба), что свои деньги они вернут с тем большим успехом, чем быстрее поставят на экономический рост одного из крупнейших своих заемщиков — России.

Подписание соглашения с Лондонским клубом формирует новый имидж России в качестве страны — реципиента кредитов и позволяет работать с ней на обычных коммерческих основаниях. То есть то положение, когда национальные банки ведущих стран вменяли в обязанность коммерческим банкам предоставлять кредиты России, как правило, со 100-процентным обеспечением, ушло в прошлое. Думаю также, что Россия после урегулирования на глобальной основе проблемы погашения всей суммы долга сможет начать искать подходы к уменьшению этой суммы.*[4]

Рассмотрим изменения доли долга Лондонскому клубу в общем объеме внешнего долга России (см. Приложение 1). Из таблицы видно, что долг в 2006 г. составил примерно 0,0003%,а в 2007 г. – 0,0004%. При этом за этот год Россия выплатила Лондонскому клубу 11,70 тыс долл. То есть, увеличении доли долга Лондонскому клубу в совокупном внешнем долге России говорит не об увеличении его объема, а об уменьшении самого внешнего долга.*

Как отмечалось ранее, было принято предложение Минфина России о проведении заключительного этапа обмена коммерческой задолженности бывшего СССР на облигации внешних облигационных займов Российской Федерации с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах (далее - облигации 2010 и 2030 годов) на условиях, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 931 "Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами" (см. Приложение 2).

В связи с этим в 2008 г. правительство РФ осуществило в пользу иностранных коммерческих кредиторов причитающиеся им выплаты денежных средств в размере 69,83% номинала облигаций 2010 года и 2% номинала облигаций 2030 года по графикам согласно приложению к Генеральным условиям эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах, выпускаемых с целью урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2000 г. N 478 "Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов", а также купонного дохода, накопленного по указанным облигациям по состоянию на дату обмена.

Причем платежи осуществляются за счет следующих источников

· в сумме, соответствующей разнице между номинальным объемом урегулируемой коммерческой задолженности бывшего СССР и непогашенной основной суммой долга по передаваемым кредиторам облигациям 2010 и 2030 годов, - за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2008 год по коду классификации источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

· в сумме, превышающей номинальный объем урегулируемой коммерческой задолженности бывшего СССР, - за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2008 год по подразделу "Обслуживание государственного и муниципального долга" раздела "Общегосударственные вопросы" классификации

Начиная с даты опубликования указанного Заявления от 1 октября 1994 г. Министерство финансов Российской Федерации, действуя от имени Российской Федерации, сделало два предложения об обмене коммерческой задолженности бывшего СССР на новые еврооблигации Российской Федерации, результатом которых стало урегулирование номинальной суммы коммерческих обязательств бывшего СССР в эквиваленте 2,4 млрд. долларов США и выпуск еврооблигаций с погашением в 2006 - 2010 годах на сумму 0,3 млрд. долларов США и еврооблигаций с погашением в 2007 - 2030 годах на сумму 2,1 млрд. долларов США

Решение об ограничении сроков принятия к выверке долговых требований по коммерческой задолженности бывшего СССР было принято в связи с достаточно длительным периодом времени, в течение которого их держатели имели возможность предъявить свои требования для проведения выверки.*[5]

Заключение

Таким образом, можно сказать, что деятельность Лондонского клуба кредиторов является не только эффективной, но и в определенных случаях необходимой – касательно кредитования экономики развивающихся стран. Итак, Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам. Кроме того, Лондонский клуб имеет отличные особенности функционирования, к которым относятся:

• процесс пересмотра погашения коммерческого долга;

• определение этапов реструктуризации долга.

Эти пункты подробно были рассмотрены в первой части работы. Наша страна также является должником Лондонского клуба, поэтому важную роль играет именно определение данных взаимоотношений, которые формируются на основе нескольких нормативных актов. Описание взаимоотношений невозможно отдельно от обращения к их истории, поэтому вторая часть реферата содержит и исторические данные. Таким образом, главная цель работы – рассмотрение и характеристика деятельности Лондонского клуба кредиторов, на мой взгляд, достигнута в полной мере.

Таким образом, Лондонский клуб являются важным звеном между заёмщиками и кредиторами. Клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Однако взамен он требуют проведения различных мер направленных на экономические преобразования, не всегда идущих на пользу страны.

Остаётся нерешенным вопрос с задолженностью Лондонскому клубу. Международные кредитные отношения развиваются большими темпами. Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков. Долговой кризис 90-х стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных факторов. Глубина их воздействия настолько велика, что ощущается до настоящего времени. Меры, включая масштабные внешние заимствования и реструктуризацию долгов, не смогли предотвратить наступление кризиса.

Следует отметить, что государственный долг как проблема, порождаемая бюджетным дефицитом, представляет собой сумму непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленную за всё время существования государства. В виде внешнего долга - задолженности государства гражданам и организациям других стран - государственный долг выступает необходимостью существования таких международных организаций, как Лондонский и Парижские клубы кредиторов.

Список литературы

1. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19.11.2002 №113-н

2. Положение "О некоторых вопросах налогообложения иностранных организаций, связанных с урегулированием задолженности бывшего СССР иностранным коммерческим банкам и финансовым институтам, объединенным в Лондонский клуб кредиторов"

3. Постановление правительства Российской Федерации от 23 июня 2000 г. №478

4. Распоряжения правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008г. №1342-р

5. Алексашенко С.В. Вопросы экономики №7, 1999, стр. 52-61

6. Андрианов В. Проблемы внешней задолжности России // Маркетинг. - №3. - 2003. - с.23-27.

7. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. - №2. - 2003. - с.26-35.

8. Белотелова Н.П. Белотелова Ж.С. Деньги. Кредит. Банки. Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Данилов и Ко», 2001 – 484с.

9. Беккер А. «Полностью рассчитаться до 2020 г. все равно не удастся» Ведомости 19.05.2005, № 89 (1370)

10. Борисов С.М. «Новое о внешнем долге России» // Деньги и кредит, 2008, № 8,стр. 15

11. Колчин С.А. Внешний долг России // Власть, №9/2004г.

12. Исаков Ю. «Проблемы развивающихся стран в повестке дня «восьмерки» // МЭ и МЭО 2007, №10,стр.3-11

13. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. - Москва, 2000г.

14. Кудрин А. Государственный долг России. Перемена декораций // Рынок ценных бумаг. - №3. - 2006. - с.22-30.

15. Лушин С.И. Финансы. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2000

16. Машковец А. Долги наши тяжкие // Босс, №02, 2004.

17. Орловский Э.И. Основы внешне экономических связей в РФ. - СПБ.: Изд-во Михайлова В.А., 2003г.

18. Рублев И. «Инициативы МВФ и Всемирного банка в отношении стран с высоким уровнем задолженности» // МЭ и МЭО, 2007, №7, стр.56-59

19. Рыбалко Г.П. О внешних заимствованиях России // Финансы, №7/2006г.

20. Саркисянц А. Г. Парижский и Лондонский клубы: реструктуризация долга // Аудитор. №1 2002г.

21. Саркисянц А. Г. Проблемы внешней задолженности России // Деньги и кредит, 2004 г., №2, с 94-108.

22. Симановский А.Ю. Государственный долг: бремя цивилизации // Деньги и кредит, №6/2006г.

23. Соснин А. Тяжесть бремени государственного долга // Мировая экономика и международные отношения. - №1. - 2002. - с.31-33.

24. Аргументы и факты, 2002. №14. с.3

25. БИКИ ,2008, №144

26. “Известия” от 03.10.97 Докучаев Д. “Москва примеряет клубный пиджак. На сей раз лондонский”.

27. Мировая Долговая Система. Лондонский Клуб Кредиторов. http://www.worlddebt.ru

28. Сегодня” №125 за 1997 Паниев Ю. ”Вступление в клуб стоит мессы”

29. Экономическая энциклопедия. – 1999г.

30. Электронный ресурс: Официальный сайт министерства финансов РФ www.minfin.ru

Приложения

Приложение 1.Обем и структура государственного внешнего долга РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией), в тыс. долл. США*[6]

Кредиторы На 1 января 2006г. На 1 января 2007г.
Кредиты правительств иностранных государств 53 909 666,17 30 806 101,78

в т. ч.

Парижский клуб

47 552 688,17 25 152 290,43
нечлены Парижского клуба 3 694 344,63 3 547 828,76
бывшие страны СЭВ 2 692 633,37 2 105 982,59
Кредиты иностранных коммерческих банков 2 194 248,50 1 101 718,79

в т.ч.

Лондонский клуб

33 992,13 33 980,43
Коммерческая задолженность 2 160 256,37 1 067 738,36
Кредиты международных финансовых организаций 9 692 110,79 5 698 297,17
Гос. Ценные бумаги РФ, выраженные в ин. валюте 42 456 358,11 38 617 233,72

В т. ч.

Еврооблигационные займы

35 341 959,11 31 502 405,72
ОВГВЗ 7 714 399,00 7 114 818,00
Кредиты ВЭБ 5 500 000,00 0,00
Гос. Гарантии РФ в ин. валюте 353 777,78 260 631,88
Всего 114 106 161,35 76 483 973,34

Приложение 2. К Генеральным условиям эмиссии и обращения облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации с окончательными датами погашения в 2010 и 2030 годах, выпускаемых с целью урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов.*[7]

График погашения основной суммы долга внешнего облигационного займа с окончательной датой погашения в 2010 году

Дата Погашение (процентов)
Дата выпуска 9,5
31.03.2006 10,005
30.09.2006 10,005
31.03.2007 10,005
30.09.2007 10,005
31.03.2008 10,005
30.09.2008 10,005
31.03.2009 10,005
30.09.2009 10,005
31.03.2010 10,06

График погашения основной суммы долга внешнего облигационного займа с окончательной датой погашения в 2030 году

Дата Погашение (процентов)
31.03.2007 0,5
30.09.2007 0,5
31.03.2008 0,5
30.09.2008 0,5
31.03.2009 2
30.09.2009 2
31.03.2010 2
30.09.2010 2,5
31.03.2011 3
30.09.2011 3
31.03.2012 3
30.09.2012 3
31.03.2013 3
30.09.2013 3
31.03.2014 3
30.09.2014 3
31.03.2015 3
30.09.2015 3
31.03.2016 3
30.09.2016 3
31.03.2017 3
30.09.2017 3
31.03.2018 3
30.09.2018 3
31.03.2019 4
30.09.2019 4
31.03.2020 4
30.09.2020 4
31.03.2021 3
30.09.2021 3
31.03.2022 3
30.09.2022 3
31.03.2023 2
30.09.2023 2
31.03.2024 2
30.09.2024 2
31.03.2025 0,5
30.09.2025 0,5
31.03.2026 0,5
30.09.2026 0,5
31.03.2027 0,5
30.09.2027 0,5
31.03.2028 0,5
30.09.2028 0,5
31.03.2029 0,5
30.09.2029 0,5
31.03.2030 0,5
30.09.2030 0,5

* 13.Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения

*27. Мировая долговая система. Лондонский клуб кредиторов

* 27 Мировая долговая система. Лондонский клуб кредиторов

* 27 Мировая долговая система. Лондонский клуб кредиторов

*12Исаков Ю. «Проблемы развивающихся стран в повестке дня «восьмерки» // МЭ и МЭО 2007, №10,стр.3-11

*30.Электронный ресурс: Официальный сайт министерства финансов РФ www.minfin.ru

* 7.Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. - №2. - 2003. - с.26-35.

*5.Алексашенко С.В. Вопросы экономики №7, 1999, стр. 52-61

* 10. Борисов С.М. «Новое о внешнем долге России» // Деньги и кредит, 2008, № 8,стр. 15

*4.Распоряжения правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008г. №1342-р

25БИКИ ,2008, №144

*3.Постановление правительства Российской Федерации от 23 июня 2000 г. №478