Реферат: Воображение 5

Название: Воображение 5
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

Лекция 5 ВООБРАЖЕНИЕ

Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления Содержанием образов может стать и то, что он никогда не воспринимал не­посредственно картины далекого прошлого или будущего, ме­ста, где он никогда не был и не будет, существа, которых нет не только на Земле, но и вообще во Вселенной. Образы позволяют человеку выйти заоцэеделы реального мира во времени и про­странстве. Именно эти образы, преобразующие, видоизменяю­щие человеческий опыт, являются основной характеристикой воображения.

Обычно под воображением или фантазией имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими словами в нау­ке. В житейском обиходе воображением или фантазией на­зывают все то, что нереально, не соответствует действитель­ности и что таким образом не имеет никакого практического значения. На деле же воображение как основа всякой твор­ческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художе­ственное, научное и техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры в отличие от мира природы, — все это являет­ся продуктом человеческого воображения и творчества, ос­нованного на этом воображении. \

«Всякое изображение, — говорит Рибо, — крупное или мел­кое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением — постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений...» Во­ображение всегда остается, впрочем, само собой, как бы оно не проявлялось: у отдельной личности или же коллективно, и име­ет свое специфическое содержание. Основное отличие образов воображения от образов памяти связано с различным отноше­нием к действительности. Образы памяти — это воспроизведе­ние прошлого опыта, поэтому основной функцией памяти яв­ляется сохранение результатов опыта по возможности в неиз­менной сЬорме л Функция же воображения заключается в изме­нении образов,' что является непременным условием любого творческого процессам

\ Кроме того, благодаря воображению человек имеет воз­можность еще до начала работы представить себе готовый результат труда.|«В конце процесса труда получается резуль­тат, который уже в начале этого процесса имелся в представ-ю*


292

Познавательная сфера личности

лении человека, то есть идеально», — писал Маркс К В пред­ставлении ожидаемого результата с помощью воображения и состоит коренное отличие человеческого труда от инстинк­тивного поведения животных То, что воображение позволя­ет человеку предвидеть результаты своей деятельности, при­дает ему побудительную силу, делает фактором, стимулиру­ющим достижение цели «Если бы человек был совершенно лишен возможности мечтать, — писал Д И.Писарев, — если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать воображе­нием своим в цельной и законченной красоте, то самое тво­рение, которое только что начинает складываться под его руками, тогда я решительно не могу себе представить, какая побудительная причина заставила его предпринимать и до­водить до конца обширные и утомительные работы в обла­сти искусства, науки и практической жизни».

Иногда побуждения фантазии могут сыграть отрицатель­ную роль. Нередки случаи, когда ожидаемая неприятность или опасность и даже несчастье переживаются сильнее и по­буждают человека к большей и более бурной активности, чем реально происшедшее событие. Свидетельство тому — изве­стные случаи, когда люди в панике спрыгивают с верхних этажей зданий при пожаре вместо того, чтобы терпеливо до­ждаться очереди в лифт или подачи пожарной лестницы Или случаи, когда пассажиры, не умея плавать, бросались в море на верную гибель с только начинающего тонуть кораб­ля, когда еще не исключены все шансы на их спасение Об этом же свидетельствуют народные поговорки, объясня­ющие подобные случаи безрассудного поведения «лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас», «у страха глаза ве­лики» и т.д.

Возможность воображения «забегать» вперед, предвидеть на­ступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения и мышления. Подобно мышлению вообра­жение возникает в проблемной ситуации, мотивируется потреб­ностями личности, обусловлено уровнем развития обществен­ного сознания. Так, если потребности древних людей объяс­нить происхождение и возникновение мира породили возник­новение религиозных"образов, то >в настоящее время для этого все чаще используются фантастические картины космических пришельцев.

Однако в отличие от мышления, основным содержанием которого являются понятия, позволяющие обобщенно и опос­редованно познавать мир, воображение протекает в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений. В конкретных образах, создаваемых воображением, очень часто раскрывают-


Воображение

293



ся те или иные отвлеченные теоретические мысли Каждый пи­сатель, художник в процессе творчества пытается передать, объ­яснить свою мысль другим, но не через отвлеченные понятия, а с помощью конкретных образов Достаточно вспомнить любую басню, сказку, поговорки Везде мы ищем основную мысль, ос­новную идею, которые образно, наглядно раскрываются в этих произведениях

Другой отличительной характеристикой воображения, при­знаком воображения выступает возможность его использования в проблемных ситуациях высокой степени неопределенности, когда исходные данные не поддаются точному анализу Как пра­вило, здесь мышление оказывается гораздо менее эффектив­ным, чем в случае, если все данные известны и подчинены стро­гой закономерности. В этом смысле воображение может рас­сматриваться как определенная форма, «заместитель» мышле­ния Образное сравнение процессов мышления и воображения дано в романе А С.Пушкина при характеристике Онегина и Лен­ского.

Они сошлись Волна и Камень, Стихи и Роза Лед и Пламень, Не столь различны меж собой

Подчеркивая связь между мышлением и воображением, К Д Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума.

Таким образом, можно заключить, что воображение, или фантазия, представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата пред­метной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характе­ризуется неопределенностью.

Несмотря на то, что в воображении у человека возникают образы предметов и явлений, ранее не встречавшихся ему, со­ставляющим их элементам всегда можно найти реальные ана­логи. Создавая новый предмет, будь то машина или дом, чело­век мысленно представляет его собранным из известных ему частей и деталей. Поэтому, чем больше знаний имеет человек, чем богаче его опыт, чем разнообразнее его впечатления, тем более интересные и неординарные образы возникают в его во­ображении Даже в изображении жителей Марса писателем-фан­тастом Гербертом Уэллсом можно найти земные реалии. По мнению автора, голова марсианина похожа на металлический цилиндр, снабженный клювом птицы, ноги напоминают ко­нечности насекомого и в общем марсианин оказывается похо­жим на огромного спрута.


294

Познавательная сфера личности

В целом, по мнению Л С Рубинштейна, мощь творческого воображения и его уровень определяются соотношением двух показателей 1) тем, насколько воображение придерживается ог­раничительных условий, от которых зависит осмысленность и объективная значимость его творений, 2) новизной и ориги­нальностью, отличными от непосредственно данного его по­рождения. Воображение, не удовлетворяющее одновременно обоим условиям, фантастично, но творчески бесплодно

Значение воображения трудно переоценить Оно необходи­мо не только писателям для создания образов героев или ху­дожникам в поисках сюжета будущей картины. Без фантазии ученые не могли выдвигать гипотезы, делать предположения о причинах явлений, предвидеть события, учителя не смогли бы готовиться к уроку, так как невозможно представить себе его ход, предугадать реакции учеников и т.д. Да и процесс учения вообще стал бы очень ограниченным, так как не опираясь на воображение, невозможно изучать историю, географию, астро­номию и другие предметы.

Воображение, как и все другие психические процессы, яв­ляется функцией коры больших полушарий. Иногда его про­цесс связывают только с работой правого полушария. Этот упрощенный подход не раскрывает сложных взаимосвязей, существующих между полушариями. Для возникновения об­разов воображения необходима работа обоих полушарий, каж­дое из которых выполняет свои функции. Специфика право­го полушария заключается в том, что оно не застревает на деталях, но упрощает картину мира, дает представление це­лостности и вместе с тем гармоничности, соразмерности, композиционного единства. Оно тесно -связано с эстетиче­скими чувствами, вызываемыми различными образами. Левое же полушарие упорядочивает эту информацию, позво­ляет выразить ее в речи. образ и мысль всегда выступают в неразрывном единстве. Великий испанский художник Ф.Гойя говорил, что фантазия, лишенная разума, производит чудо­вищ; соединенная с ним она — мать искусства и источник его чудес. Такую же мысль высказал физик Э.Резерфорд. «Экс­перимент без фантазии или фантазия, не опирающаяся на эксперимент, достигнут лишь немногого. Действительный прогресс имеет своим предположением соединение обоих сил».

Физиологической основой воображения является актуализа­ция нервных связей, их распад, перегруппировка и объедине­ние в новые системы. Таком способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмо­циями дают основание предполагать, что его физиологические


Воображение

295



механизмы расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система

В то же время возникающие в мозгу образы оказывают регулирующее воздействие на периферические процессы, из­меняя их функционирование. В этом отношении из всех пси­хических процессов воображение наиболее тесно связано с органическими процессами и позволяет воздействовать на них. Из повседневной жизни каждому известно, как созда­ваемая воображением картина вызывает учащение пульса, из­менение дыхания, побледнение лица, расширение зрачков и т.д Нередко встречаются факты внушения различных бо­лезней. Даже студенты медицинских институтов на младших курсах нередко находят у себя многие болезни, хотя в действи­тельности их нет. Особенно ярко это проявляется у лиц впечатлительных, с богатым воображением. Когда Флобер пи­сал сцену отравления Эммы Бовари, героини знаменитого романа, он ясно ощущал во рту вкус мышьяка. По свиде­тельству М.Горького, при описании им сцены убийства цы­ганки в повести «Старуха Изергиль», у него на левой сторо­не груди возник красный рубец, не проходивший несколько дней. Картины самовнушения могут привести и к более пе­чальным последствиям. Так, по свидетельству венгерского психиатра Иштвана Гарди, рабочий одного из холодильни­ков случайно оказался запертым в рефрижераторе и был убеж­ден, что холодильная установка включена. Наутро его нашли мертвым, причем врач констатировал все признаки смерти от переохлаждения организма. При выяснении обстоятельств этого несчастного случая было, однако, установлено, что ре­фрижератор не был включен и что смерть, следовательно, наступила не от холода, а от ожидания и представления кар­тины смерти.

Иногда поводом для психического расстройства и последую­щего заболевания становится неправильно понятое слово авто­ритетного человека. Известны случаи, когда неосторожное вы­сказывание врача вызывало у пациента мысль о том, что он заболел опасной болезнью. При этом могут развиться соответст­вующие симптомы и возникнет так называемое ятрогенное за­болевание. Так, у одной больной заболевание развилось после неосторожного высказывания медицинского работника санато­рия. В санатории больная предпочитала проводить значитель­ную часть времени в парке. Во время беседы врач сказал, что в связи с болезнью сердца она может без отдыха проходить толь­ко от скамейки к скамейке. В этот же день больная, пройдя несколько десятков шагов, почувствовала боль в области сердца


Познавательная сфера личности

296

и вынуждена была сесть, а затем совершенно уже не могла хо­дить. Состояние ее улучшилось только после лечения в психи­атрической клинике.

Аналогичным образом может возникнуть расстройство и при неосторожном, бестактном, педагогически неграмотном выска­зывании учителя. Такие заболевания называются дидактогенны-ми. В научной литературе К-К-Платоновым описан следующий случай: «Людмила В., 16 лет, ученица IX класса средней школы, здоровая, трудолюбивая, усидчивая (по словам матери), обра­тилась с жалобами на «панический страх», который с некото­рых пор стал овладевать ею перед классными письменными ра­ботами: задолго до предстоящей письменной работы у нее раз­вивается состояние внутренней тревоги, с болезненно-напря­женным ожиданием «чего-то неотвратимо страшного». Вместе с тем в эти дни отмечается резко сниженный аппетит, плохой сон, не может готовить уроков. Во время самой письменной работы испытывает состояние растерянности, не может сосре­доточиться, причем «все происходит, как в тумане». Вследствие этого делает много необычных для нее описок и грубых 1рам-матических ошибок по тем правилам граммагики, которые пре­красно знает. Таких ошибок в обычном, спокойном состоянии совершенно не допускает. На этой почве наступили конфликт­ные отношения с учительницей, в результате чего возникло тя­желое невротическое состояние с мыслями о «бесперспектив­ности» учебы. В то же время такие письменные работы в до­машних условиях пишет вполне хорошо, без волнений и без

ошибок.

Проведенная... беседа вскрыла психическую травму: буду­чи в IV классе, девочка была переведена из одной школы в другую, прячем в новой школе учительница русского языка встретила ее недружелюбно и при устных ответах (у доски) давала ей слишком сложные задания. Но с устными ответа­ми девочка справлялась. Однако во время первой же пись­менной работы учительница, подойдя к ней, резко бросила фразу: «Языком ты крутишь хорошо, а вот посмотрим как напишешь!». Девочка сразу сильно взволновалась: «А что, если наделаю ошибок!». И почувствовала, что ее всю «охватило жаром»: руки, лицо и все тело вспотели, в голове «пошел туман», и вся работа была написана ею как в тумане: «Что писала — не помню!». А при известии о плохой отметке, по­ставленной за эту работу (причем учительница, возвращая ее работу, сказала: «Я так и знала!»), с ней что-то произошло:

«Внутри как-то все осунулось и снова появился туман в го­лове». С этого дня и возник страх перед классными письмен­ными работами».


Воображение

297



В то же время сознательное использование образов вообра­жения позволяет управлять органическими процессами, делает их доступными для тренировки и развития. Достаточно ярко представить себе вкус лимона, как немедленно начинается слю­ноотделение. Интересно, что прямой самоприказ в отличие от представления не вызывает вьвделение слюны.

Основываясь на силе воображения, французский аптекарь Эмиль Куэ создал оригинальную систему лечения, названную им «школой самообладания путем сознательного самовнуше­ния». Куэ считал, что главной причиной болезней является во­ображение человека. Исходя из этого больным предлагалось еже­дневно, сидя или лежа в удобной позе, представлять себя абсо­лютно здоровыми, повторяя 20—30 раз формулы самовнушения вроде: «Мне становится лучше и лучше... Мое зрение (или слух) улучшается и т.п.». Такие сеансы, по несколько минут каждый, рекомендовалось проводить 3—4 раза в день, особенно перед сном в состоянии покоя и расслабления Куэ подчеркивал, что достижение результата совершенно не требует усилий, ибо они предполагают участие воли, в то время как именно она должна остаться в стороне. В 20-е годы нашего века эта методика полу­чила широкое распространение.

Помимо представлений о состоянии своих внутренних орга­нов человек может использовать воображение, чтобы предста­вить движения какой-либо части собственного тела (руки, ноги и т.д.). При этом в мышцах, которые должны осуществлять это движение, можно зафиксировать импульсы, аналогичные тем, которые регистрируются при реальном выполнении движения. Это так называемые идеомоторные акты. О существовании идеомоторных актов свидетельствует следующий опыт. Необ­ходимо взять в руку маятник-нитку, к которой цривязан вися­щий грузик. На листе бумаги следует нарисовать круг, разде­ленный на 4 сектора пересекающимися под прямым углом ли­ниями. Если поставить локоть руки на стол и взять свободный конец нити большим и указательным пальцем, то маятник мо­жет совершать произвольные движения по отношению к сег­ментированному кругу в направлении, на котором мы сосредо­точились, образ которого представляем себе с наиболйпей точ­ностью. Если представить, что маятник движется по линии, пе­ресекающей круг вертикально, то висящий предмет действи­тельно начнет такое движение, хотя мы будем держать конец нитки совершенно спокойно, не помогая пальцами этому дви­жению.

Именно представление о возможном негативном результате действия не позволяет новичку проехать на машине, не совер­шив аварии, или начинающему туристу перейти пропасть по


298

Познавательная сфера личности

переброшенному через нее бревну (хотя по бревну, лежащему на земле, он ходит спокойно). Однако правильное представле­ние движения широко используется спортсменами, людьми, ов­ладевшими трудовыми навыками. Это связано с тем, что неод­нократное представление движения упрочивает механизм вы­полнения данного действия. Тренеры рекомендуют своим вос­питанникам перед выполнением упражнения проделать его в уме, представить от начала до конца. Практика показывает, что такое «проигрывание» улучшает выполнение упражнения.

Воображение может функционировать на различных уров­нях. Различие их определяется прежде всего тем, насколько^ак-тивно, сознательно относится человек к этому процессу* По степени выраженности активности различают два вида вообра­жения: пассивное и активное. Для пассивного воображения ха­рактерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые че осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как за­мена деятельност-и, ее суррогат, с помощьюькоторого человек отказывается от необходимости действоватьЗНаилучшим при­мером такой бездеятельной пустой Me'rraTenbHocTH может слу­жить созданный Н.В.Гоголем образ Манилова. Людей с таким воображением называют «пустыми мечтателями», «фантазера­ми». Нередко это люди с бедным личным опытом, не развитой критичностью мышления, слабой волей, не связанные с жиз­ненной практикой. Ничем не сдерживаемая их фантазия может создавать самые' причудливые, невероятные и, главное, неосу­ществимые образы.

ГПассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волен. Эти образы получили название грез.) В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения-с потребностями личности. Легко предугадать, о чем будет грезить спортсмен, готовящийся к соревнованию, или студент, идущий сдавать экзамен. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но, если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует о дефектах развития. Так школьник, не готовясь к занятиям и получая неудовлетворительные отметки, может создать себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где ему все удается, где ему все завидуют, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.

[Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полу­дремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным


Воображение

299



проявлением пассивного воображения является галлюцинация, при которой человеком воспринимается несуществующий объ­ект. Этот образ настолько яркий, что человек абсолютно убеж­ден в его реальности. Больное воображение рисует чертей, чу^~ довищ, опасные ситуации.

^"""'ТЗ отличие от пассивного воображения активное воображе­ние может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных обра­зов, соответствующих описанию. Этот вид воображения явля­ется непременным атрибутом любой учебной деятельности и проявляется при чтении литературы, изучении географических карт, исторических описаний, рассмотрении чертежей и проек­тов. Создание образов воссоздающего воображения может про­исходить со слов других людей на основании письменных и вещественных документов. Воссоздавая, человек наполняет зна­ковую систему (словесную, числовую, графическую, нотную и т.д.) имеющимися у него знаниями.

Воссоздание того или иного образа во многом зависит от художественного мастерства автора, от способов, приемов, при помощи которых был оформлен данный образ. Доста­точно вспомнить: «Тиха, печальна, молчалива...», «Чуден Днепр при тихой погоде...», «...кто штык точил, ворча серди­то, кусая длинный ус», как перед нами разворачиваются яр­кие картины. Образный язык с использованием сравнений, метафор дает простор для воссоздания, поскольку оживляет широкий круг знаний и личный опыт читателя. Одновременно то или иное содержание, полнота, яркость воссоздаваемого образа зависят и от степени развития воображения человека, воспринимающего данный образ. Читая, рассматривая, слу­шая, каждый человек создает свой образ соответствующего объекта. Например, при чтении романа А.С.Пушкина «Евге­ний Онегин» у каждого читателя создается свой образ Оне­гина, Ленского, Татьяны и др. Обширность знаний, сочета­ющаяся с их точностью, богатство жизненного опыта позво­ляют человеку извлекать из памяти нужную информацию. В этом отношении показателен факт чтения звездной карты неба. Опытный астроном, имеющий солидный запас знаний, выгодно отличается от человека, не видящего за миллиарда­ми светящихся огней никакой системы. Следует также отме­тить роль состояний человека в построении воссоздающих образов. Сильные эмоциональные состояния отрицательной и положительной направленности, мешают воссозданию, и тогда человек не в состоянии собраться с мыслями, сосредо­точиться и воссоздать образ того, что заключено в тексте. Измененные состояния психики, вызванные болезнью или


Плжавательная сфера личности

300

алкоголем, также могут породить образы, не адекватные их первоначальному содержанию

Творческое воображение выражается в создании нового, ори­гинального образа, идеи В данном случае понятие «новый» мо­жет иметь двоякое значение как объективно новое и как субъ­ективно новое Объективно новые образы — это образы таких предметов, которых не существует в действительности ни в ма­териальном, ни в идеальном виде Субъективно новое — это то, что ново для данного человека Творческое воображение пред­ставляет собой активное, целеустремленное оперирование на­глядными представлениями в поисках путей удовлетворения по­требностей

Отличительной особенностью творческого воображения яв­ляется то, что объект создаваемого образа не существует в дей­ствительности, что формируется нечто новое Создание образа стимулируется не только потребностями человека, но и интере­сами всего общества, уровнем его развития Творческое вооб­ражение проявляется во всех видах искусства, в изобретениях в области науки и техники Продукт творческого воображения не всегда может быть материализован, т.е воплощен в виде вещи, но образ может остаться на уровне идеального содержания, по­скольку реализовать его на практике невозможно

Неверно, что о силе воображения следует судить по необыч­ности созданного образа В связи с этим некоторые считают наиболее продуктивным для творческого воображения детский возраст. Л Н.Толстой писал о своем детстве « я изобразил си­него зайца, потом нашел нужным переделать из синего зайца куст, куст тоже мне не понравился, я сделал из него дерево, из дерева — скирд, из скирда — облако. ». Однако несмотря на то, что, представления в детском возрасте играют большую роль из-за малого жизненного опыта, отсутствия знаний и слабой кри­тичности и фантазии представляют собой скорее глубокое искажение действительности, чем подлинное творчество. Еще труднее оценить уровень представлений у больших художни­ков. Воображение Льва Толстого отнюдь не слабее, чем вообра­жение Герберта Уэллса. Это качественно разные проявления творческого воображения. Можно даже сказать, что чем реали­стичнее художественное произведение, чем в большей степени оно соответствует действительности, тем изощреннее должно быть воображение, чтобы сделать наглядным замысел художни­ка. Очень трудно, подчас невозможно, выразить, в чем заклю­чается сущность творчества. Даже в портрете художник не вос­производит фотографию и преобразует, воспринимает в соот­ветствии со своим видением Суть этого преобразования — в снятии случайных, нетипичных наслоений и внешних покро-


Воображение

301



вов В результате все глубже и вернее выявляется основной ри­сунок, и полученный образ оказывается адекватнее, чем при обычном фотографическом воспроизведении действительности Этими качествами отличаются и выдающиеся мастера фотогра­фии, которые скрупулезно ищут ракурс, освещенность, поло­жение и другие характеристики объекта с тем, чтобы точнее передать его сущность

Нужно отметить относительность различий между воссоз­дающим и твооческим воображением При воссоздающем во­ображении, так же как и при творческом, образы объектов создаются, творятся вновь. Вероятно, нетворческого вообра­жения, строго говоря, не бывает У каждого человека — свой Евгений Онегин и Остап Бендер, Анна Каренина и Эллочка Людоедка Недаром, посещая спектакли и кинофильмы, лю­ди выходят после окончание неудовлетворенными, утверж­дая, что актеры играли «непохоже» Но вероятность достичь сходства с образом, созданным каждым индивидуальным во­ображением, очень мала

|CJI Рубинштейн предлагает также различать конкретное и аб­страктное воображение Образы, которыми оперирует вообра­жение, различны, это могут быть образы единичные, вещные, обремененные множеством деталей, и образы типизированные, обобщенные схемы, символы |Возможна целая иерархия или ступенчатая система нагляднШ образов, отличающихся друг от друга различным в каждом из них соотношением единичного и общего, соответственно этому существуют многообразные ви­ды воображения — более конкретного и более абстрактного

Кроме того, образы конкретного воображения могут разли­чаться по той модальности, в которой они представлены Здесь можно выделить зрительные представления (например, букет из васильков, портрет А.С Пушкина, апельсин и т д.), слуховые представления (гудок тепловоза, удар грома, писк комара и т.д ), осязательные представления (укол иглы, прикосновение к сне­гу, щелчок и тд ), обонятельные представления (запах лука, бен­зина, сена и тд.); вкусовые представления (вкус соли, кофе, уксуса и т.д.), двигательные представления (качание на каче­лях, кружение на месте, взмах руки и тд )

Чем разнообразнее образы, используемые в творчестве ху­дожником, тем полнее и ярче картины возникают при их восп­риятии Так А С Пушкин, описывая Полтавскую битву, исполь­зует не только зрительные, но и слуховые образы боя

Шары чугунные повсюду Меж нами прыгают, разят, Прах роют и в крови шипят


Познавательная сфера личности

302

Швед, русский — колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, сгон;

И смерть, и ад со всех сторон

М.Шолохов в «Поднятой целине» использует обонятель­ные образы. «В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады. В полдень где-нибудь в за­тишке (если пригревает солнце) грустный, чуть внятный за­пах вишневой коры поднимается с пресной сыростью талого снега, с могучим и древним духом, проглянувшим из-под мер­твой листвы земли».

Особым видом воображения является мечта как образ жела­емого будущего. Мечтать — значит создавать образы будущего, приятные для нас, образы того, что человек хотел бы осущест­вить, но в данный момент не может, того, что удовлетворяет самые сокровенные желания. Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека. Мож­но говорить о реальности и нереальности мечты. В первом слу­чае мечта по своей сути тождественна цели деятельности и человек отчетливо представляет ее содержание и пути достиже­ния. Для нереальной мечты характерно лишь ее содержание при отсутствии или невозможности путей реализации. Нере­альная мечта практически неотделима от грез, которые захва­тывают человека и позволяют компенсировать жизненные про­блемы в плане воображения.

Многие романы Жюля Верна, Герберта Уэллса не оказались примером несбыточного фантазерства, как считали некоторые их современники. Большинство их идей воплотилось в дейст­вительность, и поэтому их творчество может рассматриваться как вид научного прогнозирования. Совершенно другой вид меч­таний наблюдается у гоголевского Манилова. «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки и чтобы в них сидели купцы и продавали раз­ные мелкие товары... Впрочем, все эти прожекты так и оканчи­вались только одними словами».

В отличие от грез мечта всегда активна и выступает в качест­ве побудительной причины, мотива деятельности, результат ко­торой по каким-то причинам оказался отсроченным. Любой предмет человеческой деятельности (бумага, авторучка, маши­на и т.д.) представляет собой определенную мечту многих по­колений людей. Чем длиннее история создания вещи, тем больше она изменялась, тем больше человеческих мечтаний в ней за­ключено. Каждая новая вещь сначала кажется совершенством,


Воображение

303



но по мере пользования ею обнаруживаются недостатки, от ко­торых стремятся избавиться, и человек начинает мечтать о но­вых, более совершенных вещах, лишенных этих недостатков По сути дела, достичь мечты невозможно, т к. на этом моменте заканчивается развитие Воплощенная мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту Этот процесс можно легко проследить по этапам создания оконного стекла. Как известно, первоначально окон в жилищах людей не было или их заменяли естественные отверстия. По мере разви­тия цивилизации люди, стремясь защитить жилье от холода, стали закрывать это отверстие какими-либо пленками, пропу­скающими дневной свет (обычно животного происхождения). Однако непрозрачность такого окна причиняла определенные неудобства и в результате появилось обычное оконное стекло. Современные изобретатели создали стекла, пропускающие ультрафиолетовые лучи, шумонепроницаемые, пуленепробива­емые, прозрачные только с одной стороны и т.д. Так, осущест­вление одной мечты порождает новые, давая простор для вооб­ражения и творчества.

Роль воображения в творческом процессе трудно переоце­нить. Творчество тесно связано со всеми свойствами личности и не исчерпывается какой-либо одной стороной. Психология творчества проявляется во всех конкретных его видах: изобре­тательском, научном, литературном, художественном и т.д. По­лет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями, подкрепляется способностями, стимулируется целеустремлен­ностью, сопровождается эмоциональным тоном. В любом виде деятельности творческое воображение узнается не столько по тому, что может измышлять человек, не считаясь с реальными требованиями действительности, а скорее по тому, как он уме­ет преобразовать действительность, обремененную случайны­ми, не существенными деталями. В качестве подтверждения это­му могут служить слова А-Эйнштейна, много лет прослуживше­го в патентном бюро. «Изобретатель — это человек, нашедший новую комбинацию уже известных оборудовании». Он же ут­верждал, что «без знания нельзя изобретать, как нельзя слагать стихи, не зная языка».

Долгое время в науке господствовал взгляд о невозможности алгоритмизации и обучения творческому процессу, что было сформулировано французским психологом Г.Рибо следующим образом «Что касается до «методов изобретения», по поводу которых было написано много ученых рассуждений, то их на самом деле не существует, так как в противном случае можно было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как фабри­куют теперь механиков и часовых дел мастеров». Постепенно


304

Познавательная сфера личности



эта точка зрения подвергалась сомнению. Творчество прошло путь от случайных открытий к сознательному и планомерному решению новых^ задач. Английский ученый Г.Уоллес выделил 4 стадии процессов творчества:

1. Подготовка (зарождение идеи);

2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недоста­ющих сведений);

3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата);

4. Проверка. Г.С-Альтшуллер разработал целую теорию творческих задач.

. В общем виде им выделено 5 уровней творчества. Задачи первого уровня решаются применением средств, прямо пред­назначенных для этих целей. Здесь требуется мысленный пере­бор лишь нескольких общепринятых и очевидных вариантов решений. Сам объект в этом случае не меняется. Средства ре­шения таких задач находятся в пределах одной узкой специаль­ности. Задачи второго уровня требуют некоторого видоизмене­ния объекта для получения необходимого эффекта. Перебор вариантов в этом случае измеряется десятками. Средства реше­ния такого рода задач относятся к одной отрасли знаний.

Правильное решение задач третьего уровня скрыто среди со­тен неправильных, так как совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен. Приемы решения задач этого уровня приходится искать в смежных областях знаний. При решении задач четвертого уровня совершенствуемый объект меняется пол­ностью. Поиск же решений ведется, как правило, в сфере нау­ки, среди редко встречающихся эффектов и явлений. На пятом уровне решение задач достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект. Здесь число проб и ошибок возрастает до сотен тысяч' и миллионов. Средства ре­шения задач этого уровня могут оказаться за пределами сегод­няшнего дня науки; поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать творче­скую задачу. Одним из важных приемов решения творческих задач является перевод их с высших уровней на низшие» Таким образом, если задачи четвертого или пятого уровня посредст­вом специальных приемов перевести на первый или второй уро­вень, то далее сработает обычный перебор вариантов. Пробле­ма сводится к тому, чтобы научиться быстро сужать поисковое поле, превращая «трудную» задачу в «легкую»;

Таким образом, несмотря на кажущуюся легкость, произ­вольность, непредсказуемость возникающих образов, твор­ческое преобразование действительности в воображении под­чиняется своим законам и осуществляется в соответствии с


Воображение

305



определенными способами или приемами. Новые представ­ления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счете, процессы воображения состоят в мысленном разложении ис­ходных представлений на составные части (анализ) и после­дующем ихсоединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. но­сят аналитико-синтетический характер.

Наиболее ярко аналитико-синтетический характер вообра­жения проявляется в приеме агглютинации (в переводе с грече­ского — «склеивание»). Агглютинация представляет собой ком­бинацию, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. Так, например, образ водяной русалки в народных представлениях создался из образов женщины (го­лова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы). Таким же образом созданы кентавр, сфинкс, избушка на курьих ножках и т.д. О приеме агглютинации хорошо высказался ху­дожник Леонардо да Винчи: «Если ты хочешь заставить казать­ся естественным вымышленное животное, — пусть это будет, скажем, змея, — то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши фили­на, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водя­ной черепахи». Л.Н.Толстой писал, что при создании образа Наташи в романе «Война и мир» он взял одни черты у своей жены Софьи Андреевны, другие — у ее сестры Татьяны, «пере­толок» и таким образом получил образ Наташи. Агглютинация используется и в техническом творчестве. С помощью этого при­ема были созданы троллейбус, аэросани, танк-амфибия, гидро­самолет, аккордеон и пр.

Аналитическим процессом создания образов можно считать и акцентирование, которое заключается в том, что в создавае­мом образе какая-либо часть, деталь вьзделяется и особо под­черкивается, например, изменяясь по величине и делая .объект непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить са­мое существенное, самое важное в данном конкретном образе. Этим приемом нередко пользуются карикатуристы: воспроиз­водя одни черты оригинала, — иначе было бы неизвестно кого хотят изобразить, они утрируют, возводя в абсолют другие чер­ты. Болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объемистым животом и т.д.

Прием акцентирования может получить дальнейшее разви­тие, если будет распространен на весь объект. Этого можно до­стичь 2 способами: увеличив объект по сравнению с действи­тельностью (гипербола) или уменьшив его (литола). Эти при­емы широко используются в народных сказках, былинах, когда герой изображается могучего телосложения, ростом «выше леса


306

Познавательная сфера личности

стоячего, чуть пониже облака ходячего», со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему победить целое войско врагов. Так же созданы образы великанов и лилипутов в романе Дж.Свифта «Путешествие Гулливера». Гиперболизация может достигаться за счет изменения количества частей предмета или их смеще­нием многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп и т д.

Конструирование представлений воображения может идти и синтетическим путем. В том случае, если представления, из ко­торых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации. В качестве примера схематизации мо­гут служить национальные орнаменты и узоры, элементы кото­рых заимствованы из окружающего мира. Каждый человек без труда может представить себе «итальянца», «англичанина», «ки­тайца» или представителя любой другой нации. Однако, если попросить определить, в чем различия между ними, то это у многих вызовет затруднение, так как эти образы живут в нашем воображении в виде обобщенных схем.

Схематизация является как бы подготовительным этапом к наиболее сложному приему творческого воображения — типи­зации, процессу разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается определенный образ (человека, его де­ла, взаимоотношений). В образе художник обычно стремится передать определенный более или менее осознанный замысел. В соответствии с этим замыслом происходит акцентирование тех, а не иных черт, подбор при агглютинации таких, а не дру­гих моментов. В результате одни черты опускаются, как бы вы­падают из внимания, другие упрощаются, освобождаются от ча­стностей, усложняющих деталей, третьи же, наоборот, усилива­ются, а в целом весь образ преобразуется. По этому поводу А.М.Горький писал. «Как строятся типы в литературе? Они стро­ятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут тридцать-пятьдесят человек одной линии, од­ного рода, одного настроения и из них создают Обломова, Оне­гина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это обобщенные ти­пы». Тип — это индивидуальный образ, в котором соединены в одно целое наиболее характерные признаки людей целой груп­пы, класса, нации.

В индивидуально-дифференцирующем отношении вообра­жение является чрезвычайно существенным проявлением лич­ности. Воображение различается у людей по нескольким при­знакам. Образы фантазии могут различаться по новизне, ори­гинальности, точности и т.д. Прежде всего индивидуальное сво­еобразие выражается в яркости образов. У некоторых людей


Воображение

307



образы воображения настолько яркие, сочные, отчетливые, что могут соперничать с образами восприятия и представлениями памяти. В таких случаях как бы теряется различие между реаль­ной действительностью и образами фантазии. Рассказывают, что Ч.Диккенс со слезами на глазах описывал страдание и смерть своих героев. Жорж Санд говорила о том, что запах плюща вы­зывал в ее глазах дикий испанский Пейзаж. Л.Бетховен настоль­ко ярко и точно представлял звучание музыки, что будучи уже совершенно глухим, мог создать свои великолепные произведе­ния. Л.Н.Толстой признавался, что путал события, факты, уви­денные лица с теми, что создало его воображение. Он пишет. «Я стал учиться видеть — галлюцинировать. Впоследствии я раз­вил в себе эту способность до такой яркости, что часто, вспо­миная, путал бывшее и воображаемое».

Яркость, сила воображения также в значительной степени обусловлены эмоциональной сферой. Яркие картины, рисуе­мые воображением, нередко возникают вследствие повышен­ной чувствительности. Чувство страха заставляет человека пред­ставить воображаемые опасности, и, напротив, воображение этих опасностей может во много раз усилить чувство страха. Чем сильнее чувство, тем ярче образы воображения. У людей мало­чувствительных, холодных образы воображения обычно бледны и слабы. Индивидуальные различия воображения могут быть определены и по степени их реалистичности, правдивости. Так, для одних людей характерно фантазировать в области нереаль­ных представлений, другие не выходят за рамки обьвденного опыта. Данная особенность воображения зависит от того, на­сколько легко или трудно даются личности преобразования ре­альности. Естественно, что у лиц, которым трудно даже мыс­ленно сдвинуть что-нибудь со своего места, представить себе что-нибудь необычное, взаимоотношения с окружающим ми­ром носят печать шаблона и рутины, не выходят за пределы ситуации, они скованы и инертны в своих фантазиях.

Широта воображения определяется кругом тех областей дей­ствительности, образами которой оперирует воображение чело­века. Для людей с широким воображением свойственно одно­временное использование представлений из самых различных сфер природы в ее прошлом и будущем, прошлой и будущей жизни истории человека, недра земли и звездное небо, техника и искусство. Нередко сюда же привлекаются и образы чистой фантастики. Широкое воображение обычно богато по содержа­нию. Именно таким воображением отличались А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, М.Горький, Ж.Верн, ЧДиккенс и другие писате­ли, сумевшие отразить в своем творчестве факты и события разнообразных времен и мест.


308

Позназате чьная сфера личности

Индивидуальной характеристикой воображения может слу­жить его произвольность, т.е. умение подчинять воображение поставленной задаче, использовать для достижения нужного ре­зультата. Люди с высокоорганизованным воображением, несмот­ря на разнообразие появляющихся образов, не упускают из вни­мания основное направление решения и как бы привязывают к нему появляющиеся у них ассоциации. И.А.Гончаров о своих творческих процессах сообщил следующее. «У меня есть один образ и вместе с тем главный \ютнз, он-то " ведет меня вперед, а по дороге я нечаянно захватываю, что попрдаетгя под руку, то есть что близко относится к нему. Тогда я работаю быстро, жи­во, рука едва поспевает писать...».

Неорганизованное воображение обычно быстро теряет зада­чу, как направление, задающее фантазирование, и начинает фун­кционировать по типу свободных ассоциаций, переходя в гре­зы. У разных людей воображение также определяется областью их профессиональной деятельности и доминирующими потреб­ностями. Направленность личности как бы создает очаги повы­шенной восприимчивости и в этой области находятся наиболее яркие и разнообразные представления личности. В качестве ин­дивидуальной особенности воображения может служить и тип представлений, которыми по преимуществу оперирует человек (зрительные, двигательные и т.д.).

Индивидуальные проявления творческого воображения мо­гут быть связаны также с устойчивостью данного процесса. Творчество — несплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творче­ства, его кульминацией является вдохновение, для которого . характерен особый эмоциональный подъем, ясность и от­четливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения. П.И.Чайковский писал о своем творческом со­стоянии: »...в другой раз является совершенно новая само­стоятельная музыкальная мысль. Откуда это является — не­проницаемая тайна. Сегодня, например, с утра я был охва­чен тем непонятным и неизвестно откуда берущимся огнем вдохновения, благодаря которому я знаю заранее, что все написанное мной сегодня будет иметь свойство западать в сердце и оставлять в нем впечатление».

У разных людей состояние вдохновения имеет разную про­должительность, частоту наступления. Выяснено, что продук­тивность творческого воображения зависит главным образом от волевых усилий и является результатом постоянной напряжен­ной работы. По словам И.Е.Репина, вдохновение — это награда за каторжный труд.


ЛИТЕРАТУРА Лекция 1. Внимание

1. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по психологии. М Просвещение, 1987. С 167-174

2 Гоиоболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М- Педагогика, 1972 С. 5—43

3 Велнчковскни Б.М. Современная когнитивная психология. М,- Изд-во МГУ, 1982. С 152-170.

4. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Хрестоматия по вни­манию М • Изд-во МГУ, 1976 С 243—259

5 Ланге Н.Н. Теория волевого внимания // Хрестоматия по вниманию. М.-Изд-во МГУ, 1976. С. 107-143.

6. Найссер У. Познание и реальность. М. Прогресс, 1981. С. 97—122

7 Нейрофизиологические механизмы внимания // Под ред. Е Д Хомской М Изд-во МГУ, 1979 С 15-73.

8 Рнбо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию М : Изд-во МГУ, 1976. С 66-102

9 Страхов В.И. Психология внимания. Саратов: Изд-во СГПИ, 1992.

Лекция 2. Ощущение и восприятие

1 Ананьев Б.Г. Геория ощущений. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961.

2. ЛеонтьевА.Н. Избр психологические произведения. М.: Педагогика, 1983 Т. 1. С. 143-184

3. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. М.: Изд-во МГУ, 1975. С. 4—18, 25-33, t3-51, 93-97, 108-110.

4 Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960 С 9-64

5 Запорожец А.В. и др Восприятие и действие М.: Просвещение, 1967 С 70-115

6 Рубинштейн CJI. Основы общей психологии М : Педагогика, 1989 Т 1 С 208-300

7 Веккер Л.М. Психические процессы. Л.. Изд-во ЛГУ, 1974. Т. 1. С. 142—159

8. Грановская Р.М- Элементы практической психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988 С. 25-37.

9. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: 1974 С. 13-62.

10. Милнер П.И. Физиологическая психология. М.: Мир, 1973. С. 153—162.

Лекция 3. Память

1 ЭйммжоПИ. Непроизвольное запоминание. М.:АПН РСФСР, 1961.

2 Лурия А.Р. Внимание и память. М.. Изд-во МГУ, 1975 С. 42—99 3. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М, 1974 С 276-293, 313-355.