Реферат: Инфляция и антиинфляционная политика Республики Беларусь

Название: Инфляция и антиинфляционная политика Республики Беларусь
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ

1.1. Понятие инфляции и причины……………………………………………..4

1.2. Виды и типы инфляции……………………………………………………..8

1.3. Экономические и социальные последствия инфляции…………………..11

2. АНАЛИЗ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1. Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь………..15

2.2. Основные направления антиинфляционного регулирования в

Республике Беларусь…………………………………………………………….21

2.3. Пути совершенствования функционирования

антиинфляционной политики в Республике Беларусь………………………..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................31

ВВЕДЕНИЕ

Инфляция – повышение общего уровня цен; обесценение бумажных денег, которые находятся в обращении (падение их покупательной способности, которое проявляется в повышении цен на все товары и услуги).

Данная тема в настоящее время весьма актуальна. Инфляция в целом оказывает дестабилизирующее влияние на экономику. Даже небольшие темпы ее роста способны привести к существенным экономическим и социальным последствиям. Поэтому проблема инфляции занимает важное место в экономической науке.

Проблема инфляции представляется наиболее актуальной для стран с переходной экономикой, таких как Республика Беларусь, где можно обнаружить одно­временно все типы инфляции, а также их подвиды.

Экономическая политика в Республике Беларусь направлена на снижение инфляции и поддержание стабильного обменного курса белорусского рубля. Приоритетной задачей является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.

Цель данной работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, а также попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь.

Задачи: дать определение понятия инфляции и ее классификацию, выявить основные причины инфляционных процессов, изучить социально-экономические последствия, исследовать особенности инфляционного процесса в Республике Беларусь и меры их преодоления.

При написании курсовой работы были использованы различные источники, включая учебные пособия белорусских и российских авторов, статистическая литература, периодические экономические издания.

1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ

1.1. Понятие инфляции и причины

Инфляция представляет собой всеобщий рост цен на товары (услуги) и снижение реальной покупательной способности денег (их обесценение). Это экономическое явление существует много веков. Еще античному миру были известны процессы обесценения металлических денег, вызванные порчей монет либо снижением стоимости производства золота. Эти явления были типичны и для эпохи феодализма. Монеты стирались, теряли свой вес в ходе обращения. Часто они сознательно портились: обрезались, чеканились более «легкими», к благородным металлам добавлялись дешевые примеси. Целью подобных действий было увеличение количества денег, необходимых для решения финансовых проблем правителей. В ходе обращения они начинали обмениваться не по номиналу, а по фактическому содержанию благородных металлов, т. е. обесценивались.

Уменьшение покупательной способности денег вызывалось также снижением стоимости производства золота. Известно, что приток в Европу огромного количества золота и серебра из Америки в ХVI в. вызвал так называемую «революцию цен»: произошел резкий рост цен на все товары, деньги обесценились, их покупательная способность значительно сократилась.

Качественно новый этап в развитии инфляционных процессов начинается с появлением бумажных денег. Первоначально к эмиссии бумажных денег государства были вынуждены прибегать в экстраординарных экономических ситуациях – во время войн и революций. Необходимость финансирования огромных государственных расходов заставляла правительства выпускать бумажные деньги в объемах, многократно превышающих их золотое обеспечение, и прекращать свободный обмен денег на золото. Так, в 1775-1783 гг. война за независимость в Северной Америке вызвала обесценение доллара. Введенные во время Французской буржуазной революции 1789-1794 гг. бумажные ассигнации обесценились за 7 лет в 833 раза.

Термин «инфляция» (от лат. inflatio – вздутие) впервые стал употреблять в период Гражданской войны 1861-1865 гг. в США, когда была выпущена огромная масса гринбеков (450 млн бумажных долларов), а их покупательная способность упала на 60% через 2 года.

В период устойчивого состояния экономики золотое обеспечение бумажных денег и их свободный обмен на золото сдерживали инфляционные процессы. И лишь в ХХ в. с утратой большинством национальных валют золотого содержания исчезла стабильность денежного обращения, инфляция приняла всеобщий и хронический характер. Нынешняя инфляция проявляется в обесценении денег по отношению не столько к золоту, сколько к товарам и иностранной валюте. Это выражается во всеобщем росте цен и падении курса национальной денежной единицы.

Современная инфляция – сложное социально-экономическое явление и у нее много причин. Инфляция порождается структурными нарушениями в различных сферах рыночного хозяйства – диспропорциями между спросом и предложением, накоплением и потреблением, государственными доходами и расходами. Инфляционные процессы сегодня определяются не только множеством денежных, но и неденежных факторов, которые находятся в сложном взаимодействии. Часто причины инфляции переплетены со следствиями, т. е. социально-экономические последствия инфляции провоцируют дальнейший рост цен.

Различают внутренние и внешние причины(или факторы) инфляции. К внутренним причинам относят следующие:

· дефицит государственного бюджета, если он покрывается государственными займами и дополнительной эмиссией денег. Основой его возникновения являются государственные расходы. Особую роль здесь играют военные расходы, которые существенно деформируют структуру общественного производства. Военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос лиц, занятых в военных отраслях или на военной службе, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия. Высокие социальные расходы, не соответствующие возможностям национальной экономики, также способствуют инфляционному росту;

· монополизация экономики и произвольно-волевое ценообразование. Большинство отраслей в современной рыночной экономике представлено олигополистическими структурами – в них господствуют несколько крупных фирм. Ценовая конкуренция в таких отраслях подменяется соглашениями и с оговорками, практикой «лидерства в ценах», при которой фирмы ориентируются на цены, установленные лидером. Такая практика создает потенциальные условия для всеобщего взвинчивания цен;

· инфляционные ожидания населения, которые вынуждают людей приобретать товары сверх своих текущих потребностей. Во время инфляции человек планирует свое поведение в ожидании дальнейшего роста цен. Пытаясь избежать потерь от ожидаемой инфляции, население стремится избавиться от «лишних» денег. Порождаемый таким поведением ажиотажный спрос стимулирует рост цен. В условиях высокой инфляции профсоюзы активно добиваются повышения номинальной заработной платы, подталкивая тем самым текущий спрос и раскручивая спираль «зарплата-цены». Производители же исходят из того, что сырье и комплектующие будут дорожать и дальше, а потому им следует устанавливать все более высокие цены на свою продукцию;

· кредитная экспансия – увеличение масштабов банковского кредитования сверх потребностей национального хозяйства. Кредитная экспансия развивается в условиях проведения государством политики «дешевых денег» - системы мероприятий, облегчающих доступ предпринимателей к кредитным ресурсам (понижение реальной процентной ставки, норм резервирования и др.);

· особенности современного этапа развития общественного производства: уменьшение серийности производства, частая смена моделей, сокращение сроков амортизации, рост расходов на повышение квалификации рабочей силы – создают дополнительные стимулы повышения цен.

Внешние факторы инфляции обусловлены интернационализацией экономической жизни. К важнейшим из них относятся:

· «импортируемая» инфляция, которая вызывается влиянием роста цен на внешних рынках на внутренние товарные цены. Особенно значительный инфляционный потенциал несет в себе повышение мировых цен на энергоносители и сырье.

· падение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран. Это влечет за собой рост цен на импортные товары на внутреннем рынке. Помимо этого, необходимость конвертации национальной валюты для поддержания импорта требует дополнительной денежной эмиссии.

· мировые экономические кризисы, которые приводят к существенным сдвигам в мировом хозяйстве. Сокращается спрос на мировом рынке, меняется структура цен. В условиях глобальной финансовой нестабильности ухудшаются платежные балансы многих стран, происходит падение курсов национальных валют, возрастает внешняя задолженность. Все это стимулирует инфляционные процессы в экономике ряда стран (смотреть Приложение 1 рис. 1).

Таким образом, сегодня глобальная причина инфляции заключается в серьезных экономических диспропорциях и длительном неравновесии рынков, проявляющемся в хроническом превышении совокупного спроса над предложением. Если диспропорции своевременно не устраняются или неравновесие затягивается надолго, превращаясь вдобавок в характерную черту не одного – двух, а сразу многих рынков, то тогда почти с уверенностью можно говорить о развертывании инфляционного процесса в стране.

1.2. Виды и типы инфляции

В зависимости от формы проявления принято различать два типа инфляции: подавленную и открытую.

Подавленная инфляция в основном присуща государственно регулируемым централизованным экономическим системам или тем, в которых чрезмерный упор делается на замораживании цен и доходов, установлении верхних пределов их роста и прочих подобных мерах. Здесь государственные органы стремятся прямо устанавливать и жестко регулировать прибыль предприятий, доходы граждан, основной ассортимент важнейших потребительских товаров и услуг, их цены. Результатом этого обычно является избыток одних товаров и недостаток других. Товары, попавшие в разряд дефицитных, быстро исчезают с прилавков магазинов. Купить их по официально декларируемым ценам всем желающим оказывается невозможно.

Особенность механизма подавленной инфляции связана с неизбежным возникновением разрыва между административно установленными ценами и другими, более высокими, которые реально уравнивают предложение с существующим в стране платежеспособным спросом.

Открытой инфляции свойственна общая явная тенденция к повышению цен. Она имеет место во многих развивающихся и переходных государствах, а также в странах с развитой рыночной экономикой. Здесь нарушенное по каким-либо причинам рыночное равновесие между спросом и предложением товаров восстанавливается путем адекватного и достаточно быстрого изменения товарных цен. И хотя поддержание ценовой стабильности сегодня является весьма важной общеэкономической задачей практически любого государства, тем не менее, рост цен в большинстве стран мира далеко не редкость. Но это преимущественно открытий и общепризнаваемый инфляционный рост. Равновесие между платежеспособным спросом и товарным предложением может быть нарушено различными внешними и внутренними причинами. Тогда ответной реакцией рынка становится изменение цен. Однако новые цены остаются ориентиром для производителей и потребителей всех товаров и услуг, сохраняя за собой важную роль ценовых сигналов. Открытая инфляция, серьезно деформируя механизм рынка, все же не разрушает его окончательно.

В зависимости от характера (темпов роста цен на рынке) различают:

а) ползучую инфляцию, составляющую обычно 2-4% в год. В настоящее время она характерна для наиболее экономически развитых стран;

б) галопирующая инфляция, при которой ежегодные темпы прироста цен составляют 10-15%. Такая инфляция сегодня наблюдается во многих развивающихся и переходных государствах;

в) гиперинфляция, при которой ежегодные темпы прироста цен превышают 50-100%. Она обычно возникает во время или после крупных социально-экономических катастроф или системных кризисов и свидетельствует о серьезнейших нарушениях и сбоях в функционировании той или иной национальной экономической системы. Гиперинфляция случается редко, однако она имела место в Германии в начале 20-х гг., в Греции и Китае в период второй мировой войны. Гиперинфляция была в Боливии в 1984—1985 гг., а также Перу, Аргентине, Бразилии, Югославии, Никарагуа, Грузии в 1992—1993 гг. Наиболее высокий из всех известных уровень гиперинфляции наблюдался в Венгрии (август 1945 — июль 1946 г.), когда уровень цен за год вырос в 3,8x1027 раз при среднемесячном росте в 198 раз. [6, с.33]

По степени предвидения принято различать ожидаемую и неожиданную (предсказуемую и непредсказуемую) инфляцию. Любая ожидаемая или предсказуемая инфляция, даже очень высокая, все же позволяет большинству экономических субъектов к ней подготовиться, т. е. минимизировать или существенно снизить свои экономические потери от нее. Неожиданная или заранее непредсказуемая инфляция, даже относительно небольшая, способна нанести многим весьма ощутимый экономический ущерб.

Как уже отмечалось, рост цен в стране может вызываться самыми разными причинами. В зависимости от преобладающих из них различают: инфляцию спроса и инфляцию издержек производства.

Инфляция спроса связана с наличием в экономической системе неудовлетворенного платежеспособного спроса, т. е. таких денег, которые не обеспечены соответствующим товарным покрытием. Здесь совокупный потребительский спрос по каким-либо причинам (из-за кредитной экспансии, государственного долга, экономических санкций, роста военных расходов и т. п.) заметно превышает фактическое предложение товаров на рынке. Результатом этого и является рост цен, стремящийся восстановить нарушенный баланс между платежеспособным спросом и его реальным товарным обеспечением (смотреть Приложение 3 рис 1).

Особенно предрасположена к такой инфляции экономика, отличающаяся чрезмерно высокой степенью использования всех наличных производственных ресурсов. В этом случае (при внезапном увеличении спроса) производство не располагает достаточным количеством незадействованных мощностей и резервами рабочей силы. И чем дольше существует неравновесие между спросом и предложением (инфляционный разрыв), тем вероятнее повышение цен.

Инфляция издержек производства вызывается ростом фактических расходов экономических субъектов на производство единицы продукции, что и обуславливает повышение товарных цен в стране (смотреть Приложение 3 рис 2). В основе же увеличения производственных издержек национальной экономики системы могут лежать: снижение производительности труда; резкий рост цен на импортируемое сырье или комплектующие; монопольное положение производителей на том или ином рынке товаров и услуг; чрезмерное объективно не обусловленное повышение оплаты труда в отдельных отраслях экономики и прочие факторы.

В заключение подчеркнем тот факт, что в современной экономической действительности достаточно сложно отделить один вид инфляции от другого. Инфляция спроса и инфляция издержек переплетаются, чередуясь одна с другой.

1.3. Экономические и социальные последствия инфляции

Инфляция в целом оказывает дестабилизирующее влияние на экономику. Даже небольшие темпы ее роста способны привести к существенным экономическим и социальным последствиям.

Инфляция противоречиво воздействует на экономический рост. Незначительная инфляция – до 4 % в год – способна временно стимулировать экономическое развитие. Умеренный рост цен вызывает рост доходов и совокупного спроса, что создает для предпринимателей возможности и расширения производства, вовлечения в производство незадействованных трудовых и материальных ресурсов. Слабая инфляция может быть средством активизации деловой жизни и сокращения безработицы.

Несоблюдение же этой меры приводит к далеко идущим негативным последствиям для экономики. Во-первых, в ходе инфляции деформируется механизм рыночного ценообразования, обеспечивающий всех хозяйствующих субъектов информацией о величине экономических издержек производства и реализации тех или иных товаров, а также об изменении общественных потребностях в них. Всеобщий рост цен вызывает «богатство от денег» к дорогим товарам независимо от действительной потребности в них, что искажает структуру потребительского спроса. Производитель утрачивает правильные ориентиры в развитии производства. В результате возникают многочисленные хозяйственные диспропорции, замедляется внедрение новой техники и технологии, понижается эффективность использования производственных ресурсов. «Гонка» цен, неравномерный рост дезорганизуют хозяйственные связи в обществе, разрушают сложившиеся отношения между экономическими субъектами. Все это отрицательно сказывается на темпах экономического развития и его качества.

Во-вторых, инфляция сокращает денежные накопления. Рост цен приводит к обесценению вкладов и понижению доходности сбережений. Сбережения приносят все меньший реальный доход. На определенном этапе темпы роста цен могут обогнать ставку процента и придать ей отрицательное значение. В этих условиях сбережение теряет экономический смысл. С развитием инфляции вкладчики (в целях защиты своих сбережений) направляют их на приобретение высокодоходных бумаг, иностранной валюты, материальных ценностей – недвижимости, драгоценностей, произведений искусства, потребительских товаров длительного пользования. Накопления в обществе приобретают преимущественно товарно-материальную форму. Большая часть населения, не имеющая возможности такого использования своих сбережений, направляет их на расширение текущего потребления.

В-третьих, утрата стимулов к денежным накоплениям нарушает функционирование денежно-кредитной системы. Предоставление средств в кредит становится не выгодным для кредитора и выгодным для должника. Кредит, получаемый более полноценными деньгами, возвращается обесцененным. В этих условиях сокращается доля долго- и среднесрочного кредитования. Осуществление долгосрочных вложений становится рискованным.

В-четвертых, инфляция негативно сказывается на инвестициях. Сокращение сбережений в обществе и свертывание долгосрочного кредитования производства ведет к сокращению капиталовложений. В условиях утраты стабильных источников финансовых ресурсов предприниматели воздерживаются от осуществления крупных инвестиционных проектов, особенно с большими сроками окупаемости. Инфляция деформирует и структуру инвестиций. Происходит перелив капитала из сферы производства в сферу торговли и область спекулятивных финансовых операций. Свертывание инвестиций приводит к технико-технологичсекой отсталости и росту издержек, что в свою очередь стимулирует инфляционные процессы в стране.

В-пятых, инфляция сказывается на состоянии государственных финансов. С одной стороны, финансируя дефицит бюджета путем увеличения денежной массы, государство облагает население специфическим инфляционным налогом. Используя возросшую денежную массу для оплаты приобретаемых товаров и услуг, правительство снижает реальную покупательную способность денег, находящихся на руках у людей. Это означает фактическое изъятие части их реального дохода в пользу государства. Кроме того, инфляция помогает государству решать проблему внутреннего долга, позволяя ему погашать свои обязательства обесцененными деньгами.

С другой стороны, инфляция обесценивает налоговые поступления в бюджет, которые оказываются не в состоянии реально обеспечивать растущие государственные расходы. Правительство вынуждено изыскивать для этого дополнительные средства, в том числе прибегать к эмиссии денег. Это еще в большей степени раскручивает инфляционную спираль и дестабилизирует финансовую систему страны. В таких условиях экономические рычаги государственного регулирования экономически утрачивают эффективность, снижается доверие населения к правительственным мероприятиям, ослабляются позиции властных структур в целом.

В-шестых, негативные последствия инфляции проявляются и в области внешнеэкономических отношений. Инфляция отрицательно сказывается на состоянии платежного баланса страны, ведет к обесцениванию национальной валюты, создает проблемы погашения внешней задолженности. С ростом цен на национальном рынке происходит сокращение экспорта и рост импорта. Платежный баланс страны становится отрицательным. Для покрытия дефицита платежного баланса государству приходится использовать золотовалютные резервы, а затем, когда эти резервы исчерпаны, девальвировать национальную валюту. Последняя мера, хотя и усиливает экспортные возможности экономики, но создает трудности в развитии отраслей, потребляющих импортные товары или сырье. Кроме того, девальвация крайне затрудняет выплату внешних долгов: для возврата единицы иностранной валюты требуется все большее количество единиц национальной валюты.

В-седьмых, важным последствием инфляции является перераспределение дохода. С ростом цен снижается жизненный уровень основной массы населения в результате сокращения их реальных доходов. Однако различные социальные группы в разной степени несут потери от инфляции. В первую очередь от роста цен страдают лица, получающие фиксированные доходы, - пенсионеры, студенты, безработные. Меры правительства по индексации пенсий, стипендий, пособий, как правило, отстают от роста цен. Значительные потери несут почти все лица, занятые в бюджетной сфере. Заработная плата, особенно работников образования, науки, культуры и другие, всегда растет медленнее, чем цены. В результате сокращается их мотивация к труду. Происходит перемещение рабочей силы из этих социально важных сфер в более доходные сектора экономики.

Лица с нефиксированными доходами могут выиграть от инфляции, так как у этой категории увеличение номинального дохода может опережать рост цен. Помимо того, более обеспеченные слои общества обладают большими возможностями в деле сохранения своих сбережений и доходов путем приобретения недвижимости, иностранной валюты, предметов искусства, ценных бумаг.

В целом высокая инфляция снижает реальные возможности эффективного функционирования национальной экономики, ухудшает условия жизни большей части населения страны, углубляет имущественное неравенство между людьми и усиливает социальную напряженность в обществе.

2. АНАЛИЗ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1. Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь

Для национальной экономики Беларуси характерна следующая особенность инфляционных процессов:

1) длительное сохранение в течении всего переходного периода (с 1992г.) высоких темпов инфляции;

2) устойчивое лидирование Беларуси по темпам инфляции среди стран СНГ;

3) высокие темпы девальвации белорусского рубля;

4) наличие стагфляции как особого экономического явления;

5) несоответствие высоких темпов инфляции и девальвации постоянно декларируемым намерениям властей не допускать роста цен и «обуздать инфляцию».

Длительное сохранение в белорусской экономике высокого уровня инфляции является результатом того, что процесс обесценивания рубля протекает под воздействием комплекса факторов. В качестве таковых следует выделить:

1) длительное время проводимую Национальным банком страны проинфляционную денежно-кредитную политику;

2) хронический дефицит государственного бюджета, покрываемый в значительной степени за счет кредитной эмиссии в условиях отсутствия полноценных внешних источников финансирования;

3) слабое развитие конкуренции и сохранение высокой степени монополизации Национальной экономики;

4) сохранение системного и структурного кризиса, унаследованного от административной экономики вместе с низкой мотивацией к высокопроизводительному труду;

На протяжении всего переходного периода в условиях Беларуси имеет место сложное сочетание долгосрочного и краткосрочного, внутреннего и внешнего, денежного и неденежного факторов инфляции. Обнаружено сочетание открытой и подавленной (скрытой) инфляции. Анализ инфляционных процессов имеющих место в Беларуси, выявляет также сложное взаимодействие различных форм инфляции: инфляция спроса и предложения, управляемая и неуправляемая инфляция, импортируемая и чисто внутренняя инфляция.

В начале экономических реформ инфляция существовала в экономике республики в скрытом виде и имела следующие сущностные характеристики: общее превышение спроса над предложением (в потенциале — инфляция спроса), искаженные ценовые пропорции: заниженность цен на сырье и преобладание неконкурентоспособной на мировом рынке продукции, высокие инфляционные ожидания населения.

С начала кардинальных экономических преобразований и перехода инфляции из скрытой формы в открытую в ее развитии отчетливо прослеживаются 4 периода имеющие качественные характеристики:

1) 1991-1994 гг. - снижение всех макроэкономических показателей (1992-1994 гг. - гиперинфляция с выраженным инфляционным скачком цен);

2) 1995-1996 гг. - период высокой инфляции, но уже с наметившейся тенденцией снижения ее темпов (приостановление обвального спада производства, снижение уровня дефицита госбюджета, а к концу периода -проявление положительной динамики ВВП, в 1996 г. прирост ВВП составил 2,8 %);

3)1997-1999 гг. - новый виток раскручивания инфляции и ее всплеск в 1999 г. (1997-1998 гг. - относительно высокие темпы прироста ВВП 11,4% и 8,4 %);

4) 2000—2005 гг. — период снижения темпов инфляции и их относительная стабилизация с замедлением темпов социально-экономического развития страны в начале периода (прирост ВВП в 1999 г. составил 3,4 %, в 2000 г. — 5,8%, в 2001 г. — 4,1 %).

Разбивка на периоды обусловлена существенными различиями темпов инфляции на протяжении 1990—2005 гг. и спецификой этого процесса, протекающего с чередованием различных ее видов,

1. С начала реформ и до середины 1993г. основным видом повышения цен в республике была инфляция спроса, факторами которой выступали ценовые диспропорции отражающие деформированность структуры экономики. Из-за обвального роста цен предложение превысило спрос. В ответ на ограничение спроса предприятия не сдерживали рост зарплаты, а переставали платить по обязательствам, стало не хватать денежной массы для обслуживания существующего спроса, что привело к отсрочке платежей, и, следовательно, росту задолженности. В экономике республики возник кризис неплатежей, другим важным фактором возникновения инфляции были огромные бесконтрольные государственные затраты. Государство поддерживало убыточные предприятия, наращивало госаппарат, шло на не всегда обоснованные социальные расходы, финансировались затраты, которые должны были быть переложены на самих экономических агентов. Увеличение монетарной базы сопровождалось одновременным повышением минимальной заработной платы, что сказывалось на росте издержек. Увеличение денежной массы в результате кредитных вливаний не успевало за ростом предложения товаров и услуг, и платежеспособный спрос не удовлетворялся. Резкому разрыву денежной и товарной массы способствовал также эффект ожидания инфляции.[1,c72]

2. Со второй половины 1993 г. преобладающей формой инфляции в республике становится инфляция издержек. Причинами ее явились повышение цен на российское сырье и энергию до мирового уровня, значительный рост издержек производства, доходов населения в результате увеличения минимальной заработной платы и т.д.

3. 1997—1999 гг. — доминирующим видом выступала инфляция спроса, о чем свидетельствует превышающий рост индекса потребительских цен над индексом цен производителей промышленной продукции.

4. С 2000 г. инфляции спроса и издержек тесно переплетаются, но структура ее стала преимущественно определяться “инфляцией издержек” (примерно на 75 %), что обусловлено ростом производственных затрат. В реальном секторе экономики наблюдается тенденция снижения важнейшего показателя эффективности производства — уровня рентабельности реализованной продукции, работ и услуг который за 2001 г. составил всего лишь 8,2 % против 15,2% в 1999 г. и 22,1 % — в 1992 г., т. е. отмечалось функционирование затратной экономики. [1,c 73]

Несмотря на некоторое улучшение макроэкономических показателей и замедление инфляции в 2004—2005 гг., ситуация в республике остается сложной, а уровень инфляции достаточно высоким.

В настоящее время в Беларуси присутствуют все виды инфляции.

Мощным фактором повышения цен выступает инфляция предложения, которая обнаруживается в различных формах (стагфляция, инфляция издержек, инфляция заработной платы, инфляция прибыли).

Стагфляция обнаруживается тогда, когда затраты экономических ресурсов не сопровождаются поставкой на рынок соответствующей массы товаров. Например, в таком случае работают инвестиционный комплекс (удорожание строительства), сельское хозяйство (недопоставка продукции на рынок из-за низкой урожайности).

Отсутствие должного объема товаров при их надлежащем качестве переключает потребительский спрос с отечественных на импортные товары, что в свою очередь приводит к повышению спроса на иностранную валюту и снижению обменного курса белорусского рубля. Снижение валютного курса автоматически оборачивается повышением цен на отечественные товары.

Во многих отраслях белорусской экономики моральный и физический износ основных фондов достиг критической величины. На практике это оборачивается высокими издержками производства. Существенно ограничиваются возможности отечественных производителей в улучшении качества и освоении новых видов продукции. Широко практикуемые в последнее время административные задания по объему выпуска продукции доводимые предприятиям разных формы собственности, приводят к тому, что в процессе производства вовлекаются все менее эффективные экономические ресурсы. Это оборачивается снижением качества и повышением себестоимости продукции, к тому же низкий уровень инвестиций в производственной сфере не создает должных материальных предпосылок для снижения издержек производства в среднесрочной перспективе.

В условиях сохранения высокого удельного веса убыточных и малорентабельных государственных предприятий формально есть основание заявлять, что в условиях Беларуси инфляция прибыли как компонент общей инфляции издержек производства не имеет особого значения.

На самом же деле такой копанет инфляции присутствует в белорусской экономике. Доказательством тому выступает монополистическое поведение крупных хозяйственных субъектов, стремление хозяйствующих субъектов заложить в контрактные цены скрытый резерв прибили с учетом ожидаемых темпов инфляции.

Свою технологию присвоения «инфляционной прибыли» длительное время применяли белорусские коммерческие банки, что позволяло им удерживать заработную плату в банковском секторе примерно в 3-4 раза выше среднего уровня во всей национальной экономике.

Наличие многочисленных посредников между производителем и конечным потребителем выступает не только мощным фактором повышения цен. Это же позволяет скрыто перераспределять «инфляционную прибыль» между смежными звеньями в товаропроизводительной цепи, т.е. придавать ей более благопристойный вид.

Свой вклад в инфляцию издержек производства привносит и принятый порядок налогообложения, и прежде всего косвенные налоги на бизнес. При этом в качестве особого и постоянного источника инфляции следует выделить налог на добавленную стоимость. В перспективе его сокращение, а затем и отмена заметно стабилизировали бы процесс ценообразования.

В нынешний переходный период мощным каналом инфляции выступает инфляция спроса, раскручиваемая прежде всего за счет проводимой денежно-кредитной политики.

К монетарным факторам инфляции следует также отнести кредитную экспансию коммерческих банков, которая стимулируется в условиях кризиса неплатежей и низкой рентабельностью производства. Опыт многих стран показывает, что фактором инфляции спроса выступает не только сама кредитная эмиссия, но и принятая модель ее осуществления. Белорусская практика это лишний раз подтверждает. В наших условиях мощную инфляционную волну создает, например, сложившаяся практика проведения значительной денежной эмиссии в конце календарного года и перед началом весеннего сева.

В условиях Беларуси высокие инфляционные ожидания обнаруживаются во всей своей красе. С одной стороны, их можно рассматривать как скрытый инфляционный потенциал, который в любой момент времени готов обернуться четко выраженной новой инфляционной волной, а с другой – как одно из проявлений общих инфляционных тенденций. Наличие устойчивых инфляционных ожиданий заставляет производителей всеми правдами и неправдами включать в цены дополнительную прибыль. На полюсе покупателей инфляционное ожидание обнаруживается через высокую скорость движения денег, неизменную степень доверия домашних хозяйств к банковской системе, а также высокую степень долларизации белорусской экономики.

Таким образом, в современных условиях инфляции Беларуси выступает как вполне закономерное явление. Остро стоят проблемы структурных диспропорций в Беларуси, сложного финансового положения; большого количества убыточных предприятий с низкой рентабельностью и недостаточной конкурентоспособ-ностью, с высокой материало- к энергоёмкостью выпускаемой продукции. Сохраняется монополизм во многих звеньях производственной сферы, государство еще остается основным собственником средств производства и товаро-производителем. Накопленный инфляционный потенциал препятствует существенному улучшению экономической ситуации. Усложнение финансовых проблем блокирует рост инвестиций и обновление основных фондов.

2.2. Основные направления антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь

Основными методами стабилизации денежного обращения яв­ляются антиинфляционная политика и денежная реформа. Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. При разработке антиинфляционной политики с определенной условностью можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долговременного характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в кратковременном периоде.

Антиинфляционная стратегия включает четыре основных компонента. Первый компонент такой стратегии – уменьшение инфляционных ожиданий, в частности ценовых. Это достигается двумя наборами методов: всемирным укреплением механизмов рыночной системы, формированием и реализацией курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и повышения доверия большинства населения.

Второй компонент антиинфляционной стратегии – долгосрочная денежная политика. Целью является регулирование прироста денежной массы, а методами – введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы.

Третьим компонентом антиинфляционной стратегии является бюджетная политика. Основной ее целью служит принятие и исполнение сбалансированного, бездефицитного бюджета. Методами сокращения бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации могут быть: увеличение доходов бюджета и уменьшение расходов государства.

Еще один блок антиинфляционной стратегии – защита национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции). Основными методами решения этих стратегических задач являются методы регулирования платежного баланса, а также регулирование валютного курса.

Меры антиинфляционной тактики в зависимости от цели условно можно разделить на две группы:

а) при необходимости увеличения совокупного предложения без адекватного увеличения совокупного спроса применяется льготное налогообложение, приватизация государственной собственности;

б) для снижения текущего спроса без соответствующего падения предложения используются повышение процентных ставок по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ.

Основой антиинфляционных мер является ликвидация существующих экономических диспропорций и особенно долгосрочного неравновесия денежного рынка. Исходя из этого, к методам антиинфляционного воздействия корректно относить ту деятельность государства, которая направлена именно на устранение названных явлений. Эффективную борьбу с инфляцией легче вести в том случае, если инфляция принимает открытые формы.

Мировая практика накопила богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Она включает в себя широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых мероприятий, политику доходов и программы стабилизации вплоть до проведения радикальных денежных реформ.

В Беларуси на протяжении последних лет снижение инфляции является стратегической целью денежно-кредитной политики, проводимой в республике.

Важнейший элемент этой политики – ограничение денежной массы. Данное ограничение проявляется в установлении лимитов ежегодного прироста денежной массы. Введение режима денежных ограничений обычно осуществляется комплексом мер, находящихся в распоряжении Национального банка: регулирование учетной ставки процента, норма обязательных резервов, операции центрального банка на открытых финансовых рынках.

Под регулированием учетной ставки процента понимается процент за кредит, который национальный банк предоставляет всем прочим банкам. Рост ставки вызывает, по крайней мере, три эффекта. Уменьшается нарастание денежной массы в обращении. Вместе с тем рост этой ставки всегда сопровождается взлетом процентных ставок коммерческих банков, а это значит, что с ростом стоимости денег усиливаются негативные эффекты в производстве, стимулируется его спад, что способно проводить волну банкротств. В конечном итоге подавляется инвестиционная активность.

В соответствии с нормой обязательных резервов рассчитывается денежная сумма, которую коммерческий банк не имеет права давать взаймы и обязан временно держать на своем счете в центральном банке. Этим самым регулируется объем кредитов, которые могут выдавать своим клиентам коммерческие банки.

Операции центрального банка на открытых финансовых рынках - продажа и покупка государственных ценных бумаг. Продавая государственные долговые обязательства, центральный банк сокращает денежную массу, а покупая – увеличивает.

Отметим, что два первых регулятора, используемые центральным банком (ставка процента и норма резервирования), задают всей банковской системе неинфляционную линию поведения и относятся к механизмам косвенного действия. Используя операции с государственными долговыми обязательствами, центральный банк непосредственно влияет на состояние денежного обращения.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

В Республике Беларусь продолжается процесс долларизации экономики. Поэтому проводится такая антиинфляционная политика как политика валютного курса. Она представляет собой комплекс мер, направленный на стабилизацию обменного курса национальной валюты. Основными антиинфляционными мероприятиями являются: 1) гласное и широкое разъяснение через средства массовой информации намеченной антиинфляционной стратегии с целью завоевания общественного доверия и поддержки; 2) создание специального стабилизационного фонда (золотовалютных резервов) путем внутреннего и внешнего заимствования;

3) ужесточение бюджетной политики, направленное на значительное сокращение или ликвидацию существующего бюджетного дефицита;

4) введение фиксированного обменного курса и ряда сопутствующих ограничений во внешнеэкономической и валютной сфере; 5) стимулирование экспорта и торможение импорта различными средствами; 6) по мере подавления инфляции и роста золотовалютных резервов снятие введенных ограничений и либерализация соответствующих сфер экономической деятельности.

Таким образом, инфляция представляет собой комплексную борьбу. Для ее решения необходима системная программа, охватывающая как аспекты, связанные с энерго- и ресурсосбережением, так и со­вершенствованием системы це­нообразования, налогообложе­ния, ужесточением бюджетных ограничений и смягчением про­блемы неплатежей. Что касает­ся денежно-кредитной полити­ки, то она должна последова­тельно ужесточаться по мере проведения общеэкономических преобразова­ний. Необходимо подчеркнуть, что искоренить инфляцию, «одержать окончательную победу над ней» в современных условиях едва ли возможно. Современная рыночная экономика инфляционная по своей сути, поэтому роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным.

2.3. Пути совершенствования функционирования антиинфляционной политики в Республике Беларусь

Развитие инфляционного процесса зависит от проводимой государством экономической политики, в рамках которой, в частности, могут приниматься специальные антиинфляционные меры.

Государство при выборе методов макроэкономического регулирования может рассматривать различные системы мер в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной и социальной политики.

На протяжении ряда последних лет проблема инфляции в экономике Республики Беларусь решалась с помощью проведения денежно-кредитной политики (смотреть Приложение 2, [4, c 26]). Однако меры, предпринятые органами государственного управления, хотя и позволили снизить инфляцию, но не решили в полной мере данную проблему. Ощущается необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране.

Стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.

Так как системной причиной инфляции в Республике Беларусь стал переход в начале 90-х гг. ХХ века к свободному рынку с диспропорциональной структурой экономики, унаследованной от советской экономики, то я считаю для обуздания инфляции в первую очередь необходимо привести в соответствие процесс общественного производства и его социально-экономических форм. При сохранении курса на рыночную трансформацию экономики это означает формирование развитой инфраструктуры рынка, институционализацию рыночных отношений, создание эффективных мер государственного воздействия на трансформационную экономику.

Для борьбы с инфляцией в наших условиях невозможно использовать только традиционный набор мер антиинфляционной политики. Не стоит пренебрегать достижениями современной западной экономической науки, но также нет смысла в ней искать готовый рецепты для решения наших проблем. Анализ, общей динамики инфляционных процессов в экономике Беларуси позволяет сделать вывод о невозможности перенесения опыта применения антиинфляционных мер в странах с развитой рыночной экономикой на нашу действительность, где рыночные отношения с их инфраструктурой еще не имеют законченных форм.

В связи с возникновением хронической несбалансированности экономики в ходе радикальных экономических реформ необходимо разработать в условиях реформирования эффективную антиинфляционную политику. Необходимы кардинальные рыночные преобразования, прежде всего демонополизация, развитие конкуренции, либеральное, стимулирующее деловую активность, законодательство. Следует незамедлительно приступить к упрощению и оптимизации управления. Стержнем экономической политики должно стать развитие малого и среднего бизнеса.

Подавление инфляции в долгосрочном аспекте может быть достигнуто после создания надежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность. Инвестиции также зависят от текущих темпов инфляции. Эмпирические данные за несколько лет свидетельствуют о падении инвестиционной активности, что является результатом неблагоприятного инвестиционного климата в республике. Кардинальное решение проблемы иностранных инвестиций зависит от институциональных преобразований и законодательства по вопросам собственности условии деятельности совместных и иностранных предприятий.

Основы долгосрочного безинфляционного развитий экономики закладываются на уровне предприятии здоровое в финансовом отношении предприятие способное адекватно реагировать на колебания рыночной конъюнктуры осуществлять техническое развитие производства, самостоятельно гасить факторы, и предпосылки инфляции издержек. В настоящее же время действующие предприятия и производства испытывают большие экономические трудности, так как высокие издержки производства, низкий уровень рентабельности, значительные объемы скрытых дотаций на фоне низкой покупательной способности населения резко ограничили внутренние и внешние рынки сбыта. Изменения в структуре оборотных средств свидетельствуют об обострении проблемы сбыта, росте неплатежей и о крайне малой роли денежно-кредитной сферы в функционировании производства. Поэтому представляется важным оздоровление финансового состояния предприятий и скорейшее решение проблемы неплатежей.

Развитие инфляционного процесса зависит также и от реализуемой государством валютной политики.

Усиление инфляции оказывает дополнительное давление на обменный курс национальной валюты в сторону его понижения. Принимая в этих условиях решение о девальвации, государство допускает появление в экономике дополнительного инфляционного импульса, который в первую очередь проявляется в удорожании импортных товаров, а затем по цепочкам межотраслевых взаимосвязей переносится и на стоимость отечественной продукции, при производстве которой используется импортируемые сырье и комплектующие.

В общем виде основной причиной инфляции выступает несоответствие денежной и товарной массы. Управление инфляцией будет эффективным, если бюджетная, налоговая и денежно-кредитная политики будут скоординированы и иметь во главе общую цель — обеспечение экономического роста в стране и преодоление инфляции. При этом денежно-кредитная политика должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, а бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства.

Модель, взаимоувязывающая денежно-кредитную, бюджетную и налоговую политики, позволит создать стимул для развития производства, насыщения внутреннего рынка продукцией, сделать национальную экономику более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и поможет эффективно управлять инфляцией.

В период действия указанной схемы должна быть достигнута финансовая стабилизация и осуществлено дальнейшее реформирование секторов экономики. Переход к денежно-кредитной политике на основе метода целевой инфляции будет эффективным в постстабилизационный период.

Основным направлением решения проблем социально-экономического развития Беларуси должно стать сочетание рыночного механизма с государственным регулированием экономики, роль которого возрастает в смешанной экономике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная инфляция – сложное социально-экономическое явление и у нее много причин. Инфляция порождается структурными нарушениями в различных сферах рыночного хозяйства – диспропорциями между спросом и предложением, накоплением и потреблением, государственными доходами и расходами. Инфляционные процессы сегодня определяются не только множеством денежных, но и неденежных факторов, которые находятся в сложном взаимодействии.

Инфляция в целом оказывает дестабилизирующее влияние на экономику. Даже небольшие темпы ее роста способны привести к существенным экономическим и социальным последствиям.

Высокая инфляция снижает реальные возможности эффективного функционирования национальной экономики, ухудшает условия жизни большей части населения страны, углубляет имущественное неравенство между людьми и усиливает социальную напряженность в обществе.

В современных условиях Беларуси инфляции выступает как вполне закономерное явление. Остро стоят проблемы структурных диспропорций в Беларуси, сложного финансового положения; большого количества убыточных предприятий с низкой рентабельностью и недостаточной конкурентоспособ-ностью, с высокой материало- к энергоёмкостью выпускаемой продукции. Сохраняется монополизм во многих звеньях производственной сферы, государство еще остается основным собственником средств производства и товаро-производителем. Накопленный инфляционный потенциал препятствует существенному улучшению экономической ситуации. Усложнение финансовых проблем блокирует рост инвестиций и обновление основных фондов.

С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны, и каждая для решения этой проблемы использовала свои методы и пути ее решения.

Основными методами стабилизации денежного обращения яв­ляются антиинфляционная политика и денежная реформа.

Искоренить инфляцию, «одержать окончательную победу над ней» в современных условиях едва ли возможно. Современная рыночная экономика инфляционная по своей сути, поэтому роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным.

Развитие инфляционных процессов в экономике зависит, прежде всего, от проводимой государством экономической политики.

Для борьбы с инфляцией, государство вынуждено разрабатывать и приводить в действие комплекс мероприятий, способствующих снижению уровня инфляции.

Основой любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий, благоприятных для ее возникновения и развития.

Анализ инфляционных процессов в Беларуси позволяет сделать вывод о невозможности применения антиинфляционных мер, принимаемых в странах с рыночной экономикой на нашу действительность, т.к. в белорусской экономике еще полностью не сформировались рыночные отношения и инфраструктура.

Взаимодействие денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политики, позволит создать стимул для развития производства, насыщения внутреннего рынка продукцией, сделать национальную экономику более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и поможет эффективно управлять инфляцией.

Таким образом, реализация мер по снижению уровня инфляции в Беларуси предполагает активное участие государства в регулировании экономики, согласованное действие различных государственных структур, как в рамках Правительства, так и в сфере его взаимодействия с Национальным банком.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Козаченко Л.Д. Инфляционные процессы в Беларуси: ключевые проблемы и пути повышения эффективности регулирования// Вестник БГЭУ – 2006 - №2.-с.71-77

2. Козаченко Л.Д. Экономический анализ инфляции в Республике Беларусь.// Вестник БГЭУ – 2007. - №2.-с.53-59

3. Комков В., Беляцкий И., Макромодель для анализа и прогнозирования инфляции издержек // Банкаўскi веснiк.-2007 .- №16.-с.19-23.

4. Криворотов Д. Выбор режима денежно-кредитной политики Республики Беларусь в среднесрочной перспективе // Банкаўскi веснiк. –– 2007 . - №1. – с.25-31.

5. Криворотов Д. Выбор режима денежно-кредитной политики Республики Беларусь в среднесрочной перспективе / Банкаўскi веснiк. –– 2007 . - №1. – с.25-31.

6. Лейард Р. Макроэкономика: Курс лекций для российских читателей.- М., 1994.-560с.

7. Лемешевский И.М. Макроэкономика, 2-е изд., :Мн.: «ФУ Аинформ», 2007.-544с.

8. Макроэкономика: Учеб. Пособие/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2004. – 426с.

9. Макроэкономика: Учебник/ Т.А.Агапова, С.Ф. Серегина; Под ред. А.В.Сидоровича.-МГУ им. М.В. Ломоносова.-6-е изд., стер.-М.:Издательство «Дело и Сервис», 2004.-448с.

10. Макроэкономика: Учебник/Под ред. Н.И.Базылева. С.П.Гурко. - Мн.: БГЭУ, 2000.-214с.

11. Макроэкономика: Учебник/Под ред. С.Н.Ивашковского. 2-е изд., испр., доп. — М.: Дело,2002. —472 с.

12. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие / В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Г.Н. Кандауров и др.; Под общ. ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. – 380с.

13. Сакс Дж. Макроэкономика. Глобальный подход.-М.:1996.-563с.

14. Словарь современных экономических и правовых терминов/Авт.-сост. В.Н. Шимов, А.Н. Тур, Н.В. Стах и др.; Под ред. В.Н. Шимова и В.С. Каменкова. – Мн.: Амалфея, 2002. – 816с.

15. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. — 6-е изд., испр. и доп. — М.: Высшее образование, 2006.-654 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1


Основные виды

Рис. 3 Факторы инфляции

Приложение 2

Таблица 1

Целевые ориентиры денежно кредитной политики в 1994-2006 годах

Годы Целевые ориентиры в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на соответствующий год
1995

· Инфляция в середине года не более 5% в месяц и к концу года – до 1% в месяц;

· Девальвация не выше инфляции;

· Положительные процентные ставки по кредитам и депозитам.

1996

· Инфляция 2,5% в среднем за месяц, а к концу года – до 1 – 1,5%;

· Девальвация не выше 80% от инфляции;

· Положительные процентные ставки по кредитам и депозитам.

1997

· Инфляция 2% в среднем за месяц (26,8% за год);

· Девальвация не выше 80% - 100% от инфляции;

· Стабильность, начиная со II квартала 1997 года реального курса белорусского рубля по отношению к российскому рублю с понижением его номинального уровня не более чем на величину ежемесячной инфляции;

· Положительные процентные ставки по кредитам и депозитам; прирост совокупной денежной массы не более 45%.

1998

· Инфляция 2% в среднем за месяц (27% за год);

· Прирост денежной массы в национальной валюте 32 – 33%.

1999

· Положительные процентные ставки денежного рынка;

· Инфляция не более 4,5 - 5% в среднем за месяц;

· Прирост денежной массы в национальной валюте не более 4,5 – 5% в месяц в среднем.

2000

· Инфляция 170-190% или 4,5 - 5,5% в среднем за месяц;

· Прирост денежной массы в национальной валюте на 4% в месяц в среднем.

2001

· Инфляция 2,5% в среднем за месяц (35,1% за год);

· Обменный курс российскому рублю 2% в месяц;

· Обменный курс доллару США 2,7% в месяц;

· Прирост денежной массы в национальной валюте на 3,5% в месяц в среднем.

2002

· Инфляция не более 2% в среднем за месяц (20-27% за год);

· Обменный курс к российскому рублю 0,8 – 1,1% в месяц;

· Обменный курс к доллару США 1,2 – 1,4% в месяц.

2003

· Обменный курс к российскому рублю на конец года 63,38 – 66,20;

· Обменный курс к доллару США на конец года 2250 – 2350 бел. руб.

2004

· Обменный курс к российскому рублю на конец года 63,38 – 66,20;

· Курс к доллару США на конец года 2350 – 2390 бел. руб.

2005

· Ограничение инфляции до 8 – 10%;

· Обменный курс к российскому рублю 77,65 бел. руб. на 01.01.2006 (снижение 2,4%);

· Обменный курс к доллару США 2275 бел. руб. на 01.01.2006 (снижение 3,4%).

2006

· Ограничение инфляции до 7 – 9%;

· Неизменность обменного курса к российскому рублю +/- 2%;

· Прирост активной денежной массы в пределах 24 – 29%.