Реферат: Финансовый менеджмент 17

Название: Финансовый менеджмент 17
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: реферат

Введение

Прибыль, известнейшая с давних времен категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятий. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием прибыли в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятий.

В связи с этим, тема данной курсовой работы «Оценка и управление формированием операционной прибыли» достаточно актуальна на сегодняшний день.

Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования.

Объектом исследования данной работы явилось общество с ограниченной ответственностью «ТАУ», которое занимается розничной торговлей бельевыми, корсетными, чулочно-носочными изделиями и сопутствующими товарами.

Мною был исследован период деятельности даннойго предприятия с 2003 года по 2005 год включительно.

Методологической основой написания данной работы явились труды российских авторов по дисциплине «Финансовый менеджмент», таких как Балабанов И.Т., Власова В.М., Леонтьев В.Е., Бланк И.А. и др.

Информационнцю основу работы составила бухгалтерская отчетность Общества (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках) за рассматриваемый период, а также специальная литература.

При написании курсовой работы были использованы такие методы, как монографический, табличный, экономико-статистический, метод сравнения и др.

Целью курсовой работы является:

· рассмотрение теоретических основ оценки и управления формированием прибыли от продаж;

· описание организационно-экономической характеристики анализируемого предприятия;

· проведение анализа системы оценки и управления формирование прибыли от продаж на данном предприятии;

· рассмотрение путей совершенствования управления формированием прибыли от продаж.

Данные цели находят свое отражение в решении следующих задач:

· проведение анализа формирования прибыли от продаж;

· рассмотрение факторов, влияющих на величину данной прибыли;

· рассчет точки безубыточности;

· проведение планирования прибыли от реализации с учетом изменения спроса.

1. Теоретические основы оценки и управления

формированием прибыли от продаж

Прибыль – наиболее простая и одновременно наиболее сложная категория рыночной экономики. Она является стержнем и главной движущей силой экономики рыночного типа, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей в этой экономике.

В системе экономических теорий, связанных с предпринимательской деятельностью, теория прибыли торадационно характеризуется экономистами как одна из наиболее сложных. Эта сложность определяется многообразием сущностных сторон, которые отражает категория прибыли, а также многообразием обличий, в которых она выступает [4,6].

Рассматривая сущность прибыли, в свете современной экономической прадигмы, следует в первую очередь отметить такие ее характеристики:

1. Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности.

2. Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха.

3. Прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя, вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса.

4. Прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая «очищена» от понесенных затрат на осуществление этой деятельности.

5. Прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме.

С учетом рассмотренных основных характеристик прибыли ее понятие в наиболее обобщенном виде может быть сформулированно следующим образом: «Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности» .

Основными хозяйствующими субъектами на рынке выступают как отдельные предприниматели (физические лица), так и предприятия (юридические лица). Эти различия в формах хозяйствования порождают и определенные особенности формирования и распределения прибыли. Так как данная курсовая работа посвящена проблеме управления прибылью общества с ограниченной ответственностью, то отановимся на впоросах, характеризующих прибыль предприятий. Рассмотрим какую роль играет прибыль предприятия в условиях рыночной экономики (рис.1).


Рисунок 1. Характеристика роли прибыли предприятия в условиях рыночной экономики [5].

Прибыль предприятия характеризуется многообразием обличий, в которых она выступает. Под общим понятием «прибыль предприятия» понимают самые различные ее виды, характеризуемые в настоящее время несколькими десятками терминов. В связи с этим, в целях обеспечения эффективного и целенаправленного управления прибылью предприятия необходимо в первую очередь систематизировать ее терминологию.

Классификация видов прибыли предприятия приведена в таблице 1 [7].

Таблица 1 – Классификация прибыли предприятия

Признаки классификации прибыли предприятия Виды прибыли по соответствующим признакам классификации
1. Характер отражения в учете

Бухгалтерская прибыль

Экономическая прибыль

2. Характер деятельности предприятия

Прибыль от обычной деятельности

Прибыль от чрезвычайных событий

3. основные виды хозяйственных операций предприятия

Прибыль от реализации продукции

Прибыль от внереализационных операций

4. основные виды деятельности предприятия

Прибыль от операционной деятельности

Прибыль от инвестиционной деятельности

Прибыль от финансовой деятельности

5. Состав формирующих элементов

Маржинальная прибыль

Валовая прибыль

Чистая прибыль

6. Характер налогообложения

Налогооблагаемая прибыль

Прибыль, не подлежащая налогообложению

7. Характер инфляционной очистки

Прибыль номинальная

Прибыль реальная

8. Достаточность уровня формирования

Низкая прибыль

Нормальная прибыль

Высокая прибыль

9. Рассматриваемый период формирования

Прибыль предшествующего периода

Прибыль отчетного периода

Прибыль планового периода (планируемая прибыль)

10. Характер использования

Капитализируемая прибыль

Потребленная прибыль

11. Степень использования

Нераспределенная прибыль

Распределенная прибыль

12. Значение итогового результата хозяйствования

Положительная прибыль (прибыль в обычном ее понимании)

Отрицательная прибыль (убыток)

Основу формирования собственных внутренних финансовых ресурсов предприятия, направляемых на производственное развитие, составляет балансовая прибыль, которая характеризует один из важнейших результатов финансовой деятельности предприятия. Она представляет собой сумму следующих видов прибыли предприятия:

· прибыли от реализации продукции (или операционную прибыль);

· прибыли от реализации имущества;

· прибыли от внереализационных операций.

Среди этих видов главная роль принадлежит прибыли от реализации продукции, на долю которой приходится в настоящее время 90-95% общей суммы балансовой прибыли. На многих предприятиях она является единственным источником формирования балансовой прибыли. Поэтому управление формированием прибыли предприятия рассматривается обычно как процесс формирования операционной прибыли (прибыли от реализации продукции)[6].

Основной источник денежных накоплений предприятий – выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию продукции.

Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих ценах.

В условиях радикального изменения управления экономикой показатель выручки от реализации продукции становится одним из важнейших показателей деятельности хозяйствующих субъектов. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов в увеличении объема реализации продукции. Заинтересованность предприятий в реализации качественной, пользующейся спросом на рынке продукции отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема реализации этой продукции. Размер выручки от реализации продукции зависит не только от качетсва и количества реализованной продукции, но и от уровня цен[9].

С 2006 года выручка от реализации исчисляется по мере отгрузки продукции покупателю и предъявления ему расчетных документов.

Итак, виды и уровень применяемых цен определяют в конечном счете объем выручки от реализации, а следовательно, - прибыли.

Цены могут быть оптовыми и розничными.

Оптовая цена предприятия включает полную себестоимость продукции и прибыль предприятия. По оптовым ценам предприятий продукция реализуется другим предприятиям или торгово-сбытовым организациям.

Розничная цена включает оптовую цену промышленности и торговую наценку. По розничным ценам товары реализуются конечному потребителю – населению.

Установление цены оптимального уровня, обеспечивающей рентабельность всей деятельности предприятия, имеет ключевое значение.

Таким образом, сама выручка от реализации формируется под влиянием объема реализации в натуральных измерителях и цены за единицу реализуемой продукции.

Однако не все виды деятельности могут быть оценены исходя из данных в расчете на единицу продукции. Поэтому целесообразно проводить анализ и оценку на весь объем реализации[7].

Затраты на производство и продажу продукции, формирующие ее себестоимость, - один из важнейших качественных показателей деятельности предприятия.

Для решения любых вопросов, связанных с управлением прибылью от продаж и выручкой, важно правильно определить характер затрат на реализуемую продукцию. Речь идет о разделении затрат на постоянные и переменные.

Постоянными называются затраты, сумма которых не изменяется при изменении объема реализации. К ним относятся: амортизация основных фондов, амортизация нематериальных активов, арендная плата, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов, расходы по содержанию зданий, помещений, некоторые виды услуг сторонныих организаций, отчисления в ремонтный фонд, отчисления на обязательное страхование имущества, оплата труда работников, занятых управлением и организацией производства и другие аналогичные виды затрат.

Переменные затраты – это затраты, сумма которых изменяется пропорционально изменению объема производства и реализации. К ним относятся расходы на сырье и материалы, расходы на оплату труда рабочих-сдельщиков, затраты на топливо, газ, электроэнергию для производственных целей, расходы на тару и упаковку, отчисления на социальные нужды от суммы оплаты труда, входящей в состав переменных затрат.

Налоги, включаемые в себестоимость продукции, могут носить характер или постоянных, или переменных. Если объектом обложения является выручка от реализации, то налоги можно рассматривать как часть переменных затрат. Другие объекты налогообложения, не зависящие от динамики выручки от реализации, - постоянные затраты.

Использование в экономическом анализе деления затрат на постоянные и переменные позволяет установить функциональную зависимость между прибылью, объемом реализации и затратами.

Связь прибыли с объемом продаж и затратами такова, что прибыль от реализации зависит не только от количества проданного, но и от той доли постоянных расходов, которая будет отнесена на единицу реализованной продукции.

Максимизация прибыли путем изменения доли переменных и постоянных затрат открывает возможность предпринимателям планировать на перспективу размеры прироста прибыли в зависимости от хозяйственных успехов в производстве конкурентоспособной продукции. Ориентировочные расчеты прибыли важны не только для самих предприятий, производящих и реализующих продукцию, но и для акционеров, инвесторов, кредиторов и банков[5].

2. Организационно-экономическая характеристика ООО «ТАУ»

Фирма ООО «ТАУ» является обществом с ограниченной ответственностью, которое зарегистрировано лицензионной палатой г.Кирова 8 июня 1993г.

ООО «ТАУ» в своей деятельности руководствуется Гражданским Кодексом РФ от 21.10.94г., ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.98г. и другими законодательными и нормативно-правовыми актами, Уставом (приложение А) и Учредительным договором.

В соответствии с Гражданским Кодексом РФ Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также может открывать расчетные и другие счета в банках, иметь фирменное наименование, круглую печать, эмблему и иную атрибутику, как средство индивидуализации юридического лица.

Общество с ограниченной ответственностью «ТАУ» является малым предприятием. В соответствии с Федеральным законом №88-ФЗ от 14.06.95г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», малым предприятием является коммерческая организация, в уставном капитале которой доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которой средняя численность работников не превышает определенных законом предельных уровней. В штате ООО «ТАУ» состоят 5 сотрудников, а учредителями являются только физические лица.

Салон «Интим» общества с ограниченной ответственностью «ТАУ» расположен на первом этаже Центральной поликлиники по адресу: г.Киров, ул.Ленина, 71. Данное месторасположение эффективно влияет на деятельность предприятия, так как магазин расположен в центре города, а улица Ленина является одной из главных торговых улиц.

В соответствии с Уставом, ООО «ТАУ» учреждено семью учредителями, его уставный капитал составляет 8750 рублей и разделен на 7 равных долей.

Организационная структура и структура управления ООО «ТАУ» показаны на схеме 1 и 2 соответственно (приложение Б).

Высшим органом управления Обществом является общее собрание его участников. Его компетенция, а также принятие ими решений и выступление от имени Общества определяются в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Уставом Общества.

К исключительной компетенции общего собрания ООО «ТАУ» относятся:

1) изменение устава Общества, изменение размера его уставного капитала;

2) образование исполнительных органов Общества и досрочное прекращение их полномочий;

3) утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов Общества и распределение прибылей и убытков;

4) решение о реорганизации или ликвидации Общества;

5) избрание ревизионной комиссии (ревизора) Общества.

Все эти вопросы не могут быть переданы общим собранием на решение исполнительного органа Общества.

Единоличным исполнительным органом общества с ограниченной ответственностью «ТАУ», осуществляющим текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников является его директор. В соответствии с Уставом, директор Общества:

1) руководит текущей хозяйственной деятельностью Общества;

2) без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

3) выдает доверенности на право представительства от имени Общества, в том числе доверенности с правом передоверия;

4) издает приказы о назначении на должности работников Общества, об их переводе и увольнении, принимает меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

5) осуществляет иные полномочия, не отнесенные Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» или Уставом Общества к компетенции Общего собрания участников Общества.

К основным функциям, которые выполняет главный бухгалтер ООО «ТАУ», относятся:

1) учет материально-технических ценностей;

2) учет расчетов по оплате труда (начисление заработной платы, удержания из заработной платы, отчисления на социальное, медицинское и пенсионное страхование);

3) учет финансовой деятельности (реализация товаров, прибыль, фонды);

4) учет денежных операций (денежные средства в кассе, на расчетном счете; расчеты с поставщиками, прочими кредиторами; расчеты с бюджетом; расчеты по отчислениям и платежам);

5) составление бухгалтерской отчетности.

Заведующая магазином следит за соответствием ассортимента на складе и в магазине, составляет заявки на приобретение товара. Подчиняется директору организации.

Общество с ограниченной ответственностью «ТАУ» самостоятельно и за свой счет, согласно заключенным договорам, осуществляет на территории РФ вид деятельности – розничную торговлю бельевыми, корсетными, чулочно-носочными изделиями и сопутствующими товарами.

На основании бухгалтерских балансов (приложение В) и отчетов о прибылях и убытках (приложение Г) за 2003-2005г.г. проведем анализ финансового состояния данной организации.

Состав и структура имущества ООО «ТАУ» и его капитала представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Состав и структура имущества и капитала, руб.

Показатели 2003г. 2004г. 2005г. Изменения
руб. %
Актив
1. Денежные средства 377 356 1380 1003 366,05
2.Дебиторская задолженность 84016 - 50039 -33977 59,56
3. Товары 1030886 1146554 1206922 176036 117,08
Всего текущих активов 1115278 1146910 1258341 143063 112,83
4.Иммобилизованные средства - - - - -
Всего имущества 1115278 1146910 1258341 143063 112,83
Пассив
1. Кредиторская задолженность 194000 18574 15000 -179000 7,73
2.Краткосрочные кредиты и займы - - - - -
Краткосрочный заемный капитал 194000 18574 15000 -179000 7,73
3.Долгосрочные кредиты и займы - - - - -
4. Собственный капитал 921529 1119586 1234591 313063 133,97
Всего капитала 1115279 1146910 1258341 143063 112,83

Приведенные в таблице данные показывают, что за рассматриваемый период активы данной организации выросли на 143063 руб. или на 12,83%. В связи с тем, что у Общества нет внеоборотных активов, то увеличение произошло главным образом за счет роста оборотных активов на эту же сумму. В структуре данных активов наибольший удельный вес в течение всего периода занимают товары, величина которых увеличилась на 176036 руб. или на 17,08%. За анализируемый период денежные средства ООО «ТАУ» увеличились на 1003 руб. (266%), а дебиторская задолженность снизилась на 33977 руб. ( 40,44%).

Пассивная часть баланса Общества характеризуется преобладающим удельным весом собственного капитала, который занимает в общем объеме порядка 80%. Всего за отчетный период собственный капитал данного предприятия вырос на 313063 руб. или на 33,97%.

В структуре заемных средств преобладает краткосрочный заемный капитал, долгосрочного заемного капитала у Общества нет. Краткосрочный заемный капитал на данном предприятии представляет собой кредиторскую задолженность, которая за анализируемый период снизилась на 179000 руб. (92,27%). Это говорит о том, что в последнее время Общество в своей деятельности использует собственный капитал.

Оценка финансового состояния организации будет неполной без анализа финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, а также оборачиваемости оборотных активов. Для этого рассчитаем коэффициенты финансовой устойчивости, ликвидности и оборачиваемости, которые приведены в таблице 3 (приложение Д).

Коэффициенты финансовой устойчивости показывают, что в целом ООО «ТАУ» является финансово независимым, о чем свидетельствуют коэффициент автономии на уровне 0,83 – 0,99 и коэффициент финансовой зависимости на уровне 0,17-0,01. Рост коэффициента автономии на 19,28% и снижение коэффициента финансовой зависимости на 94,12% говорят об увеличении финансовой независимости предприятия

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств за анализируемый период снизился почти на 95%, что говорит об усилении финансовой независимости данного предприятия от внешних инвесторов и кредиторов, то есть об усилении финансовой устойчивости.

Коэффициент сохранности собственного капитала свидетельствует о ежегодном росте собственного капитала. Так за 2003 год он вырос на 175%, за 2004 год – на 22%, а за 2005 год – на 10%.

Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными средствами, находящийся на уровне 0,89 в 2003г., 0,98 в 2004г., 1,03 в 2005г. и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, находящийся на уровне 0,83 в 2003г., 0,98 в 2004г., 0,99 в 2005г. свидетельствуют о достаточности собственного капитала на предприятии.

Коэффициент маневренности собственного капитала за весь рассматриваемый период равен 1, так как у Общества нет внеоборотных активов. Это говорит о том, что у данного предприятия достаточно возможностей финансового маневра.

Коэффициент текущей ликвидности показывает степень, в которой текущие активы покрывают текущие пассивы и отражает прогнозируемые платежные возможности предприятия на относительно отдаленную перспективу при условии погашения краткосрочной дебиторской задолженности и реализации имеющихся запасов. В ООО «ТАУ» в 2003 году текущие активы почти в 5 раз превысили текущие пассивы, а к концу 2005 года – почти в 84 раза, что говорит о способности данного предприятия погасить за счет активов все краткосрочные обязательства.

Коэффициент оборачиваемости активов в ООО «ТАУ» показывает скорость оборота всех оборотных средств данной организации (как материальных, так и денежных), так как у Общества нет имущества. За анализируемый период данный коэффициент вырос с 1,41 до 1,96 или на 39%. Это говорит об увеличении скорости оборота оборотных активов.

Период оборачиваемости активов показывает продолжительность одного оборота, он снизился почти на 30% и, если в 2003г. продолжительность одного оборота активов составляла почти 259 дней, то в 2005г. она составила 186 дней. Продолжительность оборота оборотного капитала уменьшается, что само по себе говорит о том, что оборотный капитал используется эффективно.

Коэффициент загрузки (закрепления) активов за анализируемый период снизился с 0,71 до 0,51, что также говорит об эффективности использования оборотных средств Общества.

Судя по коэффициентам оборачиваемости капитала, предприятие значительно повысило свою деловую активность, что позволило увеличить доходность собственного капитала.

Для того, чтобы рассмотреть финансовое состояние предприятия также необходимо рассмотреть показатели прибыли и рентабельности. Они показаны в таблице 4 (приложение Е).

Приведенные в таблице данные показывают, что за рассматриваемый период значительно повысились темпы роста объема продаж, а именно выручка от реализации товаров увеличилась на 56,53%.

Рассматривая показатели, характеризующие качество прибыли, необходимо отметить, что темпы ее роста в 2005 году несколько уменьшились по сравнению с 2003 годом, то есть с 697327 рублей до 126877 рублей или почти на 80%. Это связано, прежде всего, с увеличением себестоимости проданных товаров в 2,5 раза, а также с ростом коммерческих расходов почти в 3,5 раза. Так как ООО «ТАУ» не платит налог на прибыль, а находится на уплате ЕНВД, то все затраты (и прямые, и косвенные) оно относит на счет 44 «Расходы на продажу» и поэтому они влияют на формирование прибыли от продаж. В 2005г. коммерческие расходы увеличились по сравнению с 2003г. из-за того, что Общество проводило ремонт помещения магазина.

Также произошло снижение уровня рентабельности продаж, капитала и активов. Это связано с тем, что показатели прибыли уменьшаются, а выручка от реализации товаров, стоимость капитала Общества и его активов увеличиваются.

Все сказанное выше позволяет сделать вывод, что финансовое состояние анализируемого предприятия является довольно устойчивым и стабильным. ООО «ТАУ» является независимым платежеспособным предприятием, его активы ликвидны, но прибыль данной организации снижается.

3. Оценка и управление формированием прибыли

от продаж

3.1. Анализ формирования прибыли от продаж

Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Она является мерилом оценки деятельности предприятия, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников, выступает источником вознаграждения владельцам акций, паев в уставном капитале предприятия, пополнения государственного и местных бюджетов. Итак, прибыль – это основной многозначный оценочный показатель результатов работы предприятия в условиях становления и развития рыночного механизма хозяйствования.

Рассмотрим источники формирования, структуру, а также динамику прибыли от продаж ООО «ТАУ» (таблица 5). Формирование прибыли подробно показано в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за соответствующие годы (приложение Г).

Таблица 5 – Динамика прибыли от продаж

Показатель 2003г. 2004г. 2003г. в % к 2004г. 2005г. 2005г. в % к 2004г.
Товарооборот (выручка от реализации товаров), руб. 1576682 2695775 170,98 2467944 91,55
Покупная стоимость товаров, руб. 747431 2319711 310,36 1892393 81,59
Валовой доход (торговая наценка) от реализации товаров, руб. 829241 376064 45,35 575551 153,05
Коммерческие расходы, руб. 131914 156823 118,88 448674 286,10
Управленческие расходы, руб. - - - - -
Прибыль от реализации товаров, руб. 697327 219241 31,44 126877 57,87
Рентабельность продаж, % 0,44 0,08 - 0,05 -

Прибыль от реализации товаров в обществе с ограниченной ответственностью «ТАУ» определяется вычитанием из выручки от реализации товаров покупной стоимости товаров и издержек обращения, либо из валового дохода издержек обращения. В общем за рассматриваемый период она снизилась почти на 82%: в 2004 году по сравнению с 2003 годом – почти на 69%, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом – на 42,13%.

Основным источником формирования прибыли в обществе с ограниченной ответственностью «ТАУ» являются реализованные торговые надбавки. При формировании цен на реализуемые изделия, руководство ООО «ТАУ» к покупной стоимости продукции добавляет торговую наценку в пределах от 15 до 30% в зависимости от качества товара, внешнего вида, от спроса покупателей на него и т.д. Как видно из данной таблицы, валовой доход в 2004г. снизился почти на 55%. Это связано с тем, что выручка увеличивалась меньшими темпами, чем покупная стоимость реализуемых товаров. Так выручка от реализации товаров в 2004 году увеличилась по сравнению с 2003 годом на 1119093 руб. или почти на 71%, а покупная стоимость товаров – на 1572280 руб. или почти в 3 раза. В 2005г. валовой доход увеличился на 53,05%.

Коммерческие расходы в 2004 году по сравнению с 2003 годом выросли на 18,88%, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом – на 186,10%. Такой большой рост данных расходов связан с тем, что в 2005г. Обществом был заключен договор долевого участия с Центральной поликлиникой, в соответствии с которым ООО «ТАУ» были приобретены строительные материалы для ремонта крыльца поликлиники. Затраты на приобретение данных стройматериалов бухгалтером были отнесены также на счет 44 «Расходы на продажу» и увеличили коммерческие расходы.

3.2. Факторный анализ прибыли от продаж

В условиях становления и развития рыночной экономики прибыль является основным показателем хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери и убытки, обобщаются результаты их функционирования. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования субъектов хозяйствования.

Факторный анализ прибыли ведется с учетом ее формирования.

На прибыль от реализации товаров в ООО «ТАУ» влияют изменение объема розничного товарооборота, среднего уровня валового дохода, среднего уровня издержек обращения.

Расчет влияния факторов на изменение величины прибыли от продаж (2004-2005г.г.).

Для этого составим факторную модель:

,

где Р N – прибыль от реализации товаров;

N – выручка от реализации товаров;

С – покупная стоимость товаров;

Кр – коммерческие расходы;

Изменение прибыли от продаж за счет изменения:

1. Выручки: 2. Себестоимости:

3. Коммерческих расходов:

Общее изменение прибыли от продаж:

На основании данных расчетов составим таблицу.

Таблица 6 – Факторы, влияющие на изменение прибыли от продаж

Показатель 2004г. 2005г. Отклонение (+;-)
1. Выручка от продажи продукции (товарооборот), тыс.руб. 2695775 2467944 -227831
2. Покупная стоимость товаров, тыс.руб. 2319711 1892393 -427318
3. Коммерческие расходы, тыс.руб. 156823 448674 291851
4.Прибыль от продаж, тыс.руб. 219241 126877 -92364
Отклонение прибыли х х -92364
В т.ч. за счет изменения:
А) выручки от продаж х х -18529,04
Б) покупной стоимости товаров х х 231268,56
Г) коммерческих расходов х х -305104,51

В период с 2004г. по 2005г. прибыль от продаж Общества снизилась на 92364 руб., в том числе за счет снижения выручки на 227831 руб. прибыль снизилась на 18529,04 руб., за счет уменьшения покупной стоимости товаров на 427318 руб. прибыль увеличилась на 231268,56 руб. и за счет роста коммерческих расходов на 291851 руб. прибыль уменьшилась на 305104,51 руб. Таким образом, в данном периоде на снижение прибыли наибольшее влияние оказал рост коммерческих расходов.

3.3. Планирование прибыли от продаж с учетом изменения спроса

Просто оценить факторы, под влиянием которых почти вдвое снизилась прибыль от реализации, недостаточно. Изменения в выручке и прибыли нужно предвидеть и прогнозировать. Затратами нужно управлять с учетом изменения спроса на продукцию предприятия.

В зависимости от сочетания рыночных факторов складываются различные ситуации, определяющие состояние спроса на товары, реализуемые данным предприятием.

Таблица 7 – Возможные изменения спроса на товары, реализуемые ООО «ТАУ» и их последствия

Изменение спроса Изменение выручки от реализации Изменение составляющих выручки от реализации
1. Увеличение сроса 1.1. Увеличение натурального объема реализации 1.1. Увеличение переменных затрат и прибыли
1.2. Повышение цен на товары 1.2. Увеличение прибыли
2. Снижение спроса 2.1. Уменьшение натурального объема реализации 2.1. Уменьшение переменных затрат и прибыли
2.2. Снижение цен на реализуемые товары 2.2. Уменьшение прибыли

Рассмотрим ситуацию при повышении спроса на реализуемые товары.

При повышении спроса на товары предприятие может отреагировать либо в форме увеличения реализации натуральных объемов, либо при прежних натуральных объемах повысить цены. Но при всех возможных ситуациях нужно четко понимать финансовые последствия изменений в ценах и натуральных объемах.

Проследим эти последствия на примере ООО «ТАУ».

Вариант 1. Планирование прибыли от продаж за счет увеличения натурального объема реализации.

Таблица 8 – Планирование прибыли за счет роста объема реализации

Показатели 2005г. 2006г. (план)
руб. % в % к 2005г. руб.
Выручка от продаж 2467944,00 100,00 110,00 2714738,40
Постоянные затраты 337565,00 13,68 100,00 337565,00
Переменные затраты 2003502,00 81,18 110,00 2203852,20
Прибыль от продаж 126877,00 5,14 136,61 173321,20

В данном варианте рост выручки от реализации произошел в результате увеличения натурального объема продаж на 10% при сохранении цен 2005 года. Поэтому увеличились переменные затраты пропорционально росту объема продаж. Прибыль в данном случае была определена прямым счетом как разница между выручкой от реализации и затратами, а процент роста прибыли – величина, производная от суммы прибыли. Такой рост прибыли обеспечивается увеличением выручки от продаж и переменных затрат без роста постоянных затрат, удельный вес которых в выручке от реализации мал. Он составляет 13,68%, а удельный вес переменных затрат – 81,18%.

Допустим, что при прочих равных условиях переменные затраты в выручке 2005 года равны 18,82%, а постоянные соответственно – 76,04%. Тогда переменные затраты в 2005 году составят 464467,06 руб., а постоянные – 1876624,62 руб. Таким образом, прибыль от реализации в плановом периоде будет равна:

Следовательно, чем больше доля постоянных затрат в выручке от реализации, тем больший прирост прибыли обеспечивается за счет увеличения натурального объема реализации.

Вариант 2. Планирование прибыли от продаж за счет повышения цен на товары.

Таблица 9 – Планирование прибыли за счет увеличения цен

Показатели 2005г. 2006г. (план)
руб. % в % к 2005г. руб.
Выручка от продаж 2467944,00 100,00 110,00 2714738,40
Постоянные затраты 337565,00 13,68 100,00 337565,00
Переменные затраты 2003502,00 81,18 100,00 2003502,00
Прибыль от продаж 126877,00 5,14 294,51 373671,40

В данном варианте весь прирост выручки от реализации явился приростом прибыли. В данном случае соотношение постоянных и переменных затрат не имеет значения, так как и те и другие сохраняются в размерах 2005 года.

Таким образом, если повышение сроса на реализуемые товары будет таким, что позволит увеличить выручку и за счет повышения цен, и за счет повышения натурального объема продаж, то с финансовой точки зрения нашему предприятию будет выгоднее наращивать цены, чем увеличивать натуральный объем реализации.

Вариант 3. Увеличение выручки от реализации при прежнем уровне прибыли от продаж.

Если предприятие может повышать цены на реализуемые товары за счет улучшения потребительских характеристик данных товаров, то рост цен сопровождается увеличением затрат, в частности покупной стоимости данных товаров.

Для этого необходимо определить рациональные пределы роста затрат, обеспечивающие одновременное увеличение прибыли от реализации.

Таблица 10 – Увеличение выручки при прежнем уровне прибыли от продаж

Показатели 2005г., руб. 2006г. (план)
в % к 2005г. руб.
Выручка от реализации 2467944,00 110,00 2714738,40
Прибыль от продаж 126877,00 100,00 126877,00
Затраты на реализованные товары 2341067,00 110,50 2587861,40

При увеличении выручки от реализации на 10% и прежнем уровне прибыли от продаж затраты составят 2587861,40 руб. Это предельное увеличение затрат без уменьшения прибыли. Практически 110,5% - это уровень, ниже которого должен быть рост затрат, чтобы обеспечивать хотя бы минимальное увеличение прибыли. Иначе повышение качества реализуемых товаров в данной ситуации может оказаться экономически нецелесообразным.

Таким образом, затраты можно увеличить только не более чем на 10,5% к уровню затрат 2005 года. Большее увеличение затрат возможно только в случае более высокой рентабельности, то есть когда соотношение затрат и прибыли в составе выручки от продаж изменится в сторону увеличения прибыли и уменьшения затрат.

Вариат 4. Увеличение прибыли за счет роста цены и повышения качества товаров.

Повышение потребительских свойств товаров может вызвать и увеличение спроса на них, то есть дать возможность предприятию реализовать больший натуральный объем товаров повышенного качества.

Тогда на изменение выручки и прибыли от реализации воздействуют одновременно рост цен и рост натурального объема реализации. Однако под влиянием последнего фактора происходит дополнительное увеличение переменных затрат.

Таблица 11 – Увеличение прибыли за счет цены и качества

Показатели 2005г., руб. 2006г. (план)
в % к 2005г. руб.
Выручка от реализации, 2467944,00 115,50 2850475,32
в т.ч. за счет:
- роста цен - 110,00 -
- роста натурального объема реализации - 105,00 -
Затраты на реализованную продукцию 2341067,00 115,23 2697672,70
в т.ч.:
- постоянные 337565,00 110,50 373009,33
- переменные 2003502,00 116,03 2324663,37
Прибыль от продаж 126877,00 120,43 152802,30

Расчет показывает, что названные условия позволили повысить прибыль от реализации. Общая величина затрат определена как сумма постоянных и переменных, рассчитанных с учетом воздействия на каждый вид затрат своих факторов. Прибыль получена вычитанием затрат из выручки.

Улучшение потребительских свойств товаров дает наибольший прирост прибыли, если результатом улучшения является увеличение натурального объема реализации товаров.

Варинта 5. Изменение прибыли за счет снижения цен.

Рыночная ситуация может сложиться таким образом, что предприятию нужно будет снизить цены на реализуемые товары, чтобы продать больший натуральный объем.

Таблица 12 – Изменение прибыли за счет снижения цен.

Показатели 2005г., руб. 2006г. (план)
в % к 2005г. руб.
Выручка от реализации, 2467944,00 99,00 2443264,56
в т.ч. за счет:
- снижения цен - 90,00 -
- роста натурального объема реализации - 110,00 -
Затраты на реализованную продукцию 2341067,00 108,56 2541417,20
в т.ч.:
- постоянные 337565,00 100,00 337565,00
- переменные 2003502,00 110,00 2203852,20
Прибыль от продаж 126877,00 - -98152,64

Условия, принятые в расчете, не позволили компенсировать падение цен увеличением натурального объема реализации: прибыль от реализации снизилась на 225029,64 руб. и предприятие получило убыток в размере 98152,64 руб.

В данном случае, если снижение цен приводит к увеличению объема продаж только на 10%, лучше было бы сохранить базисные цены и базисный объем продаж.

Очевидно, снижать цены ради увеличения натурального объема реализации целесообразно лишь в случаях, когда комплексное воздействие обоих факторов на выручку от реализации обеспечивает ее рост, а не падение.

Рассмотрим другой вариант снижения цен и достигаемого в результате этого роста натурального объема продаж.

Таблица 13 – Изменение прибыли за счет снижения цен и увеличения объема продаж

Показатели 2005г., руб. 2006г. (план)
в % к 2005г. руб.
Выручка от реализации, 2467944,00 108,00 2665379,52
в т.ч. за счет:
- снижения цен - 90,00 -
- роста натурального объема реализации - 120,00 -
Затраты на реализованную продукцию 2341067,00 117,12 2741767,40
Продолжение таблицы 13
в т.ч.:
- постоянные 337565,00 100,00 337565,00
- переменные 2003502,00 120,00 2404202,40
Прибыль от продаж 126877,00 - -76387,88

В данном варианте заложены условия, существенно отличающиеся от условий предыдущего варианта: цены снижаются на 10%, а натуральный объем продаж увеличивается при этом на 20%. Темпы роста затрат здесь оказались больше темпов роста выручки от реализации, вследствие чего предприятие получило убыток. Поэтому такой вариант динамики цен и натурального объема можно считать не приемлимым с финансовой точки зрения.

Вариант 6. Изменение прибыли за счет повышения цен и снижения объема продаж.

Возможна ситуация, когда предприятие может поднять цены на товары, сознательно учитывая в качестве результата этого снижение натуральных объемов продаж.

Таблица 14 – Изменение прибыли за счет роста цен и снижения объема продаж

Показатели 2005г., руб. 2006г. (план)
в % к 2005г. руб.
Выручка от реализации, 2467944,00 108,00 2665379,52
в т.ч. за счет:
-роста цен - 120,00 -
- снижения натурального объема реализации - 90,00 -
Затраты на реализованную продукцию 2341067,00 91,44 2140716,80
в т.ч.:
- постоянные 337565,00 100,00 337565,00
- переменные 2003502,00 90,00 1803151,80
Прибыль от продаж 126877,00 413,52 524662,72

Расчет подтверждает безусловную выгодность для предприятия такой ситуации. Но данный вариант едва ли можно считать реальным, так как слишком значительный рост цен на практике может вызвать столь же значительное падение натурального объема реализации.

Рассчитаем вариант с более реальными условиями.

Таблица 15 – Изменение прибыли за счет роста цен и снижения объема продаж

Показатели 2005г., руб. 2006г. (план)
в % к 2005г. руб.
Выручка от реализации, 2467944,00 99,00 2443264,56
в т.ч. за счет:
-роста цен - 110,00 -
- снижения натурального объема реализации - 90,00 -
Затраты на реализованную продукцию 2341067,00 91,44 2140716,80
в т.ч.:
- постоянные 337565,00 100,00 337565,00
- переменные 2003502,00 90,00 1803151,80
Прибыль от продаж 126877,00 238,46 302547,76

В этом варианте повышение цен при снижении натурального объема продаж оказывается целесообразным. Однако, прибыль в данном случае растет значительно меньше, чем в предыдущем варианте.

Если в результате такого же повышения цен, которое заложено в данном варианте, натуральный объем реализации снизится на 30%, то есть составит в плановом периоде 70% от базисного, прибыль упадет:

Как видно из данного расчета, при дальнейшем снижении натурального объема реализации прибыль перейдет в убыток.

Наиболее благоприятный вариант для ООО «ТАУ» - вариант 4. Условия данного варианта, то есть повышение цен и увеличение натурального объема реализации в условиях повышения качества товаров, позволили существенно повысить прибыль от реализации.

3.4. Расчет точки безубыточности продаж

В основе анализа безубыточности лежит взаимосвязь объемов продажи, себестоимости и прибыли, а также деление затрат на постоянные и переменные.

Под точкой критического объема продаж понимается такой объем продаж, при котором выручка от реализации товаров равна общим затратам, то есть прибыль равна 0.

Для анализа безубыточности могут быть использованы 2 метода:

1) графический;

2) аналитический.

Более точно критическая точка объема продаж определяется путем проведения аналитических расчетов.

Для определения критической точки объема продаж ООО «ТАУ» в 2005г. рассмотрим таблицу 16.

Таблица 16 – Себестоимость продукции

Затраты 2005г.

1. Постоянные, тыс.руб. , в т.ч.

- заработная плата с отчислениями;

- аренда помещения.

337565

102600

234965

2. Переменные, тыс.руб., в т.ч.:

- покупная стоимость товаров;

- командировочные расходы;

- расходы на реализацию.

2003502

1892393

40500

70609

Всего: 2341067

Алгоритм расчета критической точки объема продаж:

1) маржинальный доход:

МД = N – ПРЗ

или

МД = П + ПЗ ,

где МД – маржинальный доход;

N – выручка от реализации товаров;

ПРЗ – переменные затраты;

П – прибыль;

ПЗ – постоянные затраты.

Рассчитаем маржинальный доход ООО «ТАУ» за 2005г. :

2) рассчитывается доля маржинального дохода в выручке:

или 18,82%

3) определяется критическая точка:

а) в стоимостном выражении:

б) в натуральном выражении:

в) в относительном выражении:

или 72,68%

По точке безубыточности объема продаж определим:

1) границу безубыточности продаж. При сложившемся соотношении цен, граница безубыточности продаж составляет 72,68% фактического объема продаж, т.е. при выручке от реализации товаров равной 1793650,37 руб., прибыль от реализации товаров будет равна 0. Если объем продаж окажется ниже данного уровня, то предприятию грозит получение убытков.

2) запас финансовой прочности (устойчивости предприятия) – это показатель удаленности финансового состояния предприятия. Он определяется в стоимостных, натуральных единицах, а также в относительном выражении:

- в стоимостном выражении:

- в натуральном выражении:

- в относительном выражении:

Сделаем расчет эффекта операционного рычага, то есть рассчитаем какой прирост прибыли дает каждый процент прироста выручки от реализации:

1) выручка от реализации увеличилась на 1% и составила:

2) переменные затраты увеличились на 1% и составили:

3) прибыль после использования резервов объема продаж:

4) прирост прибыли на каждый процент прироста объема продаж в стоимостном выражении:

5) прирост прибыли на каждый процент прироста объема продаж в относительных единицах составил:

Таким образом, при увеличении объема продаж на 1% прибыль увеличивается на 19,45%.

Эта зависимость называется эффектом операционного рычага.

При фиксированных постоянных затратах, любое изменение объема продаж вызывает еще более сильное изменение прибыли. Это происходит за счет перераспределения постоянных затрат на новый объем продаж. Следовательно, величина операционного рычага показывает, на сколько изменится прибыль при изменении объема продаж на 1%.

4. Пути совершенствования управления формированием прибыли от продаж

Для общества с ограниченной ответсвеностью «ТАУ» можно предложить оптимальную стратегию увеличения прибыли от продаж:

1. Увеличение объема реализации товаров.

Так как данная организация занимается розничной торговлей, то объем продаж или выручка от реализации товаров не будет зависеть от заключенных договоров с покупателями.

Основным средством повышения эффективности реализации товаров, главным образом, является реклама.

Рекламная кампания должна формироваться в различных направлениях, начиная с самых простых ее замыслов – оформление оконных и внутримагазинных витрин – до организации рекламных выставок товаров с использованием печатной, транспортной, радиотелевизионной, видеороликовой рекламы и другими ее видами.

Реклама может сделать спрос на товар менее эластичным, раздвигая границы повышения цены. Благодаря рекламе спрос на товар может увеличиться, несмотря на более высокую цену рекламируемого товара.

2. Снижение себестоимости товаров за счет снижения затрат. Чем ниже себестоимость товаров, определяемая уровнем затрат на их реализацию, тем выше будет прибыль. Здесь можно выделить следующие направления:

1) снижение закупочной цены товара, за счет увеличения объема закупаемого товара и получения на этой основе скидки;

2) уменьшение командировочных расходов, то есть ограничение количества командировок;

3) сокращение расходов на реализацию и т.д.

3. Увеличение продажной цены товара за счет повышения качества.

Цены напрямую определяют величину прибыли организации от продажи товаров.

Повышение потребительских свойств товаров может вызвать увеличение спроса на них, то есть дать возможность предприятию реализовать больший натуральный объем товаров повышенного качества.

Тогда на рост прибыли от реализации воздействуют одновременно рост цен и рост натурального объема реализации

Заключение

Данная курсовая работа была написана на основании данных бухгалтерской отчетности общества с ограниченной ответственностью «ТАУ за последние три года.

На основании проведенного анализа основных показателей данного предприятия можно сделать вывод о том, что финансовое состояние анализируемого предприятия является довольно устойчивым и стабильным.

Коэффициенты финансовой устойчивости показывают, что в целом ООО «ТАУ» является финансово независимым, о чем свидетельствуют коэффициент автономии на уровне 0,83 – 0,99 и коэффициент финансовой зависимости на уровне 0,17-0,01. Рост коэффициента автономии на 19,28% и снижение коэффициента финансовой зависимости на 94,12% говорят об увеличении финансовой независимости предприятия

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств за анализируемый период снизился почти на 95%, что говорит об усилении финансовой независимости данного предприятия от внешних инвесторов и кредиторов, то есть об усилении финансовой устойчивости.

Судя по коэффициентам оборачиваемости капитала, предприятие значительно повысило свою деловую активность, что позволило увеличить доходность собственного капитала.

ООО «ТАУ» является независимым платежеспособным предприятием, его активы ликвидны, но прибыль данной организации снижается. Так в 2004 году по сравнению с 2003 годом прибыль от реализации товаров снизилась почти на 69%, а в 2005 году по сравнению с 2004 годом – на 42,13%.

Проведенный факторный анализ показал, что в период с 2004 года по 2005 год на снижение прибыли наибольшее влияние оказал рост коммерческих расходов.

Запас прочности у данной организации достаточный. Он составляет 27,32% или 674294 руб. А при увеличении объема продаж на 1% прибыль будет увеличивается на 19,45%.

Также в данной работе были рассмотрены различные варианты планирования прибыли. Наиболее благоприятным вариантом для ООО «ТАУ» является вариант, условия которого, то есть повышение цен и увеличение натурального объема реализации в условиях повышения качества товаров, позволят существенно повысить прибыль от реализации.

28.02.2006г.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят Государственной Думой 21.10.94г. Одобрен Советом Федерации.

2. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95г. №88-ФЗ;

3. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.98г. №14-ФЗ;

4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000;

5. Бланк И.А. Управление прибылью. – 2-е изд., расш. и доп. – К.: Ника-Центр, Эльга, 2002;

6. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебн. курс. – К.: Ника-Центр, 1999;

7. Бухгалтерский иналоговый учет: управление прибылью / Под ред. В.Я.Кожинова – М.: Издательство «Экзамен», 2005;

8. Леонтьев В.Е. Финансовый менеджмент: Учебник – М.: «ООО «Издательство Элит», 2005;

9. Основы предпринимательской деятельности: Финансовый менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М.Власовой. – М.: Финансы и статистика, 2004;

10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: ООО «Новое знание», 1999;

11. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. акад. Г.Б.Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.