Реферат: Привлечение иностранного капитала в акционерной форме

Название: Привлечение иностранного капитала в акционерной форме
Раздел: Рефераты по банковскому делу
Тип: реферат

Содержание.

Введение.

Глава 1. Виды организационных форм инвестиционного сотрудничества.

Глава 2. Либерализация инвестиционного режима.

2.1. Инвестиционный режим в Китае: общие контуры.

2.2. Порядок доступа иностранных инвесторов в национальную экономику.

2.3. Оперативная деятельность иностранных инвесторов.

2.4. Иностранные инвестиции в сферу услуг.

2.5. Обеспечение интересов национального производства в условиях привлечения иностранного капитала.

Глава 3. Привлечение иностранного капитала в акционерной форме.

3.1. Типы акций, действующих для иностранных инвесторов.

3.2. Нормативно-правовая база привлечения инвестиций в акционерной форме.

3.3. Проблемы формирования фондового рынка с иностранным участием.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение.

Привлечение иностранных инвестиций и последовательная либерализация инвестиционного режима в рамках «политики открытости к внешнему миру» является одним из главных направлений реформ, осуществляемых в КНР с конца 70-х гг. Китай сумел добиться устойчивого притока инвестиций уже в 80-е гг.: показатели согласованных прямых иностранных инвестиций вышли на уровень 4-6 млрд. долл. в год, а фактически осуществленных – 2-3 млрд. долл. в год.

К середине 90-х гг. Китай стал крупнейшим среди развивающихся стран мира и вторым по значению после США получателем прямых иностранных инвестиций. В 1994г. в экономику Китая было привлечено иностранных инвестиций на сумму в 43,2 млрд. долл., в том числе прямых инвестиций – 33.8 млрд. долл. В 1995г. объем согласованных прямых инвестиций достиг 90.3 млрд. долл., а фактически осуществленных – 37,7 млрд. долл. Правда, в 1996-1997 гг. произошло некоторое сокращение объема вновь согласованных инвестиций (1996г. – 73,2 млрд. долл., 1997г. – 51,8 млрд. долл.) Но в то же время, благодаря выполнению ранее заключенных договоренностей, объем фактически осуществленных инвестиций продолжал увеличиваться, поднимаясь до новых рекордных показателей (1996г. – 42,4 млрд. долл., 1997г. – 45,3 млрд. долл.)

Для того, чтобы оценить позитивные наработки китайского руководства, важно рассмотреть основные принципы либерализации инвестиционного режима, а также выяснить, какую роль играет в практике сотрудничества с иностранным капиталом в КНР акционерная форма совместного предпринимательства.

Глава 1. Виды организационных форм

инвестиционного сотрудничества.

В практике совместного предпринимательства в КНР применяется целый ряд организационных форм производственного сотрудничества, в которых сильные и слабые, с точки зрения интересов партнеров, стороны сочетаются различным образом.

Наиболее простой из них является поручительская переработка импортного сырья и сборка изделий из деталей, предоставленных заказчиком. Иностранная компания поставляет сырье, полуфабрикаты, отдельные детали, а китайское предприятие организует производство продукции в соответствии с требуемыми техническими стандартами. Продукция отгружается в адрес иностранного партнера, который реализует ее за пределами КНР. Китайская сторона получает плату за произведенные операции. Сроки окупаемости проектов составляют обычно не более 4-6 месяцев. В интересах качественного выполнения заказа иностранный партнер может поставлять китайскому предприятию промышленное и контрольное оборудование. Его стоимость уплачивается в рассрочку путем соответствующего уменьшения получаемой китайской стороной платы за обработку.

Компенсационная торговля предусматривает прямое предоставление китайскому предприятию оборудования и технологии. Китайская сторона управляет производством и в течение согласованного срока погашает стоимость полученных средств путем поставок иностранному партнеру части произведенной продукции. По завершении платежей оборудование и технология переходят в полную собственность китайского партнера.

Компенсационные предусматривают более тесные и длительные связи по сравнению с поручительскими операциями. Сроки соглашения обычно составляют 3-5 лет. Но в целом устойчивых связей по передаче технологии при этом не возникает. Как и поручительские операции, компенсационные соглашения наиболее предпочтительны для иностранных фирм, ориентирующихся на экономию издержек за счет использования дешевой рабочей силы, а также заинтересованных в переносе в Китай трудоемких производств и последующем реэкспорте продукции. Для китайской стороны эти виды сотрудничества перспективны прежде всего с точки зрения получения экспортных валютных доходов, а также создания дополнительных рабочих мест.

Более сложной формой являются контрактные совместные предприятия (СП). Организация их, как правило, не сопровождается юридическим оформлением участия партнеров в капитале и созданием нового юридического лица. Китайская сторона обычно предоставляет земельные участки, помещения, рабочую силу, сырье, а иностранный партнер – оборудование и технологию. Вклады сторон могут не получать денежной оценки. Применяются различные варианты системы управления: может создаваться Совет директоров, управление может поручаться одному из партнеров или приглашается третья сторона. Доходы распределяются не в соответствии с долей в активах, а по договоренности, и каждая сторона выплачивает налоги самостоятельно. Иностранный партнер обычно получает стоимость оборудования, лицензий, запчастей, а участие в прибыли обеспечивается платежами роялти (вид лицензионного вознаграждения).

Достоинством контрактных СП является их гибкость, совмещенная с большей, чем в компенсационной торговле, взаимосвязанностью интересов ввиду обоюдного участия партнеров в прибыли. Однако значительная часть доходов иностранного партнера формируется при этом вне зависимости от результатов работы предприятия. Минимальные размеры роялти, как правило, заранее оговариваются в контракте. Иностранный партнер может изымать свою долю до истечения срока действия соглашения. Применяются различные методы ускоренной окупаемости его вклада: за счет ускоренной амортизации или за счет того, что в первые годы работы предприятия ему начисляется относительно большая часть прибыли.

Для китайской стороны более предпочтительным является создание паевых совместных предприятий – компаний, предусматривающих совместную собственность на капитал и распределение риска и прибылей в зависимости от доли в активах. Для управления паевым СП создается Совет директоров. Вклады сторон получают денежную оценку, инвестиции могут быть изъяты только в случае прекращения деятельности предприятия. Китайская сторона обычно стремится к тому, чтобы вклад иностранного партнера в виде технологии составлял не более 15-20℅ его пая, а остальная часть вносилась другими факторами производства или денежными средствами. Это делается для того, чтобы избежать случаев, когда китайская сторона будет вынуждена в одиночку брать на себя возможные риски и убытки в освоении технологии. Возникающая на длительный срок общность интересов сторон стимулирует зарубежного инвестора к совершенствованию передаваемой технологии. Для иностранных фирм создание паевых СП целесообразно прежде всего в рамках долгосрочного освоения китайского рынка.

В ряде случаев зарубежные партнеры предпочитают осваивать рынок самостоятельно, путем создания предприятий полной иностранной собственности. Доля таких предприятий в структуре новых вложений обычно возрастает в периоды антиинфляционного ужесточения кредитно-денежной политики государства, когда китайские хозяйственники испытывают дефицит средств для финансирования уставных капиталов СП.

Следует сказать, что в первой половине 80-х гг., когда большинство иностранных инвесторов предпочитали реализовать в Китае преимущественно краткосрочные цели, без установления чреватых риском длительных связей, велика была роль относительно простых форм инвестиционного сотрудничества и прежде всего – контрактных совместных предприятий. Но по мере углубления рыночных реформ, укрепления уверенности иностранных партнеров в стабильности инвестиционного климата КНР и, соответственно, постоянной активации инвесторов, ориентирующихся на долгосрочное освоение внутреннего рынка Китая, на первый план выходят более развитые формы сотрудничества, предлагающие более глубокую интеграцию иностранных инвесторов в хозяйственный комплекс КНР.

Глава 2. Либерализация инвестиционного режима.

2.1.Инвестиционный режим в Китае: общие контуры.

Отличительной чертой практики сотрудничества с иностранным предпринимательским капиталом в Китае является постепенный, долговременный характер либерализации инвестиционного режима. Китайское руководство никогда не стремилось в кратчайшие сроки снять все ограничения для деятельности иностранных предпринимателей и уравнять их в правах с национальными инвесторами. Этому обстоятельству можно дать следующее объяснение. С одной стороны, Китай умело использует интерес зарубежных предпринимателей к преимуществам экономики КНР (огромный внутренний рынок, многочисленная и дешевая рабочая сила и др.) и стремится направить его в русло, наиболее выгодное нуждам национального хозяйственного развития. В результате, у зарубежных партнеров возникает дополнительная экономическая и психологическая мотивация к вложениям в Китае. С другой стороны, различия в подходах к национальным и иностранным инвесторам позволяли Китаю отчасти компенсировать неразвитость рыночных механизмов внутри самой китайской экономики.

В последние годы подход китайской стороны претерпевает существенные изменения. Связано это с тем, что приток в страну огромных сумм валюты из-за рубежа стал одним из факторов обострения инфляции, а также с тем, что издержки от предоставления налоговых и таможенных льгот уже стали перевешивать возможный стимулирующий эффект. Так, налоговая реформа 1994г. на предприятия с иностранным участием провозгласила общий порядок косвенного налогообложения китайских предприятий. После принятия закона о трудовых отношениях 1995г. предприятия с иностранными инвестициями стали в полном объеме уплачивать взносы на внебюджетные социальные фонды. С апреля 1996г. иностранные инвесторы утратили право на ввоз оборудования для собственных нужд без уплаты таможенных пошлин и косвенных налогов. Также были распространены преимущества и на основной массив китайских предприятий, то есть речь идет не только о подходе к предприятиям с иностранным участием как к равноправной с китайскими предприятиями интегральной части китайской экономики, но и о возрастающем равноправии самих китайских предприятий с предприятиями иностранного капитала.

Важно отметить, если до середины 90-х гг. иностранный капитал привлекался в Китай главным образом за счет специальных мер государственного стимулирования, то сейчас ставка делается на ускоренное развитие базовых институтов рыночной экономики с тем, чтобы иностранные инвесторы все менее воспринимали народное хозяйство КНР как специфическую среду.

Важно также и то, что либерализация инвестиционного режима в Китае – это не однолинейный процесс. Многие мероприятия первоначально испытываются в качестве эксперимента и, если они не оправдывают себя, то соответствующие мероприятия отменяются. Или, допустим, если в какой-либо период времени расширение допуска иностранных фирм в национальную экономику вызывает существенные негативные последствия, то руководство КНР не стесняется «отыгрывать ситуацию» и вводить новые ограничения для инвесторов. В 80-е гг. наглядным примером тому было ограничение иностранных инвестиций в гостиничное дело и другие отрасли непроизводственной сферы, тем самым власти стремились ограничить спекуляции с недвижимостью и переключить инвестиционные потоки на развитие отраслей обрабатывающей промышленности.

Обычно инвесторы заинтересованы в экспортной ориентации совместных проектов лишь в том случае, когда происходит экономия издержек за счет использования дешевой рабочей силы. Поэтому наибольшие валютные доходы приносят низкотехнологичные трудоемкие отрасли промышленности. Напротив, предприятия, перспективные с точки зрения передачи технологии, испытывают наибольшие трудности с валютной сбалансированностью. Они создаются иностранными вкладчиками в основном в расчете на освоение внутреннего рынка КНР. Национальные предприятия часто не могут обеспечить им поставки сырья и комплектующих нужного качества, и значительная часть валютных средств уходит на импорт необходимых ресурсов. Инвестиционная политика китайских властей учитывает и этот аспект. Введенная еще в 80-е гг. и во многом сохранившаяся до сих пор система налоговых льгот для инвесторов устроена таким образом, что она включает в себя две группы преференций: для экспортеров и для инвесторов, осуществляющих крупные, долгосрочные проекты в отраслях промышленности и инфраструктуры, ориентированных на внутренний рынок.

Весьма интересна и китайская практика «территориальной открытости» - выборочного поощрения иностранных инвестиций на отдельных территориях. В основном львиная доля иностранных вложений концентрировалась в наиболее развитых приморских провинциях Китая. Но теперь акценты в политике «территориальной открытости» расставляются иначе: речь идет о поощрении иностранных инвестиций в менее развитых, чем побережье, центральных и западных провинциях. Все это, как представляется, лишний раз свидетельствует о том, что инвестиционный режим в условиях переходной развивающейся экономики – это весьма непростое явление, мало соответствующее концепциям о необходимости «быстрейшего открытия экономики».

2.2. Порядок допуска иностранных инвесторов в национальную

экономику Китая.

В Китае действует не регистрационный, а разрешительный порядок создания инвестиционных объектов с участием иностранного капитала. Другими словами, для того, чтобы конкретный инвестиционный проект начал реально осуществляться, недостаточно просто обоюдного желания китайского и зарубежного партнеров (в случае, если организуется совместное предприятие) или желания только иностранного партнера (если речь идет о предприятии с полной иностранной собственностью). Инвестиционный проект должен быть рассмотрен и утвержден уполномоченными на то государственными органами. Обычно инвестиционные проекты с иностранным участием утверждает Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества (МВТ и ЭС). Также этот вопрос могут решать и нижестоящие органы управления – отраслевые министерства и ведомства, власти провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и некоторых провинциальных центров, администрации в зонах совместного предпринимательства. «Потолок» полномочий по утверждению проектов в производственной сфере не остается неизменным. Если в 80-гг. самый высокий уровень капиталовложений устанавливался в наиболее развитых районах страны, то в последние годы эта конфигурация изменилась главным образом в сторону предоставления дополнительных возможностей властям отсталых внутренних регионов. Так, в конце 90-х гг. лимиты на утверждение инвестиционных проектов для властей в провинциях и автономных районах Центрального и Западного Китая были увеличены до 30 млн. долл.

Если говорить о формах делового присутствия иностранных инвесторов в Китае, то следует отметить, что у зарубежных предпринимателей всегда был широкий выбор организационных форм инвестиционного сотрудничества. Помимо использования таких сложных форм, как паевые совместные предприятия и филиалы компаний, находящихся в полной иностранной собственности, зарубежные инвесторы могут заключать субподрядные соглашения с китайскими предприятиями, вести компенсационную торговлю (поставки готовой продукции в погашение стоимости поставленных инвестиционных товаров), создавать контрактные совместные предприятия (имущественные комплексы без юридического лица, в которых распределение доходов происходит по договоренности сторон).

Существуют также и специфические организационные формы инвестирования, свойственные только отдельным отраслям. В добывающей промышленности – это широко используемые соглашения о разделе продукции.

Требования к доле иностранного партнера в уставном капитале первого совместного предприятия изначально были весьма благоприятными для инвесторов. Закон КНР о совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом (1979г.) установил нижний предел иностранного участия – не менее 25% капитала. Но в последние годы здесь наметилась делиберализация. Когда в 1994-1995гг. иностранные инвесторы впервые были допущены в сферы речных и авиационных грузовых перевозок, розничной торговли и посреднических внешнеторговых операций, было установлено , что доля китайской стороны в уставном капитале должна составлять не менее 51%. А с изданием в 1995г. «Индустриального каталога по иностранным инвестициям» аналогичные требования были введены и для целого ряда отраслей материального производства.

2.3. Оперативная деятельность иностранных инвесторов.

На первых этапах сотрудничества Китая с иностранным капиталом функциональные проблемы предприятий с иностранным участием решались главным образом методами прямого административного воздействия – после обращения инвесторов в соответствующие государственные инстанции.

Важную роль в повседневной текущей работе предприятий с иностранными инвестициями играл комплекс проблем, связанных с неконвертируемостью китайского юаня. В целях контроля над эффективным расходованием валюты внешнеторговые операции предприятий с иностранным участием до сих пор подвергаются обязательному планированию и лицензированию. Предприятие должно составить годовой экспортный план и предоставить его в МВТ и ЭС для получения соответствующей лицензии. План по импорту составляется также на год, но за лицензиями на импорт нужной продукции предприятие должно обращаться в МВТ и ЭС каждые полгода. Кроме того, в декабре каждого года предприятие должно представить в Государственную администрацию валютного контроля (ГАВК) валютный план на следующий год, а закупки по импорту должны происходить в соответствии с этим планом. Примерно такие же процедуры контроля действуют применительно к внешнеторговой деятельности и китайских предприятий.

В середине 80-х гг. валютная выручка предприятий с иностранным участием полностью оставалась в их распоряжении. Она помещалась на специальные счета предприятий в Банке Китая, и через них прибыли иностранных партнеров могли переводиться за границу. У предприятий с иностранным участием была свобода маневра и в области закупок по импорту. После 1986г. экспорт предприятий с иностранным участием стал стимулироваться дополнительными налоговыми льготами. В 90-х гг. главным средством поощрения стала дальнейшая либерализация внешнеторгового режима. В 1997-1998гг. в ходе азиатского финансового кризиса в ряде стран Юго-Восточной Азии произошла девальвация, что привело к ухудшению экспортной конкурентоспособности китайских товаров. В связи с этим, в середине 1998г. предприятиям с иностранным участием в КНР было разрешено создавать собственные внешнеторговые компании и заниматься не только экспортом своей продукции, но и посредническими функциями.

Вообще, в 90-х гг. произошли значительные изменения в режиме валютного регулирования. Во-первых, была осуществлена унификация валютного курса юаня: официальный курс стал отныне устанавливаться на основе рыночного. Во-вторых, для китайских предприятий была отменена система валютных отчислений, и теперь вся экспортная выручка должна полностью продаваться уполномоченным государственным банкам. Одновременно был либерализован доступ к покупкам валюты – теперь китайским предприятиям достаточно просто предъявить импортный контракт и копию лицензии. Хотя условия валютного режима для национальных предприятий существенно приблизились к тем, которые действовали для предприятий с иностранным участием, но специфика последних все же сохранилась. Они имеют право на валютные счета, куда по-прежнему зачисляется вся их экспортная выручка, только для открытия такого счета им необходимо получить в ГАВК специальный регистрационный сертификат. Через несколько лет предприятия с иностранными инвестициями были, наконец, допущены к ресурсам межбанковского валютного рынка.

За последние годы значительно расширились и возможности предприятий с иностранным участием привлекать заемные финансовые ресурсы. Иностранным инвесторам было разрешено получать кредиты не только от китайских, но и от иностранных банков. В последнем случае требуется гарантия кредитных учреждений КНР. Кроме того, возможности кредитования в последнее время существенно возросли благодаря опять-таки либерализации доступа иностранных банков на внутренние рынки КНР.

Немалый прогресс в последнее время достигнут и в области регулирования земельных отношений, связанных с иностранным инвестированием. Существует так называемый рынок «прав на использование земли», т.е. рынок обязательств по долгосрочной аренде земельных участков. Китай использует дифференцированную шкалу сроков аренды в качестве метода стимулирования приоритетных направлений инвестирования. Например, в Шэньчжэне максимальный срок аренды для предприятий торговли и сферы обслуживания составляет 40 лет, для промышленных предприятий, объектов науки, культуры и медицины – 50 лет, для объектов жилищного строительства – 70 лет.

Большой прогресс также достигнут и в сфере регулирования трудовых отношений. Если раньше при наборе сотрудников решающее слово было за китайским партнером, то сейчас решающую роль играют такие методы, как конкурсный набор, набор через частные агентства и т.д. Помимо этого, в последние годы был принят целый ряд нормативных актов, призванных гарантировать социально-экономические права китайского персонала предприятий с китайским участием. Это заметно констатирует с прежним подходом, когда на многие злоупотребления в этой области власти «закрывали глаза», не желая портить отношения с зарубежными предпринимателями.

2.4. Иностранные инвестиции в сферу услуг.

Подходу китайских властей к осуществлению инвестиционного режима в сфере услуг свойственны те же тенденции, что и «политике открытости» в целом. Но следует отметить, что степень либерализации в сервисных отраслях существенно ниже, чем в других, и государственный контроль здесь гораздо более жесткий. Так, необходимость государственного контроля над вложениями в сферу операций с недвижимостью обычно связано с комплексом мер, призванных предотвращать «перегрев» экономики. Ограничение иностранного присутствия на финансовых и фондовых рынках трактуется недопущением чрезмерной зависимости формирующегося национального рынка капиталов от притока инвестиций из-за рубежа. В случае с транспортом и связью можно традиционном для коммунистических стран стремлении удержать под контролем «командные высоты» экономики. Наконец, в подходе к либерализации информационного рынка прослеживается стремление ограничить внешнее воздействие на политическую и культурную жизнь Китая.

В начале 80-х гг. именно сервисные отрасли, работающие непосредственно на удовлетворение спроса иностранцев (общепит, гостиничное дело, бытовые услуги др.) привлекали наибольшее количество инвестиций. Но, вследствие возникшего превышения предложения над спросом, власти были вынуждены пойти на некоторые ограничения. Приток инвестиций сдерживался следующим образом: с одной стороны, местные власти запрещали строительство отелей на подведомственных им территориях, а с другой – МВТ и ЭС ужесточило требования при утверждении новых инвестиционных контрактов. Впоследствии, так же были введены ограничения на банковское кредитование такого рода проектов.

Что касается иностранных инвестиций в такие ключевые отрасли сферы услуг, как банковское и страховое дело, транспортные перевозки, розничная торговля и т.д., работа над этим началась по существу только в 90-е гг.

Финансовый сектор.

Здесь создание предприятий с иностранным участием было впервые разрешено еще в 1984г., но только в пределах «свободных экономических зон». Лишь в 1990г. зарубежные получили право создавать отделения в Шанхае, а в 1992г. для вложений в финансовый сектор были открыты еще 7 городов в приморском поясе – Далянь, Тяньцзинь, Циндао, Нанкин, Нинбо, Фучжоу и Гуанчжоу. В 1994г. было разрешено создание финансовых предприятий с иностранным участием в 10 городах «внутренних» провинций Китая. До самого недавнего времени иностранные банковские структуры могли осуществлять прием вкладов и выдачу кредитов только в иностранных валютах. Лишь в 1998г. 9 пудунским отделениям в Шанхае был открыт доступ к ресурсам и информационной сети национального межбанковского рынка и, кроме того, они получили право вести депозитарные операции с государственными ценными бумагами.

Страховые услуги.

Допуск иностранных инвесторов в отрасль страховых услуг носит еще более дозированный характер. В 1992г. первой из зарубежных страховщиков лицензию на открытие китайского отделения получила американская компания «American International Group» - крупнейшая страховая компания мира. Закон о страховании, принятый в 1995г., распространяется как на китайских, так и на иностранных страховщиков, но законом установлено, что лицензирование последних осуществляется в особом порядке.

Розничная торговля.

В розничную торговлю иностранные инвесторы стали допускаться в 1992г., но только в «специальных экономических зонах» и в городах Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Гуанчжоу, Далянь и Циндао. Инвестиции могут совершаться только в форме паевых совместных предприятий, причем срок инвестиционного соглашения должен быть не меньше 30 лет. Такие СП имеют право импортировать товары напрямую, без посредничества государственных внешнеторговых компаний. Но, установлено, что доля импорта в объеме розничных продаж не должна превышать 30%.

Авто - и железнодорожное строительство, авиационные и морские пассажирские перевозки.

В эти сферы иностранные инвесторы были допущены еще в середине 80-х гг. Новый тур либерализации начался в 1994г., когда было разрешено создание предприятий с иностранным участием, авиационными и морскими грузовыми перевозками. Было также установлено, что иностранные инвесторы могут подключаться к строительству и обслуживанию морских и авиационных портовых терминалов, могут арендовать имеющиеся терминалы, еще не оснащенные необходимой инфраструктурой. Но при этом инвестиционное сотрудничество может осуществляться только в форме паевого СП, в котором китайская сторона должна обладать контрольным пакетом, а руководителями исполнительных органов СП должны быть граждане КНР.

Создание предприятий полной иностранной собственности разрешается, если только речь идет об открытии новых специализированных линий перевозок. На авиатранспорте закрытой для иностранных инвесторов областью остаются службы диспетчерского контроля за полетами.

В 1998г. продолжился процесс либерализации сферы водных перевозок. Иностранные инвесторы были допущены к перевозкам по внутренним водам. Были ослаблены ограничения на тоннаж судов, эксплуатируемых совместными предприятиями. Для национальных и иностранных инвесторов были установлены единые тарифы на оплату услуг естественных монополий, был унифицирован порядок оказания навигационных услуг, заправки судов водой и топливом.

Сферы почтовых и телекоммуникационных услуг, кинематограф, видеопрокат.

Данные сферы для иностранных вложений полностью закрыты. Иностранные инвестиции в электронные СМИ разрешены только в форме паевых СП, причем им запрещено заниматься производством собственных программ, а на использование зарубежной продукции установлены количественные ограничения. Инвестиции в издательское дело также могут осуществляться только в форме паевых СП, в которых у китайской стороны должно быть не менее 51% капитала, а руководителями должны быть китайские граждане.

2.5. Обеспечение интересов национального производства

в условиях привлечения иностранного капитала.

Китайское правительство никогда не стремилось добиться благосклонности со стороны международных деловых кругов за счет быстрого снятия тарифных и количественных барьеров на пути импортных товаров и услуг. Более того, накануне начала переговоров о вступлении в ГАТТ в 1986г. ставки импортных пошлин по большинству товарных групп были резко увеличены с тем, чтобы создать китайской стороне поле для последующих переговорных уступок. В дальнейшем, импортные тарифы многократно снижались, постепенно отменялись и многие количественные ограничения, но и по сей день внутренний рынок Китая остается сравнительно закрытым для поставок готовой продукции из-за рубежа. И это само по себе выступает как мощный стимул для прямых иностранных инвестиций в Китае: ведь если невозможно осваивать крупнейший в мире рынок за счет прямых экспортных продаж, то не остается ничего другого, как создавать предприятия в самом Китае и учитывать при этом объективные интересы принимающей стороны.

Но даже прямые инвестиции сами по себе вовсе не гарантируют свободного доступа на китайский рынок. Партнерами иностранных инвесторов по совместным предприятиям в абсолютном большинстве случаев выступают китайские предприятия госсобственности или территориальные и отраслевые органы управления. Поэтому завоевание новых сегментов рынка в значительной степени зависит от использования уже имеющихся сбытовых сетей китайского соучредителя СП или же от непосредственной административной поддержки органов власти.

Это обстоятельство активно используется китайскими властями: продвижение продукции предприятий с иностранным участием на внутренний рынок ставится в зависимость от уровня передаваемой технологии. Баланс интересов соблюдается за счет так называемых «органических контрактов», описывающих отношения партнеров в динамике. Например, китайский партнер обязуется создавать новые сбытовые сети в КНР в обмен на будущие усовершенствования передаваемой технологии. Или же в обмен на подготовку дополнительных контингентов местных специалистов, китайская сторона обязуется закупать у зарубежного партнера запчасти и комплектующие.

Вместе с тем уже на стадии подготовки инвестиционного соглашения принимающая сторона стремится обеспечить гарантии реального освоения технологии. Существует неформальное правило, по которому при внесении долей в уставной капитал СП инвестиции иностранного партнера в виде технологии не должны составлять более 15-20℅ его пая. Остальная часть должна вноситься другими факторами производства или денежными средствами. Это делается для того, чтобы избежать случаев, когда китайская сторона будет вынуждена в одиночку нести все финансовые расходы и, соответственно, брать на себя возможный риск и убытки в освоении технологии.

Для предприятий с иностранными инвестициями, использующих действительно современные технологические процессы, одна из главных проблем – это поиск китайских партнеров, способных поставить сырье и комплектующие нужной спецификации и должного качества. Чаще всего использование местных поставок становится возможным только после оказания технической помощи соответствующим китайским предприятиям. Во многих случаях требуются дополнительные капиталовложения и создание новых СП, теперь уже по производству не конечной, а промежуточной продукции.

Китайская сторона обыгрывает эти обстоятельства еще на стадии подготовки инвестиционных соглашений. В КНР, в отличие от многих других развивающихся стран, не существует закрепленных законодательно требований к доле отечественных материалов в себестоимости конечной продукции СП. Но фактически такие требования устанавливаются на индивидуальной основе применительно к каждому сколь-нибудь значимому инвестиционному проекту: в инвестиционных соглашениях темпы продвижения продукции на внутренний рынок ставятся в зависимость от темпов перехода с импортных на местные источники снабжения. В последние годы локализация источников таких поставок стала все активнее поощряться и мерами макроэкономической политики. Изданный в 1995г. «Индустриальный каталог по иностранным инвестициям» предусматривает, что в рамках многих отраслей налоговые льготы должны в первую очередь предоставляться производителям промежуточной продукции, а не готовых изделий. По мере вступления в строй все большего числа предприятий с иностранным участием для ряда отраслей китайской экономики, особенно производящих потребительские товары длительного потребления, стала актуальной проблема перепроизводства и образования избыточных мощностей. С этим и было в первую очередь связано издание «Индустриального каталога», существенно затруднившее процесс утверждения проектов и получения налоговых льгот в «ограничиваемых» отраслях.

В конце 90-х гг. стала очевидной и другая проблема, связанная с крупномасштабным присутствием иностранных инвесторов в китайской экономике. Продукция предприятий с иностранным участием все активнее вытесняет с рынка изделия, реализуемые под традиционными китайскими торговыми марками. В последние годы в большинстве категорий товаров на «пятерку» ведущих китайских торговых марок приходилось менее 10℅ продаж. Реагируя на такого рода ситуации, китайские власти прибегают к мерам как экономического, так и административного характера. Например, ряду национальных производителей были предоставлены индивидуальные таможенные льготы. На рынках пива и ряда товаров бытовой техники были установлены прямые количественные ограничения для продаж продукции под иностранными торговыми марками. И, кроме того, во многих случаях уже на стадии подготовки инвестиционных соглашений зарубежных предпринимателей обязывают теперь продавать часть продукции под китайскими торговыми марками.

Глава 3. Привлечение иностранного капитала

в акционерной форме.

Акционерная форма совместного предпринимательства является, как считают многие китайские специалисты, логически закономерной новой ступенью в процессе привлечения инвестиций. С одной стороны, акционерная форма сочетает в себе преимущества уже сложившихся типов предприятий. Подобно паевым СП, она реализует принцип совместного участия в прибыли в зависимости от доли капитала. В то же время она обеспечивает возможность аккумуляции средств из альтернативных источников, а потому в ряде случаев иностранные партнеры могут делать вклады исключительно в виде технологии, подобно контрактным СП.

С другой стороны, акционерная форма преодолевает ограничения, свойственные существующим формам предприятий. Открытая продажа акций изменяет сложившееся положение, когда СП может фактически рассчитывать только на средства учредителей. В условиях акционерной системы определяющую роль играют пайщики – непосредственные владельцы предприятия.

3.1. Типы акций, действующих для иностранных

инвесторов.

К началу 1995г. в Китае насчитывалось 6326 акционерных обществ открытого типа и 2 фондовые биржи – в Шанхае и Шэньчжэне, в которых обращались акции 291 предприятия. Создание акционерных предприятий с иностранным участием впервые было санкционировано нормативными актами местных властей: в 1986г. – в специальных экономических зонах пров. Гуандун, в 1988г. – в г. Фучжоу, пров. Фуцзянь. Но реально движение в этом направлении началось только в начале 90-х гг., когда заводу электронно-вакуумной аппаратуры в Шанхае и Южнокитайскому стекольному заводу в Шэньчжэне было разрешено выпускать и реализовывать акции типа «В», специально предназначенные для зарубежных инвесторов (в отличие от акций типа «А», размещаемых только среди китайских держателей). Акции типа «В» допускаются к котировкам на фондовых биржах внутри страны. Купля-продажа осуществляется в конвертируемой валюте. Дивиденды начисляются в юанях КНР, но выплачиваются в валюте, перерасчет происходит по текущему рыночному курсу. К концу 1995г. было 68 предприятий, выпускающих акции типа «В».

Эмиссия акций типа «В» - это не единственный канал подключения иностранных инвесторов к процессу акционирования. Еще одним вариантом является выпуск акций, предназначенных для размещения не на внутрикитайских, а на зарубежных фондовых рынках. К настоящему времени существует 2 вида таких акций – размещаемые в Гонконге (акции типа «Н») и размещаемые в США (акции типа «№»). Номинал таких акций устанавливается в юанях КНР, но реально все расчеты ведутся в, соответственно, гонконгских и американских долларах. Акции типа «Н» и «№» могут выпускаться одним и тем же предприятием. Однако эмитентам таких акций запрещен выпуск акций типа «В». Эмиссия акций типа «А» для китайских держателей допускается в комбинации с любым из типов акций для зарубежных инвесторов.

В октябре 1992г. Госсовет КНР утвердил список из 9 крупных, широко известных в КНР и за рубежом предприятий, которым было разрешено выпустить акции для размещения на фондовом рынке Гонконга (акции типа «Н»). К концу 1993г. на гонконгской бирже котировались акции шести предприятий, представляющих главные промышленные центры КНР – пивного завода г. Циндао, Шанхайского нефтехимического комбината, судостроительной компании г. Гуанчжоу, завода полиграфического машиностроения «Бэйжэнь» (г.Пекин), Мааньшаньского сталелитейного комбината, Куньминского машиностроительного завода. В январе 1994г. был опубликован список еще 22 предприятий – кандидатов на право эмиссии акций типа «Н». Большинство из них представляли предприятия энергетики, транспорта, телекоммуникаций, сырьевых отраслей. Однако реализация этих планов происходит пока довольно медленно.

Дебют ценных бумаг китайских предприятий на фондовом рынке США состоялся в октябре 1992г., когда в Нью-Йорке началась котировка акций холдинга «Чайна Бриллиано», номинально зарегистрированного на Бермудских островах. Реально единственным владением холдинга было 51℅ участие в капитале Шэньянского автомобильного завода. В 1993-1994 гг. китайское правительство утвердило один за другим два списка предприятий (по 5 в каждом), получивших право на выпуск акций для непосредственного размещения в США (акций типа «№»). Всего путем размещения акций типа «Н» и «№» было привлечено к началу 1996г. иностранных инвестиций на 3,67 млрд. долл.

Следует отметить, что продажи акций иностранным инвесторам представляют собой обособленный сегмент фондового рынка, разделенный, в свою очередь, на несколько слабо связанных между собой частей. Во многом это связано с общими особенностями процесса акционирования госпредприятий в Китае, который протекает сравнительно медленно, с приливами и отливами в зависимости от политической и экономической конъюнктуры. Сдержанное отношение китайского руководства к перестройке отношений собственности на госпредприятиях объясняется как идеологическими причинами, так и желанием не допустить обострения социальных проблем вследствие возможного высвобождения части работников. Что касается подключения к этому процессу иностранных инвесторов, то можно говорить о стремлении не допустить чрезмерной зависимости формирующегося национального фондового рынка и экономики в целом от притока спекулятивного капитала, ориентирующегося на извлечение краткосрочных выгод и быстро покидающего страну при малейших признаках ухудшения макроэкономической ситуации.

3.2. Нормативно-правовая база привлечения

инвестиций в акционерной форме.

В развитии хозяйственного законодательства, касающегося акционерной формы совместного предпринимательства, можно выделить два этапа. На первом, по существу экспериментальном, речь шла главным образом о нормативных актах местных властей. Формально его начало можно отнести к сентябрю 1986г., когда гуандунским Собранием Народных Представителей было принято «Положение о предприятиях с иностранным участием в специальных экономических зонах провинции Гуандун», в котором впервые, наряду с привлечением капитала в форме совместных и полностью иностранных предприятий, допускалось создание акционерных обществ с иностранным участием.

Реально выпуск акций типа «В» начался после создания Народным Банком Китая и Народным Правительством Шанхая «Циркуляра о специальных акциях юаневого номинала» (ноябрь 1991г.), а также аналогичного документа НБК и правительства Шэньчжэня (декабрь 1991г.). Деятельность компаний-эмитентов регламентировалась «Временным положением г. Шэнчжэня об обществах с ограниченной ответственностью», изданным правительством Шэньчжэня в марте 1992г., и «Временным положением г. Шанхая об акционерных компаниях», выпущенным шанхайским правительством в мае 1992г. эмиссия акций для размещения на зарубежных рынках (типов «Н» и «№») происходила в соответствии с изданным в мае 1992г. Госкомиссией по экономической реформе «Циркуляром о требованиях к акционерным компаниям с ограниченной ответственностью».

Начало второго этапа связано с принятием в декабре 1993г. Закона КНР «О компаниях». Его значение выходит далеко за рамки политики привлечения иностранных инвестиций. По существу речь идет о первом в истории КНР законодательном акте, регламентирующем основные правовые формы предприятий – вне зависимости от формы собственности и функциональных особенностей. Закон описывает все основные формы хозяйственной деятельности – компании с ограниченной ответственностью и акционерные компании. К первой категории относится широкий круг хозяйствующих субъектов, начиная с государственных и коллективных предприятий и заканчивая паевыми, контрактными совместными предприятиями и предприятиями полной иностранной собственности.

Положения закона, касающиеся акционерных обществ, распространяются и на акционерные компании с иностранным участием. Акционерное общество создается не менее чем пятью учредителями, большинство из которых должны быть гражданами КНР. Общее число акционеров не ограничено, как и число акционеров-иностранцев. Оплата акций и других ценных бумаг общества может осуществляться в форме денежных средств, товаров, прав промышленной собственности, незапатентованных технологий, прав пользования земельными участками и других прав, имеющих денежную оценку. Вклад в форме технологии не может превышать 20℅ уставного капитала.

При учреждении общества среди его учредителей должно быть размещено не менее 35℅ акций. Акционеры не имеют преимущественных прав на покупку дополнительных акций. Учредители не могут продавать свои акции в течение первых трех лет деятельности компании, а члены Совета директоров и высшие менеджеры – в течение срока своей работы на этих должностях.

Общее собрание акционеров проводится не реже одного раза в год. Для принятия обычных решений требуется простое большинство, но вопросы о ликвидации, слиянии, разделении, а также об изменениях в уставе решаются большинством в 2 ∕ 3 голосов. Совет директоров избирается общим собранием и состоит из 5-19 членов. Для принятия им решений необходимо присутствие, по меньшей мере, половины членов Совета.

Создание акционерного общества утверждается уполномоченными государственными органами. Государственную политику в отношении фондового рынка осуществляют Комиссия по ценным бумагам при Госсовете КНР. Ее исполнительным органом является Комитет по контролю и управлению рынком ценных бумаг в Китае, в функции которого входит регулирование процессов эмиссии акций и облигаций, пресечение противозаконной деятельности.

В развитие положений Закона КНР «О компаниях» центральными органами исполнительной власти было выпущено несколько документов, относящихся непосредственно к акционерным обществам с иностранным участием. Особенности юридического статуса таких компаний, а также процедуру их создания определяет изданное Министерством внешней торговли и экономического сотрудничества (МВТЭС) КНР в январе 1995г. «Временное положение о некоторых вопросах учреждения акционерных обществ с иностранным участием». Акционерное признается предприятием с иностранными инвестициями, если доля иностранных средств в уставном капитале составляет не менее 25℅ (надо сказать, что аналогичный критерий применяется и в отношении паевых СП). В этом случае оно может пользоваться налоговыми, таможенными и другими льготами, установленными для предприятий с иностранным участием. Такие нормы распространяются и на предприятия, в которых задействован китайский капитал из Гонконга, Макао и Тайваня.

АО с иностранным участием может быть создано двумя способами: путем учреждения или через реорганизацию уже действующего предприятия. В первом случае необходимо, чтобы хотя бы один из учредителей представлял зарубежную страну. Во втором – к этому добавляется требование о том, чтобы реорганизуемое предприятие было прибыльным в течение 3 лет, предшествующих реорганизации. Общество может быть создано как на базе действующего СП, так и на базе предприятия государственной и коллективной собственности. В последнем случае предприятие должно функционировать как минимум в течение 5 предшествующих лет. Минимальный размер акционерного капитала установлен на уровне 30 млн. юаней, что в три раза превышает соответствующий показатель для АО, основанных на чисто китайском капитале.

Опыт эмиссии отдельных типов акций для иностранных инвесторов обобщен в двух документах, изданных Госсоветом КНР. Вопросам эмиссии акций типа «Н» и «№» посвящено «Специальное положение о выпуске акционерными компаниями акций для размещения на зарубежных рынках» (август 1994г.), а проблемам выпуска акций типа «В» - «Положение о привлечении акционерными компаниями иностранных инвестиций на внутреннем рынке» (декабрь 1995г.). Достаточно трудно проводить прямое сопоставление этих нормативных актов. Более поздний документ гораздо лучше юридически проработан. В частности, в документе 1994г. вопрос о минимуме уставного капитала не рассматривается вообще. Правда, в более позднем документе МВТЭС названа сумма в 30 млн. юаней. Напротив, «Положение» 1995г. увеличивает этот показатель для случая, когда АО с иностранным участием создается путем реорганизации действующего предприятия, при этом предусматривается, что учредители компании должны располагать не менее 35℅ суммы первичной эмиссии, и только в случае, когда уставной капитал превосходит сумму в 400 млн. юаней, - не менее 15℅. Если же компания, уже прибегавшая к выпуску акций типа «В», хочет увеличить свой капитал за счет дополнительной эмиссии, то ее чистые активы должны составлять не менее 150 млн. юаней.

В обоих документах устанавливается, что выпуск акций должен быть санкционирован Комиссией по ценным бумагам при Госсовете КНР. Документ 1995г. дополнительно устанавливает, что на эмиссию свыше 30 млн. долл. необходимо специальное разрешение Госсовета.

Оба документа декларируют, что сделки и выплаты дивидендов по акциям осуществляются в инвалюте. Однако не указывается о механизме и периодичности начисления дивидендов, и, соответственно, о подразделении акций на обыкновенные, привилегированные и т.д. Андеррайтеры, осуществляющие подписку на акции типов «Н» и «№», назначаются компанией по согласованию с Комиссией Госсовета, а в случае с акциями типа «В» - еще и с Народным Банком Китая. Последний устанавливает, что андеррайтер должен открыть валютный счет в банке, расположенном на территории КНР, и переводить на этот счет все средства, полученные в ходе размещения акций в течение согласованного срока.

И в том, и в другом документе важное место отводится гарантиям для иностранных инвесторов. Так, «Положение», касающееся акций типа «В», декларирует, что такие акции дают владельцам те же права, что и акции типа «А» китайским держателям. Однако не уточняется, имеют ли владельцы таких акций право голоса и, соответственно, - могут ли они участвовать в принятии решений об инвестиционной стратегии компании. Акционеры могут исполнять свои полномочия через посредников, оформив поручительство. По специальному разрешению Комиссии Госсовета переход прав собственности на акции типа «В» и производные от них может осуществляться за пределами КНР. Дивиденды и другие выплаты инвесторам после уплаты налогов могут свободно переводиться за границу.

В документе, регулирующем эмиссию акций типа «Н» и «№», особо отмечается, что деятельность эмитента не должна противоречить законодательству той страны, в которой размещаются акции. Комиссия Госсовета и ее исполнительные органы могут заключать специальные соглашения с аналогичными органами других стран. Реестр акционеров может помещаться за рубежом – в доверительном управлении. Второй экземпляр должен находиться в распоряжении предприятия – эмитента в КНР. В случае утраты или порчи акций вопрос о восстановлении решается в соответствии с законодательством страны, где находится первый экземпляр реестра. Информация, предоставляемая китайским и иностранным акционерам, не должна иметь взаимных противоречий. Разрешение споров происходит по законам КНР.

Представляется, что слабым местом общенационального законодательства остается регулирование операций на вторичном рынке. Вопросы, связанные с биржевыми котировками акций, рассматриваются в действующих нормативных актах только в самой общей форме. На практике в отношении акций типов «Н» и «№» они решаются в соответствии с регламентами бирж Гонконга и Нью-Йорка. Котировки акций типа «В» происходят по правилам шанхайской и шэньчжэньской бирж. Сделки в Шэньчжэне осуществляются в гонконгских, а Шанхае – в американских долларах. Торговля происходит в бездокументальной форме – через электронные системы, без физического перемещения акций. Результаты сделок оформляются на третий день после совершения торгов. О случаях, когда в руках иностранного инвестора оказывается более 5℅ акций типа «В», выпущенных одной компанией, необходимо сообщать в местное отделение НБК.

В Шанхае дивиденды по акциям не облагаются налогом, а в Шэньчжэне взимается 10℅ налог с суммы, на которую дивиденд превышает ставку по срочному депозиту. Гербовая пошлина на обеих биржах составляет 0,3℅, а биржевой взнос – 0,05℅ от суммы сделки.

3.3. Проблемы формирования фондового

рынка с иностранным участием.

Первые шаги по «открытию» фондового рынка воспринимались как еще одно подтверждение готовности руководства КНР развивать и дальше сотрудничество с иностранным капиталом. К тому же они совпали по времени с окончанием периода антиинфляционной политики «урегулирования» 1988-1991 гг. и вступлением китайской экономики в очередную фазу ускоренного роста. Интерес к акциям китайских предприятий укладывался в общую тенденцию, свойственную мировым рынкам капитала 1992-1993 гг.: вследствие снижения процентных ставок в США и других развитых государствах средства международных институциональных инвесторов устремились на «нарождающиеся рынки», в том числе и странах Восточной Азии.

Агрегатные индексы акций типа «В» в Шанхае и Шэньчжэне в 1992-1993 гг. переживали длительные периоды бурного роста, хотя и были подвержены значительным колебаниям. А прирост индекса акций типа «Н» во второй половине 1993г. опережал темпы увеличения индекса «Хан Сен», главного индикатора фондового рынка Гонконга, более чем на 80%-ных пунктов. Три предприятия – эмитента акций «Н» (Мааньшаньский сталелитейный комбинат, Шанхайский нефтехимический завод и пивной завод Циндао) вошли в 1993г. в «пятерку» компаний, аккумулировавших наибольшие суммы капитала на гонконгском рынке.

Предприятия – эмитенты, как правило, относились к числу лидеров в своих отраслях. Средства, мобилизованные на фондовых рынках, предполагалось использовать прежде всего для их технологической модернизации. Реорганизация предприятия в АО с иностранным участием должна была выступить средством повышения их эффективности – как за счет перестройки менеджмента, так и за счет изменений во взаимоотношениях с государством. К примеру, в результате акционирования доля иностранных инвесторов в уставных капиталах завода электронно-вакуумной аппаратуры и нефтехимического завода в Шанхае превысила 25%, и эти предприятия стали уплачивать подоходный налог по ставке для СП в 33% - вместо 55%, уплачивавшихся в то время госпредприятиями. В последствие штаб-квартиры обеих компаний переехали в преференциальную «зону развития» Пудун в восточной части Шанхая, в результате чего ставка налога снизилась еще больше – до 15%. Для некоторых предприятий, расположенных во внутренних провинциях, а не в приморских зонах с особо льготным инвестиционным режимом, налоговые обязательства были снижены в индивидуальном порядке – благодаря инициативам местных властей. В частности, такие привилегии были предоставлены Мааньшаньскому сталелитейному комбинату (пров. Аньхуэй) и Куньминскому машиностроительному заводу (пров. Юньнань).

В ряде случаев (Мааньшаньский комбинат, Шанхайский нефтехимический завод, Шаньдунский энергетический комплекс) акционирование сопровождалось разрешением реализовывать большую, чем раньше, долю продукции по свободным рыночным ценам, что особо важно для предприятий тяжелой промышленности и энергетики – отраслей, традиционно подверженных наиболее жесткому государственному регулированию. Превращение в АО в определенной мере способствовало также разгрузке балансов предприятий от многочисленных объектов социальной сферы. Например, при акционировании завода полиграфического машиностроения «Бэйжэнь» все такого рода объекты были переданы в ведение вышестоящей государственной организации.

Тем не менее, период эйфории инвесторов по поводу китайский акций был сравнительно недолгим. Общие предпосылки для изменения ситуации были созданы корректировкой макроэкономической политики китайского правительства. Увеличение темпов экономического роста, начавшееся в 1992г., сопровождалось резким ускорением инфляции, и в целях борьбы с наметившимся «перегревом» экономики власти были вынуждены уже в середине 1993г. перейти к сдерживанию роста методами жесткой кредитно-денежной политики. Непосредственное воздействие повысившихся процентных ставок на поведение иностранных инвесторов не могло быть значительным – как ввиду неразвитости механизмов перелива капитала между отдельными финансовыми рынками, так и из-за относительной изолированности рынков акций для зарубежных инвесторов. Гораздо более важным оказалось опосредованное влияние: меры по «связыванию» совокупного спроса повлекли за собой сокращение заказов на продукцию акционированных предприятий.

Речь шла не только об абсолютном сокращении спроса, но и о неплатежах покупателей за фактически поставленную продукцию. Уже к концу 1993г. у четырех из шести предприятий, разместивших акции в Гонконге, темпы увеличения кредитной задолженности намного перекрыли темпы прироста продаж. Например, у завода Циндао при увеличении продаж в течение 1993г. на 35% задолженность покупателей выросла на 230%.

Кредитные ограничения оставались в силе и два последующих года: успехи в борьбе с инфляцией были достигнуты только лишь к концу 1995г. в таких условиях стартовые преимущества акционированных предприятий как прибыльных объектов для вложений оказались под сомнением. Более того, у предприятий, впервые вышедших на фондовые рынки 1994-1995 гг., изменился характер мотивации к акционированию. Привлечение иностранных инвестиций стало восприниматься многими хозяйственниками как альтернативный слишком дорогому банковскому кредиту метод пополнения ликвидности для ведения текущих операций.

Существенные и сами по себе, трудности приспособления к жесткой финансовой политике выявили глубокие проблемы АО с иностранным участием, связанные с недостаточно четким разграничением прав собственности. В особенности это касается наиболее распространенного на практике случая, когда акции иностранных инвесторов реализует еще недавно полностью государственное предприятие. Обычно государство сохраняет за собой настолько значительную часть акций, что трудно говорить о реальных возможностях влияния на деятельность предприятия со стороны привлекаемых инвесторов. Да и само понятие «контрольного пакета» является достаточно эфемерным в условиях, когда и китайские и иностранные инвесторы не могут покупать акции, для них специально не предназначенные. В то же время, учитывая многочисленность административных ведомств, от которых обычно зависит китайское предприятие, трудно определить, какое из них и в какой мере форме должно представлять интересы государства и нести ответственность в пределах доли государства в акционерном капитале. На практике решение этого вопроса зависит от соотношения сил отдельных групп правящей демократии. В такой ситуации ни китайские, ни иностранные частные инвесторы не могут эффективно воздействовать на формирование управленческих структур компаний.

В итоге отсутствие действенного контроля со стороны собственника приводит к реализации акционированными предприятиями преимущественно краткосрочных интересов, часто не связанных с профилем деятельности. Например, администрации пивного завода Циндао и электротехнического предприятия «Дунфан» использовали привлеченные средства иностранных инвесторов для ведения кредитных операций, а руководство завода «Бэйжэнь» - на операции с недвижимостью. Госструктуры, выступающие учредителями компаний с китайской стороны, на деле рассматривают эти средства как возможность получения «быстрых денег», а не в плане интересов стратегического инвестирования. Именно этим можно объяснить тот факт, что, несмотря на финансовые трудности, многие предприятия выплачивали весьма щедрые дивиденды.

На ликвидности акций для иностранных инвесторов негативным образом сказывались и проблемы, связанные с недостаточной развитостью в КНР рынков факторов производства. При первичной эмиссии акций китайские специалисты исходили обычно из оценок балансовой стоимости, которые завышают реальный потенциал доходности и не подтверждаются рынком в ходе последующих биржевых котировок. Запрет на допуск иностранных инвесторов к срочным сделкам с валютой препятствовало страхованию валютных рисков, связанных с операциями на рынке акций типа «В». Держатели таких акций могут осуществлять операции на биржах только через иностранные брокерские фирмы. Те же из брокеров, кто не представлен на биржах непосредственно, вынуждены осуществлять сделки через своих китайских агентов. Это удлиняет сроки прохождения информации и, соответственно, увеличивает уязвимость операций от колебаний валютных курсов.

Низкая ликвидность акций и высокий риск операций с ними способствовали быстрому вымыванию с рынков сколь-нибудь крупных индивидуальных инвесторов из-за рубежа. В 90-е гг. иностранные инвестиции осуществлялись главным образом через специализированные инвестиционные фонды, позволяющие диверсифицировать риски вложений. Обычно сфера деятельности таких фондов не ограничивается сделками с акциями типов «В» или «Н», а включает широкий набор так называемых «китайских игр» - операций с акциями компаний, имеющих интересы в КНР. К их числу относятся гонконгские, тайваньские и южно-корейские формы, занимающиеся торговлей с КНР или разместившие там базы экспортного производства, а также «красные фишки» - гонконгские филиалы крупных государственных компаний КНР.

К середине 1994г. за пределами КНР было создано около 40 инвестиционных фондов, занимающихся операциями с китайскими акциями. Их организация активно поощрялась китайской стороной. В создании некоторых непосредственно участвовали государственные органы КНР, отвечающие за привлечение иностранных инвестиций.

Другим средством оживления рынков призваны были стать «американские депозитарные расписки» (АДР) – производные ценные бумаги, выпускаемые американскими банками, в которых депонируются акции иностранных компаний. АДР сами по себе являются объектом операций на фондовых рынках США и других стран. Соответствующие банковские гарантии должны повысить престиж акций китайских предприятий – эмитентов и одновременно – уменьшить риск операций с ними для иностранных инвесторов. Первый в Китае выпуск АДР был осуществлен в декабре 1993г. шанхайским предприятием – производителем оборудования для текстильной промышленности «Ерфанцзи», выпустившим ранее акции типа «В».

Также популярными стали непосредственные вложения в уставные капиталы действующих предприятий, не прошедших акционирования и листинга. Такой метод инвестирования часто называют «прямыми покупками». Это своего рода операции спекулятивного характера, собственно иностранные инвестиции при этом сводятся к краткосрочным денежным вливаниям. Ставится задача быстро повысить привлекательность активов предприятия и затем выгодно перепродать их. Такой метод также позволяет преодолевать некоторые ограничения, свойственные сложившейся структуре фондового рынка. Суммы активов не подвергаются искусственному делению на предназначенные для внутренних и внешних инвесторов, и это позволяет иностранным вкладчикам реально приобретать контрольные пакеты предприятий. Процедура оценки менее бюрократизирована, и цена активов в отношении к их доходности оказывается обычно в 3-4 раза дешевле, чем при покупках акций «В» и «Н».

Заключение.

Отличительной чертой китайской практики сотрудничества с иностранным капиталом является, в первую очередь, многообразие форм привлечения инвестиций, а также постепенный и долговременный процесс.

Можно сделать вывод, что инвестиционному режиму КНР в различных сферах экономики свойственны те же тенденции, что и «политике открытости» в целом:

· Постепенность реализации.

· Возможность возвратных движений.

· Дифференцированность режимов в зависимости от конкретной ситуации в той или иной области.

· Широкое применение различных промежуточных и переходных форм инвестиционного сотрудничества.

Подходу китайского руководства к развитию акционерной формы совместного предпринимательства свойственны следующие тенденции:

· Многовариантность.

· Постепенность в сближении режимов хозяйствования для иностранных и национальных инвесторов.

· Экспериментальная обработка новых методов в рамках определенных территорий.

Список использованной литературы:

1. Манежев С.А. Иностранный капитал в экономике КНР. М., 1990.

2. Мозиас П.М. Перспективы инвестиционного сотрудничества с Китаем. –

Финансовый бизнес, 1997, №10.

3. Мозиас П.М. Привлечение иностранного капитала в акционерной форме:

опыт КНР. – Проблемы Дальнего Востока, 1997, №1, №2.

4. Мозиас П.М. Либерализация инвестиционного режима: опыт Китая. –

Проблемы Дальнего Востока, 1999, №4.

5. Портяков В.Я. Рынок акций в Китае. – Проблемы Дальнего Востока, 1998, №3.

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Бурятский Государственный Университет

Восточный Факультет

Реферат

на тему:

«Иностранные инвестиции в экономике Китая».

Выполнила: Шкедова Л. Проверил: Шохоев Э.К.

г. Улан-Удэ,

2009