Реферат: Отчёт о прохождении культурологической практики

Название: Отчёт о прохождении культурологической практики
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"Казанский государственный технологический университет"

Институт управления, экономики и социальных технологий

Кафедра социальной работы, педагогики и психологии

ОТЧËТ

о прохождении культурологической

практики в музее С.Сайдашева

Студентки 2 курса

Группы 3181-22

Мавриной Д.В.

Руководитель практики:

______________________

КАЗАНЬ 2009

Отчет включает в себя краткое описание биографии Салиха Сайдашева, а также небольшой анализ его феноменальной роли в истории татарского народа. Но тем не менее основное внимание уделено музею, где жил С.Сайдашев. В отчете имеются многочисленные фотографии и описания экспозиционных залов и музыкального салона, ценных мемориальных вещей Сайдашева, наиболее интересных предметов фонда.Объем отчета составляет 16 страниц. При написании было использовано несколько книг и журналов, кроме того, при написании использовался материал с официального сайта музея.

Отчет предназначен для ознакомления с историей выдающегося татарского композитора, основоположника татарской профессиональной музыки. Надеюсь, что после прочтения моего отчёта у Вас возникнет желание посетить этот музей, и Вы в обязательном порядке это сделаете.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Автобиография. Страницы жизни и творчества композитора

2. Как найти музей, график работы и что почём.

3. Здание музея

4. Посещение музея. Описание фондов и экспозиций

5. Научная и образовательная деятельность. Музейные проекты

Заключение

Список используемой литературы

.

1. Автобиография. Страницы жизни и творчества композитора

Я, Сайдашев Салих Замалетдинович, родился 3 декабря 1900 г. в Казани. В молодости отец работал кучером у купца Алат-Шагиева, впоследствии занимался торговлей. Умер он в 1900 году за 15 дней до моего рождения.

Рос я сиротой, живя до 1911 г. на иждивении Раузы Хамитовой (двоюродная сестра Салиха, ред.), а с 1912 по 1917 г. – Амины Сайдашевой (родная старшая сестра Салиха, ред.). Начальное образование получил в татарской школе (медресе) и русско-татарской первоначальной школе. С 1913 г. начал работать мальчиком в магазине казанских купцов Халитовых. В свободное от работы время участвовал в любительских струнных оркестрах. В 1914 г. поступил в торговое училище и одновременно в музыкальное по классу фортепьяно к профессору О.О. Родзевичу.

После Октябрьской революции в 1917 г. в Коммунистическом клубе впервые организовал струнный оркестр из любителей. В том же году по приглашению Буинского отдела просвещения уехал в Буинск, где проработал в качестве хормейстера до 1919 г.

В начале 1919 г. добровольно вступил в Рабоче - Крестьянскую Красную Армию и был откомандирован военной коллегией в г. Оренбург, в распоряжение политотдела 1-ой армии. Там был трубачом, капельмейстером оркестра и одновременно пианистом и заведующим музыкальной частью татарской драматической труппы, организованной при политотделе армии.

В 1921 г. демобилизовался, но остался в Оренбурге, стал заведующим и преподавателем Восточной музыкальной школы, организовал военно-духовой оркестр с татарским репертуаром и одновременно продолжал учебу у профессора Гинальской.

В 1922 году по приглашению Татарского Наркомпроса вернулся в Казань. Здесь работал в Татарском государственном Академическом театре в качестве заведующего музыкальной частью и дирижера. Эту работу совмещал с педагогической – в театральном и педагогическом техникумах, где преподавал элементарную теорию музыки.

За этот период я написал ряд музыкальных произведений, в том числе специальный марш, посвященный I-му татарскому полку, написанный в 1929 г., и марш, посвященный II-му полку, - в 1932 г.

В 1934 г. для повышения квалификации правительство Татарии командировало меня на учебу в Татарскую оперную студию при Московской консерватории им. П.И. Чайковского. По окончании учебы в 1937 г. вернулся в Казань на прежнюю работу (зав. музыкальной частью и дирижер ТГАТ).

В 1940 г. был назначен на работу по организации декады татарского искусства, не состоявшейся ввиду Отечественной войны 1941-1945 гг.

В 1948 г. ввиду сокращения должности зав. муз. частью я оставил работу в театре. В последние годы оформляю отдельные драматические постановки ТГАТ и как член Союза советских композиторов занят творческой работой.

За хорошую общественную работу неоднократно получал грамоты. В 1935 г. получил именные часы от К.Е. Ворошилова за руководство ансамблем красноармейской самодеятельности, выступавшим в честь VII съезда Советов СССР. В 1939 г. в октябре месяце мне было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Тат.АССР, а в 1951 г. в связи с 30-летием творческой деятельности – звание народного артиста Тат.АССР.

2. Как найти музей, график работы и что почём.

Музей С. Сайдашева находится по адресу г. Казань, ул. Горького, д. 13. (Телефон (843) 238-5696)

Проехать к музею можно троллейбусом, автобусом и маршрутным такси до ост. "ул. Гоголя" или ост. "Театр им. К.Тинчурина".

Работает Ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме понедельника.

Входная плата школьникам составляет - 25 руб., студентам - 30 руб., остальным посетителям - 40 руб., иноcтранным гражданам - 150 руб.

3. Здание музея

Музей занимает двухэтажное здание постройки нач. ХХ в., в одной из квартир которого жил С. Сайдашев. Здание построено по проекту архитектора Ф. Амлонга как дворовый флигель, входящий в комплекс зданий Нового клуба (ныне театра драмы и комедии им. К. Тинчурина). Является памятником истории и культуры Республики Татарстан.

Музей включает экспозиционные залы и музыкальный салон. В фонде музея: личные вещи композитора, автографы, ноты, фотографии С.Сайдашева, фоно- и грамзаписи, аудио- и видеокассеты, музыкальные инструменты, предметы эпохи. В мемориальной "Белой комнате" экпонируются подлинные вещи композитора. Экспозиция музея отличается оригинальным художественным решением, объединяющим изобразительный ряд, звук, свет. Функционирует система светозвукового автогида (татарский, русский, английский языки). Во время экскурсий звучат фрагменты из 16 музыкальных произведений С.Сайдашева. Ценными экспонатами музея являютя дары известных татарских композиторов, певцов и музыкантов.

Музей занимается исследованиеми жизни и творчества С.Сайдашева, пропагандой его музыкального наследия и творчества других видных композиторов (татарских, русских, зарубежных). Ведет большую культурно-образовательную работу среди жителей Казани и республики, ежегодно проводя свыше 250 экскурсий и музыкальных культурно-образовательных мероприятий.

Почетными посетителями музея были Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев (12 октября 1993 г.) и композитор Софья Губайдуллина (2 декабря 1993 г.).

4. Посещение музея. Описание фондов и экспозиций

Дом татарского классика расположен в двух шагах от Татарского государственного театра драмы и комедии им. К.Тинчурина, с 1993 года здесь открылся музей композитора.

История дома, в котором расположен наш музей, до конца не изучена. Известно, что он открылся во дворовом флигеле старинного особняка на Большой Лецкой, так называлась эта улица в XIX – начала XX вв. Построил это здание в 1904 году известный архитектор Амлонг для Клуба Общества служащих в правительственных и общественных учреждениях. В народе он был известен под названием "нового" или "чиновничьего" клуба. "Cословные" клубы в то время в Казани имели дворяне, купцы, приказчики. В здании музея некогда обитал обслуживающий персонал клуба. Позже в этом здании располагался академический театр Галиаскара Камала вместе с труппой оперного театра до переезда в их собственное здание на площади Свободы. А после того, как академический театр переехал на озеро Кабан в свое новое здание, этот дом перешел театру музыки и драмы имени Карима Тинчурина, а в пристрое разместилось общежитье для артистов. Уверена, этот дом таит в себе много неразгаданных тайн.

Музей основан в 1987 году, был открыт 25 июня 1993 года. 6 лет потребовалось для его открытия, потому что он все это время был жилым домом, его жильцы были расселены лишь в 1990 году. Потом, естественно, потребовалось какое-то время для создания самой музейной экспозиции.

Личных вещей композитора сохранилось очень мало: черно пианино фирмы "Georg Hoffmann" (Берлин, конец XIX - начало XX вв.), черный круглый винтовой стул, дирижерская палочка. Они бережно хранятся в Белой мемориальной комнате композитора, в самом сердце музейной экспозиции. Многие предметы того времени скрупулезно собирались непосредственно художниками, работавшими над созданием музея, Александром Леухиным и Владимиром Нестеренко. В поисках будущих экспонатов организовывались рейды по казанским квартирам, давались объявления по телевидению, радио. В умелых руках экспонаты "ожили", "заговорили". Все это показано в инсталляциях.

Музей композитора – это словно сменяющиеся друг за другом театральные декорации к рассказу о жизни и творчестве Салиха Сайдашева, об эпохе, в которой он творил. При этом рассказ ведут не только экскурсоводы, но и сами уникальные экспонаты того времени. Так, старый сундук хранит семейный уклад традиционной татарской семьи, шкаф, торговая лавка и вывеска "Сайдашев - Хамитов", старые весы и деревянные счеты повествуют о происхождении композитора, рояль – о первых шагах в музыке, радиотарелка ассоциируется не только с его профессиональными шагами на радио в должности музыкального редактора. С началом радиовещания в Казани имя Салиха Сайдашева и музыка его дошли до всех уголков огромной страны - от больших городов до далеких деревень.

С этих лет начинается и большая концертно-гастрольная деятельность Сайдашева, которая продолжалась до конца жизни. Как вспоминала ныне покойная супруга племянника композитора Дильбар Саитова-Ахмерова, он объездил многие республики Советского Союза не только как композитор, но и как пианист и дирижер. Привлекает внимание два разноцветных стула, связанных ленточкой. Так авторы музейной композиции представили семейную жизнь композитора. Белый стул означает счастье, а черный - горе и беду. Ленточка - это тот очень короткий срок, за который Салих узнал и что такое самое большое счастье, и что такое самое большое горе в жизни. Со смертью его жены Валентины перевернулась вся его жизнь, а вот и перевернутое зеркало, образно демонстрирующие трагедию в семье.

Есть здесь и особо ценные веши. Например, подлинные страницы дневника ученицы композитора Фатимахизухры Султановой (1918-1919), в которых она рассказывает о любви к своему учителю, а рядом история этого романа, изложенная Амирханом Еники на основе этих воспоминаний, или крышка от злотых часов, подаренных Салиху Сайдашеву от народного комиссара обороны К. Ворошилова за исполнение своего "Марша Красной Армии". Но главное в музее - это редкие фотографии из жизни семьи композитора и его близких. В экспозиции представлен портрет матери Салиха Сайдашева Махубжамал, фотография Шигаба Ахмерова, Габдуллы Тукая.

Золотой фонд музея составляют личные вещи композитора и его наследие. Салих Сайдашев написал музыку более чем к 60 спектаклям. Судьба этого богатого наследия сложилась драматично, большая часть его произведений утеряна. Однако уникальный фонд - 16 музыкальных фрагментов из произведений композитора – хранится в запасниках музея. Среди них единственное дошедшее до наших дней музыкальное произведение, а точнее отрывок из увертюры к музыкальной драме Фатхи Бурнаша "Тахир и Зухра" ("Восточный балет"), где дирижирует сам Салих Сайдашев. Увы, остальные произведения, записанные в его исполнении, были уничтожены в радиокомитете в целях пожарной безопасности.

В музее также есть последние произведение композитора "Песни мои" в исполнении Хайдара Бигичева. Также хранятся и дары известных татарских композиторов, поэтов, среди которых авторский экземпляр партитуры симфонического произведения в четырех частях Алмаза Монасыпова "Музыкальное приношение С.Сайдашеву" с автографом, сборник фортепианных пьес (20 произведений) Еникеева Рената Ахметовича "Сайдашстан" на темы композитора С.Сайдашева и поэма "Сайдаш" Файзуллина Равиля Габдрахмановича.

В музей приходят не только почитатели творчества Салиха Сайдашева. Поддержать во время экскурсии интерес , нас, студентов вузов, горожан, мало знающих о жизни и творчестве композитора, достаточно сложно. Однако, посетив музей однажды, возникает желание возвратиться туда вновь, ибо там сохранена удивительная атмосфера этого дома и изумительный мир музыки великого татарского композитора.

Наиболее яркие фрагменты экспозиции.


Пианино “PETROF”, принадлежавшее дирижеру Натану Рахлину.

Дирижерская палочка С.Сайдашева

Казань. Начало века. Рождение С.Сайдашева

Торговая лавка отца. Детство


Экспонаты к музыкальному спектаклю С.Сайдашева - Ф.Бурнаша

“Тахир и Зухра” (“Восточный балет”).

Экспонаты к музыкальной драме С.Сайдашева - К.Тинчурина “Голубая шаль”.

Экспонаты к музыкальной драме С.Сайдашева - Т.Гиззата “Наемщик”.

С.Сайдашев “Марш Советской Армии”.

Мемориальная

“Белая комната”.


5. Научная и образовательная деятельность. Музейные проекты

Музеем предлагается принять участие в научной и образовательной деятельности:

исследовать жизнь и творчество С. Сайдашева, участвовать в издании Полного собрания сочинений Салиха Сайдашева и книг о композиторе, также принять участие в Сайдашевских чтениях, в Творческих вечерах, презентациях, концертах композиторов и исполнителей; пройти музейную практику (для студентов казанских вузов и училищ) или образовательные программы о музыкальном искусстве (для детей, юношества, молодежи).

Совет общественности

При музее создан Совет общественности, в который входят артисты, деятели науки и культуры, ветераны сцены, родственники С. Сайдашева, почитатели его творчества. Заседания проводятся ежемесячно в последнюю пятницу (начало в 17.00).

Также представлены музейные проекты.

"Эта коммунальная квартира- эта коммунальная страна"

Проект посвящён истории дома 13 по улице Горького, где располагается музей Салиха Сайдашева, и судьбам его жильцов, среди которых, кроме Сайдашева, немало выдающихся деятелей татарской культуры.

"Безмерно опасен, безумно прекрасен…"

Проект посвящён музыкантам и музыкальным произведениям, которые когда-то были запрещены, но по прошествии времени становились классикой. Это жизнь и творчество Баха, Моцарта, Шостаковича, Шнитке, Сайдашева, "Биттлз", история менуэта, вальса, твиста, рок-н-ролла и т. д. Целевая аудитория - старшеклассники и студенты.

Фестиваль: "Без Тукайлар, без Сайдашляр"

Фестиваль детей школьного возраста, пишущих музыку или стихи. Цель - выявить таланты и обратить на них внимание общественности, Союза композиторов и Союза писателей Татарстана.

"Мы учимся слушать музыку"

Цикл лекций-концертов предназначен для учащихся средних школ. Тема года - "Выразительные средства в музыке".

Проводятся силами учащихся Средней специальной музыкальной школы при Казанской Государственной консерватории в течение учебного года ( вторая среда каждого месяца).

"Из истории музыкальных инструментов"

Проект посвящён истории создания музыкальных инструментов, их изменениям в процессе исторического развития, музыкальным произведениям - типичным и наиболее характерным для этих инструментов. Предназначен для школьников младших и средних классов.

Подробнее о всех этих проектах можно узнать при посещении музея.

Заключение

Салих Сайдашев – это имя в истории, это человек - основоположник татарской профессиональной музыки, создатель нового в татарском национальном искусстве жанра - музыкальной драмы. Он - первый татарский дирижер, педагог, пианист, автор музыки к спектаклям Татарского Государственного Академического театра им. Г. Камала. До сих пор никто не сравнялся с ним по тому огромному объему, продуктивности и своевременности работы, проделанной им в начале становления нашей музыкальной культуры.

Проделанная мной работа после посещения музея, сбор материалов, раскрытие старых архивов и их анализ- это не просто культурологический отчёт, а также попытка отдать дань неоспоримой гениальности Сайдашева. Надеюсь, у меня получилось сделать и первое, и второе.

Список используемой литературы

1. Д. З. Саинова – Ахмерова. Салих Сайдашев. Казань, Татарское книжное издательство, 1999

2. Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. Казань. Таткнигоиздат 1985.

3. Султанбеков Б.Ф., Малышева С.Ю.Трагические судьбы. Казань, Таткнигоиздат, 1996.

4. Казанские ведомости. Сайдашев успел увидеть внуков. 10.04.2008 Выпуск № 67/68

5. http://www.museum.ru/M2175#web

6. http://www.kzn.ru/page3321.htm

7. http://www.peoples.ru/art/music/composer/salikh_saidashev/

8. http://info.tatcenter.ru/culture/55883.htm