Реферат: Деятельность адвоката в конституционном суде

Название: Деятельность адвоката в конституционном суде
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МВД РОССИИ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: Деятельность адвоката в конституционном суде

ДИСЦИПЛИНА: Адвокатура
Выполнил: слушатель гр. Ю-126
Склянов О.В.
Проверил: Шарихин А.Е.
МОСКВА
2009 г

Оглавление

Введение

1. Конституционное судопроизводство

2. Участие адвоката в подготовке слушания дела в Конституционном суде РФ

3. Судебное разбирательство в Конституционном суде РФ

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Происходящая в России демократизация политической и экономической системы, конституционное провозглашение правового социального государства вызывает необходимость коренной реорганизации форм и методов деятельности правовых институтов и добровольных объединений, связанных с защитой прав и законных интересов граждан. Важнейшее место в этом процессе занимает совершенствование адвокатуры — института гражданского общества, который теснейшим образом связан с охраной прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Адвокатура это важнейший правовой институт любого государства, стоящий на защите основополагающих прав граждан и их объединений. От того, насколько она сильна, организованна, законодательно защищена, в значительной степени зависит уверенность каждого гражданина в своем благополучии, в успехе предпринимательства.

1. Конституционное судопроизводство

Конституционный суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционное правосудие — относительно новый для России институт защиты прав и свобод граждан. 12 июля 1991 г. Съездом народных депутатов был принят первый Закон о Конституционном суде Российской Федерации, в соответствии с которым 29 октября 1991 г. внеочередным, Пятым Съездом народных депутатов был избран первый состав Конституционного суда. Работая на основе закона, Конституционный суд накопил опыт разрешения спорных вопросов и совершенствования собственных процедурных вопросов. Указом Президента «О Конституционном суде Российской Федерации» от 07.10.93 г. деятельность Конституционного суда РФ была приостановлена, и 21 июля 1994 г. был принят новый Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации», устранивший выявленные недостатки прежнего закона, особенно в вопросах процедуры. В частности, полнее стали изложены принципы Конституционного судопроизводства: независимость, коллегиальность, гласность, язык судопроизводства, устность разбирательства, непрерывность судебного разбирательства, состязательность и равноправие сторон.

Конституционный Суд РФ обладает широкими полномочиями, реализация которых призвана обеспечивать в стране режим конституционной законности, от уровня которой зависит действенность защиты граждан, государства и общества в целом.

Важность задач, стоящих перед Конституционным судом, подчеркивается тем, что в качестве представителей сторон допускаются лица, имеющие ученую степень по юридическим специальностям. Исключение делается только для адвокатов. Закон считает их достаточно подготовленными для столь важной миссии. Учитывая высокую сложность конституционного судебного контроля как с содержательной, так и процессуальной точек зрения, признание за адвокатами высокопрофессиональных качеств имеет большое значение для усиления роли адвокатуры в защите прав и свобод граждан.

Конституционное судопроизводство отличает ряд особенностей.

Во-первых, Конституционный суд не ставит своей задачей установку фактических обстоятельств дела, занимаясь этим только в той мере, в какой эти обстоятельства могут повлиять на оценку конституционности оспариваемого закона или отдельных его положений. Поэтому задача адвоката сводится в этом вопросе к приведению убедительной правовой и научной аргументации своей позиции, попытке помочь Суду найти оптимальное научно обоснованное решение.

В Конституционном суде очень ограничены возможности выбора тактики отстаивания интересов клиента. Во-первых, публичность, яркость выступления в Конституционном суде не оказывают такого влияния, как в обычных судах. Необходимо уметь моделировать ситуацию и находить решение, строго обоснованное законом.

Во-вторых, конституционный процесс, в отличие от других видов процессов, достаточно скоротечен. Всего одна инстанция. Решения Конституционного суда окончательны и не подлежат обжалованию и опротестованию. И поэтому адвокат лишен возможности оставить какие-то доводы на будущее или впоследствии чем-то дополнитьсвои доводы. Их необхо­димо изложить суду сразу, иначе можно не изложить совсем.

В-третьих, у Конституционного суда нет прописанной процедуры исполнения его решений, т.е. отсутствует механизм принуждения государственных органов и их должностных лиц к выполнению решений Конституционного суда, если они добровольно ему не подчиняются. Нередки случаи повторных обращений в Конституционный суд по одному и тому же вопросу, т.к. первое решение никем не было выполнено. Зачастую положительное решение Конституционного суда означает новое разбирательство, в основном, судебное, того дела, по которому был применен нормативный акт, признанный неконституционным.

В-четвертых, защита конституционных прав и свобод в конституционном процессе реализуется не только через отстаивание прав конкретного человека, а и в форме защиты прав и свобод всех лиц, по отношению к которым может быть применен оспариваемый правовой акт, т.е. всегда защищаются, в общем, публичные интересы.

Например, Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в одной из своих статей гласил, что заведующий кафедрой может исполнять эти обязанности до 65 дет. Два человека обратились в Конституционный суд, и этот пункт Закона был отменен, а действие этого решения распространилось на десятки тысяч людей по всей стране.

Напомним, что Конституционный суд рассматривает следующие категории дел:

1) дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов всех ветвей государственной власти (законы, указы Президента, постановления Правительства и др.);

2) дела по спорам о компетенции между Федерацией и субъектами, между ветвями федеральной власти и т.п.;

3) дела о соответствии Конституций и уставов субъектов Федерации Конституции РФ;

4) дела о соответствии договоров между федеральным центром и субъектами о разграничении полномочий и др.;

5) дела о конституционности законов по жалобам о нарушении конституционных прав и свобод граждан;

6) дела о не вступивших в силу международных договорах РФ и договорах субъектов Федерации;

7) заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения в отношении Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

8) дела о толковании Конституции.

В разбирательствах по всем перечисленным делам может участвовать адвокат, т.к. поле его деятельности в Конституционном суде достаточно широко.

2. Участие адвоката в подготовке слушания дела в Конституционном суде РФ

Один из важных этапов работы адвоката в Конституционном суде составляет стадия подготовки дела к слушанию. На этой стадии необходимо выбрать вариант позиции по делу, подобрать доводы в ее обоснование, определить круг возможных свидетелей, специалистов, экспертов, подлежащих вызову в Суд, определить перечень документов, которые необходимо будет найти и представить Суду.

Начать эту стадию необходимо с рассмотрения вопроса, имеет ли право на обращение в конституционный суд лицо, чьи интересы адвокат представляет.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде», все физические лица имеют право на обращение в Конституционный суд, если их конституционные права затронуты. Но лица, не достигшие 16 лет, а также недееспособные самостоятельно обратиться в Конституционный суд не могут. Суд их жалобу не примет к производству. От их имени в Конституционный суд должны обращаться их законные представители.

Несмотря на то, что в ч. 1 ст. 96 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде» записано право граждан на обращение, практика Конституционного суда не ограничивает права иностранных граждан и лиц без гражданства на обращение в Конституционный суд, если их конституционные права нарушены каким-либо правовым актом.

Далее необходимо убедиться, что отсутствуют обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в Конституционном суде.

Во-первых, вопрос может быть не подведомствен Конституционному суду (п. 1 ч. 2 ст. 40 ФКЗ о КС). Если это обстоятельство очевидно, то уже секретариат уведомит заявителя об отказе принятия дела к рассмотрению. Если обстоятельства не очевидны, но присутствуют, то решение по этому вопросу принимает сам Суд.

Но необходимо учитывать, что не принятые Конституционным судом материалы направляются им по подведомственности, и там, где они получены, к ним относятся более внимательно, чем если бы они поступили туда обычным путем.

Во-вторых, необходимо проверить, не рассматривался ли ранее аналогичный вопрос Конституционным судом. Если рассматривался и состоялось итоговое решение, то Конституционный суд откажет в принятии жалобы, а если в производстве уже находится аналогичное дело, то он может их объединить в одно.

Отказ в принятии дела Конституционным судом не исключает повторного обращения в Суд по этому же вопросу, но только в случае, если существенно изменились обстоятельства.

Убедившись в отсутствии обстоятельств, препятствующих рассмотрению жалобы в Конституционном суде, адвокат должен убедиться, что жалоба допустима и есть законные основания к направлению ее в Конституционный суд РФ.

В соответствии со ст. 36 ч. 2 ФКЗ «О Конституционном суде», основанием для рассмотрения дела в порядке Конституционного правосудия является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции закон или иной нормативно-правовой акт, договор между органами государственной власти Федерации и ее субъектов и другие вопросы, рассмотрение которых входит в концепцию Конституционного суда РФ. Однако эта норма касается суда в общем. Заявитель и его адвокат должны помнить, что, в соответствии со ст. 37 ФКЗ, в обращении необходимо указывать конкретные основания обращения и свою позицию по этому вопросу. Жалоба должна устанавливать факт, что оспариваемый правовой акт затрагивает конституционные права и свободы граждан, а кроме того, применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого заверено или начато.

Если по ходатайству адвоката с запросом в Конституционный суд обращается другой суд, то в этом запросе должно прозвучать прямое заявление о том, должен или не должен применяться этот нормативно-правовой акт и конституционен ли он.

Перейдем к вопросу о сроках обращения.

Возможность обращения в Конституционный суд ограничена определенными сроками. Заявитель вправе оспаривать конституционность правовых актов только со дня их официального опубликования, а международных договоров — со дня их вступления в действие. Заявление о даче заключения по запросу Совета Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления может быть подано в течение месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения (ст. 109 ФКЗ). По спорам о компетенции Конституционный суд принимает ходатайства по истечении одного месяца после письменного уведомления заявителем органа или должностного лица о нарушении им компетенции заявителя (ст. 93 ФКЗ).

Если нормативный акт или другой документ принят до 1993 г., т.е. до вступления в силу Конституции РФ, он может быть обжалован только по содержанию норм (ст. 86 ФКЗ).

Указанные сроки носят пресекательный характер, и адвокат может строить свою позицию на факте их нарушения.

Вопрос об оплате государственной пошлины регулируется Федеральным конституционным законом «О Конституционном суде РФ», и лишь в вопросе о льготах применяется положение Федерального закона РФ «О государственной пошлине» в редакции от 31.12.1995 г. с последующими изменениями и дополнениями.

При направлении обращения в Конституционный суд должна быть оплачена государственная пошлина в размере, установленном в ст. 39 ФКЗ. Нарушение требования об уплате госпошлины является основанием для возвращения обращения заявителю.

От уплаты госпошлины освобождаются лица, перечисленные в ст. 5 Закона о госпошлине. Кроме того, не облагаются пошлиной запросы судов, запросы о толковании Конституции, ходатайства Президента РФ по спорам о компетенции, если он не является их стороной, а также запросы о даче заключения в порядке п. 7 ст. 125 Конституции (часть 3 ст. 39 ФКЗ).

Конституционный суд вправе своим решением освободить гражданина с учетом его материального положения от уплаты госпошлины или уменьшить ее размер. Подача соответствующего мотивированного заявления допускается на любой стадии процесса. По результатам его рассмотрения суд выносит определение (параграф 68 Регламента Конституционного суда Российской Федерации).

Госпошлина, уплаченная при обращении в суд в размере, установленном законом, действовавшим в тот период времени, не может быть пересмотрена в сторону увеличения ни при каких обстоятельствах.

Судебные расходы, связанные с рассмотрением дел в Конституционном суде, стороны несут за свой счет. В ст. 100 ФКЗ о Конституционном суде РФ говорится о том, что по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод, если закон или отдельная его статья признаны неконституционными, судебные расходы подлежат возмещению в установленном порядке. Правда, такой порядок до настоящего времени не установлен. Судебной практики также нет. Можно обратиться в суд общей юрисдикции с иском к проигравшей стороне, т.к., согласно сложившейся практике, расходы оплачивает проигравшая сторона.

Что касается текста обращения в Конституционный суд, то основные требования к нему закреплены в ст. 37 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ. Оно должно быть составлено в письменной форме, подписано самим заявителем либо уполномоченным лицом. Обращение непременно должно быть адресовано непосредственно Конституционному суду, т.к. если оно будет направлено Председателю или судье, то они будут рассматривать его как письмо во внесудебном порядке. Органом конституционного контроля является только сам Суд в полном составе.

В обращении указываются полные данные заявителя. Отдельно указываются данные представителя со ссылкой на все документы (например, ордер юридической консультации для адвоката или диплом ученой степени для представителя-неадвоката).

Обращение должно включать полное официальное наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, на который подана жалоба, и приводятся нормы Конституции РФ и Федерального Конституционного закона о Конституционном суде РФ, дающее право на обращение в Суд.

В описательной части указывается точное и полное название, номер, дата принятия и опубликования, источник опубликования и иные сведения об акте, подлежащем проверке, либо о положениях Конституции, о толковании которых просит заявитель.

В мотивировочной части излагается позиция заявителя и дается ее правовое обоснование, в котором адвокату необходимо помимо ссылок на букву и дух Конституции РФ привести соответствующие научные доктрины, включая зарубежные, международную практику и практику других государств в области регулирования подобных споров.

Резолютивная часть должна содержать четкое требование заявителя к Конституционному суду. Эту часть документа рекомендуется формулировать аналогично тому, как составляются резолютивные части итоговых решений самого Суда о признании неконституционными законов, иных нормативных актов или соответствующих договоров.

Завершается обращение перечнем прилагаемых к нему документов, который должен состоять из:

а)документа, подлежащего проверке;

б)документа, подтверждающего полномочия представителя (только в подлиннике);

в) документа, подтверждающего факт применения оспариваемого правового акта;

г)документа, подтверждающего позицию обратившихся;

д)квитанции об уплате госпошлины;

е)списков свидетелей и экспертов, которых необходимо, по мнению заявителя, заслушать в судебном заседании;

ж)в случаях, не терпящих отлагательства, заявительможет ходатайствовать перед Конституционным судом до принятия решения, чтобы Суд обратился к соответствующим органам или должностным лицам с предложением о приостановке действия оспариваемого акта, что разрешено Суду ст. 42 Закона.

Если обращение не соответствует требованиям ст. 37 или к нему не были приложены документы, прямо перечисленные в ст. 38 этого Конституционного закона, суд не вправе отказать в принятии его к рассмотрению, так как в ст. 43 приведен исчерпывающий, то есть не подлежащий расширительному толкованию перечень оснований отказа. Но это заявление также и не может быть принято Судом, поскольку имеет недостатки, которые могут быть устранены только самим заявителем. Поэтому заявитель просто должен устранить имеющиеся недочеты в обращении и после этого вновь может направлять материалы в Конституционный суд, а чтобы этих недочетов не было, адвокат должен подключится к составлению документов на первоначальном этапе.

Адвокат и его доверитель вправе также не согласиться с решением секретариата Суда о несоответствии обращения требованиям Закона и настаивать на рассмотрении дела по существу. В этом случае в Суд должно быть подано соответствующее заявление, в котором необходимо обосновать свое несогласие с позицией секретариата. Данное заявление и обращение в Суд проверяются судьей или несколькими судьями, и результаты проверки докладываются на пленарном заседании состава Суда не позднее месяца со дня поступления заявления. Если решение секретариата будет признано необоснованным, Суд выносит решение о принятии обращения к рассмотрению. Если Суд сочтет, что секретариат прав, то это тоже подтверждается решением Суда, которое уже окончательно и пересмотру не подлежит. Заседания Конституционного суда могут быть открытыми или закрытыми. Если рассматриваются сведения, которые могут повредить клиенту в результате огласки, адвокат может ходатайствовать о закрытых судебных заседаниях.

То же имеет место, если вопрос касается государственной тайны.

Если в ходе заседаний Конституционного суда заявителю или адвокату потребуются дополнительные свидетели или документы, то он вправе обратиться с ходатайством об их вызове или истребовании документов. Не все ходатайства Суд обязан удовлетворять, но если оно достаточно мотивировано, то Суд, как правило, его удовлетворяет.

3. Судебное разбирательство в Конституционном суде РФ

Судебное разбирательство в Конституционном суде происходит, как правило, на основе состязательности (за исключением дел о толковании Конституции).

В некоторых юридических источниках появилось мнение, что процесс в Конституционном суде отличается от других процессов тем, что стороны связаны как бы общей целью в виде отстаивания конституционных положений, но с разных позиций. Считаем это положение принципиально неверным, т.к. конституционный процесс не менее напряжен и внутренне наполнен конфликтами, чем любой другой. Этим определяется то, что к процессу в Конституционном суде адвокат должен готовиться еще более тщательно, чем к обычным процессам, т.к. решение, которое он получает, распространяется не только на его клиента, а может затронуть большие массы людей. Поэтому в процессе необходимо учитывать все: квалификацию судей, квалификацию других участников процесса, мировую практику и т.д.

В судебном заседании необходимо строго соблюдать Регламент Конституционного суда. Это относится как к обращению к судьям («Ваша честь», «Уважаемый Суд», «Уважаемый судья», «Уважаемый Председательствующий), так и к ведению дела. В Конституционном суде нельзя ссылаться на документы и обстоятельства, не исследованные Конституционным судом в судебном заседании, нельзя делать политических заявлений, нельзя допускать оскорбительных высказываний в отношении государственных органов и их должностных лиц, общественных объединений и отдельных граждан.

Необходимо уяснить, что Регламент Конституционного суда запрещает судьям прерывать чьи-либо показания репликами или комментариями.

Если представителей в процессе несколько, то адвокат, как более опытный, должен взять на себя функции координации действий. Необходимо заранее определить роли участников, чтобы они могли четко изложить факты и предъявить документы в необходимой последовательности. Адвокат должен контролировать полноту освещения проблемы и дополнять, если это необходимо. Особой деликатности требует заявление об отводе судьи. Эту часть задачи лучше всего взять на себя адвокату. Необходимо помнить, что в Конституционном суде нельзя выразить недоверие всему составу суда. Другого Конституционного суда в России нет. Можно выразить недоверие только какому-нибудь судье на основаниях, строго перечисленных в Законе. В отличие от других судов, в Конституционном суде может быть еще основание — участие судьи в принятии оспариваемого акта.

Отвод судьи в Конституционном процессе возможен на любой стадии.

Как и в любом процессе, в конституционном имеет место выступление сторон, заявление ходатайств, заключительное выступление адвоката. Отличие состоит в том, что после того, как состоялось итоговое решение по делу или вынесено определение об отказе в принятии вопроса к рассмотрению, адвокат может обратиться с ходатайством об официальном разъяснении акта Суда, если не ясна его суть в целом или отдельные положения.

Как и в любом другом процессе, Закон предоставляет право участникам процесса знакомиться с протоколом и стенограммой заседания Суда и привносить в них свои замечания.

Заключение

В России при наличии традиционного правового нигилизма отношение к адвокатуре и адвокату было и подчас остается в определенной степени негативным, особенно со стороны правоохранительных органов. Адвокат часто воспринимается как лицо, защищающее преступника или неправое дело. Между тем главное предназначение адвокатуры состоит в оказании юридической помощи всему обществу и его членам и защите прав и свобод . Адвокат защищает закон от произвола, а поэтому деятельность адвоката отвечает как интересам конкретного гражданина или организации, так и публично-правовым интересам государства и общества в целом. В последнее время это многие осознали, и отношение к адвокатуре в обществе хотя и медленно, но меняется. Это заставляет власть очень осторожно относиться к вопросам законодательного реформирования адвокатуры.

Список используемой литературы

1. Конституция РФ (принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) с изм. и доп.

2. Федеральный конституционный закон «О конституционном суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ с изм. и доп.

3. Федеральный закон «О государственной пошлине» от 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ.

4. Смоленский М.Б. Адвокатская деятельность и адвокатура в РФ. Серия «Высшее образование», Ростов на Дону «Феникс», 2004.