Реферат: Генетика человека 3
Название: Генетика человека 3 Раздел: Рефераты по медицине Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Согласовано Замдиректора по УВР 30 августа 2009 г. Гулькевичский район МОУ СОШ № 14 с. Соколовского Авторизованная программа элективного курса Генетика человека. 11 класс Составила: Воронкина А.Е., учитель биологии I категории Программа разработана на основе элективного курса «Хромосомы и пол». автор И.Д. Чермошенцев Изд. «Учитель», г. Волгоград, 2007 г. Эксперты: ____________________________________________________________ (специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.) ____________________________________________________________________________________ (специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.) ___________________________________________________________________________________ (специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.) 2009/2010 Пояснительная записка Программа курса предназначена для профильной подготовки учащихся 10–11 классов. Рассчитан на 34 часов (1 час в неделю). Вид элективного курса: предметно-ориентированный. Программа предполагает углубленное изучение отдельных тем и разделов курса «Общая биология», таких как «Учение о клетке», «Размножение и развитие организмов», «Основы генетики и селекции». Данная программа представляет собой курс углубленного изучения основ наследственности и факторов, определяющих развитие человеческого зародыша в существо мужского или женского пола; причин наследственных болезней и девиантного (отклоняющегося) поведения. Предлагаемая программа может изучаться как самостоятельный курс и проводиться параллельно с уроками общей биологии. Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и поэтому помогает решать важные учебные задачи, систематизируя, углубляя и расширяя биологические знания. Цель курса состоит в систематизации, подкреплении и расширении знаний об основных свойствах живого: наследственности, изменчивости, размножении, росте и развитии и их проявлениях в организме человека. Задачи курса: 1) систематизировать и углубить научно-понятийный аппарат, основные биологические положения; 2) расширять биологические знания через исторический обзор, изучение персоналий и толкование ряда вопросов; 3) углубить знания о происхождении половых различий, детерминации пола и поддержании соотношения полов в популяции; 4) показать значение в раскрытии механизма наследования и определения пола цитологических и генетических знаний; 5) познакомить с наследственными заболеваниями человека и их причинами, с различными видами девиантного полоролевого поведения и причинами их возникновения; 6) сформировать потребность в приобретении новых знаний и способах их получения путем самообразования; 7) научить умению вести научную дискуссию, эвристическую беседу. Содержание учебного материала программы соответствует целям профильного обучения и в определенной степени дополняет учебную программу, благодаря чему обеспечивает знакомство с отраслями биологии, медицины, с медицинскими специальностями; готовит учащихся к выпускным и вступительным экзаменам, вхождению во взрослую жизнь. В результате обучения учащиеся должны: 1) приобрести новые дополнительные знания по биологии (сверх базового уровня); 2) осознать свою индивидуальность, научиться бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих; 3) научиться толерантному отношению к людям с девиантным полоролевым поведением; 4) расширить свои представления о профессиях. Основными формами и методами изучения курса являются лекции, семинары, защита рефератов, практикумы по решению задач, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией. Предусматривается и индивидуальная форма работы. Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды заданий, в том числе и тестовых. Измерителем обученности учащихся могут быть: альтернативные задания, биологический диктант, обобщающие вопросы и задания, тесты. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование у них творческих умений. У с л о в и я для реализации программы: 1) кабинет биологии; 2) иллюстративный, справочный материал, научная и методическая литература; 3) наличие дидактического и раздаточного материала; 4) компьютер, мультимедийные уроки. Содержание курса I. Введение. (1 час) Цели и задачи курса. История вопроса пола: Аристотель, Леонардо да Винчи, А. Везалий. К. Бэр: «Все живое из яйца». Вводная диагностика. II . Клетка как основа жизни (3 часа) Клетка – структурная и функциональная единица жизни. ДНК и синтез белка. Деление клетки. Ошибки в наследственной программе – мутации. II I . Существуют ли «гены сексуальности»? (10 часов) Гаметы, их отличие от соматических клеток. Гаметогенез. Фазы сперматогенеза. Строение сперматозоида. Овогенез, его фазы. Особенности строения яйцеклеток животных и человека. Овуляция. Гуморальная регуляция овуляции. Оплодотворение, его фазы. Хромосомы – носители наследственной информации. История открытия хромосом. В. Гофмастер, А. Вейсман. Хромосомы, их строение и типы. Кариотип человека – мужчин и женщин. Хромосомные аномалии. Мужчины и женщины, их хромосомы. Аномалии половых хромосом. Аномалии аутосом. История открытия нуклеиновых кислот. И.-Ф. Мишер, Р. Альтман, Д. Уотсон, Ф. Крик, М. Уилкинс, их вклад в изучение ДНК. ДНК и наследственность. Строение и значение ДНК. Репликация ДНК: правило Чаргаффа, сущность принципа комплементарности. Эмбриональный период развития. Дробление, его виды и формы. Бластула. Типы бластул. Гаструляция. Типы гаструл. Производные зародышевых листков. Морфологические движения клеток при органогенезе. Раннее развитие млекопитающих. Половое развитие зародыша человека. Открытие партеногенеза: К. Зибольд, И. Даревский. Виды партеногенеза – гаплоидный и диплоидный. Естественный и искусственный партеногенез. Партеногенез и человек. IV . Нарушение определения пола. (10 часов) Наследственные заболевания, их причины: мутации, изменение числа хромосом. Генные заболевания человека. Евгеника. Установление природы заболевания. Аутосомно-доминантное наследование. Аутосомно-рецессивное наследование. Причины нарушения числа хромосом. Тератогены, их влияние на организм. Заболевания, связанные с нарушением числа хромосом: синдром Шерешевского-Тернера, синдром Клайнфельтера, трисомия по половым признакам. Тестикулярная феминизация. Адреногенитальный синдром. Практическая работа № 1. Популяционная генетика человека. Закон Харди – Вайндерга. V. Наследование, сцепленное с полом. (3 часа) Типы определения пола. Соотношение полов. Гомо- и гетерогаметный пол. Типы хромосомных наборов. Сцепленное с полом наследование. Характеристика болезней и признаков, контролируемых генами, локализованными в X- и У-хромосомах. Практическая работа № 2 . Решение задач по генетике. Наследование признаков, сцепленных с полом. V I . «Мальчик или девочка?» (3 часа) Девиации в полоролевом поведении: гомосексуализм, неверная половая идентификация, несформированность полоролевого поведения. Медицинская генетика. Медико-генетическое консультирование. Выбор пола ребенка по желанию. Коррекция пола. Наследственные заболевания, их предупреждение и лечение. VII . Наследственность, среда, болезни. (2 часа) Наследственная природа врожденных сердечно-сосудистых заболеваний. Повреждение эмбриона в период беременности. Алкоголь, курение и другие «факторы риска». VIII . Наследственные признаки и болезни. (2 часа) Группа крови. Резус-фактор. Амбулаторная карточка и генетический регистр. Генотип, болезнь, лекарство.
Литература 1. Адельшина, Г. А., Адельшин, Ф. К. Генетика в задачах. Учебное пособие. – Волгоград: ВГАФК, 2001. 2. Афонькин, С. Ю. Хромосомы и пол // Биология. Приложение к газете «Первое сентября», 2002, № 3–8. 3. Биология . Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / А. С. Батуев, М. А. Гуленкова, А. Г. Еленевский и др. – М: Дрофа, 2000. 4. Биология . Школьный курс. – М.: ACT-ПРЕСС, 2000 (Универсальное учебное пособие). 5. Грин, Н., Стаут, У., Тейлор, Д. Биология: в 3 т. / перевод с англ. – М.: Мир, 1990. 6. Карузина, И. П. Биология. – М., 1972. 7. Кемп, П., Армс, К. Введение в биологию / перевод с англ. – М.: Мир, 1998. 8. Кон, И. С. Введение в ceксологию. – М., 1989. 9. Кузнецова, В. Н. Никотин, алкоголь и наркотики – тератогены // Биология. Приложение к газете «Первое сентября», 2004, № 18–19. 10. Мещерский, И. Г., Феоктистов, Н. Ю. Еще раз про гомосексуализм // Биология. Приложение к газете «Первое сентября», 2004, № 19. 11. Общая биология: учеб. для 10–11 кл. шк. с углубл. изуч. биологии / А. О. Рувинский, Л. В. Высоцкая, С. М. Глаголев и др.; под ред. А. О. Рувинского. – М.: Просвещение, 1993. 12. Петросова, Р. А., Пиленко, Н. П., Теремов А. В. Дидактический материал по общей биологии // Биология. Приложение к газете «Первое сентября», 1996, № 33–39; 1997, № 22–23. 13. Тарасенко, Н. Д., Лушанова, Г. И. Что вы знаете о своей наследственности? – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1991. 14. Чебышев, Н. В., Кузнецов, С. В., Демченко, А. Н., Зайчикова, С. Г. Генетика и онтогенез. Учебное пособие. – М.: ММА им. Сеченова, «Издательство Барс», 1999. 15. Штрабанова, С. Кто мы? Книга о жизни, клетках и ученых. – М.: Прогресс, 1984. 16. Н.В. Хелевин, А.М. Лобанов, О.Ф. Колесова Задачник по общей и медицинской генетике. М. «Высшая школа2, 1984 г. |