Реферат: Пластиковые карточки в платежной системе России

Название: Пластиковые карточки в платежной системе России
Раздел: Рефераты по банковскому делу
Тип: реферат

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Деньги. Кредит. Банки»

на тему: «Пластиковые карточки в Платежной системе России»

Чебоксары 2009г.

Содержание

Глава 1 Понятие, сущность и назначение пластиковых карт в платежной системе 7
1.1. Понятие, основные виды и классификации пластиковых карт 7
1.2. Характеристика участников расчетных отношений на основе пластиковых карт 17
1.3. Основные операции с использованием пластиковых карт 19
1.4. Законодательные основы операций с пластиковыми картами в РФ 22
Глава 2 Оценка использования пластиковых карт в РФ 25
2.1. Анализ состояния рынка пластиковых карт России 25
2.2. Основные проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт 30
Глава 3 Практическое задание 37
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложение 43

Введение

В настоящее время одним из инструментов безналичных расчетов является пластиковая карта. В мире она уже давно превратилась в важнейший инструмент не только банковской системы, но и повседневной жизни. В большинстве экономически развитых стран пластиковая карта является неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг. Проведение операций с помощью платежных карт показывает степень развития банковской системы и общества. Достаточно сказать, что безналичная оплата товаров и услуг в промышленно развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций.

"Пластиковые деньги" или "пластиковые карточки" - широкое понятие, включающее в себя кредитные, расчетные, депозитные и многие другие карточки. Помимо вышеперечисленных, пластиковые карточки используются в качестве визиток, клубных карточек, клиентских карточек постоянных покупателей. Все эти карточки сделаны из пластика - отсюда и их название.

Преимущества, связанные с использованием пластиковых карточек на российском рынке, очевидны. Это, в первую очередь, уменьшение риска потери денег, устранение риска традиционных форм хищений, льготы при получении услуг на предприятиях торговли и сервиса, уменьшение затрат при проведении финансовых операций, в том числе покупок с использованием различных валют.

Очевидны преимущества, получаемые от использования пластиковых карточек предприятиями торговли и сервиса: уменьшение расходов на инкассацию, транспортировку и обналичивание средств, упрощение расчетов с покупателями, а также реклама предприятия. Введение расчетной системы на основе банковских карточек имеет преимущества и для банка: преодоление пространственных ограничений по привлечению и обслуживанию клиентуры; привлечение новых корпоративных и частных клиентов; увеличение оборотных средств; сокращение накладных расходов.

Интерес государства во внедрении расчетов по банковским карточкам тоже очевиден: снижаются колоссальные затраты на инкассацию денежных средств и эмиссию банкнот и монет; упрощается учет движения денег и взимания налогов.

Сложившееся положение на рынке пластиковых карт в нашей стране конечно отличается от ситуации, сложившейся в развитых странах. Безналичные расчеты для таких стран - это норма. В России же население пока доверяет только наличным.

Цель данной курсовой работы – изучить пластиковые карточки в платежной системе России. Ее задачи – рассмотреть понятие, сущность и назначение пластиковых карт в платежной системе, а также законодательные основы операций с пластиковыми картами в РФ, проанализировать состояние рынка пластиковых карт России и исследовать основные проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт.

Глава 1. Понятие, сущность и назначение пластиковых карт в платежной системе

1.1 Понятие, основные виды и классификации пластиковых карт

Механизм действия системы электронных расчетов основан на применении пластиковых карт и включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов, электронные системы расчетов населения в торговых организациях, системы банковского обслуживания клиентов на дому и на рабочем месте.

Пластиковая карта – обобщающий термин, который обозначает все виды карт, разных по назначению, набору оказываемых услуг, а также по техническим возможностям и организациям, их выпускающим.

Важнейшая особенность всех пластиковых карт, независимо от степени их совершенства, состоит в том, что на них хранится определенный набор информации, используемый в разных прикладных программах. Карта может служить пропуском в здание, средством доступа к компьютеру, водительским удостоверением, использоваться для оплаты телефонных переговоров и т.д. В сфере денежного обращения пластиковые карты являются одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов.

В процессе формирования системы электронных денежных расчетов на Западе была создана организация InternationalStandartsOrganisaition (ISO), которая разработала стандарты на внешний вид пластиковых карт; порядок нумерации (образования) счетов; формат магнитных полос; формат сообщения, посылаемого владельцу карточки о его операциях. Членами ISO являются такие крупные эмитенты карточек, как “VISA”, “MasterCard”, “AmericanExpress”.

В настоящее время более 200 стран используют пластиковые карты в платежном обороте. Это позволяет сделать вывод о том, что пластиковые карты являются важнейшим элементом так называемой технологической революции в банковском деле. Именно пластиковые карты в ряде случаев выступают ключевым элементом электронных банковских (и других) систем. Они «вышли на передовые позиции» в организации денежного оборота индустриально развитых стран Запада, постепенно вытесняя чеки и чековые книжки.

Все пластиковые карты, предназначенные для расчетов, могут подразделяться на личные и корпоративные. Банки выдают личные карты частным лицам: своим платежеспособным клиентам, а также другим лицам после анализа их кредитной истории и открытия ими текущего счета в этом банке либо внесения страхового депозита. Корпоративные карты выдаются юридическим лицам под их гарантии и обеспечение также после анализа их платежеспособности. Пользоваться корпоративными картами могут сотрудники организации, получившей карту [6, с. 504].

По функциональному признаку пластиковые карты можно условно разделить на несколько групп:

I. Магнитные карты:

1. Кредитные карты;

2. Платежные (дебетовые) карты;

3. Экзекьютивные (исполнительные) карты;

4. Чековые гарантийные карты;

5. Карты с фиксированной покупательной способностью (могут быть магнитными или иметь перфорацию, нанесенный на карту шифр и другие технологические особенности).

II. Электронные многофункциональные карты:

1. Микропроцессорные:

а) карты памяти;

б) интеллектуальные карты;

в) суперинтеллектуальные карты;

2. Лазерные карты.

Карты с фиксированной покупательной способностью являются самыми простыми. Обычно на них нанесены имя изготовителя, его фирменный знак, имя владельца и его идентификационный код. Все это напечатано или рельефно изображено на лицевой стороне карты. Оборотная сторона может содержать подпись владельца.

Магнитные карты выглядят так же, но имеют на оборотной стороне магнитную полосу, способную хранить около 100 символов (байтов) информации. Информация на магнитной полосе совпадает с записями на лицевой стороне карты (имя, номер счета владельца, дата окончания действия) и может считываться специальным считывающим устройством на обрабатывающих машинах (устройство может также распечатать чек).

Магнитные карты появились более 30 лет назад, первоначально для обслуживания путешествующих бизнесменов. В настоящее время в странах Запада находится в обращении более 2 млрд. таких карт.

Микропроцессорная карта была изобретена в середине 70-х годов XX в., но только в конце 80-х годов появились реальные возможности ее практического использования.

В России рынок пластиковых карт находится в стадии оживления после кризиса 1998 г. и дальнейшего развития.

С точки зрения клиентов, привлекательность карт заключается в следующем:

· С одной стороны, снижение риска (можно не носить с собой большие суммы денег), а с другой – возможность моментально оплатить покупку;

· Не нужно заботиться о конвертировании валюты, это сделает банк, причем так, что клиент выиграет на разнице между курсом обмена в магазине и курсом, по которому конвертацию осуществит банк;

· Строже становятся контроль и планирование бюджета;

· При утере карты достаточно лишь сообщить в банк, чтобы все расчеты по ней были немедленно заблокированы;

· На внесенные в банк деньги (как правило, на средний остаток выше какой-то оговоренной суммы) можно получать проценты;

· Престижность (особенно в тех странах, где карточки пока не стали общеупотребительными), свидетельствующая к тому же об умении обращаться с современными техническими средствами, используемыми в финансовой сфере.

Минусы кредитных карт для клиента связаны прежде всего с затратами, которые он вынужден нести:

· За удобство, которое дает применение карточек, приходится платить;

· Карты принимают не во всех магазинах и других организациях торговли и сферы обслуживания, особенно в странах, которые только вступают на этот путь.

Выигрыш магазина состоит в следующем:

· Можно привлечь больше клиентов, причем состоятельных, и значительно увеличить товарооборот;

· Не нужно заботиться о конвертировании денег и инкассации выручки;

· Гораздо проще решать проблемы безопасности (сметы с подписями владельцев карт, которые остаются в магазине и означают поступление денег на его счет, не представляют интереса для грабителей);

· Человек с картой на руках более склонен совершить покупку, чем владелец наличных;

· Повышается престиж, рейтинг магазина.

Вместе с тем магазину придется пойти и на некоторые дополнительные издержки:

· Нужны начальные затраты на закупку или аренду соответствующего оборудования и последующие текущие затраты на поддержание его в рабочем состоянии, обслуживание;

· Определенную сложность могут представлять процесс авторизации карт, вообще отношения с процессинговым центром, обслуживающим карты данного эмитента.

Банк заинтересован работать с картами исходя из следующих соображений:

· Они позволяют увеличивать объемы привлеченных ресурсов. Имеются в виду, во-первых, те суммы, которые владельцы карт должны положить на свои спецсчета в банке, во-вторых, страховые депозиты, к которым банки прибегают для обеспечения большей надежности «карточных» операций;

· За все операции с картами (покупка, обналичивание, конвертирование) банк, как правило, взимает комиссионные, кроме того, клиент платит за получение самой карты;

· Повышается конкурентный потенциал банка с учетом общемировой тенденции вытеснения из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков, растет авторитет банка как участника инновационных процессов.

Механизм применения карт, о котором говорилось выше, несколько отличается от процедуры использования платежных , или дебетовых , карт , которые представляют собой потенциальную электронную альтернативу наличным деньгам, чекам, кредитным картам в учреждениях розничной торговли.

Дебетовые карты используются для оплаты товаров и услуг путем прямого списания с банковского счета плательщика. Они являются самым простым и универсальным заменителем наличных денег, но не позволяют оплачивать покупки при отсутствии средств на счете клиента. Исключение составляют случаи, когда клиент имеет текущий счет с возможностью овердрафта. Владельцы этих карт обязаны оплачивать счета в полной сумме сразу после получения ежемесячной справки о движении средств на их счете, и лишь при условии выполнения этого требования с них не взимается дополнительная плата [12, с. 70].

Дебетовая карта служит для ее владельца удобным средством выполнения платежных операций путем прямого списания средств с его счета, а не за счет получения ссуды. Главным преимуществом этих карт является удобство оплаты товаров и услуг безналичным путем без ограничения размера платежа лимитом. Разновидность дебетовых карт – карты, предназначенные для пользования банкоматами – электронными банковскими автоматами, с помощью которых можно получить наличные денежные средства в пределах имеющихся на счете клиента сумм, внести наличные деньги на счет, выполнить некоторые другие операции. Карты для банкомата выдаются банком, в котором клиент имеет депозит.

Дальнейшее развитие преимуществ кредитных и дебетовых карт, по мнению западных экономистов, проявляется в так называемых исполнительных , или экзекьютивных , картах . В настоящее время они выдаются только высокооплачиваемым клиентам.

Чековая гарантийная карта – разновидность пластиковой магнитной карты, используемой для гарантии чека клиента – владельца карты. Наряду с преимуществами, обусловившими столь широкое распространение чековой гарантийной карты, ее использование имеет некоторые недостатки. В целом карта ускорила процесс оформления чека для оплаты товаров, однако и сегодня ее владелец затрачивает до 90 секунд на оформление обычной операции. Вместе с тем по чековой гарантийной карте устанавливается ежедневный лимит – предельная сумма платежа, гарантированная чековой картой.

Преимущества названных пластиковых магнитных карт приумножаются при использовании последнего поколения микропроцессорных карт , известных под названием «smartcard».

Микропроцессорную карту называют по-разному: «Memorycard», «Chipcard», «Microcircuitcard», «Smartcard». Размеры ее аналогичны размерам других пластиковых карт. Особенностью же микропроцессорной карты является ее способность надежно сохранять и использовать большие объемы информации. Все электронные карты имеют встроенный микропроцессор и по мощности лишь немного уступают персональным компьютерам.

В настоящее время микропроцессорная карта имеет тот же размер, что и обычная кредитная или платежная карта, в которую встроены микрочипы – микропроцессоры. Увеличенный таким образом объем памяти карты позволяет сохранять и использовать информацию о ее владельце, банковском счете клиента, а также о примерно 200 последних операциях, проведенных с использованием карты. Фактически микропроцессорная карта представляет собой электронную чековую книжку, информацию о произведенных операциях по которой можно считывать с экрана терминала.

Микропроцессорные карты имеют в основном 2-3 зоны, одна из которых секретная. Главным преимуществом микропроцессорных карт по сравнению с обычными картами с магнитной полосой является повышение надежности совершения операций. Микропроцессорные карты практически нельзя подделать или подобрать к ним персональный идентификационный номер.

Кроме того, эти карты располагают энергонезависимой программируемой памятью. Еще одним важным преимуществом микропроцессорной карты является возможность совершать значительно больше видов операций по желанию клиента. Эти карты еще нередко называют многоцелевыми, или многофункциональными. Микропроцессорную карту можно использовать для получения наличных денег со счета владельца карты через банкомат, для оплаты товаров и услуг в организациях розничной торговли и бытового обслуживания, для получения ссуды и т.д. Причем лимит кредитования заранее запрограммирован в микропроцессоре карты, и при каждой новой операции использованная сумма вычитается из общей суммы «покупательной силы» карты. Первое использование карты в следующем месяце после погашения задолженности клиента перед банком автоматически восстанавливает лимит на первоначальном уровне [8, с. 294].

Существуют следующие виды электронных карт:

Карты памяти. Это простейшие электронные карты, обладающие лишь памятью. Память микропроцессорных карт во много раз больше, чем магнитных. При этом информацию можно считывать и перезаписывать многократно. Однако подобного вида еще не является по-настоящему смарт-картой, поскольку все ее «интеллектуальные» возможности поддерживаются терминальным устройством, которое может читать и записывать информацию в память карты.

Смарт-карты (карты с микропроцессором).

Внешние смарт-карты похожи на карты памяти, однако микросхема смарт-карт содержит «логику», что и выделяет эти карты в особую группу интеллектуальных карт. Микросхема смарт-карт представляет собой микрокомпьютер, способный выполнить расчеты подобно персональному компьютеру. Смарт-карты находят все большее применение в повседневной жизни - это и системы контроля доступа, системы защиты от краж, автоматизация логистики, интеллектуальные бесконтактные карты (электронные кошельки, учет времени на рабочем месте и прочие). Смарт-карты по своим надежным и эксплутационным характеристикам значительно превосходят обычные магнитные карточки. Смарт-карты работают в режиме off-line. Проведение любой операции с использованием смарт-карты требует от владельца набора личного пароля. Этот пароль записан на самой карточке, а значит, не требуется процедура доступа к центрам авторизации. Современные смарт-карты имеют мощность, сопоставимую с мощностью персональных компьютеров начала 80-х годов XX в.

Суперсмарт-карты . Примером может служить многоцелевая карта фирмы «Toshiba», используемая в системе «VISA». В дополнение к возможностям обычной смарт-карты данные карты имеют небольшой дисплей и вспомогательную клавиатуру для ввода данных. Эти карты объединяют в себе кредитную и дебетовую карты, а также выполняют функции часов, календаря, калькулятора, осуществляют расчеты по конвертации валют, могут служить записной книжкой. Из-за высокой стоимости суперсмарт-карты не имеют сегодня широкого распространения, однако сфера из применения, вне всяких сомнений, будет расти в силу перспективности подобных карт [7, с. 714].

Магнитные и микропроцессорные карты различаются процедурой их обработки. Магнитную карту при совершении покупки владелец вставляет в специальное считывающее устройство (терминал), набирая персональный идентификационный номер (PIN). Терминал печатает 3 копии чека, в которых расписывается покупатель. Микропроцессорные карты обрабатываются несколько иначе. Карта вставляется в специальное терминальное устройство – POS, оборудованное считывающим устройством для электронных карт. Владелец вводит на клавиатуре свой PIN, а терминал проверяет подлинность и «покупательную силу» карты. Если средств достаточно, то выполняется операция по списанию денег со счета клиента (дебетуется карта) и зачислению средств на счете продавца (кредитуется POS- аппарат).

Таким образом, электронные карты значительно упрощают и ускоряют процесс прохождения платежей, не требуют постоянного использования телекоммуникационных линий связи. Расчеты по таким картам не будут остановлены при неисправности центрального компьюте6ра или других неполадках.

Анализируя проблемы, сопряженные с использованием микропроцессорных карт, экономисты выделяют вопрос их себестоимости. Производственная себестоимость карт с магнитной полосой значительно ниже себестоимости производства микропроцессорных карт. Только после расширения сферы применения микропроцессорных карт их себестоимости может быть снижена.

Разновидностью многофункциональных пластиковых карт являются лазерные карты , в основе создания и применения которых лежат новейшие технологии, в частности лазерное сканирование. Наиболее широко лазерные карты представлены в США. Эти карты могут накапливать большие объемы информации, и с их помощью можно выполнять множество операций – от оплаты товаров и услуг до использования в медицинских целях для диагностики состояния здоровья владельца в любой момент и в любой обстановке. Для этого клиенту достаточно приложить палец к сенсору на карте, и на экране монитора появиться расшифровка показателей состояния его здоровья.

В последние годы практически во всех странах, применяющих пластиковые карты, возрастает число дешевых карт с фиксированной покупательной способностью , так называемые Storevalue– карт, основанных на использовании различных технологических систем.

Сегодня клиенты банков обычно имеют набор карт, которые они могут применять по назначению. В перспективе множество используемых в настоящее время карт будет заменено многоцелевыми картами, а также возможностью осуществлять банковские операции в порядке самообслуживания на дому или на рабочем месте.

1.2 Характеристика участников расчетных отношений на основе пластиковых карт

Банк - эмитент - банк, выпускающий в соответствии с требованиями платежной системы пластиковые карты данной платежной системы.

Банк-эмитент, выпуская карточки и гарантируя выполнение финансовых обязательств, связанных с использованием выпущенной им пластиковой карточки как платежного средства, сам не занимается деятельностью, обеспечивающей ее прием предприятиями торговли и сферы услуг. Эти задачи решает банк-эквайер, осуществляющий весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания карточек: обработку запросов на авторизацию, перечисление на расчетные счета точек средств за товары и услуги, предоставленные по карточкам, прием, сортировку и пересылку документов (бумажных и электронных), фиксирующих совершение сделок с использованием карточек, распространение стоп-листов (перечней карточек, операции по которым по тем или иным причинам на сегодняшний день приостановлены) и др. Банк - эквайер - банк, который организует для торгово-сервисного предприятия услуги по расчетам, производимым покупателями товаров и услуг с использованием пластиковых карточек. Кроме того, банк-эквайер может осуществлять выдачу наличных по карточкам как в своих отделениях, так и через принадлежащие ему банкоматы. Банк может и совмещать выполнение функций эквайера и эмитента. Следует отметить, что основными, неотъемлемыми функциями банка-эквайера являются финансовые, связанные с выполнением расчетов и платежей точкам обслуживания. Что же касается перечисленных выше технических атрибутов его деятельности, то они могут быть делегированы эквайером специализированным сервисным организациям - процессинговым центрам [10, с. 624].

Выполнение эквайерами своих функций влечет за собой расчеты с эмитентами. Каждый банк-эквайер осуществляет перечисление средств точкам обслуживания по платежам держателей карточек банков-эмитентов, входящих в данную платежную систему. Поэтому соответствующие средства (а также, возможно, средства, возмещающие выданную наличность) должны быть затем перечислены эквайеру этими эмитентами. Оперативное проведение взаиморасчетов между эквайерами и эмитентами обеспечивается наличием в платежной системе расчетного банка (одного или нескольких), в котором банки - члены системы открывают корреспондентские счета.
Эквайринг - совокупность банковских услуг, связанных со снятием денег пользователем карточного счета при получении наличных или оплате товара. Сеть магазинов и банкоматов обслуживается процессинговым центром банка-эквайера. Банк-эквайер получает комиссию с этих операций.

Процессинговый центр – совокупность технических средств, позволяющая банку отправлять запросы в процессинговую компанию на предмет наличия средств на счете покупателя (в том случае, если банк выступает как эквайер) или отвечать на запросы процессинговой компании о возможности проведения расчетов по карте, эмитированной данным банком (в том случае, если банк выступает как эмитент) или его банками-агентами.

Процессинговая компания - связующее звено между банками-участниками платежной системы. Обеспечивает связь процессинговых центров банков друг с другом, а также расчеты между банками - участниками платежной системы.

Клиенты – юридические и физические лица, которые используют имеющиеся у них карточки для своих целей – расчетов за покупки, хранения денег, перевозки денег, получения краткосрочного кредита [9, с. 462].

1.3 Основные операции с использованием пластиковых карт

В настоящее время свыше 200 стран развивают банковские услуги на основе кредитных карт, а безналичная оплата товаров и услуг во многих странах достигает 90 % в структуре всех денежных операций.

Банковская кредитная карта (пластиковая) позволяет ее владельцу при покупке товаров или услуг отсрочить их оплату. Для каждого владельца карты определяется лимит кредитования по его ссудному счету, который абсолютно независим от обычного (текущего, сберегательного и др.) счета клиента в банке. Для карт, эмитированных банком, счет ведется в специальном банковском отделении, организующем расчеты с использованием кредитных карт.

Картами могут пользоваться лица, достигшие 18 лет, и при этом не требуется, чтобы на их имя был открыт счет в банке. Поэтому пользоваться кредитной картой могут на равных правах клиенты, имеющие текущие счета и сбережения в банках.

Перед тем как выдать карту, банк или соответствующая компания по выпуску карт предлагает клиенту заполнить специальную форму, содержащую ряд вопросов, касающихся самого клиента и его финансового положения, включая детали предыдущих кредитных операций. Затем на основе этих данных банк определяет сальдо денежных средств на счете клиента и суммы возможных поступлений и списаний со счета. Если финансовое положение клиента удовлетворит банк, то клиенту выдается кредитная карта и устанавливается лимит кредитования.

Кредитная карта размером с визитку содержит информацию о платежеспособности клиента, имя владельца, номер его банковского счета, шифр отделения банка, наименование банка, символы электронной системы платежей, в которой используются карты данного вида, голограмму, срок пользования картой и на ее обороте, на магнитной полосе, подпись клиента [11, с. 540].

К операциям, которые можно осуществить при помощи кредитных карт, относятся: покупка товаров, оплата услуг, получение наличных денежных средств в виде ссуды или аванса от любого банка – члена системы, в которой функционируют карты данного вида. Большую часть кредитных карт можно использовать также для получения наличных денег через банкоматы (автобанки) как внутри страны, так и за рубежом в учреждениях банка, участвующего в соответствующей системе, где применяются кредитные карты. Однако в большей части автоматов сумма получаемых наличных денежных средств ограничена не размерами депозита клиента, а ежедневным лимитом. Это связано с тем, что, выдавая деньги по кредитной карте, банк «в лице автомата» кредитует клиента. Но автомат в отличие от служащего банка не может немедленно проверить платежеспособность клиента и его лимит кредитования (особенно если автомат не принадлежит банку-эмитенту). Данное ограничение касается лишь магнитных карт, поскольку микропроцессорные карты хранят всю необходимую информацию в своей памяти.

Один из видов услуг, предоставляемых при помощи кредитных карт, - бесплатное страхование от несчастных случаев во время путешествий. Оплачивая стоимость поездки при помощи кредитной карты, ее владелец автоматически страхуется на случаи возможного ущерба, повреждений или смерти. Получение возмещения ущерба гарантируется владельцу карты, а в случае смерти – жене и детям, находящимся на его иждивении.

Наиболее распространенной операцией, выполняемой при помощи кредитных карт, является оплата товаров и услуг. Данный метод платежа может быть реализован только в специально оборудованных местах, оснащенных машинами для подготовки чека кассового аппарата, регистрации операции и специального устройства, воспроизводящего символы кредитной карты, которая должна быть акцептована.

Для оплаты товаров карта передается покупателем продавцу, который помещает ее в терминальное устройство вместе с чеком. Затем при включении машины информация, нанесенная на карту выпуклым шрифтом, которая детализирует имя и номер счета владельца, отпечатывается на чеке вместе с именем и адресом продавца. При оформлении крупных покупок продавец обычно связывается по телефону или факсу с компанией или банком, эмитировавшими карту, и выясняет «покупательную силу» карты, т.е. свободный лимит кредитования по карте. Получив необходимую информацию, продавец решает, может ли карта быть акцептована – использована для оплаты товара или услуги. Детали и сумма сделки отражаются на счете, который затем подписывает покупатель. Сравнив эту подпись с той, что находится на карте, и удостоверившись в их идентичности, продавец передает копию чека покупателю и возвращает карту. Продавец пересылает чек в компанию (или банк) через местное отделение банка и таким образом подтверждает платеж, совершенный в момент покупки по компьютерным линиям связи. Специальные устройства для подключения к электронным системам перечисления денежных средств установлены непосредственно в учреждениях розничной торговли. Эти терминальные устройства санкционируют совершение сделки с использованием кредитной карты в тот момент, когда ее владелец набирает персональный идентификационный номер (PIN). Счет кредитной карты дебетуется автоматически, и денежные средства немедленно перечисляются на счет продавца, устраняя, таким образом, необходимость в использовании наличных денежных средств или других бумажных платежных документов (чеков и др.).

Законодательные основы операций с пластиковыми

картами в РФ

Способ расчета с использованием пластиковых карт имеет несколько преимуществ. Во-первых, уровень продаж может вырасти из-за привлечения покупателей, оплачивающих товары с использованием карт. Во-вторых, снижаются расходы на инкассацию и уменьшается степень рисков, связанных с приемом наличных денег. Порядок работы с пластиковыми картами установлен в Положении ЦБ РФ № 23-П. В пункте 1 Положения определено, что деятельность банка, связанная с осуществлением расчетов с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, называется эквайрингом. Банк, производящий эти расчеты, признается эквайером.

Положение ЦБ РФ № 266-П устанавливает правовые режимы трех видов банковских карт: расчетных карт, кредитных карт и предоплаченных карт, причем определение предоплаченных карт дано впервые.

Расчетные и кредитные карты являются средством доступа к банковскому счету, тогда как при выдаче предоплаченной карты банковский счет клиенту не открывается. Расчеты по операциям с использованием предоплаченных карт осуществляются кредитной организацией-эмитентом от своего имени и за свой счет, тогда как расчеты по операциям, совершенным с использованием расчетной или кредитной карты, осуществляются за счет клиента.

Держатели расчетных и кредитных карт имеют права и несут ряд обязанностей перед банком-эмитентом, тогда как держатели предоплаченных карт имеют лишь право требования к кредитной организации-эмитенту по оплате товаров (работ, услуг) или выдаче наличных денежных средств в размере суммы внесенных денежных средств и не несут обязанностей перед эмитентом.

Осуществление расчетов с использованием банковских карт основано на системе договорных связей. Правоотношения между эмитентом и держателем банковской карты регулируются договором о выдаче и использовании банковской карты.Правоотношение между организацией торговли (услуг), принимающей банковские карты, и банком-эквайрером урегулированы в договоре эквайринга. Правоотношения между организацией торговли (услуг) и покупателем (держателем банковской карты) основаны на договоре купли-продажи, договоре подряда или договоре возмездного оказания услуг. Банки-эмитенты и банки-эквайреры имеют договоры об участии в платежной системе с платежной организацией, которая является собственником торговых знаков платежных карт.

При осуществлении платежа с использованием расчетной или кредитной карты обязанность держателя по оплате товара (работы, услуги) считается исполненной лишь после зачисления суммы операции на счет организации торговли и списания денежных средств со счета держателя в банке-эмитенте.

При оплате с использованием предоплаченной карты держатель считается исполнившим свою обязанность по оплате товара (работы, услуги) в момент списания организацией торговли с его карты единиц, которые удостоверяют права требования держателя к кредитной организации-эмитенту по оплате товаров (работ, услуг). То есть держатель уступает принадлежащие ему права требования к эмитенту организации торговли, что является своего родаотступным (ст. 409 ГК РФ). Таким образом, покупатель прекращает свое обязательство по оплате товара (работы, услуги).

В обоих случаях платеж с использованием банковских карт является безотзывным. Держатель может опротестовать платеж, совершенный с использованием банковской карты, лишь в случае утери, кражи либо мошеннического использования карты или ее данных третьими лицами.

Все расчеты по операциям с использованием банковских карт, совершенным на территории Российской Федерации, между банками-резидентами, между банками-резидентами и иными юридическими лицами - резидентами, а также физическими лицами - предпринимателями должны осуществляться только в валюте Российской Федерации. Исключением являются расчеты в иностранной валюте, предусмотренные действующим законодательством и нормативными актами Банка России (пункт 4.2 Положения № 23-П).

Если при совершении операций с использованием банковских карт на счете клиента денежные средства отсутствуют, то осуществление расчетов по таким операциям производится путем предоставления клиенту кредита на соответствующую сумму на условиях договора между эмитентом и клиентом (пункт 4.7 Положения № 23-П).

Правильно оформленный чип (слип) должен иметь реквизиты, предусмотренные в пункте 3.3 Положения № 266-П:

-идентификатор электронного терминала или другого технического средства, предназначенного для совершения операций с использованием платежных карт;

-вид операции;

-дату совершения операции;

-сумму операции;

-валюту операции;

-сумму комиссии (если она уплачивается);

-код авторизации (буквенно-цифровой код, полученный в результате авторизации);

-реквизиты платежной карты (номер карты, персональные данные ее держателя и др.).

Глава 2. Оценка использования пластиковых карт

2.1 Анализ состояния рынка пластиковых карт России

Не так давно Банк России опубликовал статистику по количеству карт, находящихся в обращении на территории РФ, а также об операциях, совершенных с этими картами.

В нашей стране число "банковского пластика" перевалило за 100 млн., а если говорить точнее, то его количество по итогам 2007 года составило 103,315 млн. карт, выданных физическим лицам. По данным Росстата, на конец прошлого года население России составляло 142,2 млн. человек. Может показаться, что большая часть наших соотечественников уже является обладателем этого платежного средства. Но это только на первый взгляд, самый поверхностный. На самом деле только треть россиян пользуется банковскими картами.

Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) задалось вопросом, какими банковскими картами пользуются россияне. Исследование проводилось 26-27 января 2008 года по всей России, было опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках страны. Исследование показало, что, по сравнению с июлем 2007 года, количество пользователей платежными картами в январе 2008 года осталось почти неизменным – 32 % против 35 % опрошенных. Объяснение столь скромного количества держателей карт представитель банка видит в том, что в России карточки начали развиваться гораздо позже, чем в большинстве стран. У нас большинство держателей пользуются только одной картой (85 % опрошенных); каждый десятый (12 %) использует 2 карты; у 2 % в обращении находятся 3 карты и лишь 1 % респондентов "дотягивает" до уровня европейских стран - 4 или 5 карт.

В основном, более двух карт в постоянном пользовании имеют те клиенты, которые достаточно часто выезжают за пределы нашей страны, причем не только в отпуск, поскольку для этого достаточно и зарплатной карты, но в различные командировки и рабочие поездки.

Но карты зарплатные, хоть и являются доминантными сегодня на рынке, все же не могут "похвастаться" абсолютным монополизмом. Каждый десятый опрошенный россиянин – держатель платежной карты отметил, что его карточка не простая, а кредитная; 7 % респондентов пользуются дебетовой картой без возможности овердрафта и 2 % - дебетовой картой с возможностью овердрафта.

В то же время, в России понятие кредитной и овердрафтной карты размыты. Примерно 99,9 % эмитированных в России карт - это карты, на самом деле, дебетовые с овердрафтом. Только лишь в рекламных целях, чтобы клиентам было удобнее и понятнее, принято называть такие карты кредитными.

Помимо выяснения вопроса, какими картами пользуются россияне, НАФИ попутно выяснило ответ и на другой вопрос: "Кто же ими пользуется?". Оказалось, что мужчины пользуются картами чаще, чем женщины (38 % против 32 %, соответственно). Основными "активистами" по части расплатиться карточкой являются опрошенные в возрасте от 25 до 44 лет, с уровнем ежемесячного дохода, превышающим 5 тыс. руб. на члена семьи, с высшим или неоконченным высшим образованием, проживающие в крупных городах.

И банки и международные платежные системы проводят различные исследования с целью выяснить - кто же является наиболее активным пользователем карт. С точки зрения возраста, наиболее активным пользователем карт является человек от 25 до 45 лет, поскольку это самая работоспособная часть населения. Менее активные пользователи – это пенсионеры и студенты. Однако в последнее время можно наблюдать некий перелом, поскольку государственным структурам и ВУЗам также удобнее начислять пенсии и стипендии на карты, к тому же данные группы более склонны к накоплению средств.

Как свидетельствует исследование компании Brandlab, более половины россиян считают, что платежные карты удобнее (54% от числа опрошенных) и надежнее (58%), чем наличные деньги. По последним данным ЦБ РФ, за прошедшие годы в России выпущено более 43 млн карт, из которых 20 млн приходится на карты Visa. Оставшуюся часть рынка поделили Mastercard, American Express, российские STB-Card, Union Card и "Золотая корона". Для сравнения: на конец 2001 года общее число эмитированных банковских карт в России составило 10,5 млн. карт, в 2002 году - количество выпущенных карт увеличилось до 15,5 млн., а в 2003 - до 21 млн. По состоянию на начало 2004 года, в России эмитировано почти 24 млн. карт.

Самый распространенный вид платежной карты в России - электронные карты. Электронные платежные карты намного дешевле обычных, их годовое обслуживание не превышает 150 рублей. Многие банки выдают такие карточки как бесплатный подарок, когда их клиент открывает новый счет.

Платежные карты следующего уровня - классические. Магазинам организовать прием таких карт намного проще, чем электронных, потому что для этого необязателен специальный терминал, достаточно механического устройства. Годовое обслуживание классической карты обойдется в 250-600 рублей. Большинство банков требуют сразу же положить на счет сумму не меньше 200 долларов (или эквивалентную ей в любой другой валюте).

Обслуживание "золотых" платежных пластиковых карт обходится от 100 долларов в год, а первоначальный взнос составляет не менее 3 тыс. долларов. Стоимость обслуживания окупается за счет дополнительных преимуществ: бесплатной страховки при выезде за рубеж, скидок при аренде автомобиля за границей, особое персональное обслуживание. Как правило, такие карты приобретают для того, что показать высокий уровень достатка.

Кроме того, банки предлагают платежные карты со специфическими возможностями. Например, карты, с которых можно снимать строго ограниченную сумму (очень удобно для родителей, которые отправляют своих детей на отдых за границу) или расплачиваться только в Интернете.

По данным, полученным компанией BrandLab в ходе специального опроса, россияне по-прежнему отдают предпочтение дебетовым платежным картам (71% от всех карт). Владельцами кредитным карт являются только треть опрошенных. Это и понятно. Широко кредитные карты (банковские кредитные карты, позволяющие занять деньги у банка) российские банки стали предлагать совсем недавно. Впрочем, как прогнозируют эксперты, век классических "кредиток" не за горами. Их главное преимущество - возможность использования кредитных средств по мере необходимости. Даже если вы не любитель жить взаймы, кредитная карточка предоставляет хорошую возможность не ограничивать себя в тратах, если у вас внезапно закончились деньги. Тем более, что сейчас активно рекламируются карты с grace period - льготным периодом, который позволяет в течение установленного срока (как правило, не более 50 дней) бесплатно пользоваться кредитом по карте. Особенно удобна такая карта для людей, имеющих депозиты в банке: собственные деньги лежат в банке и приносят прибыль в виде процентов, а тратить можно чужие, кредитные деньги.

Специфика российского рынка состоит в том, что рынок развивается в основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов. Суть которых - обслуживание банком процесса начисления и выдачи заработной платы сотрудникам предприятия с использованием банковских пластиковых карт. Эта система очень широко распространена в регионах России и доля зарплатных карточек оставляет порядка 80 процентов всех выпушенных карт. Это во многом объясняет поведение держателей, которые после начисления заработной платы сразу же ее снимают в банкомате, отсюда и возникает высокий процент снятия наличных денежных средств [14].

Однако стимулом к использованию пластиковых карт в России будет сочетание двух условий. Первое: механизм расчетов по карте должен быть не менее удобен, чем с использованием наличных денежных средств. Второе: пользование картами должно быть доступным, то есть минимальным по стоимости и выгодным клиенту.

Тем не менее, несмотря на наличие препятствий и трудностей, а также на довольно крупные начальные затраты, связанные с запуском и отработкой технологий использования пластиковых карт, российские банки всё активнее используют этот инструмент для реализации стратегических целей по развитию ритейлового бизнеса. Если банк рассчитывает удержаться в какой-либо нише на рынке частных вкладов, ему не обойтись без выпуска платежных карт.

Как утверждают сами экономисты: «Будущее банковских услуг - за пластиковыми картами». И это действительно так, - несмотря на целый ряд проблем, российский рынок пластиковых карт развивается достаточно быстрыми темпами и внушает большие надежды.

2.2 Основные проблемы и перспективы развития рынка

пластиковых карт

Появление и распространение пластиковых карт в России обусловлено заинтересованностью государства, предприятий, банков и держателей пластиковых карт. Для государства – это одно из средств снижения потребности в наличной денежной массе. Эмиссия международных пластиковых карт позволяет российским банкам интегрировать в мировую систему безналичных платежных средств, совершенствовать механизм их внедрения и использования, поднять авторитет страны и самого банка.

Расширение базы держателей карт в России в основном реализуется путем договоренностей банков с крупными предприятиями и организациями о перечислении заработной платы и других выплат работникам этих предприятий на карточные банковские счета. При этом сокращаются расходы предприятий, связанные с инкассацией денег, и решаются проблемы недостатка наличных денег в кассах при наличии средств на счетах.

Благодаря своей функциональности банковские пластиковые карты активно внедряются в повседневную жизнь всех слоев населения как через зарплатные проекты, так и в качестве многофункциональных средств для реализации социальных программ (например, социальная карта москвича).

Для держателей карты исключается необходимость иметь крупные суммы наличных денег для оплаты товаров и услуг: клиент может использовать средства, хранящиеся на счете, в торговых точках, принимающих карты в качестве средства оплаты, или воспользовавшись услугами банкоматов.

Предпосылками развития системы безналичных расчетов с использованием пластиковых карт в российских банках являются:

- интеграция в мировую систему безналичных платежных средств;

- расширение сферы деятельности за границу;

- рост престижа банка;

- получение дохода от комиссионных и процентных поступлений;

- привлечение новых и «привязывание» имеющихся клиентов;

- организация быстрых и удобных для клиентов форм расчетов;

-уменьшение объема используемой в расчетах наличности и снижение стоимости операций;

- переход к новой, более прогрессивной «безбумажной»технологии;

- стремление не стать аутсайдерами;

- реклама банка на пластиковых картах, которые клиенты используют не только как средство платежа, но и как признак определенного социального статуса.

В российских банках развитие систем карточных расчетов началось с выпуска карт ведущих зарубежных компаний, таких как MasterCardи VISA. Подобную практику используют и многие зарубежные банки, не имеющие своей расчетной системы по пластиковым картам. Это позволяет внедрять системы расчетов с применением пластиковых карт с меньшими затратами. Банки использовали технологии и наработки зарубежных компаний – лидеров в этой области, с необходимой адаптацией к условиям нашей страны. В дальнейшем накопленный опыт позволил банкам заняться созданием собственных систем расчетов.

В настоящее время кроме традиционных магнитных карт международных платежных систем российские банки эмитируют платежные карты российских платежных систем: STBCard, UnionCard, Accord, Золотая корона, СБЕРКАРТ и др. имея определенный опыт выпуска карт международных платежных систем, отечественные банки начали создавать собственные карточные системы, используя свои разработки в области программного обеспечения или основываясь на зарубежном программном обеспечении. Подобное развитие объясняется достаточно большой гибкостью карточных систем, позволяющих применять различные уровни участия банков в карточных программах:

- распространение карт других банков – банки осуществляют выдачу карт других банков и не осуществляют их обслуживание;

- обслуживание карт других банков и международных систем – банки имеют собственный процессинговый центр по обслуживанию карт или нанимают обслуживающую процессинговую компанию;

- эмиссия и эквайринг карт существующих платежных систем – банки не имеют прямого контакта с платежными системами, а действуют через банки – члены платежных систем, ответственность по обязательствам таковых банков несут банки – члены платежных систем;

- полное членство в карточной платежной системе банки имеют право голоса в деятельности платежной системы, осуществляют все операции по картам на собственные средства и под собственную ответственность;

- создание собственной платежной системы на основе пластиковых карт.

Наличие различных уровней интеграции в карточные системы позволяет банкам участвовать в карточных программах, исходя из собственных возможностей.

Международные платежные системы перестали относиться к российскому рынку пластиковых карт с недоверием и оценивают его как наиболее перспективный. Создаются ассоциации банков – членов международных платежных систем, призванные координировать развитие российских карточных проектов в рамках этих систем.

В последние годы наблюдается бурный рост сегмента банковских карт на российском рынке розничных банковских услуг. Ежегодно их количество увеличивается в геометрической прогрессии. Таких темпов роста нет ни в одной стране с развитым рынком банковских услуг. Так, если первая карта в России была выпущена в 1989 году, то количество карт, выпущенных кредитными организациями в России в 1995 и 1966 годах, составляло 1 млн., в первом квартале 2001 года – 7,6 млн., то во втором квартале 2005 года – 42,5 млн., во втором квартале 2006 года – 62,5 млн., а во втором квартале 2007 года суммарная эмиссия банковских карт в России составила 92,2 млн. штук (см. график в Приложении 1, построенный по данным Банка России). Это обусловлено тем, что для российского рынка пластиковые карты являются новым банковским инструментом, в то время как мировые схемы расчетов с их использованием существуют уже несколько десятилетий. Между банками, выпускающими карты, ведется борьба за клиентуру, развиваются новые технологии, формируются современные предложения новых карточных продуктов [13].

Одновременно с увеличением числа карт, эмитированных российскими кредитными организациями и находящихся в обращении, растет и количество операций, совершаемых с их применением (Приложение 2). По итогам второго квартала 2006 года оборот по картам в России впервые превысил 1 трлн. рублей.

Российский карточный рынок на 1 июля 2006 года в основном представлен дебетовыми картами – более 93 % (см. Приложение 3).

Основными игроками российского рынка пластиковых карт являются международные платежные системы MasterCardи VISAInt., следом за ними с большим отрывом идут российские платежные системы Золотая Корона и СБЕРКАРТ. Доли платежных систем по количеству карт, эмитированных в России во втором квартале 2006 года, а также структура объемов операций по этим картам приведены в Приложениях 4 и 5 соответственно.

Российские банки, сотрудничающие с международными платежными системами, обязаны находиться на уровне их требований и полностью соответствовать технологии, принятой в мировой практике. Следовательно, российские банки, работающие с картами – лидеры современных банковских технологий.

Требования увеличения числа клиентов и объемов привлекаемых средств неизбежно заставляет крупные банки разрабатывать карточные программы в удаленных регионах, где, внедряя зарплатные проекты, удается практически без конкуренции создавать локальные подсистемы безналичных карточных расчетов, насчитывающие большое количество держателей карт. А резко возрастающие объемы привлеченных средств и операций позволяют говорить о картах как о массовом продукте в классическом понимании розничных банковских услуг.

Следует отметить, что доля безналичных платежей по оплате товаров и услуг не превышает 20 % от общего количества операций, совершаемых с применением карт (Приложение 6), и составляет около 10 % от общего оборота по таковым операциям (Приложение 7). Это обусловлено тем, что основная часть эмитированных карт используется держателями для обналичивания своих зарплат и иных доходов, перечисляемых на их карточные счета.

В настоящее время осуществляется переход основных международных платежных систем на микропроцессорные технологии (EMV-спецификации – Europay-MasterCard-VISAspecification).

Среди стимулов для миграции банков на технологии EMV представители международных платежных систем выделяют следующие:

- повышение безопасности трансакций;

- уменьшение операционных расходов, связанное с увеличением объема операций, обслуживаемых в off-line режиме (без обращения за авторизацией к эмитенту);

- использование новых приложений, реализуемых на базе микропроцессора (электронные кошельки, системы лояльности и т.п.);

- изменение межбанковских комиссий в пользу банков, мигрирующих на чип.

Учитывая специфические особенности России: протяженность территории, наличие отдаленных регионов, климатические условия, усложняющие развитие инфраструктуры, в том числе развитие высококачественных разветвленных и надежных средств коммуникаций; низкая кредитная надежность населения, наиболее эффективным представляется внедрение карт, основанных на применении микропроцессорных технологий и позволяющих осуществлять операции в off-line режиме, то есть без авторизации в торговой точке.

Оценивая ситуацию, сложившуюся на рынке пластиковых карт в России, хотелось бы отметить, что сфера их распространения ограничивается крупными городами: Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Тюмень, Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Казань, Самара, Нижний Новгород, Новосибирск, что составляет преобладающее большинство от общего числа карт (Приложение 8).

Таким образом, учитывая, что в регионах не сформированы сети приема карт с магнитной полосой, Россия имеет значительный потенциал для развития технологий на основе МК. Во-первых, это поможет избежать банкам-эквайерам конкуренции со стороны платежных систем на основе карт с магнитной полосой. Во-вторых, развитие сети приема МК потребует значительно меньших затрат, так как исключаются затраты на дорогостоящие каналы связи для on-line авторизации.

Как отмечалось выше, существенным фактором, определяющим ситуацию на современном российском карточном рынке, также служит то, что доля безналичных платежей за услуги и товары составляет около 10 % от общего оборота по банковским картам, в 2001 году данный показатель составлял всего 7 %. В условиях общего роста экономических показателей, стабилизации ситуации в социально-политической сфере увеличение доли безналичных операций на рынке массовых повседневных платежей населения позволит существенно улучшить макроэкономические показатели за счет активного привлечения средств населения в экономику, сокращение государственных расходов на поддержание наличного обращения, достижение прозрачности финансовых потоков и роста налогооблагаемой базы.

Это вполне возможно за счет развития программ лояльности и популяризации отношений, в том числе предоставление скидок держателям карт, проведение розыгрышей и лотерей среди наиболее активных держателей, а также увеличение числа точек, принимающих карты при оплате товаров и услуг, путем вовлечения всей инфраструктуры, как городов, так и регионов.

Проведенный анализ российского рынка платежных карт позволил сделать следующие выводы, определяющие основные перспективы его дальнейшего развития:

- количество платежных карт в обращении увеличивается в геометрической прогрессии;

- Россия имеет значительный потенциал для развития рынка пластиковых карт и увеличения доли безналичных операций на рынке массовых повседневных платежей населения, которое пока прирастает в прогрессии, близкой к арифметической, а также увеличение объемов безналичных платежей по оплате товаров и услуг, совершаемых с применением карт, так как она составляет около 10 % от общего оборота денежных средств по картам, а остальные 90 % денежного оборота приходятся на операции по снятию наличных;

- выявлено преобладание международных платежных систем VISAInt. и MasterCardInt. над российскими платежными системами: доля международных платежных систем составляет 78 % по количеству карт, эмитированных в России, и 75 % по объемам операций по этим картам;

- сфера распространения карт с магнитной полосой, обусловленная наличием высококачественных каналов связи, ограничивается только крупными городами. Порядка половина (52,3 %) пластиковых карт, эмитированных в России, сконцентрирована в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге;

- учитывая перечисленные специфические особенности России, наиболее эффективными представляется дальнейшее повсеместное внедрение карт, основанных на применении микропроцессорных технологий (EMV-спецификаций), позволяющих осуществлять операции в off-line режиме, то есть без авторизации в точке обслуживания;

- применение микропроцессорных технологий (EMV-спецификаций) в комплексе с развитием инфраструктуры обслуживания карт повлечет за собой как рост числа операций, совершаемых с использованием карт, так и увеличение количества карт в обращении.

Глава 3. Практическое задание

Задача 1.

Какие документы требуется предоставить учредителям банка с участием иностранного капитала с уставным капиталом в 5 млн. экю и с долей иностранного капитала более 50% на регистрацию в ЦБ РФ?

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»

№ 395 – 1 от 2.12.1990 г. (изменения 21.03.2002 г).

Для вновь создаваемых банков с долей иностранных инвестиций в уставном капитале свыше 50% минимальный размер уставного капитала составляет 5 млн. ЭКЮ.

Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций необходимы следующие документы:

- заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций; в заявлении также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому осуществляется связь с кредитной организацией;

- учредительный договор (подлинник или нотариально удостоверенная копия), если его подписание предусмотрено федеральным законом;

- устав (подлинник или нотариально удостоверенная копия);

- бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной организации, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации. Порядок составления бизнес-плана кредитной организации и критерии его оценки устанавливаются нормативными актами Банка России;

- документы об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию кредитной организации и за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании кредитной организации;

- копии документов о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения налоговыми органами выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;

- документы (согласно перечню, установленному нормативными актами Банка России), подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями - физическими лицами в уставный капитал кредитной организации;

- анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения: о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет; о наличии (отсутствии) судимости (ст. 14 ФЗ «О банках и банковской деятельности») .

Для государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями и филиала иностранного банка и получения ими лицензии на осуществление банковских операций помимо документов, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона, дополнительно представляются надлежащим образом оформленные документы, перечисленные ниже.

Иностранное юридическое лицо представляет:

1) решение о его участии в создании кредитной организации на территории Российской Федерации или об открытии филиала банка;

2) документ, подтверждающий регистрацию юридического лица, и балансы за три предыдущих года, подтвержденные аудиторским заключением;

3) письменное согласие соответствующего контрольного органа страны его местопребывания на участие в создании кредитной организации на территории Российской Федерации или на открытие филиала банка в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребывания.

Иностранное физическое лицо представляет подтверждение первоклассным (согласно международной практике) иностранным банком платежеспособности этого лица (ст. 17 ФЗ «О банках и банковской деятельности»).

Задача 2.

Рассчитать сумму первоначального вклада. Данные для расчета: банк предлагает 9% годовых. Инвестор, делая вклад, хочет иметь на счете через год 10 тыс. руб., процент начисления – простой.

S = P * I * t/360

P = S/I

P = 10000/1.09 = 9174.31 (руб.)

Ответ: сумма первоначального вклада составит 9174,31 руб.

Заключение

Развитие системы электронных платежей – один из основополагающих элементов современной экономики. Трудно переоценить важность платежных систем в целом и платежных карт в частности для нашего общества. Ведь удельный вес суммы безналичных операций, совершаемых с применением платежных карт на территории России, постоянно растет.

Основной особенностью всех пластиковых карт, вне зависимости от их вида, является то, что они хранят определенный набор информации, используемой в определенных целях. В современной системе денежного оборота пластиковые карты выполняют функцию платежного инструмента, а именно инструмента безналичных расчетов. Под операциями, совершаемыми с использованием пластиковых карт, подразумеваются: получение наличных денег, оплата товаров (работ, услуг), перевод денежных средств.

С помощью пластиковой карты гораздо удобнее оплачивать любые расходы.Зарплата пластиковыми картами - это все более популярный вид услуг банков. Сегодня многие предприятия, организации и учебные заведения переводят заработную плату своих работников и стипендии студентов на банковские карты.Пластиковые карты - непременный атрибут современного бизнеса. Выпуск пластиковых карт характеризует высокий уровень компании, делает её имидж более привлекательным, и обычно представляется потребителям, как преимущество 'большой' компании перед более мелкими конкурентами.

Основная проблема электронной системы расчетов состоит в создании надежной системы защиты банковской информации и счетов клиентов от «взлома» и незаконного снятия средств. В этой связи важнейшей функцией банковской карты является идентификация ее держателя с целью осуществления им безналичных расчетов.

В России обращаются платежные карты международного образца: VISA, MasterCard, EuroCard, American Express, а также отечественные карты STB-Card, Юниор-кард, СБЕРКАТ, Золотая корона и др. Но уже длительное время по количеству эмитированных карт лидерство принадлежит международной платежной системе VISA.Ее доля постоянно увеличивается и на сегодняшний день составляет 42%. На втором месте по количеству карт занимает MasterCard (36 % всей доли платежных систем в России).

Можно сделать вывод, что население отдает предпочтение платежным картам международного образца. Необходимо развивать рынок спроса на российские платежные карты, завоевать и оправдать доверие.

Список использованных источников

1. ГК РФ
2. Положение ЦБ РФ «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» № 266-П
3. Положение ЦБ РФ « о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием» № 23-П
4. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»
5. Федеральный закон «О ЦБ РФ (Банке России)»
6. Банковское дело: учебник/Под ред. Г.Г. Коробовой. – М.: Экономист, 2006 г.
7. Банковское дело: учебник/Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: КНОРУС, 2005 г.
8. Глушкова Н.Б. Банковское дело: учебное пособие. – М.: Альма Матер, 2005 г.
9. Деньги Кредит Банки: учебник для вузов/ Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Юнити, 2003 г.
10. Деньги, кредит, банки: учебник/Под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2003 г.
11. Жарковская Е.П. Банковское дело: учебник. – М.: Омега-Л, 2006 г.
12. Костерина Т.М. Банковское дело: учебник. – М.: 2005 г.
13. Костюченко А.С.Современный рынок платежных карт в России: анализ и перспективы. Банковские услуги, № 12-2007.
14. Токарева А.Б. Платежные карты: реальное состояние и нереализованные возможности. Деньги и кредит, № 10-2007.
15. www.cbr.ru

Приложение

Приложение 1

Количество карт, эмитированных кредитными организациями, зарегистрированными в России, млн. шт.

Приложение 2

Зависимость количества операций по картам от количества эмитированных карт (2001 – 2007 г.г.)

Приложение 3

Структура российского рынка пластиковых карт.

Приложение 4

Доли платежных систем в России по количеству карт.

Приложение 5

Доли платежных систем в России по объемам операций по картам.

Приложение 6

Структура количества операций по картам.

Приложение 7

Структура объемов операций по картам.

Приложение 8

Распределение карт по территории России (по данным за второй квартал 2007 года)