Реферат: Цель, инструментарий и задачи анализа финансовой отчетности

Название: Цель, инструментарий и задачи анализа финансовой отчетности
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

Тема № 1 Цель, инструментарий и задачи анализа финансовой отчетности (АФО)

1.1 Содержание, предмет, метод и задачи АФО

Конкуренция на рынке товаров и услуг способствует изменению тактики и стратегии поведения каждой хозяйственной единицы (организации) с целью сохранения своих позиций и расширения деятельности. Поэтому возникает необходимость в детальном и комплексном анализе финансовой отчетности организации. Анализ финансовой отчетности рассматривается как отправная точка, база для принятия конкретных управленческих решений. Он охватывает все стороны деятельности хозяйственной единицы и ее подразделений в их взаимосвязи.

«Анализ» в переводе с греческого языка означает деление изучаемого объекта на элементы, отдельные части, составляющие, присущие изучаемому объекту.

«Синтез» в переводе с греческого означает соединение ранее разделенных элементов изучаемого объекта в единое целое.

Эти две категории анализ – синтез используются в научном познании человеком практически постоянно. Качественная организация финансового анализа без них невозможна. В хозяйственной деятельности финансовый анализ предполагает сбор информации, обработку, разделение на отдельные составляющие, синтез, поиск оптимальных решений выявление факторов, вызывающих те или иные изменения в изучаемом объекте, определение путей решения поставленных задач.

Анализ финансовой отчетности как наука тесно связан с такими предметами как комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности, статистика, статистический анализ, математика, бухгалтерский учет и отчетность, экономическая теория, логика, теория экономического анализа, диалектика, маркетинг, правоведение, налоги и налогообложение, финансовый менеджмент, стратегический анализ.

Целью анализа финансовой отчетности является получение ключевых параметров, дающих объективную и наиболее точную картину финансового состояния и результатов производственно-хозяйственной деятельности исследуемой организации.

Анализ финансовой отчетности состоит из нескольких направлений анализа финансово-хозяйственной деятельности организации, основные из них:

- текущая деятельность;

- финансовая деятельность;

- инвестиционная и инновационная деятельности.

Объектами АФО могут быть организации, отдельные подразделения, производства, переделы, технологические, информационные и финансовые потоки, центры затрат и ответственности, элементы и системы управления организацией, а также ее структурными подразделениями.

Экономический анализ как наука базируется на основных принципах диалектики. Изучение объекта осуществляется не только в статике, но и в динамике, в определенных связях, взаимозависимости и взаимообусловленности, поэтому АФО предполагает системность и комплексность .

Системность это исследование, анализ объекта в качестве единого целого, единой системы, включающей другие, находящиеся в определенном взаимодействии, составные элементы. Системность анализа органически связана с его комплексностью.

Комплексность предполагает совокупность, сочетание каких-либо элементов экономического явления, всестороннее изучение исследуемого объекта. Детально анализируются внутренние и внешние факторы, влияющие на объект исследования, а также совокупное их воздействие.

Например, торговую фирму и производственное предприятие мы можем рассматривать как отдельные объекты финансового анализа. Каждую из этих организаций мы видим как единое целое, обособленное, ограниченное рамками коммерческой и правовой самостоятельности и одновременно видим в них главные составляющие всего народно-хозяйственного комплекса.

Метод АФО представляет собой совокупность методических, организационных и технических способов и приемов, используемых при исследовании финансовой отчетности.

Под предметом АФО понимают хозяйственные процессы организации, их социально-экономическую эффективность и экологическую значимость, конечные финансово-экономические показатели деятельности. Все это рассматривается под воздействием объективных и субъективных факторов и отражается через действующую в организации систему экономической информации, обобщаемую в оперативном, статистическом, бухгалтерском и налоговом учете и отчетности.

В зависимости от цели и задач исследования отчетности объектами анализа могут быть: финансовые результаты деятельности организации, финансовое состояние, ликвидность, платежеспособность и другие направления.

Задачи АФО можно сформулировать следующими тезисами.

Повышение научной и экономической обоснованности бизнес-планов, норм и нормативов использования ресурсов организации.

Определение экономической эффективности, целесообразности использования сырьевых, материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов.

Контроль осуществления требований коммерческого расчета и объективная оценка конечных финансовых результатов.

Выявление и оценка внутренних резервов на всех стадиях хозяйственной деятельности организации.

Оценка структуры имущества организации и источников его формирования.

Другие задачи, связанные со спецификой, многогранностью и множеством вариантов хозяйственных ситуаций в каждой организации

Таким образом, анализ финансовой отчетности представляет собой систему специальных знаний, связанную с исследованием финансово-хозяйственных процессов конкретной организации, обоснованием показателей, изучением тенденций, пропорций производственной и коммерческой деятельности.

1.2 Анализ финансовой отчетности как информационная база управления организацией

В основу методики анализа финансовой отчетности заложено определение функций управления. Управленческие решения разрабатываются, оптимизируются и базируются на точных расчетах, глубоком, всестороннем и комплексном анализе.

Общие и главные функции экономического управления можно определить в следующем порядке:

1. Информационное обеспечение управления (сбор, обработка и хранение информации);

2. Экономический анализ и оценка деятельности;

3. Текущее и перспективное планирование, разработка тактики и стратегии организации;

4. Определение информационных потоков и организация системы управления;

5. Контрольные функции по всем направлениям хозяйственной деятельности.

Все эти и другие функции вытекают из современной схемы управления организацией (см. Рис. 1.1)

Рис. 1.1- Схема управления организацией

Современная принципиальная схема управления организацией, представленная на рис. 1.1, предложена профессором А.М. Галкиным. Она предполагает деление экономического анализа организации на две самостоятельные составляющие – финансовый анализ и управленческий анализ (см. Рис. 1.2).

Управленческий (внутрихозяйственный ) анализ представляет собой совокупность аналитических процедур, имеющих цель оптимизировать управленческие решения, как по отдельным фактам хозяйственной деятельности, так и в совокупности по всей организации, и он предназначен для внутренних пользователей – менеджеров организации. Управленческий (внутрихозяйственный) анализ имеет свои основные особенности:

- оптимизация внутрихозяйственной деятельности, в т.ч. производственно-технологических процессов;

- использование сведений управленческого и оперативного учета, входящих в систему коммерческой тайны организации;

- использование в анализе натуральных, трудовых и денежных измерителей;

- обеспечение оперативного и стратегического характера исследований.

Финансовый анализ используется в системе финансового менеджмента, основывается на общедоступной информации финансового характера и входит в систему аналитических процедур оценки финансово-хозяйственной деятельности организации. Финансовый анализ предназначен для внешних пользователей – государственных, муниципальных и налоговых органов, банков, других кредитных учреждений и организаций. Целью финансового анализа является получение ключевых параметров, дающих объективное описание финансового состояния организации, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, дебиторов и кредиторов.

Финансовый анализ в организации можно рассматривать в двух разрезах – пространственном и временном . Пространственный разрез финансового анализа напрямую связан с иерархической структурой управления и отражает в конечном итоге конкретное принятие решения тем или иным руководителем на основе полученных результатов анализа.

Временной разрез характеризует продолжительность анализа, скорость его осуществления, дату отражения анализируемого экономического явления и дату представления результатов проведенного анализа.

Аналитическая работа в организации предусматривает следующие основные стадии ее проведения:

1. Определение цели анализа, его направлений и использование его результатов;

2. Составление плана аналитической работы, подбор исполнителей;

3. Определение источников информации и установление способов получения дополнительной информации, отсутствующей в текущем учете и отчетности. Проверка достоверности полученной информации;

4. Выбор промежуточных и результатных показателей, составление аналитических таблиц, разработка методических указаний по их заполнению;

5. Выполнение аналитических расчетов, логическая проверка полученных результатов;

6. Расчет влияния внутренних и внешних факторов на отдельные показатели;

7. Выявление «узких мест» и подсчет внутренних резервов;

8. Предварительная оценка экономической деятельности организации;

9. Итоговая комплексная оценка финансово-хозяйственной деятельности организации;

10. Разработка мероприятий и прогноз ключевых показателей

Глубина анализа, достоверность и объективность результатов исследования обеспечиваются аналитической обработкой бухгалтерской финансовой отчетности.

Таким образом, анализ финансовой отчетности выступает как информационная база для составления бизнес-плана, как инструмент для выявления проблем управления финансово-хозяйственной деятельностью в соответствии с уставными задачами организации, для выбора направлений текущей, финансовой и инвестиционной деятельности, а также для прогнозирования и мониторинга экономических показателей.

1.3 Методика анализа финансовой отчетности организации

Анализ финансовой отчетности организации представляет собой систему способов и приемов обобщения, группировки, обработки и использования информации финансового характера с целью выполнения уставных задач. Данный анализ позволяет:

- оценить текущее и перспективное финансовое состояние организации;

- определить возможные и целесообразные темпы развития организации с позиции финансового обеспечения;

- выявить доступные источники средств, оценить возможность и целесообразность их мобилизации;

- спрогнозировать положение организации на рынке капиталов, минимизировать финансовые последствия рисков;

- разработать стратегию и тактику производства и сбыта выпускаемой продукции по сегментам рынка;

- оптимизировать систему налогообложения и многое другое.

Для проведения анализа финансовой отчетности организации используется практически вся бухгалтерская финансовая отчетность, а также необходимые данные системы аналитического учета. Основным принципом аналитического исследования финансовых отчетов является переход от общего к частному. Например, при анализе баланса организации в первую очередь необходимо обратить внимание на валюту баланса, исчислить темпы ее изменения. А потом уже можно переходить к анализу по отдельным составным частям всей совокупности.

Практика анализа в организациях свидетельствует об использовании следующих способов обработки документов финансовой отчетности: горизонтальный, вертикальный, сравнительный факторный и трендовый анализ, метод аналитических коэффициентов. Коротко рассмотрим содержание каждого из них.

Горизонтальный (временной) анализ – его суть состоит в сравнении показателей текущей отчетности с показателями предыдущих периодов путем исчисления абсолютных отклонений и темпов изменения. Он позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или групп исследуемых показателей, входящих в состав отчетности. Особое внимание уделяется случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует характеру изменения другого показателя.

Вертикальный (структурный) анализ – в его основе заложен принцип исчисления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и последующее сравнение результата с данными предыдущего периода. Вертикальный анализ предполагает построение динамических рядов.

Способ аналитических коэффициентов – он представляет собой расчет отношений между конкретными позициями отчета или позициями разных форм отчетности. Цель – определение взаимосвязей показателей. В финансовом анализе выделяют несколько групп показателей по следующим основным направлениям:

- анализ текущей, инвестиционной и финансовой деятельности;

- анализ платежеспособности и ликвидности;

- анализ финансовой устойчивости и рентабельности;

- анализ деловой активности и положения исследуемой организации на рынке капиталов.

Трендовый анализ – основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за несколько лет от уровня базисного года и его осуществляют путем сравнения каждой позиции отчетности, определяя основную тенденцию развития исследуемого показателя. С помощью тренда исчисляют возможные значения отдельных показателей в будущих периодах времени. Этот способ широко используется в техническом анализе на рынке ценных бумаг. При организации трендового анализа необходимо учитывать следующие факторы:

- эффективность применяемых методов планирования и прогнозирования;

- достоверность сведений бухгалтерской финансовой отчетности;

- особенность действующей в организации учетной политики как в целях бухгалтерской, так и налоговой отчетности;

- статичность используемых коэффициентов;

- сопоставимость показателей и экономических условий.

Сравнительный (пространственный) анализ – представляет собой изучение абсолютных показателей, представленных в отчетности. Исследуется состав имущества, его финансовых вложений, источники формирования собственного капитала, заемных средств, выручка от продаж, прибыль, рентабельность и другие показатели в зависимости от цели и задач исследования. Полученные показатели сравниваются с базовыми или плановыми величинами. Также этот вид анализа используется в случаях:

- сравнения показателей исследуемой организации с показателями организаций – конкурентов;

- сравнения показателей со среднеотраслевыми значениями ключевых индикаторов;

- сравнения показателей организации со средними показателями однородных организаций по региону и в других случаях.

Факторный анализ – он представляет собой анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов. Факторный анализ может быть:

- «прямым» – когда результативный показатель делят на составные части (это - собственно анализ);

- «обратным» – когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель (это - синтез).

В финансовом анализе различают три основных типа моделей – дескриптивные, предикативные и нормативные.

Схемадескриптивной модели может включать следующие элементы:

- построение системы отчетных балансов;

- представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах;

- использование системы аналитических коэффициентов;

- вертикальный, горизонтальный и другие виды анализа;

- оформление аналитических записок.

Предикативные модели – это модели предсказательного, прогностического характера. Они используются для прогноза доходов, расходов, прибыли и будущего финансового состояния. Наиболее распространенные из них:

- способ расчета критического объема продаж;

- построение прогностических финансовых отчетов;

- методы динамического анализа (факторные и регрессионные модели).

Сущность нормативных моделей сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов технологических процессов, например, по видам изделий и переход к анализу отклонений фактических данных от этих нормативных значений. Использование нормативных моделей позволяет сравнивать фактические результаты деятельности исследуемой организации с ожидаемыми ключевыми показателями. Нормативные модели часто используют не только в финансовом анализе, но и в управленческом.

1.4 Оценка информативности финансовой отчетности с позиций основных групп ее пользователей

При формировании бухгалтерской отчетности организация должна согласно ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» обеспечить нейтральность информации, содержащейся в ней. Должно быть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

Бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей-учредителей (участников), инвесторов, кредитных организаций, кредиторов, покупателей и других пользователей информации.

В соответствии с требованиями действующего законодательства некоторые организации обязаны обеспечить публикацию бухгалтерской отчетности вместе с итоговой частью аудиторского заключения не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом.

К таким организациям, например, можно отнести акционерные общества открытого типа, банки, инвестиционные фонды, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, и другие.

При составлении бухгалтерской отчетности должен соблюдаться принцип последовательности, когда организация должна придерживаться принятых ею форм и их содержания от одного отчетного года к другому. Изменение принятых форм бухгалтерской отчетности и их содержания допускается в исключительных случаях, поэтому организация должна обеспечить подтверждение обоснованности такого изменения, а существенное изменение раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках с указанием причин, вызвавших эти изменения.

В пункте 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» определено не только требование к бухгалтерской отчетности – достоверного и полного представления информации о финансовом положении организации, но и условие, когда бухгалтерская отчетность считается достоверной и полной. Достоверной и полной бухгалтерская отчетность считается тогда, когда она сформирована исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

При раскрытии информации в бухгалтерской отчетности должно соблюдаться требование существенности, которое предполагает, что показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться обособленно в случае существенности, и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

При составлении бухгалтерской отчетности организации должны также соблюдать требования:

- сопоставимости, а по каждому годовому показателю данные должны быть приведены минимум за два года – отчетный и предыдущий период;

- целостности, т.е. бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений.

Организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. Например, дополнительная информация может быть представлена в виде аналитических таблиц, графиков и диаграмм.

1.5 Взаимосвязь состава и содержания отчетности с развитием организационно-правовых форм хозяйствования

Концепция развития бухгалтерского учета в России предполагает установление новых подходов к формированию бухгалтерской отчетности, которые заключаются, в частности, в отказе от типовых форм, т.е. от одинакового набора показателей деятельности организации. В связи с этим варианты набора форм отчетности условно можно сгруппировать в три вида:

1) стандартный вариант – для средних и крупных коммерческих организаций, который предполагает формирование бухгалтерской отчетности по образцам форм, показанным в приложении к приказу Минфина России «Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности» от 22.07.2003 № 67н:

* Бухгалтерский баланс (форма № 1);

* Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

* Отчет об изменениях капитала (форма № 3);

* Отчет о движении денежных средств (форма № 4);

* Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

* Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6);

* Пояснительная записка к годовой финансовой отчетности.

В пояснительной записке, как правило, приводятся сведения, отражающие краткую характеристику деятельности организации, аналитические показатели использования активов организации, оценку финансового состояния, деловой активности, сведения об изменении учетной политики и другие;

2) упрощенный вариант – для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, которые представляют в составе годовой отчетности только две формы: бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. При переходе на упрощенную систему налогообложения (УСН) малые предприятия представляют соответствующие налоговые декларации в зависимости от вариантов учета: «Доходы» или «Доходы минус расходы». Малые предприятия и предприниматели, перешедшие на систему «Единого налога на вмененный доход», составляют и представляют соответствующую форму налоговой декларации. Малые предприятия, перешедшие на специальные налоговые режимы, как правило, не составляют финансовую отчетность в упрощенном варианте;

3) множественный вариант – для коммерческих организаций, относящихся к группе холдингов, корпораций и крупнейших организаций, осуществляющих несколько видов деятельности. В таких организациях, как правило, под одним наименованием находится не одно предприятие, а целая группа связанных предприятий. Организации, имеющие в своей структуре дочерние предприятия, составляют сводную (консолидированную) отчетность. В основном они при составлении финансовой отчетности напрямую связаны с международными стандартами финансовой отчетности.

1.6 Анализ соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности налоговым декларациям и статистическим отчетам

Сведения, отраженные в бухгалтерской финансовой отчетности, должны корреспондироваться с соответствующими данными налоговых деклараций и статистических форм отчетности. Например, при расчете налога на прибыль в системе бухгалтерского учета следует руководствоваться ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», а в системе налогового учета – главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ (часть вторая). Сумма текущего налога на прибыль отдельно в балансе не отражается, а признается в составе обязательств по налогу на прибыль перед бюджетом. Если рационально составить учетную политику организации, предусматривающую максимальное сближение бухгалтерского и налогового учета, то разница в исчислении налога на прибыль в бухгалтерской и налоговой отчетности будет минимальна. Она, как правило, отражается в виде отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств на соответствующих счетах бухгалтерского учета. При исчислении в отчете о прибылях и убытках суммы чистой прибыли отчетного периода показатель по строке «Отложенный налоговый актив» прибавляется к сумме прибыли до налогообложения, а показатели по строкам «Отложенное налоговое обязательство» и «Текущий налог на прибыль вычитаются.

При отражении в отчете о прибылях и убытках отложенных налоговых активов показатель определяется как разница дебетовых и кредитовых оборотов по счету 09 «Отложенные налоговые активы».

При формировании в отчете о прибылях и убытках суммы отложенных налоговых обязательств исчисляется разница между оборотами по кредиту и дебету счета 77 «Отложенные налоговые обязательства».

Рассмотрим на конкретном примере (см. таблицу 1.1).

В таблице 1.1 отражены сведения по каждому фактору, оказавшему влияние на отклонение налогооблагаемой прибыли от бухгалтерской прибыли, это:

- разница сумм начисленной амортизации;

- разница сумм отражения представительских (лимитируемых) расходов;

- сумма, полученная от долевого участия в других организациях.

Используя данные таблицы, произведем соответствующие расчеты, зная, что налог на прибыль исчисляется по ставке 20 %.

- условный расход по налогу на прибыль

322600 х 20 / 100 = 64520 руб.

- отложенный налоговый актив

2500 х 20 / 100 = 500 руб.

Таблица 1.1 – Исходные данные для анализа налога на прибыль в тысячах рублей

Наименование доходов и расходов

Суммы, учитываемые при исчислении прибыли до налогообложения в системе бухгалтерского учета Суммы, учитываемые при исчислении налогооблагаемой прибыли в системе налогового учета Разницы, возникшие в отчетном периоде
Сумма начисленной амортизации

8,8

6,3

2,5

Представительские расходы

37.5

28,7

8,8

Доход от долевого участия в других организациях начислен, но не получен

18,6

-

18,6

Прибыль до налогообложения за отчетный период

322600

- постоянное налоговое обязательство

8800 х 20 / 100 = 1760 руб.

- отложенное налоговое обязательство

18600 х 20 / 100 = 3720 руб.

Таким образом, текущий налог на прибыль будет равен:

64520 + 500 + 1760 – 3720 = 63060 руб.

Сумма текущего налога на прибыль, отраженная в отчете о прибылях и убытках и в налоговой декларации по налогу на прибыль, составляет 66980 руб. Для проверки механизма отражения расчетов по налогу на прибыль используем метод корректировки бухгалтерских данных в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль (см. таблицу 1.2).

Таблица 1.2 – Корректировка бухгалтерских данных

Наименование показателей Сумма, руб.
Прибыль до налогообложения 322600
Увеличение прибыли за счет отнесения начисленной суммы амортизации свыше принятых норм в системе налогового учета

2500

Увеличение прибыли за счет превышения лимита представительских расходов

8800

Уменьшение прибыли за счет неполученного процентного дохода от долевого участия в других организациях

18600

Итого налогооблагаемая прибыль (322600+2500+8800-18600=315300)

315300

Текущий налог на прибыль по ставке 20% (315300х20 / 100=63060)

63060

Таким образом, расчеты и анализ показателей, влияющих на разницу между

прибылью до налогообложения и налогооблагаемой прибылью, показали,

что текущий налог на прибыль равен 63060 рублей.