Реферат: Упрощенная система налогообложения 10

Название: Упрощенная система налогообложения 10
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

упрощенная система налогообложения Введение. правовое регулирование

Для упрощения порядка налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей и создания благоприятных условий по осуществлению предпринимательской деятельности 9 марта 2007 г. Указом Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 "Об упрощенной системе налогообложения" было утверждено Положение об упрощенной системе налогообложения (с изм. и доп. по состоянию на 01.05.2008) (далее - Указ № 119, Положение об УСН).

Работа организаций, перешедших с 1 июля 2007 года в соответствии с Указом № 119 на упрощенную систему налогообложения, показала, что при ведении бухгалтерского учета по упрощенной системе налогообложения (далее - УСН) труд бухгалтера существенно облегчился и упростился:

- четко регламентированная Указом № 119 налоговая база исключает возможность иного толкования терминов и определений, а также возможность ошибок при определении валовой выручки и валового дохода;

- возможные ошибки при определении себестоимости не влияют на величину налоговой базы и, следовательно, на величину налога при УСН. Таким образом ликвидируется возможность появления штрафных санкций;

- при УСН организации, являющиеся плательщиками НДС, исчисляют и уплачивают два налога, а не являющиеся плательщиками НДС исчисляют и уплачивают один налог. Соответственно, в налоговые органы представляются две или одна налоговые декларации в месяц;

- для организаций средней численностью до 15 человек статистическая отчетность сократилась до одного квартального и двух-трех годовых отчетов: формы 1-МП "Квартальный отчет о финансово-хозяйственной деятельности субъекта малого предпринимательства", формы 6-т (кадры) "Отчет о численности, составе и профессиональном обучении кадров" (годовая), формы 7-ТВН "Отчет о численности потерпевших при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях" (годовая) и формы 1-реклама "Отчет об оказании услуг в области рекламы" (годовая, для организаций, основным видом деятельности которых является производство и (или) размещение (распространение) рекламы);

- при автоматизированном бухгалтерском учете программа по УСН прикрепляется к существующему лицензионному продукту, стоимость программы УСН небольшая и не требует от бухгалтера дополнительного обучения. Бухгалтерский учет ведется в обычной бухгалтерской программе, прикрепленная программа по упрощенной системе формирует все необходимые ведомости и налоговые декларации (одну или две в месяц) автоматически;

- суммарная налоговая нагрузка для организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием услуг или выпускающих продукцию с низкой материалоемкостью (с "низким" входным НДС) или высокой рентабельностью, оказалась ниже, чем при обычной системе налогообложения;

- с 1 января 2008 года к организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим УСН и ведущим учет в книге учета доходов и расходов, Указом Президента Республики Беларусь от 30.12.2007 № 694 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 № 285" отменено требование представления в органы ценообразования экономического обоснования повышения отпускных цен и тарифов на производимые ими товары, работы, услуги (за исключением медицинских услуг); а также отменена регистрация цен и тарифов (в случае их изменения) в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

- бухгалтерская отчетность организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН и ведущих бухгалтерский учет, состоит из:

· бухгалтерского баланса (форма 1);

· отчета о прибылях и убытках (форма 2);

· пояснительной записки.

Условия применения упрощенной системы налогообложения

В соответствии с п. 2 Положения об УСН не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1. Организации и индивидуальные предприниматели:

производящие подакцизные товары;

производящие и (или) реализующие ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;

занимающиеся игорным бизнесом;

осуществляющие:

· лотерейную деятельность;

· туристическую деятельность;

· профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

· деятельность в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы;

· деятельность в качестве резидентов свободных экономических зон или Парка высоких технологий.

2. Организации, осуществляющие:

· риэлтерскую деятельность;

· страховую деятельность (страховые организации, в том числе общества взаимного страхования, страховые брокеры, объединения страховщиков);

· банковскую деятельность (банки и небанковские кредитно-финансовые организации).

3. Организации, производящие сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.

4. Индивидуальные предприниматели в части деятельности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Организации и индивидуальные предприниматели, не перечисленные в вышеуказанном перечне, вправе применять упрощенную систему налогообложения при одновременном соблюдении следующих критериев средней численности работников и валовой выручки в течение девяти месяцев года, предшествовавшего году, с которого претендуют на ее применение:

Вариант 1

Организации со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающей 15 человек, и индивидуальные предприниматели, если размер их валовой выручки составляет:

не более 450 млн руб.;

свыше 450 млн руб., но не более 1500 млн руб.

Вариант 2

Организации со средней численностью работников за каждый месяц свыше 15 до 100 человек включительно, если размер их валовой выручки не превысил 1500 млн руб.

Указ № 119, в свою очередь, конкретизирует расшифровку термина: под средней численностью работников за каждый месяц понимается списочная численность сотрудников организации, включая численность внешних совместителей и лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам, а также работников в филиалах, представительствах либо иных обособленных подразделениях организаций.

Следует обратить внимание на особенность термина "средняя численность", отличающегося от терминов среднесписочной и списочной численности. Расчет средней численности производится согласно главе 3 Инструкции по заполнению форм государственной статистической отчетности по труду, утвержденной постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 17.09.2001 № 80 (с изм. и доп. по состоянию на 26.01.2008).

Следует также обратить внимание на п. 5 Положения об УСН, где установлено, что размеры валовой выручки, указанные в настоящем Положении, ежегодно индексируются в соответствии с Законом Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

Пример

Суммы 450 млн. руб. и 1500 млн. руб. - это валовая выручка за 2006 год, которая указывалась организациями, переходящими на УСН в 2007 году.

Организации, переходящие на УСН с 1 января 2008 года, индексировали выручку на 6,5 %, т. е. критериями являлась валовая выручка 479,25 млн. руб. и 1 597,5 млн. руб.

Организации, переходящие на УСН с 1 января 2009 года, индексируют валовую выручку также на 6,5%:

479,25 млн. руб. Ч 1,065 = 510,4 млн. руб. и

1 597,5 млн. руб. Ч 1,065 млн. руб. = 1 701,34 млн. руб.

Обязанности плательщика, применяющего УСН

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН:

1. Сохраняется общий порядок уплаты:

налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на таможенную территорию Республики Беларусь;

государственной пошлины;

оффшорного сбора;

гербового сбора;

налога на доходы от операций с ценными бумагами;

налога на приобретение автомобильных транспортных средств;

обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

подоходного налога при выплате заработной платы и иных доходов, начисляемых физическим лицам в порядке, установленном законодательством;

налога на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность через постоянных представителей;

налога на добавленную стоимость, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовой доход (критерии - средняя численность до 5 человек, годовой валовой доход до 600 млн. руб.), а также организаций и индивидуальных предпринимателей со средней численностью до 15 человек и валовой выручкой не более 450 млн. руб. за 9 месяцев предыдущего года. (Суммы валовой выручки и валового дохода указаны без индексации.)

В случае изменения действующего законодательства данный перечень может быть изменен.

2. Республиканские и коммунальные унитарные предприятия, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения, хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, при упрощенной системе налогообложения не освобождаются от перечисления в соответствии с законодательством часть прибыли (дохода) в бюджет.

3. Уплачивается налог при упрощенной системе налогообложения, исчисленный как произведение налоговой базы на ставку налога.

Срок подачи налоговой декларации по УСН - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

Уплата налога по УСН в бюджет производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

То есть сроки подачи декларации и уплаты налога такие же, как и при обычном налогообложении.

Объект налогообложения, налоговый период, налоговая база, ставки налога при УСН

Объектом налогообложения согласно п. 9 Положения об УСН признается осуществление предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь.

Налоговым периодом является календарный месяц.

Налоговой базой признается валовая выручка, определяемая как сумма выручки, полученная за налоговый период организациями и индивидуальными предпринимателями от:

· реализации товаров (работ, услуг);

· имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;

· доходов от внереализационных операций.

Понятие "выручка от реализации имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности" заключается в следующем:

1) имущественными правами признаются любые права, связанные с имуществом, отличные от права собственности, в том числе права, являющиеся составными частями права собственности (право владения, пользования, распоряжения), а также другие специфические права (право на осуществление деятельности, использование природных ресурсов и т. п.) и права требования;

2) объекты интеллектуальной собственности, как вытекает из ст. 980 Гражданского Кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), - это результаты творческой деятельности человека и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц.

Своеобразие объектов интеллектуальной собственности в том, что они являются нематериальными объектами, результатом духовного творчества людей и непосредственно не связаны с правом собственности на материальный объект, в котором они выражены. с этой точки зрения к ним ограниченно применяются положения ст. 424 ГК, в соответствии с которыми по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязана передать имущество (вещь, товар), а в нашем случае имущественные права на объект интеллектуальной собственности, в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязан принять это имущество (имущественные права на объект интеллектуальной собственности) и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

К доходам от внереализационных операций относятся доходы, включаемые в соответствии с законодательством в состав доходов от внереализационных операций при исчислении налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц.

Перечень внереализационных доходов, включаемых в налоговую базу, определен Законом Республики Беларусь от 22.12.1991 № 1330-XII "О налогах на доходы и прибыль" (с изм. и доп. по состоянию на 01.01.2008).

В валовую выручку не включается:

· выручка от продажи иностранной валюты;

· выручка индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) по деятельности, подлежащей обложению единым налогом с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

В налоговую базу не включаются суммы налога на добавленную стоимость, уплачиваемого из выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством, - для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН с уплатой НДС.

Кроме того, согласно п. 10 Положения об УСН организации со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающей 5 человек, и индивидуальные предприниматели, валовая выручка которых не превышает 600 млн руб. в год, занимающиеся розничной торговлей и (или) оказывающие услуги общественного питания, вправе использовать в качестве налоговой базы валовой доход, рассчитываемый в виде разницы между валовой выручкой и покупной стоимостью реализованных товаров за налоговый период.

В итоге налоговой базой для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, является:

· для плательщиков, не уплачивающих НДС, - валовая выручка или валовой доход;

· для плательщиков, уплачивающих НДС, - выручка без начисленного на эту выручку налога на добавленную стоимость.

Выбранная организациями и индивидуальными предпринимателями налоговая база не может быть изменена в течение календарного года.

Пунктом 11 Положения об УСН установлены следующие ставки налога при упрощенной системе налогообложения:

· 20 % - для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовой доход;

· 10 % - для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость;

· 8 % - для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость.

Пониженные ставки налога при упрощенной системе налогообложения

В соответствии с п. 12 Положения об УСН для организаций и индивидуальных предпринимателей с местом нахождения (жительства) в населенных пунктах, преобразованных (подлежащих преобразованию в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы) в агрогородки, а также в поселках городского типа и городах районного подчинения численностью населения до 50 тыс. человек, перечень которых определен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2007 № 703 "О населенных пунктах, в которых применяются пониженные ставки налога при упрощенной системе налогообложения", установлены следующие ставки налога:

· 5 % - для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость;

· 3 % - для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость.

Пониженные ставки налога применяются лишь при обязательном выполнении следующего условия: производство (выполнение, оказание) реализуемых товаров (работ, услуг) должно осуществляться с использованием основных средств и (или) труда работников или индивидуальных предпринимателей только на территории указанных населенных пунктов, поселков городского типа, городов районного подчинения.

Пониженные ставки налога продолжают использоваться организациями и индивидуальными предпринимателями в течение трех лет начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором поселок городского типа или город районного подчинения с численностью населения до 50 тыс. человек исключен из утвержденного Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с президентом Республики Беларусь перечня.

Пониженные ставки налога не распространяются на торговую посредническую деятельность.

Одновременное применение различных ставок налога

При упрощенной системе налогообложения организации имеют возможность одновременного применения разных, обычных и пониженных ставок в отношении различных видов деятельности. Обязательным условием для этого является ведение раздельного учета по видам деятельности.

Например, организация, соответствующая критериям, изложенным в п. 10 Положения об УСН, оказывает услуги проката DVD-дисков и занимается их розничной торговлей. При раздельном учете по услугам проката исчисляется и уплачивается налог в размере 10 % от валовой выручки, по розничной торговле - 20 % от валового дохода.

Если в соответствии с условиями п.п. 10 и 12 Положения об УСН организация занимается производством продукции, имеет право на уплату налога по пониженной ставке и одновременно занимается розничной торговлей товарами несобственного производства, то при раздельном учете ставки налога будут следующими: 5 % от валовой выручки по реализации продукции и 20 % от валового дохода в розничной торговле.

В случаях одновременного применения различных ставок налога при упрощенной системе налогообложения организации должны отразить в приказе по учетной политике порядок ведения раздельного учета по видам деятельности, а также порядок формирования налоговой базы для каждой используемой ставки.


Бухгалтерский учет при УСН, порядок расчетов, кассовые операции

Согласно п. 17 Положения об УСН организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему и уплачивающие налог на добавленную стоимость, а также республиканские и коммунальные унитарные предприятия, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения, хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, ведут бухгалтерский учет и отчетность в установленном порядке.

Остальные организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета и отчетности и ведут в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему учет, который включает:

· учет, необходимый для исполнения обязанностей налоговых агентов;

· упрощенный учет стоимости чистых активов организации, стоимости паев членов производственного кооператива;

· учет, необходимый для исчисления и уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

· учет расходов за счет средств этого Фонда;

· учет реализованных товаров по покупной стоимости.

Информация, содержащаяся в книге учета доходов и расходов, используется:

· при проведении в соответствии с законодательством аудита;

· при опубликовании согласно законодательным актам отчетности акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью;

· в иных целях в соответствии с законодательством.

Указанные в части первой п. 17 Положения об УСН организации и индивидуальные предприниматели вместо книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, вправе вести бухгалтерский учет и отчетность на общих основаниях.

В целях единообразного ведения бухгалтерского учета и отчетности организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН и принявшие решение о ведении бухгалтерского учета, частные унитарные предприятия, созданные в соответствии с Положением о порядке создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия и его деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 28.06.2007 № 302 (с доп. по состоянию на 17.04.2008), осуществляют его ведение в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Законом Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (в редакции Закона Республики Беларусь от 25.06.2001 № 42-З, с изм. и доп. по состоянию на 01.01.2008) (далее - Закон), Типовым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 № 89 (с изм. и доп. по состоянию на 01.01.2004) (далее - Типовой план счетов бухгалтерского учета), иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, а также письмом Министерства финансов Республики Беларусь от 05.02.2008 № 15-3/115 "Разъяснения по упрощенному ведению бухгалтерского учета организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, малыми и средними организациями, а также частными унитарными предприятиями".

При этом на бухгалтерский учет организаций и индивидуальных предпринимателей возлагаются следующие задачи:

· обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

· формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах своей деятельности, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, покупателями, кредиторами, налоговыми и статистическими органами.

В соответствии с Законом ответственность за организацию бухгалтерского учета возлагается на руководителя организации (индивидуального предпринимателя). Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения.

Руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы:

· создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

· ввести в штат должность бухгалтера;

· передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, специалисту-бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем;

· вести учет лично в случаях, предусмотренных Законом или иными законодательными актами Республики Беларусь.

Руководитель частного унитарного предприятия имеет право вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность лично, если это предусмотрено Уставом предприятия.

Ведение бухгалтерского учета в организации (у индивидуального предпринимателя) осуществляется согласно учетной политике, сформированной в соответствии с законодательством Республики Беларусь и утвержденной решением руководителя организации. Организации и индивидуальные предприниматели, руководствуясь нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из структуры, отраслевых и иных особенностей хозяйственной деятельности.

При этом утверждаются:

· Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. При этом организации и индивидуальные предприниматели при необходимости самостоятельно могут открывать дополнительные субсчета к соответствующим счетам учета;

· формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

· порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

· метод определения выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг определяется либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары, продукцию, работы, услуги на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлении средств в кассу), либо по мере отгрузки товаров, продукции, работ, услуг и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов;

· правила документооборота и технология обработки учетной информации;

· порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Начальным этапом бухгалтерского учета организации (индивидуального предпринимателя) является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных материальных носителей первичной учетной информации.

При этом частные унитарные предприятия должны провести инвентаризацию активов (основных средств, нематериальных активов, сырья и материалов, товаров, денежных средств и т. д.) и обязательств (расчетов с поставщиками и подрядчиками, по кредитам, по налогам и сборам, по заработной плате и т. д.).

Организации и индивидуальные предприниматели применяют для документирования операций типовые формы первичной учетной документации, ведомственные формы, а также формы, самостоятельно разработанные применительно к соответствующим типовым формам, содержащим соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 9 Закона и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

Первичные учетные документы, по которым данные принимаются к бухгалтерскому учету, проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).

Для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначены регистры бухгалтерского учета.

В соответствии со ст. 10 Закона бухгалтерский учет ведется с использованием регистров, разработанных самой организацией с соблюдением требований, установленных настоящей статьей. Данные регистры являются выходными формами в условиях автоматизации учета.

Организации и индивидуальные предприниматели самостоятельно выбирают форму бухгалтерского учета исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, а также численности работников.

При этом организации и индивидуальные предприниматели приспосабливают применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при условии соблюдения следующих требований:

· единая методологическая основа бухгалтерского учета, предполагающая ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;

· взаимосвязь данных аналитического и синтетического учета;

· сплошное отражение всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;

· накапливание и систематизация данных первичных учетных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью частного унитарного предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Для ведения бухгалтерского учета организации и индивидуальные предприниматели на основе Типового плана счетов бухгалтерского учета составляют Рабочий план счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит им вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнением обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.

Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций организации и индивидуальные предприниматели могут использовать рекомендуемый Рабочий план счетов бухгалтерского учета со следующей сокращенной системой счетов:

Раздел Наименование счета Номер счета
1 2 3
I. Внеоборотные активы Основные средства 01
Амортизация основных средств 02
Нематериальные активы 04
Амортизация нематериальных активов 05
Вложения во внеоборотные активы 08
II. Производственные запасы Материалы 10
Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам 18
III. Затраты на производство Основное производство 20
IV. Готовая продукция и товары Товары 41
Расходы на реализацию 44
Товары отгруженные 45
V. Денежные средства Касса 50
Расчетный счет 51
Валютные счета 52
Специальные счета в банках 55
Финансовые вложения 58
VI. Расчеты Расчеты с поставщиками и подрядчиками 60
Расчеты с покупателями и заказчиками 62
Расчеты по кредитам и займам 66
Расчеты по налогам и сборам 68
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению 69
Расчеты с персоналом по оплате труда 70
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 76
VII. Источники собственных средств Уставный фонд 80
Добавочный фонд 83
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 84
Целевое финансирование 86
VIII. Финансовые результаты Реализация 90
Внереализационные доходы и расходы 92
Расходы будущих периодов 97
Доходы будущих периодов 98
Прибыль и убытки 99

Используя Рабочий план счетов, организации и индивидуальные предприниматели осуществляют учет хозяйственных операций, отдельных видов активов и обязательств на определенных счетах бухгалтерского учета согласно группировке их в Типовом плане счетов бухгалтерского учета.

Порядок расчетов, ведение кассовых операций организациями и индивидуальными предпринимателями осуществляются в соответствии со следующими нормативными актами:

· Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359 "Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь" (с изм. и доп. по состоянию на 13.05.2008);

· Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального Банка Республики Беларусь от 09.01.2002 № 18/1 "О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем" (с изм. и доп. по состоянию на 15.02.2007);

· Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь от 03.09.2004 № 99/134 "О порядке приема наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем" (с изм. и доп. по состоянию на 08.08.2006);

· Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь", утвержденной постановлением Правления Национального Банка Республики Беларусь от 17.01.2008 № 4.

ПОРЯДОК перехода на упрощенную систему налогообложения

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на применение УСН с начала календарного года, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию в году, в котором они начинают применять эту систему. Такие организации и индивидуальные предприниматели вправе применять УСН начиная со дня их государственной регистрации при условии, если списочная численность работников организации не превышает 100 человек.

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, должны с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, в котором они претендуют на применение указанной системы, представить в налоговый орган заявление о переходе на УСН, содержащее информацию о размере валовой выручки за первые 9 месяцев текущего года, о средней численности работников за каждый месяц, а также о выбранной налоговой базе.

При определении валовой выручки за 9 месяцев текущего года необходимо выбрать за 9 месяцев:

1. для организаций - из налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль:

1.1. выручку от реализации произведенных товаров (работ, услуг), товаров, приобретенных для последующей реализации (далее - товары приобретенные), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности (п.1 декларации);

1.2. сумму доходов от внереализационных операций (п. 4.1 декларации).

2. для индивидуальных предпринимателей - из налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу индивидуального предпринимателя (частного нотариуса):

2.1. сумму доходов от реализации (п. 1.1 декларации);

2.2. сумму внереализационных доходов (п. 1.2 декларации).

При определении суммы валового дохода из суммы выручки от реализации товаров вычитается покупная стоимость товаров.

Порядок определения средней численности рассмотрен в главе 1 настоящего издания.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками НДС, указывают налоговую базу как валовую выручку за вычетом исчисленного от валовой выручки налога на добавленную стоимость.

Налоговый орган не вправе отказать организациям и индивидуальным предпринимателям в переходе на УСН и использовании выбранной налоговой базы при соблюдении ими условий, предусмотренных Положением об УСН.

Решение о переходе организаций и индивидуальных предпринимателей на упрощенную систему или мотивированный отказ в таком переходе принимается налоговым органом и в 10-дневный срок со дня подачи заявления о переходе на УСН направляется этим органом организациям и индивидуальным предпринимателям.

Определение целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения

Несмотря на очевидное упрощение учета, сокращение отчетности, отсутствие необходимости в регистрации отпускной цены, а при ее изменении - в соблюдении предельного индекса роста цен необходимо произвести тщательный расчет налогового изъятия в двух вариантах: при использовании УСН и при общем порядке налогообложения.

При использовании УСН следует просчитать уровень налогового изъятия за 9 месяцев текущего года, исчислив валовую выручку и налоговую базу в точном соответствии с Указом № 119. Сумма налогового изъятия рассчитывается исходя из критериев перехода на использовании УСН:

· 10 % - от валовой выручки;

· 8 % - от валовой выручки для плательщиков НДС;

· 20 % - от валового дохода;

· 5 % и 3 % - для субъектов, имеющих право на пониженные ставки.

Сумма налогового изъятия при обычном налогообложения является суммой налогов, относимых на себестоимость (ресурсных, налога на землю), и налогов от выручки (сбор в республиканский фонд поддержки сельхозпроизводителей, НДС к уплате, налога на прибыль, налога на недвижимость, местных налогов).

Определяется процент налогового изъятия (отношение суммы вышеперечисленных налогов к выручке) при обычном налогообложении и сравнивается с процентом налогового изъятия при УСН.

Если организации или индивидуальные предприниматели производят и реализуют товары, на которые установлены предельные уровни рентабельности, следует просчитать возможность осуществления прибыльной деятельности с одновременным соблюдением предельного уровня рентабельности.

Ценообразование при упрощенной системе налогообложения

Организации и индивидуальные предприниматели, независимо от применения использовании УСН, при формировании отпускной цены руководствуются следующими нормативными актами:

· Указом Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" (с изм. и доп. по состоянию на 18.06.2008) (далее - Указ № 285);

· Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.04.1999 № 43 (с изм. и доп. по состоянию на 10.03.2006);

· Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.02.2003 № 273 "Об уровне рентабельности товаров (работ, услуг) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках" (с изм. и доп. по состоянию на 01.08.2008);

· Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.06.1999 № 943 "Об утверждении перечней социально значимых товаров (работ, услуг) и лекарственных средств, цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом" (в редакции постановления от 11.10.2000 № 1561, с изм. и доп. по состоянию на 15.06.2005);

· Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь и Белорусского республиканского союза потребительских обществ от 01.02.2001 № 5/39 "Об утверждении перечня товаров для детей, цены на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом";

· другими нормативными правовыми актами.

Согласно п. 1.4 Указа № 285 экономически обоснованное повышение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отпускных цен (тарифов) на производимые товары (работы, услуги) может осуществляться при условии соблюдения ими предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов), установленных в соответствии с настоящим Указом.

В случае невозможности соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предельных индексов при формировании отпускных цен (тарифов) на выпускаемые товары (работы, услуги) они обязаны произвести регистрацию таких цен (тарифов) в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при определении уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) обязаны обосновывать его соответствующими экономическими расчетами (калькуляцией с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) собственного производства, на товары, производимые из сырья, переданного резидентом или нерезидентом Республики Беларусь на переработку на давальческих условиях (кроме товаров, произведенных из сырья, переданного нерезидентом Республики Беларусь на переработку, подлежащих вывозу за пределы республики), расчетом цен в установленном порядке на импортируемые товары).

Отпускные цены (тарифы) на новые товары (работы, услуги) подлежат обязательной регистрации в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Требование соблюдения предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) и регистрация отпускных цен (тарифов) в случае невозможности соблюдения установленных предельных индексов в порядке, определенном данным Указом, не распространяются:

· •на юридических лиц, применяющих УСН и ведущих учет в книге учета доходов и расходов организаций, и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (за исключением оказывающих платные медицинские услуги), а также на крестьянские (фермерские) хозяйства;

· на индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее - единый налог) или применяющих упрощенную систему налогообложения (за исключением оказывающих платные медицинские услуги).

Пример

Формирование отпускной цены, а также определение возможностей для осуществления прибыльной деятельности с одновременным соблюдением предельных уровней рентабельности.

Исходные данные:

• продукция детского ассортимента;

• предельный уровень рентабельности - 15 %;

• НДС - 10 %.

Формирование цены при общем порядке налогообложения и чистая прибыль организации:

№ п/п Показатели Сумма на единицу продукции (товара), руб.
I. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНЫ
1. Полная себестоимость 10 000
2. Прибыль (рентабельность 15 %) (стр.1 Ч 15 / 100) 1 500
3. Итого отпускная цена без налогов и сборов в бюджет (стр.1 + стр. 2) 11 500
4. Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки (стр. 3 Ч 2 / 100) / 0,98 235
5. Отпускная цена без налога на добавленную стоимость (стр. 3 + стр. 4) 11 730
6. Налог на добавленную стоимость (стр. 5 Ч 10 / 100) 1 173
7. Отпускная цена с налогом на добавленную стоимость (стр. 5 + стр. 6) 12 908
II. ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ
8. Прибыль организации, заложенная в цене (стр. 2) 1 500
в том числе:
8.1. налог на недвижимость 50
8.2. налог на прибыль ((стр. 8 - стр. 9) Ч 24 / 100) 348
8.3. местные целевые сборы (транспортный сбор и сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)) ((стр. 8 - стр. 9 - стр. 10) Ч 3 / 100) 33
8.4.

прибыль, остающаяся в распоряжении организации (чистая прибыль)

(стр. 8 - стр. 9 - стр. 10 - стр. 11)

1 069

Варианты формирования отпускной цены при УСН исходя из ранее зарегистрированной (налог при УСН - из выручки, как оборотный налог) представлены на с. 28.

Выводы:при переходе на УСН организация, сформировавшая отпускную цену на товар, по которому устанавливается предельный уровень рентабельности, недополучает 489 руб. прибыли на единицу продукции (товара) по сравнению с ценой, сформированной при общем порядке налогообложения (стр. 5 гр. 5 - стр. 5 гр. 6).

В данном случае применение УСН себя не оправдывает.

Мы привели расчеты только нескольких из множества возможных случаев. Поэтому, прежде чем принимать решение о переходе на УСН, необходимо произвести тщательный расчет.

Варианты формирования отпускной цены

№ п/п Показатели Ед. изм. Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4
Сохраняется уровень рентабельности Сохраняется отпускная цена Сохраняется сумма прибыли, остающаяся в распоряжении организации Сохраняется предельный уровень рентабельности (формирование цены при УСН)
А 1 2 3 4 5 6
1. Себестоимость единицы продукции руб. 10 000 10 000 10 000 10 000
2. Прибыль руб. 2 500 1 730 2 032 1 500
3. Рентабельность (стр. 2 / стр. 1 Ч 100) % 25,00 17,3 20,32 15,00
4. Налог при УСН ((стр. 1 + стр. 2) Ч 8 / 100) руб. 1 000 938 963 920
5. Прибыль, остающаяся после налогообложения (соотв. рентабельности по чистой прибыли) (стр. 2 - стр. 1) руб. 1 500 (15 %) 792 (8 %) 1 069 (10,7 %) 580 (5,8 %)
6. Отпускная цена без НДС (стр. 1 + стр. 2) руб. 12 500 11 730 12 032 11 500
7. НДС (стр. 6 Ч 10 / 100) руб. 1 250 1 173 1 203 1 150
8. Отпускная цена с НДС (стр. 6 + стр. 7) руб. 13 750 12 903 13 235 12 650
9. Изменение отпускной цены по сравнению с ценой, сформированной при общем порядке налогообложения
9.1. в рублях руб. + 841 - + 326 - 259
9.2. в процентах % + 6,5 - + 2,5 - 2,0

Переход на общий порядок налогообложения или на иные условия применения УСН

Переход организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, на общий порядок налогообложения может быть произведен:

· по желанию самой организации или индивидуального предпринимателя;

· при достижении установленных критериев.

Если организацией или индивидуальным предпринимателем принято решение об отказе от применения УСН, они обязаны известить налоговый орган не позднее чем за 15 дней до начала следующего месяца, подав письменное заявление с указанием даты перехода на общий порядок налогообложения.

Надо иметь в виду, что согласно п. 25 Положения об УСН организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на общий порядок налогообложения в текущем календарном году, не вправе в следующем календарном году перейти на упрощенную систему.

Применение организациями и индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения в соответствии с п. 24 Положения об УСН прекращается и они осуществляют уплату налогов (сборов) в общем порядке начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором:

· средняя численность работников организации за истекший месяц, определенная в соответствии с п. 4 Положения об УСН, превысила 100 человек;

· валовая выручка нарастающим итогом в течение календарного года превысила 2 000 млн руб.;

· применялась упрощенная система без уплаты НДС;

· средняя численность работников организации, использующей в качестве налоговой базы валовой доход, превысила 5 человек и (или) валовая выручка организаций и индивидуальных предпринимателей нарастающим итогом в течение календарного года составила более 600 млн руб. Такие организации и индивидуальные предприниматели также вправе перейти на применение УСН с использованием в качестве налоговой базы валовой выручки с уплатой или без уплаты НДС в соответствии с Положением об УСН;

· средняя численность работников организации превысила 15 человек и (или) валовая выручка организаций и индивидуальных предпринимателей нарастающим итогом в течение календарного года составила более 600 млн. руб. Данные организации и индивидуальные предприниматели также вправе перейти на применение УСН с уплатой НДС в соответствии с Положением об УСН.


Заключение

Значительное уменьшение документооборота, отсутствие необходимости соблюдения предельного индекса цен, а также необходимости для субъектов, ведущих учет в книге доходов и расходов, регистрации новых отпускных цен в случае превышения индекса в органах ценообразования делает упрощенное налогообложение более привлекательным и приемлемым в сравнении с обычным.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.). Минск «Беларусь» 2004г.2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 19 ноября 1998г.: с комментариями к разделам / Коммент. В. Ф. Чигира // Мн.: Амалфея, 1999.3. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. №166-З. Принят Палатой представителей 15 ноября 2002 года. Одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 13.01.2003, № 4, рег. № 2/920 от 02.01.2003) с учетом изменений.4. Веремейко Юрий, Косов Андрей, Фадеева Елена. Комментарий к Налоговому кодексу Республики Беларусь (Общая часть), Издательство: Тесей. Минск. 2007г.5. Кишкевич А.Д., Пилипенко А.А.: Налоговое право Республики Беларусь. Издательство: Тесей. Минск. 2002. 304с.6. Л.А. Ханкевич «Финансовое право Республики Беларусь». Учебное пособие / Мн. Издательство «Амалфея» 2002г.7. Маньковский И.А. Налоговое право Республики Беларусь. Общие положения: Практическое пособие. – Мн.: «Молодежное научное общество», 2000. 160с.8. Финансовое право. Учебник / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой Издательство «Юристъ» М., 2003.

9. Финансовое право. Серия «Учебники, учебные пособия» / Под ред. проф. В.М. Мандрина Ростов-на-Дону Издательство «Феникс», 2002.

10. Ханкевич ЛА. Налоги и налоговое право Республики Беларусь. Мн., 1999.