Реферат: Формы благотворительности и общественного призрения

Название: Формы благотворительности и общественного призрения
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: реферат
Формы благотворительности и общественного призрения

Формы и мотивы благотворительности зависят от субъектов этой деятельности и от предпосылок, которые им создает окружающая среда, историческое развитие и нынешние органы власти, создавая законы и проводя сиюминутную политику.

В первой половине XIX века окончательно сложились формы общественного призрения и типы благотворительных учреждений. К моменту основания приказов и до конца царствования Александра I в России преобладали закрытые формы призрения (предоставление мест в сиротских домах, приютах, домах умалишенных, больницах, богадельнях).

К середине XIX века начинают набирать обороты открытые формы призрения, известные и ранее, но не имевшие большого распространения. К ним относятся: раздача милостыни (наиболее популярная); выдача ссуд и денежных пособий (постоянных и единовременных); вещевая, денежная и продуктовая помощь на дому; дешевые столовые и квартиры. У каждой из этих форм были свои достоинства и недостатки. С одной стороны, закрытая благотворительность более целенаправленна, ее работу легче контролировать государственным и общественным органам. Но, с другой стороны, в больницах, богадельнях, сиротских домах и приютах можно оказать помощь весьма ограниченному количеству людей. Во-вторых, эта форма благотворительности требовала дополнительных затрат на жалование персоналу и постройку или наем помещений. И, наконец, пребывание призреваемых в этих учреждениях нарушало их семейные связи и лишало самостоятельности. Что касается открытой благотворительности, то, во-первых, она не требовала специально организованных заведений, во-вторых, такую помощь можно было оказывать неограниченному количеству бедняков, (их число ограничивалось лишь отсутствием средств). Но существенным ее недостатком являлась трудность в организации помощи действительно нуждающимся и сложность контроля над тем, чтобы она использовалась по прямому назначению.

Так, в качестве источников финансирования призрения бедных духовного звания закон предусматривал добровольные и благотворительные пожертвования, кружечные сборы, доходы от продажи свечей, кладбищенские, штрафные деньги, взыскиваемые по духовному ведомству.
Для помощи лицам с недостатками слуха и зрения использовались закрытые формы призрения. Императорское Человеколюбивое общество и попечительное о тюрьмах общество наиболее активно применяли в своей деятельности открытые формы помощи нуждающимся (дешевые и бесплатные квартиры и столовые, денежные пособия, ночлежные дома и т.д.).

Эти технологии были наиболее распространены. Они были удобны и понятны большинству граждан. Закрытые формы благотворительности стали первым шагом на пути к формированию системы государственной защиты. Он был сделан 1 сентября 1763 года, когда Екатерина II подписала манифест об учреждении в Москве «сиропитательного дома» в Москве. А так как средств у государства на это не было, на общественное благо стали привлекаться общественные ресурсы.

Пример другого типа благотворительности - «рациональной». В 1882 году братья Петр, Александр и Василий Алексеевичи Бахрушины обратились в городскую управу с предложением о пожертвовании 450 тысяч на устройство больницы для хронических больных. Из этого капитала 240 тысяч следовало употребить на постройку больницы на 200 коек. Остальная сумма предназначалась в качестве неприкосновенного фонда с обращением процентов на содержание больных. Проектировал больницу архитектор Б.В. Фрейденберг. Строительство началось в 1885 году, закончилось в 1886-м, а в 1887 голу состоялось открытие больницы [4; 188]. И снова мы видим деловой подход к благотворительности. Он позволял при условии достаточного стартового финансирования в дальнейшем существовать заведению общественного призрения без участия благотворителей - средства на его нужды поступали как процент с капитала. В работах современных исследователей мы, к сожалению, пока не встречаем анализа такой модели благотворительности. А между тем, например, создание капитала для общественных организаций и государственных организаций социальной сферы вновь становится актуальным.

Итак, мы можем выделить следующие формы и методы благотворительности в исследуемый период:

1. Закрытые (делятся по видам заведений).

2. Открытые (более гибкие и разнообразные):

1. организация мероприятий в пользу объекта благотворительности (спектаклей, праздников, продаж);

2. строительство объектов благотворительности (больниц, воспитательных домов);

3. создание самих общественных заведений;

4. материальные пожертвования;

5. денежные пожертвования;

6. пожертвование трудом и временем;

7. попечительство (граждане становились попечителями заведений и помогали в их развитии);

8. создание капитала;

9. братства (церковные братства по своей инициативе брали на себя разнообразные функции в зависимости от нужд общества);

10. прием детей на воспитание;

11. стипендиальные программы.

Таким образом, к середине XIX века в России не только набирает обороты благотворительное движение. Из него явно выделяется государственная социальная политика. В Российской Империи возникает сложная система социальной защиты, во многом еще не совершенная, но затрагивающая разные сферы жизни.

Основными направлениями благотворительной деятельности на рубеже XIX и XX веков были поддержка культуры и искусства, образовательных учреждений, церкви, регулярной армии, органов призрения. Последние представляли собой целую структуру социальных (в истории отечества их называют благотворительными) учреждений. В конце XIX - начале XX века в России существовала разветвленная система благотворительных обществ и общественных организаций. Во главе ее стояла инициатива императорской семьи, каждая организация подчинялась определенному ведомству, попечительству. Существовали разные формы социальной помощи. Открытые формы были наиболее гибкими, доступными для понимания и удобными для помогающих граждан. Эти формы соответствовали их потребностям и мотивам. Закрытые формы постепенно трансформировались в жестко контролируемую, менее гибкую систему государственной поддержки населения.