Курсовая работа: Концентрация и монополизация в экономике

Название: Концентрация и монополизация в экономике
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: курсовая работа

Министерство образования Республики Беларусь

УО« Витебский государственный технологический университет»

Кафедра экономики

Курсовая работа

по курсу экономика предприятий

на тему: «Концентрация и монополизация в экономике»

Выполнила:

студентка гр.2Бу-11

Пугач И. В.

Научный руководитель:

Доцент, кандидат экономический наук

Кахро А.А.

Витебск

2009

Содержание

Введение

1. Монополия в рыночной экономике

1.1 Возникновение и сущность монополий

1.2 Виды монополий

1.3 Монопольная цена. Монополия и конкуренция

1.4 Особенности современной монополизации народного хозяйства, ее позитивные и негативные факторы

2. Концентрация производства: сущность, формы и показатели

3. Антимонопольная политика: сущность, принципы, направления

4. Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь

Заключение

Список использованных источников

Введение

В конце XIX в. возникла реальная угроза для функционирования конкуренции (необходимого атрибута рынка) в виде монополистических образований в экономике.

Монополия как вид экономической структуры рынка представляет определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.

Монополии охватывают все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений - картели и синдикаты.

Разделение и кооперирование труда находят свое выражение в таком производственном процессе как концентрация.

В данной курсовой работе я постараюсь рассмотреть основные причины возникновения, виды и формы монополий и концентрации; особенности современной монополизации экономики; а также определить взаимосвязь между концентрацией и монополизацией.

1 Монополия в рыночной экономике

Монополия – (от моно… и греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.

Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны. [8, с. 389]

Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

1.1 Возникновение и сущность монополий

В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции — этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике.

История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Взаимосвязанность явлений — кризисов и монополий — указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название “детей кризиса”.

Что представляют собой монополистические образования? Если обратить внимание на промышленное производство, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия. Оно позволяет им избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

1.2 Виды монополий

Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение выпуск продукции будет малым, а цены – высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять «дешевый» рынок от «дорогого».

Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т. д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке. [21, с. 286-291]

Что является причиной появления и развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из предпочитателей таких взглядов — английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”. Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

Иной движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т. д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.

Современная теория выделяет три типа монополий:

1) монополия отдельного предприятия;

2) монополия как соглашение;

3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.

Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали развиваться конгломераты , то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.

Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой ( отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами.

Более лоялен рынок олигополии, которая может подразделяться на два типа: олигополия первого вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида – положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частичный контроль над ценами. Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т. п. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами.

1.3 Монопольная цена. Монополия и конкуренция

Особого внимания требует вопрос ценовой политики монополистических образований. Последние, как уже говорилось выше, используя свое монополистические положение, имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать их. Вследствие этого появляется новая разновидность цены — монопольная цена, которая устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя. К этому следует добавить, что эта цена рассчитана на получение сверхприбылей, или монополистических прибылей. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения.

Особенность монопольной цены заключается в том, что она сознательно отклоняется от реальной рыночной, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена является верхней или нижней в зависимости от того, кто ее формирует — монополист или монопсонист. В обоих случаях обеспечивается выгода последних за счет потребителя или мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему части продукта. Таким образом, монопольная цена являет собой определенную “дань”, которую общество вынуждено платить тем, кто занимает монопольное положение.

Отличают монопольную высокую и монопольную низкую цены. Первую устанавливает монополист, оккупировавший рынок, и с ней вынужден мириться потребитель, лишенный альтернативы. Вторую формирует монопсонист по отношению к мелким производителям, которые тоже не имеют выбора. Следовательно, монопольная цена осуществляет перераспределение продукта между хозяйственными субъектами, но такое перераспределение, которое основывается на внеэкономических факторах. Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается — она отражает и экономические преимущества крупного, высокотехнического производства, обеспечивая получения сверхизлишнего продукта.

Структура монопольной цены может быть представлена формулой:

Рмон.= Р1 + Р2 +Р3, (1.1)

где :

Р1 — средняя прибыль, получаемая предпринимателями в условиях свободного перемещения капитала в результате действия межотраслевой конкуренции;

Р2 — обычная сверхприбыль, получаемая предпринимателями, которые осуществляют нововведения;

Р3 — монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения.

Монопольная цена — это верхняя цена, за которую монополист может продать товар или услугу и которая содержит в себе максимальную Р3. Однако, как показывает опыт, удержать такую цену в течение длительного времени невозможно. Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают в отрасль других предпринимателей, которые в результате “ломают” монополию.

Следует учитывать и то, что монополия может регулировать производство, но не спрос. Даже она вынуждена учитывать реакцию покупателей на увеличение цен. Монополизировать можно только товар, на который существует неэластичный спрос. Но и в такой ситуации подорожание продукции приводит к ограничению ее потребления. Монополист имеет две возможности: или применить небольшой дефицит для удержания высокой цены, или увеличить объем продажи, но уже по сниженным ценам.

Одним из вариантов ценового поведения на олигополистических рынках является “лидерство в ценах”. Существование нескольких олигополистов, казалось бы, должно повлечь за собой конкурентную борьбу между ними. Но оказывается, что она в форме ценовой конкуренции привела бы только к общим потерям. У олигополистов есть общий интерес для удержания единых цен и недопущения “ценовых войн”. Это достигается с помощью негласного соглашения принимать цены фирмы-лидера. Последняя — это, как правило, самая крупная фирма, определяющая цену определенного товара, остальные же фирмы принимают ее. Самуэльсон определяет, что “фирмы молча вырабатывают такую линию поведения, которая исключает острую конкуренцию в отрасли цен”*.

Возможны и другие варианты ценовой политики, не исключая прямого соглашения между олигополистами. Цена природных монополистов находится под контролем государства. Правительство постоянно проверяет цены, устанавливает предельные границы, исходя из необходимости обеспечить определенный уровень рентабельности фирмы, возможностей развития и т.д.

Особого рассмотрения требует соотношение конкуренции и монополии в современной экономике. Конкуренция принадлежит к основным понятиям рынка, то есть к таким, без которых он не может функционировать. Можно сказать, что развитие рынка было одновременно и развитием конкурентных отношений.

Конкурентный рынок предусматривает наличие неограниченного числа продавцов, а также ситуацию, в которой каждый из них не имеет возможности влиять на цену. Здесь также существует свободный, беспрепятственный доступ хозяйственных объектов к любому виду деятельности, наглядная и доступная каждому информация о состоянии рынка и возможных альтернативах, здесь имеет место диктат потребителя над производством. Все это свидетельствует о господстве свободной конкуренции.

Но небезопасность конкуренции подталкивает предпринимателей к попыткам уклониться от нее, а это возможно только при завоевании монопольного положения.

Монополия — это понятие, противоположное конкуренции. Это хорошо видно на примере абстрактной категории “чистая монополия”, которая характеризует ситуацию абсолютной монополизации рынка одной формой. Естественно, что это полярно противоположная ситуация, где для конкуренции совсем не остается места.

Конкуренции в конце прошлого столетия нанесен значительный удар со стороны монополий. Стремительная монополизация хозяйственной жизни спровоцировала сворачивание и модификацию конкурентных отношений, возникла угроза существования конкуренции как таковой. Однако общество быстро оценило пагубность такой ситуации и своими решительными действиями не допустило перехода ее состояния в критическое положение.

Современная рыночная экономика характеризуется сосуществованием, переплетением конкуренции и монополии. Очень важной является проблема их соотношения. Можно вести речь о диалектическом единстве монополии и конкуренции. К. Маркс говорил: “В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию и их антогонизм, но также и их синтез, который является не формулой, а движением. Монополия создает конкуренцию, конкуренция создает монополию. Синтез заключается в том, что монополия может удержаться благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу”. В таких условиях конкуренция перестает быть единым регулятором производства.

Современный хозяйственный механизм представляет собой объединение стихийного рыночного регулирования с сознательным управлением со стороны монополий и государства. Одну из его основ составляет конкуренция, но в современных условиях это преимущественно несовершенная конкуренция.

Можно выделить следующие особенности несовершенной конкуренции:

Это конкуренция, которая возникает при условиях существования монополистических образований, соревнующихся как между собой, так и с предпринимателями среднего и малого бизнеса. В ней тон задают продавцы и покупатели, которые имеют определенную монопольную власть над продуктом, имеют возможность манипулировать ценами.

Если совершенная конкуренция происходила, прежде всего за обеспечение сбыта продукции, то монополистическая имеет значительно больший диапазон целей. Здесь конкурентная борьба ведется за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, результатов научно-технического прогресса, кредитных ресурсов, квалифицированной рабочей силы и т.д.

Конкуренция все больше перемещается из сферы обращения, где происходит реализация товаров, в сферу непосредственного производства, с отраслевого на межотраслевой, общехозяйственный уровень. Несовершенная конкуренция основывается прежде всего на нововведениях в средства производства, технологию, которые снижают затраты на единицу товара. Инновации в руках монополистов становятся методом конкурентной борьбы.

Значительно расширяется арсенал способов такой борьбы. Рядом с ценовой конкуренцией, использовавшейся ранее, применяются и другие способы. Отличают три основные формы конкурентной борьбы: ценовая, неценовая и неэкономическая (нечестная). Ценовая конкуренция — это соревнование производителей путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их ассортимента или качества. Производители используют манипулирование ценами, теневые цены, тайные уменьшения, маневрирование ценами на разных рынках. Неценовая конкуренция — это завоевание конкурентного преимущества за счет лучшего использования достижений научно-технического прогресса. Здесь применяется продажа товаров более высокого качества, предложение новых товаров для удовлетворения тех же потребностей, оказание большего объема услуг, увеличение сроков гарантийного обслуживания, лучшие условия выделения потребительского кредита, проведение рекламных кампаний и т.д. И, наконец, широко практикуются так называемые неэкономические методы конкурентной борьбы. Это подкупы служебных лиц для улаживания дел, технический шпионаж, переманивание на свою сторону лучших специалистов и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня действует качественно новая конкуренция, которая отражает новую структуру рынка, его монопольный характер.

1.4 Особенности современной монополизации народного хозяйства, ее позитивные и негативные факторы

Монополистические тенденции в народном хозяйстве на сегодняшний день выделяются рядом факторов. К ним относится, прежде всего научно-техническая революция (НТР), которая начала разворачиваться в странах с развитой промышленностью с середины 50-х годов. Совершенствуя всю систему производительных сил, НТР обусловила значительное сокращение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, уменьшение масштабов высокоэффективных предприятий в отдельных отраслях. Названные процессы привели к тому, что в разряд высокоэффективных рентабельных предприятий стали попадать не только монополистические объединения, но и средние и часть малых предприятий. НТР также усиливает конкуренцию, поскольку создает условия для ухудшения положения той или другой монополии путем появления на рынке нового продукта вместо традиционного. Поток научных открытий и нововведений подрывает стабильность позиций отдельных монополистических объединений.

Особенностью современной монополизации народного хозяйства является ее межнациональный характер, усиление роли транснациональных корпораций, особенно — межотраслевых. В рамках многоотраслевых транснациональных концернов создается своеобразный “управленческий холдинг”, который передает хозяйственное управление производством, реализацию продукции своим подразделениям, филиалам, то есть усиливает их самостоятельность.

Одной из особенностей современной монополизации является также ее скрытный характер, то есть введение в сферу зависимости от гигантских монополистических объединений формально самостоятельных средних и малых предприятий через систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п. В частности, в начале 80-х годов наблюдается постепенный рост степени монополизации рискованного капитала. Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами — в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.

Еще одна особенность современной монополизации — усиление централизации капитала, перераспределение собственности. Основной выигрыш при этом получают собственники монополии-интегратора. Это усиливает монополизацию собственности, содействует ее приобщению к развитию производительных сил, то есть к структурным изменениям в экономике. Характерно, что такие процессы происходят прежде всего на межотраслевом уровне.

Процессы монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменение хозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%.

Таким образом, монополии на современном этапе — это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.

С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.

Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически “хилых” предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.

Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой вред народному хозяйству.

2. Концентрация производства: сущность, формы и показатели

Развитие таких форм общественной организации производ­ства, как концентрация, является важным условием повы­шения эффективности производства. Ее совершенствование обусловлено, с одной стороны, усиливающимися процессами интеграции, а с другой — ускорением научно-технического развития.

Концентрация представляет собой процесс сосредоточения производства на крупных предприятиях. В современных усло­виях она проявляется в укрупнении размеров предприятий и эффективном распределении производства между предприяти­ями различного размера.

В зависимости от того, на каком уровне происходит укруп­нение производства, различают приведенные ниже формы кон­центрации.

Агрегатная концентрация — исходная форма концентра­ции, непосредственно связанная с научно-технологическим развитием. Она представляет собой рост единичной мощности оборудования (агрегатов, аппаратов, технологических устано­вок и т.д.).

Технологическая концентрация выражается в укрупне­нии цехов, переделов в составе предприятий, что может про­исходить как за счет агрегатной концентрации, т.е. увеличения мощности единицы оборудования, так и путем увеличения количества единиц оборудования.

Заводская концентрация характеризуется увеличением размеров предприятий, которое может происходить за счет аг­регатной, технологической концентрации, а также путем объе­динения нескольких предприятий, что приводит к организационно-хозяйственной концентрации.

Организационно-хозяйственная концентрация проявля­ется в создании различных видов производственных объедине­ний. Она может проходить в чистом виде, т.е. без изменения техники, технологий и организации производства, и перехо­дить на качественно новый уровень, сопровождаясь переходом на новые технологии, расширением производства, реконструк­цией, технологическим переоснащением, т.е., по сути являясь разновидностью заводской концентрации.

Заводская концентрация производства может осуществлять­ся, во-первых, путем объединения производств на предприятиях универсального типа (например в отраслях машиностроения), во-вторых, путем увеличения объема производства однородной продукции на специализированных предприятиях (например в отраслях добывающей промышленности, строительных матери­алов), в-третьих, за счет роста объема выпуска продукции на ос­нове комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия (например в металлургии).[4, с. 117-119]

Организационно-хозяйственная концентрация может осу­ществляться, во-первых, на основе горизонтальной концент­рации, т.е. объединения предприятий, функционирующих в одной сфере деятельности, во-вторых, на основе вертикальной интеграции, т.е. объединения предприятий, связанных еди­ной технологической цепочкой, в-третьих, комбинацией разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой.

Уровень концентрации влияет на состояние конкурентной среды и во многом определяет конкурентоспособность предпри­ятий. Процессы концентрации становятся важнейшим факто­ром, определяющим эффективность стратегий развития пред­приятий, успех их рыночной экспансии и адаптации к новым требованиям конкурентной среды. Процессы концентрации влия­ют как на конкурентную среду в отдельных секторах внутренне­го рынка, так и на формирование международных структур.

Рост, доли на рынке дает предприятию ряд выгод: рост эф­фективности как "эффект масштаба" (scale affect), состоящий в уменьшении постоянных затрат на единицу производства, при­водит к повышению конкурентности предприятий по ценовым факторам; рост доли предприятия на рынке ведет к созданию "барьеров входа" на рынки (особенно предприятиям с низким уровнем эффективности и ограниченными ресурсами); концент­рация повышает "торговую силу" предприятия и тем самым дает возможность получения более полезных контрактных ус­ловий (цены, сроки платежа, качество услуг); увеличение раз­мера предприятия приводит к успеху его деятельности па внеш­них и внутренних рынках; концентрация дает возможность ор­ганизации и финансирования научно-технологических и инно­вационных исследований, что стимулирует научно-технологи­ческое развитие, способствует повышению качества производ­ства, развитию процесса логистики, системы, обслуживания клиентов.

Отрицательные эффекты высокого уровня концентрации: для фирмы связаны с ростом размеров организационных струк­тур и сложностью процессов управления.

Концентрацию производства можно оценить системой пока­зателей.

Абсолютная концентрация производства определяется размером, например, агрегатная — размером турбин, плавиль­ных печей; технологическая — размером производств; завод­ская (организационно-хозяйственная) — размером предприя­тия (объединения).

Абсолютный размер предприятия можно оценить с по­мощью следующих показателей:

• объема производства продукции за год (в стоимостном или натуральном выражении);

• среднегодовой численности промышленно-производственного персонала;

• среднегодовой стоимости основных средств.

Кроме того, может быть использован, например, такой по­казатель, как энергетическая мощность.

Уровень относительной концентрации производства ха­рактеризуется удельным весом агрегатов, производств и пред­приятий различного размера в общем объеме выпуска продук­ции, в общей стоимости основных средств и численности работ­ников, а также удельным весом потребления электроэнергии.

В качестве показателя уровня концентрации в отрасли используют и объем выпуска продукции за год, приходящийся на одно предприятие,

Каждый из названных показателей имеет как преимущест­ва, так и недостатки. Например, среднегодовая численность промышленно-производственного персонала во многом опреде­ляется уровнем фондовооруженности, автоматизации про­изводства. С этой точки зрения объем производства продукции за год наиболее точно характеризует размер производства. Средний размер предприятия обладает всеми недостатками средних показателей, поэтому применение метода группировки позволяет более точно охарактеризовать уровень концентра­ции, а средние показатели можно использовать в качестве до­полнительных .

Группировка предприятий по размерным группам (ма­лые, средние, крупные) используется для характеристики ди­намики уровня концентрации в конкретной отрасли, а не для сравнения уровней концентрации в различных отраслях.

Таким образом, именно система показателей может охарак­теризовать уровень и динамику концентрации производства. [21, с. 465]

3. Антимонопольная политика: сущность, принципы, направления

Антимонопольное регулирование (AMP) в конце XIX в. пришло на смену спорадическому антимонопольному движению, как "одна из специ­фических форм государственного контроля и регулирования рыночных отношений, структуры рынка, уровня и масштабов конкуренции с целью повышения эффективности экономики"

AMP корректнее определять как реализацию государством комплекса экономических, законодательных и административ­ных мер, направленных на обеспечение условий развития рыноч­ной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов.

Регулярной функцией государства AMP стало с конца XIX в. При этом следует подчеркнуть, что в развитых индустриаль­ных странах оно с самого начала базировалось на сложившейся системе рыночных отношений. Монополии в рыночной эконо­мике в своем подавляющем большинстве были и остаются про­дуктом развития товарного производства и конкуренции.

Антимонопольное регулирование осуществляется практичес­ки во всех странах, базируясь либо на антитрестовском законода­тельстве (в США, Канаде, Японии), либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинав­ские страны), либо на соответствующих нормах, закрепленных крупными международными интеграционными соглашениями.

Главным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство. Оно выступает одной из форм непосредственного вмешательства государства в рыночные отношения. Впервые принятое в конце прошлого века в Канаде и США это законодательство установило ряд правил, относящихся как к организации капитала, так и к содержанию заключаемых договоров.

Большинство европейских государств до второй мировой войны вообще не имело антимонопольных законов, что объяс­нялось более низким уровнем концентрации производства в них, чем в США. В 80-е гг. аналогичные законы были приняты также в ряде стран Африки (например, в Кении и Танзании). Они не препятствуют созданию крупных монополий, в том числе и транснациональных корпораций, однако эффективно способствуют развитию конкуренции, особенно среди мелких и средних фирм.

Причинами принятия законов, регулирующих предприни­мательскую деятельность и способствующих развитию конку­ренции, явились:

- необходимость защиты фирм от незаконных действий друг друга (например, от недобросовестной конкуренции) и предотвращен я их проявлений. (В мировой практике не су­ществует однозначного определения недобросовестной конку­ренции, поскольку приемы конкурентной борьбы постоянно меняются. Так, Федеральная Комиссия США выделяет свыше 400 способов недобросовестной конкуренции в сфере торговли и маркетинга);

- потребность в защите потребителей от недобросовестной деловой практики;

- необходимость зашиты интересов общества от некото­рых предпринимателей.

Целесообразность и разумность являются принципами совре­менной антимонопольной политики, а дуализм, психологизм, непоследовательность, противоречивость - особенностями ее реализа­ции. При этом антимонопольные органы в развитых странах руко­водствуются принципом, которым часто руководствовался Л. Эрхард: "Конкуренция везде, где возможно, регулирование - там, где необходимо". Следует отметить, что в США антимонопольная политика выступает в качестве разновид­ности промышленной. Последняя означает "совокупность методов государственного воздействия на промышленность".

Выделяют антитрестовскую и антикартельную направлен­ность антимонопольного законодательства. Антитрестовские законы преследуют цель противодействовать союзам, в рамках которых полностью утрачивается самостоятельность фирм и устраняется конкуренция; антикартельные законы направлены против различного рода сговоров между фирмами картельного типа. Их цель состоит в стимулировании конкуренции и дивер­сификации производства.

Кроме того, в ряде стран приняты законы, действующие про­тив недобросовестной конкуренции, включая мошенничество в производстве и торговле. Они призваны обеспечить предотвра­щение монополизации рынка, антиконкурентное слияние компа­ний, сговор о ценах и их дискриминацию, другие ограничения торговли и конкуренции.

Антимонопольное регулирование - это регулирование уровня концентрации и монополизации, стратегии и тактики внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регу­лирование предприятий, допускающих злоупотребления своим доминирующим положением.

В практике государств с развитой рыночной экономикой для ограничения роста масштабов производства и продаж фирмы, злоупотребляющей своим доминирующим положением, законо­дательно лимитируются размеры ее рыночной квоты. В странах ЕС судебные иски могут быть возбуждены в случае, если фирма превышает установленный объем продаж. Кроме того, здесь практикуется обязательная регистрация всех соглашений об объединении фирм.

Современная конкуренция регулируется методами админис­тративного (законодательного) и нормативно-ориентирующего (корректирующего) воздействия. Административное регулиро­вание конкуренции основано на принятии законодательных ак­тов и на контроле за их соблюдением со стороны государства. Его целью является противодействие недобросовестной конку­ренции, некорректной монополистической практике и чрезмер­ной монополизации экономики.

Методы нормативно-ориентирующего воздействия представ­ляют собой правительственные заказы, налоги, государственные субсидии. Их главная цель - стимулирование предпринимательс­кой активности различных субъектов.

Во всех развитых странах на общегосударственном уровне
существуют антимонопольные органы, отвечающие за разработку и реализацию антимонопольной политики.

Исторически сложились две системы антимонопольного регулирования (иногда их называют системами антитрестов­ского права или типами антимонопольного законодательства): американская и западно-европейская. Критерием их разграни­чения являлось отношение к монополии.

В современных условиях изменились взгляды на роль и значение концентрации производства для экономики и общес­тва в целом. Это обусловлено ее положительным влиянием на его эффективность. Большое значение придается позитивному воздействию крупных компаний на конкурентоспособность американской продукции на мировом рынке.

Американские специалисты критикуют антимонопольную политику и антимонопольное законодательство, не отрицая их в принципе. Вместе с тем они считают, что их необходимо су­щественно пересмотреть и усовершенствовать. При этом ак­цент делается на пресечение фактов фиксации цен, дележа рынков и практики горизонтальных слияний, несущих угрозу развитию конкуренции.

Динамика НТП в современных условиях, международное промышленное сотрудничество, транснационализация производ­ства, глобализация мировой экономики поставили под сомнение прежние устои тотального антимонополизма. Так, английский экономист М. Бест считает, что антимонопольная политика США и Англии изживает себя.

В реализации антимонопольной политики важное значение имеет четкость классификации отраслей. В настоящее время наиболее широко применяется четырехзначная классифика­ция, допускающая расширение ее до семизначной. Согласно этой классификации, экономика США представлена примерно 400 отраслями.

Горизонтальное слияние предполагает объединение фирм одной отрасли. Не допускаются слияния фирм, снижающие кон­куренцию, т.е. превышающие допустимый уровень концентра­ции производства. К типичным горизонтальным ограничениям и серьезным нарушениям антимонопольной» законодательства от­носятся картельные договоры, которые регламентируют цены, разделяют рынки сбыта, устанавливают единые условия торгов­ли, включая дисциплинарные санкции за нарушение договора его участниками.

Вертикальное слияние означает объединение фирм различных отраслей по принципу технологической связи производственных процессов, образующее комбинат с замкнутым производственным циклом. Причем ограничительные условия принимаются в однос­тороннем порядке, поскольку господствующий на рынке предпри­ниматель способен навязать свои требования более слабому контрагенту. К таким ограничениям конкуренции относятся дого­воры об исключительных торговых операциях, установление или поддержка перепродажных цен, ограничительные условия в дого­ворах о передаче прав на объекты промышленной собственности (договоры-уступки и лицензионные соглашения).

Конгломеративное слияние происходит путем объединения фирм различных отраслей, технологически не связанных между собой. Таким образом, фирма диверсифицирует свое производство.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что объединение фирм (и вертикальное, и горизонтальное, и Конгломеративное) нельзя считать только отрицательным явлением. Слияние компа­ний может повысить эффективность производства за счет как сни­жения издержек путем роста масштабов производства, так и приобретения дополнительных преимуществ, которыми обладала каждая фирма (наличие высокопрофессиональных менеджеров, оригинальных научных разработок и т.п.). Оно может способство­вать решению финансовых проблем участников, дисциплиниро­вать управляющих корпораций, совершенствовать организацию поставок комплектующих и т.д.

Некоторые виды и формы монополии современная западная экономическая наука и законодательство считают нормальным явлением. Не подлежит наказанию фирма, которая захватывает зна­чительную долю рынка путем создания уникального товара или внедрения новой технологии, позволяющей ей продавать товары по более низким ценам, не лишаясь прибыли. Не подлежит судебному преследованию естественная монополия, поскольку возникновение ее закономерно, а попытки уничтожения - либо бесцельны, либо экономически нерациональны.

В регулировании естественных монополий в развитых странах преобладают национализация и государственный контроль частных компаний.

Естественные монополии тесно связаны с монополией на информацию, так как реальная эффективность единственного производителя известна только ему. Именно они были первооче­редными объектами национализации, а в Великобритании и во Франции - объектами создания единых государственных отрас­левых корпораций.

Во многих странах, в частности, в США в рамках про­грамм антитрестовской борьбы "ни одно новое предприятие не зарегистрируется и не получит право изготавливать продук­цию, пока не будет зарегистрирован его конкурент. Тем са­мым исключается как монопольное положение производителя, так и его сговор с другим поставщиком той же продукции”.

Западно-европейская система антимонопольного регу­лирования более либеральна. Она нацелена на регулирова­ние поведения монополиста, на управление им и на запрет не самой монополии, а злоупотребления монопольной влас­тью путем использования методов административного регулирования ее деятельности и объявления противоправными различных соглашений, ограничивающих конкуренцию. Данная система допускает некоторые злоупотребления монополистического характера и пресека­ет их в случае ослабления конкурентной борьбы. Для этого предусмотрена регистрация в специальном государственном органе тех видов соглашений между предпринимателями, которые направлены на усиление монополий и существен­ное ограничение конкуренции.

Отношение правительства к монополизации в условиях рыночной экономики двойственно: с одной стороны, - защита монопольного и олигопольного производства, с другой, - ограничение или запрещение определенных форм поведения монопольных фирм. Это объясняется двойственностью последствий монополизации. В условиях монополии объективно существует тенденция к ограничению объемов выпускаемой продукции, росту цен, к различным видам неконкурентного поведения. Вместе с тем монополизация всегда связана с масштабами производства, что приводит к снижению издержек и экономии ресурсов.

Крупные фирмы, как известно, являются носителями научно-технических исследований и разработок. Правительства учитывают плюсы и минусы больших компаний в осуществлении антимонопольной политики, препятствуя проявлению антиконкурентного поведения, но, не сдерживая эффективное крупномасштабное производство. Поэтому объектом антимонопольного законодательства является как поведение фирм на рынке, так и его структура.

Антимонопольные законодательства запрещают любые соглашения (явные и тайные) между фирмами, устанавливающими цены, ограничивающими выпуск продукции, ведущими к разделу рынка.

Некоторые монополии считаются нормальным явлением. Не подлежит наказанию фирма, захватившая значительную долю рынка путем создания уникального товара или внедрения новой технологии. Не преследуется судом естественная монополия, поскольку ее существование закономерно, а попытки устранения - либо бесцельны, либо экономически нерациональны. Цены на продукцию (услуги) естественных монополистов в развитых странах регулируются государством или местными органами власти.

Антимонопольная политика в развитых странах представляет собой гибкую систему постоянно действующих, мобильно перестраиваемых мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный и поощрительный характер. Ее основными направлениями являются: либерализация рынков, регулирование монополий, прямое недопущение, подавление или устранение монополий, ограни­чивающих конкуренцию, активизация рыночных структур. Норма­тивными актами предусмотрено, что ни одна корпорация не может контролировать более 40—50 % объемов производимой продукции. Поэтому введены ограничения масштабов производства, сбыта, технологического развития. Запрещается приобретать значитель­ную долю акций других предприятий, дискриминировать партнеров или навязывать им дополнительные обременительные условия дого­воров.

В современных условиях главной особенностью антимоно­польного законодательства в развитых странах является его проолигополистический характер, т.е. оно направлено па за­щиту олигополии. При этом под олигополией понимается такая организация отрасли (или локального рынка), при которой ог­раниченное число крупных производителей выпускает значи­тельную или преобладающую часть отраслевой продукции и тем самым самостоятельно осуществляет антиконкурентную политику или вступает в монопольный сговор для проведения единой рыночной политики.

Важнейшей чертой олигополистического рынка является взаимодействие конкурентных и монополистических сил. Хотя власть олигополии над рынком велика, в антимонопольной практике не было случая преследования олигополистических фирм.

Защита "оптимального" баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках олигополии проявляется в нерас­пространении антимонопольного законодательства на те отрасли, в которых либо не сложилась олигополистическая структура и гос­подствует система мелких производителей (лесное, сельское хозяй­ство, рыболовство), либо монополия выступает как обязательная форма организации производства (отрасти, связанные с естествен­ной монополией, т.е. для нормального развития их требуется единая организационно-производственная система - коммунальное хозяй­ство, транспорт, связь, производство и распределение электроэнер­гии, газа и т.д.). Деятельность этих отраслей регулируется специальным законодательством. Однако в ряде стран оно не распространяется на те национализированные предприятия и торговлю, где существует государственная монополия; а также на внутрифирменные операции; коллективные соглашения между профсоюзами и предпринимателями по поводу заработной платы и условий труда. Это законодательство с некоторыми ограничениями используется в сфере операций с интеллектуальной собственностью, но не касается соглашений и совместной деятельности в области экспорта, повышения эффективности производства и развития НТП. Таким образом, в ряде стран антимонопольное законодательство частично или полностью не затрагивает большую часть предпринимателей.
Все реже монополия ассоциируется с ростом концентрации. Демонополизация отраслевых рынков осложняется преобразованием крупных предприятий в единые производственные комплексы, часто не допускающие своего дробления на мелкие; производственные звенья
без полного их разрушения, что создает угрозу деиндустриализации стран. Акцент сегодня делается на выяснение экономической категории монопольной рыночной власти, на методы ценовой и неценовой конкуренции и т.п. Но наличие рыночной власти, как уже отмечалось, еще не является нарушением антимонопольного законодательства. Только в случае установления факта причинения экономического ущерба в результате ограничительной практики явление признается незаконным. Опыт развитых стран свидетельствует, что антитрестовская политика оказалась малоэффективной и влияла лишь на формы централизации капитала, но сам процесс монополизации она не приостановила.

Противодействие монополизации экономики выражается в форме запретов на ведение производственно-коммерческой де­ятельности, в разукрупнении фирм, их реорганизации, разделении, вплоть до ликвидации. Несмотря на различия антимонопольных законодательств разных стран, они имеют общие черты и цели. К таковым отно­сятся: поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занима­ющими доминирующие положение на рынке, и над процессом слияний и поглощений компаний; защита интересов потребите­лей; содействие развитию малого и среднего бизнеса.

Незаконными признаются действия субъектов, направлен­ные на территориальный раздел рынков, бойкот конкурентов, прикрепление покупателя к определенным источникам снаб­жения, установление согласованных цен и скидок, на согласо­вание квот производства с целью манипулирования обменом и характером предложения, а также на назначение единых ди­ректоров конкурирующих фирм.

Ученые Западной Европы и США считают, что антимоно­польное (антитрестовское) законодательство, а также законода­тельство об ограничительной деловой практике целесообразно называть procompetitive laws (проконкурентными законами), так как они призваны сохранять и развивать конкуренцию.

В странах Восточной Европы проблема антимонопольного регулирования возникла сравнительно недавно. Следует отме­тить, что монополии здесь были созданы искусственно, путем концентрации производства, приведшей к образованию гиган­тских предприятий и объединений.

В постсоветских странах антимонопольная политика пер­воначально была направлена на преодоление "командно-адми­нистративного монополизма", т.е. на изменение типа экономических систем.

Обобщая сказанное, отметим, что свободная конкуренция обус­ловила концентрацию производства, приведшую не к появлению, а к господству рыночных монополий. Наиболее распространенными их видами являются чистая, или абсолютная, естественная и искус­ственная, производственная и организационная монополии. Клас­сическими организационными формами монополий являются картели, синдикаты, тресты, концерны, которые в модернизирован­ном виде существуют и в настоящее время.

Прогрессирующая монополизация современной рыночной экономики базируется на суперконцентрации. Она приобрела ряд новых черт и особенностей, а также мировой характер, из­менила цели и в настоящее время направлена на монополиза­цию наукоемких и прибыльных отраслей, на повышение уровня их технологической оснащенности и компьютеризации. Для нее типична скачкообразность укрупнений, часто инициируемых го­сударством путем слияний и поглощений зарубежных фирм.

Сегодня монополия как многопрофильная, многоотраслевая организация претерпела не только качественные, но и количес­твенные изменения и стократно превысила миллиардный рубеж по величине активов. Появились новые формы и методы конкурен­тной практики. Современная конкуренция отличается не только своим противоречивым единством с монополией, но и проявлением конкуренции как соперничества и добровольного сотрудничества с конкурирующими фирмами, а также конечной целью, которая заключается в обеспечении стабильного существования фирм и доминировании критерия эффективности. Учет особенностей сов­ременной конкуренции позволил пересмотреть ставшее традици­онным определение ее только как соперничество. Сегодня акцент делается на форму взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, обусловленную поиском новых способов реализации их экономических интересов.

Необходимое равновесие между монополией и конкуренцией в рыночной экономике обеспечивает антимонопольное регулирование.

4. Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь

Давно известно, что концентрация и монополизация, как явление в экономике, тесно связаны между собой. Но из этого не вытекает, что концентрация обязательно приводит к появлению предприятия – монополиста или группы предприятий – монополистов.

В странах с рыночной экономикой уже давно сложилась действенная система антимонопольного законодательства, на основе которой государство регулирует процессы концентрации с целью недопущения появления предприятий или группы предприятий – монополистов. Этому, в частности, способствовало и то, что к концу 60-х годов на Западе сложилась следующая система показа­телей монопольной концентрации. Например, в Германии принято, что монопольное положение предприятия или группы предпри­ятий на рынке возникает, если на предприятие приходится свы­ше 1/3 всего оборота на рынке, либо на три и менее предпри­ятий — 1/2 общего оборота, либо на пять и менее предприятий — свыше 2/3 оборота.

В США для оценки концентрации произ­водства в течение нескольких десятилетий применялся показа­тель: доля четырех крупнейших предприятий в общем объеме производства в отрасли. Так как эти показатели являются дис­кретными и не отражают в полной мере положение предпри­ятий на рынке, то в последние годы широкое распространение получает комплексный подход, который базируется на учете коэффициентов концентрации (например, CR 3 — доля на то­варном рынке или в отрасли трех крупнейших хозяйствующих субъектов) и индекса Герфиндаля — Гиршмана (HHI), который рассчитывается как сумма квадратов долей всех действующих на рынке (в отрасли) хозяйствующих субъектов по формуле

HHI = (4.1)

где

n - число хозяйствующих субъектов, действующих на рын­ке (в отрасли);

X - доля i -го хозяйствующего субъекта (%) в объеме реализованной продукции на рынке (в отрасли).

Так, величина HHI при Х = 100 будет равна 10 000, что соответствует абсолютной монополии.

Сочетание показателей CR 3 и HHI позволяет дать оценку концентрации производства и его монополизации на рынке.

Так, показатели:

1) CR 3 < 45%, HHI < 1000 характеризуют нормальную кон­центрацию производства (неконцентрированный рынок);

2) 45% < CR 3 < 70%, 1000 HI <2000 характеризуют сред­нюю степень концентрации производства (умеренно концен­трированный рынок);

3) CR 3 > 70%, Н HI > 2000 характеризуют высокую степень концентрации производства (слабую конкурентную среду).

По результатам анализа количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка, устанавливается его принадлежность к высоко-, средне- и низкоконцентрированному рынку, оцениваются наличие и степень развитости конкуренции.

При заключении о целесообразности вмешательства антимонопольных органов в процесс формирования конкурентной среды на данном товарном рынке определяются направления, формы и методы этого вмешательства.

Другой важнейшей характеристикой концентрации произ­водства являются коэффициенты концентрации в продукто­вом разрезе. Подобные показатели в отличие от отраслевых не содержат погрешностей, связанных с учетом непрофильной продукции в общих отраслевых объемах производства. [10, с. 512-515]

Основные направления антимонопольного регулирования экономики определяется антимонопольной политикой государ­ ства, которая представляет собой деятельность государства, выражающуюся в принятии соответствующего законодатель­ства, системы налогообложения, денационализации, разгосу­дарствления и приватизации собственности, поощрительных мер по созданию малого и среднего бизнеса, направленных против монополизации производства и на развитие конкурен­ции среди товаропроизводителей.

Исходя из антимонопольной политики государства, основу антимонопольного регулирования составляют меры, направлен­ные, с одной стороны, на предупреждение, ограничение и пресе­чение монополистической деятельности хозяйствующих субъек­тов, занимающих доминирующее положение на товарных рын­ках, и с другой — на создание благоприятных условий для разви­тия конкурентной среды, привлечение на монополизированные рынки новых товаропроизводителей. К таким мерам относят: го­сударственное регулирование цен, объемов производства пред­приятий-монополистов, постоянный контроль за соблюдением ими антимонопольного законодательства, выявление и пресече­ние злоупотреблений, контроль за созданием, слиянием, присо­единением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, административные и экономические санкции, меры по демонополизации, по содействию развитию малого и средне­го бизнеса и др.

Особое место в системе антимонопольного регулирования занимает регулирование цен, прежде всего предприятий-монопо­листов, которые устанавливают монопольно высокие (или низ­кие) цены и заключают антиконкурентные ценовые соглаше­ния. Под монопольной ценой понимается цена, устойчиво откло­няемая от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливаемая доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в сговор предприятиями в целях удовлетворения своих экономических интересов за счет зло­употребления монопольной властью. Различают несколько ви­дов монопольных цен:

монопольно высокая, устанавливаемая с целью получе­ния сверхприбыли и (или) компенсаций необоснованных за­трат за счет ущемления экономических интересов других пред­приятий или граждан;

монопольно низкая при устойчивом спросе за счет предна­меренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном пери­оде, затрудняющая доступ на рынок другим предприятиям.

Антимонопольное регулирование экономики в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с законом «О противо­действии монополистической деятельности и развитии конку­ренции», принятым в 1992 г. В соответствии с этим законом за­прещается и признается неправомерной деятельность хозяй­ствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, в том числе совместно с другими хозяй­ствующими субъектами, если эта деятельность имеет своим ре­зультатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствую­щих субъектов или потребителей посредством:

создания препятствий для доступа на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам или ограничений их свобо­ды на рынке;

изъятия товаров из обращения, ограничения производ­ства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованного и преднамеренного повы­шения (или снижения) цен;

установления (поддержания) цены для получения моно­польно высокой прибыли или устранения конкурентов;

заключения соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и условия поста­вок товаров в договорах с третьими лицами:

заключения соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта то­варов или развитием технического прогресса;

субъективного отношения к хозяйственным партнерам, находящимся в одинаковых положениях, что создает для них неравные условия конкуренции.

Государство в лице уполномоченных органов осуществляет меры по предупреждению, ограничению и пресечению моно­полистической деятельности хозяйствующих субъектов, а так­же по финансовому, информационному и иному обеспечению условий для развития конкуренции и товарных рынков по­средством:

осуществления государственного контроля за деятель­ностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирую­щее положение на товарном рынке;

принятия в установленном порядке мер по реорганиза­ции и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих до­минирующее положение на товарном рынке;

осуществления государственного контроля за реоргани­зацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов;

осуществления государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами, долями устав­ных фондов хозяйствующих субъектов;

оказания содействия осуществлению общественного кон­троля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Доминирующее положение — это исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке, которое дает ему возмож­ность самостоятельно или действуя совместно с другими хо­зяйствующими субъектами диктовать свои условия потребите­лям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим хозяй­ствующим субъектам или иным образом ограничивать конку­ренцию.

Доминирующее положение само по себе не является предо­судительным, речь идет о злоупотреблении доминирующим по­ложением, когда оно обеспечивает хозяйствующему субъекту возможность препятствовать эффективной конкуренции. Ис­пользуя силу своей власти на соответствующем рынке, монопо­лист может вести себя совершенно независимо от конкурентов, а также покупателей и потребителей: завышать цены, устра­нять конкурента, препятствовать вхождению на рынок новых конкурентов, ограничивать поставки и т.д.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы хозяйствующих субъектов), доля которого на товарном рынке превышает предельную величину, устанавли­ваемую соответствующими органами государственного управ­ления. Факт доминирования устанавливается применительно к конкретному товарному рынку, на котором анализируется по­ложение хозяйствующего субъекта. При этом изучаются грани­цы товарного рынка и способность хозяйствующего субъекта (или группы хозяйствующих субъектов) злоупотреблять доми­нирующим положением.

В соответствии с рекомендациями по определению домини­рующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь при его установлении основывают­ся на следующих характеристиках хозяйствующего субъекта:

отсутствие конкурента на рынке соответствующего товара;

способность хозяйствующего субъекта, не являющегося единственным производителем (продавцом) или потребителем (покупателем) данного товара, навязывать неприемлемые для покупателя или продавца условия при продаже или покупке то­вара, при заключении договора о поставках;

способность ограничивать конкуренцию других хозяй­ствующих субъектов на рынке материально-технических ресур­сов (сырье, материалы, оборудование, энергоресурсы и др.);

способность сокращать или ограничивать поставку товаров на рынок сбыта с целью получения односторонних выгод при про­даже товаров, заключении договоров и соглашений о поставках.

Наличие одного или нескольких из перечисленных призна­ков является условием для признания доминирующего положе­ния на рынке. Достаточным же условием для признания доми­нирующего положения является установление факта, что доля хозяйствующего субъекта (группы хозяйствующих субъектов) на данном товарном рынке определенного товара превышает установленную предельную величину.

При определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке используют следующие показатели:

объем произведенной продукции в натуральном и стои­мостном выражении;

объем реализованной продукции — всего и в том числе на данном товарном рынке (республиканском, местном);

объем ввоза (включая импорт) данного товара на соот­ветствующий рынок (республиканский, местный);объем вывоза (включая экспорт) данного товара за преде­лы соответствующего рынка (республиканского, местного);

рентабельность продукции;

количество хозяйствующих субъектов, поставляющих произведенную продукцию на данный товарный рынок.

Таким образом, при определении доминирующего положе­ния на товарном рынке следует учитывать, во-первых, наличие олигополистической структуры рынка и, во-вторых, возможность соглашений между хозяйствующими субъектами, ограничиваю­щих конкуренцию. В условиях олигополистической структуры рынка устанавливается предельная доля на рынке для группы хо­зяйствующих субъектов и учитываются все признаки, характери­зующие доминирующее положение отдельного хозяйствующего субъекта (при этом анализируются соглашения и появившаяся в результате их возможность доминирования).

целях содействия развитию товарных рынков и конкурен­ции антимонопольный орган может направлять соответствую­щим государственным органам и хозяйствующим субъектам предложения:

по изменению сфер применения свободных или регулиру­емых цен, в том числе об установлении предельных цен, пре­дельного норматива рентабельности продукции, производимой или реализуемой хозяйствующими субъектами, злоупотребляю­щими своим доминирующим положением на товарном рынке;

созданию параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет государственных инвестиций;

привлечению иностранных инвестиций;

финансированию расширения выпуска дефицитных то­варов в целях устранения доминирующего положения на товар­ном рынке отдельных хозяйствующих субъектов и др.;

лицензированию экспортно-импортных операций.

Заключение

Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

Таким образом, монополии па современном этапе, с одной стороны, это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.

В Республике Беларусь сложился уникальный тип монополизма: государственной собственности, власти и управления. Господствуют так называемая чистая монополия и олигополия. Монопольная сущность экономической системы обуславливает невозможность появления конкурентной среды без изменения экономических основ и форм отношений. Предпосылки для формирования конкурентной среды не создаются. В РБ не возникло полноправной конкуренции в сфере материального производства, но появились ’’теневые’’ её разновидности между монопольными структурами и группами ’’дельцов’’. Антимонопольное законодательство РБ остаётся единственным источником развития конкуренции, хотя и оно во многом несовершенно и не может решить всех проблем.

Концентрация в современных условиях проявляется в укрупнении размеров предприятий и эффективном распределении производства между предприятиями различного размера.

Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

Выяснилось, что концентрация производства тесно связана с монополизацией.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамено А. Демонополизация экономики и развитие конкуренции в Республике Беларусь /А. Абраменко // Беларуская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2001. - №12. с. 24-31

2. Абрютина, М. С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятий: Учеб. пособие / М. С. Абрютина, А. В. Грачев.-2-е изд., испр. - М.: Дело и сервис. - 2005.- 256 с.
3. Акулич, В. В. Анализ эффективности деятельности организации / В. В. Акулич // Планово экономический отдел. - 2004. - 8, с. 43-48.
4. Бабук, И. М. Экономика предприятия: учеб. пособие / И. М. Бабук. –

5. Головачёв, А. С. Экономика предприятия. В 2 ч. Ч. 1: учеб. пособие / А. С. Головачёв. - Мн.: Выш. шк. - 2008. - 447 с.
6. Головачёв, А. С. Экономика предприятия. В 2 ч. Ч. 2: учеб. пособие / А. С. Головачёв. - Мн.: Выш. шк. - 2008. - 464 с.

Мн.: "Ивц Минфина". - 2006. - 327 с.

7. Егиазарян, Г. А. Справочное пособие директору производственного объединения (предприятия) (экономика, организация, планирование, управление). В 2 - х т. Т. 2. / Под ред. Г. А. Егиазаряна и А. Д. Шеремета. - М.: Экономика. - 2006. - 511 с.
8. Ермолович, Л. Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Под общ. ред. Л. Л. Ермолович. - Мн.: Интерпрессервис. - 2001. - 576 с.
9. Ермолович Л. Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособ. / Л. Л. Ермолович, Л. Г. Сивчик, Г. В. Толкач, И. В. Щитникова. -Мн.: Интерпресервис, Экоперспектива.- 2001.- 576 с.

10. Кравец, Л. М. Антимонопольное регулирование: анализ зарубежного опыта /Л. М. Кравец; Л. М. Кравец // Вестник белорусского государственного экономического университета. 2008. - №6. – с. 17-25

11. Кузнецов Ю. Монополия и конкурентная политика: / Ю. Кузнецов; Ю. Кузнецов // Вопросы экономики. – 2006. - №5 – с. 136-141

12. Кулешова О. Особенности монополизма в белорусской экономике / О. Кулешова, В. К. Егорова // Тезисы докладов 32 научно – технической конференции преподавателей и студентов / ВГТУ. – Витебск, 1999. – с. 25
13. Ленский Е.В. Л46. Корпоративный бизнес/Под. ред. О.Н.Сосковца.- Мн.: «Армита - Маркетинг, менеджмент»,2001.-480 с.

14. Мацулевич И. А. Конкурентные отношения и тенденции их развития в Республике Беларусь / И. А. Мацулевич // Вестник белорусского экономического университета. – 2005. №6. – с. 25

15. Нехорошева, Л. Н. Экономика предприятия: учеб. пособие / Л. Н. Нехорошева, Н. Б. Антонова, Л. В. Гринцевич [и др.]; под ред. Л. Н. Нехорошевой. - Мн.: БГЭУ. - 2008. - 719 с.

16. Нехорошева, Л. Н. Экономика предприятия / Под общ. ред. Л. Н. Нехорошевой.-Мн.:Выш.шк.-2003.-383с

17. Новицкий, Н. И. Организация производства на предприятии / Н. И. Новицкий. - М.: Финансы и статистика. - 2002. - 534 с.

18. Реденко, А. И. Экономика предприятия в условиях рынка / Под общ. ред. А. И. Реденко, Я. А. Александровича. - Мн.: Выш. шк. - 1993. -259с.
19. Санько, Г.Г. Белорусский экономический журнал,№2,2003г., «Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой экономике».

20. Санько, Г.Г. Монополия в системе экономических отношений: теоретико – методологические аспекты; БГЭУ. – Мн., 2001. – 38 с.

21. Сафронов, Н. А. Экономика организации (предприятия): / Под ред. Н. А. Сафронова. - М.: Экономистъ. - 2004. - 618 с.

22. Экономика предприятия / под ред. Калинка А.А. – Мн: 2001; стр. 523

23. Современная экономика / под ред. Коплина Л.Г., Кондратьева Т.Н. – М: 2004; стр. 623

24. Экономика организации / под ред. Курбанова Т.В. – М: 2001; стр. 723

25. Экономика предприятия / под ред. Хрипач В.Я., Суша Г.З., Онопренко Г.К. – М: 2002; стр. 691

26. Экономика предприятия / В.Я. Хрипач, Г.З. Суша, Г.К. Оноприенко; под ред. В.Я. Хрипача. – 2-е изд. Стереотипное. – Мн.: Эконопресс, 2001. – 464 с.

27. Экономика предприятия: учеб.пособие / А.И. Ильин, В.И. Станкевич, Л.А. Лобан и др.; под общ. ред. А.И. Ильина. – 4-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2006. – 698 с.

28. Экономика предприятия: учеб. пособие / В.П. Волков, А. И. Ильин, В. И. Станкевич и др.; под общ. ред. А. И. Ильина. – 2-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2004. – 672 с.

29. Экономика предприятия: учеб. пособие для экон. спец. вузов / И. В. Сергеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 304 с.

30. Экономика предприятия: Учебник для экономических вузов / под ред. Руденко А.И. – Издание 2-ое, переработанное и дополненное. Мн.: 1995; стр. 385

31. Экономика предприятия: учеб. пособие / Г.З. Суша. – М.: Новое знание, 2003. – 384 с.

32. Экономика предприятия и отраслей промышленности: под ред. Пелиха, А.С. 4-е изд., доп. И репераб. Ростов на Дону, феникс – 2001 г. – 534 с.

33. http://belstat.gov.by/homep/ru/publications/2-23n.htm - 2k -
34. http://bunich.ru/encyclopedia/content.php