Реферат: Узбекские имена
Название: Узбекские имена Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат |
Введение Современная антропонимическая модель у узбеков трехчлена: личное (индивидуальное) имя, отчество, фамилия. Но имена, соответствующие полной модели, употребляются только в официальных документах[] и только в некоторых случаях; чаще даже в документах первые два элемента заменяются инициалами, а в быту употребляется только имя плюс окончание ака для мужчин и опа для женщин[ 1. Имя Антропонимия как элемент культуры различных народов развивается на протяжении всей их истории. У узбеков как и у других народов антропонимия также изменялась на протяжении веков, но особенно этот процесс происходит в последнии сто лет, охватывая как именник, так и саму структуру антропонимической модели. Личное (индивидуальное) имя с древности вплоть до недавнего времени служила фактически единственным антропонимом узбеков; лишь иногда оно сопровождалось именем отца или названием места происхождения. 2. Арабские имена С VIII в. безраздельное господство ислама на территории Средней Азии принесло массу мусульманских имен, преимущественно арабских, а также много иранских, греческих (Александр — Искандер ) и через арабский язык древнееврейских: · Авраам — Ибрагим · Иосиф — Юсуф · Измаил — Исмаил · Исаак — Исхак · Яков — Якуб · Иона — Юнус Ислам оттеснил имена тюркского происхождения, но уничтожить их не мог: в начале прошлого столетия их носило около 5 % узбеков. Многие из пришедших с исламом имен были связаны с религиозными идеями, героями коранических сюжетов. Самыми частыми стали имена Мухаммад (имя основателя мусульманской религии), Фатыма (имя дочери Мухаммада). Распространились составные имена: · Мухаммадкарим · Турсунмурад Особенно часто встречались имена с первым компонентом абд- (араб. «раб») с многочисленными эпитетами Аллаха: · Абдурашид — раб Мудрого · Абдурахим — раб Милосердного · Абдулла — раб Аллаха · Абдурахман — раб Милостливого Со вторым компонентом -дин «религия, вера» или -улла «Аллах»: · Нуруддин — свет веры · Садруддин -Грудь веры · Сайфуддин — меч религии · Инаятулла — милость Аллаха · Фатхулла — победа Аллаха Изначально все эти имена были привилегией духовенства и знати. Кроме религиозных имен, также употребляются имена с конкретной смысловой нагрузкой: · Карим (а) — щедрый · Маджид (а) — славный · Умид (а) — надежда Возвышенные понятия и чувства: · Адолат — справедливость · Мухаббат — любовь и др. 3. Национальные имена У большей части узбеков, однако сохранилось значительное количество традиционно национальных имен, подразделяющихся на многочисленные группы: 1. Имена, символизирующие пожелания силы, храбрости, красоты и др. · Батыр — Богатырь · Арслан — Лев · Пулат — Сталь · Темир — Железо · Клыч — Сабля · Гульчехра — Облик цветка · Алтынгуль — Золотой цветок 2. Имена (разного происхождения) героев восточных легенд и сказок, исторических личностей: · Рустам · Юсуф · Фархад · Тахир · Ширин · Зухра · Искандер (Александр Македонский), · Улугбек и др. 3. Имена, данные по названию растений, зверей птиц, домашних животных и т. д., которые являются наиболее древними по происхождению: · Олма — Яблоко · Чинара — Чинара · Урман — Лес · Саримсок — Чеснок · Бури — Волк 4. Имена, обозначающие разные предметы быта и орудия: · Болта — топор (Болтабай ) · Теша — тяпка (Тешабай ) · Килич — сабля · Кетмон — кетмень 5. Имена, происходящие от терминов, обозначающих степень родства · Жиянбой — племянник · Тогай — дядя по матери · Бобожон — дедушка · Онахон — мать 6. Имена, происходящие от топонимов, этнонимов Бывает, что новорожденный имеет какие-либо ярко выраженные национальные черты. В этом видели особый знак, который и запечатлевали в имени. · Алтай · Каратой · Ташкентбай · Киргизбай · Казахбай · Барлас · Найман Имена в пунктах 3,4,5,6 давно вышли из обихода, в данное время они практически не используется. У узбеков светловолосого ребенка часто называли именем Урус — русский. Однако мотивы наречения этими именами могут быть и иными. Например, желание обмануть злых духов, враждебных данной семье, роду и племени. 7. В семьях, где часто умирали дети, родители, бессильные в своем неведении, искали спасения в именах-заклинаниях и родившемуся ребенку давали следующие имена: · Ульмас — «не умрет» · Турсун — «пусть останется» · Тургун — «пусть останется» · Тохта — «стой», «остановись» В семьях, где рождались одни девочки, новорожденную, по поверью, следовало называть Угил или Угилхон — сын, Угилбулсин — «пусть будет сын» и др. Также к супруге и старшей дочери обращались именем мужского рода (доселе практикуется!) в надежде на рождение мальчика. 8. Давались имена и по разным личным признакам. Любой ребенок имеет какие-то особенности, иногда поражающие глаз. Это могут быть родинки. У узбеков немало имен с компонентом хол — родинка: · Холдар · Хол · Холмурод · Холбек По народным поверьям родинка — это счастливаая примета, а имя Хол как бы гарантирует ребенку счастливое будущее. Иногда и родимые пятна — тоджи могут служить поводом для имени: · Тоджибек · Тоджихон При этом иногда прибегают к метафоре, соотнося красное родимое пятно с гранатом — анор : · Нормат · Норбой · Норкул Рождение ребенка со светлыми или рыжими волосами — относительно редкий случай у узбеков. Это может отразиться в имени: · Акбай — Белый · Сарыбек — Желтый Детям имеющих лишние пальцы на руках или на ногах, давали имя, в состав которого входило слово «ортик» или зиед" (лишний): · Ортикали · Ортигуль · Зиёд · Зиёда Слабенькому младенцу узбеки давали имя Очил . Родители дали ему такое имя, надеясь, что оно послужит избавлением от болезни. Очил значит «откройся», «освободись», то есть освободись, избавься от недуга. 9. Имя Бури (волк) давали ребенку, родившемуся с зубом; имена Болта (топор), Теша (тяпка), Урак (серп) — детям, которым пуповину обрезали (когда еще не были роддомы и женщины рожали дома) этими предметами. Впрочем, эти же имена давали детям, желая им крепкого здоровья. Имеются также имена, данные по названия различных природных явлений и объектов, профессий, числительных и др. Мы перечислили лишь основные группы узбекского именника. Отметим, что большинство имен употреблялись с различными компонентами. Например, у мужчин: · бой — бай · дост — друг · ёр — милый ,возлюбленный · берди — дал · тош — камень · турдым — остался · келди — пришел · жон — душа У женщин: · гуль — цветок · ой — месяц · ок — белый · нур — свет · оим — моя красавица · буви — бабушка · ниса — благозвучное окончание арабского происхождения. Большинство из названных выше компонентов в узбекской антропонимии широко использовались всеми слоями населения. Крестьянские дети могли носить имена с прибавкой -бай, -бек, -мирза, -султан и др. В то же время к имени представителя знати, как правило, не прибавляли компонента «жан», ибо его считали признаком простонародья. Наряду с именами и компонентами, общими для всех узбеков, имелись и особенности, характерные для различных областей Узбекистана. Но сейчас эти особенности постепенно исчезают. 4. Интересные факты · Имя Мансур — это арабская калька древнеримского (латинского) имени Виктор , которое в свою очередь является калькой греческого имени Николай — «победитель» · Имя второго хорезмшаха Атсыз в переводе с тюркских языков означает буквально «без имени». Очевидно, родители шаха, чтобы уберечь его от вмешательства тайных сил, дали ребенку это странное имя, вернее, «неимя», потому что имя представлялось им в виде своеобразной мишени, на которую нацеливаются действия злых духов · В связи с победой в Великой Отечественной войне, чуть ли не каждый десятый новорожденный мальчик в Таджикистане и Узбекистане получал имя Зафар — «победа» · Тюркских рабов — гулямов очень часто называли Айаз , что в переводе с древнетюркского языка означало «чистое, ясное небо» · Женское имя Наргиз(а) пошло из Ирана, который заимствовал его из греческого названия цветка Нарцисс · В узбекских семьях новорожденных близнецов мужского пола обычно называют Хасан — Хусан , а женского пола — Фатима — Зухра · Женское и мужское имя Замир(а) ошибочно переосмысливают по звуковому сходству с русскими словами «за мир», к которым оно никакого значения не имеет. С арабского слово замир переводится как «затаенная мечта, сокравенная мысль» · В Кашкадарьинской области документировано имя мальчика Ахмед-Заготскот , данное в честь учреждение, где работает отец Литература · Гафуров А. Г. «Лев и Кипарис (о восточных именах)»,Изд-во Наука, М.,1971 · Никонов В. А. «Современный именник узбеков», Труды САГУ им. Алишера Навои, Новая Серия, выпуск № 214, Вопросы ономастики, Самарканд, 1971 · Никонов В. А. «Среднеазиатские материалы для словаря личных имен», Ономастика Средней Азии, Изд-во Наука, М.,1978 · Ройзензон Л. И., Бобоходжаев «Антропонимические серии у узбеков Нураты (Самаркандская область)», Ономастика Средней Азии, Изд-во Наука, М.,1978 · Система личных имен у народов мира,Изд-во Наука, М.,1986 Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Узбекские_имена |