Реферат: Узбекские имена

Название: Узбекские имена
Раздел: Рефераты по истории
Тип: реферат



План
Введение
1 Имя
2 Арабские имена
3 Национальные имена
4 Интересные факты


Введение

Современная антропонимическая модель у узбеков трехчлена: личное (индивидуальное) имя, отчество, фамилия. Но имена, соответствующие полной модели, употребляются только в официальных документах[] и только в некоторых случаях; чаще даже в документах первые два элемента заменяются инициалами, а в быту употребляется только имя плюс окончание ака для мужчин и опа для женщин[

1. Имя

Антропонимия как элемент культуры различных народов развивается на протяжении всей их истории. У узбеков как и у других народов антропонимия также изменялась на протяжении веков, но особенно этот процесс происходит в последнии сто лет, охватывая как именник, так и саму структуру антропонимической модели.

Личное (индивидуальное) имя с древности вплоть до недавнего времени служила фактически единственным антропонимом узбеков; лишь иногда оно сопровождалось именем отца или названием места происхождения.

2. Арабские имена

С VIII в. безраздельное господство ислама на территории Средней Азии принесло массу мусульманских имен, преимущественно арабских, а также много иранских, греческих (АлександрИскандер ) и через арабский язык древнееврейских:

· АвраамИбрагим

· ИосифЮсуф

· ИзмаилИсмаил

· ИсаакИсхак

· ЯковЯкуб

· ИонаЮнус

Ислам оттеснил имена тюркского происхождения, но уничтожить их не мог: в начале прошлого столетия их носило около 5 % узбеков. Многие из пришедших с исламом имен были связаны с религиозными идеями, героями коранических сюжетов. Самыми частыми стали имена Мухаммад (имя основателя мусульманской религии), Фатыма (имя дочери Мухаммада). Распространились составные имена:

· Мухаммадкарим

· Турсунмурад

Особенно часто встречались имена с первым компонентом абд- (араб. «раб») с многочисленными эпитетами Аллаха:

· Абдурашидраб Мудрого

· Абдурахимраб Милосердного

· Абдуллараб Аллаха

· Абдурахманраб Милостливого

Со вторым компонентом -дин «религия, вера» или -улла «Аллах»:

· Нуруддинсвет веры

· Садруддин -Грудь веры

· Сайфуддинмеч религии

· Инаятулламилость Аллаха

· Фатхуллапобеда Аллаха

Изначально все эти имена были привилегией духовенства и знати.

Кроме религиозных имен, также употребляются имена с конкретной смысловой нагрузкой:

· Карим (а)щедрый

· Маджид (а)славный

· Умид (а)надежда

Возвышенные понятия и чувства:

· Адолат — справедливость

· Мухаббат — любовь и др.

3. Национальные имена

У большей части узбеков, однако сохранилось значительное количество традиционно национальных имен, подразделяющихся на многочисленные группы:

1. Имена, символизирующие пожелания силы, храбрости, красоты и др.

· Батыр — Богатырь

· Арслан — Лев

· Пулат — Сталь

· Темир — Железо

· Клыч — Сабля

· Гульчехра — Облик цветка

· Алтынгуль — Золотой цветок

2. Имена (разного происхождения) героев восточных легенд и сказок, исторических личностей:

· Рустам

· Юсуф

· Фархад

· Тахир

· Ширин

· Зухра

· Искандер (Александр Македонский),

· Улугбек и др.

3. Имена, данные по названию растений, зверей птиц, домашних животных и т. д., которые являются наиболее древними по происхождению:

· Олма — Яблоко

· Чинара — Чинара

· Урман — Лес

· Саримсок — Чеснок

· Бури — Волк

4. Имена, обозначающие разные предметы быта и орудия:

· Болта — топор (Болтабай )

· Теша — тяпка (Тешабай )

· Килич — сабля

· Кетмон — кетмень

5. Имена, происходящие от терминов, обозначающих степень родства

· Жиянбой — племянник

· Тогай — дядя по матери

· Бобожон — дедушка

· Онахон — мать

6. Имена, происходящие от топонимов, этнонимов

Бывает, что новорожденный имеет какие-либо ярко выраженные национальные черты. В этом видели особый знак, который и запечатлевали в имени.

· Алтай

· Каратой

· Ташкентбай

· Киргизбай

· Казахбай

· Барлас

· Найман

Имена в пунктах 3,4,5,6 давно вышли из обихода, в данное время они практически не используется.

У узбеков светловолосого ребенка часто называли именем Урус — русский.

Однако мотивы наречения этими именами могут быть и иными. Например, желание обмануть злых духов, враждебных данной семье, роду и племени.

7. В семьях, где часто умирали дети, родители, бессильные в своем неведении, искали спасения в именах-заклинаниях и родившемуся ребенку давали следующие имена:

· Ульмас — «не умрет»

· Турсун — «пусть останется»

· Тургун — «пусть останется»

· Тохта — «стой», «остановись»

В семьях, где рождались одни девочки, новорожденную, по поверью, следовало называть Угил или Угилхон — сын, Угилбулсин — «пусть будет сын» и др. Также к супруге и старшей дочери обращались именем мужского рода (доселе практикуется!) в надежде на рождение мальчика.

8. Давались имена и по разным личным признакам. Любой ребенок имеет какие-то особенности, иногда поражающие глаз. Это могут быть родинки. У узбеков немало имен с компонентом хол — родинка:

· Холдар

· Хол

· Холмурод

· Холбек

По народным поверьям родинка — это счастливаая примета, а имя Хол как бы гарантирует ребенку счастливое будущее.

Иногда и родимые пятна — тоджи могут служить поводом для имени:

· Тоджибек

· Тоджихон

При этом иногда прибегают к метафоре, соотнося красное родимое пятно с гранатом — анор :

· Нормат

· Норбой

· Норкул

Рождение ребенка со светлыми или рыжими волосами — относительно редкий случай у узбеков. Это может отразиться в имени:

· Акбай — Белый

· Сарыбек — Желтый

Детям имеющих лишние пальцы на руках или на ногах, давали имя, в состав которого входило слово «ортик» или зиед" (лишний):

· Ортикали

· Ортигуль

· Зиёд

· Зиёда

Слабенькому младенцу узбеки давали имя Очил . Родители дали ему такое имя, надеясь, что оно послужит избавлением от болезни. Очил значит «откройся», «освободись», то есть освободись, избавься от недуга.

9. Имя Бури (волк) давали ребенку, родившемуся с зубом; имена Болта (топор), Теша (тяпка), Урак (серп) — детям, которым пуповину обрезали (когда еще не были роддомы и женщины рожали дома) этими предметами. Впрочем, эти же имена давали детям, желая им крепкого здоровья.

Имеются также имена, данные по названия различных природных явлений и объектов, профессий, числительных и др.

Мы перечислили лишь основные группы узбекского именника. Отметим, что большинство имен употреблялись с различными компонентами. Например, у мужчин:

· бойбай

· достдруг

· ёрмилый ,возлюбленный

· бердидал

· тошкамень

· турдым — остался

· келдипришел

· жондуша

У женщин:

· гульцветок

· оймесяц

· окбелый

· нурсвет

· оиммоя красавица

· бувибабушка

· ниса — благозвучное окончание арабского происхождения.

Большинство из названных выше компонентов в узбекской антропонимии широко использовались всеми слоями населения. Крестьянские дети могли носить имена с прибавкой -бай, -бек, -мирза, -султан и др. В то же время к имени представителя знати, как правило, не прибавляли компонента «жан», ибо его считали признаком простонародья. Наряду с именами и компонентами, общими для всех узбеков, имелись и особенности, характерные для различных областей Узбекистана. Но сейчас эти особенности постепенно исчезают.

4. Интересные факты

· Имя Мансур — это арабская калька древнеримского (латинского) имени Виктор , которое в свою очередь является калькой греческого имени Николай — «победитель»

· Имя второго хорезмшаха Атсыз в переводе с тюркских языков означает буквально «без имени». Очевидно, родители шаха, чтобы уберечь его от вмешательства тайных сил, дали ребенку это странное имя, вернее, «неимя», потому что имя представлялось им в виде своеобразной мишени, на которую нацеливаются действия злых духов

· В связи с победой в Великой Отечественной войне, чуть ли не каждый десятый новорожденный мальчик в Таджикистане и Узбекистане получал имя Зафар — «победа»

· Тюркских рабов — гулямов очень часто называли Айаз , что в переводе с древнетюркского языка означало «чистое, ясное небо»

· Женское имя Наргиз(а) пошло из Ирана, который заимствовал его из греческого названия цветка Нарцисс

· В узбекских семьях новорожденных близнецов мужского пола обычно называют ХасанХусан , а женского пола — ФатимаЗухра

· Женское и мужское имя Замир(а) ошибочно переосмысливают по звуковому сходству с русскими словами «за мир», к которым оно никакого значения не имеет. С арабского слово замир переводится как «затаенная мечта, сокравенная мысль»

· В Кашкадарьинской области документировано имя мальчика Ахмед-Заготскот , данное в честь учреждение, где работает отец

Литература

· Гафуров А. Г. «Лев и Кипарис (о восточных именах)»,Изд-во Наука, М.,1971

· Никонов В. А. «Современный именник узбеков», Труды САГУ им. Алишера Навои, Новая Серия, выпуск № 214, Вопросы ономастики, Самарканд, 1971

· Никонов В. А. «Среднеазиатские материалы для словаря личных имен», Ономастика Средней Азии, Изд-во Наука, М.,1978

· Ройзензон Л. И., Бобоходжаев «Антропонимические серии у узбеков Нураты (Самаркандская область)», Ономастика Средней Азии, Изд-во Наука, М.,1978

· Система личных имен у народов мира,Изд-во Наука, М.,1986

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Узбекские_имена