Реферат: Этика и этикет менеджера

Название: Этика и этикет менеджера
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: реферат

Введение

Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки. Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира, обращение к истории часто происходило в критические, судьбоносные периоды жизни общества, в периоды поиска путей выхода из сложившейся кризисной ситуации. Так было, например, в период реформирования системы управления в СССР в 60-е гг., когда взоры многих отечественных ученых устремились в прошлое, осмысление которого должно было помочь в поиске путей выхода из создавшегося положения. Аналогичный всплеск интереса к прошлому, связанный с реформированием системы управления в СССР в 1979 г., произошел в 80-е гг., когда также появился целый рад работ по изучению эволюции зарубежного опыта управления. Перестройка системы управления, начатая в нашей стране М.С. Горбачевым, также сопровождалась возрастанием интереса к изучению развития управленческой мысли.

Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов. Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый бизнес. По количеству это более 95% всех фирм, по значению это наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время, полигон технического прогресса в сфере нововведений. Для большинства населения это еще и работа. В нашей стране большинство мелких предприятий в производстве и сфере обслуживания приватизированы и наряду с вновь созданными, относятся к малому бизнесу. Умело управлять ими - значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать - тоже вопрос эффективного менеджмента. Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но если речь идет о государственных органах любого уровня, то более правильно использовать термин - «государственное управление», а для обозначения обезличенной системы управления употребляется термин « администратирование ». Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу. Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления. На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком -- вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения, выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века. Египетские пирамиды, построенные в 3000 - 2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования.

Тема 1.«Сущность и содержание менеджмента»

1. В чем заключаются экономические основы менеджмента

Сам термин " менеджмент" происходит от древнеанглийского слова "manage" (латинское "manus") - "рука". Буквально слово manage означало "объезжать лошадей". Будучи связанным с процессом езды, с "управлением" лошадью, смысл слова сохранился в понятии "управление". Оно и определило название целой науки об управлении.
На сегодняшний день в литературе по вопросам управления отсутствует единое определение понятия "менеджмент".

Основная проблема здесь заключается в том, что менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения: как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, или орган управления

Как явление менеджмент представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления.

Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. К указанным функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль и учет.

Менеджмент как система представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура и т.п.

С научной точки зрения менеджмент представляет собой науку, изучающую проблемы управления.

3. Раскройте понятие менеджмента как типа рыночного управления.

Менеджмент, как тип рыночного управления это – маркетинговый менеджмент, изучающий рынки, потребителей, конкурентов, товары.

Это так же «ориентация фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей, организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль» [http: 5ballov.ru].

6. Принципы менеджмента.

1.Принцип научности;

2.Принцип системности и комплексности;

3.Принцип единоначалия и коллегиальности выработки (принятия) решений;

4.Принцип демократического централизма;

5.Принцип оптимального сочетания отраслевого и территориального интересов;

6.Принцип приоритетности;

7.Принцип синергичности (массовости);

8.Принцип постоянного учёта психологических, возрастных, культурно-этнических способностей работников и их мотиваций.

Тема 2. «Развитие взглядов на менеджмент».

1. Развитие менеджмента в прошлом и настоящем.

Практика управления стара так же, как и организация, а это означает, что она очень древняя. Эволюционный процесс перехода от доисторического периода к социо генезу исследуется учеными до сих пор, хотя еще в прошлом веке была достаточно хорошо изучена начальная форма общественного устройства — родовая организация. «Родовая организация, — писал Л. Морган, — представляется нам одним из древнейших и наиболее широко распространенных учреждений человечества. Она явилась почти универсальной основой социального строя древнего общества». Далее Л. Морган приходит к выводу о том, что именно родовой организацией заложены основы управления. Ученые исследовали организационную структуру доклассового общества и выявили основные черты начального управления. Этим вопросам были посвящены труды многих известных ученых (Л. Моргана, И. Бахофена, М. М. Ковалевского, Дж. Мак-Леннана, Г. Маурера, Ф. Энгельса и др.), которые дали на них ответ. Известно, что организационная структура доклассового общества не была сложной, но органы управления все же имели свои характерные особенности. Упрощенную модель организационной структуры и органов управления в доклассовом обществе можно представить графически (, главным звеном, основной социальной ячейкой родового общества является племя. Органы управления всех иерархических уровней действовали публично в целях объективного решения вопросов — т. е. управление было демократическим.

Современный менеджмент – принципиально новая система управления, участвующая в построении нового (рыночного) общества. В России понятие менеджмента вместо понятия управления стало широко использоваться в 90-е годы 20 в., но зародилось как явление, мысль, область знаний примерно семь тысяч лет назад в оборонительной, политической и экономической сферах человеческой деятельности в древнем Египте, Греции, Риме и т.д.

Фундаментом современного менеджмента являются: теория систем, теория хаоса, теория сложности.

Ведущим в современном менеджменте является системный подход. Он – не набор каких-то руководств или принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.

В отличие от менеджмента прежних эпох современный менеджмент предполагает постоянное обновление с ориентацией на конкретную ситуацию. Меняется ситуация – меняются и задачи, методы управления. Актуален, таким образом, ситуационный подход.

Между историей развития менеджмента как науки и историей развития систем управления нельзя ставить знак равенства, но как прямая, так и обратная связь между ними существует.

Отличия древних организаций от современных:

Мелкая в древний период – крупная сейчас; малое количество руководителей среднего звена в древности – большое их количество сейчас; управление у древних не отделено от исполнения – сейчас отделено; управление у древних – это результат захвата власти, а теперь – результат выдвижения, соблюдения при этом законности и порядка; принимающих решение людей у древних мало – сегодня их много; у древних в управлении очевиден упор на приказ и интуицию – сейчас на коллективную работу и рациональность.

2. Школа научного управления.

Научная школа (или традиционная) школа управления. Тейлор. Основное внимание исследователей этой научной школы привлекали вопросы эффективности труда в основном на низших уровнях управления организации:

1) повышение производительности и эффективности труда;

2) нормирование труда;

3) работа с кадрами;

4) мотивация труда работников;

5) разрешение социальных проблем.

6. Школа науки управления (количественная) в менеджменте (1950 – по настоящее время)

Математика, статистика, инженерные науки и связанные сними области знания внесли существенный вклад в теорию управления. Их влияние можно проследить в применении Фредериком У. Тейлором научного метода при анализе работы. Но до второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно.

Вероятно, самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными. Влияние количественного подхода. Влияние науки управления или количественного подхода было значительно меньшим, чем влияние бихевиористкого подхода, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкивается с проблемой человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследований операций. Кроме того, до 60-х годов лишь у очень немногих руководителей было образование достаточное, для понимания и применения сложных количественных методов. Однако, в настоящее время положение быстро меняется, так как все больше школ бизнеса предлагает курсы количественных методов и применения компьютеров.

Тема3. «Методология современного менеджмента»

1.Назовите основополагающие подходы к изучению менеджмента

1.Теоретические основания применения методологических подходов к изучению проблем менеджмента.

2.Диалектико-материалистический подход.

3.Историко-генетический подход.

4.Бихевиористский подход.

5.Ситуационный подход.

6.Количественный подход.

7.Процессный подход.

8.Деятелъностный подход.

9.Структурно-функциональный подход.

10.Постмодернистский подход.

11.Системный подход.

3. Классификация функций менеджмента.

Анри Файоль в 1905 г. выделил основные функции менеджмента.

1. Планирование.

2. Организация.

3. Мотивация.

4. Контроль.

5. Координация.

6. Раскройте понятие системы управления

В общем, под системой управления понимается систематизированный набор средств влияния на подконтрольный объект для достижения определённых целей данным объектом. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей.

Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента.

Техническая система управления представляет собой устройство или набор устройств для манипулирования поведением других устройств или систем. Объектом управления может быть любая динамическая система или её модель.

Система управления - это прежде всего целенаправленная система, имеющая иерархическое строение и организованная для достижения целей фирмы, которые принято называть целями функционирования.

Тема:4. «Стратегическое планирование как функция менеджмента»

1. Раскрыть понятия «стратегия» и «тактика» в менеджменте

Стратегия— это определение генерального пути движения к долговременной цели. Такое понимание термина схватывает оба значения прилагательного «стратегический». «стратегический» в современном менеджменте используется в двух значениях:

1.Стратегический - значит «имеющий длительную временную перспективу»; в таком значении это слово употребляется в теории планирования, когда планы разделяют на стратегические (или перспективные) и тактические (или текущие), а также в теории принятия решений, где планы делятся на стратегические и оперативно-тактические;

2.Стратегический значит относящийся к генеральному пути движения к цели или задающий направление (курс, маршрут) движения к цели; в таком значении это слово используется в учении о различных стратегиях организации — одни придерживаются стратегии становления (на первоначальном этапе своего развития), другие — стратегии выживания.

Тактика — (греч. taktika - искусство построения войск)- кратковременное поведение, линия действий, рассчитанная на относительно кратковременный период, исходя из текущей ситуации. Это способ движения по генеральному пути к цели, то есть форма реализации стратегии. Тактические задачи «рост», «расширение» и «диверсификация» представляются в качестве самостоятельных стратегий, причем без четкого различения и выделения их видов. А стратегия экспансии не называется вовсе.

3. Охарактеризуйте процесс стратегического планирования.

Распределение ресурсов включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких, как фонды дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.

Адаптация к внешней среде охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

Внутренняя координация включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.

Осознание организационных стратегий предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Роль руководителя высшего звена заключается не только с инициированием процесса стратегического планирования, а также с осуществлением, объединением и оценкой этого процесса.

6. Раскройте понятие миссии организации

Миссия организации – выражение ее философии и смысла существования. Миссия обычно декларирует статус предприятия, принципы его работы, намерения руководства. Она устремлена в будущее и не должна зависеть от текущего состояния организации. Миссия формируется высшим руководством организации, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации.

Тема 5. «Функция организации в менеджменте»

1. Перечислите виды полномочий в организации

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых сотрудников на выполнение определенных задач (фактически командовать людьми).
Существует два вида организационных полномочий :

1.Линейные полномочия - это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному.

2.Штабные полномочия- это полномочия, основанные на выполнении определенной функции.

3. Охарактеризуйте методы проектирования организационных структур.

Существует три подхода к проектированию оргструктуры управления.

Первыйклассический - рассматривает организацию с чисто механических позиций. Структура управления считается заданной, участники рассматриваются как одноцелевые пассивные элементы, строго выполняющие свои функции, работающие в соответствии с предписанным алгоритмом.

Второйповеденческий - основное внимание в нём уделяется поведению человека, взаимоотношениям между членами организации и реакции элементов организации на отдельные стимулы.

Третий – системно-ориентированный, ситуационный – основан на разработке системы формальных моделей, описывающих отдельные аспекты функционирования организаций, и последующем анализе этих моделей, например, экспертными методами. [12]с.68-69.

6. Охарактеризуйте виды бюрократических организационных структур

1.Линейная.Она основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых.

Такую структуру часто называют однолинейной.

2.Функциональная - реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления. Основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления. Такую организационную структуру называют многолинейной. Функциональная структура управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений.

3.Линейно-функциональная-ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Основу линейно-функциональной структуры составляет "шахтный" принцип построения и специализация управленческого персонала по функциональным подсистемам организации. Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарату управления приходится выполнять множество рутинных, часто повторяющихся процедур и операций при сравнительной стабильности управленческих задач и функций: посредством жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом.

4.Девизиональная структура (филиальная структура). Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически. Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подсистем, а управляющие производственными отделениями. Структурирование организации по отделениям производится, как правило, по одному из трех критериев: по видам выпускаемой продукции или предоставляемых услуг (продуктовая специализация), по ориентации на те или иные группы потребителей (потребительская специализация), по обслуживаемым территориям (территориальная или региональная специализация). Такой подход обеспечивает более тесную связь с потребителями и рынком, существенно ускоряя реакцию организации на изменения, происходящие во внешней среде.

5.Матричная структура- характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Может быть охарактеризована как "решетчатая" организация, построенная на основе принципа двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функционального подразделения, которое предоставляет персонал и другие ресурсы руководителю проекта (или целевой программы), с другой, руководителю временной группы, который наделен необходимыми полномочиями и несет ответственность за сроки, качество и ресурсы. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с членами проектной группы и с другими работниками функциональных подразделений, подчиняющимися ему временно и по ограниченному кругу вопросов (причем сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений - отделов, служб).

6.Множественная структура- объединяет различные структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах – линейно -функциональная или матричная.

Тема 6«Мотивация как функция менеджмента»

1.Раскройте сущность и содержание мотивации в современных условиях

Мотивация это процесс побуждения себя и других для достижения личных целей и целей организации.

Мотивация занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку выступает непосредственной причиной их поведения.

Чтобы эффективно использовать мотивацию для усиления управленческого воздействия, необходимо хорошо представлять ее сущность т.е. внутриличностные элементы - потребности, интересы, способности, желания, ожидания, ценностные ориентации, установки.

В основе мотивации лежат потребности. Они выступают внутренними, глубинными источниками развития личности и ее деятельности. Более явно выраженную, внешне заметную роль в мотивации играет интерес - форма проявления потребности- глубоко осознанная и воспринятая человеком потребность, обеспечивающая направленность личности на осознание и достижение определенных целей. Интерес - это катализатор мотивации. На базе личностных ценностей работник принимает решение, что делать и как.

Можно сказать, что с точки зрения управления мотивация и стимулирование есть взаимосвязанные средства повышения эффективности труда персонала.

Содержание мотивации основывается на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе.

Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности и факторы, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы.

3. Раскройте значение экономических и неэкономических мотивов в мотивации персонала организации.

Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий. Эта мысль была детально разработана его современником, психологом из Гарварда, Мурреем.

1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.

3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, — это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

5. Потребности самовыражения — потребность в реализации своих потенциальных возможностей и ростекак личности.

Теория Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации.[9] с.260-261.

6. Перечислите процессуальные теории мотивации

Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Имеется три основные процессуальные теории мотивации:

1.Теория ожиданий

2.Теория справедливости.

3.Модель Портера-Лоулера.

Тема 7. «Контроль как функция менеджмента»

1.Раскройте сущность контроля как функции менеджмента

Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Контрольявляется одной из основных функций менеджмента. Он включает деятельность по формированию его стандартов, проверке и оценке их исполнения, осуществлению корректирующих шагов.

Сущностью контроля как функции менеджмента является: выработка и осуществление эффективного и своевременного управляющего воздействия для обеспечения заданной эффективности достижения цели деятельности. Конечным результатом, целью контроля является выработка и осуществление эффективного управляющего воздействия, которое должно свести к нулю, исключить отклонение от плана .

3. Охарактеризуйте современные требования к контролю.

Поведение людей, естественно, не единственный фактор, определяющий эффективность контроля. Для того чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, т.е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими важными свойствами.

Стратегическая направленность контроля.

Ориентация на результаты.

Соответствие делу.

Своевременность контроля.

Гибкость контроля.

Простота контроля.

Экономичность контроля.

Контроль на международном уровне.

6. Охарактеризуйте этапы процесса контроля

Любая процедура контроля состоит из трех этапов:

1.Выработка стандартов и критериев— это первый этап контроля, показывающий, насколько близки функции контроля и планирования. Стандарты - это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. Эти цели вырастают из процесса планирования. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации. Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, характеризуются наличием временных рамок и конкретного критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы. Для первого этапа важно определить показатель результативности, точно определяющий то, что должно быть получено, чтобы поставленная цель считалась достигнутой.

2.Сопоставление с ними реальных результатов - это второй этап контроля. На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. Необходимо определить, насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов. Деятельность, осуществляемая на этом этапе контроля, является наиболее значимой. Первой стадией этого этапа является определение масштаба допустимых отклонении и принцип исключения.

3.Принятие необходимых корректирующих действий - это третий этап контроля, вступающий в силу после того, как менеджер вынесет оценку создавшейся ситуации. На этом этапе менеджер выбирает одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение или пересмотреть стандарты. Рассмотрим кратко каждую из них.

Ничего не предпринимать. Основная цель контроля состоит в том, чтобы добиться такого положения, при котором процесс контроля над организацией действительно заставлял бы ее функционировать в соответствии с планом. Если система контроля показывает, что в каком-то элементе организации все идет хорошо, необходимо продолжать измерять результаты, повторяя цикл контроля.

Тема 8. «Коммуникации в менеджменте»

1.Классификация управленческой информации

Управленческую информацию классифицируют по различным признакам

1. характеру управленческого реагирования (требующая срочных решений, предназначенная для будущих решений);

2. форме представления (документ, устно, компьютерным способом и т.д.);

3. времени появления (оперативная, суточная, месячная, годовая и т.д.);

4. уровню доступности (секретная, внутренняя, внешняя);

5. функциональному назначению (плановая, финансовая, техническая, маркетинговая и т.д.)

6. принадлежности к объекту управления (агрегат, участок, цех, предприятие и т.д.);

7. степени обобщения в управленческом процессе (первичная, производная, итоговая и т.д.)

Также информация может быть классифицирована по ряду других позиций, в частности:

1. По назначению (одноцелевая связана с решением одной конкретной проблемы; многоцелевая используется при решении нескольких самых разнообразных проблем);

2. По возможности хранения (фиксируемая информация может храниться практически бесконечно, не подвергаясь при этом искажению, чему свидетели наскальные надписи и рисунки; нефиксируемая информация используется в момент получения; она также может храниться некоторое время, но при этом постепенно искажается и исчезает);

3. По степени готовности для использования (первичная информация представляет собой совокупность полученных непосредственно из источника несистематизированных данных, содержащих много лишнего и ненужного; промежуточная информация состоит из сведений, прошедших через процесс предварительной «очистки» и систематизации, позволяющей решить вопрос о конкретных направлениях и способах их дальнейшего применения; конечная информация дает возможность принимать обоснованные управленческие решения);

4. По полноте информация бывает частичной или комплексной (последняя дает всесторонние исчерпывающие сведения об объекте и возможность непосредственно принимать любые решения; первая на практике может использоваться только в совокупности с другой информацией);

5. По степени надежности информацию можно разделить на достоверную и вероятностную (вероятностный характер может быть обусловлен принципиальной невозможностью получить от существующего источника надежные сведения, поскольку имеющиеся методы не позволяют этого сделать; неизбежными искажениями при их передаче, особенно в условиях иерархии управленческой структуры; заведомым распространением изначально ложных сведений).

3.Охарактеризуйте основные виды коммуникаций.

Коммуникации между организацией и ее средой. Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения. С имеющимися и потенциальными потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. Организации подчиняются государственному регулированию и заполняют в этой связи письменные отчеты. В своих ежегодных отчетах любая компания сообщает информацию по финансам и маркетингу. Это лишь немногие примеры из всего разнообразия способов реагирования организации на события и факторы внешнего окружения.

Межуровневые коммуникации в организациях. Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие. Таким путем подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах. Помимо обмена по нисходящей, организация нуждается в коммуникациях по восходящей.

Коммуникации между различными отделами (подразделениями). В дополнение к обмену информацией по нисходящей или восходящей организации нуждаются в горизонтальных коммуникациях. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий.

Коммуникации руководитель-подчиненный. Наиболее очевидным компонентом коммуникаций в организации являются отношения между руководителем и подчиненным. Хотя они служат примером обмена информацией по вертикали, о чем говорилось выше, мы рассматриваем этот вид обмена информацией отдельно, поскольку он составляет основную часть коммуникативной деятельности руководителя. Коммуникации между руководителем и рабочей группой. В дополнение к обмену информацией между руководителем и подчиненным имеет место обмен между руководителем и его рабочей группой. Коммуникации с рабочей группой в целом позволяют руководителю повысить эффективность действий группы.

Неформальные коммуникации. Ранее указывалось, что организации состоят из формальных и неформальных компонентов. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространенияслухов. Приписываемая слухам репутация неточной информации сохраняется и до сегодняшнего дня. Тем не менее, исследования показывают, что информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, т.е. слухи, чаще оказывается точной, а не искаженной. [9] с.118-120.

6.Перечислите типы коммуникационных сетей в организации

Существуют устоявшиеся образцы коммуникационных сетей для групп одинаковой и разной численности.

1.Сети типа «кружок» члены группы могут коммуницировать только с теми, кто расположен рядом с ними.

2.Сети типа «колесо» представлена формальная, централизованная иерархия власти, при которой подчиненные коммуницируют друг с другом через своего начальника.

3.Сети типа «Y». Такие сети называются централизованными и могут быть эффективны, если решаются простые проблемы.

4.Сети типа «цепочка», в которых появляются горизонтальные связи — элемент децентрализации.

5.«Всеканальные» сети представляют полностью децентрализованные группы.

Тема 9. «Принятие решений в менеджменте»

1.Раскройте роль решений в менеджменте

Решение – это выбор альтернативы. Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует принятие решения.

Отличительные особенности управленческих решений:

1. Цель – человек (субъект управления) принимает решение, исходя не из собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.

2. Последствия – менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников.

3. Разделение труда при принятии и реализации решений.

4. Профессионализм менеджеров.

Управленческое решение – выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

В основе управленческих решений лежит решение проблем.

В организации принимается большое количество разнообразных решений.

Процесс принятия решений– это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.

3. Классификация управленческих решений.

Организационные решения (запрограммированные и незапрограммированные) - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения - обеспечить движения к поставленным перед организацией задачам.

Копромиссы. Практически во всех случаях для руководителя трудно принять решение не имеющего отрицательных последствий. Эффективно работающий руководитель понимает и принимает как факт то, что выбранная им альтернатива может иметь недостатки. Он принимает данное решение, поскольку с учетом всех факторов оно представляется наиболее желательным с точки зрения конечного решения.

Интуитивное решение - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен.

Решения, основанные на суждениях иногда кажутся интуитивными, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на суждении - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.

Рациональные решения . Главное различие между решениями рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое зависит от прошлого опыта.

Охарактеризуйте этапы процесса принятия решений.

1. Диагностика проблемы.

2. Формулирование ограничений и критериев принятия решений.

3. Определение альтернатив.

4. Оценка альтернатив.

1.Анализ ситуации.

2.Идентификация проблемы.

3.Определение критериев выбора.

4.Разработка альтернатив.

5. Выбор наилучшей альтернативы.

6.Согласование решений.

7. Управление реализацией.

8. Контроль и оценка результатов.

Заключение

В заключение контрольной работы хочу сказать что:

1.Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента.

Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.

2. Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.

3. Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.

В современных условиях перестройки экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности российских организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.

Список литературы

1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2000г.

2.Семенова И.И.История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 г.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 1998.

4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2000 г.

5. Кохно П.А. и др. Менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1993г.

6. Менеджмент (современный российский менеджмент)/Под ред. Русинова Ф.М., Разу М.Л. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000г.

7. Менеджмент организации/Под ред. Румянцевой З.П., Соломатина Н.А. и др. – М.: ИНФРА-М, 1997г.

8. Менеджмент/Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. – М.:ЮНИТИ, 1998 г.

9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1993г.

10.Общий менеджмент/Под ред. А.К. Казанцева – М.: ИНФРА-М, 1999.

11. Основы менед жмента/Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1997 г.

12.Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1997 г.

13.Копылов Е. П. Стратегический менеджмент Е. П. – 2007г.

14.Соломанидина Т. О. Мотивация трудовой деятельности персонала: Учебно-практическое пособие. – М : Управление персоналом, 2005г.

15.Соломанидина Т. О., Соломанидин В. Г. Управление мотивацией персонала: (в таблицах, схемах, тестах, кейсах): - М.: ООО "Журнал "Управление персоналом", 2005 г.