Реферат: Комплексный анализ личности

Название: Комплексный анализ личности
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ СПО «Вологодский сельскохозяйственный техникум»

КУРСОВАЯ РАБОТА

ДИСЦИПЛИНА: «Управленческая психология»

ТЕМА: «Комплексный анализ личности»

Выполнила:

Студентка 3 курса 331 группы

Специальность 080501 (0602) «Менеджмент»

Семакова Светлана Валерьевна

Преподаватель:

Малышева Татьяна Юрьевна

Оценка___________________

Подпись__________________

г. Вологда, 2010

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…стр. 3

1. Теоретическая часть……………………………………………………..стр. 5

1.1. Общее представление о личности………………………………..стр. 5

1.2. Когнитивные особенности личности……………………...……..стр. 7

1.3. Психологические особенности личности…………...…….……стр. 11

1.4. Влияние коллектива на личность……………………...…….… стр. 14

2. Практическая часть………………………………………………….….стр. 15

2.1. Характеристика объекта………………………..……………….стр. 15

2.2. Используемые методики………………………………...………стр. 16

2.3. Описание используемых методик. Анализ результатов.

Рекомендации……………………………………………..……………стр. 17

Заключение…………………………………………………………………….стр. 27

Список литературы…………………………………………..………………..стр. 28

Список приложений………………………………………………..………….стр. 29

Приложения

Введение

Психологическое изучение личности началось давно, можно сказать с появлением самого человека. Ведь уже тогда, в своей деятельности, люди, взаимодействуя друг с другом, замечали склонности, мотивы и особенности поведения других людей.

Каждый человек по-своему индивидуален. И это обусловлено тем, что человек имеет свои взгляды на жизнь, у всех разные интересы, способности и особенности характера. Это определяется индивидуально-психологическими особенностями личности. Длительное время психологи занимались изучением человека, как личности. И сделанные открытия позволили руководителям предприятий улучшить свои взаимоотношения с подчиненными, т. к. зная психологические особенности каждого сотрудника, он мог при общении и делегировании полномочий индивидуально подходить к каждому, учитывая его характер, темперамент и способности. Ведь невозможно управлять организацией без учета психологических особенностей людей.

Поэтому я считаю, что тема моей курсовой работы всегда была и будет актуальной, ведь личность имеет еще множество скрытых особенностей, которые еще предстоит выявить и исследовать.

Цель работы – провести комплексный анализ личности.

Задачи:

1. Подобрать необходимую литературу;

2. Систематизировать собранный материал;

3. Наработать методики исследования;

4. Провести необходимые исследования;

5. Обработать результаты, провести анализ;

6. Наработать рекомендации.

Предмет исследования: индивидуально-психологические особенности личности.

В качестве объекта выбрана Семакова Ирина Валерьевна студентка 4 курса исторического факультета Вологодского государственного педагогического университета.

В данной курсовой работе я постараюсь дать общее представление о личности, выявить когнитивные и психологические особенности конкретного человека, показать, какое значение они оказывают на учебную деятельность, и какое влияние окажут на будущую профессиональную деятельность. Так же я хочу показать, как коллектив влияет на отдельную личность, ведь человек становится личностью только в обществе, и именно коллектив оказывает самое сильное влияние на формирование личности.

1. Теоретическая часть

1.1. Общее представление о личности

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социальнообусловлены, проявляется в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Факторы, влияющие на формирование личности:

1. Биологический (биологически заданные характеристики);

2. Социальный (социальная среда, социальные институты, культура);

3. Собственная активность человека.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. В приложении №1 представлена иерархическая структура личности по Платонову К.К.

1. Подструктура направленности личности. Она включает осознанные мотивы (потребности, интересы, убеждения, идеалы, мировоззрение) и неосознанные мотивы (влечения и установки). Эта подструктура формируется прижизненно, преимущество с помощью воспитания.

2. Подструктура опыта. Это знания, умения, навыки и привычки, которые также формируются прижизненно, преимущественно с помощью обучения.

3. Подструктура форм отражения. Она включает психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), внимание, эмоционально-волевую сферу личности как специфическую форму отражения. В значительной мере эта подструктура является врожденной, но преимущественно развивается прижизненно.

4. Биологически обусловленная подструктура. Она включает свойства темперамента, половые, возрастные особенности личности, а также ее патологические изменения. Она тоже претерпевает изменения в течение жизни человека и тесно связана с состоянием его здоровья и особенностями его жизнедеятельности.

Также структуру личности можно представить, как совокупность способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций, мотивации и социальных установок.

Способности – индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Темперамент включает качества, от которых зависит реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.

Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.

Волевые качества охватывают несколько личностных социальных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей.

Эмоции и мотивация – это переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей.

Наряду с понятием «личность» в науке не редко употребляют термины «индивид» и «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в том, что понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие биологические и психологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека. Набор его уникальных свойств (внешний облик, интеллект, темперамент, воля и т.д.).

Важную роль при изучении личности играет анализ когнитивных особенностей личности, ее психических процессов.

1.2. Когнитивные особенности личности

К психическим процессам относятся: ощущение, восприятие, воображение, мышление, память, внимание, речь. Именно они выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, учиться, работать человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные компоненты деятельности, представлять, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Из всего этого можно сделать вывод, что без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна.

Функции психических процессов заключаются в том, что они выступают в качестве регулятора, который приводит действие в соответствие с изменяющимися условиями. Психические явления – ответ мозга на внешнее и внутреннее состояние, это постоянные регуляторы деятельности, возникающие в ответ на раздражения, которые действуют сейчас и были когда-то в прошлом опыте.

Психические процессы – это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях.

Рассмотрим основные психические процессы:

Внимание – направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость.

Виды внимания:

1. Произвольное внимание – это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с волевым усилием;

2. Непроизвольное – это внимание, которое возникает независимо цели деятельности, оно связано с особенностью предметов и явлений и отношением человека к тем или иным фактам и явления.

Основные свойства внимания:

· Сосредоточенность – умение ради основного отключиться от пробочных раздражителей;

· Устойчивость – длительное сосредоточение внимания на объекте;

· Колебание внимания – кратковременные, непрерывные изменения степени его интенсивности, напряженности;

· Переключаемость внимания – быстрый переход от одной деятельности к другой в переносе внимания с объекта на объект;

· Распределение внимания – способность одновременно выполнять несколько видов деятельности.

· Объем внимание измеряется количеством объектов, которые человек может воспринять при одновременном предъявлении.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

В профессиональной деятельности внимание имеет большое значение, а для поддержания продолжительного интенсивного внимания от организма требуется большое нервное напряжение, поэтому во время работы необходимо создавать обстановку, исключающую отвлечение внимания (исключить такие вредные факторы, как шум, вибрация, недостаток освещения). Большое значение имеет также рациональный режим труда и отдыха.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся. Эти процессы называются памятью .

Память лежит в основе способностей человека, является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

Процессы памяти:

1. Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспроизводящейся информации;

2. Сохранение;

3. Воспроизведение – воссоздание образа предмета в памяти, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент;

4. Забывание.

Мгновенная память- способность удерживать на короткое время точную и полную картину мира, воспринимающую органами чувств, что обеспечивает слитное восприятие мира.

Кратковременная память- материал храниться ограниченный промежуток времени, в ограниченных объемах; в нее попадает только та информация, на которую направлено внимание в данный момент.

Долговременная память – в ней храниться весь жизненный опыт человека. Она не ограничена по объемам и не ограничена по времени хранения информации.

Память обеспечивает сохранение профессионально значимой информации в управленческой деятельности. Поэтому менеджер должен иметь необходимую структуру памяти, соответствующую требованиям, предъявляемым к ней управленческой деятельностью.

Мышление – обобщение, опосредованное отражение существенных свойств, связей, отношений объективной реальности.

Мышление представляет собой порождение нового знания активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить.

Основные операции мышления:

1. Анализ – мысленное разложение целого на части;

2. Синтез – мысленное объединение частиц в целое;

3. Абстракция – вычленяя свойства отдельного предмета, мы отвлекаемся от остальных свойств;

4. Сравнение – установление сходства, различия между предметами и явлениями;

5. Конкретизация – возвращение мысли от общего к конкретному с целью раскрытия содержания;

6. Обобщение – Мысленное объединение предметов по их общим признакам.

Особенности мышления:

1. Самостоятельность мышления – умение увидеть новую проблему, поставить новые вопросы и затем решить задачу своими силами;

2. Глубина – проявляется в степени проникновения в сущность явления и процесса;

3. Широта мышления – способность человека держать под своим мысленным контролем большое количество отношений между предметами и явлениями;

4. Гибкость – умение изменять намеченный план действий, если он неудовлетворен условиями;

5. Критичность – способность правильно оценить как объект условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности.

6. Быстрота – способность находить правильные обоснованные решения и реализовать их в условиях дефицита времени.

Также большое значение имеют и психологические особенности личности – темперамент и характер. Изучению которых также посвящается много времени, ведь данные особенности оказывают сильное влияние на поведение человека, его учебную и профессиональную деятельность.

1.3. Психологические особенности личности

К психологическим особенностям личности относятся темперамент и характер.

Темперамент – индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разной деятельности, остаются постоянными в течение всей жизни и в своей связи характеризуют тип темперамента.

Свойства темперамента:

1. Сензитивность (чувствительность) - особенность человека, проявляющаяся в возникновении чувствительности (психической реакции) на внешний раздражитель наименьшей силы;

2. Реактивность - особенность человека, связанная с силой эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители;

3. Активность - способность человека, заключающаяся в преодолении внешних и внутренних ограничений в производстве, в общественно-значимых преобразованиях, в присвоении богатств, усвоении духовной культуры;

4. Темп реакций - особенность человека, заключающаяся в скорости протекания психических процессов, а в определенной мере и психических состояний;

5. Пластичность - ригидность -- особенности человека гибко и легко приспосабливаться к новым условиям, либо инертно, нечувствительно вести себя в изменившихся условиях;

6. Экстраверсия-интроверсия - особенности человека, выражающиеся в преимущественной направленности активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо внутрь (на явления собственного субъективного мира, на свои переживания и мысли);

7. Эмоциональная возбудимость – о ней судят потому, какой силы необходимо воздействие для возникновения эмоциональной реакции, и с какой скоростью эта реакция возникает.

Существует четыре типа темперамента: холерик, меланхолик, флегматик и сангвиник (приложение №2).

Менеджер с типом темперамента «холерик» умело командует подчиненными, в сложных условиях действует быстро, смело, любит рисковать и преодолевать опасности, в работе проявляет активность, инициативность и самостоятельность. Он стремиться к особому положению в коллективе, может быть источником конфликтов. Достоинство холерика заключается в возможности сосредоточения значительных усилий в короткий промежуток времени, а недостаток в том, что при длительной работе ему не всегда хватает выдержки. Этот тип подходит для таких профессий, как врач (сложная операция, борец за жизнь человека), оперуполномоченный внутренних дел (задержка преступника), журналист (вечно на «острие иглы»), летчик-истребитель (явная опасность для жизни).

В профессиональной деятельности сангвиник проявляет настойчивость, целеустремленность, умение четко и уверенно действовать в сложных условиях. При общении с коллегами эмоционален. Но при потере интереса к работе может проявиться формальное отношение к своим обязанностям, раздражительность и упрямство. Такой тип пригоден к организаторской деятельности: кадровик, политик, менеджер по туризму, в основном это профессии, где действия работников не всегда строго регламентированы.

Специалистам-флегматикам подходит работа, в которой не предполагается быстрое выполнение задания. Перед выполнением производственных заданий он предварительно к ним готовиться, стремясь ничего не упустить. В своей деятельности проявляет настойчивость, высокую работоспособность, терпеливость, но для этого его необходимо заинтересовать и вовлечь в активную деятельность. Достоинство флегматика - в способности долго и упорно работать, но он не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать свои усилия. Сюда можно отнести такие профессии, как телефонистка, машинистка. Этот тип характеризует планомерная и плодотворная деятельность.

Такой специалист как меланхолик быстро воспринимает приказы руководства, проявляет активность в привычных рабочих условиях, умеет выдвинуть хорошую идею, обладает усердием, аккуратностью, справедливостью. Но вместе с этим может проявиться неуверенность в себе, быстрая утомляемость, затруднение в переключении с одной деятельности на другую. Люди с таким типом характера пригодны для работ, характеризуемых исполнением однотипных, мелких операций в течение рабочего дня. Таковым является труд бухгалтера, библиотекаря.

Характер – совокупность устойчивых свойств личности, определяющих отношение человека к людям и к выполняемой работе.

В характере можно выделить ряд подсистем или свойств (черт), выражающих различное отношение личности к отдельным сторонам действительности. В первой подсистеме содержатся черты, проявляющиеся в деятельности (инициативность, работоспособность, трудолюбие, или же, наоборот, безынициативность, ленивость и т. д.). Ко второй подсистеме относятся черты личности, проявляющиеся в отношениях человека с другими людьми, т. е. в общении (тактичность-бестактность, вежливость-грубость, чуткость-черствость и т. д.). Третью подсистему составляют черты, которые проявляются в отношении человека к самому себе (самокритичность - завышенное самомнение, скромность-наглость и т. д.). Четвертая подсистема - это совокупность отношений человека к вещам (аккуратность-безалаберность, щедрость-скупость и др.).

Характер проявляется в деятельности и в общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок. Характер может проявляться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают сложные и трудные виды деятельности, другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенным являются результаты работы, а остальные довольствуются лишь тем, что выполнили задание.

В общении с людьми характер проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки других людей. Характер в отличие от темперамента обусловлен те только свойствами нервной системы, сколько культурой человека и его воспитанием.

И когнитивные, и психологические особенности личности формируются и меняются в течение длительно промежутка времени. Все это время человек развивается, приобретает новые знания, общается с другими людьми, которые также оказывают большое влияние на формирование индивидуальных свойств, способностей и интересов конкретного человека.

1.4. Влияние коллектива на личность

Группа оказывает существенное влияние на поведение индивида. Каждая группа вносит свой вклад в формирование и развитие личности. И это вклад может быть как положительным, так и отрицательным и об этом свидетельствуют качества человека, которые он приобретает, находясь в группе.

Положительное влияние группы на формирование и развитие личности состоит в следующем:

1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры;

2. От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляясь от отрицательно;

3. Группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные знания и умения;

4. От группы индивид получает положительные эмоции, которые необходимы ему для развития.

Отрицательное влияние группы на личность проявляется в том, что средний человек в массе людей обнаруживает более низкий интеллект, чем вне нее. В толпе он более доверчив, агрессивен, нетерпелив. Часто индивид под влиянием группы действует в противоречии со своими чувствами и мотивами, забывает о собственной индивидуальности.

В теоретической части данной курсовой работы я раскрыла все основные понятия, связанные с анализом личности. Практическая часть посвящена изучению когнитивных и психологических свойств конкретного человека.

2. Практическая часть

2.1. Характеристика объекта

Семакова Ирина Валерьевна родилась 26 октября 1988 года. В 2006 году с отличием закончила Камчугскую среднюю общеобразовательную школу. Поступила в Вологодский государственный педагогический университет на исторический факультет, студенткой которого и является по настоящее время (четвертый курс). С учебой проблем нет. Характеризовать можно как ответственного, трудолюбивого, исполнительного человека.

Вредных привычек не имеет, ведет здоровый образ жизни, занимается спортом. Общественную активность проявляет недостаточно, т.к. редко участвует в вузовских мероприятиях. Интересуется танцами, любит рисовать, занимается вязанием.

В общении скромная, но не замкнутая, говорит только то, в чем уверена. Имеет свою точку зрения и может за нее постоять.

В 2010 году проходила педагогическую практику по истории в средней школе №12 г. Вологды и была помощником классного руководителя в 6-б классе. За время практики Ирина проявила себя как организованный, добросовестный, ответственный и дисциплинированный человек. Принимала активное участие в общественных делах класса, проявляя собственную инициативу по проведению мероприятий. В будущем она может стать прекрасным учителем и педагогом.

2.2. Используемые методики

Для анализа объекта использовались следующие методики:

1. Методика «Корректурная проба Бурдона»;

2. Методика «Десять слов»;

3. Методика «Опосредованное запоминание»;

4. Методика «Быстрота мышления»;

5. Методика «Гибкость мышления»;

6. Тест-опросник Г. Айзенка;

7. Опросник Леонгарда;

8. Шкала: «Уровень самооценки»;

9. «Методика рисуночной фрустрации» Д. С. Розенцвейга.

2.3. Описание методик. Анализ результатов. Рекомендации.

1. Для диагностики внимания была использована методика «Корректурная пробы Бурдона» (Приложение № 3). Данная методика используется для исследования особенностей активного внимания, его переключаемости и особенно истощаемости. Ее проведение позволяет определить колебания внимания, наличие утомляемости по отношению к однообразным раздражителям.

Для выполнения задания испытуемому дается 10 минут, в этот период необходимо вычеркнуть из предложенных цифр только тройки и семерки, отмечая при этом минутные интервалы.

Ирина справилась с заданием за 7 минут 20 секунд. Это говорит о том, что она способна к быстрому выполнению заданий, к тому же количество ошибок не превышает норму (9 ошибок), поэтому Ирине можно доверить работу, требующую быстрого и качественного выполнения.

Анализ полученных результатов показал, что Ирина сразу включилась в работу, в 1-ую минуту она проверила наибольшее число знаков (296), но допустила 2 ошибки. К третьей минуте общее число, проверенных знаков снизилось до 242 и количество ошибок увеличилось до 3-х.

На 4-ой и 7-ой минутах создавались определенные помехи, которые положительно отразились на выполнении работы. В этот период Ирина проверила большое количество знаков и допустила всего одну ошибку. Это говорит о том, что она может сконцентрировать свое внимание на выполнении задания, не отвлекаясь на посторонние звуки, а если они возникают, то ни сколько не мешают ее работе.

На основе полученных данных можно сказать, что Ирина выполняет порученные ей задания быстро и качественно, производительность труда в процессе работы не снижается и не зависит от посторонних шумов.

Ирина – будущий педагог, поэтому ей предстоит работа по развитию внимания у своих учеников. В связи с этим ей можно дать следующие рекомендации:

· На уроке необходимо предлагать ученикам задания, выполнение которых будет происходить в разных условиях;

· Повышать ответственность за результат задания;

· Предлагать трудные, интересные, но посильные задания;

· Проводить различные мероприятия по развитию внимания;

· Повысить интерес в выполнении задания;

· На уроках следует исключить влияние отвлекающих факторов;

· Необходимо организовать благоприятные условия для выполнения заданий и делать перерывы, давая возможность ученикам отдохнуть.

Но также не следует забывать и о развитии собственного внимания. Для этого необходимо:

· Стараться распределять свои силы на весь рабочий день;

· Развивать навыки работы в разнообразных условиях;

· Не поддаваться влиянию отвлекающих факторов;

· Формировать волевые качества, заинтересованность, ответственность;

· Использовать свободное время для отдыха;

· Стараться сосредотачиваться на задании;

· Развивать способности выполнять несколько видов заданий одновременно.

Если Ирина будет соблюдать все вышеизложенные рекомендации, она сможет сформировать у себя и в своих учеников внимательность при выполнении задания, а, следовательно, и хорошую успеваемость.

2. Для изучения особенностей памяти были использованы такие методики, как «Десять слов» и методика «Опосредованное запоминание» (Приложение № 4).

Методика «Десять слов» (Приложение № 5). Целью данной методики является установление индивидуальных особенностей процесса запоминания. Испытуемому предлагается на запоминание десять слов, слова повторяются через определенный промежуток времени, пока испытуемый правильно не воспроизведет все слова. Эти же слова испытуемый должен воспроизвести через час и на следующий день уже без повторения. По полученным результатам строиться график (Приложение № 6).

В результате проведения данной методики Ирине удалось воспроизвести все слова уже со второй попытки (после первой она запомнила 8 слов). При воспроизведении данных слов через час ей удалось вспомнить также 10 слов, такой же результат был получен и на следующий день. Это говорит о том, что Ирина способна быстро запоминать информацию в нужных объемах и также легко воспроизводить ее через длительные промежутки времени. Это свойство ее памяти оказывает большую помощь в учебной деятельности, т.к. студентам приходиться запоминать и воспроизводить большие объемы информации.

Методика «Опосредованное запоминание» предназначена для определения того, насколько память, опирающаяся на использование системы вспомогательных смысловых связей, эффективнее непосредственного запоминания и установить может ли испытуемый использовать созданные им для запоминания связи и, опираясь на них, вспомнить заученный таким образом материал.
Данная методика проводиться в два этапа. В серии «А» испытуемому было предложено для запоминания 20 различных слов. После их воспроизведения необходимо было написать запомнившиеся слова. В серии «Б» каждое слово испытуемый должен был графически изобразить, и при воспроизведении опираться на сделанные им рисунки.

В серии «А» Ирине удалось запомнить только 7 слов из 20, когда при опосредованном запоминании она смогла воспроизвести 19 слов (Приложение № 7). Это значит, что опосредованное запоминание более эффективно. Также из полученных результатов можно сделать вывод, что Ирина вполне легко может создавать связи между словом и его графическим изображением и, опираясь на него, вспомнить заученный материал. Поэтому Ирине можно дать рекомендацию тезисно записывать или зарисовывать трудно запоминающийся материал.

В связи с этим, в будущей профессиональной деятельности при развитии памяти у своих учеников, Ирине необходимо:

· Сложные задания объяснять несколько раз;

· Формулировку задания излагать четко, последовательно, чтобы прослеживалась логическая связь;

· Объяснять материал с использованием различных наглядных материалов (схем, таблиц, рисунков);

· Делать акцент на особенно важных моментах;

· Предлагать интересные поручения;

· Приводить личный пример, для чего необходимо позаботиться и о развитии собственной памяти.

Рекомендации по развитию памяти:

· Записывать важную информацию в записную книжку;

· Внимательно и сосредоточенно слушать собеседника;

· Особое внимание необходимо уделять важным моментам;

· Со временем повторять необходимую информацию для лучшего запоминания и последующего воспроизведения.

На запоминание информации влияют посторонние факторы (шум, свет), также личная сосредоточенность человека. Важно, чтобы человек проявлял интерес к информации, осознавал важность того, что необходимо запомнить. Очень важны способы, с помощью которых он запоминает материал (повторное прочтение, зарисовка некоторых моментов, поиск ассоциаций и т.д.), также на запоминание информации оказывают влияние индивидуальные особенности человека: сосредоточенность, внимательность, усидчивость и терпение. В профессиональной и учебной деятельности важно учитывать все эти факторы для более эффективного запоминания и последующего воспроизведения.

3. Для исследования мышления использовались методики на определение его быстроты и гибкости.

Методика «Быстрота мышления» позволяет определить темп выполнения операционных компонентов мышления. Испытуемому было предложено 40 слов, в которых были пропущены определенные буквы (Приложение № 8). За определенный промежуток времени надо определить как можно больше слов. Ирина из 40 слов смогла определить 26. Это говорит о том, что у нее средняя быстрота мышления. Поэтому Ирине необходимо развивать скорость мыслительных процессов путем выполнения заданий, требующих быстрого и оригинального решения.

Для определения гибкости мышления Ирине было предложено написать предложение различными способами (Приложение № 9).

Обработка:

1) =152;

2)

3) Коэффициент креативной гибкости:

В результате проведения данной методики получилось, что коэффициент креативной гибкости равен 0,7. Это обозначает, что Ирина обладает пластичным мышлением. Она легко и быстро переключается от одной деятельности к другой, оперативно реагирует на различные изменения. Данное свойство поможет ей в профессиональной деятельности, т.к. педагогу приходится решать множество разнообразных задач, находить общий язык с множеством совершенно разных учеников и коллег по работе.

4. Тест-опросник Г. Айзенка (Приложение № 10) позволяет определить тип темперамента испытуемого, наиболее характерные свойства поведения и общения. Позволяет выявить наиболее типичное эмоциональное состояние, сильные и слабые стороны испытуемого.

В результате проведения методики Г. Айзенка на определение типа темперамента было выявлено, что у Ирины наиболее выражен тип темперамента «меланхолик» (Приложение № 11, 12). Это значит, что ей свойственны такие черты, как чувствительность, обидчивость, настороженность, неуверенность. Ирина обладает усердием, аккуратностью у нее ярко выражено чувство справедливости.

Одногруппники характеризуют Ирину, как эмоционального, общительного, энергичного в учебной деятельности человека, но только тогда, когда это действительно необходимо. В учебе она проявляет самостоятельность, все проблемы привыкла разрешать сама, за помощью к другим обращается редко.

При общении с друзьями Ирина проявляет сдержанность, тактичность, поэтому ссоры возникают редко, а если конфликт и возник, то он быстро разрешается, т.к. Ирина предпочитает принимать компромиссное решение или пойти на уступки, чем долго и с эмоциями выяснять отношения.

Ирина не любит критику в свой адрес, поэтому с детства привыкла все задания и поручения выполнять качественно, что еще раз подтверждают ее успехи в учебной деятельности. Несправедливое отношение к ней со стороны преподавателей и одногруппников переживает тяжело и всеми силами стремиться доказать свою правоту.

Что касается наиболее характерного эмоционального состояния Ирины, то по графику, представленному в приложении № 12, видно, что испытуемому наиболее типична эмоциональная нестабильность, что еще раз подтверждает полученные результаты.

Ирине свойственно такая характеристика темперамента, как интроверсия. Это значит, что Ирина внутренне сосредоточенный, замкнутый, обращённый в себя человек, тщательно анализирующий события, при этом подозревая в действиях других второй смысл, подтекст. У нее мало друзей, но все они настоящие, в которых она полностью уверена. Она не привыкла менять свои привычки. Интроверт — мнительный человек с высокой степенью тревожности, он дорожит своим здоровьем, прислушиваясь к ощущениям в себе.

В профессиональной деятельности для педагога важно знать типы темперамента своих учеников, т.к. ему необходимо привить ученикам определенные знания и умения, а для этого необходимо знать какому ученику лучше поручит данное задание, как именно следует объяснить ему поручение и как сообщить ему требования.

Ирине также можно посоветовать:

· Сдерживать свои чувства;

· Воспитывать в себе уверенность, проявлять инициативу в учебной деятельности;

· Легче относиться к критике;

· При общении со сверстниками в некоторых ситуациях необходимо отстаивать свою точку зрения, а не замыкаться в себе;

· Необходимо более эффективно организовывать свое рабочее время для снижения утомляемости;

· Не думать о своих недостатках, чаще обращать внимание на достоинства и сильные стороны.

5. Для определения характера использовался опросник Леонгарда (Приложение № 13), позволяющий определить особенности поведения и общения в зависимости от типа акцентуации характера, выявить черты, привлекательные для собеседника и отталкивающие черты, способствующие возникновению конфликта.

С помощью опросника Леонгарда (Приложение № 14, 15), для диагностики характера, было выявлено, что для Ирины характерны такие типы акцентуации, как возбудимый и экзальтированный (они находятся в поле скрытой акцентуации, ярко выраженной нет).

Это говорит о том, что Ирине характерна повышенная раздражительность, несдержанность, иногда молчаливость и угрюмость. К учебе она относится добросовестно и аккуратно. Также Ирине свойственно очень изменчивое настроение. В периоды подъема настроения она общительна, эмоциональна и дружелюбна; проявляет активность в профессиональной деятельности, готова оказать помощь любому, дать совет и поддержать. Но в основном ей характерно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность. Отличительными чертами характера Ирины являются высокая нравственность, добросовестность и справедливость. К близким и друзьям проявляет привязанность и сострадание. Некоторая пассивность, пессимизм, паникерство и чрезмерная впечатлительность может оттолкнуть окружающих. Неудачи и горестные события воспринимаются трагично.

Остальные типы личности у Ирины проявляются в норме, в тех условиях, в которых именно они и должны проявляться.

В связи с этим Ирине можно посоветовать сдерживать свои эмоции, легче относиться к неудачам, проявлять активность в учебной и будущей профессиональной деятельности.

Учителю также необходимо изучать свойства характера своих учеников, их отрицательные и положительные черты, особенности общения и поведения в конкретных ситуациях. Знание характера поможет педагогу найти к каждому ученику индивидуальный подход, составить план урока так, чтобы весь материал был понятен каждому.

Ирине в будущей педагогической деятельность окажут большую помощь такие черты ее характера, как добросовестность, ответственность, аккуратность, стремление добиться результатов, проявление высоких требований к себе и т.д.

6. С помощью шкалы «Уровень самооценки» (Приложение № 16) было выявлено, что у Ирины низкий уровень самооценки (Приложение № 17), что еще раз подтверждает полученные результаты по типу темперамента и другим тестам. Это значит, что Ирина болезненно переносит критические замечания, не уверена в себе.

Поэтому Ирине, прежде всего, необходимо уяснить для себя, что в отличие от других качеств личности самооценка весьма изменчива и во многом зависит от ситуации, периода жизни, событий. Кроме того, есть еще одна особенность человеческой психики: каким человек хочет видеть себя, таким он и становится со временем. Замечено, что изменять самого себя он начинает именно тогда, когда очень хочет добиться успеха в выбранной профессии.

7. «Методика рисуночной фрустрации» Д. С. Розенцвейга. Данная методика основывается на предоставлении испытуемому схематичного контурного рисунка, на котором изображены два человека или более, занятые еще не оконченным разговором. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа во фрустрирующей ситуации. С помощью данной методики можно прогнозировать эмоциональные реакции испытуемого на различные трудности или помехи, которые встают на пути к удовлетворению его потребностей, к достижению цели.

Испытуемому было предложено 24 рисунка (Приложение № 18) с изображением людей в конкретной ситуации при разговоре. Испытуемый должен предложить свой вариант продолжения разговора.

После анализа ответов можно сказать, что Ирина при возникновении фрустрирующей ситуации в большинстве случаев принимает позицию, с точки зрения которой данная ситуация рассматривается как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать и подумать.

Также в некоторых случаях возникает реакция, в которой подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, осуждается внешняя причина или разрешение данной ситуации вменяется в обязанность другому лицу.

И в меньшей степени Ирине свойственно, при возникновении фрустрирующей ситуации, принимать ее как благополучную и брать всю вину и ответственность за разрешение данной ситуации на себя.

В большинстве случаев Ирина воспринимает ситуацию как препятствие, которое не имеет большого значения и разрешиться со временем. Также присутствуют реакции, направленные на самозащиту и удовлетворение потребностей. В таких ситуациях Ирина отстаивала свою правоту, или отмечала, что ответственность в данной ситуации никому не может быть приписана. Некоторые ответы также направлены на разрешение проблемы; реакция принимает форму требования помощи от других лиц для решения ситуации; субъект сам берется за разрешение ситуации или же считает, что время и ход событий приведут к ее исправлению.

В связи с полученными результатами можно сказать, что Ирине не свойственна конфликтность, она адаптирована к своему социальному окружению и если она чувствует свою вину, то обязательно признает ошибку и попросит прощения.

Ирина не предъявляет повышенные требования к окружающим, и это может служить признаком низкой самооценки. Она принимает ситуацию такой, какая она есть и пытается разрешить ее мирным способом, не упрекая окружающих и не указывая на их вину.

Заключение

Таким образом, выполнив данную работу, можно сказать, что все поставленные перед началом работы задачи были достигнуты. Я научилась подбирать необходимую литературу, систематизировать собранный материал, наработать методики для исследования, проводить необходимые исследования обрабатывать результаты, проводить анализ и нарабатывать рекомендации по развитию личности. В ходе выполнения этих задач были изучены теоретические основы комплексного анализа личности и практическое их применение.

Цель данной работы также была достигнута. В данной курсовой работе я раскрыла общее представление о личности, провела анализ когнитивных и психологических особенностей конкретного человека, показала, какое значение они оказывают на учебную деятельность, и какое влияние окажут на будущую профессиональную деятельность.

В заключение анализа хотелось бы сказать, что Семакова Ирина Валерьевна обладает всеми качествами для успешной учебной и профессиональной деятельности. Ей свойственна организованность аккуратность, усердие, добросовестность. Ирина обладает отличной памятью, достаточно гибким мышлением, задания способна выполнять быстро и качественно. В учебной деятельности проявляет самостоятельность, активность, но не достаточно инициативна. При общении со сверстниками тактична, не склонна к конфликтам, спорные ситуации предпочитает разрешать принятием компромиссного решения.

Все вышеизложенные качества оказывают большую помощь в учебе и в общении с одногруппниками и друзьями. Выбранная Ириной профессия требует терпения, ответственности, большого эмоционального и физического напряжения. Поэтому необходимо постоянно заниматься самосовершенствованием и развивать свои индивидуальные психологические способности.

Список литературы

1. Общая психология/ Под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1986.

2. Общие основы психологии. – М.: Просвящение: Владос, 1994. – 576 с.-ISBM 5-09-005103-8.

3. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и коп. («Учебник, учебные пособия».) – Ростов н/Д: Феникс 2002.- 672 с.

4. Лучшие псих. тесты/пер. с англ. Е.А. Дружининой. – Харьков. 1994. – 320с.

5. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2кн. Кн.

6. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. Ростов-на-Дону, 1997.

7. Чередниченко И.П., Тельних Н.В. Психология управления/Серия «Учебники для высшей школы». – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2004.

Список приложений

1. Приложение № 1 «Иерархическая структура личности»;

2. Приложение № 2 «Типы темперамента»;

3. Приложение № 3 «Корректурная проба, обработка результатов, график»;

4. Приложение № 4 «Методики для исследования памяти»;

5. Приложение № 5 «Бланк ответов к методике «Десять слов»;

6. Приложение № 6 «График к методике «Десять слов»;

7. Приложение № 7 «Бланк ответов к методике «Опосредованное запоминание»;

8. Приложение № 8 «Бланк к методике «Исследование быстроты мышления»;

9. Приложение № 9 «Ответы испытуемого к методике «Гибкость мышления»;

10. Приложение № 10 «Тест-опросник Г. Айзенка»;

11. Приложение № 11 «Бланк ответов испытуемого по опроснику Г. Айзенка»;

12. Приложение № 12 «Координатная ось по методике Г. Айзенка»;

13. Приложение № 13 «Опросник Леонгарда»;

14. Приложение № 14 «Бланк ответов испытуемого по методике Леонгарда»;

15. Приложение № 15 «График по методике Леонгарда»;

16. Приложение №16 «Шкала «Уровень самооценки»;

17. Приложение № «Бланк ответов испытуемого к тесту «Уровень самооценки»;

18. Приложение № 18 «Методика рисуночной фрустрации» Д. С. Розенцвейга».

ПРИЛОЖЕНИЯ