Реферат: Организация аудиторской проверки

Название: Организация аудиторской проверки
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: реферат

Введение

С переходом к рыночным отношениям в России стали создаваться кооперативы, частные фирмы, совместные предприятия, которые уже не являлись собственностью государства и в связи, с чем изменились формы контроля государства за предпринимательской деятельностью. В данное время каждое предприятие становится самостоятельным хозяйствующим субъектом, осуществляет свою деятельность без какого-либо руководства со стороны министерств и ведомств, без регулирующего воздействия государственного плана. Предприятие самостоятельно распоряжается выпускаемой продукцией и полученной прибылью, оставшейся в его распоряжения после уплаты налогов и других обязательных платежей. Законы и иные правовые акты устанавливают порядок создания фондов и резервов, отнесение амортизационных отчислений, коммерческих и командировочных расходов на результаты хозяйственной деятельности предприятия, и предприятия, руководствуясь этими правилами, самостоятельно рассчитывают и уплачивают налоги и обязательные платежи.

Любое предприятие обязано вести бухгалтерскую и статистическую отчётность, публиковать данные о своей деятельности в порядке, установленном в законодательстве. Обязанность предприятия вести учёт своего имущества и совершённых хозяйственных операций, самостоятельно исчислять и уплачивать налоги, представлять бухгалтерскую (финансовую) отчётность, данными которых могут пользоваться все заинтересованные предприниматели и предприятия, вызвало необходимость независимого вневедомственного финансового контроля - аудита.

Таким образом, тема выбранная для написания курсовой работы достаточно актуальна.

Цель написания работы – изучить и провести организацию аудиторской проверки предприятия аудиторской организацией, используя экономическую литературу и нормативно – правовые акты и данные конкретного предприятия. ( ООО Пушкинская ДСПМК (Дорожно-строительная передвижная механизированная колонна)).

Основные задачи работы можно сформулировать следующим образом:

  • изучить нормативно – правовое регулирование аудиторской деятельности на предприятии;

  • изучить этапы организации аудиторской проверки;

  • изучить системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля предприятия;

  • проанализировать выборочный метод аудита;

  • дать оценку результатов аудиторской проверки.

Весь материал, изложенный в работе, соответствует действующей на момент ее написания законодательной и нормативной базе.


Глава 1. Сущность и значение аудита.


1.1. Цели, задачи и значение аудита в хозяйственной деятельности предприятия.


Цели и задачи аудита приведены во Временных правилах аудиторской деятельности в Российской Федерации и российских правилах (стандартах ) аудиторской деятельности. Правила определяют аудиторскую деятельность как предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчётности, платёжно-расчётной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию других аудиторских услуг таких как постановка, восстановление бухгалтерского учёта, составление финансовой отчётности и налоговых деклараций, трансформация финансовой отчётности в соответствии с иными, чем приняты в Российской Федерации нормативными документами бухгалтерского учёта, анализ финансово-хозяйственной деятельности, оценка активов и пассивов баланса и т. д.

Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности экономических субъектов и соответствия совершённых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, дейстующими в Российской федерации. В своей деятельности аудитор руководствуется законодательством, а также, являясь объектом предпринемательского права, и собственными экономическими интересами.

Достижению главной цели способствуют требования ведения аудиторской деятельности : независимость и объективность при проведении проверок; профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора; конфиденциальность – важнейшее требование при осуществлении аудиторской деятельности. Аудитор не должен предоставлять никакому органу каких либо сведений о хозяйственной деятельности проверяемого им объекта. Использование методов статистики и экономического анализа позволяет организовать анализ проведенных проверок на высоком научном уровне, получив при этом более объективные и достоверные данные для принятия решений. Применение новых информационных технологий. Ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам проверок; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки, которые помогут клиенту в организации работы и ведении бухгалтерского учета.

Аудит - это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска, так как наличие достоверной финансовой информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия ряда экономических решений.

Значение аудита в хозяйственной деятельности предприятия можно определить сопоставлением затрат на аудиторские услуги и получении экономии, увеличение доходов от решений, своевременно принятых предпринимателем на основании информации, предоставленной аудитором.

В условиях конкуренции в аудиторском бизнесе это экономически способствует качественному проведению проверок и выделению на рынке аудиторских услуг наиболее профессиональных аудиторов и фирм. В свою очередь, любое предприятие имеет возможность выбора, в качестве партнера, наиболее квалифицированного, независимого от каких-либо ведомственных интересов специалиста, мнение которого может оказать положительное влияние на будущую финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Государство же получает дополнительную возможность контроля за достоверностью финансовой отчетности предприятий за их собственный счет, не расходуя на это дополнительные бюджетные финансовые ресурсы.


1.2. Правовые основы аудиторской деятельности.


Аудиторская деятельность в Российской Федерации базируется на следующих правовых и законодательных документах :

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья.

  2. Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. (Утверждены Указом Президента Российской Федерации №2263 от 22.12.93 с изменениями от 26.11.2001 года)

  3. Федеральный закон « О бухгалтерском учете » № 129-ФЗ от 30.06.2003 года

  4. Положение о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. ( Утверждено решением Коммисии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации от 01.06.94года )

  5. Положение о Консультативном совете при Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации ( Утверждено решением Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации от 01.06.94года.)

  6. Постановление Правительства Российской Федерации № 482 от 06.05.94 года « Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации ». ( С изменениями от 06.02.2002 года ).

  7. Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности ( Утверждено Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Мин-фина России Протокол № 66 от 25.03.1999 года , с изменениями от 30.12.1999 года).

  8. Правила ( стандарты ) аудиторской деятельности. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

  9. Порядок представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков. ( Утверждено Приказом МФ РФ № 69-н от 27.10.99 года ).

Особое внимание при проведении аудиторской проверки уделяется её правовым аспектам. Проверяемый экономический субъект имеет право получать от аудитора исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, о правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением аудитора - о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора. Аудитор обязан предоставлять экономическому субъекту эту информацию. В аналитической части аудиторского заключения указываются нарушения законодательства при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могли нанести ущерб интересам собственников экономических субъектов, государства или третьих лиц.

Исходя из выше написанного выводы о достоверности бухгалтерской отчётности экономического субъекта должны подтверждаться соответствием их требованиям законов и других правовых актов Российской Федерации.

В настоящее время базовым нормативным документом является «Временное правило аудиторской деятельности в РФ». Эти правила определяют правовые основы осуществления в РФ аудиторской деятельности как независимого вневедомствинного финансового контроля. Также эти правила определяют процедуры аттестации и лицензирования. Организация проведения аттестации возлагоется на Министерство финансов РФ, Центральный банк России, для чего этими органами созданы соответствующие центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии. Организационно – правовая структура аудиторской деятельности в Российской Федерации представлена на рисунке 1.


1.3 Права и обязанности аудиторских организаций и аудируемых лиц.


Согласно « Закону об аудиторской деятельности » аудиторская деятельность может осуществляться как аудитором – предпринимателем, так и аудиторской организацией.

Основной обязанностью аудиторской организации является качественное и своевременное проведение аудиторских проверок в соответствии с заключенными договорами с проверяемыми организациями.

При выполнении своих функций аудиторские организации обязаны :

  1. Неукоснительно соблюдать требования законодательства Российской Федерации;

  2. Соблюдать Временные правила до принятия Федеральным Собранием Российской Федерации Закона Российской Федера­ции, регулирующего аудиторскую деятельность;

  3. Получить соответствующие лицензии на осуществление аудиторской деятельности;

  4. Соблюдать условия конфиденциальности;

  5. Не распространять полученные в npoцecce аудита сведе­ния третьим лицам для использования этих сведений в целях предпринимательской деятельности;

  6. Проводить аудиторские проверки по порученmo государ­ственных органов (в соответствии с npoцессуальным законода­тельством Российской Федерации) при наличии в производстве возбужденного (возобновленного производством) yгoловного де­ла, принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела или дела, пoдведомственного арбитражному суду однократно у одноro и того же экономичеcкого субъекта по тем же основаниям. Срок проведения аудиторской проверки по такому пopучению не должен превышать двух месяцев;

  7. Отказаться от проведения аудиторской пpoверки экономи­ческих субъектов, о чем поставить в известность заказчика, а также гocyдарственный opган, по пopучeнию которого прово­дится аудиторская проверка экономических субъектов, в случаях, если:

  • аудиторские фирмы являются их учредителями, собствен­никами, акционерами, кредиторами, страховши:ками, а также в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учреди­телями, собственниками, акционерами;

  • аудиторские фирмы являются дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами экономиче­ских субъектов или они имеют в своем капитале дoлю этих аудиторских фирм;

  • были оказаны данному экономическому субъекту услуги пo восстановлению и ведению бухгалтерскою учета, а также составлению финансовой отчетности;

  1. Немедленно сообщать 3аказчику , а также rocyдарственнo­му органу , поручившему провести аудиторскую проверку , о не­обходимости привлечения к участию в проверке дополнитель­ных аудиторов (специалистов) в связи cо значительным объ­емом работы или какими-либо иными обстоятельствами, воз­никшими после заключения дoroвора или получения поручения;

  2. Квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать иные аудиторские услуги;

  3. Обеспечивать сохранность документов, получаемых и со­стaвляeмых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания без согласия собственника (руководителя) эко­номического субъекта, за исключением случаев, предусмотрен­ных законодательными актами Российской Федерации;

  4. предоставлять экономическому субъекту исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся про­ведения аудиторской проверки, правах и обязанностях сторон, о нормативных актах, на которых основываются аудиторские за­мечания и выводы.


Для успешного выполнения своих обязанностей аудиторские opгaнизации имеют следующие права:

  1. Образовывать союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности или защиты своих профес­сиональных интеpeсов;

  2. Проводить проверки, оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского ( финансового ) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской ( финан­совой) отчетности, анализу хозяйственно-финансовой деятель­ности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, бан­ковского и иного хозяйственного законодательства Российской Федерации, а также проводить обучение и оказывать другие ус­луги по профилю своей деятельности;

  3. Проверять документы финансовой oтчетнocти, изъятые (затребованные) в установленном порядке органом дознания, прокурором, следователем, судом и арбитражным судом ( в слу­чае проведения аудиторской проверки по поручению rocударст­венных органов);

  4. Получать вознаграждение за свою работу;

  5. Самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки исходя из требований нopмативных актов Российской Федерации, а также конкретных условий договора с экономиче­ским субъектом либо содержания поручения органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда;

  6. Проверять у экономических субъектов в полном объеме документацию о финансовo-хозяйственной деятельности, нали­чие дeнeжных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнитель­ные сведения, необходимые для аудиторской проверки;

  7. Получать по письменному запросу необходимую для осу­ществления ayдиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных opганов, пopучив­ших проверку;

  8. Привлекать на договорной основе к участию в аудитор­ской проверке аудиторов, paботающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также иных специалистов;

  9. Отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредоставления проверяемым экономическим субъектом не­обходимой документации, а также в случае необеспечения гocу­дарственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности ayдитора и членoв ero семьи при наличии такой необходимости;

  10. Обжаловать решение об отказе в выдаче лицензии и о ее аннулировании в установленном порядке в суд или арбитраж­ный суд.

Если в результате небрежности либо неправомерных действий аудиторской организации предприятию будет нанесен материальный ущерб, он подлежит возмещению в соответствии с действующим законодательством и условиями договора.

В соответствии с законом « Об аудиторской деятельности » заказчик также имеет права и обязанности.


Права аудируемого лица заключаются в следующем :

  1. Самостоятельно выбирать аудитора или аудиторские фир­мы (кроме случаев, когда проверка проводится по поручению государственных opraнов) ;

  2. Перед зaключeнием договора и в процессе проверки полу­чать от аудитора исчерпывающую информацию о требова­ниях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, правах и обязанностях сторон;

  3. После ознакомления с заключением аудитора полу­чать исчерпывающую информацию о нормативных актах, на ко­торых основываются замечания и выводы аудитора. Ауди­тор обязан предоставлять экономическому субъекту эту информацию;

  4. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам, обратиться в ор­ган, выдавший лицензию, для предъявления претензий к ауди­тору или аудиторской фирме.


Обязанности аудируемого лица :

  1. Создавать аудитору условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки;

  2. Предоставлять всю дoкумeнтацию, необходимую для ее проведения;

  3. Давать по запросу аудитора разъяснения и объяснения в устной и письменной форме;

  4. Не предпринимать действий в целях ограничения круга вопpoсов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;

  5. Оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения порядка ведения бухгалтеpскогo учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Юридическая ответственнocть аудируемого лица наступает за:

  1. Несоблюдение условий хозяйственного договора на прове­дение аудиторской проверки;

  2. Уклонение от проведения обязательной ежегодной ауди­торской проверки либо препятствование ее проведению;

  3. Непредставление заинтересованным лицам аудиторского заключения (в случае обязательной аудиторской проверки), что влечет за собой взыскание, аналorичноe уклонению от проведе­ния обязательной ежегодной аудиторской проверки либо пре­пятствованию ее проведения.

Аудиторская проверка не освобождает субъекта хозяйствования от ответственности за нарушение порядка осуществления хозяйственной деятельности, несоответствие представляемой бухгалтерской отчетности актам законодательства.


1.4. Этапы организации аудиторской проверки.


Аудиторская проверка на предприятии состоит из следующих этапов:

  1. Подготовка к проведению аудита.

  2. Оценка учетных систем и систем внутреннего контроля;

  3. Планирование аудиторской проверки

  4. Проведение собственной проверки;

  5. Составление аудиторского заключения.


Подготовка к проведению аудита или предварительное планирование включает в себя: ознакомление с клиентом, определение объема аудита, его стоимость и заключение договора на проведение аудита.

Для определения объема аудита аудитор должен получить достаточное представление обо всех сторонах хозяйственно – финансовой деятельности предприятия, об организации бухгалтерского учета и внутреннего аудита. Это необходимо ему для того, чтобы установить объем, характер и виды деятельности проверяемого предприятия, что прямо влияет на объем и содержание аудиторской проверки, а также определяет стоимость аудита, которая согласовывается с клиентом. Сумма услуг указывается в договоре на проведение аудиторской проверки.

Следующим этапом аудита является планирование, которое необходимо для того, чтобы своевременно и качественно провести аудит. Планирование включает в себя составление плана и программы ожидаемых работ.

Организация и проведение аудиторской проверки на предприятии необходимо для оценки достоверности финансовых отчетов и бухгалтерского баланса. Аудиторская проверка должна сопровождаться внесением аудитором руководству предприятия предложений и пожеланий по улучшению учета и внутреннего аудита.

На основании собранной в процессе аудиторской проверки информации, дающей основание аудитору сделать заключение о достоверности или недостоверности финансовой отчетности, законности хозяйственно – финансовых операциях, о ведении бухгалтерского учета в соответствии с установленными правилами и положениями, составляется аудиторское заключение.

Глава 2. Согласование условий работы аудиторской организации с предприятием и планирование аудиторской проверки.


2.1. Контакты с потенциальными клиентами. Понимание деятельности экономического субъекта. Документирование достигнутых договоренностей. Письмо об условиях работы и договор возмездного оказания услуг.


Аудиторская организация должна собрать объективную ин­формацию о потенциальном клиенте до начала проведения проверки и снизить риск аудиторской проверки. Она должна иметь надежные критерии оценки клиента, чтобы оградить себя от финансовых и моральных издержек, а также сохранить репутацию своей фирмы.

Работа с клиентом аудиторской организации начинается с получения официального предложения с просьбой проведения аудиторской проверки. Предложение клиента излагается в произвольной форме. Чтобы иметь представление о клиенте аудитор выезжает для беседы и общего ознакомления с документацией на данное предприятие.

До начала проведения аудита аудиторская организация должна ознакомиться с финансово – хозяйственной деятельностью предприятия и иметь информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность данного предприятия, связанных с его индивидуальными особенностями. Это понимание экономической ситуации в стране и в отрасли, в которой действует субъект. При проведении аудита бухгалтерской отчетности аудитор должен понимать деятельность проверяемого предприятия, чтобы правильно оценивать события, операции, используемые методы учета, которые могут оказать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности и повлиять на ход проведения проверки, а также на выводы сделанные в аудиторском заключении.

Понимание деятельности экономического субъекта можно обусловить следующими факторами:

  • экономическая политика предприятия в отчетный период;

  • учетная политика и её соответствие направлениям финансовой политики;

  • возможность качественного проведения аудита;

  • правильность применения нормативно – правовых актов, регулирующих операции, проводимые предприятием;

  • обоснованность выводов о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия.

Такие области деятельности проверяемого предприятия, как основная, инвестиционная и прочие операции, в том числе внереализационные аудитор должен оценивать правильно, так как это существенно на всех стадиях проверки.

В Стандартах аудиторской деятельности говорится: «Приобретение знаний о деятельности экономического субъекта представляет собой непрерывный процесс сбора и обработки информации на всех стадиях проведения аудита», т.е. аудитор на протяжении всей проверки дополняет и уточняет данные полученные в начале работы.

Понимание деятельности экономического субъекта зависит то квалификации аудитора.

После этого аудитор должен ознакомиться с организационной структурой предприятия, видами производственной деятельности, структурой капитала, технологическими особенностями производства продукции, уровнем рентабельности, основными покупателями и поставщиками, порядком распределения прибыли, наличием службы внутреннего контроля, принципами организации систем оплаты труда персонала. Полученную информацию аудитор использует при предварительном планирования аудита.

Источниками получения информации о предприятии должны могут быть учредительные документы; свидетельство о регистрации; протоколы заседаний совета предприятия; собраний акционеров или других органов управления предприятия; бухгалтерская, финансовая и статистическая отчетность; контракты, договора, соглашения; документы планирования деятельности предприятия; внутриведомственные инструкции; акты проверок; перечень филиалов, дочерних предприятий и других подразделений, подчиненных предприятию.

В общероссийских стандартах от­сутствуют сведения о форме и содержании рабочих документов пред­варительного планирования, поэтому данный документ составляется в соответствии с внутрифирменными стандартами ( Приложение 1 ).

Результатом предварительного планирования прежде всего являет­ся оценка возможности проведения аудита экономического субъекта. Отказ от проведения аудита может быть обусловлен обоснованным сомнением аудитора в честности, добросовестности, надежности по­тенциального клиента. Подобные сомнения могут быть основаны на таких фактах, как неплатежеспособность предприятия при одновре­менном желании руководства заключить договор на аудиторскую проверку, несоблюдении действующих законодательных и нормативных актов и т.д.

На этапе предварительного планирования аудиторская организация формирует штат для проведения аудита, при этом учитывается бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита; предполагаемые сроки работ; количество членов группы и должностной уровень; квалификационный уровень членов группы.


Предваритель­ное планирование позволяет аудитору определить объем пред­стоящих работ, примерно оценить их стоимость и подготовить письмо – обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита (Приложение 2).

Подготовка данного документа проводится в соответствии с правилом ( стандартом ) аудиторской деятельности « Письмо – обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита ».

Целью письма является регламентация обязательств предприятия и аудиторской организации на этапе заключения соглашения о проведе­нии аудиторской проверки.

Письмo - oбязaтельствo аудиторской организации, направлен­ное предприятию , докумeнтально подтверждает со­гласие на пpoведeниe аудита или пpинятие предложений о на­значении ее официальным аудитором этого экономического субъекта. Письмо-обязательство направляется исполнительному орга­ну экономического субъекта.

Письмо-обяза­тельство должно содержать обязательные указания по следую­щим вопросам: условия аудиторской проверки; обязательства аудиторской организации; обязательства предприятия. Письмо-обязательство должно содержать ссылки на законо­дательные акты и нормативные дoкумeнты, на основании которых проводится аудит (российские законы, правила и инструк­ции, касающиеся порядка ведения бухгалтерского учета, подго­товки бухгалтерской отчетности и порядка ведения аудита). В некоторых случаях могут быть указаны международные стандар­ты бухгалтерского учета, выпускаемые Международным комите­том по стандартам учета, однако аудит может проводиться и по международным стандартам аудита, выпускаемым Международной федерацией бухгалтеров.

В письме-обязательстве должна содержаться информация об ответственности аудиторской организации за оказываемые ус­луги, о необходимости сохранения коммерческой тайны и нали­чии риска необнаружения cущecтвенных неточностей или оши­бок в бухгалтерском учете и отчетности. Обычно сooтветствую­щие пункты письма-обязательства готовятся в строгом сooтвет­ствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации и правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Здесь же содержатся указания о том, какие обязательства должен взять на себя экономический субъект: ответственность за полноту и достоверность учета и отчетности, обеспечение доступа аудиторов ко всей необходимой информации, возмож­ное направление запросов к контрагентам по вопросу подтвер­ждения величины взаимозадолженности, а также неоказание давления на аудиторскую организацию.

В соответствии с правилом (стандартом) аудитор может не направлять письмо-обязательство повторно и в следующем году работать в соответствии с условиями прошлогоднего письма - ­обязательства.

После подтверждения аудиторской фирмой о намерении работать с предприятием, между ними заключается договор ( Приложение 3 ).

Договор на проведение аудиторской проверки является основным документом, удостоверяющим факт достижения договоренности между клиентом и аудиторской организацией. При заключении договора необходимо руководствовоться законодательными и нормативными актами Российской Федерации. В Гражданском кодексе РФ правовой статус договора на проведение аудиторской проверки имеет договор на возмездное оказание услуг, который рассматривается в главе 39.

Договор возмездного оказания аудиторских услуг имеет ряд отличий от прочих договоров:

  • оказания услуг как таковых, т.е. аудиторских ( ст.779 );

  • оказание услуг лично, если иного указания нет в самом договоре ( ст.780 );

  • принцип разделения ответственности, если иное не предусмотрено законом или договором, то риск случайной невозможности исполнения договора, возникшей по вине заказчика, несет заказчик, а услуги исполнителя подлежат полной оплате ( п.2 ст.781 );

  • принцип определения последствий, если возникла невозможность достижения результатов работы по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, то заказчик возмещает исполнителю фактически понесённые им расходы.Такое возможно если иное не предусмотрено законом или договором ( п.3 ст.781 );

  • заказчик и исполнитель могут в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора. При отказе со стороны заказчика - исполнитель получает фактическую оплату за понесённые им расходы, при отказе со стороны исполнителя - заказчик имеет право на полное возмещение убытков ( ст.782 ).

Договор между клиентом и аудиторской фирмой должен регулировать следующие нормы:

  • своевременность выполнения работ по договору;

  • сохранность документации;

  • права заказчика во время выполнения работ;

  • содействие заказчика;

  • конфиденциальность полученной сторонами информации;

  • ответственность аудиторской фирмы за ненадлежащее качество;

  • приемка заказчиком работы;

  • качество работы;

  • пределы и условия использования результатов работ;

  • права на результаты интеллектуального творчества.

Структура договора может быть различна, однако его форма в целом должна соответствовать типовому договору, рассмотренному в стандартах аудиторской деятельности .


2.2. Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля клиента.


Следующий этап процесса планирования – изучение и оценка системы внутреннего контроля, основная цель которой – создание основы для планирования аудиторской проверки, а также для определения вида, времени проведения, объема аудиторских процедур, которые находят свое отражение в аудиторской программе. Следовательно, характер и качество проверки во многом будут зависеть от того, насколько грамотно и достоверно аудитор изучит систему внутреннего контроля.

Вопросу оценки надежности системы внутреннего контроля посвя­щен общероссийский стандарт «Изучение и оценка систем бухгалтер­ского учета и внутреннего контроля на предприятии». В соответствии с этим стандартом система внутреннего контроля — это совокупность организационных мер, методик и действий, применяемых руковод­ством и работниками экономического субъекта для успешного и эф­фективного ведения хозяйственной деятельности.

Хорошо организованная система внутреннего контроля должна обеспечивать:

• соблюдение требований законодательных и нормативных актов при осуществлении хозяйственных и финансовых операций;

• исполнительскую дисциплину на всех уровнях управленческой структуры экономического субъекта;

• своевременность, правильность и полноту оформления бухгал­терских документов и составления бухгалтерской отчетности;

• предотвращение и выявление ошибок и нарушений;

• сохранность активов экономического субъекта.

Система внутреннего контроля на любом предприятии включает в себя большое количество разнообразных элементов (например ежене­дельная планерка у директора предприятия с отчетами руководителей подразделений — тоже элемент внутреннего контроля).

Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, и выявляет ее. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящей аудиторской проверки.

Все элементы системы внутреннего контроля могут быть подразделены на три группы:

• надлежащую систему бухгалтерского учета;

• контрольную среду;

• средства контроля.

Согласно закону РФ «О бухгалтерском учете», бухгалтерский учет — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и доку­ментального учета всех хозяйственных операций. Основной задачей бухгалтерского учета (в числе прочих) является формирование пол­ной и достоверной информации о деятельности организации и ее иму- щественном положении. Поэтому хорошо организованный бухгалтерский учет на предприятии уже содержит в себе надежные элементы внутреннего контроля (например, составляя годовую отчетность, ответственный и добросовестный главный бух­галтер обязательно сверит суммы задолженностей с дебиторами и кре­диторами — это элемент внутреннего контроля в бухгалтерском учете, предусмотренный ст. 12 закона РФ «О бухгалтерском учете»).

В процессе изучения системы бухгалтерского учета на предприятии аудитор прежде всего использует результаты предварительного пла­нирования, а также применяет некоторые аудитор­ские процедуры, чаще всего такие как:

• осмотр;

• опрос;

• просмотр документов (сканирование и прослеживание);

• проверка соблюдения установленных правил.

Поскольку на данном этапе планирования указанные процедуры применяются с целью проверки соответствия системы бухгалтерского учета требованиям ПБУ Минфина РФ, то все они являются процеду­рами на соответствие.

Методику и порядок применения указанных процедур для изучения системы бухгалтерского учета аудиторы разрабатывают самостоятель­но, в своих внутрифирменных стандартах (п. 2.6 общероссийского стандарта «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутрен­него контроля на предприятии»).

Согласно общероссийскому стандарту , контрольная среда - это осуществляемые на практике представления руководства о том, какие действия ему надо предпринимать, чтобы эффективно контролировать ситуацию на предприятии.

Под средствами контроля понимаются конкретные контрольные мероприятия, установленные руководством и осуществляемые сотрудниками в ходе хозяйственной деятельности ( например, периодическое сличение фактических остатков товара с учетными данными; наличие разрешительных подписей на отпуск материально – производственных запасов). Также применяет аудитор­ские процедуры:

• осмотр;

• опрос;

• просмотр документов.

Результаты изучения системы бухгалтерского учета, контрольной среды и оценки надежности средств контроля обобщаются в рабочие документы, формы и содержание которых должны быть установлены внутрифирменным стандартом.

Надежность системы внутреннего контроля в целом оценивается как высокая, средняя или низкая, исходя из оценок её составных частей.


2.3 Планирование уровня существенности и аудиторского риска .


На стадии планирования аудиторская группа должна сделать предварительное заключение о величине существенных показателей, т.е. величине, при которой ошибки как единичные, так и взятые суммарно, могут существенно повлиять на данные в финансовой отчетности. Концепция существенности базируется на том, что некоторые данные могут быть более важны, чем другие, при адекватном представлении финансовой отчетности, а также на интересе ее потенциальных пользователей к отдельным показателям. Так, если предприятие стабильно функционирует с прибылью, пользователи будут оценивать существенность той или иной суммы в сопоставлении с объемом валовой или чистой прибыли.

При оценке существенности целесообразно учитывать и качественные стороны информации – вид деятельности клиента (производство, торговля, сельское хозяйство, посредническая деятельность и т.д.), стабильность его положения на рынке, финансовое состояние. Например, какая-либо сумма может оказаться несущественной по отношению к объему валовой прибыли, но иметь значение при выявлении тенденций развития.

Для применения существенности по каждому отдельно взятому счету используется понятие предельно допустимой ошибки. Устанавливая допустимую ошибку ниже планируемой существенности, аудитор ликвидирует вероятность того, что сумма расхождений по отдельно взятым выявленным и не выявленным счетам превысит уровень существенности. Размер допустимой ошибки учитывается при разработке программы проверки каждого конкретного счета и при расчете размера выборки. Обычно допустимая ошибка устанавливается на уровне 50-70% от планируемой существенности. Однако предельно допустимая ошибка не должна быть и слишком низкой, что может привести к необоснованному завышению объемов аудиторских процедур.

Аудиторские организации обязаны установить систему базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности, которые должны быть оформлены документально и применяться на постоянной основе. Аудиторские организации обязаны вычислять уровень существенности, беря определенную долю от каких-либо базовых показателей: числовых значений счетов бухгалтерского учета, статей баланса или показателей бухгалтерской отчетности. Уровень существенности обязательно должен применяться на этапе планирования, выполнении конкретных аудиторских услуг, а также на этапе завершения аудиторской проверки при оценке эффекта, оказываемого обнаруженными искажениями и нарушениями на достоверность бухгалтерской отчетности.

Риск аудитора (аудиторский риск) означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать невыявленные существенные ошибки и (или) искажения после подтверждения ее достоверности, или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.

Аудиторский риск состоит из трех компонентов: внутрихозяйственный риск; риск средств контроля; риск необнаружения.

Аудитор обязан изучать эти риски в ходе работы, оценивать их и документировать результаты оценки. При оценке рисков аудитор обязан использовать не менее трех следующих градаций: высокий, средний, низкий (возможно применение большего количества градаций).

Внутрихозяйственный риск характеризует степень подверженности существенным нарушениям счетов бухгалтерского учета, статей баланса однотипных групп хозяйственных операций и отчетности в целом у проверяемого экономического субъекта.

Риск средств контроля характеризует степень надежности системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля экономического субъекта, т.е. риск, заключающийся в том, что существующие и регулярно применяемые средства этих систем не будут своевременно обнаруживать и исправлять нарушения, являющиеся существенными по отдельности или в совокупности, и (или) препятствовать возникновению таких нарушений.

Риск необнаружения характеризует вероятность того, что применяемые аудитором в ходе проверки аудиторские процедуры не позволят обнаружить реально существующие существенные нарушения. Риск необнаружения – показатель эффективности и качества работы аудитора – зависит от порядка проведения конкретной аудиторской проверки, квалификации аудиторов и степени их предыдущего знакомства с деятельностью данного экономического субъекта.

При планировании проверки аудитор обязан учесть факторы, которые могут вызвать существенные искажения бухгалтерской отчетности. На основе анализа того, какое значение уровня существенности принимает аудитор для проверки и каковы особенности остатков и оборотов по счетам бухгалтерского учета, аудитор обязан решить, какие статьи учета он будет изучать особенно внимательно и в каких случаях будет применять аудиторскую выборку и (или) аналитические процедуры, чтобы снизить общий аудиторский риск до приемлемо низкого уровня.

Аудитор обязан принимать во внимание, что между уровнем существенности и степенью аудиторского риска имеется обратная зависимость: чем выше уровень существенность, тем ниже общий аудиторский риск, и наоборот.

После сбора и оценки первоначальной информации и предварительного суждения об уровне существенности показателей и эффективности внутреннего контроля аудитору важно оценить приемлемую степень риска суммированием всех выявленных рисков и данных о соответст-вующих контрольных процедурах, учитывая различные аспекты эффек-тивности проверки.

Проведением аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

При выборе необходимых аудиторских процедур предпочтение должно отдаваться тем процедурам, которые в наибольшей степени позволяют выявить возможные ошибки. По характеру эти процедуры можно подразделить на тесты, позволяющие определить эффективность систем внутреннего контроля, и на тесты, выявляющие ошибки по счетам и регистрам (аналитические процедуры). Аналитические процедуры могут быть использованы как для проверки остатков по отдельным бухгалтерским счетам, так и для оценки финансовой отчетности предприятия в целом. Аналитические процедуры могут приемлемы, когда они подтверждаются другими процедурами, например, сравнение с предыдущими периодами и выявление тенденций.

Результаты проводимых аудиторских организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как эти результаты являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.

      2.4. Разработка общего плана и программы аудита.


После завершения анализа рисков аудиторы, основываясь на предварительных данных об экономическом субъекте и результатах проведенных аналитических процедур, могут сформировать стратегию аудиторской проверки.

Стратегия проверки формируется следующим образом:

• осуществляется «сегментирование» информации, содержащейся в бухгалтерской документации (в процессе «сегментирования» бухгалтерская информация распределяется на участки, каждый из которых будет проверять свой исполнитель);

• формируются задачи, которые должны быть решены в ходе про­верки каждого сегмента, устанавливаются совокупности элемен­тов (натуральных единиц или документов), которые должны быть подвергнуты проверке для решения указанных задач;

• устанавливаются аудиторские процедуры, которые будут исполь­зоваться при проверках совокупностей, их вид и способ примене­ния.

Существует два способа сегментирования: пообъектныи и циклический.

При пообъектном подходе бухгалтерская документация распреде­ляется (сегментируется) между участниками проверки в соответствии с Планом счетов: каждый сегмент состоит из одного или нескольких счетов бухгалтерского учета (табл. 1).

Таблица 1
Возможная структура сегментов аудита при пообьектном подходе

сегмента


Содержание сегмента


1


Основные средства и нематериальные активы (дебетовые и кредитовые обороты на счетах 01,04,02,05)


2


Материально-производственные запасы (дебетовые и кредитовые обороты на счетах 10 и 41)


3


Затраты на производство (дебетовые и кредитовые обороты на счетах 20,23,25,'26)


и т.д. …..


При циклическом подходе каждый сегмент состоит из совокупнос­ти оборотов по счетам, связанным содержанием хозяйственных опера­ций и документооборотом (табл. 2).


Таблица 4.3

Возможная структура сегментов аудита при циклическом подходе

сегмента


Содержание сегмента


1


Приобретение (дебетовые обороты на счетах 08,10, 41 и кредитовые обороты на корреспондирующих счетах 60, 71, 76)


2


Производство (дебетовые обороты на счетах 20, 23, 25, 26 и кредитовые обороты на корреспондирующих счетах 02, 05,10, 60 и др.)


3


Реализация, получение доходов и формирование финансового результата


4


Оплата


5


Использование прибыли и формирование капитала


6


Инвестирование



Выбор подхода к сегментированию аудируемой информации - дело аудиторской фирмы.

Осуществив сегментирование, далее для каждого сегмента формируется перечень задач, подлежащий решению в ходе проверки. Далее определившись с задачими проверок по каждому сегменту, аудитор установливает совокупность элементов.

Затем аудитор выбирает аудиторские процедуры, которые будут применяться при проверках элементов, определяет вид процедур и метод.

Таким образом, сформулировав стратегию проверки, аудитор оформляет документы: план и программу аудита в соответствии с федеральным стандартом «Планирование аудита»

План аудита содержит следующую информацию: планируемые трудозатраты; уровень (уровни) существенности; оценка аудиторского риска; сроки проведения проверки; состав аудиторской группы и ее руководитель; перечень сегментов аудита с указанием сроков их проведения и исполнителей.

Возможная форма плана аудита приведена в фе­деральном стандарте ( Приложение 4 ).

Программа аудита содержит подробную информацию (разрабо­танную в ходе формирования стратегии аудита) о видах аудиторских процедур, используемых для проверки сегментов аудита, предусмот­ренных планом, о способах их применения, их документировании. Программа аудита, с одной стороны, служит подробной инструкцией для членов аудиторской группы, проверяющих конкретные сегменты. С другой стороны, программа является средством контроля за рабо­той аудиторов со стороны руководителя проверки и руководителя аудиторской организации.

В зависимости от получаемых в ходе проверки результатов программа может корректироваться.

Примерная форма программы аудита приведена в фе­деральном стандарте ( Приложении 5).

Составляя общий план и программу аудита, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит точнее определить объем и характер аудиторских процедур. При проведении общего планирования большое значение придается профессиональным качествам аудиторов. Им необходимо так организовать свои действия, чтобы произвести оценку используемой на предприятии системы учета и внутреннего контроля с учетом принципа существенности и экономичности проверки.

В общем плане необходимо предусмотреть сроки проведения аудита и составить график его проведения, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования необходимо учесть: реальные трудозатраты; уровень существенности; проведенные оценки рисков аудиторской проверки.

В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудиторской проверки на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита.

Аудиторская организация определяет в общем плане необходимость привлечения экспертов в процессе проведения проверки и роль внутреннего аудита.


Глава 3. Методика проведения аудита и его завершение.

    1. Источники и методы получения аудиторских доказательств.


Аудитор формирует свое мнение, ис­ходя из аудиторских доказательств — информации, полученной им разными способами из разных источников. Например, выявленная аудитором справка бухгалтерии с расчетом, содержащим арифметиче­скую ошибку, — это аудиторское доказательство, письменное разъясне­ние руководства проверяемого предприятия —это аудиторское доказа­тельство.

Перечень доказательств приведен в общероссийском стандарте «Аудиторские доказательства», но аудитор не ограничен этим перечнем, а может изобретать новые, эффективные, с его точки зре­ния, процедуры.

По источнику информации аудиторские процедуры можно подраз­делить на процедуры, исходная информация для которых получена из: внутренних, внешних или смешанных источников.

Внутренние источники — это документы, составленные проверяе­мым экономическим субъектом; письменные и устные разъяснения, предоставленные руководством и работниками проверяемого субъекта.

Внешние источники — это документы (ответы на запросы, разъяс­нения и т. д.), составленные третьей стороной, а также составленные аудитором (например акт о проведенной аудитором инвентаризации).

Смешанные источники — это документы, составленные проверяе­мым экономическим субъектом, письменные и устные разъяснения его руководства и работников, имеющие письменное подтверждение тре­тьей стороны.

К источникам получения аудиторских доказательств относятся:

  • первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;

  • регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;

  • результаты анализа финансово – хозяйственной деятельности экономического субъекта;

  • устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;

  • сопоставление одних документов с другими;

  • результаты инвентаризации имущества экономического субъекта;

  • бухгалтерская отчетность.

К методам получения аудиторских доказательств относят : проверку арифметических расчетов клиента, инвентаризацию, проверку соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операци, проверку документов, прослеживание и подтверждение, аналитические процедуры, подготовку альтернативного баланса.


    1. Применение выборочного метода.


Выборочный метод представляет собой отобранные по определенным правилам элементы для определения некоторых характеристик счета или целесообразности совершения и достоверности отражения хозяйственных операций на счетах. Выборочный метод можно разделить на две группы: статистический и нестатистический.


    1. Процедуры средств контроля, процедуры по существу и их документирование.

    2. Оценка результатов аудиторских процедур, формирование мнения и отчетность аудиторской фирмы перед клиентом.


Приложение


Результаты предварительного планирования удита

1. Общие сведения об экономическом субъекте.

1.1. Организационно-правовая форма___________________________________________

1.2. Полное наименование ____________________________________________________

1.3. Сокращенное наименование________________________________________________

1.4. Основные учредители (акционеры)__________________________________________

1.5. Руководитель (директор, генеральный директор, президент)_____________________ ___________________________________________________________________________

1.6. финансовый директор_____________________________________________________

1.7. Главный бухгал тер_______________________________________________________

1.8. Юридический адрес_______________________________________________________

1.9. Фактический адрес_______________________________________________________

1.10. Дата государственной регистрации_________________________________________

1.11. Дата постановки на учет в МНС и фондах___________________________________

1.12. Наличие обособленных подразделений_____________________________________

1.13. Зависимые и дочерние предприятия________________________________________

1.14. Счета в банках__________________________________________________________


2. Сведения о бизнесе экономического субъекта и соблюдении им принципа действующег о предприятия.

2.1. Виды деятельности, наличие лицензий_______________________________________

2.2. Организационная структура управления (схема)_______________________________


2.3. Выпускаемая продукция (выполняемые работы, оказываемые услуги)___________

___________________________________________________________________________

2.4. Основные заказчики______________________________________________________

2.5. Основные поставщики____________________________________________________

2.6. Основные типы финансово-хозяйственных операций__________________________

2.7. Наличие сложных, нестандартных финансово-хозяйственных операций __________ ___________________________________________________________________________

2.8. Соблюдение действующих законодательных и нормативных ак­тов при осуществлении финансово-хозяйственных операций______________________________

2.9. Численность персонала____________________________________________________

2.10. Ротация кадров__________________________________________________________

2.11. Применяемые формы оплаты труда_________________________________________

2.12. Наличие просроченной кредиторской задолженности_________________________

2.13. Наличие неурегулированных разногласий (с гос. органами, дру­гими экономическими субъектами)__________________________________________________

2.14. Состояние рынка сбыта___________________________________________________

2.15. Возможные виды предпринимательских рисков______________________________

2.16. Основные показатели бухгалтерской отчетности:



Показатель


Сумма, тыс. р.


За отчетный период

(на конец периода),

тыс. р.

За предыдущий период

(на начало периода),

тыс. р.

Выручка от продаж


Валовая прибыль




Прибыль от продаж




Прибыль от обычной деятельности




Собственный капитал




Валюта баланса




Дебиторская задолженность




Кредиторская задолженность





3. Сведения о состоянии бухгалтерского учета и внутреннего конт­роля.

3.1. Форма бухгалтерского учета, степень автоматизации___________________________

3.2. Организация бухгалтерской службы (схема)



3.3. Сведения о главном бухгалтере:

— образование_______________________________________________________;

— стаж работы_______________________________________(в том числе

на данном предприятии________________________); __ наличие аттестата________________________________

    1. Численность и квалификация работников бухгалтерии (с рас­пределением обязанностей)_________________________________________________________

3.5. Наличие организационно-распорядительной документации (учет­ная политика, положение о документообороте, рабочий план счетов, должностные инструкции и т.д.)______________________________________________________________________

    1. Объем учетной документации____________________________________________

    2. Состояние учетной докумеитации_________________________________________

    3. Общее впечатление о состоянии системы бухгалтерского учет_________________

_____________________________________________________________________________

    1. Общее впечатление о состоянии внутреннего контроля________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Прочие сведения.

    1. Сведения, полученные из опроса работников_________________________________

    2. Сведения, полученные из осмотра предприятия и наблюдения за элементами производственного процесса______________________________________________

    3. Сведения, полученные от третьих лиц

  2. Рекомендации по результатам предварительного планирования.

    1. Оценка возможности проведения аудита _____________________________________

5.2. Оценка ориентировочного объема работ:


п/п


Показатель


Значение


1



Трудозатраты, чел.-дн.




2



Длительность, дн.




3


Количество участников проверки

(1 :2), чел.




За


В том числе привлеченных

специалистов





5.3. Затраты, увеличивающие стоимость проверки (командировоч­ные по расчету, прочие) _____________________________________________________________________________

5.4. Ориентировочная стоимость проверки (трудозатраты, чел.-дн. х ставка, р./чел.-дн. + затраты, увеличивающие стоимость проверки)_____________________________________

_____________________________________________________________________________

5.5. Согласованная с клиентом стоимость проверки_________________________________

5.6. Предпочтительный для клиента срок проведения проверки_______________________

_____________________________________________________________________________

5.7. Состав исполнителей_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Исполнитель Подпись


Дата


Приложение 4

Тесты оценки системы бухгалтерского учета

п/п

Вопросы (тесты) Оценка теста уровень оценки
Высокая средняя низкая
1 2 3 4 5 6
1 Формы бухгалтерского учета

Соответствует

становленным

требованиям


-

- У1
2 Автоматизация учета - частичная - У2
3 Организация бухгалтерс-кой службы, распределе- ние обязанностей

Высокая



-

- У1
4 Квалификация и опыт работы главного бух- галтера Высокие

-

- У1
5

Организация

документооборота

-

средняя


- У2
6 Соответствие учетной политики требованиям ПБУ - Частично не соответствует - У2
7 Порядок документирова- ния хозяйственных операций Практически не содержат отклонений

-

- У1
8 Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств -

Частично не соответствует

- У2
9 Ведение регистров бух- галтерского учета - Частично не соответствует - У2
10 Порядок отражения операций в регистрах учета - Содержат отдельные отклонения - У2
11 Порядок составления бухгалтерской отчетности Соответствует установлен- ным нормативным требованиям

-

- У1


Итог оценок:

5

6

-

13




14




15




16




17




18




19




20





Приложение 6


Программа аудита


Проверяемая организация 000 Пушкинская ДСПМКА Период аудита с 02.04.04 по 02.05.04 Количество человеко-часов 30 Планируемый аудиторский риск 3 % Уровень существенности 130990 руб. Аудитор Анохина Ю.А.


№ п/п


Наименование аудиторских процедур


Период проведен ия


Исполнится и


Рабочие документы аудитора


1


2


3


4


5


1. Процедуры средств контроля


1.1.


Анализ учредительных и других общих документов


05.03.03



Анохина Ю.А.

Копии учредительных документов, лицензий, аналитический обзор


1.2.


Анализ учетной политики


05.03.03


Анохина Ю.А

Приказ об учетной политике, аналитический обзор


1.3.


Изучение особенностей системы компьютерной обработки данных


05.03.03


Анохина Ю.А

Отчет эксперта


2. Процедуры по существу


2.1.


Сравнение фактических показателей с плановыми показателями, определен- ными экономически субъектом


06.03.03


Анохина Ю.А

Бухгалтерские документа

2.2.


Сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с прогнозными показателями, самостоятельно определенными аудитором


06.03.03


Анохина Ю.А Бухгалтерские документа

2.3.


Сравнение показателей бухгалтерской отчетности и связанных с ними относительных коэффициентов отчетного периода с нормативными значениями, устанавливаемыми действующим законодательством или самим экономическим субъектом;


07.03.03


Анохина Ю.А Бухгалтерские документа

2.4.


Сравнение показателей бухгалтерской отчетности со среднеотраслевыми данными;


08.03.03


Анохина Ю.А Бухгалтерские документа

2.5.

Сравнение показателей бухгалтерской отчетности с небухгалтерскими данными (данными, не входящими в со­став бухгалтерской отчетности);



Анохина Ю.А Бухгалтерские документа

2.6.

Анализ изменений с течением времени показателей бухгалтерской отчетности и относительных коэффициентов, связанных с ними;



Анохина Ю.А Бухгалтерские документа

2.7.


Анализ нехарактерных сальдо по счетам


Анохина Ю.А Бухгалтерские документа

2.8.

Анализ нетиповых корреспонденций счетов
Анохина Ю.А Бухгалтерские документа

Приложение 1

Результаты предварительного планирования удита


1. Общие сведения об экономическом субъекте.

1.1. Организационно-правовая форма общество с ограниченной ответственностью 1.2. Полное наименование ООО Пушкинская Дорожно – строительная перед- вижная механизированная колонна

1.3. Сокращенное наименование ООО Пушкинская ДСПМК

1.4. Основные учредители (акционеры) Поддубный А.И., Жилин М.М., Ишкина М.М.

1.5. Руководитель (директор, генеральный директор, президент) Поддубный Александр Иванович

1.6. Главный бухгалтер Ишкина Мария Михайловна

1.7. Юридический адрес Россия, 141270. Московская область, Пушкинский район, поселок Софрино, ул. Железнодорожная, д.25.

1.8. Фактический адрес Россия, 141270. Московская область, Пушкинский район, поселок Софрино, ул. Железнодорожная, д.25.

1.9. Дата государственной регистрации 25 декебря 1998 года

1.10. Дата постановки на учет в МНС и фондах 27 января 1999 года

1.11. Наличие обособленных подразделений нет

1.12. Зависимые и дочерние предприятия нет

1.13. Счета в банках р/с 4070281050410014062, к/с 30101810900000000181 Пушкинский филиал банка «Возрождение» БИК 044525181


2. Сведения о бизнесе экономического субъекта и соблюдении им принципа действующег о предприятия.

2.1. Виды деятельности, наличие лицензий строительство внутренних автомобильных дорог; строительство коттеджей; проведение стоительных, ремонтных и вос- становительных работ жилых и нежилых зданий и помещений; транспортно – экспидиционные услуги; производство товаров народного потребления.


2.2. Выпускаемая продукция (выполняемые работы, оказываемые услуги) ремонт и строительство автомобильных дорог.

2.3. Соблюдение действующих законодательных и нормативных ак­тов при осущствлении финансово-хозяйственных операций соблюдаются и выполняются.

2.4. Численность персонала 15 человек

2.5. Ротация кадров__________________________________________________________

2.6. Применяемые формы оплаты труда сдельная, повременная.

2.7. Наличие просроченной кредиторской задолженности нет

2.8. Основные показатели бухгалтерской отчетности:



Показатель


Сумма, тыс. р.


За отчетный период

(на конец периода),

тыс. р.


За предыдущий период

(на начало периода),

тыс. р.


Выручка от продаж


4794


6647


Валовая прибыль


696


448


Прибыль от продаж


696


448


Прибыль от обычной деятельности


-


-


Собственный капитал


6566


5631


Валюта баланса


7818


6900


Дебиторская задолженность


1647


1128


Кредиторская задолженность


1252


769



3. Сведения о состоянии бухгалтерского учета и внутреннего конт­роля.

3.1. Форма бухгалтерского учета, степень автоматизации учет ведется на бумажных носителях.

3.2. Организация бухгалтерской службы (схема)


Главный бухгалтер

Кассир




3.3. Сведения о главном бухгалтере:

— образование Высшее

— стаж работы 16 полных лет ( в том числе на данном предприятии 4 года )

3.4. Численность и квалификация работников бухгалтерии (с рас­пределением обязанностей) 2 человека

3.5. Наличие организационно-распорядительной документации (учет­ная политика, положение о документообороте, рабочий план счетов, должностные инструкции и т.д.)

3.6. Объем учетной документации учетная документация представлена в полном объеме.

3.7. Состояние учетной докумеитации среднее

3.8. Общее впечатление о состоянии системы бухгалтерского учета удовлетворительная

3.9. Общее впечатление о состоянии внутреннего контроля отсутствует.


4. Рекомендации по результатам предварительного планирования.

4.1. Оценка возможности проведения аудита проведение аудита возможно.

4.2. Оценка ориентировочного объема работ:


п/п


Показатель

Значение

1


Трудозатраты, чел.-дн.


30



2


Длительность, дн.


30



3


Количество участников проверки (1 :2), чел.


1





5.4. Ориентировочная стоимость проверки (трудозатраты, чел.-дн. х х ставка, р./чел.-дн. + затраты, увеличивающие стоимость проверки)_________________________________

5.5. Согласованная с клиентом стоимость проверки_______________________________

5.6. Предпочтительный для клиента срок проведения проверки 1 календарный месяц

5.7. Состав исполнителей Анохина Ю.А.

Исполнитель Анохина Ю.А. Дата

Подпись


Приложение 2

Письмо-обязательство аудиторской фирмы, являющееся одновременно сопроводительным письмом к договору на проведение аудиторской проверки


000 Пушкинская ДСПМК

Генеральному директору

Поддубному А.И.

В соответствии с Вашим предложением о проведении аудита бух­галтерской отчетности 000 Пушкинская ДСПМК за 2003 год направляем Вам договор на проведение аудиторской проверки.

Считаем своим долгом отметить, что аудит будет проводиться в со­ответствии с требованиями Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 г., Правил (стандартов) аудиторской дея­тельности в РФ, внутрифирменных аудиторских стандартов, планом и программой аудита.

Целью аудита будет являться выражение мнения нашей организа­ции о достоверности бухгалтерской отчетности 000 Пушкинская ДСПМК за 2003 год во всех существенных аспектах.

По результатам аудита Вам будет представлен конфиденциальный отчет, содержащий замечания по всем выявленным в ходе аудита ошиб­кам, недостаткам, нарушениям и рекомендации по их устранению, а так­же представлено официальное аудиторское заключение. Вместе с тем считаем необходимым отметить, что ввиду выборочного характера про­верки и других свойственных аудиту ограничений уверенность ауди­торской организации в надежности выражаемого мнения о достоверно­сти бухгалтерской отчетности не может быть абсолютной.

Оценка возможного при выражении мнения аудиторского риска бу­дет приведена в плане аудита, экземпляр которого будет Вам своевре­менно предоставлен.

Просим Вас вернуть в наш адрес один экземпляр договора на ауди­торскую проверку, подписанный с Вашей стороны, или направить в наш адрес Ваши замечания по его содержанию.

Приложение:

Договор на проведение аудиторской проверки — 2 экз.


Директор аудиторской фирмы Маратканов Р.М. Подпись


Приложение 3


Договор

оказания аудиторских услуг


г.Москва «01» апреля 2004 г.


000 «Аудит +» , именуемое в дальнейшем «Исполнитель», действующее на основании Лицензии № 000098, утвержденной При­казом Минфина РФ № 130 от 07.02.99 г., в лице генерального директо­ра Маратканова Р.М., действующего на основании Устава, и ООО Пушкинская ДСПМК, именуемое в даль­нейшем «Заказчик», в лице Поддубного А.И. , действу­ющего на основании Устава, заключили настоящий договор о ниже­следующем:

1. Предмет договора.

1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обяза­тельства по аудиторской проверке бухгалтерской отчетности Заказчи­ка за период с 02.04.2004 г. по 02.05.2004 г. ( поквартально, по полугодиям, по результатам работы за год ).

1.2. В результате проведения аудиторской проверки составляется отчет аудиторской фирмы руководству экономического субъекта, а также аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской от­четности.


2. Порядок оплаты.

2.1. В соответствии с планом аудита стоимость аудиторской провер­ки составляет ХХХХХ (ххххххххххххххххххххххххх) рублей .

2.2. Оплата аудиторских услуг осуществляется Заказчиком на осно­вании счета-фактуры, выписываемого Исполнителем.

2.3. Оплата производится в следующем порядке: 30 % от стоимо­сти работ по проверке соответствующего периода Заказчик перечи­сляет Исполнителю в трехдневный срок с момента начала проверки. 70 % от стоимости работ по проверке соответствующего периода Заказчик перечисляет Исполнителю в трехдневный срок с момента передачи Исполнителем отчета аудиторской фирмы о результатах аудита соответствующего периода и счета-фактуры.


3. Обязанности и права Заказчика.

3.1. Заказчик обязан:

— создать Исполнителю условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю необходи­мую документацию, давать по запросу аудитора разъяснения и объяснения;

— оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нару­шения порядка ведения бухгалтерского учета и составления от­четности;

— не ограничивать круг вопросов, подлежащих с точки зрения ауди­тора выяснению при проведении аудиторской проверки;

— своевременно производить оплату по настоящему договору.

3.2. Заказчик имеет право:

— в ходе проверки знакомиться с ее предварительными результатами;

— в случае сомнения Заказчика в квалифицированном проведении аудиторской проверки обратиться в орган, выдавший лицензию Исполнителю, с заявлением на проведение перепроверки.


4. Обязанности и права Исполнителя:

4.1. Исполнитель обязан:

— квалифицированно проводить аудиторскую проверку, руковод­ствуясь Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.01г., правилами (стандартами) аудиторской деятельности в РФ, внутрифирменными стандартами аудитор­ской деятельности фирмы «Акцепт-Аудит», планом и програм­мой аудита;

— неукоснительно соблюдать требования законодательных актов РФ и других нормативных документов при проведении аудита;

— обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляе­мых в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержа­ние без согласия Заказчика, за исключением случаев, прямо пред­усмотренных действующим законодательством РФ, независимо от продолжения или прекращения отношений с Заказчиком и без ограничения срока давности;

— предоставлять Заказчику исчерпывающую информацию о норма­тивных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора.

4.2. Исполнитель имеет право:

— самостоятельно определять формы и методы аудиторской про­верки;

— проверять у Заказчика в полном объеме документацию о финан­сово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, цен­ных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения и до­полнительные сведения, необходимые для проверки;

— получать по письменному запросу необходимую для осуществле­ния аудиторской проверки информацию от третьих лиц;

— привлекать на договорной основе к участию в аудиторской про­верке иных специалистов;

— отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непред­ставления Заказчиком необходимой документации. В таком слу­чае Заказчик оплачивает Исполнителю согласно счету-фактуре фактически выполненный объем работ.


5. Отчет аудиторской фирмы и аудиторское заключение.

5.1. По результатам аудиторской проверки соответствующего пери­ода (квартала, полугодия, года) Исполнитель представляет Заказчику отчет аудиторской фирмы, составленный в соответствии с внутрифир­менным аудиторским стандартом.

5.2. После устранения Заказчиком отмеченных в отчете аудиторской фирмы существенных нарушений в ведении учета и составления отчет­ности Исполнитель представляет Заказчику аудиторское заключение в составе вводной, аналитической и итоговой части с безусловным или условным подтверждением достоверности бухгалтерской отчетности.

5.3. При неустранении Заказчиком выявленных Исполнителем существенных нарушений в ведении учета и составлении отчетнос­ти Исполнитель представляет Заказчику отрицательное аудиторс­кое заключение.

5.4. Аудиторское заключение составляется Исполнителем в соот­ветствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом № 119-ФЗ, правилом (стандартом) аудиторской деятельности в РФ, внутри­фирменным аудиторским стандартом.


6. Ответственность сторон.

6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по настоящему договору стороны несутответственность в установлен­ном законом порядке.

6.2. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по Договору, если таковое явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, определяемых в соот­ветствии с обычаем делового оборота.

6.3. Споры, возникающие между сторонами по настоящему Дого­вору, разрешаются путем переговоров. В случае невозможности раз­решения споров путем переговоров они разрешаются в порядке, ус­тановленном действующим законодательством, в Арбитражном суде города Москвы.


7. Срок действия договора.

7.1. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до окончания расчетов между сторонами.

7.2. Начало аудиторской проверки не позднее 02 апреля 2004 года.

7.3. Представление отчета аудиторской фирмы не позднее 10.05.2004 г.

7.4. Представление аудиторского заключения не позднее 3 - х дней после устранения Заказчиком отмеченных аудитором нарушений и оплаты услуг 100%,

7.5. Договор может быть расторгнут досрочно по обоюдному согласию сторон либо по решению Арбитражного суда города Москвы.

7.6. При досрочном расторжении Договора по инициативе Заказчи ка Заказчик обязуется оплатить Исполнителю понесенные последним убытки и стоимость фактически произведенных им на момент растор жения данного договора работ с учетом ранее перечисленного авансо вого платежа.


8. Особые условия_____________________________________________.


9. Реквизиты и подписи сторон


Исполнитель: Заказчик:

000 « Аудит +» ООО Пушкинская ДСПМК

Адрес: г.Москва, ул.Дубнинска, Адрес: Московская область

д. 4, корп. 1; Пушкинский р-н,пос.Софрино

ул.Железнодорожная, д.25

ИНН ИНН_____________________

____________________________ _________________________

____________________________ _________________________

____________________________ _________________________


Генеральный директор Генеральный директор


М.П. М.П.


Приложение 5

Общий план аудиторской проверки

Проверяемая организация 000 Пушкинская ДСПМКА Период аудита с 02.04.04 по 02.05.04 Количество человеко-часов 30 Планируемый аудиторский риск 3 % Уровень существенности 130990 руб. Аудитор Анохина Ю.А.

№ п/п


Сегмент аудита


Сроки проведения


Исполнители



2


3


4


1


Учредительные и другие общие документы предприятия

02.04.04 - 07.04.04


Анохина Ю.А.

2


Учетная политика предприятия

08.04.04 – 10.04.04


Анохина Ю.А.


3


Анализ и оценка организации системы учета и внутреннего контроля, знакомство с общим порядком ведения учета


11.04.04 - 20.04.04


Анохина Ю.А.

4


Проверки бухгалтерского учета


21.04.04 – 01.05.04 Анохина Ю.А.

5


Оформление результатов проверки

02.05.04


Анохина Ю.А

Приложение 7

ООО Пушкинская ДСПМК

Генеральному директору

Поддубному Александру Ивановичу

Исходящий № Х , 02.05.2004 года

ПИСЬМЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ АУДИТОРА РУКОВОДСТВУ ООО Пукинской ДСПМК ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА


Глубокоуважаемый Александру Ивановичу!

В соответствии с договором № Х от 01.04.04 нами с 02.04.04 по 02.04.04 был проведен аудит Вашей организации за период с 01.01.03 по 3 1.12.03.

Аудит проведен аудиторской организацией «Аудит +» регистрационное свидетельство № 354752 от 12.01.1999 года, на основании лицензии на осуществление аудиторской деятельности № 000098 от 07.02.1999 года. В проведении аудита непосредственно принимали участие следую­щие специалисты:

№ п/п Ф. И. О. Специалиста Данные квалификационного аттестата аудитора (при наличии) Обязанности в ходе проведения данного аудита
1 Анохина Ю.А. № 147382

Аудитор


ООО Пушкинская ДСПМК находящегося по адресу: 141270, Московская область, Пушкинский район, поселок Софрино, ул. Железнодорожная, д.25.

Лицо, ответственное за подготовку бухгалтерской отчетности:

Ишкина М.М. главный бухгалтер ООО Пушкинская ДСПМК. В ООО Пушкинская ДСПМК проведен общий аудит за период с 01.01.03 по 31.12.03 г.г.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

При планировании и проведении аудита отчетности, нами рассмотрено состояние внутреннего контроля у ООО Пушкинская ДСПМК. Ответственность за организацию и состояние внутреннего контроля несет испол­нительный орган ООО Пушкинская ДСПМК.

Мы рассмотрели состояние внутреннего контроля исключительно для того, чтобы определить объем работ, необходимых для формирования аудиторского заключения о доверенности бухгалтерской отчетности. Проделанная в процессе аудита работа не означает проведения полной и всеобъемлющей проверки системы внутреннего контроля ООО Пушкинская ДСПМК целях выявления всех возможных недостатков.

Нами не обнаружены никакие серьез­ные нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгал­терской отчетности, которые могли бы существенно повлиять на достоверность бухгалтер­ской отчетности.

При проведении аудита отчетности, нами рассмотрено соблюдение ООО Пушкинская ДСПМК применимого законодательства Российской Федерации при совершении финансово-хозяйственных операций. Ответственность за соблюдение применимого законодательства Российской Федерации при совершении финансово-хозяйственных операций несет исполнительный орган ООО Пушкинская ДСПМК .

РЕЗУЛЬТАТЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

Выводы рекомендации

Мы проверили соответствие ряда совершенных ООО Пушкинская ДСПМК финансово-хозяйственных операций применимому законодательству исключитель­но для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений. Однако цель проведенного нами аудита бухгалтер­ской отчетности не состояла в том, чтобы выразить мнение о полном соответствии деятельно­сти ООО Пушкинская ДСПМК законодательству. Поэтому такое мнение мы не вы­сказываем.

Результаты проведенной нами проверки показывают, что проверенные финансово-хозяйственные операции осуществлялись ООО Пушкинская ДСПМК во всех суще­ственных отношениях в соответствии с нормативным актом, регулирующим бухгалтерский учет.


Аудитор (Анохина Ю.А.)


Приложение


Результаты предварительного планирования удита

1. Общие сведения об экономическом субъекте.

1.1. Организационно-правовая форма___________________________________________

1.2. Полное наименование ____________________________________________________

1.3. Сокращенное наименование________________________________________________

1.4. Основные учредители (акционеры)__________________________________________

1.5. Руководитель (директор, генеральный директор, президент)_____________________ ___________________________________________________________________________

1.6. финансовый директор_____________________________________________________

1.7. Главный бухгал тер_______________________________________________________

1.8. Юридический адрес_______________________________________________________

1.9. Фактический адрес_______________________________________________________

1.10. Дата государственной регистрации_________________________________________

1.11. Дата постановки на учет в МНС и фондах___________________________________

1.12. Наличие обособленных подразделений_____________________________________

1.13. Зависимые и дочерние предприятия________________________________________

1.14. Счета в банках__________________________________________________________


2. Сведения о бизнесе экономического субъекта и соблюдении им принципа действующег о предприятия.

2.1. Виды деятельности, наличие лицензий_______________________________________

2.2. Организационная структура управления (схема)_______________________________



2.3. Выпускаемая продукция (выполняемые работы, оказываемые услуги)___________

___________________________________________________________________________

2.4. Основные заказчики______________________________________________________

2.5. Основные поставщики____________________________________________________

2.6. Основные типы финансово-хозяйственных операций__________________________

2.7. Наличие сложных, нестандартных финансово-хозяйственных операций __________ ___________________________________________________________________________

2.8. Соблюдение действующих законодательных и нормативных ак­тов при осуществлении финансово-хозяйственных операций______________________________

2.9. Численность персонала____________________________________________________

2.10. Ротация кадров__________________________________________________________

2.11. Применяемые формы оплаты труда_________________________________________

2.12. Наличие просроченной кредиторской задолженности_________________________

2.13. Наличие неурегулированных разногласий (с гос. органами, дру­гими экономическими субъектами)__________________________________________________

2.14. Состояние рынка сбыта___________________________________________________

2.15. Возможные виды предпринимательских рисков______________________________

2.16. Основные показатели бухгалтерской отчетности:



Показатель


Сумма, тыс. р.


За отчетный период

(на конец периода),

тыс. р.

За предыдущий период

(на начало периода),

тыс. р.

Выручка от продаж


Валовая прибыль




Прибыль от продаж




Прибыль от обычной деятельности




Собственный капитал




Валюта баланса




Дебиторская задолженность




Кредиторская задолженность





3. Сведения о состоянии бухгалтерского учета и внутреннего конт­роля.

3.1. Форма бухгалтерского учета, степень автоматизации___________________________

3.2. Организация бухгалтерской службы (схема)



3.3. Сведения о главном бухгалтере:

— образование_______________________________________________________;

— стаж работы_______________________________________(в том числе

на данном предприятии________________________); __ наличие аттестата________________________________

    1. Численность и квалификация работников бухгалтерии (с рас­пределением обязанностей)_________________________________________________________

3.5. Наличие организационно-распорядительной документации (учет­ная политика, положение о документообороте, рабочий план счетов, должностные инструкции и т.д.)______________________________________________________________________

    1. Объем учетной документации____________________________________________

    2. Состояние учетной докумеитации_________________________________________

    3. Общее впечатление о состоянии системы бухгалтерского учет_________________

_____________________________________________________________________________

    1. Общее впечатление о состоянии внутреннего контроля________________________

_____________________________________________________________________________


  1. Прочие сведения.

    1. Сведения, полученные из опроса работников_________________________________

    2. Сведения, полученные из осмотра предприятия и наблюдения за элементами производственного процесса______________________________________________

    3. Сведения, полученные от третьих лиц______________________________________


  1. Рекомендации по результатам предварительного планирования.

    1. Оценка возможности проведения аудита _____________________________________

5.2. Оценка ориентировочного объема работ:

п/п


Показатель


Значение


1



Трудозатраты, чел.-дн.




2



Длительность, дн.




3


Количество участников проверки

(1 :2), чел.




За


В том числе привлеченных

специалистов





5.3. Затраты, увеличивающие стоимость проверки (командировоч­ные по расчету, прочие) _____________________________________________________________________________

5.4. Ориентировочная стоимость проверки (трудозатраты, чел.-дн. х ставка, р./чел.-дн. + затраты, увеличивающие стоимость проверки)_____________________________________

_____________________________________________________________________________

5.5. Согласованная с клиентом стоимость проверки_________________________________

5.6. Предпочтительный для клиента срок проведения проверки_______________________

_____________________________________________________________________________

5.7. Состав исполнителей_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Исполнитель Подпись


Дата



Тема 1. Организация аудиторской проверки предприятия аудиторской организацией.


Введение.


Глава 1. Сущность и значение аудита.

1.1. Цели, задачи и значение аудита в хозяйственной деятельности предприятия.

1.2. Правовые основы аудиторской деятельности.

1.3 Права и обязанности аудиторских организаций и аудируемых лиц.

1.4. Этапы организации аудиторской проверки.


Глава 2. Согласование условий работы аудиторской организации с предприятием и планирование аудиторской проверки.

2.1. Контакты с потенциальными клиентами. Понимание деятельности экономического субъекта. Документирование достигнутых договоренностей. Письмо об условиях работы и договор возмездного оказания услуг.

2.2. Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля клиента.

2.3. Планирование уровня существенности и аудиторского риска.

2.4. Разработка общего плана и программы аудита.


Глава 3. Методика проведения аудита и его завершение.

    1. Источники и методы получения аудиторских доказательств.

    2. Применение выборочного метода.

    3. Процедуры средств контроля, процедуры по существу и их документирование.

    4. Оценка результатов аудиторских процедур, формирование мнения и отчетность аудиторской фирмы перед клиентом.


Заключение.

Список используемой литературы.

Приложение.