Реферат: Анализ хеджирования, как способ управления финансовыми рисками

Название: Анализ хеджирования, как способ управления финансовыми рисками
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

ВВЕДЕНИЕ

Финансовые риски возникли на заре истории вместе с появлением денежного обращения и отношений «заемщик-кредитор». По мере развития финансовых систем спектр рисков значительно расширился, однако задача грамотного управления рисками особенно остро встала перед участниками финансового рынка в последние 10-15 лет. Объяснение данной тенденции кроется не столько в конкретных случаях банкротства отдельных компаний и кризисах государственных финансов в различных странах, сколько в масштабах и быстроте их возникновения и распространения. Однако проблема заключается не в отдельных случаях, которые можно было бы объяснить неэффективной системой управления в рамках отдельно взятой компании. К сожалению, на сегодняшний день существует целый ряд факторов, способствующих повышению уязвимости финансовых институтов и все большего числа нефинансовых компаний. К таким факторам относятся:

Глобализация, которая делает национальные экономики все менее защищенными от влияния экономических кризисов других стран.

Бурное развитие производных финансовых инструментов (вся масса обращающихся в мире деривативов превышает совокупный объем производимых товаров и услуг)

Создание и внедрение новых информационных технологий, что дало возможность заключать сделки в любой точке земного шара в режиме реального времени, и способствовало увеличению скорости изменений на рынке.

Если обратиться к миру финансов, то мы увидим, что цены активов могут измениться за несколько секунд, сами инструменты становятся все более и более изощренными, усложняется структура инвестиционных портфелей, а возможные потери в течение дня могут достигать сотен миллионов долларов. Крупнейшие финансовые институты уже давно пришли к пониманию того, чтобы для предотвращения негативных последствий необходима ежедневная количественная оценка возможных потерь по отдельным операциям, клиентам, подразделениям и направлениям деятельности, а также интегральная оценка совокупного риска компании.

Сказанное определяет не только актуальность выбранной темы, но и цели и задачи исследования.

Целью данной дипломной работы является анализ хеджирования как способа управления финансовыми рисками.

Для достижения поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:

- рассмотреть сущность и понятие хеджирования;

- проанализировать виды и методы хеджирования;

- проанализировать управление финансовыми рисками с помощью хеджирования на конкретном предприятии

В рамках практического применения теоретической базы проведем анализ рисков компании ООО «Салон сотовой связи».

Предметом данного исследования выступают финансовые риски и способы управления ими с целью минимизации их негативных последствий с помощью хеджирования.

Источниковую базу дипломной работы составили работы таких авторов, как А.А. Лобанов, М.А. Рогов.

Постановка целей и задач определила структуру работы. Она содержит введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. Помимо этого к диплому приложены практические расчеты, анализ бухгалтерского баланса с точки зрения подверженности его различным рискам.

Практическая значимость работы состоит в возможности применения анализируемых подходов к оценке и управлению рисками в текущей деятельности компаний с помощью хеджирования.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХЕДЖИРОВАНИЯ КАК СПОСОБА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ

1.1 Сущность и понятие хеджирования

Хеджирование, оно же «встречная сделка», имеет более чем вековую историю существования, что может показаться странным – ведь основная часть публикаций и научных изысканий на эту тему приходится на 80-е и 90-е годы ХХ века. Однако сомневаться в том, что ещё в 1848 году обращавшиеся на CBOT (Chicago Board of Trade) фьючерсные контракты на зерно могли использоваться для нейтрализации рыночных рисков, не приходится. Можно также с уверенностью сказать, что вся широчайшая структура современных рынков производных финансовых инструментов обязана своим существованием именно потребностью в страховании рисков вследствие наличия общей рыночной неопределённости. Разумеется, спекуляция, имеющая ряд общих черт с хеджированием, носит не менее объективный характер, но всё-таки не может сравниться с последним по валовому объёму сделок. Современный срочный рынок развитых стран – это рынок хеджеров, а не спекулянтов. Вместе с тем хеджирование остаётся до некоторой степени «уделом избранных», и не только в России. К этому виду деятельности допускаются только профессионалы самой высокой квалификации, и неспроста: неосторожное обращение с финансовыми инструментами может обратиться в «игру с огнём», и достигнутый эффект окажется прямо противоположным ожидаемому. Фактически, решения о хеджировании на уровне крупных корпораций может принимать только риск-менеджер или CFO, находящийся в прямом подчинении управляющего директора. Что, впрочем, ещё не застраховывает корпорацию от потерь.

Ведь именно высшие директора Procter & Gamble, благодаря сложному процентному свопу с дополнительным заимствованием (levered swap), заключённому ими с Bankers Trust 2 ноября 1993 года, привели компанию к более чем двухсотмиллионному убытку в 1994 году и лишились своих кресел. Хотя, вероятно, справедливее будет списать эти убытки на счёт беспрецедентного роста процентных ставок на пятилетние казначейские

ноты. Разумеется, известны и гораздо более удачные примеры.

Так, после падения цен на нефть в 1986 году с 35 до 11 долларов за баррель сложилась ситуация, при которой казна штата Техас, на четверть зависящая от пошлин на нефть, практически опустошилась. Размер недополученных пошлин составил $3,5 млрд. Для того, чтобы такая ситуация не повторилась в будущем, была разработана программа хеджирования налоговых поступлений с помощью опционов. Все сделки заключались на NYMEX (New York Mercantile Exchange). Проведение операции началось в сентябре 1991 г., для хеджирования была выбрана цена в $21,5 за баррель (за время проведения хеджа – 2 года – уровень цен менялся от $22,6 до $13,91 за баррель). Программа хеджирования была составлена таким образом, что фиксировалась минимальная цена нефти (21,5 $ за баррель), а при росте цен на нефть штат получал дополнительную прибыль. Эта методика позволила правительству штата в течении двух лет получать стабильный доход при значительных колебаниях цены на нефть.

Одним из последователем техасской администрации стала российская компания «Лукойл».

Существует множество определений хеджирования. И хотя все они схожи, разумно привести некоторые из них для более глубокого анализа сущности этого процесса.

1) Хеджирование – это использование одного инструмента для снижения риска, связанного с неблагоприятным влиянием рыночных факторов на цену другого, связанного с ним инструмента, или на генерируемые им денежные потоки;

2) Хеджирование – это страхование риска изменения цены актива, процентной ставки или валютного курса с помощью производных инструментов;

3) Хеджирование – это использование производных и непроизводных финансовых инструментов (последних только в ограниченном числе случаев) для частичной или полной компенсации изменения справедливой стоимости хеджированных статей, то есть защищаемых финансовых инструментов;

4) Отдельная позиция по финансовому инструменту, которая снижает подверженность совокупной кассовой позиции какому-либо из факторов риска, называется хеджированием;

5) Хеджирование – устранение неопределенности будущих денежных потоков, которое позволяет иметь твердое знание величины будущих поступлений в результате коммерческой деятельности

В официальных документах Комиссии по фьючерсной торговле США (CFTC – Commodity Futures Trading Commission) подчёркивается, что настоящий хедж должен включать позиции по производным контрактам, которые экономически связаны с кассовой (хеджируемой) позицией и предназначены для снижения рисков, возникающих в ходе обычных коммерческих операций данной компании. Суммируя эти определения, можно сделать 3 основных вывода:

А. Любой актив, денежный поток или финансовый инструмент подвержен риску обесценения. Эти риски, согласно общепринятой классификации, делятся в основном на ценовые и процентные. Отдельно можно выделить риск невыполнения контрактных обязательств (поскольку финансовые инструменты по сути являются контрактами), называемый кредитным.

Б. В целях защиты от денежных потерь по определённому активу (инструменту) может быть открыта позиция по другому активу (инструменту), которая, согласно мнению хеджера, способна компенсировать данный вид потерь.

В. Такая операция и называется хеджированием.

Вместе с тем следует заметить, что в современной концепции финансового менеджмента трактовка хеджа имеет несколько более обширный характер и охватывает всю совокупность действий, направленных на устранение или уменьшение рисков, имеющих природу возникновения от внешних источников. Та же концепция утверждает, что использование финансовых деривативов в целях управления рисками удобно, но вовсе не обязательно. Стремиться использовать производные контракты только потому, что они доступны, – опрометчивое решение; возможно, есть даже более простой (и дешёвый) способ. А недоступность ликвидных производных (к примеру, на неразвитых рынках), в свою очередь, вовсе не означает краха системы риск-менеджмента.

1.2 Виды хеджирования

Хеджирование продажей

Хеджирование продажей — это использование короткой позиции на фьючерсном рынке тем, кто имеет длинную позицию на наличном рынке. Этот вид хеджирования предпринимается для защиты продажной цены товара. Его применяют продавцы реальных товаров для страхования от падения цен на этот товар. Этот метод может использоваться также для защиты запасов товаров или финансовых инструментов, не покрытых форвардными сделками. Наконец, короткий хедж используется для защиты цен будущей продукции или форвардных соглашений о закупке.

Короткий хедж начинается продажей фьючерсного контракта и завершается его покупкой.

Приведем несколько ситуаций, требующих использования короткого хеджа.

Торговец купил кукурузу у фермера в октябре по определенной цене. Зерно помещается на склад и подвергается риску падения цены. Торговец может продать фьючерсные контракты, скажем, на декабрь и держать свою позицию, пока не найдет покупателя на зерно, после чего он ликвидирует свою позицию. Или же дилер может иметь запас облигаций, половина из которых была продана по благоприятной цене, а другая — еще не продана. Чтобы не рисковать падением цен в отношении другой половины, он может продать соответствующее число фьючерсных контрактов. Если цены упадут, короткая позиция на фьючерсном рынке станет своеобразным убежищем для оставшихся облигаций. Когда дилер продаст еще какую-либо часть этого запаса, он уменьшит свою фьючерсную позицию.

Рассмотрим ситуацию, в которой показан механизм фиксации цены с помощью хеджирования.

Хеджер хочет застраховаться от возможного падения цены на акции (обычно это осуществляется с помощью фьючерсных контрактов на индекс акций, а не на сами акции). У него есть акция, которая сейчас стоит 100 рублей, а через месяц ему нужны будут деньги для покупки недвижимости. Однако ожидая, что цены на акцию к моменту покупки упадут и он не сможет оплатить покупку, он заранее прибегает к хеджированию:

а) он, допустим, в январе продает фьючерсный контракт на акции с поставкой чрез три месяца по цене 110 рублей за акцию и таким образом заранее фиксирует себе цену. На биржевом жаргоне это называется "запереть цену" (to lock the price);

б) при продаже акций на реальном рынке в феврале он действительно продает ее по цене ниже желаемой — по 90 рублей;

в) одновременно ликвидируются (выкупаются) фьючерсные контракты по текущей цене фьючерсного рынка - 100 рублей. Результат выглядит следующим образом (таблица 1):

Таблица 1

Дата

Наличный рынок

Фьючерсный рынок

Январь

Целевая цена 100 рублей.

Продажа фьючерсного контракта за 110 рублей.

Февраль

Продажа акций по 90 рублей.

Покупка фьючерсного контракта 100 рублей.

Прибыль 10 рублей.

Конечная цена: 90 +10= 100 рублей.

В итоге этой операции потери на наличном рынке компенсировались прибылью от хеджирования, что позволило хеджеру получить намеченный уровень цен.

Зная примерный объем своих акций, хеджер может застраховать все продаваемое количество. Так, если он знает, что количество его акций составляет 20 тыс. штук, то он приобретет четыре фьючерсных контракта по 5 тыс. штук каждый. В то же время если бы в вышеприведенном примере цены на наличном рынке вопреки ожиданиям повысились, то полученная здесь дополнительная прибыль пошла бы на компенсацию убытков по фьючерсным операциям (таблица2).

Таблица 2

Дата

Наличный рынок

Фьючерсный рынок

Январь

Целевая цена 100 рублей.

Продажа фьючерсного контракта за 110 рублей.

Февраль

Продажа акций по 105 рублей.

Покупка фьючерсного контракта по 120 рублей.

Убыток 5 рублей.

Конечная цена: 105 - 5= 100 рублей.

В этом примере отчетливо видно, что хеджирование не только снижает возможные убытки, но и лишает дополнительной прибыли. Так, во втором случае владелец акций мог получить дополнительную прибыль, продав акции по 105 рублей., если бы не прибегал к хеджированию. Поэтому хеджеры обычно страхуют не весь объем продукции, а какую-то его часть.

Хеджирование покупкой

Эта операция представляет собой покупку фьючерсного контракта кем-либо, имеющим короткую позицию на наличном рынке. Результатом длинного хеджа является фиксация цены закупки товара. Используется он для защиты и от рисков, возникающих при форвардных продажах по фиксированным ценам, и от роста цен на сырье, используемое в производстве продукта со стабильной ценой.

Этот вид хеджирования часто применяют посреднические фирмы, имеющие заказы на закупку товара в будущем, а также компании - переработчики. При этом закупки на фьючерсном рынке совершаются как временная замена закупки реального товара. В итоге длинное хеджирование предохраняет от повышения цен.

Например, потребитель знает, что ему необходимо закупить 10 тыс. баррелей. нефти через два месяца, но опасается повышения цен по сравнению с текущим уровнем в 166 долл. за баррель. Немедленная закупка для него невозможна, так как он не имеет хранилища. В этом случае он покупает 100 фьючерсных контрактов на нефть на бирже и продает их, когда будет заключать контракт на реальную поставку. Общий результат операции (таблица 3):

Таблица 3

Дата

Наличный рынок

Фьючерсный рынок

Январь

Нет сделок

Целевая цена 166 долл. за бар.

Покупка 100 мартовских контрактов по 164 долл. за бар.

Март

Покупает 10 тыс. бар. по 194долл. за бар.

Продажа 100 мартовских контрактов по 192 долл. за бар.

Прибыль 28 долл. за бар.

Конечная цена закупки: 194 - 28 = 166 долл.

Расходы на саму фьючерсную сделку будут незначительны, хотя платежи по марже и кредиту будут больше, чем при быстрой ликвидации сделки, поскольку фьючерсные контракты держались два месяца.

Хеджирование с помощью фьючерсных контрактов имеет ряд важных достоинств.

· Происходит существенное снижение ценового риска торговли товарами или финансовыми инструментами. Хотя полностью устранить риск невозможно, однако хорошо выполненный хедж на рынке с относительно стабильным базисом устраняет большую долю опасности. Он повышает стабильность финансовой стороны бизнеса, минимизирует колебания прибыли, вызванные изменениями цен на сырье, процентные ставки или курсы валют.

· Хедж не пересекается с обычными операциями и позволяет обеспечить постоянную защиту цены без необходимости менять политику запасов или вовлекаться в негибкую систему форвардных соглашений.

· Хеджирование обеспечивает большую гибкость в планировании. Поскольку фьючерсные контракты существуют для многих месяцев поставки в будущем, предприятие может планировать вперед. Так, переработчик сои может купить бобы только в том случае, если кто-либо хочет и может ему их продать. Он должен хранить эти бобы и готовую продукцию, пока кто-либо не купит ее. Имея же фьючерсные контракты, он может управлять финансовым риском путем замены сделок с бобами и продуктами их переработки на сделки на фьючерсном рынке. Это делает более эффективным управление избытком запасов или их дефицитом.

· Хедж облегчает финансирование операций. В бизнесе принято предоставлять в обеспечение займов запасы товаров, и хедж играет важную роль в определении объемов такого кредита. Для незахеджированных запасов товаров банк предоставляет кредит, примерно равный собственным средствам компании, которые она может выделить на эту закупку (т.е. соотношение собственных и заемных средств, для приобретения запасов будет 50:50). Если эти запасы хеджируются, то доля банковского кредита может доходить до 90%, а остальное финансируется самой компанией (т.е. соотношение становится 10:90). Предположим, компания имеет 1 млн. долл. для закупки запасов сырья. Она могла бы приобрести на 2 млн. долл. запасов без хеджирования их (1 млн. долл. — банковский кредит, остальное — из средств компании). Если бы компания использовала фьючерсные контракты, то она могла бы купить на 10 млн. долл. этих запасов (1 млн. долл. — средства компании, остальное — банковский кредит). Это дает очевидную выгоду компании, особенно в ситуации расширения бизнеса. Положительный момент заключается в том, что банк сам имеет больше доверия к кредитам, которые выданы против обязательств, покрытых фьючерсными контрактами.

· Если хедж начат, совсем не обязательно ликвидировать его только при осуществлении реальной сделки. Вполне возможно вести операции "внутри" хеджа, откупая часть контрактов раньше срока и затем снова их, продавая, если цены пошли вверх. В этом случае возможна дополнительная прибыль. Однако эти операции приобретают спекулятивный характер, поскольку фьючерсная позиция становится не равной по количеству и не противоположной по направленности реальному рынку.

Анализируя приведенные примеры хеджирования, можно увидеть, что эта операция использовалась как временное замещение операции на реальном рынке, которая будет осуществлена в форме сделки с немедленной поставкой. Рассмотрим другие примеры, в которых даются альтернативные способы поведения продавца и покупателя для защиты от ценового риска.

Предположим, фермер вырастил пшеницу, но у него нет соответствующего хранилища. Это означает, что в период сбора урожая он должен будет продать всю пшеницу или прибегнуть к коммерческому хранению.

1 декабря на Чикагской бирже июльские фьючерсные контракты на пшеницу предлагаются по 3 долл./буш., а форвардная цена покупателя на пшеницу с поставкой в период сбора урожая составляет 2,65 долл./ буш. Данные условия на рынке удовлетворяют продавца в отношении намеченной цены, и он решает хеджировать часть ожидаемого урожая, продав три июльских контракта по 5 тыс. бушелей и зафиксировав фьючерсную цену на уровне 3 долл/буш. Продавец полагает, что базис усилится по сравнению с его текущим уровнем в -35 центов, который базируется на цене покупателя наличного форвардного контракта.

Предположим, что наличная цена упала до 2,3 долл/буш. ко времени сбора урожая, а июльские фьючерсы на пшеницу предлагались по 2,55 долл/буш. Поскольку продавец воспользовался хеджированием, он был защищен от снижения цен на наличном рынке. Его первоначальная фьючерсная позиция — продажа трех июльских фьючерсов на пшеницу по 3 долл/буш. и обратная позиция — покупка трех контрактов по 2,55 долл/буш. позволили ему выиграть на фьючерсном рынке 45 центов на бушель. Эта прибыль компенсирует продавцу более низкую иену на наличном рынке — 2,3 долл/буш. и, таким образом, его продажная цена составляет 2,75 долл/буш. (2,3 + 0,45). Общий результат выглядит следующим образом (таблица 4):

Таблица 4

Дата

Наличный рынок

Фьючерсный рынок.

Базис

1 декабря

Сбор урожая

Цена покупателя 2,65 долл.

Продажная цена 2,3 долл.

Продажа фьючерсов по 3,0 долл.

Покупка фьючерсов по 2,55 долл.

Прибыль 0,45 долл.

-35 центов

-25 центов

Каждая из возможных операций сработала следующим образом:

1) если бы продавец не воспользовался заранее ни одной из операций и просто продал бы свой товар в период сбора урожая, его продажная цена была бы 2,3 долл./ буш;

2) если бы он 1 декабря заключил форвардный контракт на наличном рынке, его продажная цена составила бы 2,65 долл/буш;

3) прибегнув к хеджированию продажей, он получил 2,75 долл/буш. (на 10 центов больше, чем цена покупателя по наличному форвардному контракту), так как базис усилился с —35 до —25 центов к июльской котировке.

Теперь предположим, что к периоду сбора урожая цены на наличном рынке поднялись до 3,4 долл./ буш., а июльские фьючерсы предлагались по 3,65 долл./ буш. В этом случае продавец продал бы урожай по более высокой цене — 3,4 долл./ буш., но также понес бы убытки на фьючерсном рынке (65 центов на бушель), откупив фьючерсные контракты (таблица .5).

Таблица 5

Дата

Наличный рынок

Фьючерсный рынок

Базис

1 декабря

Сбор урожая

Цена покупателя 2,65 долл.

Продажная цена 3,4 долл.

Продажа фьючерсов по 3,0 долл.

Покупка фьючерсов по 3,65 долл.

Убыток 0,65 долл.

- 35 центов

- 25 центов

В данной ситуации каждая из возможных операций сработала бы следующим образом:

1) если бы продавец подождал до сбора урожая, а затем продавал пшеницу, то ее цена была бы 3,4 долл./буш. (подобная операция очень рискованна);

2) если бы он выбрал форвардный контракт наличного рынка, цена его пшеницы была бы 2,65 долл./ буш;

3) в результате хеджирования продажей цена равнялась бы 2,75 долл./ буш., так как базис усилился до ожидаемого уровня в -25 центов.

Из этого примера видно, что короткий хедж дал если не лучший из возможных результатов, то и не худший.

Аналогично складывается ситуация и для длинного хеджирования.

Предположим, фермер рассчитал, что в середине ноября ему понадобятся в качестве корма для скота 20 тыс. бушелей кукурузы. Он ожидает, что к этому времени цены поднимутся по сравнению с текущим уровнем.

В настоящий момент цена декабрьского фьючерсного контракта на кукурузу составляет 2,2 долл./ буш., его обычный поставщик кукурузы хочет подписать контракт на поставку во время сбора урожая по цене 2,0 долл./ буш. Поскольку покупатель ожидает, что базис станет слабее и будет равен примерно -30 центов, т. с. цена покупки для него составит 1,9 долл. (2,2 — 0,3 ), он отказывается от подписания форвардного контракта и решает хеджировать свои расходы на корма, используя декабрьский фьючерсный контракт. Чтобы застраховать свою цену покупки, он покупает 4 декабрьских фьючерсных контракта Чикагской торговой биржи на кукурузу по 5 тыс. бушелей каждый по цене 2,2 долл./ буш. В ноябре, как и ожидалось, цены возросли, причем декабрьские фьючерсы предлагаются по 2,6 долл./ буш., а цена кукурузы на наличном рынке составляет 2,3 долл./ буш. Поскольку базис достиг ожидаемого уровня в — 30 центов (2,3 — 2,6 ), фермер принял решение ликвидировать хедж.

Он покупает на наличном рынке кукурузу по 2,3 долл./ буш. и ликвидирует свою фьючерсную позицию, продавая 4 декабрьских фьючерсных контракта по 2,6 долл./ буш. Как видим, прибыль в 40 центов на бушель на фьючерсном рынке уравновешивается более высокой ценой покупки на наличном рынке (таблица 6);

Таблица 6

Дата

Наличный рынок

Фьючерсный рынок

Базис

Июль Ноябрь

Цена продавца 2,0 долл.

Цена покупки 2,3 долл.

Покупка фьючерсов по 2,2 долл.

Продажа фьючерсов по 2,6 долл.

Прибыль 0,40 долл.

- 20 центов

- 30 центов

Конечная цена закупки: 2,3 — 0,4 = 1,9 долл.

Если бы фермер ничего не предпринимал и ждал, когда понадобятся корма, цена покупки равнялась бы 2,3 долл./буш. Если бы он воспользовался форвардным контрактом наличного рынка, цена покупки была бы 2,0 долл./буш. А прибегнув к хеджированию для фиксации расходов на корма, он сделал покупку по цене 1,9 долл./буш.

Данный хедж оказался более эффективным, чем форвардный контракт, так как базис стал слабее и достиг ожидаемого уровня. Как и при ранее рассмотренных примерах хеджирования, риск ограничивается изменением уровня базиса.

Еще одна из выгод хеджа (короткого) возникает у производителей сезонной продукции. Для них фьючерсный рынок позволяет застраховать расходы на хранение и точнее определить момент продажи наличного товара.

1.3 Методы хеджирования

К методам хеджирования относятся: структурное балансировки; управление разрывом между чувствительными активами и обязательствами (геп-менеджмент); управление средневзвешенный срок погашения (дюрация); заключения форвардных и фьючерсных сделок с целью создания компенсирующих позиции; проведение операций страхования посредством опционов; обмен платежами в соответствии с балансовыми характеристиками участников сделки (своп-контракты).

Если отбор активов и обязательств по суммам и срокам осуществляется в рамках балансовых позиций, то такой подход к управлению ценовыми рисками называют естественным (или натуральным) хеджирования. К такому типу относятся первые три метода из только что упомянутых. Использование забалансовых видов деятельности рассматривается как искусственное или синтетическое хеджирования. Содержание такого приема заключается в создании внебалансовом (искусственной) позиции, которая позволяет получить компенсацию финансовых потерь по балансовой позицией в случае реализации ценового риска.

Забалансовых позиция образуется вследствие заключения финансовых сделок, механизм действия которых позволяет минимизировать ценовые риски. Такими договорами являются производные финансовые инструменты, или деривативы (от англ. Derivative - производный), стоимость которых является производной от стоимости базового актива (деньги, валюта, ценные бумаги).

Операции с деривативами проводятся на срочном рынке. В вертикальном срезе финансовый рынок представлен двумя сегментами: спотовым и срочным. На спотовом рынке заключаются сделки, условиями которых предусматривается проведение реальной сделки (купли, продажи, предоставления кредитов и т.д.) в течение не более двух рабочих дней с даты подписания контракта. Другое название такого рынка - наличный (кассовый). На спотовым рынке сделки заключаются по действующей рыночной цене.

Если период от даты заключения сделки до даты ее исполнения составляет два рабочих дня, то соглашение называют срочной, а рынок - срочному или форвардный. На практике указанный период может достигать нескольких лет, хотя обычно он составляет 1 - 3 месяца. На срочном рынке сделки заключаются по форвардной цене, которая отражает ожидания относительно будущих изменений в цене базового актива. Срочными контрактами предусматривается предварительное определение всех условий соглашения, в том числе и контрактной цены, по которой произойдет реальная операция в будущем. Это позволяет обоим участникам стать независимыми от колебаний рыночных цен в течение периода от даты заключения сделки до даты ее выполнения.

Рынок срочных контрактов представляет собой сложный и развитый организм. Инфраструктура рынка включает ведущие биржи мира, международные системы Внебиржевой торговли на базе электронных средств связи и широкий спектр организаций, осуществляющих брокерские и дилерские функции. Самыми активными и непосредственными участниками срочного финансового рынка являются коммерческие банки, осуществляющие операции как с собственными средствами, так и со средствами клиентов по их поручению. Производными финансовыми инструментами являются форвардные сделки, финансовые фьючерсы, опционы и своп-контракты, а также гибридные инструменты - свопционы, опционные форвардные сделки, опционы на покупку (продажу) фьючерсов и т.д.

Операции с деривативами проводятся с целью как хеджирование ценовых рисков, так и получение прибыли спекулятивного характера (за счет благоприятных ценовых изменений). Операция по срочным сделкам классифицируется как хеджирование в том случае, когда банк имеет балансовую позицию, согласно которой существует риск финансовых потерь из-за изменения рыночных цен, а между ценой базового актива, учитывается по данной балансовой позицией, и ценой деривативы существует зависимость, которая дает возможность существенно снизить общий ценовой риск. Если сумма и сроки внебалансовом позиции совпадают с соответствующими параметрами балансовой позиции, то это позволяет компенсировать потери по одной из этих позиций прибылями за другой. Иногда под хеджирования понимают лишь проведения операций с деривативами, которые обеспечивают защиту от ценовых рисков.

В зависимости от цели, с которой осуществляется операция на срочном рынке, всех участников можно разделить на две группы: хеджерив и торговцев (спекулянтов). Хеджер - это физическое или юридическое лицо, имеющее балансовую позицию и проводит операции с деривативами чтобы хеджировать риск за этой позицией. Сущность операции хеджирования заключается в переносе ценовых рисков с хеджера на другого участника рынка. Хеджеры заинтересованы в конечном результате как сумме доходов и потерь по балансовой и внебалансовом позициями. Продавцы, наоборот, рассчитывают только на получение прибыли от разницы между ценой покупки и продажи деривативов. Надеясь на получение спекулятивных прибылей, торговцы берут на себя риск хеджерив. Для эффективной работы рынка необходимы и хеджеры и торговцы, которые обеспечивают ему высокую ликвидность.

С целью защиты от возможных потерь в будущем наряду с операциями хеджирования на срочных финансовых рынках проводятся операции страхования. Операция страхования состоит в заключении соглашения с участником рынка, который за определенное вознаграждение обязуется компенсировать потери, связанные с изменением цены актива. Следовательно, риск изменения цены актива переносится на участника, который получил вознаграждение - страховую премию. Операция страхования основывается на предварительной выплате премий за возможную компенсацию будущих убытков, независимо от того, произойдут эти убытки или нет. Это не исключает возможности получения преимуществ от благоприятных изменений цены актива. Между операциями хеджирования и страхования существует существенная разница.

Последствия хеджирования симметричны. Если по одной из позиций получена прибыль, то за другой будут иметь место потери. А последствия страхования асимметричные. Это означает, что страхование компенсирует негативные последствия, позволяя получить преимущества от благоприятной конъюнктуры рынка. Ценой за возможность получить дополнительную прибыль является страховая премия. Стоимость страховых операций значительно превышает стоимость операций хеджирования, расходы по которым весьма незначительны и, по сравнению с суммами операций, могут не приниматься во внимание. Операции хеджирования проводятся с помощью таких инструментов, как форвардные и фьючерсные контракты, сделки своп, а операции страхования финансовых рисков осуществляется с помощью опционов.

И хеджирования и страхования имеют целью защиту от рисков, а поэтому вполне правомерно рассматривать эти операции как составляющие процесса хеджирования целом. Именно поэтому опционы, механизм действия которых отражает сущность страхования, относят к инструментам хеджирования риска наряду с форварда, фьючерсами и свопами. Подбирая балансовые позиции по срокам и суммам (т.е. осуществляя натуральное хеджирования), банк не нуждается в участии других участников рынка, которые бы приняли на себя риск.

В целом процесс хеджирования позволяет ощутимо уменьшить или полностью устранить риск. Теоретически хеджирования служит иммунитетом для банковского баланса, защищая от непредвиденных ценовых изменений на рынке. Хеджирования является способом стабилизации рыночной стоимости банковского учреждения. Но поскольку между риском и прибылью существует прямая зависимость, то низкий уровень риска означает ограничение возможностей получения прибыли. Следовательно, недостаток хеджирования заключается в том, что оно не дает возможности хеджеру использовать благоприятное развитие конъюнктуры рынка.

Поэтому менеджеры могут хеджировать не все балансовые позиции, а лишь определенную их часть. Создание защиты от ценовых рисков для всего баланса называется полным или макрохеджированием, а проведение операций, которые хеджируют отдельные активные, пассивные или позабалансовые позиции, - частичным или микрохеджированием.

Риски, возникающие в результате изменения будущей цены финансового инструмента, хеджировать не обязательно. Банки могут рисковать в надежде на благоприятные изменения цен, которые дали бы возможность получить спекулятивный доход. Такой подход к управлению называют стратегией нехеджирования.

Учитывая невозможность получить преимущества от благоприятных обстоятельствах при операциях хеджирования риска банки и их клиенты могут сознательно использовать стратегию не хеджирования, когда некоторая часть активов или пассивов остается чувствительной к изменению параметров рынка (процентной ставки, валютного курса). Стратегия не хеджирования имеет целью максимизацию прибыли и сопровождается повышенным уровнем риска. При таком подходе банк не защищен от неблагоприятных изменений на рынке и может понести большие финансовые потери. Стратегия хеджирования стабилизирует прибыль за минимального уровня риска и предоставляет возможность получить одинаковые результаты вне зависимости от изменчивости финансовых рынков. Выбор стратегии зависит от многих факторов, и прежде всего - от склонности банка к риску.

Однако не всегда выбор стратегии управления рисками является внутренним делом. Некоторые банки могут не позволить своим клиентам спекулировать. При оказании услуг клиенту банк имеет право настаивать на хеджирование, поскольку риски, которым подвергается клиент, могут привести к убыткам самого банка. В некоторых странах органы банковского надзора запрещают коммерческим банкам проведение операций спекулятивного характера. А иногда руководство банка самостоятельно ограничивает уровень допустимого риска установлением лимитов. Следовательно, потребность проведения операций хеджирования встает перед многими участниками рынка.

На международных финансовых рынках существует много потенциальных хеджеров: дилеры по торговле государственными ценными бумагами и иностранной валютой, которые защищаются от снижения доходности и валютных курсов; инвестиционные банки, которые используют срочный рынок для продажи большего количества краткосрочных активов, чем это можно сделать на наличном рынке; экспортеры и импортеры для защиты будущих платежей от изменения валютных курсов; корпорации для фиксации процентной ставки по привлеченным или размещенными средствами; компании, осуществляющие операции с собственностью, при выпуске конвертируемых акций защищаются от возможного роста процентных ставок до завершения выпуска и размещения; пенсионные фонды защищают доход от инвестиций в первоклассные ценные бумаги и казначейские обязательства; банки, которые защищаются от снижения кредитных процентных ставок и повышение депозитных ставок в будущем; инвестиционные фонды защищают номинальную стоимость финансовых активов, которыми они обладают, или фиксируют цены на те финансовые инструменты, которые планируется приобрести в будущем.

Этот перечень хеджеров далеко не полный, но он дает представление о разнообразии типов организаций, которые могут использовать рынок срочных сделок для уменьшения риска валютных курсов, процентных ставок или риска на фондовом рынке.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ В ООО “Салон сотовой связи”

2.1 Общая характеристика предприятия

Салон сотовой связи в городе Александрове начал работать в области производства телекоммуникационного оборудования с середины 1999 гг.. В конце 90-х гг. салон сотовой связи стал одним из основных разработчиков оборудования стандарта GSM и в 2000 г. выпустила на рынок первый сотовый телефон. C октября 2005 г. салон сотовой связи возглавляет Олли-Пекка Калласвуо (Olli-Pekka Kallasvuo). Салон сотовой связи– публичная компания, акции которой котируются на Хельсинкской, Стокгольмской, Франкфуртской и Нью-йоркской биржах.

Салон сотовой связи производит как мобильные терминалы (классические мобильные телефоны, мультимедийные компьютеры Nseries, аппараты для бизнес-пользователей Eseries), так и оборудование для операторов сотовой и фиксированной связи (подразделение Networks). В июне 2006 было объявлено об объединении подразделения Nokia Networks с соответвующим телекоммуникационным подразделением компании Siemens. Совместное предприятие с равными долями участия Nokia и Siemens станет мировым лидером, занимающим прочные позиции в наиболее важных и растущих секторах рынка технологий и услуг для фиксированных и мобильных сетей связи.

В настоящее время, наряду с традиционным производством мобильных устройств, Салон сотовой связи уделяет большое внимание потребительским интернет-сервисам под единым брендом Ovi (www.ovi.ru). Стратегия Салона сотовой связи заключается в предоставлении пользователям комплексного решения: устройство + всевозможные услуги. Ключевыми сервисами Салона являются навигация (“Карты Ovi”), музыка (музыкальный Интернет-магазин “Музыка Ovi” и сервис “Вместе с музыкой”), магазин приложений и мультимедийного контента (“Магазин Ovi”), электронная почта и обмен сообщениями и др.

В рамках реорганизации с 1 января 2008 года действует деление корпорации на 11 бизнес-единиц (sales units), выделенных по территориальному признаку и специфике каналов дистрибуции. Одной из таких ключевых бизнес-единиц Салона сотовой связи стала Евразия, включающая в себя 4 подразделения - Россию, Украину, ЮГ СНГ и Турцию. Все подразделения являются самостоятельными в составе бизнес-единицы, со своим руководством и штатной структурой. Руководителем Салона Евразия является Виктор Сайс (Victor Saeijs), Генеральный директор Салона в России – Нильс Нильсен (Niels Nielsen), а в городе Александрове – Журавлев Михаил Станиславович.

Салон сотовой связи начал свою деятельность тогда еще в 1980 годы. С 1993 г. интересы Салона в Москве представляло предприятие Салон Switching Systems (SS). В 1997 г. было создано ЗАО «Салон сотовой связи» с головным офисом в Москве. Офисы салонов сотовой связи есть в ключевых регионах России, а также странах СНГ.

Cовместно с розничными сетями в России и СНГ Салон сотовой связи активно развивает программу «Авторизованные точки продаж », в рамках которой открываются фирменные салоны (Concept Stores) и фирменные отделы (Shop-in-Shops). Основная цель данной программы - защита потребителей от поддельного и несертифицированного товара. При покупке продуктов в фирменном салоне или магазине, как и во всех авторизованных точках продаж, потребителю гарантировано, что он приобретает оригинальный, официально поставленный продукт со всей необходимой сервисной поддержкой. Фирменные отделы и салоны сотовой связи открыты в большинстве крупных городов России и СНГ, и их количество постоянно увеличивается.

В декабре 2006 года в России открылся первый в мире флагманский магазин сотовой связи (Flagship Store) – в центре Москвы, неподалеку от Пушкинской площади. Главная задача флагманского магазина сотовой связи – это презентация всего ассортимента продуктов и услуг сотовой связи, а также предоставление потребителям возможности в комфортной обстановке и на самом передовом оборудовании оценить все преимущества новинок и актуальных мобильных технологий.

2.2 Анализ основных показателей финансово – хозяйственной деятельности “Салона сотовой связи”

Далее проведем анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Ликвидность определяется способностью предприятия быстро и с минимальным уровнем финансовых потерь преобразовать свои активы (имущество) в денежные средства. Она характеризуется наличием у него ликвидных средств в форме остатка денег в кассе, денежных средствах на счетах в банках и легко реализуемых элементов оборотных активов (например, краткосрочных ценных бумаг).

Анализ ликвидности баланса

При анализе ликвидности баланса осуществляется сравнение активов, сгруппированных по степени их ликвидности, с обязательствами по пассиву, расположенными по срокам их погашения.

Оценка аналитических показателей ликвидности баланса осуществляется с помощью аналитической таблицы (7 и 8).

Условиями абсолютной ликвидности баланса являются следующие условия: А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4. Проверим, являются ли балансы ООО ликвидными.

Активы предприятия в зависимости от скорости превращения их в деньги делятся на 4 группы:

А1 – наиболее ликвидные активы – денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения. А1 = с.250 + с.260.

А2 – быстро реализуемые активы – дебиторская задолженность и прочие активы. А2 = с.230 + с.240 + с.270.

А3 – медленно реализуемые активы – запасы, а также статьи из раздела I актива баланса «Долгосрочные финансовые вложения». А3 = с.210 +с.220+с.140.

А4 – труднореализуемые активы – итог раздела I актива баланса, за исключением статей этого раздела, включенных в предыдущую группу. А4 = с.190 – с.140.

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:

П1 – наиболее срочные обязательства – кредиторская задолженность, прочие пассивы, а также ссуды, не погашенные в срок. П1 = с.620.

П2 – краткосрочные пассивы – краткосрочные кредиты и заемные средства. П2 = с.610 + с.660.

П3 – долгосрочные пассивы – долгосрочные кредиты и заемные средства. П3 = с.590.

П4 – постоянные пассивы – собственный капитал, находящийся постоянно в распоряжении предприятия. П4 = с.490 + с.630 + с.640 + с.650.

Таблица 7

Абсолютные показатели ликвидности баланса ООО «Салон сотовой связи», (тыс. руб.)

Активы

2008 год

2009 год

Пассивы

2008 год

2009 года

Платежный излишек (+), недостаток (-)

2008 год

2009 год

1. Быстро реализуемые активы (А1)

793233

729602

1. Наиболее срочные обязательства (П1)

327728

477770

63631

251832

2. Средне

реализуемые активы (А2)

369268

518689

2. Краткосрочные обязательства (П2)

343

107960

368925

410729

3. Медлен-нореализуемые активы (А3)

638251

1221738

3.Долгосрочные обязательства (П3)

41980

430699

596271

791039

4. Труднореализ

уемые активы (А4)

622475

1086753

4. Постоянные пассивы (П4)

2053176

2540352

–1430701

–1453599

Как видно из таблицы 7 и таблицы 8, балансы за весь анализируемый период являются абсолютно ликвидными, т.к. все необходимые неравенства соблюдены. Отметим, что в 2010 году платежный излишек по первому и третьему неравенству значительно снизился, однако все требования к ликвидности баланса полностью соблюдены.

Таблица 8

Абсолютные показатели ликвидности баланса ООО «Салона сотовой связи», (тыс. руб.)

Активы

2009 год

2010 год

Пассивы

2009 год

2010 год

Платежный излишек (+), недостаток (-)

2009 год

2010 год

1. Быстро реализуемые активы (А1)

729602

514749

1. Наиболее срочные обязательства (П1)

477770

446657

251832

68092

2. Средне

реализуемые активы (А2)

518689

576465

2. Краткосрочные обязательства (П2)

107960

60194

410729

516271

3. Медлен-нореализуемые активы (А3)

1221738

977358

3.Долгосрочные обязательства (П3)

430699

483140

791039

494218

4. Труднореализ

уемые активы (А4)

1086753

1976738

4. Постоянные пассивы (П4)

2540352

3055321

–1453599

–1078583

Теперь определим текущую ликвидность. Для этого сравнивают показатели А1 с П1 и А1+ А2 с П2. Из этого соотношения видно, что в 2008 году текущая ликвидность была положительной: А1 > П1 на 63631тыс. руб. В 2009 году текущая ликвидность также осталась положительной А1 > П1 и А2 > П2 и составила 251832 и 410729 тыс. руб. соответственно. К концу 2010 года текущая ликвидность также положительная: А1 > П1 и А2 > П2 и стала составлять 68092 и 516271 тыс. руб. соответственно.

Из этого можно сделать вывод, что предприятие является платежеспособным и данная тенденция стабильна.

Теперь определим перспективную ликвидность. Сравним показатель А3 с П3. Из таблицы 7 и таблицы 8 видно, что перспективная ликвидность изменяется с нестабильной тенденцией: в 2008 году она составляла 596271 тыс. руб.; в 2009 году – 791039 тыс. руб.; а в 2010 году снизилась до 494218 тыс. руб.

Коэффициенты финансовой ликвидности и платежеспособности

Расчет финансовых коэффициентов ликвидности позволяет установить степень обеспеченности краткосрочных обязательств наиболее ликвидными средствами.

Расчет базируется на том, что виды оборотных активов имеют различную степень ликвидности в случае их возможной реализации: абсолютно ликвидные денежные средства, далее по убывающей степени ликвидности располагаются краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность и запасы.

Следовательно, для оценки ликвидности и платежеспособности используются показатели, которые различаются исходя из порядка включения их в расчет ликвидных средств, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств.

При анализе баланса на ликвидность необходимо обратить внимание на такой важный показатель как чистый оборотный капитал (ЧОК) – свободные средства, находящиеся в обороте предприятия. Чистый оборотный капитал равен разнице между итогами раздела II «Оборотные активы» и раздела V «Краткосрочные обязательства». Чистый оборотный капитал составляет сумму средств, оставшуюся после погашения всех краткосрочных обязательств. Поэтому рост данного показателя отражает повышение уровня ликвидности предприятия. Определим чистый оборотный капитал предприятия за 2008 – 2010 годы.

Таблица 9

Показатели ликвидности баланса

Показатель ликвидности

Расчет

Рекомен.

знач.

1. Общая (текущая) ликвидность

Достаточность оборотных средств у предприятия для покрытия своих краткосрочных обязательств. Характеризует также запас финансовой прочности вследствие превышения оборотных активов над краткосрочными обязательствами

оборотные средства / краткосрочные обязательства

1-2

2. Срочная (промежуточная ликвидность, коэффициент покрытия) ликвидность

Прогнозируемые платежные возможности предприятия в условиях своевременного проведения расчетов с дебиторами

(Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Чистая

дебиторская задолженность)/Краткосрочные обязательства

0,7 -0,8

3. Абсолютная (быстрая) ликвидность

Какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время (на дату составления баланса)

Денежные средства + краткосрочные финансовые вложения / Краткосрочные

обязательства

≥ 0,2

5. Коэффициент собственной платежеспособности (Ксп)

Характеризует долю чистого оборотного капитала в краткосрочных обязательствах, т.е. способность предприятия возместить за счет чистых оборотных активов его краткосрочные долговые обязательства

Чистый оборотный капитал / оборотный капитал

индивидуален

ЧОК = ОА – КО (тыс. руб.),

ЧОК2008 = 1800752 – 328071 = 1472681;

ЧОК2009 = 2470028 – 585730 = 1884298;

ЧОК2010 = 2068573 – 506851 = 1561722.

Из расчетов видно, что анализируемое предприятие имеет достаточный чистый оборотный капитал.

Таблица 10

Коэффициенты ликвидности и платежеспособности (тыс. руб.)

Наименование показателя

Расчет

Значение

Коэффициент абсолютной (быстрой) ликвидности (Кал)

Кал = (ДС + КФВ) / КО;

((стр. 260 б. + 250 б) / итог раздела V б.)

Кал2008 = 793233 / 328071 = 2,42;

Кал2009 = 729602 / 585730 = 1,25;

Кал2010 = 514749 / 506851 = 1,02.

Коэффициент срочной ликвидности (уточненной) ликвидности (Ксл)

Ксл = (ДС + КФВ + ДЗ) / КО;

((стр.260 б. + стр. 250 б. + стр. 240 б.) / итог раздела V б.)

Ксл2008 = 1431484 / 328071 = 4,36;

Ксл2009 = 1951340 / 585730 = 3,33;

Ксл2010 = 1492107 / 506851 = 2,94.

Коэффициент общей (текущей) ликвидности (Кол)

Кол =(ДС + КФВ + ДЗ + З)/КО

((стр.260 б. + стр. 250 б. + стр. 241 б. + стр. 210 б.) / итог раздела V б.)

Кол2008 = 1754569 / 328071 = 4,62;

Кол2009 = 2433600 / 585730 = 4,15;

Кол2010 = 2064685 / 506851 = 4,07.

Коэффициент собственной платежеспособности (Ксп)

Ксп = ЧОК / КО;

(формула (8) / итог раздела V б.)

Ксп2008 = 1472681 / 328071 = 4,49;

Ксп2009 = 1884298 / 585730 = 3,22;

Ксп2010 = 1561722 / 506851 = 3,08.

Рекомендуемое значение коэффициента абсолютной ликвидности Кал > 0,2. Кал 2008 = 2,42; Кал2009 = 1,25; Кал2010 = 1,03. Значение данного показателя показывает высокую платежеспособность организации. При этом столь значительное превышение над рекомендуемым показателем показывает излишнюю осторожность в привлечении заемных средств и неэффективность структуры актива баланса.

Рекомендуемое значение коэффициента срочной ликвидности Ксл = (0,7;0,8). Ксл2008 = 4,36; Ксл2009 = 3,33; Ксл2010 = 2,94. Можно говорить о том, что в ближайшей перспективе баланс предприятия также будет ликвиден.

Рекомендуемое значение коэффициента общей ликвидности Кол = (1; 2). Нижняя граница указывает на то, что оборотных средств должно быть достаточно для покрытия краткосрочных обязательств. Кол2008 = 4,62; Кол2009 = 4,15; Кол 2010 = 4,07. Видно, что за анализируемые года оборотных средств достаточно для покрытия краткосрочных обязательств и даже наблюдается их излишек. Это говорит о том, что баланс предприятия ликвиден.

Показатель собственной платежеспособности индивидуален для каждого предприятия и зависит от специфики его производственно-коммерческой деятельности. Ксп2008 = 4,49; Ксп2009 = 3,32; Ксп2010 = 3,08. Высокие значения показателей говорят о том, что предприятие обладает собственным оборотным капиталом, что положительно характеризует платежеспособность предприятия.

Ликвидный денежный поток является одним из показателей, который определяет финансовую устойчивость предприятия. Он характеризует изменение в чистой кредитной позиции предприятия в течение определенного периода. Чистая кредитная позиция – это разность между суммой кредитов, полученных предприятием, и величиной денежных средств.

Ликвидный денежный поток является показателем дефицитного или избыточного сальдо денежных средств, возникающего в случае полного покрытия всех долговых обязательств по заемным средствам.

Ликвидный денежный поток характеризует абсолютную величину денежных средств, получаемых от обычных видов деятельности предприятия (текущей и инвестиционной), поэтому является более внутренним, выражающим эффективность его работы. Он важен также и для потенциальных инвесторов. ЛДП включает в себя весь объем заемных средств и поэтому показывает влияние кредитов и займов на эффективность деятельности предприятия с точки зрения генерирования денежного потока.

Формула для расчетного ликвидного денежного потока следующая:

ЛДП = (ДК1 + КК1 – ДС1) – (ДК0 + КК0 – ДС0) (тыс. руб.), (2.1)

где: ЛДП – ликвидный денежный поток;

ДК1 и ДК0 – долгосрочные кредиты и займы на конец и начало расчетного периода;

КК1 и КК0 – краткосрочные кредиты и займы на конец и начало расчетного периода;

ДС1 и ДС0 – денежные средства на конец и начало расчетного периода.

ЛДП2009 = (374997+107572–145194) – (0+0–192293) = 529668 тыс. руб.;

ЛДП2010 = (425154+60066–13395) – (374997+107572–145194) = 134450 тыс. руб.

Из полученных расчетов видим, что в 2009 общество имело избыточное сальдо денежных средств в случае полного покрытия всех долговых обязательств по заемным средствам, т.е. предприятие имело резерв денежных средств после осуществления всех расчетов, в 2010 году ситуация аналогична и наблюдается положительный ликвидный денежный поток.

Анализ финансовой устойчивости предприятия позволяет установить, насколько рационально предприятие управляло собственными и заемными средствами.

Абсолютные показатели финансовой устойчивости предприятия

1) Наличие собственных оборотных средств.

СОСгод = СК – ВОА (тыс. руб.), (2.2)

где: СОСгод - собственные оборотные средства;

СК – собственный капитал;

ВОА – внеоборотные активы.

СОС200 8 =2053176 – 622475 = 1430701;

СОС200 9 = 2540352 – 1086753 = 1453599;

СОС20 10 = 3055321 – 1976738 = 1078583.

2) Наличие собственных и долгосрочных заемных источников финансирования запасов.

СДИгод = СОС + ДКЗ (тыс. руб.), (2.3)

где:

СДИгод – собственные и долгосрочные заемные источники финансирования запасов;

ДКЗ – долгосрочные кредиты и займы.

СДИ200 8 = 1430701 + 0 = 1430701;

СДИ200 9 = 1453599 + 374997 = 1828596;

СДИ20 10 = 1078583 + 425154 = 1503737.

3) Общая величина основных источников формирования запасов.

ОИЗгод = СДИ + ККЗ (тыс. руб.), (2.4)

где: ОИЗгод – основные источники формирования запасов;

ККЗ – краткосрочные кредиты и займы.

ОИЗ200 8 = 1430701 + 0 = 1430701;

ОИЗ200 9 = 1828596 + 107572 = 1936168;

ОИЗ20 10 = 1503737 + 60066 = 1563803.

В результате можно определить три показателя обеспеченности запасов источниками их финансирования:

1. Излишек (недостаток) собственных оборотных средств.

ДСОСгод = СОСгод – З (тыс. руб.), (2.5)

где: ДСОСгод - прирост, излишек оборотных средств;

З – запасы.

ДСОС200 8 = 1430701 – 323085 = 1107616;

ДСОС200 9 = 1453599 – 482260 = 971339;

ДСОС20 10 = 1078583 – 572578 = 506005.

Предприятие имеет достаточное количество собственных средств для формирования запасов.

1. Излишек (недостаток) собственных и долгосрочных заемных источников финансирования запасов.

ДСДИгод = СДИгод – З (тыс. руб.), (2.6)

где: ДСДИгод – излишек (недостаток) собственных и долгосрочных заемных источников финансирования запасов.

ДСДИ200 8 = 1430701 – 323085 = 1107616;

ДСДИ200 9 = 1828596 – 482260 = 1346336;

ДСДИ20 10 = 1503737 – 572578 = 931159.

За весь анализируемый период на предприятии достаточное количество собственных и долгосрочных источников финансирования запасов.

· Излишек (недостаток) общей величины основных источников покрытия запасов.

ДОИЗгод = ОИЗгод – З (тыс. руб.), (2.7)

где: ДОИЗгод - излишек (недостаток) общей величины основных источников покрытия запасов.

ДОИЗ200 8 = 1430701 – 323085 = 1107616;

ДОИЗ200 9 = 1936168 – 482260 = 1453908;

ДОИЗ20 10 = 1563803 – 572578 = 991225.

Таким образом, в анализируемом периоде на предприятии достаточно основных источников покрытия запасов, причем к концу периода данный показатель значительно возрастает

Приведенные показатели обеспечения запасов обладают соответствующими источниками финансирования. На их основании можно сделать вывод о типе финансовой устойчивости предприятия.

Вывод формируется на основе трехкратной модели:

М(ДСОС; ДСДИ; ДОИЗ) (2.8)

В результате расчетов видно: в течение всего анализируемого периода - М(ДСОС > 0; ДСДИ > 0; ДОИЗ > 0).

Это означает следующее: в течение анализируемого периода финансовое состояние предприятия оценивается как устойчивое.

Относительные показатели финансовой устойчивости предприятия

Относительные показатели финансовой устойчивости предприятия характеризуют степень зависимости предприятия от внешних кредиторов и инвесторов.

Таблица 11

Относительные показатели финансовой устойчивости предприятия (коэффициенты структуры капитала) (тыс. руб.)

Наименование показателя

Что характеризует

Реком. знач.

Расчет

Значение

Коэффициент финансовой независимости

Долю собственного капитала в валюте баланса

0,6

Кфн = СК / ВБ

(итог раздела III баланса / итог баланса)

Кфн2008 = 2053176/2423227 = 0,85;

Кфн2009 = 2540352/3556781 = 0,71;

Кфн2010 = 3055321/4045311 = 0,76.

Коэффициент задолженности (финансовой зависимости)

Соотношение между заемными и собственными средствами

0,5-0,7

Кз = ЗК / СК

(итог раздела IV + V баланса / итог раздела III баланса)

Кз2008 = 370051/2053176 = 0,18;

Кз2009 = 1016429/2540352 = 0,40;

Кз2010 = 989991/3055321 = 0,32.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

Долю собственных оборотных средств в оборотных активах

> 0,1

Ко = СОС / ОА

(формула (1) / итог раздела II баланса)

Ко2008 = 1430701/1800752 = 0,79;

Ко2009 = 1453599/2470028 = 0,59;

Ко2010 = 1078583/2068573 = 0,52.

Коэффициент маневренности

Долю собственных оборотных средств в собственном капитале

0,2-0,5

Км = СОС / СК

(формула (1) / итог раздела III баланса)

Км2008 = 1430701/2053176 = 0,70

Км2009 = 1453599/2540352 = 0,57;

Км2010 = 1078583/3055321 = 0,35.

Коэффициент финансовой напряженности

Долю заемных средств в валюте баланса

< 0,4

Кфнапр = ЗК / ВБ

(итог раздела IV + V баланса / итог баланса)

Кфнапр2008 =370051/2423227=0,15

Кфнапр2009 =1016429/3556781=0,29

Кфнапр2010 =989991/4045311=0,24

Коэффициент соотношения мобильных и мобилизован-ных активов

Сколько внеоборотных активов приходится на каждый рубль оборотных активов

индивид

Кс = ОА / ВОА

(итог раздела II баланса / итог раздела I баланса)

Кс2008 = 1800752/622475 = 2,89;

Кс2009 = 2470028/1086753 = 2,27;

Кс2010 = 2068573/1976738 = 1,05.

Оптимальная величина коэффициента финансовой независимости равна Кфн = 0,6. Кфн200 8 = 0,85; Кфн200 9 = 0,71; Кфн20 10 = 0,76. Стабильно высокие значения коэффициента свидетельствует о финансовой независимости предприятия.

Нормальное ограничение коэффициента финансовой зависимости равно Кз 0,5-0,7. Кз200 8 = 0,18; Кз200 9 = 0,40; Кз20 10 = 0,32. В результате роста финансовой независимости предприятия значение коэффициента, соответственно, имело тенденцию к снижению.

Рекомендуемое значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами Ко ≥ 0,1. Ко200 8 = 0,80; Ко200 9 = 0,83; Ко20 10 = 0,55. То есть у предприятия на протяжении всего периода исследования имелось достаточное количество собственных оборотных средств.

Нормальное ограничение коэффициента маневренности: Км = (0,2; 0,5). Км200 8 = 0,79; Км200 9 = 0,59; Км20 10 = 0,52. Таким образом, можно сделать вывод о том, что предприятие имеет достаточные возможности для маневрирования своими средствами.

Рекомендуемое значение коэффициента финансовой напряженности Кфнапр равно не более 0,4. Кфнапр200 8 = 0,15; Кфнапр200 9 = 0,29; Кфнапр20 10 = 0,24. Расчеты показывают, что уровень финансовой напряженности снижается, что говорит о росте финансовой стабильности предприятия.

Кс – коэффициент соотношения мобильных и мобилизованных активов. Кс200 8 = 2,89; Кс200 9 = 2,27; Кс20 10 = 1,05. 2 руб. 89 коп. оборотных активов приходится на 1 рубль внеоборотных активов в 2008 году. 2 руб. 27 коп. оборотных активов приходится на 1 рубль внеоборотных активов в конце 2009 года. 1 руб. 05 копеек оборотных активов приходится на 1 рубль внеоборотных активов в 2010 году. Данные соотношения показывают, что активы предприятия отличаются невысокой иммобилизацией.

Итак, проанализировав полученные показатели, видим рост эффективности деятельности по всем основным показателям, что является положительным моментом и является причиной роста прибыли.

2.3 Анализ основных рисков и методов управления ими

По внутренней политике, прежде чем вести бизнес с тем или иным заказчиком, Салон сотовой связи проводит проверку заказчика (compliance).

Для оценки „прозрачности“ заказчика привлекаются внешние рейтинговые агентства. У юридических компаний, оказывающих такие виды услуг, имеется доступ к такой информации.

В зону риска попадают все оффшорные компании, за исключением оффшорных компаний, которые существуют не менее 50 лет.

Критерии отбора компании, с которой стоит вести бизнес:

- хорошая кредитная история;

- сильный баланс актива;

- высокая ликвидность.

При этом каждый год все компании проходят кредитные рейтинги (так называемые лимиты в Салоне сотовой связи). В Салоне сотовой связи данные рейтинги проводятся глобальным подразделением Structure Finance.

Предпочтительнее, если российские операторы телекоммуникационных сетей связи работают со следующими банками: Сбербанк, Внешторгбанк, Нордеа, Барклайс Банк, Ситибанк, HSBC банк, BNP Paribas.

Департамент Structure finance выполняет ежегодный отчет по кредитным рейтингам по каждому юридическому лицу.

Кредитные рейтинги на базе внутренних формуляров создаются в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности (IFRS или GAAP)

Учитывается следующая отчетность заказчиков-операторов телекоммуникационной связи:

- оценка баланса (balance sheet);

- отчет о прибылях и убытках (Income statement)

Составляется Credit Rating Request (образец в файле Tele2 Russia_credit limit and rating proposal 13072009.xls ), Limits of Authorities

Даже после оценки и проведения рейтинговых лимитов могут остаться сомнения в том или ином операторе связи. Для этого обязательный пункт в контракте – страхование

Возможность переуступки долга

Возможность пойти на международное финансирование:

Возможно финансирование:

- Гермес (Германия), например, группа компаний «Связьинвест»;

- Финвера (Финляндия) МегаФон

Возможность финансирования в течение 1-го года

Договариваемся с международным банком о страховании. Ставки 3-9% годовых в валюте (Банк Нордеа)

Внутренняя ставка доходности при калькуляции (в зависимости от страны) 9% для Евро в России, в прошлом 2009-ом году 30% для рублей в Росси

Хеджирование

Если контракт с заказчиком с валютой, отличной от Евро, необходимо согласование с департаментом Global Treasure, который оценивает риски и средне - взвешенно коэффициент пересчета, оценивают кейс и могут отказать

Хеджинг распределяется по аккаунтам (так называются команды, которые работают с одним конкретным оператором: ТЕЛЕ2, МегаФон, МТС, Вымпелком, Связьинвест), где есть девиации (отклонения) равномерно

Использование резервов

По вложению локально в России в основном используются краткосрочные депозиты в международных банках.

На глобальном уровне портфель диверсифицируют разными валютами.

Важным аспектом поддержки и восстановления финансовой стабильности и улучшения финансового состояния является выявление и управления рисками деятельности предприятия.

За последних 5 лет ООО «Салон сотовой связи» разрабатывало собственную систему управления рисками, подходы к оценке кредитоспособности физических и юридических лиц.

Необходимость подобного шага была обусловлена следующими факторами:

– Обеспечение большей защиты интересов собственников предприятия в случае разделения понятий «владение предприятием» и «участие в ежедневном оперативном управлении». Независимость от интересов фронт-оффисных подразделений.

– Соблюдение единых подходов к измерению рынков и возможность консолидации результатов по всему предприятию

– Растущие объемы сделок и увеличивающееся разнообразие продуктов, которые сделали существующую на тот момент систему недостаточной.

– Обеспечение распределения капитала на основе соотношения риск / доходность.

– Удешевление заимствований на международных рынках.

– Необходимость создания системы ценообразования и мотивации, основанной на капитале под риском.

Прежде всего, 4 базовых риска были определены с позиций предприятия и по каждому из них были сформулированы основные методы управления. Так кредитный риск был определен как риск потерь, связанных с невыполнением контрактных обязательств контрагентом, заемщиком, компанияом. Основными методами управления данным риском стали: использование системы рейтингов для более точного измерения риска, установление лимитов и контроль за ними, принцип капитала под риском, системы ценообразования и мотивации, формирование резервов для покрытия ожидаемых потерь. Рыночный риск или риск потерь, связанных с изменением цен на акции и долговые инструменты, процентных ставок, курсовых валют и других рыночных факторов, управляется посредством анализа ликвидности и волатильности инструментов, а также системой лимитов на VAR и на объем. В качестве риска ликвидности предприятие рассматривает риск стать неплатежеспособным из-за невозможности финансировать неликвидные активы с помощью имеющихся пассивов. Для снижения данного риска используется оценка втекающих – вытекающих потоков и лимиты на временные расходы. Наконец, операционный риск банка определяется как риск потерь банка, связанных с ошибками персонала и электронных систем при проведении транзакций и сбоями в работе систем, контролирующих деятельность подразделений. Основным методом управления данным риском является контроль за выполнением и совершенствование операционных процедур.

Исходя из вышесказанного, структура управления рисками строится следующим образом (рис.1):


Рис. 1 – Система управления предпринимательскими рисками в ООО «Салон сотовой связи»

Подобная схема организации риск-менеджмента позволяет четко выделить и распределить функции подразделений. Так подразделения занимающиеся управлением кредитными рисками выполняет следующие функции:

1. Кредитный анализ контрагентов/ заемщиков и присвоение/ пересмотр их рейтингов.

2. Подготовка кредитных протоколов и рекомендаций по размеру лимитов.

3. Формирование резервов для покрытия ожидаемых потерь.

4. Мониторинг финансового состояния существующих контрагентов и пересмотр лимитов

5. Контроль экспозиций к кредитному риску и мониторинг концентраций рисков по инструментам, отраслям, регионам и т.д.

6. Создание регулярных отчетов по кредитным рискам

7. Поддержка баз данных, содержащих информацию о превышениях лимитов и нарушениях кредитной политики.

8. Создание и развитие методик кредитного анализа и моделей рисков.[1]

Основными функциями отдела по управлению рыночными рисками являются:

1. Идентификация, анализ и измерение рыночных рисков и рисков ликвидности, которым подвержены активы и пассивы предприятия

2. Расчет VaR (чаще всего методом исторических волатильностей) для всех продуктовых линий, портфелей с детализацией вкладов отдельных инструментов.

3. Агрегирование VaR для различных продуктовых линий

4. Установка и пересмотр лимитов на рыночные риски.

5. Создание регулярных отчетов по экспозициям к рыночным рискам

6. Совершенствование и тестирование моделей рисков

7. Расчет поведения портфелей в стрессовых ситуациях

8. Создание рекомендаций по оптимальному распределению капитала.[2]

При управлении операционными рисками не выделяют отдельное подразделение, поскольку процесс управления операционными рисками не может быть локализован по причине включенности в него всех сотрудников. Однако система все же существует. Она включает в себя следующие компоненты:

1. Деятельность руководства и культуру контроля.

2. Выявление и оценку риска.

3. Проведение процедур контроля

4. Обеспечение коммуникации и информационных систем

5. Мониторинг текущей деятельности[3] .

Отметим, что наиболее значимыми для деятельности ООО «Салон сотовой связи» являются все же кредитные риски. Именно поэтому предприятие сконцентрировало свои усилия для создания и внедрения уникальной для российского рынка системы управления кредитными рисками. И именно этот факт обусловил более подробное освещение политики предприятия в сфере управления кредитными рисками.

Рассмотрим подробнее процесс управления кредитными рисками.

Основным элементом управления рисками являются лимиты. Лимит кредитования может быть определен как предельный размер кредитных рисков, которые предприятие может нести при кредитовании контрагентов. Отметим, что переход от системы лимитов на номинальные размеры кредитных и рыночных позиций к системе лимитов на рисковые экспозиции позволяет реализовать следующие преимущества: лимиты напрямую начинают ограничивать возможные потери, в размере лимита может быть количественно учтен риск инструмента, появляется возможность для измерения рисков сложных инструментов, а также возможность для измерения соотношения риск/доход и сравнения инструментов на этой основе.

Величина ожидаемых потерь напрямую влияет на прибыль от кредитного продукта, поскольку необходимо отчислять страховую сумму в резервный высоко-ликвидный фонд с каждого кредита, эта сумма должна быть не менее величины EL. Величина неожидаемых потерь по портфелю также косвенно влияет на прибыль от кредитной деятельности, поскольку определяет собственный уровень надежности кредитного портфеля и предприятия в целом. Собственный уровень надежности определяется соответствием капитала под риском (собственного экономического капитала) возможным неожидаемым потерям, которые могут произойти с вероятностью дополняющей до полной вероятности (уровня) надежности. Более строго UL измеряется величиной VAR (Value at risk) при уровне надежности

Требование соответствия капитала выглядит просто как ,

где CAR (Capital at risk) относительная величина собственного капитала. Для оценки величины требуется построение кривой потерь по портфелю, что является нетривиальной задачей.

Одной из основных и нетривиальных задач в оценке риска - это задача вычисления вероятности дефолта заемщика. Мы имеем два подхода к вычислению PD . Первый основан на качественной и количественной оценке рейтинга заемщика по его внутренним финансовым показателям и особым бизнес-факторам. Второй основан на капитализации заемщика на рынке и уровне его долгов перед кредиторами. К сожалению, второй подход, хоть и является наиболее объективным, применим лишь к небольшому числу российских открытых компаний.

Расчет вероятности дефолта заемщика

Метод расчета вероятности дефолта заемщика для приватных компаний, которых большинство в кредитном портфеле, основан на базовой формуле, устанавливающей зависимость между финансовыми отношениями из бухгалтерских отчетов и PD . Далее, после вычисления базового PD , строится экспертная оценка, из которой следует общий балл заемщика, корректирующий этот PD . Основные финансовые отношения x1, x2,.... x7 для базовой формулы, вычисляемые из квартальных отчетов 1-ой и 2-ой формы за последний год, следующие:

1. логарифм годовой выручки (log(US$))

2. операционная маржа = операционная прибыль/годовая выручка

3. доходность активов = операционная прибыль/активы

4. покрытие процентов = операционная прибыль/проценты за кредиты

5. структура капитала = собственный капитал/активы

6. покрытие обязательств = свободные денежные средства/обязательства

7. ликвидность = краткосрочные активы/обязательства

Формула для среднегодовой вероятности дефолта

аналогична используемой для западных компаний (Moodyes RISKCALC), но с адаптированными для России коэффициентами. Она была разработана аналитиками и охватывает среднего масштаба производственные и торговые компании (для последних изменяется один параметр, касающийся операционной маржи). Формула дает возможность по непрерывному ряду квартальных отчетов вычислять ряд PD , который испытывает колебания в согласии с изменением финансового положения компании. Для расчета одного значения PD необходимо представление финансовых отчетов на протяжении предыдущего года, поскольку финансовые отношения, вычисляемые за год, нивелируют сезонные колебания.

Вторая часть оценки PD состоит в качественной оценке заемщика, осуществляемой опытным оценщиком, она необходима для исправления неполной объективности и учета дополнительных факторов, недостающих в базовой формуле.

Специалист отвечает на несколько десятков вопросов, касающихся бизнеса компании, которые должны влиять на риск дефолта. Каждому разделу оценки соответствует некоторый вес и каждому вопросу в разделе тоже. Прежде чем отвечать на вопросы, оценщик должен тщательно подготовить свое мнение по максимальной информации, предоставленной компанией-заемщиком. После ответа на вопросы вычисляется поправочный коэффициент к базовой оценке PD , который может увеличить или уменьшить базовую PD . В нейтральном случае коэффициент остается равным единице. На общий качественный балл заемщика влияют качественные и финансовые показатели.




[1] «Положение об управлении рисками в ООО «Салон сотовой связи»

[2] Положение об управлении рисками в ООО «Салон сотовой связи».

[3] Там же