Реферат: Проблема формирования интеграционных объединений развивающихся стран

Название: Проблема формирования интеграционных объединений развивающихся стран
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Международных экономических

отношений и права»

Р Е Ф Е Р А Т

по курсу «Мировая экономика»

на тему:

«Проблема формирования интеграционных объединений развивающихся стран»

Выполнил:

Руководитель:

преподаватель

Ижевск – 2008

Содержание

ВВЕДЕНИЕ- - 3 -

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ- - 5 -

1.1 Предпосылки интеграции- - 5 -

1.2 Цели интеграции- - 7 -

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ-- - 9 -

2.1 Этапы интеграции- - 9 -

2.2 Принципы оценки интеграции- - 10 -

ГЛАВА 3. ВИДЫ ИНТЕГРАЦИИ-- - 12 -

3.1. Глобализация- - 12 -

3.2.1. Всемирная Торговая организация (ВТО)--------------------- ---- - 12 -

3.2. Регионализм- - 14 -

3.2.1. Европейская интеграция (Европейский союз)------------------- - 16 -

3.2.1.1. Этапы формирования интеграции---------------------------- - 16 -

3.2.1.2. Единый внутренний рынок ЕС-------------------------------- - 17 -

3.2.2. Интеграционные процессы в других регионах мира----------- - 18 -

ГЛАВА 4. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ТУРИЗМЕ - 21 -

ЗАКЛЮЧЕНИЕ- - 30 -

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ- - 32 -

ПРИЛОЖЕНИЕ- - 33 -


Введение

Как известно, человек не может жить в изоляции. Ему постоянно приходится общаться с другими членами общества. В результате этого он вырабатывает своего рода виды отношений, которые затем применяет при общении с окружающими его людьми. На мой взгляд, аналогичный подход возможен, если говорить о государствах, существующих сегодня на нашей планете.

Современный мир столкнулся с проблемами, которые отдельные самостоятельные страны не в состоянии решить в одиночку. Такие проблемы, стоящие перед человечеством, носят название глобальных проблем. Их примерами на сегодняшний день могут служить в первую очередь проблема сохранения мира на Земле и разоружения, проблема предотвращения ядерной войны, экологическая, демографическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная проблемы, проблема отсталости наиболее медленно развивающихся стран, проблема использования ресурсов мирового океана, проблема мирного использования космоса. И все они на данный момент как нельзя актуальны. Для решения этих проблем государства объединяют свои усилия, тем самым, интегрируя в различных сферах деятельности.

В настоящее время в современном мире, постоянно изменяющемся и требующем новых идей и предложений, как никогда раньше огромное значение имеют интеграционные процессы, проходящие практически во всех регионах мира и самое главное в различных сферах деятельности и преследующие различные цели. Все эти интеграционные объединения находятся на разных стадиях своего развития. Одни из них в большей, другие — в меньшей степени известны мировому сообществу, но, безусловно, все они играют важную роль в формировании мирового хозяйства.

Актуальность рассматриваемой темы связана со значительной активизацией международной экономической интеграции в последнее десятилетие XX века. Активизация экономической интеграции проявляется как в географическом расширении интеграционных блоков, так и в качественном усложнении международного экономического взаимодействия. Актуальность темы также обусловлена наметившимся дальнейшим развитием интеграционных процессов в мировой экономике в наступающем тысячелетии.

Интенсивные интеграционные процессы, отразившие тенденции экономического развития отдельных стран и регионов, привели к изменениям в структуре мировой экономики. Опыт формирования интеграционных объединений требует осмысления с точки зрения интернационализации экономических связей между национальными хозяйствами и экономическими субъектами и глобализации внешнеэкономической деятельности. Неоднозначный процесс осуществления интеграции также повлиял на актуальность данной темы, поставив в центр исследований вопрос о факторах, определяющих темпы и направленность интеграционных процессов.

Актуальность данной проблемы связана также с более активным участием России в международном разделении труда на рубеже двадцать первого века и необходимостью формулирования и проведения в жизнь четкой внешнеэкономической стратегии страны как в рамках Содружества Независимых Государств, так и в рамках взаимодействия с существующими региональными интеграционными блоками и международными организациями в целях более оптимального и целенаправленного использования страновых преимуществ.
Новые количественные и качественные характеристики интеграционных объединений обусловили развитие теории экономической интеграции, осмысление и переработку существующих теорий, в том числе теории таможенного союза, экономического развития, протекционизма, концепций оптимального тарифа, эффективных коалиций, стратегической торговой политики и т.д. Над этими задачами работают российские и зарубежные исследователи экономической интеграции и международных экономических отношений. Вместе с тем следует отметить недостаточное внимание, которое уделялось при этом анализу роли институциональных факторов.

Цель этой работы заключается в том, чтобы проанализировать, что представляют собой интеграционные процессы, что лежит в их основе и рассмотреть их на конкретных примерах.

Для выполнения поставленной цели, я выполнила следующие задачи:

1. Рассмотрение становления интеграционных процессов, их предпосылок и целей.

2. Выявление, каким образом эволюционирует интеграция, выделение основных ее ступеней и основных критериев оценки интеграционных процессов.

3. Тщательное изучение разновидностей интеграции (глобализации и регионализма) и их рассмотрение на конкретных примерах (Всемирной торговой организации и Европейского союза).

4. Изучение интеграционных процессов в конкретных сферах деятельности таких, как туризме и таможенном деле.

Становление интеграционных процессов

Развитие интеграционных процессов стало закономерным результатом роста международного движения товаров и факторов их производства, что потребо­вало создания более надежных производ­ственно-сбытовых связей между странами и устранения многочисленных препят­ствий на пути международной торговли и передвижения факторов производства. Это оказалось возможным сделать только в рамках межгосударственных интегра­ционных объединений на основе много­сторонних политических соглашений.

Предпосылки интеграции

Со второй половины ХХ века вслед­ствие быстрого экономического разви­тия ведущих индустриальных стран и усовершенствования средств междуна­родного транспорта и коммуникаций произошло бурное развитие междуна­родной торговли товарами и услугами. Международная торговля стала все бо­лее дополняться различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), в результате которого за границу стали перемещаться уже не только готовый товар, но и факторы его производства. Прибыль, заключенная в цене товара, стала создаваться уже не только в рамках национальных границ, но и за рубежом. Закономерным резуль­татом развития международной торгов­ли товарами и услугами и международного движения факторов производства стала экономическая интеграция.

Экономическая интеграция (economic integration) — процесс экономи­ческого взаимодействия стран, приво­дящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму меж­государственных соглашений и согласо­ванно регулируемый межгосударствен­ными органами.

Интеграционные процессы приводят к развитию экономического регионализма, в результате которого отдельные группы стран создают между собой более благоприятные условия для тор­говли, а в ряде случаев и для межреги­онального передвижения факторов про­изводства, чем для всех других стран. Предпосылки интеграции следующие [3]:

- Близость уровней экономическо­го развития и степени рыночной зре­лости интегрирующихся стран. За редким исключением межгосударствен­ная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо меж­ду развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках раз­вивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на при­мерно одинаковом уровне экономичес­кого развития. Попытки объединений интеграционного типа между индустри­альными и развивающимися государ­ствами, хотя и имеют место, находятся на раннем этапе становления, не позво­ляющем пока сделать однозначные вы­воды о степени их эффективности. В этом случае из-за изначальной несо­вместимости хозяйственных механиз­мов они обычно начинаются с различ­ного рода переходных соглашений об ассоциации, специальном партнерстве, торговых преференциях и т.п., срок действия которых растягивается на многие годы до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы ры­ночные механизмы, сопоставимые по степени зрелости с механизмами более развитых стран.

- Географическая близость инте­грирующихся стран, наличие в боль­шинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономи­ческих связей. Большинство интеграци­онных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, располо­женных на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке. К изначальной группе стран — интеграционному яд­ру, — ставших инициаторами интегра­ционного объединения, подключались другие соседние государства.

- Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политичес­кого сотрудничества и т.д. Экономи­ческая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующими­ся странами. Очевидно поэтому, что, например, страны, главная проблема которых — создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что тре­бует введения общей валюты. Также и страны, у которых главной является проблема обеспечения населения водой и пищей, не могут сочетаться с государ­ствами, обсуждающими проблемы сво­боды межгосударственного движения капитала.

- Демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят поло­жительные экономические сдвиги (ус­корение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное пси­хологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демон­страционный эффект проявился, напри­мер, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок.

- «Эффект домино». После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционно­го объединения, остальные страны, ос­тавшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, свя­занные с переориентацией экономичес­ких связей стран, входящих в группи­ровку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами инте­грации. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного инте­реса в интеграции, высказывают заин­тересованность в подключении к инте­грационным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами. Этим, в частности, объясняется быстрое заключение многими латиноамерикан­скими странами соглашений о торговле с Мексикой после ее вхождения в Севе­роамериканскую зону свободной тор­говли — НАФТА.

Цели интеграции

Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и развива­ющиеся в современной международной экономике, ставят перед собой в прин­ципе схожие задачи. [3]

1. Использование преимуществ эко­номики масштаба . Обеспечить расши­рение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек и извлече­ния других преимуществ на основе тео­рии экономики масштаба. Это, в свою очередь позволит привлечь прямые иностранные инвестиции, которые с большей охотой приходят на рынки значительных размеров, на которых имеет смысл создавать самостоятель­ные производства, удовлетворяющие их потребности. Цели увеличения регио­нальных масштабов особенно четко вы­ражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки.

2. Создание благоприятной внеш­неполитической среды . Важнейшей целью большинства интеграционных объединений является укрепление взаи­мопонимания и сотрудничества участ­вующих стран в политической, воен­ной, социальной, культурной и других неэкономических областях. Для стран, расположенных географически близко друг от друга и имеющих схожие проб­лемы в области развития, наличие добрых отношений с соседями, под­крепленных взаимными экономичес­кими обязательствами, является важ­нейшим политическим приоритетом. Страны Юго-Восточной Азии и Ближ­него Востока, создавая интеграционные объединения, ясно ставили перед собой именно эту цель.

3. Решение задач торговой полити­ки . РегиональнаяРРРРРР интеграция нередко рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торго­вых переговоров. Считается, что согласованные выступления от лица блока стран более весомы и ведут к более желательным последствиям в об­ласти торговой политики. Более того, региональные блоки позволяют создать более стабильную и предсказуемую сре­ду для взаимной торговли, чем многосторонние торговые переговоры, инте­ресы участников которых очень сильно разнятся. Интеграционные объединения в Северной Америке, Латинской Аме­рике и Юго-Восточной Азии возлагают особые надежды на коллективные уси­лия в рамках многосторонних торговых переговоров.

4. Содействие структурной пере­стройке экономики. Подключение стран, создающих рыночную экономи­ку или осуществляющих глубокие эко­номические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на ры­нок. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков. Такие цели преследовали многие западноевропейские страны, подключаясь в той или иной форме к ЕС.

5. Поддержка молодых отраслей национальной промышленности. Даже ес­ли интеграционное объединение не пре­дусматривает дискриминационных мер против третьих стран, оно нередко рас­сматривается как способ поддержать местных производителей, для которых возникает более широкий региональный рынок. Такие протекционистские наст­роения превалировали в странах Латин­ской Америки и в странах Африки к югу от Сахары, особенно в 60-70-е годы.

Итак, экономическая интеграция представляет собой процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механиз­мов, принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемый межгосударственными органами. Ее пред­посылками являются сопоставимость уровней рыночного развития участвую­щих стран, их географическая близость, общность стоящих перед ними проблем, стремление ускорить рыночные рефор­мы и не остаться в стороне от идущих интеграционных процессов. Интеграци­онные группировки создаются в целях использования преимуществ объединен­ного рынка, создания благоприятных внешних условий для национального развития, укрепления международных переговорных позиций участвующих стран по экономическим вопросам, об­мена опытом рыночных реформ и под­держки национальной промышленности сельского хозяйства.

Формирование интеграционных объединений

Наибольшее развитие интеграцион­ные объединения различного типа по­лучили во второй половине ХХ века. Несмотря на различия в подходах, иде­ологии, определениях и названиях тех или иных интеграционных процессов и группировок, в них можно выделить некоторые общие черты и закономер­ности. Исторически интеграция эволю­ционирует через несколько основных ступеней, каждая из которых свидетель­ствует о степени ее зрелости.

Этапы интеграции

На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаим­ному сближению, между ними заклю­чаются преференциальные торговые соглашения. Такие согла­шения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельны­ми государствами, либо между уже существующей интеграционной группи­ровкой и отдельной страной или груп­пой стран. В соответствии с ними стра­ны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставля­ют третьим странам. В известном смысле это отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкци­онирован ГАТТ/ВТО в рамках так на­зываемых временных соглашений, веду­щих к образованию таможенного союза. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рас­сматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграци­онного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких меж­государственных органов для управле­ния преференциальными соглашениями не создается.

На втором уровне интеграции стра­ны переходят к созданию зоны свобод­ной торговли , предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отме­ну таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении националь­ных таможенных тарифов в отношени­ях с третьими странами. В большинстве случаев условия зоны свободной тор­говли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может коор­динироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но зачастую обходится без него, согласовывая ос­новные параметры своего развития на периодических совещаниях руководи­телей соответствующих ведомств.

Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза (ТС) — согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регули­рования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматри­вает беспошлинную внутриинтеграци­онную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внут­ри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согла­сованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведом­ствами, которые в своей работе опира­ются на постоянно действующий меж­государственный секретариат.

Когда интеграционный процесс до­стигает четвертого уровня общего рынка (ОР) — интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производст­ва требует организационно значительно более высокого уровня межгосудар­ственной координации экономической политики. Такая координация осущест­вляется на периодических совещаниях (обычно один-два раза в год) глав госу­дарств и правительств участвующих стран, значительно более частых встре­чах руководителей министерств финан­сов, центральных банков и других эко­номических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. В рамках ЕС — это Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС.

Наконец, на пятом, самом высоком, уровне интеграция превращается в эко­номический союз (ЭС) , который преду­сматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и коорди­нацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключе­вых областях — валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает по­требность в органах, наделенных уже непросто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказыва­ются от части своих функций и тем са­мым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударст­венных органов. Такие межгосударст­венные органы с надгосударственными функциями наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с пра­вительствами стран-членов. В рамках ЕС — это Комиссия ЕС.

Принципиально возможно существо­вание и шестого уровня интеграции ­политического союза (ПС) , который предусматривал бы передачу нацио­нальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфедерации и потерю суверенности отдельными го­сударствами. Однако ни одна интегра­ционная группировка не только не до­стигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой подобных за­дач. [3]

Основные черты различных уров­ней интеграционного процесса сведены в таблице 1 в приложении.

Принципы оценки интеграции

В рамках международной экономики в целом интеграция должна оцениваться с точки зрения того, является ли она ша­гом на пути к большей свободе торговли либо, напротив, оказывается ограниче­нием на пути торговых потоков. В соот­ветствии с правилами ГАТТ/ВТО суще­ствует только одно исключение из режи­ма наибольшего благоприятствования (РНБ) — статья XXIV ГАТТ, которая предусматривает возможность создания таможенных союзов и зон свободной тор­говли. В соответствии с правилами пе­ред созданием интеграционных группи­ровок возможно существование на про­тяжении довольно длительного времени «переходных договоренностей», кото­рые должны приводить к образованию таможенного союза или зоны свободной торговли через «разумный промежуток времени» при условии, что торговые барьеры между членами устранены на «практически все» товары и что барьеры в торговле с другими странами, по край­ней мере, не увеличены.

Для того чтобы оценить, насколько создание той или иной интеграционной группировки соответствует интересам международной экономики в целом, в первой половине 90-х годов ряд незави­симых исследователей и специалисты Мирового банка сформулировали ряд критериев. В их числе следующие:

1) региональные торговые соглаше­ния должны покрывать все отрасли эко­номики без исключения;

2) переходный период не должен пре­вышать 10 лет и включать четкий гра­фик либерализации торговли в отдель­ных отраслях;

3) либерализация торговли на усло­виях РНБ должна предшествовать либо сопровождать образование любой новой интеграционной группировки, особенно если изначально тарифы являются вы­сокими;

4) общий таможенный тариф, вводи­мый в рамках таможенного союза, не должен превышать самый низкий та­риф, существовавший в стране с самым низким тарифом в соответствующей отрасли, или даже самый низкий тариф в рамках РНБ;

5) правила приема новых членов в интеграционные соглашения должны быть весьма либеральны и не препят­ствовать их расширению;

6) правила определения страны про­исхождения товара должны быть про­зрачными и не быть орудием протекци­онизма внутри группировки;

7) необходим быстрый переход к наиболее развитым формам интегра­ции, которые являются предпочтитель­ными перед менее развитыми, посколь­ку обеспечивают более рациональное распределение и использование факто­ров производства;

8) после создания интеграционной группировки антидемпинговые правила не должны более применяться в отно­шениях между ее членами, а в отноше­ниях с третьими странами должны быть установлены ясные правила их приме­нения.

Несмотря на быстрый рост числа интеграционных объединений, большинство из них находятся на ран­них стадиях становления.

Виды интеграций

3.1. Глобализация

Под глобализацией понимается расширение и углубление социальных связей и институтов в пространстве и времени таким образом, что, с одной стороны, на повседневную деятельность людей все более растущее влияние оказывают события, происходящие в других частях земного шара, а с другой стороны, действия местных общин могут иметь важные глобальные последствия.

Глобализация предполагает, что множество социальных, экономических, культурных, политических и иных отношений и связей приобретают всемирный характер. В то же время она подразумевает возрастание уровней взаимодействия как в пределах отдельных государств, так и между государствами. Новым для современных процессов глобализации является распространение социальных связей на такие сферы деятельности, как технологическая, организационная, административная, правовая и другие, а также постоянная интенсификация тенденций к установлению взаимосвязей через многочисленные сети современных коммуникаций и новой информационной технологии.

Необходимо отличать форму глобализации в рамках империй (таких, например, как Британская), которые простирались на огромные пространства и объединяли их в единую политическую и экономическую систему, от современных форм глобальных потоков, характеризующихся, во-первых, громадными инвестициями промышленно развитых стран в экономики друг друга через многонациональные корпорации, а во-вторых, высоким уровнем движения капиталов.

3.2.1. Всемирная Торговая организация (ВТО)

Одним из наиболее известных и значимых глобальных интеграционных объединений является Всемирная Торговая организация.

Место расположения: Женева, Швейцария
Основана: 1 января 1995г.
Создана: по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-94)
Членство: 146 стран (по состоянию на январь 2004 года.)
Бюджет: 134 млн. швейцарских франков (примерно 90 млн. долл. США)
Глава: генеральный директор

Цели и принципы . Всемирная Торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля реализации соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. Проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и уже начался девятый. Главной задачей этой влиятельной международной экономической организации является либерализация мировой торговли.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Важнейшими функциями ВТО являются: контроль выполнения соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом [9]:

- создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

- доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;

- возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

3.2. Регионализм

Вместе с тем нельзя не заметить, что параллельно с процессом глобализации в мировой экономике идет процесс ее регионализации. Все континенты «усеяны» экономическими блоками, региональными торговыми структурами: «Общий рынок» — в Европе, АСЕАН — в Азии, «Мекосур» — и «Карибское сообщество» — в Латинской Америке и т.д.

В мире все более ощущается тенденция к созданию региональных экономических организаций, что является доминирующей характеристикой нынешней мировой экономической системы. Европейский союз начинает процесс своего расширения и ожидается, что в перспективе в него вольются переходные экономики стран Центральной и Восточной Европы.

Новым важным элементом мировой экономики стало Соглашение в Североамериканской зоне свободной торговли между США, Канадой и Мексикой. Другие региональные группы прилагают усилия с целью укрепления экономических союзов. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона к началу XXI намерены были в рамках единого Таможенного союза снять пошлинные барьеры и стать единой торговой зоны, в которую войдет более полутора десятков стран Восточной и Юго-Восточной Азии.

И, наконец, совсем недавно, буквально в последние годы, начался процесс создания весьма широких схем международного и торгового сотрудничества. В западном полушарии дан импульс процессу, который завершится в 2005 году образованием зоны свободной торговли для всей Америки. Недавно создан Форум экономической кооперации в Азии с целью использовать огромный потенциал торговли, инвестиций и рынка в интересах стран этого региона мира.

С 1994 г. страны Африки начали осуществление первой фазы «Договора Абуха» о создании Африканского экономического сообщества, направленного на содействие экономической интеграции и развитие.

Глобализации мировой экономики предшествует регионализм. Последний означает взаимозависимость стран и выход интересов хозяйственных субъектов за национальные границы, но не дальше региональных рамок, образуемых большей или меньшей группой государств, входящих в межгосударственные экономические блоки, которые могут быть открытыми и закрытыми.

Открытый регионализм, связанный на основе региональной экономической интеграции и рассматривающий экономическое развитие своего региона в контексте развития мировой экономики, находится в русле тенденции экономической глобализации. Такой регион — всего лишь предпосылка, определенный этап, предшествующий глобальным процессам. Иллюстрацией к этому может служить Европейский Союз, Северо-Американская зона свободной торговли и многие другие.

Закрытый регионализм нацелен на защиту исключительно данного региона от негативных последствий глобализации, представляет собой расширенную до региональных пределов политику «опоры на собственные силы». Он противостоит глобализации и в то же время является его составной частью.

Региональные торгово-экономические блоки стали появляться в период подъема международной экономики, сильно пострадавшей в годы второй мировой войны. Европейскому, например, дал дорогу Римский договор, подписанный в 1957 году. Европейцы с помощью «Общего рынка» рассчитывали вернуть себе инициативу, перехваченную у них в послевоенное время США, а также противостоять интеграционным процессам в других регионах и успешно конкурировать на мировом рынке. Такая региональная интеграция не могла проводиться изолированно. Ей до сих пор подражают страны различных континентов. В результате появились «общие рынки» в Африке, Азии и Латинской Америке. Последняя стремится обрести более сильные позиции в экономическом диалоге с индустриально развитыми центрами и прежде всего с северным соседом.

Региональная интеграция — объективный процесс. Он предполагает возможность и перспективу устойчивого экономического развития, на пути которого — растущая ограниченность природных ресурсов, демографические и экологические проблемы. Такие глобальные проблемы в одиночку решать невозможно. И чем сильнее торгово-экономический блок, тем успешнее преодолеваются имеющиеся глобальные и национальные хозяйственные трудности.

Экономический регио­нализм не считается негативным фак­тором для развития международной экономики, только если группа инте­грирующихся стран, либерализуя взаимные экономические связи, не устанав­ливает менее благоприятные, чем до начала интеграции, условия для торгов­ли с третьими государствами. Другими словами, экономический регионализм, упрощая экономические связи между странами одной группы, не должен при­водить к их усложнению со всеми ос­тальными странами. До тех пор пока регионализм, по крайней мере, не ухуд­шает условия для торговли с остальным миром, он может считаться положи­тельным фактором развития междуна­родной экономики.

Таким образом, на уровне мировой экономики идут два параллельных процесса — регионализм и глобализация, которые, дополняя друг друга, делают нашу планету единым экономическим пространством.

Возникающие региональные и межрегиональные международные экономические структуры создают ту канву, на которой осуществляется процесс глобализации мирового рынка. Этим и отличается современный мировой рынок от довоенного, когда экономические связи осуществлялись между государствами преимущественно на двусторонней основе.

3.2.1. Европейская интеграция (Европейский союз)

Наиболее развитая в мире интеграци­онная группировка – Европейский союз, — расширив свое членство с 6 до 25 стран, прошла все основные этапы интеграционного процесса. ЕС образовался из трёх интеграционных сообществ — Европейского объ­единения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии и Ев­ропейского экономического сообщест­ва, созданных в 50—е гг.

3.2.1.1. Этапы формирования интеграции

Цели западноевропейской интегра­ции эволюционировали со временем. В процессе своего развития она прошла следующие основные этапы [3]:

- Этап зоны свободной торговли (l958—1969 гг.). В этот период интегра­ция находилась на уровне зоны сво­бодной торговли: в соответствии с Римским договором были постепенно отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на взаим­ную торговлю, установлен общий тамо­женный тариф и введена общая тамо­женная политика в отношении третьих стран. По мере того как либерализова­лась двусторонняя торговля, между стра­нами-членами интеграции возникали частичные зоны свободной торговли, причем каждая из них сохраняла свой национальный таможенный тариф в от­ношении третьих стран. С 1962 года была введена в действие единая сельско­хозяйственная политика. С подписани­ем в 1963 году Яундского соглашения ряд развивающихся стран вступили в ассоциированные отношения с ЕС. В 1965 году три европейских сообщест­ва приняли решение о слиянии своих исполнительных органов.

- Этап таможенного союза (1968—1976 гг.) — этап активного раз­вития преимуществ таможенного союза и внешнеторговой политики по отношению к третьим странам, сначала в рамках шести стран—основателей, а поз­же — в рамках постоянно расширяю­щегося ЕС за счет вступления Дании, Ирландии и Великобритании в 1973 го­ду и Греции, Португалии и Испании ­в начале 80-х годов. Целенаправленная единая сельскохозяйственная политика дополняется в этот период единой по­литикой в области охраны окружающей среды и в области исследований и тех­нологического развития. На основе со­глашения 1971 года между ЕС и ЕАСТ границы внутриинтеграционной зоны свободной торговли распространяются на 7 стран, являвшихся в то время чле­нами Европейской ассоциации свобод­ной торговли (Австрия, Дания, Норве­гия, Португалия, Швеция, Швейцария и Великобритания). На основе последова­тельно первой (1975 г.), второй (1979 г.) и третьей (1984 г.) Ломейских конвен­ций количество развивающихся стран, ассоциированных с ЕС, увеличивается с 20 до 66. К этому же этапу относится начало интеграции в валютно-финансо­вой сфере: в 1972 году было введено со­вместное плавание валют некоторых стран—членов ЕС в определенных пределах («валютная змея»), а с 1979 го­да начала функционировать европей­ская валютная система.

- Этап общего рынка (1987—­1992 гг.). На основе Единого европей­ского акта (Single European Act), а так­же подписанного в 1985 году документа White Paper по программе создания внут­реннего рынка страны ЕС ликвиди­ровали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов про­изводства. В частности, было выдвину­то более 300 инициатив, направленных на обеспечение более полной свободы межстранового движения товаров, ус­луг, капитала и рабочей силы, и опре­делены три основные группы барьеров, которые необходимо устранить. В их числе — физические барьеры (погра­ничные таможенные посты и паспорт­ный контроль), технические барьеры (различия в стандартах, непризнание образовательных сертификатов, при­оритет национальным производителям при государственных закупках) и фис­кальные барьеры (различия в налогооб­ложении). В этот же период страны ЕС перешли к осуществлению уже не прос­то согласованной, а единой политики в отдельных отраслях — энергетике, транспорте, вопросах социального и ре­гионального развития. Четвертая Ло­мейская конвенция расширила число развивающихся стран, находящихся в ассоциации с ЕС, до 69.

- Этап экономического союза (с 1993 года по настоящее время). Усиление политической интеграции и форсированное развитие валютного союза на основе подписанного в начале 1992 года в голландском городе Мааст­рихте договора о Европейском союзе. Его создание основывается как на прош­лых достижениях согласованной валют­ной политики, так и на новых инициа­тивах. На первом этапе (1990-1993 гг.) валюты всех стран ЕС включаются в совместное плавание в рамках европей­ской валютной системы и устраняются валютные ограничения; на втором этапе (1994—1998 гг.) создается Европейский валютный институт и усиливается коор­динация макроэкономической полити­ки; на третьем этапе (с 1999 г.) сначала взаимно фиксируются курсы валют, а затем вводится единая валюта и создает­ся единый европейский центральный банк. На этом же этапе вступит в силу соглашение о едином экономическом пространстве между 15 странами ЕС и 3 странами ЕАСТ (Исландией, Норве­гией и Лихтенштейном).

3.2.1.2. Единый внутренний рынок ЕС

Наиболее крупным достижением ин­теграционного процесса в рамках ЕС стало создание к концу 1992 года еди­ного внутреннего рынка, в результате чего свобода внутриинтеграционального передвижения товаров и услуг не толь­ко дополнилась свободой перемещения капитала и рабочей силы, но и серьез­ными мерами согласования внутриэкономической политики стран-членов.

Программа внутреннего рынка ЕС (ЕС Internal Market Program) — дей­ствовавшая в период с 1985 по 1992 год программа создания общего рынка то­варов и услуг.

В результате осуществления програм­мы к началу 1993 года между странами ЕС были устранены все тарифные и не­тарифные ограничения во взаимной торговле товарами и услугами, включая транспортные и финансовые услуги; ликвидированы все ограничения на межгосударственное передвижение ка­питала внутри ЕС и введено взаимное признание финансовых лицензий и при­нцип благоразумного надзора; устранены национальные ограничения импорта промышленных товаров из третьих стран (они заменены едиными для всех стран ЕС механизмами количественных ограничений на импорт); введены мини­мальные технические требования к стандартам, взаимное признание резуль­татов испытаний и сертификации; от­крыты рынки государственных закупок для фирм других стран ЕС.

3.2.2. Интеграционные процессы в других регионах мира

Интеграционные процессы развиваются не только в Европе, но и в других регионах мира. В декабре 1992 г. подписано Соглашение между США, Канадой и Мек­сикой (вступило в силу 1 января 1994г.) о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА). На ее долю приходится около 20 % всего объема мировой торговли. В Ассоциации происходит постепенная ликвидация торговых барьеров, снимают­ся другие ограничения. Создаются условия для сво­бодного передвижения товаров, услуг, капиталов и ра­бочей силы. Предпринимаются меры по защите северо­американского рынка от экспансии азиатских и евро­пейских компаний, занимающихся реэкспортом своих товаров в США через Мексику. Здесь полагают, что через 10-15 лет произойдет слияние трех нацио­нальных рынков и сформируется зона свободной тор­говли. О масштабах интеграционных связей внутри группировки говорит то обстоятельство, что в середи­не 90-х гг. в США реализовывалось примерно 80% канадского и 70% мексиканского экспорта, 65% мек­сиканского импорта приходилось на США. Ряд южно­американских стран стремятся присоединиться к НА­ФТА. Рассматривается возможность создания на осно­ве Ассоциации панамериканского торгового блока про­тяженностью от Аляски до Огненной земли. Вместе с тем в рамках названной группировки еще не созданы наднациональные институты, как это имеет место в ЕС, заметно также преобладание политического аспекта над экономическим.

В Южной Америке интеграционные процессы реа­лизуются через созданный в начале 90-х гг. торговый пакет МЕРКОСУР (IОжноамериканский общий ры­нок), куда вошли Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Уже сегодня 95 % торговли между странами- членами Пакта свободны от таможенных пошлин и тарифов. Остальные тарифы должны были быть отменены до конца 1999г. В отношении импорта из третьих стран вводят­ся общие таможенные правила. МЕРКОСУР на прак­тике доказал свою эффективность. Подтверждением тому служит желание Боливии и Венесуэлы присое­диниться к этой организации и стремление Чили ус­тановить с ней более тесные отношения. По имеющимся прогнозам, в перспективе вполне реальна интегра­ция НАФТА и МЕРКОСУР.

Набирает силу Тихоокеанское сообщество, включа­ющее в себя США, Японию, Канаду, Австралию, Новую Зеландию и большую группу стран Восточной и Юго-Восточной Азии, а также Китай и Океанию. Как интег­рационная группировка Тихоокеанское сообщество еще только складывается, объединительные процессы здесь осуществляются больше на микроуровне. В нем ведут­ся активные поиски наиболее приемлемых форм эко­номического и политического сотрудничества. Степень зрелости интеграционных отношений в Сообществе еще невелика, заметно стремление США, Японии, Китая, в определенной мере и Австралии, создать свои зоны активного влияния. Тем не менее, здесь полагают, что к 2020 г. Сообщество будет представлять собой крупнейшую в мире зону свободной торговли, превосходящую по совокупному объему ВНП как Западную Европу, так и Северную Америку.

Внутри Тихоокеанского сообщества существуют свои региональные группировки. Наиболее значимая из них - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В Ассоциацию входят Бруней, Индонезия, Малайзия, Вьетнам, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Мьянма и Лаос. Цели создания — содействие экономическому и социальному развитию стран-членов, взаимопомощь в проведении научно-исследовательских работ, сотрудничество в промышленности и сельском хозяйстве. В 1990г. заключено Соглашение о сотруд­ничестве АСЕАН с ЕС сроком на пять лет с последую­щим продлением. Для большинства стран группиров­ки характерны необычайно высокие темпы экономического развития. К 2003г. планируется создание раз­витой зоны свободной торговли.

Пытаются сформировать интеграционные отношения и страны Африки. В конце 80-х гг. Алжир, Ливня, Мавритания, Марокко и Тунис образовали Союз Араб­ского Магри6а с целью экономического сотрудничества. Однако автаркия, хозяйственная замкнутость африкан­ских государств, пестрая политическая палитра конти­нента осложняют реализацию межгосударственной экономической интеграции.

Из других интеграционных группировок развива­ющихся стран можно назвать Андоррскую группу (об­разована в 1969г. в составе Боливии, Венесуэлы, Ко­лумбии, Перу, Уругвая, Чили, Эквадора); Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК), в который входят Габон, Камерун, Конго, Цент­рально-Африканская Республика; Ассоциацию регио­нального сотрудничества Южной Азии (СААРК), образованную в 1985г. в составе государств Бангладеш, Бутан, Индия, Непал, Мальдивская Республика, Пакис­тан, Шри-Ланка.

Что же касается интеграционных процессов в рам­ках СНГ, то следует признать их значительную проти­воречивость и непоследовательность. Сам процесс со­здания СНГ рассматривался его инициаторами как стремление государств - бывших членов СССР к своей реальной независимости. Однако этот процесс «разво­да» сопровождался разрывом традиционных экономических, культурных и иных связей стран Союза, обо­стрением межнациональных конфликтов.

За шесть лет, прошедших со дня принятия «Согла­шения о создании Содружества Независимых Госу­дарств» (8.12.91 г.), было подписано более 800 совме­стных документов о координации и сотрудничестве в самых различных сферах. Создан и функционирует Координационно-консультативный комитет СНГ для согласования действий в сфере экономического разви­тия; достигнуто соглашение о формировании экономической системы Содружества и создании Международ­ного экономического комитета (МЭК); завершается под­готовка к переходу в рамках СНГ к «Общему рынку», где бы свободно перемещались товары, услуги, капиталы и рабочая сила. Происходит юридическое оформление единого торгового пространства стран Содружества.

Следует, однако, признать, что в международной иерархии СНГ занимает пока довольно низкое место. На его долю приходится всего 3 % мирового ВВП. То­варооборот между странами Содружества к началу 1997г. составлял примерно 6 % объема ВВП. Значи­тельное уменьшение его имело место в первом полуго­дии 1997г., в то время как с другими странами мира наблюдался некоторый рост. В структуре производства и экспорта увеличивается доля сырьевых товаров и энергоносителей, а в импорте - изделий машиностро­ения,- перерабатывающих отраслей.

К середине 90-х гг. в интеграционных процессах стран Содружества появились новые моменты: в апре­ле 1996г. были сформированы два новых интеграци­онных объединения — «союз четырех» (Россия, Бела­русь, Казахстан, Кыргызстан) и «союз двух» в составе России и Беларуси. Несколько ранее Казахстан, Кыр­гызстан и Узбекистан заключили свое «тройственное соглашение».

Такая сложность интеграционной структуры СНГ объясняется, во-первых, различиями в подходе к на­циональному суверенитету лидеров стран Содружества; во-вторых, различиями в понимании механизма и на­правленности проводимых реформ.

Наибольшей зрелости интеграционные процессы достигли в отношениях Беларуси и России. Здесь фор­мируются совместные межгосударственные и не­государственные органы, решения которых являются обязательными для национальных правительств, ведет­ся работа по созданию совместного бюджета за счет ежегодных отчислений из государственных бюджетов обеих сторон, разрабатывается совместная структурная политика в промышленности, предусматривающая вза­имодополнение экономик обеих стран.

В то же время лидеры некоторых бывших союзных стран рассматривают СНГ как временное объединение, призванное обеспечивать цивилизованную процедуру разъединения государств бывшего СССР. Отсюда ста­новится очевидным, что будущее стран Содружества зависит от того, какие тенденции — разъединитель­ные или объединительные — будут приоритетными в рамках СНГ.

ГЛАВА 4. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ТУРИЗМЕ

Среди современных тенденций развития мирового рынка вообще и рынка услуг в частности особого внимания заслуживают процес­сы интеграции, а точнее процессы глобализации в области туризма. Транснациональные корпорации (ТНК), которые получили значительное развитие во второй половине XX в., от однонациональности капиталов и сепа­ратности действий перешли к политике сотрудничества, реализа­ции совместных программ. Эта тенденция находит проявление в образовании глобальных союзов корпораций.

Быстрое увеличение их числа происходит под влиянием ряда факторов, среди которых решающее воздействие оказывает обостре­ние конкурентной борьбы на мировых рынках. Оно имеет место не только между компаниями наиболее развитых стран. Очень опасными их соперниками стали фирмы из новых индустриальных стран, кото­рые постепенно завоевывают все больше «ниш» на мировых рынках. В гостиничном хозяйстве это — цепи отелей, принадлежащие Сянга­ну (Гонконгу), «Шангри-Ла», «Регал Хоутелз», «Мандарин Ориентл».

Суть глобальных союзов состоит в объединении человеческих, финансовых и научно-технических ресурсов разными фирмами для достижения определенных целей наиболее эффективным путем ­с помощью сотрудничества. Они совместно используют достиже­ния каждой из участвующих сторон и распределяют расходы и риски, связанные с реализацией общих программ.

Заключение глобальных союзов практикуется в разных секто­рах индустрии туризма и гостеприимства. Ярким примером дей­ственности подобного рода объединений являются глобальные компьютерные системы бронирования туристских продуктов. Бла­годаря им внешние системы связи авиакомпаний были соединены с комплексом компьютерных сетей отелей, турагентств, фирм по прокату автомобилей и т.д. Они позволяют забронировать пакеты туристских услуг или отдельные их элементы — от авиаперелетов и размещения в отелях до билетов в театр и страховых полисов.

Одной из самых крупных и известных компьютерных систем бронирования туристских продуктов, наряду с СЕЙБР, «Амаде­ус» и «Уорлдспэн», является «Галилео Интернешнл». Ее визитны­ми карточками стали мощная информационная база, широкие воз­можности резервирования и гибкость. В современном виде «Гали­лео Интернешнл» существует с 1993г. в результате слияния двух электронных систем бронирования «Галилео» и «Ковья-Аполло». Учредителями объединенной сети выступили североамериканские и европейские авиаперевозчики. При равном долевом участии они сформировали уставный фонд новой компании в размере 1,5 млрд. ам. долл. В 1997г. она имела 120 тыс. терминалов, охватывала 500 авиа­компаний, 31 тыс. отелей, 44 фирмы по прокату автомобилей. Чис­ло ее абонентов достигло 42 тыс.

Несмотря на слияние, создание единой базы данных и штаб-квартиры в г. Денвер (США, штат Колорадо), «Галилео Интер­нешнл» намерена сохранять, поддерживать и развивать «Ковья­-Аполло» и «Галилео» как две самостоятельные системы. Если пер­вая продолжает обслуживать США, Мексику и в меньшей степени Японию, то вторая работает на все остальные страны, за исключе­нием Канады, где действует сеть «Джемини».

В настоящее время, кроме глобальных союзов, формируются стратегические альянсы. Первым присущи изменения имуществен­ных отношений. Вторые же основаны на согласии сторон и не за­трагивают отношения собственности, поэтому они получили бо­лее широкое распространение.

Стратегические альянсы могут принимать разный вид (консор­циумов, совместных предприятий стратегического характера и т.д.). В отличие от традиционных межфирменных договоров все они на­целены на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ для компаний-участниц альянса в рамках глобальной стратегии их деятельности.

В гостиничном хозяйстве стратегические альянсы заключаются между несколькими компаниями для совместной реализации ус­луг, создания единой сбытовой сети, согласованной маркетинго­вой деятельности, осуществления крупных финансовых вложений. Основной мотив такого объединения состоит в продвижении тор­говых марок гостиничных компаний на рынке. В рамках альянса продукт одной фирмы открывает возможность другой выйти на рынок, и путем разделения финансового риска обе они уходят от банкротства при неблагоприятной экономической конъюнктуре.

Примером стратегического альянса служит заключенное в конце 1996 г. партнерское соглашение между группой «Карлсон Хоспитэлити Уорлд­уайд» (США) и корпорацией «Фор Сизнз» из Торонто. Его цель — расши­рить принадлежащую последней международную цепь отелей «Риджент,».

Доказав свою эффективность, альянсы станут главной страте­гией роста гостиничных компаний в ХХI в. К такому выводу при­шли специалисты Нью-Йоркского университета, проводившие обследование в индустрии гостеприимства.

Наиболее четко процессы глобализации просматриваются на воздушном транспорте. Налаживаются прочные партнерские связи между ведущими авиакомпаниями мира. Они предпочитают созда­вать стратегические альянсы со своими конкурентами, нежели покупать акции менее крупных перевозчиков. Достигнув между собой согласия, авиакомпании могут быстро расширить маршрут­ную сеть, увеличить свою рыночную долю и ограничить доступ на рынок других перевозчиков. Такое сотрудничество дает общий для всех участников альянса результат — увеличение объема воздуш­ных перевозок, а соответственно и прибыли.

Соглашения между авиакомпаниями касаются разных сфер дея­тельности. Раньше они распространялись в основном на управление погрузо-разгрузочными работами в аэропортах, инвестирование и текущее финансирование (совместные закупки топлива, самолетов, пользование мастерскими технического обслуживания и ремонта и т.д.), а также открытие объединенных коммерческих представи­тельств. Например, авиакомпании «Джапан Эйрлайнз», «Люфтган­за» и «Эр Франс» заключили соглашение о совместном строитель­стве терминала в Нью-Йоркском аэропорту им. Дж. Кеннеди.

Сегодня международные стратегические альянсы на воздуш­ном транспорте переживают новый этап развития. Стремясь уста­новить контроль над рынком авиаперевозок, члены альянса пере­шли к взаимообмену своими идентификационными кодами и к сотрудничеству в рамках специальных поощрительных программ для часто летающих пассажиров. Такого рода практика привела к глубоким переменам на рынке авиауслуг.

Специальные программы закрепляют клиентов за определенными авиакомпаниями и препятствуют пе­ретоку пассажиров к другим перевозчикам. В последнее время они превратились в мощный маркетинговый инструмент, эффектив­ность применения которого возрастает многократно в случае его интеграции в глобальные стратегические альянсы. Недавно авиа­компании «Юнайтед Эйрлайнз», «Люфтганза», «Эйр Канада» и САС выработали совместную стратегию в отношении постоянных пассажиров.

Объединяя поощрительные программы, члены альянсов рас­ширяют свою клиентскую базу и занимают доминирующее поло­жение на рынке. Эта стратегия ведет к монополизации авиапере­возок в условиях всеобщей либерализации воздушного транспорта. Она создает барьеры для выхода на рынок новых игроков и огра­ничивает конкуренцию.

Мелкие и вновь образованные авиакомпании обвиняют альян­сы, имеющие многочисленный контингент постоянных пассажи­ров, в нарушении антимонопольного законодательства. Специаль­ные органы по контролю над действиями монополий и защите кон­курентной среды внимательно наблюдают за формированием и стратегией развития альянсов. Но пока они не усматривают в их деловой практике фактов нарушения установленных правовых норм.

Кроме объединения поощрительных программ для часто лета­ющих пассажиров, сотрудничество между членами альянса укреп­ляется по линии обмена идентификационными кодами. По прави­лам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) авиакомпания имеет право предоставить в пользование свои иден­тификационные коды другой авиакомпании или несколько пере­возчиков могут использовать одни и те же коды. Это означает, что пассажиры летят самолетом не той авиакомпании, которая указа­на в билете. Для защиты прав потребителей предлагается ввести регулирование обмена кодами. Вопрос находится в процессе об­суждения, а пока авиакомпании должны по крайней мере инфор­мировать пассажиров о подобной практике.

Каковы бы ни были аргументы «за» и «против» обмена иденти­фикационными кодами, число соглашений растет. В 1997г. авиа­компании испанская «Иберия», щвейцарская «Свиссэйр» и авст­рийская «Остриан Эйрлайнз» договорились об обмене кодами с «Дельта Эйрлайнз», «Бритиш Мидлэнд» с «Галф Эйр», а «Джапан Эйрлайнз» с австралийской «Куантас Эйрлайнз». В том же году «Дельта Эйрлайнз» и «Континентл Эйрлайнз» подписали много­плановое соглашение с «Эр Франс», включающее обмен кодами. Заключаемые соглашения об обмене идентификационными кода­ми часто перерастают в международные стратегические альянсы.

В 1997 г. в мире насчитывалось 363 альянса авиакомпаний. Их число увеличивается. Большинство новых альянсов отли­чает гибкая организация с упором на совместный маркетинг и техническое развитие.

Набирающая силу политика налаживания партнерских отно­шений между перевозчиками наталкивается на препятствия. США предоставляют антитрестовый иммунитет альянсам при условии, что будут подписаны двусторонние соглашения об «открытом небе». Эти соглашения делают возможным доступ американских пере­возчиков к авиарынкам Европы и Азии. Некоторые страны (Швей­цария, Япония и др.) пытаются противостоять давлению амери­канской стороны.

На старом континенте создание альянсов осложняется из-за позиции Европейской комиссии по вопросу о двусторонних со­глашениях. Рассматривая ЕС как единое территориальное образо­вание, она намерена отказаться от практики заключения догово­ров каждой страной в отдельности и перейти к жесткой централи­зации переговорных процессов.

Несмотря на возникающие препятствия, авиакомпании про­должают объединяться. Нередко один и тот же перевозчик входит одновременно в несколько альянсов с разными целями. Авиаком­пания может иметь базовое соглашение с одной компанией и при этом быть полноправным членом маркетингового и коммерческо­го альянсов с другими перевозчиками. Например, «Люфтганза», кроме глобального стратегического альянса с «Юнайтед Эйрлайнз», образовала маркетинговый альянс с «Финнэйр», альянс фрахта с «Джапан Эйрлайнз» и «Кореан Эйрлайнз», а также подписала со­глашения об обмене идентификационными кодами с авиакомпа­ниями «Адриа Эйрвейз», «Вариг Бразилиан Эйрлайнз», «Люксэйр» и «Остриан Эйрлайнз». Перспективы достигнутых ранее догово­ренностей становятся весьма неопределенными с созданием ми­ровых альянсов перевозчиков.

Крупнейшими объединениями на воздушном транспорте яв­ляются альянс «Уануорлд» и «Стар Альянс». Каждый из них обслу­живает свыше 180 млн пассажиров в год. Динамику развития мировых альянсов авиакомпаний можно проследить по таблице 5 в приложении.

В 1998г. пять ведущих авиакомпаний мира «Америкэн Эйрлайнз», «Бритиш Эйрвейз», «Канадиан Эйрлайнз», «Катай Пасифик Эйр­вейз» и «Куантас Эйрлайнз» объявили о создании нового глобаль­ного альянса «Уануорлд». С 1999г. его члены приступили к реализа­ции широкой совместной программы действий стоимостью в де­сятки миллионов фунтов стерлингов. В рамках альянса существует всемирная тарифная сеть «Уануорлд», производится обмен иден­тификационными кодами, а также взаимозачет полетных миль для постоянных пассажиров, недавно введена Единая система брони­рования билетов. Необходимое условие членства в альянсе ­предоставление полного пакета льгот и услуг, предусмотренных данным объединением перевозчиков. Поэтому авиакомпании фин­ская «Финнэйр» и испанская «Иберия», решившие вступить в «Уануорлд», должны были провести работы по наладке систем сла­женных телекоммуникаций, а также переподготовку персонала в соответствии с требованиями альянса. С присоединением двух но­вых членов маршрутная сеть «Уануорлд» охватила свыше 800 пун­ктов назначения.

Другое международное объединение авиаперевозчиков «Стар Альянс» было образовано в 1997г. по инициативе «Люфтганза». Сегодня в него входят авиакомпании Германии, США, Канады, Японии, Австралии, Новой Зеландии, Бразилии и других стран. Ряды членов «Стар Альянс» продолжают расширяться. В 2000г. в них вступили вторая по значимости британская авиакомпания «Бри­тиш Мидлэнд» и старейший мексиканский перевозчик «Мексика­на Эйрлайнз». С присоединением к альянсу «Бритиш Мидлэнд», базирующейся в лондонском аэропорту «Хитроу», он стал един­ственным в мире узловым хабом для двух конкурирующих гло­бальных авиационных альянсов. Общая маршрутная сеть «Стар Альянс» связывает 815 пунктов назначения, расположенных более чем в 130 странах мира. Самолеты авиакомпаний альянса взлетают в среднем через каждые 9с. и выполняют в общей сложности око­ло 9600 рейсов ежедневно.

Кроме «Уануорлд» и «Стар Альянс», существуют и другие по­добные объединения перевозчиков «Кволифлайер Груп» и «Вайндс». Недавно в Нью-Йорке было объявлено о создании нового альянса «СкайТим». Его ядром выступили «Дельта Эйрлайнз» и «Эр Франс», сотрудничающие уже несколько лет. По словам создателей, альянс должен в большей степени быть ориентированным на интересы пассажиров, чем все ранее оформленные объединения. Разверну­тая в средствах массовой информации США, стран Европы, Ла­тинской Америки и Азии рекламная кампания альянса проходит под девизом «Мы заботимся о вас».

В 2003 г. к «СкайТим» планировала присоединиться и «Аэрофлот — «Российские Авиалинии». У российского перевозчика есть шансы стать полноправным членом альянса при условии стабильной ра­боты. Пока же ведутся переговоры о создании альянсов авиаком­паний России и СНГ.

ГЛАВА 5. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

5.1. Направления международного таможенного сотрудничества

В прошедшем столетии многое было сделано в сфере стандарти­зации и гармонизации таможенных формальностей с целью упроще­ния условий международной торговли. Так, в начале 1923 года госу­дарства-участники Лиги Наций подписали в Женеве Международ­ную конвенцию об упрощении таможенных формальностей. Статьи, определяющие подходы к вопросам таможенной стоимости, опреде­ления страны происхождения товара, свободы транзита, создания таможенных союзов, нашли отражение в тексте Генерального согла­шения по тарифам и торговле (ГАТТ), открытого для присоедине­ния в 1947 году.

Тем не менее не существовало специализированной международ­ной организации, ответственной за изучение таможенных процедур и внесение предложений по их упрощению и гармонизации. В со­вместной декларации, принятой в Париже 12 сентября 1947 года, в полностью разрушенной Второй мировой войной Европе 13 стран согласились рассмотреть возможность создания такого учреждения в Брюсселе. В рамках этого проекта была создана рабочая группа по изучению возможности создания Европейского таможенного союза.

Через год рабочая группа предложила создать Экономический и Таможенный комитеты. Таможенный комитет направил свое внима­ние на установление общей номенклатуры товаров, находящихся в международном торговом обороте, принятие порядка определения таможенной стоимости, а также изучение различных аспектов тамо­женного регулирования.

Эти три направления стали основой конвенций, подписанных в Брюсселе 15 декабря 1950 года [2]:

- Конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества (вступила в силу 4 ноября 1952 года);

- Конвенции о стоимости товаров для таможенных целей (всту­пила в силу 28 июля 1953 года);

- Конвенции по номенклатуре для классификации товаров в та­моженных тарифах (вступила в силу 11 сентября 1959 года).

Республика Беларусь присоединилась к первой из перечислен­ных конвенций в декабре 1993 года.

Диапазон административно-правового регулирования сотрудни­чества в таможенной сфере достаточно широк. В него входят вопро­сы организации работы в пунктах пропуска на границе, осуществле­ния совместного контроля с соответствующими службами сопре­дельных государств, обмена информацией в правоохранительном блоке деятельности таможенных органов, взаимного признания та­моженных обеспечений, сотрудничества в борьбе с контрабандой наркотиков и радиоактивных материалов, подготовки кадров. Эти аспекты сотрудничества реализуются, как правило, через двусто­ронние договоренности.

Сотрудничество в вопросах определения страны происхождения товара, таможенной стоимости, унификации и гармонизации тамо­женных процедур — предмет многосторонних договоренностей.

Страна происхождения товара определяется с целью осущес­твления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию и вывоза товара с этой территории. Принципы определения страны происхождения товара основывают­ся на существующей международной практике.

Страной происхождения товара считается страна, в которой то­вар был полностью произведен или подвергнут достаточной перера­ботке в соответствии с критериями, установленными в соглашении Всемирной торговой организации «O стране происхождения това­ра», или иными согласованными критериями.

Положениями ряда международных соглашений устанавливает­ся система определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию государства. Эта система основывается на общих принципах, принятых Генеральным соглашением по тор­говле и тарифам. В соответствии с ними определение таможенной стоимости должно основываться на реальной стоимости ввозимых или подобных им товаров, то есть на стоимости, по которой эти то­вары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях свободной конкуренции.

В Мировой практике получение от компетентных органов других государств информации, имеющей юридическую силу, для целей предотвращения, пресечения или расследования таможенных пра­вонарушений осуществляется на Основе международных договоров, закрепляющих волю сторон по Осуществлению такого вида сотруд­ничества.

Динамика внешнеэкономических связей Республики Беларусь, активные процессы в национальной экономике напрямую связаны с объемом и содержанием норм, регулирующих таможенные правоот­ношения, включая и международный аспект этих отношений.

Различные виды международных договоров нормативно закре­пили разнообразные предметы и формы таможенного сотрудниче­ства. В первую очередь эти отношения урегулированы с сопредель­ными государствами и государствами наибольшего экономического и политического интереса со стороны Республики Беларусь.

Международными договорами с таможенным элементом охваче­ны практически все направления внешнеэкономической деятельнос­ти государства и смежные с ней области государственного регулиро­вания. Внешняя торговля, международные перевозки, туризм, борьба с международными экономическими правонарушениями, ме­ждународный почтовый оборот, защита окружающей среды, сохра­нение редких и исчезающих видов флоры и фауны, защита прав ин­теллектуальной собственности, борьба с незаконным перемещением наркотиков, радиоактивных материалов — вот далеко не исчерпыва­ющий перечень этих областей.

Будучи суверенным государством в мировом сообществе, при­знавая превосходство принципов и норм международного нрава, Бе­ларусь, таким образом, должна создавать национальные правовые нормы на основе норм международного права. Особенно важно придерживаться такого подхода при создании правовой базы в вопро­сах внешней деятельности государства, в частности во внешней торговле, международных транспортных перевозках, в таможенном сотрудничестве. Целесообразно использовать опыт, накопленный мировым сооб­ществом в вопросах таможенного регулирования и закрепленный в конвенциях и рекомендациях, подписанных или принятых под эги­дой Всемирной таможенной организации. Наибольший интерес для республики представляют преимущества, связанные с присоедине­нием к Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных про­цедур, и последующее доведение национального законодательства до требований международных стандартов.

5.2. Реализация международных программ технического содействия в таможенном деле

Начиная с 1992 года Европейский союз оказывает Республике Беларусь техническое содействие в рамках специальной програм­мы, разработанной и одобренной к реализации в странах Содружес­тва Независимых Государств и Монголии. Сокращенно программа называется ТАСИС. Составляющая ее часть — оказание техническо­го содействия развитию национальной таможенной службы Респуб­лики Беларусь.

В рамках программы проведена серия семинаров и консульта­ций с участием таможенных экспертов европейских стран по основ­ным вопросам таможенного регулирования: таможенным процеду­рам, таможенной стоимости, стране происхождения товара, борьбе с контрабандой, — и ряду узких вопросов, в частности отмыванию де­нег, таможенным лабораториям.

Белорусские таможенники посетили таможенные службы Фран­ции, Великобритании, Германии, Финляндии с целью изучения опыта в организации обучения кадров, осуществлении процедур та­моженного оформления, методов организации борьбы с контрабан­дой, организации таможенных лабораторий.

Программа ТАСИС имеет трехлетние циклы реализации. На первых этапах мероприятия программы носили исключительно кон­сультационный характер. В последующем в программу были вклю­чены инвестиционные проекты, в частности в сфере модернизации и реконструкции пунктов пропуска на белорусско-польской и бело­русско-литовской границе.

Совместно с экспертами Европейской комиссии подготовлены технико-экономические обоснования проектов реконструкции по­граничных пунктов пропуска «Козловичи» и «Варшавский Мост». Начато строительство одного из зданий в пункте пропуска «Каменный Лог».

В целях координации проектов Программы, имеющих таможен­ный аспект, Европейская комиссия направила в г. Минск для рабо­ты в качестве технического эксперта представителя таможенной службы Дании, в сферу задач которого входила координация реа­лизации проектов программы ТАСИС в Беларуси, Украине, Гру­зии, Молдове, Армении.

Стремясь к формированию национальной таможенной службы на основе опыта ведущих стран мира, таможенная администрация Республики Беларусь широко использует различные источники пос­тупления технического содействия.

К таким источникам относится техническая помощь странам СНГ (программа ТАСИС), двусторонние межправительственные и межведомственные соглашения относительно сотрудничества и взаимной помощи по таможенным вопросам и в деле обучения персонала, посредничество дипломатических представительств, инициативы Всемирной таможенной организации, Всемирной тор­говой организации, МАГАТЭ и других международных организа­ций, техническое содействие со стороны таможенной службы Рос­сийской Федерации.

Опыт международного таможенного сотрудничества подтвер­ждает необходимость координации технического содействия со сто­роны международных доноров в соответствии со стратегической ли­нией развития таможенной службы Беларуси.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После изучения большого количества литературы, журналов, а также различных Internet-сайтов и отбора наиболее объективной информации в заключение работы необходимо подвести итог касательно того, какую роль играют интеграционные процессы в современном мировом хозяйстве.

В данном курсовом проекте были рассмотрены интеграционные процессы в общем и на отдельных примерах, в частности на примере Европейского Союза, Всемирной Торговой организации и в таких областях, как таможенное дело и мировой туризм.

Как видно из вышеприведенного материала, движущей силой интеграционных процессов является стремление объединить свои усилия по разрешение различных проблем, стоящих перед интегрирующимися странами. Такими проблемами могут быть улучшение жизненного уровня населения этих стран, создание новых перспектив для развития экономики, использование накопленного другими странами опыта по разрешению проблем в различных сферах деятельности.

Помимо этих, интеграция в своем большинстве ставит следующие цели:

- Использование преимуществ эко­номики масштаба;

- Создание благоприятной внеш­неполитической среды;

- Решение задач торговой полити­ки;

- Содействие структурной пере­стройке экономики;

- Поддержка молодых отраслей национальной промышленности.

По завершении разработки данной темы я сделал вывод, что основными предпосылками интеграции являются:

- Близость уровней экономическо­го развития и степени рыночной зре­лости интегрирующихся стран

- Географическая близость инте­грирующихся стран, наличие в боль­шинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономи­ческих связей.

- Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политичес­кого сотрудничества и т.д.

- Демонстрационный эффект

- «Эффект домино»

Переработав материал, использованный для составления данной курсовой работы, я пришел к выводу, что интеграция в своем развитии приходит следующие этапы:

- Преференциальные торговые соглашения

- Зона свободной торговли

- Таможенный союз

- Общий рынок

- Экономический союз (теоретически возможен и политический союз)

Итак, наиболее развитой интеграци­онной группировкой в мире является Европейский союз (ЕС). С момента своего образования ЕС прошел все ос­новные этапы интеграционного процес­са и в настоящее время находится на этапе развития и совершенствова­ния экономического союза. В рамках 25 стран ЕС обеспечена свобода передвижения товаров и всех факторов про­изводства, проводится единая внешне­торговая политика на базе общего таможенного тарифа, единая политика в области сельского хозяйства, энерге­тики, транспорта и некоторых других областях. Для управления ЕС созданы межгосудар­ственные представительные, исполни­тельный и судебные органы, наделен­ные некоторыми наднациональными полномочиями по принятию решений от лица ЕС в целом.

На данном этапе заключен союз между Россией и Беларусью. Хотя он не достиг такого развития, как Европейский союз, в силу различных трудностей, возникающих на его пути, многое еще можно сделать по его совершенствованию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Международный туризм: Учебник/А.Ю.Александрова. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 470с.

2. Основы таможенного дела: Учебник/В.А.Гошин, А.Н.Сиротский, Н.А.Дубинский, и др.: Под ред. Н.А.Сиротского, В.А.Гошина. — Мн.: БГУ, 2003. — 475с.

3. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. — Ч. I: Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. — М.: 416с.

4. Козловский В.В., Лутохина Э.А. Мировая экономика (социально-ориентированный подход): Курс лекций / Под ред. д-ра эконом. наук, проф. Э.А. Лутохиной. — Мн.: ОДО «Равноденствие», 2004. — 283с.

5. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред. д-ра эконом. наук, проф. В.П.Колесова и д-ра эконом. наук, проф. М.Н.Осьмовой. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000 — 480с.

6. Мировая экономика: Учеб. Пособие: 2-е изд., стереотип./С.П.Гурко, Е.П. Целехович, Г.А. Примаченок и др.; Под ред. А.К. Корольчука, С.П. Гурко. — Мн.: «Экоперспектива», 2003. — 240с.

7. Шемянков В.Г. Европейская интеграция. Учебное пособие. — Международные отношения, 2003. — 400с.

8. www.europa.eu.int

9. www.wto.ru