Контрольная работа: Информационное обеспечение управления качеством

Название: Информационное обеспечение управления качеством
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: контрольная работа

Министерство науки и образования Российской Федерации

Контрольная работа

по дисциплине: «Управление качеством»

на тему: «Информационное обеспечение управления качеством»

Саратов, 2010 год

Содержание

Введение …………………………………………………………………………стр.3

1. Сущность, значение и особенности информационного обеспечения……..стр.4

2. Общие положения информационного обеспечения

управления качеством…………………………………………………………...стр.7

3. Принципиальные положения автоматизации информационного обеспечения управления качеством………………………………………………………….стр.11

Заключение …………………………………………………………………….стр.17

Список использованных источников ……………………………………...стр.18

Введение

Для принятия эффективных управленческих решений в условиях динамичного развития рыночной экономики предприятию требуется целесообразная система информационного обеспечения, объективно отражающая сложившуюся экономическую ситуацию. Выбранная мной тема является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как хорошее информационное обеспечение это не только залог успеха и конкурентоспособности фирмы, но и порой выступает как средство выживания в условиях жесткой конкуренции.

Информационное обеспечение управления - это связь информации с системами управления предприятием и управленческим процессом в целом. Оно может рассматриваться не только в целом, охватывая все функции управления, но и по отдельным функциональным управленческим работам, например, прогнозированию и планированию, учету и анализу. Это дает возможность оттенить специфические моменты, присущие информационному обеспечению функционального управления, раскрыв в то же самое время его общие свойства, что позволяет направить исследования вглубь.

Цель исследования - выявить, как происходит информационное обеспечение управления качеством на предприятиях.

Задачи работы:

1. Показать сущность, значение и особенности информационного обеспечения;

2. Перечислить общие положения информационного обеспечения управления качеством;

3. Раскрыть принципиальные положения автоматизации информационного обеспечения управления качеством.

Сущность, значение и особенности информационного обеспечения

Важнейший фактор повышения эффективности производства в любой отрасли является улучшение управления. Совершенствование форм и методов управления происходит на основе достижений научно-технического прогресса, дальнейшего развития информатики, занимающейся изучением законов, методов и способов накопления, обработки и передачи информации с помощью различных технических средств.

Различные информационно-технические новшества следует воспринимать как средство сокращения и удешевления аппарата управления. Так, например, появление телефона, радио, телевидения, персональных компьютеров, локальных компьютерных сетей и глобальной сети Интернет приводило в свою очередь к совершенствованию системы информационного обеспечения управления предприятием. В конечном итоге роль информации в организационном управлении фирмой постоянно возрастает, что связано с измене­ниями социально-экономического характера, появлением новейших достижений в области техники и технологий, результатами научных исследований. Научно-техническая революция выдвинула ин­формацию в качестве важнейшего фактора производственного про­цесса. Информационный процесс необходим как непременное усло­вие работы современной техники, как средство повышения качест­ва рабочей силы, как предпосылка успешной организации самого процесса производства.

От совершенствования информационного обеспечения возможны следующие положительные результаты:

1) Возможная экономия расходов за счёт снижения:

- фонда заработной платы;

- коммунальных услуг;

- стоимости программного обеспечения;

- расходов на почту;

- расходов на оформление договоров;

- расходов на перераспределение сырья.

2) Устранение возможных расходов в будущем:

- избежание будущего роста численности персонала;

- уменьшение требований к обработке данных;

- снижение стоимости обслуживания.

3) Возможные нематериальные выгоды:

- улучшение качества информации;

- повышение производительности;

- улучшение и ускорение обслуживания;

- новые производственные мощности;

- более уверенные решения;

- улучшение контроля;

- уменьшение просроченных платежей;

- полное использование программного обеспечения.

Понятие информации является достаточно ёмким и широко распространено в настоящее время. Сам термин информация происходит от латинского слова information - разъяснение, осведомление, изложение.

Информацию можно трактовать как совокупность сведений, сообщений, материалов, данных, определяющих меру потенци­альных знаний менеджера о процессах или явлениях в их взаи­мосвязи.

Состав, содержание и качество информации, которая прив­лекается к руководителю, имеют определяющую роль в обеспечении действенности управления. Анализ информации не ограничивается только эко­номическими данными, а широко использует техническую, тех­нологическую и другую информацию. Все источники данных делятся на плановые, учетные и внеучетные.

К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, те­кущие, оперативные, хозрасчетные задания, технологические карты), а также нормативные материалы, сметы, ценники, про­ектные задания и др.

Источники информации учетного характера - это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статис­тического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.

Ведущая роль в информационном обеспечении анализа при­надлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наибо­лее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их ре­зультаты. Своевременный и полный анализ данных, которые имеются в учетных документах (первичных и сводных) и от­четности, обеспечивает принятие необходимых мер, направлен­ных на улучшение выполнения планов, достижение лучших ре­зультатов хозяйствования.

С расширением компьютерной техники появились и новые машинные источники информации. К ним относятся данные, ко­торые содержатся в оперативной памяти компьютера, на гибких дисках, а также выдаются в виде разнообразных машинограмм.

По отношению к объекту исследования информация бывает внутренней и внешней. Система внутренней информации - это данные статистического бухгалтерского, оперативного учета и отчетности, плановые данные, нормативные данные, разработан­ные на предприятии и т.д. Система внешней информации - это данные статистических сборников, периодических и специаль­ных изданий, конференций, деловых встреч, официальные, хозяй­ственно-правовые документы и т.д.

По отношению к предмету исследования информация делится на основную и вспомогательную, необходимую для бо­лее полной характеристики изучаемой предметной области.

По периодичности поступления аналитическая информация подразделяется на регулярную и эпизодическую. К источникам регулярной информации относятся плановые и учетные данные. Эпизодическая информация формируется по мере необходимо­сти, например сведения о новом конкуренте.

Регулярная информация в свою очередь классифицируется на постоянную, сохраняющую свое значение длительное вре­мя (коды, шифры, план счетов бухгалтерского учета и др.), ус­ловно-постоянную, сохраняющую свое значение в течение определенного периода времени (показатели плана, норма­тивы) и переменную, характеризующую частую сменяемость событий (отчетные данные о состоянии анализируемого объек­та на определенную дату).

По отношению к процессу обработки информацию можно отнести к первичной (данные первичного учета, инвентаризаций, обсле­дований) и вторичной, прошедшей определенную стадию обработ­ки и преобразований (отчетность, конъюнктурные обзоры и т.д.).

В деятельности крупных фирм передача информации является непремен­ным и первостепенным фактором нормального функционирования фирмы. При этом особое значение приобретает обеспечение оперативности и достоверности све­дений. Для многих фирм внутрифирменная система информации решает задачи ор­ганизации технологического процесса и носит производственный характер. Это касается, прежде всего, процессов обеспечения предприятий кооперированной продук­цией, поступающей со специализированных предприятий по внутрифирменным ка­налам. Здесь информация играет важную роль в предоставлении сведений для при­нятия управленческих решений и является одним из факторов, обеспечивающих снижение издержек производства и повышение его эффективности. Особую роль играет прогнозирование рыночных процессов.

Важное значение имеет информация о возникновении в ходе производства от­клонений от плановых показателей, требующих принятия оперативных решений.

Существенную роль в принятии решений играет научно-техническая информация, содержащая новые научные знания, сведения об изобретениях, технических новинках своей фирмы и фирм-конкурентов. Это непрерывно пополняемый общий фонд и по­тенциал знаний и технических решений, практическое и своевременное использование которого обеспечивает фирме высокий уровень конкурентоспособности.

Информация служит основой для подготовки соответствующих докладов, отче­тов, предложений для выработки и принятия управленческих решений. Содержание каждой конкретной информации определяется потребностями управленческих звеньев и вырабатываемых управленческих решений. К информа­ции предъявляются определенные требования:

- краткость, четкость формулировок, своевременность поступления;

- удовлетворение потребностей конкретных управляющих;

- точность и достоверность, правильный отбор первичных сведений, оптимальность систематизации и непрерывность сбора и обработки сведений.

Важную роль в использовании информации играют способы ее регистрации, об­работки, накопления и передачи; систематизированное хранение и выдача информации в требуемой форме; производство новой числовой, графической и иной инфор­мации. Другими словами необходимо рассмотреть технологию информационной деятельности.

Общие положения информационного обеспечения управления качеством

Системное управление качеством требует значительных объемов объективной информации превентивного и оперативного характера. В связи с этим в составе обеспечивающих подсистем систем управления качеством необходимо выполнять функции, связанные с информационным обеспечением.

В общем случае информационное обеспечение управления качеством, например, на уровне предприятия следует понимать как совокупность всех видов информации по управлению качеством, методов и средств ее сбора, накопления, обработки, анализа, передачи, хранения и использования, предназначенной для воздействия на процессы установления, формирования, сохранения и поддержания необходимого для потребителей качества продукции, услуг и работ. Следовательно, в состав информационного обеспечения системы управления качеством должны включаться:

- виды и объемы информации, требуемые для управления качеством;

- потребители информации каждого вида;

- методы получения информации каждого вида;

- источники информации каждого вида;

- периодичность получения информации каждого вида;

- виды носителей информации;

- средства поиска, сбора, накопления, обработки, анализа, передачи, хранения и использования информации каждого вида.

Необходимость повышения эффективности воздействия информации на все процессы управления качеством в рыночных условиях имеет принципиальное значение. Это зависит от целого ряда факторов, обусловленных развитием научно-технического процесса, с одной стороны, и инерционностью информации - с другой, в результате чего потребитель информации получает необходимые сведения с запозданием (а необходимо - с опережением). Кроме того, традиционные формы переработки и поиска информации не могут обеспечить потребителя достоверными и полными данными, поэтому достижение высоких технико-экономических показателей разрабатываемой и выпускаемой продукции невозможно без решения основных проблем и информационного обеспечения процесса управления уровнем качества, совершенствования системы информации в целом, систем информационного поиска, использования новых видов источников информации и методов ее анализа.

Всю информацию по управлению качеством условно можно классифицировать по следующим видам: номенклатура показателей качества; фактические значения показателей качества и исходная информация для их определения, нормативы для показателей качества; факторы, влияющие на показатели качества; информация об объектах управления; управляющая и отчетная информация.

Все многообразие информации по управлению качеством можно подразделить на условно-постоянную и переменную. Первая включает информацию непреходящих ценностей, постоянно используемых при управлении качеством (нормативно-техническая документация и нормативно-методическая документация, справочная информация), вторая содержит переменные сведения, связанные с оперативным управлением качеством и текущей производственной деятельностью, включая информацию об отклонениях процессов управления, уровнях дефектности, брака, качества труда и др. Как условно-постоянную, так и переменную информацию предпочтительнее всего классифицировать по признакам отношения ее к подсистемам системы управления качеством (система общего управления качеством, «продуктовым подсистемам» и др.) и их элементам, функциям управления качеством каждой из подсистем системы.

К информации по управлению качеством в рыночных условиях предъявляются определенные требования. В их основу целесообразно положить, прежде всего, полезность информации для принятия решений в системе управления качеством в частности и СУ в целом. Наряду с данным очевидным требованием и теми требованиями, которые предъявляются к документационному обеспечению системного управления качеством, к рассматриваемой информации следует предъявлять такие требования, как понятность, уместность, одноразовость ввода и надежность.

Понятность означает то, что информация о качестве должна быть доступной пониманию для ее пользователя. Это не исключает при необходимости представления достаточно сложной информации.

Уместность информации следует понимать как относящуюся только к качеству продукции, позволяющую принимать своевременные решения по управлению качеством превентивно-перманентного характера. Уместность определяется содержанием, существенностью и своевременностью информации. Например, информацию можно признать несущественной, если она не оказывает значимого влияния на принятие решений по управлению качеством.

Одноразовость ввода следует понимать как требование единственного введения информации по управлению качеством в банк данных с последующим многоразовым использованием, что позволит снизить ее неоднозначность за счет уменьшения вероятности совершения ошибок (при неоднократном вводе информации).

Надежность предполагает, что информация не содержит никаких серьезных (существенных) ошибок. При этом она должна правдиво, полно и беспристрастно (нейтрально) отражать предполагаемое (возможное) и реальное (действительное) качество продукции и состояние всех процессов управления качеством.

Источниками информации о предприятии и видах его деятельности при ее сборе, изучении, обобщении и анализе должны стать, как минимум, следующие нормативно-правовые документы:

1) данные внешней бухгалтерской отчетности, не являющиеся коммерческой тайной, публикаций, статистических материалов:

2) устав, учредительный договор, протоколы учредительного собрания, подписные листы на акции и другие документы, регламентирующие деятельность организации;

3) состав членов правления и их заместителей, ревизионной комиссии;

4) приказы о назначении генерального директора (президента) и его заместителей;

5) нормативно-правовые документы по основным направлениям деятельности организации и менеджмента, в том числе законы и другие подзаконные акты;

6) Организационная структура управления организацией и ее структурных единиц;

7) экологический паспорт;

8) показатели активов и пассивов балансовых отчетов, отчетов о финансово-экономических результатах и их использовании, отчетов о прибылях и убытках, других бухгалтерских, учетных и статистических документов;

9) годовые отчеты организации и ее структурных единиц;

10) отчеты о маркетинговых и других исследованиях внешней и внутренней среды организации;

11) материалы лабораторий и подразделений (отдел технического контроля, центров испытаний и т.п.);

12) материалы надзорных и сертификационных органов; результаты социологических исследований;

13) дефектные ведомости;

14) рекламации и отзывы потребителей;

15) входящие и выходящие документы;

16) положения о подразделениях, руководящие документы, методики, стандарты, должностные инструкции, процедуры и другие документы, регламентирующие деятельность подразделения, а также документы, отражающие:

- цели задачи организации;

- степень специализации, концентрации, комбинирования научно-технических разработок и производства продукции;

- кооперацию научно-технических и производственных структурных единиц;

- централизацию и специализацию функций обеспечения и обслуживания;

- маршруты материально-вещественных и информационных потоков;

- соотносительность структурных единиц и подразделений и их численности в жизненном цикле продукции (услуг);

- состав целей управления, функций и задач и их распределение между уровнями и звеньями управления;

- централизацию и распределение полномочий по принятию решений;

- функциональные связи между уровнями и звеньями управления и отдельными руководящими работниками;

- существующую технологию выполнения функций и задач;

- кадровое обеспечение;

- уровень используемых технических средств управления;

- используемые методы управления;

- факторы, обеспечивающие получение прибыли;

- исполнительность решений в структурных единицах организации;

Помимо перечисленного выше источниками информации могут быть:

1) сотрудники организации, характеризующие ее деятельность в процессе бесед, анкетирования, опросов ит.п.;

2) непосредственные данные наблюдения и мониторинга за процессом функционирования системы УК и всей СУ;

3) миссия и цели предприятия (организации);

4) реализуемые стратегии;

5) структура внешне хозяйственных связей предприятия;

6) организационно-правовая форма предприятия;

7) внешнеторговый контракт;

8) перевозочные и товаросопроводительные документы;

9) таможенные документы;

10) экспортная и импортная лицензия;

11)документы для регистрации участника внешнеэкономической деятельности;

12) платежные документы; документы, оформляющие валютные операции;

13) документы для зарубежной командировки и для приема иностранных партнеров;

14) отношение персонала организации к современным информационным технологиям;

15) владение руководителями и менеджерами необходимой и достоверной информацией при принятии управленческих решений;

16) документооборот и его характеристики;

17) средства передачи и преобразования информации;

18) применяемые коммуникации;

19) направления совершенствования информационного обеспечения на предприятии.

Каждый из источников обладает определенными достоинствами и недостатками, поэтому ни один из них в отдельности не может обеспечить достаточной полноты и достоверности собранной для исследования информации. Из этого следует, что необходимо использовать одновременно несколько источников сбора данных, постоянно корректируя их на основе появляющихся новых материалов. При этом можно собирать информацию как последовательно по всем иерархическим уровням, так и параллельно.

Информацию собирать и обрабатывать желательно за последние 3-5 лет.

Принципиальные положения автоматизации информационного обеспечения управления качеством

При системном подходе к построению и функционированию автоматизированной информационной подсистемы управления качеством информацию следует представлять в максимально приближенном к машиноориентированному виду. Такой подход предусматривает обмен информацией по прямым и обратным каналам связи как внутри каждой из субподсистем, подсистем и системы управления качеством в целом, так и с любой из подсистем и систем более высоких уровней управления.

Для решения задач информационного обеспечения систем управления качеством на предприятии исключительно важное место занимают компьютерные и сетевые технологии, которые могут повысить эффективность осуществления процессов обеспечения качества внутри предприятия и взаимодействие с партнерами, потребителями и другими структурами. Наиболее перспективным применением компьютерных и сетевых технологий является интеграция связей внутренней сети, построенной на базе технологий интранет (с созданием внутренней структуры универсального портала предприятия), с интернет и экстранет (с построением внешней структуры портала предприятия).

Использование современных информационных технологий по сравнению с традиционными позволяет получить как временной эффект, так и экономический.

Очевидно, что в автоматизированном (или автоматическом) режиме доступ к информации без участия управленческого персонала должен дозироваться.

Систему информационного обеспечения следует основывать на совокупности унифицированных показателей качества, их классификации и типовых формах документов, фиксирующих эти показатели. При этом всю информацию, используемую при управлении качеством, целесообразно классифицировать по видам, например показатели качества продукции, услуг и труда; внутренняя информация (отказы при испытаниях продукции, дефекты и брак при изготовлении, производственные потери и др.); внешняя информация (замечания по эксплуатации, наличие рекламаций, требования потребителей и др.)

Состав и содержание информационного обеспечения управления качеством определяется продукцией, услугами и их свойствами, организационной структурой управления предприятием и функциями системы управления качеством. Оно должно осуществляться на всех стадиях жизненного цикла продукции и уровнях управления производством. Необходимо отметить характерные недостатки информационного обеспечения. Во-первых, отсутствует достаточно полная научно-техническая и экономическая информация о техническом уровне продукции, лучших аналогах за рубежом, затратах на качество. Во-вторых, поступает информация, которая не всегда используется разработчиками при проектировании новой продукции. В-третьих, информационное обеспечение недостаточно полно регламентировано НТД, в частности стандарт предприятия. В-четвертых, не отвечают современным требованиям автоматизированные системы сбора и обработки информации о качестве. В основном, автоматизируются только частные задачи учета качества труда, потерь от брака и рекламаций, в меньшей степени автоматизированы процессы управления качеством на стадии исследования и проектирования (особенно при прогнозировании потребностей технического уровня и планировании повышения качества), при исследовании изделий в условиях эксплуатации.

Анализ информации по качеству, проведенный по данным статистической отчетности ряда предприятий промышленного характера, показал конкретные направления по совершенствованию информационного обеспечения системы управления качеством. Основными из них являются:

- разработка и использование в производстве единого классификатора дефектов и возможных причин брака (их примеры приведены в табл. 1, 2);

- унификация и совершенствование действующей отчетно-учетной документации по качеству, находящейся в обращении;

- применение метода диаграмм Парето в технико-экономическом анализе КП;

- типизация форм отчетности по качеству; внедрение автоматизированной системы сбора и обработки информации о надежности.

Использование единого для предприятий классификатора возможных причин брака позволит систематизировать и классифицировать встречающиеся при производстве продукции дефекты и производить обработку всей информации по качеству с применением компьютерной техники. Кроме того, наличие классификатора предоставит возможность решать не только задачи, связанные с оценкой качества продукции и труда, но оперативно и объективно определять значение обобщенных показателей качества и уровней качества. Большие возможности появятся также при определении значимости дефектов, необходимых для инспекционного контроля, качества работы аппарата отдел технического контроля, качества сырья и материалов, поставляемых заводами-поставщиками, получении оперативной информации по дефектам производства с использованием микроэлектроники, установлении значимости отказов и неисправностей изделий при испытаниях, удовлетворении претензий потребителя и учете рекламаций. Помимо этого, применение классификатора позволяет отслеживать технико-экономическую информацию о качестве, расширить номенклатуру его показателей, а также улучшить внутрипроизводственный учет и отчетность и технико-экономический анализ качества. Использование его службами ОТК позволяет повысить объективность статистической отчетности по качеству.

Обнадеживающие практические результаты получаются при обработке статистической информации о качестве с использованием метода диаграмм Парето. Так, с помощью этого метода можно по всем классифицированным видам брака объективно и полно оценивать потери предприятий в целом, выявить важность тех или иных факторов в показателях качества. Исследования с помощью этого метода показали, что многие виды брака (около 50-60%), приводящие к материальным потерям, являются основными и составляют почти 80 % всех потерь в производстве.

Таблица 1.

Классификатор дефектов продукции

Характеристика группы дефектов

Значимость дефекта, по мнению потребителя

Номер группы дефектов

Оценка, балл

Малозначительные дефекты продукции (существенно не влияют на использование продукции по назначению и надежность)

Малозначимый скрытый дефект (несущественный дефект, потребителем, как правило, не замечается и практически не требует устранения)

Малозначимый видимый дефект (несущественный дефект; обнаруживается обычно потребителем и, как правило, требует устранения)

Значительные дефекты продукции (существенно влияют на использование продукции по назначению и надежность)______

Значимый (существенный дефект; обнаруживается потребителем и требует устранения)

10

Критические дефекты (использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо)

Очень значимый (может привести к отказу, но практически не влияет на безопасность и экологию)

30

Исключительно значимый (может привести к отказу и влияет на безопасность и экологию)

100

Таблица 2.

Шифр

Причина

брака

Виновники брака и их шифры

Исполнитель

Мастер

Администрация цеха

Отдел главного конструктора

Отдел главного технолога

Отдел технического контроля

Отдел снабжения

01

02

03

04

05

06

07

001

Неточность в конструкторской документации

002

Неточность в технологической документации

003

Небрежность в работе

004

Нарушение технологической документации

005

Неисправность инструмента, приспособлений и оснастки

006

Неисправность оборудования

007

Повреждение изделий при транспортировке

008

Несоответствие материалов, покупных изделий технологической документации

009

Скрытые дефекты сырья, материалов и др.

010

Несоответствие ТУ и стандартам

011

Несоответствие чертежам

012

Нарушение технологического процесса

013

Несоответствие внешнего вида эталону (образцу)

014

Невнимательность контролеров

015

Несоответствие характеристикам при приемосдаточных испытаниях

016

Не выдержана маркировка

017

Прочие виды брака

Метод диаграмм Парето является эффективным средством выработки управляющих воздействий в целях обеспечения уровня качества разрабатываемой и изготавливаемой продукции, профилактики и предупреждения брака на производстве, повышения объективности оценки КП и труда. Диаграммы объективно показывают фактическое состояние производства на отдельных участках и решают целый комплекс вопросов, связанных с качеством. В частности, они определяют: число случаев брака по его видам; суммы потерь от брака; затраты времени и материальных средств на исключение брака; содержание поступающих рекламаций; число случаев поломок изделий в процессе их транспортирования; затраты, вызванные удовлетворением рекламационных претензий, и т.д. Кроме того, они помогают найти суммы по отдельным статьям производственной сметы, затраты на производство (сырье и материалы, вспомогательные материалы, затраты труда и др.).

Обработка статистической информации о качестве за год, по данным ОТК ряда заводов, с помощью метода диаграмм Парето показала, что 70 % брака в производстве является следствием некачественной отработки конструкторской и технологической документации. Большое значение в повышении объективности оценки качества продукции и труда, возможности ее сопоставимости по предприятиям имеет унификация представления технико-экономической информации о качестве по единым формам. В эти формы целесообразно включать показатели для характеристики качества продукции и труда на предприятии, технико-экономического анализа рекламаций, изменений и состояния качества. Данная информация на предприятии накапливается, обобщается, систематизируется и анализируется службами совместно с ОТК. Все формы учетно-отчетной документации по качеству должны быть едиными для всего предприятия. По результатам технико-экономического анализа качества специализированное подразделение должно выявлять динамику изменения показателей на предприятиях с целью выработки мероприятий по улучшению качества.

Важным направлением работ, проводимых на предприятии по автоматизации системы сбора и обработки информации о качестве, является создание автоматизированной системы информации как элемента СУ. Основой такой системы может стать взаимосвязанная компьютерная сеть, о которой говорилось выше. Внедрение автоматизации в практику работы предприятий позволяет наладить четкий и оперативный учет информации о надежности и качестве, сократить трудоемкость обработки информации, выдавать обобщенную информацию по качеству изделий конкретного вида, а также осуществлять действенный контроль за изменением характеристик качества на различных этапах жизненного цикла изделий.

Информационное обеспечение управления качеством в связи со своей значимостью в управлении должно стать приоритетным. В составе документации системы управления качеством это следует отразить в соответствующем комплексе НТД и НМД. Так, на предприятии должны быть соответствующие процедуры, описывающие эти процессы. Таковыми, в частности, могут быть документы в виде процедур управления, определяющих процесс проведения:

- заседаний координационного совета по качеству;

- очного рапорта руководителей;

- диспетчерского совещания по селектору;

- собрания трудового коллектива;

- совещаний «День оценки качества»;

- работ по взаимосвязанному использованию сетей интранет, экстранет, интернет;

- информационных совещаний по качеству в цехах, отделах, рабочих местах;

- диспетчерских совещаний по качеству.

Комплекс мероприятий по улучшению информационного обеспечения управления качеством следует включать также в целевая программа «Качество».

Ответственность за управление и поддержание в работоспособном состоянии процессов, связанных с информационным обеспечением управления качеством, несет, как правило, директор по качеству.

Практическая реализация методов систематизации, обобщения и обработки информации о качестве улучшает проведение технико-экономического анализа качества результатов деятельности предприятий, расширяет состав задач, решаемых системой управления качеством, и повышает эффективность системы информационного обеспечения СУ предприятием.

Заключение

Управление качеством весьма трудоемкий процесс, который требует больших объемов объективной и достоверной информации. В связи возникает острая необходимость в выполнении определенных функций, связанных с информационным обеспечением. Состав и содержание информационного обеспечения управления качеством зависит от специфики продукции и услуг, от организационной структуры управления предприятием и функциями системы управления качеством. Необходимо, чтобы информационное обеспечение управления качеством происходило на всех стадиях жизненного цикла продукции и всех уровнях управления производством. Необходимость повышения эффективности воздействия информации на процессы установления, формирования, сохранения и поддержания необходимого для потребителей уровня качества продукции и услуг в рыночных условиях играет важную роль. Это зависит от таких факторов, как высокий уровень развития НТП, обострение конкурентной борьбы. В таких условиях необходимые сведения желательно получать с опережением, или, как минимум, вовремя.

Кроме того, традиционные формы обработки и поиска информации не могут обеспечить потребителя достоверными и полными данными. В связи с этим, достижение высоких технико-экономических показателей разрабатываемой и выпускаемой продукции невозможно без решения основных проблем и информационного обеспечения процесса управления уровнем качества, совершенствования системы информации в целом, систем информационного поиска, применения новых видов источников информации и способов ее анализа.

Информация по управлению качеством подразделяется на: переменную и условно-постоянную.

В крупных организациях рекомендуется использовать автоматизированные информационные подсистемы управления качеством. При этом, информацию следует представлять как в печатном варианте, так и на электронных носителях. Систему информационного обеспечения следует основывать на совокупности систематизированных показателей качества, их классификации и типовых формах документов, фиксирующих эти показатели.

Основные требования, предъявляемые к информации - это уместность, ясность, одноразовость ввода, надежность.

Основными путями по совершенствованию информационного обеспечения систем качества в современных условиях являются:

· совершенствование существующей отчетно-учетной документации по качеству, находящейся в обращении;

· использование метода диаграмм Парето в технико-экономическом анализе качества изделий;

· типизация форм отчетности по качеству;

· создание и использование в производстве единого классификатора вероятных причин брака;

· внедрение автоматизированной системы сбора и обработки информации о надежности.

Список использованных источников:

Мишин В.М. Управление качеством Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» (061100)- 2-е изд. перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 463 с.

http://www.znaytovar.ru/