Курсовая работа: Роль бюджета государства в Российской Федерации

Название: Роль бюджета государства в Российской Федерации
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: курсовая работа

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра Финансов, бюджета и страхования

Курсовая работа по дисциплине

«Финансы»

Тема № 16

«Роль бюджета государства в Российской Федерации»

Исполнитель: Калашникова И.В.

Специальность: Финансы и кредит

Группа: 4 курс ФК-2 (день)

№ зачетной книжки: 06ффб02805

Руководитель: Финогеев Д.Г.

Пенза

2009


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. функции и роль бюджета государства в российской федерации.. 6

1.1. Экономическая сущность бюджета государства. 6

1.2. Функции бюджета государства. 9

1.3. Роль бюджета государства в национальной экономике. 11

2. Анализ изменения основных параметров бюджета Российской Федерации с 2006 по 2010 год.. 16

2.1. Анализ изменения доходов бюджета Российской Федерации. 16

2.2. Анализ изменения расходов бюджета Российской Федерации. 18

2.3. Анализ изменения дефицита бюджета Российской Федерации. 20

3. цели бюджетной политики 2010-2012 годов.. 25

3.1. Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса. 25

3.2. Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. 27

3.3. Повышение эффективности расходов бюджета. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 35

ВВЕДЕНИЕ

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Необходимо отметить, что конечным результатом существования любого государства, является экономическое благополучие и процветания его граждан. Надёжная бюджетная система является одним из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государства необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему государства.

В настоящее время, в странах с рыночной экономикой составлению, утверждению, анализу исполнения государственных годовых бюджетов уделяется огромное внимание. Принципиально важен тот факт, что в большинстве развитых стран установилась и соблюдается демократическая процедура принятия бюдже­тов на общегосударственном и муниципальном уровнях. Бюджеты обсуждаются в парламентах и их комиссиях самым детальным образом, по всем расходным статьям. И даже по отдельным объектам. Тем самым устанавливается жесткий контроль, и правительства лишены возможно­сти растрачивать бюджетные средства.

Для нормального существования и развития нашего государства необходимо продумано и грамотно регулировать экономические отношения, а вмести с ними и движение денежных средств. Это связано с тем, что бюджет является источником финансирования многих составных частей государства, таких как: армия, наука, культура и т.д. С помощью бюджета стимулируются наиболее важные отрасли экономики. В итоге, при помощи бюджета государство может выполнять свои функции.

В России создана достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном устройстве, закреплённая в Конституции РФ и другими актами, с применением принципов финансово – бюджетного федерализма. Но ещё осталось много нерешенных вопросов в структуре бюджетной системы и не выработаны отлаженные механизмы функционирования и взаимоотношений бюджетов различных уровней.

С помощью бюджетов, так же как и посредством связанных, с ними налогооб­ложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвести­ций, процентных ставок, государство оказывает регулирующее воздействие на товаропроизводителей, а через них и на рынок товаров и услуг, капитала, рабо­чей силы. Собственно, бюджет и рыночные регуляторы имеют одинаковые возможности для регулирования экономики. Так, например, посредством налогов можно увеличить поступления де­нежных средств в бюджет. И тем самым иметь возможность увеличить государ­ственные заказы, государственные капиталовложения, социальные расходы из бюджета и повлиять тем самым на структуру производства, направления его раз­вития, эффективность. Таким образом, государственный бюджет представляет естественное звено системы государственного регулирования в рыночной эконо­мике. Но для того, чтобы адекватно использовать данный инструмент, необходимо хорошо представлять себе его механизм. Этим обусловлена актуальность заявленной темы работы.

Целью работы является определение роли бюджета государства в Российской Федерации.

Исходя из цели работы, в ней решались следующие задачи:

1. Определение экономической сущности бюджета государства

2. Выделение функций бюджета

3. Определение роли бюджета государства в национальной экономике

4. Анализ основных параметров бюджета Российской Федерации с 2006 по 2010 год;

5. Выявление целей бюджетной политики 2010-2012 гг.

Объектом исследования курсовой работы является бюджет Российской Федерации за последние годы.

Предмет работы – роль бюджета государства в Российской Федерации.

Основные методы исследования: аналитический, метод системного анализа, метод экономического анализа, статистический метод.

В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы, исследования различных авторов, учебники и учебные пособия, статистический материал, Законы о бюджетах 2006-2010 гг. (на федеральном уровне), статистические сводки с сайта Министерства финансов Российской Федерации, данные с официального портала Пензенской области, Бюджетный Кодекс Российской Федерации.

1. функции и роль бюджета государства в российской федерации

1.1. Экономическая сущность бюджета государства

Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. [3.стр. 6]

В условиях федеративного государства бюджетная система является объединением относительно самостоятельных бюджетов разных уровней. Такая конструкция с одной стороны создает стимулы для развития каждой отдельной территории, а с другой, при наличии центрального звена – федерального бюджета, сохраняется возможность координации развития отдельных субъектов и федерации в целом.

Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. [9]

В целях обеспечения единства подходов в организации бюджетного процесса на разных уровнях, достижения устойчивости и эффективности системы, Бюджетным кодексом определено, что бюджетная система основана на следующих принципах:

- единства бюджетной системы;

- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

- самостоятельности бюджетов;

- полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- сбалансированности бюджета;

- эффективности и экономности использования бюджетных средств;

- общего совокупного покрытия расходов бюджетов;

- гласности;

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств. [7, стр. 18-19]

Законодательное закрепление принципов бюджетной системы важно также для разработки нормативных актов о бюджете и бюджетном процессе органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. [3, стр. 8]

Бюджет является основным финансовым планом государства, что предоставляет органам власти реальные экономические возможности осуществления воли государства, его властных полномочий. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местного самоуправления, являясь финансовыми инструментами, позволяют проводить экономическую и социальную политику, как на отдельных территориях, так и в целом в России. [18, стр. 33]

Бюджет отражает размеры необходимых государству (местному самоуправлению) финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Характер налоговой политики определяет виды и объемы доходов бюджета.

Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, им присуща денежная форма.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ составной частью бюджетной системы является также бюджетная классификация РФ – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

В целях обеспечения единства планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны федеральным законом от 15.08.1999 г № 115-ФЗ была утверждена и введена в действие с 1997 года новая бюджетная классификация, в которой наряду с группировкой показателей бюджета обеспечена международная сопоставимость данных. В данную классификацию неоднократно вносились изменения и дополнения, последняя редакция утверждена Федеральными законами от 08.08.2001 г. № 127-ФЗ, от 07.05.2002 г. № 51-ФЗ и от 6.05. 2003 г. № 53-ФЗ. [3, стр. 14]

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

- классификацию доходов бюджетов РФ;

- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

- экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

- классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

- классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ; [1]

- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Более наглядно бюджетная классификация Российской Федерации изображена на рисунке 1.

Рисунок 1. Бюджетная классификация Российской Федерации

1.2. Функции бюджета государства

Бюджет выполняет следующие основные функции:

- перераспределение национального дохода;

- государственное регулирование и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;

- контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти управления. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и предложения.

Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные и одновременно проходящие стадии: образование доходов бюджета и использование бюджетных средств (осуществление расходов). [17, стр. 99]

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением.

Бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами и величиной изъятия в бюджет части прибыли предприятий и заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько совершенны формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли. [17, стр. 100]

Доходы могут носить налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов является вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, рента и др.).

Неналоговые доходы образуются в результате экономической деятельности государства (доходы от использования государственной собственности, административные платежи и др.), либо перераспределения уже полученных доходов по другим уровням.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные ссуды и бюджетные кредиты.

В бюджете определяются только размеры бюджетных расходов по разделам, статьям и видам расходов. Непосредственное осуществление расходов производят бюджетополучатели – учреждения и организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся в соответствии с нормативным актом о бюджете получателями и распорядителями средств соответствующего бюджета. [3, стр. 10]

Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны.

Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях пропорционального развития. [17, стр. 100]

Велика роль бюджета в непроизводственной сфере, где он является главным источником финансирования. Именно через государственный бюджет приходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны.

Средства, мобилизуемые через государственный бюджет, имеют первостепенное значение для формирования и распределения общественных фондов потребления.

Контрольная функция предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. [17, стр. 101-102]

1.3. Роль бюджета государства в национальной экономике

В унитарных государствах бюджетные системы являются двухуровневыми. При этом в федеративных государствах местные бюджеты не должны включаться в бюджеты членов Федерации, а в унитарных — соответственно в государственный бюджет.

Бюджетная система РФ по своей структуре состоит из 3 уровней (Рис.2).

1. феде­ральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов,

2. бюджеты субъектов Федерации и бюджеты региональ­ных государственных внебюджетных фондов.

3. местные бюджеты.

Рисунок 2. Структура бюджетной системы Российской Федерации [16, стр. 173]

Наряду с самостоятельными бюджетами каждого уровня управ­ления в целях получения обобщенных данных составляются консолидированные бюджеты. Бюджет субъекта Федерации вместе со сводом бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, образует консолидированный бюджет субъекта Федера­ции. Федеральный бюджет вместе со сводом бюджетов субъектов федерации образует консолидированный бюджет РФ. Если к нему присоединить внебюджетные социальные фон­ды, то получится консолидированный бюджет органов государствен­ного управления в целом.

Федеральный бюджет входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов, но и необходимость осуществления избранной экономической политики.

Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

Федеральный бюджет представляет собой централизованный федеральный денежный фонд органов государственной власти РФ. Он оказывает регулирующее воздействие на все звенья финансовой системы общества: государственные финансы, финансы предприятий и финансы граждан, а также кредитную сферу.

Федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов или законов субъектов Федерации. Местные бюджеты утверждаются нормативными актами представительных органов местного самоуправления.

Федеральному бюджету и бюджетам других уровней управления принадлежит центральная роль в системе государственных финансов. В то же время существенную роль в государственных финансах выполняют различные государственные фонды на федеральном или местном уровнях, аккумулирующие денежные ресурсы, имеющие це­левое назначение. Как правило, такие фонды создаются для решения крупных проблем, требующих специального внимания со стороны органов государственной власти. Источниками средств для таких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисления из бюджета, капитализация доходов и займы. Наиболее значимыми являются социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Внебюджетные фонды являются автономными организациями, управляющими поступающими в них средствами.

Важное место в федеральной бюджетной системе занимают целевые бюджетные фонды, представляющие собой фонд денежных средств, образуемый в соответствии с действующим законодательством в составе бюджета, за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов, используемых по отдельной смете. Средства этих фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению фондов.

Годовой финансовый бюджет и внебюджетные фонды в России составляются и утверждаются на 1 финансовый год, соответст­вующий календарному году. При этом финансовые операции отно­сятся к тому периоду времени, когда они действительно имели место, а не к бюджетному периоду, для которого они были утверждены. В этом случае общие суммы доходов и расходов по бюджетным обя­зательствам будут отражать фактическое состояние бюджета. [1]

Особое место в условиях реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь принадлежит государственным внебюджетным фондам РФ как специфической экономической форме образования и расходования фонда денежных средств, образуемой вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Государственные внебюджетные фонды находятся в федеральной собственности, их средства не входят в состав бюджетов всех уровней и изъятию не подлежат.

Доходы указанных фондов формируются за счет обязательных платежей, установленных законодательством РФ (единого социального налога); добровольных взносов юридических и физических лиц, а также других доходов, утвержденных законодательством. Расходование денежных средств осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, на основании бюджетов соответствующих фондов, утверждаемых федеральными законами и законами субъектов РФ. Исполнение бюджетов этих фондов возложено на органы федерального казначейства.

Бюджетный механизм служит важным инструментом долгосрочной структурной политики. Он используется для более быстрого развития наукоемких производств, научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.

Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание рассматривать его в качестве плана финансового хозяйства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного стабилизатора.

2. Анализ изменения основных параметров бюджета Российской Федерации с 2006 по 2010 год

2.1. Анализ изменения доходов бюджета Российской Федерации

Основным источником доходов федерального бюджета являются налоговые поступления (более 80%), при этом более 40% налоговых доходов составляет налог на добавленную стоимость. [6]

Другим важным источником формирования доходов бюджета являются акцизы (15-18%) и таможенные сборы (около 20%). Поэтому ведущую роль в исполнении доходной части бюджета играет собираемость налогов и сборов.

Изменение поступления доходов в федеральный бюджет с 2006 по 2010 год представлено в таблице 1. [13, 14, 15]

Таблица 1. Доходы федерального бюджета РФ 2006-2010 гг.

2006, млрд.руб.

2007, млрд.руб.

2008, млрд.руб.

2009, млрд.руб.

2010, млрд.руб.

ДОХОДЫ

5046,1

6965,3

6644,4

7465,4

8090,0

% к ВВП

20,70

22,31

18,98

18,81

18,06

Динамика изменения доходов федерального бюджета с 2006 по 2010 гг. показана на рисунке 3.

Рисунок 3. Динамика изменения доходов федерального бюджета 2006-2010 гг.

Из рисунка видно, что на протяжении 5 лет доходы растут, за исключение 2008 года по отношению к 2007.

Анализ бюджета отдельного субъекта Российской Федерации представлен на примере Пензенской области. С 2006 по 2009 годы доходы бюджета росли. На 2010 год доходы запланированы в сумме 29,55 млрд. руб., а значит по прогнозам доходы продолжат увеличиваться. Это отображено на рисунке 4. [5]

Рисунок 4. Динамика изменения доходов бюджета Пензенской области

Таким образом, можно сделать вывод, что динамика федерального бюджета и динамика бюджета отдельных регионов в целом аналогична, но возможны небольшие отклонения. В данном случае доходы бюджета Пензенской области на 2008 год продолжают расти по отношению к 2007 году, а доходы федерального бюджета снижаются за тот же промежуток времени.

В общем объеме поступлений по доходам консолидированного бюджета Российской Федерации большая доля приходится на налоговые доходы. При этом необходимо отметить существенные различия в структуре налоговых доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы. Так, в федеральном бюджете большая часть доходов формируется за счет налога на добавленную стоимость, в бюджетах субъектов Федерации – за счет налога на доходы физических лиц.

Анализируя отношение доходов к ВВП, видно обратную тенденцию. Это наглядно представлено на рисунке 5. [13, 14, 15]

Рисунок 5. Процентное соотношение доходов федерального бюджета и ВВП 2006-2010 гг.

2.2. Анализ изменения расходов бюджета Российской Федерации

Расходная часть консолидированного бюджета на 2/3 состоит из непроизводительных расходов:

1. Расходы на правоохранительную деятельность

2. На управление

3. На оборону.

4. На обслуживание государственного бюджета.

5. На социально-культурные мероприятия.

Динамика расходов федерального бюджета представлена в таблице 2. [13, 14, 15]

Таблица 2. Расходы федерального бюджета 2006-2010 гг.

2006, млрд.руб.

2007, млрд.руб.

2008, млрд.руб.

2009, млрд.руб.

2010, млрд.руб.

РАСХОДЫ

4270,1

5463,5

6570,3

7451,2

8090,0

% к ВВП

17,51

17,50

18,77

18,77

18,06

Наглядно изменение расходов федерального бюджета за 2006-2010 гг. отображено на рисунке 6.

Рисунок 6. Динамика изменения расходов федерального бюджета 2006-2010 гг.

Таким образом, становиться ясно, что вместе с доходами федерального бюджета растут и его расходы.

Изменение с течением времени расходов бюджета отдельного субъекта Российской Федерации изображено на рисунке 7. [5]

Рисунок 7. Динамика изменения расходов бюджета Пензенской области

Сравнивая диаграммы изменения расходов федерального бюджета и бюджета Пензенской области, можно сделать вывод, что расходы бюджета отдельного субъекта российской федерации может отметить одинаковую тенденцию к росту расходов бюджетов разного уровня.

Отношение расходов федерального бюджета к размеру ВВП представлено на рисунке 8. [13, 14, 15]

Рисунок 8. Процентное соотношение расходов федерального бюджета и ВВП

Подводя итоги динамики изменений расходов бюджетов различных уровней, можно сделать вывод, что в целом в области расходов бюджета до сих пор имеются существенные недостатки: низкая эффективность использования бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально финансирование отдельных направлений расходов в условиях невыполнения плана по доходам [7, С. 495].

2.3. Анализ изменения дефицита бюджета Российской Федерации

Зная доходы и расходы федерального бюджета, можно проанализировать профицит (дефицит) бюджета данного уровня.

По годовое изменение профицита федерального бюджета представлено в таблице 3. [13, 14, 15]

Таблица 3. Изменение профицита федерального бюджета 2006-2010 гг.

2006, млрд.руб.

2007, млрд.руб.

2008, млрд.руб.

2009, млрд.руб.

2010, млрд.руб.

ПРОФИЦИТ

776,0

1501,8

74,1

14,2

0,0

% к ВВП

3,18

4,81

0,21

0,04

0,00

Более наглядно динамика изменения профицита федерального бюджета за 2006-2010 год представлена на рисунке 9.

Рисунок 9. Изменение профицита федерального бюджета 2006-2010 гг.

Несмотря на то, что в федеральном бюджете на всем протяжении с 2006 года до 2009 года показан профицит и лишь в 2010 году планируется равенство доходов и расходов бюджета, но в некоторых субъектах Российской Федерации наблюдается дефицит бюджета. Так, например, в Пензенской области даже к 2010 году не планируется полное преодоление дефицита бюджета.

Данные об изменении дефицита бюджета Пензенской области с 2006 года до 2010 года отображены на рисунке 10. [5]

Рисунок 10. Изменение дефицита бюджета Пензенской области

По рисунку видно, что на протяжении исследуемых 5 лет дефицит бюджета продолжает расти. Это говорит о том, что бюджеты отдельных субъектов Российской Федерации бывают дефицитными, несмотря на то, что федеральный бюджет исполнен с профицитом, что видно из рисунка 9. Причем профицит федерального бюджета продолжает сокращаться, а дефицит бюджета Пензенской области продолжает расти.

Отношение изменений профицита федерального бюджета и объема ВВП отражено на рисунке 11. [13, 14, 15]

Рисунок 11. Процентное соотношение профицита федерального бюджета и ВВП 2006-2010 гг.

Проанализировав основные параметры федерального и областного бюджетов, можно делать выводы и о консолидированном бюджете государства.

Динамика основных параметров федерального бюджета, несмотря на некоторую стабилизацию базовых индикаторов социально-экономического развития отечественной экономики, прогнозируемых на 2010–2012 гг., по сравнению с их состояниям в 2009 г., характеризуется продолжением сокращения доходов и более высоким уровнем расходов относительно докризисного периода. [10]

В соответствии с предварительными оценками исполнения федерального бюджета за текущий год, представленными в материалах Проекта федерального бюджета 2010–2012 гг., 2010 г. является некой точкой перелома тенденций основных бюджетных индикаторов, в частности в этом году наблюдается прекращение многолетней тенденции роста доходов и исполнения федерального бюджета с профицитом. [19]

Основным источником финансирования дефицита станут внутренние источники – Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Кроме того, возникнет необходимость совершать целевые внешние заимствования.

На протяжении 2010–2012 гг. в соответствии с проектом федерального бюджета ожидается снижение поступлений по большинству налогов по сравнению с периодом 2006–2008 гг. (рис. 12). Прогнозируемое снижение доходов главным образом обусловлено относительным ухудшением конъюнктуры цен и спроса на товары российского экспорта в условиях сохранения сильной зависимости доходной части федерального бюджета от состояния отраслей топливно-энергетического комплекса. [19]

Рисунок 12. Динамика структуры налоговых доходов федерального бюджета в период 2006–2010 ГГ. (% ВВП) [19]

В период выхода из кризиса необходимо стимулировать экономику страны. Одним из важнейших инструментов стимулирования экономики в этот сложный период является бюджет. Таким образом, одной из целей бюджетной политики в ближайшие годы является использование бюджета государства в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования государственной экономики в период выхода из кризиса.

Кроме этого, в период выхода из кризиса важно адаптировать расходы государства к более низкому уровню доходов. Это обеспечит устойчивость макроэкономическую устойчивость, как в среднесрочный, так и в долгосрочный период. Достижение данной цели непременно должно быть включено в бюджетную политику государства в 2010-2012 годах.

Снижение расходов может отрицательно отразиться на развитии экономики страны. Поэтому повышение эффективности расходов также является одной из важнейших целей бюджетной политики посткризисного периода.

На основе выявленных проблем исполнения бюджета производиться постановка целей бюджетной политики на следующий период, в данном случае на 2010-2012 гг.


3. цели бюджетной политики 2010-2012 годов

3.1. Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса

Россию кризис коснулся сразу по нескольким направлениям. Осенью прошлого года произошло резкое падение внешнего спроса на основные экспортируемые товары, что привело к падению цен на экспорт. Быстрое снижение экспортных доходов сократило внутренний спрос. Одновременно Россия наряду с другими странами почувствовала резкое сжатие внешнего финансирования. Прекращение притока дешевых иностранных займов и возросшая неопределенность существенно снизили объемы кредитования российской экономики. [12]

В 2008 году рост мирового ВВП составил 3,4% в сравнении с 5,2% годом ранее. По последним прогнозам международных организаций, в 2009 году падение мировой экономики может составить до 3% на фоне значительного сокращения международной торговли.

В первом полугодии 2009 г. продолжилась тенденция к сокращению основных экономических показателей. Темпы падения ВВП превысили 10%, промышленного производства – почти 15%, инвестиций – более 18%. Отмечено также снижение потребительского спроса (оборот розничной торговли сократился на 3%) вследствие падения заработной платы почти на 3%.

Тем не менее, наличие значительных золотовалютных резервов позволило стране значительного ослабить влияние мирового кризиса на российскую экономику, избежать существенных проблем в банковской системе и сгладить резкие колебания валютного курса. Накопленные в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния значительные средства – на 1 января 2009 года они составляли 4027,6 млрд. рублей (137,1 млрд. долларов США) и 2584,5 млрд. рублей (88,0 млрд. долларов США) соответственно – позволяют исполнять расходные обязательства Российской Федерации и осуществлять поддержку реального сектора экономики в текущем и последующих годах. [4]

В период 2010-2012 годов (особенно в следующем году - в период начала выхода страны из кризиса) в рамках достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

а) Использование мер фискальной политики для стимулирования внутреннего спроса и решения острых социальных проблем.

Россия, как и другие страны, сталкивается с различными социальными проблемами в период мирового финансового кризиса. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой — замедление развития отраслей социальной сферы. Эти проблемы придется решать и в посткризисном периоде. Бюджетная политика на 2010-2012 годы предполагает ряд мер по повышению обеспеченности незащищенных слоев населения. В частности, с 2010 года происходит существенное увеличение трудовых пенсий. Продолжится реализация национальных проектов социальной направленности. [4]

б) Поддержка реального сектора экономики в условиях рецессии и посткризисного периода.

В 2009 году осуществляется целый комплекс мер, направленных на поддержку реального сектора экономики. Поддержка оказывается как отдельным предприятиям (в рамках списка системообразующих предприятий, утвержденного в конце 2008 года), так и отраслям в целом. Меры включают в себя прямую поддержку из бюджета, предоставление госгарантий по кредитам, дополнительную капитализацию банковской системы для восстановления кредитования, а также отдельные налоговые стимулы.

В 2010-м и последующих годах объем такой поддержки будет постепенно сокращаться, по мере выхода экономики из кризиса. В первую очередь это касается помощи, оказываемой напрямую из бюджета. В ближайшее время фискальная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление нормального функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях. Реструктуризация предприятий и повышение эффективности их работы будет способствовать диверсификации экономики, сократит долю нефтегазового сектора, доминировавшего в последние годы. Это в свою очередь в дальнейшем станет залогом стабильного роста экономики. [4]

3.2. Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости

Недопустимо превышение прогнозных темпов инфляции, учтенных при формировании федерального бюджета. Это требует как повышения качества государственных прогнозов социально-экономического развития, так и взвешенных решений по формированию расходной части бюджета. Темпы роста непроцентных расходов не должны превышать темпы роста экономики. Необходим комплексный учет бюджетных последствий проводимых структурных преобразований в экономике и социальной сфере. В противном случае бюджет становится фактором макроэкономической нестабильности.

Как уже отмечалось, в ближайшие три года российская экономика столкнется с резким сокращением ресурсов – причем это касается как текущих доходов, так и накопленных ранее резервов. В этой связи придется проводить такую политику в области расходов, которая бы, с одной стороны, стимулировала рост внутреннего спроса и производства, а с другой стороны - не допускала обострения социальных проблем и при этом не вела бы к чрезмерному росту бюджетного дефицита и необходимости стремительно наращивать государственный долг. [12]

До кризиса расходы бюджетной системы и, в частности, федерального бюджета, из года в год неизменно увеличивались. Темп роста расходов заметно опережал темпы роста экономики и коснулся практически всех направлений расходов. Сейчас перед правительством остро стоит задача коррекции бюджетной политики, ее адаптации к периоду низких государственных доходов.

Ближайшие несколько лет должны стать переходным периодом, когда правительству придется балансировать между необходимостью проведения стимулирующей бюджетной политики и восстановлением макроэкономической стабильности. Компромисс между этими требованиями будет достигаться при постепенном сокращении бюджетного дефицита – до 6,8% ВВП в 2010 году, 4,0% ВВП в 2011 году и 3,0% ВВП в 2012 году. [4]

После завершения переходного периода необходимо будет как можно скорее вернуться к тем принципам бюджетной политики, которые были закреплены в Бюджетном кодексе в 2008 году. Величина расходов федерального бюджета должна находиться на уровне суммы ненефтегазовых доходов, нефтегазового трансферта в размере 3,7% ВВП и финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно, долговое финансирование) в размере не более 1% ВВП. Использование средств фонда национального благосостояния допустимо лишь для поддержки пенсионной системы.

Такие бюджетные правила позволят обеспечить стабильность бюджетной системы в долгосрочном периоде, предотвратят чрезмерное наращивание государственного долга, создадут благоприятные условия для внутренних и внешних инвестиций, невозможных при нестабильности экономики и, как следствие, бюджета. [12]

Следует отметить, что при больших объемах дефицита бюджета могут возникнуть определенные затруднения с источниками его финансирования в результате конкуренции государства и частного сектора на рынках капитала, поскольку из-за ограничения доступа к кредиту корпорации наращивают выпуск облигаций. В июне текущего года было зарегистрировано 27 новых выпусков корпоративных облигаций объемом в 221 млрд.рублей. Портфель корпоративных облигаций растет быстрее портфеля ОФЗ. Доходность корпоративных бумаг существенно выше доходности ОФЗ. [4]

3.3. Повышение эффективности расходов бюджета

Эффективность расходов государственного бюджета характеризует качество и эффективность государственного управления и является одним из ключевых условий обеспечения социального благополучия, экономического развития государства.

Уровень эффективности многих бюджетных расходов в нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности государственных расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг. [4]

Основными критериями эффективности бюджетных расходов являются:

1) сведение к минимуму низкоэффективных расходов бюджета, в первую очередь тех, которые не в полной мере обеспечены бюджетными обязательствами, а значит, эффективность их отдачи будет незначительна;

2) оптимизация бюджетной сети без сокращения социальных обязательств государств позволит снизить издержки на производство социальных услуг;

3) уменьшение числа целевых программ и выплат в пользу перераспределения бюджетных ресурсов по направлениям наибольшей социальной и региональной значимости.

4) строгое применение всеми бюджетными учреждениями механизма конкурсного отбора поставщиков товаров и услуг при государственных закупках и заказах. Непременным условием принятия бюджетных обязательств получателями бюджетных средств должно являться проведение конкурсных торгов, размещение госзаказа в соответствии с федеральным и региональным законодательством, по итогам которых будут определяться поставщики продуктов и услуг. В основу процесса государственных закупок должны быть положены принципы прозрачности, целесообразности и эффективности;

5) максимальный контроль и прозрачность процедур продажи государственной собственности и сдачи ее в аренду;

6) анализ представленных получателями бюджетных средств смет расходов на очередной финансовый год в целях выявления завышенных статей расходов и своевременное их перераспределение по иным получателям;

7) оперативный анализ исполнения бюджета в рамках месячных лимитов в целях определения недофинансированных отраслей и определения действительной потребности в бюджетных ресурсах. [11]

Кроме того, необходимо разработать систему показателей эффективности для каждого направления бюджетных расходов – образование, здравоохранение, сельское хозяйство и т. д. Это предполагает выбор метода оценки эффективности расходования бюджетных средств, предусмотрение соответствующих критериев и нормативов. В качестве примера можно рассмотреть отрасль здравоохранения, где такими показателями могут выступать:

– продолжительность жизни;

– количество излечившихся от общего числа больных;

– процент больных, чей прогноз из разряда неблагоприятных был изменен в положительную сторону;

– процент больных, умерших в результате врачебной ошибки либо позднего диагностирования заболевания;

– общий показатель смертности, в том числе и детской;

– число заболеваний, возникших в результате несвоевременной профилактической работы органов здравоохранения;

– число онкологических заболеваний в регионе.

Для отрасли образования показателями могут являться:

– число поступивших в вузы и сузы;

– успеваемость учащихся;

– степень востребованности специалистов. [11]

Необходимо четко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, проведя подробную и внимательную инвентаризацию бюджетных расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение.

Целесообразно в максимальной степени реализовать программно-целевой принцип планирования и исполнения бюджета. Основную часть бюджета должны составлять долгосрочные государственные программы (прежде всего программы развития инфраструктуры), федеральные и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты.

Контроль за целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов. [3]

Программы повышения эффективности государственных расходов должны интегрироваться в процесс долгосрочного бюджетного планирования. Это позволит учитывать при распределении бюджетных ресурсов как приоритеты социально-экономического развития, так и потенциал решения важнейших задач с использованием меньшего объема бюджетных средств и поддержания тем самым бюджетной сбалансированности.

Ключевую роль в составлении и реализации программ по повышению эффективности бюджетных расходов будут играть непосредственно ведомства, отвечающие за государственную политику по тому или иному направлению.

Повышение эффективности расходов становится одной из важнейших задач, для решения которой недостаточно поиска резервов экономии, а требуются системные изменения бюджетных институтов, создание практических технологий принятия эффективных бюджетных решений. [4]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное бюджетное устройство является важной частью государственного устройства России. Бюджетная система является частью бюджетного устройства. За время своего развития бюджетная система прошла много этапов изменения и развития. Увеличивались функции, возлагаемые на бюджетную систему. Это было связано с разными факторами, прежде всего с усложнением и изменением структуры устройства государства.

В настоящее время бюджетная система и как составная часть бюджет государства представляют собой сложные составные части управления и регулирования экономическими отношениями. При помощи бюджета происходит формирование государственных фондов, перераспределение ВВП, контроль над процессами в народном хозяйстве, стимуляция экономики.

Все принципы, свойства и правила, весь комплекс отношений бюджетной системы строго закреплены и регламентированы бюджетным законодательством. Бюджетное право является сложной системой нормативно-правовых актов, строгое соблюдение которых обеспечивает надёжное функционирование бюджетной системы.

Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи принято решение основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистических оценках перспектив экономики.

В настоящее время прогноз основных показателей социально-экономического развития значительно ухудшился по сравнению с тем, что ожидалось в середине 2008 года. Столь серьезные изменения объясняются в том числе и тем, что предыдущий прогноз оказался сверх оптимистичным. Между тем, именно на этом прогнозе основывался Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". Исходя из завышенных предположений, сформировались на среднесрочную перспективу обязательства государства.

На фоне ухудшения ситуации приходится пересматривать параметры бюджетной системы. Но если в части доходов происходит объективное их сокращение на более чем 40% по сравнению с изначально запланированными, то по расходам ситуация иная. В условиях кризиса обязательства не просто сложно сокращать – их приходится увеличивать, чтобы поддержать ослабленную экономику и незащищенные категории граждан.

В сложившейся обстановке изучение и анализ бюджета государства является основной задачей при разработке антикризисных программ.

В курсовой работе была определена роль бюджета государства в Российской Федерации.

В первой части была описана экономическая сущность бюджета Российской Федерации, его структура, функции. Также была дана характеристика уровням бюджетной системы.

Во второй части проводился анализ изменения основных параметров федерального бюджета и бюджета Пензенской области с 2006-2010 гг.

В третьей части были описаны цели бюджетной политики, позволяющие адаптировать экономику страны в период выхода из кризиса. Даны рекомендации по обеспечению устойчивости бюджетной системы.

Современная бюджетная система России является достаточно устойчивой системой экономических отношений, но в ней ещё есть много неопределённостей. Поэтому, необходимо постоянно совершенствовать методы организации и функционирования бюджетной системы для улучшения деятельности государства, и, следовательно, для экономического процветания граждан Российской Федерации.

Благодаря бюджету государство сосредотачивает огромное количество финансовых ресурсов в своих руках, в дальнейшем направляя эти финансовые ресурсы в различные отрасли экономики. Соответственно посредством этого государство может воздействовать на экономические процессы в стране

С его помощью государство в процессе перераспределения национального дохода может изменить структуру производства, влиять на результаты хозяйственной деятельности, осуществлять социальные преобразования и т.д.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 18 июля 2009 года).

2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010–2012 годах

3. В.В. Дюбин. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для вузов, Петрозаводск, 2003

4. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2010-2012 гг.(проект) – Министерство финансов Российской Федерации – август 2009 г.

5. Официальный портал Правительства Пензенской области http://www.penza.ru/

6. Официальный сайт Министерства финансов РФ: www.minfin.ru

7. Официальный сайт Правительства РФ www.government.ru

8. Материалы сайта www.gosbudget.ru

9. Перепанова Т.С., Балтахинова О.Р. Основы бюджетной системы и бюджетного учета: Учеб. пособие – Улан-Удэ, 2004.

10. Повышение эффективности бюджетных расходов: учеб. пособие / под общ. ред. А.А.Климова. М.: Издательство «Дело». 2009.

11. Приоритеты в оценке эффективности расходов бюджета при проведении внешнего контроля регионального бюджета. Е. В. Шипилова

12. Сайт «Экономика и жизнь» http://www.eg-online.ru

13. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год» (29.12.2005)

14. Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 267-ФЗ (29.11.2007)

15. Федеральный закон от 3 марта 2008 года № 19-ФЗ (07.03.2008) «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"»

16. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанги. — М: Юрайт-М, 2004

17. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2-е изд. 2001

18. Финансы / Под ред. A.M. Ковалевой – М.: «Финансы и статистика», 4-е изд., переработанное и дополненное, 2005

19. Экономико-политическая ситуация в России в ОКТЯБРЕ 2009 г. – Сайт «Институт экономики переходного периода» www.iet.ru